автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творческая история "Записок охотника" И.С. Тургенева

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Лукина, Валентина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Творческая история "Записок охотника" И.С. Тургенева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лукина, Валентина Александровна

Основные сокращения

Введение

Глава I. Когда был написан «Хорь и Калиныч»?

1.1. Вопрос об истоках «Записок охотника» в современном 12 тургеневедении

1.2. На подступах к «Запискам охотника». «Хорь и Калиныч»

Глава II. Основные этапы формирования никла «Записки охотника»

II. 1. Программы «Записок охотника»

II.2. К вопросу о времени возникновения замысла цикла. Начальный этап: от «Хоря и Калиныча» к «Льгову» И.З. К истории создания «Бурмистра»

II.3.1. К истории возникновения замысла рассказа «Чертопханов и 81 Недопюскин»

11.4. Завершение цикла в 1849 году. К истории создания «Гамлета 86 Щигровского уезда»

11.5. Расширение цикла в 1850-е годы. Отдельное издание «Записок 99 охотника» 1852 года. Включение в цикл рассказа «Петр Петрович Каратаев»

Глава III. Окончательное оформление цикла (1870-е годы)

III. 1. Предыстория возобновления цикла

III.2. Рассказы 1870-х годов в связи с литературным творчеством

Тургенева этого времени

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Лукина, Валентина Александровна

Записки охотника» — центральное произведение И. С. Тургенева, справедливо названное им самим в одном из писем к П. В. Анненкову (хотя и с некоторой долей иронии) своей «лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы».1 Рассказы, высоко оцененные современниками по мере их появления в «Современнике», будучи собраны воедино и напечатаны в 1852 году отдельной книгой, принесли своему автору безусловное признание как в России, так и в Западной Европе, а по истечении непродолжительного времени позволили говорить о них как о целостном произведении, которое, при всей своей безыскусности и кажущейся легкости, представляло выдающееся явление, отразившее характерные черты русского общества. Преследования, которым подвергся автор «Записок охотника», лишь подтвердили общественный резонанс и историческую значимость произведения.

В ноябре 1952 года, когда отмечалось столетие со дня выхода в свет первого отдельного издания «Записок охотника», в Орле, на родине писателя, проводилась специальная научная сессия, всецело посвященная проблемам изучения книги Тургенева. Доклады, прочитанные на этой сессии, легли в основу юбилейного сборника «"Записки охотника" И.С.Тургенева. (18521952)», вышедшего в 1955 году и не утратившего своей научной ценности до сих пор. В предисловии к сборнику М. П. Алексеев, рассказывая историю его появления, писал: «.Несмотря на то, что "Записки охотника" переиздаются многотысячными тиражами, изучаются в средних школах и вузах, научная литература об этой книге невелика, трудно доступна и в значительной своей части уже устарела».2

1 ПССиП (2). Письма. Т. 2. С. 144.

2 [Алексеев М. П.] Предисловие // Орл сб 1955. С. 6.

Несколько десятилетий спустя, отметив уже 150-летие «Записок охотника», мы все еще вынуждены говорить о том, что наши знания о произведении, с которого началась всемирная слава писателя, насчитывают значительное количество «белых пятен».

Нельзя сказать, чтобы «Записки охотника» мало привлекали внимание тургеневедов, напротив, в большей или меньшей степени ими занимались такие выдающиеся исследователи, как Б. М. Эйхенбаум, Н. JL Бродский, М. К. Клеман, Ю. Г. Оксман, М. П. Алексеев, В. А. Громов, О. Я. Самочатова ^ и многие другие.3 Однако длительный и непростой характер самой истории создания «Записок охотника», продолжавшейся на протяжении практически всей творческой жизни Тургенева, обусловил многие сложности, с которыми пришлось столкнуться исследователям. Прежде всего, следует указать на то, что оказалась утраченной большая часть рукописей «Записок охотника». В особенности пострадали автографы ранних рассказов: на сегодняшний день 4k мы не имеем представления о местонахождении беловых и черновых рукописей первых пяти рассказов, появившихся в начале 1847 года на

3 Вот лишь небольшой перечень работ, посвященных проблеме творческой истории «Записок охотника»: Эйхенбаум Б. Вступительный очерк // Тургенев И. С. Записки охотника. Полное собрание очерков и рассказов. 1847-1876. Пг., 1918. С. Ill—VIII; его же. Примечания // 301929. С. 345-363; Бродский H.JI. К истории сложения «Записок '4/t, охотника» И Тургенев и его время. Первый сборник / Под ред. Н. JI. Бродского. М.; Пг.,

1923. С. 312-314; Грузинский А. Е. К истории «Записок охотника» // Научное слово. 1903. № 7. С. 85-110; то же в кн.: Грузинский А. Е. Литературные очерки. М., 1908. С. 220-225; Клеман М. К. Программы «Записок охотника» // Ученые записки ЛГУ. 1941. № 76. Серия филологических наук. Вып. 11. С. 88-126; Оксман Ю. Г. Секретное следствие 1852 г. о «Записках охотника» // И. С. Тургенев. Исследования и материалы. Одесса, 1921. Вып. 1. С. 5-48; Ковалев В. А. «Записки охотника» И. С.Тургенева. Вопросы генезиса. Л., 1980; Алексеевы. П. Заглавие «Записки охотника» // Т сб(5). С. 210-223; Громов В. А. И. С. Тургенев и русская действительность 40-50-х годов // И. С. Тургенев (1818-18831958). Ст. и материалы / Под ред. М. П. Алексеева. Орел, 1960. С. 9-59; его же. У истоков «Записок охотника» // Русская литература. 1960. №2. С. 145-151; Самочатова О. Я. К вопросу о генезисе и творческой истории «Записок охотника» // Ученые записки Новозыбковского гос. педагогич. института. Брянск; Орел, 1952. Т. 1. С. 5-50; ее же. Из истории создания «Записок охотника» // Орл сб 1955. С. 192-234; Лебедев Ю. В. Россия живая и мертвая в «Записках охотника» И. С. Тургенева // У истоков эпоса (Очерковые циклы в русской литературе 1840-1860-х годов). Ярославль, 1975 и др. страницах преобразованного «Современника». Судьба этих рукописей до сих пор остается неизвестной.4 Этот факт тем более огорчителен, что как раз начальный этап работы Тургенева над «Записками охотника» является наименее документированным. Сохранившиеся письма Тургенева этой поры единичны и не дают никакого представления о том, как разворачивалась работа над «Хорем и Калинычем», «Ермолаем и мельничихой», «Моим соседом Радиловым», «Однодворцем Овсяниковым» и «Льговом». Свидетельства самого Тургенева о возникновении «Записок охотника» также немногочисленны и в большинстве своем относятся к гораздо более позднему периоду. Ретроспективный характер и некоторая противоречивость авторских свидетельств заставляют с большой долей осторожности относиться к содержащимся в них сведениям и вновь вернуться к вопросу о том, когда же была начата работа Тургенева над «Записками охотника».

4 Сохранилось всего пятнадцать черновых автографов, причем один из них (автограф рассказа «Бежин луг», хранящийся в РГАЛИ) — неполный, беловых известно только семь. Большая часть уцелевших рукописей «Записок охотника» (16 автографов) хранится в отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) в фонде № 795 (И. С. Тургенева). Здесь находятся черновые и беловые автографы рассказов «Чертопханов и Недопюскин» (ОР РНБ. Ф. 795. №10, 11), «Лес и степь» (№12, 13), «Певцы» (№ 14, 15), «Свидание» (№ 16, 17), черновые автографы рассказов «Бурмистр» (№ 3), «Контора» (№ 4), «Два помещика» (№ 5), «Уездный лекарь» (№ 6), «Малиновая вода» (№ 7), «Смерть» (№ 8), «Гамлет Щигровского уезда» (№ 9) и беловой автограф «Бежина луга» (№ 18). Часть рукописей «Записок охотника», в свое время оставшихся в парижском архиве Тургенева, ныне хранится в Парижской Национальной библиотеке. Фотокопии некоторых из этих автографов были переданы в 1962 году в Рукописный отдел Института русской литературы, среди них— черновой и беловой автографы рассказа «Живые мощи» (РОИРЛИ. P. I. Оп. 29. №251), а также черновые автографы рассказов «Конец Чертопханова» (№ 169, 255 (обложка)) и «Стучит!» (№ 170, №259 (обложка)). Кроме того, в Парижской Национальной библиотеке хранятся беловой автограф рассказа «Конец Чертопханова» и несколько автографов рассказа «Реформатор и русский немец» (оставшегося незавершенным), фотокопии которых также имеются в РО ИРЛИ (РО ИРЛИ. P. I. Оп. 29. № 230). Помимо черновых и беловых автографов, сохранились авторизованные копии рассказов «Певцы» (ГИМ) и «Живые мощи» (РО ИРЛИ), а также цензурная рукопись «Записок охотника», которая была изготовлена для первого отдельного издания 1852 года и в настоящее время находится в двух архивохранилищах (первая часть— в РГАЛИ, вторая— в МГУ). См. об этом также: 30 ПССиП (2). С. 436437; 301991. С. 657-663. Наглядное представление о рукописном фонде «Записок охотника» дает Приложение III.

Немалую сложность в изучении «Записок охотника» представляет и крайне запутанная история текста. В текстологическом отношении «Записки охотника» отличает одна особенность: каждый из двадцати пяти рассказов, составляющих цикл, имеет по несколько печатных источников, к которым присовокупляются в ряде случаев и черновые рукописи, с их чрезвычайно мелким и неразборчивым почерком, с обильной авторской правкой, внесенной во многих случаях карандашом, и с многочисленными пометами. Сверка всех этих источников между собой представляет чрезвычайно трудоемкий процесс.

Самый поверхностный обзор изданий «Записок охотника», предпринимавшихся с 1917 года, показывает, как неоднозначно решался вопрос о выборе дефинитивного текста. Так, в основу первого советского издания, предпринятого Б. М. Эйхенбаумом в 1918 году, были положены два издания— отдельное издание 1852 года и издание Н. Основского 1860 года (рассказы 1870-х годов при этом давались по первопечатным источникам).5 В первом научном собрании сочинений Тургенева под редакцией К. И. Халабаева и Б. М. Эйхенбаума тексты «Записок охотника» уже печатались по стереотипному изданию 1880 года, однако с внесением некоторых исправлений по автографам, журнальным публикациям и по тексту изданий 1852 и 1874 годов (ЗО 1929). В издании 1949 года основным источником был избран текст издания 1883 года (с привлечением изданий 1874 и 1880 годов).6 Тот же источник послужил основным при подготовке издания 1953 года.7

5 Тургенев И. С. Записки охотника. Полное собрание очерков и рассказов. 18471876 / Вступ. очерк Б. Эйхенбаума. Пг., 1918.

6 Тургенев И. С. Собрание сочинений: В 12 т. / Под ред. II. JI. Бродского, И. А. Новикова и А. А. Суркова. М., 1949. Т. 1. (Библиотека «Огонек»).

7 Тургенев И. С. Собрание сочинений: В 12 т. М.: Гослитиздат, 1953. Т. 1 / Подготовка текста А. К. Бабореко.

В целом, силами нескольких поколений исследователей была проделана огромная работа по изучению «Записок охотника». Итогом ее можно считать выход в свет 4-го тома первого академического Полного собрания сочинений и писем И. С. Тургенева в 1963 году. Следует, однако, признать, что, несмотря на значительные усилия при подготовке этого издания, оно оказалось небезупречным. В текстологической заметке к тому с «Записками охотника» A. JI. Гришунин указал, что «настоящее издание "Записок охотника" является первым подготовленным на основе изучения всех рукописных и печатных источников текста произведения, в том числе и черновых автографов».9 При этом сами тексты черновых рукописей в первом академическом издании по неизвестным причинам воспроизведены не были. Их публикация была обещана в одном из дополняющих издание сборников,10 которые начали выходить в следующем, 1964 году. В предисловии к первому «Тургеневскому сборнику», когда работа над завершением первого академического издания была в самом разгаре, М. П. Алексеев еще раз повторил обещание опубликовать в ближайшее время тексты черновых рукописей,11 однако ни в одном из пяти сборников они так и не появились. Можно с известной долей вероятности говорить о том, что тексты некоторых рукописей готовились к публикации для третьего «Тургеневского сборника», но по каким-то причинам и на этот раз их публикация не состоялась.

Между тем значение сохранившихся рукописей «Записок охотника» для выяснения фактической истории создания этого произведения трудно переоценить. Впервые к их систематическому изучению обратился Михаил Карлович Клеман, осуществивший кропотливую работу по выявлению о

ПССиП (1). 1963. Т. 4 / Под ред. С. А. Макашина и Ю. Г. Оксмана. Далее в тексте— 30 ПССиП (1), с указанием страниц. Подготовка текстов и составление примечаний были выполнены A. JI. Гришуниным, JI. М. Долотовой, JI. Н. Смирновой.

9 30 ПССиП (1). С. 522. Выделено мною. — В. Л.

10 30 ПССиП (1). С. 391.

11 См.: Алексеев М. П. Предисловие // Тсб (1). С. 5. сохранившихся на полях некоторых автографов так называемых «программ»

1 'У

Записок охотника». Работу М. К. Клемана продолжил его ученик А. П. Могилянский, подготовивший тексты программ для первого академического издания. Однако, несмотря на огромное значение проделанной в этой области работы, некоторые проблемы так и не были решены, что побуждает вновь вернуться к этому вопросу.

Довольно подробное описание сохранившихся рукописей «Записок охотника» (включая беловые и цензурные) было дано Р. Б. Заборовой (автографы, хранящиеся в РНБ) и М. А. Шелякиным (автографы, находящиеся в московских архивохранилищах).13 Особую ценность этой работы определяло то обстоятельство, что в ней впервые приводились данные о содержащихся на полях и не раскрытых в достаточной степени надписях, рисунках, датах, именах и других ценных сведениях, однако описание это было далеко не полным, поскольку не все записи поддавались расшифровке.

Большое количество материалов, имеющих отношение к истории «Записок охотника», было введено в оборот, когда появилось описание парижского архива Тургенева, выполненное А. Мазоном.14 Впоследствии,

12 См.: Клеман М. К. Программы «Записок охотника» // Ученые записки ЛГУ. 1941. №76. Серия филологических наук. Вып. И. С. 88-126. Отдельные сведения из так называемых «программ» привлекались Б. М. Эйхенбаумом в примечаниях к упоминавшемуся изданию «Записок охотника» 1929 года. Подробнее об этом см. во второй главе диссертации.

13 См.: Заборова Р. Б, Шелякин М. Рукописи «Записок охотника» // Орл сб 1955. С. 385—427, а также: Заборова Р. Б. Рукописи И. С. Тургенева. Описание. Государственная Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. JL, 1953; Шелякин М. Работа И.С.Тургенева над языком «Записок охотника». Автореф. дисс. к. ф. н. М., 1954. Вторую часть цензурной рукописи ранее кратко описал Г. 3. Кунцевич (см.: Кунцевич Г. «Записки охотника» по цензурной рукописи // Журнал министерства народного просвещения. 1909. № 12. С. 393-398). Кропотливую стилистическую работу Тургенева над двумя редакциями (черновой и беловой) рассказа «Певцы» описал М. К. Клеман в статье: Стилистическая работа Тургенева // Литературная учеба. 1934. № 7. С. 78-95.

14 MazonA. Manuscrits parisiens d'lvan Tourguenev. Notices et extraits. P., 1930; неполный перевод книги: Мазон А. Парижские рукописи И. С. Тургенева / Пер. с франц. Ю. Ган. Под ред. Б. Томашевского. М.; Л., 1931. О судьбе архива Тургенева см. после того как часть архива, описанного Мазоном, в 1950-е годы была приобретена Парижской Национальной библиотекой, значительная доля новых материалов была опубликована в тургеневских томах «Литературного наследства», в частности, сохранившийся в двух редакциях незавершенный рассказ «Русский немец и реформатор».15

Казалось бы, накопленный значительный материал должен был способствовать скорейшему изданию черновых рукописей «Записок охотника», тем не менее автографы рассказов во второе академическое издание не были включены. Между тем отсутствие научного описания сохранившихся рукописей обедняет представление о механизме воплощения авторского замысла и затрудняет изучение хода работы Тургенева над отдельными рассказами, а в ряде случаев ведет к накоплению ошибочных суждений вокруг «Записок охотника».

Впервые попытка обнародовать черновые редакции была предпринята в последнем по времени научном издании «Записок охотника», осуществленном в серии «Литературные памятники» в 1991 году (ЗО 1991). Введенный в этом издании целый пласт новых материалов, однако, нуждается в дальнейшем осмыслении, а нередко — ив уточнении. Следует также заметить, что, к сожалению, включение составителями в это издание черновых редакций «Записок охотника» не нашло достойного отражения в комментариях, повторяющих по сути комментарии тех же авторов в первом и втором академических изданиях. обстоятельную статью М. П. Алексеева: Ачексеев М. П. По следам рукописей И. С.Тургенева во Франции // Русская литература. 1963. №2. С. 53-85; перепечатано в сб.: Ачексеев М. П. Избранные труды / Отв. ред. В. Н. Баскаков, Н. С. Никитина. Л., 1989. Т. 4. Русская культура и ее мировое значение. С. 308-348.

15 См. предисловие и публикацию А. Мазона: Две редакции рассказа «Русский немец и реформатор» // JIH. Т. 73. Кн. 1. С. 25-33, а также послесловие Ю. Г. Оксмана: «Русский немец и реформатор» (Недописанный рассказ из цикла «Записки охотника») // Там же. С. 34-38.

Приходится признать, что, при значительных успехах, достигнутых в разработке частных вопросов, в современном тургеневедении не существует целостной картины всех этапов создания «Записок охотника». Несмотря на наличие ряда исследований, посвященных проблеме происхождения «Записок охотника», а также значительного количества работ, так или иначе затрагивающих ее, все же большинство исследователей вынуждено констатировать, что творческая история «Записок охотника» до сих пор остается малоизученной во многих отношениях. При этом многое из достигнутого нуждается в переосмыслении, в особенности ввиду преобладания в течение длительного времени социально обусловленного, идеологически окрашенного подхода к этому произведению Тургенева.

Кроме того, за последние несколько десятилетий не только в России, но и других странах появилось большое число публикаций и исследований, значительно расширивших представление о таком малоизученном отрезке биографии и творчества писателя, каким является вторая половина 1840-х годов. Вновь обнаруженные материалы ставят перед исследователями ряд проблем как чисто фактологического характера, так и более общего плана. Так, до сих пор нерешенными остаются следующие вопросы: каким образом и когда подошел Тургенев к созданию «Записок охотника»? Задумывались ли они изначально как цикл или появились «случайно», благодаря неожиданному успеху «Хоря и Калиныча»? Как и в силу каких причин менялись творческие задачи Тургенева за время формирования так называемого основного цикла? И наконец, почему в 1870-е годы Тургенев вновь возвращается к работе над «Записками охотника» и добавляет к ним три новых рассказа? Попытки ответить на эти вопросы составляют содержание предпринимаемого исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творческая история "Записок охотника" И.С. Тургенева"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, отметим еще раз, что настоящая работа ориентирована, прежде всего, на освещение и осмысление узловых моментов истории создания «Записок охотника» и не претендует на исчерпывающий анализ процесса написания отдельных рассказов. Основной посылкой предпринятого исследования явилось наличие различных концепций творческой истории знаменитого цикла рассказов, а также отсутствие целостного представления об основных этапах его формирования в современном тургеневедении.

В процессе работы удалось установить, что, вопреки сложившему представлению, «Записки охотника» уже на ранней стадии своего формирования мыслились как цикл рассказов, что было обусловлено рядом обстоятельств как личного, так и общественного свойства. Тургенев, оказавшийся в центре общественных и литературных процессов, происходящих в России и Западной Европе 1840-х годов, вполне сознательно подошел к необходимости внести свою «лепту» в решение главных вопросов эпохи, и прежде всего в дело отмены крепостного права. Своеобразие творческой личности писателя, ярко выраженный лиризм его художественного таланта позволили ему задумать и осуществить сложнейший замысел — воссоздание целостной картины русского общества в форме незатейливых рассказов, которые, будучи собраны воедино, стали книгой, сыгравшей ключевую роль в истории русской литературы.

Особенно показательной для творческой истории всего цикла оказалась история создания первого рассказа из «Записок охотника» — «Хорь и Калиныч». Несмотря на противоречивость свидетельств самого Тургенева об обстоятельствах написания первого «отрывка» из «Записок охотника», приведенные данные говорят о том, что писатель приступил к работе над рассказом гораздо раньше указанного им срока. Помещение «Хоря и

Калиныча» в разделе «Смесь» журнала «Современник» не означало недооценки этого рассказа членами редакции, и в первую очередь Н. А. Некрасовым, который, как показано в работе, был, вопреки разноречивым свидетельствам самого Тургенева, инициатором опубликования рассказа в первом номере обновленного «Современника».

Пересмотр некоторых спорных вопросов (время возникновения замысла «Записок охотника», время написания первого рассказа цикла «Хорь и Калиныч» и др.) сделал необходимым обращение к сохранившимся рукописям «Записок охотника», в результате изучения которых удалось выявить основные этапы работы Тургенева над циклом, а также обнаружить дополнительные аргументы для датировки ряда рассказов («Бурмистр», «Уездный лекарь», «Гамлет Щигровского уезда» и др.),

Возвращение к исследованному М. К. Клеманом вопросу о содержащихся в черновых автографах «программах» «Записок охотника», с привлечением материалов из личного архива ученого, хранящегося в Рукописном отделе ИР ЛИ, дало возможность поставить под сомнение ряд положений последователей Клемана, пытавшихся пересмотреть его концепцию. В большинстве рассмотренных случаев выяснилось, что точка зрения ученого (в отношении количества программ, ряда чтений, датировок и др.) представляется более обоснованной и выверенной, сохраняя актуальность до наших дней.

Вместе с тем тщательное изучение программ привело к выводу о том, что активная работа Тургенева над созданием ряда взаимосвязанных рассказов, объединенных общей задачей, развернулась задолго до определившегося успеха «Хоря и Калиныча». Это, в свою очередь, поставило под сомнение устоявшуюся в тургеневедении датировку рассказов, появившихся в «Современнике» вслед за «Хорем и Калинычем».

Анализ так называемой первой программы «Записок охотника» позволил также высказать предположение о возможности существования более ранних программ, которые могут содержаться в рукописях рассказов, остающихся на нынешний день неизвестными.

Предпринятый в работе сопоставительный анализ сохранившихся программ с другими данными об истории создания «Записок охотника» показал, что по мере работы Тургенева над рассказами замысел цикла претерпел существенные изменения, в результате которых первоначальный состав «Записок охотника» увеличился с двенадцати сначала до восемнадцати, а впоследствии до двадцати двух «отрывков».

Вместе с общим объемом цикла менялись и планируемые сроки завершения «Записок охотника». Изначально Тургенев предполагал окончить цикл к концу 1847 года, затем сроки были перенесены на весну 1848 года, но и это намерение не было осуществлено. Первое печатное определение цикла произошло только в начале 1849 года. К этому же времени относится и первая серьезная попытка издать «Записки охотника» отдельной книгой, вызванная стремлением Тургенева подвести итог определенному этапу своей деятельности. На этом основании в работе делается вывод о полном завершении первоначального замысла цикла уже в 1849 году. По вполне понятным причинам в эпоху начала «мрачного семилетия», ознаменовавшегося ужесточением цензуры и цензурными репрессиями против «Современника», а также общим политическим и экономическим кризисом в России, издание книги с явно выраженными антикрепостническими тенденциями не могло быть осуществлено.

Возобновление работы над «Записками охотника», относящееся к началу 1850-х годов, когда цикл дополнился еще четырьмя рассказами («Певцы», «Свидание», «Бежин луг» и «Касьян с Красивой Мечи»), было вызвано знакомством Тургенева с новыми реалиями быстро менявшейся русской жизни после возвращения из затянувшегося пребывания в Европе. Таким образом завершился последний этап формирования основного цикла «Записок охотника», в окончательный состав которого вошли двадцать два рассказа. Его итогом стал выход в 1852 году в Москве отдельного издания этого первого большого произведения Тургенева и твердое желание «раскланяться навсегда со старой манерой», что ознаменовало новый этап творчества писателя.

Изучение помет, сохранившихся на полях рукописных автографов, позволило выявить ряд ранее неучтенных (или неверно прочитанных) записей, что дало возможность не только уточнить датировки некоторых рассказов, но и расширить представление о западноевропейских связях писателя.

Реконструкция истории появления «Записок охотника» обусловила необходимость вернуться к рассмотрению роли В. Г. Белинского в их создании. В работе подвергнуто сомнению устоявшееся мнение о том, что литературно-критические взгляды Тургенева сложились в определенную систему преимущественно под влиянием Белинского и что «Записки охотника» безоговорочно соответствовали его эстетическим и общественно-политическим требованиям этого периода. Написание в 1869 году полемически заостренных «Воспоминаний о Белинском», в которых Тургенев попытался объективно оценить историческое значение наследия критика и влияние, оказанное им на ход развития русской литературы, приобретает в этой связи особое значение. Значимым представляется также включение в «Воспоминания о Белинском» сводного фрагмента из двух лекций об А. С. Пушкине и его значении в русской литературе, которые Тургенев читал в апреле 1860 года в Петербурге. Вопрос о Пушкине является ключевым в определении взглядов писателя на сущность и назначение творчества (спор между «пушкинским» и «гоголевским» направлениями). В силу этого обстоятельства он позволяет наметить некоторое расхождение Тургенева с позицией Белинского и даже Гоголя, отношение к которому писателя было также не столь однозначным, как принято считать.

Последовательное рассмотрение всех высказываний Белинского о «Записках охотника» приводит к неопровержимому выводу о том, что они создавались не столько под влиянием идей критика, сколько вопреки тому, что он ожидал, именно это обусловило недооценку Белинским многих рассказов.

Наконец, последний, завершающий этап в формировании цикла рассказов, который относится к началу 1870-х годов, как показано в диссертации, до последнего времени не был детально изучен, что позволило сделать ошибочный вывод о позднейшей доработке Тургеневым известных еще в 1840-е— 1850-е годы замыслов. Анализ стилистических особенностей двух из трех добавленных рассказов («Конец Чертопханова» и «Живые мощи»), а также отсутствие всех трех замыслов (в том числе и рассказа «Стучит!») во всех известных программах «Записок охотника» дают веские основания для заключения, что написание этих рассказов, вопреки утверждению самого писателя, было осуществлено именно в 1870-е годы.

Возвращение Тургенева к работе над «Записками охотника», выразившееся в добавлении новых рассказов в 1850-е, а затем в 1870-е годы, стало отправной точкой для возникновения представления о неоднородности частей, составляющих цикл, вследствие чего в тургеневедении укрепилась тенденция изолированного рассмотрения последовательно создававшихся групп рассказов. В работе обосновывается необходимость вернуться к вопросу о художественной целостности «Записок охотника», а также выдвигается ряд аргументов в пользу сторонников этой концепции.

В завершение работы приходится признать неудовлетворительным состояние существующих на сегодняшний день изданий «Записок охотника» (в том числе в обоих изданиях Полного собрания сочинений и писем И. С. Тургенева и в серии «Литературные памятники»), что позволяет поставить вопрос о необходимости полного издания «Записок охотника» в сопровождении всех известных автографов и обновленных комментариев.

 

Список научной литературыЛукина, Валентина Александровна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Тургенев И. С. Записки охотника. Полное собрание очерков и рассказов. 1847-1876 / Вступ. очерк Б. Эйхенбаума. Пг., 1918.

2. Тургенев И. С. Сочинения: В 12 т. М.; Л., 1929. Т. 1. Записки охотника / Под ред. К. Халабаева и Б. Эйхенбаума.

3. ТургеневИ. С. Собрание сочинений: В 12 т. / Под ред. Н.Л.Бродского, И.А.Новикова и А.А.Суркова. М., 1949. Т. 1. Записки охотника. (Библиотека «Огонек»).

4. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 28 т. / Под ред. М. П. Алексеева, А. С. Бушмина, Н. В. Измайлова, Ю. Г. Оксмана и др. М.; Л., 1961-1968.

5. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. / Под ред. М. П. Алексеева, В. Н. Баскакова, А. С. Бушмина, Н. В. Измайлова, Н. С. Никитиной и др. М., 1982-2003. Издание продолжается.

6. Тургенев И. С. Записки охотника / Изд. подготовили А. Л. Гришунин,

7. B.А.Громов, Л. М. Долотова и Л.Н.Смирнова. М., 1991 (Серия «Литературные памятники»).1.

8. Азадовский М. К. «Певцы» И. С. Тургенева // Известия АН СССР. ОЛЯ. М., 1954. Т. 13. Вып. 2. С. 164-171; также в кн.: Азадовский М. К. Статьи о литературе и фольклоре. М.; Л., 1960. С. 395-437.

9. Алексеев М. П. Заглавие «Записки охотника» // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1969. Вып. 5. С. 210-223.

10. Алексеев М. П. И. С. Тургенев — пропагандист русской литературы на Западе // Труды отдела новой русской литературы. М.; Л., 1948. Кн. 1.

11. C. 39-80; перепечатано в сб.: Алексеев М. П. Избранные труды / Отв. ред.

12. B. Н. Баскаков, Н. С. Никитина. Л., 1989. Т. 4. Русская культура и ее мировое значение. С. 268-307.

13. Алексеев М. П. Мировое значение «Записок охотника» // «Записки охотника» И. С. Тургенева (1852-1952). Сб. ст. и материалов. Орел, 1955.

14. C. 36-117; перепечатано в сб.: Алексеев М. П. Избранные труды / Отв. ред. В. Н. Баскаков, Н. С. Никитина. Л., 1989. Т. 4. Русская культура и ее мировое значение. С. 207-267.

15. Алексеев М. П. Текстологические особенности издания И. С. Тургенева // Текстология славянских литератур. Доклады конференции. Ленинград, 25-30 мая 1971 года. Л., 1973. С. 3-23.

16. Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1960.14. /7. В. А-в <Анненков П. В.>. По поводу романов и рассказов из простонародного быта. Статья первая // Современник. 1854. №2 (Февраль). С. 53-70.

17. Антонова М. В. Житийное в облике Лукерьи (рассказ И.С.Тургенева «Живые мощи») // Спасский вестник. Тула, 2004. № 11. С. 65-74.1 б.АшевскийС. <Столяров М. Н> Тургенев и Белинский // Образование. 1901. №3. с. 1-20. Отд. I.

18. БалыковаЛ. А. Мемориальная библиотека И. С. Тургенева как источник для изучения биографии и творчества писателя. Автореф. дисс. к. ф. н. СПб., 2003.

19. Батюто А. И. Тургенев и Белинский // Батюто А. И. Творчество И. С. Тургенева и критико-эстетическая мысль его времени. Л., 1990. С. 17-165; перепечатано в кн.: Батюто А. И. Избранные труды. СПб., 2004. С. 581-711.

20. Батюто А. И. Тургенев и Жорж Санд // Батюто А. И. Тургенев-романист. Л., 1972. С. 285-310.

21. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / Под ред. Н. Ф. Бельчикова, Б. И. Бурсова, Н. К. Пиксанова и др. М., 1953-1959.

22. Белинский в воспоминаниях современников /Под ред. Ф. М. Головенченко. М., 1948.

23. Белова Н. М. «Записки охотника» Тургенева и русская литература 40-50-х годов XIX века. Автореф. дисс. к. ф. н. Саратов, 1955.

24. Белова Н. М. Художественное изображение народа в русской литературе середины XIX в. Саратов, 1969.

25. Белоусов А. Ф. О гоголевском подтексте рассказа И.С.Тургенева «Бурмистр» // Finitis duodecim lustris. Сборник статей к 60-летию проф. Ю. М. Лотмана. Таллин, 1982. С. 166-120.

26. Блинчевская М.Я. Об одном письме Тургенева к Некрасову (К истории разрыва Тургенева с «Современником») // Тургеневский сборник: Материалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1967. Вып. 3. С. 234-238.

27. Богданов Б. В. Орловский край в «Записках охотника» И. С. Тургенева // «Записки охотника» И.С.Тургенева (1852—1952). Сб. ст. и материалов. Орел, 1955. С. 281-295.

28. Богословский Е. Тургенев борец за права человека. Опыт разбора «Записок охотника». Баку, 1906.

29. Боткин В. П. Литературная критика. Публицистика. Письма / Сост., вступ. ст. и примеч. Б. Ф. Егорова. М., 1984 (Библиотека русской критики).

30. Бродский Н. JI. Белинский и Тургенев // Белинский — историк и теоретик литературы. М.; Л., 1949. С. 323-342.

31. Бродский Н. Л. И. С. Тургенев и русские сектанты. М., 1922.

32. Бродский Н. Л. К истории сложения «Записок охотника» // Тургенев и его время. Первый сборник / Под ред. Н. Л. Бродского. М.; Пг., 1923. С. 312— 314.

33. Бродский Н. Л. Проза «Записок охотника» // Тургенев и его время. Первый сборник / Под ред. Н. Л. Бродского. М.; Пг., 1923. С. 193-199.

34. Буданова Н. Ф. Рассказ Тургенева «Живые мощи» и православная традиция (К постановке проблемы) // Русская литература. 1995. № 1. С. 188-194.

35. Буренин В. П. Литературная деятельность Тургенева. Критический этюд. СПб., 1884.

36. БялыйГ.А. От «Дыма» к «Нови» // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института. Л., 1956. Т. 18. Факультет языка и литературы. Вып. 5. С. 82-98.

37. Ванюшина М. А. Белинский в работе над организацией альманаха «Левиафан» в 1846 г. // Ученые записки Саратовского государственного университета. 1952. Т. 31. С. 263-276.

38. ВейсА. Ю. Рисунки Тургенева к «Запискам охотника» // «Записки охотника» И. С. Тургенева (1852-1952). Сб. ст. и материалов. Орел, 1955. С.235-246.

39. Вомперский В. П. Слово шуршать в рассказе «Бежин луг» // Русская речь. 1968. № 6 (Ноябрь-декабрь). С. 26-28.

40. Воробьева 3. А. Рассказ И. С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи» // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена. Л., 1958. Т. 170. Кафедра русской литературы. С. 95-108.

41. Габелъ М. О. Эзоповская манера в «Записках охотника» И. С. Тургенева // «Записки охотника» И.С.Тургенева (1852-1952). Сб. ст. и материалов. Орел, 1955. С. 151-191.

42. Габелъ М. О. Из истории литературной борьбы вокруг «Записок охотника» И. С. Тургенева в 1852 г. // Пятый межвузовский тургеневский сборник: Тургенев и русские писатели. Курск, 1975. Научные труды КГПИ. Т. 50 (143). С. 125-132.

43. Ганжулевич Т. «Записки охотника» И. С. Тургенева. СПб., 1908.

44. Генералова Н. П. И.С.Тургенев: Россия и Европа. Из истории русско-европейских литературных и общественных отношений. СПб., 2004. С. 161-237.

45. Генералова Н. П. Кто был собеседником Тургенева в 1845 году? (У истоков формирования замысла «Записок охотника») // Тургеневский ежегодник 2002 года. Орел, 2003. С. 17-34.

46. Гитлиц Е. А. К вопросу о формировании «новой манеры» Тургенева (анализ повестей 50-х годов) // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. М., 1968. Т. 27. Вып. 6. Ноябрь-декабрь. С. 489-501.

47. Голубков В. В. Художественное мастерство И. С. Тургенева. М., 1955.

48. Григорьев Н. Г. Подробный разбор «Записок охотника» И. С. Тургенева. СПб.; Варшава, 1911.

49. Гришунин А. Л. О тексте «Записок охотника» // И. С. Тургенев. Записки охотника. М., 1991. (Серия «Литературные памятники»). С. 581—594.

50. Громов В. А. А. И. Герцен и «Записки охотника» И. С. Тургенева // И. С. Тургенев. Проблемы мировоззрения и творчества: Межвузовский сборник научных трудов. Элиста, 1986. С. 3-20.

51. Громов В. А. «Бежин луг» Тургенева и «Крестьянские дети» Некрасова (Общее и своеобразное) // Н. А. Некрасов и русская литература второй половины XIX начала XX веков. Ярославль, 1982. С. 69-84.

52. Громов В. А. Гоголь и Тургенев // Тургеневский сборник: Материалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1969. Вып. 5. С. 354-363.

53. Громов В. А. Журнал «Современник» и «Записки охотника». (К проблеме взаимодействия критики и художественной литературы) // Пятый межвузовский тургеневский сборник: Тургенев и русские писатели. Курск, 1975. Научные труды КГПИ. Т. 50 (143). С. 82-102.

54. Громов В. А. «Записки охотника» в структуре прижизненных изданий сочинений Тургенева // Восьмой межвузовский тургеневский сборник: И. С. Тургенев и русская литература. Курск, 1980. С. 84-104.

55. Громов В. А. «Записки охотника» — книга для всех времен // И. С. Тургенев в современном мире. М., 1987. С. 198-204.

56. Громов В. А. И.С.Тургенев и Н. Н. Тютчев (по новым данным) // Спасский вестник. Орел, 1993. № 2. С. 52-70.

57. Громов В. А. И. С. Тургенев и русская действительность 40-50-х годов // И.С.Тургенев (1818-1883-1958). Статьи и материалы /Под ред. М. П. Алексеева. Орел, 1960. С. 9-59.

58. Громов В. А. К истории статьи Тургенева о романе Евгении Тур «Племянница» // Тургеневский сборник: Материалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1967. Вып. 3. С. 53-56.

59. Громов В. А. Кольцовские традиции и мотивы в «Записках охотника» И. С. Тургенева // Филологические записки Воронежского университета (Серия литературы и фольклора). Воронеж, 1971. С. 68-85.

60. Громов В. А. «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит!» в цикле рассказов и очерков Тургенева // Творчество И. С. Тургенева: Сборник научных трудов Курского государственного педагогического института. Курск, 1984. С. 78-98.

61. Громов В. А. Легенда о Тришке в рассказе «Бежин луг» // Литература в школе. № 5. Сентябрь. 1968. С. 19-20.

62. Громов В. А. Некрасов и «Записки охотника» И. С. Тургенева (1846-1852) // Некрасовский сборник. Л., 1978. Вып. 6. С. 23-34.

63. Громов В. А. О продолжении Тургеневым «Записок охотника» // И. С. Тургенев и русская литература: Научные труды Курского государственного педагогического института. Курск, 1982. Т. 217. С. 31— 48.

64. Громов В. А. Писатели-орловцы. Орел, 1961.

65. Громов В. А. Повести И.С.Тургенева 1840-х- 1850-х годов. Автореф. дисс. к. ф. н. Л., 1962.

66. Громов В. А. Повести И. С. Тургенева 1840-х— первой половины 1850-х годов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Л., 1962. РО ИР ЛИ. P. I. Оп. 49. № 131.

67. Громов В. А. Ружье и лира Тургенева // Охотничьи просторы. М., 1964. Вып. 20. С. 190-200.

68. Громов В. А. Судьба «Записок охотника» // И. С. Тургенев. Записки охотника. М., 1991. (Серия «Литературные памятники»). С. 532-580.

69. Громов В. А. У истоков «Записок охотника» // Русская литература. 1960. №2. С. 145-151.

70. Грузинский А. Е. К истории «Записок охотника» // Научное слово. 1903. №7. С. 85-110; то же в кн.: Грузинский А. Е. Литературные очерки. М., 1908. С. 220-225.

71. Грузинский А. Е. И. С. Тургенев (Личность и творчество). 1818 — 1918. М., 1918.

72. Гутъяр Н. Ив. С. Тургенев во Франции.— 1847-1850 гг. // Вестник Европы. 1902. №11. (Ноябрь). С. 94-136.

73. Данилевский Р. Ю. Реальности «Бежина луга» // Спасский вестник. Тула, 2004. № 10. С. 7-14.

74. Долотова Л. М. О тексте «Записок охотника» И. С. Тургенева (К критике основных изданий) // Вопросы текстологии. Сб. ст. М., 1957. С. 170- 188.

75. Долотова Л. М. Романтизм и реализм в раннем творчестве И. С. Тургенева. Автореф. дисс. к. ф. н. Саратов, 1952.

76. Дробленкова И. Ф. «Живые мощи». Житийная традиция и «Легенда» о Жанне д'Арк в рассказе Тургенева // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1969. Вып. 5. С. 289-302.

77. Дубовиков А. Н. Еще об «Игре в портреты» // Литературное наследство. М., 1964. Т. 73. Кн. 1. С. 435-454.

78. Дудышкин С. Повести и рассказы И.С.Тургенева. С 1844 г. по 1856 г. Санкт-Петербург. 1856. Три части. Статья первая // Отечественные записки. 1857. № 1 (Январь). Отделение II (Критика и библиография). С. 1-28.

79. Ефимова Е. М. История создания и опубликования «Записок охотника» // И. С. Тургенев. Семинарий. Л., 1958. С. 108-110.

80. Заборова Р. Б. Рукописи И. С. Тургенева. Описание. JL, 1953.

81. Заборова Р. Б, Шелякин М. Рукописи «Записок охотника» // «Записки охотника» И. С. Тургенева (1852-1952). С. 385^127.

82. Из незавершенной книги С. М. Степняка-Кравчинского о Тургеневе / Публ. М. И. Пеппер // Литературное наследство. М., 1967. Т. 76. С. 255276.

83. Измайлов Н. В. Тургенев и С. И. Мещерская // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. М.; Л., 1966. Вып. 2. С. 226-248.

84. ЪЪ.ИонасГ. «Записки охотника» в оценке Пауля Гейзе // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. М.;Л., 1966. Вып. 2. С. 109-117.

85. Истомин К. К. «Старая манера» Тургенева. (1834-1855 гг.). Опыт психологии творчества. СПб., 1913.

86. Каренин Вл. Тургенев и Жорж Санд // Тургеневский сборник Пб., 1921 / Под ред. А. Ф. Кони. С. 87-129.

87. Кийко Е. И Белинский и «Записки охотника» // «Записки охотника» И.С.Тургенева (1852—1952). Сб. ст. и материалов. Орел, 1955. С. 136— 150.

88. Клевенский М. М. Общественно-политические взгляды И. С. Тургенева // Творчество Тургенева. Сб. ст. / Под ред. И. Н. Розанова и Ю. М. Соколова. М., 1920. С. 168-193.

89. Клеман М. К. «Записки охотника» и французская публицистика 1854 года // Сборник статей к 40-летию ученой деятельности академика А. С. Орлова. Л., 1934. С. 305-314.

90. Клеман М. К. Иван Сергеевич Тургенев. Очерк жизни и творчества. Л., 1936.

91. Клеман М. К. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева / Ред. Н. К. Пиксанов. М.; Л.: Academia, 1934.

92. Клеман М. К. Программы «Записок охотника» // Ученые записки ЛГУ. 1941. № 76. Серия филологических наук. Вып. 11. С. 88-126.

93. Клеман М. К. Стилистическая работа Тургенева // Литературная учеба. 1934. № 7. С. 78-95.

94. Клеман М. К. Хронологический указатель литературных работ и замыслов И. С. Тургенева // И. С. Тургенев (к пятидесятилетию со дня смерти». Л., 1934. С. 329-387.

95. Клочихина М. М. Принципы композиционно-сюжетного построения рассказов И. С. Тургенева 50-х годов // Ученые записки Бурятского государственного педагогического института. Улан-Удэ, 1961. Вып. 23. С. 155-183.

96. Ковалев В. А. «Записки охотника» И. С. Тургенева. Вопросы генезиса. Л., 1980.

97. Ковалев В. А. «Записки охотника» И. С. Тургенева и «западническая» публицистика 1846-1848 гг. // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л, 1937. Т. 7. С. 127-165.

98. Ковалев В. А. Национальное своеобразие «Записок охотника» И. С.Тургенева // Известия АН СССР. Отдел литературы и языка. 1948. Т. 7. Вып. 4. С. 341-349.

99. Ковалев В. А. О гоголевских традициях в «Записках охотника» // «Записки охотника» И.С.Тургенева (1852-1952). Сб. ст. и материалов. Орел, 1955. С. 118-135.

100. Ковалев В. А. О «прикрашенности» изображения народа в «Записках охотника» И. С. Тургенева // Вопросы изучения русской литературы XI— XX веков. М.; Л., 1958. С. 156-161.

101. Кошелев В. А. Из истории полемики вокруг первых статей некрасовского «Современника» // Некрасовский сборник. Л., 1988. Вып. 10. С. 7-18.

102. Крестова Л. В. Рассказ о Петре Ивановиче Лутовинове // Тургенев и его время. Первый сборник / Под ред. Н. Л. Бродского. М.; Пг., 1923. С. 315-316.

103. КуделькоН.А. Традиции И.С.Тургенева («Записки охотника») в новеллистике К. Г. Паустовского // И. С. Тургенев и русская литература: Научные труды Курского государственного педагогического института. Курск, 1982. Т. 217. С. 95-119.

104. Кузнецов С. В. Гоголь и Тургенев. Несколько параллелей из их жизни. Юрьев, 1902.

105. Кунцевич Г. «Записки охотника» И.С.Тургенева по цензурной рукописи // Журнал министерства народного просвещения. 1909. № 12. С. 393-398.

106. Ладария М. Г. И. С. Тургенев и писатели Франции XIX века. Тбилиси, 1987. С. 35-60.

107. Ландор М. Большая проза— из малой // Вопросы литературы. 1982. № 8. С. 75-106.

108. Лебедев Ю. В. «Записки охотника» И. С. Тургенева. М., 1977.

109. ЛебедевЮ. В. О жанровой природе «Записок охотника» И. С. Тургенева // Русская литература: Ученые записки Ярославского государственного педагогического института им. К. Д. Ушинского. Кострома, 1971. Вып. 21. С. 95-118.

110. Лебедев Ю. В. Россия живая и мертвая в «Записках охотника» И. С. Тургенева // У истоков эпоса (Очерковые циклы в русской литературе 1840-1860-х годов). Ярославль, 1975. С. 39-97.

111. Левина Е. Н. К вопросу об отражении мотивов переписки с матерью в творчестве И. С. Тургенева // Спасский вестник. Тула, 2004. № 10. С. 143— 151.

112. Левина Е. Н. Образ матери писателя в цикле рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева (по материалам семейной переписки) // Спасский вестник. Тула, 2004. № 11. С. 197-204.

113. Лемке М. Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг. По подлинным делам Третьего отделения собств. е. и. величества канцелярии. СПб., 1909. Изд. 2-е.

114. Летопись жизни и творчества И. С. Тургенева (1818-1858) / Сост. Н. С. Никитина. СПб.: Наука, 1995.

115. Лонгинов М. Н. Сочинения И.С.Тургенева, исправленные и дополненные. Издание Н. А. Основского. Москва, в тип. В. И. Рышкова. 1860, in-8. Том. I, стр. 338. Том IV, стр. 456 // Русский вестник. 1861. № 2 (Февраль). С. 911-916.

116. Лощинин Н. Тульский край в «Записках охотника» И.С.Тургенева // Литературная Тула. 1952. № 6. С. 117-129.

117. МазонА. Две редакции рассказа «Русский немец и реформатор» Предисловие и публикация. // Литературное наследство. М., 1964. Т. 73. Кн. 1.С. 25-33.

118. МазонА. Тургенев и Полина Виардо — участники «Игры в портреты» // Там же. С. 427-434.

119. МельгуновБ. В. «Вы, может быть, обо мне скоро услышите.» // И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1990. С. 185-189.

120. Мельгунов Б. В. «Мы вышли вместе.» (Некрасов и Тургенев на рубеже 40-х годов) // Русская литература. 2000. № 3. С. 143-149.

121. Мельгунов Б. В. О первых юбилеях русских писателей. (И. С. Тургенев, А.Н.Островский, Н.А.Некрасов) // Русская литература. 2001. №4. С. 148-153.

122. Меркулов А. Г. Помещик Щигровского уезда // Спасский вестник. Тула, 2002. №9. С. 151-156.

123. Миллер О. Ф. Об общественных типах в повестях И. С. Тургенева. Лекция 1-я //Беседа. 1871. № 10 (Октябрь). С. 213-237.

124. Миллер О. Ф. Тургенев как художник-гражданин // Искусство. СПб., 1883. №39. С. 458—460.

125. Мостовская Н. Н. Некрасов и Тургенев (Из литературной полемики 1840-1850-х годов) // И.С.Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1990. С. 67-78.

126. Муратов А. Б. Тургенев-новеллист. Л., 1985.

127. Назарова Л. Н. К вопросу об оценке литературно-критической деятельности И.С.Тургенева его современниками (1851-1853 годы) // Вопросы изучения русской литературы XI-XX веков. М.; Л., 1958. С. 162— 167.

128. Назарова Л. Н. К истории замысла романа «Два поколения» (первоначальное заглавие романа) // И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л, 1982. С. 12-13.

129. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. / Под ред. Ф. Я. Приймы, Н. Н. Скатова, Б. В. Мельгунова и др. Л.: Наука, 1981— 2000.

130. Никитина Н. С. Белинский и Тургенев. У истоков литературных отношений // И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1990. С. 3-15.

131. НиконоваТ.А. «Воспоминания о Белинском». Из истории полемики вокруг очерка Тургенева // Тургеневский сборник: Материалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1967. Вып. 3. С. 125— 134.

132. Новиков В. А. И. С. Тургенев в Тульском крае. Тула, 1990.

133. Новиков И. А. Тургенев— художник слова. (О «Записках охотника»). М., 1954.

134. Оксман Ю. Г. И.С.Тургенев. Исследования и материалы. Одесса, 1921. Вып. 1.

135. Оксман Ю. Г. От «Капитанской дочки» А. С. Пушкина к «Запискам охотника» И. С. Тургенева. Пушкин — Рылеев — Кольцов — Белинский — Тургенев. Исследования и материалы. Саратов, 1959.

136. Оксман Ю. Г. Письмо Белинского к Гоголю как исторический документ // Ученые записки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 1952. Т. 31. С. 111-204.

137. Оксман Ю. Г. «Русский немец и реформатор» (Недописанный рассказ из цикла «Записки охотника») // Литературное наследство. 1964. Т. 73. Кн. 1. С. 34-38.

138. Оксман Ю. Г. И.С.Тургенев на службе в министерстве иностранных дел // Ученые записки Саратовского государственного университета. 1957. Т. 56. С. 172-183.

139. Орнатская Т. И. «Реформатор и русский немец». Неосуществленный замысел // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1968. Вып. 4. С. 97-103.

140. Острогорский В. П. И. С. Тургенев и Д. В. Григорович. СПб., 1902.

141. Панаев И. И. Литературные воспоминания / Вступ. ст. и коммент. И. Г. Ямпольского. М., 1988.

142. Петрова JI.M. О сказовой форме повествования в «Записках охотника» И. С. Тургенева // И. С. Тургенев. Проблемы мировоззрения и творчества: Межвузовский сборник научных трудов. Элиста, 1986. С. 2942.

143. Переписка И. С. Тургенева: В 2-х т. М., 1986.

144. Письма Е. М. Феоктистова к И.С.Тургеневу (1851-1861) / Публ. Э. Г. Гайнцевой // Ежегодник РО Пушкинского Дома на 1998-1999 год. СПб., 2003. С. 133-214

145. Письма к А. В. Дружинину (1850-1863) / Ред. и коммент. П. С. Попова. М., 1948.

146. Погорельцев В. Ф. Трактовка оригинальности в «Гамлете Щигровского уезда» И. Тургенева // Пушкин и Тургенев. Тезисы докладов международной конференции. 6-11 сентября 1998. СПб.; Орел. С. 37-38.

147. Пономарев И. М. Литературные мнения И. С. Тургенева. Казань, 1900.

148. Понятовский А. И. Тургенев и семья Лобановых // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. М.; Л., 1964. Вып. 1. С. 270-276.

149. Потапова Г. Е. Состязание певцов: к истории одного литературного мотива из «Записок охотника» // Пушкин и Тургенев. Тезисы докладов международной конференции. 6-11 сентября 1998. СПб.; Орел. С. 59-61.

150. Пумпянский Я. В. Тургенев и Запад // И.С.Тургенев. Материалы и исследования / Под ред. Н. Л. Бродского. Орел, 1940. С. 90-107.

151. Рыбникова М. А. Один из приемов композиции у Тургенева // Творческий путь Тургенева. Пг., 1923. С. 103-125 / Под ред. Н. Л. Бродского.

152. Сазонов Н. И. Литература и писатели в России. Иван Тургенев / Публ. Б. П. Козьмина//Литературное наследство. М., 1941. Т. 41-42. С. 188-194.

153. Самочатова О. Я. «Записки охотника» Тургенева и журнальная проза 1840-х— первой половины 50-х годов // Тургенев и русские писатели: Пятый межвузовский тургеневский сборник (Научные труды КГПИ). Курск, 1975. Т. 50 (143). С. 103-124.

154. Самочатова О. Я. Из истории создания «Записок охотника» // «Записки охотника» И.С.Тургенева (1852-1952). Сборник статей и материалов. Орел, 1955. С. 192-234.

155. Самочатова О. Я. К вопросу о генезисе и творческой истории «Записок охотника» // Ученые записки Новозыбковского государственного педагогического института. Брянск; Орел, 1952. Т. 1. С. 5-50.

156. Самочатова О. Я. К проблеме творческого метода («Два помещика» И. С. Тургенева и «Смиренные» В. Г. Короленко) // Ученые записки Новозыбковского и Смоленского педагогических институтов. Смоленск, 1966. Т. 5 (Серия филологическая). С. 21-37.

157. Самочатова О. Я. Об одной из особенностей развития антикрепостнической прозы 30-50-х годов (тема воспитанницы) // Ученые записки Новозыбковского и Смоленского педагогических институтов. Брянск, 1970. Т. 10 (Филологические науки). С. 79-99.

158. Самочатова О. Я. Приемы художественного мастерства Тургенева в «Записках охотника» // Ученые записки Новозыбковского государственного педагогического института. Брянск, 1955. Т. 2. С. 57-79.

159. Самочатова О. Я. Примерная разработка цикла лекций по «Запискам охотника» // Самочатова О. Я. Из опыта постановки специального курса по творчеству И. С. Тургенева в педагогическом институте. Брянск, 1961. С. 49-108.

160. Семевский М. И. С. Тургенев в эпоху трудов по крестьянскому вопросу // Русское слово. 1883. № 9. (Сентябрь). С. 7-14.

161. Серман И. 3. К истории создания «Уездного лекаря» // И. С. Тургенев (1818-1883-1958). Статьи и материалы. Орел, 1960. С. 60-76.

162. Сиповский В. Д. Памяти И. С. Тургенева. СПб., 1883.

163. Скокова Л. И. Вокруг одной цитаты из Пушкина у Тургенева // Спасский вестник. Тула, 2004. Вып. 11. С. 100-110.

164. Скокова Л. И. И. Тургенев накануне экономического кризиса в России в 40-е годы // Вопросы литературы. 1995. Вып. 3. С. 323-330.

165. Скокова Л. И. К проблеме крестьянства в творчестве И. Тургенева (на материале рассказов «Бирюк» и «Касьян с Красивой Мечи») // Спасский вестник. Тула, 1997. № 4. С. 102-110.

166. Скокова Л. И. Когда был написан «Хорь и Калиныч» // Вопросы литературы. 1996. Вып. 4. С. 313-320.

167. Смирнов Ив. Заступники народные. И. С. Тургенев. Н. А. Некрасов. М., 1908.

168. Смирнова Л. Н. Принципы создания портрета в «Записках охотника» И. С. Тургенева. (Из наблюдений над черновиками и вариантами) // Ученые записки Московского педагогического института им. В. И. Ленина. 1957. Т. 115. Вып. 7. С. 279-298.

169. Соколов Б. М. Мужики в изображении Тургенева // Творчество Тургенева. Сб. ст. под ред. И. Н. Розанова и Ю. М. Соколова. М., 1920. С. 194-233.

170. М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке / Под ред. М. К. Лемке. СПб., 1912. Т. 3.

171. Степанова Г. В. Письмо Тургенева о смерти Н. В. Гоголя. Из истории публикации // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1968. Вып. 4. С. 144-145.

172. Сучков С. Путешествие к однодворцу Овсяникову // Литературная Россия. М., 1981. № 14. 3 апр. С. 17.

173. Тарасова В. М. О времени знакомства Тургенева с Н. И. Тургеневым // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. М.; Л., 1964. Вып. 1. С. 276-278.

174. Тиме Г. А. «Записки охотника» И.С.Тургенева и «Шварцвальдские деревенские рассказы Б. Ауэрбаха (Сравнительная типология жанра) // И. С. Тургенев. Вопросы биографии и творчества. Л., 1990. С. 45—57.

175. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1983. (Серия литературных мемуаров).

176. Тургенев и круг «Современника». Неизданные материалы. 1847-1861. М.; Л.: Academia, 1930.

177. Тургенев и семья декабриста Н.И.Тургенева. Из дневников Ф. Н. Тургеневой / Публ. М. П. Султан-Шах // Литературное наследство. М., 1967. Т. 76. С. 359—414.

178. Тургенев о революционном Париже 1848 г. Из дневниковых записей П. А. Васильчикова / Публ. Л. М. Долотовой // Литературное наследство. М., 1967. Т. 76. С. 342-358.

179. Тютчев Ф. И. Сочинения: В 2-х т. М., 1984.

180. УхмыловаТ. Тургенев и крепостничество // И.С.Тургенев (К пятидесятилетию со дня смерти). 1883-1933. Сб. ст. Л., 1934. С. 81-106.

181. Факсимиле одной из рукописей Тургенева // Исторический вестник. 1884. № 1 (Январь). С. 97-99.

182. ФилюшкинаО. В. К вопросу о происхождении «Записок охотника» // Спасский вестник. Тула, 2002. № 9. С. 133-150.

183. Хан Хеа Pan. Жанровое своеобразие «Записок охотника» И. С. Тургенева. Автореф. дисс. к. ф. н. М., 1994.

184. Чернов Н. М. Лебедянь: конная ярмарка и рассказ Тургенева // Спасский вестник. Тула, 2004. № 10. С. 133-138.

185. Чернов Н. М. Спасско-Лутовиновская хроника (1813—1883). Документальные страницы литературной и житейской летописи. Тула, 1999.

186. Чистова И. С. «Землеед». К истории замысла // Тургеневский сборник: Материалы к Полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1968. Вып. 4. С. 103-107.

187. Шапочка В. Охотничьи тропы Тургенева. Орел, 1998.

188. Шаталов С. Е. «Записки охотника» И. С. Тургенева. Сталинабад, 1960.

189. Шаталова JI. С. «Записки охотника» И.С.Тургенева в историко-литературном контексте 1820-1880 гг.: (Изображение народной жизни). Автореф. дисс. к. ф. н. М., 1989.

190. Шелякин М. Работа И. С. Тургенева над языком «Записок охотника». Автореф. дисс. к. ф. н. М., 1954.

191. Шумский И. О прототипе Якова Турка в «Певцах» И. С. Тургенева // Русская литература. 1959. № 3. С. 198-200.

192. Ямполъский И. Г. О тексте стихотворений Тургенева в «Сборнике лучших произведений русской поэзии» (1858) // Тургеневский сборник: Материалы к полному собранию сочинений и писем И. С. Тургенева. Л., 1967. Вып. 3. С. 46—47.

193. Янина М. М. К вопросу о композиции «Записок охотника» И. С. Тургенева // Проблемы реализма и романтизма в литературе: Сборник трудов кафедры русской и зарубежной литературы. Кемерово, 1974. С. 3-23.

194. Янина М. М. Художественная система «Записок охотника» И. С. Тургенева. Автореф. дисс. к. ф. н. М., 1977.

195. Dornacher К., Schultze С. Turgenevs Briefe an Berthold Auerbach (1868— 1869) // I. S. Turgenev und Deutschland. Materialen und Untersuchungen. Berlin, 1965. В. 1. S. 52-67.

196. Granjard H. Ivan Tourguenev et les courants politiques et sociaux de son temps. P., 1966.

197. MazonA. Manuscrits parisiens d'lvan Tourguenev. Notices et extraits. P., 1930.

198. Waddington P. Turgenev and England. London, 1983.в 5-й