автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Творческая деятельность В.А. Гиляровского-репортера

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Несын, Евгений Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Творческая деятельность В.А. Гиляровского-репортера'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческая деятельность В.А. Гиляровского-репортера"

005002693

На правах рукописи

НЕСЫН Евгений Николаевич

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В.А.ГИЛЯРОВСКОГО-РЕПОРТЕРА

Специальность 10.01.10 - Журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 7 НОЯ 2011

Ростов-на-Дону - 2011

005002693

Работа выполнена на кафедре истории журналистики ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Станько Александр Иванович

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Акопов Александр Иванович

кандидат филологических наук Алексеев Константин Александрович

Ведущая организация:

Ставропольский государственный университет

Защита состоится «9 » декабря 2011 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.208.09 по филологическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, факультет филологии и журналистики ЮФУ, ауд. 22. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148). Автореферат разослан « 8 » ноября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

с/-7

Самигулина Ф.Г.

Актуальность исследования. В современных средствах массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно представить выпуск новостей на радио или телевидении без репортажа; нет такой газеты, которая бы игнорировала этот жанр.

Роль репортажа в средствах массовой информации резко возрастает в пору чрезвычайных происшествий, когда реципиент ждет подробностей незамедлительно, и каждое средство массовой информации в таких случаях стремится опередить конкурентов в оперативности освещения экстремального события.

В средствах массовой информации последних лет сообщения о чрезвычайных происшествиях вышли на первый план, и значительное место в них стали занимать сцены насилия и жестокости, издевательств над людьми, описания увечий, следов побоев, ранений. В Законе РФ «О средствах массовой информации» признается недопустимым неоправданно подробный и шокирующий показ такого рода сцен; подобные рекомендации содержатся в «Кодексе профессиональной этики российского журналиста», «Международной декларации принципов поведения журналистов». Однако, несмотря на действие официальных документов, телевидение и пресса нередко сосредотачивают внимание читателей, слушателей и зрителей на натуралистических подробностях стихийных бедствий, катастроф и террористических актов.

В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение исторического опыта отечественной журналистики в освещении сенсационных фактов, анализ творческой деятельности выдающихся репортеров. Среди признанных мастеров жанра репортажа одно из первых мест по праву принадлежит Владимиру Алексеевичу Гиляровскому, которого еще при жизни называли «королем репортеров». Оперативный репортаж о сенсационном факте стал визитной карточкой Гиляровского и принес ему известность в России и за ее пределами.

Степень научной разработанности проблемы:

В советский период репортерское искусство Гиляровского не привлекало значительного внимания исследователей. Одна из причин заключалась в том, что в отечественной историко-журналистской науке преобладал интерес к революционно-демократической прессе, в которой Гиляровский не принимал участия. Объективную оценку состоянию научной разработанности творческой деятельности Гиляровского дал Б.И. Есин: «К сожалению, обстоятельная научная биография журналиста еще не написана, его творчество не становилось предметом серьезного изучения. Нет удовлетворительной летописи жизни и деятельности Гиляровского» (1985).

Значительным препятствием для исследования творчества Гиляровского-репортера является труднодоступность источников. Как справедливо замечает Б.И. Есин, «до сих пор огромный пласт газетного творчества журналиста, большое число его репортажей остаются недоступными исследователю, ибо многие из них печатались анонимно». К этому следует добавить, что богатейший архив Гиляровского с рукописями материалов погиб во время пожара на его даче.

Исследователи творческой деятельности В.А. Гиляровского сосредотачивали внимание на биографических подробностях незаурядной личности, его литературных трудах, исторических разысканиях. Таковы монографии В.В. Гуры «Жизнь и книги дяди Гиляя» (1959), Н.И. Морозова «Сорок лет с Гиляровским» (1963), В.М. Лобанова «Столешники дяди Гиляя» (1972), Е.Г. Киселевой «Рассказы о дяде Гиляе» (1983) и др. В «Библиографическом указателе диссертаций по журналистике 1990-2008» Л.Г. Фещенко (2010) значится единственная диссертация Л.Н. Павловой на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Жанровое своеобразие очерков В.А. Гиляровского» (2002). Как и в ранее названных работах, в ней исследуется литературное творчество писателя.

Наибольший интерес в связи с поставленной проблемой представляет

исследование Б.И. Есина «Репортажи В.А. Гиляровского» (1985). Автор предпринял, по собственному признанию, попытку «создать документированный обзор-очерк его журналистской деятельности в московских газетах» и особое внимание уделил репортажам. Ценность работы Б.И. Есина заключается не только в характеристике творческого участия журналиста в «Московском листке», «Русских ведомостях» и «Русском слове», но и в публикации текстов 24 репортажей, взятых непосредственно из газет.

Творческая деятельность Гиляровского-репортера и непосредственно с ней связанная работа в созданном им рекламном агентстве, спортивном журнале, а также его автобиографическая проза, раскрывающая лабораторию этой деятельности, заслуживают специального рассмотрения.

Объектом диссертационного исследования является репортерская, редакторская и рекламная деятельность Гиляровского конца XIX - начала XX веков, ставшая заметным явлением в истории отечественной журналистики, и его автобиографическая проза, в которой раскрываются авторские замыслы и возможности их осуществления в контексте времени.

Предметом исследования стали тематика, проблематика, стиль репортажей Гиляровского, специфика их связей с редакторской, рекламной, исто-рико-мемуарной деятельностью автора.

Цель исследования - комплексное и системное изучение многогранной деятельности Гиляровского-репортера, выявление традиций и новаторства его творчества, обоснование значительного вклада в историю отечественных средств массовой информации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проследить тенденции развития жанра репортажа в отечественной журналистике и его современные историко-теоретические концепции, выявить роль Гиляровского в становлении репортажа;

2. Дать периодизацию творческой деятельности Гиляровского в прессе XIX - XX веков, обосновать причины выбора журналистом конкретных изда-

ний для работы;

3. Исследовать тематику и проблематику газетных публикаций Гиляровского, их жанрово-стилистические особенности;

4. Охарактеризовать процесс становления мастерства Гиляровского, динамику его подходов к отбору фактов и методов их освещения в прессе;

5. Выявить место и роль сенсации в репортажах Гиляровского, показать трансформацию взглядов журналиста на способы её подачи в печати;

6. Обосновать причины обращения Гиляровского к автобиографической прозе, которая раскрывает творческую лабораторию журналиста;

7. Изучить сущностные связи между репортерской, редакторской, рекламной и мемуарной деятельностью Гиляровского.

Методологической основой диссертационного исследования стали труды известных историков и теоретиков отечественной журналистики Б.И. Есина, Л.П. Громовой, Г.В. Жиркова, М.М. Ковалевой, Е.П. Прохорова, работы исследователей типологии журналистики, жанров публицистики А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, Е.А. Корнилова, А.И. Станько и др.

В диссертационной работе определяющим стал принцип историзма, позволяющий проследить процесс формирования мастерства Гиляровского-репортера в широком контексте исторической эпохи. Используются следующие методы исследования проблемы: конкретно-исторический, текстологический, биографический, комплексный и системный анализ творческой деятельности Гиляровского.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые комплексно и системно изучается репортерская, редакторская и мемуарная деятельность Гиляровского, в научный оборот вводится значительное количество репортажей автора (150 наименований), не вошедших в четырехтомное собрание его сочинений (М., 1999), исследуется его творчество в газете «Голос Москвы», «Журнале спорта», рекламном агентстве, ранее специально не изучавшееся.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение при создании обобщающих трудов по истории отечественной журналистики, а разработанная автором методика изучения творческой деятельности репортера может быть использована в аналогичных исследованиях, посвященных публицистическому мастерству.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных выводов в лекционных курсах по истории отечественной журналистики и в профессиональной деятельности работников средств массовой информации.

Апробация диссертации. Результаты работы над диссертацией обсуждались на кафедре истории журналистики Южного федерального университета. Основные положения и выводы изложены в 7 публикациях автора, в том числе двух статьях в журналах, включенных в утвержденный ВАК Министерства образования и науки РФ перечень ведущих научных изданий (первые две публикации в прилагаемом списке), а также в тезисах докладов на международных и региональных научных конференциях в ЮФУ (2008,2009), ВГУ (2008), МГУ (2009,2010).

Положения, выносимые на защиту:

1. Репортаж, формировавшийся в отечественной прессе как информационный жанр, приобрел в последней четверти XIX века аналитический характер, чему в немалой степени способствовала репортерская деятельность В.А. Гиляровского, его позиция журналиста-расследователя.

2. Характер освещения Гиляровским экстремальных событий зависел от требований редакций и от профессионального мастерства автора. Показ натуралистических подробностей, приемлемый для бульварной газеты первых лет творческой деятельности Гиляровского («Московский листок»), постепенно уступает место изучению причинно-следственных связей и судеб пострадавших от чрезвычайных происшествий простых людей, которые

стали героями репортажей Гиляровского на страницах либеральных газет («Русские ведомости», «Русское слово»).

3. Сравнительный анализ газетных публикаций Гиляровского и его автобиографической прозы позволяет раскрыть творческую лабораторию журналиста, историю создания и действенность его репортажей, реакцию читателей на них.

4. Отличительной чертой репортажей Гиляровского является контаминация жанра, его соединение с другими информационными и аналитическими жанрами, в результате чего появляются репортаж-отчет, репортаж-статья, репортаж-рецензия и др.

5. В процессе творческой деятельности Гиляровского-репортера выкристаллизовываются специфические черты его идиостиля: антропоцентризм, единство эмоционального и логического компонентов в структуре текста, создание с помощью диалога с очевидцами события реальной картины происшествия, метод включенного наблюдения и др.

Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, в котором обосновываются актуальность темы, выбор объекта и предмета исследования, раскрывается его научная новизна, приводятся положения, выносимые на защиту; четырех глав, разделенных на параграфы, в которых разрабатывается концепция исследования и обосновывается истинность ее решения; заключения, в котором подводятся итоги проделанной работы; списка использованной литературы, включающего 127 наименований; указателя источников, состоящего из 150 названий публикаций Гиляровского, обнаруженных диссертантом в прессе XIX-XX веков.

В первой главе «Историко-теоретические основы развития и изучения жанра репортажа» выявляется специфика жанра репортажа, условия его возникновения и развития в отечественной прессе. Исследуются взгляды ученых на существенные признаки жанра. Определяются условия, в которых

реализовал свой теоретический потенциал Гиляровский-репортер, характеризуется методологическая база для его изучения.

В параграфе 1.1. «Генезис жанра репортажа в контексте философской теории отражения» обосновывается тезис о том, что философская теория отражения является основой для понимания природы жанра репортажа. В философской теории отражения исходным пунктом является диалектико-ма-териалистический принцип, согласно которому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику, то есть оригиналу.

Прежде, чем приступить к написанию репортажа, журналист должен найти в окружающем мире значимый и социально важный факт. В качестве объекта журналистского отражения может быть реальная действительность, происходящие в ней социальные явления и непосредственно сам человек.

Говоря о соотношении объективного и субъективного в факте, ученые приходят к выводу, что «содержание факта есть отражение объективного события, находящегося вне человеческого сознания, а форма, в которой осуществляется это отражение, субъективна» (В.М. Горохов, 1975). По нашему мнению, описание факта нельзя полностью отождествлять с его реальным существованием в действительности, хотя бы в силу психо-физиологических особенностей восприятия его журналистом.

Такой специфический для жанра репортажа момент, как «эффект присутствия», складывается из двух составляющих: присутствия автора на месте события и достигнутого изложением материала ощущения присутствия читателя в описываемой ситуации. Эффект присутствия автора в репортаже -одно из действенных средств приближения события к читателю, приобщения аудитории к сути сообщения. При этом эффект присутствия и автора, и читателя обеспечивается наглядностью изображения, последовательностью передачи эпизодов события. Тем самым достигается цель репортажа — привлечь внимание реципиента, заинтересовать его.

Среди различных видов внимания - непроизвольного, произвольного и

послепроизвольного - важным для жанра репортажа является непроизвольное внимание, когда «человек просто не может не замечать некоторые события в своем окружении, поскольку они обладают рядом свойств и выступают в роли раздражителей его психики» (Ю.А. Шерковин, 1973). Такими факторами привлечения непроизвольного внимания являются контрастность, повторяемость, влияние прежнего опыта людей.

Однако непроизвольное внимание может исчезнуть, если не закрепить его произвольным и послепроизвольным. Если непроизвольное внимание реципиента достигается занимательностью формы подачи материала, то произвольное — значительностью содержания, авторским отношением к событию. Информационное воздействие должно быть рассчитано на то, чтобы изложение событий и авторская их оценка понимались реципиентом как непрерывная логическая цепь понятий, суждений и умозаключений. Названные категории определяют сущность жанра репортажа, его функционирование и воздействие на аудиторию.

В параграфе 1.2. «Концепции репортажа как жанра публицистики» анализируются различные определения жанра репортажа современными исследователями. Признавая общепринятое определение: «репортаж - это информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор» (БСЭ, 1978), диссертант считает, что оно не отражает всех граней и тонкостей данного жанра журналистики. Подтверждением этому служит анализ высказываний теоретиков печати.

Так, М.Н. Ким считает, что предметом отображения в репортаже является не событие, а непосредственно сам процесс, действие, и «основная задача журналиста - создание целостного впечатления об эпизоде жизни» (М.Н. Ким, 2001). По мнению Л.Е. Кройчика, «репортаж - один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом» (Л.Е. Кройчик, 2000).

Синтетическую природу жанра репортажа признают Г.Я. Солганик, Е.В. Рябчиков, H.A. Педашенко, С.М. Гуревич, В.В. Ученова!

С.М. Гуревич выделяет особо репортаж-«раздумье», имеющий в своем составе авторские отступления и, как следствие, склонность к аналитичности (С.М. Гуревич, 1963). A.A. Тертычный отмечает два способа, благодаря которым репортер может вызвать сопереживание реципиента. Первый - изложить динамику события, его последовательное развитие. Второй - изложить динамику непосредственно авторских переживаний, которые возникли в связи с данным событием (A.A. Тертычный, 2003).

Принимая во внимание существующие мнения ученых о жанре репортажа, автор диссертации руководствуется следующими историко-теоретиче-скими положениями. Во-первых, репортаж как жанр журналистики представляет собой историческое явление, которое имеет причины возникновения, определенные этапы своего развития. Во-вторых, не существует китайской стены между жанрами журналистики, и репортаж испытывал и испытывает в процессе становления влияние других жанров, а также сам воздействует на них.

В параграфе 1.3. «Закономерности формирования репортажа в отечественной журналистике и новаторская деятельность Гиляровского-репортера» определяются основные этапы становления жанра репортажа в прессе и роль Гиляровского в этом процессе.

Для того, чтобы такой оперативный жанр появился на страницах газеты, должны были возникнуть соответствующие условия и прежде всего потребность общества в оперативном получении достоверной и нужной информации. Первая печатная газета петровские «Ведомости» информировала читателей о ходе Северной войны и стремилась оперативно известить население о победах россиян. Составленное Петром I описание полтавского боя, опубликованное в №11 «Ведомостей» за 1709 год, можно считать прообразом жанра репортажа. В нем наглядно, достоверно и оперативно Петр I инфор-

мировал читателей о событии, в котором сам принимал участие. К предвестникам репортажей можно условно отнести военные реляции в «Ведомостях», а также описания торжеств и гуляний, составленные Яковом Синявичем, которого историки назвали «первым русским репортером» (А.П. Малыиинский, 1886).

Поскольку в отечественной периодике XVIII - середины XIX веков доминировали журналы, жанр репортажа, более свойственный газетной прессе, появлялся изредка.

Определенный сдвиг в плане информационного насыщения газет и журналов произошел после реформ 1860-х годов. С отменой предварительной цензуры информационное наполнение русских изданий стало намного богаче. Свою позитивную роль в развитии жанра репортажа сыграли информационные агентства 1870 - 1880-х годов, поставлявшие оперативную информацию для прессы.

Один из ведущих репортеров того времени В.А. Гиляровский определил лицо отечественной репортерской школы. Обладая богатым жизненным опытом, он смог обучиться всем навыкам репортерства, за короткое время стать лучшим в своем деле.

Работая оперативно и без ошибок, Гиляровский сообщал немало сенсаций в газетах «Московский листок», «Русские ведомости», «Россия», «Русское слово», «Голос Москвы». Наряду с эмоциональной передачей деталей событий, в репортажах Гиляровского отчетливо проявилась тенденция к показу человеческих судеб, размышлений по поводу жизненных неустройств. Анализу нововведений Гиляровского-репортера посвящены следующие главы диссертации.

Представленный в параграфе обзор развития репортажа свидетельствует о влиянии политических условий на тематику и проблематику жанра, претерпевшего трансформацию от информативности к публицистичности содержания. Традиции объективного показа человеческих судеб и характеров в

обыденной жизни и в экстремальных ситуациях, заключенные в репортажах Гиляровского, определили тенденции становления жанра в средствах массовой информации.

Во второй главе «Становление репортерского мастерства Гиляровского в газетах конца XIX века» анализируется идейно-содержательная специфика репортажей Гиляровского, изучается творческая лаборатория журналиста, сопоставляются тексты репортажей с описанием тех же событий в автобиографической прозе,

В параграфе 2.1. «Дебют в «Московском листке» (1881-1882)» исследуется начало профессиональной деятельности Гиляровского-репортера в бульварной газете «Московский листок» Н.И. Пастухова, где он приобрел навыки оперативного и объективного освещения, главным образом, сенсационных фактов, что соответствовало требованиям издания.

Первые опыты работы Гиляровского в газете рассматриваются на фоне выступлений в жанре репортажа его предшественников и современников: Ю.О. Шрейера, A.B. Каировой, H.H. Животова и др., изучается процесс становления творческой индивидуальности будущего «короля репортеров».

Первым громким успехом для Гиляровского в данном издании стал его репортаж о пожаре на фабрике Морозова в Орехово-Зуево, который власти пытались замолчать. Сопоставление репортажа с описанием этого события в автобиографической прозе Гиляровского позволяет выявить методику работы репортера. Прибыв на место пожара, Гиляровский влился в среду простых рабочих и добыл сведения, которые не были никому известны. Не присутствуя при пожаре, он воспроизвел детали события, которые смог выяснить во время бесед со свидетелями. Таким образом, проявилась специфическая особенность его репортерской деятельности, которая стала определяющей в дальнейшей работе - реконструкция события с помощью диалога.

Серия репортажей Гиляровского о Кукуевской железнодорожной катастрофе свидетельствует о тенденции развития жанра его выступлений от ин-

формационности к публицистичности. Она проявляется в расследовательском характере репортажей, стремлении автора выявить причины катастрофы и виновных в ней. Приводя диалог двух рабочих, которые кладут на новой насыпи старые трубы, уцелевшие после катастрофы, Гиляровский называет не только причины, но и возможность нового несчастья. В репортаже присутствует важный аспект - нравственный: Гиляровский возмущен тем, что на месте катастрофы устраиваются массовые гуляния.

В 1883 году Гиляровский перестал сотрудничать в газете «Московский листок». Причиной, как свидетельствуют воспоминания репортера, послужили разногласия с редактором, который посчитал предложенные Гиляровским материалы о жизни фабричных рабочих неприемлемыми для издания. Можно предположить, что истинная причина ухода коренилась в том, что репортера перестал устраивать сам тип бульварной газеты.

В параграфе 2.2. «Корреспондент газет «Русские ведомости» (18831899) и «Россия» (1899-1901)» анализируются новые аспекты творческой деятельности Гиляровского.

Став корреспондентом либеральных газет «Русские ведомости» и «Россия», Гиляровский значительно расширил тематику своих репортажей, придал им социальную направленность. Быт обитателей трущоб стал объектом его внимания в репортажах и литературном творчестве, и такой синтез журналистской и писательской деятельности положительно сказался на росте его репортерского мастерства. Участвовавшие в «Русских ведомостях» писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский поддержали литературные начинания Гиляровского, положительно оценили его произведения, в том числе очерк «Обреченные», посвященный тяжелой жизни рабочих белильного завода.

Некоторые репортажи Гиляровского своими художественно-публицистическими особенностями приближались к очерковому жанру. Такие репортажи-очерки, как «В туннеле артезианского колодца», «Человек и собака», на-

печатанные в газете «Русские ведомости», вошли в его книгу «Трущобные люди».

Проведенный в параграфе сравнительный анализ репортажей Гиляровского о сенсационном судебном процессе над владельцем Скопинского банка Рыковым с отчетами на эту тему «Московского листка», свидетельствует о том, что корреспондент «Русских ведомостей» порвал с традициями бульварной газеты. Гиляровский сосредотачивает внимание читателя на преступных и безнравственных действиях банковских воротил, оставивших без средств к существованию малоимущих людей.

Вершиной творчества Гиляровского в «Русских ведомостях» стал его репортаж о трагедии на Ходынском поле во время коронации Николая II. На основании анализа автобиографической прозы, текста репортажа «Катастрофа на Ходынском поле» и других публикаций Гиляровского об этом событии автор диссертации раскрывает творческую лабораторию журналиста, начиная с подготовительной работы (изучение им местности до торжеств), описания трагических событий (хронометраж трагедии) и заканчивая финалом празднеств после трагедии («Праздник над трупами начался!»).

Приняв в 1899 году приглашение А. Амфитеатрова освещать жизнь Москвы на страницах газеты «Россия», Гиляровский опубликовал в канун столетия со дня рождения А.С.Пушкина репортаж-интервью о встрече с В.А. Нащокиной - современницей великого поэта; репортаж-очерк «Железная горячка», в художественно-документальной форме повествующий о бесконтрольной эксплуатации природных недр страны.

Репортажи Гиляровского в газете «Россия» о политической ситуации в Сербии во время деспотического правления короля Милана явились примером эффективности и действенности печатного слова, получили международное признание и способствовали изгнанию из страны короля-деспота.

Деятельность Гиляровского в газете прекратилась в связи с запрещением издания.

Глава третья «Тематика и проблематика репортажей Гиляровского в прессе начала XX века» посвящена анализу творческой деятельности репортера в первые десятилетия прошлого века, насыщенные социальными конфликтами, коренными изменениями в жизни страны. Гиляровский, наряду с показом новых явлений, обращается к темам, ранее поставленным в его репортажах, говорит о живучести социальных пороков и необходимости борьбы с ними.

В параграфе 3.1. «Сотрудник «Русского слова» (1901-1908)» исследуются публикации Гиляровского в газете «Русское слово» В.Дорошевича, посвященные 25-летней годовщине окончания русско-турецкой войны. Исторические и современные факты соседствуют в репортажах и позволяют не только зримо представить прошлые события, но и осознать их значение для дня сегодняшнего. Выявляется характерная черта мастерства Гиляровского-репортера: умение актуализировать артефакт, показать взаимосвязь памятных событий («В Тырнове и в Габрово», «Балканские думы»).

Новая грань таланта Гиляровского раскрывается в репортаже-фельетоне «Люди четвертого измерения», содержание и форма которого позволяют рассматривать его в ряду сатирических произведений. Репортер в сатирическом ракурсе изображает поэтов-декадентов, выдававших себя за особую касту избранных, а после литературного вечера представших в карточных комнатах обычными чревоугодниками.

Этот сатирический аспект получил развитие в серии репортажей-фельетонов Гиляровского, в которых раскрывается тема коррупционного скандала в связи с поставками некачественной одежды для военнослужащих. Впервые эту тему Гиляровский осветил в годы русско-японской войны («Нитки») и подтвердил ее актуальность в годы Первой мировой войны.

Поскольку у Гиляровского было богатое театральное прошлое, редакция поручала ему соответствующие задания. В параграфе исследуются его публикации, связанные с постановкой пьесы Горького «На дне»: посещение

вместе с актерами ночлежки на Хитровке до спектакля, его репортаж-рецензия на постановку пьесы и репортаж «Час на дне», в котором Гиляровский после спектакля показал, как на самом деле живут обитатели «дна». Репортер выступает при этом не только как участник событий и информатор о них, но и как исследователь достоверности их сценического изображения.

В репортажах-статьях «По собственной неосторожности», «Три тысячи бритых старух», «А вы говорите...» Гиляровский рассматривает вопросы журналистской этики, раскрывает серьезные просчеты в работе газетчиков. В репортаже «Праздник рабочих» Гиляровский выражает свои симпатии к участникам первомайской маевки, разогнанной казаками.

Анализ репортажа «Ураган. В Москве» свидетельствует о том, что в центре внимания Гиляровского при описании сенсационного факта - достоверность, внимание к судьбам пострадавших от бедствия. Опубликованный на следующий день после урагана, репортаж Гиляровского способствовал успеху газеты, номер которой разошелся небывалым в ту пору тиражом - сто тысяч экземпляров.

В 1908 году Гиляровский покинул издание. В своих воспоминаниях он писал, что в период реакции после подавления первой русской революции «Русское слово» заговорило «рабьим языком».

В параграфе 3.2. «Работа в «Голосе Москвы» (1908-1913)» рассматривается наименее изученный этап деятельности Гиляровского в издании октябристов, выбор которого отчасти продиктован тем, что в нем значительное место отводилось хронике текущих событий.

В их числе были выставки собак, в репортажах с которых Гиляровский ставил проблему гуманного отношения человека к братьям нашим меньшим, которые ему верно служат и приносят пользу обществу («На собачьей выставке»).

Столь же обыденные факты освещаются в репортаже-статье «Хлестаковы в Донской области»: из-за махинаций с торговыми весами страдают

простые обыватели.

В репортаже «Икар-Победитель», посвященном первому полету над Москвой самолета, ставится нравственная проблема: подвиг летчика пользуется меньшим интересом, чем тотализатор на лошадиных бегах.

В репортаже из зала суда «Убийство в Стрельне (вчера в суде)» Гиляровский как бы снимает грань, отделяющую обвиняемых в гибели девушки молодых людей от сидящей в зале «золотой молодежи», которая пришла поразвлечься.

В репортаже-рецензии на спектакль футуристов Гиляровский противопоставляет современным экспериментаторам деятелей своего богатого театрального прошлого («Бирюльки»),

Названные репортажи дают основание считать Гиляровского первооткрывателем нового явления в газете - колонки комментатора, в которой освещаются события на злобу дня известным журналистом. Выступления Гиляровского появлялись под рубриками «Бирюльки», «Абзацы», названия которых констатировали хроникальный характер освещения текущих событий. С началом Первой мировой войны участие Гиляровского в газете прекратилось.

В параграфе 3.3 «Публикации периода Первой мировой войны и первых десятилетий советской власти» рассматривается эпизодическое участие Гиляровского в газетах «Время» (1914) и «Известия» (1923,1925).

Опубликованный в газете «Время» репортаж-фельетон «Опять нитки (1904-1914)» начинается с упоминания Гиляровского о прежних выступлениях во время русско-японской войны по поводу хищений, связанных с пошивом одежды для военных. Такой своеобразный прием - «репортаж из прошлого», когда автор эмоционально и подробно описывает картины минувших лет, присущ перу Гиляровского в его позднем периоде творчества и является первым шагом к созданию будущих мемуаров. «При дальнейшем расследовании этого повторения преступления печальной памяти японской войны я с грустью убедился, что оно существует и теперь», - заявляет репортер и при-

знает расследование методом своей работы. Прямая речь бедно одетой женщины, которая за низкую плату шьет выданными ей гнилыми нитками белье для военных, сменяется компетентным разбором журналиста коррупционной схемы наживы преступников.

Обращение Гиляровского к событиям прошлого имело место в репортажах газеты «Известия» в связи с закрытием «злачных» мест Москвы - Хит-ровки и Сухаревки. Сам факт ликвидации трущоб вызывает одобрение журналиста: «Теперь вместо ужасных трущоб будут дома, населенные рабочим людом» (1923, №186). Эти картины прошлого ожили позднее в его автобиографической прозе.

В четвертой главе «Репортерская составляющая деятельности Гиляровского-редактора, рекламиста и мемуариста» изучается репортерский талант Гиляровского, который нашел проявление во время редактирования «Журнала спорта», руководства рекламным агентством и в работе над автобиографическими записками «Москва газетная».

В параграфе 4.1. «Редактор и издатель «Журнала спорта»» рассматривается история создания журнала, его типологические особенности, творческая деятельность Гиляровского как редактора, издателя и активного корреспондента.

После длительных хлопот с цензурой Гиляровский получил разрешение на издание журнала, основным тематическим направлением которого стал конный спорт, а господствующим жанром репортаж. Редактор привлек к участию в журнале знатоков в области конного спорта, здесь опубликовали также свои произведения писатели В. Брюсов и Н. Телешов, помещались рисунки художника С. Ворошилова.

Издание Гиляровского одним из первых обратило внимание на негативные явления в конном спорте. С появлением тотализатора скачки из чисто спортивного занятия превратились в азартную игру - таков лейтмотив публикаций журнала.

К числу типологических особенностей издания относится поиск новых форм активного общения с аудиторией. В журнале публиковались письма читателей, ответы на их вопросы; двери редакции были постоянно открыты для посетителей. Чтобы привлечь внимание аудитории к грядущему спортивному мероприятию, оно анонсировалось в выступлениях известных спортсменов. Результаты скачек представлялись в виде статистических отчетов с указанием даты проведения, итоговых призовых мест с именами наездников и кличек лошадей. Впоследствии такие статистические отчеты стали обязательным элементом спортивного издания и сохранились на страницах специализированных газет до наших дней.

Репортажам Гиляровского, составлявшим основное содержание журнала, свойственна аналитичность в освещении подробностей и обстоятельств скачек («Стоверстный пробег в Харькове», «Ростов-на-Дону»). Поднятый им вопрос о судьбе русских жокеев, которых замалчивали в угоду иностранцам, вызвал общественный интерес.

Непросто складывались отношения редактора с цензурой, которая задерживала выход номеров в связи с такого рода фразами: «Гнедой жеребец Патриарх покрыл мадам Анго», «казенная лошадь», «продажная скачка» и т.п. В 1905 году на 15-м году существования «Журнал спорта» прекратил выход. Гиляровский писал, что покровительство, оказываемое «тотализаторским мошенникам» властями, постоянные столкновения с цензурой создавали непреодолимые трудности для спортивного издания.

В параграфе 4.2. «Рекламное агентство Гиляровского» рассматривается организаторская деятельность Гиляровского при создании конторы объявлений и его непосредственное участие в качестве рекламиста.

Как свидетельствуют мемуары Гиляровского, его участие в рекламном деле было обусловлено финансовыми трудностями. Включившись в рекламный бизнес с целью решить свои финансовые проблемы, Гиляровский поставил его на профессиональную основу и придал ему цивилизованный харак-

тер.

Уровень профессионализма составителей рекламных объявлений в изданиях конца XIX века был недостаточно высок. Реклама отличалась недобросовестностью, навязчивостью, примитивностью. В ней преобладали хвалебный тон, различного рода приманки, лозунговый характер.

Созданная в 1888 году Гиляровским контора по приему объявлений использовала для продвижения своей продукции издания, в которых участвовал сам ее основатель в качестве редактора и репортера.

Анализ рекламы в «Журнале спорта» позволяет проследить динамику в формах ее подачи и содержании. Постепенно в журнале возрастает объем специализированной рекламы, посвященной коневодству, в соответствии с изменением содержания самого журнала.

Тексты рекламных объявлений по традиции, существующей поныне, печатались анонимно, им был свойствен лаконизм, отсутствие словесного украшательства. Чаще всего они, как это принято в газетной хронике, отвечали на вопросы «Что?», «Где?», «Когда?» произойдет, если имелись в виду спортивные мероприятия, или «Что?», «Где?», «По какой цене?», если рекламировались спортивные товары.

Современники Гиляровского отмечали его изобретательность при распространении рекламных объявлений, которые приклеивались на пролетки извозчиков, на двери магазинов и даже в Кремле на царь-пушку и царь-колокол.

После издания декрета советской власти «О введении государственной монополии на объявления» частная рекламная контора Гиляровского, просуществовав почти 30 лет, закрылась.

В параграфе 4.3. «Гиляровский-мемуарист» предметом исследования явились методы освещения сенсации в книге воспоминаний «Москва газетная».

В мемуарной литературе на первый план выступают личность автора,

его субъективные переживания и оценки. Имеет место актуализация тех или иных проблем, встречаются иногда неточности в датировке фактов. Сказанное в той или иной степени характерно и для воспоминаний Гиляровского «Москва газетная».

Один из существенных ее эпизодов посвящен пребыванию Гиляровского по заданию редакции «Русских ведомостей» на Дону во время бушевавшей там холеры в 1892 году. Анализ его воспоминаний позволяет представить анатомию сенсации, способы ее освещения, роль репортера в организации публикации и ее структурировании, специфику языка и стиля автора.

Авторское «я», прямая речь, диалог, яркие детали - все эти особенности репортажного стиля имеют место в информативном повествовании Гиляровского, в котором главенствует метод наблюдения.

Гиляровский сообщает о молниеносной гибели людей от холеры: в задонской станице во время приема писем умер чиновник; в глухой степи возвращаются с работы косцы и, видя как их товарищ падает замертво, в ужасе разбегаются. Метод прямого наблюдения дополняется методом включенного наблюдения. Гиляровский принимает участие в оказании помощи больным, участвует в погребении умерших.

Названные методы органично сочетаются с методом расследования, журналист выявляет причины быстрого распространения эпидемии: отсутствие дезинфекции, профилактических мер, просветительской работы. Проведенное Гиляровским расследование показывает не только причины массовых жертв эпидемии, неспособность властей противостоять бедствию, но и мужество, стойкость простых людей, помогающих друг другу с риском для жизни. Эти картины занимают центральное место в его повествовании. Гиляровский сам заразился холерой и описал свое выздоровление с помощью целительного средства.

Анализ воспоминаний Гиляровского о поездке в холерный край свидетельствует о том, что внимание репортера сосредоточено не на натуралиста-

ческих подробностях экстремальной ситуации, а на поведении людей, мужество, сила воли, взаимовыручка которых позволили преодолеть негативные последствия страшного бедствия.

В заключении обобщаются результаты диссертационного исследования.

Творческая деятельность Гиляровского-журналиста включала репортерскую работу, редактирование спортивного журнала, руководство рекламным агентством. Во всех этих видах деятельности Гиляровский выступал как новатор, оказавший существенное влияние на развитие отечественной журналистики. Обратившись к жанру мемуаров в последние годы жизни, Гиляровский раскрыл подробности существования газетного мира столицы и свое место в нем.

Гиляровский утвердил амплуа репортера-профессионала, проявив такие качества журналиста, как служение истине, оперативность, умение прогнозировать события, первому схватывать сенсационные факты. Творческая деятельность Гиляровского была направлена на решение демократических проблем современной жизни. Сам он называл себя гражданином двух великих держав - России и Прессы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Несын E.H. Донская тематика в творчестве В.А. Гиляровского// Известия Южного федерального университета. Филологические науки. -Ростов-на-Дону, 2010. №2. - 0,45 п.л. (перечень ВАК)

2. Несын E.H. Проблемы изучения истории и теории жанра репортажа // Вестник Ставропольского государственного университета. -Ставрополь, 2010. №66. - 0,8 п.л. (перечень ВАК)

3. Несын E.H. Гиляровский - военный корреспондент // Коммуникация в современном мире. - Воронеж, 2008. - 0,05 п.л.

4. Несын E.H. Неопубликованные репортажи В. Гиляровского с Дона //

I-формат. Журналистика провинции. - Ставрополь, 2008. - 0,18 п.л.

5. Несын E.H. Репортажи В.А. Гиляровского в столичных газетах 18901900 годов // Инфоноосфера и массовые коммуникации. - Ростов-на-Дону, 2008.-0,04 пл.

6. Несын E.H. Методы работы Гиляровского-репортера // Журналистика: история и современность. - Ростов-на-Дону, 2009. - 0,04 п.л.

7. Несын E.H. «Журнал спорта» в творческой биографии Владимира Гиляровского // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. - МГУ, 2010. - 0,05 п.л.

Печать цифровая. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Формат 60x84/16. Объем 1,0 уч.-изд.-л. Заказ № 2410. Тираж 100 экз. Отпечатано в КМЦ «КОПИЦЕНТР» 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 19, тел. 247-34-88

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Несын, Евгений Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРА РЕПОРТАЖА.

1.1. Генезис жанра репортажа в контексте философской теории отражения.

1.2. Концепции репортажа как жанра публицистики.

1.3. Закономерности формирования репортажа в отечественной журналистике и новаторская деятельность Гиляровского-репортера.

ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ РЕПОРТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА ГИЛЯРОВСКОГО В ГАЗЕТАХ КОНЦА XIX ВЕКА.

2.1. Дебют в «Московском листке» (1881-1882).

2.2. Корреспондент газет «Русские ведомости» (1883-1899) и «Россия»

1899-1901).

ГЛАВА III. ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА РЕПОРТАЖЕЙ ГИЛЯРОВСКОГО В ПРЕССЕ НАЧАЛА XX ВЕКА.

3.1. Сотрудник «Русского слова» (1901-1908).

3.2. Работа в «Голосе Москвы» (1908-1913).

3.3. Публикации периода Первой мировой войны и первых десятилетий советской власти.

ГЛАВА IV. РЕПОРТЕРСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИЛЯРОВСКОГО РЕДАКТОРА, РЕКЛАМИСТА И МЕМУАРИСТА.

4.1. Редактор и издатель «Журнала спорта».

4.2. Рекламное агентство Гиляровского.

4.3. Гиляровский - мемуарист.

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по филологии, Несын, Евгений Николаевич

Актуальность исследования. В современных средствах массовой информации репортаж занимает лидирующие позиции. Невозможно сегодня представить выпуск новостей на радио или телевидении без репортажа; нет такой газеты, которая бы игнорировала этот жанр.

Роль репортажа в средствах массовой информации резко возрастает в пору чрезвычайных происшествий, когда реципиент ждет подробностей незамедлительно, и каждое средство массовой информации в таких случаях стремится опередить конкурентов в оперативности освещения экстремального события.

В средствах массовой информации последних лет сообщения о чрезвычайных происшествиях вышли на первый план и значительное место в них стали занимать сцены жестокости и насилия, издевательств над людьми, описания увечий, следов побоев, ранений. В Законе РФ «О средствах массовой информации» признается недопустимым неоправданно подробный и шокирующий показ такого рода сцен, подобные рекомендации содержатся в «Кодексе этических норм», «Декларации принципов поведения журналистов». Однако, несмотря на рекомендации официальных документов, нередко телевидение и пресса, сосредотачивают внимание читателей, слушателей и зрителей на натуралистических подробностях стихийных бедствий, катастроф и террористических актов.

В этой связи значительный научный и практический интерес представляет изучение исторического опыта отечественной журналистики в освещении сенсационных фактов, анализ творческой деятельности выдающихся репортеров. Среди признанных мастеров жанра репортажа одно из первых мест по праву принадлежит Владимиру Алексеевичу Гиляровскому, которого еще при жизни называли «королем репортеров». Оперативный репортаж о сенсационном факте стал визитной карточкой Гиляровского и принес ему известность в России и за ее пределами.

В советский период репортерское искусство Гиляровского не привлекало значительного внимания исследователей. Одна из причин заключалась в том, что в отечественной историко-журналистской науке преобладал интерес к революционно-демократической прессе, в которой Гиляровский не принимал участия. Объективную оценку состоянию научной разработанности творческой деятельности Гиляровского дал Б.И. Есин: «К сожалению, обстоятельная научная биография журналиста еще не написана, его творчество не* становилось предметом серьезного изучения. Нет удовлетворительной летописи жизни и деятельности Гиляровского» [36, с. 5].

Значительным препятствием для исследования творчества Гиляровского-репортера является труднодоступность источников. Как справедливо замечает Б.И. Есин, «до сих пор огромный пласт газетного творчества журналиста, большое число его репортажей остаются недоступными исследователю, ибо многие из них печатались анонимно» [36, с. 6]. К этому следует добавить, что богатейший архив Гиляровского с рукописями материалов погиб во время пожара на его даче.

Исследователи творческой деятельности В.А. Гиляровского сосредотачивали внимание на биографических подробностях незаурядной личности, его литературных трудах, исторических разысканиях. Таковы монографии В.В. Гуры «Жизнь и книги дяди Гиляя» [24], Н.И. Морозова «Сорок лет с Гиляровским» [77], В.М. Лобанова «Столешники дяди Гиляя» [67], Е.Г. Киселевой «Рассказы о дяде Гиляе» [53] и др. В «Библиографическом указателе диссертаций по журналистике 1990-2008» Л.Г. Фещенко (СПб., 2010) значится единственная диссертация Л.Н. Павловой на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Жанровое своеобразие очерков В.А. Гиляровского» (СПб., 2002). Как и в ранее названных работах, в ней исследуется литературное творчество писателя.

Наибольший интерес в связи с поставленной проблемой представляет исследование Б.И. Есина «Репортажи В.А. Гиляровского» [36]. Автор предпринял, по собственному признанию, попытку «создать документированный обзор-очерк его журналисткой деятельности в московских газетах» и особое внимание уделил репортажам. Ценность работы Б.И. Есина заключается не только в характеристике творческого участия журналиста в «Московском листке», «Русских ведомостях» и> «Русском слове», но и в публикации текстов 24 репортажей, взятых непосредственно из газет.

Творческая деятельность, Гиляровского-репортера и непосредственно с ней связанная работа в созданном им рекламном агентстве, спортивном журнале, а также его автобиографическая проза, раскрывающая лабораторию этой деятельности, заслуживают специального рассмотрения.

Объектом диссертационного исследования является репортерская, редакторская и рекламная деятельность Гиляровского, ставшая заметным явлением в истории отечественной журналистики, и его автобиографическая проза, в которой раскрываются авторские замыслы и возможности их осуществления в контексте времени.

Предметом исследования стали тематика и проблематика репортажей Гиляровского, специфика их связей с редакторской, рекламной, историко-ме-муарной деятельностью автора.

Цель исследования - комплексное и системное изучение многогранной деятельности Гиляровского-репортера, выявление традиций и новаторства его творчества, обоснование значительного вклада в историю средств массовой информации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проследить тенденции развития жанра репортажа в отечественной журналистике и его современные историко-теоретические концепции, выявить вклад Гиляровского в становление репортажа;

2. Дать периодизацию творческой деятельности Гиляровского в прессе конца XIX - начала XX веков, обосновать причины выбора журналистом конкретных изданий для работы;

3. Исследовать тематику и проблематику газетных публикаций Гиляровского, их жанрово-стилистические особенности;

4. Охарактеризовать процесс становления репортерского мастерства Гиляровского, динамику его подходов к отбору фактов и методов их освещения в прессе;

5. Выявить место и роль сенсации в репортажах Гиляровского, показать трансформацию взглядов журналиста на способы ее подачи в печати;

6. Обосновать причины обращения Гиляровского к автобиографической прозе, которая раскрывает творческую лабораторию журналиста;

7. Изучить сущностные связи между репортерской, редакторской, рекламной и мемуарной деятельностью Гиляровского.

Методологической основой диссертационного исследования стали труды известных историков и теоретиков отечественной журналистики Б.И. Есина, Л.П. Громовой, Г.В. Жиркова, М.М. Ковалевой, Е.П. Прохорова, работы исследователей типологии журналистики, жанров публицистики А.И. Акопова, Е.В. Ахмадулина, А.И. Станько и др.

В диссертационной работе определяющим стал принцип историзма, позволяющий проследить процесс формирования мастерства Гиляровского-репортера в широком контексте исторической эпохи. Используются следующие методы исследования проблемы: конкретно-исторический, текстологический, биографический, комплексный и системный анализ творческой деятельности Гиляровского.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней впервые комплексно и системно изучается репортерская, редакторская, рекламная и мемуарная деятельность Гиляровского, в научный оборот вводится значительное количество репортажей автора (150 наименований), не вошедших в четырехтомное собрание его сочинений (М., 1999), исследуется его творчество в газете «Голос Москвы», «Журнале спорта», рекламном агентстве, ранее специально не изучавшееся.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты могут найти применение при создании обобщающих трудов по истории отечественной журналистики, а разработанная автором методика изучения творческой деятельности репортера может быть использована в аналогичных исследованиях, посвященных публицистическому мастерству.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее основных выводов в лекционных курсах по истории отечественной журналистики и в профессиональной деятельности работников средств массовой информации.

Апробация диссертации. Результаты работы над диссертацией обсуждались на кафедре истории журналистики Южного федерального университета. Основные положения и выводы изложены в 7 публикациях автора, в том числе двух статьях в журналах, включенных в утвержденный ВАК Министерства образования и науки РФ перечень ведущих научных изданий, а также в текстах докладов на международных и региональных научных конференциях в ЮФУ (2008,2009 гг.), МГУ (2009,2010 гг.), ВГУ (2008 г.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Репортаж, существовавший в отечественной прессе XVIII века как информационный жанр, приобрел в последней четверти XIX века аналитический характер, чему в немалой степени способствовала репортерская деятельность Гиляровского, его позиция журналиста-расследователя.

2. Динамика освещения Гиляровским экстремальных событий в прессе зависела от требований редакций и от профессионального мастерства автора. Показ натуралистических подробностей, приемлемый для бульварной газеты первых лет творческой деятельности Гиляровского, постепенно уступает место изучению причинно-следственных связей и судеб простых людей, пострадавших от чрезвычайных происшествий, в репортажах Гиляровского на страницах либеральных газет.

3. Сравнительный анализ газетных публикаций Гиляровского и его автобиографической прозы позволяет раскрыть творческую лабораторию журналиста, историю создания и действенность его репортажей, реакцию на них читателей.

4. Отличительной чертой репортажей Гиляровского является контаминация жанра, его соединение с другими информационными и аналитическими жанрами, в результате чего появляются репортаж-отчет, репортаж-статья, репортаж-рецензия и др.

5. В процессе творческой деятельности Гиляровского-репортера выкристаллизовываются специфические черты его идиостиля: антропоцентризм, создание с помощью диалога с очевидцами события реальной картины происшествия, преобладание метода включенного наблюдения, единство эмоционального и логического компонентов в структуре текста.

Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, в котором обоснованы объект и предмет исследования, указаны методы изучения материала, определены положения, выносимые на защиту; четырех глав, разделенных на параграфы, в которых разрабатывается концепция исследования и обосновывается истинность ее решения; заключения, в котором подводятся итоги проделанной работы; списка использованной литературы, включающего 127 наименований; указателя источников, состоящего из 150 названий публикаций Гиляровского, обнаруженных диссертантом в прессе XIX — XX веков.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творческая деятельность В.А. Гиляровского-репортера"

ВЫВОДЫ:

1. В репортажах, опубликованных в собственных спортивных изданиях, Гиляровский привлекал внимание читателей к негативным сторонам спортивной жизни: тотализатор, негуманное отношение к животным и др. Озабоченный действенностью печатного слова, он не ограничивается освещением в своих журналах вопросов развития спорта и добивается решения, различных насущных проблем провинциальной жизни (открытие технического училища, углубление донских гирл и др.).

2. Гиляровский выступил как новатор в постановке рекламного дела. В отличие от бульварных изданий, проявлявших всеядность в публикации объявлений ради получения максимальной прибыли и использовавших ные приманки для привлечения внимания покупателей, Гиляровски изданиях отдавал предпочтение специализированной добросовестш ме и находил изобретательные способы ее распространения.

3. При освещении сенсационных фактов Гиляровский использ ды наблюдения, включенного наблюдения, журналистского рассле. Он сосредотачивает внимание читателя не столько на натуралистиче дробностях «ужасного» события (хотя они имеют место), сколько на окружающих, прежде всего тех, кто проявлял участие и оказывал по страдавшим в экстремальной ситуации.

135

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Творческая деятельность Гиляровского-журналиста включала репортерскую работу, редактирование спортивного журнала, руководство рекламным агентством. Во всех этих видах деятельности Гиляровский выступал как новатор, оказавший существенное влияние на развитие отечественной журналистики. Однако наибольший общественный резонанс вызвало его репортерское искусство, благотворное влияние которого сказывалось на всех видах творческой деятельности журналиста.

Становление таланта Гиляровского-репортера пришлось на 80-е годы XIX столетия, когда в русской прессе сформировались основные признаки репортажа как информационного жанра: авторское «я», эффект присутствия, оперативное описание деталей события, прямая речь и повышенное внимание к фактам криминального характера. Эти традиции жанра воспринял Гиляровский, став сотрудником бульварного «Московского листка».

Переход в либеральные издания «Русское слово», «Россия», рост профессионального мастерства, критическое отношение к негативным фактам русской социальной действительности сказались на его восприятии традиций жанра, новаторском подходе к тематике и проблематике репортажа. В центре внимания автора оказываются бедственное положение обитателей ночлежек, деспотическая политика сильных мира сего, спекулятивные действия владельцев капиталов, продажность части бульварных журналистов. Под пером Гиляровского репортаж испытывает тенденцию к аналитичности, в нем присутствует контрастное сопоставление фактов, литературные образы, диалог, с помощью которого автор реконструирует событие. Сенсационные факты о пожарах, стихийных бедствиях, трагических происшествиях, в оперативном освещении которых Гиляровскому не было равных, выражают авторскую озабоченность судьбами простых людей. В специальной колонке комментатора газеты «Голос Москвы» он освещает острые бытовые проблемы населения, критически отзывается о литературных выступлениях декадентов, праздности «золотой молодежи».

Гиляровский являлся сотрудником более десяти периодических изданий, ставших этапами в становлении его творческой деятельности и мастерства. Переход из одного издания в другое обусловливался рядом обстоятельств, среди которых наиболее существенными являлись несогласие с требованиями редактора, изменениями в направлении издания. В некоторых случаях его участие прекращалось в связи с запрещением издания.

Став редактором и издателем собственного спортивного журнала, Гиляровский обратил внимание общества на такие негативные явления, как тотализатор, превращение скачек из спортивного состязания в азартную игру. В своем журнале он начал регулярно публиковать статистические отчеты о спортивных мероприятиях, которые до наших дней являются составной частью специализированных изданий. Поставленная им в журнале проблема статуса русских жокеев, обрела общенациональное значение и вызвала широкий общественный интерес.

Созданная Гиляровским контора объявлений способствовала постановке рекламного дела на профессиональную основу. Форма подачи и содержание рекламы отличались достоверностью, краткостью, отсутствием словесного украшательства, графических излишеств. Новаторская деятельность предприятия Гиляровского противостояла негативным явлениям рекламного бизнеса, целью которого являлась нажива, в том числе и за счет обмана потребителя.

Содержание репортажей Гиляровского, постановка в них социально значимых проблем и форма1 подачи материала, экспрессивность, логические доводы, критический настрой создавали предпосылки для появления гибридных жанров репортажа-рецензии, репортажа-фельетона, репортажа-статьи, репортажа-интервью.

В годы Первой мировой войны и первых десятилетий советской власти

Гиляровский обращается к проблематике своих прежних выступлений и показывает живучесть социальных пороков - коррупции, бюрократической вакханалии. Признав целесообразность закрытия трущоб Хитровки и Сухаревки, автор не избежал комплементарных высказываний в адрес новой власти. Обратившись к жанру мемуаров в последние годы жизни, Гиляровский раскрыл подробности существования газетного мира столицы и свое место в нем.

Гиляровский утвердил амплуа репортера-профессионала, проявив такие качества журналиста, как служение истине, оперативность, умение прогнозировать события, первому схватывать сенсационные факты. Творческая деятельность Гиляровского была направлена на решение демократических проблем современной жизни. Сам он называл себя гражданином двух великих держав - России и Прессы.

138

 

Список научной литературыНесын, Евгений Николаевич, диссертация по теме "Журналистика"

1. Абаренкова E.B. Литературные экспромты дяди Гиляя // Литература в школе. - 1998. - № 6. - С. 60-67.

2. Абаренкова Е. В. Москва Гиляровского: Экспромты дяди Гиляя // Наш современник. 1997. - №9. - С. 218-224.

3. Акопов А.И. Периодические издания. Ростов-на-Дону. - 1999. — 91с.

4. Алексеев К. А. Спортивная пресса России XIX начала XX вв.: исто-рико-типологический анализ //Автореф. дис. . канд.филол.наук: 10.01.10 -СПб., 2008.-27 с.

5. Аринин В. Гиляровский на Кубенском озере // Красный Север. — 2005. -№28.

6. Ахмадулин Е. В. История российской журналистики начала XX века.- Ростов н/Д, 2008. 389 с.

7. Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. М. Ростов н/Д, 2008.-317 с.

8. Бабук O.A. Автобиографический очерк А. В. Каировой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII- XX вв.: Альманах. Электронный ресурс. / 2001. Режим доступа: http://magazines.russ.ru - С. 375- 387.

9. Баженов А. Спасибо, дядя Гиляй! // Москва. 2004. - № 4. - С. 203221.

10. Барашев П.А. Полстроки о репортаже // Журналист. 1967. - №12.- С. 46-52

11. Беляева Л. И. Учет психологических закономерностей и свойств внимания в культурно-просветительской работе. М., 1960. - С. 14-15.

12. Внучков Б. Письма Гиляровского // Красный Север. 1974. - №38.

13. Ворошилин И. Репортаж и репортер // Красная печать. 1926. - №16. С.47.

14. Гиляровский В.А. Друзья и встречи. М.: Сов. лит., - 1934. - 230 с.

15. Гиляровский В.А. На жизненной дороге. Вологда: Вологод. кн. изд-во, 1959.-238 с.

16. Гиляровский В.А. Собр. соч.: В 4-х т. Т.1. М.: Полиграфресурсы, 1999.-463 с.

17. Гиляровский В.А. Собр. соч.: В 4-х т. Т.2. М.: Полиграфресурсы, 1999.-470 с.

18. Гиляровский В.А. Собр. соч.: В 4-х т. Т.З. М.: Полиграфресурсы, 1999.-424 с.

19. Гиляровский В.А. Собр. соч.: В 4-х т. Т.4. М.: Полиграфресурсы, 1999.-428 с.

20. Глобальные тенденции развития печатных СМИ Электронный ресурс./ Режим доступа: http://www.mediaatlas.ru.

21. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., -1975.- 180 с.

22. Грязев А. Автографы дяди Гиляя // Россия молодая. — 1995. — № 2. — С. 26-28.

23. Гура В.В. В. А. Гиляровский (1853 1935) // В. В. Гура. Русские писатели в Вологодской области. - Вологда: Вологодское областное издательство, - 1951. - С. 109-111.

24. Гура В. В. Жизнь и книги «Дяди Гиляя» // В. В. Гура. Из родников жизни. 1959.-245 с.

25. Гура В.В. Жизнь и книги дяди Гиляя. Вологда: Вологод. кн. изд-во,- 1959.-55 с.

26. Гуревич С. М. Репортаж в газете. М., 1963. - 132 с.

27. Данилов Н. Друзья на всю жизнь // Вологодский комсомолец. — 1985. 27 января.

28. Дальский В. Эпиграммы Гиляровского // Литературная Россия. —1982.- 16.04

29. Декреты Советской власти. Т. I. 25 октября 1917 г. -16 марта 1918 г. -М., 1957.-С.142

30. Добрынин Н.Ф. Произвольное и послепроизвольное внимание // Ученые записки Московского городского педагогического института им. Потемкина. М., 1953, - Т. 62, - Вып. 3. - С. 62.

31. Дьяков И.В. Картино // Литературная Россия. 1983. - № 49. - С.16.17.

32. Евстратов П. Экспромты дяди Гиляя // Неделя. 1991. - № 28.

33. Есин Б.И. В.А. Гиляровский о работе репортера // Вестник МГУ. Сер. 10 Журналистика. 2003. - №6. - С.51

34. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917), М., 2001.1. С.67

35. Есин Б.И. Русская дореволюционная газета (1702-1917). М., 1971. - С.50.

36. Есин Б.И. Репортажи В.А.Гиляровского. М., 1985. - 112 с.

37. Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологические принципы изучения. -М. Изд-во МГУ. 1981. — 132 с.

38. Есин Б.И. Избранные страницы русской журналистики начала XX века-М., 2001.-218 с.

39. Есин Б.И. 1702-2002. Из века в век: Из истории русской журнали--стики М.5 2002. - 233 с.

40. Есин Б.И. Путешествие в прошлое. М., 1983. - 160 с.

41. Есин Б.И. Методика изучения и преподавания истории русской журналистики на факультетах журналистики государственных университетов. -М., 1987.-111 с.

42. Есин Б. И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистики (1702-2002). М., 2002. - 222 с.

43. Есин Б.И. История русской журналистики XIX века. М., 2008303 с.

44. Железняк В. Экспромт Гиляровского // Красный Север. 1948.34.

45. Загадка для исследователей // Московская правда. 1966. - №200

46. Зуев А. Памятные встречи // Дон. 1964. - № 6. - С. 179-183.

47. История русской журналистики 18-19 веков. // Под ред. Л.Громовой. -СПб.,-2005.-600 с.

48. Каленистов Л. Гиляровский и Шаляпин // Красный Север. 1994. -№104.

49. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. -СПб., 2001. - 320 с.

50. Киселева Е., Абаренкова Е. Москва Гиляровского: Неизвестные страницы // Наш современник. 1997. - №9. - С. 213-218.

51. Киселева Е. Г. Дядя Гиляй: я репортер // Журналист. 1978. - № 7. -С. 74-78.

52. Киселева Е.Г. Гиляровский и художники. Л., - 1965. - 197 с.

53. Киселева Е. Рассказы о дяде Гиляе. М., - 1983. - 254 с.

54. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. -Ульяновск, 2000. 104 с.

55. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999.-620 с.

56. Король репортеров, дядя Гиляй // Колодный Л.Е. Хождение в Москву. М.: Голос, 1997. - С.437-453.

57. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971. 291 с.

58. Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров. // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. - С. 130.

59. Круглов А.В. О живых и мертвых. М., 1899. - С.671-672.

60. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2009. — 7021. С.

61. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. -М., 1999. —206 с.

62. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.-238 с.

63. Лесс А. Гиляровский и Седов // Дон. 1959. - № 3. - С. 144-146.

64. Лесс А. Случай с «Владимиркой»//Лесс А. Непрочитанные страницы: Рассказы. М., 1966. - С. 36-38.

65. Лесс А. В квартире дяди Гиляя // Нева. 1956. - №12. - С. 172-174.

66. Летенков Э. Его звали королем репортажа // Нева. 1986. - №5. — С. 187-191.

67. Лобанов В.М. Столешники дяди Гиляя. М., 1972. - 183 с.

68. Лыкова И. Владимир Гиляровский родственник Фандорина // Семь дней. - 2005. - № 48-49. - С. 68-75

69. Макарова О. «Дело Каировой» и его след в биографии A.C. Суворина//НЛО №75 Электронный ресурс. / 2005 Режим доступа: http://www.iriagazines.russ.ru/nlo.

70. Манаенко Г.Н. Функционирование осложненного предложения в публицистическом тексте: информационно-дискурсивный подход// Автореф. дисс. .докт.филол.наук: 10.02.19, 10.01.10. Ростов-на-Дону, 2004. -42 с.

71. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. Т. 4. - М., 1960. - С. 128-129

72. Малынинский А.П. Первый русский репортер. (Историческая справка)// Исторический вестник, 1886. Т. 24. — № 5. - С. 389.

73. Мельник Г.С., Тепляшина А. Н. Актуальные проблемы современности и журналистика. СПб., 2005. - 241 с.

74. Милых М.К. Стиль репортажа // Стилистика газетных жанров. М., 1981. - С.46-70

75. Митрофанов А. Гиляровский. -М., 2008. 307 с.

76. Михасик О. О Гиляровском // Красный Север. 1988. - №92

77. Морозов И. И. Сорок лет с Гиляровским. М.: Моск. Рабочий, -1963.- 143 с.

78. Москва, Столешников, 9 // Ласкина А. Остаться в памяти: Беседы и встречи. М., - 1991. - С. 179-188

79. Мясникова JI. «Там детство я провел, там родина моя.»II Пятницкий бульвар.-2005.-№ 3. С. 10-11; №4.-С. 14-15.

80. Мясникова JI. Н . Где родился Владимир Гиляровский // Красный Север.-2005.-№25.

81. Несын E.H. Донская тема в творчестве В.А.Гиляровского// Известия Южного федерального университета. Филологические науки. Ростов н/Д, 2010. -№2. — С.134-141

82. Несын E.H. Проблемы изучения истории и теории жанра репортажа//Вестник Ставропольского государственного университета. — Ставрополь, 2010. №66. С. 233-241.

83. Несын E.H. Методы работы Гиляровского репортера //Журналистика: история и современность. - Ростов н/Д, 2009. - С.292-295

84. Несын E.H. Гиляровский — военный корреспондент//Коммуникация в современном мире. Воронеж, 2008. - С.77-78

85. Несын E.H. «Журнал спорта» в творческой биографии Владимира Гиляровского//Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. МГУ, 2010. - С. 524-525

86. Несын E.H. Репортажи В.А. Гиляровского в столичных газетах 1890-1900 годов //Инфоноосфера и массовые коммуникации. Ростов н/Д, 2008. — С.93-95

87. Несын E.H. Неопубликованные репортажи В.Гиляровского с Дона // I-формат. Журналистика провинции. Ставрополь, 2008. - С.132-135

88. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. — М., 1999.-С.147

89. Орлов С.И. Русская дореволюционная спортивная журналистика. — М.,- 1974.-С.80

90. Паншев Л. В гостях у дяди Гиляя // Красный Север. 1983. - №30

91. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1965. - С.137.

92. Педашенко Н. А. Становление и развитие газетного репортажа. Жанровые особенности//Автореф.дис. . канд.филол.наук: 10.01.10 -М., 1972.-29 с.

93. Петрова Т. Беспамятство родины дяди Гиляя // Вологодские новости. 1993. - 30 ноября.

94. Полюшкова А.Е. Как все начиналось. Электронный ресурс./2005. Режим доступа http://www.advertology.ru/

95. Проблемы информации в печати. Очерки теории и практики// Отв. ред. С. М. Гуревич. -М., 1971. С. 164

96. Пронин Е.П. Квант репортажа // Актуальные проблемы журнали-стиковедения и смежных областей знания. Краснодар, 2009. - С. 187

97. Пятидесятилетний юбилей газеты Русские ведомости (1863-1913). — М., 1915.-С.106

98. Репортаж// БСЭ. Т.20. М., 1978. - С.240.

99. Репортаж Электронный ресурс. Режим доступа: Ьйр://ги^1к1ре&а.о^^1к1/Репортаж

100. Романов А. Сказка Столешникова переулка // Красный Север. -1983. -№20

101. Русская периодическая печать (1895 октябрь 1917). Справочник. -М., 1957.-С.74

102. Румянцев В.Б. Проект «Хронос» Электронный ресурс. / 2003 — Режим доступа: http://www.hrono.info

103. Рябчиков Е.В. Репортаж и репортер. // Москва глазами репортера М., 1966.-С.5

104. Сайкин О. Владимир Гиляровский и Г.А.Лопатин // Диалог. 2001.

105. Скроботов H.A. Петербургский листок за тридцать пять лет 1864-1899.-Петербург, 1914. С.51-52

106. Словарь иностранных слов. М., 1954. - С.630

107. Сонина Е.С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. СПб., 2004. - 356 с.

108. Солганик Г.Я. Стилистика жанров// Стилистика газетных жанров. -М., 1972. С.101-102

109. Станько А.И. Журналистские расследования. Ростов н/Д, 1997.222 с.

110. Сушинов А. Неизвестное письмо Гиляровского // Красный Север. -1968.-№12.

111. Сухих И. В. «Московский текст» бродяги Гиляя (1926-1935. «Москва и москвичи») // Звезда. 2004. - № 4. - С. 222-233.

112. Телешов Н.Д. Записки писателя. Рассказы. -М., 1972. С.163

113. Телятник М. А. Гиляровский Владимир Алексеевич // Русские писатели. XX век: Биобиблиографический словарь. Т. 1. А-Л. М.: Просвещение, 1998.-С. 348-350.

114. Тертычный A.A. Жанры периодической печати. М., 2003. С.84 115. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи // Под ред. Б.В.Ананьина.-М.: Наука, 1991.-С. 112

115. Толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой Т.Ф. Электронный ресурс. / Режим доступа http://www.gramota.ru. М., 2001-2002.

116. Ураганы Электронный ресурс. / Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/yparaHbi

117. Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976. —220 с.

118. Фединский Ю.И. Методика работы над архивными источниками пожурналистике // Методика изучения периодической печати // Под ред. Б.И.Есина. М., 1977, - С.12

119. Хаврак А.П. Философия. М., 2003. - С. 122

120. Хазагеров Т.Г., Ширина JI.C. Общая риторика. Ростов н/Д, 1999. - 320 с.

121. Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. М., 1974- 1983.-Т.6.-С.142.

122. Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. Электронный ресурс. 1988. Режим доступа http://www.bibliotekar.ru

123. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973. - С. 54

124. Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика М. - 2002.164 с.

125. Шостак М.И. Еженедельник как тип издания. Учеб. метод, пособие для студентов фак. и отд-ний журналистики гос. Ун-тов - М. - 1986. — 51с.

126. Яковлева А. Гиляровский идет по городу // Неделя. 1986. — № 29.

127. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ (Публикации В.А. Гиляровского в хронологическом порядке)

128. По городам и селам // Московский листок. 1882. №33. По городам и селам // Московский листок. 1882. №140. По городам и селам // Московский листок. 1882. №151. По городам и селам /Орехово-Зуево/ // Московский листок. 1882. №155.

129. По городам и селам /Троице-Сергиев Посад/ //Московский листок. 1882. №166.

130. По городам и селам /Серпухов/ // Московский листок. 1882. №167.

131. По городам и селам /Коломна/ //Московский листок. 1882. №178. С места катастрофы на Курской железной дороге /от нарочного корреспондента/ //Московский листок. 1882. №182.

132. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. №183.

133. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. №184.

134. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. №186.

135. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. №187.

136. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. №188.

137. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. №189.

138. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. №190.

139. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. №191.

140. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. №192.

141. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. №193.

142. С места катастрофы на Курской железной дороге // Московский листок. 1882. №194.

143. По городам и селам /с Нижегородской ярмарки/ // Московский листок. 1882. №212.

144. По провинции// Московский листок 1882. №311. Человек и собака /из записной книжки репортера/ III Русские ведомости. 1882. №148.

145. Обреченные /очерк из жизни заводских рабочих/ // Русские ведомости. 1885. №186.

146. Похороны Самарина. // Русские ведомости. 1885. №225.

147. Провинциальные актеры /заметка по поводу съезда актеров в Москву/ // Русские ведомости. 1886. №176.

148. Ловля собак в Москве // Русские ведомости. 1887. №200. Солнечное затмение под Москвой // Русские ведомости. 1887. №216.

149. С гуслицкого пожара // Русские ведомости. 1887. №250. Московские городские бойни // Русские ведомости. 1887. №262. Из-за чего? // Русские ведомости. 1887. №306.

150. Выставка аквариумов и рыболовства // Русские ведомости. 1888. №103. На подмостках /из жизни актеров/ // Русские ведомости. 1888. №116. Катастрофа Московско-Брестской железной дороги // Русские ведомости. 1888. №120.

151. Московский дневник /пушкинские торжества/ // Россия. 1899. № 31.

152. Преступление// Россия. 1899. №53.

153. Ростов-на-Дону // Журнал спорта. 1899. №81.

154. Атлеты и московская публика // Россия. 1899. № 87.

155. Ужасы нижегородских самокатов// Россия. 1899. № 108.

156. Человек, сорвавшийся с виселицы // Россия. 1899. № 145.

157. Люди с волчьим видом // Россия. 1899. №156

158. Московский дневник // Россия. 1900. №90.

159. В нагорном доме // Русское слово. 1900. № 258.

160. Драматурги собачьего зала// Русское слово. 1901. № 272.

161. Монетная фабрика // Русское слово. 1901. № 293.

162. На пожаре// Русское слово. 1901. № 345.

163. Гоголь в Сербии // Россия. 1902. № 698.

164. Провинция. Старая Руза /безобразия на перевозе/ // Русское слово. 1902. №98.

165. Маленький фельетон // Русское слово. 1902. № 101. Наброски в вагоне // Русское слово. 1902. № 112. Все люди все люди // Русское слово. 1902. № 136. Утопленник /из жизни спортсменов/ // Русское слово. 1902. №158.

166. Грибной сезон /посвящается молодым хозяйкам/// Русское слово. 1902. № 196.

167. В Тырнове и в Габрове // Русское слово. 1902. № 261. Шипкинские торжества /от нашего спец.корреспондента/ //Русское слово. 1902. № 266.

168. Шипкинские торжества// Русское слово. 1902. №268.

169. Балканские думы//Русское слово. 1902. №296.

170. Пора бы // Русское слово. 1902. № 304.

171. На дне» Горького // Русское слово. 1902. № 349.

172. Час на дне // Русское слово. 1902. № 352.

173. Годовщина Шейновского боя // Русское слово. 1902. № 358.

174. Памятка прошлого года // Журнал спорта. 1903. №1.

175. Родственники Пушкина по жене // Русское слово. 1903. № 28.

176. Ликующие виноделы // Русское слово. 1903. № 51.

177. Тайны винодельцев // Русское слово. 1903. № 59.

178. Призраки /посвящается старым актерам/ // Русское слово. 1903. № 69.

179. Стоверстный пробег в Харькове // Журнал спорта. 1903. №75-76.

180. Скандал в киевском скаковом обществе // Журнал спорта. 1903. №78.

181. Люди четвертого измерения // Русское слово. 1903. № 78.

182. Под землей // Русское слово. 1903. № 79.

183. Ответ В. Генерозову // Журнал спорта. 1903. № 82.

184. Погибшие и спасенные // Русское слово. 1903. № 90.

185. В старом саду//Русское слово. 1903. № 115.

186. Студенты и гимназист // Русское слово. 1903. № 140.

187. Но собственной неосторожности // Русское слово. 1903. № 166.

188. Два раза в Сербии /дни ликования и террора/ // Русское слово. 1903. №

189. Зрелище // Русское слово. 1903. №182. Эпилог // Русское слово. 1903. №283.

190. Три тысячи бритых старух /газетная утка/ // Русское слово. 1904. № 9.

191. В Кремлевском дворце /впечатления/ // Русское слово. 1904. № 52.

192. Ураган. В Москве. // Русское слово. 1904. №167.

193. Ураган. Впечатления//Русское слово. 1904. №168.

194. Памяти Чехова // Русское слово. 1904. № 183.

195. Памяти Чехова// Русское слово. 1904. № 184.

196. О Чехове// Русское слово. 1904. № 186.

197. О Чехове // Русское слово. 1904. № 188.

198. Двойник // Русское слово. 1904. №195.

199. А вы говорите // Русское слово. 1904. № 215.

200. Корейцы и японцы в Рязани // Русское слово. 1904. № 245.

201. Рассказ офицера из отряда Э.Келлера // Русское слово. 1904. №246.

202. Векселя под душу // Русское слово. 1904. № 349.

203. В поезде Стесселя // Русское слово. 1905. № 43.

204. Праздник рабочих // Русское слово. 1905. № 118.

205. Нитки // Русское слово. 1905. № 169.

206. На законном основании // Голос Москвы. 1909. № 277. На собачьей выставке // Голос Москвы. 1909. № 279. Лихачи // Голос Москвы. 1909. № 280.

207. Мемуары старого журналиста // Голос Москвы. 1913. №168.

208. Безвестная Русь // Голос Москвы. 1913. №180.

209. Бирюльки // Голос Москвы. 1913. №262.

210. Бирюльки // Голос Москвы. 1913. № 271.

211. Бирюльки // Голос Москвы. 1913. № 276.

212. Деятель // Голос Москвы. 1913. № 277.

213. Бирюльки// Голос Москвы. 1913. № 282.

214. Опять нитки (1904-1914) // Время. 1914. №79.

215. На дне // Известия. 1923. № 192.

216. Сухаревка // Известия. 1925. №80.

217. В задонских степях // Красная нива. 1925. № 25.

218. Ходынка // Прожектор. 1926. № 10, стр. 20-22.

219. Мои семьдесят пять лет // Огонек. 1928. №46, С. 8.

220. Студенты бунтуют// Огонек 1928. № 4. С. 14-15. Прошлое советской площади // Огонек. 1928. № 42. Драматурги // Вечерняя Москва. 1932. № 270.

221. Москва подземная // За социалистическую реконструкцию городов. 1932. №1. С. 86-88.