автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Тувинская сценическая речь (разделы: дикция и орфоэпия)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Тувинская сценическая речь (разделы: дикция и орфоэпия)"
Министерство культуры Российской Федерации Российская академия театрального искусства Кафедра сценической рочи
На правах рукописи
БУДЛ1 Б0ДАТ-00Д Ш>ГЫС0В2Ч
1УЗЛНСКАЯ СЦЕН^аСАЯ РЕЧЬ (РАЗДЕЛУ: ДИКЦИЯ И ОРФОЭПИЯ)
Специальность: '170001 — Театральное искусство
Автореферат диссертации на со::ск,ан::е учэкой стзпспн кандидата Ескусстаоведения
Мэскла - 1992
Работа выполнена на кафедре сценической речи Высшего теат ного училиза ам- Б.В.'Щукана ара Государственном академическом тре им. Евг. Вахтангова
Научные руководители: доцент Т.Е.ЗАПОРОХЕЦ, доктор филологических наук, профессор 11Г.Л.САГ
Официальные оппоненты: доктор филологических наук Б.й^Татаринцев,-кандидат искусствоведения.. П.Г.Попов
Ведущая организацияг
Высшее театральное учцлттце гаи И.СЛепкина
Защита диссертации состоится ^фгпсо 1992-ГУ в на заседании специализированного Совета К 092.02.01 по присужд! учено;! степени, кандидата наук Российской академии театрального-кусства по адресу:. 103009 Москва, Собиновсхйа пер.б
С диссертацией .часто ознакомиться в научной библиотеке Рй1 ской академии театрального искусства СЬсква, Собиновский, пер.
Автореферат разослан * cp-efyxM.%' 1992 г-«-
Тчений секретарь / / ' .
спеаиалззяроваяного Совет® '/ / /- ... кандидат' искусствоведения // .. / Ц-у МЕЛЛК-ИЖЕЗА. ЕС Л.
/7^4 -э «'ят гаа-з .
^ Актуальность тела. В на станса зрзия -тувзнеппя сцзцячоская рзчь' утвзрдштась a ras адгз сз оспозннз: ерздетз тззгрального гоп-лс-се^я драиатургцчэеззго произЕздснля, п пак од:гн та оспоешлс яр-здизтоз театральной' пгдагогг™, готогядлЯ будузях артистов е оздаденгэ рзчззш кастэрствяг. Нзс::отр.1 ira суааствоЕанзв фзктг-чзсазгэ ебьезта .зуггпгежзя ецзкзгаскоЯ. рочп, до с;:х пор она нз являлась прздг-зтез слецяахьЕаго пгслодоваааа как з тооротачзскоа, гаг ц з. прагккзеге:! -
3 то -zpc:LT гл- за послезкгэ годы аэтгзязпруется гшшакдз s прзбiCîïri СЦЗЮТЗСГОЙ СЗЧЗ, СВЯЗ!21НЭЗ с пэлогстзлыша П отрица-тольшгп! сторззйкз рзчззэя практ:!™ TjEinîosisî актороз. Длл дальнейшего игеенпа рзчзгзго кгетаротга прэгодятся соисга еозкозинх пута.1 к фор! освоения богатства народного лзига. Талст тгорчэсглз псааппл Езгсроз старпзго л полодого поколения з областа сцогсггзс-г.02 рзчз прпгздет с плодотворна разудьтатая. Агтарокоэ cioso на ецзкз -ттЕпгсгогз театра огазшзаст глубоетз воздезствгз на зрзтэ-лоп, прзноезг та" зстзтачзсиз цаелагдкЕз.
Бязетз с 3TE1 прзЕггка сзззвтзльстзуст о закзтяшс отглонеяя-
ЯХ 07 ZSTSpSryp^CS ПЗрШ, ГЗГД8 ДОЯуСгЗПГСЯ ГрубЕЗ ДПЕЦПСИНКЗ
овгЗгл, дпзлзетякз пржзпагэпзя а .пзаяраддепзЕЭ сазроговорп:. В кпзгачголзпнгк вютуалзклдх пз страппцаг рзсяубдтшшсия газет, за рлддз л толозтендз резео срдтзяусг падостатка в рзчя скторов туглнегого театра. Обзга контехст везг публикация требует ссорзй-паа разработка доеной пробдоан ради погкгапгж рзчзвой культуры па сцена-* Её срочное рз^оягэ стапэг^тоз вез бодез актуальный.
Актуальность тсаи дазтувтсз rasxó требованиями театралькоа педагогики з области пргттздоЕанхя тувинской сценичзскоЯ рочз, которая нугзаетез в окезэзгз кзобходлхой практической яомопя буду-дет актерам» .
- з -
Цели а задачи исследования. Предлагаемая диссертационная работа по тувинской сценической речи ставят своей целью исследование начальных отапаь обучения сценической речи. Это Д2КЦ2Я - правильное, четкое а ясное произнесение отдельных гласных и согласных звуков и ОР'ЬОЗГШЯ - норма правильного произноивнйя caos а сде восочетаний. Разработка этих раздело® доззена оказать действанаув помочь в ресоюш назревшей проблемы качественного улучиенав tjßV,i схой сценической реча.
Основными задачами дассортации, вытекании:« из поставленной цели является:
1. Анализ театроведческой и специальной литературы по сценн ческой речи, по тувчнекоиу языку и театральному искусству Тувы.
2. Изучение истории зароздения тувинской сценической речи в комплексном плаке, вхлочая истории возникновения и развития гуви ского театра. -
3. Сбор, анализ и систематизация необходимого речевого нате риала для освоения правил образцового литературного произносил!
'i. Описание, на основе экспериментальных данных, артакуляш гласнах и согласных звуков тувпнеко.-; сценической речи.
г. Выявление основных устоявшихся орхоэапчеешх норм тугин: сценической речи, указание на литературное в нелитературноз ярг; ношение с учетом влияния диалектов.
6. Связь теории и практики в преподавании дзвдпи .и ортоэпи: тувинской сценической речи.
Источники. Основу работа составили собранные речевые матер ли из различных источников. Это устное народное творчество, дра тургкчоскив и литературные материалы. Это магнитное записи рзчи тувинских актёров и дикторов кэ* в отрывочных вариантах, так и вняе целях спектаклей, концертов, залисел чтения худояее^веш?^ язведений, циклов редко и телепередач. Лслодьзована т&рге нз?е|
• . »4 -
?свда Гостадврадитнсо-латета Республики Тува, звуковой л ругхик^сни.: фонд Тувонгкого научно-исследовательского института языка, длтзра-Г7ры а ясторяа (ТН1ШШ.
Для достижения более глубокого к точного результата ксслеаоьа-иая давдаи и орфоэпия тувинской сценической реча проверки :<нсгоч'лс-денныз. экспор:шснтадьЕЭ-тсхшгчссЕ1:е работа з Лаборатории экспериментальной фонэтиаи Института русского языка АН СССР под наблюдением С.С.Зисоцкого. Проводились таюгв технические работы по составлена рентгеноскемы, по измерении осцилограца для составления таблиц, по фотографирована:) речевого аппарата, а гак:::а сделаны магнитные запаси,
Методология. Методологической основой данной диссертационной работы по дикции и орфоэпии тувинскоз сценической речи являзтея теоретические и практические положения, которые применяются в Зысаг;* театральном училпде ж*. Б.З.Щукина при Государственном акадехичас-кок театре им. Евг.Вахтангова.
При работе над диссертацией автор опирается ва работы советских теоретиков и практиков театрального искусства, ка работы педагогов русской сценической речи Е.Ф.Сзричвзой, Д.П.Козлянчаовэй, 3 л>. Савке-ВОД, ,Т.И.Запоро:хец а др. Учитшзались тагао работы тувинских алторез, которце в той идя иной степени касается вопросов тувинской сиенпчос-
КОЗ р<ЗЧИ.
Научная небизна. Работа по тувинской сценической рочн явдязтед аорэня олытоя исследования данной проблемы. 3 ней предпринята попытка освещения гопросоз тувинсхоЛ сценической речи з историчзг.хэх ас-пеето с указание« ее истоков и периодизации в тесноз связи с историей. Тувц. .
3 результата экспериментальных исследования было установлено описание артикуляции гласных и 'согласных. 7к азнв-этед сгсхег: г.ен...-: г написании гра&зм и произнесении отдельных звуков.
Впервые на основе обширного актинеского материала сделана
пкгаа установления орфозпачесхах норн тувинского литературного азат ка. Каддоо правило подтверждается ганкрегЕнкл пржвракл ез cpjosns-чесгизго словаря, составленного а опублягов&нного ка; . В нсобход^ мнх случаях уызивазтсл вззконн^э огклоезннл о? ляг&разурной лэр-üi.
Ярактичдсгоа зкачгплс. ¿езргтпчоскгз зигоды и лраг.тлчссл:::; ка-терлалы днссгртацпз использузтсл пси лзучглл:: разделов ддлцлц а ор-хоэплл тухипссоЛ сценхчаслЗП рачл студента«;; тзагрллы.ы,-: vh&jkhx зсхслснлЛ. Латорлллы длсссргацл:" ;;згуг слоссботвовагь познле^лз мастерства asr-spcs, рззизсерзв л дпкгзрзг. Paiera хзазт бить ¿саодьзо-ганс, лоллзктлга*::* нередка л тчлегнллллл лудзласгвёйлсЗ
^одзлгельностл. Ска такгз калравлека пзпзльзозаклз разл::^ллл; ÖSXSCTÄ;, тгзрчзед^д шгорд^ cszzzizi с.'рачггс.": тьз.
Апрсблпня райотл. Огногнзз садсрлаклз диссертгща спубахкагаиэ в пяти нгу ч;;их статье в учеб и;;; пьесЗлл по vyz::;:cr.3Z сдгь'лчзслоГ. речи (1978). Теоратсчесгзэ и прггтэтзсхсз в^задк длгегргэд:::-; проверены прахтггой яреаодавдвля сценэтесгзл рочл в ^гзинсвэл кацаонадь-::сГ; сгудцц Высшего тгатральнзго учлдлда aï. 5.В.ц7?„л:а г з гойтргльной" отдагвша; асхуссгв г.Нкзыла.
0ciio3Hi3 eô полз^ещя алрзбгровака л зцдэ научных докладов да •сок'гергндцц аспирантов ц молодил сотрудников GiocsBa, IS77>, рзо-публлг.анс::лх лаллергидпах (длзыл, 1975, 1537). Работа в цзлзи сбсул-д е на на рас_иро;л:с:.; зле сдан;:;; сшл-оров лз^лл, длсь^ениастц д словарей 7п1ШД11 г получка солелетсльниЛ игз!лз.
• Структура работы. Дассортаиил состсет из вваденвл, трах глазг за:-слзчзнлл я сплскз кспол^зованнсД лютрлтури.
Во зхэдекиа определено содержание продиета кссладованаз, обоснована актуальность темы л s§ научна* новав^а. Раскрыта цздк дг за-
А Бтдуп Б^К'.^Тути-нсвая сцзнлчэслал речь.- Кллдл: Тув." кн. 1лд-ла»
- б -
дачи диссертации, дано обоснование со структуры. Кратко характеризуется мптодологическая основа, источниковая база и практическое значение работы.
В подвой главо диссертации рассматриваптся вопрос« становления искусства сцэкичесхсЯ речи в профессиональном тувинском театре.
При хронологическом росс1!э?рг.:::;;: тувинской сценической речи вчясляптся два осковнкх этапа, связанные с историческим периодом самостоятельного развития ТНР (ТуэннопоЯ Народной Республики) в гг. и периодом Советской Тувы с 19Щ года по настоящее
Сфорн»фовавиась на основе богатого народного шольклора и раэ-в дальней^см, в основной, на приборе русской сценической речи, гувнкскья сценическая речь проводит многоступенчатая путь, начало хстсрсго берот s 20-30-их годах.
Но, начальной этапе развития тувинская сценическая речь рассматривается п г.омплз¡ccücí!-! плане - г.г. ссковнсо средство выражения искусства др::".гт::1:г)сг.сго аг.тзра и как предмет театральной полагогики. Только л::ль з 1976 голу в связи с развитием театрального искусства до лрсфпссненальнсго урозия представляется вазмогнит, анализ преподавания сценической речи з.театральных студиях Тувы.
В-первом разделе порвал глави. наряду с -опросами зарождения тувинской снз'П'Чйсксй речи, рассматривается первые спити преподавания предмета сценической речи в театральных студиях !ШР, выделенные заглавиями п1-л студня В.3.Раевского".и "2-я студия д.Л.Лсполкова".
Penârqee зкачзшгз для возникновения тувинской сценической речи как предмета ззатральной педагогики сыграло введение "Техники речи" (.так называлась тогда сценическая речь) з учебнуз программу первой студии, которой много сил и врзмзки уделял З.Б.Раевский. Поэтому студия получила условное название "Студия Раевского".
Для начальных caros проката сценической речи б иль характерна
■ — 7-
его практическая направленность, где первостепенной задачеа садаго-га било доступными сродсгвгит обратить внимание студаДцез на свои речь, ма сё правглькость, чагсость г громкость,
В содврзаказ предмета *Тсхнara роча" входила разделы постанов-их и развития голоса, выработки ясной дикции к выразительного чтения. Педагогом по технике рача работала Татьяне Степановна Спирина, по специальности учитель русского языка s литература, чела5гг, преданный театру в знаедкй цела и задачи предмета.
Следует откатать, что занятая пэ технике речи Белись без -четкой системы. Запятая начиналась» когда студазцы-артасги праазгала в Кизил та гастрольной тоездка, поскольку они созаедада учебу с работой. Б псрзаН половине дня она училась .2 студии, а во i^opoz Головине работали над саекгагляца. Такая форка учебы и работа создавала определенные трудности, которые приходилось преодолевать самостоятельно.
3 целях дальнейшего поднятая театральней культура в подготовки высококвалифицированных кадров со реявнав -Еарсдно-револЕционной партии и правительства ТН? в 1940 году первая театральная студия бала реорганизована в музыкально-дракатачосхаЗ театр.
При театре открывается вторая четырехгодичная студия, гда актеры получает болзе глубокую профоссзонадьнуи подготовку по мастерству актера, сценической речи а другим спвапаедметак.
Худезгественныи руксводстелзк театра-студаа был назначеа Йвав Якевдевач 2спэлнев, специалист, пригла^гяннл аз СССР. Он преподавал KECTSpcíso актера в сцоничаскув речь. С его акаием связано-начало глубокого теоретического к практического азученая театрального вс-кусстга. '.Ьиеняется асгод работы, в которой главно© хесто закивает скьтематическая плановая работа .с преобладанием педагогической сто-psau деятельности-
Р.рки* праиерак того» как ск обучал своих учеников когух служить
-в -
атадц. ЗасжузешшЯ артист РС5СР к народная артист Республики Туза H.O.Oxjeü-oQjt /ía сех пор постиг этгд, которыз я состой из адкого слога "Зюа'СЗдрагстзуйтэ}. С поиодьп этого слова нузно было выполнить конкретное словесное де2сгвнв. Я.ОлзеЗ-оол показал при помодя этого слова старинный народннЗ сбряд "Чолукцуур"(Обкая благопотелаки-ямя). Это было только одно действие, а затем сту;:тЛцы вмэстэ начали искать различные другие направления действия слова. 3 коша сам педагог показал А примерах, что, произнося слоео ■'Экии", мокно при» _
зетствовать, козно и унизить человека и т.д.
На занятиях Иван Яковлевич внимательно слупал интонациэ тувинская речи. Зыивдяя основные недостатки з сценической речи, он отмечал два тона разгбвора: "ходудьныЗ пафос" и "домашняя, вялая бытовая речь". Для исправления недостатков опирались .-да одновременный тренинг по сценичоскоД речи п мастерству актора, ксгориЯ давал свои яололи-тедышз результата.
Немалая зайлуга з развития мастерства речи на сцеяэ тувинского театра яринадлзетт актераа первого поколения 3.1".Кок-ослу, л.-К.Н. :3унзув, З.П.Монгадьбил,. З.О.ОлзеЛ-оолу.
г Ядрэду с-успехами з использовании речевых еродстз, проявились и неудачнне моменты, связанные с первыми трудностями в постановках этих лет. . .
3 области яро изменения на сцсиз нзгнэ отметить две осковнкз г рупии недостатков, связанныз- с заметными диалзктнкмп зтхлонзнаяга я озибкамп чисто технического характера.
Яекоторыа зктерн,'занятно даво з основных ролях, сохраняли свой диалектное прензкоаениз. Яомпгэ адаздего оттенка з речевое практике, что язляетсд, отклонением от литературной нэрмм, дело доходило до гз-го, что допускались искагзпия автгрского текста, выразнвшизса з орфоэпических оиибкзх. 1!::зсто литературного келгзя_саибочпз гэзпи::?:: ап^ четкеи, вместо и^ик — эдик, вмзего басбсзи - бгпбаан^и т.д.
Особую группу трудностей составляло правильное произношение впервые заимствованных слов, звуков и их сочетаний. Дакв са^о алого театт^ вначале произносила как чаадздь.
Такио тенденции речи на сцепа резко осушались на коллективны разборах, куда приглашались специалиста по тувинскому языку. Холле; гивными усилиями добивались желаемого результата. Недаром сцзничзс кал речь акторов первого поколения до. сих пор считается наиболее правильной и чистоЛ, четкой и внятной по звучании. Ока являотся образцом для после-'уюдих поколений тувинских актеров.
Во втором разделе первой главы рассматривается развитие тувин ской сценической речи в советский период посла вхождения ИП? в сос тав СССР с II октября года а до настоящего времени.
Перед артистами и деятелями искусства открывается новые прост ры и возможности для творческого раскрытия своих сил и талантов. Происходит дальнеЯаее практическое освоение огромного богатства советского многонационального театра, пре:лде всего богатого-наследия русской театральной'культуры.
Второй раздел состоит из -параграфов "1-я студия ДГЛГМил", "2-студия ЛГЗТМил" и "Преподавание тувинской сценической речи з Высаг. театральном' училиде пм.Б.З.Цукпна"..Через Бее эти этапы-проел0222а ется проблема преподавания сцонпчэской речи в национальных студиях из Тувы. Акцент, при этом делается на преподавание тузпнс;:ой сценической речи в театральном учплице' пи.5.В.Лукина, так ¡сак таи влзр-,.вно были начаты нами теоретические я практические разработки дакпо диссертации.
Кхгдая из студия имеет свои особенности, как бы своя почерк, '• яоторпо связаны с множеством факторов как от учебы самих студиацзз гак и-от методики их педагогов. 3 обучзкиа какдой из. студий ямзагс свои положительные стороны и трудности. ■
3 Ленинградском государственном театральном институте Елервнз
,; . : v - 10 - '
ЗЫСШ9Э театральное образование получили два поколения актороа ту-винссого тватра, составлявшие в настоящее время основной костяк труппы.
: Первой студией руководила профессор Б.Е.ХуковскиЗ и А.А.Яа. Сцепичосгуп речь преподавала Ольга 1£вановна Герасимова.
Сценическая речь, как одна из основных предметов, в институте имела свои апробкровакинз пряена и кзтоды обучения. Вела обучение спезглчэсаоЛ речи в тоатро-студаи Кызыла велось совместно с актерски я нзсторствок из-за отсутствия специалиста по даннону предмету, • то здесь впервые она вводится хаг. отделыгай предмет с отдельным пе-дагогом-слснкх^истои.
Обучзниз сцсннчэскоЯ рэчя происходило с опорой на русский язык и ::а русское артикуляционное произнесение звуков. Раздел орфоэпии таг-те изучали на правила- произношения русского языка.
1!а начальных 'этапах обучения возникала большие трудности, связаннее с плохи знание:;' русс!:ого языка студийцами, Но зтену поводу А.А.Нн з статье Тузи-токал национальная студия" f;::";-?» чтз "из-за плохого зна:-;::л р/есгого языка s зтздах осганай'ьтйлоеь де'яствиз к начинался разговор госбда. Слога бала £бг.5.ц растянуты:«,
с:-::; z расплывчато потечно zuzzztZ:! v.v&£%fl!,
Г 2 zz:i?.z.:.v,: С.Л.Гараснг'.ово.':, бдпоэп^н.дб г oplosn::-
ггласг- ra:"c '■.v.z'yLyzz елег.ар.-.'ая работа ;Г:о русс-:о:-:у языку, где лздагог сба=г:\~л л л v.ozil'v слоаа дс-бивалсг. правильного произко-дгнк-. Лосгелс:-::::,- о? чпег5 гон:::::-.зси::;: упражнения педагог переходил :. литератур:-:«:?'. материала:', в котзрых нугно было выполнять словесные действия.
Только совместная целенаправленная работа педагегов и студен-
Лн A.A. Тувинская национальная студия // Записки о теагпо / Отв. ред. А.3.£,*ит - IL- Л.: Искусство, 1953.- С.53.
- ц -
тов позволила преодолеть трудное», осуществить постановки класса» чог.г.пх произведений.
Во второй студиа этого ке вуза» которой, руководили профессор 1.£Лакарьев о стерший преподаватель Л.Г.Газрияова, сценичэску® речь вела Зинаида Васильевна Савкова.
Разнообразная творческая напраилс»носгь работы З.В.Сагеаьвй, связанная со словесными играми, способствовал» быстрзцу раскрытии актерских индивидуальностей. На занятиях по -сценической роча она старалась добиться звучания голоса ьездог» закапавшегося, анализировала причины ^ерЕогс а неверного звучания, давала рекомендация, ведущие к нужном» результату.
Чрезвычайно вакка взаимосвязь сцоначаског; речи в мастерства актера. Об успопнох результате совместной работы худомсстзенянЯ руководитель студии 1.Г„Гав?идоэа пишет: "Я не могу не отметать по-моць в работе преподавателя речи доцента З.В.Савковой, которая была нлграхзена грамотой Президиума Верховного Совета Республики Тува га плодотворнуз деятельность"^«
Дале после того* как Тувинская студия окончила институт, при» ехала в Кызыл и воала в состав театра, приехавшие в Ту¿у пелагоги Л.Г,Гаврплова и 3.3.Саакова делали повторные прогон« днпло:да» сяе*»| тьклей с учотом местных услсзкй, углубляли образу.работали кал ргчьс.
Значительным событием последних лет в театр&льн;:-.. низки Туг у ; стал выпуск группы актеров коллективом 'Высшего театрального унил;:» сп им. Б.В.Цухика под художественна руководством профессора Т.Ы. Коптевой. По сценичсско.4 речи работали педагог Светлана ¿ДЕОИкнров»-на Владимирова к ассистзкт-ста.тер 5олат-оол Кургисович Вудуп под обгчм руководством и.о. профессора Т.И.Запсрохец,
Гаврилоза 31 .Г. ^¿¿зыл - Ленинград - Кызыл // Улуг-Хем - 1959"-' ¿11"— С.153.
» и -
2слп в предыдущих студиях сценическая речь велась на русском языке я на материале русского языка, то в театральном училище :га. Б.З-.Щукина, утлтывая. слохлвауася благоприятную олтуацяэ, связанную с {тЬвшенпеГ! уровня развитая туваксхого языка а расллренлег. его •ГУйкцио-нальаих воз?:о:.таа'стеЯ» даяния предмет велся па материала тувинского языка с привлечением ассист-егта Б, Е-Syдул а в учителей тувинского языка а литература»
Такая практика заела своя а ноло.члтвлышо стороны, - и трудное? Положительная сторона заклзчалась в гсх, что студенты могли свобод но обдаться на родном языке на занятиях по мастерству актора л ецз ническоЛ речи, тут отсутствовало механическое заучигание текста. 3 то ::ге время, такая ситуация создает некоторые трудности, которые связаны с потергЛ непосредственного пряного'1 контакта на одном яз<л-ке русского педагога к тувинского студента. 3 связи с этим возника ли также трудности, связанные с переводом-речевого'материала го пр :ш учебного процесса я качественно;! подборкой практического матер;: ала как по масторстзу актора, так я по тувинской речи. Для этоЛ цс ля нами был собран и использовался достаточно обипрн^л :тмр;:ад ло дикции л орх-ооплп, дахшим и голосу аз разговорного тувлнелогз лес ка п национального фольклора. 3 дальнейшем часть Ьтих материалов била включена в учебноо пособие по тувянскоЧ сценической
пц лекциях по тувинской сценической речи дздалксп тг.зи-з попытки осгедеп/л истории сё'возникновения п развития. Уточнялись лс оды её хронологического развития. Отмечались узловые качгс.
твенного изменения словесного мастерства.
Рассматривая вопросы становления я развития тувинскоЛ сц^пнче коя речи в ллроком плана в связи с оз преподаванием в ::г
пионалышх студиях, считаем захнш выделить процесс лрзпо:.агап::г.
Бтдуп 5.К. Тувинская сценическая речь.- Кызыл: Гуз. кн. 'A'jд-г-з,
• -13 - ..--' , : :
тувинской сценической рачи в Внешен театрально!« учшшае est. Б.В. Щукина, где впсрзые нами проверялись на -практика отдел ышз главы данной работа.
Во второй главо рассматривается работа над дикцией в тувинско2 театральной июле. '
В начала работы над дикцией определяется содержание самого термина "дикция*. Затем диссертант кратко останавливается Еа значения знакомства со строением речевого аппарата, гдо сацув актив-нув роль при образовании звуков речи играет язык. Недаром говорят именно »русский язык", "тувинский язык", "английский язык", когда хотят выделить речевуз особенность той иди иной нации, национальности.
Со знакомством отдельных частой речевого аппарата одновременно начинается изучение артикуляции гласных я согласных звуков речд. При описании артикуляции тувинских звуков мы опирались ка могсди и приемы описания звуков в русской сценической речи, , и, проздо геего, на тозрстичес.куз и методологическую базу театрального учнлнда . Б.В.Щукина.
Вторая глава делится на два раздала, в которых соответственно анализируется пронзнсссинэ гласных п сдгласних звуков. А первый раз-дол, в своз очередь подразделяется на произкзеение гласнык нормальной долготы, долгих и. фарикгалнзованнкх гласных. Бгорой раздел подрал доляется на пробно с.еино сильных к слабых,.сгзрхслабых (сопарн^х) согласных звуков и аффрикат. При классплнкацпн тувинских звуков ми опиралась ¡¡а работы ■"увиксклх учзкж-фнлологев.
Произнесение гласных звуков в тувинской сценической речи делится на три группы.
I. Гдасиыз нормальной долготы: я, ?» а, о, о, v "г е.: * ч.
о L, » Долгие гласные: и;; , do-, аа, со , ни.
3. ^др;п!гад:поваьчш2 : ов, ; ZZi 1 Ô>, -jj, JZi, 2С,.-
- . . - и -
Буквы 9, J введены для обозначения специфических гласных зву-коз нормальной долготы, б&, ЭД - для долгих гласных, дд, fb - для фарингалтованных.
Рассмотрим колкретнуэ таблицу демонстрации снеслоразличительных свойств гласных, которой ми пользовались на практических занятиях сцзкичзской рочи в училицо .Б.В.Лукина.' Теперь она полутала нарокоа'пркмокаиио з педагогической поактико. о
;Г: дцс(колону) - диисСкоака) - дяьс(пэдать треск).
3: дес(убегаЯ) - дээс(коснись) - доъс(загон).
А: агСнмя) - азт(качай) - аътСлоаадъ).
0: охСупасть ничком) - оох(отраяяя£ся) - аак(пудя).
8: о:ф{( злобу) - загунСтрахея) - еъяун(предплечье).
7: ултурзр(ьарить) - ууздурарСраздроблять) - уь.цурар(пода»затЬ/
У: д.р(сон) - гщп(помоги завязать) - дуъаСполаокь).
Ы: ыг(попли) - ыыт(звук) - иъг(ссбака).
3 театральноЯ педагогике существует два подхода при описании артикуляции звуков: по активному органу и по посто.чпнол схоно. .'и придерживаемся второго метода описания, которая практикуется з театральном учнлидо им. Б.З.Шукина. Он счзнь прост и доступен для студентов. Этот метод учитывает постепенный переход от видимых частей речевого аппарата к невидимым, к белое сложным явлениям звукообразования, связанных с работой мягкого неба, маленького язкчха, гор-• та;;:: и поведением видыхас?*<5Д зоздуакой струн.
Учет силы и слабости воздупноП струн очень ьаг:ен для обр:-ло:-:а-u:l'¡ тувинских звуков, где от еЗ силы л слабости моияется с .чы ело различительное свойство звука. Поэтому з схемах образования звуков м" старались обязательно зафиксировать их графически стрелообразны:?:!
Анализируя систему гласных, олпенвгя ;>х лрав:пы!у.? ерт:«уляи:п, ::и указываем такгсо на встрзчазццзся пэяоептк::.
- 15 -
Более подробно дассортант останавливается на явадзяе фарада лазоздгсшх гласных, так как аэученло ах проззнесензз % нааасанаг представляет большой аатвргс как лха георки» так а дш практакл совреазшшго тувинского языка.
Кратко характеризуется проблема праасхоадеазя ¡|арангелаз(шав цых звуков, г которой до настоящего ¿реаена нот с иного квзнля.
Папа частичные экспериментальные исследования, главным образом нйправлсшшз на прахтачзское использование сарлнгалазованных, дгзт чэткиа результаты зх гкустако-артякуляторагЕс характеристик.
2 прсктичаскоа асцояьзовааиа {аракгалазовааных возникла различала вопросы, связанные с ах сравсаасакаех а проазиасеклаа. В сглзл с зтах лама была предложены:
1. через спацагльшлг обозначения да» ^за, зь, еъ^
¿¿у следует постоянно выделять ^аршггалазоваапыз гласные б текста* кед кохорынл будут работать актеры а дикторы.
2. К прэизкссеназ ^аиингадазовакаых в сдоьз добавляется особы."; прнзнук, соотыетствувдиЛ гахю^ыа: по твардоау а кагыоау ряду, по слсыа п-.."рэа:1.1 гласный - узки;: гласный", т.е. аъ-нСбаъ^х}, са уС;;о_^рт), о- - с), оъ - аСчеъ5^). 2то !~.аанэ учитывать ара их пронзносснаа.
3. Следует алеть в в^цу. что ¡аарингалазацан подегргазтея, з основном, однослойные глаголы, когда она переходят б двуслслныа или многослойные фораы, налрнкар: ез дуыер; чаз, ко ча^лго;
но «¿¿гео. а т.д.
Зторо! раздел "Дроизнзссыиа согласных звуков" состоит аз тре параграфов, которые составляет три группы.
1. Сильные а слабыз согласкыз: ¡¡»З.ТД.С.З.^^.^.К.ГД.
2. СверхслабыеСсоЕориыа) согласныз: . .
Л^азикатаг
Групла сильных согласных отличается установкой напряженная с
тигухядаа часта Л речевого аппарата при образовании супа, а при сбра-30zss3z схейза согласных часгл речевого аппарата vosco напрязеяи. Ока различна такте по алдгетпчзсхгх свойствам 5 до пгеденза вэздув-ноЗ струи при образования звука. В сверхслабых согласных прсобла- i даст голос.
В зузннсгон языхэ -5,2,3 заимствованы из русского язы^а взгзсте с тепа ело гага, з хзтэриг встречайся эти згухз в раз nía позициях, а согласная бухва Н, передаст спевд^зчесхаз злук тувинсхого языхз.
Косгюзрл на то, что согласглл» звухя в тузннсхса и т>уссгам языках обозначается одяига и тест не булга;es, по свовЛ артлнухяцпз и звучаклз они сильно отличается друг от друга. Наприиер, одна бухта д э качалз слова обозначает водузвозЕнЗ[д7]: дат (гора), а
в серздлпэ слсла этот згул становится согласии:« полно Л згонхоста: здаз ]_еьдгр]( стрелять). 3 заимствованных словах из русского язнга зтет злух произносится zas з оригинале дли ближе х оригиналу.
3 тем i" 2 слоге _лаг, согласна Г: Г в тувннехои языхз ннеот артпгу-ляциз, которая прснзксситса вэ яутел сиыхгния или образование:* уз-хо2 гели кеаду зсдеэй частьв сплкгз язкха и иягхого кёба, глх з руссхся дзкла, а образованием чуть боль л ел ^ели ::елду нл;сз, чзрез логортг. проходит вездулназ струя, зызыгая соответствуете луны, т. е. Г [г^З тув:аicxcro пзыха hs счзчнэ-взрнвгог звонгиД согласнип, а лелвт-лго—лвпдувноИ ссгласныЛ с ввеелвнкн участием голосовых сглзох.
Налболеэ трудней в произносительном плане язлягтея пелузлзн-лнз л зрывнл*е ллгк1гз 3-3. Д-7, Г-iI л а^Зрпхаты. С5 зт;л правильно занлтлла З.Л.Ксптеза, отпзчгя, чло туллнели-з "звонхне™ ссгласплз
5, Б, Г, Д во гачеству coses;» гг совпадал? с руссл-ллг^.
Згухл S, Д больлз сходны с руссг:л:н П, Т, если находятся в начале слола (баз, ^рслзнлслтс-jnaoC—:еотся\ тусСсзлъ), в сзвсн-чллтея л ^z-'znzzZ стнлснз лелду гласными и з сочетании с сснорнглп:
х Коптела 2.Л. З'чгт £зсо?ент:-стсЛ тузлнехого языгл n^i еб^чзгзип русс-хо:?у язклу тухлкеллх лэт32 // Гчекьэ з гласи 1ТЛХ- Назнз. 19£0 -üia.j. - С.5>.
- - i7 - л;"; '
арбайСячмэк;}, балдыСтэпор)*.
Согласные звуки ч, Н, Р, 3, 3, £ б изолированно* виде в тувая скон в русском языках суиестввнныл различий не ииепт. Поэтому усво еиие их аргнкуляций затруднений не вызывает.
Считаем нужными проввдегше экслвраиентально-гахничоские рабо ты по определению артикуляции а звучания гласных й согласных туви» ского языка.
Немаловажное практическое и теоретической значение имеет выявление недостатков в произнесении каждого отдельного звука. Произжх тельные ошибки показаны на примерах из речи актеров и дикторов.
В работе не., дикцией тувинской сценической речи поставлены такие проблемные вопросы, как орфографировакпе некоторых групп глас ных и согласных звуков,.образование кратких форм слов с долгими гласными, систематизация согласных, влияние диалектных произнесений к учет характера выдыхаемой воздупной струи при образовании звуков.
В третьей главе рассматривает ся вопросы формирований орфоэпических корм на сцене тувинского театра, на радио и -елевиденип. Глава разделена nt. урн ризде-ла, в которых рассматривав гея произно-сенио отде-яькых групп гласных и согласных звуке:;, произнесли; слояких слов граммегпчоекпх форм.
Комплексный подход к тувинской орфоэя».'« в хронологическим пд:.-по позволяем установить, что основы произнг"¡итилькух нэрн ка Сазе разговорного языка сформировались в основном к концу 12 в. О состояния пронгкоаепик в конце прошлого века первый исследователь тувинского языка профессор Н.^.Кдтаыов пиает: "исследовав урянхайский (тувинский - Б.Б.) язык, я лралвл к выводу, что урянхайцы па всем пространство от Булука до Лдир-Джарынаg т.о. на пространстве около 300 верст, говорят на одном и том гв языке, лнлъ с самыми
* Коптева Е.И. Указ. раб. - С.69.
- Í9 -
меноняем речевоЛ культуры начинавг разрабатываться вопросы орфоэпии. Происходит унификация произношения вариантов слов а сочетаю:.! наряду с существованием вариантных проаэноаенпй слов под влияние» диалектов. _ '. . • ' ■
С одной стороны, но-;ко сказать-,.что в современном литературном произношении встречается варианты произношения. Так, например, слово дш(два.) мо>:ет произноситься как [пньи! [:ix:3, [i::::fl [nritL где литературной нормой принят £h;í::J Тем не пенсе гее 55ельиео количество лзде;1 начинает произносить клкГжь:;!, что у.:е становится вариантой литературной нормы.
С другол зторокы-, 'Начлна'еФ повьыаКьСя требование к литературному пропзноаениэ, ййшаапсь работы нормативного характера. Теп нз менее специальных работ, где были бы наиболее полно отражены правила современной тувинско;! ор/оэппи пока ецё кет, за исключенною публикаций И.Ч.Сат и.наиеа работы.
В укреплении норм литературного язцка и развитии культуры речи во::скуа роль сыграли разработки и внедрение правил орфографии а пунктуации, создание учебников тувинского лзыка и словареЛ, в которых иазли огра'сенио те или ииыз нормы литературного языка. Отрадение основных законов рочи мо:;но на2ти в известных работах профессора t .Ч.Сата, профессора А.А.Пальмбаха, v.r.iícxasosa, л.Д.Виче-оола, Д.А.Монгуаа а А.Ч.Кунаа.
В обдем содержании заклачлтольноЛ главы налез диссертации моз-но заметить рассмотрение ор.;оош:л в двух аспектах. Лро-хдо всего в первом раздело главы анализируется правильное (литературное.) пропз-;io.;c¡::;o отдельных слов, но уг:е не в сиысле одноЗ дз^ь днкционной частоты н ясности, хотя в процессе проязноис-ния дакция и opgoanua. тлепо гзанпосвязины. В отом плане орфоэпия выступает как правда лгоизко-зкия глас:шх и согласнлх звуков, а так"в некоторых гра.-.и:ати-ч;г;:::х -:ор.ч в зав:.'с:г:остя от их положения в слоге, в звучании целых
сочегашй согласных и гласных э сародааедаш -гуднматических нормах. Вс§ это происходит'з пределах одного
Каь пзрзыЛ аспект ор^зпия отражает зздвйоиерчости расхоздо-агя произношения 5 пределах только слова с ях графическим изображение:«. Так, наярилор, зафиксированы правила произноиония гласных яо гараонхз, прэпзкозенкя долгих и фарингализованных, узких и йотированных гласшйс. Зафиксирована так.~е правильное произношение согдасшяс по закону -ассикаляцд',;, диссимиляции и метатезы, произволение согласных 5 разных ПОЗИЦИЯХ. Для иллострации приводим наиболее наглядные примеры звучания С503»
_П:1ыется Пр£ИЗН£СИТСЯ Перевод **
инок [инэк]~ "" КЭРРРЗ
хачы [ха~ы] цогшщн
иртгвр {иьртэр] ОЧЦН
будук • " [б^-мук] ветка
чаяан Ьайа'^н] рудьба
чанг&я [чэп^аз] . СХРД1ПЗ домой
Как второй аспект "в главу' об -ррфоздагя .двклЕчается понятие расширенного произноязкда гра^чатичес.ких фррм уу_з эз маезтабе ко одного слова, а в со^таная двух # болрр еярэ» лрризцошение послелогов а маздоиетиз. Сздз тл относится и прз!?И.Л1>к&я установка ударения з слове. Гдаргнио ха^и? ртря?> иногда з начзде (едче, ¿сдан, ш^ве), в середг^.3 СвлаарЭД, ^нуувкуя, адуршО слова. Нр в абсолютном боль-лкястБЗ алуасгв ударение падает на крнец слова (сегиркир, олар, чо-дураа). •
Особенкостьо тувинского языка является то, что в нём отсутствует категория префикса: приставки и предлога. Их функции заменяю? п.олкостьэ послелоги и слухебйые части речи, тем саным увеличивая ответственность за их правильное прзизноиение.
- Zí -
- ££ ~
I
~сн:::г зтоЛ проблемы считаем важными следузяио полозения, которые отргзони з научных публикациях я получили практическое применение.
1. Самим фактом данного яеслэдозания поднимается проблема ре-вопросов тувинской сценической речи на научной основе. 3 работе сдэлана попытка анализа йе сэзрэкэиного состояния. Создается сг.за для далы:зйлэй исследовательской работы. "
2, На'0С-Ю20 экспепимонтальио-тзхничзских данных описана аптк-%*'гтлг:ил 1 звучапщ гласных я согласных тувинской сценической речи. 3 сэчзп с внранока" нспз позиция з системном подходе к хласск-
-звукоз уугянсхоЯ рччи, Похспзгта пример« литературного и нелитературного протгенопения.
Рнсеэчо прод.то;тепне п рассиропим тоттн графического выделения1 ¡•а¿гекгглязозапянх звуков через Ъ (твердый ¿пак) на основе суцестзу-зцдх правил тувинского язпка. Нухно обозначениями порез пъ, дъ, ^аъ, -О, -СО', у^. 7Ъ, ,Ы'а постоянно наделять их з текстах, над которыми будут работать пхтори :* диктора.
■'к 3 дясссртацгл пронзгэдояа папктка установления основных ор-?г.?п!Чопк:п правил тувинского лгггзратурного язнка. Каздоз правило подтвопгдаптся конкретным: првкораяя* 3 необходимых случаях указывается 2пзмо:гаыо отклонения от орфоэпической нормы.'
5, Учитывая вез зозрастаяиуа роль заимствований з тувинском лзнпз, э диссертации зхдячена примори особенностей произкосеяия запмстгозашшя слов в тугийскоЯ сценической речи.
б» Отдельны:! разделом введена проблема ударения. Указывается на характер его звукового проявления в тувинских и заимствованных едзвах. Бпзрвыз выделяется слоги с ударением з начало и серодпкз слога з дополнение к конечно:г/ ударонга болыгляства тувинских слов.
7« Собран обдирная рочзвоЗ материал, который был использован для анализа дикции тувинских звуков л установлена орфоэпических норм. Проведена большая, работа по систематизации речевого материала
- 23 -
при^еров по отдельным звукам, славам в сдовосочетаниям.
8. Теорегачзская а практическая часта.данной днссёртацвз проворены практикой преподах алия сцекзчвск£ рочл б Туг^екой кадло-налькоЗ студиг Бысвего театрального учаазаа им. Б.В.Пукина.
Список опубллког>атпдс автором работ по тема двесертацяд. -
1. Тувинская сценическая речь.- Кызыл; Туз. кн. вэд-во, 1978.118 е.- На туи. яз.
2. К становления проХесслояалького искусства сценнчзскоЛ рвчз // Культура тувлнцвз: традиция и современность / Под ред. ЮЛ.Араэты-на.- Кызыл, 1989.- С.83-100.
3. О тув^нсгсоЛ сценэтескоЗ рача // Тувлнскиа язык в литература в послеоюгЕбрьскаа период / Под рад. Д.А.лонгува.— Кызыа, 1977.-С.171-178.
4. О туБинссас фарингавизованных гласных // Тезисы конференции ас-пирантсв а молодых сотрудников ¿шетггута Зостоковадзнгя АН СССР -
1977.- С. 12-1$.
5. Слугзд Салоа-ШЕа // 7луг-Хен - Кызыл - 1984.- С. 135-147.-На туъ. яз. ■ .
6. К проблем сцогь1часг:о2 рочк // Улуг-Хгя - Кызыл - 1978.--»$0 С.255-260.- На тув. яз.