автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творческое наследие Литпуллы Муталлипа

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Аутова, Гульнара Мамутовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Творческое наследие Литпуллы Муталлипа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творческое наследие Литпуллы Муталлипа"

АЛМАТИНСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОГОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ

Р Г б од

На правах рукописи

АУТОВА ГУЛЬНАРА МАМУТОВНА

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЛУТПУЛЛЫ МУТАЛЛИПА

Специальность 10.01.06 - Литература народов Казахстана

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

АЛМАТЫ - 1994

Диссертация выполнена в отделе литературы Института уйгуроведения имени Г.С.С&цвакасова Национальной Академии

наук Ресцублики Казахстан Научный руководитель - доктор филологических наук

У. Кумисбаев

Научный консультант - кандидат филологических наук, доцент

М. Абдрахманов Официальные оппоненты: член - корреспондент HAH PK,

доктор филологических наук, црофессор Р. Вврдибоев кандидат филологических наук Р. Исмайилов

Ведущая организация - Женский педагогический институт

r-7 .

Защита состоится "•/Л " Jl^^'m 1994 г. в, // часов на заседании специализированного совета K.I4.05,05, по приоуж декиа ученоЯ степени кандидата филологических наук при Алматикоком государственно» университете имени Абвя (4b0lGü, пр. Ленина, 13).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АТУ имени Абая.

Автореферат разослан < т^г^С^ 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета

кандидат филологических наук', JL,^1 С. йакшров

доцент „

- 3 -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕШ. В уйгурской литературе тема борьбы народа против иноземных захватчиков является одной из главных. Творческая деятельность Яутпуллы Муталлипа, выдающегося поэта, драматурга, пламенного борца за освобо-едение народа от гоминдановского ига, имеет огромное значение в истории национальной культуры уРгурского народа.

Л.Муталлип - как один из зачинателей - внес весомый вклад в становление и развитие демократической литература Восточного Туркестана 30-40тХ годов. Многогранно его творчество: он автор широко известных поэтических произведений, драм, а такяе романа ' "Даванла^ ашкаида" ("На перевале",}, публицистических произведений, статей о литературе и театре.

Несмотря на огромное значение Л.Муталлипа в уйгурской литературе, его творчество не становилось объектом научного исследования. Статьи, посвященные жизни и творчеству Л.Мутаялипа, принадлежащие перу таких ученых и литературоведов, как К.Хаеанов, М.Хамраев, Р.Кадирий, А.Ахтам (СУАР), Т.Елиев (СУАР), носят обций характер и касается лишь отдельных вопросов его творчества. Для того, чтобы иметь целостное представление о жизни и творчестве писателя, а также глубже осмыслить значение его творческого наследия, необходим комплексный научный анализ, охватывающий псе произведения Л.Муталлипа.

Именно поэтому изучение творчества Л.Нуталлипа мотао считать одной из актуальнейших проблем уйгурского литературоведения.

ЦЕДИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Предлагаемое диссертационное исследование имеет своей целыз дать целостное представление о вязни и творчестве Лутпуллн Муталлипа, дать анализ его творческого наследия. На основе строкого привлечения материалов диссертант стремился проследить жизненный я творческий путь поэта,

рост и развитие его идейно- художественного мастерства, охарактеризовать место его творчества в современной уйгурской литературе.

В диссертации поставлен ряд задан, главными из которых являются:

- освещение жизненного и творческого пути Л.Муталлипа на фоне социально- политических событий 30-40-х годов АХ века в СУАР.

- выявить предпосылки зарождения центральной.идеи его произведений путем последовательного анализа ранних стихов.

- определение идейно- художественного своеобразия его произведений (поэтических, драматических, цублицистических) на уровне композиции, образной системы, языкового стиля.

МЕТОДОЛОГИЯ »ЮСЛЭДрВАНИЯ. Теоретическую основу диссертационной работы составляют научные труды известных литературоведов: Л.И.Тимофеева, В.М.Жирмунского, В.В.Томашевского, В.В.Виноградова, Б.С.^ейлаха, В.Юотмана, М.М.Гиршмана, З.КаЗдолова, С.Кира-баева, Р.Бердибаева, У.Кумисбаева, М.КДамраева и других.

НАУЧНАЯ ШЕШНД И ПРА1ШЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Новизна работы состоит в том, что творчество Л.Муталлипа впервыэ рассматривается и анализируется как целостный художественный мир. В этой работе впервые подвергнуты научному анализу идейно- художественное сЬоеобразие и мастерство писателя, проблемы, пока что малоизученные в уйгурском литературоведении.

Результаты исследования .«югут быть использованы в работах по современной уйгурекоР литературе, в соответствую:;.« разделах учебников для вузов и средних школ, в также могуть иметь интерес и для широкого читателя начинаюцэго знакомство а творчество« Л.Муталлипа.

АПРОБАЦИЯ РАВОШ. Основные положения д.юссртеци.! отражены в

- б -

докладах на различных научных конференциях и изложены в опубликованных статьях.

Диссертация обсуждена на совместное заседании Отделов литературы л языкознания Института уйгуровэданяя им.Г.С.Садвакаеова НА11 РК и на сов,лестное заседания кафедр уйгурского языка и литературы, казахской литературы АТУ имени АДая, где получала рекомендации к защите.

СТРУКТУРА РАБи1И. Диссертация состоит из введения, двух глав, эаклочения и ЗиЗлнографии.

ОСНОВНОЕ С0ДКР1ШШ РАБОТЫ. Во введении обосновывается актуальность темы, степень изучзнности проблемы, цели и задачи исследования.

ГЛАВА I. лЛЗНЬ Л ТВОРЧЕСТВО ЛУТ1ТШЫ МУ ТАЛЛИНА. СОЦИАЛЬНО- • ЖШПИЧаСКАЯ ОБСТАНСЖА 30-40-Х годов з синьцзшв.

В этой главе прослеживается жизненный л творческий дуть пиг-.¡ателя на фона социально- политической обстановки 30-40-х годов в Снньцзяне. Рассматривается формирование его взглядов на мир и этг..ш1 становления его творческой личности, как поэта - патриота своей родины.

Лутцулла Луталлип родияся в 1922 году в селе Чоц Аксу (Большое Аксу) Ал^атннскоР области Уйгурского района в семье муллы Хезимахуна. В годы коллективизации сельского хозяйства в СССР семья Л.Муталлипа переехала в провинции Синьцзян. Однако и здесь Зыло не опокойно. Правление губернатора Цзинь йунзэня привело в апреле 1931 готу к иощно.лу взрыву национально- освободительного движения уйгурского народа против пора5^:ителей. "В 1930 году,-по сведения.) ¿.Оахидий,- вместе с секретарей Цзинь Пунсэмя в Синьцзян ириЗыл молодой генерал Шэн Шицай. Подавление восстания било поручено ему, Выступав 1 войском лэ Урукчи, он рпзсэяя по в-

станцев. В 1933 году, когда совершилась "Апрельская ревошоция" (12 апреля), к власти пришла группа Шэн Шицая, сместив Цзинь Шунсэня"*.

Шэн Сицай повел совершенно новую внутренняя и внешнюю политику. Источники да^от возможность составить более полное представление о тогдашнем социально- политическом положении провинции, которое несомненно влияло на мировоззрение будущего поэта и создавало почву для формирования его жизненных и творческих принципов.

В развитии его таланта определенную роль сыграла школа, где он начал сочинять первые лихи. Вначале поэт получил религиозное образование, затем с 1931 по 1936 год учился в твтврск ой школе в Кульцже. По мнэнж> его современника, одноклассника, известного татарского поэта Хамита Тухфи (Тухфатуллич), "Это 5ыло вре-

2

мя, когда была заложена основа основ его поэтического мышления" .

Лобовь к искусству у Л.Муталлипа проЗудилась еще в детстве, он прекрасно рисовал, сочинял небольшие пьесы и инсценировки. О ого разностороннем таланте свидетельствует Асим Лутзлдлп (сын младаего дяди Л.'Луталлипа), Тур су н Арамд.ш (СУ АР). аервьы творческим наставником Л.Цуталлипа Зыл Анвар Насирий, талантливый поэт и главный редактор газеты "*1ли- Уинкан". Поэт поз«е сам говорил, что его стихи рождались благодаря привязанности л л-обм к

о

творчеству Анвара Насирий .

В 1937 году пятнадцатилетний Л.^уталлип в стихотворении "Халнига" (Моему народу), впервые оцубликованном в газете "Лди-Шин^ан,"передает свои самые искренние чувства лга'в.; к своему наро-

ЁУРхан Шахидий. Шинчсан 50 йиллигл. Белин, 1905.

2. 1ухфатуллин л. Виз Шиндан унп Летун дэттук,. Яен^ хаят, 1976.

сентябрь*

3. Уйрур вдэбияти тарихи. Урумчи, 19ЭД, 1Ы- 214-56.

цу: "Что с тооой происходит, мой народ? Иди по пути свободы. Эй, .(ой народ, чтоб темницы осветить, будь яркйм и чистым лучом" ("дословный перевод наш). Эти строки свидетельствуют о формировании свиеобразном таланте, мировоззрении, способности самостоя-., тзльно выразить определенную идея. В этой -ке газота одно за другим начали появляться "Дуцго", "Бу мениц яш рунча гулум ечилат-ти", "Чоц куреш ^ойниде","1'уреш" и другие. На Л.Муталлип огром* нов влияние оказали произведения русских классиков, а также со*-ветская литература, особенно в период обучения его в русской гимназии. Это влияние отмечалось такими учеными, как М.К.Хамраев, К.Хасанов и другими"1.

В эти годы политическая ситуация в стране о1острялась в связи с нападвннем Японии. В печати появились пропагандистские статьи, стихи, призывайте к борьбе против захватчиков. Д.Иуталлип, знавщий историю своего народа, глубоко осознавал опасность этой угрозы. Его волновала судьба народа, и поэт продолжал писать в патроитическом духе. В это время осоЗенно усилился его интерес к искусству, он начал изучать драматические произведения, н попытался через сцену испытать силу влияния искусства на лхщей-исполнял главные роли в спектаклях, режиссером которых сам и являлся. К таким спектаклям относятся "Аршин- мал- алан" Гаджибв-кова, "Женитьба" Н.Гоголя.

По :ле"Апрельской революции" (1933) произошли существенные

изменения б сфере культуры и просвещения. В связи с улучшением

отношений .ленду СССР л Китаем интеллигенция получила зозмоиност >

совершенствовать свои знания в Советском Соозе. Появился, кроме

I. ЭдвЗиет квнэ искусство. 1952. ЖЗ, 76-6.; Хамраев X. Уйгур совет адеблетяннн, мэсилилири. Ал .гута, 1961, 103-5.

газеты "Или- Шинч^ан,", ряд таких изданий,как "К^ш^вр гезмти", "Ац-су гезити", "Лотен гезити", "Иттипа^ журнала", альманах "Алра'' и другие. В 1939 году Л.йуталлип поступил в дарилмуеллимнн (педагогический институт) в г. Урумчи. В эти годы Лутпулла есе Эольле усовершенствовал свои знания по литературе и продолжал своч твор-чьскую деятельность.

В 1941 году Л.Муталлипом была написана драна "Кураш к.иэи", В том же году в июне он был принят в редакцио газеты 'Млл- Шли-на работу, которая способствовала его творческо ty росту. Поездка в Кашгарию в составе геологической экспедиции советских специалистов оставила глубокое впечатление и вдохновила написать роман "Даванлар ашкзнда", рукопись которого к сожаление, была уничтожена в годы "культурной революции".

После четырехмесячной экспедиции (¡¡онь- октябрь) ^./Луталлни вновь продолжает свою работу в газете, выступая на не страницах под рубрикой "Эдебяят гулзари" со своими фельетонам, стихами ("Азатлиц тойи", "Ватур жиллар", "JKyiyo к,изи- Реханннн, иврт ¿а:п-л«ра буйруги", "Май - курэшчан ай", "Хасан- хусан", "Май нахш.ип" "Ленин ыундан; угеткан", "Янар тарлар" и другие).

В 1942 году вышла в свет чомедия "Са.иак; акац .;aiiиаГ' о ". В начале 1943 года была написана драма "Чинчодвн" и "^о^лцли sj-йинки аптап". были опубликованы статьи о литературе л ;ci:yojt:s;:.

Патриотический дух, смелая творческая деятельность л...1утэл-липа против старого политического режима настороки :а гом.:нд«.нсг-цев. Оэн Шицай, заключив содаз с Чан Кайши, выетуадл ¡:рст.:л демократических изменений, активизировавшихся посла ас ;еды "л.:рз»ь-ской революции" (1933г). Все члены КПК л лзчтная /.ктоi.. ;гг«:ц п были арестованы и брошены в тюрь.-ы, остав.:;л-?оя нп ову - о до ».ро: »з-цовались гоминдановцами, л.Муталллп с-¡ело r-ыразлл ..¿злцп

пуитлв Шэн Шицайского режима в стихах "Тун йерип, излар баси;анда", "'<1ухэмм8с" и других. В таксы же духа были написаны стихи другого известного поэта, наставника Муталлип, Анвара Насирий бе-

риллап", а также поэтов Ним Шехита "Кввридин аваз", Нур^хаммета ьркина "Яузеиз йилларра".

Гоминдановцы преследовали поэта, изгнали из редакции газеты "Или- Шиня^ан," и отправили в Аксу в ссылку. Л.Муталлип и здесь вод-руг оеэя объединил творческую молодежь и организовал литературную страницу под названием "'Крнуп Шамили". В этой газете были - . опубликованы его стихи "Дилларра я,авап", "Кел, бахар", "Шаир тор-рисида муввшшех", "Твснрати^", "Сазендэм","Хиялчан тилвк".

В 1944 году началась революция"трех округов" ("Уч вилайэт . инн^лави") против гоминдана, вследствие чего чрезвычайно усилил^ ; :я недзор над чштелямя Аксу, особенно над интеллигенцией. По ; инициативе Л.Муталлипа была создана подпольная организация под названием /"Учкунлар иттипаки". Она деГствовала протчв местных гомипдановцев, ее главной целмз было оказание помощи революции "Трех округов". В момент подготовки крестьян к вооруженному восстание эта организация была разоблачена, Л.Муталлип и его единомышленники были арестованы, а 18 сентября 1945г. все они были зверски замучены гоминдановцами.

Прожив всего лишь 23 года, оставив'после себя замечательные произведения, Л.Ыуталлип, говоря его словами,"сверкнул как молния".

ГЛАВА П. ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ЛУТПУДЛЫ МУТАДЛША.

В этой главе освещается комплекс вопросов, связанных с ху-дожественым содержание« произведений Л.Муталлипа. Глава состоит из трех частей, в которых рассматривается особенности поэзия, драматических и публицистических произведений.

- 10 -поэзия

На какую бы тему не писал Л.Муталлип, в его произведениях размышления концетрируотся вок.руг центральной идеи- идеи борьбы и в свободы. Особенно это ярко выражено в стихах поэта. Стихотвор ныв произведения поэта классифицируются нами по тематическому признаку, Ввделяюгся тема родины, свободы, борьбы, просвещения, культуры и т.д. Показана взаимосвязь тем и их роль в выражении основной идеи. В некоторых стихах наблюдаются смещение тем, поэтому вышеуказанное деление носит достаточно условный характер.

Здесь же предпринята попытка проследить процесс зарождения и развития указанной идеи на основе последовательного анализа ранних стихов "Хэлцимгэ", "Квклом нощи", "Деханга", "Ьорун дехан-га", "Ишла, дехан ака", "Тан", "Кердум".

Безусловно, красота природы родной земли сыграла немаловажную роль в побуждении у поэта любви к Родине, дала толчок к размышлению о жизни и труде земледельцев.

Анализ вышеназванных стихов показывает, что для поэта "труд и весна" выступает в качестве символов борьбы за существования, дехканин - символом народа. В такой взаимосвязи и последовательности рождаются его стихи "Кэл, баЬар", "Буйук маяк", "БаЬар Ьэи;-циде цувэшшэЬ", также стихи о родине, родной земле, "Ьасан- Ьу-сэнп,''Тун йерип, излар басцанда',' "Мухтамилат", "Янар таглар", "Ввтэн зла, .. хвлиц зла", "Яилларга ^авап", 3 них описание природных явлений служат для создания определенного настроения, эмоциональности. Они используются при сравнении с жизненными ситуациями, иногда полностью или частично заменяя их в качестве перифраз, создавая образные картины. В этой части главы подробно рассматривается прием олицетворения природных явлений.

Именно в такой последовательности начали появляться и дру-

- II 1-

£41 е ;'г|и>1, при )'уждаицне чувства патриотизма, в них ¿се громче звучат -.ют и вы борьбы. Лвгор призывает народ не падать духом, не терять надежды и веры в будущее. Так, з стихотворении "Аасан-хусан" аиот задает риториче.¡кий вопрос:

Кил у? БеЬедэ бееда матвмгв- мукам йеткнгенУ ¿¡л.илчастнн, ващитснз тэрдиргэ баш еккеи^. ( Кто .это 6 саду перевел в траурный лиц муяаы Баз борьбы, склонив голову пред судьбой?!* (пост, перевод наш) Такой риторический вопрос можно ветртить в "''ухта;/.ила?"е: "((урбан бервйму Ре ян;? (Пожертвовать собой или нзт?). В данном случае этот вопрос относится к человеку, вступившему на путь борьба. Тут же ш находим ответ "да", который призывает но останов/' ¡ваться ни перед чей и даче перед смертью, жертвуя собой во ;г!Я Родльи. Ссззучно с "..1ухтам;иато.4" стихотворение "Хиялчан ти-лек". Эту идеи расширяют и углубляет такие стихотворения как "¿^...ан ейлор", "Чоц чурэш койнида", "Азатлик урулимизга", "Ватур -.ылаар", "Май - куреагаан ай", 'Май нахшиси", "Азат гулистанл . я^ар", "Янар тарлар",в которых поэт воспевает величие борьбы за свободу, дутпулда !4уталлип протестует против всяких захватчиков, колонизаторов всего мира, против классового неравенства. Поэтов в его поэтичепроизведениях нашлл отраженна идеи братства л единства.

Важное .лелто занл лают в творчестве поэта стихи о просведе«. нил и культуре: "Нурнаиватичиз", "Бизниц утук^ар", "Досту/ра", "Ядлиц - угвн", "Эпэндн болмач;". Сн придает больяое значение человеческому улу, образованно. Ярким примеров является стнхотворвг ние "Яиш-ц уген" (Учись, молодость), где по лн&нлл поэта, "иозг-Т. Лутпулла Цутелллп. Таллан (а воерлар. Тощ.; Л.Ьэиразз. Алл/та, 1975, 30-1.

сила человека", а "знание- ключ к раскрытию тайны чудес". Поэт высоко ставит внутреннюю культуру человека, высмеивает внешнее притворство, мещанство в таких стихотворениях, как "Эпанди бол-мак,", "Мецан к,из" он пишет:

Мэданийвт кийимд» емос, сезде елее, Медвнийет алра басцан тур'луш р«Ьида1. (Культура - не в одежде » не в словах, Культура - в духе прогресса). Значительное место занимает женская тема. не Зезраэллч-на была судьба женщин. В "Чиздн", '%цго хотун- ^иэлнрл", 'Цуиго к^зи- РеЬаннин март шамилига буйрури" даются положительные (образованная, трудолюбивая, активный борец против старого, за построение новой жизни) и отрицательные (как в стихотворении "ло-щан циз") образы женщин.

Идея борьбы за свободу является центральной л в )а:иачз Л.Муталлипа "МуЬэббвт Ьвм напрет" (ЛюЗовь и неназ.ить). Ь д.ю^ер-тационной работе дается подробный анализ этиЛ баллады : характеризуется скжетно- композиционное построение, раскрывается ¿.а.ь и значение образов в авторской концепции. 3 отчетно- ки:люз ¡ц онном отношении это произведение построено на контрасте "л.з >е 1 и ненависти", проявлением которого является Осрьоо ^илд^ ":;-э->о-вью к Родине" и "ненавистьо к предательству".

В диссертации впервые рассматривается словесная ткань лоэ-зии Иуталлипа, без которой немыслимо аыракенле идеи ироиззед^н..>1. "В прозе словесная форма не является в та;<оР .¡эре од,тг.ий материальной сущностью искусства, как з поэзли. 3 поэз.м

о

сама_плоть_слова_и_ока то служит магериато..; лс 'сств&

1. Там же. 71-6.

2. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л. .¿ЭоЗ.с.-Э.а-С.

- 13 -

Наша задача состоялась в выявлении художественно- изобразительных средств в создании образов. При этом самое главное заключалось в определении значения и функций словосочетаний, а именно образных выражений, то есть художественно- изобразительных средств. Все это раскрывается с помощью ввделения ключевых слов: курвш (борьба), челиш (борьба), цайнам (водоворот), учцун (искра), ялцун (пламя), от (огонь), дол1угн (волна), дециз (океан), огацгн (шторм), лава , чор (нар), которые выражают конкретные и абстрактные понятия. При изучении художественно- изобразительных средств особое внимани е уделялось сочетай:® абстрактных понятий о конкретными. Например, абстрактные понятия- время, год, молодость, творчество, свобода, жизнь, развитив, единство, бой , будущее, дни, борьба и другие конкретизируются в сочетании со словами, • передающими конкретные понятия, (далое по тексту "конкретное понятие" -КП, "абстрактное понятие" - АП), Слово "борьба" (АЛ) много раз встречается в стихах "Жилларга ирвап", "Виз, Шин^ац огул-циаг.ири", "Аэатлин; урушумизра", "Курэп. долцунлири", "Курзпчан Дуцго хотун- щиэлири", "Азатлиц курва"|"Тук Йерип, излар басцан-да',' "Достум","Май - курэшчан ай".

Процесс конкретизации абстрактных понятий и вследствие этого создание художественно- изобразительных средстз мозию проиллюстрировать на примерз употребления слов АП - "время", "года", "молодость", "борьба", "творчество", в стихотворении "Яилларра т,а-вап":

Вацит алдирацру. Сакдап турмайду.

Жиллар шу защитниц ен, чон, йоргиси.

Аццаи сулар, атк,ан Гайдар к,айриланмаЯду,

Яорра жиллар емурниц яман огриси^.

В данном контексте слово "время" (АП) а сочетании с прила-I. Лутпулла %таллип. Талланма эсэрлзр. 15-6.

гательным '"алдирацру" (торопливы?), глаголом "сак^ап турмайду" (не ждет), существительным "йорра" (быстроногий конь), конкрети-зируясь, образует олицетворение: "Годы - быстроногий конь времени",

Или:

Ятл.лс бегида булбуллар н;анат цак''ай, йоц'рма^лар иуюлиду полишип. (В саду молодости уже соловьи не почт, И листья вяло падают)

Здесь сочетание АН и КП - "яялик; беги" (яшлик- молодость, сад- баг), то есть "сад молодости" создается образ, живая картина осеннего сада.

В диссертации приводятся многочисленные примеры подобных сочетаний, выявленных в стихотворениях "пал, Речи жил", "Батур жиллар", "Курэи к;изи", "Кекле.м иоци", "Хасан- хусен", "Бахар Ьок;н;п~ д© мувеашэЬ" такие как: жилларнин, кексиге курэш хэн^рини уруш, челиш йемишлир» пишиватиду, азетлищ гули, у тук; гуллири, нурэшннц лргири, курушни^ гари, куреш баявани, курал отира кадрен кк,иду, гэвдэ кэргэн есарэтнин кара тунн, эулум теги, мусибатнпн кара ц угиси, бехит гэЫри, и*ат яйлипца, и^ат бегида, иттила^ мевиси, курэш чечиги, адалет мейданица па^нраЯдигзн хэг.-^ар тап, баравер-лик Ьули, исти^бал чечэклиди и т.д. Все эти сочетания слов КП и АП способствует оЗраэовани» художественно- изобразительных средств, таких, как олицетворение, метафора - загадка'1', срав- . нение, сопоставление и другие.

В работе на основе анализа произведений выделяются характерные для Л.Муталлипа приемы и средства, позволяющие ярко л доходчиво выразить мысли и чувства, определявшие его поэтическое своеобразие^_________

1. Бобылев Б.Г. Стилистика художественного текста. .

с. 42.

а) перифразы:

I. Возэклер дунияси давалруп, худди дециздвк*-

("Азатли^ тойи")

строка полностью образует перифразы. Здесь "бозеклэр дунияси"

употребляется вместо слова "угнетенные", а "худди дециздэк" -

сравнение, то есть в данном случае "волна народных восстаний"

сравнивается с бушуоацгм океаном".

2. К,арацр у булу^аргиму чирак;лар йек,илса, бу мениц яш

рунчо гулум ечилатти^-

("Бу мениц таи. рунчэ гулум ечилатти")

"осветить темные уголки" - перифраза заменяет выражение "дать

образование".

3

3. ЗвЯ дулуц!гаргкму нурларни чечтук, -

("Бнзнщ yTyiyiap").

та де мысль, что и в предыдущей строке, но вместо прилагательного "Караибу" берется слово "зей (сырой), в вместо существительного "чир8К,лар" (свечи) в данной строке употребляется существительное "нурлар" (лучи).

б) гиперболы:

I. Еризлири езраил, исрапил кезлири отлуп,

Тейяр унинда аде м гешигэ к.асцан'*-("Ьасан- Ьусэн")

эти гиперболические строки использовались для создания образа "захватчика", то есть для того, чтобы передать сущность "страны захватчика", поэт использует образ - людоеда, преувеличивая и усиливая его внешние приметы: дьявольский рот, огненные глаза, и всегда готовы у него способы для того, чтобы сожрать лпбого.

1. Лутцулла Мутэллип. Талланма ееэрлар. 59-5.

2. Tau *е. 23-6.

3. Там же. 54-5.

- 16 -

2. Холмим узум жиллар ч^эбру- зулум чекип квлди,

Зулум дастидэ К03 йеии дэриддвк е^ип квлди*-("Курэш свпидин ш8л8")

3. К|ацас челлардэ атиду шу чар курвш чвчиги,

3

Улар арисида кун нуридвк парлаймиз -("Курвш долцунлири")

В первых двух строках в качестве гиперболы можно выделить ьыракение "С^шл дериядэк ецип колди" (пролил море слсз), а в : следующих словосочетание "худди кун нур"док парлаймиз" (подобно солнцу будеи сиять) и строку "К^ацас челлэрдэ атиду шу чар курва чечиги" (В цустынях расцветут цветы борьбы). Вообще«, две последние строки полностью заменяют выратш ие "мы будем бороться и победим".

в) сравнения:

I. Куздэ текулгэн Йолурмак,лардвк

3

Вэйран болуп турринимиэ -("Миллатчилэрга ээрбэ)

Первая строка используется для сравнения тяжелого положения народа с "осенним листопадом". Сравнение можно увидеть и в следующих строках стихотворений "Чимэн","Курзя илЬами":

2. Худди у булбул, китаплар к;арайду4- (Читает книгу, словно соловей поет) ("Чиман")

3. Туриду лорулдап худди Янган чордок

Курэш сепи алдида Лэпнлдигэн турдэк®-

1. Лутпулла Мутчллип эсорлирк. Урумчи, 1983, 31-5,

2. Там же. 53-С.

3. Там же. 25-5.

4. Тем ао. 28-6. э. Тем хе. 44-6.

поэт, говоря о своем сердце, сравнивает его с "жаром" (хупди ян-ген чордек) и с "реющим знаменем" (лэпилднган турдек).

г) сопоставления:

I. Курвш татлич,, ночус аччи^-

)(Борьба - сладка, совесть - горька) (""Тун йерип, излар басн^нда")

в этой строке сопоставляется курвш (борьба) с номус (совестью)

при помощи прилагательных "татлич" (сладкий), аччин; (горький)

2. 6у муЬэббатниц

Нэприти еди,

Элни сейушниц

К,изгин таптиди^-

("ЫуКеббат Ьвм нэпрат")

В этом примере сопоставляется "муЬвЗбэт'' (любовь) напрэт (ненавистью). Поэт используя словосочетание "муЬэббв7нш{ нэприти" (ненависть любви), подразумевает любовь девушки к своей родине и ненависть к в своему возлюбленному, который сбежал с поле боя.

д) олицетворения:

Яркий пример олицетворения можно увшеть в стихотворении "1'ац" ("Рассвет"). Поэт, описывая наступления утра, пробуждение мира с восходом солнца, в ярких красках создает живую образную картину природы. Это стихотворение является чаиболее ярким примером употребления олицетворения- словосочетание "Йузини ачти" (окрыло лицо), глагол относящийся к "восходу солнца", строки "Чо^килар нур билвн муцгузини чаЯ^иди" (Счалы свои острые рога оодвали лучами солнца), "Айхан к,изини елип нвгиду к;ачти" (Айхан, ззяв свою дочь, убегаеткуда-то) поэт берет женское имя "Айхан" ай- луна), "Горизонт узига упа-.э^лик суркэп" (Горизонт припуд-шлся, разрумянился), "Аарнщ кейниги шамалларда лопилдап" (Пла-ъг земли на ветру веется) и так далее способствуют оживлению

.Там же. 66-5. . . Там же, 1-13-5. •

- 18 -

природы, придавая описания красочность и возвышенность.

Мастерство Л.-%таллипа выявляется и в умелой использовании богатства народного языка, ибо как писал Н.Г.Чернышевск».й "Для ьарежеиия истинно народных чувств необходим народный язык"*. Поэт в стихотворении "¿¡аир Ьэццидэ ыувешшэЬ писал: Кврецлвшни сен издимэ, целимиц тапсун Ьосул,

о

Хзлиц разинилиридин уссун, бериквт/шк хеман бол -(Не хвастайся малым, пусть плодородным будет твое творчество,

Народ окроет тебе свою казну мудрости, стань еп хоро-

>1 :м хозяином).

„ В его произведениях часто встречаются элементы сказок, поело зици- югоьорки, воплощающие мудрости и, наконец, крылатые выра-аония, бытующие в народе. Л.Муталлип.используя их, придает своим Стихам эмоциональность и глубокий смысл. Например:

1. Ишлксэц- чии1л8йсзн,

о

Семиэ аттэк - кишнэйевн - ("Ьорун деханра") Будешь трудиться - будешь есть Будешь, как конь, сильный)

2. Айрилдуц - ейик, йеди,

Болундук; - бзрэ йеди^- ("Миллэтчилергэ зэрбэ) (Растались - съел нас медведь, Отделились - съел волк)

Нововведение Л.Муталлипа в уйгурский стих также заключается

в применении разнослояности, которое сведетельствует о новатор-

стйэ поэта. В диссертации это доказывается на конкретных примерах

1- Чернышевский НЛ\в кн.Высказывания и афоризмы Н.Г.Чернышевского. Саратов, 1978.с,95. 2.. Л.Мутвллип асэрлири.Эв-б.

3, Там не. 25-6.

4, Там же. 26-6,

и делаются выводы об идейно- художественном своеобразии мастерства поэта.

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВВДЕШЯ Важной гранью литературного дарования Л.Муталлипа является драматургия. Его перу принадлежат 5 драматических произведений: "Курэш к,изн" (1941г), "Саиса^ акац ^айнайду" (написанное в 1942г, "Чимэн вэ Палван", но недошедшие до нас), "Чинмодей" (1943 г), "Борандин кейинки аптап" (1943гК

Драматические произведения поэта до сих пор остаются малоизученными. Имеются лишь отдельные статьи Т.Елиева, А.Ахтама-оба СУАР, Д.Ясенова, Т.КаШгарий, которые содержат обдие сведения об этих произведениях.

Анализ драматургических произведений Л.Муталлипа мы предэо-ряем экскурсом в историю создания этих произведений.

Для глубокого осмысления идейно-художественного своеобразия драм, мы попытались разрешить вопрос о сожетно- композиционном воплощении идеи произведения, дать характеристику действий героев. В связи с этим рассматриваются коллизия, ход и развитиа событий в сторону обостроения конфликтных ситуаций и разрешения конфликтов в пользу положительная или отрицательных героев.

"Курзш цизи" - драма в стихах, в основе сюжета которой лежит историческое с*.5ытие - война между Японией и Китаем.

Несмотря на то, что главный герой является не исторической личностью, а собирательным образои,. эта пьеса ближе к трагедии.

Основной конфликт "Курэш ц^зи" -это столкновение и борьба местного населения с захватчиками.

События происходят в маленьком селе, где'влвет главная героиня драмы девушка по имени Айгуль.ее родители - старик и старуха, семилетний мальчик и подруга Лияфин. В драме выделяются три основ

иых ситуаций. Первый конфликт происходит между родителями Айгуль и японскими офицером и предателем, образным воплощением врагов. Характер каждого героя раскрывается в диалогах и поступках. Второй конфликтвоэникает между японскими солдатами и их командиром, третий - между Айгуль, и предателем и японским офицером.

Большое место в произведении занимает изображение мужества и стойкости старика, старухи и мальчика в столкновениях с солдатами. В диалоге, передающем допрос родителей Айгуль японским офицером и предателем, показана психология предателя, который не имеет в пьесе даже имени. Дня автора не имлет значения его имя, национальная принадлежность, прежде всего его предательская сущность. Трагична - жизнь старика, старухи и мальчика. Но финал фоизведения 1.8 трагичен. Оно завершается торжеством победы партизанскогг отряда над врагами. О содержании комедии "Самсак, акац цайнайцу" (1942г), утеранной в период "культурной революции", можно получить общее представление лишь на основе сведений Н.Замана.

В основе другой, более крупной драмы Л.Муталлипа "Чинмо-дэн" лежит конфликт между классами. Тяжелая жизнь, изнурительный труд земледельцев, их бесправное положение и борьба против местных эксплуататоров составляют сожетно- композиционную концепцию произведения. Одна из конфликтующих сторон -что представители эксплуататорского класса: Султанбэг, его оторонники Садик тэрса, Муса едэк, йузбеши; а другая - представители народа: Далам, Чин-модвн и их друзья (Турсун, Надир, Савут, Мухтэр, Кедил, Гулсум, Гулинур, Патем, Востан, Ьенипем, Ьейтек), Билал, старик Барат, старуха (родители Чинмодэн).

Сюжет драмы строится на основе фабулы о трагической судьбе влюбленных, подобной фабулам классической литература -'Терип-

Санам", "Лэйли -Мэт^нун", "Рабиэ -Саъдин" и другие. Особенно эта драма близка по сюжету к дрема "Анархан" (К. Азимова, А.Садирова). События, ведущие к конфликту, начинаются г момента встпечи Я^ала-ма с Султанбвгом в поле, в шалаше старика Ьарата. Через их диалог драматург передает черты характера, свойственные баям (Султанбаг и его друзья) и их намерения завладетьЧинмоданом, устранив калама. Планы Султанбага способствуют дальнейшему осложнению ситуации и возникновению конфликта. Развитие конфликта анализируется детально: как раскрываются хара ктеры героев (старика Барат, Да-лама и Чинмодан). ^алам - возлюбленный Чинмодэн, человек добродушный, верный своей любви, трудяга. Его первый конфликт с баями выражается в отказе от лашмана (тыловые работы). Второй- в бегстве его и преследовании, которые заканчиваются наказанием йуз-беши (сотником). Султанбаг, отправив Калама на лаиман, к освободясь таким образом от него, идет в дом старика Барата сватать его дочь Чинмодан. По ему не удается получить девушку. В этот раз, хотя и временно, побеждает Далам, которому удается с помодью брата Вилала некоторое время побыть в родном селе. Пользуясь моментом, Ж^лам устраивает не1олыцую свадьбу и женится на своей возлюбленной. Но на свадьбе друзья Султанбэга убизают Налама кинжалом. Таким образом, конфликт драмы разрешается трагической развязкой - смертью Долама и самоубийством Чинмодэн, убийством Султанбэга Турсуном, другом Цалама.

В следующей небольшой драме "борандин кейинки аптап"(Солнце после бури) также, как и в драме "Курэш и;изи", получили отражение патриотические идеи. Не случайно, название драмы "Солнце после бури" основано на контрасте между ясной, солнечной погодой и вет-ренной, пыаьной бурей, которые соответственно ассоцируются с героями драчи 'л их борьбой с врагами. Здесь сопоставляются борьба л победа. Автором для характеристики героев используется симво-

лика. Л.Муталлип, используя своих героев в качестве символов, приблизил их к "литературному типу". В этом произведении отсутствует развитие действия и завязка. Особенно интересен лрием передачи диалога между солдатом и стариком - партизаном. Л.Ыутал-лип уподобляет этот диалог диалогу между героями классики, а именно между Герипом и его учителем.

По поводу уйгурской драматургии М.К.Хамраев говорил:"Дело в том, что наш драматурги чаете ограничиваются мелкотемьем в своих драматических произведениях. В них участвуют слишком много героев, и их действия бывают не организовагкыми, направленными не к одной цели. Вследствие этого цель и идея автора остается в стороне и произведение теряет свое логическое развитие, диалектику развития"*.

В этом с^нояении в драматических произведениях Л.Муталлипа у каждого героя есть свое назначение, то есть они действуют целенаправленно, способствуя выражению основной идеи драмы. Четко выделяется концепция произведения, отражая дух того времени, в котором жил Л.Муталлип. Именно поэтому они стали весомым вкладом в уйгурскую драматургии.

Свои творческие способности и талант Л.Муталлип проявил и в жанре публицистики, В уйгурской литературе в 20-30-годы в жанре публицистики, а именно в создании фельетонов первыми были писатели Уйгур балиси (Н.Абдусемятов), ^н (А.Ниязов). Особенно

о

плодотворно в этом жанре работал Илдирим (М.Адилов) .

Л.Муталлип, наблюдая за происходящими в мире событиями, в своих произведениях, в том числе и в публицистических "Эжэл Ьо-дуцутида", "Пад :ша еамурайлири ерир Касирайду", "Униц кэлг-уси ^ор Кем парлац", дал им собственную оценку, пропуская их через

1. Хамраев М. Дотир свЬипилири. Алмута, 1972, 20(3-6

2. Уйгур совет адебияти ' тарихинин очерклири.Алмута,1967.45-6;

Уйгур совет «дабиятинич тарихи. Алмута, 1$»о.

писательскую фантазию. Так соэдан^го пам^ет "Эд;ел Ыдукушндв", в котором в качестве сатирических образов выступают два политических лидера, Гитлер и Муссолини. В их диалогах раскрь^вотся захватнические цели их политики. При создании этих образов автор умело использует идиомы из фольклора ("Пути кейган тохудек"), а также элементы сказки ("Чуш карди. Чувшда цундац иш керди.") и т.д. Во всех трех публицистических произведениях заголовки передаются загадочными названиями. Фельетон "Пациша самурайлири егир Ьаеирайду" в композиционном отношении ближе к"фельетону - сказке". Но герои не политические лидеры, а японские солдаты. Основная идея фельетона выявляется в диалоге между старым и молодым содца-тами. В цублицистических произведениях Л.Муталлип иироко исполь** зует аллегории. В фельетоне- сказке "Уннц келгуск зор Нам парла^" - "лев" выступает в качестве символа Китая, а "карликокай дракой" в качестве символа нападающей страны.

Поскольку публицистический жанр известен в уйгурской синь-цзянскйй литературе благодаря произведениям Лутпуллы Муталлипа, они оцениваются нами в работе как первые загя в новом ^анре.

3 заключении диссертации приводятся выводы, обобщения результатов проведенного анализа по каждой из глав.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ПОЛУЧИЛИ ОТРАЖЕНИЕ Б CjIWDJIHX ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Цайнам еркиши. Уйгур авази. 12-март, I992-*i.0,3 п.д.

2. Звтэнпарвар шаир. Уйрур авази. 25- ноябрь, 1992-ж.,0,3- ет.д.

3. Публицистические произведения Л.Муталлипа.//Известия HAH PK. Серия общественых наук. 1993. то. 0,3 п.л.

L 0 драме Л.Муталлипа "Чинмодэн".//Известия HAH PK.Серия филологическая. 1994. ,*5. 0,3 п.л.

». Поэтическое мастерство Л.Муталлипа.//Арзу- литературно-художественный, общественно- политический журнал.Алчаты, 1994.№10.

2 п.л.

ГУ ЛИ АРА МА'ЛТК^Зи АУТОВА ЛУТПУЛЯА 'ОТАЛПИПТиН ЙШГАРМАШЫЛ) ГЦ МУРАСН. / за_ 40- жшгдар/

Б у л гылыми «умчг:. Уйгкрдиц революционер ацины, жазушы- драматург^ Яутпулда Муталлиптыц омхр! мен ингармашилы^ 'ю- арекетт чу^рнт рет эерттел1п отар.

Диипертацияда кечттеген дере к торге негч^челе отырын, Я.Цутал»-яиптнч вм!рх яэне оньщ шыгармаларнна арпау болган Синьцэянж 3010- жылдарыидагы тарихи о^игаларына байланыстырып, а*ынныц дуние-ря кяз' арапы, иыгармаоыныц керкецпДг? мен о(* - ар1с1н!ц даму кезе-ц! айцыг даяяды.

Л.Муталлип шыгармасынац /во г репе влецов^бен жазг^н "Куре, о цязы", "Чицмодки", "Дауилдан кейшгч куитуап" драм ал ары мен "Ажал йтдмнда папкала^тау", П&тша самурайлары часырет те гуд?", Оньщ келе-|мг1 эор жэне яарцын" пынди публицистикалнц кэрквм шыга рмаларында 7()млндврт ереклплгктер кврсетглген:

а/ композициялы^ цурылисн;

б/ коркем б&яндамашылик мэнер} жвие оныц цайнар г-зркгн ш ай-киндау ар^ылы ацынчыц нэркем сэз шебердхгчне гылыми талдау жасай-

Сомдай-ац, диссертант а^ынныц жвнхнде аэшдгк ой- п1к!р

•"•ургЫп, вэ1Н1Ч танымы бойынгоа талд&п, оныц творчествосына бага '■'ртп о тирады.

AUTOVA iH'LTIABA MAMUTOVHA

"CHBATIVE IiKGACi' OF L'JTPIJLLA I-ilITAXLIP"

(1930-1940 yeara) 10.01.06. - Literature of the nations of Kazakhstan.

Th« therein "Creative legacy of hutpulli* Kutallip" praoeateii for a candidate degree tn the field of Philology is the fi»8t attempt of a detailed study and deep analysis of ths life and creation of the well-known OJglmr post L.Mutallip (1922-1945).

The creative part of the poet ia traced in the work including the propfi.-jo of formation of his views, development of his ideologi-jfil-nrfclBtic gltill" in connection with the historical Vmckgraund In Xinj i'i ig-Uighur Autonomous region of China In 1930-1940.

The 'irtigtic ideological peculiarles of the poetic, tranafcic v/ork - <»n«ii !\i"Kur,"sh qiy.t", M0hiag'»O'Jan"» "B^randin kejin-:! aptnp", irj roll ar' the pnbl'ciTtio ones ( Ajal hoduquahida, 'sdiohah aaaui'sO i.?i »¿hlr J>9?lr«»jto, (.'•»'.•»¿j kalgusi zor him parl«q) >•■•? ■'» tsnnifO'.', The'/■» pfi-cni fnrlt'ei» corc*ri. composition of th* '•»r!--:, the irt c, •jltllla, ror example th- use of artistic rep-'■7'je,'to.tlo.i'il !,..>•> •£ »■■'.! tin; r::}j3 of their formation,

Tl * epp- •*>$>«• i .)u of n cuition o.C l.K'.talllp in given Jn the