автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Творческий путь Ованеса Шираза
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческий путь Ованеса Шираза"
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ АРШШ ШСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ имени М. АБЕ1ННА
На правах рукописи УДК 891.981.092
МАРТИРОСЯН ВИКТОР АРШАВЙРОВИЧ
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ОВШЕСА ШРАЗА
Специальность: 10.01.02 - Литература народов СССР
(армянская советская литература)
Автореферат диссертации да соискание ученой степени кандидата филологических наук
Ереван - 1990
Работа выполнена в Институте литературы им.М.Абегяна Академии наук Республики Армения. Научный руководитель - доктор филологических наук
Официальные оппоненты:
1. доктор филологических наук Г.А.Айрян
2. кандидат филологических наук А.Ж.Апинян
Ведущее учреждение - Армянский государственный педагогический институт имени Х.Абовяна
р.. Q^ о / / CA
Защита диссертации состоится "(/'Л< ^ 1990г. /у' -в " час. на заседании специализированного совета Д 005 IOoOI по присуждению ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы им.М.Абегяна . АН РА (адрес: 375015, Ереван, Кармир Банака, 15).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института литературы им.М.Абегяна АН РА.
Д.В.Гаспарян.
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного совета
кандидат филологических наук А.М.Вартанян
ОИЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Поэзия высокоталантливого армянского поэта 0.Шираза, вписавшая нетленные страницы в историю отечественной литературы, предоставляет богатый и ценный художественный материал для изучения, армянской поэзии советского периода, в частности, поэзии 30-80-ых годов. Творчество Шираза знаменует собой определенную эпоху в духовной биографии армянского народа, очерчивает области его духовного полета, наводит мосты между его прошлым и настоящим. Обширное по объему и глубокое по содержат®, творческое наследие поэта исследовано пока далеко недостаточно. Данная работа ставит целью в посильной мере восполнить этот пробел.
Материал исследования. Почти 55 лет интенсивной творческой деятельности, плодом которой явились книги, изданные миллионным тиражом, принесли поэту то максимальное воздаяние, которого может удостоиться литератор за свой труд -всенародную любовь и признание. На произведениях Шираза воспитывалось несколько поколений, в его творчество наили свое художественное воплощенно и эмоциональный отклик многообразные исторические события и реалии, сопутствовавшие жизни поэта и затрагивающие интересы и судьбы как Армении и армянской нации, гак и судьбы нашего государства, страны, челоьз-чества в целом.
Творчеству Шираза посвящен ряд ценных литературно-критических и литературоведческих работ, однако литературное наследие поэта - по мере публикации все новых его произведений, издания архивных материалов, воспоминаний современников и т.д. - нуждается всякий раз в новом аналитическом изучении, предоставляет возможности выдвижения новых толкований и оценок.
Велик интерес к творчеству "поэта всея Армении" нашего времени и в среде неармяноязычных читателей. Произведения Шираза переведены и изданы на около пятидесяти языках мира. Раскрытие всего богатства, многогранности и общечеловеческой художественной значимости наследия выдающегося армянского поэта предопределяет необходимость дальнейшего углубленного литературоведческого анализа его творчества.
_ Цель и задачи работы. Цель работы - всесторонне изучить творческий путь Шираза. Его творчество начинает формироваться с начала 30-ых гг.; оно сопряжено с литературными направлениями и течениями последующих лет, вбирает в себя все крупные явлении литературной жизни; в нем раскрывается весь литературный процесс данного периода, присущие последнему тенденции, отражаются перемены, происходившие в общественной жизни. Именно Ширазу било суждено Еоэродить в советский период традиции классической литературы, средствами литературы поддерживать национальный дух. Цель работы - выявить "тайны" народности поэта, запечатленные в его литературных произведениях национальную психологию и мораль, уточнить роль его поэзии в деле предводительства человека, народа, человечества по пути к храму добра и совершенства. Б связи с указанной целью в работе ставятся и решится задачи выявления внутренней логики развития поэтического творчества Шираза, раскрытия содержания и способов художественноговоплощенщ проблематики его поэзии, определения места поэта в современной ему армянской литературе.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные положения марксистской эстетики о социальной обусловленности искусства, специфике художественного отражения действительности, соотношении содержания и формы в произведениях искусства, диалектике национального и общечеловеческого в развитии художественной культуры. Методологические и методическ;-9 ориентиры для осуществления данной работы были почерпнуты автором также в трудах авторитетных отечественных ученых-литературоведов.
Научная новизна работы. Впервые введены в оборот материалы из периодической печати, касающиеся творчества Шираза, а также неизвестные широкому читателю произведения поэта; уточнены даты написания некоторых произведений; дан сопоставительный анализ вариантов ряда стк :отЕорений. Творчество Шираза впервые представлено в его целостности, будучи рассмотрено как специфическое выражение состишия национальной политической; эстетической мысли определенного периода (1932-1984 гг.). Руководствуясь принципиалы ой установкой на изучение поэзии Шираза в контексте национального мышления и
психологии, мы стремились выполнить деэ следующих условия: а) рассматривать творчество Шираза как продукт эпохи во всем многообразии характерных душ нее факторов и, одновременно, -как проявление данного от природы самобытного таланта, тлеющего определенную направленность; б) при анализе произведений поэта не стремиться вводить их в рамки определенного литературного направления или метода, учитывая то обстоятельство, что поэзии Шираза сформировалась как нечто цельное и самостоятельное до того, как сам поэт познакомился с различными течениями, направлениями и школами в литературе и сумел выработать собственную позицию по отношению к ним. В работе подчеркивается бунтарски1!, нонконформистский дух поэзии Шираза, а его творческое наследие расценивается как выражение национальных интересов и целей, как выражение надпартийной, гуманистической идеологии.
Практическое значение работы. Диссертация - как в плана вовлеченного в нее (в том числе впервые использованного) фактического материала, так и в плане ее научных выводов -может быть полезна для совершенствования школьного и вузовского курсов по армянской литературе, а также представляет определенный интерес для лиц, занимающихся изучением литературного наследия Шираза.
Диссертационное исследование способствует уяснению ряда следующих вопросов:
а) освоение и развитие в рассматриваемый период творческих традиций армянской классической поэзии, включая поэзию Е.Чаренпа;
б) своеобразие проявления нового эстетического мышления, сформировавшегося в конце прошлого и в первые десятилетия нынешнего столетия, в армянской поэзии советского периода! .
в) восстановление преемственной связи с поэзией 30-60-к годов, передача традиций лирики новым поколениям;
г) выражение национальной морали, исторической памяти народа, общенациональных чаяний в поэзии Шираза.
Учитывая всенародное признание и любовь, которыми поль-< зуется личность и творчество Шираза, настоящая работа может представить интерес и для массового читателя.
Апробация работы. Диссертация выполнена в отделе советской армянской литературы Института литературы имени М.Лбе-гяна АН АрмССР. Почти все разделы работы по частям опубликованы в виде статей в республиканской печати, а одна глава
- "Забытые страницу из литературного наследия О.Шираза" -апробирована в виде доклада на IX конференции молодых научных сотрудников упомянутого института,
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается Еыбор теш и ее актуальность, определяются цель и задачи исследования, указываются методологические принципы его, раскрывается практическое значение работы. Показываются те основные аддвракельны-е нити, которые связкЕают поэзию Шираза с современной ему общественной жизнью, с эпохой. В качестве отдельных этапов творческого пути поэта выделяются: период "Гарнанамут"-а - вступление в литературу одаренного от природы поэта, проявляющего приверженность традициям литературной классики; период 1936-39 гг., когда Шираз пытается приспособиться к диктуемым свыше критериям и когда в результате этого краски его поэзии в какой-то мэре меркнут; период военных ;-;ет - борьба за лирику, создание произведений, пронизанных духом любви к родине, треЕогой за ее судьбы, героико-патриотическиш мотивами (сборники "Книга песней", "Лирика"); послевоенные годы," печально знаменитый период бесконфликтности е литературе - произведения, написанные по принуждения, и одновременно трезвая и четкая позиция по отношению к руководящим указаниш,1, навязываемым свыше политическим и эстетическим ориентирам; 50-60-ые годы
- поэтическое воплощение национальной нравственности, национального облика, мечтаний и чаяний народа; 70-8Отые годы -подбор, обработка»•приведение в систему и переиздание ранее' созданных произведений, обобщение итогов творческой деятельности.
Во вводной части диссертации дается также характеристика состояния и достижений ширазсведения, раскрывается преемственная связь данного исследования с работами других авторов, посвященными анализу творчества Шираза.
Глава первая. - Биография О.Шираза. Изложение биографии
поэта дано с привлечением новообнаруженных фактов. Специально проанализированы материала, касающиеся года рождения поэта, каковым предлагается считать 1915 год. Подробное описание детских и отроческих лет жизни поэта, основывающееся на сборе и изучении соответствующих фактов, преследует цель выявления личности Шираза, его темперамента, скрытой в нем вулканической энергии, присущего ему неукротимого поэтического духа и бунтарского характера. В познавательном плане богатый материал содержат автобиографические заметки поэта и его университетский архив.
В годы учебы в университете складываются устойчивые ли-тературнш вкусы и пристрастия поэта. Документы, касающиеся этого отрезка жизни Шираза, предоставляют возможность составить наиболее полное представление о его познавательных интересах, его стремлении получить систематическое образование.
Собраны новые факты относительно обстоятельств выбора поэтом литературного псевдонима, его вхождения р литературу, оценок, которых удостаивались его первые произведения, а также о тех явлентах литературно-общественной жизни, которые стимулироЕали литературную деятельность начинающего поэта и получили своеобразней отклик в его сочинениях первоначального периода. Обоснована мысль о том, что основу.формирующегося творческого кредо поэта составляло его отношение к народу. "Люди, - писал Шираз, - растут, общаясь с великими, самым же великим является народ; все великие творцы - учоншш великого бессмертного народа"^.
Глава вторая. - Тенденции поэзии 1930-х гг.. формирование творчества 0.Шираза и его вхождение в литературу. Важную роль в формировании поэтического творчества Шираза сыграл литературный кружок, действовавший при редакции газеты "Ма~ ноцагорц". В этом кружке юный поэт читал свои пока еще не опубликованные стихотворения, здесь обсуждались его первые поэмы - "Маралдаг", "Кровавые одеяния", а затем и сборник "Гарнанамут" ("Пряха/1, весны"), поэ_мы "Сиаманто и Хачезаре", "Мокац Мирза". Именно посредством литературных кружков опыт старших - Алазана, Вштуня, Заряна и др. - передавался твор-
I. Шираз 0. Одно перышко из моей орлиной жизни. 1984, с.96. (на арм.яз.).
ческой молодежи. Шираз, подобно многим, бывал в водоворотах литературной борьбы и, хотя он и не состоял приверженном какой-либо группировки, зачастую попадал под прицел "мушкетеров" от литературы тех лет.
Развитию творчества Шираза и других представителей этого поколения поэтов во многом содействовали сборник Егише Чаренца "Эпический рассвет" и ежегодник "Октябрь-Ноябрь". Чаренц выдвинул задачу создания• синтвгичеисого искусства. В глазах Чаренца поэзия Шираза представала как возврат, движение вспять '^поэзии отстоящего от Теряна на одно поколение гюмрийца Аво и удаленного от него же на два поколения дорийца Ованеса" (тлеются в виду Аветик Исаакян к Ованес Туманян). Чаренц выдвигал также вопрос о необходимости сохранения самобытности, своеобразия стиля национальных литератур с присущей км неповторимости) и уникальностью в передаче смислоЕих оттенков. Поэзия Шираза отвечала этому требован™, являя собой образец ясности языкового мышления как положительный ориентир ддя литературы того времени. 3 свете сказанного вхождение Шираза в литературу может быть охарактеризовано парадоксальной формулой - "во имя и против Чаренца".
Хотя это пришедшее в литературу поколение несколько лет должно было петь осанны, тем не менее среди него били поэты, обещавшие'какое-то" будущее. Критика была недоброжелательной в отношении последних. Проницательный Езор А.Чопаняна заметил "негативную роль опутанных партийными и теоретическими пристрастиями критиков, мешающих естественному, нестесненному, смелому развитию талантов"*. Критика водрузила стену между поэзией Шираза и Чаренца, отрицала причастность поэтического творчества Шираза языческим мотивам в поэзии Варужана и мотивам поклонения-природе в поэзии Мецаренца, способствовала созданию все новых стесняющих творческую свободу стереотипов, провозглашая их сущностью поэзии.
В 1935 году юд редакцией В.Алазана были опубликованы две книги Шираза - сборник "Гарнанамут" и поэма "Сиаманто и Хачезаре". В том же году в составе альманаха "Литературный Денянакан" вышла в свет элегда Шираза "Кровавые одеяния". В альманахе содержатся также упоминания о поэмах Шираза "Ма-ралдаг", "Страна солнца", "Мокац Мирза".
X. См. Анаит. líaprat, о.15 (на ары.яз.).
На основе аналитического разбора произведений Шираза, опубликованных в периодической печати и еышодших отдельными изданиями в период до 1935 года, в гдаве характеризуются предпосылки последующего развития творчества поэта, заложенные на начальном этапе его литературной деятельности.
30-ые годы ознаменованы в творчестве Шираза сборником "Гарнанамут", поэмами "Сиаманто и Хачезаре" и "Мокац Мирза", а также рядом стихотворений, опубликованных в периодике. Критика приняла Шираза не без оговорок, усмотрев у него общий для молодых поэтов порок - недостаток грамотности, и обвинив его также в повторении одних и тех же образоЕ. Если первое из указанных обвинений было со временем забыто, второе - переросло в необоснованное обвинение поэта в самоповторении.
Своим сборником "Гарнанамут" Пираз привнес в литературу феномен раздвоенной поэзии, с одной стороны, включившись в хор славословий в адрес социальных и политических преобразований, осуществляемых Еластяыи, а с другой, - заЕедя свою собственную песнь, прославляющую природу, солнце, весну, родину. Сборник сыграл' роль своего рода "амбара", собранное в котором поэтическое 'Ьырье" должно было впоследствии стать материалом для написания новых произведений. "Гарнанамут", будучи первым поэтическим .сборником Шираза, служит той меркой, с.помощью которой возможна успешная сопоставительная оценка последующих продуктов творческой деятельности поэта. Благодаря Ширазу поэзия восстанавливала сбой утраченный и на протяжении десятилетий искаженный нервическим тиком облик, приобретала классическую размеренность.
Возврат к традициям классической литературы выразился у Шираза также в обработке народного фольклора. Плодами такой переработки фольклорных сюжетов явились "Сиаманто и Хачезаре", "Мокац Мирза", "Битва великана Ленина".
Анализ поэмы "Сиаманто и Хачезаре" позволяет выявить и оценить как позитивную наметившуюся здесь тенденцию переноса акцента с социальной проблематики на патриотическую. Стержень последней составляет убеждение в возвышенности целей нации и вера в ее стойкость перед лицом исторических испытаний, надежда на лучшее будущее, ее ожидающее. Поэма заверив- ' ется лучезарным видением свободной любви на свободной. родине.
Глава третья. - Неопубликованные и несобранные произвел денкя. К разряду обозначенных в заглавии произведений огне-сени:
а) произведения, которые были опубликованы в периодической печати и в альманахах, но впоследствии не включались в состав сборников и были преданы забвению (элегия "Кровавые одеяния", поэма "Возрождение", баллада "Дубовый меч", многочисленные стихотворения);
б) произведения, не публиковавшиеся в целостна-! виде, изданные фрагментарно (поэмы "Мокац Мирза", "Поэт и царь", "Битва великана Ленина");
в) объемистые произведения, отдельные части которых впоследствии были включены и растворены в тексте других произведений и которые утратили свою целостность и самостоятельность (поэмы "Бессмертна" и "Отечественная поэма", фрагмент "Аршакаван");
г) произведения, упоминания о которых содержатся в высказываниях современников и в материалах периодической печати, но которые вообще не издавались (поэмы "Татул Гила" и "Муше-Нуше");
д) литературные варианты, переработки, редакции ("Скажи-ка, бабушка", "Перед Звартноцом", "до вулкана" и др.).
В главе дается анализ двух произведений Шираза - поэм "Мокац Мирза" и "Возрождение". Издана лишь часть (четвертая глава) поэмы "Мокац Мирза". По свидетельству автора, полный текст поэмы бил утерян редакцией. Из опубликованного фрагмента явствует, что поэма представляла собой программное произведение. В работе поэма рассматривается е соотнесении с творчеством Чарекца 30-ых гг., на фоне той ситуации, когда в сознании интеллигенции поднимался, подобно всепожирающей гидре, страх по поводу грозящей утраты национально-культурных ценностей, искажения прирожденного облика народа. Это была ситуация, порожденная обстановкой молчаливого обезглавливания нации в лице ее интеллигенции, разгула социальных катаклизмов, упадка "благородной наирийской песни". Из разных вариантов текста поэмы "Мокац Мирза" Шираз выбрал тот, где коротышка Ходжа изображен инородцем. В этом выборе есть определенный ушеел, а именно: на примере Мирзы показать трагедию народа, отдавшего свою судьбу в руки чужого. Централь-
ный персонаж поэмы напоминает образы героев народного эпоса, а история его любви предстает лишь как внешнее обрамление мотивов борьбы во имя социальной справедливости и спасения нации.
В 1939 году Шираз намеревался сочинить поэму "Сасунци Давид" к 1000-летнему юбилею создания одноименного эпоса. Замысел был реализован лишь частично - написана первая глава задуманной поэмы под названием "Цовинар". Версия, согласно которой поэма была написана Ширазом целиком, а неопубликованные части впоследствии утеряны, представляется маловероятной. В работе обосновывается тезис о том, что сам Шираз не завершил поээду, В качестве аргумента в пользу такого предположения и, одновременно, в качестве объяснения причин, побудивших Шираза прервать работу над поэмой, в диссертации привлекается описание той ситуации, в которой Ав.Исаакян создавал свое произведение "Мгер из Сасуна". Как известно, под давлением идеологических инстанций мотив борьбы нации за свою свободу бил вытеснен здесь изображением идиллической картины народного благоденствия, в свете которой все национальные проблемы подразумевались решенными. Низкопробное воплощение этот фальшивый идейный мотив получил и в поэме Шираза "Возрождение".
Глава четвертая. - Поэзия в годы г.с: лн. Одним из первых в советской литературе об угпозе войны, исходящей от фашистской Германии, писал Е.Чареиц. Перед лицом этой угрозы родилась так называемая "оборонная литература", которая первоначально довольствовалась ппостой раздачей хвалы и хулы по соответствующим адресам, но затем - в силу обращения к историческому прошлому - постепенно обрела в рамках национальных литератур должную степень художественности и стала эффективным средством формирования в массах патриотического духа. От схематичного "Пограничник и дуб" Шираз пришел к созданию таких высокохудожественных стихотворений,как "Скажи-ка, бабушка" и "Хотел бы сесть на камень", которые являют собой образчики патриотической поэзии предвоенных лет, проникнутые национальным духом и отвечающие критериям поэтической классики.
Рассматриваемый хронологический период ознаменован в творчестве О.Шираза разработкой, наряду с патриотической те-
матикой, любовной лирики. В произведениях этого жанра поэт придерживается принципа раздельного выражения, дифференциации различных эмоциональных переживаний, чувств. Изображение состояния безмятежного счастья, лишенного всякой внутренней напряженности и противоречивости, придавало любовной поэзии характер неискренности и искусственности. Стихи, выдержанные е гаком духе, также нашли место в сборнике "Песнь Армении", ' однако рядом с ними здесь был помещен ряд стихотворений, признанных лучшими в отечественной поэзии. Они как бы намечают движение к идейно-образному строю поэмы "Библейская" ("Лю-бозь рождает тебя, душ тебя одолевает // Но ты есть хозяин Еечного мироздания").
Цели победы над врагом, спасения отчизны стали идейным эпицентром поэтического творчества Шираза в военные годы, укрепили е его поэзии дух мужественного противостояния превратностям жизни. Поэт занял позиции активной заинтересованности е судьбах нации, страны, человечества, выступив с манифестом "Верьте поэту" и как бы начертанными в камне строками "Экспромта", внушающими веру в конечное торжество добра.
Война приоткрыла заЕесу, скрывавшую от народа его историю, послужила толчком для оживления памяти о геноциде. В 1942 году Шираз написал поэму "Армянская дантеада", вернув в орбиту литературы мечту о воссоединении земли и народа -"масисоподобную Ееру в созЕездную вечность армянского народа",
Иные художественные критерии легли в основу "Книги песней". Здесь на пути закованных в броню орд захватчиков, попирающих колыбель человечества, Естает фигура лавроносного певца, воспевающего весну, сс.чнце, любовь, устремленного мыслями е космические дали. Этот поэтический сборник олицетворял собой отрицание еойны, вознося хвалу красоте, одолевающей саму смерть.
И в тревожные годы войны Шираз не отступился от лирики. В этот период им были написаны многие из его лучших лирических стихотворений, такие как "Коронация", "В дуб вековой я вложил свое сердце", "Не упрекаю" и др. В произведениях, помещенных в сборнике "Лирика", развертывается мысль о чистоте корней и истоков как гарантах благородства и величия поэтических тЕоренй , формируется идея "сердечно-среднего", воплощается мечта о грядущих мирных днях.
Война не смогла разрушить мир поэзии Шираза. Эти годи явились лдя поэта годами творческого подъема, создания непреходящих литературных ценностей. Если к упомянутым выше произведениям, написанным в этот перибд, добавить и поэму "Библейская", трудно будет согласиться со следующей самооценкой поэта: "И подобно рекам весной, безумна пока моя лира".
Глава пятая. - Поэма "Библейская'.' и ее варианты. В годы войны поэзия Шираза, его поэтическое миропознание достигли своего апогея. В этом смысле рождение "Библейской" явилось закономерным итогом предшествующей ,г*ошши творчества поэта. Некоторые ранее созданные ни произведения уже заключают в себе те идейные мотивы и устремления, то? образ мышления, которые на:ли croe развернутое поражение в поэме. Это мотиви и устремления, нацеленные на осмысление человека, человеческой жизни в космических координатах понятий "мир", "природа',' "вечность", "Вселенная", "Бог".
В центре поэмы - человек, а сама поэма - песнь о человеке, но не в смысле восхваления, а в смысле постижения человека. Процесс очеловечивания, согласно Ширазу, проходил через три основных, последовательно сменявших друг друга этапа, являющихся одновременно этапами познания человеком мира и самого себя. Творец вначале дал человеку земную печаль, затем - тяготы, связанные с борьбой за существование, и, наконец, все тяготы Вселенной. Приобретя способности ft познанию, человек формирует свой психический мир, а затем переходит к созидательной деятельности. Созидание, творчество в силу доставляемых им радостей становится для человека могучим средством для преодоления всех тягот его существования. Побеждая печаль, человек "короной мысли" обретает монопольную власть над Вселенной: "Ты, - сказал человеку Создатель, - победил печаль, унаследуй поэтому мою обширную вселенную, короною мысли своей стань ее властелином". Концепции библейская (человек был создан во Вселенной в качестве наследника Бога) и ширазовская (побеждая печаль, человек наследует от Бога Вселенную) не противостоят друг другу, а обе побуждают человека стать на путь самосовершенствования посредством стремления к мудрости, познания и творчества ("По незримой леотнице веков взойдешь на вершину совершенства"). *
Идя по пути совершенствования, человек приобретает еще два качества - он преодолевает душевную злобу и благодаря этому становится способным постигать печаль себе подобного. На этапе достижения совершенства, гармонии преодолевается смерть, коль скоро она составляет атрибут конечных, ограниченных существ, совершенный же человек в силу созидательных начал доброты, совести, любви в принципе открыт миру и другим людям и поэтому не конечен, не ограничен, а значит, и бессмертен. Бессмертие человека Шираз усматривает в обретении им душевной гармонии. Гармония между человеком и его душой представляется как результат "самопожертвования" души: "И послушалась она (душа ,-В.М.) навек и, подобно падающей звезде, спустилась в долины человеческого сердца".
Конечным этапом всего пройденного человеком пути познания Шираз считает этап богоискательства ("И попытался достичь своего создателя, проникая е глубину его творения"). В завершающем поэму разделе содержится намек на еще один этап эволюции человеческого познания - этап, на котором совершается отрицание бога. Поэт отмежевывается от атеистического нигилизма, утверждая: ".Лея тем в душе его дремлет Бог".
Бог естьЕоплощение совершенства; гармония между Богом и Человеком достижима не только на пути познания, есть не только плод исканий мысли, но и являет собой плод сердца, поскольку именио оно несет в себе основные атрибуты божественного - любовь, доброту, совесть. Путь совершенствования состоит в пробуждении сердца, души, результатом чего яеится установление гармонического единства между человеком и божественной сущностью, абсолютом, а также свершится космическое таинство гармонического единения миров мысли и сердца, разума и душ.
В работе рассматривается также литературная судьба поэмы "Библейская"_- изменения, внесенные автором в ее текст, оценки, которые ей даЕались. Современники усматривали в поэме религиозную символику, мистицизм, даже "реалистическую трактовку язычества", высказывали мнение, что поэма является незаконченным произведением. Шираз совершил ряд вынужденных текстуальных изменений в поэме, в известной мэре нарушивших ее стройность. Впоследствии он написал поэму "Мелодия мудроо-ти" ("Эпилог "Библейской""), где доминантная для "Библейской"
установка на познание человека сменяется установкой на его прославление. Б своем первоначальном варианте "Библейская" представляет собой целостное, самобитное художественное тво-. рение. Оно служит художественным свидетельством интеллектуальных исканий и открытий Шираза в области осмысления человеческого бытия в мире, поэтически воплощает в себе его жизнелюбивое стремление к преодолению смерти, наконец, выражает гражданскую позицию поэта в отношении к общественно-историческим реалиям его времени.
Интерес к философско-метафизической проблематике жизни и смерти человека, его сущности и путей его совершенствования выразился и е опубликованной в 1947 году поэме Шираза "Бессмертие", впоследствии получившей название "ЦЕеток Зевса". В этом произведении находит свою поэтическую кристаллизацию стремление поэта противостоять феномену физической и -моральной смерти человека, создать хотя бы иллюзию несконча-емости человеческого существования. Символом бессмертия и выступает в поэме цветок Зевса, а залогом достижения человеком бессмертия - совершенствование им своего разума и сердца, ставящее его на ступень полубожества: "Если мысль есть только часть человека, сердце - это Еесь человек как полоеинэ бога". Путь совершенствования проходит через природу, постижение которой рождает в челоЕеке тягу к морально возвышенному; он, однако, не обретает бессмертия, поскольку другую половину его существа составляет "сжигающий свое сердце" человек. Анализ содержания данной поэмы позволяет установить наличие в ней определенных черт, роднящих ее с сюжетами поиска человеком путей стать бессмертным - сюжетной линией гете-вского "Фауста" и ассиро-вавилонского мифа о Гильгамеше.
В конце 40-ых - начале 50-ых годов в "человековедческих" поэтических произведениях Шираза особо выделяется и крепнет тема песнопения о себе. Выдвинутая в поэме "Цветок Зевса" концепция "мысль - сердце - бог" получает в песнопениях о себе новый вид "человек - поэт - бог". Трехступенчатая лестница духовного возвышения выглядит как переход от человека (стремящегося к совершенству) к поэту (процессу совершенствования), а затем - к богу (воплощенному совершенству и гармонии). В поэме "Общечеловеческая песнь о себе" этот путь изображается как проходящий через душу человека; таким обра-
зом, отправной его точкой считается человеческое познание и самопознание.
Наиболее целесообразный способ толкования указанной поэмы, на наш взгляд, задается следующим вопросом: чем является для человека бог - конкурентом или целью? Если конкурентом, тогда поэма должна рассматриваться в идейном ключе "Мелодии мудрости", если же целью - в ключе или "магнитном поле" поэмы "Библейская". Как "Общечеловеческая песнь о себе", так и "Шедевр бога" представляют собой отделившиеся от материнской поэмы самостоятельные произведения, в кавдом из которых получила преимущественную акцентировку одна мысль, . идея, выражающие одну из сторон истинного положения Еещей.
В "Песни о себе" больше, чем в "Библейской", развита тема познания человека, причем здесь она раскрывается через призму размышлений о человеке-поэте с присущими ему потенциями созидания, творчества, формопороздения. "Песнь о себе" выглядит как диалог поэта с мирш, как слово отчужденной от потока времени личности, обращенное к человеку и человечеству.
"Шедевр бога" на первый взгляд может показаться пространным изложением "Библейской"; совпадают оба крайних пункта в картине эволюции: начало - сотворение мира и человека, конец - стремление человека к божественности. Однако если в "Библейской" Шираз пытается указать сущностные черты пути, ведущего к божественному, в "Шедевре бога" его главным образом интересуют причины и последствия отторжения человека от бога, осквернения им предустановленного богом порядка, отчуждения от остального мироздания. Б поэме бог выступает как сила, упорядочивающая хаос, цсрящий на земле и в космосе, а поиски бога мыслятся как поиски, совершаемые в пределах человеческой души. ("Чтоб впредь человек, нося бога в душе, не искал его во всей вселенной"). Среди присущих человеку качеств особо выделяется совесть ("Совесть есть бог"), наличие которой определяет возможность возвращения к вере. В данной поэме также фигурирует триада: "человек - обожествляющийся человек - бог". Обозначавши этой триадой путь ориентирует человека не на завоевательный поход против природы и бога, а сближает его с последними.
Глава шестая. - Национальная мораль -и национальный облик в поэзии Шираза. Начиная с 1940 года, когда был издан сборник Шираза "Песнь Армении", в произведениях поэта заметно стремление к созданию всеобъемлющего, целостного портрета нации и родной страны. В русле движения к этой цели в его поэзии начали формироваться и обретать полноту тематические ряды произведений, которые, имея разные отправные точки, устремляются к единому центру.Эта отчиэноцентричная поэзия становилась многоголосой, вбирая в свою орбиту стихотворения, посвященные детству, матери, отцу, детям, Арарату, родному языку, вере.
Тема матери была постоянным спутником и вдохновителем лиры Шираза. Мать была для поэта одним из главных источников и побудителей познания к истолкования мира; песнь во славу матери кристаллизировала и обобщила в себе психологическую тональность внутреннего мира поэта. Посредством образа матеря поэт пытался свести воедино основы человеческого существования ("Мать моя, наш хлеб моя мать, божество нашего дома моя мать"), создать микромодель мира ("Всякая святая мать -сестра создателя"), взвесить попираемые колесом космического рока жизненные ценности на весах материнской любви ("Весы"), воплотить в образе матери универсальные понятия сострадания и доброты,- поставить его как преграду на лути нравственного отступничества, сделать эту пречистую силу средством преобразования и возрождения мира. Разработка темы матери у Шираза не ограничена рамками моральной проповеди и нравственного завета, эта тема органично слита со всем творчеством поэта и образует один из осноенкх цветов той радуги, которая опоясывает небосвод его поэзии.
Более поздней по времени своего формирования в поэзии Шираза является тема отца. В ее поэтической разработке в основном сохраняются те же черты, которые характеризовали ши-разовский подход к освещению материнской темы, однако поэт не остается здесь в пределах былых достижений и творческих, приемов. Отец и отечество, отец и армянин (^р- - ^ ), отец и Арарат - эти сопоставления придают образу отца объемность и глубину, утверждая через нет э идею исторических и национальных корней быт/л личности, первооснов ее существования ("Отец - это обетованная наша земля, отец - это нация древ-
няя и ноЕая").
"Ноеэя нация" - это будущее народа, воплощенное в поколении детей и в тех надеждах, которые связывают с наш отцы. К этому поколению обращен завет собирательного Отца: "Завещаю тебе Масис, чтобы ты навеки сохранил его, как язык наш армянский, как столб отчего дома твоего". Расширяется горизонт слова, Арарат встает в средоточии пересечения отцовских заветов, воинстео будущего собирается у подножия библейской горы, устремляя взоры на ее вершину.
Культ Арарата, почитание его как святыни, пронизывающее поэзию Шираза на всем ее историческом протяжении, поэт, казалось впитал с молоком матери как воплощенную историческую память народа и свидетельство его Еерности себе, национальным устоям своей духовно-нравственной жизни. Постоянное мысленное возвращение к Арарату и обращение к нему в часы напряженных раздумий - отличительная черта поэзии Шираза. В ней проявляется духовная сращенность поэта с родиной, осознание им нераздельности своего бытия от бытия отчизны и родного народа. Укоренение в массовом сознании Арарата как символ Армении и армянского народа составляет неоспоримую заслугу Шираза. Окружающий этот символ идейный и эмоциональный ореол, во многом созданный талантливым пером Шираза, притягивал и продолжает притягивать к себе умы и сердца всех армян, где бы в мире они ни находились, пробуждая в них сознание единства друг с другом и с родиной и великую надежду на возвращение утраченного, готовность действовать во имя этой цели.
. Сохранение нацией языке является главнейшим условием ее выживания в качестве таковой,условием сохранения ею своего самобытного нравственно-психологического и духовно-культурного облика. Тема бережного, любовного отношения к языку, тема его сохранения органично присутствует в творчестве Шираза с самого начала, составляет неотъемлемую часть его общего поэтического дела, не пережав особого этапа накопления материала и уточнения авторской позиции. В условиях утраты нацией своей государственности, язык, наряду с верой, превращается в ту броню, которая призвана защитить народ от утраты им своей самости. Перед лицом разрушительной социалистической теории отмирания наций и соответствующей, не менее раз-
решительной политической практики отстаивание языка, утверждение его ценности приобретало особую важность и нужность.' Война сыграла юлагоприятную роль в деле легализации в литературе указанной теш, ибо сам язык стал в эти года воюющим солдатом, а сохранение языка - залогом победа.
Тема языка звучит в поэзии Шираза во взаимосопряжении двух мотивов - трагедия рассеяния армян по свету, распыления армянского этноса и упование на спасительную роль языка в деле его консолидации. Шираз извлекает из этой драматической ситуации ясную и близкую многим мысль: языки подобии цветам, всякий язык неповторим и имеет поэтому завоеванное своей уникальностью право на жизнь; всякий язык - мелодия горестей и радостей своего народа, и из множества таких мнлодий рождается хорал человечества.
Особую лепту асладывание облшса нации вносит вера. Для Шираза вора не есть нечто ограниченное рамками религиозной проповеди и соответствующих догматов; вера - это не средство облачения человека в смирительную рубашку послуса-ния, не средство лимитирования человеческой деятельности, а сила, пробуждающая в человеке человеческое,' облагораживающая и возвышающая его, делающая человека моральным существом. "Единственный приют бога - бдительная совесть человеческая", - писал Шираз.
Через синтез всех вышеуказанных тем в творчестве Шираза вырисовывается определенный человеческий идеал, приковывающий к себе мысль и поэтическое воображение поэта - идеал, имеющий не только социальную, гражданскую, нравственную, но и ярко выраженную национальную определенность.
В своем творчестве Шираз стремился кристаллизовать и сделать достоянием потомков духовно-нравственные устои жизни рэрода, тем самым внося свою лепту в обеспечение его бессмертия. Слово Шираза тяготеет поэтому к превращен®, в национальную программу.
В Заключении формулируются основные выводы из исследования, дается итоговая характеристика творческого пути Шираза.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Могучая стихия поэмы "Библейская". - Армянский язык и литература в школе, 1984, №5, 0,5 п.л.
2. Забытые страницы из литературного наследия О.Шираза. -IX Республиканская научная сессия молодых научных работников и аспирантов. Тезисы докладов. Ереван, 1988. - На арм.яз, 0,4 л.л.
3. Вступление О.Шираза в литературу. - Армянский язык и литература в школе. .1990, Л 5. - На арм.яз. 0,5 п.л.
М- ■
Тираж 100
Заказ 44
Отпечатано на ротапринтном участке Центра научной информации АН Армении. Ереван I, ул. Абовяна, 15