автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Изобразительные средства якутской поэзии 1920-1930-х гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Изобразительные средства якутской поэзии 1920-1930-х гг."
РГб од
О !!"/! »
На правах рукописи
РОМАНОВА Лидия Николаевна
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯКУТСКОЙ ПОЭЗИИ 1920-1930-хг.г.
10.01.02. - Литература народов Российской Федерации (Якутская литература)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Якутск 1997
Работа выполнена в отделе литературы и искусства Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия)
Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор, действительный член Международной тюркской Академии H.H. ТОБУРОКОВ
Официальные оппоненты - доктор филологических наук,
профессор, член - корреспондент Академии наук Башкортостана Р.Н. БАИМОВ
кандидат филологических наук, доцент В.Б. ОКОРОКОВА
Ведущая организация -кафедра "Теория литературы и русская
литература XX века" филологического факультета Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова
Защита состоится ." . ^ty^^jH. . .1997 г. в*^7. часов на заседании диссертационного совета к 064. 57. 04 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук при Якутском государственном университете им. М. К. Аммосова
(677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова.
Автореферат разослан 9Р. .1997 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент
Сивцева П.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Предметом исследования являются традиционные фольклорные формулы и тропы в якутской поэзии.
Изучение поэтической образности - это один из самых малоизученных разделов тюркского литературоведения. Данная проблема требует решения вопросов как теоретического, так и практического характера: выявление особенностей использования и функционирования изобразительных средств (тропов) в национальной литературе , выяснение степени употребления тропов, их соотношения в идиостиле одного или нескольких авторов .
Актуальность исследования. Якутская поэзия 20-30-х г.г. неоднократно становилась объектом литературоведческих исследований, в которых обсуждались история поэзии, ее истоки, идейно-художественные принципы и проблематика, в то время как художественно-изобразительные средства оставались вне поля зрения ученых. В якутском литературоведении конкретно по данной проблеме известны лишь работы А.А.Иванова-Кюндэ, которому принадлежит заслуга первого опыта классифицирования национальных изобразительных средств, Н.З.Копырина, Е.В.Федорова, В.Т. Петрова.
Более того, в последнее время в решении этой проблемы наблюдается преобладание лингвистических исследований. Просмотр каталога современных литературоведческих работ с 1988 по 1997 г!г. показал, что прерогатива изучения языка художественного произведения принадлежит лингвопоэтическим работам.
Недостаточное освещение проблемы поэтической образности с точки зрения теоретической поэтики в якутском литературоведении, кроме того вытеснение литературоведческих исследований изобразительных средств художественного произведения лингвистическими, определяет актуальность нашей работыЛЛомимо этого, тема актуали-
зирована и ростом национального самосознания якутского народа, а в связи с этим и возрождением интереса к истории, литературе, языку, пересмотром политических и философских взглядов по отношению к литературе, которые требуют нового подхода к ее изучению, в том числе и изобразительного мастерства классиков якутской поэзии.
Цель данного исследования - выявление общих закономерностей развития и особенностей функционирования в образной системе якутской поэзии 20-30-х г.г. основных типов изобразительных средств
Анализ поэтической образности якутской лирики этих лет показал, что основными стилеобразующими средствами изображения являются формульный фонд устной народной поэзии и тропы. Данное суждение подтверждено количественными методами изучения поэтической образности рассматриваемого периода: отбором наиболее выразительных изобразительных средств, выявлением частотности их употребления, их соотношением в идиостиле одного или нескольких авторов.
Тропы составляют значительную часть изобразительного арсенала любого литературного произведения.
Однако было бы ошибочно сводить поэтическую образность к тропам, которые сами по себе, по выражению Л.И.Тимофеева, "художественно нейтральны" Троп является лишь одним из средств индивидуализации поэтического изображения, необходимый для субъективно-оценочного выражения отношения автора к изображаемому. Поэтому задача нашей работы заключается не в констатировании наличия тропов, а в выяснении функциональных особенностей тропов в контексте произведений поэтов одного поколения, выявлении общих и индивидуальных черт в их использовании, и анализе их развития в определенный промежуток времени.
1 Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М. Лросвещение, 1976. - С.223.
В ходе исследования решаются такие задачи, как систематизация различных изобразительных средств - тропов и формульных выражений - якутской поэзии 1920-30-х г.г. и анализ их функциональных особенностей в свете исторической обстановки эпохи, окружающей действительности, прослеживаются пути обогащения и развития поэтического языка якутской лирики рассматриваемого периода. Основное внимание при этом уделяется выявлению общих закономерностей в использовании изобразительных средств поэтами одного поколения, вместе с тем раскрываются и отличия в употреблении тропов в идиостиле отдельных авторов.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в тюркском литературоведении предпринята попытка более углубленного исследования формирования и становления основных изобразительных средств в системе национальной поэтической образности, начиная с дореволюционной поэзии А.Е.Кулаковского, богатой фольклорными традициями, до лирики постреволюционного периода с ее новыми поэтическими приемами, созданными под влиянием как традиционной , так и русской литературы. Предложена классификация изобразительных средств якутской поэзии данного периода по тропам и показаны особенности развития тропеических приемов. Впервые в якутском литературоведении рассмотрены эпитеты зрительного и чувственного образа , подчеркивающие своеобразие авторского видения окружающего мира. Для выявления общих закономерностей в использовании тропеических средств изображения якутскими поэтами из большого количества материала отобраны сходные по тематике и опорным словам группы тропов, которые организуют своеобразные общие "гнезда" 2 . Подобные гнезда тропов особенно
г Группировка тропов по гнездам в лингвопоэтике предложена Н.А.Кожевниковой в работе "Словоупотребление в русской поэзии начала XX в." и статье "Об одном гнезде тропов" (Проблемы стиховедения и поэтики. Межвузовский научный сборник. - Алма-Ата, 1990. - С.92-94)..
характерны в поэтическом описании, характеристике окружающей действительности, исторических революционных событий эпохи. Также прослежены особенности развития изобразительных средств, в частности, тропов, в поэзии А.Е.Кулаковского и лириков постреволюционного периода. Также для выявления общих черт поэтической образности автор использует лингвистический материал.
В основу систематизации изобразительных средств поэзии рассматриваемого периода положена классификация, предложенная известным литературоведом Л.И.Тимофеевым, выдающимся стилистом Б.В.Томашевским и другими теоретиками российского литературоведения. Такой подход к систематизации тропов встречается и у якутских литературоведов А.А.Иванова-Кюндэ, В.Т.Петрова. Во второй главе используется образно-тематическое расположение материала, предложенное Н.З.Копыриным в монографии "Изобразительные средства якутской поэзии". Данные классификации расширены и выявлены новые разновидности внутри тропов, обусловленные национальными особенностями образной системы.
В диссертации используются формы математической статистики для получения данных о соотношении тропов в произведениях исследуемых поэтов. Для более широкого охвата круга поэтических текстов в работе используется фрагментарный анализ.
Материалом исследования служат небольшие по объему стихотворения и поэмы А.Е.Кулаковского, П.А.Ойунского, А.И.Софронова, А.А.Иванова-Кюндэ, С.Р.Кулачикова-Элляя, А.Г. Кудрина- Абагинского, В.М.Новикова-Кюннюк Урастырова. Такой выбор объясняется общепризнанной значимостью этих имен в развитии якутской поэзии, а также тем, что их идиостили , в силу принадлежности одному временному отрезку, обладают и общими сходными чертами в системе поэтической образности, и в то же время отличаются яркой индивидуальностью стиля и отобранного образного
материала. Кроме того, временной промежуток, охватывающий дореволюционную (А.Е.Кулаковский) и постреволюционную поэзию, позволяет выявить закономерности эволюции системы национальной поэтической образности.
Методологической и теоретической основой диссертации являются общетеоретические труды по макропоэтике (собственно литературоведения), стилистике и лингвопоэтике А.Н.Веселовского, В.М.Жирмунского, А.А.Потебни, Л.И.Тимофеева, В.В.Виноградова, Б.В.Томашевского, Р.О.Якобсона, Г.О.Винокура, Н.А.Кожевниковой, Е.А.Некрасовой, М.А.Бакиной , Е.Н.Дрыжаковой и др. Также несомненный интерес представляют для нас работы якутских литературоведов, фольклористов, этнографов, лингвистов А.Е.Кулаковского, А.А.Иванова-Кюндэ, Г.У.Эргиса, Г.М.Васильева, В.Т.Петрова, И.В.Пухова , Н.З.Копырина , П.А.Слепцова и др.
Практическая значимость. Диссертация может представлять интерес для специалистов, занимающихся проблемами поэтической образности в национальной поэзии, основные положения работы и наблюдения, проводимые в ней могут быть использованы в практике преподавания курсов якутской литературы в высших и средних учебных заведениях.
Апробация работы. Результаты исследования были изложены в докладе на конференции научной молодежи "Эрэл" (1995). Диссертация прошла обсуждение на заседании Отдела литературы и искусства Института гуманитарных исследований АН РС(Я) и диссертационного совета К 064. 57. 04. при Якутском государственном университете им. М.К.Аммосова.
По теме исследования опубликовано 5 научных и научно-популярных статей.
Структура и объем работы. Общий объем работы составляет 215 страниц. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списков использованной литературы и источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дается обоснование выбора темы исследования, актуальности и научной закономерности ее изучения, степени разработанности данной проблемы в теоретической литературе. Также сформулированы цели , задачи и методы исследования.
В первой главе "Особенности поэтики А.Е.Кулаковского" рассматриваются основные изобразительные средства , характерные для поэзии одного из основоположников якутской художественной литературы А.Е.Кулаковского. Глава состоит из двух разделов.
На становление словесно-образной системы первого якутского поэта оказало огромное влияние устное народное творчество. Поэтому формульность, развернутость, постоянство тропов, присущие устно-поэтической изобразительной традиции, составляют основу его творчества и образуют довольно устойчивую структурную примету его лирики. Однако устно-поэтические изобразительные средства в связи с изменением объекта и времени изображения приобретают новый смысловой и эмоциональный оттенок. В качестве основных сти-леобразующих средств поэзии А.Е.Кулаковского нами выделены фольклорные формульные изобразительные конструкции и тропы, рассмотренные по степени частотности их использования. Такое разделение изобразительных приемов условно, т.к. каждая из эпических формул состоит из тропов (постоянных эпитетов, сравнений и метафор), а многие из них, из-за своего постоянства, устойчивости, могут носить формульный характер.
Первый раздел "Формульный фонд народной поэзии в творчестве А.Е.Кулаковского" посвящен устойчивым, стереотипным фольклорным формульным выражениям в поэзии первого якутского поэта.
Поэзия А.Е.Кулаковского насыщена формульными выражениями из олонхо, народных песен и т.д. Большинство из них представлены в традиционном , не измененном виде, но есть и такие формулы , художественные функции которых в связи с переменами происходящими в мире, стране, в современной автору окружающей действительности и своеобразием авторского видения мира, расширены.
В ходе исследования поэзии Кулаковского выявились следующие наиболее часто используемые формульные конструкции:
1) Формулы, связанные с характеристикой мифологических образов. Устно-поэтические речевые формулы или "эпические клише" в описании мифологических образов не только бережно сохранены в произведениях Кулаковского, но и обогащены за счет расширения творческих функций образов (Юрюнг Аар тойон - Белый господин Создатель, боги брани).
2) Алгысные-благопожелательные формулы. А.Е.Кулаковский многие свои взгляды и убеждения, надежды и мечты воплотил в своих замечательных алгысах-благопожеланиях. В старинных алгысных-благопожелательных формулах сконцентрированы народные представления о человеческом счастье. Некоторые из них поэт использует без изменений, а к другим добавляет новые формульные выражения в соответствии со своим мировоззрением, со своими взглядами на счастье и смысл человеческой жизни. Традиционные благопожелательные формулы послужили основой для выражения духовного завещания поэта последующим поколениям якутов.
в) Своеобразную формульную конструкцию в произведениях А.Е.Кулаковского создают пословицы и поговорки.
Образцы народной мудрости и образного мышления,пословицы и поговорки обогащают стиль Кулаковского, открывают новые перспективы в изображении мира и времени. Многие из них незаменимы при создании типических образов ("Портреты якутских женщин" и др.). Также они метко и емко используются в характеристике современного автору мира.
Таким образом, формульный фонд народной поэзии составляет основу поэтического творчества А.Е.Кулаковского. Сохраняя в большинстве случаев свою традиционную форму, словесный состав, формулы претерпевают функциональные изменения , обусловленные социально-историческими условиями. Расширение поля функционирования особенно заметно в алгысных-благопожелательных формулах, где автор наиболее ярко воплотил свои просветительские идеи, и в пословичных конструкциях.
Второй раздел "Тропы как индивидуальные средства изображения в поэзии А.Е.Кулаковского". Стереотипность , формульность присуща и различным тропам в сочинениях А.Е.Кулаковского. Развернутость тропов, их сочетаемость друг с другом, "взаимная мета-форизация социально-культурного и природного"3 , метонимичность являются одними из основных стилеобразующих факторов его творчества.
В литературоведении .различают следующие виды тропов:
1)"простейшие" (первичные) виды тропов: эпитет и сравнение ;
2) сложные: а) метафора и ее формы - олицетворение, аллегория, символ; б) метонимия и ее формы - гипербола, литота, перифраза, эвфемизм.
В поэтике якутской литературы такая классификация носит условный характер, т.к. разветвленность, многоступенчатость поэти-
> Семантика и структура текстов олонхо II Язык - миф - культура народов Сибири. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1991. - С.72.
ческого изображения одного объекта позволяет органично сочетать в себе сразу несколько видов тропов. Но в данном разделе тропы в произведениях А.Е.Кулаковского рассмотрены по общепринятой классификации. В соответствии с этим мы выделили 4 подраздела : эпитеты, сравнения, метафоры, метонимия.
1.2.1 ."Эпитеты". В поэтическом образном мире А. Е. Кулаков-ского одно из ведущих мест, как по количеству, так и по выразительности,занимают эпитеты.
Якутские эпитеты в силу той же развернутости представляют собой синтез различных функциональных оттенков: от оценочного до поэтизирующего, от информационного до идейно-эстетического, и не поддаются принятой в литературоведении классификации эпитетов (Тимофеева, Томашевского). Поэтому мы рассматривали эпитеты в сочинениях Кулаковского не по перечисленным видовым категориям", а по степени частотности их использования. В таком аспекте наиболее активно выделяются следующие виды эпитетов:
1.Система постоянных эпитетов в словесном обрамлении частотных слов ("дощУ' (земля, страна, мир), "куя" (солнце), "халлаа/Г (небо) и т.д.)
2. Многочастотные постоянные эпитеты (алгыстаах (благословенный), кэскиллээх (со счастливой будущностью) и т.д).
3.Числовые эпитеты.
4.Эпитеты перечислительного характера.
5.Оценочно-поэтизирующие эпитеты к любовно-ласкательным именам.
6.Эпитеты-"картинные слова".
Эпитеты в поэзии А.Е.Кулаковского в основном выражаются прилагательными (78%), реже существительными, наречиями и, наконец, глагольными формами. Среди эпитетов-прилагательных по ко-
личеству преобладают прилагательные с признаком обладания каким-либо качеством.
1.2.2. "Сравнения". В поэзии А.Е.Кулаковского значительную группу изобразительных средств также составляют компаративные тропы - сравнения.
Поэт в своем творчестве использует все известные в литературоведении виды сравнений:
1 .Полные сравнения составляют у Кулаковского - 90%. Например, "сымала курдук cbicTagac" (прилипчива, как смола ("Портреты якутских женщин"). Полные сравнения у него строятся, в основном, на союзных словах курдук, кврдук{как, словно, будто) , реже - дылы (подобно), caga (размером с...), тэ1гэ (ровно как). Особой поэтичностью отличаются компаративы со сравнительными сочетаниями "до§уйа кврвбуй\равной вижу), "ханыылыы харахтыыбъиГ (уподобляя смотрю), "утаалыы уурабьиГ (вместе (как похожие) складываю) ("Красивая девушка") и т.д.
2. Слитные формы сравнений , в которых отсутствуют сравнительные союзные слова. В якутской поэзии они чаще выражаются наречиями с аффиксами -лыы,-луу и их вариантами. У Кулаковского они составляют 4,4%. Например, "тыыраахылыы тэбинэр' (чайкой вытягивается ("Портреты якутских женщин").
3. Соотносительные формы сравнений . В якутской поэзии выражаются сравнительным падежом существительных с аффиксами -таа§ар, -лаавар, -ияа^ари других вариантов (У Кулаковского - 1,3%). Например, "сэбирдэхтээцэр чэпчэки, тыаллаацар сытыьГ (легче листьев , шустрее ветра" ("Портреты якутских женщин").
4. Сравнения отрицательного типа. Их довольно мало в поэзии Кулаковского (4,3%).
Функции сравнений многочисленны. Основная задача этих тропов состоит в создании зримых чувственных образов - зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных.
Среди сравнительных сочетаний в творчестве Кулаковского можно выделить поэтизирующие (украшающие) сравнения , сравнения могут быть информационно-описательными, указывающими на количество, размер, форму.
В поэзии Кулаковского сопоставления строятся на взаимосравнимости природного и человеческого, реже встречаются отождествления природного с природным, человеческого с человеческим. Часто используются сопоставления отвлеченного с конкретным и наоборот.
В простейших видах тропов - в эпитетах и сравнениях - каждый из сравниваемых субъектов и объектов сохраняет свою самостоятельность, т.е. между вытесняемым и замещающим значениями существует определенная связь, зависимость одного от другого. Когда эта связь перестает существовать и данные значения сливаются в одно целое, тогда возникают метафорьь
1.2.3. "Метафоры". А.А.Иванов -Кюндэ в вышеназванной работе утверждал, что в в устной народной поэзии якутов и в зарождавшейся письменной литературе метафоры крайне редки. Между тем, несмотря на явный перевес эпитетов и сравнений, очевидно, что и фольклор и поэзия А.Е.Кулаковского насыщены метафорическими выражениями.
В поэзии А.Е.Кулаковского есть произведения, почти полностью построенные на метафорах ("Дары Лены", "Спор между Разумом и Сердцем", "Хомус", "Ручей", "Певец").
Метафоры, так же, как и сравнения, часто основываются на ас- . социативности природного и человеческого.
Метафорическая образность в поэзии А.Е.Кулаковского в основном состоит из олицетворения и антитезы. Использование этих видов метафор явилось шагом вперед в использовании изобразительных средств в якутской поэзии, т.к. в фольклоре подобных форм иносказания немного. Наиболее часто встречаются олицетворения (очеловечивание) природных явлений ("Дары Лены", "Наступление лета", "Заклинание Байаная" ). Метафоры способствуют и созданию ярких, колоритных человеческих образов, характеристики их душевного состояния, поведения и т.д.
Антитезы, как метафорические формы, чаще используются для охвата наибольшего количества различных, многообразных предметов или явлений.
Итак, метафора - широко развернутая, многословная, основанная на ассоциативности природного и человеческого - была одним из самых излюбленных изобразительных средств А.Е.Кулаковского.
1.2.4. "Метонимия". Метонимичные формы крайне редки в произведениях А.Е.Кулаковского.
Разнообразие тропов дополняют гиперболы, перифразы (замещение имени его признаком). Также в обозначении крупных животных,пушного зверя Кулаковский часто использует метонимические формы - эвфемизмы-табуизмы (имена-обереги), связанные с одухотворением природы и охотничьими промысловыми обрядами.
Индивидуально-авторские средства изображения, а именно тропы , в творчестве А.Е.Кулаковского могут быть представлены в виде стройной системы. Заимствованные из устного народного творчества тропы , сохраняя внешнюю традиционную форму, подвергаются в контексте его произведений художественному расширению и углублению их функционального значения. Тропы Кулаковского, так же, как и в фольклоре , отличаются развернутостью, многоступенчатостью.
Таким образом, поэзия Алексея Елисеевича Кулаковского глубоко связана с устным народным творчеством . Поэзия Кулаковского начиналась с экстенсивных форм использования фольклорных приемов, однако, в творческой лаборатории поэта они наполнились новыми смысловыми оттенками и обогатили изобразительную систему якутской поэзии за счет расширения художественных функций , обусловленных социально-историческими изменениями объекта и времени изображения .
Вторая глава "Изобразительные средства якутской поэзии 1920-30-х г.г." дает описание изобразительных средств, характерных для поэзии 20-30 - х г. г. , на примере произведений П.А. Ойунского, А.И. Софронова, A.A. Иванова - Кюндэ , С.Р. Кулачикова - Элляя, А.Г. Кудрина - Абагинского , В.М. Новикова- Кюннюк Урастырова. В ней предлагается сводный анализ изобразительных средств в их произведениях, изданных в 1920-30 г.г.
Анализ отобранных нами карточек (около 1 ООО) по сборникам стихов, подтвержденный статистическими данными, показал , что если в поэзии А.Е.Кулаковского и А.И.Софронова преобладают развернутые эпитеты и сравнения (что является признаком непосредственного влияния фольклора), то в творчестве поэтов 20-30-х г.г. наблюдается преобладание метафорических форм (из общего числа набранных карточек метафоры составляют 47,2%), которые и являются основными стилеобразующими средствами якутской лирики постреволюционного периода. Все это свидетельствует о тенденции наполнения поэтического образа более глубоким, ассоциативным, иносказательным смыслом, за счет которого значительно сокращается количество традиционных развернутых простейших тропов - эпитета и сравнения. Кроме того, метафоры и ее аллегорические формы являются основными изобразительными средствами, определяющими революционно - романтический стиль поэзии постреволюционного пе-
риода. Они наиболее соответствовали образу времени, эпохи. Данная глава состоит из двух разделов.
Задача первого раздела "Основные типы изобразительных средств в характеристике современной действительности в поэзии 1920-30-х г.г." - выявление общих для названных поэтов направлений в использовании изобразительных средств, продиктованных требованиями времени, исторической обстановки. Объектом исследования здесь является поэтическая образность политической лирики рассматриваемого периода. Свидетельством общих закономерностей служат гнездовые тропы со сходной тематикой и опорным словом. В первом разделе этой главы рассмотрены основные характерные (общие) для всей поэзии 20-30-х г.г. изобразительные средства по тематическим гнездам.
По словам литературоведа Е.Н.Дрыжаковой: " Поэты - всегда живые свидетели времени"4. Через их образное восприятие мы познаем особенности той или иной эпохи. В их поэтическом творчестве создается портрет времени. И несмотря на то, что каждый поэт выражает свое отношение к окружающему миру различными средствами и приемами, эпоха накладывает свой отпечаток в выборе тем, идей и средств их изображения. Вследствие этого, в творчестве разных авторов,переживающих одну историческую эпоху, встречаются образные слова и сочетания одного семантического поля в изображении мира и как в целом, так и в разных его проявлениях. Таким образом, вокруг определенных опорных слов группируются "гнезда" разнотипных сочетаний . В первой главе были рассмотрены примеры подобных гнезд тропов в идиостиле одного поэта - А.Е.Кулаковского. Для его поэзии наиболее характерно образование сравнительных гнезд, опорным словом которых являлись объекты сопоставления.
4 Дрыжакова E.H. Волшебный мир поэзии. - М.: Просвещение,1978. - СЛ.
В качестве опорного слова изобразительного гнезда в поэзии 20-30-х г.г. может выступать:
-во-первых, сам объект изображения (т.е. наиболее частотное слово в творчестве авторов одного поколения), вокруг которого группируются тропы;
-во-вторых ,опорным словом может выступить универсальный троп, характерный для литературы этого времени в целом или многозначный и многофункциональный троп, который используется и как обозначение реалии (эпитетация), и как наслаивающееся на них (реалии) ассоциативное осмысление (метафора), и как образ сравнения.
Сводный анализ изобразительных средств позволяет сделать следующий вывод: в характеристике современного мира поэты одного поколения используют сходные однотипные гнезда тропов, обусловленные , во-первых, исторической обстановкой в стране, отсюда единство или схожесть тем, идей, изобразительных средств; во-вторых, устно-поэтическими традициями и дореволюционным опытом художественной литературы, которые становятся опорным материалом для обновления изобразительных гнезд; в-третьих, влиянием мировой и прежде всего русской литературы, определяющей общее направление в развитии тех или иных объектов поэтической образности и их изобразительных средств; в-четвертых, национальными особенностями восприятия окружающего мира.
Во втором разделе "Своеобразие художественного видения мира поэтами" раскрываются индивидуальные особенности употребления тропеических приемов в пейзажной лирике. Раздел имеет два подраздела.
В первом подразделе "Изобразительные средства в описании времен года" из большого количества средств поэтической образности пейзажной лирики рассмотрены лишь тропы, использованные по-
этами в описании времен года. Каждое время года , и даже сутки, в природе, различные её явления, "живые" и "неживые" объекты становятся богатым источником поэтического вдохновения. В их художественном изображении якутские лирики имели безграничную возможность выражать свое индивидуальное восприятие окружающего мира и воплотить в полной мере свои творческие фантазии. Правомерность выбора тех или иных изобразительных средств в пейзажной лирике во многом зависит от собственно-авторского и формировавшегося веками национального эстетического вкуса.
Во втором подразделе подробно рассмотрены индивидуальные возможности использования эпитетов, передающих зрительные и чувственные художественные образы, которые, на наш взгляд, могут представить несомненный научный интерес.
Выявленные нами цветовые эпитеты, их математический подсчет, свидетельствуют о том, что, по сравнению с поэзией А.Е.Кулаковского , цветовые гаммы в поэзии постреволюционного периода более разнообразны.
Цветовые эпитеты в исследованных примерах чаще всего выражаются качественными прилагательными (кыЬыл, харя, кувх и т.д.), сочетанием именных и глагольных форм: квмустуу кулумнуур (золотом блестит), кврорумтуйэн квстор (зеленью отливает) и т.д.
Особенностью использования цветовых эпитетов якутскими поэтами является то, что эти средства редко используются без дополнительных качественных определений. Почти каждая из цветовых гамм имеет дополнительный оттенок. Такое дополнение во многом замещает отсутствие в якутском языке многих цветовых названий, существующих в русском языке (фиолетовый, сиреневый, бирюзовый, лазоревый и т.д.).Так,в зависимости от контекста, белый цвет у якутских лириков не просто уру/г (ман~ан), а лучезарно-белый - "сандал
ман~ан ку/?' (солнце у Ойунского), ослепительно-белый - "кылбаршг ман-аи халлаяя" , "кылбагыр магган гуулээл?' ( небо , стерх у Кюндэ), молочно - белый - "уут маггаи халлаай' (небо у Кюндэ) и т.д.
Обилием красок поражает пейзажная лирика А.А.Иванова-Кюндэ. У него много произведений , где поэтический образ создается почти исключительно на игре цветовых гамм ("Среди снегов", "Весенняя пора"). Насыщенность цветом у Кюндэ создает ощущение одушевленности цветной палитры. Особенно это касается эпитетов, выраженных глагольными формами, которые создают ощущение движения, динамики, тогда как качественное прилагательное чаще используется в описании недвижимых объектов.
Кюндэ в скупую гамму цветовых эпитетов, принятых в якутской лирике, органично ввел тончайшие, иногда едва уловимые, оттенки различных цветов. Поэтический эффект создается неожиданным сочетанием цветов и их интенсивностью
В некоторых случаях цвет в поэзии теряет функцию определения объективного качества предметов и становится предметом поэтического образа, как это случилось с эпитетом кувх (голубо-зелень) в творчестве А.Г.Абагинского. Слово кувх в контексте его изветсного стихотворения "Кюёх" ("Голубо-зелень") из категории цветовых эпитетов переходит в метафорический образ, воплощающий красоту, разнообразие окружающего мира. Метафоризация цветового эпитета наблюдается и в других стихотворениях Абагинского. В его творчестве мы сталкиваемся с примером возведения в ранг поэтического образа сопутствующего изобразительного средства, в частности, цветового эпитета.
Таким образом, цветовые эпитеты играют немаловажную роль в создании зримых поэтических образов, но у каждого поэта индивидуальный подход в выборе цвета: у одних палитра ярче, разнооб-
разнее, у других бледнее и меньше. Предпочтение к какому-либо одному цвету иногда становится одним из основных отличительных признаков поэтического языка писателя (Абагинский). Причем цветовые определения ставят своей целью не конкретное воспроизведение реальных, существующих в природе цветовых гамм, а изображение наиболее характерных, отличительных, в иных случаях идеализирующих качеств объекта, которые помогают как можно глубже раскрыть идейный замысел автора. Кроме того, выбор цвета для того или иного образа во многом зависел от эстетических представлений народа о красоте, формировавшихся в течение многих столетий.
Зрительные поэтические образы дополняются, развертываются чувственными образами.
Немаловажное значение в создании чувственных поэтических образов имеют звукоподражательные эпитеты, которые являются еще одним значительным средством раскрытия художественного образа и словесной передачи чувственного (слухового) восприятия окружающего мира.
В якутской национальной поэзии сильно развиты, кроме слуховых образов, и эпитеты-определения.выражающие осязательные, обонятельные ощущения. Так, в пейзажной лирике многих поэтов значительное место занимают описания ощущения воздуха - летнего, знойного или зимнего, морозного, свежего. Напоенный приятными запахами воздух как один из значительных образных компонентов пейзажной лирики представлен в поэзии Кюндэ и Абагинского.
В конечном счете, создается впечатление ,что поэтический мир якутской пейзажной лирики рассматриваемого периода состоит из удивительных красок, запахов и звуков. Из этих поэтических деталей создается образ родины, ее природы.
Рассмотренные нами эпитеты призваны раскрывать важность конкретных подробностей зрительного и чувственного восприятия в
поэтическом тексте. Естественно, все они как чувственная конкретность художественных определений являются лишь одним из многих приемов поэтического стиля. Метафора, как было отмечено выше, оказалась в значительной степени альтернативой конкретной образности, составной частью которой являются и цветовые, звуковые и "ароматические" определения т. д. Однако это ни в коей мере не умаляет роли данных эпитетов, которые полно и ярко раскрывают мир в красках, звуках и запахах, дополняя аналитические изобразительные средства поэтической образности.
Таким образом, в этой главе мы попытались за фактом преимущественного использования художественной экспрессии тропов выявить некоторые существенные черты - объединяющие и индивидуализирующие - идиостилей сопоставляемых поэтов.
В заключении подведены итоги работы, сформулированы основные выводы.
В своей диссертации мы не ставили целью описать всю совокупность образных средств, существующих в якутской поэзии первой трети XX века. Однако исследованный материал позволяет сделать вполне определенные выводы о закономерностях использования своеобразных изобразительных средств в конкретную историческую эпоху и их эволюции в этот промежуток времени..
В ходе исследования выявились следующие особенности использования изобразительных средств в якутской поэзии 1920-30-х г.г.:
1. Поэтический идиостиль А.Е.Кулаковского в основном со' стоит из формульных традиционных выражений. В их использовании поэт прошел путь от экстенсивных форм заимствования до творческой переработки. В контексте произведений Кулаковского многие устно-поэтические формулы наполняются дополнительной смысловой нагрузкой за счет расширения функционального поля, обусловленно-
го социально-историческими ' условиями новой эпохи и особенностями мировоззрения самого автора.
Тропеический арсенал поэтической образности А.Е.Кулаковского также тесно связан с системой изобразительных средств устной народной поэзии. Свидетельством этому, в первую очередь, служит преобладание постоянных эпитетов и сравнений, наиболее часто применяемых в фольклоре. В силу своей традиционной развернутости и многоступенчатости тропы в творчестве первого якутского поэта не поддаются общепринятой классификации: в описании одного предмета или явления могут сочетаться различные виды тропов, что является одной из отличительных национальных особенностей творчества Кулаковского и якутской поэзии в целом. Исходя из этого , тропы в его произведениях рассмотрены не по принятой в литературоведении классификации, а по степени частотности их употребления и группирования в однотипные гнезда, объединенные единой тематикой и тождественными опорными словами.
2. В поэзии постреволюционного периода фольклорные формулы и постоянные эпитеты, сравнения уступают свое главенствующее положение в системе поэтической образности метафорам и ее модификациям. Таким образом, слово в стихе приобретает большую смысловую выразительность, ассоциативность и глубину. На этом этапе развития якутской лирики поэты придавали особо важную роль метафоризации, как наиболее полно отвечающей требованиям нового революционного времени. Дух революционного романтизма, героики эпохи ярко выражали аллегорические формы метафоры.
3. Ориентация на традицию и социально-исторические условия ведет к тому, что часть тропов в поэзии определенного временного промежутка совпадает у поэтов, имеющих разные творческие почерки. Подобные общие тропы организуют своеобразные группы (гнезда) однотипных изобразительных средств, определяющих стиле-
вое направление всей поэзии рассматриваемого периода. Иными словами, окружающий мир рисуется разными авторами средствами или средствами, почерпнутыми из одной тематической области.
Гнездовые изобразительные средства обращены и внутрь конкретного текста, и вовне: они не только организуют смысловое образное развитие художественного текста, но и указывают на включение данного произведения в большой контекст литературы.
4. Вместе с тем, в анализе поэтической образности необходимо и выявление (кроме закономерных, обусловленных актуальностью в определенную эпоху средств) индивидуализирующих, отличающих идиостиль одного автора от другого, изобразительных средств. Наиболее яркое различие образного воспроизведения окружающего мира наблюдается, на наш взгляд, в пейзажной лирике. Несмотря на однотипность художественных средств, обусловленную устно-поэтическими традициями и эстетическим национальным вкусом, каждый поэт в описании природного мира находит оригинальные словесные образы. Особенности такой индивидуализации образности заметны при употреблении выразительных средств зрительного и чувственного плана.
Таким образом, система изобразительных средств якутской лирики 1920-30-х г.г. характеризуется:
Во-первых, традиционностью изобразительных средств, в использовании которых наблюдаются как прямые заимствования,так и творческие обработки, художественные осмысления, функциональные расширения.
Во-вторых, наличием общих черт в системе изобразительных средств в описании окружающей действительности, отсюда объединение схожих тропов в однотипные гнезда, определяющие идиостиль поэзии 20-30-х г.г.
В-третьих, оригинальностью индивидуально-авторских художественных приемов в идиостиле конкретного автора, предопределивших направление всей якутской лирики.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
¡.Изобразительные средства в поэме А.Е.Кулаковского "Сон шамана"// Тезисы докл. конференции научной молодежи "Эрэл-95".-Якутск, 1995.-С. 133.
2.Постоянные эпитеты в творчестве А.Е.Кулаковского // Сборник "А.Е.Кулаковский.Жизнь и творчество",- 0,5 п.л. /Находится в производстве/.
3.Его стихи - как пенье птиц (О поэзии А.А.Кюндэ) //Якутия.-1997.-13 августа,- С.З.- 0,3 п.л.
4. Мастер пейзажной лирики А.А.Иванов-Кюндэ - // "Полярная звезда" - 0,3 п.л. /Находится в производстве/.
5. "Ыллыыр ырыам..." ("Песня моя...".О поэзии Кюндэ)//Саха сирэ.-0,3 п.л./Находится в производстве/.