автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Тувинская сценическая речь (разделы: дикция и орфоэпия)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Тувинская сценическая речь (разделы: дикция и орфоэпия)"
Министерство культуры Российской Федерации Российская академия театрального искусства Кафедра сценической речи
, На правах рукописи
БУЛУП БОЛАТ-ООЗ ЙЙРГЫСОВЗЧ КУБИНСКАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
(раздем-. 'дзяця и орфоэпия)
Специальность: 170001 — Театральное -искусство
-Автореферат диссертации яа соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва — ¿992
Работа выполнена на кафедре сценической речи Высшего теаз ного училища им- Б.В,!Цукина при Государственной академическом тре им. Евг. Вахтангова
Научные руководители: доцент Т.И.ЗАП0Р0ЖЕЦ, доктор, филологических наук, профессор 11Г.Л.САТ,
Официальные оппоненты: доктор филологических наук Б.Я.Татаринцев,-кандидат искусствоведения.. П.Г.Полов
Ведущая организация г
Высшее театральное училище их. М.С.Щепкина
Защита диссертации состоится п1}* ^¡ь>пЯ 1992 -г-.в на заседании специализированного Совета К 092.02.01 по присужд уча но я степени кандидата наук Российской академии театрального хуссгга по адресуй 103009 Москва, Собиновскйа пер.* 6
С диссертацией могшо ознакомиться в научное библиотеке Р01 гкоИ академии театрального искусства СЬсква, Собиновский, пер.
Автореферат разослан * /7* фий^лЯ 1992 г.
Хчешй секретарь слец;:ал".1злроЕз.лного Совета
, >
кандидат дсяуссгаове^ния
ШШМШШЗА. КЛ.
(¿) ?ат2, 139г..
• - г -
Актуальность темы. В настоячее время тувинская сценическая речь утвердилась и как одно из основных средств театрального воплощения драматургического произведешь, и как один из основных предметов теттральной педагогики, гоговяяяй будущих артистов к овладении речевым мастерством. Несмотря на существование фактического объекта тувинской ецеикчэской речи, до сих пор она не являлась предметов спецгзльного вгследогашя как в теоретическом, так я г практически пааяв. '
3 то зремя как за последние годи активизируется внимание к проблемам сценической речи, связанное с лохохительныхн и отрицательными сторонакя речевой практика тувинских актеров. Для даль-неиаего повышения речевого мастерства проводятся пански возможных путай и форм освоения богатства народного языка. Такие творческие искания актеров старшего а молодого поколений в области сценичво-кой речи приводят к плодотворны* результатам. Актерское слово на сцене тувинского театра оказывает глубокое воздействие на зрите. лей,приносит им эстетическое нагл /издание»
Вместе с этим практика свидетельствует о заметных отклонениях от литературной норки, когда доцускавтся грубые дякциоюшз овибкв, диадекхныз произношения и неоправданные скороговорки. В многочисленных выступлениях на страницах республиканских газет, на радио л телевидении, резко критикуют недостатки в речи актеров тувинского театра. Общи контекст всех публикаций требует скорей-Евй разработка данной проблемы роди повыавния речевой жуль туры на сцене.' Ее срочное реавзив становится всё более актуальным.
Актуальность техы диктуется также требованиями театральной педагогики в области преподавания тувинской сценической речи, которая нутдаетеяв оказании необходимой практической помощи буду-здм актерам.
- з -
Цели а задача исследования. Предлагаемая диссертационная р бота по тувинской сценической речи ставит своей цедьв иссладова н;:а начальных этапов обучения сценической речи. Это ЛЯКЦйЯ » пр вадьноа, чзткоз а ясное произнесение отдельннх гласных и соглас ных звуков и ОР'ЮЭГБй - норма правильного произноыекая caos а с восочетаний. Разработке этих раздело» должна оказать дейсгаеиау помочь в радения назревшей проблеки качественного улучцензя ту£ схой сценической речи.
Основными задачами диссертации, вытекающими из поставлеггаа цели является:
I.. Анализ театроведческой и специальной литературы по caei; ческой речи, по тувчнекоиу языку и театральному искусств? ¿^ва.
2. Изучений истории зароздения тувинской сценической речи комплексном плаке, включая истории возникновения и развитая туi ского театра. •
3. Сбор, анализ и систематизация необходимого речевого иаз риала для освоения правил образцового литературного произноаеш
'í. Описание, на основе зксперинангалькых данных, артикула гласных к согласных звуков туванскол сценической речи.
§. Выявление основных устоявзихся орфоэпических нори тува сценической речи, указание на литературное z нелитературное api нокенае с учетом влияния диалектов.
б. Связь теории а практики в преподавания дикции н ор?озш тувинской сценической речи.
Источник:;. Основу работы составили собранные речевые «аде] ли кз различных источников. Это устное народное творчество, др тургкческие и литературные катериалы. Зго «агнигнае записи рвч тувинских актёрбг и диктсрсв кя^ ъ отрюочкых варианте*, так и воде целых спектаклей, концертов, записей чтения худозес*»енад нз^сденкй, циклов редко и телепередач. Лсподьзованн таз?** иа?е
' . 4 -
гснда ?асталарадяоксма?в?а Республики Тува, звуковой з рукопасни:; фонд Тугпнгкого научно-исследовательского инстэтута языка, литзра-гуры з историй СПШШ)..
Дда достижения более глубокого к. точного результата исследова-яая давдги а орфозпиа тувинской сценической речи проверены иногочяс-лвншй. ашхвряиснтальнэ-техначаские работа а 1аборатор;-л эхспзр'.шек-талнйй фонвтюи Института русского языка АН СССР под наблюдением С.С.Зисоцкого. Проводились такте технические работы по составлена рентгеносхемы, по нзхвренпо осщмогракм для составления таблиц, по фотографирована» речевого аппарата* а тахяв сделаны магнитике записи.
Методология. Методологической основой данной диссертационной работы по дикции и орфоэпии тувинской сценической речи являзтса тсо-рзтичзскнв и практические положения» которие прпкеняатся в Бысшек театральной учадице им. З.З.Щукина при Государственном академическом театре их* Бвг»Вах?аагова.
При работе над диссертацией автор опирается на работы советских теоретиков и практиков театрального искусства, на работы педагогов русской сценической речи Е.^.Сзричезой, Й.Й.Яозллнянозой, З.Б.Савкс-вой,.Т.З.Запоромец а др. Учитывались также работы тувинских авторов, которце в той ила иной степени касается вопросов тувинской сцзнпчос-К02 рччн.
Научная ксвезна. Работа по тувинской сценячоской рочл яваязтся иервнм опытом -исследование данной проблемы* 3 ней предпринята попытка освещения вопросов тувинской сценической рзчк з цстопичесхэм ас~ ввхтв с ^хазагяем еа истоков и периодизации г тесной связи с исгзр::-е&Триь .
Зрезультата экспериментальных исследований было установлено описание артякуляцил гласных а'согласных. Тхазивгэтся расхс-деная в написании графа* в произнесений отдельных звугов. ■
Впервые на основе обьярного фактач&ского материала сдс-гана пс-
пытка установления орфоэпических корм тувинского литературного язат ка. Кавдое правило подтверждается конкретш&ш прнкерашг из орфоэпического словаря, составленного и опубликованного нами1. В необходим мых случаях указывается. возможные отклонения от литературной нормы»
Практическое значеаяа. Теоретические выводы а практически материалы диссертации используятея при изучении разделов дикции а орфоэпии тувинской сценической речи студзйгаиа театральных учебных заведений. Мате риалы дцссеах-ацпл йогут способствовать позыыениа мастерства актеров, рашссероз а дикторов. Работа кожат. быть использована коллективами народню; гзатроз и участниками худокбственкой самодеятельности. Она тазне направлена на иссользозаниз специалистам Различна: сблазтаа» тззрчзствс гстсрых связаны с. рачззай деятельное-^ тьо.
Апробация работы. Основное содар^ашз диссертации опубликовано з пяти научных статьях и в учзбнон пособии по тувинской сценической речи (1978). Теоретические а практические вщоды диссертации -прсве-реки практикой преподавания сценической роча в Тувинской нациснадь-ноЛ студил За си его театрального учплнда иы. Б.В.ьук^ш. (1374-1376) и з театральном отделении учалвцв- искусств ¡».Кызыла.
Основные её пологснля апробированы б зпда паучник докладов ка конференция аспирантов а молодых сотрудников (Лосхва, 1377}, на республиканских конференциях (Кызыл, 1979, 1987). Работа в целом обсун-дека на расширенном засаданзш секторов языка» «исьмениостя а словарей ТН1-ШЗЦ и подучила положительный отзыв.
• Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глаз, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определено содержание предмета исследования, обоснована актуальность те:-:и и еа научная новизна. Раскрыты цели к за-►
ь Бгдуп Б,К.- Тувинская сценическая рзчь.- Кизил: Тув. кн. изд-зо» 137В.- С.100-1Х7. -
отдачи диссертации, дано обоснование её структуры. Кратко характеризуется методологическая основа, аеточнзковая база и практическое значение работы.
В первой главе диссертации рассматривался вопросы становления •тсхусства сценической речи в профессиональном тувинском театре.
Яра хронологическом рассмотрении тувинской сценической речи еудслкятся два основных этапа, связанные с историческим периодом самостоятельного развития ТНР (.Тувинской Народной Республики) в 1921-15ч4 гг. и периодом Советской Тузы с 19ЭД года по настоящее время.
'С$ормкровазиась на осиово богатого народного фольклора и раз-s:~3;!Cb в дальнейшем, в основном, на примере русской сценической речи, тувинская сценическая речь проходит многоступенчатый путь, начало которого берет в 20-30-их годах.
На начально;,« этапе развития тувинская сценическая речь рассматривается з комплексном плаке - как основное средство выражения искусства драматического актера я как предкет театральной педагогики. Только яяяь з 1936 году в связи с развитием театрального искусства до профессионального уровня представляется возможным анализ преподавания. сценической речи в -театральная студиях Тувы.
3-первой раздало первой глава, наряду, с вопросами зарождения туззкскоЯ сценической речи, рассматривается первые опыты преподавания прздмзта сценической речи в театральных студиях ТНР, выделенные заглаьиями "1-я студия З.В.Раевсхого*."2-е студия й.Я.Исполнева".
Резаацзо значение для возникновения тувинской сценической речи как предмета театральной педагогики сыграло введение "Техники речи" {.гак называлась тогда сценическая речь) -з учебную программу первой студии, которой много сия и времени уделял В.В.Раевский. Поэтому студия получила-условное название "Студия Раевского".
Для начальных азгов прэдмата сценической речи быль характерна
— 7— '
«го практическая -вавриаяюшость, где первостшшннол задачвя ватта бк2в лостухоаки сродсгвша обрежь ¿.шпиня студиаае» на свое речь, в» £1 ярвхгхышса». четкость ж громкость.
2 содердвкжэ дркдмгаа Тсхнака речи" ттгаддд разами погтвют-XX s рвзввявв голоса, хшрабопси scBoä дяхвни к хырвзитвхынт "ЧХв— нив. Ошгопш ш яшв речи рвЗвтш Татьяне Степановна Сшфиаа* по спзсаахьюох учитель русского хямхб я зхгьрвггурн, чвшвек, предавай театру * зиывдд пока « задачи ¿хредквяи
Следует инюни», что занятия по техника речв-зввс» без чет-ко£ скствкы. Звнитхд тчпнвххсь» когда етудиЗцу-дргистк дрявуви в Ензиж «s гастрольваЗ поездки, ооскахь^уови соэтвзалн учебу с ja-äoron. В псрвоЭ пмлзав» дня она учишваж щц», & во гтороЗ по-зговжне работали кгд спектаклями. Такая форжа учебы s работ» свздеза->ха спрвда»Бннш трудности, котсрыв щяходжжась преодолевать самостоятельно.
S везях лвиввгавта аадиитаа театральной куаьтурк и вадгстсака вксовоквагафвцир-ванЕнх -кадров so рггеша :нарсдно~револзцжшно2 партии s щввстехьсгвб ТН? 21940 гскУ cçpsss театральная стыдна, била реорганизована s «уз ыкальнэ-дрзцатячвскиЗ театр.
Ври театре открывается вторая че трехгодичная «^удая, где актеры получите бодее гдубокув яро$вссзозахьнух> подготовку пс касгер-CTsj агтера,- сцбнгческо2 вечи а другим соедпреджетак.
Жуданестзенным рукеводшгеззм-театра-студяа б ¿л назначен 8ван Яксваевзч исшшшб, слеугалист, пратзаьезшй из du?. 0к преподавал кьстэрсгза актера и сцзнгческув речь. С его вканеи грачата .начало rijSoccro тесретичесЕОГ» е практического изучения театрального же-. EytcTEt. Изменяется аетсд работы, s которой гхвзнэе хесто закусает свьгекатнчесгая йжазогая работа с преэ^аадаваза педагогической сто-»
Йр*ия пргыерак тего. sas он обучад сьоях учзнлког кагут схуаать
. \ ... - -8-атадн- Заехухвяшд арягст PCX? а ндродтпД артет Pecajájzxx Т?аа З.Э.СхзеЗ-оаг д» сяг asp uawwp эпд» вяорв ж со ста ах в одаогч» схоза "Эжш^СЗдрвастзуатч?. С пмоцьв этого сюта ау-шо быхо явжыг-шш хонхретнов ехеввсяоа делегата. З.Охзег-оаж заказал ар» шягощж . этого ехсгва сгзраввв* яародшД абрад ■Чолухапр'СЗЬтя бхвгзтпгелззпг-яхж)' Зге бкхо то» ко одно действие, а затея студиЗни зкзств аачахж «ехать разхэтнне д да гид аадравхення дезствя* сховз. 3 юнца саж аэ-
дагог показах fi прютрах. что, ороязнаса схово "Зхаз*» жшш nps-
--_- __о _
зетстпоЕпть, стгно з унзззть чезазеха з т-д»
Яа заякгаах "Esas ахоЕхеззч внзхатгехьнэ сяушai антсвациа тув indexas речи. Запаха основные недостстхя s сцезаческоЗ: речг, os отав— чах дза тона разтйвораг "ходухьныЗ naçec" 3 "дохаллкя. вязая бнтовеа речь". Ддя аспразззЕяа надэствгхов опирахзсь ^ра одновременна тренинг по сценачэсгаа речз а ияетерству аггвра, хотяраа дазах сэах ао-шзз— талъяьга резухьтатяи
Езяахаж заслуга в развагга иастарства рвчз sa сцена туллнеядго театра зрпнаддзхат ахгерзж первого похжгнзз: З.З-Кзх-асху, Зуязух. ЕГ-О.ОлзеЛ-оаху.
; Наряду с -успехгяз з зетользовгнаа речззых средств, ^аггаззеь s неудачныа кзкгята» связакЕна с церзама труднагтгкя в постагозхах зтах дет- . .
3 обхгстя проазношзаая на, сцена гтспю отметать íes осногныз группы Еедостзтхоз» связанная с заметвнхз дгалакгшзех otxzohgsstgí ж ояибхаяа чгсто тзхннчзехаго харахтерь.
Нахоторыв ахтера,'занятна дате э осяагннх рахях, сохргзздз ^зез дзахеггнад прсазноаснза. Понгно ахагзато огтезха з речзгох язгггяхз, что явхяетсл. отклонением а? литературней нормы, дело дахадхла да тз-го. что дзпуегахясь зехахениз авторехаго текста, зкр^зпзшвзся в epic— эотчзехах ошбхзх. 3*есзо литературного хехг^соабачпо говезнгз ЧЗТЕ2Н, зяссто ZJ3X — эдзх» зязстс барбсаз - 5апбеаг_ а т.д»
Особую группу трудно с те я составляло правильное прсшнааенае впзрзыа заимствованных слов, звуков и ах сочетаний. Дакв само ело во TgaTg^вначале произносила как чаады^ь
Такие тенденции речи на сцена резко осуждались на коллектива разборах, куда приглашались специалисты по тувинскому языку, лолд тизнкма усилиями добивались ведаемого результата. Недаром сцешчз кая речь актеров первого поколения до сих пор считается наиболее правильной и чистой, четкой и внятной по звучании. Она является о; разном для лосле^увдих поколений тувинских актеров.
Во втором разделе первой главы рассматривается развитие туви: скрй сценической pe4Jí з советский период после вхождения ТН? в coi тав СССР с II октября ¡S^'-i года в до настоящего времени.
Перед артиста.'.:;: и деятелями ис^гсства открывается новые прос: ры и возможности для.таорчасклго раскрыта своих сил и тадаатоз. Происходит дальнейшее практическое освоение огромного богатства с; ветского многонационального театра» лре:::д5 всего богатого-наследи русской.театральной'культуры.
Второй раздел состоит из параграфов ''1-я студия ЛГШМдл", п2-студия ЛППлиХ" и "Преподавание тув;шской сценической роч;: в Высг-театральном'училиде п.м.В.3.Лукина".. Через все оти этапы просд&глвг отся проблема преподавания сценической речи в национальных студил: из Тувы. Акцент при о том делается на преподавание тув;:кс::о1: сцон::-чэской речи в театральном учклзде' им.Б.В.2уккна, так как гам вягр-. .выа были начаты нами теорзтичзсшге з практические разработки дан:-:; диссертации.
Каждая из студии имеет своя особенности, как бы свой лочзрг, '- ;-:отор_"о связаны с множеством факторов как от учеба самих студ:;2дзг так'и от иетодаха их педагогов. В обучении каадоЯ т студил змэагс свои положительные стороны и трудности. -
3 Ленинградском государственном театральном институте вперзнз
.. ."".'. ; - ■■ - ю - '
высшее 'театральное образование получила два поколения актеров тувинского театра, составлявшие в настоящее время основной костяк труппы.
Первой студией руководили профессор Б.Е.ЖуковскиЛ и А.А.Ян. Сценическув речь преподавала Ольга Ивановна Герасимова.
Сценическая речь, как один из основных предметов, в институте имела свои апробированные приемы и методы обучения. Если обучение сценической речи в театро-студии Кызыла велось совместно с актерским мастерствеи из-за отсутствия специалиста по данному предмету, то здесь впервые она ввогШтся как отдельный предкет с отдельные пе-дагогок-сяэшхалисток".
Обучвниз сценической речи происходило с опорол на русских язык и на русское артикуляционное произнесение звуков. Раздел орфоэпия такяе изучали на правилах произношения руссхого языка.
На начальных'этапах обучения возникали большие трудности, свя-зашп/о с плохим знанкеч русского языка студийцами. По этому поводу А.А.Ян в статье "Тувансхая национальная студия" Пизе?, что "из-за плохого знания русского языка з этддах остана&гйв&Дось действие и начинался разговор вообще. Слова были вяАнйЯ/ фр&Ды растянутыми, они очень расплывчато а неточно вырая&Ы кыбДД**^
На занятиях' 0.И.Герасимовой, бднозрв^к^б -с. дикцией а орфоэпией, велась;-таксе активная словарная рабфга ¡?р русское языку, где педагог объяснял смысл Hosöftr слова и добивался правильного пропзно-пенпя. Постепенно От «iriciä технических упражнений педагог переходил к литературным ма?6рйаЛам# в которых цугно было выполнять словесные действия.
Только совместная целенаправленная работа педагогов и студен- ....."и * Т Ii, ...............' . -
* Ян A.A. Тувинская национальная студия // Записки о театое / Отв.
ред. А.З.Эфзт - U.' Л.-. .Искусство» 1958,— С.Э8.
тов позволила преодолеть трудности, осуществить постановки классических произведений.
Во второй студ^а »того же вуза» которой руководила профессор Х.г-.'Згкарьев а стерший преподаватель 3.1\Гаврялова, сцен«чес*ур речь вела Зинаида Васильевна Савкова.
Разнообразная творческая направленность иаг><з?у 3,и»СахиЗг.еа, связанная со словесными играми, спосо5стз?;--алб бисгрз?-!у раскритпе актерских индивидуальностей. На занятиях по -сцецачзекоа речи она старалась добиться звучания голоса да-даго- ганштащогося, анализировала причины верного а неверного гвучагимI давала рекомендация, . ведуциз к нужном" результату.
Чрезвычайно ввкнг. взаимосвязь сцонкчоской речи » мастерства актера. 05 успзчиох результате совместной работы худонсстзенныл руководитель студии Л.Г.Гвврнлоза пилот: "Я но кэгу не отметить по-ыоць в работе преподавателя речи доцент: З.В.СавковоЛ» которая быль нлгракдеяа грамотой Президиума Верховного Совета"Расаубхкки Тува га плодотворную деятельность"^.
Дозе посла того, как Тувинская студия окончила институт, при* ехала в Кызыл и взвда в состав театра, призхавззв ь Тугу педагоги 2.Г.Гавр;$лова а 3.3.Саакова деледя повторны© прогона дяклоювд: спС£ т&кдег с учетом мостксх усдсгкЛ, углубгадк обрати.я работали кзд рзчьс.
Зкзч:: го-дьне:.: собыгагм последних леу в театральк;.:. Туву стал выпуск группы актеров коллектива!-. 'Зис-^го театральнее учила*-цз ну.. Б.Б.Цугкза под худолеетаеникм руководством прэтзесэр^ Т.К. Коптевсй. По сценической рощ работали педагог -Светлана ¿.:идк;:кроз? к& Владимирова к ассасто51т-стз.тср бслет^оол Клргисозич Зуду а под оЗзди руководством к.о. профессора Т.И.З'апсрояец.
Говркдоз^л.Г. Кызыл - Ленинград - Кызыл // Улуг~Хем - 15С? -
2сла в предыдущих студиях сценическая речь велась на русско« языке и на м&геряаяе русского языка, то в театрально« учад.уде лм. . 5»3»51уктга, учитывая слозшзауисд благоприятна ехтуааяэ. связаниуп с похшленпс!! уровня развитая тузакского языка а распареаазк era '{ушошомхышх возкозав'сувй» данный предает .велся па. .аатгеиалэ ту-Ейнского язш-л -'с врввлйчо'каек аесисгст-та fi-5Lбудула л учгггзлел тувинского языка а литература.
о
1акоя практика иаола своя и яолз.т.зхвльш1е стороны,- и т-лудкоста Положительная сторона заклэчалзсь в г см, что студенты могла сгобод-£Ю обдаться на родном языке на закятакх по мастерству актера з ецз-нлческоЛ рота, туг отсутствовало лзхакячос;соэ заучяганае текста- 3 то :ко гремя, такая ситуация создает некоторые трудности, :-:o7oci:o связаны с пэтереЛ непосредственного пряного* копгахта ка одном язL-¡:з русского педагога к тузаксаого студента» 3 связи с этим вознлкаля гзхгго трудности, связанные с переводом- речевого' материала во гле ня учетного процесса а качссгвеаноа подборкой практического материала как по мастерству актера, так я по тузакско:! речи. Для эгг.т цела нами был собран и использовался достаточна обыкрздз азпмрга:: по дикция я opiooniiii, дахашш и голосу аз разговорного туванедогэ -зп-ка а национального фольклора. В даяьаелаек часть атих материалов била топчет в учебное пособие по тузаяслЭЯ сцзначесяо.* реча\
Яа локпаях по тугяпехой сцеалческоЗ ропа дзлалксь п-jjbus яс-пшчг.! асведепия истории со- возникновения а развитая. 7?оп:шас:» а;: оды ео хронологического развития. Отмечались узлэзао зэязкгк качественного цааонзная словесного мастерства.
Рзесаатрпзая вопроса становления а развитая гузанскоЛ сасп.тн: soft речи в аяроком яяако в езяза с оЗ преподавание:-* з яг-
апоналышх студиях, с читаем з&~нии выделять процесс лрзлоч2гг;;;:.ч
5.К. Тувинская сценическая речь.- Кызыл: iys. :■.:>. hi
• -13 - :
тувинской сценической речи в Висщвк театральном училиде т. Б.В. Щукина, где впервые нами проверялись на-практике отдельное главы данной работы. .
Зо второй главе рассматривается работа над дикцией в тувинской театральной школе.. '
В начале работы над дикцией определяется содорданио самого термина "дикция". Зате-л диссертант кратко останавливается на значения знакомства со строение« речевого аппарата, где самув активную роль при.образовании звуков речи играет язык. Недаром говорят ккенно "русский язык", "тувинский язык", "английскиЯ язык", когда хотят выделить рочов^з особенность той идя иной нации, национальное ти.
Со знакомство:* отдельных частей речевого аппарата одновременно начинается изучашш артикуляции гласных и согласных звуков речи. При описании артикуляции тувинских звуков мы опирались на иетодц и прием« описания звуков в русской сценической речи, и, прежде вссго, на тооретическуэ и нетодологичсскуа базу театрального учплпда ¡гл. Б.В.Щукина.
Вторая глава долится на два раздела, в которых соответственно анализируется произнесение гласных и согласных звуков. А пз'рвий раздел, в croa очередь, подразделяется на произнесение гласных норм^ь-кол долготы, долгих и. фарингализованных гласних. Второй раздел подразделяется на произнесение сильных и слабих, свэрхслабцх (сонарних] согласних звуков и аффрикат. При классификация тувинских звуков ми опирались на работы -увинеккх ученах-филодогов.
Яроизнесениа гласних звуков в тушнскоЗ сценической реча да-лится на три группы.
1. Гласные нормальной долготы: и» э, а, о, е, у, у, ы.
2. Долгие глаеннё: ии, ээ> аа, оо, ее, уу, уу» кы.
3. '¿арингалжованкыа: ¿ь, ó>, уь, уъ, ш>*
- - и -
Буквы 9» Т введены для обозначения специфических гласных звуков нормальной долготы, 86, УХ - Аля долгих гласных, Зд, УЪ - для фарингадпзованных.
Рассмотрим конкретнуэ таблицу демонстрации смысдоразллчитзлъ-пых свойств гласных, которой ¡га пользовались на практических занятиях сцзнэтескоЯ рзчп в училвде . Б. В Лукина. Теперь она полунага аирохоа прикекашш в педагогической практике, о
а: дисСколен'^) - дяис(коака) - диас(зздать треск}.
3: дес(убегаЗ) - дээс(коснлеь) - дэьсСзагон).
А: атСшя) - аат(качай) - аьтСлозадъ).
0: окСупасть ничком) - о о к( о г р ад ля г: с я) - ввкСпудя).
9: е::<ун( злобу) - трахею) - еъяунСпредплечье).
У: улдурар(вврять) - ууддурарСраздробдЗгь) - уьддурарОкдаивать)
'{г д^н(сон) - зууз(помоги завязать) - ,\рз(лолдекъ).
Ы: ыКпонли)- - ыыт(звух) - ыьт(собаха).
3 театральной педагогике существует дза подхода. пр;{ оп:хоа;::п: артикуляции згу коз: по акгазноггу органу я то яостоянкаЛ ехкю. Ли придерживаемся второго метода описания, который прахтикуется з театральном уч;;д:где пл. Б.ЗЛ-Гукина. 0а очень прас? а доступом длл дентов. Этот метод учитывает посгопсишй переход от вядик-'Х час г ой репового аппарата к невидимым, ¡с бело« сложным явлениям звукообразования, связанных с работой мягкого неба, наленьксго язычка, гои-тана и поведением выдыхаемой зоздукноа струя.
Учет силы и слабости воздуяной струи очень в а.™ о и для образования тувинских звуков, где от еа силы я слабости меняется емкелораз-дичительное свойство звука. Поэтому в схемах образования звуков ми старались обязательно зафиксировать их графически стрелообразными знаками.
Анализируя систему гласных, описывая их правгаьлуя еитжудяц:гз, мы указываем такяе на Естречаацаеся недостатки. •
- is -
Бэдаз подрабаа дессвртонг ocrasawmasteg на акаозе фгвзт ssao-easwx пасинх. тах sas. 33j<as5B» sz врзазвэееаза îi ваяисавва Rpascxasiseï бодьао£ гнгерас хах лля rsogas» хак s ддг aparases conpaísaEsaro xyssaesoro sansa.
Epers» хараззерщуггеа срабггхз. ogosexs^ssas fapssr&Kssast i:^:: згушз, S ECMCOÍ да Еастаадзго ipexasa ser едггшгв KHSKIS.
tlcis частзчзке гее^гдвбагаа, exeshesí c5p;
3-2:Ï назравхсЕзга aa EjúXKKsessa ¡ÍCCMWCSIEKS гсрдзгаЕзовошаа .даз? чогвпгэ резуяьте2а л;с сззгстгх^^цзтзхулГззврЕШЕ хапах:ер:тгг»к. 2 прт^гл'сска:: яслазззсггллд ^ардзтадззагак&ах. -еззнл^з раз
iigh^ocfeif ci:¿isziгтсигс с ii «i h
с2дзц с эт1е4 h23ci бидз. вредддгйньгс
I. черзз егк-дахьшз сбвзкьчзхш: JK», JIS, эь* вэ,
irá Езтеслнет ведблягь Сйаднгахзззванзгыз где/таг ъ т&хегг
кгд рабэтахь cexspa s дзггзрк.
s czars дс^гг-хчсгея ûcc x по s к^гкеау gäsj
a. a'ii-i-Cíi^^:}, c. уставать car
3. Сдьдуех ehsís 2 веду, чго ¿арзетгхззгегз вадьеггоазее. г ос&аглои, одхоедззнне ггагедц, гятда esnr сарзхэдаг s двусхешкз
IIZII Klî.^I'ûv^Ol'CïniS /СГ^И, KCiipZílSp ; ДТП* ЕФ ДТ^'^ра И Л t^EwûXT
eç, аз
Brapal pasues "Зраааизсаа^а иогдагааг ssjsss* сосгзгг гз ть
CIQí ¿Ci; ¿ iCrfX srf С—С- CCI Ci J^i.JIilZlT' »
1. Сг2гш:-2 2 сзгЗгя согаггсаиг: £1,3,?Д1С,3
2. CsspscjLiSíisCcзнзрииг} «сеансам г • -
¡.'jjû^a. ciub^îix ссгдас;;_л вггэкаагса усталзггза saspsseEsoï
; - IS -
rssgraeisa рз-ззгагэ asaapaxa apa образованна гука» а apa сбра-
зоггЕха ехебкх сьтаасЕис часта ps'^ssaro акззркхз. згсззв ssspsssBa» .Osa разал-гна тазсэ зэ' а^усгз^схг;! cssScrœi s по яохедеа^э хзздуа-каз струг ара зЗразогакаа зг-уаз. 3 сзерхсдайнх есга&сз^з npeolsa- » дзот raaos.
3 зуяансген азахз '5,2,2 зазгсгзэздзк аз руссгетэ кза:аь хагсхз с те:® 2ZDZX--.Z, з аэтарах Есзчжчгггса зга згуаз a разгах. соэа^аах, а сомасазя ôjzz.z Ii передаст сагаа*ачесаа2 згуг гугазсазп» заказ.
Ectacaapa на та, чгэ согласия з^ухз 2 ауаанесга a русы»« 233-znr. tírraa^rsara ci^aaas s aarta пэ 'Jyraajs, по сгггЛ з
заучаназ гаа сааыэ сгхтгазтсз друг s? друга. Зетрскор. одаа буггз Д a aasaaa ZZ.ZZZ т-Газаачааг лг.-у:^::-:-^:."Гд*3: дат TsT-sTjl ¿герз), г г еарпааз заta 2 '-rar зауа са£-£за:тгсл согаагаег сзглзЛ згггнг-остз: -аза ^liaapjí саг ахать). 3 зааагтазаакаа; с*iras аз гуасгггз лзааа г тег зауа нгсазаггатся aas з саапггаг î ааа Sjuks г араганзау.
3 а CX25S дат, ssrssessa Г г гуаазс.'ая лгаха ааггт грггау-ггага, гзап-раа зааагкзгатся ке.аутг"! ааааггак гха сЗзазаггзавз узка:; аааа кйаду задкгЛ часугэ гааааа sssaa а кагазго j-:â5a, sas э ругггая дзаа?, а sipas чут> ¿эагаеЛ asas xsasy azaa» -чггеэ
азасруг- гргходег адгдуанал сааул, гагазаа грстагтгтауаааг аукз» г. г» Г Гг^З туганааагз гагааь на с'сг-шс—ззркггзд аа-загаЛ ссгааскиг» s
KsaCazss aryaiaac: э заагз лаалатег аеаузаса-
"i
зааагааг E.H.HaaiE3s.T azsisxss* --лс а^ааагааэ ^sassae® coraacsas S. Г, Д до у.^чзагъу er; ra : н~ асаг.аазат г руссгагаГ»
За? га Д г.:::; саадаз = русстазаз Д, Т, çaaa аааадааал а ñüs czt-ra Cías, д?е грззз^аагг- п^зСггаезгсяЧ ат^сзаз}, а гзгзн-vaarss г ьс-Зггзггл стгасгз x-srry а з сочггагаг с csscsacs
Кагггаг ЕЛ. Укгг oc-aíssascrsa ттззнсгзгз я.гггл стг- сЗт-гглпз -тгеа-туг-тндзгаг // згагасга }ГЛ.Т- Sâa;. ¿?£0 -
- 17 -
т
арбайСячмень), балды(топор) .
Согласные звуки >'*, Н, Р, Я, 3, С в изолированном виде в туви ском и русском языках существенных различий не имевт. Поэтов уев ение их артикуляций затруднений не вызывает.
Считаем нужными проведегшэ экспериыангально-техничес киа раб> ты по определении артикуляции и звучания гласних й согласных туви: ского языка.
Немаловажное практическое и теоретическое значение имеет вши ленаэ недостатков в произнесении каждого отдельного звука. Произнс тельные оаабки показаны на примерах из речи актеров и дикторов.
В работе над дикцией тувинской сценической речи поставлены такие проблемные вопросы, как орфографирование некоторых групп гла них и согласных звуков,.образование кратких фору слов с додташ -гласными, систематизация согласных, влияние диалектных произкосени; к учет характера вздыхаемой воздушной струи при образовании звуков.
В третьей главе рассматривается вопроса формирование орфоэпических корм на сцене тувинского театра, на радио и телевидении. " Глава разделена на три раздела, в которых рассматривается произко-аенае отдельных групп гласных и согласных звуков, пооизнопение слокних слое в грамматичоских форн.
Комплексный подход к тувикскоЛ орфоэпии в хронологическом плане позволяет установить, что основы проазнгтигельных норм на базе разговорного языка сформировались в основном к концу 19 в. О состояния произноиекия в конце прошлого века первый исследователь тувинского языка профессор Н.^.Катаног пишет: "исследовав урянхайский (тувинский - В.Б.) язык, я при-ел к выводу, что урянхайцы на все« пространстве от Булука до Дяир-Джарыка, т.е. на пространстве окою 300 верст, говорят на одном и том языке, лишь с са::й1иа
1 Коптева ЕЛ. Указ. раб. - С„69.
- S3 -
сдайаяз «ааоззнгвг^Ч.
Es -ccssßaszz дгягзго sœosa казна ssserssspassn», "^га т^э таг-
да czsszïzsb осшзннз 425tu пвсязисшзззех» 23 гзтор^
яетгюз ¡ijasHocassrsass гэрта пзггззз з дггзрогурннй. sssi»
Згу зз гетда пгдгггряда^г ззоЛгсез? гсеззя э
чп«^ «2пхз -xct 'îtt**^ж* ^ûrtîflu usьгг*^ç с?!*! л
О ^
ч?
Í42C5M3H5SСТЬ 2 '5222. CCJZ^EZ -TtTTa 1930 Х-СЗСТО
гт^зггг^згЕ^гга стгзсетнгзлзсгзгз rnrcsra* ssrapaa ^нпплзжгз
зтдггьнзз: 337233» c'-.trzrz:! ~ гдгз дз агднх сдгзннх прагкпго-
^Т^»"** ГУТ? — Г 'ч-L* -»^rv^^^rrr* "Ч ^ T^-rV^^V^ • ?'¿J'ГУ Г»',**?д Т
T irt ¿C CÍH0*5 ТТ^Т**"*" •■*ч»у ГуЗ L^r^» ÜÜ С1.?**
язнхв. г csnz г згэа^эдзнгга дгд-тгпгпг:: аакУвкнзятва**.
^.г^^»ш--а л» «--р«w-j-pл.¿з^гсз its'*
~ Паданэз H--J. Qnur ггссдгдсзгнгг уряпхаЛзгкгз дзета. с указал^.! гдзгкзйапз под сезонных стзсдгнх! sra s. друпа я'Т'ч дарнз.— iSCO.- C.I7.
~ Саг ií-'í. г иЗЗЕДГГЗ нгщгазглзЕЭга ;г"л>
турнет sssis.- íúciítí Туз. яз. код-до». ХУТЗ.- G.35. .
J Саг гГ.Ч. Зоггпос". apçcamrsi ^кгнсхпгз дзтегатурнзго азн». з^сдязд с sseassxsirsèa >дадехгннх ессбеннзггза //"-Гчзнкз зашсгг: iüJLLia^í 1азндД97й- Виъ.15.- G.135.
• r i9 -
менением речевой культуры начинавг разрабатываться вопросы орфоэпия. Происходит унификация произноаения вариантов esos в сочетая: наряду с существованием вариантных произношений слов под влияние» диалектов. „ ■ _. •/. 1 ■
С одной стороны, козно сказать¿.что ^современной лстерагурн произноиензи 9:0 встречается варианты произноаения. Так, напряие. слово ^или^цва) мо::ет произноситься как £:шьи1 [¡.oí], [аса! где литературно! нормой принят £и:иЗ Тем кз иенез все бозьаев коллчес-тво лодеЛ начинает пролзнос:тгь аакГ'ЭДы! что- y^ie. cxasojMjxca варии том литературной нормы.
С другоЗ зторонв> "йачпнае» йовшагься требование к литературному пронзноаениэ» йШвйллсь работа нормативного характера. Tea яа менее специальных работ, где были бы наиболее полно отражена права да современной тувинской орфоэпии пока ецз нет» за ясклэчанаея ауб ллкациЛ и.Ч.Сат а нашей работы.- •
В укреплении норм литературного язцка а развитии культуры реч вазвув роль сыграли разработка а внедрение правил орфаграфаз а пу» ктуаций, создание учебников тувинского лзыка а словарей, в которых наали отражение те или шшз нормы литературного языка. Отратеадз -основных законов рочп могшо наЗта в известных работах профессора t.4.CaTa, профессора А.А.Пальабаха, Ф.Г.Ясхакова, М.д.5ича-орла, Д.А.Нонгуаа и А.Ч.Кунаа.
3 облом содержании заклзчлтальноЗ главы надеЗ диссертации моз-по заметить рассмотрение ор.;,оэпл:1 в двух аспектах. Яре-дде всего в первом раздело главы -анализ аруатся правильное (.литературное} пра:гз-;ío;;ci.':;g отдельных слов, но у?:е не в смысле одноД дя^ь дихционной частоты :t ясности, хотя в процессе произкоиения дикция a ор.;оэпця-таегм гзаяиосгязини. В отои плане ор-розсик выступает как правила
гласных а согласнах звуков, а такда некоторых гражати-чогс;х .:op:s в зависимости от :пс положения в слове, з звучании целых
еечетшпв согласных и гласных » адредадвздш т^мыесгическцх нормах. SeS а» яроае*««'»орададах едно*Ч> сад?*.
Как пзрвыз аспект орфоэпия orpasaef здхввекерчости расхоздо-як* прогзво^вши j пределахтсльхо слове е их графически« изобра-4Св1Яви».1а«ё ваврихер,-зафиксированы правела произношения гласных по гармони, прогзношеш» долгах в фарингализованннх, узкахи йотированных гласки» Зафиксирован? тах^е правильное произношение ссгхаскшс по закону -ассикадйиак, дисгдмиляции и метатезы, произно-авкве согласных вразных возашш» Ддя далистрации приводим наибог-. лее Баглядиыепримврн звучаний СЛОЯ»
Лашеггся
авех ; х&чы ирттвр будук • чаяан чакгаа
Произносите«
, I*»* ■ « т» «р^ фр»
1инэк] ; i
{хачы}
|аьртэр]
{tfVWx]
[чайвгн] [чэ^гавЗ .-.
Пв£ево£
Н02ЗДЩН
РВДУ
схода доиой
Как Итерой аспект в главу об ррфоада? чается покатив расширенного про^появгш грттткцесщх фрдн ущ в масштабодно- "" го слова, а г создтанйй щрс и бо^р йРРДОЦоаенле послелогов
в иеядояетяз. Сада же рдейте* Я рр^Яй^ва» установка ударения в сдове. 7ддрен^в хогет етояу» иногда 9 незде (едче, еадан, щрз), г середяяе Саадарзд, ysyyBxys, адцрйя) сдов§. Hp в абсолютном боль-
дгнстрф БЛУЧ&ев удерение падает № хрнец woes (сетархир, 0Лар, чо-
-" * ■ У
Особенно сгы> тувинского языка является то, что в нем отсутствует категория префикса: приставки и предлога. Их ууккцйв заменяв? полностью послелога н служебные части речи, тем самым увеличивая стзетствзнность за та правильное произнозение.
Егаетев zaps, ВЗЕ& зргеа-даа coa w" Дав-ФО-биЕз
-21 -
Siy33S3S3ac2
£sapaaa3 £3 psSsasi Jcsiñ^JÜ
JUngBEBÄ чзркэ-бвзаа ддош утрля дазэзгз
SÄCT8 с Isa-osios
Сакэсгasseabsg® груацу cpJoisssE состаЕгяет ctcssîkxesess згга-
£2£8£SS&KC СХСЕВ £3 р/ССЕЗГО ftsCTSS S&S3âSZSaT.S Kft'é C£S3ä г
гудзнгжзн язаа сршзвасггсд здгкаснз zx ag jas гтачз css£ £sj»¿é в пто-
ззкев. Eesc-rspss зс -sssx spcss: дотай в дглцуЕ zzz. ст-
дедькая часть яревканаг» npsssswsesîE зетгствохагакх eses.
Та,кдк sSpsscd» э ¿seebS гд-эз sbejeüb гровзгедева изз-лта. jc-
йегь sekisübíí бз pcisssu «irapasxa zrísjps, рода> н тегевгденгь.
3 sasxBVSHgg срадсгат..»е?а cesssis тавпдв по разухьззтаи псс-
рочь з наатагдаз sps^s тгвзздидась Е sas CCEÜSSÖS срад-сето гоздг crscs sa s драг.'гтачасяак театра, s ел zc-ízztz
ria^s^û s2j42e2c cssecsüsess syizecsss c^eiuî-зг^,
ЧЕ с jsasüEzes eS Errases 2 лзриздгзадик s spcssS ездзи ä
Eps ззювазагггргссзх« тагсетзуздзз jasysKis sy^suacC сз рэч» задегяжгсй два ocedsss атлда: I stал ÍIS2I—2зд0 - sspas-isaas -а езжвазяекйэ cesœsscssa рата.г аерааг S?,. II зхга CIS4W IS3S. - дадьлэ^ХЕЁ раггстгэ туавгагад csssasscssl ргчи s савеусгаз гадк. A ©СЕшаиог гегвсакг тужакхаг сцангчггззг речи œzrs.cs> öcra-Tcs JCTK3S ЭЕрздЕзе ri:sr!4s=ïB® s KZ3S2, jyccraï сцаначас^хг рзчл, aase« сЗвазгдаг хатедз. раЗотк ^лд схгзск. - Ь д^ссзртаза xsspsïs разрсйагавагтсл гсоретатаси» ^ лрагт^-
4SUK26 ïfcapocu Д1БЗ Е сгГ.'-йЫ!^;: TTz^iiiai'tzcEr^Eczo^ 3 ре—
■ г 22 - ■ заняв этой проблемы считаем важными сладуэяне положения, которые атрагенк э научных публикациях и получадя практическое применение.
1. Семим фактом данного исследования подникаагся проблема резаная вопросов тувинской сценической рэчя на научной основа. 3 работе сделана попытка анализа её соврзкэнного состояния. Создается база для дадьшЖЕЗй асследоватальсаой работы. *
2, На' основе экспетамоятальио-техначзсхах данных описана артк-
о
•'.утя'гля а звучаш^ гласных и согласных тувинской сценической речи. В сзязя с этан знракека" кеяга позиция в системном подходе к класса-■¿шсацяя ззуаов тузинской речи. Показаны примеры литературного и нелитературного произноаения.
Внесено предложения о расшярендя зоны графического выделений ;ар!;ягалнзо5анных звуков через Ь (твердый знак) яз основе суцеству-здях правил тузансхого языка. Нузпо обозначениями через аз, эъ, ъъ. íj, «> ыь постоянно ваделкть ах в текстах, над которыми
буду? работать актеры я диктора.
•f. 3 диссертация произведена попытка усгапозленяя основных ор-Ъо-пачасаах правил тувинского литературного языка. Каждое правило подтверждается каккретпааа пр_:а:орам:-:. В необходимых случаях указывался аозиоаныа откдокзная от орфоэпической нормы.'
5, Учитывая зс<э зозрастззцув роль заимствования з туззшеком дзккз, з дассертацпз вказчона праазры особенностей проазкосезкя заамстзозаннкх слов s тувайской сценическая речи.
6. Отдельным разделом звэдэна проблема ударения. Указывается па характер его звукового проявления з туваисках и заамствошшных еаовах» Бизрвыэ выделяется слоги с ударением' з начале я серадакз слова з дополнение к конечному ударенна большинства тузанехах слов.
7« Собран об<лгрны2 речевой материал» лоторыз был использован ддя анализа дахаиа тузанских звуков я установления.орфоэпических норм. Проведана большая работа яо сзстематазациа речевого иатериала
- 23 -
призеров по отдельным звука;!, словам в словосочетания».
8» Теоретическая я практическая частя данной диссертации проверены практикой преподавания сцекичаской речи в Тугднско2 кадпо-надьноа студии Быскего театрального учиада им. Б.З.Пухнна.
Список о публикасанних автором работ по тема диссертации.
1. Тузансхая сценическая речь.- Кызыл: Туа. кн. аэд-во» 1978.118 е.- Ка тув. яз.
2. К становлении профессионального асяусства сценической речи // Культура тувинцев: традяаия а современность / Под ред. ЮЛ.Аранчы-на.- Кызыл, 1989.- С.83-100.
3.0 тувинской сценической рэча // Тувинсий язык в литература а яссдаоктабрьсЕи5 период / Под рад. Д.А.Лонгува.— Кызыл, 1977.— С.171-178. - -
4. О тувкнегнх ¿аоингахизованных гласных // Тезиса конференция аспирантов я молодпх сотрудников ¿^статута Восгоковаденкя АН СССР -14, 1977.- С. 12-й.
5. Слу¿гая Сажазыка /У 7луг-Хеи - Кызыл - 198$.- ¿36.- С.135-147.-На туь. яз. _ ' ' ; '
6. К проблеме сценической речи // Уауг-Хэи - Кызыл - 1978.--540 С.255-260.- На тув. аз.