автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
"Хадикат-аш-шуара" Диванбиги Ширази как источник изучения персидской литературы XVIII-XIX веков

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Саидов, Султон Махмадович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему '"Хадикат-аш-шуара" Диванбиги Ширази как источник изучения персидской литературы XVIII-XIX веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""Хадикат-аш-шуара" Диванбиги Ширази как источник изучения персидской литературы XVIII-XIX веков"

академия наук республики таджикистан

г-г, (Институт востоковедения

На правах рукописи

САИДОВ Султон Махмадович

«хадикат-аш-шуарал> диванбиги ширази как источник изучения персидской литературы xviii—xix веков

Специальность — 10.01.06 — Литература народов зарубежных стран Азии и Африки.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ДУШАНБЕ - 1933

Работа выполнена с Отделе литератур стран зарубежного Востока Института востоковедения АН Республики Таджикистан.

Научный руководитель — доктор филологических наук. М. Муллоах-медов.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОПЕНТЫ:

доктор филологических наук, профессор У. Каримов,

кандидат филологических наук. А. Афсахов.

Ведущая организация — Таджикский Государственный Университет.

4ащцт^ диссертации состоится «/& > 0 1993 1

к / ) час/на заседании Специализированного совета Д 013.06.02 и защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологичес кнх наук при Институте языка и литературы им. Рудакп АН Республик Таджикистан (734025, г. Душанбе, проспект Рудакн, 21).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института язык и литературы им. Рудаки АН Таджикистана.

Автореферат разослан « 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета,

кандидат филологических наук / Абдуманнош

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш. Многовековые традиции тазкире в персо-язычной литературе, исходная точка которых псе еце остается спорной, по сути дела не прекращались до новейшего периоде развития этой литературы. По доступным историко-литературным данным, биографические и творческие сведения о поэтах еще Сельджу-кидского периода в своем труде "Манакиб аш-шуара" собрал Абу Тахир Хатуни Myв а фак-ад-даул а. Тем нб менее первое, дошедшее до нас таэкире, в персоязичной литературе на сей день считается "Луба(5 ал-албаб" Мухаммеда Ауфи Бухара», составленное в перзой половине ХШ в. Б последующие века появилось множество тазкире, ряд из которых завоевал всеобщее признание литературоведов разных эпох. К этсй категории тазкире, в частности, относятся "Теэки-рат аа-шуара" Даулатшаха Самарканд« и "Аташхеда" Лутф-Али-бика Азара, первое из которых составлено в ХШ в., а второе - в ХУШ б.

После Лутф-Али-бика Азара, умершего в 1785 году, до конца SIX в. а персидской литературе появилось много тазкире различного характера. По своей продуктивности этот период превосходит зсе предыдущие вместе вготые. Об этом не говорят исследователи 1раъ;ской литературы XIX в., занимающиеся непосредственно и су ори-<о-литературными источниками,, Это обстоятельство указывает на то, 1то несмотря на довольно напряженную социально-политическую збст-чновку Ирана ХУШ-Х1Х з в., литературная аиэнь в стрг.це переставала быть оживленной.

Одним из тазкире этого периода, имеющих большую научи;/» ^иность, является "Хадикат за-шуара" ("Сад поэтов") СаЯида Ах-«ада Диванбиги Ширази. Этот труд, являющийся наиболее обширным штературным источником и наиболее полной и подробной тазкире |ерсоязычной литературу конца ХУ1П-Х1Х в а., охватываем 1440 юэтов, 80 поэтесс и 40 известных представителей суфийского ор-(ii4a "Неъматуллехийв". .

Выраженной чертой "Хадккат-аш-шуара" является то, что она охватывает не только профессиональных поэтов, но и ученых, мистиков, земледельцев, слуяаигдх, религиозных деятелей, писателей,

каллиграфов, архитекторов, лекарей и представителей других видов искусств и профессий, одновременно сочинявших стихи или имевших тесное соприкосновение с поэтическим творчеством. Эти особенности "Хадикат аш-иуара" делает ее важным предметом специального изучения.

Цели и задачи исследования. Несмотря на то, что "Хадикат аш-пуара" является ценнейшим источником для изучения литературного процесса Ирана, Хорасана, Мовераннахра и Индии ХУШ-Х1Х ив», она и по сей день остается малоизученной. Исходя из4этого, мы поставили целью подвергнуть этот чрезвычайно ваяний источник всестороннему исследованию и определить его место в истории персидского литературоведения.

Нами также предпринята попытка восстановить на основе сущеа твующих источников биографию Сайида Ахмада Диванбиги Ширази и определить его художественное наследие.

Научная новизна. Наше исследование является первой работой посвященной роли и значению "Ходккат аш-шуара" в деле изучения лерсоязычной литературу ХУШ-Х1Х вв. В работе таксе определяется место поэтов Ирана, Хорасана, Мавераннахра и Индии в литературном процессе данного периода, их вклад в историю персоязычной литературы. Для определения характерных особенностей "Хадикат еш-шуара" сопоставляются некоторые материалы и факты этого труда с денными других тазкире этого периода, таких, как "Маджма- эл-фусаха"риза-к.;«и-хана Хидвята, "Сафинат ал-Махмуд" Махмуда Мирза Каджара, "Хадикайи Амокуллахи" Абдаллаха Раунака и некоторых других. '

Теоретические и методологические основы исследования. В своеЛ работе автор опирается прежде всего на теоретические и методологические достижения известных ученых-иранистов Э.Броуна, Е.Э.Бертельса, А,'!лрзэева, М.-Н.О.Османова, Ахмада Гулчина Маани А.Н.МунзаЕи, Р.Хади-заде, А.Афсахзода, Яна Рипки, У.Каримова, Н. %ллоахмедо ва.

Источники исследования. Источниками для осуществления нашего исследования явились, главным образом, тазкире, словари, литературные и исторические произведения. В круг таких источников входят, а частности, "Лубаб ал-албаб" Уухамыада Ауфи Еухарг.и

- а -

'Тазкирят аш-шуара " Даулатшаха Самарканди, "Тухфаи Сами" Сам-1ирза Сафави, "Хафт.иклим" Амина Ахмада Рази,"Аташнада" Лутф-ли-бика Азара, "Маджма'ал фусаха" Риза-кули-хана Хидаята, Сафинат ал-Махмуд" ¡¿ахмуда Мирза и другие произведения. Кроме ого, автор по маре необходимости воспользовался сборниками к ■олными собраниями сочинений ряда г.ерсоязкчных позтоб и научными «ботами исследователей-иранистов, как Каани Ширази, Саба Каша-и, Нишат, Мнджмвр, Ягма Дхандэки Сурур и других.

Научно-практическая ценность работы. Результаты исследова-ия могут быть использованы при преподавании и чтении курсов о истории литературы Ш1-Х1Х вв. в средних школах и высших, чебнкх заведениях. Отдельные главы работы могут быть использо- ' аны при создании полной истории персоязкчной литературы, иссле-овэнии ткиэни и творчества отдельных поэтов, составлении их лванов. ■

. Апробация работы. Диссертация•обсуждена в Отделе литератур гран зарубежного Востока Института востоковедения АН Республики адкикистан. Основное содержание■в виде тезисов и докладов изло-;но на научно-практической конференции молодых ученых Таджикис-ша (Душанбе, 1989), республиканской научной конференции (Лени-1бад, 1930), Международном симпозиуме, посвященном 1400-летии ) дня рождения основоположника классической системы тадаикско-фсидской профессиональной традиционной музыки Борбада (Душан-1990). "

Структура и содержанке диссертации. Диссертация состоит из сдения, четырех глав, заключения и перечня использованной и тированной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЯАШЕ ДИССЕРТАЦИИ •

Во введении главное внимание обращается на особенности "Хе-кят аш-шуррр", ее отличия от других аналогичных источников, зданных в XIX в., на причины, воспрепятствовавшие ее всесторон-•;у исследованию. Здесь .те нами рассмотрено состояние изученнос-"Ходикат яш-шуара". .

В первой главе, ншзанной "Социально-политическая и культур-■л'лтературтя хпзнь -эпохи Диванбиги Ширази", нами освеаается г.;сльно-тлитич<эски;!, культурный фон, на. хотором созревалось

"Хадикат еш-шуара". При этом автор, исходя из того, что глобальные события политической, социально-э зномической, культурной жизни Ирана рассматриваемого периода в таджикской и мировой иранистике освещены в достаточной степени, останавливается лишь на тех событиях и явлениях, которые оказывали непосредственное влияние на литературную жизнь данного периода. При этом диссертант опирается в основном на данные, которые представляют историко-литературные источники.

Внутренний кркзис правления Сефевидов, тянувшийся уже не один десятск лет, в конце концов привел к окончательному краху династия, уступившей господство своему военачальнику Надиру, который вскоре тоже теряет власть. Но династия Зендов, пришедшая к правлению стараниями Карим-хана, также быстротечно уступает его Каджарам, которые становятся единовластными хозяевами Ирана благодаря победе А га хамка д-хана ¡{адл.а^з.

Несмотря ка все жестокости и зверства, проявленные Ara Щ-хаммад-ханом Каджаром при его борьбе за власть, часть историков отдают ему должное как волевому организатору, стараниями которого в стране обрадовалось централизованное правление. Ко вскор после смерти Ara Цухаммад-хвна политическая жизнь в созданном ки государстве начинает расстраиваться. Пришедшим за ним к прав ленив цпрям и принцам уже не удается исправить положение дел.

Политическая раздробленность и социально-экономическое рас стройствс жизни страны приводят к активизации вмешательства б ее делах соперничавших между собой за с£еры влияния Англии, Рос сии, Срялции и Германии. Проникновение этих стран в Иран вскоре настолько усилипаете.я, что целиком ставит полити чсскукз и экономическую жизнь страни в зависимость от их взаимоотношения.

Следует отмстить, что политические потрясения второй полов ни -O'Iii в. не только не н я руг: а ют литерт.турний процесс с Иране,!', нагритль, содействуют ому, служа своеобразным толчком к его ин-тонск^икпцил. Убедительным свидетельством ыояу выступают сообщения лит^рауурних источников того времени, С проникновением в CTprv.y политики согерничАг:;::--; между собой европейских госуларст заметным становится и их культурное влияние. Несмотря w. ослабл

ше централизованной власти Каджаров, правительство предпринимает некоторые шаги в-сфере духовной, культурной жизни страны. В ;ередине XIX в. в стране открывается первый университет, куда 1риглаша»тся для преподавания иностранные специалисты. Появляются не только литографическая, но и типографическая печать, различные "газеты и журналы, литературные, культурные и научные 0б-дества и центры, прямо влиявпих на характер литературного процесса.

У лее в середине ХУШ в. чувствуется некоторог огивлеше литературной лизни. В Исфахане возникает литературно" движение, охватившее внушительное число поэтов, наиболее заметными среди которых были Насир Исфахани, ИУ'ле Исфахани, Муштак Исфахани, 2ахбо Kyf.fi!, Хатиф Исфахани.

В XIX в., который ряд литературоведов называют "Кадхарским периодом", литературная яизнь концентрируется главк™ образом при дворе правителей. 3 "Литературном обществе Хакана", в деятельности которого принимали участие сам Йатх-Ади-тех Кэикар, пр;;дворике, а такжэ тегеранские поэты, происходили иитересюге литературные состязания» Состоявшее в этом обществе поэты еледо-вали художественны:-? принципам представителе» напрэялекия вВаз-гзшт6 ("Возвращение").

Консолидация цегах групп поэтов в лятературких обществах и центрах, конечно, имела свои пелетмтзльные стороны, Не., к сожалении, эти поэты йольпвй честь» подракали своим •гнпнетч-м предшественникам. Как справедливо отмечает Ян Рипка» "Исфзхан-ской группе Му^гака приходит на емеку тегеранская во главе с Сйба из Казана. Хотя обэ тот опираются яа етаруа традицию, Тегеран зиамеяувт прогресс» ибо га гага был не только опыт Исфахана, но и'преакчук-гсгвг поццержки со стороны государя и пльмо«"*.

Наиболее популярными поэтическими формами з поэзии XIX в. был:! касыда и газель. По крайней ¡¿аре, з творчестве позтов-иссле-доаэгелей направления "Возвращения" эти -енровне фермы занимают главное место.

В такой обстановке кил и творил автор таэкнре "Хадикат ая-ыуара" Сайид Ахмад Диванбиги Ширази.

I. Рипка Ян. История персидской и таджикской литератур М., 1970.- С.ЗОЗ.

---------------■> ---- — о . б -

Еторая глава работы "Иизнь и творчество Диванбигя Ширази" посвящена биографии и литературной деятельности автора "Хадикат аш-ауара".

Отсутствие единого мнения среди ученых о биографии и творчестве Диванбиги Ширази вынудило нас уделить необходимое внимание этой теме. При этом мы воспользовались разрозненными сведениями различных источников.

Следует отметить, что источником, содержащим наиболее полные сведения о жизни Диванбиги, является его тазкире. Других источников подобного характера нам обнаружить не удалось.

Биография Диванбиги приводится в "Истории персидских тазкк ре" Ахмада Гулчина Маани, но источником его опять же является "Хадикат аш-шуара". Неполные биографические и творческие данные о Диванбиги встречаются в тазкире "Фарс-наме-йе Насири", автор которого был его современником. В других современных Диванбиги тазкире и иного рода источниках о нем ничего не сообщается.

V,Согласно сообщению самого Диванбиги, он родился в 1242 (1824) году в4*Ширазе. В начале "Хадикат аш-шуара" Диванбиги сообщает свое имя и титуляцию в нижеследующей форме: Хадоса Мирза Ахмад Ишик-ахаси-баши, сын Ака Аб-л-Хасана, купца Ширазского". Из дальнейших сообщений автора выясняется, что в возрасте девят лет он лишается отца и его воспитанием занимается дедушка по матери - Ака Мухаммед Али, который.был старостой квартала Майда: и шах города Шираза. Спустя некоторое время эту обязанность дед переложит на своего внука, но не надолго: уде в юности проявляв шего успеха в литературе Ахмада направляют на службу к правителю Хорасана %ра;ау Мирзе и назначают начальником канцелярии.

Начиная с этого времени, Диванбиги много путешествует по Ираьу. Это обстоятельство дают ему возможность встречаться в различных краях с деятелями литературы и культуры, почерпнуть' достоверные сведения о состоянии литературной лизни в том или ином районе страны, о творчестве поэтов и деятелей культуры. В . результате Диванбиги принимает такое решение: "Между 1260-1270 годами, когда мне было 20-30 лет, мне пришло в голову составить тазкире о творчестье наших поэтов. Тогда я применил усилие и с брал понемногу стихи каждого поэта и напьсал его".

Не успев еще систематизировать собранный материал, Диванбиг

отправляется по делам службы в город Иезд. Некоторое время он прекращает работу над составлением тазкире. Но зато он здесь составляет другое сочинение, которое называется "Ахбор ал-йезд" ("Вести о йезде"). В этом сочинении Диванбиги также собирает биографические и творческие данные о поэтах Йезда и его округи. В будущем этот труд также включается в "Хадикат аи-шуара". „

Возвратившись в Тегеран, Диванбиги в течение целого года собирает свежие материалы для своего тазкире, но ему снова не удается засесть за обработку и классификации собранных материалов: в 1294(1876) году его посылают по делам службы в Кирман-пах. И снова Диванбиги собирает материалы о поэтах этого района и составляет тазкире "Нухбат ал-мусибат-и Ахмади" ("Ахмадовы избранные беда"). И лишь в 1298(1880) году, по возвращении и Тегеран, Диванбиги удается завершить многолетний свой труд, который мы ныне рассматриваем.

Следует отметить, что в начале Диванбиги ставил перед собой задачу составить тазкире современных ему поэтов. Но, после ознакомления с "Аташ-када" Лутф-Лли-бика Азара, приходит к мысли, что следует отметить также и поэтов, пришедших в литературу после смерти автора "Атаи-када"(1785 г.). Этим решением Диванбиги связал свой труд с трудом своего предшественника. Исходя из этого, "Хадикат аи-шуара" можно назвать непосредственным продолжением "Аташ-када" Азара.

Дальнейшая жизнь. Диванбиги для нас остается неясной. В научной литературе по это.-.у поводу существует различные мнения. Например, Аббас Икбал Аштияни считает дату смерти автора - 1895 год. Автор "Данешмандан ва сухансаряяне Фарс"("Ученые и литераторы Зарса") М.Х.Адамият, а также Ахмад Гул чин Маани относят эту дату за 1895 г.

Диванбиги завершил основнуп часть работы над тазкире в 1695 г. Затеи некоторое время производил дополнения в нем и уточнял факты. Об этом сообщает в своем тазкире сам Диванбиги. Автор тазкире "Зарс-наме-йе Насири" Хаджи Ми;;за Хасен ¿асои -современник Диванбиги, закончивший работу над своим тазкире в 1898 году; сообщает, что Диванбиги еще находится при жизни. \втор диссертации склонен считать, что Диванбиги умер после '.698 года. "-■

Диванбиги после себя оставил еще -одно произведение - "Рияэ-ал-джанах" ("Сады покровительства"), : эторое, к сожапению, увидеть нам не удалось.

Следует подчеркнуть, что Диванбиги не был профессиональным поэтом, но как всякий высокообразованный человек, а тем более литератор, без особого труда мог сочинять к стихи. Поэтому под своими стихами, помещенными з тазкире (около 100 бейтов), он не упоминал о своем поэтическом псевдониме. "Диванбиги" - это не псевдоним, а название должности чиновника, Стихи Диванбиги сочинял по тому или иному поводу.

Третья глава - "Хадькат аш-шувра" и традиции тазкире в пер-сопз^тчной литературе ХУШ-Х1Х вв." - посвящена структуре и содержании "Хадикат пвмцуара"» Здесь 23 затрагиваются проблем, связаннее с новаторская тенденциями в персидской литературе XIX в.

Классификация персидских тазкире, предложенная Германом &ге, имэет множество сторонников в современном персидском литературоведении. Согласно этой классификации персидские тазкире делятся не две разновидности: первая - об^пе тазкире, содержащие сведения о прошлых и современных автору поэтах; вторая -мгкир*, содержащие сведения о поэтах определенного периода.

На нал взгляд, данная классификация не вполне отвечает существу вопроса,

В XIX в. написано более двухсот историко-лнтерптуроведчес-ких книг, ко, к сожалению, большинство из них осталось вне йэяя зрения исследователей персидской литературы. После тщательного изучения большей чрсти источников этого периода, диссертант разделяет их ка четыре группы.

В первую группу входят тс тьзкире, которые ограничиваются излечением биографических данных и стихотворных образцов поэтсс определенного района или территории, К ним относятся, в частности.. тазкире Абдаялохг Раунд хе "Хадика-йи Аманатлахи", %'а Сирязи "Шакбрастон-и Парс"' и "Тааьира-йи Цу'а", Мясхина Исфахан« "Тпзкира-Яи М'.екик". Эти тазкире, соответственно, отраяпг.т литературную тсизиь районов с курдским населений?*, области йарса, города "Лкраза и его округи, Исфахана, К этой групп« примыкают также "Мяхзан ад-дурар" Амана Самани, содержаний сведения о бахти-

•; :' - 9 -

ярских поэтах: "Тухфат ашчпуара" Мухаммада Казима Тебризи, "Тазкира-йи Астарабад ел ГУрган" Бурхана Астарабади, "Майкада" Вамика Мадраси, "Тазкирайи шуарайя Йезд" Мирза Махди Йезди.

Ко второй группе источников мы относим те тазкирэ, в которых отражены денные о поэтах, восхвалявших какую-нибудь знаменитость. Образцом таких тазнире может явиться "Тазкира-йи Самар" Самара Найини, дающего сведения о.поэтах-панегиристах правителя Исфахана Мирза Му хаммад-хана.А" Мадайих ал-му'тамадцийа"' Фарханга Мазхаба даёт ' сведении о 93 поэтах-панггиристах Ману-чехр-хана Гурдон Му'тамад аддаула".

. ' Необходимо напомнить, что существует и таэкире "Мадоих-н Му'тамади", автором которого считается Урдаани, но все его данные извлечены из труд?. Мазхаба. Урджани в нем принадлежат лишь собственные его панегирические . стихи в честь Манучехр-хана.

.К указанной группе относятся тякке "Латайиф ал-мядайих-и Му'тамади", автором которого является Мирза Мухаммзд Баруджарди, "Манакиб-и хисамнйа" "и "Гаидя-и шайган" Тахира йсфахани и "Хазкн аш-ии'ар" Мирза Фзраджулла ''эхо ллати« Можно упомянуть еще и тазкире. Заварайи "Му&с'кр ад-Еакирийа", в котором собраны данные.о 60 современных автору поэтах»

К третьей группе источников XIX в, юяно' отнести те тезки-ре, которые в значительней мере способствуют так.-хе й освещению других сторон жизни современного им общества.-Тем.не менее,таз-кире,' принадлежавшее.к. этой группе, имеют одну особенность: в них больше внимания уделяется поэтам прошлого,, чем современным. Так, в "Тазкира-йи Мухаммад-захи" включены 133 поэта прошлого и лишь 57 современников, 12 'ко которых являются принцами Каджар-ского дома и высшими чинами государства, иногда сочинявших стихи. Два из этих таэкире указанного характера ""Тазкира-йи. хара-бат" и "Мастаба-и хораб" принадлежат перу Халаку Мирзы. Однако,' на нрш'взгляд, эти два таэкире можно'считать одним и тем же, так как во втором таэкире повторяются те же имена и сведения, что и в первом.

К этой категории источников можно причислить и "Маджма* ал-фусаха" и "Рийаз ал-арифи*Г Р;;зат кули-хана Хидаята, которые охватынаит как современных автору поэтов, так й предшественников. /

"Тазкира-йи Афсар" включает 60 современных и предшествующих поэтов, п в "Вустан ял-ушек" принца Али Риза,-сына Сатх-Лли- ••

......... - - -

шаха упоминаются .400 современных и предиествугщих поэтов. Лишь по количеству поэтов отличаются и "Бустан ал-фазайил", "%нтахаб ал-аш'ар" и "Анджуманара-йи Насири".

Упомянутые тазкире оказывают существенную помощь в более полном изучении литературной жизни Ирана, Хорасана, Мавераннах-ра и Ивдии 1Х-Х1Х вв.

Знакомство с литературной обстановкой XIX в.. показывает, что в этот период поэзия обращается к поэтическим творениям прошлого, особенно к поэтическое стилю великих мастеров. Эта тенденция находит свое отражение и в деятельности составителей тазкире.

И, наконец, в XIX в. появились тазкире, которые охватывадц лишь современных поэтов. К этой категории.тазкире относятся "Тазкира-йи шабистон"и "Андауыанара" Ахмад-бика Гурджи, известного под псевдонимом "Ахтар", "Андлуман-и Хакан" Фазил-хана Гарруси, "Нигаристан-и Дара"Дед ор-Раззака Дунбали.

^ Здесь следует выяснить одно обстоятельство. Дело в том, что три последних тазкире по сути дела являются одним и тем же. Случилось так, что Ахмад-бик Гурдт не успевал завершить нача-1 тую тазкире. После смерти .Ахмад-бика продолжать его дело берется его брат ЭДухаммад Бакир-бик, ко его тоже постигает судьба брата. Тем не менее братья успевают сделать значительную часть работг. Зазил-хан Гарруси вносит в труд лишь отдельные изменения, но дает тазкире другое название. Фазил-хан,.следует отме-' тить, поступает .не очень корректно по отношению к. своим предшественникам, не упомянув даже их имена. Почти аналогично поступает и Абд ар-Раззак Дунбали: изменив некоторые данные в биографиях и образцах стихов, дает ему новое название и присваивает себе. л

К четвертой группе тазкире можно отнести ряд литературных источников, в том числе "Тазкира-йи дил-гуша", состоящий из двух "бустановм,первый из которых посвящен Фатх-Али-шаху и его сыновьям, а второй - современным поэтам.

К этой категории источников относится и предмет наших ис-| следований - "Хадикат аш-щуара". По своим структуре и принципу," ! лзложение материал- "Хадикат аш-щуара" существенно отличается от все-: вышеупомянутых нами тазкире. По вреыенно-пространственш критериям это отличив абсолвтное: "Хадикат аш-щуара" охватывает

поэтов Ирана, Индии и Мавераннахра, жизнь деятельность которых протекали между 1785 и 1895 гг. Диванбиги стремится к тому, чтобы его тазкире во всех отношениях выступила продолжением "Аташ-када" Азара. Включая лишь современных поэтов, он охватывает колоссальное число лиц: 1440 поэтов, 80 поэтесс и 40 религиозных 'деятелей. Ни один другой тазкире, современный "Хадикат 'аш-шуара", не включает такого количества поэтов.

Выраженной особенностью "Хадикат аш-шуара" является то, что создатель тазкире не ограничивает круг доступных ему сведений о поэтах. Он приводит саше разнообразные сведения о жизни и творчестве, включенных в тазкире поэтов.

В стилистическом отношек'м изложение "Хадикат аш-шуара" отличается простотой и доступностью, автор избегает усложнять текст фигурами искусственного стиля.

Весьма важно, что Диванбиги ко всем поэтам, включенным в та'зкире, подходит одинаково беспристрастно, что весьма часто нарушается в других литературных источниках данного времени. И весьма прискорбно, что литературный источник с такими достоинствами буквально до кедазних пор не был знаком дане литературоведам. Это обстоятельство вызвано тем, что малочисленные рукописные списки "Хадикат аш-иуара" хранились в частных коллекциях, а об авторе ее ни в каких письменных источниках ничего не сообщалось. Первое ознакомление литературоведов с "Хадикат аш-шуара" по искаженной справке в "Истории персидских тазкирэ" Ахмад,а Гулчина Маани, вызванной неполным списком тазкире, существенно умаляло ее в глазах заинтересованных лиц.

Необходимо отметить, что Ахмад ГУлчин Маани пользовался лишь списком, хранившемся в Центральной библиотеке Тегеранского университета. Данный список по содержанию и объему весьма существенно отличается от списка, принадлежащего Сайиду Дна"фару Султан ул-Карайи. Вследствие этого, Ахмад Гулчин Маани в своей работе "История персидских тазкире" указывает меньшее, чем в тазкире, количество поэтов.

В этой справке количество включенных в "Хадикат 8ш-шуараи поэтов значительно сокращено, а о поэтессах, к которым в литературоведческих кругах всегда существовало особое внимание, вообще ничего не сообщается. Это обстоятельство, конечно, не

ногло пройти бесследно для такого важного источника своего времени.

Некоторые составители тазкире, к числу которых относятся и Мухаммад Ауфи, Сам-Мирзс Сафави, не мало хлопот исследовате- . лям доставляли тем, что не сообщали точные даты создания своих трудов. К удаче, "Хадикат о-шуара" в этом отношении является одним из счастливых исключений. Сообщения автора в этом отноше-" ш:и довольно подробны. ;

Исходя из сообщений Диванбиги, процесс создания."Хадикат вш-шуара" можно разделить на два периода: первый период - сбор материалов и начало из классификации относится к 1265(1849) г. Вынужденный перерыв работы над тазкире в связи со служебными деля^г/. продолжается в пределах 15 лет. Но и ъ ¿то время Дивакби-г>:а по существу, продолжает начатое дело: вновь собирает материалы, дополняя к совершенствуя то, что было.сделано ранее.

Второй период работы над составлением тазкире откосится к 1878-1679 гг. Именно в этот период он, возвращаясь из служебной командировки, серьезно принимается за работу: еновн собирает . материалы в районе Тегерана, где за долгое его отсутствие уже, естественно, происходили существенные изменения в литературной хизнк. В результате напряженного.труда Диванбиги в 1310(1695) г. завершает свою работу. Таким образом, Диванбиги почти 30 лет жизни посвящает созданию своего гигантского труда.

Как мы ухе отметили, Диванбиги в своей тазкире-не ограничивается изложением денных линь о поэтах, а широко охватывает культурнуо и научную обстановку страны, приводя, важные для науки сьедения об ученых, мудрецах, суфиях, особенно представителях ордена "Не'мотуллахийа", лекарях, каллиграфах, зодчих, художниках, кузнецах и представителях других искусств н профессий. -

Изложение материала в "Хадикат аш-шуара" предпринято по алфавитному принципу. Г'о-видимому, техой принцип исключает всякие структурные ухищрения, весьма распространенный во времена Диванбиги. Авторы тазкире, как правило, классифицируют материал по разделам, которые называют "сахифи" - страница-("Тухфа-и Ся-ми"), "саф" - ряд ("Тнзкира-йи Насрободи"), "щу'ля-пламк; гяхгари- искрп, "Фуруг" - сияние, "пяртвп"- луч ("Аташ-када") и т.п.

- 13 -

С другой стороны, построение материалов в тазкире. по принципу, избранному Диванбиги, требует определенной степени смелости, ибо отношения феодального общества времен автора "Хадикат аш-шуара"' строились на этикетных началах, поэтому "уравнение" на. страницах тазкире, скажем, такого поэта, как.Надира Мазандарани - панегириста Ардашира Мирза Рукн ад-даула с Наяир ад-дин-шахсм Каджаром является ни чем иным, как нарушением этой ■этикетности. Но так как в "Хадикат аш-шуара" и тот, и другой из поэтор упомянуты под буквой "Н", то при зелании легко можно обвинить Диванбиги в нарушении этикета. 3 этом и заключается независимый, беспристрастный характер труда Диванбиги, что Еесьма ценно з научном отношении.'

Четвертая глава диссертации, названная "Хадикат аа-шуара" Диванбиги Ширази как истопник персидской литературн ХУШ-Х1Х вп", 8 целях более полной классификации содержания тазкире, разбита на разделы.

В первом разделе главы рассматриваются основные источники, которые в "Хадикат аи-зуара" использовал Диванбиги. Прежде всего* диссертант приходит к заключению, что Диванбиги в своей работе использовал меньше письменных историко-литературных к научных источниковг чем другие современные «.-у авторы тазкире. Основным способом добывания необходимых сведений и материалов для Диванбиги остались личные встречк с представителя!.« литературы, культуры и науки.

Помимо личных контактов с непосредственными авторами и использования всевозможных письменных источников( Днванбиги применяет поиски биографических, творческих сведений8 ¡поэтических образцов через других лиц - носителей информации.

Ко времени качала работы над "Хадикат аш-шуара" существовало 'уже несколько тазкире о.литературе рассматриваемого периода, и Диванбиги воспользовался их материглачи» При этом он критически подходит к извлекаемому материалу: сопоставляя данные нескольких письменных источников и собственных материалов, отмечает обнаруженные в том или ином источнике погрешности. Б отом отношении Диванбиги часто упоминает "Сафинат ал-Махмуд" Махмуда "лрза Кадкарп, "Мадхма^ ал-фусаха*' Риза-кули-хана Хидаята и "Хади-ка-.Йи Аманаллахи^Абдалла Раунака. Уместно отметить, что подоб-

—.......- • 14 - '

(Шй метод работы в других литературное источниках того периода

не отмечен.

В этом же разделе диссертант отмечает заслуги составителя критического издания "Хадикат аш-шуара" - Абу-л-Хасана Навайи, выполнившего сложную задачу критики текста тазкире на основе различных рукописных списков и снабдившего издание ценнейшими данными, извлеченными из других источников. Учитывая то, что "Хадикат аш-щуара" был создан в течение длительного периода, некоторые имена в рукописных списках отмечены повторно. В таких случаях составитель критического текста, не меняя принятый автором порядок, в сносках отмечает свое личное мнение. Таким образом, он исправляет не только разночтения, которые со временем произошли в различных рукописных списках "Хадикат аш-шуара", но неизбежные для огромного труда погрешности, которые 'допущены самим автором, . ,

Во втором разделе этой главы диссертант на основе разбора сведений об известнейших поэтах рассматриваемого периода указывает на расхождения между "Хадикат аш-шуара" и другими источниками того вревени. При этом рассмотрены биографические и творческие сведения об известных поэтах XXX в. Висала Ширази, Нише-те Исфахани, Каани Ширази, Миджмаре Ардастани Исфахани, йагма Джандяки, Суруше Исфахани, Малик аш-шуара Махи-удхане.

В этом разделе диссертант затрагивает важные для восстановления общей картины литературной жизни периода моменты. В частности, о личных и творческих отношениях выдающихся поэтов этого периода Миджмара и Ниаата в "Хадикат аы-шуара" содержатся сведения, которые ни в каком из других литературных источников не зафиксированы. В трудах же литературоведов по этому поводу высказывались противоречивые суждения. По нашему убеждению, факт взаимоотношений двух поэтов, зафиксированный лишь в "Х&дикпт ап-щуера" лишний раз свидетельствует о скрупулезном отношении Диванбиги к литературным фактам. По крайней мере, "Хадикат аь-чгуаря" не дает ни одного поводе обвинять ее автора в недобросовестности.

ДиЕанбиги, излагая сведения о жизни и тЕорчесгве поэта XIX а.

Каани Ширази, сообщает о существовании множества стихов,, которые отсутствуют даже в полном диване поэта.\

. Аналогичное .обстоятельство связано, и со стйхями Сурушп Ис-. -фг'хени. Из 40 бейтов поэта,•которые ;^ирн6.кгк ;вкл»мил\г. -срою. . 7-'кни1у; в его дивене:отсутствует 30 бейтов.

в "Хадикат аш-шуара" содержатся и о жизни и творчестве йагма Джандаки, о его взаимоотношениях о поэтами и правителями времени.

Исключительные в своем роде сведения в "Хадикат аа-шуара" содержатся о знаменитом придворном поэте Йатх Али-шаха Каджара, Сабо Кашани:

J рJlо ид» ^ 31 ц

|J бЬ^ Л ЛЫ з сЛЪ ^

¿Л£ ^ «ij.il Ji 3'

^и .сиЛ¿»I 31 у-ли _> Ь

<-А л>1

0—И «1—5

й

з а- ц^ь». 01' и**-'

.,111 з гз ¡у-г* &3■> -*1 «'■>

"Но в связи с его смертью располагаю любопытным рассказом. А рассказ таков, что за четыре дня до своей кончины он собрал своих братьев, родственников и близких и завел речь о по?.',.<и. При этом одному из них он сказал: Прочти ине немного из моего "Худаванд-наме". Тот прочитал. Затем он другому сказал:"Прочти мне немного из моего "Шахагашх-наме". Тот тсае прочитал. Затем он молвил: "Принесите "Шах-наме" Фирдоуси и почитайте некоторые его места". Принесли, раскрыли и случайно первый бейтом страницы оказался этот бейт:

Железная гора превратится в море воды, Если услдаит имя Афрасйяба *

<*У1 о*'*г /к . «к***

>5 - 16 -

Когда он услышал этот стих, его состояние претерпело изменение „..и его речи прекратились ... Спустя четыре дня он скс-нчался".

Об этих сведениях среди исследователей персидской литературы существуют различные суждения. Изложенные в "Истории персидских тазкире" и в журнале "Йадгар" (1946) в искаженной форме они вводят ученых в заблуждение. Некоторые исследователи даже отрицают соответствия сообщений Диванбиги с действительностью. Но наши наблюдения в корне противоречат подобным взглядам.

В третьем разделе главы рассматриваются сообщения "Хадикат аш-шуара" о царях и царевичах Каджарской династии, правителей и наместников различных областей Ирана,

Как известно, авторы таких тазкире, как "Лубаб ал-албаб" (Мухашад Ауфи), "Тухфа-йи Сами"(Сам-Мирза Сафави), "Маджма' ал-фусаха'ЧРиза-кули-хан Хидаят), "Сафинат ал-Махмуд"(Махмуд Мирза Каджар) отводили первые страницы своих трудов для изложения сведений, о жизни и творчестве пишущих венценосцев и их отпрысков, носителей высоких чинов. Диванбиги же, как мы отмети-' ли, в своем тазкире сильным мира сего никаких привилегий не представляет,, Тем не менее, сведения, изложенные автором "Хадикат аш-шуара" показывают, что представители Каджарской династии, помимо того, что сами сочиняли стиаи и творили художественные и литературные произведения, также оказывали воздействие на состояние литературной жизнк своего времени. Так, <2атх-Али-шах, сочинявший стихи под тахаллусом "Хакая" к оставивший после себя диван стихов, покровительствовал поэтам. Автор тазкире "Сафинат ал-Мах^д" также является представителем клана КаддароЕ К пишущим представителям царствовавшего доме принадлежат и поэты Адил, Дара, Фахри, Абди, Фархад.

Четвертый раздел главы отведен сведениям "Хадикат аш-шуара1 об авторах других тазкире XIX б. Здесь диссертант излагает сведения о более чем сорока литературных тазкире, и особо отмечает те из них, с создателями которых Диванбиги встречался лично.

В своем трудо Диванбиги отмечает не только иранских создателей тазкире, как Риза-кули-хан Хидаят, Махмуд Мирза, Ахтар Афшар, Фаэил-хан Гарруси, Абдалла Раунак, но дает сведения и об

индийских составителях тазкире и их работах. Таковыми являются 1 Сурур Хинди, название работы которого осталось неизвестным, Саба Хинди, автор "Рузи раушан" ("Ясный день") и Азад Лахури, автор "Субхи гулшан'Ч"Утро цветника").

Рассматривая стилистические особенности творчества поэтов, включенных в "Хадикат аш-шуэра", диссертант приходит к заключению, что в,своем творчестве они подражают стилю творений Рудяки, Анвари, Фаррухи, Саади, Хафиза и других выдающихся поэтов прошлого. Возврат к принципам стихосложения поэтов прошлых веков, является результатом осознанного стремления поэтических кругов, объединившихся в литературных центрах и обществах, каковыми I являлись "Общество Мултяка", "Общество Нишата", "Общество "Хакпна" и другие. Другой причиной являлась притягательная сила простого по стилю, но содержательного стиха мастеров далекого прошлого, выдержавшего испытание временем.

В пятом разделе рассматриваются непрофессиональные поэты, которые сочиняли стихи от случая к случаю. Таких лиц в "Хадикат аш-шуаря" довольно много. Объединив таких стихотворцев в особую группу, диссертант предпринял попытку выяснить их место э лите- . ратурной жизни XIX в. Многие из таких лиц занимали высокое положение в культурной жизни своего времени и поэзия, будучи не главной музой в их жизни, тем не менее, была духовной потребностью. Такие "непрофессиональные" поэты, как Ниязи Ыирези, Муштяк Найини, Бака Акбарабади, Маджид Талугани и некоторые другие являлись выдающимися художниками и каллиграфами своего времени. В "Хадикат аи-иуара" перечисляются £6 каллиграфов,каждый из которых являлся мастером своего дела.

В числе подобных поэтов Диванбиги упоминает йусифа Хинци, 1'Нпрйи Исфахяни, Ьухрат Ширази, осноеной профессией которых являлась медицина. Из музыкантов Дивгнбиги упоминает Кезайи Кг-э чи и Сгфяйи Исфахяни, из парфюмеров $ехиря Хуресяии, Курсом* .'"-"з?ндяряни, Хяцжато йирази, из стеклодувов - Шяйдя Исфяхаки, Гул":ана Шнрг.зи и Зар.гара Исфяхани, который занимался ювелирным дгяом. Если Хявар Тебрези прокашлял торговлей, то Ту раб Дчахряыи з-нимался весьма скрошой работой - собирал колючки, но и тот, и другой в дупе были глотами.

В "Хадикат сш-ауяра" встречается немало поэтов, имена которых

заменены их занятием: Шакар-риэ йезди-(кондитер), Наккаш Шира-зи (художник). Мусавварайи Хамеайи (г-дожник), Табиб Ширази (лекарь), Табиб Исфахани (лекарь), Дарвиш Талукани (нищий) и т.д.

Как упомянули выше, в "Хадикат аш-шуара" включены имена сорока.старцев суфийского ордена "Не'матуллахийа". Эта группа имен начинается изложением биографии крупнейшего авторитета этого ордена, шейха Сафи Исфахани, за которым последуют краткие характеристики каждого из 39 остальных.

Кроме суфиев ордена "Не'матуллахийа", последователи которого более всего проживали б городах Машхаде, Кирмане и Тегеране, Диванбиги дает сведения и о последователях других суфийских орденов, В частности, отличая поэтов Шираза, напоминает, кто из поэтов этого города принадлежит к последователям ордена "Захябийа", а когда ведет ре< ь о поэтах Ирака и Хорасана, где было распространено влияние ордена "Накшбандийа", также отмечает принадлежность того или иного поэта к этому ордену.

Необходимо особо подчеркнуть и то положение, что в "Хадикат аш-шуара" включены образцы творчества сорока женщин-поэтов, пи-соепих стихи на языке фарси.

Персоязычныз поэтессы принимали участие в литературном процессе второй половины ХУШ-Х1Х вв. а в качестве поэтов с собственным диваном стихов, и в качестве лиц, "иногда писавших стихи".

Выявление верного варианта биографии и творческого пути поэтесс ХУи[~Х1Х ьв. сопряжено определенными трудностями, связанными с тем, что часто имена и места жительства их или скрывались, или искажались, сто обстоятельство связано с госпсдствоЕзвиимл б тс времена в обществе моральными нормами, пренебрежение которых сопрогождалось всевозможными непредсказуемыми последствиями. Соблцать господствовавши; правила поведения или этикет, аыну.т.-д^'п был и автор "Хадикат г.щ-шузра",

Тькже, как в отнесении поэтов, Длганбиги обращаясь к жизни и творчеству поэтесс ХУы-ХХХ ьп,, иногда не удерживается госгро-у.2нести некоторые примечательные опизеды из жизни поэтесс прош- . лих геков.

Излагая биографические и творческие пан.чыо о поэтрссах, автор "Хадикат «а-шулра" иногдп затрпгирпег ¡¡-жоторие истснкс-мокенты их биографии и' творчества.

Сведения, содержащиеся в "Хадикат аш-шуара", дают отчетливое представление об активном участии женщин в литературной и культурной жизни Ирана ХУШ-Х1Х вв.

Диванбиги с особой подробностью излагает личную и творческую биографии таких поэтесс, как Бибок С'Маджлисара"), Дкакэн-бигим, "Хаджия, Хиджаби Астарабади (дочь выдающегося лирика Бадр ад-дина Хилали), Дилшад-хатун, Дилшад, Рабиа Астарабади, Рашха-бигим (дочь Хатифа Исфахани), Заррина-тадж, Зиб ан-ниса-бигим, Зиннат ан-ниса-бигим, Айгсла Самарканди, Исмат Самаркан-ди, Шах-Джахан-бигим, Валия и другие, жившие и творившие в ХУИ-Х1Х вв. ..

В заключении диссертант подводит итоги проделанной работы. Делается вывод, что "Хадикат аш-шуара" является наиболее ценным тазкире, полнее, чем какой-либо другой тазкире, отражающий состояние литературы, культуры и науки ХУШ-Х1Х вв. Ирана, ^пве-раннахра, Хорасана и Индии, Преимущество "Хадикат аш-шуара" перед другими тазкире этого периода заключается в более обстоятельном изложении биографических и творческих донных о поэтах.

Подбор наиболее совершенных в поэтическом отношении образцов творчества поэтов и писателей ХУШ-Х1Х вз. свидетельствует 'о высоком литературном вкусе и интеллектуальном уровне создателя "Хадикаташ-шуара",

В структурном отношении "Хадикят аш-шуара" составлен по алфавитное принцип;/, что в большей степени, чем в других принципах, может исключить случайные переоценки или недооценки творчества поэтов. В свою очередь, это положение говорит о беспристрастном подходе создателя "Хадикат еа-шуара" к случайным по отношениа^худогественному творчеству явлениям, что Увеличивает научнуа ценность его труда.

Благодаря "Хадикат аш-шуара" Диванбиги у науки появляется возможность ознакомиться-с образцами творчества поэтов Ирана, Мзверен1?ахра, Хорасана и Индии ХУШ-Х1Х вв., произведения которых до наших дней не дошли.

В "Хадикат аш-шуара" имеются образцы творчества и таких поэтов, которые отсутствуют как в диванах самих поэтов, так и в других литературных источниках периода.

Такгм образом, с уверенностью можно отметить, что "Хадикат

аш-шуара" является важнейшим источником для изучения истории персидской литературы ХУШ-Х1Х ее.

По теме диссертации опубликоЕеш следующее работы

1. Сарчашмаи боэьгимоди адабшиносй (Достоверный литературоведческий источник) // Садои £арк,. - I99&.- № 3.-С. 140-142.

2. Тазкираи "фдинрг уш-шуаро"-и ДеЕОнбегии Lepo3i> зфм-чун сарчашмаи адабаёти fopc дар асрхри ХУШ-Х1Х (Тазкире "Ха-дикаг аш-шуара" ДиЕанбиги Ниразр как источник по персидской литературе ХУШ-Х1Х ее.) //Книга е разЕигии культуры народоЕ Востока: История и современность: (Материалы мекдунар.конф.).-Душанбе: Прфон, 1990.- 0,2 п.л.

3. "Х^дшфг уш-шуаро"-и Девонбегии Иерозй еэ анъанаи таз-киранаЕЯсЕ дар асрхрл ХУШ-Х1Х ("Хадикат аа-шузра" Диванбиги Ширази и традиции тазкире е ХУШ-Х1Х ее.) //Китоб ъа китоодорг дар $архрнги ыардумони эронй = (Книга и библиотечное дело

е развитии культуры иранских народоЕ: Kayч.сб.).-Душанбе: Адиб,1992< - 0,4 п.л.

Подписано р печать 8.11.93г. Формат £0x84 I/I6. Evi'.Ta тип !Г 2. Геиять офсетная. 'Усл.печ.л. I ,L .

Типография Академии наук гесгублики Таджикистан» 734029 г.Душанбе ул. Айни 121. корп.2.