автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Жанровое своеобразие "Записок охотника" И.С. Тургенева

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Хан, Хеа Ран
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Жанровое своеобразие "Записок охотника" И.С. Тургенева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанровое своеобразие "Записок охотника" И.С. Тургенева"

JOC^Btfüüj ГСЮШРСТБЕЬШ УЕШЕРСКТЬТ им.Ы.Б.ЛОМОНОСОВА

p г è—шх---—--

Филологический Факультет

1 3 г-^

Еа лрзвах рукояиса

ХАН Хеа Рак

ШРОЗОЕ СВОЕОБРАЗИЕ "ЗАЕИССК ОХОТНИКА" E.G.Ti?Г£Н1БА

Специальность 10.01.01 - русская литература

i в : о ? е ç е р а диссертаций на сокскакие ученой степени кандидата оклояогических наук

косква -

1ЬУ4

Работа выполнена на кафедре истории русской литературы XIX века филологического факультета московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Научный руководитель

Официальные оппоненты

дерущая организация

- доктор филологических наук,

-про;«ссср Глистовой?.-

доктор филологических наук ¿.Ф.Бахаркив,

кандидат филологических наук К.С.Русина.

Московский Государственна ; педагогический университет

Защита состоится 13..января 1995 года на заседании Специализированного Совета Д.053.05.II при Шоковоком государственном университете имени М.В.Ломоносова.

Адрес: ПЭ899, Москва, Воробьевы горы, .».ТУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией моего ознакомиться в библиотеке филологического факультета МГУ.

Автореферат разослан

Ученый секретарь Специализированного Совета

Д.П.Ивинский

Актуальность темы. Проблема жанра "Записок охотника" остается в литературоведении наименее выясненной. Кроме того,, в жанровом отношении мало исследованы литературные связи "Запзгок охотника" с зарубежной литературой.. А ведь важно помнить, что линь при сопоставлении "Записок охотника" с мировой лгтературэ! возможно наиболее полно раскрыть насновальное своеобразие и оригинальность прославленной книги Тургенева.

Цель . "Записки охотника" Тургенева - одно из наиболее заученных в контексте творчества писателя в контексте русской литературы произведение, Тем не менее некоторые проблемы, связанные с этим произведением, остаются открытыми.

Данная работа оставит своей целью показать типологическую связь "Записок охотника" И.С. Тургенева с "Шварщрадьдскими деревенскими рассказами" Б.Ауэрбаха и раскрыть ^чнррпое, своеобразие _ "Записок охотника".

Это предполагает решешге следующих задач; рассмотреть "Записки охотника" и "Шварцвальдские деревенские рассказы" Б.Ауэрбаха с точки зрения их жанровой поэтики и проблем, поднятых в этих произведениях, выявив пра этом типологически сходные черты.

Решение этих научных задач в диссертанта предлагается впервые в литературоведении, что определяет научную новизну исследования.

Алробадия работы: работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории русской литературы Московского государственного университета имени К .В .Ломоносова.

Структура работы определяет ее цель и задачи. Работа состоит из введения, 4-х глав, заключения и списка нспользовпнкой литературы.

- г -

Во введении обосновывается тема исследования, его актуальное?] цель и задачи работы, ее научная новизна, а также прослеживается история изучения "Записок охотника" Тургенеза как в русской доревс люционной критике, так и б критике современного периода. Современники писателя оценила "Записки охотника" как "начало целой литературы, имеющей своим объектом народ и его нужды" (М.Е.Салтыков-Щедрин). Эта точка зрения проводится в статьях Белинского, Анненкова, Боткина, Шелгунова и др. В литературе о Тургеневе выделяется ряд статей, в которых продолжается определение тургеневского решения темы народа (работа С.Венгерова, к.С.Грузинского, К.В.Сергиевского, М.К.Азадовского, Г.А.Бялого и др.). Б этой литературе предметом исследования в основном является содержательная сторона книги, которую составляло решение теш изображения духовкой красоты и благородства чувствований народа. Особое внимание к проблемам поэтики "Записок охотника" начинает проявляться в 20-е годы XX века (Л.Б.Гроссман). Традиция эта продолжается во второй половине тридцатых годов.

Во второй половине 50-х годов появляются работы О.Я.Самочато-вой "Приемы художественного мастерства" в "Записках охотника" и Л.Н.Смирновой "Литературные портреты", в которых исследовательницы обращаются к рассмотрению характера тургеневского изображения. Л.К.Смирнова делает интересные выводы об очерковой природе жанра произведений, входящих в цикл. Обширные наблюдения над характером образа, композиции очерков и книги находим в работе С.Е.Шаталова. Проблема жанра рассмотрена и Ю.В.Лебедевым, который впервые убедительно доказал, что художественные изображения пронизывают всю ткань, превращая традиционный сборник новелл в особое жанрообра-зование - цикл.

Проблема жанра "Записок охотника" остается спорной в тургене-

- Заведении. "Записки охотника" откосятся иле к яанру рассказа (В.Б. Голубков, С.М.ПетроЕ), или к кайру очерка (В.Белинский, М.К.Кле-ман). К сожалению, доказательства этих пслоЕений не убедительны.

Малоисследованными с точки зрения какра остаются литературные связи "Записок охотника" Тургенева с зарубежной литературой. Укажем на монографии Н.Х.Клемака о Тургеневе, автор которой пришел к неубедительному вквс^з-, что "Записки охотника" не стоят в прямой связи с деревенскими повестями Ауэрбаха и Sops Санд и тем более не находились в зависимости от них Сделав этот еывод, М.К. Клеман, однако, вообще отказался от рассмотрения связей и соотношения "Записок охотника" с мировой литературой, тем самым лишив себя возможности полнее раскрыть национальное своеобразие и оригинальность прославленной книги Тургенева.

В главе I "Поэтическая цельность "Записок охотника" и средства ее худокественного воплощения", а такке во П-й главе сопоставляются "Записки охотника" К.С.Тургенева и "Деревенские рассказы" Ауэрбаха. Подчеркивается как различие, так и художественное единство этих произведений, принципы их организации и средства их воплощения з тексте.

"Записки охотника" - цикл поэтических зарисовок русской приводы, русской кизни и ее типов. Ь двадцати пяти очерках "Записок )хотника", составляющих вместе целую книгу объемом с крупный роман, шводятся основные типы российской действительности.

Первое, что бросается в глаза при чтении этих рассказов Турге-¡ева, - общность их тематики, сходство явлений, на которых оста-:авливается внимание писателя, и реалистическая манера изображе-ия. В "Записках охотника" во Есей праЕдпвости рисуется крестьян-

Клеман М.К. И.С.Тургенев. Очерк о тг.зни и творчестве. - Л., 1936, с.40.

ский и помещичий быт и природа средней полосы России, то, что обычно мокко было наблюдать. Место действия в рассказах - помещичья усадьба, деревня, крестьянская изба, нередко лес, луг ели река. Герои "ЗаЬисок охотника" - дворовые люда, крепостные крестьяне и помещики "средней руки".

Поистине автор "Леса и стели", вопреки его гозднеити;/ признаниям, разворачивая картины усадебной степной и лесной Руси, очень мало думал о пропагандной "зажигательности" этих тонких акварелей. Тургенев сам так определяет свою новую манеру. "В письмах к Виардо" по поводу "Певцов" он сообщает: ..."состязание происходило в кабачке и там было много оригинальных личностей, которые я пытался зарисовать \ denier:" •••

Создатели жанра Ауэрбах и Еорж Санд нигде не проявляют такого безразличия к вопросу о сюкетослонении, как Тургенев. Если повести ?.орж Санд написаны в традиционной манере семейко-бытового романа, а повести Ауэрбаха - в значительной мере в традициях моралистической мещанской повести (с отдельными вставными "физиологическими очерками"), то манера тургеневских рассказов совершенно иная - свободная полуочерковая форма, позволявшая так естественно художестве! но осваивать новую область жизни, которую начинали охватывать писатели натуральной школы, - живую, повседневную, непридуманную жизнь обыкновенных людей из народа.

Писатель настолько усовершенствовал манеру письма с натуры, что читатель забывает о литературных, по выражению Тургенева из его писем, "подливках" и "эссенциях", которые чувствуются у Жорж Санд и Ауэрбаха. В двадцати двух первоначальных очерках "Записок охотника" (написанных в 1847-1852 гг) мы обнаружим ряд портретов и пейзажей. Действие в них почти Есегда отсутствует; динамика не

дается Тургеневу; его образы и картины представлены в статическом состоянии, и очерк его обычно обрывается там, где, по-видимому, рассказ только и должен был начаться.

"Записки охотника" прежде всего серия портретов, часто расположенных попарно: "Ермолай и .Мельничиха", "Хорь и Калинкч", "Два помеелка", "Татьяна Борисовна и ее племянник", "Чертоихаков и Не-дсигскпе". Нередко, впрочем, заглавия ъсгзещаат об едком лице: ""ой сосед Радилоз", "Однодворец Овсяникоз", "Петр Петрович Каратаев".

Персонажи очерчены с разной мерой полноты, но это не превращает их в неразличимую кассу. На протяжении "Записок охотника" они сплавляется в единый образ народа. Точно так же, как самые разнообразные пейзажи сливаются в портрет земли русской.

Единство "Записок охотника", на наш взгляд, в значительной степени достигается за счет того, что все произведения, Еходяшие в цикл (кроме повести "Конец Чертопханова"), являются "записками", зарисовками и рассказами охотника-повествователя (о чем подробнее говорится в 1У главе).

В контексте всего .произведения рассказы и очерки, находясь в тесном взаимодействии, приобретают разнообразные дополнительные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой перспективе целого.

Структура цикла рассказов и очерков определяется в тесном взаимодействии с внутренним строением каждого из них в отдельности. В доказательство этого положения в диссертации анализируется история создания Тургеневы.«, цикла - от ранних очерков и рассказов ("Хорь и Калиныч", "Льгов" и др.) до поздних, прибавленных к "Запискам" ("Стучит!", "Еивые мощи", "Конец Чертопханова"). В лроцес-

се формирования цикла Тургенев совершенствовал произведение б его целостности - ввел в свой цикл более гармоническое равновесие сторон, оттенив "светлую личность ргба" указанием на его вероятнее "долготерпение". Тем самым углубляется основная идея "Записок охотника" - изображение жизни народа. Ьсли составить в ряд такие очерки , например, как "Смерть", "Касьян с НрасиЕОй Кечи" и "Низке мо-цг:", можно обнаружить известную иоследоьателъность з годхеге Тургенева к изображению психологических особенностей русского крестьянства. Все зто е^е раз доказывает, что "Записки охотника" Тургенева раскрываются е их единстве, которое нужно найти во внешнем многообразии.

В глеве П "Человек и природа в рассказах и очерках цикла" внимание сосредоточено на двух самостоятельных (хотя и тесно взаимосвязанных) проблемах. Первая из них - установить философские взгляды Тургенева на природу и человека, "связанного с ней тысячью неразрывных нитей", вторая - выявить, как преломляются эти взгляды через его поэтику (эстетическая роль пейзажа). Эти проблемы рассматриваются в историческом ключе - б контексте русской литературы в сопоставлении (с С.Т.Аксаковым) и в контексте немецкой литературы (с Ауэрбахом).

В разделе "Два мастера пейзажа (И.С.Тургенев и С.Т.Аксаков)" сопоставляются езгляды обоих писателей на.природу, что нашло выражение в поэтике произведений Тургенева и Аксакова.

"Записки охотника" рассматриваются как продолжение традиции, • заложенной в "Записках ружейного охотника Оренбургской губернии" С.Аксакова. Развитие аксаковской традиции, новые художественные достижения Тургенева в "Записках охотника" демонстрируются на выявлении более глубокого понимания им природы и человека. Ключом к тургеневскому осмыслению Аксакова ягляется статья Тургенева о "За-

писках ружейного охотника", напечатанная в "Современнике".

Взгляды Аксакова ка природу близки Тургеневу своей простотой. Пейзажи Аксакова служили дл? Тургенева бесспорны?«', доказательством превосходства реалистического изображения природы над романтическим ее осмыслением. По мнению Тургенева, основное достоинство Аксакова как художника заключается в то?:., что "он смотрит ка природу ... ясно, просто и с полным участием; он наблюдает ул;ко, дсбро-соэестно и тонко; перед таким взором природа раскрывается и дает ему "заглянуть" -в себя".

С.Аксакова и И.Тургенева сближали общие воззрения не только на природу, ко и на человека.

У К.Тургенева мотив охоты, описание ее в "Записках охотника" е большинстве случаев является повторяющимся "зачином" или своего рода окантовкой произведения.

С.Аксаков тоже писал воспоминания охотника, страстного любителя всех видов охоты. В "Записках" С.Аксаков продолжал развивать суждение о том, что охота сближает человека с природой.

И С.Аксаков, и И.Тургенев были отличными охотниками, любили охоту, знали ее тонкости и особенности. Оба писателя находили, поэтические краски, звуки, запахе, передающие "прелюдию" тяги. Однако С.Аксаков все же более конкретен. Некоторая конкретизация названий птиц наблюдается и у И.Тургенева, но это косит эпизодический характер.

Анализируя ранние пейзажи Тургенева, можно проследить, как сам писатель шел от точной фиксации мельчайших подробностей, отделки деталей к открытию колористически верного решения целого, "гармонии масс" ("Касьян с Красивой .'.'ечи").

Если для пейзажей Тургенева конца 40-50-х годов характерна точность и пластичность коккретко2 детали, зоркое внимание к цветовым ~

изменениям, то б его произведениях 70-х годов пейзаж более обобщен, описан более широкими мазками, с .учетом непосредственности первого впечатления.

Простота мотивов, национальный характер пейзажа, попытки передать свет и воздух, внимание к цвету неба - все это в полной мере присуще пейзанам Тургенева.

Тургенев "сове^шен^о тетзяет осознание своей личности, созе'ода^ вечные картины стихийных сил природы. Он погружается в природу и забывает себя, становится частью того, что созерцает"

Наиболее наглядно эстетические результаты такого созерцания проявляются при анализе пейзажей из "Бежина луга", "Свидания", "1иеых мощей", "Леса и степи", "Хоря и Калиныча" и др. Тургенев выступает здесь великолепна', колористом с тонким пониманием свето-воздушной среды и определяемых ею градаций цвета в природе.

Все это свидетельствует о том, что аксаковская позиция по отношению к природе, его концепция природы и человека была близка и Тургеневу. Однако перед Тургеневым стояла иная цель, поэтому природа в тургеневском произведении является лишь фоном, подчеркивающим дисгармонию общеетвеккых отношений. Перед С..Аксаковым и И.Тзт>-геневым стояли разные задачи, что и определило отличия двух художников слова в их отношении к природе. В "Записках ружейного охотника ..." краски ярки, просты, прочны. Перед нами природа мощная, девственная, многоцветная ... Тургенев же не ищет в природе ярких тонов, он лобит оттенки тонкие, едва уловимые, полупрозрачные, смягченные ...

Характерная особенность тургеневского пейзажа заключается в том,- что даже в тех случаях, когда пейзаж служит своего рода пси-

юлогпчееаккомпанементом геиет-иваний героев, внутренне связан ; еюнетккми ситуациями, он никогда не перестает быть объективно зерным изображением природы в ее многообразных проявлениях.

Описание ландшафта у Ауэрбаха осмысливается философски. Через пшюсдн отбывается ¿илосохскас модель мнтза и оптэеделяется

2 иои удптл ^сг^^агс

В /тэтбаха существенны доечде все^с следующие объекты:

точное звездное небо, лесная мелодия, тишина, лесной ручей, цветы, холмы и др.

Мир природы и мир человека (в совершенном его значении) отделены друг от друга.

Природа, по Ауэрбаху, это нечто постоянное, вечное, самозамкну-гое в себе, развивающееся по езоим собственным законам, выше всех человеческих чувств. Она свяшенна, скрыта в себе; как и "вещь в зебе", так же трудно постигаема.

Природа скрывается от человека в своем вечном молчании и монет открыться человеку лишь б том случае, когда сам человек обратится к ней с доверием и любовью. Открывая для себя природу, мир, человек постигает и свою вечную, истинную сущность.

Человек и история, по Ауэрбаху, не развиваются по логической прямой. И в эстетическом плане природа - образец красоты, зудоЕе-ственности, музыкальности, который служит критерием для человеческого творчества.

По Тургеневу, природа составляет одно великое,стройное целое, но в ней совершается беспрестанная борьба двух противоположных сил: каждая отдельная единица в природе стремится существовать исключительно для себя. Вместе с тем все, что существует в природе, -существует для другого - в результате.все казни сливаются в одну мирную жизнь. Понимание диалектических процессов вселенной право-

-Ходит Тургенева к острому оцусекию всемирной гармонии, в которой через "разъединение" каждый достигает "примирения" в другом. Та-

Ку^С лту,т^1 TnLT "о C«ZOSPO¿í ES^ÍHCM ^11450КО)/. ТГр.ПУ^Я^' 1Д ^v^pS^ep. ¿Ü

пытался передать в своем произведении. Но преобладающим в представлении Тургенева было чувство любви и гармонии в природе. £ля художественной манеры Тургенева характерен лиризм при описании природы, что дрихае" его пейзажам эмоциональноетъ и задупезность, свидетельствуя о глубокой любви писателя к родине.

Любовь Тургенева к природе велика, его отношение к природе чув стзенно и проникает даже в самые сокроЕекные ее процессы, в тайны природной жизни. С этой точки зрения в диссертации рассмотрены поэтика света, цзетг, звука и движения е природе на анализе пейзажей цикла. При этом выявлены их эстетические функции. Aiip Тургенева предстает в свете и цвете, постоянные образы - мотивы писателя: вечерняя заря, утренний рассвет, чистая голубизна "неба", блеск полуденного солнца, луна, звезды, гроза и т.д. -

Тургенев - выдающийся колорист. Он владеет широчайшей гаммой цветов с безупречным чувством оттенка. Его цвета несут и эмоциональную нагрузку. Наиболее частыми цветами у него являются зеленый голубой и красный - цвета леса, неба и заката. С тем же художественным вкусом Тургенев передает и звуковые феномены. Это не только природные звуки (шум дыхания, шорох, шелест листьев, треск кузнечиков и т.д.) - музыка мира ("капля с серебристым звуком", "тончайшее сопрано комара"), но в этом мире гармонично зьучат и голос человека - его пески и музыка, которые помогают высказать несказан ное.

Тонкая наблюдательность писателя проявляется также в худоке-ственном изображении перехода в пейзажных картинах от состояния покоя к различным формам динамизма в природе. В изображении этих

пейзажей ярко выражается выдающееся художественное мастерство писателя. В этом плане в работе рассмотрены пейзажи с целью определения творческого своеобразия писателя в их изобг-ажвнии.

С этой точки зрения в диссертации рассматривается ритмическое изменение природной-жизни в пейзажах цикла, предстающее з вине смены времен года и суток. Именно в этих списаниях Тургенев проявляет свое изысканнейшее и всвтэоникаюнее чувство птжроды, позволяющее ему воспринимать малейшие и сокровеннейшие нюансы и явления природы. Характер пейзажа, настроение, вызываемое им, зависят от господствующего в природе на тот момент времени года. Тургенев чаще всего и с наибольшей теплотой и участием изображает лето, весну, раннюю осень. Лето для него то время года, когда его муза лучше всего чувствует себя в лоне природы ("Бежин луг"). Весна Тургенева притягивает своей первоначальной чистотой, ожиданием всего нового в жизни ("Лес и степь", "Татьяна Борисовна и ее племянник", "Гамлет Шигровского уезда"). Мотивы грусти и печали пронизывают осенний пейзаж Тургенева ("Лес и. степь", "Свг-дание").

В диссертации анализируются также характерные для "Записок охотника" и постоянные для всего творчества писателя образы ландшафтов - лес, степь, сад, обобщающие русский пейзаж, образ России. Рассмотрены также в работе образы животного мира в "Записках охотника" и "вся тварь зеиная", и отношение к ним героев - Касьяна, Лукерьи.

Пейзаж у-Тургенева наделен глубокой перспективой, отличается богатой светотенью, динамизмом и соотносится с субъективным состоянием автора и его героев. Г.ри абсолютной достоверности описаний природа у Тургенева поэтизпруется в силу присущего автору лиризма.

Тургенев интересуется моментами единения человека с природой, ему присуще острое ощущение гармонической сущности жизни, что и

отразилось з пейзажах, • поразительно конкретных и вместе с тел; одухотворенных, овеянных переливания;.::: человека.

В описании Тургенева природа рождает в человеке чувство красоты, она уводит его от "прозы" жизки в сферу идеального. С другой стороны, тургеневская природа (рассказ "Смерть", например) также символизирует могущество человека, его безграничную силу. При зтом связь между настроением героя и состоянием прирсды может тслъно подразумеваться. Это своего рода скрытый "параллелизм": дается один ряд природы, но в нем заключен второй - человеческий.

Тургенев выводит своих героев к природе, сливает их с нею, устраняя резкие границы между отдельными характерами. Этот замысел ощутим в^сопоставлении обрамляющих книгу очерков: от "Хоря и Калинина" в начале - к "Лесу и степи" в конце.

Пейзаж в книге рассказов И.С.Тургенева не .только эмоциональное созвучие внутреннему миру героев, но стихия, создавшая национальный русский характер. Только натуры чистые, романтически настроенные способны органически сливаться с миром природы.

В главе Ш "Психологизм и портретное мастерство Тургенева в "Записках охотника" характеры героев в "Записках охотника" раскрываются одновременно "извне" и "изнутри" - в духе фиксированного психологизма: автор сообщает, как выглядит герой и одновременно -что он чувствует или думает, не поясняя, каким образом это стало ему известно.

Тургенев использует главным образом два приема характеристики -диалог и портрет.

Портретная характеристика героев анализируется в диссертации на примере образов Касьяна, Калиныча, Овсякикова, Хоря, Бирюка и других.

У Тургенева часты случаи сравнительных характеристик персона-

ней со контрасту; классически/, примером в этом отношении могут служить портреты Хоря и Калиннча. В некоторых рассказах о наличии сопоставлений (или, вернее, противопоставлений) свидетельствуют сами заглавия: "Хорь и Калпнкч", "Татьяна Борисовна и ее племянник", "Чертодханов и Не допас жн".

Диалог, как средство раскрытия характеров, является ведущим приемом в делом ряде рассказав тургеневского цикла: в "Малиновой воде", "Льгове", "Еерюке", "Конторе", "Свидании" и др. В качестве примеров рассматриваются "Льгов", "Ермолай и ¡¿ельничиха", "Бежн луг". Передавая индивидуальные свойства речи каздого героя, автор показывает особенности их отличных друг от друга характеров, раскрывающих внутреннюю психологическую сущность ("Бежин луг"). Характер раскрывается не только в прямых определениях его автором или другими персонажами, не только косвенно -"в портрете,-вещном окружении, предметной его реализации, не только посредством самораскрытия, но и в поступках, мимике, жестах и признаниях персонажа.

Характер персонажа раскрывается также в тех связях с другими персонажами, которые выделены художником из бесконечного многообразия жизненных отношений к которым придано определенное значение.

Тургенев раскрывает многогранный характер русского мушка: это и поэтические фигуры Калиннча и Касьяна, это и не романтический Чертопхаков, гордый и самолюбивый эгосит и вместе с тем предельно честный и щедрый челозек, это пригашенный и одновременно гордый Ермолай.

В этой же, третьей главе рассматривается особенность поэтики тургеневского портрета.

Литературный портрет Тургенева - понятие объемное. В нем отражаются не только внутренние черты героя, составляющие суть характера человека, но входят и Енесние, дополняющие, воплощающие в се-

бе и типичное, и характерное, индивидуальное. Бо внешности, в чертах лица, в одежде, манере доведения и речи героев обычно проступают особенности характеров.

Внешнему портрету персонажей Тургенев уделял очень большое внимание. В его рассказах, очерках, повестях встречаются различные виды портретов.

Тупгенезсндй гг^еинд "тайной психологии", о котором писал Е.Г'. Буст0Е0йт, обнаруживается и в поэтике тургеневского портрета. Ерин-цип этот предполагает единство внутренних пережиганий человека и внешних"форм их проявления.

В "Записках охотника" выделяется три типа портретов: детальный портрет с описанием роста, волос, лица, глаз героя, сопровождающийся авторскими комментариями; второй тип - сатирический портрет, близкий к гоголевской манере, с широким использованием фона, с приемами косвенной характеристики героя, сатирической характеристикой; третий тип - портрет, контрастирующий с внутренним содержанием героя.

В диссертации рассматривается характерный для "Записок охотника" групповой портрет.

Частные, отдельные черточки в подобных портретах Тургенева создают в совокупности общее и очень сильное впечатление типичности картины в целом; в свою очередь эта обобщенность, несомненно,' усиливает впечатление типичности отдельных "слагаемых", суммируемых в ней. Этот портрет производит впечатление необычайно экспрессивной картины, полной динамики и жизни.

Тургеневский портрет реалистичен. Автор изображает внешность человека в ее закономерной связи с характером, в определенных социально-исторических обстоятельствах. К потому его портрету всегда свойственна типичность.

Б "Записках охотника" можно выделить типы и крепостных-практиков и крестьян-идеалистов,

Ряд персонажей в прозе Тургенева выполняют' роль "живых- обстоятельств" -г слуги, приживалы, прохожие и т.п. Функции пх служебные: они целиком фон, на котором рисуются образы главных героев и их антагонистов; более того, они сливаются с этим фоном, входя в него деталями обстановки.

Портреты второстепенных персонажей в прозе Тургенева всегда характерно значимы, но не эволюционируют в своем психологическом развитии. В большинстве случаев они остаются статичными. В них отождествляются характер и психическое состояние: остановившийся в своем развитии характер как бы постоянно пребывает в соответствующем состоянии. С развитием психологического метода Тургенева такие второ- и третьестепенные персонажи начинают получать настоящие характерологические детали - не только примеры среды или обстановки, но и явные признаки индивидуальности. Особенно наглядно это обнаруживается в поздних прибавлениях к "Запискам охотника", например в очерке "Стучит!"

В портрете Тургенев раскрывает различные стороны национального характера, .'¿ужик Филофей ("Стучит!") не отменяет оценку мужика Хоря - с его сократовским лбом й натурой администратора: он лишь уг- ' лубляет эту оценку, обогащая ее реалистическим пониманием перспектив развития. Точно так же образ Лукерьи ("2ивые мощи") дополняет галерею женских портретов цикла (мельничиха, величавая жена Овсяни-кова, Акулина, героиня "Свидания") углубляет понимание характера кеишн из карода.

Автор "Хоря и Калиныча" сумел з двух простонародных типах раскрыть не только национально-русские, ко ц общечеловеческие истоки зеры в "неистощимую жизненность России", образно еоллоткть свое соб-

ственное убеждение в то:-.;, что "в русское человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития"

В диссертации детально анализируется портретное мастерство в изображении крестьян. Тургенев использует сравнительный метод -прием контраста ("Хорь и Калиннч"). писатель, характеризуя Хоря и Калиныча, обращает внимание на различия, которые возводятся до уровня типологического обобщения.

Расширение портретных психологических характеристик достигается такие путем,их сочетания с теми или иными элементами обстановки быта, окружения. Бедственное социальное и материальное положение крепостных отображено в их одежде (Каликыч, Степушка).

Особую роль в портрете крестьян играет такая деталь, как глаза героя, его улыбка, тембр голоса. Этим писатель достигает зрительно] впечатляемости и пластичности портретов во внешнем и духовном облике героев.

Особо выделены детские портреты и их роль в "Записках охотника Дети - второстепенные персонажи в цикле, поэтому Тургенев создает портреты, которые можно назвать портретами-миниатюрами. В "Бежином луге" даны развернутые индивидуальные портреты детей, так как там они главные герои.

Благодаря портретному описанию Тургенев воссоздает внутреннее мифо-поэтическое сознание детей, живущих в единстве с миром, и за внешней его стороной - борьбу духовных сил добра и зла.

Подвергнуты анализу и портреты помещиков. Тургенев изображает разнообразные типы помещиков, которые различаются своим общественн экономическим положением, отношением к общественному укладу жизни,

* Тургенев И.О. Полн. собр. сочинений и писем. Сочинения, т.1. -М.-Л., 1960, с.258, 300-316.

уровнем воспитания и образования, индивидуальными чертами характера и, естественно, речью.

Среди них и наследники ХУЫ века, и представители "культурного" дворянства, и представители чиновничей, служилой части дворянской интеллигенции, и разорившиеся мелкопоместные дворяне (Пеночкин, -Нертопхаксз, Зверков, Каратаев и др.). Портреты помещиков оценочны, писатель обличает господ, показывает их внутреннюю негуманную суть. Км противостоят портреты крестьян, раскрывающие богатый духовный облик простых русских людей.

Что характерно для тургеневского подхода к изображению народа? Тургенев, по выражению П.В.Анненкова, "реабилитировал" простого человека - русского крестьянина, показал красоту его души и присущий ему здравый смысл, подчеркнул, что он решительно ничем не отличается по духовному складу и психической природе от образованного человека и даже в некоторых отношениях преъосходит его.

В главе ТУ "Образ охотника-рассказчика" Тургенев изображает природу, увиденную глазами рассказчика (охотника), - внимательного и чуткого наблюдателя, для которого каждое, даже самое незначительное ее проявление имеет сокровенный смысл. Этот прием выбран автором сознательно, ибо, по его мнению, "охота сближает нас с природой: один охотник видит ее во всякое время дня и ночи, во всех ее красотах, во всех ее ужасах". ^

Повествователь "Записок охотника" - человек внимательный, отзывчивый, с тонкой эмоциональной реакцией, убежденный противник крепостного права, по взглядам и общей культуре близок автору. Рассказчики в рассматриваемых произведениях - герой-разночинец (уездный лекарь) и разорившийся помещик-степняк - выступают носителями лучших черт русского национального характера, глубинных основ русской жизни.

Повествовательная манера Тургенева в "Записках охотника" предполагает композиционную форму посредничества, что дает возможность без дидактических нажимов гибко утверждать писателю свой эстетический идеал, связанный с 'открытием широкого разлета русского национального характера. Формой такого посредничества является сказ. Такую форму устного повествовательного монолога "строит рассказчик", но и сам рассказчик - "построение писателя".

Обращение Тургенева к посредничеству рассказчика связано, видимо, прежде всего с особенностями поэтической системы писателя. Свои отношения с читателем писатель строит на оскоге достоверности и реальности повествования.

Рассказчик в " Записках охотника" - не" посторонний наблюдатель событий, происходящих на его глазах: обычно он живой участник этих событий, не скрывающий своего отношения (положительного или отрицательного) к тем или иным героям. А вместе с тем он - посредник между действующими лицами и читателем, он постоянно имеет в виду этого читателя, то и дело вступает с ним в беседу и как бьт вовлекает его в изображаемые в рассказах события.

Б рассказах и очерках "Свидание", "Касьян с Красивой "ечи", "Лес и степь" и др. рассказчик выступает в роли сказителя, ему свойственна установка на устную речь, а не на "чужое слоео". По-видимому, образ повествователя органически вырастал из устных рассказов Тургенева, которыми он щедро делился со своими знакомыми и до и в процессе написания. Читатель шесте с умным рассказчиком погружается в русскую народную жизнь, странствует с умным и знающим вожатым по селам, среди родной русской природы, всматривается в жизнь, в характер своего народа.

Охотник-рассказчик, выполняя роль "посредника между действующими лицами и читателем", также "усиливает реалистичность, вызыва-

- 1Э -

ет у читателя иллюзию предельного соответствия художественного вымысла реальной действительности" и, наконец, "придает ... лирический характер" повествованию" (Б.2.Голубков). Отмеченные функции образа рассказчика действительно придают циклу определенное единство: тзассказчик обусловливает не только внешнее, ко и внутреннее единство, связывая и преломляя в сдном фокусе многообразие идейных и нравственных устремлений. Образ рассказчика с его демократической гуманистической точкой зрения не русскую действительность - настоящая идеологическая скрепа цикла.

Образ рассказчика-охотника объясняет и то единство тона, слога повествования в различных сценах и зарисовках, которое придает циклу стилевую целостность.

Таким образом, Тургенев придал "рассказам охотника" нозое качество. Он преобразовал жанр, превратив тему охоты, описание странствований охотника в живой обргзный фон реалистического повествования о Еиденном и услышанном, е средство художественного проникновения и повседневную жизнь людей.

В заключении подводятся основные итоги исследования. Они касаются прежде всего характеристики жанровых особенностей "Записок охотника" Тургенева и сравнительно - рассказов Б.Ауэрбаха.