автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Тверская поэзия 20-х годов ХХ века

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Гончарова, Ирина Авенировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тверь
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Тверская поэзия 20-х годов ХХ века'

Текст диссертации на тему "Тверская поэзия 20-х годов ХХ века"

Тверской государственный университет

на правах рукописи

Гончарова Ирина Авенировна

ТВЕРСКАЯ ПОЭЗИЯ 20-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10. 01. 01. - русская

литература

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор В. А. Редькин

Тверь - 1998

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 3

2. Глава 1. Тверской пролеткульт и революционно- 19 романтическая поэзия Твери (1918- нач. 20-х годов)

3. Глава 11. Литературно-художественное общество имени 73 И. С. Никитина

4. Глава 111. Творчество С. Д. Дрожжина 20-х годов 134

5. Глава 1Y. Тверская ассоциация пролетарских писателей 161 (ТАПП)

6. Заключение 199

7. Список использованной литературы 206

ВВЕДЕНИЕ

Региональные проблемы истории русской литературы стали объектом литературоведческих исследований ученых с середины второй половины XIX века. Огромное внимание изучению регионализма как историко-литературного явления и его методологии уделяли ученые -филологи М. К. Азадовский, Н. К. Пиксанов, П. С. Коган, В. Н. Перетц, Г. Лансон, П. В. Куприяновский, Б. Жеребцов, Ю. С. Постнов, Е. А. Куклина, П. С. Сакулин, О. Г. Ласунский, Б. А. Чмыхало и многие другие, в работах которых рассматривается региональная проблематика, устанавливаются подходы с точки зрения формирования концепции литературного регионализма, поставлены вопросы типологии региональных явлений, при этом точки зрения ученых не всегда совпадают, а иногда являются противоположными.

Важной задачей сегодняшнего литературоведения является создание целостной картины истории новейшей литературы с учетом фактора регионализма, о котором один из исследователей, доктор филологических наук Б. А. Чмыхало, в диссертации на тему "Региональные проблемы истории русской литературы" (Красноярск, 1992), писал: "Под регионализмом мы подразумеваем, во-первых, сам принцип содержательного деления литературного пространства. В этом смысле фактор регионализма универсален для истории русской словесности и выступает в качестве своеобразной категории литературного процесса. Во - вторых, регионализм - это вполне конкретное историко-литературное явление, относящееся к 18 -20 вв.1". С мнением ученого о том, что регионализм - это необходимое присущее литературному процессу качество, связанное с его локализацией, нельзя не согласиться.

Ю. С. Постнов справедливо отмечал: "На наш взгляд литература области или края - это часть общенациональной литературы, представленная художниками, которые тесно связаны с общественной и

культурной жизнью данной области и участвуют в местном литературном движении2". Н. А. Бердяев в работе "Централизм и народная жизнь" в начале XX века сделал наблюдение, что "власть шири" обернулась в России жесточайшим централизмом во всех сферах жизни, в том числе и в литературе. "Русская культурная энергия не хочет распространяться по необъятным пространствам, боится потонуть во тьме глухих провинций, старается сохранить себя в центрах3", - писал он. Это привело, по мнению философа, к доминированию обеих столиц в русской культуре и литературе. Но еще раньше в XIX веке в статье "Литературное обозрение" Лаврский заключил: "У нас тогда только будет в строгом смысле русская литература, когда каждая область России будет затронута самостоятельным литературным движением4". Тем не менее, до сих пор часто к провинциальным проявлениям умственной самостоятельности относятся отрицательно и с большим недоверием. В результате "большое" литературоведение, к сожалению, часто уступает изучение русской литературной провинции краеведам, хотя еще в начале XX века "областной принцип" получил свое обоснование и развитие работах Н. К. Пиксанова. Его работы "Три эпохи" (1913), "Два века русской литературы" (1923) и "Областные культурные гнезда" (1928) содержат идеи региональных подходов в изучении историко-литературного процесса.

Серьезное внимание уделял региональным проблемам изучения истории литературы О. Г. Ласунский. Он писал: "Краеведческая наука -особая и часто недооцениваемая отрасль литературоведения и истории. Недооценка эта проистекает из ложного представления о доступности и даже "несерьезности" подобных занятий5". Главный недостаток многих краеведческих работ ученый видит в изолированности подхода к изучению "многообразных явлений провинциальной духовной жизни" от общерусского литературного процесса.

М.М. Пришвин считал краеведение не только наукой, но и искусством, М. Горький в "Беседах о ремесле"(1931) называл краеведение "делом глубокой важности".

Особый интерес в контексте данной работы представляет проблема соотношения историко-литературного и литературно - краеведческого подхода к изучению региональной литературы.

Ю. С. Постнов полагает, что историко-литературный аспект исследования явлений региональной литературы отличается от литературно - краеведческого тем, что само изучение этих явлений проводится "в строгой хронологической последовательности, в их временных "сцеплениях" и синхронности", при этом делается "углубленный литературоведческий анализ произведений на основе рассмотрения творческого метода писателей, особенностей их мастерства и стиля6".

Исследуя региональные проблемы истории русской литературы Б. А. Чмыхало, соглашаясь с Ю. С. Постновым, также отмечает, что "история литературы считается, прежде всего, с фактором времени... Каждое явление имеет диахронно-синхронные аспекты существования и может быть выделено из континиума на этой основе7". Это утверждение вполне справедливо, если, во-первых, учитывать повышенный уровень научного внимания к различным периодизациям и хронологиям, а во-вторых, к точности конкретных датировок. Ученый пишет: "Все это в общем представлении является непременным атрибутом "добротного" историко-литературного исследования8".

П. В. Куприяновский в статье "Проблемы регионального изучения литературы9" не проводит никакого различия между регионами. Ученый считает, что проблема регионализма сводится лишь к представлению местного материала.

В данной работе мы старались следовать методологическим установкам, предложенным Ю. С. Постновым, Б. А. Чмыхало, П. Н. Сакулиным. Данная методология, на наш взгляд, позволяет не только

выявить синхронно-диахронные связи тверских литературных явлений 20-х годов, т. е. рассмотреть историко-литературные явления (под которыми подразумеваются как литературно - художественные общества, так и отдельные творческие личности) в хронологической последовательности, выявить и проследить связи отдельных поэтов с существовавшими обществами, друг с другом, со столичными литературными кругами, но и подметить преемственность и интеграцию тверского литературного процесса в историко-литературный процесс общероссийского масштаба. При этом особое внимание уделяется индуктивному исследованию, которое, по мнению П. Н. Сакулина, начинается "с таких конкретных данностей, как отдельные произведения и творчество отдельных писателей10", что в целом позволяет определить стилевые течения тверской поэзии этого периода.

Исследователи часто отмечают недостаточно высокий художественный уровень региональной литературы рубежа 20-х годов. Однако подобные оценки вовсе не говорят о том, что она не нуждается в изучении и анализе. В "Кратком очерке методологии истории русской литературы" В. Н. Перетц прямо указал, что для литературоведа "нет произведений "худших" или "лучших" в смысле эстетическом, а есть лишь более или менее ясно представляющие моменты литературного развития11". Аналогичное мнение Г. Лансона, высказанное им еще до революции, не теряет актуальности и поныне: "Необходимо широко, как можно шире, привлекать к исследованию второстепенные, забытые произведения. Они окружают образцовые произведения, подготовляют, вчерне намечают и комментируют их, образуют переход от одного к другому, уясняют их происхождение и размах12".

Историко-литературный процесс тверского региона послеоктябрьского периода и эпохи 20-х годов как целостное явление до сих пор не становился объектом систематического исследования, с помощью которого можно восстановить внутренние взаимосвязи существовавших творческих группировок и соотнести их с

общероссийским литературным процессом. Деятельность и творчество тверских поэтов послереволюционной эпохи и 20-х годов совершенно не освещены в литературном краеведении. История тверских литературных организаций этого периода, оригинальное и самобытное творчество тверских поэтов, которых критика относит к разряду "второстепенных" остались за бортом литературной истории. Осмыслить вклад тверских поэтов в развитие культуры и литературы тверского края означает расширить и углубить наши представления о литературной жизни провинции и, в частности, Твери в один из наиболее интересных и непростых исторических периодов. Изучение истории литературного процесса и литературного наследия поэтов 20-х годов тверского края делает более выразительной не только местную литературную жизнь, но и России в целом. Весьма плодотворным представляется рассмотрение теоретической деятельности и художественной практики каждой из литературных группировок 20-х годов. Это отвечает задачам современной науки в области изучения русской поэзии на региональном уровне во всем ее многообразии с целью восстановить забытые имена, заполнить "белые пятна" истории, литературоведения и культуры.

Актуальность исследования. Главной целью диссертации является исследование стилевых особенностей поэтического наследия тверских поэтов 20-х годов, изучение историко-литературного процесса Верхневолжья в общероссийском контексте. Объектом

диссертационного исследования являются литературные группировки: тверской пролеткульт, литературно - художественное общество имени И. С. Никитина и тверская ассоциация пролетарских писателей.

В диссертации ставятся следующие задачи:

- исследовать условия и закономерности рождения, развития и деятельности тверских литературных группировок;

- раскрыть своеобразие художественных поисков тверских поэтов различных эстетических платформ на основе конкретного историко-

литературного материала - художественных произведений, фактов биографического характера, публицистических статей того времени;

- исследовать стилевые тенденции в тверской поэзии 20-х годов;

- осмыслить вклад тверских поэтов в развитие региональной культуры.

- оценить художественный уровень произведений тверских поэтов 20-х годов.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 по 1932 гг. Он характеризуется не только большими политическими переменами в жизни страны и тверского региона, но и качественными сдвигами этического и эстетического характера.

Методологической и теоретической основой диссертации являются труды крупнейших русских и зарубежных философов, критиков, литературоведов, современных теоретиков и историков литературы. Мировоззренческой основой диссертации являются труды Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, И. И. Ильина, А. Ф. Лосева, Н. О. Лосского и др. С точки зрения методологии литературоведческой науки особый интерес представляет опыт тех русских ученых, которые стремились синтезировать различные научные направления, брать из них наиболее ценное. Таков научный опыт П. Н. Сакулина, В. В. Жирмунского, А. И. Белецкого, М. М. Бахтина и ряда других ученых. Особое значение для диссертации имеют труды, в которых исследованы закономерности развития русской поэзии XX века: П. С. Выходцева, В. В. Дементьева, В. А. Зайцева, А. И. Михайлова, Л. В. Поляковой, А. И. Павловского, Е. П. Любаревой, А. С. Субботина и др.

Основные методы исследования: сравнительно-исторический, типологический, проблемно-тематический, биографический. Они сочетаются в диссертации с принципом системности и целостности анализа и принципом историзма.

Эмпирической базой диссертации послужили источники Государственного архива Тверской области (ГATO), Тверского центра

документации новейшей истории (ТЦДНИ), Тверского государственного объединенного музея (ТГОМ). Были изучены личные архивы некоторых участников историко-литературного процесса Тверской губернии, хранящиеся в ГАТО. Одним из основных источников явились комплекты газет и журналов за 1917-1932гг. Среди них "Известия тверского губисполкома" (1918-1919); "Тверская правда" (1919-1932); "Смена" (19271929); "Тверской кооператор" (1918-1921); "Тверская деревня" (1926- 1928); "Известия тверского губсоюза" (1921-1924); "Эхо тверской кооперации" (1924-1927); "Летопись краеведения"(1924-1925); "Тверской пролеткульт" (1919) и др.

Научная новизна обусловлена предметом исследования и заключается в том, что диссертация является первым опытом научного изыскания, в котором прослеживается историко-литературный процесс тверской губернии за период с 1917 по 1932 гг. в связи с литературным движением 20-х годов. Дается сравнительно-историческое исследование теории и практики литературных групп и творчества большинства поэтов, проживавших на территории губернии. Вводятся в научный оборот новые имена поэтов и факты литературной жизни.

В художественной жизни первых послереволюционных лет особенно значительная роль принадлежала Пролеткульту. Изучением этого культурного явления в 20-е годы занимались В. Л. Полонский, П. С. Коган, А. В. Луначарский, А. В. Селивановский и др., после перерыва, длившегося более тридцати лет, к поэзии первых лет революции обратились А. Менынутин, А. Синявский, А. Кулинич, Л. Фарбер, К. Зелинский, 3. Паперный и др. Современное литературоведение представлено именами Л. И. Тимофеева, А. И. Метченко, В. И. Иванова, П. С. Выходцева, Л. В. Поляковой и др.

Литературная эпоха, открываемая Октябрем, писали А. Менылутин и А. Синявский "... обладает совершенно особым, исключительным в мировой истории жизненным содержанием"13. Как бы не относиться к революции, но факт остается фактом, что именно наш

земляк Александр Иванович Тодорский, военачальник, редактор весьегонской газеты, был автором первой советской книги " Год с винтовкой и плугом", написанной "по горячим следам революции", изданной в уездном Весьегонске Тверской губернии в октябре 1918 года и высоко оцененной В. И. Лениным. Он так изобразил переживаемое народом чувство: " Мы, прежде всего, посмотрели на себя не как на рабочую слепую лошадь, а как на людей, и увидели, что мы - такие же, как и те, на кого мы убиваем жизнь, и ничем их не хуже. ... Мы - первые дровосеки, прорубающие прогалину в дремучем лесу...14". Образ дровосека стал одним из широко используемых в пролетарской романтический поэзии тверского края.

Уникальность, неповторимость поэзии 20-х годов отмечал П. С. Выходцев: "Не только пролетарская поэзия с ее необычным героем -символически - обобщенным образом Нового Хозяина, Железного Мессии - Пролетариата, с ее торжественно - патетическими ритмами и вселенским размахом ... и даже многие крестьянские поэты, воспевающие "ржаной океан" народного движения, - все это казалось небывалым для русской поэзии. Многое из поэзии тех лет действительно осталось неповторимым и уникальным в истории русского поэтического слова15".

Это время не знает аналогов по вовлечению в литературную деятельность такого огромного количества рабочих и крестьян. В одной из статей А. Воронский писал: "Новый писатель лезет изо всех щелей. Выползает он из трущоб, с окраин, из глуши, из медвежьих углов, из провинции, из дебрей16". Положительный момент массового участия в поэтическом движении отмечал П. С. Выходцев: "Даже писатели несравненно меньшего таланта, озаренные светом великих идей времени, могут вносить, пусть даже только намечая, новые качества в общее движение поэзии. Так было, например, с творчеством пролетарских писателей. ... В творчестве даже небольших писателей, идущих из "низов", слышен был, пусть еще сбивчивый, неровный, шероховатый, противоречивый, но голос тех масс, которые уже решительно заявляли о

и

себе в истории17". П. С. Коган верно писал: "... пролетарское литературное движение сразу приобрело характер движения массового, в противоположность дореволюционным представлениям о литературе, как о явлении аристократическом, составляющем удел немногих избранных18". То же самое отмечал и А. П. Селивановский: "После победы пролетариата в организациях, кружках и студиях Пролеткульта участвовали сотни и тысячи одаренных рабочих, которые тянулись к овладению мастерством в искусстве, писали стихи, рисовали картины, создавали музыкальные произведения. В обращении международного бюро Пролеткульта от 12 августа 1920 года содержатся такие данные: 400 тысяч рабочих группируются вокруг Российского Пролеткульта. Пролеткульт издает 15 журналов, он издал до 10 миллионов экземпляров произведений пролетарских писателей и около 3 миллионов произведений пролетарских композиторов19".

"История пролеткультов�