автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творчество Ханбиче Хаметовой: жанровое многообразие и художественное своеобразие в контексте традиции и новаторства

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Казимагомедова, Фаина Исламовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Творчество Ханбиче Хаметовой: жанровое многообразие и художественное своеобразие в контексте традиции и новаторства'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Казимагомедова, Фаина Исламовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Творческая биография Х.Хаметовой и вопросы традиций, новаторства в современной лезгинской поэзии

1.1 .Творческая биография X. Хаметовой.

1.2.Традиции и новаторство в художественной системе Х.Хаметовой.

ГЛАВА II. Творчество Х.Хаметовой и проблемы жанрового многообразия современной лезгинской литературы

2.1. Поэмы.

2.2. Венки сонетов.

2.3. Драматургия.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Казимагомедова, Фаина Исламовна

Современная дагестанская литература представляет собой развитую художественную систему, в которой взаимодействуют, пересекаются национальное с интернациональным, история с современностью, традиции с новаторством.

Лезгинская литература, как ее составная часть, представлена поэтами и писателями, воспитанными на традициях не только родной, но и классической русской, восточной и западной литератур, что, естественно, наложило свой отпечаток как на творчество поэтов и писателей, так и на развитие литературы в целом. Это-творчество, Шах-Эмира Мурадова, Байрама Сали-мова, Жамидина, Азиза Алема, Мердали Жалилова, Курбана Акимова, Па-кизат Фатуллаевой и других.

Одним из поэтов современности, представленных почти всеми поэтическими жанрами, является Хаметова Ханбиче Шихрагимовна.

Актуальность исследования творчества народной поэтессы Республики Дагестан Ханбиче Хаметовой определяется, главным образом, ее ролью в современном процессе, существенным вкладом, который она внесла в развитие родной лезгинской литературы.

В литературу X. Хаметова вошла с маленьким сборником стихов «Узоры дум», который и стал первой ласточкой в ее поэтической жизни. Творчество поэтессы многогранно. В ее книгах соседствуют и рубай, и триолеты, и лирические стихи («Ветер», «Волна».), и драмы («Глыбы совести», «Закалка»), и венки сонетов («Раненое небо», «Слезы»), и легенды («Три розы»), и баллады («Анхил», «Духовное богатство»), и поэмы («Капля и камень», «Немая невеста»).

Поэтесса, углубляя традиционные формы, обогатила родную поэзию новыми жанрами. Ей удалось выработать свою манеру письма, свой стиль. Стихи и поэмы Хаметовой, переведенные на русский язык, показывают не только возросший уровень развития лезгинской литературы, но и обозначают новые ориентиры развития всей дагестанской поэзии.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования заключается в анализе и выявлении мотивов творчества Х.Хаметовой, в определении роли и места поэтессы в развитии лезгинской поэзии.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- исследовать социально-общественные, философские и эстетические основы творческого метода Х.Хаметовой;

- выявить фольклорные мотивы и образы в ее творчестве;

- установить в ходе сравнительного и сопоставительного анализа произведений Х.Хаметовой роль фольклора в художественной системе поэтессы.

Разрабатывая извечную тему «мир и человек» при помощи фольклорных образов и исторических примеров, Х.Хаметова попыталась объективно отобразить нашу действительность, имея свое художественное видение. Поэтому автор диссертации концентрирует внимание на указанных выше факторах, которые позволяют наиболее полно раскрыть образ автора, лирический образ, те сложные историко-культурные и общественные процессы, отражающие в поэзии наиболее полное представление о жизни. Нами акцентируется внимание на исследовании названных мотивов лирики и драматургии Х.Хаметовой, раскрывающих особенности ее мировоззрения, мировосприятия и мироощущения, устанавливается роль поэтических традиций народа и фольклорных жанров в развитии и становлении поэзии Хаметовой как национального (лезгинского) поэта.

Фрагментарность анализа ее произведений и периодов творчества в имеющейся научной литературе побудили нас обратиться к исследованию жанровой природы творчества современной дагестанской поэтессы, определить ее эстетическую позицию и проследить развитие поэтического стиля.

Таким образом, диссертационная работа ориентирована на выявление своеобразия лирики Х.Хаметовой, основных мотивов ее поэзии, глубокое проникновения в ее мировоззрение, самобытность творчества поэтессы, а также исследование истоков поэтического мира, определение места и роли поэзии Х.Хаметовой в истории современной дагестанской (лезгинской) литературы.

Научная новизна диссертации предопределена решением указанных выше задач в контексте исторического и художественного развития лезгинской поэзии, а также в аспекте ее современного состояния.

В дагестанском литературоведении изучению творчества Ханбиче Хаметовой посвящены многочисленные статьи, предисловия к поэтическим сборникам, критико-биографические очерки. Так Вагидов А. в статье «Менталитет горянки», рассматривая сборник стихотворений и поэм Хаметовой X. «Монолог», указывает на «жанровое разнообразие произведений. Сонеты (венки сонетов), легенды, поэмы, бессюжетные (без событийного сюжета), сюжетные (с эпическим событийным сюжетом) стихотворения образуют проблемно-тематическое и жанрово-стилевое единство, которое свидетельствует о цельности, устоявшейся определенности манеры письма народной поэтессы Республики Дагестан»: (Вагидов А., 2000, с. 134); Хай-буллаев С., изучая систему жанров современной дагестанской поэзии, в разделе «Венки сонетов» анализирует отдельные образцы «венков» Хаметовой X.: (Хайбуллаев С., 1996, с.155 по 163); Расул Гамзатов в предисловии к сборнику «Венки сонетов», оценивая возможности и несомненные успехи, поэтессы в создании такого сложного жанра, как венок сонетов, пишет: «. читая венок сонетов Хаметовой, я забывал о классической строгости формы, ощущая произведение, как цельную поэму со своим началом и достойным продолжением»: (Хаметова X., 2000, с.4). Отдельным аспектам творчества Хаметовой посвящены статьи «Поэзия мысли и чувства» Темирхановой Г., «Дождь оранжевых звезд» Жалилова М. Однако нет-монографического исследования, посвященного творчеству Хаметовой.

Ее творчество - это айсберг, видимая часть которого вроде бы проста и понятна всем, но истинный смысл и истинное назначение которого скрыто глубоко под водой. Отсюда необнаженность и недосказанность лирики Хаметовой, на что впервые обращено внимание в настоящей работе, впервые делается попытка анализа драм Хаметовой с литературоведческих позиций.

Методы исследования. В диссертации использованы методы, предполагающие изучение лезгинской литературы в ее социально-исторической детерминированности: сравнительно-исторический, культурно-исторический, аналитический методы, ориентированные на изучение внутренней организации художественного произведения. Выбор методов работы обусловлен исследовательскими задачами: проследить не только теоретические аспекты возникновения того или иного произведения, написанного в избранном жанре и стиле, но и в результате сопоставления с русской, восточной и европейской поэзией выявить типологическое сходство и особенности поэтических произведений Х.Хаметовой.

Методологическая и теоретическая основы исследования.

Для решения поставленных задач мы опираемся на ряд известных в области теории литературы исследований. Методологическую основу настоящей диссертации составляют труды русских, советских и дагестанских литературоведов, критиков и культурологов, рассматривающих природу поэтики произведений с исторической, сравнительной, жанровой и эстетической позиций. Среди них - труды А.Н.Веселовского, С.М.Машинского, И.В.Фоменко, П.С. Выходцева, Б.Храпченко, Поспелова и других, в которых освещены основные проблемы и особенности лирического произведения, лирического жанра и лирического образа.

Наряду с названными исследованиями отечественных ученых-литературоведов в области поэтики лирических родов и жанров, наша работа основывается на научных трудах и монографиях известных исследователей северокавказской и дагестанской лирики, среди которых работы С.М.Хайбуллаева «Поэзия мужества и нежности» (1978) и «Художественный строй аварской поэзии» (2000), К.И.Абукова «Разноязычное единство, обретения и потери» (1992), К.К.Султанова «Поэзии неугасимый свет» (1975), Г.Г.Гамзатова «Художественное наследие и современность» (1982), С-М.Х.Акбиева «Истоки» (1999).

Представляется необходимым изучение лирики Х.Хаметовой с точки зрения ее идейного звучания, с позиций художественной структуры и поэтической образности, что позволяет говорить и об образе автора в контексте системы его взглядов, мировоззрения, мироощущения и в аспекте творческого мышления поэтессы, так как в лирике' непосредственным связующим звеном между жизнью и ее художественным отражением является личность автора. Здесь очень важно обратить внимание на глубокую личную сопричастность поэта ко всем проявлениям быта и бытия народов Дагестана, глубокое погружение в жизненный материал и освещение его как бы изнутри. Поэтому теоретической основой исследования явились также работы таких литературоведов, как Г.Г.Гашаров «Певцы обновленного края» (1987), А.М.Вагидов «Поиск продолжается» (2000), С.Х.Ахмедов

Художественная проза народов Дагестана» (1996), З.Н.Акавов «Диалог времен. История кумыкской литературы в зеркале современности» (1996), М-3.Аминов «Тенденция развития дагестанского стихосложения» (1974), М-Р.Усахов «Каждый миг, что сегодня прожит («Дагестанская правда»; 1999), А.В.Мамедова «Выводит к свету и добру» («Дагестанская правда»; 1998), Г.Б.Темирханова «Современная лезгинская поэзия» (1988), «Поэзия мысли и чувства («Женщина Дагестана»; 1984), М.Джалилов - «Дождь оранжевых звезд» («Дуствал», 1983) и других, сыгравших существенную роль в формировании точки зрения автора.

Теоретическая значимость работы.

Опираясь на имеющийся опыт осмысления и на свои исследования, автор полагает, что особенность творчества Х.Хаметовой именно в народности, в том, что поэтесса ищет пути спасения человеческой души через память, выраженную в фольклоре. При этом национальное и глубоко народное выступают как основополагающий принцип не только в выборе темы художественного мироощущения. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем впервые на современном уровне развития литературоведения освещены вопросы творческой индивидуальности поэтессы Ханбиче Хаметовой. Аналитические данные и общие теоретические выводы могут быть использованы при разработке общих вопросов развития современной дагестанской поэзии.

Практическая значимость работы обусловлена потребностями литературоведческой науки во всестороннем исследовании поэтического творчества Х.Хаметовой. Это позволяет говорить о самобытности и важной значимости поэзии Х.Хаметовой в формировании художественных направлений современной дагестанской лирики. На основе исследования возможна разработка факультативных и специальных курсов по изучению творчества Х.Хаметовой на филологических факультетах вузов и в педагогических училищах РД.

Апробация работы. Основные положения исследования опубликованы в научных статьях:

1. Асланова - (КазимагомедоваФ.И.) Творчество Ханбиче Хамето-вой//Актуальные проблемы языка и литературы.// Сб.статей, выпуск 4.- Махачкала , 2000-С.83.

2. Асланова - (Казимагомедова Ф.И.) Муьгъуьббатдикай поэма (Х.Хаметовадин яратмишунрин суъретдиз талукь лишанар)//Дагъустандин дишегьли, 2000, №2-с.4.

3. Казимагомедова Ф.И. Женское и материнское в творчестве Хаметовой X.// Актуальные проблемы языка и литературы.// Сб.статей. выпуск 9. -Махачкала, 2002-С.З.

4. Асланова - (Казимагомедова Ф.И.) Ханбиче Хаметовадин драматур-гия.//Самур, 2003, №1- С.80.

5. Казимагомедова Ф.И. Шиирар - фикирар ( Ханбиче хаметовадин яратмишунра дидедин ва дишегьлидин къамат)// Дагъустандин дишегьли, 2003. №2-с. 12.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Ханбиче Хаметовой: жанровое многообразие и художественное своеобразие в контексте традиции и новаторства"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Движение современной дагестанской поэзии свидетельствует о том, что поэзия последних десятилетий значительно, продвинулась вперед, накопила новые качества, возрос уровень ее зрелости. Она развивалась в русле национальных художественных традиций и в то же время ее развитие связано с новыми поисками, обретениями в плане идейно-тематическом, формально-структурном, художественном.

В процессе взаимодействия дагестанской литературы с русской и другими литературами не только возникают новые жанры (сонет, венки сонетов, акростих и др.), но обновляются, обретают новые черты жанры, ранее распространенные, канонические.

Лезгинская поэзия, как одна из составных частей дагестанской литературы, представлена поэтами, воспитанными на традициях родной, классической русской, восточной и западной литератур. Это, естественно, сказалось на творчестве самих поэтов и на развитии литератур в целом.

Народная поэтесса Дагестана Хаметова Ханбиче Шихрагимовна работает и создает почти во всех поэтических жанрах. Несмотря на жанровое разнообразие ее творчества, оригинальные образы, неожиданные композиционные конструкции, создаваемые приближением, соединением разных явлений во имя метафорической целостности («Капля и камень»), нет монографического исследования, посвященного творчеству Х.Хаметовой.

Хаметова X. пришла в поэзию в шестидесятые годы. В это время не только расковалась мысль творческой и научной интеллигенции, которая отказалась от порока так называемой «бесконфликтности» в искусстве и литературе, предопределившей идиллическое благодушно-одическое изображение советской действительности. Поэзия периода «хрущевской оттепели», как и вся литература, повернулась лицом к реальной действительности. В поэзии исчезла парадность и появились раздумья современника «о времени и о себе».

Шестидесятые годы - период становления таланта поэтессы. Содержательная направленность ранней поэзии Хаметовой определила и ее жанровое своеобразие. Преобладающим в нем был жанр лирического стихотворения, как и в творчестве большинства ее современников. К этому времени относится и первый опыт поэтессы в драматургии (драматическая поэма «Афизат»).

Дагестанская поэзия этого периода в целом отходит от прямолинейности, одического воспевания достижений, от абстрактной патетики и изобличения пороков.

Она начинает разрабатывать темы классической литературы, «вечные темы» - смысл человеческого существования, борьба добра и зла, ценность личности - бесклассовых и сословных различий, которые и характерны поэзии Х.Хаметовой.

Художественно решая проблему нравственности, поэтесса обращается к богатейшему материалу народно-поэтического творчества. Мотивы и элементы поэтики лезгинского фольклора входят в поэмы «Баргучай», «Капля и камень», в тетралогию «Каменные мальчики» и ряд стихотворений философского звучания («Монолог звезды», «Вопросы Земле», «Узоры мороза», «Белые клавиши, черные клавиши» и др.), в которых поэтесса решает извечную философскую проблему «мир и человек». Эта проблема традици-онна для лезгинской поэзии и выражалась она в том, что «мир враждебен человеку, и человек не в силах что-либо изменить в таком порядке вещей». Хаметова по-иному подходит к решению этой проблемы: мир не враждебен человеку; человек сам создает себе препятствия, трудности («Где, человек, твоя свобода.», «Вопросы земле» и др.).

Мир в ее поэзии - это «черные и белые клавиши», нет полутонов, нет среднего в создании образов.

Лирическая героиня — целеустремленная, рассудительная, умная женщина. «Поэзия мысли и чувства», - охарактеризовала Темирханова Г.Б. любовную лирику поэтессы (Темирханова Г.Б.: 1984, е.).

Лирика Хаметовой — это извечная борьба, извечный спор двух начал, которые, в конечном счете, являют собой одно целое.

Оригинально подходит поэтесса и к созданию образа женщины. Женский образ у поэтессы подразделяется на три понятия: женщина, мать, дочь. У каждой из них свой круг забот. Для этого она использует образы-символы воды, травы, весны, птицы, света. Лирика окрашена в природные тона — белый, золотистый, синий.

Ощущается невыразимое слияние с природой, невозможность быть вне ее красок, ветров, вод, листвы. Но чисто пейзажной лирики у Хаметовой нет.

Творческую индивидуальность писателя можно достаточно полно понять лишь в ее национальном своеобразии. Поэт того или иного народа несет в своем творчестве неповторимые особенности характера соотечественников, их духовного облика, мироощущения, национальных традиций и обычаев. Поэзия Хаметой X. пронизана духом, взглядом, ощущением земли, неба и воды, мироощущением, свойственным представителю лезгинского народа нашего времени.

Связь творчества поэтессы с традициямй бесспорна (использование фольклорных мотивов, переложение их на стихи, использование фольклорных образов), но столь же очевидно ее самобытийное поэтическое творчество.

У Хаметовой X. своя манера видения мира, свой оригинальный поэтический голос, свои приемы изображения действительности.

Исследования свидетельствуют, что дагестанские поэты приняли классическое наследие не как музейную реликвию, а как источник живой созидательной энергии, активно содействующей становлению нового мира.

Мастерство изображения внутреннего мира и жанров - стилевые новации Х.Хаметовой проявились и в поэмах. Лиро-эпическая поэма «Капля и камень» - произведение сложное по содержанию и по строению. Сложность содержания состоит в том, что, соотнося события разных эпох для создания эпического сюжета, поэтесса создает реальную картину женской доли, тяжелой участи влюбленной. Этой же цели служит и необычная композиция поэмы. Она скреплена из множества частей, озаглавленных: «Первый монолог - женщины», «Голос камня», «Диалог Рагима и Саяд», «Песня женщины», «Проклятие травы», «Голос огня», «Колыбельная Зибейды», «Пляска Байгуш», «Диалог Зибейды и Наташи», «Голос воды » и др.

В поэме широко используются такие приемы как тезис-антитезис, дву-плановость, монтаж. События, эпизоды собираются в единое целое таким образом, что связующим элементом между ними становится только ее проблематика.

Теме женской судьбы посвящена и поэма «Афизат», но в этой поэме автор стремится узнать, чем и как живет сегодня женщина, многое ли изменилось в ее судьбе, чего она достигла?

Важно отметить, что поэма «Афизат» - драматическая поэма. Особенностью ее является развитие действия и движения характеров, направленные и на раскрытие душевного мира лирического героя, на воспроизведение его чувств и мыслей.

Одной из особенностей в поэтическом таланте Х.Хаметовой, ее примечательным и привлекательным свойством является то, что каждое литературное произведение представляет собой какую-либо целостную картину жизни или какое-либо целостное переживание.

Для Ханбиче нет недоступных, закрытых тем. В ее творчестве находится место и для детской литературы («Письма к Ирене», «Ошибка Зай-наб» и др.). Ее поэзия - это поэзия всех поколений по характеру обсуждаемых тем, многообразию затрагиваемых проблем и решаемых вопросов.

Произведение, посвященное теме Великой Отечественной войны, -«Баргучай», - одно из немногих в дагестанской литературе, где автор повествует о фактах и событиях, лично с ней не связанных.

Поэмы Хаметовой представляют собой синтетическую структуру, в которой свободно сопоставляются и сопрягаются далекие временные пласты, эпохи, возникают емкие образы, возвышенные и многозначные символы, олицетворяющие собой высокие идеи и понятия. В некоторых произведениях переплелись лирические, эпические и драматические начала (поэмы «Баргучай», «Капля и камень», «Немая невеста» и др.).

Творческие поиски поэтессы, прекрасное знание русской и мировой литератур приводят к обогащению родной литературы новыми жанрами, одним из которых является тетралогия «Каменные мальчики». Поэтесса использует в «Каменных мальчиках» все многообразие жанровых средств драмы: многолосие, диалог и монолог, речевую характеристику и самохарактеристику персонажей, авторские ремарки и другие формы эпических описаний; яркие выразительные штрихи, фокусирующие внимание на главном; внеязыковые средства (в основном мимику и жест), звуковые и зрительные эффекты (звуки выстрелов, за сценой, отдаленное пение песен и т.п.).

Хаметова достигает достоверности событий, образов, вскрывая внутренние противоречия характера, избегая схематизма в построении образов. Показана та скрытая борьба чувств, убеждений, страстей, в которой рождались сильные героические личности эпох. Это, на наш взгдяд, важный признак творческого метода Хаметовой, продолжающей лучшие традиции дагестанской драматургии. Но у Хаметовой, эта особенность приобретает иной оттенок, обусловленный новой социально-исторической обстановкой.

Соединив целые эпохи, она рассмотрела историю развития и становления народа как нации.

В дагестанской литературе «Каменные мальчики» - единственный пример тетралогии.

Хорошо владея техникой крепления венка, Хаметова создает как образцы итальянского («Зимний сад»), так и английского сонетов («Слезы»).

Венки сонетов Хаметовой не похожи один на другой. В большинстве венков у поэтессы своя излюбленная схема рифмовки: первые два четверостишия рифмуются abba, а терцеты - cde| cde. По данной схеме рифмовки создано большее количество венков сонетов.

В венках автор прибегает к использованию оригинальных сравнений, развернутых метафор; излюбленный прием поэтессы-иносказание. Мастерски пользуется эзоповским языком.

Поэзия Хаметовой - это мысли вслух. Поэтесса мыслит и своими мыслями увлекает читателя, ничего не говоря ему в назидание, а всегда воодушевляя полнокровным словом, передающим мысль без нравоучения.

 

Список научной литературыКазимагомедова, Фаина Исламовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1.Хаметова Х.Ш., Хиялрикай нехишар (Узоры дум), - Махачкала, 1967. — (На лезг.яз.).

2. Хаметова X. Колыбель.- Москва: Издательство "Молодая гвардия", 1970. (На рус.яз.).

3. Хаметова Ханбиче. Такабур лепе (Гордая волна), Махачкала, Дагкни-гоиздат, 1971. - (На лезг.яз.).

4. Хаметова Х.Ш., Дустарин гъилер (Руки друзей), Махачкала, Дагуч-педгиз, 1975. - (На лезг. яз.).

5. Хаметова Ханбиче. Лепедин ц1елхемар (Шиирар). Махачкала, Даг-книгоиздат, 1978. - (На лезг.яз.).

6. Хаметова Ханбиче. Ст1ал ва къван (Капля и камень), Махачкала, 1980. - (На лезг.яз.).

7. Хаметова Ханбиче. Туракь гъетерин марф (Дождь оранжевых звезд), -Махачкала, 1982. — (На лезг. яз.).

8. Хабиче. Иренадиз кхьей чарар (шиирар, поэмаяр), Махачкала, Да-гучпедгиз, 1983. - (На лезг. яз.).

9. Ханбиче. Ихтибар: Шиирар. Махачкала: Дагкнигоиздат,1985. — (На лезг.яз.).

10. Хаметова Х.Ш., Лацу мани: Шиирар, риваятар, сонетрин тажар.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988. — (На лезг.яз.).

11. Ханбиче Хаметова. Монолог. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991. — (На рус.яз.).

12. Ханбиче Хаметова, Вацран эквер: Шиирар ва поэмаяр (Лунный свет: стихи и поэмы) Махачкала: Дагкнигоздат, 1994. - (На лезг. яз.).

13. Хаметова Х.Ш., Венки сонетов. М.: Фонд имени И.Д.Сытина, Фонд Расула Гамзатова, 1995. - (На рус.яз.).

14. Ханбиче. Эрк.-харьков: Издательство «Харьков», 1995. (На лезг. яз.).

15. Ханбиче Хаметова. Избранное. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 2000. -(На рус.яз.).1 б.Хаметова X., Сонетрин тажар (венки сонетов) на лезг.яз. Махачкала: Издательство "Юпитер", 2000. (На лезг.яз.).1. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

16. Абакарова П. Гажджибек Гаджибеков-критик. Махачкала, 1971.

17. Абуков К.И. У костра, заженного М. Горьким. Махачкала: Дапснигоиздат, 1972.

18. Абдурагимов Г.А. Кавказская Албания: Лезгистан: История и современность. СПб: Б.и., 1995.

19. Абуков К.И. Ступени роста. Москва: Сов. Россия, 1982.

20. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала,1992.

21. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказав системе взаимосвязей. — Махачкала, 1993.

22. Агъаев А. Лезгийрин литература. Макъалаяр (лезгинская литература.

23. Статьи). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.

24. Агаев А. Зачем надо было выдумывать "врагов народа"// Сб. Дагестанлитературный. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990.

25. Аджиев А. М. Героико-исторические песни кумыков. Махачкала,1971.

26. Акбиев С. X. Истоки: Этапы развития арабописьменной литературы кумыков. Махачкала, 1994.

27. Акбиев С. X. Связь времен и дружба литератур. — Махачкала, 1995.

28. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998.

29. Алиев С. Дорога в современность. Махачкала, 1977.

30. Анализ литературного произведения. Сб. статей. JI: Наука, 1976.

31. Ауэзов М. Собрание сочинений. В 5-ти томах. Т.5. Литературно-критические и публицистические статьи 1936 1961 годов. — Москва: «Художественная литература», 1975.

32. Ахмедов С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. Махачкала, 1978.

33. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана: История и современность. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

34. Бахтин М.М. Слово в поэзии и прозе // Вопросы литературы. 1972, №6.

35. Бахтин М.М. Проблема текста // Вопросы литературы. — 1976, №10. — С. 122-151.

36. Белинский В.Г. Собрание соч. в 9-ти томах. — М: Изд. «Худож. лит.», 1978.

37. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. — М.: Наука, 1965.

38. Борев Ю. Комическое и художественные средства его отражения// Проблемы теории литературы. — М.: Изд-во АН СССР, 1958.

39. Бехер И. Философия сонета или малое наставление по сонету// Любовь моя поэзия. - М.: ИХЛ, 1965.

40. Бочаров А. По старому счету: Заметки о литературном процессе 70-х годов.// Новый мир, 1985, №7. С. 215-234.

41. Бочаров А. Две оттепели: вера и смятение// Октябрь. 1991-№6. -С.186-193.

42. Богданов А.Н. и Юдкевич Л.Г. Методика литературоведческого анализа. Москва, 1969.

43. Белая Г. Перепутье//Вопросы литературы. 1987, №12. - С.75-103.

44. ЗО.Берков П. Проблемы истории развития литератур. М.: Изд. «Худ. лит.», 1981.31 .Борев Ю. Сатира //Теория литературы. Москва: Наука, 1964.

45. Бурсов Б. Национальное своебразие русской литературы. М. - Л, 1964.

46. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969.

47. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. Л.: Наука, 1975.

48. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.:$1. Современник, 1980.

49. Вагабова Ф. Лезги литературадин чешмейрай (Об истоках лезгинской литературы)//Дуствал. 1964. - №1.

50. Вагабова Ф. Формирование лезгинской национальной литературы. -Махачкала, 1970.

51. Вагидов А. По пути традиций и поиска. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.

52. Вагидов А. Поиск продолжается. Махачкала, 2000.

53. Веселовский Ф.Н. Историческая поэтика. Москва, 1989.

54. Взаимосвязь фольклора и литературы народов Дагестана// Сб.статей-Махачкала: Изд. ДФ АН СССР, 1986.

55. Виноградов И.И. Проблемы содержания и формы литературного произведения. М.: Изд. МГУ, 1958.

56. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Изд. АН СССР, 1959.

57. Воронов В. История и время: Заметки о литературном процессе 70-80 годов // Москва 1986, - №5. - С. 185-192.

58. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Сов. писатель, 1973.

59. Выходцев П.С. В поисках нового слова (Судьбы русской поэзии два-дцатых-тридцатых годов XX века). М.: Современник, 1980.

60. Гаджиев А. Лезгийрин фольклор (Лезгинский фольклор). Махачкала, 1941.

61. Гаджимурадова Т.Э. Основные мотивы поэзии Етима Эмина// Автореф. дисс. канд. филол. наук. Махачкала, 1998.

62. Гайдаров Р.И. Введение в эминоведение. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2001.

63. Гамзатов Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Истоки, традиции и своеобразие художественной системы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

64. Гамзатов Г. Художественное наследие и современность. Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.

65. Гамзатов Г. Преодоление. Становление, обновление. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.

66. Гамзатов Г. Перестройка и национальное сознание//Вопросы литературы, 1989.- №1. - С.95-122.

67. Гамзатов Г. Историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

68. Гамзатов Г. Дагестан и историко-литературный процесс. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990.

69. Гамзатов Расул и современный литературный процесс:Сб материалов к 70-летию поэта / Сост.A.M.Абдурахманов. Махачкала, 1995.

70. Гашаров Г.Г. Истоки и современность.// В кн.: Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1940. - С.40-44.

71. Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы: Краткий очерк. Махачкала, 1983.

72. Гашаров Г.Г. Певцы обновленного края. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987.

73. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература. История и современность.- Махачкала, 1998.

74. Герасимов К.С. Диалектика канонов сонета// Гармония противоположностей. Аспекты теории и истории сонета. Тбилиси, 1985.

75. Гете И.В. Об искусстве. Москва 1985.

76. Гизатов К.Т. О развитии национальной формы литературы Казань: татарское книжное изд., 1968.

77. Гинзбург Л.О. О лирике. Л.:Сов. писатель, 1974.

78. Гнедич П.П. Всемирная история искусства. Москва, 1996.

79. Григорьев В.П. Поэтика слова. М.: Наука, 1974.

80. Громов Е.С. Комедия и только комедия. Москва, 1985.

81. Гросман Л.П. Цех пера: Эстетика. Москва, 2000.

82. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. Москва: Современник, 1990.

83. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., «Высшая школа», 1977.

84. Гусейнов М. Реальность лжи или ложь реальности// Новое дело, 1995-(№32) 8 сентября. - С.8-9.

85. Гусейнаев А.Г. Основы дагестанского стихосложения: На материале лакской поэзии. М., 1979.

86. Далгат У.В. Фольклор и литература Дагестана. М.: Вост. литература, 1962.

87. Далгат У.В. Литература и фольклор: Теоретические аспекты.- М.: Наука, 1981.

88. Добренко Е. «Правда жизни» как формула реальности //Вопросы литературы, -1992.№1.

89. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.

90. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л.:Сов. писатель, 1995.

91. Зелинский К. Поэзия как смысл. Москва: Изд. «Федерация», 1929.79.3ульфукарова М. Дагестанская советская драматургия. Махачкала, 1965.80.3ульфукарова М. Традиции, влияние, новаторство. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981.

92. Зверев А. XX век как литературная эпоха//Вопросы литературы. 1992. - №11. - С.З.

93. Иванова Н. Отцы и дети эпохи, Москва, 1987. С.51.

94. История дагестанской советской литературы: В 2-х томах. Махачкала: Изд. ДФ АН СССР, 1967.

95. Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения: Сб.статей. JL: Наука, 1974.

96. Кадимов Р.Г. Звуковая организация стихотворной речи. Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.

97. Кадимов Р.Г. Поэтический мир Етима Эмина. Махачкала: Издательство «Юпитер», 2001.

98. Казинцев А. Придворные диссиденты и «погибшее поколение»//Наш современник, 1991. №3. - С. 171.

99. Кельбеханов P.M. Тагир Хрюгский (традиции и новаторство). Махачкала: ИПЦДГУ, 1995.

100. Кельбеханов P.M. Алибек Фатахов (традиции и новаторство). Махачкала: ИПЦДГУ, 1995.

101. Кельбеханов P.M. Традиции и новаторство лезгинской поэзии первой половины XX века.// Автореф дисс. Док. Филол. наук.- Махачкала, 1996.

102. Краткая литературная энциклапедия. //Под. ред. Суркова А.А. В 8-ми томах. Т.5 и 7. М., «Советская энциклапедия», 1972.

103. Кожинов В.В. Стихия и поэзия. М.: Сов. Россия, 1980.

104. Конов В., Мулярчик А. Соблазны смердяковщины// Лит. газета. 10 марта (№10), С.7.

105. Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. М., 1972.

106. Курбанов М.М. Душа и память народа.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

107. Личный архив Хаметовой Х.Ш.

108. Ломидзе Г.В. В поисках нового слова. Москва: Сов. писатель, 1963.t

109. Литература Дагестана и жизнь: Сб. статей/ сост. К.И.Абуков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.

110. Маймен Е.А. Опыты литературного анализа. Москва, 1972.

111. Марков Г. Получится ли? Да, получится.// Сов. культура. 1987. - 12 марта. — С.З

112. Машинский С.М. Слово и время. М.: Сов. писатель, 1975.

113. Мусаханова Г.Д. Вопросы дагестанской литературы. Махачкала, 1969.

114. Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана: Сб.статей Махачкала, 1973.

115. Некрасов В. К вопросу о стихе.// Новое литературное обозрение.-1998. №32.

116. Озеров Л.А. Биография стихотворения. М., 1982.

117. Омаров 3. Новый человек в дагестанской поэзии. Махачкала, 1973.

118. Оснос Ю. В мире драмы. М.: Сов. писатель, 1971.

119. Поспелов Г. Проблемы литературного стиля. М.: Изд. МГУ, 1970.

120. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978.

121. Поликарпик А.К. Литературный процесс сегодня. Художественные ценности, поиски, историко-теоретические проблемы.// Филологические науки. 1992. - №2. - С. 123.

122. Поляков М. Вопросы семантики. М., 1985.

123. Пошатаева Литература и фольклор (Взаимодействие современных литератур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с устным народным творчеством). Москва, 1981.

124. Поэтика дагестанской советской литературы: Сб. статей. Махачкала, 1986.

125. Проблемы жанров русской литературы: Сб.статей. Москва, 1980.

126. Пропп В. Поэтика фольклора. М.: Изд. «Лабиринт», 1998.

127. Романов Б. Сонеты русских поэтов начала XX века и сов. поэтов. -М.: Сов. Россия, 1987.

128. Расулов М.-Р. Папаха и посох Сулеймана. О национальном характере. М.: Сов. писатель, 1987.

129. Сельвинский И.Студия стиха. М., 1962.

130. Соколов А.Теория стиля. М.: Искусство, 1968.

131. Султанов К.Д. Очерки истории дагестанских литератур XIX нач. XX в.в. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1978.

132. Султанов К.Д.Этюды о литературах Дагестана. М.: Советский писатель, 1978.

133. Султанов К.К.Достоинство слова. Махачкала: Дагучпедгиз, 1976.

134. Султанов К. Дефицит современности//Литературная Россия, 1985, 18 октября. С.8-9.

135. Султанов К. В зеркале особенного// Литературное обозрение, 1985, -№6,- С.30-35.

136. Смирнова Е.А. Литературный процесс// Вестник МУ, филология-1993. №2.-С.89.

137. Темирханова Г.Б. Поэзия мысли и чувства\\ Женщина Дагестана, 1984. №1. - С. 16.

138. Темирханова Г.Б. Мастерство изображения пейзажа. В кн.: Поэтика дагестанской советской литературы. - Махачкала, 1986. - С.121-135.

139. Темирханова Г.Б. Современная лезгинская поэзия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988.

140. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976.

141. Тимофеев Л.И. Слово о стихе. М., 1982.

142. Усахов М.-Р. Социалистический реализм в дагестанской литературе. -Ростов-на Дону, 1985.

143. Хайбулаев С. Поэзия мужества инежности. Махачкала, Даг.книг.изд-во, 1978.

144. Хайбулаев С.М. Поэзия высокого накала. Махачкала: Дагкнигоиз-дат, 1990.

145. Хайбулаев С.М. Современная дагестанская поэзия. Махачкала: Да-гучпедгиз, 1997.

146. Хайбулаев С.М. Художественный строй аварской поэзии. Махачкала, 1999.

147. Хаметова X. Не жалеть ума и сердца. В кн.: Литература Дагестана и жизнь. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.

148. Хаметова X. Создадим свою «песню о Буревестнике»//Даг правда.-1988-7 ноября.

149. Хаметова X. Блаженное мгновение: (Дагестанская поэзия в условиях новой реальности)// Лит. Россия. 1995-17 ноября. - С.11.

150. Храмов Е.Представление окончено: о поэзии и поэтах//Новый мир.-1991. -№Ю.

151. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М., 1978.

152. Цейтлин А.Г. Труд писателя. М.: Сов. Писатель, 1968.

153. Числов М.М. Время зрелости пора поэмы. - М.: Сов.писатель, 1982.

154. Чумаченко В. От элегии к балладе. Современная поэзия в поискахжанра и стиля// Москва. 1986.-№6.

155. Чупринин С. Рубеж: Взгляд на русскую поэзию конца 70-х начала 80-х годов// Вопросы литературы, 1983, №5. С.108-130.

156. Шахтаманов О.Г. Советская поэзия Дагестана. М: Знание, 1970.

157. Шигабудинов М.Ш. История Дагестана. Махачкала: Изд. «Юпитер», 1997.

158. Элиот Т.С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. Перевод английского. Киев: AirLand, 1996. - (Citadelle).

159. Юсупова Ч. Дагестанская поэма: Становление и развитие жанра. Махачкала, 1989.