автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Творчество Атиллы Расиха
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Атиллы Расиха"
ГБ Ой _ В ДЕК 1998
На правах рукописи
ЗАРИПОВА РАВИЯ САЛИМОВНА
Творчество Атиллы Расиха
10.01.02 - литература народов Российской Федерации
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
На правах рукописи
ЗАРИПОВА РАВИЯ САЛИМОВНА
Творчество Атиллы Расиха
10.01.02 - литература народов Российской Федерации
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН Татарстана
Научный руководитель: доктор филологических наук,
Официальные оппоненты: — доктор филологических наук,
Ведущее учреждение: Институт истории, языка и
литературы Академии Наук Башкортостана
Защита диссертации состоится 8 декабря 1998 г. в 10 часов на заседании диссертационного Совета Д 184.01.01 в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН Татарстана. Адрес: 420503, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31, а/я 263
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Казанского научного центра РАН (ул. Лобачевского, 2/31).
Автореферат разослан « » ноября 1998 г.
профессор, академик Российской академии гуманитарных наук Мусин Ф.М.
профессор, член-корреспондент АН Татарстана Ахмадуллин А. Г.
— кандидат филологических наук, профессор Галимуллин Ф.Г.
Ученый секретарь диссертационного Совет;
■х— ,
О
Рамеев 3.3.
Общая характеристика работы
Актуальность темы. В последние годы во всех сферах нашей жизни происходит обновление. В этом процессе, в частности, усилилось внимание к объективному освещению истории татарского народа, его богатого духовного наследия.
Обращаясь к татарской литературе, составляющей важнейшую часть духовного наследия народа, особенно к литературе советского периода, мы ощущаем острую необходимость обновленного изучения и оценки ее. Известно, что в советский период и писателям и литературоведам приходилось заниматься своим делом зачастую в весьма ограниченных идеологических рамках. Вместе с тем и в те годы встречались писатели, чье творчество не всегда укладывалось в официальные рамки, иногда они мыслили о жизни и литературе более раскованно. Одним из таких писателей был Атилла Расих (1915-1996).
С другой стороны, идеологические воззрения времени не позволяли порой разносторонне и объективно оценивать отдельные литературные явления или творчество тех или иных писателей. И тут, в качестве примера можно назвать А.Расиха. На официальное отношение к этому писателю серьезно повлияло его социальное происхождение. То обстоятельство, что его отец некоторое время был муллой, а дед - Зайнулла Расулев известным религиозным деятелем, создавало значитель-
ные трудности на жизненном и творческом пуш писателя. Отношение к нему стало меняться только с 60-х годов. Между тем объективное изучение творческого наследия А.Расиха ныне имеет важное значение не только в плане показа его реального места и роли в истории татарской литературы, но и для осмысления важных сторон и тенденций национального литературного процесса. Этим, определяется в конечном итоге актуальность темы данной работы.
Интерес критики к творчеству А.Расиха начинает возрастать с 60-х годов. Оно привлекает внимание таких критиков и литературоведов, как Х.Усманов, Х.Хайри, И.Нуруллин, Ф.Мусин, Р.Сверигин, Ф.Миннуллин, Н.Юзиев, Р.Мустафин, Р.Мухаммадиев и другие. В их работах содержится идейно-тематический анализ отдельных произведений, наблюдения и высказывания о своеобразии сюжетосложения, психологического анализа, жанров, языка писателя, а также тематические и стилевые сопоставления с творчеством других литераторов.
Среди ученых-литературоведов к анализу творчества А.Расиха большее внимание уделяет Ф.Мусин. У него имеется целый ряд публикаций по этой тематике. Особенно ценен монографический труд «Тормыш узэненнен» /«На главном направлении»/1. Здесь ученый впервые сжато воссоздал жизненный и творческий путь А.Расиха, высказал интересные наблюдения и
'Мусин Ф. Тормыш узанениан. - Казан:ТКН.-1987.-Б.104.
мысли о своеобразии творчества писателя, о его месте в национальной литературе. Известный критик Ф.Миннуллин назвал эту книгу серьезным трудом.1
Вместе с тем следует отметить, что творческое наследие ныне уже покойного А.Расиха нуждается в еще более разностороннем и целостном научном осмыслении, особенно с учетом новых идейно-эстетических воззрений. К тому же в последнее время обнаружены новые факты, позволяющее более полно и объективно освещать жизненный и творческий путь писателя. Все это вызывает необходимость более целостного монографического исследования творчества А.Расиха, что является основной задачей настоящей диссертации.
Предмет и объект исследования. Предмет исследования составили жизнь и творчество А.Расиха. Объектом исследования являются произведения, публикации автора, архивные материалы, литературно-критические статьи критиков и литературоведов о творчестве А.Расиха.
Методологическая основа и метод исследования. В своей работе диссертант опирался на достижения современной литературоведческой науки, на работы Г.Ломидзе, М.Храпченко, С.Петрова, М. Гайнуллина, И.Нуруллина, Х.Хайри, М.Хасанова, Ф.Мусина, Т.Галиуллина, Ф.Галимуллина, Р.Сверигина, Ф.Хатипова, Р.Мустафина, Ф.Миннуллина и других.
Мицнуллии Ф. Затлылык- Казан.ТКН-1989.-Б.41
-6В диссертации использованы историко-аналитический и сравнительно-типологический методы научного исследования.
Цель и задачи исследования. Главной целью работы является всестороннее научное осмысление жизни и творчества А.Расиха, раскрытие своеобразного художественного мира писателя, определение его места и роли в истории татарской литературы.
Данная цель достигается решением следующих задач:
• собрать и систематизировать фактический материал, касающийся жизненного и творческого пути А.Расиха;
• осветить историю изучения жизни и творчества писателя;
• проанализировать творческий путь писателя, определить основные его этапы, дать им научную оценку в связи с литературным процессом эпохи;
• определить место и роль творчества А.Расиха в истории татарской литературы.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым исследованием обобщающего характера, посвященным жизни и творчеству А.Расиха. В работе впервые охватывается весьма обширное литературное наследие писателя, получают научное осмысление основные этапы, идейно-эстетическое своеобразие этого творчества. Кроме того, впервые в научный оборот вводятся некоторые произведения, оставлявшиеся в свое время вне внимания литературно-критической мысли, а также
неопубликованные сочинения писателя. Впервые предметом научного анализа становится автобиографическая трилогия «Воспоминания о моей жизни», являющаяся своеобразным итогом последних лет творческой жизни А.Расиха.
В работе уделяется внимание осмыслению и оценке творческого наследия писателя с учетом современных научно-методологических воззрений.
Научно-практическое значение___исследования.
Всестороннее изучение творчества А.Расиха представляет интерес не только для освещения истории татарской литературы, но и в более широком плане.
Научные результаты диссертации могут быть использованы при обновленной разработке истории татарской литературы XX века, на лекционных курсах в высших и средних учебных заведениях, при создании учебников по истории татарской литературы.
Апробация работы. Диссертационная работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и искусства имени Г.Ибрагимова АН Татарстана. По материалам исследования диссертант выступил на итоговых научных конференциях ИЯЛИ имени Г.Ибрагимова АН Татарстана /1991-1996/. Результаты работы отражены в научных статьях, список статей приводится.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Основное содержание диссертации
Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается состояние ее изученности, определяются предмет, цель и задачи, методологическая основа и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и научно-практическая значимость работы.
В первой главе «Первый период творчества Атиллы Расиха /30-50-е годы/» на обновленном фактическом материале освещаются основные моменты биографии А.Расиха. Прежде всего уточняются дата и место рождения будущего писателя. Дело в том, что длительное время из-за идеологических соображений писатель вынужден был скрывать подлинный год и место своего рождения. И только в 90-е годы стало возможным восстановить правду в этом вопросе. Оказалось, что Атилла Расих /Расулев Атилла Кадырович/ родился на год раньше до сих пор указываемой даты и на чужбине, то есть 16 сентября 1915 года в городе Стамбуле /Турция/.1 Далее в работе показывается, что социальное происхождение и в последующем сказывались на жизненной судьбе писателя. Так, когда Атилла учился в казанской школе N98 имени Короленко, из-за того, что отец был муллой, он неоднократно исключался из школы. Несмотря на это юноша страстно стремился получить образование и сумел закончить учебу. В 1931 году
1 Расих А. Ишан оныгы. — Казан: ТКН. - 1996. - Б.223.
он поступает в ФЗО при заводе имени Вахитова, готовится быть квалифицированным токарем. Здесь же он ходит в литературный кружок при редакции заводской многотиражки «Вахитовец», которым руководил молодой писатель Хан Джамиль. На заседаниях литкружка Атилла впервые встречается с «живыми» писателями, все это подготавливало почву для последующего прихода А.Расиха в литературу.
Первые самостоятельные литературные шаги АРасиха связаны с именем Мусы Джалиля. Поэт первым заметил творческие способности юного Атиллы и еще в 1931 году опубликовал его рассказ «Борылыш» /«Перелом»/ в редактируемом им детском журнале «Октябрь баласы» /«Октябренок»/, издававшемся в Москве на татарском языке. Нетрудно себе представить, как обрадовало юношу такое внимание известного и популярного в народе поэта. В то же время это обстоятельство вдохновило его на более серьезную и кропотливую творческую работу.
Далее в диссертации показывается, что свою сознательную писательскую деятельность А.Расих начал с коротких рассказов, в которых молодой автор освещает целую гамму каждодневных явлений и проблем тогдашней действительности.
Так, в рассказе «У кассы» /1934/ автор нашел интересную жизненную деталь для разоблачения взяточничества. В одном небольшом эпизоде достоверно раскрывается моральное лицо кассира-
взяточника. По словам писателя, этот рассказ явился первой ласточкой его сознательной творческой деятельности.
А в рассказе «Знакомый человек» /1938/ изображен спекулянт Гайнулла абзый, который предпочитает знакомиться и дружить только с полезными для него людьми. Видный татарский литературовед Г.Халит подчеркивал, что «рассказ имеет социально-литературное значение».1 Рассказ «Знакомый человек» не теряет своей значимости и сегодня, так как он посвящен явлению, широко распространенному в нашей сегодняшней жизни.
Среди рассказов А.Расиха, созданных в 30-е годы, актуальностью проблематики и уровнем художественного мастерства отличается юмористический рассказ «Красный горшок» /1940/. В нем умело раскрывается психология человека 30-х годов. Автор с мягким юмором изображает противоречивые переживания своего героя, недавно вступившего в колхоз, показывает победу нового в его сознании. Разумеется, герой рассказа, его думы и переживания освещены в идеологическом духе тех лет.
Далее в работе рассматривается сатирический рассказ «Проклятый язык» /1940/, в котором автор нашел эффективный литературный прием для раскрытия негативных явлений своего времени. Его главный
1 Хапит Г. 1939 елда татар совет прозасы // Совет едабияты. — 1940. 1-2 сан. - Б.71.
герой Хабир Забиров, несмотря на то, что совершенно ,не знал родного языка, поступил в аспирантуру по этой специальности. Когда поехал в деревню для сбора материала по теме диссертации, там он встретился с целой галереей людей, ставших объектом смеха - сплетницей Магфируз, лжегероем и трутнем Габделхаком, обюрократившимся председателем колхоза Яруллой Миннуллиным и т.д. В этом рассказе писатель проявил себя мастером сжатой и точной юмористической характеристики персонажей. Цензура того времени не была готова к восприятию такого типа сатирического рассказа, который резко критиковал негативные социальные явления тогдашней действительности и рассказ был опубликован только в 1955 году.
Переходя к анализу творчества А.Расиха 40-х годов, диссертант подчеркивает, что его проблематику резко изменила война. Ее он встретил на солдатской службе и до конца войны находился в действующей армии. Лично увиденное и пережитое на переднем крае легли в основу его военных рассказов. И в них нашли отражение различные вопросы жизни человека на войне. Так, в одном из первых рассказов на эту тематику - в «Земляках» /1942/ повествуется о воинах-земляках, которые только недавно оторвавшись от мирной жизни, не могут привыкнуть к военным порядкам, но в решающих моментах проявляют стойкость и героизм. В рассказе автору
особо удались сцены каждодневной солдатской жизни, которые характеризуются будничностью и всамделишностью.. Достоверность другого же рассказа — «Парня из Ютазы» /1942/ обоснована тем, что прототипом его главного героя является сам писатель.. Это стало известно благодаря автобиографической трилогии «Воспоминания о моей жизни». Поскольку это не документальное произведение, автор, наряду с опорой на увиденное им в плену, обращается и к своей творческой фантазии.
В рассказах «В тылу у врага» /1943/, «Тоска по любви» /1943/ и в приключенческой повести «Зерна счастья» /1944-1946/ писатель обращается к популярным в литературе тех лет участникам войны - разведчикам. Однако автор не ограничивается показом лишь героических деяний и поступков своих героев на поле брани, одновременно стремится разносторонне осмыслить жизнь человека на войне. Первое объемное произведение А.Расиха - повесть «Зерна счастья» примечательна еще тем, что является одним из первых в татарской литературе военных детективов. Приключенческий характер повествования сочетается с элементами психологического анализа героев войны. В диссертации уделяется внимание освещению и истории создания этой повести.
Стремясь к разнообразию тональности повествования о войне, А.Расих обращается и к юмору. Свидетельством тому являются рассказы «Веселый Галлямутдин» /1943/ и «Новый год на фронте» /1944/.
Понятно, что увиденное, пережитое на войне А.Расих не успевал отразить в своем тогдашнем творчестве. Как бы знакомя читателя со своими творческими планами в этом деле, он пишет «Будущие рассказы», где дает как бы эскизы предстоящих рассказов. Несмотря на эскизный характер рассказа, критик Х.Хайри считал его самым удачным произведением А.Расиха военных лет.1
Творчество А.Расиха военной поры в общем характеризуется нацеленностью на идеи патриотизма и героизма. При этом автор стремится раскрывать идею произведения часто не на исключительном на войне, а на обычном, будничном. Как правило, героями его рассказов являются простые воины, которые без громких слов, по-будничному выполняют свой священный долг перед Родиной. Важным источником силы воли и ' мужества своих героев автор считает глубокое осознание ими правоты своего дела, непоколебимую уверенность в победе над вероломным врагом.
Диссертант заключает, что в целом годы войны стали для А.Расиха серьезной • жизненной и творческой школой. Возмужав на войне и духовно, и творчески, А.Расих в последующем обращается лицом к послевоенной действительности и освещает различные ее вопросы и явления. Его больше всего интересует жизнь послевоенного села. Одним из первых выходов
1 Хэйри X. Сугыш хиквялере // Совет эдэбияты.-1948.-2 сан.-Б.124-128.
автора на эту тематику является рассказ «В совхозе» /1947/. Он еще связан с недавним военным прошлым. Главные его герои - вчерашние солдаты, командиры. Даже доярка Амина была на фронте, после ранения она вернулась в свой родной совхоз. Словом, в рассказе повествуется о возвращении недавних людей войны к мирному труду. В дальнейшем А. Расих все больше вникает в собственные проблемы и явления послевоенной мирной жизни и стремится освещать их в разных ракурсах. Так, в сатирическом рассказе «Жертва творчества» /1954/ автор создает образ горе-руководителя, который в своей деятельности руководствуется застойными методами и указаниями. Здесь А.Расих по существу раскрывает изъяны всей советской системы. А в рассказе «Первое произведение» /1954/ изображается такой характерный атрибут этой системы, как наличие в ней скрытой цензуры на литературное творчество. Это явление автор оценивает как противоестественное вообще искусству.
Творчество А. Расиха послевоенных лет в работе рассматривается в тесной связи с происходившими в жизни писателя перекленами. Он поступает в аспирантуру, защищает кандидатскую диссертацию и с 1952 года ведет большую научно-педагогическую работу в Казанском ветеринарном институте и, как писатель, эту деятельность сочетал с литературным творчеством. «И нельзя сказать, что это раздвоение мне в тягость... Можно даже утверждать, что моя
профессия оплодотворяла и облегчала мою писательскую работу, делала мои книги, как и отмечают читатели и критики, жизненными и злободневными»,1 - писал позже А.Расих по этому поводу. ..
Диссертант далее показывает, что приобщение к научной работе наложило свой=- отпечаток на последующее творчество писателя. В своих произведениях он начинает поднимать проблемы жизни, связанные с его научной деятельностью. Так, в рассказе «В вьюжные дни» /1959/ писатель изображает зависимость результатов труда специалиста-зоотехника от человеческих качеств председателя колхоза. В том же 1959 году он пишет рассказ «Великое чудо», где повествуется
0 превращении солнечной энергии в энергию растений, а через них - в энергию животноводческой продукции.
В 60-е годы А.Расиху как специалисту и представителю центра приходилось шефствовать над животноводческими хозяйствами республики. Часто выезжая в районы, он не только выполняет возложенные на него обязанности, но и как литератор изучает жизнь села. Так рождается очерк «У реки Ик», который в дальнейшем перерос в одноименную повесть. В ней рассказывается о том, как молодежь молочной фермы борется за внедрение передовых методов труда в производство.
1 Расих А. Раздвоение, которое не в тягость // Дружба народов - 1964.-№8. - С.254-255.
Наряду с освещением связанных с научной деятельностью АРасиха проблем животноводства, в отмеченных произведениях затрагиваются разлйчные стороны и явления жизни тогдашнего села.
В послевоенные годы А.Расих вновь' обращается к приключенческому жанру и создает повести «Краденый клад», «Опасный эксперимент» и «Приключения старика Сахи», которые завоевали большую популярность среди читателей, особенно среди детей.
В «Краденом кладе» речь идет о поиске преступников, которые похитили из музея золотые и серебряные монеты булгарского и золотоордынского периодов. Хотя повествование получилось весьма увлекательным, но не это является главным достоинством произведения. Еще более важен интерес автора к внутреннему миру героев, представление их людьми с разносторонним характером. Этим повесть А-Расиха выгодно отличается от обычного детектива.
В приключенческой повести «Опасный эксперимент» освещение научной проблемы также становится поводом для раскрытия различных судеб и характеров современников. Автор знакомит с интересными и поучительными наблюдениями над жизнью и судьбами людей.
А в повести «Приключения старика Сахи» рассказывается о похождениях вновь ожившего человека дореволюционного прошлого в современном нам мире. Если наша жизнь старику кажется фантастической, то
таким же' необычным предстает перед нами он сам. Подобное сочетание прошлого и настоящего накладывает отпечаток и на тональность повествования, делает его привлекательным для читателя.
Любовь к приключенческим произведениям привела писателя к переводческому делу. В 1953 году он успешно перевел на татарский язык произведение Э.Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», а в 1959 году - роман «Человек - амфибия» А.Беляева.
Дальнейший писательский путь А.Расиха и его важные творческие искания и обретения диссертант больше связывает с реалистическим повествованием о жизни. Первым более значительным шагом писателя на этом пути явился роман «Мой друг Мансур» /1948-1968/. Новизна его заключалась прежде всего в том, что в нем были освещены такие стороны или явления жизни 20-30-х годов, которые до этого не нашли должного художественного осмысления в татарской литературе. В романе рассказывается о строительстве недалеко от небольшого городка Карасу завода сельскохозяйственных машин. Сюда съезжаются люди самых различных занятий, судеб и стремлений. В ходе повествования автор в идеологическом духе своего времени показывает, как в процессе напряженного труда и борьбы с внутренними врагами постепенно формируется единый рабочий коллектив. В центре внимания автора образ главного героя романа -вчерашнего деревенского сироты Мансура, который,
попав на строительство и сталкиваясь с серьезными трудностями, мужает идейно и духовно, становится передовым рабочим.
В диссертации достаточно подробно раскрывается история создания романа, и о причинах затягивания его издания.
Как и во всей татарской литературе, и в творчестве А.Расиха с 1960-х годов наблюдается оживление. В этот период на его творческие искания оказывает заметное воздействие научно-педагогическая деятельность, которая, в частности, способствовала усилению в его произведениях исследовательского начала. Одним из первых свидетельств тому стал роман «Весенние голоса» /1956-1963/, написанный на основе лично увиденного и пережитого во время длительных научных командировок в районы, он отличался более свежим и критическим взглядом автора на положение дел в сельском хозяйстве середины 50-х годов.
Дело в том, что тогда авторы жизнь послевоенной деревни изображали весьма разными красками. В произведениях, нередко получалось так, что если жизнь села 40-х и начала 50-х годов состояла из одних трудностей и недостатков, то с середины 50-х годов, то есть сразу же после первых партийных постановлений по сельскому хозяйству, колхозная деревня избавилась от прежних отрицательных явлений и быстрыми темпами пошла в гору. Решительно отвергая подобные в корне неверные представления, А.Расих в своем романе
«Весенние голоса» убедительно показывает, что и после середины 50-х годов колхозное хозяйство не сразу избавилось от печального наследия прошлых лет, потому что оно развивалось, преодолевая серьезные трудности и преграды, которые были порождены прежними устаревшими порядками в сельском хозяйстве. Основной конфликт романа зиждется на отношениях между обанкротившимися, оторвавшимися от жизни руководителями района и поборниками новых методов ведения хозяйства - председателем колхоза «Новая жизнь» Ифратом Аллахияровым и зоотехником Султаном Фахрутдиновым. Вместе с тем следует сказать, что этот конфликт разрешается автором несколько волевым путем.
Наибольшим творческим достижением А.Расиха, сразу же выдвинувшим его в ряд ведущих деятелей национальной литературы, в работе рассматривается роман «Когда расходятся пути». Одновременно его можно считать той книгой в творчестве писателя, в которой наиболее зримо проступают его художническое лицо и писательский почерк. Произведение привлекло внимание прежде всего новизной темы. Можно сказать, что в нем впервые в национальной прозе объемно был воссоздан своеобразный мир науки. Однако значение романа отнюдь не сводится только к заполнению тематических «пробелов» в татарской литературе. То обстоятельство, что писатель рассказывает о лично увиденном и пережитом за годы
работы в ветеринарном институте, во многом позволило ему глубоко осмыслить тему, сделать настоящее художественное открытие.
Вместе с тем А. Расих здесь зарекомендовал себя интересным рассказчиком. Читателя он увлекает внутренней напряженностью повествования, которое никого не оставляет равнодушным. Пристрастное и лично заинтересованное отношение читателя к тому, что происходит на страницах произведения, объясняется и тем, что автор освещает такие злободневные вопросы жизни, которые не могут не волновать его. Примечательна в этом отношении прежде всего судьба главного героя. Смерть любимой жены Галии порвала последние нити, связывавшие заведующего районной ветлечебницей Рахима Шаехрамова с деревней, и он окончательно решил взяться за осуществление своей давнишней и заветной мечты - заняться наукой. С такого решения главного героя начинается роман. В дальнейшем читатель заинтересованно следит за тем, как преодолевая серьезные трудности и преграды, Рахим приходит в науку и находит в ней свое место.
Стиль романа примечателен тем, что в нем обнаруживается удачное сочетание ученого и художника. А.Расих-ученый зримо выступает при изображении жизни и труда своих героев, при раскрытии их образа мышления. Такое освоение темы* имеет немаловажное значение, тем более, что в некоторых художественных произведениях, посвященных специфи-
ческим областям сегодняшней действительности, очень уж бросается в глаза слабое знание авторами профессий своих героев. Именно благодаря глубокому знанию профессий героев А.Расих добился того, что в романе речь идет не о науке вообще, а о конкретной ветеринарной науке. Вместе с тем рассказ о науке и ее назревших проблемах - как бы интересны они ни были - для автора отнюдь не самоцель, а повод для художественного осмысления существенных тенденций и явлений времени.
Внешне роман «Когда расходятся пути» представляет собой своего рода сказание о двух холостяках -Рахиме Шаехрамове и Захиде Сафиче. Кстати, в татарском издании произведение так и называлось - «Два холостяка». В этот заурядный на первый взгляд сюжет писатель вложил большой социальный смысл. Его образы воплощают в себе две противоположные концепции действительности и несут большую идейную нагрузку. И не случайно, что встретившись вначале друзьями, Рахим и Захид потом расходятся навсегда как носители двух несоединимых образов жизни.
Произведения А.Расиха всегда отличаются ярко выраженной конфликтностью, что серьезно укрепляет реалистическую основу его творчества, ярче очерчивает характеры героев. В романе «Когда расходятся пути» эти качества заговорили с новой силой. Образ Рахима Шаехрамова раскрывается с помощью нескольких конфликтов и с разных сторон. Так, столкнувшись
сперва с заведующим кафедрой физиологии профессором Филипповым, он проявил себя человеком, исключительно упорным и настойчивым в отстаивании истины в науке. А конфликт с Захидом Сафичем позволил убедительно раскрыть духовно-нравственный облик главного героя. Следует отметить своеобразие образа Захида Сафича, его характера, мировоззрения. Этот персонаж весьма знаменателен для татарской прозы еще тем, что он никак не вмещается в широко распространенную схему «отрицательного» героя. В нем чувствуется несколько иная трактовка упомянутого литературного типа, выражающаяся главным образом в показе его сложным и противоречивым характером. Беспощадно и умело разоблачая философию своего героя, его тщеславие и завистливость, автор в то же время показывает большую душевную драму некогда порядочного человека, давая понять, что он является порождением времен культа личности. Вот почему, решительно отвергая жизненную платформу Захида, мы в то же время не можем оставаться равнодушными к его неудавшейся судьбе. В этом проявилась одна из примечательных сторон художнического таланта А.Расиха.
В общем, «писатель искал новизну в содержании, мыслях, характерах»1. Роман «Когда расходятся пути» А.Расиха стал значительным достижением всей татарской прозы, свидетельствующим об ее возросшей идейно-эстетической зрелости.
'Амир М. Усеш юлында. - Узебез турында. - Казан. - 1971.-Б.53.
Интересные жизненные проблемы и коллизии нашего времени находят отражение в романе А.Расиха «Путь отважных» /1972/,
В нем идея произведения раскрывается с помощью нескольких взаимосвязанных сюжетных линий. Первая сюжетная линия связана с Латифом Ибрагимовым и позволяет убедительно раскрыть неоднозначный характер и судьбу героя. Заместитель управляющего крупным трестом Латиф первоначально предстает перед читателем опытным хозяйственным руководителем, хорошо знающим свое дело. В народе уже ходила молва, что он скоро возглавит трест. В то время, когда он жил довольный своей жизнью и судьбой, однажды неожиданно из Мюнхена приходит письмо на его имя. Самое удивительное в том, что письмо было от человека, который считает себя отцом Латифа. Между тем считалось, что отец погиб на гражданской войне. В дальнейшем автор подробно изображает мучительное беспокойство и его страх перед неизвестностью, вызванные письмом. Чтобы объяснить терзания Латифа, писатель обращается к его прошлому, сформировавшему его характер, мировоззрение, привычки. Он воспитывался в детском доме, как сын героя гражданской войны. Доброе имя отца служило ему моральным капиталом. Именно оно питало его уверенность в непререкаемом праве руководить другими, рассудить их поступки, распоряжаться их судьбами. Латиф с юности слишком прямолинейно связывал поведение и общественную
роль человека с его социальным происхождением. Ему легче отказаться от только что обретенного отца, чем от привычных представлений. К тому же отец теперь предстает перед ним как мародер и перебежчик, проживший жалкую жизнь эмигранта на чужбине, в Западной Германии. Но постепенно у героя возникает желание узнать реальную судьбу отца. Постижение этой истины порождает определенную общественно-нравственную эволюцию Латифа. Теперь ему уже хочется встретиться с отцом-эмигрантом, возникают изменения и в его взглядах на жизнь, на окружающих. Одновременно осознав неверность некоторых своих прежних взглядов, порожденных классовой идеологией того времени, герой переживает и определенную душевную драму.
Основная идея данного романа, выраженная уже в самом его названии, находит более полное отражение во взаимоотношениях таких героев, как Хабибрахман абзый и Хамза Бакиров. Они оба являются участниками гражданской войны, но в дальнейшем по-разному сложились их судьбы. Хабибрахман абзый работал в 20-е годы секретарем райкома и по ложному обвинению был репрессирован. Что касается Хамзы Бакирова, то он после завоевания красными Бухарского ханства с украденными им ханскими сокровищами бежит за границу, но растратив их вскоре вновь возвращается на родину. В последующем, когда живых ветеранов почти не осталось, он стал выступать в печати с воспоминаниями
о боевом пути этой бригады, в которых приписывал себе подвиги татбригадовцев в годы гражданской войны. Бывший татбригадовец; Хабибрахман абзый вместе с молодым историком Альфредом берется за развенчание лживых «подвигов» Хамзы и восстановление подлинной правды о бригаде. Столкновение с Хамзой Бакировым и связанные с этим душевные потрясения преждевременно сводят Хабибрахмана абзый в могилу. Но мы чувствуем, что дни ложного авторитета Хамзы Бакирова сочтены.
Если разобраться, этот конфликт имеет ту же природу, что и в случае с Латифом Ибрагимовым. Это конфликт между честностью и приспособленчеством, между правдой и ложью. Только в одном случае конфликт происходит в душе одного героя, а в другом - между диаметрально противоположными персонажами.
Продолжателем дела, за которое боролся Хабибрахман абзый, в романе показан молодой историк Альфред Хайретдинов. Мы видим, как он самозабвенно изучает историю татарской бригады и радуется, когда ему удается обнаружить какой-нибудь новый факт. Ему свойственны широта мышления, настойчивые поиски правды, и он не может оставаться в стороне от того принципиального спора, который завязался между Хабибрахманом абзый и Хамзой Бакировым. Пусть пока ему удалось сделать немногое, но мы верим, что Альфред Хайретдинов добьется восстановления справедливости.
-26В целом же этот роман, написанный с публицистическим пафосом, в художественном отношении несколько уступает предыдущему произведению А. Расиха «Когда расходятся пути». Образам не только второстепенных персонажей, но и центральных героев романа -Латифа, Хамзы Бакирова не хватает психологической глубины. Как отметила критика, «стремясь очернить «отрицательных» персонажей, А.Расих неумеренно пользуется приемом шаржированного изображения».1
Наряду с разработкой современной тематики, порой затрагивая весьма острые проблемы теперешней действительности, А.Расих еще с 60-х годов стал интересоваться и вопросами исторического прошлого. Интерес к этой тематике помимо общей тенденции в литературе, у А. Расиха был обусловлен мотивами и личного характера. Так, за создание произведения об известном революционере Хусаине Ямашеве первоначально он взялся как бы желая выполнить просьбу своей матери. Дело в том, что мать писателя Зайтуна Мавлюдова в молодости была близко знакома с Хусаином Ямашевым и добрую память об этом замечательном человеке сохранила на всю жизнь. И на старости лет просила своего сына-писателя написать что-нибудь об этом человеке используя при этом и ее дневники-воспоминания. Первоначальное желание выполнить просьбу матери впоследствии привело
'Мустафин Р. Драма Латыфа Ц Литературное обозрение.-1973,-№12.-С.28.
писателя к созданию трехтомной эпопеи о Ямашеве и его бурном времени.
Первая книга трилогии увидела свет в 1968 году, вторая под названием «Лунные ночи» опубликована в 1977, а третья была издана в 1984 году.
Трилогия «Ямашев», хотя и посвящена историческому прошлому, но весьма созвучна с другими произведениями А.Расиха, в частности, с его романами «Весенние голоса», «Когда расходятся пути», «Путь героев», «Испытание». Как известно, в каждом из них ведутся поиски общественно активного героя-современника. Это наблюдается и в романе «Ямашев». X. Ямашев, очевидно привлек внимание писателя и с этой стороны. До А.Расиха в нашей литературе к этой личности обращались Г.Тукай /в стихотворении «Светлой памяти Хусаина»/ и Г.Ибрагимов /в романе «Наши дни»/. Если целью Г.Тукая было создание на примере Ямашева обобщенного поэтического образа народного героя, то Г.Ибрагимов отобразил профессионального революционера.
Свой подход к показу этой исторической личности имеется и у А.Расиха, который обусловлен современными для писателя идейно-эстетическими требованиями. Для создания исторически достоверного и поэтически выразительного образа этой личности писатель стремился к органическому, сочетанию документальности с художественным вымыслом.
В целом же одним из первых обращаясь к
созданию образа исторической личности в татарской литературе с 60-х годов, А.Расих сумел достаточно разносторонне и выпукло воссоздать образ Хусаина Ямашева и его борющееся время. На этой основе и исходя из идеологических требований своего времени,
A.Расих достаточно последовательно прослеживает, как единственный сын купца Мингазетдина Ямашева под влиянием русских социал-демократов и воздействием нарастающего революционного движения масс вырастает в революционера. С другой же стороны, автор также убежденно показывает, как под влиянием Хусаина Ямашева и его соратников пробуждается классовое самосознание простых татарских рабочих и как они постепенно поднимаются на активную борьбу против царского самодержавия. Стремясь представить X.Ямашева активным деятелем своего времени, писатель показывает его на широком общественно-историческом фоне, среди ведущих общественно-политических сил. С одной стороны, в романе уделяется внимание соратникам Ямашева по революционной борьбе - революционерам А.С.Кулеше,
B.В.Адоратскому, Я.М.Свердлову, НАДамперову и другим. С другой стороны, в романе отдельными выразительными штрихами показаны видные деятели татарской культуры Г. Тукай, М.Гафури, Ф.Амирхан, Г.Колахметов, Г.Камал, А.Кариев и другие. Правда, увлечение созданием широкой общественной картины времени и многогеройностыо порой мешают автору сосредоточиться на образе главного героя и глубже раскрывать его.
Наряду с показом исторических личностей, в целях более действенного отражения идеи произведения автор создает образы и вымышленных героев. Среди них наиболее содержателен образ Джагфара. С помощью образа этого неустойчивого в жизни и мыслях человека А.Расих еще более убедительно раскрывает ведущие черты характера Ямашева - его целеустремленность, настойчивость в достижении общественно значимых целей в жизни.
Весьма познавательны < для современного читателя и те страницы произведения, в которых по существу впервые раскрываются идейная и духовная близость X. Ямашева с народным поэтом Тукаем, а также мучительная личная драма главного героя.
В общем же в «Ямашев»е А.Расих одним из первых после известного романа Г.Ибрагимова «Наши дни» в эпическом плане показал татарский мир начала XX века, добиваясь при этом более тесного сочетания документальности с художественным вымыслом, публицистичности с психологическим анализом, что отвечало идейнсхэстетическим требованиям нашего времени.
В диссертации далее показывается, что одновременно с работой над трилогией «Ямашев» А.Расих продолжал интересоваться и современной проблематикой. В последующем его больше начинают привлекать морально-этические проблемы современной ему действительности. Характерным примером тому является роман «Испытание». Хотя в произведении
проявляется определенный интерес и к вопросам научно-производственной сферы, но автора больше волнуют личная жизнь и взаимоотношения героев. Так, хотя один из ведущих героев романа - профессор Галиакбар ara показан талантливым и трудолюбивым ученым, но автора больше привлекают его морально-этические качества. Его честность и добропорядочность достаточно глубоко раскрыты, например, в отношении к доценту Эльвире Хакимовне, которая стремилась как можно скорее проводить Галиакбар ara на пенсию. Но через некоторое время она поняла, что без профессора дела кафедры идут плохо, к тому же ее собственная докторская диссертация зашла в тупик. Эльвира Хакимовна, пересилив свою гордость, обращается к Галиакбар ara. Он не отказывает ей в помощи. Образ Галиакбар ara Максудова в целом стал весьма удачным примером создания образа подлинного ученого в татарской литературе.
В романе немало внимания уделяется изображению взаимоотношений Галиакбар ara с дочерьми - Сафурой и Альфией, раскрытию морального облика последних. Сафура представлена как человек, который живет только для себя. Ее мало волнует даже судьба своей маленькой дочери - Лианы. Отец и сестра Альфия нужны ей только тогда, когда она нуждается в финансовой помощи. Приемная дочь Альфия, напротив предстает перед читателями как трудолюбивый, честный и человечный человек.
-31В романе «Испытание» мы встречаемся еще с такими героями, которые не смогли пройти нравственное испытание жизни, показ которого является главной целью произведения. Это Фарит, его жена Фахима, Рамзи. А испытания жизни достойно проходят Галиакбар ara и его дочь Альфия. В этом им помогают добрая натура и сила воли.
Роман «Испытание» в целом оценивается диссертантом как произведение,' которое своим возросшим вниманием к нравственности еще больше отвечает духовным запросам нашего времени, поэтому оно не теряет своей значимости и для теперешней читательской аудитории.
К исходу своей жизни, как бы подводя ее итоги, А.Расих обращается к автобиографическому жанру. Определенным итогом работы в этом жанре стала трилогия «Воспоминания о моей жизни» /«Елларны чигерсем...»/. Автобиографический цикл примечателен еще тем, ' что в нем одновременно жизнь и творчество самого писателя раскрываются довольно разносторонне.
В первой книге трилогии под названием «Внук ишана» (она была издана в 1996 году) описывается борьба будущего писателя, сына и внука священнослужителей с искусственными преградами, созданными советским строем. При этом уделяется внимание раскрытию внутреннего мира героя, многократно сталкивавшегося с несправедливостями жизни, порожденными считавшейся самой справедливой в
мире общественной системой. Тут же делая экскурс в прошлое, автор приводит воспоминания матери о Г.Тукае, которые придают произведению особую историческую ценность.
Вторая часть трилогии под названием «Кагазьдэгелар Ьэм хатердэгелар» /«Письма и воспоминания»/ включает в себя переписку писателя, его воспоминания о суровых днях войны, о кратковременном плене, в котором он оказался не по собственной вине, и о побеге. Здесь же писатель знакомит читателей с историей создания произведений военных лет. Особо привлекает использование автором эпистолярного стиля, он придает произведению жизненность.
Заключительная, третья часть трилогии называется «Тыныч еллар кулэгасендэ» /«Под тенью мирных лет»/ . Как видно из названия, послевоенные мирные дни не оказались для А.Расиха светлыми, безмятежными. Свидетельством тому являются описанные писателем факты морального давления на творческую интеллигенцию коммунистической идеологией. Здесь же автор делится размышлениями о своих коллегах - современных татарских писателях.
Документальная жизненная хроника «Воспоминания о моей жизни» в целом побуждает нас к серьезным раздумьям о смысле жизни, об общечеловеческих ценностях. В ней автор одновременно отражает неоднозначный духовный мир, нелегкие судьбы своего поколения.
-33В отличие от других писателей, так же создававших автобиографические произведения («Родная земля -колыбель моя» Г.Баширова, «Долгое-долгое детство» М.Карима, «Тысячекилометровый путь» А.Гилязова и др.), А. Ра сих в своих творениях прежде всего раскрывает душевную боль, обиды человека, осуждает искусственно порожденную несправедливость в жизни. Для более действенного отражения всего этого писатель часто обращается к лирическим отступлениям, разного рода воспоминаниям.
Примечателен и стиль повествования А^Расиха, которому присуще стремление к синтезу драматизма и лиризма.
Трилогия А.Расиха «Воспоминания о моей жизни» имеет большую общественную значимость, ибо главной целью писателя является объективная оценка нашей недавней истории, об этом прошлом он судит прежде всего исходя из личного жизненного опыта.
При знакомстве с произведениями А.Расиха человек, близко знающий его, легко угадывает глубокую духовную связь между писателем и его ведущими героями. Широта и разнообразие духовных запросов писателя, которые свидетельствуют о высоком интеллекте и богатстве его души, накладывают свой зримый отпечаток и на лучших его героев.
В заключении подведены итоги исследования. Определено значение и место произведений писателя в татарской литературе. Обращено внимание на
раскрытие стилевого своеобразия творчества А.Расиха и его роли в истории татарской литературы.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Ишан оныгы // Казан утлары. - 1991. -9 сан. - Б. 147-148.
2. Серлэр сейяэр чак // Татарстан. - 1994. -2-4 сан. - Б. 158-160.
3. Сугыш геройлары / Язучы Атилла Расихныц сугыш чоры иждтына бер караш / // Татарстан. - 1995. - 1-2 сан. - Б. 150-152.
4. Хакыйкатьке таба // Казан утлары. - 1995. -2 сан. - Б. 169-174.
Текст диссертации на тему "Творчество Атиллы Расиха"
/ /
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ Г.ИБРАГИМОВА
На правах рукописи
Зарипова Равия Салимовна
Творчество Атиллы Расиха
по специальности: 10.01.02 - Литература народов
Российской Федерации (татарская литература)
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор, академик Российской академии гуманитарных наук Ф.М.Мусин.
Казань -1998
ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ФЭННЭР АКАДЕМ И Я СЕ Г.ИБРАГ1ИМОВ ИСЕМЕНДЭГЕ ТЕЛ, ЭДЭБИЯТ пам СЭНГАТЬ ИНСТИТУТЫ
Кулъязма хокукында
Зарипова Равия Сэлим кызы
Атилла Расих иж,аты
Белгечлек: 10.01.02. -
Россия Федерациясе халыклары эдэбияты (татар эдэбияты)
Филология фэннэре кандидаты дигэн гыйльми дэрэж,э алу ечен тэкъдим ителгэн
диссертация
Фэнни житэкчесе: филология фэннаре докторы, профессор, Россия гуманитар фэннэр академиясе академигы Ф.М.Мусин
Казан -1998
Эчтелек
Кереш............................ 4
Беренче булек. Атилла Расих ищатынын, беренче чоры
(1930-1950 еллар)......................12
Икенче булек. Атилла Расих игцатыныд икенче чоры
(1960-1990 еллар)......................46
Йомгак...........................114
Библиография........................125
Кереш
Тормышыбызнын, телэсэ кайсы влквсендвге кебек фен деньясын-да да яцарыш бара. Бу табигый хэл. Аерым алганда, татар халкы-ныд катлаулы тарихын, рухи мирасын бернинди чиклэулэрсез, ха-кыйкатьтэ барынча тикшеру Ьэм бэялэу мвмкинлеге ачылды. Шушы яца шартларда эдэбият тарихын Ьэм аерым язучылар и;щатын моца кадврге идеологик карашлардан арындырып Иэм объектив рэвеште, бигрэк те тарихилык Ьэм миллилек позициясеннен чыгып ейрэну, бвялэу кирэклеге аеруча сизелэ.
Нэр дэвернед узенчэлекле язучылары бар. Алар узлвре яшэгэн чорнын, характерлы билгелэрен, эдэбирмохитне тоярга ярдэм итэлэр. Совет чоры татар эдэбиятыныц, бигрэк тэ аныц 60-80 елларыныц куренекле, эмма уз вакытында фенни игътибар щитеп бетмэгэн вэкил-лэренец берсе - Атилла Расих. Элеге эдэби дэвернец характер лы куре-нешлэрен Ьэм тенденциялэрен чагылдыруы да бу ищатны ейрэнунец фэн ©чен актуальлеген арттыра.
Моца кадэр А.Расих и>цаты белэн башлыча вдэби тэнкыйть кы-зыксынып килде. Бу ищатныц аерым яклары яки мвсьелэлэре Х.Хэйри (1), Х.Госман (2),
1. Хвйри X. Сугыш хикеялэре// Совет эдэбияты. - 1948. - 2 сан. - Б.124-128.
Хэйри Х.Онытылмас революционер образы. Иж;ат чишмэлэре (Танкыйть мвкалвлвре). - Казан. - 1975. - Б.106-114.
2. Госман X. Эйбэт роман // Социалистик Татарстан. -1964. - 16 август.
И.Нуруллин (1), Н.Юзиев (2), Ф.Мицнулин (3),
1. Нуруллин И. Яз сулышы тоеп// Совет адебияты. -1964. -1 сан. -Б.141-146.
Нуруллин И. Кайнар эзлэрдэн// Социалистик Татарстан. -1976. - 16 сентябрь.
Нуруллин И. Тормыш сынавын утим дисэц// Социалистик Татарстан. - 1979.- 27 ноябрь.
Нуруллин И. Куцелдоге юшкыннан арыну юлында. - Тормыш Ьэм свнгать чынлыгы. (вдвби тенкыйть мвкалелвре). - Казан. - 1983. -Б.41-47.
Нуруллин И. Югары эхлак хакына. - Тормыш Ьэм свнгать чынлыгы. - Казан. - 1983. - Б.131-136.
2. Юзиев Н. Конфликт Ьэм характер. - Сэнгатьчэ матурлык Ьэм осталык. - Казан. - 1969. - Б. 163-193.
3. Мицнуллин Ф. Олы юлдан// Социалистик Татарстан, - 1966. -15 сентябрь.
Мицнуллин Ф. Заман герое Ьвм уцай герой. - Талантлар юлы. -Казан. - 1984. - Б. 79-83.
Мицнуллин Ф. Конфликт тормышчан булсын. - Балта явызлар кулында, ( Эдэби тэнкыйть мвкалвлере). -Казан. - 1994. - Б.37.
Ш.Садретдинов (1), Ф.Мусин (2),
1. Садретдинов Ш. Идеалга тугрылык// Казан утлары. - 1978. -12 сан. - Б.157-162.
2. Мусин Ф. Новое и старое // Дружба народов. - 1964. - N 5. -С.281-282.
Мусин Ф. Правда жизни // Советская Татария. - 1964. -11 сентября.
Мусин Ф. Нык адым белэн. (А.Расихка 50 яшь)// Казан утлары. - 1966. - 12 сан. - Б.113-120.
Мусин Ф. Тормышка утеп кереп. - Мусин Ф., Мэя^итов 3., Гыйззвт Б. Заман сулышын тоеп. - Казан. - 1967. - Б.3-84.
Мусин Ф. Ике буйдакнын, тормыш фэлсэфвсе.-Тормыш сынавы аша. - Казан. - 1969. - Б.184-211.
Мусин Ф. Постигая жизни суть // Советская Татария. - 1970. -21 марта.
Мусин Ф. Еллар Иэм юллар // Казан утлары. -1976. -9 сан. - Б. 122-132.
Мусин Ф. Дорогой открытий (К 60 летию А.Расиха)// Советская Татария. - 1976.- 16 сентября.
Мусин Ф. В поисках конфликтов времени. - По координатам жизни. - Москва. - 1976. - С.168-180.
Мусин Ф. Тормышка актив менэсвбэт // Казан утлары. -1981. -2 сан. - Б.151-156.
Мусин Ф. Герои разных эпох// Советская Татария. -1981. - 22 марта.
Мусин Ф. Атилла Расих. - Чор белэн аваздаш. - Казан. - 1983. -Б.218-240.
Мусин Ф. Тормыш узэненнэн. - Казан. - 1987. - Б. 104.
Мусин Ф. Кемеш козге. (Эдэби тенкыйть мэкалвлвре). -Казан. -1989. - Б. 256.
Мусин Ф. Керэшле гомер // ШэИри Казан. - 1995. - 22 сентябрь.
Р.Сверигин (1), Р.Мостафин (2), Р.Мехеммедиев (3) Ъэм башка-ларныц матбугаттагы чыгышларында чагылыш тапты. Аларда бигрэк тэ сюжет - композиция, стиль, тема, герой, конфликт Ьвм башкалар турында кызыклы кузэтулэр ясала.
1. Сверигин Р. Яца герой Ьэм яца алымнар эзлэгэндэ. -Татар совет прозасында образлар Ием характерлар. - Казан. - 1981. - Б.30-32.
Сверигин Р.А.Расих романнарыныц эдэби эшленеше. -Герой, стиль, осталык. - Казан. - 1972. - Б. 112-132.
Сверигин Р. Тормышнын, узе кебек // Казан утлары. -1984. - 5 сан. - Б.149-156.
2. Мустафин Р. Герой времени - герой книги// Литературная Россия. - 1969. - 26 декабря.
Мостафин Р. Проблемалар Ьэм аларнын, чишелеше // Казан утлары. - 1973. - 7 сан. - Б.165-168.
Мустафин Р. Драма Латыфа // Литературное обозрение. -1973. -N 12. - С.27-28.
Мустафин Р. Нерв искусства // Комсомолец Татарии. - 1976. -12 сентября.
Мостафин Р. Геройныц интеллектуаль деньясы. - Алга барыш-лый. - Казан. - 1977. - Б.80.
3. Мехеммедиев Р. Сынау дэвам итэ // Социалистик Татарстан. -1979. - 18 октябрь.
Мехэмммэдиев Р. Мул сулы елга кебек. - Якутлар табыладыр ва-кыт белэн. - Казан. - 1983. - Б.129-139.
А.Расихныд ия^аты хакында иц куп язган тенкыйтьчелэрнед бер-се Ф.Мусин. Куп санлы мэкалэлэре белен бергэ у л бу иж;атка монографик характердагы беренче хезметне да багышлады (1). Бу хезмвтта язучынын, 50 елдан артык вакытны эчене алган эшченлеге шактый тулы анализлана Ьэм ада объектив бэя биреле. Тенкыйтьче Ф.Мид-нуллин бу китапны «ный^оелен язылган щитди хезмет» дип беялэгвн иде (2). Гэрчэ алдарак иске алынган едеби тэнкыйть материалларын-да А.Расихнын, гомумен ия^аты яки аныд аерым эсэрлвре турында куп кенэ кызыклы кузетулер ясалса Иэм фикерлвр вйтелсэ дэ, бу ищатны бербетен итеп ейрену еле эдэбият фене ечен }цитди бурыч булып кала.
А. Расих ищатын ейренунен, актуальлеге, икенче яктан, анын, ми-салында гомум едеби херекетнед меЬим тенденциялерен ачыклау мемкинлеге белэн да бейлэнген.
Тикшеренунец максаты. А.Расих иждтын тулырак куз алдына ба-стыру белен берге, анын, теп юнелешлерен ачыклаудан, шуныд белен татар едэбиятын устеруге керткен елешен билгелеудэн гыйбарет. Бу иэцат хезер, уткен елларныд идеологик кысаларыннан арынып, бугенге карашлардан чыгып анализлауга Ием беялеуге де мохтая^. Мода едип ищаты узе де этере. Мисал ©чен 1990-97 елларда денья курген «Елларны чигерсем» автобиографик тормыш хроникасы язу-чыныд биографиясендеге кайбер детальлерне ачыкларга мемкинлек бире. Мода кадер А.Расих узе де, мулла гаилесеннен чыгуы себепле, терлече эзерлекленуе Ьем кимсетелуе аркасында, чын биографиясен бире алмаган икен. Шунлыктан хетта аныд туган щире Ьем туган елы да дерес курсетелмеген. Моннан тыш у л Беек Ватан сугышы елларында бераз вакыт есирлекте булуын да яшерерге мещбур бул-ган.
1. Мусин Ф. Тормыш узененнен. - Казан. - 1987.-Б.104.
2. Миднуллин Ф. Затлылык. - Казан. -1989. -Б.41.
Диссертациянец теп максатын хэл иту ечен хезмэттэ тубэндэге бурычлар алга куелды:
1. вдипнен, тормыш 11эм иж;ат юлын хронологик тертиптэ Иэм ту-лырак куз алдына бастыру.
2. Бу ия^атныц теп проблематикасын ачыклау.
3. Язучыныц свнгатьчв эзленулерен Иэм табышларын ейрену.
4. Эдипнен, татар вдебияты тарихындагы урынын билгелэу.
Шушы бурычларны хвл иту максатында беренче тапкыр А. Расих -
ныд архив материаллары кулланылды.
Хезмэтнец фенни-методологик нигезлерен чагыштырма-типологик, структуралы Ьэм системалы тикшерену методлары тэшкил итэ. Дис-сертациядэ шулай ук Х.Госман, Х.Хейри, И.Нуруллин, Ф.Мицнул-лин, Н.Юзиев, Р.Сверигин, Ф.Мусин, Р.Мостафин, Ф.Галимуллин, Р.Мехэммедиев Ьэм башкаларнын, хезмэтлэренэ таянып эш ител-де.
Диссертациянен; фвнни яцалыгы А.Расих эдеби мирасын тулы-рак куз алдына бастыру белен берге, аны хезерге идея - эстетик ка-рашлардан да чыгып бэялэудэн гыйбарет. Аерым алганда, хезмэттэ язучы ищатынын, теп этаплары, аныц идея - эстетик усеше курсвтеле. Моныц ечен эдипнен; элегэ кадэр игътибарга алынмаган «Шат куцелле Галеметдин» (1943), «Фронтта Ян,а ел» (1944), «Беренче кен» (1946), «Ищат корбаны» (1954), «Беренче эсер» (1954), «Беек могщиза» (1959) хикэялэре Иэм аныц гомеренец соцгы елларында язылган «Елларны чигерсем» автобиографик трилогиясе дэ анализлана. Трилогиянец ике елеше - «Ишан оныгы» (1) Ьэм «Кегазьдегелер Кем хэтердегелэр» (2) беренче тапкыр «Казан утлары» журналында басылып чыктылар.
1. Расих А. Ишан оныгы.// Казан утлары. - 1990. - 1 сан. - Б.8-68. - 2 сан. - Б.15-83.
2. Расих А. Кэгазьдэгелэр 11эм хэтердегелэр.//Казан утлары. -1993. - 4 сан. - Б.3-106.
«Ишан оныгы» роман - иствлеге аерым китап булып Татарстан ки-тап нвшриятында двнья курде (1). Трилогиянен, соцгы ©леше - «Ты-ныч еллар кулагасенда» романы кулъязма хэлендв каралды (2). Аныц аерым взеклвре «Казан утлары» журналында басылды (3).
Хезматтэ беренче тапкыр диярлек эдипнен, тэрж;емэ елквсендэ эш-чэнлеге Иам аныц ия^атына уцай йогынтысы да курсэтелде.
Хезмвтнец фенни-практик вЬемияте - анда А.Расих ия^атыныц хэзерге карашлардан чыгып Ьам фактик яктан тулы куламдарак яктыртылды, шунлыктан бу ил^ат хакында аеруча тулы Иам объектив мэгълумат бируе белен байланган. Диссертацияда тупланган фактик мэгълумат, андагы фанни кузатулар Ьэм нэтищэлар татар едэбияты тарихын яцартып язуда, югары уку йортларында Ьэм урта мактапта татар адабиятын укытуда 11эм башка очракларда файда-ланыла ала.
Апробация. Диссертациянец теп натищаларе тубандаге макалаларда чагылыш тапты:
1. Зарипова Р. Тынгысыз иж;ат// Социалистик Татарстан. - 1991. - 13 сентябрь.
2. Зарипова Р. Ишан оныгы// Казан утлары. - 1991. - 9 сан. -Б.147-148.
3. Зарипова Р. Серлар сейлэр чак // Татарстан. -1994. -3-4 сан. -Б.158-160.
4. Зарипова Р. Сугыш геройлары. (Язучы Атилла Расихныц су-гыш чоры ия^атына бер караш) // Татарстан. -1995. - 1-2 сан. - Б.150-152.
1. Расих А. Ишан оныгы. - Казан. - 1996. - Б.256.
2. Расих А. Тыныч еллар кулэгасенда // Кулъязма. -Б.391.
3. Расих А. Тыныч еллар кулагасенда // Казан утлары. - 1995. -8 сан. - Б.9-86.
5. Зарипова Р. Хакыйкатьне юлдаш итеп // Казан утлары. - 1995.
<
-8 сан. - Б.169-174.]Моннан тыш диссертация темасы буенча Татарстан Феннэр Академиясе Г.ИбраЬимов исемендэге Тел, эдвбият Ьэм сэнгать институтыныц еллык йомгаклау конференциялэрендэ (19901996) докладлар белен чыкты.
Диссертация «Кереш»тан, ике булектвн, йомгак Ьвм библиогра-фиядэн тора.
— 12 — I булек
А.Расих ищатыныц беренче чоры
(1930-1950 еллар)
А.Расих ия^атына аныц шактый катлаулы тес алган швхси био-графиясе Ьэм язмышы мэгълум эз сала. Шунлыктан вдип иж;атын ацлар ©чен аныц тормыш юлын да белу сорала.
Узенец социаль чыгышы белэн бэйле рэвештэ А.Расих совет чо-рында терле гаделсезлеклэргэ Ьэм югалтуларга очрый. Ул хэтта узенец кайда Иэм кайчан туганын да яшерергэ мэя^бур була. Моца кадэр Атилла Кадыйр улы Рэсулев (Расих - язучыньщ эдэби исеме) 1916 елнын, 16 сентябрендэ Троицк шэЬэрендэ туган дип йертелсэ дэ, чын-лыкта ул 1915 елныц 16 сентябрендэ Теркиянец Истамбул шэЬэрендэ деньяга килгэн булган икэн (1). Атиллага ике яшь ярым булганда аларныц гаилэсе Россиягэ кайта. Булачак язучыньщ балалык елла-ры Троицк шэИэрендэ утэ. Этисе Кадыйр абзый, энисе Зэйтунэ ха-ным уз заманы вчен ац-белемле кешелэр булалар. внисе яшьтэн ук матур эдэбият белэн мавыга. Алга таба аныц туган эдэбиятка тирэн мэхэббэте бердэнбер улы Атиллага да кучэ.
Атилла башлангыч белемне Троицк шэЬэрендэге татар мэктэбендэ ала. Ул ищат эше белэн бик иртэ кызыксына. Троицкида бишенче сыйныфта укыганда ук шигырьлэр Иэм мэктэп сэхнэсе ечен кечкенэ кулэмле пьесалар яза башлый. Ил^ат эше белэн мавыгып китеп, «Та-улар итэгендэ» дигэн роман да язарга керешэ. Дерес, бу беренче калэм тибрэтулэр н^итди эдэби ил^аттан шактый ерак торалар. Шулай да алар Атиллага башлангыч ищади кунекмэлэр алуда зур ярдэм итэлэр.
1. а) Расих А. Ишан оныгы. - Казан. - 1996. -Б.223. б) Атилла Расих// Сабантуй. - 1996. - 15 май.
1929 елда Рэсулевлэр гаилэсе Троицкидан Казанга кучеп кило. Атилла укуын сигезенче мэктэптэ дэвам итэ. Этисе бераз вакыт мулла булып торганлыктан, социаль яктан ышанычсыз кеше баласы дип, ул берничэ тапкыр мвктэптэн куыла. Шулай да, белем алуга омты-лыш кечле булганлыктан, терле юллар белэн укуын девам итэ. Укы-тучы яллап ейдэ дэ, Арча районына кайтып авылда да укып карый, кая гына барса да «ышанычсыз чыгышлы» булуы тиз ачыклана. Бе-раздан ул яцадан Казандагы Короленко исемендэге мэктэпкэ керэ, анда тырышып укып, еч еллык программаны ике елда утэ. Куп ким-сетелулэр, тубэнсетулэр кичереп, л^идееллык мактэпне Атилла 1931 елда тэмамлый. Шул ук елда Казанда Вахитов исемендэге сабын кай-нату заводы каршындагы Ф30 мэктэбенэ керэ, анда тимер кырып эшкэрту Ьенэренэ ейрэнэ. Хэтта уйлап табучылык белэн шегыльлэнэ Ьэм, бервакыт, кадак ясау буенча кызыклы гына яца тэкъдим дэ кертэ.
Атилла шул заводта нэшер ителгэн «Вахитовчы» дип исемлэнгэн куп тиражлы газета каршындагы эдэби тугэрэккэ йери. Тугэрэк белэн газета мехэррире Хан Щэмил я^итэкчелек итэ. Шунда Атилла «тере» язучылар белэн очраша башлый. Куп вакыт тугэрэк утырышларын-да А.Алиш катнаша, кицэшлэрен бирэ. Сирэк булса да Х.Туфан, И.Га-зи, М.Эмир Ьэм башка шагыйрь, язучылар килэлэр. Мондый кызыклы очрашулар Атилланы эдэбиятка якынайтуда зур роль уйныйлар, ул эдэби ия^ат белэн чынлап кызыксынып китэ. Эшчелэр темасы яхшы таныш булганлыктан, заводта уйлап табучылар турында повесть яза башлый. Мэгълум булганча, бу чорда «Станоктан - эдэбиятка» ло-зунгысы астында эшчелэр арасыннан эдэбиятка яца и?цади кечлэр тартуга игътибар ителэ. Тугэрэк ж;итэкчесе Хан Ж^эмилнец «Кызыл Татарстан »да басылачагына еметлэндереп ашыктыруы нэтищэсендэ повесть тиз языла, лэкин басылып чыкмый кала. Ныклап уйлап, нэтищэ ясаганнан соц яшь автор кечкенэ кулэмле хикэялэр язарга керешэ.
1930 елда унбиш яшьлек Атилла «Борылыш» исемле хикэя язып, Мескэуге «Октябрь баласы» журналы редакциясенв ж;иберэ. Ул еле-ге журналнын, мехэррире Муса !>3^елил кулына барып ирешэ Ьем тиздэн басылып та чыга. Бу исе Атиллада уз квченэ ышаныч уята.
1935 елда «Чаян» журналында булачак язучынын, беренче тап-кыр «А.Расих» вдвби исеме белен «Касса янында» юмористик хике-ясе денья курэ. «Ул всэремне мин ярыйсы ейбер дип исеплим Ивм щыентыкларыма да керттем. Тэгаен шулдыр минем щитди ищат эшенэ керешу вакытым, ченки 1939-1940 елларда «Совет эдэбияты»нда ба-сылган юмористик хикэялэрем утыз дуртенче елда табылган стильд-эге эйберлер иде»,(1)- дип иске ала ул турыда автор. Шушы ук мека-лесенде Ьэм шэхси эцгэмэлер вакытында язучы эдвбият мэйданына чыгуда ин, беренче фатиха биручелэр итеп Муса ЭЕ^елилне Ьэм Мирсвй Эмирне санавын эйтэ.
Тормыш шартларынын; авыр булуына карамастан, Атилланын, бе-лем алуга булган омтылышы сунми Ивм ул, узенец социаль чыгы-шын яшереп, Казан авыл хуж;алыгы институтына укырга керэ. Лэкин анда тугыз ай укыгач, анын, теряемой хеле «фаш» ителэ, нэтиж,эдэ институттан чыгарыла. Атилла, дереслек эзлэп, Мвскеуга ките. Нар-комземга керэ Ьэм, куп газаплар кичергэннэн соц, узен яцадан сту-дентлар сафына кайтару телегенэ ирешв. 1934 елда Казан дэулэт ветеринария институтына керу имтиханнарын тапшыра }юм 1938 елда аны бик яхшы билгелэренэ генэ тэмамлый. Башта Дагыстанда, ан-нан сон, Татарстан щир эшлере комиссариатында белгеч - зоотехник булып эшли.
СССР белен Финляндия арасында сугыш барган чорда ? 1940 ел-нын, башында^ А.Расих уз телэге белен херби хезмэтке китэ, ченки
1. Расих А. Муса Л^елил фатихасы белен // Идел -альманах. 1976. - 7 сан. - Б.69.
бу сугыш Россия ечен гадел дип игълан ителэ. Беек Ватан сугышы-ныд башыннан ахырына кадвр хэрекеттеге армиядэ була, бу чорньщ барлык авырлыкларын уз ж,илкесендэ татый. 1945 ел тэмамланганда А.Расих, капитан дэрэщэсенде демобилизацияленеп, Казанга кайта.
Алга таба Казан деулет ветеринария институты каршындагы ас-пирантурага укырга кере Ьем аны 1950 елда уцышлы темамлый. Диссертация як лап, авыл хуя^алыгы феннере кандидаты диген гыйльми дереве ала, шул уку йортында озак еллар доцент булып эшли.
«... Мин иж;атымны юмор-сатирадан башлаган идем»,- дип яза А.Расих узенец иствлеклврендв (1). Аныц беренче ищади эзленуле-ре, табышлары да шушы жанр белен бейленген. Мисал вчен алда иске алынган «Касса янында» хикеясенде (2) автор ришвэтчелекне фаш итунец тормышчан чарасын таба. Кыска гына эпизодта кассада билет сатучы хатынныц мораль йезе аз санлы, эмма тегэл детальлер белен оста сурэтленэ. Язучыныц уз сузлэрене Караганда, аныц ацлы ищат юлы шушы хикеяден башлана.
«Совет эдебияты» журналыныц 1939 елгы саннарында А.Расих-ныц «Таныш кеше» хикеясе денья куре (3). Эсернец журнал варианты озынрак. Язучыныц 1959 елда чыккан «Юлдагы маяклар» ки-табында хикея я^ыйнаграк 11эм кайбер кимчелеклерден азат. Эсэрде тормышта у