автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Творчество А. А. Иванова-Кюндэ
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Самсонова, Тамара Петровна
Введение.
Глава I. Основные мотивы и образы лирики Кюндэ.
1Л. Истоки лирики Кюндэ.
1.2. Пути и возможности развития якутского стихосложения в работе
А. А. Иванова-Кюндэ «Художественная форма якутской поэзии».
Глава II. Художественное своеобразие прозы А. А. Иванова-Кюндэ
2.1. Соотношение мира природы и мира людей в рассказах Кюндэ.
2.2. Гуманистическая концепция писателя А. А. Иванова Кюндэ.
2.3. Некоторые особенности использования этнографических материалов народа саха в прозе Кюндэ.
Глава III. Отражение событий 20-30-х годов в драматургии Кюндэ.
3.1. Война в гуманистических воззрениях А. А. Иванова-Кюндэ.
3.2. Коллективизация в пьесах Кюндэ.
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Самсонова, Тамара Петровна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Роль творческой индивидуальности в литературном процессе занимала и занимает ведущее место в отечественном литературоведении.
Фундаментальные исследования известных литературоведов Д. Д. Благого, М. М. Бахтина, А. С. Бушмина, М. Б. Храпченко и др., несомненно, являются теоретической и методологической основой для изучения творчества национальных писателей.1
Одна из важнейших ориентаций в нынешнем постижении мира творческой индивидуальности - стремление к целостному охвату, всестороннему освещению личности в динамике жизненного пути, развития ее таланта, в многообразии ее проявлений в культурно-историческом контексте своего времени. Творчество писателя должно рассматриваться не только как увеличение общего достояния общезначимых художественных ценностей, но и как мера художественных возможностей своего народа, повышение уровня национальной эстетической мысли, оказывающее влияние на весь ход дальнейшего литературного развития и на отдельные творческие индивидуальности.
Однако существуют определенные трудности восприятия произведений прошлого. Ведь отзвук крупных исторических событий отдается в сознании людей, живущих в эту эпоху, и формирует тот угол зрения, под которым они воспринимают события, произведения и вообще весь окружающий мир. Поэтому работы о творчестве отдельно взятого писателя, должны выявлять для
1 Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. 1813-1826. -М.-Л., 1950; Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. 1826-1830. - М., 1967; Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1979; Бушмин А. С. М. Е. Салтыков-Щедрин. - Л., 1970; Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. - М., 1975; Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник. - М., 1978; Храпченко М. Б. Николай Гоголь: Литературный путь, величие писателя. - М., 1984 и др. современного читателя новые, существенные для эпохи стороны в облике и творчестве его любимых писателей.2
В якутском литературоведении исследования, посвященные творчеству отдельных писателей, начались с середины XX века. Работы Г. П. Башарина, Е. Е. Алексеева, Г. К. Боескорова, Е. В. Федорова и др. положили начало системному анализу творчества писателей Якутии.3
Проходит время — и литературное наследие писателя высвечивается по-новому. Глубоко прав исследователь Г. Н. Поспелов, утверждающий, что «лучшие произведения художественной литературы живут веками в сознании общества. Они переосмысляются общественностью разных народов на новых этапах их исторического развития в разных аспектах своего содержания, приобретая каждый раз новую идейно-эстетическую актуальность»4.
В условиях нового политического мышления, обновления общества изменился не только статус, но и ракурс восприятия литературы. «Каковы же в связи с этим критерии оценки литературных произведений, творчества того или иного писателя? Таких литературных критериев, как утверждает литературовед А. А. Бурцев, остается два: во-первых, степень гуманизма художника, его отношение к общечеловеческим и национальным идеалам и ценностям; во-вторых, собственно мастерство писателя как художника слова»5.
Сегодня, когда в художественной литературе «главное - не пропаганда каких-то определенных идей, а созидание духовных ценностей»6, осознание недостаточности оценок и ощущение необходимости переосмысления определяют новый, более углубленный подход к изучению творчества тех, кто стоял у истоков якутской литературы.
2 Бабаев Э. Г. Творчество Пушкина. - М., 1988; Бурсов Б. И. Судьба Пушкина: Роман-исследование. - Л., 1989; Мейлах Б. С. «. Сквозь магический кристалл.»: Пути в мир Пушкина. - М., 1990; Щеблыкин И. П. Лермонтов: Жизнь и творчество. - Саратов; Пенза, 1990.
3 Башарин Г. П. Три якутских реалиста-просветителя. - Якутск, 1944; Алексеев Е. Е. Ексекюлях Алексей. -Якутск, 1966; Боескоров Г. К. Творчество Н. Д. Неустроева. - Якутск, 1967; Боескоров Г. К. Мастерство
Н. Е. Мординова. - Якутск, 1973; Канаев Н. П. Творчество В. М. Новикова-Урастырова. - Якутск, 1968; Федоров Е. В. Творчество Афанасия Федорова. - Якутск, 1973; Федоров Е. В. Творчество Н. М. Заболоцкого. -Якутск, 1975; Копырин Н. 3. Тимофей Сметанин: Жизнь и творчество. - Якутск, 1976 и др.
4 Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. - М., 1988. - С. 514.
5 Бурцев А. А. Необходим новый подход. Новый взгляд на якутскую литературу. - Якутск, 1994. - С. 63.
Художественное наследие талантливого якутского поэта, прозаика и драматурга Алексея Андреевича Иванова-Кюндэ вызывало интерес многих ученых-литературоведов и писателей.
Краткий обзор его творчества представлен в работах Н. Е. Мординова-Амма Аччыгыйа, Софр. П. Данилова, Г. С. Сыромятникова, Е. В. Федорова, И. Г. Спиридонова, Н. Н. Тобурокова, Д. Е. Васильевой и др.7
Функциональные особенности и художественное своеобразие поэзии Кюндэ отражены в исследованиях Васильева Г. М., Тобурокова Н. Н., Дьячковской М. Н., Романовой Л. Н. и др.8
Проблематику и поэтику жанров прозы Кюндэ рассматривали Боеско-ров Г. К., Федоров Е. В., Прокопьев Ю. Н., Окорокова В. Б., Бурцев Д. Т. и др.9 Исследователем якутской драматургии А. А. Билюкиной отмечена агитационность пьес Кюндэ, тяготение автора к разработке индивидуальных характеров, воссоздание картины современной ему действительности.10
Все эти работы дают возможность проследить, как шел Кюндэ от реальных событий и явлений к художественным обобщениям. Несмотря на наличие обширной литературы по творчеству Кюндэ, целостный анализ его творчества недостаточно разработан.
Таким образом, актуальность темы определяется недостаточностью всестороннего исследования творчества А. А. Иванова-Кюндэ в якутском литера
6 Бурцев А. А. - Там же. - С. 63.
7 Мординов Н. Е. -Амма Аччыгыйа. Человек и творчество. - Якутск, 1975; Данилов Софр. П. Писатели и книги. - Якутск, 1980; Сыромятников Г. С. Общественный деятель, критик, писатель // Полярная звезда. - 1978. - №2; Федоров Е. В. А. А. Иванов-Кюндэ. Алое зарево. - Якутск, 1979; Тобуроков Н. Н. «Он был на голову выше всех нас. » //Якутия. - 1998. - 3 апреля; Васильева Д. Е. Многогранный талант// Чолбон. - 1998. -№1. - С. 67-69 и др.
Васильев Г. М. Якутское стихосложение. - Якутск, 1965; Тобуроков Н. Н. Вечный поиск волшебства. -Якутск, 1981; Тобуроков Н. Н. Якутский стих. - Якутск, 1985; Тобуроков Н. Н. Проблемы сравнительного стиховедения. - Якутск, 1991; Дьячковская М. Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии: проблемы эволюции и классификации. - Новосибирск, 1998; Романова Л. Н. Кюндэ // Полярная звезда. - 1998. - №2. - С. 53-55 и др.
9 Боескоров Г. К. Развитие жанров прозы в якутской советской литературе. - Якутск, 1961; Прокопьев Ю. Н. От рассказа к роману. — Якутск, 1968; Федоров Е. В. Якутская проза довоенного периода (жанровое своеобразие, проблематика, художественные особенности). - Новосибирск, 1982; Бурцев Д. Т. Типы проблематики в якутской прозе. - Якутск, 1992; Окорокова В. Б. Новый взгляд на историю литературы. Новый взгляд на якутскую литературу. - Якутск, 1994 и др.
10 Билюкина А. А. Якутская драматургия 30-х годов. - Якутск, 1971; Билюкина А. А. Якутская драматургия 20-х годов. -Новосибирск, 1982. туроведении и необходимостью его переосмысления в связи с новым подходом к изучению национальной, в частности якутской, литературы.
Целью данного исследования является целостный анализ творчества А. А. Иванова-Кюндэ. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- систематизировать и осмыслить литературоведческий материал по изучению творчества Кюндэ, представленный в работах предшествующих исследователей;
- наиболее полно проследить творческий путь Кюндэ и представить более современное прочтение его произведений;
- выявить на основе сравнительно-сопоставительного анализа русской классики и лирики Кюндэ логику преемственности образов, мотивов и художественных особенностей, а также выделить особые национальные компоненты произведений Кюндэ.
В данной работе мы не ставили целью охватить всю многогранную деятельность А. А. Иванова-Кюндэ. В центре нашего внимания - исследование особенностей художественного творчества писателя, поэта, драматурга. Литературно-критическая, просветительская деятельность, работы по языку и другим вопросам национальной культуры и искусства, а также переводы могут стать в дальнейшем предметом отдельных специальных исследований.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в якутском литературоведении предпринята попытка более целостного анализа творчества А. А. Иванова-Кюндэ. При этом творчество писателя рассматривается с позиции нового подхода к изучению литературы, с учетом возрастания интереса к истории, литературе, языку, пересмотром политических и философских взглядов по отношению к национальной литературе.
Некоторые проблемы, затрагиваемые в диссертации, представляются в сравнительно-сопоставительном освещении с аналогичными вопросами истории русской литературы.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения могут быть использованы для дальнейшего углубленного исследования творчества Кюндэ, а также при изучении произведений писателя в школьных курсах якутской литературы, они могут быть представлены и как материалы для лекционных и семинарских занятий в высших и средних учебных заведениях.
Структура работы. В соответствии с поставленной целью и задачами диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество А. А. Иванова-Кюндэ"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предлагаемая работа не претендует на то, чтобы заполнить еще одно «белое пятно» в нашей литературе; это один из бесчисленных ракурсов, в котором может быть увидено творчество А. А. Иванова-Кюндэ.
Самобытный поэтический талант Кюндэ отличается тонким лиризмом, глубиной мысли, удивительной музыкальностью и совершенством стихов. Устное народное творчество народа саха и творчество предшественников Кюндэ - А. Е. Кулаковского, А. И. Софронова, П. А. Ойунского, в котором богатые поэтические традиции помогли глубже осмыслить и собственные творческие устремления и бесценное устное поэтическое творчество своего народа, являются истоками лирики Кюндэ.
Заметно якутское мироощущение в трактовке всей природы как единого живого целого. Поэзия Кюндэ, основанная на народном восприятии, затрагивает все стороны жизни, все затаенные уголки души, проникая вглубь, в тайны бытия. Философскую лирику выделить в отдельную категорию трудно. Но, тем не менее, философская струя, на наш взгляд, пронизывает некоторые его стихотворения. Ведь под философской лирикой мы понимаем стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия; стихи, в которых субъективное «я» автора ведет своеобразный поэтический диалог с Миром («Хаар быыЬыгар» (Среди снегов), «Ыллыыр ырыам» (Песня моя ) и др.).
Велико значение русской классики в творчестве Кюндэ. Заметно влияние пушкинского гения на становление якутского поэта. Вчитываясь в лирику Пушкина и Кюндэ, отмечаешь возрастание в ней духовных сил авторов: дальнейшее углубление в природу человеческой души, неотвратимое приятие основных законов бытия.
Не чужды Кюндэ мотивы и образы поэзии М. Ю. Лермонтова. Лермонтовский отрывок из поэмы «Мцыри», сцена встречи героя с горянкой перекликается со стихотворением Кюндэ «Касатка».
Знакомство с «Размышлениями у парадного подъезда» (1858) Н. А. Некрасова натолкнуло Кюндэ на вольный перевод стихотворения на материале якутской действительности. «Песня якута» (1923) воспринимается как самобытное, основанное на глубоко национальной почве произведение.
При внимательном чтении можно найти отзвуки лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета в пейзажной лирике Кюндэ.
Повторение тютчевских мотивов в описании дремлющей природы, истомленной зноем, находим у Кюндэ («В небе тают облака», «Полдень» Тютчева и «Полдень» Кюндэ).
Фетовскому изображению природы свойственно зачаровывающее романтическое звучание. У Кюндэ, как и у Фета, природа живет своей собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может быть к этой жизни причастен («Я тебе ничего не скажу» Фета, «Летнее» Кюндэ).
Роль Есенина в формировании якутской лирики, бесспорно, велика. Одним из почитателей его таланта является А. Кюндэ. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, Кюндэ, как и Есенин, стремится не просто донести до читателя свою радость от их созерцания, а передать, заразить его ощущением полноты и красоты жизни, в которых преобладает светлый и радостный колорит («Я по первому снегу бреду» С. Есенина, «Первый снег» А. Кюндэ). Однако за бросающейся в глаза красочностью и многозвучно-стью в их стихах ощущается нечто грустное и печальное. В них открывается противоречивый и сложный мир внутренних переживаний, раздумий, где трагическое мироощущение овладевает человеком, когда противостоящими оказываются две ценности, имеющие для него абсолютную значимость. У обоих поэтов одиночество родителей, щемящая тоска по ним слились в стихотворениях «Письмо от матери», «Ответ» С. Есенина и в «Письме отца», «Ответном письме» А. Кюндэ. В ответных письмах поэтов слышны голоса сочувствия, но ни в коем случае не сожаление и тем более отказ от выбранных ими путей. Интимно-исповедальную и драматическую страницу своей жизни Кюндэ поведал в стихотворении «Ответное письмо». В нем остро чувствуется попытка поэта осознать свою судьбу и свое предназначение.
Известно, что в те годы лирические стихи субъективного характера не пользовались успехом у всей советской критики. Их относили к аполитичной, «безыдейной» литературе. Наиболее резкой критике подвергся сборник стихов Кюндэ «Алое зарево» (1926). Его упрекали в умышленном отходе от актуальных проблем современной якутской жизни. Особенно досталось Кюндэ за его интимную лирику («Запах кизяка», «Мой иноходец», «Письмо отца», «Ответ», «В загоне»), «не связанную будто бы с реальной новой жизнью народа»1. Между тем он добивался только того, чтобы его поэзия исполняла свое высшее предназначение. Естественно, по мере усиления давления на него возрастал и его отпор, но это ни к чему не привело, «и его заставили публично покаяться через «Автономную Якутию». Горестно читать «Мои ошибки», где он полностью отказывается от своих взглядов. Сразу видно, что автор подчиняется силе»2.
В последние годы жизни Кюндэ особое место в его творчестве занимает новая жизнь с ее жизнеутверждающим пафосом («Сака миэрэ» (Новая мера), «Ыстаал ырыата» (Песня стали) (1931), «Алтынньы ый» (Октябрь) (1927), «КыЬыл сулус» (Красная звезда), «Ыам ыйын 1-гы кунугэр» (Первое мая) (1930), «Колхоз» (1932) и др.). Однако утверждать, что все это было написано под принуждением нет оснований. Поэт искренне верил в торжество новой идеи.
Таким образом, в поэтическом творчестве Кюндэ заметно влияние устного народного творчества народа саха, зачинателей литературы А. Е. Кулаков-ского, П. А. Ойунского в мироощущении поэта, в образном восприятии окру
1 Яковлев С. С. -Эрилик Эристиин. Несколько слов о поэтах // Чолбон. - 1928. - №1. - С. 35.
2 Тобуроков Н. Н. «Он был на голову выше всех нас.» //Якутия. - 1998. - 3 апреля. жающего мира. Основные мотивы и образы поэзии Кюндэ позволяют говорить и о значительном влиянии на его творчество русской классики.
В двадцатые годы в связи с зарождением и ростом советской поэзии, вопросы стихосложения вызвали теоретический и практический интерес якутских писателей. Перед ними встала тогда важная задача по освоению богатого опыта народного стихосложения и по разработке новых стихотворных форм.
Главный литературоведческий труд А. А. Иванова-Кюндэ «Художественная форма якутской поэзии» (1931) - первое обстоятельное исследование, в основу которого был положен принцип изучения поэзии как определенной художественной системы. Свой труд А. А. Кюндэ оценивал как первое (потому и не отрицал возможность ошибок) изучение художественной формы якутской поэзии, которое имело целью наметить пути дальнейшего развития якутского стихосложения. Заложенные им основы сравнительного изучения стиха по достоинству заслуживают особого внимания среди известных научных исследований. И в настоящее время, когда нашими учеными успешно разрабатывается компаративное изучение «родственно-язычных» стихотворных систем, в частности, тюркских народов, сделанная Кюндэ установка на переход к разноязычным стихотворным системам, является перспективной задачей исследователей в этой области.
Кюндэ, как писатель, наиболее ярко раскрылся в прозе, хотя по объему она и невелика: рассказы «Семья Доромона», «Зловещая лягушка», «Картежники», «Марба», «Туораах» и повесть «Раскорчевка», написанные с невыразимой болью и состраданием к тяжелой доле женщины-Матери («Марба», «Картежники»), женщины-труженицы («Туораах», «Семья Доромона») и женщины-хранительницы очага, отличаются возвеличиванием ее как человека, утверждением ее права на личное счастье. Проза тридцатых годов зафиксировала совершенно новое в жизни женщин явление - приобщение ее к коллективному труду. Отсюда изображение женщины принимает новое направление: сочувственное к ней отношение начинает сменяться раскрытием ее внутреннего мира и чувством ее собственного достоинства («Туораах»). Многие герои, выступая в качестве художественных выразителей эпохи, воспринимаются читателями как живые человеческие личности, и именно сочетание в их характерах яркой индивидуальности и глубокой обобщенности основных черт обеспечило им долгую жизнь в литературе.
Тридцатые годы - новый этап творчества А. А. Иванова-Кюндэ. Рассказы, получившие признание читающей публики, давали автору возможность переключиться на работу в другом, более сложном и трудном жанре как повесть. Повесть «Раскорчевка» (1934) была написана по горячим следам событий, которые перевернули не только устои хозяйства, но и сознание человека, его мировоззрение. В ней Кюндэ впервые сделал попытку проследить и изобразить сложность человеческих судеб и характеров в первые годы коллективизации.
Другой характерной особенностью художественного своеобразия прозы Кюндэ является соотношение мира природы и мира людей. Якутскую литературу с самого рождения интересовал комплекс человеческих чувств, связанных с восприятием природного мира. Традицию отождествления картин природы с определенным настроением и состоянием человеческой души продолжает и Кюндэ в своих рассказах. Природа в рассказах Кюндэ - всегда ключ к предстоящим событиям («Зловещая лягушка»). Между тем, у Кюндэ пейзаж выполняет еще и наиболее важную функцию - подчеркивает мысли автора о вечности и бесконечности природы, его позицию по отношению к вечным проблемам человечества («Марба»).
Использование этнографических материалов в прозе Кюндэ - одно из самых плодотворных художественных приемов автора. Это не только описательные вставки, органически включающиеся в сюжет и стиль произведения, с его помощью, на наш взгляд, тонко преподносятся этнические особенности мировосприятия народа саха, способствуя при этом раскрытию психологии героев.
Итак, богатое художественное своеобразие прозы Кюндэ не перестает привлекать как внимание исследователей, так и любителей литературы, что присуще настоящему искусству.
В драматургических произведениях стиль Кюндэ отражает своеобразную эволюцию плакатного начала и усиление в нем конкретно-реалистических черт. В его пьесах были подняты актуальные в то время социальные и политические проблемы. Агитационный пафос, нарочитая прямолинейность выявления социально-политического конфликта, раскрытие характеров действующих лиц без углубления в их внутреннюю жизнь, психологию, однолинейность речевых характеристик, с одной стороны; с другой - умелое обстоятельное воспроизведение бытовых примет эпохи, жанровая колоритность многочисленных эпизодических персонажей - таковы определяющие черты пьес-агиток Кюндэ.
Следовательно, ценность его пьес заключается в широком и проникновенном воспроизведении духа изображаемой эпохи, но, несмотря на это, некоторые пьесы Кюндэ перешагнули свою эпоху. Изображенная в пьесах Кюндэ проблема войны каким-то образом перекликается с современными проблемами гуманизма, самосохранения нации. В этом плане отдельные пьесы А. А. Ивано-ва-Кюндэ и сейчас не потеряли свое познавательное и литературное значение.
Таким образом, исследование творчества якутского поэта, прозаика, драматурга А. А. Иванова-Кюндэ, которое характеризуется масштабностью, многогранностью авторского мировосприятия, постижением жизни в ее богатстве и противоречиях, позволяет сделать следующие выводы:
- устное народное поэтическое творчество и русская классика сыграли огромную роль в становлении и развитии поэзии Кюндэ, но при этом ему удалось сохранить самобытность, оригинальность, богатство собственного поэтического видения мира;
- работа «Художественная форма якутской поэзии» - первое обстоятельное исследование, в основу которого положен принцип изучения поэзии как определенной художественной системы, якутским исследователем произведен почин в изучении тюркоязычного стихосложения, сделана установка на переход от сравнения родственно-язычных к сравнению разноязычных стихотворных систем;
- как в прозе, так и в драматургии ярко выражена гуманистическая концепция писателя, которая заключается в утверждении значимости Человека, его права на достойную жизнь и на его личное счастье;
- отождествление картин природы с определенным настроением и состоянием человеческой души подчеркивает мысль автора о вечности и бесконечности природы, его позицию по отношению к вечным проблемам человечества;
- использование писателем этнографических материалов в качестве художественного приема способствует раскрытию психологии героев, и тонко раскрывает этнические особенности мировосприятия народа саха. Следовательно, внутренний творческий потенциал произведений Кюндэ остается неиссякаемым источником добрых чувств, новых мыслей и глубоких размышлений для будущих поколений исследователей.
Вступая в новый XXI век о значении творчества А. А. Иванова-Кюндэ хочется выразить словами самого автора: «Каждая эпоха оставляет для следующей свое литературное наследство. Это наследство чрезвычайно ценно: оно и основа, оно и история».3
3 Кюндэ. Заметка на статью В. Н. Леонтьева «Вопросы литературные» // Автономная Якутия. - 1927. - 29 июля.
Список научной литературыСамсонова, Тамара Петровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Алексеев Е. Е. Оксекулээх ©лексей (О жизни и творчестве А. Е. Кулаковского). Якутск: Кн. изд-во, 1966. - 292 с.
2. Афанасьев В. Ф. Свет, оставленный Кюндэ. //Якутия. 1998. - 15 января.
3. Архив ЯНЦ СО РАН. ф.5.0п.2.Ед.хр.2. Пьеса «Кто кого».
4. Бабаев Э. Г. Творчество А. С. Пушкина. М: Изд-во МГУ, 1988. - 204 с.
5. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М: Сов. Россия, 1979. -318 с.
6. Башарин Г. П. Три якутских реалиста-просветителя: О А. Е. Кулаков-ском, А. И. Софронове, Н. Д. Hey Строеве. Воспроизведение изд. 1944 г. -Якутск: «Книга», 1994. 146 с.
7. Башарин Г. П. Общественно-политическая обстановка в Якутии в 1921-1925 гг. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1996. - 326 с.
8. Башарина 3. К. Взаимодействие русской и якутской литератур: Учеб. пособие / Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. - > 76 с.
9. Бетлингк О. Н. О языке якутов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 644 с.
10. Ю.Бехер И. Р. Любовь моя, поэзия. О литературе и искусстве. М., «Худож. лит.», 1965.-559 с.
11. П.Билюкина А. А. Якутская советская драматургия 30-х годов. Якутск, Якуткнигоиздат, 1971. - 180 с.
12. Билюкина А. А. Якутская советская драматургия 20-х годов. Новосибирск: Наука, 1982. - 83 с.
13. Билюкина А. А. Национальное и общечеловеческое в якутской драме 20-х годов. Якутск: ИГИ АН PC (Я), 1997. - 92 с.
14. Н.Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. 1813-1826. М.-Л., Изд-ва Акад. наук СССР в Мск., 1950. - 580 с.
15. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина. 1826-1830. М., «Сов писатель», 1967.-723 с.
16. Богданов А. Н. и Юдкевич Л. Г. Методика литературоведческого анализа. -М., «Просвещение», 1969. 190 с.
17. Богуславский А. О., Диев В.А. Русская советская драматургия. 19171935 гг. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - 376 с.
18. Богуславский А. О., Диев В.А. Краткая история русской советской драматургии. От «Мистерии-Буфф» до «Третьей патетической». М., «Просвещение», 1966. - 347 с.
19. Богуславский А. О. У истоков. Октябрь и рождение советской героической драмы. 1917-1920 гг. М., «Знание», 1967. - 48 с.
20. Боескоров Г. К. Развитие жанров прозы в якутской советской литературе.- Якутск: Кн. изд-во, 1961. 310 с.
21. Боескоров Г. К. Творчество Н. Д. Неустроева. Якутск, Книгоиздат, 1967. -168 с.
22. Боескоров Г. К. Мастерство Н. Е. Мординова. Якутск: Кн. изд-во, 1973. -238 с.
23. Бравина Р. И. Погребальный обряд якутов (ХУП-Х1Х): Учебное пособие-Якутск: Изд. ЯГУ, 1996. 231 с.
24. Бурсов В. И. Судьба Пушкина: Роман-исследование. Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. - 565 с.
25. Бурцев А. А. Необходим новый подход. Новый взгляд на якутскую литературу. Якутск: «Ситим», 1994. - 64 с.
26. Бурцев Д. Т. Типы проблематики в якутской прозе. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992.- 143 с.
27. Бушмин А. С. М. Е. Салтыков-Щедрин. Л.: «Просвещение» (Ленингр. отд-ние), 1970.-240 с.
28. Васильев Г. М. Якутское стихосложение. Якутск, Якуткнигоиздат, 1965.- 126 с.
29. Васильева Д. Е. Народные писатели Якутии: Очерки. Якутск: НАц. кн. изд-во «Бичик», 1995. - 160 с.
30. Васильева Д. Е. Всесторонний талант (О творчестве Кюндэ). // Чолбон. -1998.-№ 1.-С. 67-69.31 .Владимиров С. В. Драма, режиссер, спектакль. Л., «Искусство» (Ле-нингр. отд-ние), 1976. - 224 с.
31. Горький М. О литературе. Лит.-критич. статьи. М., «Сов. писатель», 1953.-868 с.
32. Данилов С. П. Литература возрожденного народа. Новые горизонты якутской литературы. Якутск: Кн. изд-во, 1976. - 248 с.
33. Данилов С. П. Всегда живой Есенин. Поющие снега: Из лит.-критич. наследия. -М.: Сов. Россия, 1986. 141 с.
34. Данилов Софр. П. Алексей Андреевич Кюндэ. Писатели и книги. -Якутск: Кн. изд-во, 1980. 360 с.
35. Дьячковская М. Н. Аллитерация и рифма в якутской поэзии: Проблемы эволюции и классификации. Новосибирск: Изд-во Сиб-го отделения, 1998.- 153 с.
36. Дьячковский Н. Д. За высокий уровень научных исследований. // Полярная звезда. 1967. - № 3. - С. 135.
37. Емельянов Н. В. Якутские пословицы и поговорки. Якутск: Кн. изд-во, 1962.-96 с.
38. Есенин С. А. Стихотворения и поэмы. М.: Сов. Россия, 1985. - 269 с.
39. Жирмунский В. М. Сравнительное литературоведение. Л.: Изд-во «Наука», 1979.-492 с.41 .Иванов И. Г. Заметки о жизни и творчестве А. А. Иванова-Кюндэ. // Социалистическая Якутия. 1957. - 17 марта.
40. Иванов И. Г. , Кириллин Т. С. Серуун суегэй тылынан. Кундэ туЬунан ахтыылар (Воспоминания о Кюндэ). Якутск: Кн. изд-во «Кудук», 1998. -88 с.
41. Илларионов В. В. Кундэ аата сахара мэлдьи кунду (Имя Кюндэ всегда дорого для народа саха) // Саха сирэ. 1998. - 16 января.
42. Канаев Н. П. Из истории русско-якутских литературных связей советского периода (20-40-е гг.). Якутск: Кн. изд-во, 1973. - 164 с.
43. Канаев Н. П. Зарождение и становление литературной критики в Якутии. (1925-1940 гг.) Якутск: Кн. изд-во, 1984. - 100 с.
44. Кардашевский Г. Р. Свет добрых дел. // Социалистическая Якутия. 1988. - 16 января.
45. Кириллин Т. С. Кундэ уонна нуучча литературата (Кюндэ и русская литература). // Ильич уоттара (Сунтаар). — 1984. — 19 января.
46. Копырин Н. 3. Изобразительные средства якутской поэзии. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1997. - 176 с.
47. Кулаковский А. Е. Правила якутского стихосложения. Научные труды. -Якутск: Кн. изд-во, 1979. 483 с.
48. Кулачиков С. Р. Против формализма в якутской литературе. // Социалистическая Якутия. 1932.-24 декабря.
49. Кюндэ. Избранное (стихи, рассказы, пьесы). Якутск, Якуткнигоиздат, 1960.-429 с.
50. Кюндэ. Алое зарево. Якутск: Кн. изд-во, 1979. - 296 с.
51. Кюндэ. Родная земля. Якутск: Кн. изд-во, 1988. - 110 с.
52. Кюндэ. Фатализм, мистицизм и символизм в произведениях якутских писателей. // Автономная Якутия. 1926. - 17-18 марта.
53. Кюндэ. Заметка на статью В. Н. Леонтьева «Вопросы литературные» // Автономная Якутия. 1927. - 29 июля.
54. Кюндэ. Мои ошибки // Автономная Якутия. 1931. - 6 октября.
55. Лермонтов М. Ю. Поэма Мцыри. М.: Книга, 1979. - 197 с.
56. Луначарский А. В. Собр. сочинений в 8-ми т. Т. 3, - М., «Худож. лит.», 1964.-627 с.
57. Макаров Г. Г. Северо-Восток России (Якутия, Охотское побе-режье и Чукотка) в 1921-1922 гг. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик» , 1996. - 333 с.
58. Мейлах Б. С. «. Сквозь магический кристалл.»: Пути в мир Пушкина. -М.: Высш. шк., 1990. 398 с.
59. Михайлова М. Г. Из истории русско-якутских литературно-художественных связей. Сб.науч.тр. Русско-якутские литературно-художественные связи. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991. - 133 с.
60. Мординов Н. Е.- Амма Аччыгыйа. Якутское драматическое творчество. Доклад на I конференции советских писателей Якутии. // Социалистическая Якутия. 1934. - 23 декабря.
61. Мординов Н. Е.- Амма Аччыгыйа. КиЬи уонна айымньы. (Человек и творчество) Якутск: Кн. изд-во, 1975. - 408 с.
62. Некрасов Н. А. Стихотворения и поэмы. М.: Худож. лит., 1980. - 559 с.
63. Неустроев Н. Д. О якутской поэзии. Избранные произведения. Якутск: Кн. изд-во, 1985.- 179 с.
64. Никифоров С. Кюндэ. // Хотугу сулус. 1978. - № 1. - С. 104-105.
65. Новиков А. Г. Философское учение об одушевленности и одухотворенности. // Илин. 1995. - № 6. - С. 24-25.
66. Новиков В. М.-Кюннюк Урастыров. Искусство и ответственность перевода. Новые горизонты якутской литературы. Якутск: Кн. изд-во, 1976. -248 с.
67. Очерк истории якутской советской литературы. М.: Изд-во «Наука», 1970.-390 с.
68. Пархоменко М. Н. Многонациональное единство советской литературы. -М.: Просвещение, 1978.-287 с.
69. Пекарский Э. К. Словарь якутского языка. Т.1. - М., Академия наук СССР, 1958.- 1280 с.
70. Песнь любви (Любовная лирика народов СССР). Т.2. - М.: «Мол. гвардия», 1972.-926 с.
71. Петров В. Т. Традиции эпического повествования в якутской прозе. Новосибирск: Наука, 1982. - 84 с.
72. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение: Учеб. для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». -М.: Высш. шк.,1988. 527 с.
73. Поэты тютчевской плеяды: Стихи. М.: МИД «Синэнергия», 1996. -288 с.
74. Прокопьев Ю. Н. От рассказа к роману. Якутск: Якуткнигоиздат, 1968. -208 с.
75. Пушкин А. С. Сочинения: В 3-х томах. Т.1. - М.: Худож. лит., 1985. -735 с.
76. Романова Л. Н. Кюндэ: О некоторых особенностях поэзии. // Полярная звезда. 1998. - №2 - С. 53-55.
77. Санникова Я. M. Коллективизация сельского хозяйства Якутии (19291940). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Якутск, 1999. - 23 с.
78. Серошевский В. JI. Якуты. Опыт этнографического исследования. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1993. - 736 с.
79. Сивцева Н. С. Традиция русской классики в творчестве основоположников якутской литературы. Сб. науч. тр. Русско-якутские литературно-художественные связи. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991. - 133 с.
80. Смолянский В. Г. Богатство личности. М.: Сов. Россия, 1985. - 109 с.
81. Спиридонов И. Г. Писатель, просветитель, журналист. Якутская литература вчера и сегодня. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1995. - 188 с.
82. Сыромятников Г. С. Идейно-эстетические истоки якутской литературы. -Якутск: Кн. изд-во, 1973. 88 с.
83. Сыромятников Г. С. Общественный деятель, критик, писатель. // Полярная звезда. 1978. - № 2. - С. 109-113.
84. Тимофеев JT. И. Стих как система. Очерки теории и истории русского стиха. // Вопросы литературы. 1980.-№ 7.-С. 183.
85. Тимофеев J1. И. Слово в стихе. -М.: Сов. писатель, 1982. 342 с.
86. Тобуроков H. Н. Вечный поиск волшебства. Якутск: Кн. изд-во, 1981. -135 с.
87. Тобуроков H. Н. Якутский стих. Якутск: Кн. изд-во, 1985. - 160 с.
88. Тобуроков H. Н. Проблемы сравнительного стиховедения (на материале советской поэзии тюркоязычных народов Сибири). Якутск: Кн. изд-во, 1991,- 179 с.
89. Тобуроков H. Н., Сыромятников Г. С., Габышев Н. А., Михайлова М. Г. История якутской литературы (сер. XIX-нач. XX в). Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993.- 196 с.
90. Тобуроков H. Н. «Он был на голову выше всех нас.» // Якутия. -1998.-3 апреля.
91. Тобуроков П. Н. О применении рифмы в якутской поэзии. // Хотугу сулус. 1964. - № 1с. 99.
92. Толстой А. Н. Избранные сочинения: В 6-ти томах. Т.6. - М., «Сов. писатель», 1953. - 633 с.
93. Томашевский Б. В. Стих и язык: Филол. очерки. М., Л., Гослитиздат, Ленингр. отд-ние., 1959. -471 с.
94. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: «Аспект-Пресс», 1996.-334 с.
95. Тютчев Ф. И. Весенняя гроза: Лирика, письма. Тула: Приок. кн. изд-во, 1984.-415 с.
96. Уваровский А. Я. Воспоминания. Якутск: Якутское-Саха информационное агентство, 1995. - 224 с.
97. Федоров Е. В. Творчество Афанасия Федорова. Якутск: Кн. изд-во, 1973.- 116 с.
98. Федоров Е. В. Творчество Н. М. Заболоцкого. Якутск: Кн. изд-во, 1975.- 128 с.
99. Федоров Е. В. Якутская проза довоенного периода: (жанровое своеобразие, проблематика, художественные особенности). Новосибирск: Наука, 1982.- 136 с.
100. Федоров Е. В. Концепция личности в тюркоязычной прозе Сибири. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. - 184 с.
101. Фет А. А. Вечерние огни. М.: Наука, 1971. - 816 с.
102. Холодов Е. Г. Композиция драмы. М.: «Искусство», 1957. - 224 с.
103. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: «Сов. писатель», 1975. - 408 с.
104. Храпченко М. Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя. М.: Наука, 1993. - 653 с.
105. Чиряев В. Алыптаах тыл дьайыыта (Воздействие волшебного слова. О творчестве Кюндэ). // Кыым. 1978. - 15 января.
106. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. - 291 с.
107. Шамшурин Ю. И. Марба. Якутские рассказы. Якутск: Кн. изд-во, 1962.-342 с.
108. Шкерин М. Р. О мастерстве писателя. М.: «Моск. рабочий», 1965. -260 с.
109. Шолохов М. А. Поднятая целина. Назрань: ACT: Олимп, 1997. -747 с.
110. Щеблыкин И. П. Лермонтов: Жизнь и творчество. Саратов, Пенза: Приволж. кн. изд-во. Пензен. отд-ние, 1990. - 261 с.
111. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. -167 с.
112. Эргис Г. У., Емельянов Н. В. и др. Якутские народные песни. -Якутск: Кн. изд-во, 1976. 232 с.
113. Яковлев С. С.-Эрилик Эристиин. ЫрыаЬыттар тустарынан адыйах тыл (Несколько слов о поэтах). // Чолбон. 1928. - № 1. - С. 35.
114. Якутский фольклор. Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 1996. - 336 с.
115. Ястремский С. В. Грамматика якутского языка. М., Учпедгиз, 1938.-228 с.
116. Якутско-русский словарь / Под ред. П. А. Слепцова / М., «Сов. Энциклопедия», 1972. - 606 с.
117. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева/ М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.