автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему:
Творческая молодежь России в 60-е годы: проблемы формирования и развития

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Кантемирова, Светлана Майрамовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.01
Автореферат по истории на тему 'Творческая молодежь России в 60-е годы: проблемы формирования и развития'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческая молодежь России в 60-е годы: проблемы формирования и развития"

ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ

Р Г Б ОД_

- 3 МАЙ 1925 На правах рукописи

КАНТЕМИРОВА Светлана Майрамовна

Творческая молодежь России в 60-е годы: проблемы формирования и развития (На материалах государственных и общественных организаций)

Специальность: 07.00.01 -История общественных двииений и политических партий

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1995

Работа выполнена на кафедре истории Института молодежи (г.Москва)

Научные руководители:

кандидат исторических наук, доцент .Бородай А.Д.,

доктор исторических наук, профессор Королев A.A.

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Глазунова U.M.

кандидат исторических наук Мацуев А.Н.

Ведущая организация - Саратовская экономическая академия

задита состоится ££ мая 1995 года в 14.30 на заседание Диссертационного совета по историческим наукам Д.151.01.02 Института молодежи по адресу: III395 Москва, ул.Юности 5/1, Ш учебный корпус, ауд.5П.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института молодежи .

Автореферат разослан апреля 1995 года.

Ученый секретарь Диссертационного совета,

докт.ист.наук, профессор

Актуальность исследования. Политическая "оттепель" второй половины 50-х - первой половины 60-х годов оказала мощное воздействие на развитие литературы и искусства, формирование молодого поколения художественной интеллигенции. В этот период на арену общественной жизни вышел социально-политический тип молодых людёй, которых впоследствии назвали "(вдстидесятниками".. Зто люди, увидевшие ростки свободомыслия, вкусившие плоды политической "оттепели", прикоснувшиеся к жесткой правде, связанной со сталинскими репрессиями, поверили в необратимость перемен после господства тоталитарной системы.

Реформы рассматриваемого периода распространялись на всю общественную жизнь, в том числе и на культуру. С одной стороны, партийно-государственное руководство пыталось вдохновить художественную интеллигенцию на творческий процесс, а с другой - оставить этот процесс под партийным контролем. Многие деятели искусства, глотнув "свежего воздуха", не смогли жить в условиях автократической системы и стали т.н. диссидентами, оказались за рубежами Родины..

Актуальность проведенного исследования определяется значением литературы и искусства, в целом культуры для жизни общества. Поэтому важно понимание и знание их состояния на различных этапах отечественной истории. В советском обществе развитие литературы и искусства находилось под контролем правящей компартии. Для исторической науки ваяно иметь достоверное представление о деятельности компартии и других общественно-политических институтов общества,в том числе комсомола, в сфере культуры. Сам период, так сказать, "хрущевской оттепели" интересен для исследования в силу того, что в это десятилетие,произошли существенные изменения в жизни общества, шла борьба нового и старого, демократия пробивалась в трудных и сложных условиях, ,но, оставаясь в условиях командно-административной системы, она так и не смогла проявить себя в полной мере и закрепиться в общественном развитии.

Актуальность данной темы очевидна и в связи с тем, что развитие литературы и искусства, становление молодой творческой интеллигенции, как и сама деятельность компартии и политических институтов в условиях прежней системы и режима, рассматривались с идеологических, т.н. партийных позиций, что подрывало основу подлинности научного отражения истории, объективности в исто-

рическом исследовании.

Сказанное имеет прямое отношение и к историографии исследуемой проблемы. Историческая литература, особенно ее исто-рико-партийное направление, рассматривала события, происходившие в становлении молодой творческой .интеллигенции,, в самом ее творчестве, через призму марксистско-ленинской теории, партийных установок. Кроме того, е данной сфере общественной жизни в советский период отечественной истории, в том числе и в исследуемые годы "оттепели", существенно сказывался, субъективный фактор, противоречивость и некомпетентность руководителей всех рангов. Прежде всего, ото проявлялось в действиях руководителя компартии и государства Н.С.Хрущева, который совместил в себе реформатора и догматика, "замешенного" на недостаточной личной культуре. На становление молодой творческой интеллигенции существенным образом сказался субъектвизм лидера комсомола. С.П.Павлова. Обе эти личности, безусловно, внесли личный вклад в демократизацию общественной системы, в развитие литературы и искусства, в становление молодых интеллигентов,; но они существенно сдерживали этот процесс, создавали антигуманную обстановку по отношению к творческой интеллигенции. Понятно, что все это не могло не сказаться на работах, раскрывающих историю Отечества,- компартии, комсомола, творческих союзов. С таким пониманием подходил соискатель к' трудам своих предшественников, создававших свои научно-исторические сочинения в условиях социалистической системы, доперестроичного времени.

В то же время. исслеуемая тбма не стала предметом самостоятельного изучения в свете новых историографических подходов конца 80-х - начала 90-х годов. Процесс деятельности компартии, комсомола, других общественных институтов исследуемого десятилетия не- рассматривался пока еще с привлечением всего массива документов архивов КПСС и органов госбезопасности, кото-г рые были недоступны исследователям.

При работе над историографией проблемы автор вынужден был учитывать и такой фактор - сегодняшняя программа переустройства России не уделяет должного внимания духовной сфере, огромный культурный потенциал нации практически не задействован на развитие культуры российского общества. "Шестидесятники", активно ратовавшие за переустройство общественной жизни, вскрывшие пороки

- э -

того периода, сейчас переживают иную несправедливость, когда искусство выбрасывается на задворки, когда истинной российской литературе и искусству, гуманистической по характеру, пробиться

стае__ло еще сложнее. Это заставляет выявлять новые грани

исторической практики "оттепели". Исторический опыт позволяет более предметно смотреть в будущее, но и будущее, да и настоящее заставляют смот»-реть на исторический опыт в новых измерениях, в сопоставлениях.

В историографической части диссертации рассматривается литература по вопросам партийного руководства литературой и искусством, раскрывавшая опыт деятельности комсомола среди молодой творческой интеллигенции. Большое внимание диссертант уделил работам по проблемам воспитания молодежи, формирования ее политической культуры.

Некоторые аспекты воспитания молодого поколения

худонественной интеллигенции получили отражение в статьях1 и кни-2

гах . Авторы обобщали'опыт государственных и общественных орга-заций в работе с творческой молодежью в стране и в отдельных ее регионах. Анализировались факторы влияния на мировоззрение молодых деятелей литературы и искусства,, их гражданскую позицию. Однако всестороннего осмысления работа с творческой молодежью не получила. ' .

Появились работы, подготовленные искусствоведами, литераторами, критиками, деятелями искусства. В них рассматривались вопросы становления и развития молодых талантов, преемственности традиций отечественного искусства3.

1. Грибанов М.А. Роль партийных организаций с молодой творческой интеллигенцией // Искусство и идеологическая работа партии. -М., 1976; Валеев М.Ф. Некоторые вопросы нравственного воспитания тёорческой молодежи // Советская культура и духовный мир человека.- М., 1979; Ренчис С. Работа с творческой молодежью // Перестройка:, проблемы, поиски, находки. - М.,. 1987 и др.

2. Художественная культура и творческая молодежь. - Ташкент, 1980; Комсомол и творческая молодежь. - М.,1982; Партийное руководство литературой и искусством. - М., 1986 и др.

3. Морозов А.И. Творчество молодых. - М., 1976: Рост В. Наш Большой. Один день в жизни театра. - М., 1977; Кинематограф молодых. - М., 1979; Агишева Н.Д. Искусство представляет молодых. - М., 1984 и др.

Определенный интерес представляет книга - "Комсомол и культура" А.И.Камшалова, который в рассматриваемые годы был рукозоцителем комсомола Московской области и секретарем ЦК ВЛКСМ, непосредственно занимался вопросами творческой молодежи*. В

монографии А.Д.Бородая освещены основные направления и формы

р

работы с творческой молодежью . Отдельные сюжеты работы с творческой молодежью затронуты в двухтомнике "Наше Отечество" , в фундаментальном труде итальянского историка Д.Боффа "История Советского Союза"'*, в книге французского исследователя Н.Берта

к

"История советского государства" .

Целью диссертационной работы является . исследование взаимодействия государственных и общественных организаций в формировании молодой творческой интеллигенции в 60-е годы; Для достижения поставленной цели в диссертации решались следующие задачи;

- изучить политику правящего режима, государственных и общественных организаций по отношению к творческой интеллигенции в условиях "хрущевской оттепели", оценить ее противоречивость, непоследовательность, приверженность идеологическим стандартам;

- на основе архивных и печатных материалов проанализировать содержание, основные направления и формы деятельности партийных и

.комсомольских органов, творческих союзов по формированию молодых творческих деятелей, воспитанию, их в духе официальной идеологии;

- выявить умонастроения творческой молодежи в ■ годы "оттепели", причины зарождения в ее среде'диссидентства;

- высказать предложения о путях формирования у молодых творческих деятелей литературы и искусства гражданской позиции.

Теоретико-иетодологическая основа исследования базировалась на творческой мысли теоретиков различных отраслей знаний, исходи-

1. Камшалов А.И. Комсомол и культура. - М., 1973.

2. Бородай А.Д. Работа комитетов ВЛКСМ с творческой молодежью: опыт, проблемы. - М., 198'

3. Наше Отечество: Опыт политической истории. - М., 1991. -Т.2.

4. Боффа Д. История Советского Союза. - М., 1994. - Т.2.

5. Вер!г Н. История советского государства. - М., 1994.

ла из общечеловеческих ценностей, из международно признанных прав человека, в том числе и на художественное творчество. Написание диссертации проводилось на основе принципов научного анализа, определяющими в этом аспекте были историзм, объективность, диалектический метод познания. Исходя из сегодняшнего понимания процессов общественного развития, отвергая нигилизм и кснь»ктуру, автор исходил из истинности фактов, достоверности изучаемых явлений. В осмыслении проблемы диссертант опирался на теоретические положения отечественных и зарубежных мыслителей, государственных и общественных деятелей, ученых, прежде всего историков, политологов, на'различные политические школы и концепции.

Исследование охватывает период, когда в общественно-политической жизни общества были марксистско-ленинская идеология, теория и практика правящей компартии. Поэтому исследование проводилось с учетом теоретических положений классиков марксизма-ленинзма, программных документов компартии, документов других частей политической системы, положившей в основу государственную идеологию. Вместе с тем в своих оценках, выводах автор был свободен от следования духу и "букве" той идеологии и политики. При методологическом осмыслении своего исследования автор отделял марксизм-ленинизм как науку от того, как он преподносился, трактовался, использовался на потребу партийных и государственных руководителей. Соискатель отдает себе отчет в том, что то, что выдавалось в исследуемые годы за коммунистическую идеологию^ зачастую было оторвано от реалий жизни, от ее научного осмысления.

(1ри методологическом подходе к субъекту и объекту исследования автор учитывал, что развитие общества осуществлялось на основб политики компартии. Однако в этой политике, в том числе и по отношению к молодежи, особенно ее политического, духовного воспитания, было немяло ошибочного. Поэтому при обращении к документам компартии автор проявлял взвешенный,критический подход, учитывающий результаты проводившейся ею политики.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования явились положения законов СССР, РСФСР, Российской Федерации, особенно по вопросам жизнедеятельности молодежи. В осмыслении темы автор учитывал современные законы о молодежной политике (государственной политике по отношению к молодежи),

принятые в СССР, субъектах Российской Федерации, Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации .

Для сбора, обобщения, анализа материала автор применяла исторический, логический, социологический, статистический методы исследования. Автор стремилась строго следовать принципу правды, объективности, достоверности. В -процессе раскрытия научной проблемы использвались и другие общенаучные методы.

Объектом исследования является деятельность организаций компартии и комсомола, творческих союзов с молодыми писателями, художниками, композиторами и другими группами молодой творческой интеллигенции. В диссертации используется понятие "творческая молодежь". В трактовке этого понятия автор считает, что в широком смысле оно характеризует отношение человека к своему труду как творческому процессу к любому труду. В узком смысле это понятие определяет людей, занятых' в сфере искусства, литературы, архитектуры, журналистики и т.п. Такое восприятие понятия "творческая молодежь" широко используется в науке, в повседневной жизни, в общении. В данной работе это понятие используется в таком понимании.

В научной литературе, государстенных документах молодежным считается возраст до 29 лет включительно." Специфика творческого труда свидетельстует, что становление молодых писателей, художников, композиторов этими годами не заканчивается, в этом отношении более приемлемо относить к творческой молодежи людей до 35 лет, когда формирование творческого деятеля достигает определенной завершенности. Такой возраст устанавливался в документах ЦК ВЛКСМ, творческих союзов для конкурсантов, участников совещаний творческих работников.

Хронологические рамки исследования определены особым, специфичным периодом в жизни страны. Начало этого периода правомерно связывать с XX съездом КПСС (1956 годом), определившим новые линии развития общества, его политической системы, отказа от сталинской политики, в том числе и по вопросам литературы и искусства, с началом демократизации общественной жизни, "ириот-крытия" свободы творчества. "Оттепель" даже в урезанном виде в основном завершилась к концу 60-х годов. Поэтому рассматриваемый период;относительно самостоятелен в истории Отечества, он имеет

свои особенности, в этот период была определенная партийно-государственная политика в отношении литературы и искусства.

Избранный период оригинален и интересен для исследования в плане значительного опыта деятельности комсомола, как единственной молодежной организации, по формированию, становлению молодой творческой интеллигенции. Именно благодаря комсомолу многие из известных писателей, поэтов, композиторов, скульпторов стали таковыми. В начале этого периода комсомол перешел на самофинансирование; в данном случае интересен опыт предоставления общественной организацией творческих командировок молодым творческим работникам, формирования их профессионального мастерства.

Автор мобилизовала для исследования широкий круг источников. В документах правящей компартии и государства изучалась общая концепция в области литературы и искусства. На основе этих документов выявлялась стратегическая линия, которая проводилась в этой сфере общественной жизни, а.отсюда становились понятными мотивы, побуждавшие проводить те или иные акции государством, творческими союзами, комсомолом.

В диссертационном исследовании автор опиралась на документы творческих союзов. Это важный и необходимый источник. В этих материалах, особенно в стенограммах совещаний молодых литераторов, художников, композиторов, выявлены факты, которые позволили понять авмосферу в среде творческой молодежи, отношение союзов к творчеству молодых. На совещаниях, как правило, были острые дискуссии по исследуемым вопросам, прежде всего, вокруг произведений молодых. <

В диссертации широко использованы документы комсомола, в частности, его высших ррганов - съездов ВЛКСМ>> Центрального комитета'. В рассматркааемые годы комсомол занимал важное место в организации работы среди творческой молодежи. Особое значение для изучения темы, восприятия "тонкостей" взаимоотношения с молодыми деятелями литературы и искусства имеют служебные, внутри-аппаратные записки работников отдела пропаганды и агитации, а затем и отдела культуры по вопросам творчества молодых, политики комсомола в этой сфере. Ценным источником явились записки ЦК ВЛКСМ в ЦК КПСС, которые позволяют выявить отношение руководства комсомола к позиции компартии в этой сфере, оценки-со стороны комсомола творчества молодых писателей, композиторов, скульп-

торов, которые показывают, что комсомол порой занимал здесь более ортодоксальную позицию, чем компартия.

В диссертации произведен анализ опубликованных в последнее врем), документов-, которые раньше находились в секретных фондах текущего делопроизводства ЦК КПСС и фондах Комитета государственной безопасности, который занимался диссидентствующей частью интеллигенции, а в последующем (видимо, из-за объема работы) имел даме специальный отдел в 5-м управлении союзного комитета. В этих документах содержатся, в частности, материалы, характеризующее трансформацию взглядов молодых деятелей культуры от "хрущевской оттепели" до "заморозков" в брежневские времена*.

Значительный фактический материал для изучения и осмысления проблемы почерпнут из периодической печати, прежде всего, центральной комсомляьской. Ценность этого материала в его информативности, непосредственности отражения фактов и событий. Периодика "по горячим следам" рассказывала о работе партийных, комсомольских организаций, творческих союзов с молодыми творческими работниками. Этот источник играет существенную роль в оценке документов, которые принимались интересующими нас организациями в исследуемые годы-.

Автор обратилась к источникам автобиографического характера - мемуарам, дневникам, записям, письмам бывших работников' партийных и комсомольских органов, других структур, непосредственно связанных с политикой партии и государства в области литературы и

искусства, а также общественных деятелей, творчество-, деятель-

2

ность которых подвергалась гонениям официальных органов .

Важным источником, раскрывающим позиции, взгляды руководящих органов компартии по вопросам литературы и искусства, является сборник Н.С.Хрущева "Высокое призвание литературы и искусства"3.

1. См., например. "Самиздат" претерпел качественные изменения: Записка КГБ Совета Министров СССР от 21 декабря 1970 года, № 3461-А // Источник. - 1994. - № 2. - С.77-78.

2. Хрущев Н.С. Воспоминания. - Нью-Йорк, 1982; Сахаров А.Д. Воспоминания. - М., 1990; Солженицын А.И. Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни. - Нью-Йорк, 1975; Григо-ренко П.Г. В подполье можно встретить только крыс. - Нью-Йорк, 1981 и др.

3. Высокое призвание литературы и искусства. - М.,

В нем опубликованы послания деятелям мировой культуры, речи перед работниками литературы и искусства, фрагменты докладов, выступлений, касающиеся этих проблем. Материалы сборника дают возможность выяснить, как общие вопросы партийного руководства культурой в контексте "хрущевской оттепели", так и личное отношение руководителя правящей партии и государств, к творчеству молодых писателей, художников, кинематографистов, скульпторов. Этот сборник имеет важное источниковое значение в силу того, что в советской практике выступления руководителей партии и государства являлись не только дополнением к официальным документам, но и часто директивами, определяющими политику государства, партии; выступления руководителей нередко становились предметом повсеместного обсуждения и принятия их как руководство к действию.

В качестве источника автор обращался к произведениям художественной литературы. В них отразились умонастроения эпохи, социальные ожидания, надежды и-тревоги поколений послевоенных лет.

Новиз/адиссартационного исследования определяется тем, что избранная тема в ее новом исследовательском ракурсе разрабатывается впервые. К-настоящему времени не созданы не только монографические и диссертационные работы по исследованию творческой молодежи 50-60-х годов, проецирующие современный взгляд на историю, но и практически нет отдельных аналитических статей по этой теме.

Новизна проведенного исследования, прежде всего, в том, что опыт и уроки воспитательной деятельности государства и общественно-политических организаций рассматривались с учетом новых подходов к оценке пройденного пути, сегодняшних посисоммунистических и даже постперестроечных процессов. Такой подход перспективен и интересен для исследовательской работы, так как он позволяет, с одной стороны, отойти от существовавших в прошлом догм и идеологизированных представлений, а с другой - рассматривать процессы и явления 60-х годов через призму состояния общества, полученных достижений в его демократическом развитии и явных просчетов в экономической и политической сферах. Это позволяет рассматривать концепцию воспитания в развитии, в ее подлинном состоянии и возможности практического применения реалистических позиций этой концепции в современный период.

Практическое значение, диссертационного исследования видится в следующем. Оно может быть использовано при разработке истории Отечества. Общество заинтересовано иметь научно подготовленную историю, достоверно передающую исторические факты и события. Выполненное исследование может быть использовано в учебных курсах по истории в учебных заведениях страны, а также в курсах политологии и культурологи: . Проведенный анализ деятельности правящей компартии и коммунистического союза, оценка позитивного и негативного опута работы с творческой молодежью в исследуемый период могут быть полезными для современных политических партий и общественных движений, осуществляющих свою молодежную политику.

В современных условиях становящегося нового общества возрастает значение и ответственность государства, всех его структур за воспитание подрастающего молодого поколения.Раньше этой деятельностью вместе с государством и параллельно с ним занимались компартия, комсомол, отчасти профессиональные союзы. Ныне компартии и комсомола в прежнем виде нет, поэтому вся тяжесть воспитания молодежи ложится на государственные структуры. Анализ прежнего опыта может помочь государственным органам в отработке принципиально новой системы воспитания молодежи, формирования у нее политической культуры.

Апробация проведенного исследования проводилась на научно-практических конференциях, в докладах и сообщениях на кафедре истории Института молодежи, в публикациях диссертанта. Автор в определенной мере апробировал свои выводы в беседах • с "шестидесятниками", с деятелями литературы и искусства.

Структурно диссертация состоит из Введения,.трех разделов, Заключения, Списка использованных источников и литературы.

Содержание Введения зложено выше в автореферате..

Раздел 1-. "Взаимоотношения политической, элиты и художественной интеллигенции накануне и в период "оттепели". Автор ввел в диссертационную работу этот раздел в связи с тем, что понять, осмыслить процессы, которые начались в"хрущевскую эпоху'!, нельзя без оценки того, что происходило в. духовно-идеологической сфере в предшествующие сталинские времена.

Автор придерживается мнения, что общественная атмосфера после Великой Отечественной войны характеризовалась двумя противоречивыми тенденциями. С одной стороны, правящий коммунисты-

ческий режим укрепил свои международные позиции, усилил идеологическое воздействие на все классы и слои советского общества. С другой стороны, война пробудила дух свободы, способствовала формированию национального самосознания. Тем самым закладывалась "мина" под здание советской тоталитарной системы.Более радикально к существовавшим порядкам было настроено молодое поколение, не обремененное грузом идеологических догм, молодые люди не пережили ужасов сталинских чисток и репрессий.В среде этого поколения возникали молодежные группы, которые вызвали беспокойство со стороны идеологических и репрессивных органов, в часности.в Москве,Ленинграде, Воронеже,Свердловске, Челябинске. Группа молодежи в Челябинске приняла воззвание "Манифест идейной коммунистической молодежи", в котором она призвала своих сверстников к борьбе против существовавшего режима*. Молодые люди собирались, чтобы свободно обсудить вопросы литературы, искусства, философии, оценить явления духовной жизни. Критические настроения проявлялись в среде интеллигенции, в том числе творческой.

На многие годы вперед позиция компартии и государства по отношению к думающей, проявляющей самостоятельность мышления интеллигенции была выражена в постановлении ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором в грубой разнузданной форме было представлено творчество А.Ахматовой и М.Зощенко. Патийно-кэгэби-стская проработка писателей и поэтов отклоняющихся от принятых норм социалистического реализма (читай - затушевывания действительности), в духе указанного постановления продолжалась вплоть до смерти И.В.Сталина, но во многом проявлялась и в хрущевские времена. Эта линия прослеживается в партийных установках в области кино, театрального дела, музыкального искусства. Трагизм был в том, что выдающиеся мастера литературы и искусства вынуждены били каяться в своих "заблуждениях". '

Наследство прошлых идеологических представлений,догм,стереотипов мышления тяжелым бременем давило на деятелей литературы и искусства и после рубежного XX съезда КПСС.Понятие партийного дол га (даже беспартийных) зачастую ставилось выше соображений нравственности. Именно так можно оценить письмо группы известных деятелей литературы и искусства, которое звало в наступление на тех, кто не "чистил" сьоих произгэедений социалистическим реализмом,

I. См.: Наше Отечество. -М., 1991. -Т.Я.-С.'533-434.

они иницировали направление в творческие союзы партийных' работников в качестве организационных секретарей, а также секретарей партийных организаций, укрепление партийными кадрами редакций литературно-лудожественных журналов. Естественно, что такие предложения горячо воспринимались партийными органами. Литературное, композиторское и иное творчество было поставлено под партийный контроль не только извне - партийных-органов, но и изнутри - своих литературных комиссаров.' Стали традиционными партийные совещания по вопросам литературы и искусства, встречи руководства с писателями, композиторами, художниками, которые практически превращались в партийные "накачки", в партийные установки, что и как можно писать, сочинять, о чем разрешено думать. В этом плане позитивную и одновременно еще более негативную роль играл Н.С.Хрущев, представлявшийся пророком в области культуры. Может быть, с наибольшей, откровенностью эта ситуация передана в предсмертном письме А.А.Фадеева: "... искусство, которму я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно невежественным руководством партии.-.. Лучшие кадры литературы... физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих"1.

Партия считала своей обязанностью и правом вмешиваться в творческий Процесс мастеров культуры. Концентрированно эта позиция выражена в выступлении Н.С.Хрущева 17 июня 1960 года, где он говорил, что развитие литературы и искусства в социалистическом обществе происходит не стихийным, не анархическим путем, а

планомерно направляется партией и рассматривается как важнейшая.

о

часть общенародного дела . А проявляением непоекрытого волюнтаризма может служить поведение и выступление Хрущева на выставке произведений московских художников в декабре 1962 года. Автором ^ рассматриваются документы компартии, произведения ее руководителей, которые позволяют представить официально сформированную партийно-государственную линию в оценке литературу и искусства, в которой, наряду с определением прогрессивного пути их развития, содержались и установки, которые не способствовали этому процессу, носили консервативный характер.

1. Известия ЦК КПСС. - 1990. - № 10. - С.147.

2. См.: Хрущев Н.С. Высокое призвание литературы и искусства. -С.97-98.

В выводах автор подчеркивает безусловные успехи в области культуры, появление на арене новых, молодых крупных деятелей литературы и искусства. Но вместе с тем тоталитарное давление, в том числе в этой области, давало о себе знать. Проведенное исследование, введенные в оборот документы, значительная часть которых не была доступна ранее исследователям или интерпретировалась в политических интересах компартии и государства, позволяют говорить о том, что в этот период проводилась вульгарная линия на ограничение творчества талантов, имеющих свои политические взгляды, выступавших за преобразование общества. Со стороны компартии и государства был проявлен идеологический и административный прессинг.

Анализируемые в разделе документы показывают, что в них одновременно ставились вопросы развития литературы и искусства, предлагались и осуществлялись существенные в этом отношении меры, а с другой - под видом сохранения народности культуры, интересоб народа литература и искусство загонялись в прокрустово ломе социалистического реализма. В литературу и искусство как бы вмон-тировались идеологическая, политическая основа. Это отрицательно сказалось на литературе и искусстве.

Раздел П. "Воздействие государственных и общественных организаций на развитие активности творческой молодежи". Позиция государственных и общественных организаций в отношении творческой молодежи, естественно, исходила из линии правящей компартии, указаний ее высших органов и руководителей, что проанализировано в первом разделе. Вместе с тем в партийных документах круг вопросов работы с творческой молодежью определялся таким обрапом, что все действия со стороны социальных институтов должны содействовать развитию творческой молодежи, расширению возможностей для проявления ее таланта.

В разделе показано, что в рассматриваемые годы на творчество молодых писателей, композиторов существенное влияние оказывала цензура, которая находилась в полном подчинении компартии. Об этом прямо говорил секретарь ЦК КПСС П.Н.Демичев на совещании в ЦК ВЛКСМ в 1967 году. Цензура диктовала волю писателям, композиторам, кинематографистам, художникам, произведения которых годами и десятилетиями не могли увидеть свет у себя на родине и издавались на Западе. Цензура напрямую вмешивалась в

литературное, художественное творчество, подминая творческие союзы и другие организации. Приводится факт, когда "Комсомольская правда" опубликовала статью против цензуры над театральным творчеством, авторы которой понесли партийное и административное наказание.

Вопросы работы с творческой молодежью находились в поле достигаемости компартии, ее идеологического контроля^ В диссертации анализируется блок документов местных органов компартии, в частности, постановление пленума Ленинградского горкома КПСС "О задачах партийных организаций учреждений культуры Ленинграда по дальнейшему повышению творческой и общественно-политической активности молодых работников литературы и искусства", постановление политбюро ЦК КП Украины "О работе творческих союзов по воспитанию молодых литераторов и деятелей искусства" и другие. В них определялись меры руководства творческой деятельностью, ее направления. Как видно из упомянутого документа ЦК КПУ, компартия считала вправе даже руководить творческими союзами в их функциональной обязанности работать с творческой молодежью. Безграничность, "всесильность" партийных органов в руководстве литературой и искусством передана в докладе на заседании. парткома московского отделения Союза писателей в 1961 году: "Главная задача партбюро - это воспитание молодых поэтов, вторжение в жизнь поэтов, знать, что они пишут, как живут"*. О необходимости усиления партийно-аполитического влияния на молодую творческую интеллигенцию постоянно говорилось на партийных собраниях, в партийных комитетах творческих союзов.

В диссертации рассматривается творчество молодых писателей, поэтов, ставших широко известными в России и за ее пределами, творчество которых подвергалось критике компартии, комсомола. Большое место отведено анализу творчества Е.Евтушенко, которому своеобразную путевку в творчество дал комсомол и которого впоследствии он всячески критиковал за самобытность,за смелость 'мышления, которое выходившее за рамки официальных трактовок. Автор предпринял попытку понять, почему Е.Евтушенко, с гордостью го-

I. Центральный архив общественных движений г.Москвы. - ф.8132. ОпЛ. - Д.37. - Л.10.

веривший о себе как коммунисте потом своим творчеством вызвал ооунденив руководотва компартии и комсомола. Сам яе Евтушенко так представлял свою позицию:

"Чего хочу? Хочу я биться храбро.

Но так, чтобы во воем за что я бьюоь,

Горела та единственная правда,

2

Которой никогда не поступлюсь. В стихотворении "Наследники Сталина" он проводил мысль, что ни при каких условиях нельзя допускать таких явлений, как "забвение о благе народа, наветы, аресты безвинных", он категорически выступал против принципа: цель оправдывает средства3.

В диссертации приводятся документы, показывающие отношение ЦК комсомола к творчеству Е.Евтушенко, позволяющие выявить стиль и методы, которые использовались в борьбе со строптивыми литераторами. Приводятся примеры, когда против необоснованной критики произведений молодых писателей раздавались голоса общественности но они всячески душились партийно-комсомольской аппаратной системой. Замети?!, что эта критика раздавалась не "на кухно", а в официальных аудиториях4..

Являясь общественно-политической организацией, комсомол брал на себя не свойотвенныо функции творческих союзов по организации профессиональной учебы молодых работников литературы и искуоотва. Воспитательные мери со стороны официальных органов на творческую молодеяь нередно имели негативный характер. Яе случайно, несмотря на критику, произведения Е.Евтуиенко, А.Вознесенского, Б.Ахма-дулиной и других пользовались у молодеви признанием и авторитетом.

Вместе о тем, в диссертации показано, что в ерсенало комсомола было немало форм сотрудничества о творчеокой молодеяыо.ее еобъединениями. Регулярно проводилчсь совещания и оеминары молодых писателей, телевизионные коикуроы, поэтические фестивали,

1. См.: "Новые стихи" в Литературной газете 17 июля 1962 года, "Сопливый фашизм", стихи, написанные на Всемирном фестивале молодеаи и студентов в Хельсенки в 1959 году.

2. Евтушенко Евг. Станция Зима// Октябрь. - 1956. - НО.

3. Правда. - 1962. - 21 октября.

4. См.: например, ЦХДМО. - Ф.1. - Оп.34. - Д.1. - Л.12-14.

всесоюзные недели молодежной книги, организовывались международные творческие встречи мастеров художественного слова, литературные конкурсы имени Н.Островского и А.Фадеева, широко практиковались творческие командировки, дача комсомольских заказов и т.д. в 60-е годы состоялось два всесоюзных совещания молодых писателей, оказавших позитивное влияние" на творчество молодых. В 1964-1967 годах по инициативе и при поддержка комсомола почти тысяча молодых писателей встречались с 700 тысячами читателей! За три года было выпушено 72 книги избранной лирики общим тиражом в 9 миллионов экземпляров. По инициативе комсомола была подготовлена и издана библиотека "Молодая проза Сибири". Были "установлены премии Ленинского комсомола за лучшие произведения . литературы, изобразительного, музыкального, театрального искусства, лучшие кинофильмы.

В разделе делается вывод, что исследуемые годы явились периодом значительного развития литературы, изобразительного искусства, театра, кино. Общество, прежде всего в лице творческих союзов и комсомола, создало благоприятную атмосферу для становления творческой молодежи, способствовало становлению и совершенствованию художественного мастерства молодых. Делается вывод, что комсомол проводил огромную работу по становлению, формированию творческой молодой интеллигенции.

Вместе с тем, в рассматриваемые годы свобода творчества не проявила себя в полную меру. Многие молодые творческие деятели испытывали на своем творчестве партийно-государственное давление. Комсомол, так много сделавший в этот период для молодой творческой интеллигенции, хорошего и положительного, одновременно допускал неоправданные гонения, претеснения тех, кто имел свое суждение.

Раздел Ш. "Диссидентство и молодая творческая интеллигенция: к проблеме духовных истоков современных либеральных реформ". Развенчание культа личности, решения XX съезда КПСС, начавшаяся демократизация общественной жизни в период ' "политической оттепели" открыли шлюзы и дали развитие процессам духовного ос-' вобождения и духовного возрождения. Но вскоре взяли верх консервативные тенденции в идейно-духовной сфере, делались попытки ресталинизации. Ответом стало усиление инакомыслия творческой и научной интеллигенции. Стала распространяться бесцензурная, под-

польная литература. В среде молодой творческой интеллигенции (особенно среди писателей и поэтов) зрело понимание противоречия между тем, о чем неустанно утверждала официальная пропаганда, и фактическим положением дел в обществе. На социальном самочувствии творческой молодежи существенно сказывалась обстановка двуличия.

Эти вопросы исследованы соискателем на основе многочисленных материалов, которыми можно было воспользоваться. Приводится выступление на закрытом партсобрании в Литературном институте, в котором с тревогой говорилось, что студенты задают вопрос о том, почему у нас нет свободы пёчати, почему существует разница в пользовании общими благами между партийными и беспартийными, зачем вообще нужна партия в том виде, в каком она существовала1. Тогда все эти вопросы считались крамолой, антисоветскими, но, как мы понимаем сейчас, молодые литераторы, писатели, поэты, критики совершенно справедливо говорили о существе нашего строя, существовавшей командно-административной, авторитарной системы. К молодежи приходило осознание необходимости перемен, в том числе и в общественном устройстве. Собственно к этому пришел через два десятилетия и генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев, начавший перестройку.

"Борьба" (это слово вполне применимо) ЦК ВЛКСМ с молодыми писателями, оригинально мыслящими, отражавшими не только положительное, но и негативные стороны нашей действительности, показана в диссертации на примере тульского молодого писателя А.Кузнецова. В Центре хранения документов молодежных организаций имеется Дело: "Переписка с писателем А.Кузнецовым об идейном содержании его произведений", в котором содержатся письма

о

писателя и многочисленные докладные работников ЦК ВЛКСМ . Уже само название "дела" говорит о вмешательстве в творческий прцесс писателя, своеобразная "слежка", которая в то время была характерна для органов КГБ. В одной из записок признается одаренность писателя, его повесть Продолжение легенды" получила широкое признание, отмечается "кредо" молодого писателя: "какмк герой в жизни,таким писатель должен показывать его в литературе".

1. Центральный архив общественных движений г.Москвы. - Ф.4079. - Оп I. - Д.17. - Л.17; Д.18. - Л.31.

2. ЦХДМО. - Ф.1. - 0.32. - Д.1052.

Но он не угодил, когда придерживался своего кредо, когда наряду с положительными героями в его произведениях выводились обыватели, образы которых так«е "снимались" с натуры. В записке подвергались критики фразы Кузнецова: "Нам надо создать советскую классическую литературу", "Мы спотыкаемся, мы не можем не спотыкаться, потому что идем непроторенной дорогой". Его обвинили за то, что он отступал от принципа социалистического реализма: "вместо активно борящегося за лучшее новое, за будущее,' он предлагает литературе стать простым отражением сегодняшнего дня". Не только сегодня, но и в то время подобные поклепы на писателя были очевидны. В диссертации приводятся и иные подобные примеры, они отражали восприятие задач литературы партийно-комсомольскими функционерами.

Когда А.Кузнецов стал невозвращенцем, за содействие в выдаче ему выездной визы был снят с работы ответственный работник отдела культуры ЦК КПСС ("переведен" на другую работу). Молодое поколение писателей пополняло так называемую "третью волну эмиграции из СССР". Они привносили в эмигрантскую среду, в русскую литературу зарубежья новые сюжеты, новые образы России, бытовые и политические зарисовки "коммунизма как реальности" ''Диссидентство" было протестом против запретительства, повальной цензуры. Автор счел целесообразным дать краткие биографические зарисовки на молодых писателей, которые вынуждены были уехать из страны. Всяческие препятствия для издания их произведений стимулировали к эмиграции. Эти зарисовки и материалы, которыми располагает соискатель, позволяют не согласиться с генеральным секретарем ЦК КПСС, проработавшим многие годы руководителем КГБ, И.В.Андроповым о том, что "диссиденты - это враги нашего строя, только прикрывающиеся демагогией"*.

Участившиеся карательные меры против инакомыслящих привели к тому что среди диссидентов все более укреплялось мнение об эмиграции как выходе из сложившегося положения, как возможность за границей создать оппозицию московскому режиму. И именно в это время власти и подвластная им наука провозгласили, что 8 СССР построен развитой социализм. Не только в экономическом плане, но и в плане идеологии и культуры сегодня понятна нелепость провозглашенного лоз:;нага. ОчеьиДНык отступлением от общечеловечес-

I. Цит. по: Чазов Е. Здоровье и власть: Воспоминания "кремлевского врача". - М., 1992. - С.175.'

скйх ценностей, от подлинной демократии явилось то, что в течение многих десятилетий в массовое сознание внедрялось ложное представление о том, что всеми правами, свободами и благосостоянием советски^ человек обязан государству, а то и генеральному секретарю. В исследуемые годи в стране была обстановка, когда любое инакомыслие рассматривалось как преступление перед обществои и подлежало наказанию.

В разделе делается вывод, что молодые творческие деятели -"шестидесятники" внесли существенный вклад в развитие литературы и искусства. Отечественная культура обогатилась талантливыми произведениями, прославившими нашу страну. Достижения молодых в развитии культуры признавались и далеко за пределами России.

Делается вывод, что молодые творческие деятели, особенно литераторы, смотрели далеко вперед, видели необходимость существенного обновления общественной жизни, изменения политического режима. Исследованные документы, беседы с. общественными деятелями того времени показывают, что в творческих произведениях справедливо указывались недостатки организации общественной жизни, ее несовершенство, предлагались пути решения . проблем, которые в то время преподносились со всякими ярлыками вплоть до "антисоветских". В то же время дальнейшее развитие общественной жизни в России наглядно подтвердило, что многое из сказанного творческими деятелями в то время было совершено щ вильным.

Материалы диссертации подводят к выводу о том, что появление т.н. подпольной литературы, диссидентов явилось естественным ответом на действия компартии и государства по ограничению творчества, прямому давлению на молодых творческих деятелей.

В Заключении делаются общие выводы и на основе исследования высказываются-рекомендации в адрес политических партий, общественных движений, государственных органов.

Публикации соискателя:

1. . Интеллигенция в социал-демократическом обществе ,

* Москва, 1993 г.

2. Творческая интеллигенция в контексте отечественной историко-философской традиции ^ о г-- . .• ^ Институт молодежи, 1595 г. ^