автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творческая личность и ее судьба в пьесах А. Н. Островского

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Ко Ен Ран
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Творческая личность и ее судьба в пьесах А. Н. Островского'

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Ко Ен Ран

Большую роль в определенииктуры и логики развития научной мысли в работе играет историко-психологический контекст. Влияние, которое оказывают система общественных отношений и социальный уклад на художественное творчество, несомненно, хотя и не абсолютно.

Как известно, в начале своего творческого пути Островский обращается преимущественно к быту тех слоев, которые в основных чертах сохранили патриархальный национально-самобытный уклад (купечество, мещанство и т.д.). Искусство в это время представляет собой не индивидуальное творчество, а выражает общее сознание патриархального общества. Его существование неотделимо от быта, а быт, в свою очередь, в значительной степени эстетизирован. Проблеме творческой личности в допетровскую эпоху посвящена первая глава работы «Эстетика патриархального быта в пьесах Островского (национальное своеобразие и истоки творческой личности)».

Под влиянием современности в сознании патриархальных людей происходят перемены, которые приводят к разного рода проявлениям индивидуального творчества. «Пореформенная жизнь рождала новые коллизии, и театр Островского впитывал и встраивал их в свою модель национальной жизни»30. Если раньше ведущее значение для Островского имела тема самодурства, деспотического гнета, варварского насилия, то теперь основным становится мотив власти денег, всесильного "миллиона". Сопоставляя новых героев-предпринимателей как с ушедшими в прошлое неотесаными самодурами, так и с дворянскими прожигателями жизни, Островский делает выбор в пользу "цивилизованных буржуа". Однако он не любит этих героев, его сочувствие на стороне тех, кто не участвует в активной деловой жизни, а пытается преодолеть рутину бытия, найти себя в творчестве.

В поздних пьесах, размышляя о судьбах русских женщин, особенно бедных и одиноких, Островский показывает возможный для них выход: в труде за пределами семьи и дома. Речь, в первую очередь, идет о карьере актрисы. По мысли драматурга, театр дает женщине возможность реализовать свой творческий потенциал и - с большим или меньшим успехом - материально обеспечить свое существование. Этот трудный путь полон искушений и грозит возможными неудачами. Любимые героини Островского по-разному пытаются преодолеть их.

Анализу проблем, возникающих перед творческой личностью в дореформенной и пореформенной России, посвящена вторая глава работы «Судьба творческой личности в условиях переходной эпохи и нового времени».

30 Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. М., 1998. С. 10.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творческая личность и ее судьба в пьесах А. Н. Островского"

Заключение

В пьесах Островского начала 50-х годов важную роль играет изображение коллективного творчества обрядового действа. В пьесе «Не в свои сани не садись» присутствует описание сватовства - части свадебного обряда. В пьесе «Бедность не порок» он представлен более полно: не только сватовством, но и смотринами, которые сопровождаются свадебными песнопениями (свадбишная песня, причитания) и благословением. Также здесь присутствует описание святочного ритуала: подблюдные гадания, колядование с исполнением подблюдных песен и колядок. Действие пьесы «Не так живи, как хочется» происходит в последние дни Масленицы.

В атмосфере народной культуры и патриархального быта Островский видел истоки творческих способностей русского человека. Изначальная включенность в систему ролевого поведения, театрализованного обрядового действа, языковой игры формировали в его сознании особые качества: потребность в импровизации, непредсказуемость самовыражения, стремление к свободному волеизъявлению.

Большое место в текстах пьес Островского «москвитянинского» периода занимают фразеологические обороты, пословицы, поговорки, крылатые слова, речевые штампы, загадки и народные песни, которые, во-первых, создают бытовой фон сценического действия, во-вторых - комментируют происходящие с героями события, в-третьих - служат наиболее полному раскрытию их характеров. Примечательно, что одни герои Островского используют в своей речи традиционные "готовые формулы", другие - употребляют малоизвестные выражения и обороты или придумывают их сами, то есть занимаются "словотворчеством"; одни герои исполняют подходящие к случаю песни, другие -выражают с их помощью свои мысли.

В ранних пьесах Островского многие герои обладают чертами творческой личности. Для них характерны языковое творчество, исполнительство, склонность к театрализации действительности (мотивационные признаки). Иногда, - прежде всего, это касается женских образов, - они носят неявный, слабовыраженный характер. Таковы, например, Арина Федотовна, Авдотья Максимовна («Не в свои сани не садись»), Анна Ивановна, Любим Карпыч, Митя («Бедность не порок»), Еремка, Груша («Не так живи, как хочется»). Поведение и психология героев в этих пьесах во многом определяется патриархальной средой. Однако если героини чувствуют себя ее частью и не стремятся обособиться от нее, то герои внутренне противостоят ей. Возможно поэтому судьба их складывается по-разному: у женщин - почти всегда благополучно, у мужчин - часто трагически. В то же время большую роль в ранних пьесах Островского играет ситуация противостояния народной культуры и "модной цивилизации" на городской лад. Примечательно, что в конфликте между истинной народной нравственностью и пагубной городской моралью герои придерживаются разных позиций: Митя и Любим Карпыч Торцов -одной, Арина Федотовна Русакова и Еремка - другой. Наделяя своих героев творческими способностями, драматург понимал, что жизнь шире любой схемы, поэтому в его пьесах действуют не исключительные натуры, а национальные характеры.

Таким образом, в творчестве 50-х годов Островский обращается преимущественно к быту тех слоев, которые сохранили допетровский патриархальный национально-самобытный уклад. Это доличностный мир, для которого характерны особые формы проявления творческих начал. В обобщенном виде они представлены в философско-символической драме «Снегурочка». Здесь присутствуют два типа художника. Во-первых, царь Берендей, размышляющий о законах искусства, природе и красоте, в душе которого существует неразрешимый конфликт между долгом правителя, жреца и натурой художника. Во-вторых, свободный и органичный пастух Лель. Его судьба воплощает философскую концепцию искусства как божьего дара и поэта как избранника богов, развернутую на материале архаического общества.

В пьесах, написанных в конце 50-х - 60-х годов, Островский показывает крушение патриархальных форм жизни, соответствующих им авторитарных принципов нравственности и рождение нового мира, в центре которого стоит личность.

В образах героинь этих пьес черты творческой личности, -впечатлительность, восприимчивость, интуиция, фантазия, оригинальность (перцептивные и интеллектуальные признаки), - выражены более ярко. Как правило, именно они отличают их от других героев, делают "главными". Таковы Катерина («Гроза») и Параша («Горячее сердце»). Есть в этих пьесах и герои, которые не просто обладают чертами творческой личности (в том числе оригинальностью мышления, обширностью знаний, режиссерским талантом), но и пытаются реализовать свои способности на практике: например, Кулигин («Гроза») и Аристарх («Горячее сердце»). Одновременно в пьесах большую роль начинает играть социальный конфликт. Герои и героини, сами хорошо не осознавая этого, противостоят общественным порядкам. В результате их мечты часто оказываются нереализованными, а судьба складывается трагически.

В 70-е годы в творчестве Островского появляется образ театра. В пьесах «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» драматург дает представление о состоянии современного театра и положении в нем актеров, противопоставляет актерское творчество и жизненное лицедейство (между театром и жизнью - только узкая грань, но она существует, и люди не должны забывать об этом, "заигрываться", так как неискренность в отношениях и безответственность в поступках могут привести к несчастью), показывает, как настоящее искусство может помочь людям построить свою жизнь на началах добра и справедливости.

В пьесах Островского 70-80-х годов присутствуют как героини, так и герои, которых в полном смысле можно назвать творческими личностями: Счастливцев, Несчастливцев («Лес»), Негина, Нароков («Таланты и поклонники»), Отрадина-Кручинина, Коринкина, Незнамов, Шмага и т.д. («Без вины виноватые»). Для них характерны инициативность, упорство, работоспособность, самоорганизация (характерологические признаки). Все они обладают театральным талантом и активно участвуют в социальной жизни (речь идет о профессиональной деятельности). При этом конфликт между творческой личностью и обществом сохраняет свое значение, причем в некоторых случаях он приобретает неразрешимый характер. Возможно поэтому многие герои, добиваясь определенного успеха в творческой деятельности, в жизни чувствуют себя несчастными.

Таким образом, в пьесах Островского понятие "творческая личность" применимо как к героям, для которых характерно художественное мышление и восприятие действительности и которые способны нарушать устоявшиеся формы жизни, так и к героям, которые занимаются творчеством профессионально. Условно их можно разделить на следующие типы: "бессознательные" творцы

Авдотья Максимовна, Анна Ивановна, Еремка и др.), "горячие сердца" (Катерина, Параша) и "профессиональные" творцы (Негина, Отрадина-Кручинина, Незнамов и др.). Промежуточное положение между этими типами занимают Митя, Кулигин, Аристарх и др. Они обладают способностями и знаниями для того, чтобы творить "профессионально", но не могут в силу сложившихся обстоятельств их реализовать.

В произведениях Островского эволюцию претерпевает не только понятие творческой личности, но и понятие судьбы. Если в пьесах «москвитянинского» периода («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется») судьбу можно представить как нечто предопределенное, отождествить с роком, фатумом (как это было характерно для античной и средневековой культуры) или долей, участью, от которых не уйдешь (как это было характерно для русской культуры), то в «Грозе» и «Горячем сердце» она уже становится результатом не только обстоятельств, но и человеческого деяния. В этом направлении понятие судьбы развивается и в последующих пьесах Островского («Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»), героини которых пытаются найти счастье за пределами частной, семейной жизни, а герои в полной мере реализовать свои творческие способности в профессиональной деятельности.

Для всех рассмотренных пьес Островского характерны особые приемы художественной организации текста. Так, например, важное место в них занимают элементы театрализации: в ранних пьесах присутствуют песни, стихи, шутливые сценки, в поздних - появляется ситуация "театр в театре". Кроме того, большое значение для развития действия в этих пьесах имеет социальный конфликт: сначала как противостояние человека патриархальным формам жизни и соответствующих им авторитарным, в том числе религиозным, принципам нравственности, затем - как конфликт личности и общественных (государственных) законов. Из пьесы в пьесу повторяются мотивы "дороги", "воли", "игры": первый характерен для всего творчества Островского, второй - для раннего, третий - для позднего. Изменения происходят и в изображении персонажей: от "простых", понятных женских и мужских образов в пьесах 50-х годов до "сложных", непредсказуемых в пьесах 80-х годов. На раннем этапе творчества Островский делает упор на развитие действия, интригу, в позднем интерес переносится на внутренний мир героев. Соответственно меняются и художественные приемы, с помощью которых раскрываются их характеры. В ранних пьесах - это происходит, главным образом, через внешнее проявление: поведение, речь. Затем большую роль начинают играть характеристики других персонажей, самохарактеристики и самоанализ. При этом поведенческий компонент сохраняет свое значение. Особенно сильно преображаются женские персонажи: в поздних пьесах они приближаются к героиням "романного типа".

 

Список научной литературыКо Ен Ран, диссертация по теме "Русская литература"

1. Источники и справочная литература

2. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: в 2-х т. Новосибирск, 1995.

3. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.1.. Литературно-критические и научные работы

4. А.Еф-н Театр и музыка // Биржевые ведомости. 1884. № 16.

5. Акимова Т.М. Песня и романс в творчестве А.Н.Островского // Фольклорная традиция в русской литературе. Волгоград, 1986.

6. Алленова О.Г. О фольклоризме пьес А.Н.Островского 1853-55 гг // Фольклор народов РСФСР. Вып. 6. Уфа, 1979.

7. Аникст А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

8. А.Н.Островский: 1823-1923. Сборник статей под ред. Б.В.Варнеке. Одесса, 1923.

9. А.Н.Островский в русской критике. Сборник статей. М., 1953.

10. А.Н.Островский и литературно-театральное движение Х1Х-ХХ веков. Л., 1974.

11. А.Н.Островский о литературе и театре. М., 1986.

12. Аникин А.И., Круглов Ю.Г. Календарные обряды // Аникин А.И., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л., 1983.

13. Аникин А.И. Круглов Ю.Г. Новогодние обряды // Аникин А.И., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л., 1983.

14. Аникин В.П. Свадебные песни, причитания и величания // Календарная и свадебная поэзия. М., 1970.

15. Аникин В.П. Масленица//Русский фольклор. М., 1987.

16. Аникин В.П. Второстепенные признаки фольклора как коллективного искусства слова // Фольклор как коллективное творчество народа. М., 1969.

17. Аникин В.П. Календарные песни // Русский фольклор. М., 1987.

18. Белецкий А.И. А.Н.Островский и музыкальная стихия // Островский: 18231923. К столетию со дня рождения. М., 1923.

19. Белецкий А.И. Мудрость пословицы // Островский: 1823-1923. К столетию со дня рождения. М., 1923.

20. Белинский В.Г. О драме и театре: в 2-х т. М., 1983.

21. Вайман С. Неевклидова поэтика. М., 2001.

22. Венгеров С.А. Молодая редакция "Москвитянина". Из истории русской журналистики // Вестник Европы. 1886. № 2.

23. Вердеревская H.A. Драма А.Н.Островского «Гроза» и народные песни о женской доле // А.Н.Островский и русская литература. Кострома, 1974.

24. Вишневская И.Л. Талант и поклонники. М., 1999.

25. Власова З.И. Скоморохи и фольклор. Спб., 2001.

26. Вознесенская Т.И. Поэтика мелодрамы и художественная система А.Н.Островского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1997.

27. Выготский Л.С. Психология искусство. М., 1965.

28. Гиероглифов A.C. Новая драма Островского «Гроза» // Русская трагедия. Пьеса А.Н.Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. Спб., 2002.

29. Гончаров И.А. Материалы, заготовляемые для критической статьи об Островском // Гончаров И.А. Собр. соч.: в 8-ми т. Т. 8. М., 1955.

30. Горелов Ан. Очерки о русских писателях. Л., 1984.

31. Григорьев An. Русский театр в Петербурге // Эпоха. 1864. № 3.

32. Григорьев A.A. После «Грозы» Островского // Театральная критика. JL, 1985.

33. Григорьев A.A. Эстетика и критика. М., 1980.

34. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. М., Ленинград, 1948.

35. Добролюбов H.A. Луч света в темном царстве // Русская трагедия. Пьеса А.Н.Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. Спб., 2002.

36. Добролюбов H.A. Темное царство // Добролюбов H.A. Литературная критика: в 2-х т. Т. 2. Л., 1984.

37. Дурылин С.Н. А.Н.Островский. Очерки жизни и творчества. М. Л., 1949.

38. Жинкин H.H. Пословица как выражение народности у Островского. 1927.

39. Журавлева А.И. А.Н.Островский комедиограф. М., 1981.

40. Журавлева А.И. Бытовая и духовная правда в драматургии А.Н.Островского (к 150-летию со дня рождения писателя) // Вестник Московского университета. Серия Филология. 1973. № 2.

41. Журавлева А.И. «Гроза» А.Н.Островского // Литература в школе. М., 1984. №2.

42. Журавлева А.И. Драматургия А.Н.Островского. М., 1974.

43. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.

44. Журавлева А.И. Русская драма эпохи А.Н.Островского // Русская драма эпохи А.Н.Островского. М., 1984.

45. Журавлева А.И. Трагедийное в драматургии Островского // Вестник Московского университета. Филология. 1986. № 3.

46. Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. М., 1998.

47. Журавлева А.И., Некрасов В.Н. Театр А.Н.Островского. М., 1986.

48. История русской критики: в 2-х т. М., 1958.

49. История русской литературы XIX века: 40-60-е годы. М., 2001.

50. История русской литературы XIX века: 70-90-е годы. М., 2001.

51. История русского театра XVII-XIX веков. М., Ленинград, 1939.

52. Ищук-Фадеева Н.И. Драма и обряд. Тверь, 2001.

53. Катышева Д. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. Спб., 2001.

54. Кашин Н.П. О языке А.Н.Островского // А.Н.Островский-драматург. М., 1946.

55. Кашин Н.П. Этюды об Островском: в 2-х т. М., 1912.

56. Костелянец Б.О. Лекции по теории драмы. Драма и действие. Л., 1976.

57. Кривцун О.А. Эстетика. М., 2000.

58. Круглов Ю.Г. Лирические песни // Круглов Ю.Г. Русский фольклор. М., 2000.

59. Кубиков И. Бытовое и вечное в пьесах Островского // А.Н.Островский: 1823-1923. Иваново, 1923.

60. Кугель А.Р. Русские драматурги. Очерки театрального критика. М., 1933.

61. Кудрявцев П.Н. Рецензия на пьесу «Бедность не порок» // Отечественные записки. 1854. № 6.

62. Кулиш Ж.В. Образ царя Берендея в «Снегурочке» А.Н.Островского. Курск, 1970. Т. 73. Вопросы литературы и методики преподавания.

63. Лавров П.Л. Что такое философия в творчестве? // Мир философии: в 2-х т. Т. 1.М., 1991.

64. Лакшин В. А.Н.Островский. М., 1982.

65. Лебедев Ю.В. О народности «Грозы», «русской трагедии» А.Н.Островского // Русская трагедия. Пьеса А.Н.Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. Спб., 2002.

66. Лебедев Ю.В. «Снегурочка», «весенняя сказка» А.Н.Островского // Жанр и композиция произведения. Калининград, 1974.

67. Литературное наследство. А.Н.Островский. Новые материалы и исследования. Т. 88. Кн. 1-ая, 2-ая. М., 1974.

68. Лихачев Д.С. Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

69. Лобанов М. Островский. М., 1979.

70. Ломов А.Г. Фольклорная фразеология в пьесах А.Н.Островского. Самара, 1980.^215^

71. Лотман Л.М. А.Н.Островский и русская драматургия его времени. М., 1961.

72. Лотман Л.М. Драматургия А.Н.Островского // История русской драматургии (вторая половина XIX XX века до1917 г.). М., 1987.

73. Лотман Л.М. Драматургия Островского в свете проблем современной культуры (Вопросы и раздумья) // Русская литература. Л., 1987. № 4.

74. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века (Истоки и эстетическое своеобразие). Л., 1974.

75. Лотман Л.М. Стихотворная драматургия Островского // Островский А.Н. Поли. собр. соч. в 12-ти т., Т. 7. М., 1977.

76. Лотман Ю.М. Женские характеры в литературе и в жизни // Из истории русской культуры (XVIII начало XIX века). Т. 4. М., 2000.

77. Луконин А.Ф. А.Н.Островский и устное народное творчество. М., 1951.

78. Магд-Соэп К. Де. Эмансипация женщин в России: литература и жизнь. Екатеринбург, 1999.

79. Максимов С.В. А.Н.Островский (По моим воспоминаниям) // Литературные салоны и кружки. М., 2001.

80. Матлин М.Г. Лирическая ситуация в народной песне и пьесах А.Н.Островского // Русская литература и фольклорная традиция. Волгоград, 1983.

81. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. Саратов, 1980.

82. Миронов A.B. Великий чародей в стране берендеев. Ярославль, 1973.

83. Мишеев Н. Литературная деятельность Островского. Комедии «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок» и драма «Гроза» // Новейшая русская литература. Спб., 1913.

84. Мурашова К.Д. А.Н.Островский и литературно-театральное движение XIX-XX веков. Л., 1974.

85. Мурашова К.Д. Наследие А.Н.Островского и советская культура. М., 1974.

86. H.H. Назаров Н.С. Сочинения А.Островского // Отечественные записки. 1859. №7.

87. Наследие А.Н.Островского и советская культура. М., 1974.

88. Недельская M.B. Понятие "творческая личность" и его место в системе родственных категориально-понятийных определений // Творческая личность: реальность и социальные перспективы. Иркутск, 1993.

89. Некрасов H.A. Заметки о журналах за декабрь 1855 и январь 1856 гг. // Литературное наследство. Т. 49, 50. М., 1946.

90. Некрасов H.A. Поэт и гражданин. Избранные статьи. М., 1982.

91. Никитина С.Е. Концепт судьбы в русском народном сознании (на материале устнопоэтических текстов) // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

92. Овчинина И.А. А.Н.Островский. Этапы творчества. М., 1999.

93. Орлов А.И. А.Н.Островский и фольклор Ивановской области. Иваново, 1948.

94. Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века. М., 1980.

95. Основин В.В. Финалы в пьесах Островского // Наследие А.Н.Островского и советская культура. М., 1974.

96. Пальховский A.M. «Гроза», драма А.Н.Островского // Русская трагедия. Пьеса А.Н.Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. Спб., 2002.

97. Петров В.М. Русская женщина как феномен межкультурных взаимодействий // Национальный эрос и культура: В 2-х т. Т. 1. М., 2002.

98. Петров Д.К. Слова в память А.Н.Островского // Известия отделения русского языка и словесности российской Академии наук. 1923. Т. XXVIII. Л., 1924.

99. Пиксанов Н. Итоги и задачи изучения Островского // А.Н.Островский: 18231923. Иваново, 1923.

100. Пирогов Г.П. А.Н.Островский. Семинарий. Л., 1962.

101. Пирогов Г.П. О названиях пьес Островского. Русская речь. 1974. № 4.

102. Пирогов Г.П. Положительный герой в драматургии А.Н.Островского // Ученые записки. Т. CXV. М., 1957.

103. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы // Русская трагедия. Пьеса А.Н.Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. Спб., 2002.

104. Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. М., 2000.

105. Попов В.П. "Славянофильские пьесы" А.Н.Островского // Филология. Краснодар, 1995. № 8.

106. Попов Н. Островский-актер и чтец // Островский: 1823-1923. К столетию со дня рождения. М., 1923.

107. Радугин A.A. Эстетика. М., 1998.

108. Раскин Д.И. Исторические реалии Российской государственности и русского гражданского общества в XIX веке // Из истории русской культуры. Т. 5. М., 2000.

109. Ревякин А.И. А.Н.Островский-великий русский народный драматург. М., 1953.

110. Ревякин А.И. А.Н.Островский. Жизнь и творчество. М., 1949.

111. Ревякин А.И. А.Н.Островский в Щелыкове. Кострома, 1957.

112. Ревякин А.И. «Без вины виноватые» А.Н.Островского: литературно-критический этюд // «Без вины виноватые»: материалы и исследования. М., 1947.

113. Ревякин А.И. «Гроза» А.Н.Островского. Литературно-критический этюд. М. Л., 1948.

114. Ревякин А.И. Драматургия А.Н.Островского (К 150-летию со дня рождения). М., 1973.

115. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. М., 1974.

116. Ревякин А.И. Москва в жизни и творчестве А.Н.Островского. М., 1962.

117. Ревякин А.И. О некоторых особенностях драматургии А.Н.Островского // Материалы ежегодных конференций, посвященных великому русскому драматургу А.Н.Островскому 1956 и 1957 годов. М., 1958.

118. Ревякин А.И. Об основных литературно-теоретических принципах А.Н.Островского // Вопросы изучения русской литературы XI-XX веков. М. -Л., 1958.

119. Римский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1955.

120. Роговер Е. А.Островский и русская эстетика его времени // А.Н.Островский и русская литература. Кострома, 1974.

121. Руднев В. Поэтика «Грозы» Островского // Метафизика футбола. М., 2001.

122. Русские дневники. А.Островский. Вся жизнь театру. М., 1989.

123. Савушкина Н.И. Русский народный театр. М., 1976.

124. Савушкина Н.И. Традиция фольклорной драмы в "народных" пьесах А.Н.Островского // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1991. № 6.

125. Светаева М.Г. Судьба русской женщины в пьесе и на сцене // Русская художественная культура второй половины XIX века. М., 1991.

126. Седова JI.H. Модель творческой личности: состав, критерии, уровни // Становление творческой личности в условиях развивающей среды: концепция и механизм реализации. Балашов, 1999.

127. Синюхаев Г.П. Островский и народная песня // Известия отделения русского языка и словесности Российской Академии наук. 1923 г. Т. XXVIII. Ленинград, 1924.

128. Скабичевский A.M. Женщины в пьесах Островского // Скабичевский A.M. Сочинения. Т. 2. Спб., 1895.

129. Смирнова Т.В. Драматургия А.Н.Островского и народная обрядовая культура. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1990.

130. Смирнова Т.В. А.Н.Островский и фольклор. М., 1989.

131. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Станиславский К.С. Собр. соч.: в 8-ми т. Т. 1. М., 1954.

132. Станиславский К.С. Записи репетиций «Талантов и поклонников» // Станиславский репетирует. М., 1987.

133. Старостина Г.В. «Бедность не порок»: "высокое" и "комическое" в пьесе // Старостина Г.В. Древнерусская литература и народная культура в пьесах А.Н.Островского. Ульяновск, 1995.

134. Старостина Г.В. «Не так живи как хочется»: архаические черты "народной драмы" // Старостина Г.В. Древнерусская литература и народная культура в пьесах А.Н.Островского. Ульяновск, 1995.

135. Старостина Г.В. Роль фольклора в раскрытии народного мироощущения в "Весенной сказке" А.Н.Островского «Снегурочка» // Русская стихотворная драма XVIII начала XX веков. Самара, 1996.

136. Старостина Г.В. «Снегурочка»: «Весенняя сказка» // Старостина Г.В. Древнерусская литература и народная культура в пьесах А.Н.Островского. Ульяновск, 1995.

137. Старостина Г.В. Традиции древнерусской литературы в комедии А.Н.Островского «Бедность не порок» // Русская литература. 1987. № 2.

138. Сухих И.Н. И давний-давний спор. // Русская трагедия. Пьеса А.Н.Островского «Гроза» в русской критике и литературоведении. Спб., 2002.

139. Таиров А.Я. О театре. М., 1969.

140. Тальников Д.Л. Островский и русский национальный театр // А.Н.Островский-драматург. М., 1946.

141. Творчество А.Н.Островского. Юбилейный сборник. Под ред. С.К.Шамбинаго. М-Пг., 1923.

142. Тихомиров В.Н. Традиции западноевропейской просветительской комедии в пьесах Островского «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись» // А.Н.Островский и русская литература. Кострома, 1974.

143. Топоров В.Н. Судьба и случай // Понятие судьбы в контексте разных культур. М., 1994.

144. Успенский Л., Успенский В. Островский языкотворец // А.Н.Островский. Сборник статей и материалов. М., 1962.

145. Федорова В.Ф. Русский театр XIX века. М., 1983.

146. Филиппов Т.Н. «Не так живи, как хочется». Народная драма в трех действиях. Сочинение А.Н.Островского. М., 1856.

147. Филиппов Вл. Язык персонажей Островского // А.Н.Островский-драматург. М., 1946.

148. Фомин A.A. Положение русской женщины в семье и обществе по произведениям А.Н. Островского. М., 1899.

149. Фрадкин Л. «Таланты и поклонники» // «Таланты и поклонники». Материалы и исследования. М., 1947.

150. Хализев В.Е. Драма как род литературы. М., 1998.

151. Халиерн Д. Психология критического мышления. Спб., 2000.

152. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1967.

153. Холодов Е. О композиции пьес Островского // А.Н.Островский. Сборник статей и материалов. М., 1962.

154. Холодов Е. Язык драмы. М., 1978.

155. Черных J1.B. Александр Николаевич Островский (1823-1886) // Фольклор и литература. М., 1996.

156. Черных JI.B. Фольклорный образ как элемент стиля драматургии А.Н.Островского // Проблемы стиля, метода, направления в изучении и преподавании художественной литературы. М., 1969.

157. Чернышев В. Русская песня у Островского. ИОРЯС. 1923. Т. 28.

158. Чернышевский Н.Г. Бедность не порок. Комедия А.Островского // Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: в 15-ти т. Т. 2. М., 1949.

159. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность" // Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1998.

160. Шалимова. H.A. Русский мир Островского. Ярославль, 2000.

161. Шах-Азизова Т.К. Реальность и фантазия («Снегурочка» А.Н.Островского и ее судьба в русском искусстве последней трети XIX и начала XX в.) // Взаимосвязь искусств в художественном развитии России второй половины XIX века. М., 1982.

162. Штейн A.JI. Критический реализм и русская драма XIX века. М., 1962.

163. Штейн A.JI. Островский и современность // А.Н.Островский. Сборник статей и материалов. М., 1962.

164. Штейн A.JI. Три шедевра А. Островского. М., 1967.

165. Штейн A.JI. Уроки Островского. М., 1984.

166. Юзовский Ю. О театре и драме: в 2-х т. Т. 2. М., 1982.

167. Язык и слог Островского-драматурга. К 150-летию со дня рождения. (1823-1973). Ярославль, 1974.

168. Якушкин П.И. Сочинения. Спб., 1884.

169. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Хрестоматия по психологии художественного творчества. М., 1998.