автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Творческий метод архитектора-художника Я.Г. Чернихова как феномен отечественной культуры XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческий метод архитектора-художника Я.Г. Чернихова как феномен отечественной культуры XX века"
На правах рукописи
ЛИСИЦИНА Яна Юрьевна
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД АРХИТЕКТОРА-ХУДОЖНИКА Я.Г. ЧЕРНИХОВА КАК ФЕНОМЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА
Специальность 24. 00. 01 - теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
г 8 НОЯ 2013
Улан-Удэ-2013
005540628
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Меерович Марк Григорьевич, кандидат архитектуры, доктор исторических наук, профессор
Есипов Владислав Витальевич, доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования», профессор кафедры «Истории и методики»
Кургуз о в Владимир Лукич, кандидат исторических наук, доктор культурологии, профессор, ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», заведующий кафедрой
культурологии и социокультурной антропологии
ФГБОУ ВПО «Томский государственный архитектурно-строительный университет»
Защита диссертации состоится «20» декабря 2013 года в 10.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 210.002.02 при ФГБОУ ВПО «ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 1, Зал заседаний.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств».
Автореферат разослан «19» ноября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Николаева Дарима Анатольевна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Революционные события в России в первой четверти XX в. инициировали формирование в отечественном искусстве (живописи, скульптуре, фотографии, книжной графике, литературе, архитектуре) уникального культурного явления - авангарда. В архитектуре, рядом с такими признанными мастерами как: М. Гинзбург, Э. Лисицкий, И. Леонидов, братья Веснины и др., творчество которых оказало серьезное влияние на историю российской и мировой культуры, находится и Я. Чернихов.
Яков Георгиевич Чернихов (1889-1951 гг.) - архитектор-художник, мастер архитектурной графики, педагог, разработавший и реализовавший совершенно новый для своего времени метод архитектурного формообразования, который стал инновационным явлением в теоретических разработках и художественной практике культу рной жизни России первой трети XX в.
Между тем, до настоящего времени, интерес исследователей к личности и творчеству Я.Г. Чернихова ограничивался, в основном, вниманием к его графическим и шрифтовым композициям. И, лишь вскользь, обозначалось существование собственно метода, благодаря которому и появились его многочисленные, широко известные работы. Причин такого отстранения от теоретической части изысканий Я.Г. Чернихова несколько, но основная из них - сложность восприятия содержания его теоретико-методологических произведений, которые изначально не сведены в единый труд с четкими понятийными определениями, не систематизированы, лишены упорядоченной терминологии.
Данное исследование является первой в российской практике истории культуры попыткой анализа творчества архитектора-художника Я.Г. Чернихова и разработанного им метода формообразования, которая дает возможность применения этого уникального теоретико-методологического знания в современном художественном, архитектурном и дизайнерском образовании.
Степень изученности темы исследования. Научных, публицистических и информационно-описательных трудов, посвященных творчеству Я.Г. Чернихова, крайне мало. Их следует подразделить на: а) зарубежные1 и б) отечественные2. Прежде всего потому, что, хронологически, появление первых почти на четверть века опередило развертывание вторых. Характерной чертой зарубежных исследований является акцентированное рассмотрение влияния на эволюцию творчества Я.Г. Чернихова современного ему социально-культурного контекста. Отечественные — устремлены на выявление теоретического, проектного, концептуального, методологического содержания.
1 Arthur Sprague, Hiroshi Sasaki, Catherine Cooke, Elliott D.E., Ольмо К., Маджистрис A., Мислер H., Коэн Ж.-Л., Хмельницкий Д.С. и др.
2 Хан-Магомедов С.О., Стригалев А А., Саблин И.Д., Курбатов Ю.И., Мелодинский Д.Л. и др.
Первые зарубежные исследования появляются в конце 1980-х гг.3 По мнению ряда авторов4, практическая деятельность Я.Г. Чернихова дополняет и оттеняет художественные достижения архитекторов советского авангарда .
Германский исследователь истории советской архитектуры Д.С. Хмельницкий подробно анализирует резкую негативную реакцию современников Якова Чернихова на его книги, доказывая идеологическую природу этой критики и ее содержательную необоснованность6. Историк архитектуры, профессор Жан-Луи Коэн отмечает, что Я.Г. Чернихов «разработал особую теорию формы и применил ее в графических работах»7, однако при этом он не разъясняет, в чем суть этой теории.
Отечественные исследования обращаются к творческому наследию Я.Г. Чернихова лишь в середине 1990-х гг. Наиболее значительный вклад в изучение творчества Я.Г. Чернихова вносят доктор искусствоведения, крупнейший исследователь архитектуры русского авангарда С.О. Хан-Магомедов и кандидат искусствоведения, историк и теоретик архитектуры A.A. С'тригалев. В своих трудах С.О. Хан-Магомедов совершенно справедливо указывает на то, что Я.Г. Чернихов применял «отвлеченные принципы построения» не только в орнаментальном искусстве, но и в архитектуре8. При этом, он не раскрывает по каким именно правилам Чернихов использовал данные принципы. Также С.О. Хан-Магомедов утверждает, что на архитектур ную графику Я.Г. Чернихова повлияли различные концепции советского художественного авангарда.
Заслуга A.A. Стригалева в том, что он впервые опубликовал и ввел в научный оборот два рукописных текста Я. Чернихова: «Мое жизнеописание» и «Тематика по общим вопросам архитектуры»9. A.A. Стригалев, как С.О. Хан-Магомедов и Д.С. Хмельницкий, отмечает присутствие негативной реакции современников на книги Чернихова. Он подчеркивает наличие у Я.Г. Чернихова так называемого «беспредметного» аналитического метода построения архитектурных фантазий, фиксируя этот метод как уникальную авторскую разра-
3 Cooke Catherine. Chernikov Fantasy and Construction / C. Cooke // Architectural Desing. -London, 1984. - № 55 ; Cooke C. Russian constructivism & lakov Chernikhov / C. Cooke // Architectural design profile. 1989 - AD - 59. - 1989. - № 7/8 ; Cooke C. Iakov Chernikhov's architectural fantasies / Cooke C.; Papadakes A. - London: Academy Editions, 1989.
4 Catherine Cooke, Hiroshi Sasaki, Маджистрис А. и др.
5 Яков Чернихов. Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых / ред. К. Ольмо и А. де Маджистрис. - Turin - London : изд. Umberto Allemandi и С., 2000. - С. 81112.
6 Хмельницкий Д. С. Книги Якова Чернихова глазами современников // Работы Якова Чернихова из собрания Дмитрия Чернихова. Шрифты, рисунки, орнаменты. - Берлин : DOM Publisher, 2009.-С. 26-39.
7 Коэн Ж.-Л. Механический балет Чернихова, или фантастический американизм // Яков Чернихов. Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых / ред. К. Ольмо и А. де Маджистрис - Turin-London : изд. Umberto Allemandi и С„ 2000. - С. 63-80.
8 Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1. Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М. : Стройиздат, 1996. - С. 546—553.
' Стригалеп А. А. Феномен Чернихова: авангард и окрестное // Вопросы искусствознания, 1997.-XI (2). - С. 244-263.
ботку, схожую не столько с позициями конструктивистов из ОСА («Объединение современных архитекторов»), сколько с разработками рационалистами из АСНОВА («Ассоциация новых архитекторов»).
Практический — архитектурно-строительный аспект деятельности Якова Чернихова и его вклад в архитектурное наследие Ленинграда рассматривает историк архитектуры И.Д. Саблин10. Проектные работы Я.Г. Чернихова, со стороны их влияния на формообразование советского архитектурного авангарда, анализируют историк и теоретик архитектуры Ю.И. Курбатов и кандидат архитектуры О.С. Романов11.
Диссертационные исследования, направленные на изучение творчества Я.Г. Чернихова, представлены всего двумя зарубежными работами. В исследовании Verkhovskaya I. «Iakov Chernikhov and the architectural culture of revolutionary Russia»12, творчество Я.Г. Чернихова рассматривается на фоне развития советского конструктивизма 1920-1930-х гг. В диссертации Elliott D. «The New Architecture: Iakov Chernikhov and the Russian Avant-Garde»13 творчество Я.Г. Чернихова представлено в несколько более широком контексте разработок русского художественного авангарда в целом. В ней рассматривается влияние супрематизма К. Малевича на целое поколение художников, в том числе и на Якова Чернихова.
Опубликованные труды и (или) графические циклы Я.Г. Чернихова упоминают также и авторы отечественных диссертаций в таких областях знания как: искусствоведение, архитектуроведение, педагогика, журналистика, эстетика, история и теория культуры. Однако, ни в одной из этих работ предметом исследования не выступает, собственно, творческий метод Я.Г. Чернихова.
Отдельный блок трудов составляют педагогические работы, в которых творчество Чернихова анализируется со стороны пропедевтических задач. В частности, доктор искусствоведения Д.Л. Мелодинский утверждает, что труды Я.Г. Чернихова являются новаторскими в области обучения формообразованию, коренное отличие их от всех прочих заключается в использовании формальных средств моделирования'4.
Характеризуя, в целом, степень изученности данной тематики, следует констатировать: исследования творчества Я.Г. Чернихова до сих пор носят, прежде всего, биографический и историографический характер. Уникальный
10 Саблин И. Д. Яков Чернихов // Зодчие Санкт-Петербурга. XX век / сост. В. Г. Исаченко, 2000.—СПб. : Лениздат, 2000 .-С. 120-137.
11 Курбатов Ю. И., Романов О. С. Формообразующие модели абстракционизма и архитектура // Вестник гражданских инжснсроз. - С.-Петерб. гос. архитектурно-строительный ун-т, 2007,-№2.-С. 5-10.
12 Verkhovskaya I. Iakov Chernikhov and the architectural culture of revolutionary Russia: MS ARCH, University of Cincinnati, Design, Architecture, Art, & Planning: Architecture, 2002.
13 Elliott D.E. The New Architecture: Iakov Chernikhov and the Russian Avant-Garde: PhD. - Department of History of Art, Ohio State University, March, 2006.
Мелодинский Д. А. Архитектурная пропедевтика : история, теория, практика. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : ЛИБРОКОМ, 2011. - С. 233-234.
метод архитектурного формообразования, названный его автором «методом творческого сочинительства», неизменно упоминается, но до настоящего времени остается не рассмотренным, не раскрытым, не описанным как целостный творческий подход, теоретически и методологически не осмысленным, не введенным в научный оборот.
Объектом исследования является теоретическое и графическое наследие Я.Г. Чернихова: плоскостные и объемно-пространственные композиции.
Предмет исследования - творческий метод архитектурного формообразования Я.Г. Чернихова в историческом и культурном контексте.
Цель диссертационной работы — осуществить комплексный научный анализ творческого метода архитектора-художника Л.Г. Чернихова, являющегося частью культурного наслгдия России первой трети XX в.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Систематизировать факты биографии Я.Г. Чернихова и соотнести этапы его творчества с алгоритмом изменения социально-политического контекста развития архитектуры изучаемого периода;
2. Выявить смысловую взаимосвязь между опубликованными тгоретико-методическими трудами и циклами художественно-графических работ Я.Г. Чернихова;
3. Описать истоки междисциплинарного характера метода Я.Г. Чернихова, лежащего на стыке методик: а) архитектурного проектирования (школа М.Я. Гинзбурга) и б) обучения художественному рисунку (школа Д.Н. Кардовского);
4. Сравнить концептуальные составляющие метода формообразования конструктивистов (школа М.Я. Гинзбурга) и метода архитектурного формообразования Якова Чернихова;
5. Сформулировать основные концептуально-теоретические положения творческого метода Я.Г. Чернихова;
6. Установить полный состав беспредметных элементов, являющихся основой метода архитектурного формообразования Я. Чернихова; систематизировать их и дать обобщенные характеристики, а также привести во взаимное соответствие их определения и иллюстративные примеры;
7. Раскрыть принципы комбинаторики, при помощи которых осуществляется формообразование по методу Я. Чернихова.
Хронологические рамки исследования определены годами жизни Я.Г. Чернихова - 1889-1951, но основной временной диапазон исследования лежит в границах 1920-1930-х гг. - наиболее продуктивного периода его творчества.
Эмпирическую основу исследования составляют труды Я.Г. Чернихова: а) графические, б) проектные.
Теоретическую основу составляют: теоретико-методические работы
15 Чернихов Я. Мой творческий путь ; Чернихов Я. Тематика по общим: вопросам архитектуры. Базовой является рукопись «Мой творческий путь», которая охватывает авторское аннотирование и освещагт содержание практически всех основных циклов и трудов Я. Чернихова.
Я.Г. Чернихова, которые выражают позицию автора в отношении того или иного аспекта изобразительной и архитектурной культуры, критические статьи современников, посвященные его творчеству15.
Методологическую основу исследования составляют основополагающие принципЕ.1 исторического исследования: объективность, историзм, всесторонность анализа проблемы.
В работе над диссертацией использовались различные научные методы:
- биографический и психологические методы позволили проанализировать процесс становления и формирования творческой личности Я.Г. Чернихова в контексте социально-культурных реалий начала XX века;
- системно-структурный использовался при выявлении в методе Я.Г. Чернихова внутренних закономерностей и связей;
- сопоставительный подход в изучении: а) иллюстративных, б) текстовых, в) графических материалов обеспечил сбор, синтез и идентификацию данных;
- сравнительный анализ и методы систематизации по ключевым признакам позволили осуществить составление единого списка беспредметных элементов и их классификацию;
- сравнительно-исторический метод обеспечил анализ, сравнение и выявление сходства и различий в методах конструктивистов и Я.Г. Чернихова.
В источниковую базу исследования входят:
- опубликованные труды Я.Г. Чернихова: семь изданий17, из которых два - один и тот же труд в разных редакциях18;
- циклы графических работ Я.Г. Чернихова; отдельный пласт источников составляют сборники работ Я.Г. Чернихова из коллекций его семьи, сопровождающиеся текстами историографического и мемуарного характера19;
16 (Хитер) P. X. [Я. ЧЕРНИХОВ - Основы довременной архитектуры] И Современная архитектура. - 1930. -№ 3. - С. 118 ; Хомугецкий Н., Нотес Е;. [Я. ЧЕРНИХОВ - Основы современной архитектуры] // Строительство Москвы. - 1930. - № 7. - С. 39 ; Kappa А. За качество архитектурной формы // Строительная промышленность. - 1930. - № 7. - С. 343-346 ; Михайлов А. Яков Чернихов Основы современной архитектуры // Революция и культура. - 1930. - № 7. - С. 40-41. Б. Ю. [Я. Чернихов. Архитектурные фантазии] // Архитектура СССР. -1933. - № 2. - С. 38 ; Михайлов А. О хлестаковщине и буржуазном вредительстве на архитектурном фронте // Советская архитектура. - 1931. 5-6. - С. 26-29.
17 Искусство начертания (1927), Геометрическое черчение (1928), Основы современной архитектуры. Экспериментально-исследовательские работы (1 ред. - 1930, 2 ред. - 1931), Орнамент. Композиционно-классические построения (1930), Конструкция архитектурных и машинных форм (1931), Архитектурные фантазии. 101 композиция в красках. 101 архитектурная миниатюра (1933).
18 Основы современной архитектуры. Экспериментально-исследовательские работы: 1 ред. - 1930 г., 2 ред. -1931 г.
19 В издании Яков Чернихов. Документы и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых / ред. К. Ольмо и А. де Маджистрис. -Turin - London : Umberto Allemandi и С., 2000. :
Мислер Николетга. Всегда, повсюду и везде заменяйте слово на графику, С. 45-61. ; Коэн Жан-Луи. Механический балет Чернихова, или фантастический американизм, С. 63 - £0 ; Алессандро Де Маджистрис. От коп-структивисткого символизма к фантастическому реализму, С. 81 — 112 ; Чернихов Алексей. Мой отец, С. 11-29. А также в издании Работы Якова Чернихова из собрания Дмитрия Чернихова. Шрифты, рисунки, орнамента. -Берлин : DOM Publisher, 2009. - 323 с :
статьи Чернихова Д. Я. : Русский архитектор, теоретик архитектуры, выдающийся мастер архитектурной графики, представитель авангарда, один из основоположников советского конструктивизма, С. 51 ; Хроника семьи Якова Георгиевича и Софьи Дмитриевны Черниховых, С. 57 ; Мой взгляд в прошлое и ретроспективные размышления о творчестве Я.Г. Чернихова, С. 63 ; Введение к рубрикам «Шрифты», «Рисунки» и «Орнаменты», С. 83, 169, 221 ; Хмельницкий Д. С. Книги Якова Чернихова глазами современников, С. 26-39.
- архивные материалы, сосредоточенные в Российском государственном архива литературы и искусства (РГАЛИ)20.
В работе были широко использованы материалы периодической печати изучаемого периода21, позволившие реконструировать социально-культурный и социально-политический контексты того времени; справочные издания , сравнительно-сопоставительный анализ которых дал возможность уточнить некоторые ключевые даты и биографические ({¡акты; а также данные, почерпнутые из Интернет-ресурсов.
Для работы с графическими композициями Я. Чернихова, ранее находившимися на хранении в РГАЛИ, но похищенными оттуда в 2003-2006 гг. и, в настоящий момент, находящимися в розыске, применялся «Каталог рисунков архитектора Я. Чернихова, находящиеся в розыске»23. Также в исследовании использовались издания, в которых отображены изобразительно-графические, изобразительно-натуральные, мемуарные, автобиографические источники и т.п.24
Научная новизна исследования. Опубликованные труды Я.Г. Чернихова представлены как единая концепция, имеющая целостную творческую природу и теоретико-практическое основание. Изучена теоретическая составляющая метода формообразования Я.Г. Чернихова («метод творческого сочинительства на основе беспредметных форм») и проведен его всесторонний анализ. Раскрыта междисциплинарная природа метода и его основные компоненты. Выявлена и проанализирована концепция архитектурного формообразования Я.Г. Чернихова (основанная на использовании беспредметных элементов) и сопоставлена с методом формообразования конструктивистов (М. Гинзбург, Кузьмин, Н. Холостенко, А. Пастернак и др.). Вводятся в художественную и архитектурную культуру представления о т.н. «беспредметных элементах» и вариативных принципах комбинаторики этими элементами: «динамическом», «пространственном», «ритмическом» и «конструктивном», определяющих специфику композиций Я.Г. Чернихова и дающих возможность развития творческого мышления.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в диссертации впервые представлена систематизация беспредметных элементов - исходного материала комбинаторики; описано их назна-
20 «Всего в фонде - 242 ед. хр., сосредоточенных в двух описях. Крайние даты документов фонда - 1912-1989 г. Личный фонд Я. Чернихова был образован в ЦГЛА (ныне РГАЛИ) в связи с передачей документов в 1951 г. женой архитектора С.Д. Черниховой. Дальнейшее пополнение фонда связано с приобретением в 1954 г. большой части творческого наследия у дочери - В.Я. Черниховой.» Каталог рисунков архитектора Я. Чернихова, находящиеся в розыске. - М., 20U7. - 135 с. - (Внимание, розыск! 4. 2) - С. 19.
21 Журналы: Современная архитектура ; Архитектура СССР ; Советская архитектура.
22 Весь Ленинград: адресная и справочная книга, 1934. - Л.: Изд-во Леноблисполкома и Ленсовета, 1934 ; Весь Ленинград, адресная и справочная книга, 1935. - Л. : Изд-во Летяградского облисполкома и Ленинградского совета, 1935.-470 с.
33 Каталог рисунков архитектора Я. Чернихова, находящиеся в розыске. - М., 2007. - 135 с. - (Внимание, розыск! 4. 2)
24 Ламм Л., Чернихов Я. Коды геометрии : каталог. - М : Междутар, архитектур, фонд им. Якова Чернихова, 2005. -58 с.; Яков Чернихов. Мой творческий путь. - М. : С.Э. Гордеев, 2011. - 239 с.
чение и выявлены основные процедуры, при помощи которых осуществляется формообр>азование. Впервые, для практического оперирования основными положениями метода, составл ены схемы и таблицы, сводящие в единую систему рассредоточенные по различным книгам и циклам изображения элементов. Эти результаты исследования являются не только теоретическим вкладом в изучение культурного наследия архитектора-художника Якова Георгиевича Чернихова, но и имеют практическое применение в архитектурной, художественной и дизайнерской пропедевтике. Могут быть использованы при подготовке и чтении курсов лекций и спецкурсов по «Культурологии», «Истории отечественной культуры», «Истории искусства» в среднеспециальных и высших учебных заведения.
Основные положени я, выносимые на защиту:
- утверждение метода Я.Г. Чернихова в качестве существенного вклада советского художественного авангарда в культурное наследие России;
- утверждение междисциплинарной природы метода Я.Г. Чернихова, в основе которого лежат практико-теоретические постулаты методики обучения рисунку начала XX в. (заметим, практикующиеся до сегодняшнего времени в художественном образовании), а также инновационные концептуально-теоретические воззрения на архитектурно-художественное формообразование, возникшие в 1920-1930-е гг.;
- сравнение метода архитектурного формообразования Я. Чернихова с методом создания архитектурной формы конструктивистами, выявление различий и раскрытие: специфики его авторского подхода к формообразованию;
- систематизация и введение в художественную и архитектурную культуру представлений о беспредметных элементах, определяющих специфику композиций Я. Чернихова и дающих возможность развитию творческого мышления архитектора;
- систематизированное описание и введение в художественную и архитектурную культуру представлений о принципах сочетания беспредметных элементов з целостные композиции - приемах комбинаторики в архитектурном формообразовании: «динамическом», «пространственном», «ритмическом» и «конструктивном».
Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в 15 авторских публикациях. Материалы диссертационной работы были использованы автором на практических занятиях со студентами архитектурного факультета ИрГТУ и факультета журналистики БГУЭП. Они применялись в творческой работе группы студентов архитектурного факультета ИрГТУ, воплотившейся в разработке концептуальных проектов: «Работа в методе Я. Чернихова» и «По ту сторону архитектурных фантазий Я. Чернихова». Проект «Работа в методе Я. Чернихова» награжден «Золотым дипломом» на Международном архитектурном фестивале «Зодчество Восточной Сибири - 2010» (г. Иркутск, 2010 г.).
Отдельные положения исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях, в т.ч.:
а) Международных: «Технические науки в России и за рубежом» (Москва, 2011); «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна» (г. Екатеринбург, 2011) - представленная на конференции научная работа «Комбинаторные средства для архитектурного формообразования по методу Якова Чернихова - беспредметные элементы» отмечена дипломом; «Седьмые Сибирские искусствоведческие чтения» (г. Иркутск, декабрь, 2011); «Приднепровские социально-гуманитарные чтения» (Украина, г. Днепропетровск, 2013).
б) Всероссийских и региональных: 2-ая Всероссийская конференция «Проблемы земной цивилизации», (г. Иркутск, 2009); «Сто лет русскому авангарду» (г. Иркутск, 2010); «Современный архитектурно-градостроительный образ сибирского города» (г. Новосибирск, 2010); «Наука, образование и экспериментальное проектирование» (г. Москва, 2012) .
Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования. Диссертация состоит из двух томов. Первый том включает введение, три главы, выводы по каждой из глав, заключение, список использованной литературы. Второй том содержит иллюстративный материал в составе 147 рис. и 23 табл.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, хронологические рамки исследования, формулируются цель и задачи, дается характеристика источниковой базы, определяется методологическая основа исследования, оценивается научная и практическая значимость работы, подтверждается апробация исследования.
В первой главе «Творчество и труды Я.Г. Чернихова» излагается развернутая биография Я.Г. Чернихова, выявляются новые неизученные факты, касающиеся его жизненного пути. Этапы его творчества соотносятся с особенностями развития советской архитектуры на фоне социально-культурного контекста рассматриваемого периода. Изучаются и подвергаются анализу: а) теоретико-методологический и б) архитектурно-графический комплексы материалов творческого наследия мастера.
Последовательно описываются три исторических этапа судьбы Я.Г. Чернихова. Условно, они связаны с определенными городами: 1) Павлоградом, Одессой (детство, юность Я Чернихова: 1889 - 1906 гг. и 1906 - 1914 гг.); 2) Петроградом - Ленинградом (становление, расцвет творчества мастера: 1914 - 1936 гг.); 3) Москвой (зрелость, последние годы жизни: 1936 - 1951 гг.), но, прежде всего, со стадиями формирования его творческого мировоззрения.
Изученный материал позволяет констатировать, что формально, Яков Чернихов - достаточно успешный человек для своего времени: профессор, кандидат архитектурных наук, заведующий кафедрой. Он занимает ведущие
посты в высших образовательных учреждениях, руководит архитектурными мастерскими, занимается проектированием, консультирует и, по сути, имеет достаточно благополучную биографию для советского человека. Но это — поверхностное видение. Фактически, в творческом отношении Яков Чернихов, на протяжении всего созидательного периода его жизни, оказывается не востребован, его мировоззрение, понимание искусства и архитектуры, методика обучения формообразованию, методология проектирования подвергаются осуждению как собратьями по профессиональному цеху, так и со стороны официальной, идеологизированной критики. Разработанный им метод формообразования, несмотря на широкое публицистическое освещение, ставшее возможным благодаря его собственным трудам, остается не востребованным при жизни мастера и до сих пор теоретически и методологически не раскрытым.
Алгоритм изменения судьбы Я.Г. Чернихова схож с алгоритмом смены архитекту рных стилей в СССР в период 1920-1950 гг. Постреволюционный период (1920-е гг.) - время поисков и творчества, расцвет авангарда, отсутствие идеологических запретов в живописи, скульптуре, архитектуре, сценографии, фотографии, графических искусствах и т.п. И, как параллель, в творческой жизни Я.Г. Чернихова расцвет: он разрабатывает новую методику, выходит серия, написанных им книг, он востребован как практик (например, его авторству принадлежит знаменитый проект водонапорной башни завода «Красный гвоздильщик»), В этот период Яков Георгиевич свободен в самовыражении и создает тысячи формальных, абстрактных графических и архитектурных композиций.
После начала 1930-х годов в архитектуре - резкое изменение стилистической направленности: запрет конструктивизма, переход к «историзму» -освоению классического наследия. В этот период Я.Г. Чернихов уже обретает стабильный социальный статус, он - профессор, кандидат наук. В его графических циклах, в соответствии с духом времени, все в большей степени начинают преобладать стилизация и исторические мотивы, беспредметные циклы сходят «на нет», а в проектных предложениях появляются постройки, стилизованные под «неоклассицизм».
В 1940-е-1950-е гг. в архитектуре царит классический стиль, она полностью подчинена идеологии. Я.Г. Чернихов - заведующий кафедрой, и в его цикле «Пантеоны Великой Отечественной войны» явственно проступают имперские мотивы. Он больше не занимается практической архитектурой, после окончания войны его работа лежит в области разработки шрифтов.
В исследовании зафиксировано, что, на сегодняшний день, труды и методологические разработки Я.Г. Чернихова не утратили ни своего концептуального импульса, ни креативной ценности, ни методической уникальности и являются актуальным и ценным материалом для изучения и освоения. Также установлено, что труды Якова Георгиевича до сих пор не систематизированы в единый цикл, не несут четко разнесенных определений и научно-теоретический обоснований.
Метод Я.Г. Чернихова не является инструкцией с однозначными формулировками, завершающейся конкретными выводами-рекомендациями. Он представляет собой, говоря метафорическим языком, результат эволюции сложного живого организма. В ходе исследования выявлено, что метод рассредоточен по всем трудам Якова Георгиевича. Исходя из этого вывода, труды и циклы были подразделены нами на два больших «пласта»: а) начертательный (графические, чертежные, технические приемы и методики обучения), который является основой и материалом для становления и развития метода, и б) архитектурный, который представляет собой результаты отработки, апробации и описания метода.
В данном исследовании основополагающими для раскрытия содержания метода «творческого сочинительства» Я.Г. Чернихова выступают четыре взаимосвязанных и дополняющих друг друга художественно-графических цикла, представленные в его опубликованных книга:;: «Искусство начертания», «Основы современной архитектуры», «Конструкция архитектурных и машинных форм», «Архитектурные фантазии. 101 композиция». Каждая из этих книг выражает точку зрения автора на тот или иной аспект изобразительной и архитектурной культуры; она проанализирована нами со стороны текстовой и графической составляющих метода.
Реконструируя метод Якова Чернихова, мы представили его как постоянно развивающуюся структуру. Этот взгляд дал методологическое основание для выявления не только закономерностей последовательной эволюции, но и причин резкой трансформации отдельных положений. Одновременное оперирование несколькими опубликованными трудами Я.Г. Чернихова позволило, благодаря сравнительно-сопоставительному анализу: а) текстов, б) графических композиций, в) понятийных констатаций, г) образных примеров, восполнить недостающие в ранних текстах определения, выявить полный состав базовых элементов, а также процедуры оперирования с ними.
Отдельной, весьма непростой задачей реконструкции метода Я.Г. Чернихова стала, проделанная в данном исследовании, идентификация рисунков по отношению к текстам. Анализ всех опубликованных трудов Я.Г. Чернихова позволил выявить совпадения, как по текстовой семантике, так и по иллюстративному ряду, обеспечил переход к вычленению и систематизации всех основополагающих теоретико-методологические положений метода «творческого сочинительства».
Во второй главе «Методика Я. Чернихова и методы формообразования в искусстве начала XX в.» исследуются методики, связанные с формотворчеством: а) в художественном рисунке начала XX в., б) в архитектуре конструктивизма, в) в методе Я. Чернихова. Сравнение концептуальных составляющих методов формообразования: 1) конс"руктивистов школы М.Я. Гинзбурга и 2) Я.Г. Чернихова показало, что, в отношении направленности процесса формообразования, они диаметрально противоположны друг к другу. Метод формообразования в конструктивизме - это работа, в основе которой лежит функция сооружения, собственно и диктующая, в конечном счете, фор-
му здания. В данном методе «функция» - первична, а «форма» - вторична. Метод формообразования конструктивистов - это проектное движение «изнутри снаружи» - от комбинаторики внутренних функций сооружения (т.е. от создания так называемого «социального конденсатора») к архитектурной оболочке, внешней форме здания.
У Я.Г. Чернихова, с точностью до наоборот: формообразование направлено от формы к функции, то есть от комбинаторики формы, от создания внешнего образа к предназначению здания. У Я.Г. Чернихова «функция» сооружения: является не просто вторичной, а по сути - несущественной. Несмотря на то, что, создавая свои композиции, он иногда обозначает функциональную принадлежность изображаемых архитектурный форм в их названиях (например, «Химзавод», «Стеклозавод»), но, в ходе формообразования, «функция» изображенного архитектурного объекта является для него незначимой. Поэтому, по большей части, он описывает создаваемые им архитектурные формы, используя «нефункциональные» характеристшси (например, «Компактно-конструктивное сооружение монолитного характера»).
Я.Г. Чернихов, как и конструктивисты, считает, что функция («содержимое») оказывает огромное влияние на архитектуру. Но главным в методе формообразования утверждает поиск художественного образа, создание «впечатления архитектуры». Выработке подобного мировоззренческого подхода способстиует освоение им художественной пропедевтической методики «обобщения формы» школы Д.Н. Кардовского - рисования с помощью оперирования геометрическими формами. Принцип обобщения Я.Г. Чернихов применяет к архитектурному формообразованию, используя геометрические формы для создания новых типов архитектуры.
В ходе исследования выявлен междисциплинарный характер метода Я.Г. Чернихова, лежащего на стыке методик: а) архитектурного проектирования (школа М.Я. Гинзбурга) и б) обучения художественному рисунку (школа Д.Н. Кардовского). Он заключается в направленности на развитие творческого пространственного мышления, формирование образного мышления и креативных возможностей; в отказе от работы непосредственно с «натурой», т.е. от срисовывания реальных предметов и форм, что позволяет отходить от стереотипов. Работа воображения являются ключевым фактором в образовании новых ферм - объемно-пространственных композиций, которые «несут впечатление», выражают образ сооружения. На этом, собственно, процесс формообразования в рамках метода «творческого сочинительства» завершается, а далее происходит переход к другой фазе проектной деятельности - «подбору» функций, адекватных данной форме, которые затем, в ходе разработки архитектурного проекта (планы, фасады, генплан), адаптируются к архитектурной оболочке (структуре).
В третьей главе «Система архитектурного формообразования по методу Якова Чернихова» раскрываются две главные составляющие метода «творческого сочинительства»: а) элементы формопостроения и б) процедуры соединения их в архитектурные композиции.
Метод «творческого сочинительства» Я.Г. Чернихова заключается в формировании абстрактной архитектурной формы, не связанной ни с предназначением здания (функцией), ни с технологией, ни с утилитарным, социальным или идеологическим содержанием. Формой, которая поэтому и именуется «бессодержательной» или «беспредметной». Она создается при помощи абстрактных «художественных» элементов: «линий», «плоскостей», «поверхностей», различных «объемных фигур». Эти элементы, которые в рамках метода Я.Г. Чернихова являются базовыми, основополагающими формообразующими «монадами», он называет «беспредметными элементами».
В исследовании проводится выявление: полного списка беспредметных элементов - «азбуки» метода формообразования Я. Чернихова. Оно существенно затруднено отсутствием в его трудах их цел остного и систематического описания. Проблема также состоит в том, что, параллельно с развитием своего метода, Яков Георгиевич уяснял для себя всё новые и новые его аспекты и постоянно дооформлял, расширял, усложнял свои представления. При этом он не возвращался каждый раз к переосмыслению первоначальных представлений и, естественно, не переписывал уже опубликованные тексты заново, не корректировал формулировки и постулаты, высказанные им в предыдущих книгах, не обобщал в единые классификационные таблицы использовавшиеся им беспредметные элементы. Эта работа осуществлена в настоящем исследовании.
В результате, составлен общий список из 58 беспредметных элементов, более чем в два раза превышающий число элементов, указанных самим Черниховым, свидетельствовавшим о наличии всего лишь 27 элементов. Беспредметные элементы систематизированы нами по четырем группам, дифференцированы по трем композиционным типам и пяти видам в соответствии со способами их употребления в процессе формообразования. Впервые определения и иллюстрации беспредметных элементов, разбросанные по разным источникам, упорядочены таким образом, что каждому из элементов подобрано свое место в системе других элементов.
Технические способы изображения форм, созданных методом комбинаторики беспредметных элементов, подразделены нами на: а) графические; б) живописные; в) условные (смешанные), которые включают в себя как графические, так и живописные техники. Обобщены приемы изображения, которые могут быть: линейными, штриховыми, растушевочными, отмывкой, заливкой плоскостей (т.н. «сплошные»), передачей прозрачности (плоскости и объема), живописными, смешанной техникой и офортом (тиражной техникой).
Технические средства включают пять видов архитектурной графики: а) ортогональную проекцию, б) перспективу, и) аксонометрическую проекцию,
г) «условно-искусственные изображения» (фантазийного порядка, стилизации),
д) «изображения с птичьего полета» (панорамный вид сверху).
Композиционные приемы методологии формообразования Я.Г. Черни-хова включают в себя семь видов: нормальные (без изменений и трансформаций); трансформации («со сдвигами»); планово-объемные (аксонометрии); искажения («своеобразные» аксонометрии, в т.ч. с приемами: «недоговоренность», «незаконченность»); ракурсы; доминирование переднего плана; интерьер (экстерьер).
В исследовании выявлено, что в методе Я. Чернихова базовыми принципами объединения беспредметных элементов в целостные композиции выступают: а) «пространственность», б) «ритм», в) «динамика», г) «конструктивность». По каждому из принципов составлены обобщающие схемы и сформулированы соответствующие определения и пояснения.
Выявлена последовательность реализации метода «творческого сочинительства», которая представляет собой следующее:
1) Беспредметные элементы компонуются в плоскостные и пространственные композиции в соответствии с четырьмя принципами: масштабностью, композиционной целесообразностью, ритмической согласованностью, конструктивной взаимосвязью.
2) Комбинаторика беспредметных элементов осуществляется за счет использования четырех приемов: «пространственность», «ритм», «динамика», «конструктивность»;
3) Архитектурная форма подвергается расчленению (т.н. «удроблению») и наоборот, слиянию («объединению»), в результате чего, сложные формы подразделяются на составные части, и напротив, простые объёмы превращаются в сложные структуры, обогащенные деталями и частностями.
В «Заключении» подводятся основные итоги исследования, характеризующие метод Я.Г. Чернихова не только в качестве уникального феномена отечественного архитектурного авангарда 1920-1930-х гг., но и выдающегося теоретико-методологического феномена отечественной художественной культуры XX в., в целом. Это стало возможным в результате: 1) выявления генезиса метода в контексте развития российской художественной культуры начала XX в. (через сопоставление с методикой обучения рисованию школы Д.Н. Кардовского); 2) выявления специфики метода в рамках наследия советского конструктивизма (через сопоставление с теоретическими основами и проектной методологией школы М.Я. Гинзбурга); 3) раскрытия уникальности и инновационное™ метода (через выявление его концептуальных особенностей, заключающихся в оперировании беспредметными элементами); 4) раскрытия содержания метода (через выявление, обобщение и систематизацию полного состава беспредметных элементов, а также описания всех основополагающих процедур оперирования с ними).
В настоящем исследовании обобщены практически все труды Я.Г. Чернихова, выделены, систематизированы и классифицированы все беспредметные элементы и композиционные типы творческого метода, рассмотрены все приемы комбинаторики беспредметных элементов.
Метод Чернихова включает в себя следующие составляющие: а) беспредметные элементы - 58; б) композиционные типы - 3; в) принципы комбинаторики - 4.
В исследовании реконструирована последовательность осуществления метода:
а) отказ от работы непосредственно с «натурой», т.е. от рисования (срисовывания) реальных предметов и форм; ключевым в образовании новой формы является работа воображения;
б) объемно-пространственные композиции создаются при помощи комбинаторики беспредметных элементов; появляющаяся композиция, изображает «впечатление» от художественного облика будущего сооружения;
г) беспредметные элементы компонуются в плоскостные и пространственные композиции, в которых они располагаются в соответствии с различными видами связности;
д) архитектурная форма подвергается «деталировке» - расчленению (т.н. «удроблению»), т.е. разделению сложных форм на составные части, а также обогащению деталями или, наоборот укрупнению («слиянию»), т.е. превращению простых объёмов в сложные структуры.
Метод архитектурного формообразования Я.Г. Чернихова представляет собой не только «механизм производства» уникальных графических и архитектурно-художественных композиций, но и эффективное средство обучения, способное развивать творческое пространственное воображение, образное мышление и креативные возможности. Однако, в отличие от метода конструктивистов, который лег в основу массовой проектной практики, он остгшся лишь уникальным индивидуальным авторским достижением, до настоящего времени находившимся вне системы знаний в области истории культуры. Метод архитектурного формообразования Я.Г. Чернихова - безусловный ценнейший вклад в культурное наследие советского архитектурного авангарда, отечественную художественную культуру 1920-1940-х гг., и мировое культурное наследие.
Дальнейшее развитие темы должно быть направлено на сопоставление метода Я.Г. Чернихова с теоретико-методологическим наследием других мастеров советского архитектурного авангарда с целью формирования комплекса фундаментальных исторических знаний о состоянии проектной культуры 19201930-х гг., а также совершенствование пропедевтических основ современного художественного, архитектурного, дизайнерского формообразования на основе внедрения в социокультурную практику процедур развития креативного мышления и творческих способностей по методу Я.Г. Чернихова.
Основные публикации по теме диссертации
Статьи в периодических изданиях, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК):
1. Лисицина Я, Ю. Комбинаторные средства для архитектурного формообразования по методу Якова Чернихова - беспредметные элементы [Электронный ресурс] / Я. Ю. Лисицина // Архитектон: известия вузов. - Екатеринбург, 2011. - № 3 (35). - Режим доступа: http://archvuz.ni/2011_3/2, свободный. (0,4 п. л.)
2. Лисицина Я. Ю. Труды архитектора-художника Якова Чернихова -единый цикл авторской методики пространственных построений / Я. Ю. Лисицина // Вестник ИрГ'ТУ. - Иркутск, 2012. - № 11. - С. 287-293. (0,8 п. л.)
3. Лисицина Я. Ю. Линейные беспредметные элементы в архитектурном формообразовании Якова Чернихова / Я. Ю. Лисицина, М. Г. Меерович // Архитектура и строительство России. - М., 2012. — № 10. — С. 12-19. (0,68/0,44 п.л.)
4. Лисицина Я. Ю. Конструктивизм Я. Г. Чернихова - метод комбинаторики беспредметных элементов / Я. Ю. Лисицина, М. Г. Меерович // Aima mater (Вестник высшей школы). - М., 2013. - № 8. - С. 104-108. (0,5/0,3 п. л.)
5. Лисицина Я. Ю. Я.Г. Чернихов: наоборот - от формы к функции / Я. Ю. Лисицина, М. Г. Меерович // Обсерватория культуры. - М., 2013. - № 4. -С. 74-82. (0,56/0,3 п. л.)
Публикации в других изданиях:
6. Лисицина Я. Ю. Яков Чернихов: online через десятилетия / Я. Ю. Лисицина // Теоретические и практические проблемы региональной журналистики : сб. науч. тр. - Иркутск : БГУЭП, 2009. - С. 46-52. (0,4 п.л.)
7. Лисицина Я. Ю. Чернихов: свой среди чужих / Я. Ю. Лисицина // Проект-Байкал. - Иркутск, 2009. - № 21. - С. 91-95. (0,47 п. л.)
8. Лисицина Я. Ю. Книги Якова Чернихова как единый цикл авторской методики пространственных построений / Я. Ю. Лисицина // Проблемы земной цивилизации: материалы, науч. конф. / под ред. В. Анохина, H. М. Пожитного. - Иркутск, 2009. - Вып. 23. - С. 333-338. (0,43 п. л.)
9. Лисицина Я. Ю. По ту сторону архитектурных фантазий Якова Чернихова / Я. Ю. Лисицина II Теоретические и практические проблемы региональной журналистики : сб. науч. тр. - Иркутск : БГУЭП, 2010. - С . 90100. (0,5 п.л.)
10. Лисицина Я. Ю. Футурологическая метафора города в рисунках Якова Чернихова / Я. Ю. Лисицина // Современный архитектурно-градостроительный образ сибирского города : материалы науч.-практ. конф.,
(Новосибирск, 12 февр. 2011 г.) / под ред. Е. Н. Лихачева ; НГАХА. -Новосибирск, 2011. - С. 87-96. (0,5 п. л.)
11. Лисицина Я. Ю. «Беспредметные элементы» в архитектурном формообразовании Якова Чернихова / Я. Ю. Лисицина // Технические науки в России и за рубежом : материалы междунар. заоч. науч. конф., (Москва, май 2011 г.) / под ред. Г. Д. Ахметовой. - М. : Ваш полиграфический партнер, 2011.-С. 117-119. (0,23 п. л.)
12. Лисицина Я. Ю. «Беспредметные» комбинаторные элементы по методу художника-архитектора Якова Чернихова / Я. Ю. Лисицина // VII Сибирские искусствоведческие чтения : сб. материалов конф. с междунар. участием, (Иркутск, 15 дек. 2011 г.) / под ред. В. Ф. Чиркова. - Иркутск : Dias, 2012. -С. 49-53. (0,45 п. л.)
13. Лисицина Я. Ю. Метод Чернихова - опыт реконструкции и развития / Я. Ю. Лисицина // Архитектурный вестник. - М., 2012. - № 1 (124). - С. 7174. (0,3 п. л.)
14. Лисицина Я. Ю. Объемы — комбинаторные «беспредметные элементы» в архитектурном формообразовании Якова Чернихова / Я. Ю. Лисицина // Наука, образование и экспериментальное проектирование : тез. докл. науч.-практ. конф., (Москва, МАРХИ, 9-12 апр. 2012 г.). - М. : МАРХИ. 2012. -С. 163-164. (0,16 п. л.)
15. Лисицина Я. Ю. Метод творческого сочинительства Я.Г. Чернихова /
Я. Ю. Лисицина, М. Г. Меерович // Придншровсьм сощально-гумаштарш читання: Матер ¡ал и ДншропетровськоУ cecii II ВсеукраТнськоГ науково-практичноТ конференщу з м^жнародною участю (м. Днтропетровськ, 22 лютого 2013 р.): у 6-ти частинах. - Д.: TOB «1нноващя», 2013. - Ч. 6. - С. 188— 191. (0,25/0,13 п. л.)
Общее количество публикаций: 5,81 п. л.
Подписано в печать 15.11.2013. Формат 60 х 90 / 16. Бумага офсетная. Печать цифровая. Усл. печ. л. 1,25. Тираж 100 экз. Зак. 176. Поз. плана Юн.
Лицензия ИД № 06506 от 26.12.2001 Иркутский государственный технический университет 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Текст диссертации на тему "Творческий метод архитектора-художника Я.Г. Чернихова как феномен отечественной культуры XX века"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет»
04201 450653 ^а пРавахрукописи
Лисицина Яна Юрьевна
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД АРХИТЕКТОРА-ХУДОЖНИКА Я.Г. ЧЕРНИХОВА КАК ФЕНОМЕН ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА
Специальность 24.00.01 - теория и история культуры
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата исторических наук
(
Научный руководитель: Меерович М.Г., д. и. н., профессор
Иркутск-2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................4
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО И ТРУДЫ Я.Г. ЧЕРНИХОВА......................22
1.1 Биография Я.Г. Чернихова. Основные периоды его деятельности.........................................................................................................25
Павлоградский период (1889 - 1906 гг.).................................................25
Одесский период (1906 - 1914 гг.)................................................................26
Ленинградский (Петроградский) период (1914 - 1936 гг.)....................27
Московский период (1936 - 1951 гг.)............................................................43
1.2 Теоретико-методические труды и художественно-архитектурное творчество Я.Г. Чернихова..................................................................................53
Выводы по первой главе..........................................................................73
ГЛАВА II. МЕТОДИКА Я. ЧЕРНИХОВА И МЕТОДЫ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ИСКУССТВЕ НАЧАЛА XX В.............................77
2.1 Методики в изобразительном искусстве («обобщение формы», школа Д.Н. Кардовского) как предпосылки метода Я. Чернихова....................77
2.2 Метод формообразования в архитектуре («конструктивизм», школа М.Я. Гинзбурга)........................................................................................83
Анализ производственного и бытового процесса, оценка технических и строительных «возможностей»...................................................89
Изучение факторов, влияющих на «целевое восприятие» объекта.......92
Формообразование в конструктивизме...................................................93
2.3 Метод формообразования Я.Г. Чернихова («творческое сочинительство»)..................................................................................................94
Выводы по второй главе.........................................................................102
ГЛАВА 111. СИСТЕМА АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ПО МЕТОДУ ЯКОВА ЧЕРНИХОВА...................105
3.1 Беспредметные элементы в творческом методе Якова Чернихова 105
Состав беспредметных элементов.........................................................108
Линейные элементы...............................................................................113
Плоскостные элементы..........................................................................120
Пространственные плоскостные элементы...........................................127
Поверхности вращения..........................................................................129
Объемы....................................................................................................130
Сводный список беспредметных элементов.........................................133
3.2 Приемы комбинаторики...................................................................138
Пространственность...............................................................................139
Динамика.................................................................................................143
Конструктивность, конструкция............................................................162
Принципы соединения беспредметных элементов...............................168
Формы изображения. Виды и приемы архитектурной графики
Я. Чернихова.......................................................................................................175
Виды техники и приемы выполнения композиций по Я. Чернихову. 177
Методические приемы выполнения композиций.................................180
Переход от беспредметности к предметности, от формальности к
конкретным проектным решениям....................................................................182
Выводы по третьей главе.......................................................................185
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................188
Библиографический список...................................................................192
ПРИЛОЖЕНИЕ "Альбом иллюстраций"
ВВЕДЕНИЕ
Революционные события в России в первой четверти XX в. внесли изменения не только в материальный, социальный, экономический уклад страны, но и оказали кардинальное воздействие на культурные, эстетические и моральные ценности, отразились во всех видах искусства. За достаточно короткий период в отечественном искусстве (живописи, скульптуре, фотографии, книжной графике, литературе, архитектуре) сформировался уникальный культурный пласт - русский авангард. Творчество авангардных архитекторов и художников первой трети XX в. является неоспоримым общепризнанным вкладом в российскую и мировую культуру. Культурологическое и педагогическое наследие советского художественного авангарда продолжает оставаться актуальным вплоть до сегодняшнего дня. Рядом с такими признанными мастерами отечественного архитектурного авангарда как М. Гинзбург, Э. Лисицкий, И. Леонидов, братья Веснины и др., находится и Я. Г. Чернихов.
Яков Георгиевич Чернихов (1889-1951 гг.) - архитектор-художник, педагог, мастер архитектурной графики. (Рис. 1') Он оставил яркий, самобытный след в педагогической, проектной и творческой областях. До наших дней, в виде оригинальных архитектурных композиций и опубликованных книг, дошло его творческое наследие 1920-1930-х гг., которое до сих пор имеет огромное историческое, культурное и педагогическое значение и несет позитивный эстетический потенциал. Циклы его графических работ превратились не только в крупное явление отечественной художественной культуры, но и получили мировое признание, став своеобразным визуальным символом художественного наследия российской культуры начала XX века. (Рис. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11)
В контексте нашего исследования следует подчеркнуть, что Яков Чернихов разработал и реализовал совершенно новый для своего времени метод архитектурного формообразования, который остается до сих пор не изученным. Этот
Здесь и далее смотри ПРИЛОЖЕНИЕ «Альбом иллюстраций».
метод, названный им «методом творческого сочинительства», является крупным явлением в теоретических разработках архитектурного авангарда и художественной жизни России первой трети XX в. Творческое наследие архитектора-художника содержит педагогический заряд, способный максимально эффективно развивать способности человека к художественно-графическому творчеству.
До сегодняшнего дня интерес исследователей к личности и творчеству Я.Г. Чернихова ограничивается, в основном, вниманием к его графическим и шрифтовым композициям. И, лишь вскользь, обозначается существование собственно метода, благодаря которому и появились его многочисленные, широко известные работы. Причин такого отстранения от теоретической части изысканий Я. Чернихова несколько, но основная из них - сложность восприятия содержания его теоретико-методологических произведений, которые изначально не сведены в единый труд с четкими понятийными определениями, строго систематизированными научно-теоретическими обоснованиями и упорядоченной терминологией.
Обобщение и систематизация теоретических и практико-методических положений метода Я.Г. Чернихова, сведение их в единую систему, призваны явиться серьезным вкладом в дело изучения творческого наследия архитектора-художника. Актуализация наследия Я.Г. Чернихова, введение в научный оборот основных положений его творческого метода, крайне значимо для современных гуманитарных и даже технических наук потому, что даёт возможность применения этого уникального теоретико-методологического знания в современном художественном, архитектурном и дизайнерском образовании. Степень изученности темы исследования. Научных, публицистических и информационно-описательных трудов, посвященных творчеству Я.Г. Чернихова, удалось обнаружить крайне мало. Их следует подразделить на: а) зарубежные2 и б) отечественные3. Прежде всего потому, что, хронологически, появление первых почти на четверть века опередило развертывание вторых. А также потому, что
2 Arthur Sprague, Hiroshi Sasaki, Catherine Cooke, Elliott D.E., Ольмо К., Маджистрис А., Мислер H., Коэн Ж,-Л., Хмельницкий Д.С. и др.
3 Хан-Магомедов С.О., Стригалев A.A., Саблин И.Д., Курбатов Ю.И., Мелодинский Д.Л. и др.
характерной чертой иностранных исследований является акцентированное рассмотрение влияния на эволюцию творчества Я.Г. Чернихова современного ему социально-культурного контекста. Отечественные же, в большей степени, устремлены на выявление, собственно, теоретического, проектного, концептуального, методологического содержания.
Первые зарубежные материалы4, освещающие творчество Я. Чернихова, появились в виде публицистических текстов, приуроченных к выставкам5 работ этого мастера. Одним из первых, собственно научных материалов является статья профессора архитектуры, исследователя и пропагандиста искусства советского авангарда К. Кук, датированная началом 1980-х гг.: «Яков Чернихов: что находится за фантазиями?»6. В ней выражено мнение, что текст книги Я. Чернихова «Архитектурные фантазии», имеет мало общего с его основными теоретическими работами, а его рисунки могут быть рассмотрены лишь в качестве демонстрации использования цвета и изобразительной техники. К. Кук также отмечает оригинальность подхода к конструированию форм в теории Чернихова, но считает относящимися к этой теории только две его книги: «Основы современной архитектуры» и «Конструкцию архитектурных и машинных форм». Во второй половине 1980-х гг. К. Кук публикует ряд материалов: «Русский конструктивизм и Яков
7 8
Чернихов» ; «Чернихов: фантазия и строительство» ; «Архитектурные фантазии
4 Hiroshi Sasaki, Jacob Thernykhov and Architectural Fantasies // Process Architecture. - Tokyo, 1981. - № 26; Cooke C. Iakov Chernikhov: what lies behind the fantasies // Architectural Desing. - London., 1982. - № 11/12. - pp. 9093. и др.
5 Первые выставки работ Я. Чернихова, обеспечившие возрождение интереса к его творческому наследию, состоялись за рубежом: 1) в Италии (1973, 1974); 2) выставка в Берлине (1977), 3) в Париже (1979), 4) Вашингтоне (1980); 5) в Токио (1981); 6) (1983), 7) передвижная международная выставка «Архитектурные фантазии Якова Чернихова», организованная Международным архитектурным благотворительным фондом имени Якова Чернихова (Руководителем фонда является внук Я.Г. Чернихова - архитектор Андрей Александрович Чернихов). Последняя включала более 750 работ из собраний Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и личного архива Андрея Чернихова. Проходила с 1989 г. по 2001, в странах: Болгария, Германия, Греция, Нидерланды, Дания, Швейцария, Россия, США, Франция, Аргентина, Великобритания. С 1991 по 2000 гг. фондом была организована еще одна передвижная международная выставка - факсимильных копий (100 единиц) «Яков Чернихов. Основы современной архитектуры» (Чехословакия, Ирландия, Россия, Беларусь).
6 Cooke С. Iakov Chernikhov: what lies behind the fantasies //Architectural Desing. - London, 1982. - № 11/12. -pp. 90-93.
7 Cooke C. Russian constructivism & Iakov Chernikhov // Architectural design profile - AD - 59. - 1989. - №
7/8.
8 Cooke C. Chernikov Fantasy and Construction // Architectural Desing. - London, 1984. - № 55.
Якова Чернихова»9 (данную работу совместно с A. Papadakes). Этим список зарубежных статей, целенаправленно рассматривающих творчество Я.Г. Чернихова, фактически исчерпывается. В указанных статьях К. Кук систематически и достаточно подробно знакомит западного читателя с творчеством Я. Чернихова. Следует отметить, что, в определенной степени, это является результатом непосредственного участия К. Кук в организации выставок работ мастера, а также ее тесного взаимодействия с Международным архитектурным благотворительным фондом имени Якова Чернихова.
Следует отметить, что, в ходе данной работы, нами был установлен постоянный рабочий контакт с Фондом и, пользуясь случаем, хочется поблагодарить его президента А. Чернихова и сотрудника J1. Сысоеву за советы, предоставленные материалы и помощь в уточнении некоторых фактов биографии Я. Г. Чернихова. А также директора РГАЛИ Т.М. Горяеву и ведущего специалиста отдела архивных коммуникаций Т.В. Петрову за неоценимую помощь в поиске архивных материалов.
Отечественные научные труды имеют существенное теоретико-методологическое значение для изучения вопросов творчества Я.Г. Чернихова. Это, прежде всего, статья крупнейшего отечественного исследователя русского авангарда С.О. Хан-Магомедова под названием: «Феномен Я. Чернихова (символический экспрессионизм графических композиций)»10. Этот текст - один из первых отечественных научных материалов, в котором дана аналитическая оценка творчеству Я. Чернихова, и где архитектор-художник обоснованно поставлен в ряд выдающихся мастеров советского архитектурного авангарда 1920-1930-х гг.
С.О. Хан-Магомедов публикует критические рецензии современных Чер-нихову архитектурных журналов и указывает на странный парадокс восприятия деятельности Якова Георгиевича его современниками, выразившийся в невысоком интересе профессиональной среды к его изданиям. Большое внимание
9 Cooke С., Papadakes A. Iakov Chernikhov's architectural fantasies. - London : Academy Editions, 1989.
10 Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Кн. 1 Проблемы формообразования. Мастера и течения. -М. : Стройиздат, 1996. - С. 546-553.
С.О. Хан-Магомедов уделяет книге Я. Чернихова «Искусство начертания», квалифицируя ее в качестве носителя базовых принципов «построения графических композиций»11. Подобный взгляд в тот период являлся новым аспектом изучения творчества архитектора-художника, потому что до этого времени исследователи, в основном, обращали внимание на иные труды Я.Г. Чернихова, изданные позже книги «Искусство начертания». С.О. Хан-Магомедов подчеркивает, что Я.Г. Чер-нихов применял «отвлеченные принципы построения» не только в орнаментальном искусстве (книга «Орнамент. Композиционно-графические построения»), но и в архитектуре («Основы современной архитектуры»). Но как конкретно, по каким правилам Я.Г. Чернихов использовал эти «отвлеченные принципы», в чем они заключаются - С.О. Хан-Магомедов не раскрывает. Также С.О. Хан-Магомедов утверждает, что на архитектурную графику Я. Чернихова повлияли различные концепции советского художественного авангарда.
С.О. Хан-Магомедов предлагает рассматривать архитектурные фантазии Чернихова «на уровне пространственно-графических изобретений», а доминантой
его творчества определяет «проверку комбинаторных возможностей варьирова-
12
ния на базе различных концепций формы авангарда...» .
Значительный вклад в научное изучение творчества Я. Чернихова внес кандидат искусствоведения, историк и теоретик архитектуры A.A. Стригалев, также являющийся инициатором включения этого мастера в круг специалистов, внесших ключевой вклад в историю советской архитектуры и искусства. Его авторству принадлежит материал о Я. Чернихове, подготовленный для двухтомника «Мастера советской архитектуры об архитектуре».ь Данный материал не был опубликован в связи с отклонением его редакционной коллегией, посчитавшей творчество Я. Чернихова «недостаточно значительным»14. Начиная с 1979 г., A.A. Стригалеву принадлежит инициатива включения черниховских графических
11 Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. С. 552.
12 Там же. С. 553.
13 Мастера советской архитектуры об архитектуре : избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов : в 2 т. -М., 1975.-2 т.
14 Стригалев А Феномен Чернихова: авангард и окрестности // Вопросы искусствознания, XI (2). - 1997 - С 255.
работ в состав различных международных выставок. Им опубликован ряд журнальных статей о Я. Чернихове в изданиях: «Памятные книжные даты» (1989 г.)ь, «Архитектура и строительство Москвы» (1990 г.)16, «Вопросы искусствознания»
17
(1997 г.) , а так же раздела коллективной монографии: «Яков Чернихов. Доку-
1Я
менты и репродукции из архива Алексея и Дмитрия Черниховых» . Особенно интересна, на наш взгляд, публикация в журнале «Вопросы искусствознания» под названием: «Феномен Чернихова: авангард и окрестности», в которой A.A. Стри-галев впервые вводит в научный оборот два рукописных текста Я. Чернихова: «Мое жизнеописание» и «Тематика по общим вопросам архитектуры», сопровождая их собственными примечаниями.
Важно подчеркнуть, что, в своем анализе творчества Чернихова A.A. Стригалев связывает основные вехи его творческого пути с культурными и политико-социальными реалиями страны. Он достаточно подробно описывает биографию архитектора-художника в контексте исторической ситуации и оценивает Я. Чернихова как мастера «архитектурных фантазий», композиционной и исполнительской импровизации, чьи книги являются убедительными аргументами в пользу ведущей роли конструктивизма в архитектуре, дизайне и полиграфии, но, которые, в соответствии с общей ситуацией, связанной с положением советского художественного авангарда, «опоздали».19 A.A. Стригалев фиксирует наличие негативной реакции соотечественников Я.Г. Чернихова - конструктивистов и рационалистов на его книги, и выделяет труд «Основы современной архитектуры» в качестве основного в серии его трудов. В результате исследования творчества Я.Г. Чернихова, A.A. Стригалев подчеркивает наличие у него «беспредметного» или «аналитического» метода построения архитектурных фантазий. Он фиксирует этот метод как оригинальную
Стригалев А. 100 лет со дня рождения // Памятные кн