автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Сатира и юмор в творчестве Жамидина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Сатира и юмор в творчестве Жамидина"
На правах рукописи
АЛЛАХЯРОВА ЭСМИРАЛЬДА АЛЛАХЯРОВНА
САТИРА И ЮМОР В ТВОРЧЕСТВЕ ЖАМИДИНА
10.01.02. - Литература народов Российской Федерации (северокавкаэские литературы)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Махачкала 2005
Диссертация выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный педагогический университет».
t
Научные руководители: доктор филологических наук,
профессор Акавов Забит Насирович. доктор филологических наук Акимов Курбан Халикович.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Кельбеханов Рагимхан Мурадович кандидат филологических наук Магомедова Саидат Ахмедовна
Ведущая организация - Институт языка, литературы
и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН
Защита состоится « ^ » 2005 г. В 14.00 часов на заседа-
нии диссертационного совета Д 212.051.03 при Дагестанском государственном педагогическом университете по адресу: 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57 , ауд. 140 (4-й этаж).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского государственного педагогического университета.
Автореферат разослан «_£_» 2005 г.
Ученый секретарь .
диссертационного совета ГаджиевЭ.Н.
1362621'
\ £ N $"* ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы настоящего исследования связана прежде всего с необходимостью научного осмысления места сатиры и юмора в дагестанской литературе на материале творчества лезгинского поэта Жамиди-на (Гаджимурадова Жамидина Гаджимурадовича), внесшего большой вклад в развитие родной и дагестанской многонациональной литературы.
Выбор темы диссертационной работы связан с осознанием оригинальности, значимости и ценности творчества Жамидина, являвшегося ведущим в республике поэтом-сатириком и поэтом-юмористом.
Многогранное творчество Жамидина имеет глубокие национальные корни: оно тесно связано с традициями устного народного творчества и лезгинской национальной литературы прошлых веков, а также богатейшими традициями русской литературы и литературы Востока. В своих стихотворениях, баснях и поэмах поэт средствами сатиры и юмора изображает явления действительности: резко осуждает одни, крайне отрицательные явления, подвергает осмеянию, юмору и иронии другие. Он предостерегает читателя, предупреждает. Его сатира искореняет те недостатки, на которые она направлена.
Лучшие произведения Жамидина переведены на языки народов Дагестана, России и мира, печатаются на страницах газет и журналов Москвы и Махачкалы; «Литературной газеты», «Крокодила», «Литературной России», «Дагестанской правды», и др. За 1968-1995 годы Жамидин в издательствах Москвы на русском языке издал 5 сборников: «Дал-взял» (1968), «Камешек в чарыке» (1970), «Был бы толк» (1972), «Возраст горцев» (1983) и «Есть обычай в горах» (1986), а также 2 сборника издал в Махачкале: «День жены» (1988) и «Ты его не знаешь... » (1995). Однако творчество Жамидина до сих пор остается неисследованным, хотя в периодической печати опубликован ряд рецензий и статей, издана книга К. Акимова «Сатира и юмор Жамидина: творческий портрет» (2002).
Степень разработанности темы данного исследования считаем далеко недостаточной и не соответствующей реальному вкладу Жамидина в развитие лезгинской и дагестанской литературы.
Сатира и юмор Жамидина, начиная с первых публикаций, вызывала большой ' интерес читателей, критиков, писателей и ученых-литературоведов: А.Агаева, К.Акимова, А.Вагидова, Р.Гамзатова, Г.Гашарова, М.Джалилова, А.Саидова, Б.Салимова и др. В республиканской и центральной печати появилось более 20 статей на лезгинском и бо-
РОС >
Г,- > •, ! К А
Г с ^еук •1»к
лее 15 статей на русском языках. В 2002 г. Наиболее значительной публикацией о творчестве поэта-сатирика является книга "Сатира и юмор Жа-мидина» Акимова К.Х. Это научно-популярный очерк, поэтому многие параграфы являются художественными зарисовками к портрету поэта.
Мы в своей диссертации попытались дать относительно полное представление о сатире и юморе Жамидина, выявить их художественные особенности.
Отсутствие монографического исследования о творчестве признанного в республике и за ее пределами поэта-сатирика и поэта-юмориста Жамидина является большим пробелом в дагестанском литературоведении, который мы данной работой намерены в определенной степени восполнить.
Объект исследования - сатирические и юмористические произведения Жамидина.
Предметом исследования служат сатирические и юмористические произведения Жамидина. В диссертации проанализировано более 150 произведений, созданных поэтом за 50 - 90-е годы XX столетия.
Цели и задачи исследования. Диссертация ставит научное осмысление процессов зарождения, становления и развития сатиры и юмора в творчестве Жамидина. Указанная цель предполагает реализацию следующих конкретных исследовательских задач:
- рассказ о творческой биографии поэта;
• выявление национальных традиций в творчестве Жамидина;
- установление истоков сатиры и юмора в творчестве Жамидина;
- рассмотрение творчества Жамидина в типологии с другими литературами народов Дагестана и Северного Кавказа.
Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собою первое монографическое историко-теоретическое исследование творчества поэта-сатирика Жамидина: в ней впервые подвергнуты научному анализу десятки сатирических и юмористических произведений -стихотворений, миниатюр, басен; определено художественное своеобразие сатиры и юмора Жамидина, их оригинальность и самобытность, вклад поэта в лезгинскую и дагестанскую литературу.
Наше исследование не претендует на исчерпывающую полноту охвата творчества Жамидина: осмысление лирических и философских произведений, перевод сатиры и юмора поэта на русский язык остаются вне рамок нашей работы.
Методологическая основа диссертации. Диссертация базируется на научно-теоретических разработках классиков научно-критической и эс-тетико-философской мысли, русских и дагестанских в первую очередь ученых-литературоведов, в трудах которых фундаментально рассмотрены вопросы зарождения, становления и развития сатиры и юмора в литературе. Мы ориентировались на работы В. Белинского, Н. Добролюбова, М. Бахтина, И. Волкова, Ю. Лотмана, В. Проппа, Д. Николаева, А. Макаряна, Л. Ершова, Л. Тимофеева, а также дагестанских ученых- литературоведов А. Абдурахманова, К. Абукова, 3. Акавова, К. Акимова, С. Ахмедова, А. Вагидова, Г. Гамзатова, Г. Гашарова, Р. Кельбеханова, Ш. Мазанаева и др.
Сатиру и юмор в диссертации мы рассматриваем и как особый вид литературы, и как принцип художественного изображения действительности (Л. Тимофеев), а также как средство критики, осмеяния недостатков в человеке и обществе.
Для решения поставленных выше задач нами использованы следующие методы научного исследования: аналитический (анализ произведения в единстве формы и содержания, выявление его внутренней организации), историко-сравнительный и системный. При этом ориентируемся на оригинал художественных текстов. Сатирические и юмористические произведения в диссертации рассматриваются с высоты достижений современной литературоведческой науки, не признающей стереотипы советского периода, идеологические и политические клише.
Основные положения выносимые на защиту:
- Жамидин как сатирик, истоки творчества поэта, особенности первых публикаций. Пора ученичества, отход от влияния классиков, приобретение собственного лица.
- Социально-бытовая и политическая сатира поэта, темы (самомнение, взяточничество, стремление любой ценой выбиться в «люди»), критика законов, не соответствующих действительному положению дел в обществе, демагогия и обман как средства достижения своих целей. Основные сатирические средства, используемые сатириком: ирония, иносказание, гипербола, сравнение, пословицы и поговорки лезгин.
- Басни Жамидина. Традиционное и злободневное в них как единый сплав. Крылов и Жамидин, С.Стальский и Жамидин. Особенности басен Жамидина. Вклад поэта в развитие жанра басни в родной литературе.
- Сатира и юмор Жамидина как две ступени иронии. Гуманизм поэта. Его стремление - не издевательство над человеком, а стремление помочь ему увидеть порочное в себе и обществе, и тем самым попытаться в
5
какой-то мере оздоровить, совершенствовать человека. Сатирическая позиция Жамидина: понимание слова как дела.
Теоретическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что в научный оборот вводится большое количество сатирических и юмористических произведений Жамидина, выявляются их художественные особенности. Это вклад в лезгинское литературоведение. Наша работа открывает перспективу дальнейшего изучения как творчества Жамидина, так и творчества других сатириков Дагестана.
Практическая ценность работы заключается в том, что она может быть использована при составлении учебников и пособий по лезгинской и дагестанской литературе для школ, педколледжей и университетов, при создании спецкурсов для студентов филологических факультетов вузов республики и разработке обобщающих работ по дагестанской литературе.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на кафедре литературы Даггоспедуниверситета. Основные положения диссертации отражены в статьях, опубликованных в журнале «Самур» и коллективных сборниках.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, степень изученности проблемы, представлена методологическая и научная основа диссертации, раскрываются ее научная новизна и практическая значимость.
ГЛАВА 1. Творчество Жамидина в контексте традиций отечественной сатирической классики.
В первой главе выявлено значение сатиры в исправлении и искоренении недостатков, уродливых явлений жизни. Указаны средства создания сатирического образа: ирония, сарказм, гротеск, иносказание. Прослежены ¡этапы развития сатиры в отечественной литературе на примерах творчества Фонвизина, Кантемира, Новикова, Крылова, Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Етима Эммина, С. Стальского, Г. Цадасы и Тагира Хурюгского. Отмечено, что творчество Жамидина занимает особое место в дагестанской литературе.
В 50-х годах XX столетия в газетах («Путь социализма», «Новый мир» и «Коммунист») и в альманахе и «Дружба» стали печататься сатирические и юмористические стихотворения неизвестного автора, который подписывался то «Ж. Гаджимурадов», то «Г. Жамидин», то «Микрах Жа-мидин», словно он искал себя. Его стихи «Солнце и роса», «Мой сосед», «Гнилой обычай», «Шурва», «Жалоба» и др. полюбились читателю, а стихотворение «Суп с мясом» («Шурва») превратилось в песню, которую уже полвека поют со сцены, по радио и телевидению.
Сборник «Чертополох» увидел свет в 1958 году, через девять лет после первой публикации автора. Контрольную рецензию в четыре стиха написал поэт Шах-Эмир Мурадов . Напечатанная на первой странице сборника, она стала визитной карточкой молодого сатирика. В подстрочном переводе звучит так:
Ты ненавидишь чертополох, выросший на наших цветущих полях.
Горишь желанием истребить его с корнями.
Доброе ты делаешь дело, друг Жамидин, широк твой майдан.
Пусть еще острее станет твоя коса сатиры!
«Чертополох» стал первой книгой сатиры и юмора в лезгинской литературе. Стихи, вошедшие в сборник, показывают, что автор умело пользуется своим оружием, его сатира обличает и воспитывает. С выходом в свет сборника завершается период становления Жамидина как поэта-сатирика, формируется художественное своеобразие его языка, определяется проблематика произведений.
Произведения первого сборника Жамидина взяты из сельской жизни - он близко ее знает, поэт выставляет напоказ все негативное, подвергает его осмеянию. Так, в стихотворении «Ответ» поэт критикует председателя колхоза, жена которого не работает (все заняты уборкой урожая, а она нежится дома, с нее пример берет и жена бригадира). В стихотворении «Гнилой обычай» он выступает против пережитков старины, в том числе женитьбы по шариату, без официальной регистрации в ЗАГСе. Эти и другие стихи отличались оригинальностью, автор проявил себя как неординарный поэт.
Второй сборник поэта-сатирика «Живей-живей!» («Гьач-вач!»), изданный в 1964 году, состоит из сатирических и юмористических стихов и басен. В них поэт продолжает проблематику первого сборника. В сборник вошли такие произведения как «Борода», «Дважды прочитанные рассказы», «Приказы», «Шуба», «Репрессии льва».
Признанный в литературных кругах и известный лезгинскому и дагестанскому читателю, поэт в 1967 г. издал очередной сборник сатирических и юмористических произведений под названием «Ca к1ус хъвер» -«Один кусок смеха» (в литературу он вошел под названием «Немного смеха», как указано в выходных сведениях).
Чтобы понять многогранное творчество Жамидина, процитируем Белинского: «Изучить поэта значит не только ознакомиться, через усиленное и повторное чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт, никогда и ничего не выдумывает, он облекает в живые формы общечеловеческое. И поэтому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то собственное, что они сами чувствовали, или только смутно и неопределенно предощущали, или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слово, и что, следовательно, поэт умел только выразить».'
В конце 1965 г. в жизни молодого поэта-сатирика произошло большое событие - его приняли в члены Союза писателей СССР. Жамидин стал титулованным сатириком и получил всесоюзное признание.
70-80 годы - самое плодотворное время в творчестве Жамидина: он написал десятки великолепных стихотворений, басен и поэм, издал по 4-5 книг на родном и русском языках. Поэт доказал, что он мастерски владеет палитрой сатирических и юмористических красок.
«Стиль Жамидина имеет свои художественные и национальные особенности: чувствуется легкость подачи художественного материала, игривый зачин, постепенный переход к главной идее, захватывающий сюжет, безудержная игра изобразительно-выразительными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнениями, обращением к фольклору, использованием пословиц и поговорок; кроме того, сатирик пользуется такими приемами, как взгляд со стороны, вовлечение в осмеяние и обличение читателями, и другими»2.
25 марта 1980 г. в жизни лезгинского поэта произошло знаменательное событие - его творчество обсудили в Москве, на заседании комиссии по сатире и юмору Союза писателей РСФСР (копия стенограммы данного заседания хранится в архиве Союза писателей Дагестана).
1 Соб. соч. в 9 т. Т. 5. - М.. 1965,256.
1 Акимов К.Х. Сатира и юмор Жамидина: творческий портрет. - Махачкала, 2002, 156
8
Комиссия, в целом, одобрила художественный уровень, новизну и оригинальность творчества Жамидина, высказала ряд замечаний и пожеланий. Такое внимание и отношение правления СП РСФСР, конечно, воодушевило Жамидина на более серьезный и активный подход к своему творчеству, что было подтверждено новыми книгами, изданными как в Махачкале, так и в Москве: «Был бы толк», «Возраст горцев», «Есть обычай в горах», «День жены» и др.
К концу XX и в начале XXI веков Жамидин стал признанным в Дагестане и за его пределами поэтом-сатириком. Его сатирический талант крепнет год от года. Поздние стихотворения поэта отмечены высоким эстетическим совершенством.
Он более трезво стал подходить к своему творчеству: выбирать новые и злободневные темы, ставить актуальные социальные и моральные проблемы, выбирать типичные ситуации и художественные детали, усиливающие эффект сатиры и юмора.
Секрет творчества Жамидина, на наш взгляд, заключается в его природном таланте и даровании, в жизненности, народности его произведений Корни его творчества кроются в устном народном творчестве, в литературных традициях прошлых веков, в высокой художественности.
В 1993-2003 годы Жамидин возглавил литературный журнал «Са-мур» на лезгинском языке, а последние два года исполнял и обязанности секретаря правления Союза писателей Дагестана и председателя Секции лезгинских писателей.
В 1994 и 1995 годах Дагестанское книжиое издательство выпустило два сборника Жамидина на лезгинском и русском языках: «Ты его не знаешь» и «Ваз ам чидач». По содержанию они идентичны. В сборниках представлены новые произведения поэта и некоторые наиболее удачные и высокохудожественные произведения, опубликованные ранее: сатирические и юмористические стихи, басни, поэмы («За нашей спиной», «Я и еще двое», «Седина»), четверостишия, эпиграммы, дружеские шаржи. Книга «Ты его не знаешь» стала вершиной творчества Жамидина. Своим творчеством Жамидин внес большой вклад в развитие литературы и культуры Дагестана.
За большой вклад в развитие национальной литературы поэт удостоился высоких званий: «Заслуженный работник культуры Республики Дагестан» (1984 г.) и «Лауреат Государственной премии Республики Да-
гестан» (1999 г.). Его произведения стали предметом внимания критиков и литературоведов.
ГЛАВА 2. Основные сатирические жанры и мотивы Жамидина.
Во второй главе дан анализ сатирического творчества г\оэта, Специфику смеха оригинально определил М. Бахтин, который пишет, что «смех - это форма сознания и переживания реальности изобличающего, бичующего, соприродного сатире; смех всегда становится способом выявления относительности тех истин, что кажутся самоочевидными; связь смеха со свободой не во всех случаях очевидна, однако она естественна и неразрушима; смех — это позиция, с которой можно было заглянуть по ту сторону господствующих форм мышления и господствующих оценок, осмотреться в мире по-новому».1 Такая специфика смеха характерна и Жамидину: он до конца своей жизни оставался пытливым и находчивым, подвижным и любознательным, веселым и словоохотливым человеком, сумел «заглянуть поту сторону господствующих форм мышления» и «осмотреться в мире по-новому», осмеять негативное в обществе.
Исследователи сатиры иногда проводят черту между сатирой и юмором. Так, В.Я. Пропп понятия «комическое» и «смешное» объединяет под одним термином «комизм».2 Мы вслед за P.M. Кельбехановым их рассматриваем, как явления одного порядка, но разных уровней.'
Основным оружием Жамидина является смех. Он пользуется разными видами смеха в зависимости от объекта сатиры и целевой установки: добрым и грустным, дружеским и ироническим, наивным и саркастическим. Как пишет А. Макарян, «обычно юмор считается легким видом смеха, который занимается осмеянием порочных явлений в частной жизни, стремится помочь людям исправить свои недостатки. Поэтому эту форму комического иногда считают воспитательной насмешкой. А сатира - разящий смех, она призвана разоблачать явления и пороки, имеющие широкое общественное значение, преследуя цель уничтожить противника».4 Наличие разных видов смеха в творчестве Жамидина подчеркивается многими исследователями. Поэт легко находит смешное в обы-
1 Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. Лит., 1975,268-295
2 Пропп В.А. Проблемы комиима и смеха. - М., 1976,13
3 Кельбеханов Р.М Сулеймаи Стальский- Традиции и новаторство. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995,184
4 Макарян А.М. О сатире. - М., 1967, 134 10
денном. «Острый глаз сатирика не проходит мимо даже незначительных отклонений от нормальной жизни».
В стихотворении «Портреты» («Шикилар») описывается нарядная рамка с портретами членов семьи. Хозяин знакомит с ними гостя - лирического героя:
«Им зи буба, им за диде, имни зун, Зи вах, стха, зи зеведиш - хайибур». «Это мой отец, это моя мать и это я,
Моя сестра, брат, мой заведуюгций - родные». Через некоторое время лирический герой в рамке вместо фото заведующего видит другое фото и спрашивает: «А это кто ваш?» Ответ бодрый:
«Ам зи ц1ийи зеведиш я, дамах я»...
«Он мой новый заведующий, гордость моя»...
Саркастически звучат последние строки стихотворения, в которых автор приходит к такому выводу:
Гуьгьуьнилай чир хьана заз хъсандиз: Идарада аы ялтахрин ялтах тир. Позже я узнал без сомнения: В учреждении он был наильстецом из льстецов. Жизненность и объективность произведений Жамидина объясняются тем, что поэт как творческая личность тесно связан со своим народом и живет его жизнью, его интересами, следовательно, выбирает злободневные темы и старается решить насущные проблемы. Приемы народного творчества, перерабатываются и осмысливаются поэтом, переходят в его произведения и обретают новые очертания.
Жамидина волнуют вопросы воспитания ребенка в семье, школе и обществе. Па эту тему он написал немало стихотворений. Одним из них является стихотворение «Рядом с сыном» («Хцин патав»), В нем поэт на нескольких примерах показывает, как сын стал непослушным, женился и живет отдельно от матери, не ухаживает за нею. В этой семейной трагедии автор винит мать: каждый раз, когда сын совершал хулиганский поступок, она его защищала, оправдывала.
Анализ сборника «Чертополох» показывает, что первые сатирические произведения молодого поэта написаны не на высоком художественном уровне. Можно выделить следующие недостатки:
1) создание произведений, в которых разрабатывается одна и та же тема (в стихотворениях «Два слова о бюрократе» и «Любящий командовать» критикуются служащие-бюрократы);
2) критика одних и тех же лиц: начальника, директора, заведующего
и др.;
3) языку произведений не хватает художественности.
Отличительной особенностью сборника «Живей-живей!» является
то, что в нем автор впервые разрабатывает тему поэта и поэзии. К данной теме относятся стихи «Поэт и банкет» («Шаир ва межлис»), «Поэзия нам нужна...» («Шиират чаз герек я...»), «Подумал я» («Фикирна за») и «Дважды прочитанные рассказы» («Кьведрак1елай гьикаяяр»),
В стихотворении «Поэт и банкет» использован прием контраста: описывается банкет по случаю юбилея поэта. Поданы изысканные блюда, гости едят с аппетитом... Большие расходы понес хозяин банкета... В конце выясняется:
Лима кими затI авазва эхир!
Авачир ина гьакьикьи шаир! Но чего-то не хватает же, наконец!
Не было здесь настоящего поэта!
Политическая сатира Жамидина - не сильная сторона его творчества. Во Вьетнаме, в Афганистане погибали солдаты не только «враждебной страны». Десятки сотен тысяч юных жизней наших соотечественников было загублено там благодаря внешней политике руководства Советского Союза. Поэтому стихотворение «Солдаты враждебной страны», с нашей точки зрения, не дает жизненной правды. Что же касается стихотворений «Все у меня есть» и «Бедный американец в ателье», их тоже нельзя назвать высокохудожественными, так как они не изображают реалии американской жизни. Жамидин никогда не был в Америке, он не знал жизни американцев, чтобы ее изобразить правдиво. К сожалению, поэт в угоду политической конъюнктуре отходит от принципов реализма, и создает карикатурные образы «бедных, «нищих» американцев.
Немного сильнее поэт в сатире на нравственные темы. Одним из оригинальных произведений, где с помощью гиперболы раскрывается внутренняя ущербность человека является стихотворение «Взорвался Риза» («Пад хьана Риза»), написанное еще в 60-х годах. Основу композиции стихотворения составляют повторы - требования Ризы называть его все более и более уважительно. В нем рассказывается о друзьях-ровесниках, которые вместе выросли: первый стал начальником и успешно под-12
нимался по служебной лестнице. После каждого своего повышения Риза просит своего друга не обижать его, а обращаться к нему с уважением, добавляя к имени почтительные слова-титулы: «стха» - брат, «ч1ехи стха» - старший брат, «халу» - дядя, «буба» - отец... Лирический герой каждый раз соглашался, обращался к другу-ровеснику уважительно, но при последнем его предложении ответил:
-Ви ягьсузвилихъ, гьаясузвилихъ Авач хьи эхир! Твоей наглости и бестыдству Мет же конца!
Сатиру Жамидина отличает глубокое знание жизни, о чем свидетельствует
очередной сборник «Арада зат1 аваз хьурай» - «Был бы толк».
Сатирические образы Жамидина взяты из жизни, оригинальны, колоритны и остроумны, порою неожиданны для читателя.В форме диалога построено сатирическое стихотворение «Куьмекда чна» -«Мы поможем». Разговор происходит между человеком, на которого хотят возложить обязанности кассира, и его друзьями, которые намерены воспользоваться кассой в свою пользу. Первый признается, что он не сможет выполнять обязанности кассира и поэтому просит на него их не возлагать, что может пропить деньги и оказаться в тюрьме, а жена и дети тогда останутся одни. Но на все его просьбы, уговоры друзья отвечают однозначно: «Куьмекда чна» -«Мы поможем».
Стихотворение состоит из 16 строк: нечетные строки имеют по десять слогов и рифмованы (дустар, гьапар. ихтибар. халкьар. ругунар. рик1сц>, чкаяр. гадаяр). Четная строка состоит из четырех слогов, она (Куьмекда чна — Поможем мы) повторяется полностью, являясь рефреном. Прием повторения одних и тех же выражений, ответов и строк, характерный творчеству Жамидина, в данном случае усиливает эмоциональное воздействие произведения.
Жамидин мастер короткого сатирического стиха. Поэту удаются стихи-миниатюры («Седьмые небеса», «Без огня», «Свидетели», «Третий подарок», «Просьба к Аллаху» и др.), в которых использованы различные изобразительно-выразительные средства, оригинальные художественные образы и детали. В миниатюре «Просьба к Аллаху» автор смеется над наивностью героя, который, заметив как поднимается молоко, закипая в котле, попросил Аллаха, чтобы его стало еще больше. Конечно же, результат оказался противоположным: молоко убежало.
Стихи-миниатюры по духу ближе анекдотам, их нужно читать на одном дыхании, они доставляют слушателю удовольствие. В стихотворениях Жамидина смех многолик: он то веселый, то грустный, то саркастический, а то и злорадный. К природе смеха Жамидина прямое отношение имеют слова В. Белинского, писавшего, что «смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи».1 (20, 227). Веселый смех лезгинского поэта-сатирика, по определению А. Вулиса, «своеобразная защита от дурака, социальный фактор, отсеивающий те, на первый взгляд, непринципиальные ошибки и пороки, которые, стань они нормой, были бы настоящим бедствием».2 Многоликий смех Жамидина содержит эмоциональную, идейную, познавательную и воспитательную нагрузку. В сатирических произведениях Жамидин стремится выразить свое видение окружающего мира, стремится к сатирическому и юмористическому изображению объекта, к новизне. Здесь следует заметить, что Жамидин - поэт-новатор: его сатира и юмор во всех отношениях — это новое явление в лезгинской поэзии, хотя и опирающееся на традиции.
Творчеству Жамидина свойственно и иносказание. Оно применяется не только в баснях, но и в обычных стихотворениях.
Другой характерной чертой сатиры Жамидина является ее простота, благодаря которой она легко доходит до читателя. Многие стихотворения поэта, если выразиться словами Л. Ершова, строятся как обычное простое повествование о каком-либо эпизоде, факте, взятом из жизни героя. Выходит, автор ничего не придумал, а просто выхватил из жйзни тот ли иной эпизод и поведал о нем читателю. Таковы многие стихи поэта, в том числе и включенные в сборник «Меню сатирика»: «Один дурак легко» («Са ахмакьди регьятдаказ»), «Пожалуйста» («Башуьсте»), «Только жена опять недовольна» («Анжа паб мад рази туш») и др.
С самого начала творчества Жамидин выступает как поэт-материалист: он не верит в сверхъестественные силы, религию и мистику; их он связывает с невежеством и отсталостью людей, отсутствием у них научных знаний о жизни и природе, низким уровнем образования и культуры.
Сатира Жамидина не щадит лжепророков, лжесторонников религии и пережитков прошлого, проходимцев, пользующихся доверием наивных и верующих людей, критикует «последователей» ислама. В памя-
' Белинский В.Г Взгляд на русскую литературу. - М: Современник, 1982, стр. 227
2 Вулис А. В лаборатории смеха. - М., 1966 14
ти читателя остаются яркие стихотворения «Молился Аллаху», «Нет такого», «Если каждый еще подкинет кусочек/), «По-моему, это не твое» и др. Улыбка у Жамидина добродушная, а смех - заразительный. Это он взял у своего народа и впервые написал об этом в стихотворении «Подумал я» в 1963 г. Строкой из 'этого произведения «улыбаясь по-лезгински широко» Алирза Саидов назвал свое предисловие к подборке его стихотворений.'
Смешное, по выражению Белинского, выражается многоразлично, многохарактерно. Этим оно похоже на остроумие, которое делится на два вида: «Остроумие первого рода есть каламбур, шарада, триолет... Остроумие второго рода есть сарказм, желчь, яд, другими словами, оно есть отрицательный силлогизм, который не доказывает и не опровергает вещь, но уничтожает ее тем, что слишком верно ее характеризует, слишком резко выказывает ее безобразие, или удачным сравнением, или просто верным представлением ее так, как она есть»2. Оба вида остроумия мы находим и в творчестве Жамидина.
Герои Жамидина оказываются в смешном положении по различным причинам: то вследствие объективных условий, то в силу своих субъективных недостатков. При этом поэт пользуется приемом алогизма.
В художественных произведениях, как и в жизни, алогизм, по мнению В. Проппа, бывает двоякий: люди или говорят несуразное, или совершают глупые поступки. В первом случае мы наблюдаем неправильный ход мыслей, что вызывает смех, а во втором - неправильное умозаключение, которое проявляется в поступках и вызывает смех3.
В юмористических стихах Жамидин выступает как психолог: он вникает в суть дела и во внутренний мир героя, раскрывает его мысли и чувства, обосновывает поступки. Мастерски раскрыта психология главных героев в стихотворении «Куь к1вализ мад атуникай», «Еще раз о визите к вам». Автор представляет нам жителя горного села и жителя города: первый добр, щедр и гостеприимен; второй, наоборот, жаден, и не любит гостей, привык питаться за чужой счет.
Некоторые стихотворения («Послушный сын», «Ахмед и обед», «Как испортился народ» и др.) построены на комическом конфликте. В них встречается прием, который В. Пропп назвал «приемом посрам-
' «Дагестанская правда», 8 августа 1965 г.
2 Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. - М: Современник, 1982, 312
Пропп В.А. Проблемы комизма и смеха. - М., 1976,, 84
ления воли»: «Посрамление воли есть результат некоторой скрытой в человеке неполноценности, которая вдруг раскрывается, что и вызывает смех».'
У поэта есть свой идеал человека и идеал общества. Идеал Жамиди-на - это такое общество, где люди живут и трудятся в мире и.согласии, где нет насилия и обмана, где все равноправны и счастливы. Вот почему он борется со злом и ложью, беззаконием и несправедливостью. В стихотворении «Последний» он верит, что « придет конец на свете дурным делам и завистям, и сплетням», тогда он готов быть последним сатириком на планете.
Юмор помогает поэту в постановке и решении острых общественно-политических, социально-экономических и нравственных проблем современного общества. Это проявляется в стихотворении «Был бы я умным», «Не жди хитреца», «Исполнение желания», « Когда директором был я», «На рынке», « Это наш обычай» и др. Лирический герой стихотворения «Был бы я умный» желает стать идеальным руководителем: он «был бы доступен всем знакомым, жил бы для друзей открытым домом, не ругал бы ближних без причины, почитал бы каждого без чина, приносил бы друзьям подарки, делал бы все для человека...» Однако все это могло случиться, если бы он был умным. Юмор Жамидина высвечивает драму нашего общества, где у руководителей не хватает самого главного.
Жамидин свои первые шаги в сатире и юморе начал со стихов, направленных против пережитков прошлого, устаревших адатов, обычаев и традиций народа, мешающих строительству нового общества и воспитанию нового человека. К ним в первую очередь можно отнести известное в народе стихотворение «Шурва» («Суп с мясом»),
«Шурва», как одно из первых произведений поэта, вошло в сборник «Чертополох», изданный на родном языке в 1958 г. В коротком стихотворении из шести строф рассказывается об охотнике Рашиде, который, считая себя безгрешным и верующим, на годекане заявляет, что тот, кто съест свинину, станет гяуром, что ее кушают те, которые забыли Аллаха. Услышав такие неискренние речи, автор спрашивает: когда Рашид в лесу убил кабана, а дома сварили суп, не ел ли он мясо. Охотник признается в том, что, во время еды он мясо выбросил, а бульон выпил. Тем самым Рашид посрамил себя: ведь бульон то был свиным.
1 Пропп В.А. Проблемы комизма и смеха. - М., 1976,76 16
Интересны басни Жамидина: «Грязный гусь», «Волк-лицемер», «Лягушка и Петух», «Крот и Мышь» и др. опубликованные на страницах газеты «Знамя социализма» и альманаха «Дружба» на лезгинском языке в 1954-1957 годах и вошедшие в сборник молодого сатирика «Къалгьанар» -«Чертополох». Басни стали неотъемлемой частью всех последующих сборников поэта. Так, в сборник «Гимишдин сас» - «Серебряный зуб» (Махачкала, 1971) вошли басни «Пчела и Жук», «Лес и Топор», «Сапоги и Щетка», «Язык и Сердце», «Возгордившаяся Звезда».
По тематике басни Жамидина, как и басни других дагестанских писателей, делятся на социально-политические («Новый закон», «Приказы», «Испуганный волк» и др.) и этические («Звезда и Солнце», «Осел и Пчелы», «На высоте», «Ловчила» и др.).
Богатое содержание и колоритные образы характерны для басни Жамидина «Новый закон». Сюжет басни прост: Лиса захотела обманом заманить Петуха и съесть его. Однако Петух оказался хитрее — напугал Лису надуманным охотником. Мораль можно предположить: не рой яму другому, сам туда попадешь. Именно о таких концовках писал Ю.Б. Борев: «У классиков комедийного искусства в басне концовка - комедийная мораль, в сатирическом стихе - чаще всего - острота. Острота - комедийный афоризм, сгусток комедийной мысли, в которой и без того спрессованное «комедийное вещество» достигает высшей степени концентрации».1
Басня написана на высоком идейно-художественном уровне. В ней привлекательны и злободневны мысли о равноправии, братстве и дружбе между жителями леса, чего не хватает нашему .обществу.
Басня «Ответ Жирафы» относится к этическим, которые особенно удаются поэту. К ним можно отнести и басню «Звезда и Солнце», которая также посвящена теме непомерной гордости, хотя у ее обладателя для этого основания нет. В этой басне Звезда считает себя самым ярким светилом, а когда восходит Солнце, исчезает. Так становится понятна цена мнимой гордости.
В творчестве Жамидина немало места занимают произведения, посвященные труду. Так, в басне-миниатюре «На высоте» Муха-бездельница, как и в жизни, приписывает себе плоды труда труженика Вола. Мораль басни ясна: нельзя присваивать себе плоды чужого труда. Эта мысль весьма актуальна особенно сегодня.
1 Абрамович Г.Л. Теория литературы. - М., 1964,394
2 Абдурахмаиов A.M. Формирование и развитие жанра басни в дагестанской литературе: Автореферат канд. дисс. - Махачкала, 1986,3
Басни Жамидина, выражаясь словами А. Абдурахманова, призваны исцелить или отсечь уродливые явления в жизни человека и общества, помочь в стремлении к нравственному совершенству и самоочищению, способствовать созданию здорового общественного климата и оптимальной социальной и психологической среды.2
В заключении обобщены особенности сатирической поэтики Жамидина: ирония, гипербола, гротеск, иносказание.
Жамидиновские поэтические гипербола, гротеск, иносказание, порожденные страстными симпатиями и антипатиями автора, служили мощным средством эмоционального воздействия на читателя, заражали его чувством негодования или насмешки по поводу изображаемых явлений действительности. Сатирик гиперболизирует то, что заслуживает обличения, и гиперболизирует так, чтобы вызвать смех. Для жамидиновской сатирической гиперболы характерно именно совмещение познавательных и комических функций: посредством гиперболы, поэт делал образ более рельефным и более смешным, резко обнажал сущность изображаемого отрицательного явления и казнил его оружием смеха.
Как мы пытались показать, отличительные качества произведений Жамидина - это простые, незатейливые сюжеты, народность, оригинальность, снисходительное, юмористическое отношение к своим персонажам, иногда переходящее в чувство грусти, а порой и негодования, Однако это вовсе не значит, что творчеству Жамидина характерен либерализм в отношении к изображаемым порочным явлениям действительности: он пытался посредством юмора и сатиры предупредить читателя, в какой-то мере упредить возможные негативные явления - будь это очковтирательство или ханжество, лицемерие или шантаж, грабеж или насилие...
Герои произведений Жамидина взяты из жизни. В этом проявляется истинный его талант.
Сатира Жамидина не изобличающая, не гневная. Она мягкая, предупреждающая, предостерегающая. Юмор - первая ступень сатиры. За юмором Жамидина есть глубокий сатирический подтекст, это один из ключей его сатирического своеобразия.
Оригинальность творчества поэта определяется его индивидуально-стю, его отношением к действительности.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
1. Сатира и юмор в творчестве Жамидина. Махачкала, 2003,20 с.
2. Жанр басни в лезгинской литературе. // Коллективный сборник ДГПУ «Материалы научно-практической конференции», Махачкала, 2004, с. 158-161.
3. Дорога истины. // Журнал «Самур», №4, - Махачкала, 2005. (В печати).
4. Жамидин; в свете традиций отечественной и национальной сатирической классики. // Коллективный сборник «Материалы научно-практической региональной конференции», - Махачкала, 2005. (В печати).
Формат 60x84. 1/16. Печать ризографная. Бумага N81 Гарнитура Тайме. Усл.п л. -1 изд. п.л. -1 Заказ - 222 - 05 Тираж 100 экз. Отпечатано в ООО «Деловой Мир» Махачкала, ул.Коркмасова, 35а
РНБ Русский фонд
2007-4 1645
►ж. \
15 ИЮГ. 2305 ГГГГ
• tí /
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Аллахярова, Эсмиральда Аллахяровна
Введение.3
Глава первая. Творчество Жамидина в контексте традиций отечественной сатирической классики.
1.1. Жизненный путь Жамидина.10
1.2. У истоков сатирического творчества Жамидина.23
Глава вторая. Сатирические жанры и мотивы поэзии Жамидина .37
2.1. Социально-бытовая сатира.38
2.2. Политическая сатира.69
2.3. Обличение нравственных пороков.75
2.4. Басни.106
Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Аллахярова, Эсмиральда Аллахяровна
Актуальность темы настоящего исследования связана прежде всего с необходимостью научного осмысления места сатиры и* юмора в дагестанской литературе на материале творчества лезгинского поэта Жамидина (Гаджимурадова Жамидина Гаджимурадовича), внесшего большой вклад в развитие родной и дагестанской многонациональной литературы.
Выбор темы диссертационной работы связан с осознанием оригинальности, значимости и ценности творчества Жамидина, являвшегося ведущим в республике поэтом-сатириком и поэтом-юмористом, неизменно служившего сатире и юмору более полувека.
В литературу Жамидин пришел в начале 50-х годов прошлого столетия. За 1958 - 1994 годы он на родном языке издал 10 сборников сатирических и юмористических произведений: «Чертополох» (1958), « Живей-живей! » (1964), «Немного смеха» (1967) и другие. В своих произведениях поэт средствами сатиры и юмора изображает явления действительности: резко осуждает одни, крайне отрицательные, подвергает безобидному осмеянию другие. Он предостерегает читателя, предупреждает. Его сатира помогает увидеть те недостатки, на которые она направлена.
Многогранное творчество Жамидина имеет глубокие национальные корни: оно тесно связано с традициями устного народного творчества и лезгинской национальной литературы прошлых веков, а также богатейшими традициями русской литературы и литературы Востока.
Лучшие произведения Жамидина переведены на языки народов Дагестана, России и мира, печатаются на страницах газет и журналов Москвы и Махачкалы ( «Литературная газета», «Крокодил», «Литературная Россия», «Дагестанская правда»). За 1968-1995 годы Жамидин на русском языке издал семь сборников.
Пять в Москве: «Дал-взял» (1968), «Камешек в чарыке» (1970), «Был бы толк» (1972), «Возраст горцев» (1983) и «Есть обычай в горах» (1986), два в Махачкале: «День жены» (1988) и «Ты его не знаешь. » (1995). Однако творчество Жамидина до сих пор остается неисследованным, хотя в периодической печати опубликован ряд рецензий и статей, издана книга «Сатира и юмор Жамидина: творческий портрет» К. Акимова (2002).
Степень разработанности темы данного исследования не соответствует реальному вкладу Жамидина в развитие лезгинской и дагестанской литературы. Сатира и юмор его, начиная с первых публикаций, вызывала большой интерес читателей, критиков, писателей и ученых-литературоведов: А.Агаева, К.Акимова, А.Вагидова, Р.Гамзатова, Г.Гашарова, М.Джалилова, А.Саидова, Б.Салимова и др. В республиканской и центральной печати появилось более 20 статей на лезгинском и более 15 статей на русском языках. О творчестве сатирика вышла и названная выше книга К.Акимова.
Отзывы и рецензии, в целом, положительные. В своем отзыве о второй книге Жамидина «Живее - живей!» поэт и критик А.Саидов пишет, что широкая, по-детски наивная улыбка скрывают хитроватый юмор, колючую сатиру. Жамидин - сатирик. Таким он, вероятно, родился. Таким начал свою литературную тропу, на которой первым шагом явился «Чертополох» -тоненькая книжка, принесшая молодому автору популярность. Вторая книжка «Живей-живей» - раскрывает неповторимые особенности его поэтики: поэт еще глубже проник в тайны «сатирического цеха», порадовал читателя здоровым юмором».
В своей рецензии на книжку «Живей живей!» И.Казиев в газете «Комсомолец Дагестана» от 15 марта 1966г. пишет: «Книга интересна своей идейной направленностью и актуальностью. Автор в сатирических строках клеймит позором уродливые явления, встречающиеся еще в нашей жизни, и пережитки, унаследованные от старого мира. Он бичует бесхозяйственность, расточительность, что дорого обходится государству («Шуба»), круговую поруку, семейственность («Репрессии Льва»), бюрократизм, рутинерство, цинизм, пустозвонство («Приказы», «Подумал я» и др.). Прочитав сборник "от корки до корки", каждый человек будет стремиться к тому, чтобы сделать жизнь лучше, отбросить в сторону все ненужное, мешающее нашему движению вперед".
Высокая оценка творчеству сатирика дана профессором А.Агаевым: "Жамидин, талантливый мастер художественного словесного искусства, давно известен в Дагестане и за его пределами. Он снискал себе авторитет как самобытный поэт, с оригинальным творческим лицом. В современной лезгинской и вседагестанской литературе он, пожалуй, является единственным мастером сатирического воспроизведения действительности. Поэзия Жамидина оптимистична, она характеризуется философской настроенностью, утверждением добра, легкой грустью, тонким осуждением морального зла в его разнообразных, преимущественно бытовых формах»1
Сатирическое перо лезгинского сатирика, по мнению А. Агаева, «неуклонно совершенствуется, с каждым сборником его художественно образная мысль становится более взволнованной и проникновенной в суть изображаемых явлений»2. Добавим к сказанному ученым: в этом плане поэт развивает лучшие традиции национальной поэзии, идущие от Сайда Кочхюрского, Етима Эмина и Сулеймана Стальского.
За творчеством Жамидина с первых его публикаций следил народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. В одной из своих первых статей о Жамидине он писал: "Жамидин - человек очень добрый. Он идет от жизни, а не от
1 Агаев А. Оптимистическая поэзия Жамидина. Лезги газет. - 28 февраля 1997
2 Там же. литературы. Я никогда не слышал, что он какого-то писателя копирует. Он живет в небольшом собственном доме, который построил сам. Но у него есть и другая сакля, сакля его поэзии. Она еще небольшая, но все же собственная.
Кто-то писал о Жамидине, что в его стихах разящий смех. Я этого не заметил. Но добрая, светлая улыбка веет от его произведений. На днях поэт мне читал свои новые стихи, и я заметил: сейчас Жамидин стремится от успехов продолжить путь к победе, от остроумных стихов подняться до просто умных, от фактов прийти к серьезным обобщениям"1.
Наиболее значительной публикацией о творчестве поэта-сатирика является книга "Сатира и юмор Жамидина» Акимова К.Х. Это научно-популярный очерк, поэтому многие параграфы (На крыше небоскреба; Истоки; Рецензия, написанная стихами; И в Микрахе, и в Москве; За жизнь без чертей и мистики; Из дневников поэта и др.) являются художественными зарисовками к портрету поэта. И лишь в некоторых параграфах (Улыбка юмориста и коса сатирика; В Союзе писателей РСФСР; Басни; В оценке литературной критики и др.) анализируются его отдельные произведения.
Мы в своей диссертации попытались дать относительно полное представление о сатире и юморе Жамидина, выявить их художественные особенности.
Отсутствие монографического исследования о творчестве признанного в республике и за ее пределами поэта-сатирика и поэта-юмориста Жамидина является большим пробелом в дагестанском литературоведении, который мы данной работой намерены в определенной степени восполнить.
Цель и задачи исследования. Диссертация ставит целью научное осмысление процесса зарождения, становления и развития сатиры и юмора Москва,-1969,№2.с. 171
Жамидина. Указанная цель предполагает реализацию следующих конкретных задач:
- рассказ о творческой биографии поэта;
- выявление национальных традиций в творчестве Жамидина;
- установление истоков его сатиры и юмора в творчестве;
- выявление типологического сходства сатиры Жамидина с произведениями других сатириков Дагестана.
Объект исследования - сатирические и юмористические произведения Жамидина.
Предметом исследования служат сатирические и юмористические произведения Жамидина. В диссертации проанализировано более 150 произведений, созданных поэтом за 50 - 90-е годы XX столетия.
Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собою первое монографическое историко-теоретическое исследование сатирического творчества Жамидина: в ней впервые подвергнуты научному анализу десятки сатирических и юмористических произведений - стихотворений, миниатюр, басен; определено художественное своеобразие сатиры и юмора Жамидина, их оригинальность и самобытность, вклад поэта в лезгинскую и дагестанскую литературу.
Наше исследование не претендует на исчерпывающую полноту охвата творчества Жамидина: осмысление его лирических и философских произведений, перевод сатиры и юмора поэта на русский язык остаются вне рамок нашей работы.
Методологическая основа диссертации. Диссертация базируется на научно-теоретических разработках классиков научно-критической и эстетико-философской мысли, русских и дагестанских в первую очередь ученых-литературоведов, в трудах которых фундаментально рассмотрены вопросы зарождения, становления и развития сатиры и юмора в литературе. Мы ориентировались на работы В. Белинского, Н. Добролюбова, М. Бахтина, И. Волкова, Ю. Лотмана, В. Проппа, Д. Николаева, А. Макаряна, Л. Ершова, Л. Тимофеева, а также дагестанских ученых- литературоведов А. Абдурахманова, К. Абукова, 3. Акавова, К. Акимова, С. Ахмедова, А. Вагидова, Г. Гамзатова, Г. Гашарова, Р. Кельбеханова, Ш. Мазанаева и др.
Сатиру и юмор в диссертации мы рассматриваем и как особый вид литературы, и как принцип художественного изображения действительности (Л. Тимофеев), а также как средство критики, осмеяния недостатков в человеке и обществе.
Для выполнения поставленных проблем нами использованы следующие методы научного исследования: аналитический (анализ произведения в единстве формы и содержания, выявление его внутренней организации), историко-сравнительный и системный. При этом ориентируемся на оригинал художественных текстов. Сатирические и юмористические произведения в диссертации рассматриваются с высоты достижений современной литературоведческой науки, не признающей стереотипы советского периода, идеологические и политические клише.
Основные положения выносимые на защиту:
- Жамидин как сатирик, истоки творчества поэта, особенности первых публикаций. Пора ученичества, отход от влияния классиков, обретение собственного лица.
- Социально-бытовая и политическая сатира поэта, темы (мания собственной значимости, взяточничество, стремление любой ценой выбиться в «люди»), критика законов, не соответствующих действительному положению дел в обществе, демагогия и обман как средства достижения цели. Основные сатирические средства, используемые сатириком: ирония, иносказание, гипербола, сравнение, пословицы и поговорки лезгин.
- Басни Жамидина. Традиционное и злободневное в них как единый сплав. Крылов и Жамидин, С.Стальский и Жамидин. Особенности басен Жамидина. Вклад поэта в развитие жанра басни в родной литературе.
- Сатира и юмор Жамидина как две ступени иронии. Гуманизм поэта. Его стремление - не издевательство над человеком, а стремление помочь ему увидеть порочное в себе и обществе, и тем самым попытаться в какой-то мере оздоровить, совершенствовать человека. Сатирическая позиция Жамидина: понимание слова как дела.
Материалом исследования служат сатирические и юмористические произведения Жамидина. В диссертации проанализировано более 150 произведений, созданных поэтом за 50 - 90-е годы XX столетия.
Теоретическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что в научный оборот вводится большое количество сатирических и юмористических произведений Жамидина, выявляются их художественные особенности. Это вклад в лезгинское литературоведение. Наша работа открывает перспективу дальнейшего изучения как творчества Жамидина, так и творчества других сатириков Дагестана.
Практическая ценность работы заключается в том, что она может быть использована при составлении учебников и пособий по лезгинской и дагестанской литературе для школ, педколледжей и университетов, при создании спецкурсов для студентов филологических факультетов вузов республики и обобщающих работ по дагестанской литературе.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на кафедре литературы Даггоспедуниверситета. Основные положения диссертации отражены в статьях, опубликованных в журнале «Самур» и коллективных сборниках.
Структура диссертации. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Сатира и юмор в творчестве Жамидина"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Жамидин принадлежит к числу тех дагестанских писателей, творчество которых отличалось высокой идейностью, народностью, реализмом, художественным совершенством. Наравне со своими современниками - Р. Гамзатовым, Ш.-Э. Мурадовым, А. Абу-Бакаром, X. Авшалумовым, Б. Салимовым, А. Аджиевым, М. Атабаевым и другими - он превосходно владел мастерством изображения быта и психологии людей, социальных и нравственных явлений общественной жизни. Он был по-своему оригинален, внес свой неповторимый вклад в развитие родной, а также дагестанской и российской литературы. Произведения Жамидина, как бы они ни были разнообразны в идейно-художественном и жанровом отношениях, составляют единый художественный мир, отмеченный печатью яркой творческой индивидуальности поэта.
Своеобразие Жамидина-художника наиболее наглядно проявляется прежде всего в таких особенностях его сатирической поэтики, как искусство применения юмора, гиперболы, гротеска, иносказания для реалистического воспроизведения действительности и ее оценки с прогрессивных общественных позиций. Вот несколько обобщающих суждений о роли этих характерных приемов творческой манеры сатирика, о их функциональной связи, взаимодействии и взаимопроникновении.
Смех - основное оружие сатиры. Этим оружием боролись с социальными пороками общества Фонвизин, Крылов, Гоголь, Щедрин в русской литературе, Е. Эмин, Г. Цадаса, С. Стальский, Н. Ханмурзаев, Р. Гамзатов, X. Авшалумов и др. - в дагестанской. Жамидин развил их традиции. По его собственному признанию, юмор всегда составлял его главную силу. Как известно, еще В.Г. Белинский говорил о разных проявлениях юмора. Так, характеризуя юмор
Гоголя как юмор «спокойный, спокойный в самом своем негодовании, добродушный в самом своем лукавстве», в то же время отмечал, что в творчестве бывает еще другой юмор, «грозный и открытый», «желчный, ядовитый, беспощадный» (18, 299).
Юмор Жамидина щадящий, «спокойный., добродушный.» - более гоголевский. Так же, как Гоголь, как Г. Цадаса, как С. Стальский, как X. Авшалумов, и Жамидин видел в сатирическом смехе прежде всего средство нравственного исправления людей. В то же время сатирический смех, в жамидиновской концепции, призван быть не только целителем, но и могильщиком устаревшего социального организма, призван накладывать позорное клеймо на те явления, которые закончили свой цикл развития и признаны на суде истории несостоятельными. Жамидин - один из наиболее эмоциональных художников слова: он обладал острым аналитическим умом и страстным негодующим сердцем. Взор сатирика был постоянно прикован к той действительности, которая противоречила его демократическим идеалам.
Жамидиновские поэтические гипербола, гротеск, иносказание, порожденные страстными симпатиями и антипатиями автора, служили мощным средством эмоционального воздействия на читателя, заражали его чувством негодования или насмешки по поводу изображаемых явлений действительности. Сатирик гиперболизирует то, что заслуживает обличения, и гиперболизирует так, чтобы вызвать смех. Для жамидиновской сатирической гиперболы характерно именно совмещение познавательных и комических функций: посредством гиперболы поэт делал образ более рельефным и более смешным, резко обнажал сущность изображаемого отрицательного явления и казнил его оружием смеха.
Как мы пытались показать, отличительные качества произведений Жамидина - это простые, незатейливые сюжеты, народность, оригинальность, снисходительное, юмористическое отношение к своим персонажам, иногда переходящее в чувство грусти, а порой и негодования. Однако это вовсе не значит, что творчеству Жамидина характерен был либерализм в отношении к изображаемым порочным явлениям действительности: он пытался посредством тонкого юмора предупредить читателя, упредить возможные негативные последствия этих явлений - будь то очковтирательство или ханжество, лицемерие или шантаж, грабеж или насилие.
Все герои произведений Жамидина взяты из жизни. Вот до боли знакомый образ заведующего складом, продавца, чиновника-бюрократа, незадачливого жениха, влюбленного юноши и т.д. Читатель может мысленно дополнить образ, где-то может даже добавить новые черты. Он уверен, что речь идет о его соседе, о его начальнике, о его знакомых. В этом проявляется истинный талант Жамидина.
Сатира Жамидина не обличающая, не гневная, она мягкая, предупреждающая, предостерегающая. Юмор - атрибут сатиры Жамидина. За юмором Жамидина есть глубокий сатирический подтекст, это один из ключей его сатирического своеобразия. Юмор используется Жамидином как художественное средство, его сатира разбавлена, настоена юмором.
Произведения Жамидина народны, они изображают уклад жизни дагестанского общества в целом и горцев в частности, и написаны на литературном лезгинском языке. На страницах его произведений находим обычаи, традиции, нравы, характер горцев. Здесь мы процитируем Ю.Б. Борева: «Национальное своеобразие - одно из важнейших и необходимейших качеств подлинного искусства, его характерный признак, его закон. Однако это своеобразие возникает вовсе не в силу искусственной изоляции художественного творчества данного народа от влияния на него искусства других народов» (24,391).
К национальным особенностям творчества Жамидина относятся его национальный характер и символика, лезгинские народные обычаи и традиции, лезгинский литературный язык и др.
Об оригинальности творчества Жамидина говорил наш замечательный поэт Расул Гамзатов: «Я никогда не слышал, что он какого-то писателя копирует. Он живет в небольшом собственном доме, который построил сам»1.
Оригинальность творчества Жамидина проистекает от индивидуальности автора, от его отношения к окружающей действительности, от его интеллектуального облика. Он был доброжелательным человеком, он не был критиканом. Поэт любил свою Родину, свой очаг и он хотел совершенствовать все это, сделать людей лучше. Для этого поэт выбирает юмор, чтобы не озлобить человека, а чтобы дать ему возможность освободиться от пороков. Его сатира несет светлое, щадящее начало.
Автор стремится к смысловой наполненности стиха, кроме случаев, когда он излишне увлекается повторами одних и тех же выражений и строк. Стихи-миниатюры сжаты и афористичны, читаются на одном дыхании, как народные притчи и пословицы.
Многие стихи построены в вопросно-ответной форме, на диалоге с читателем. Такая манера письма продиктована как соблюдением традиции восточной поэзии, так и желанием автора быть понятным рядовому читателю, достичь своей цели. Встречаются стихи, в которых смешное подается под видом серьезного. Юмор создается тем, что герой говорит нелепость серьезно, и автор «сохраняет серьезность, совершенную непричастность к тому, что он рассказывает». (94,29).
Стиль поэта имеет ряд художественных особенностей: легкость подачи художественного материала, игривый зачин, склонность постепенного перехода
1 «Москва», 1969, № 2. к главной идее, захватывающий сюжет, безудержная игра изобразительно-выразительными средствами (эпитетами, метафорами, сравнениями), обращение к фольклору (использование пословиц и поговорок), взгляд со стороны, вовлечение в осмеяние и обличение читателя и др. Отличительная особенность его творчества - лаконичность изложения. Поэтому многие произведения поэта являются миниатюрами: короткие стихи легко запоминаются читателем, а многие из них, будучи остроумными зарисовками на злободневные темы, метко бьют в цель - оказывают сильное эмоциональное воздействие на читателя.
Список научной литературыАллахярова, Эсмиральда Аллахяровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абакарова Ф. Очерки даргинской советской литературы. Махачкала:1. Изд-во ДФ АН СССР, 1969.
2. Абдулатипов А. -К.Ю. История кумыкской литературы. 1ч.-Махачкала, 1995.
3. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. -М. Просвещение, 1975.
4. Абуков К.И. У костра, зажженного М. Горьким. Махачкала, 1972.
5. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Махачкала, 1992.
6. Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою: Очерки, статьи, беседы, интервью. Фрунзе, 1978.
7. Акавов З.Н. Диалог времен. -Махачкала, 1996.
8. Акбиев С.Х. Верность дружбе: межнациональные связи дагестанской литературы. Махачкала, 1989.
9. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза: история развития жанровой системы. Махачкала, 1998.
10. XАкимов К. Сатира и юмор Жамидина: творческий портрет. — Махачкала, 2002.
11. Анализ литературного произведения: Сб. статей. Л., 1976.
12. Антокольский Л.В. У очага поэзии: Очерк творчества Расула Гамзатова. -М.: Сов. Писатель, 1972.
13. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии.-М.: Наука, 1957.
14. Арнаутов М. Психология литературного творчества. М., 1976.
15. X. Ахмедов С. Художественная проза народов Дагестана: История исовременность.-Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.
16. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.
17. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 2. М., 1948.
18. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. Т. 1. М., 1953.
19. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т. Т. 5. -М., 1965.
20. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. М: Современник, 1982.
21. Белинский В.Г. Избранные статьи. М., «Детская литература», 1981 г.22. Бергсон А. Смех.-М.,1992.
22. Борее Ю. О комическом. М., 1957.
23. Бореев Ю. Сатира. Теория литературы:Сб. М., Изд. Наука, 1964.
24. Брагинский И.О Проблемы востоковедения и актуальные вопросы восточного литературоведения. М: Наука, 1974.
25. Бушмин А. Наука о литературе: Проблемы суждения. Споры. М: Современник, 1980.
26. Вагабова Ф. Формирование лезгинской национальной литературы. -Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1970.
27. Вагидов А.М. Восхождение к единству. Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.
28. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Худож. лит., 1940.
29. Виноградов И.И. Проблемы содержания и формы литературного произведения. М.: Изд-во МГУ, 1958.
30. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978.
31. Волков И. Ф. Теория литературы. М., 1995.
32. Вопросы дагестанской литературы: Сб. статей. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1969.
33. Вулис А. В лаборатории смеха. М., 1966.
34. Выготский Л.Г. Психология искусства. — М., 1986.
35. Выходиев П.С. В поисках нового слова. М.: Современник, 1980.
36. Г аджику лиев Б. В созвездии братских литератур. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.
37. Гайдаров Р.И. Язык и поэтика Стальского. Махачкала, 1997.
38. Гамзатов ГГ. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.
39. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996.
40. Гамзатов Р. Верность таланту: Статьи.— Махачкала, 1980.
41. Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы: Краткий очерк. — Махачкала, 1983.
42. Гашаров Г.Г. Певцы обновленного края. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987.
43. Гашаров ГГ. Лезгинская литература: история и современность. -Махачкала, 1998.
44. Гегель. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1968.
45. Гоголь Н.В. О литературе. М., 1952.
46. Горький М. О литературе. М.: Сов. писатель, 1980.
47. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979.
48. Громов Е. С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.
49. Гуляев Н. Теория литературы. М., 1977.
50. Добролюбов Н.А. Избранные статьи. -М.: Сов. Россия, 1978.
51. ЕршовЛ.Ф. История советской сатиры. Л, 1973.
52. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. Л, 1977.
53. Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов: Межвузовский сб. -Л.: ЛГУ, 1981.
54. Жанры дагестанской советской литературы: Сб. статей. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1979.
55. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. М: Наука, 1977.
56. Зелинский К.Л. Литературы народов СССР. М.: Сов. писатель, 1957.
57. Зульфукарова М. И. Традиции, влияние, новаторство: Проблемы комедийного характера. -Махачкала, 1981.
58. Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974.
59. История дагестанской советской литературы: В 2-х т. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1967.
60. История советской многонациональной литературы: В 6-ти т. М.: Наука, 1970-1975.
61. Кадимое Р. Г. Поэтический мир Етима Эмина. Махачкала, 2001.
62. Карасев Л. В. Философия смеха. М., 1996.
63. Кельбеханов Р. М. Сулейман Стальский: Традиции и новаторство. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995.
64. Кельбеханов Р. М. Алибек Фатахов: Традиции и новаторство. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995.
65. Кельбеханов Р. М. Тагир Хурюгский: Традиции и новаторство. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995.
66. Краткая литературная энциклопедия. В 8-ми т. М.: Сов. энциклопедия, 1962-1975.
67. Кто есть в кавказоведении: словарь-справочник. М., 2000.
68. Лелевич Л. На путях изучения литератур Дагестана. — Ростов-на-Дону, 1934.
69. Литература Дагестана и жизнь: Сб. статей. Сост. К. Абуков. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.
70. Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В.М.
71. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987.
72. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995.
73. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
74. Луначарский А. В. Статьи о советской литературе. М.: Просвещение, 1971.
75. Мазанаев Ш. А. Русскоязычная литература Дагестана. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984.
76. Мазанаев Ш. А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997.
77. Макарян А. М. О сатире. М., 1967.
78. Нагиев Ф. Р. Етим Эмин: Путь к истине. Махачкала, 2002.
79. Национальное и интернациональное в литературах народов Дагестана: Сб. статей. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1973.
80. Нация, личность, литература. Вып. I. М.: Наследие, 1996.
81. Николаев. Д. П. Смех оружие сатиры. М., 1962.
82. Никольский С. В. История образа Швейка. М., 1997.
83. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1971.
84. Османова 3. Г. Художественная концепция личности в литературах советского Востока: Традиция и современность. — М.: Наука, 1972.
85. Очерки истории дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957.
86. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. -М.: Худ. литература, 1934.
87. Писатели Советского Дагестана. Махачкала, 1984.
88. Поспелов Г. И. Вопросы методологии и поэтики: Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1983.
89. Потебин А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976.
90. Поэтика дагестанской советской литературы: Сб. статей. Махачкала, 1986.
91. Пришвин М. О творческом поведении. М.: Сов. Россия, 1969.
92. Проблемы развития литератур народов СССР. М.: Наука, 1967.
93. Пресняков О. П. Поэтика познания и творчества. М., 1980.
94. Пропп В. А. Проблемы комизма и смеха. М., 1976.
95. Россельс Вл. Сколько весит слово: Статьи разных лет. — М., 1984.
96. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
97. Советская литература и мировой литературный процесс: Изображение человека. М.: Наука, 1972.
98. Советская литература: История и современность. М.: Просвещение, 1984.
99. Солоухин В. Слово живое и мертвое. М.: Современник, 1976.
100. Султанов К Д. Этюды о литературах Дагестана. М.: Сов. писатель, 1978.
101. Султанов К. К. Расул Гамзатов. Махачкала: Даггиз, 1973.
102. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М., 1977.
103. Тарланов 3. К. Поэтика слова. Петрозаводск, 1983.
104. Темирханова Г. современная лезгинская поэзия. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.
105. Теория литературы. Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964.
106. Тимофеев JI. И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976.
107. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений, т. 1, М., 1935.
108. Усахов М. Р. Социалистический реализм в дагестанской литературе. Ростов-на-Дону, 1985.
109. Хайбулаев С. М. Современная дагестанская поэзия: Система жанров. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.
110. Художественные искания дагестанской литературы: Сб. статей. -Махачкала, 1983.
111. Чудакова М. О. Поэтика Михаила Зощенко. М., 1979.
112. Цейтлин А. Г. Труд писателя. М., 1958.
113. ЭльсбергЯ. Е. Основы теории сатиры. М., 1957.
114. Юсуфов М. Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала, 1994.
115. Юсупова Ч. С. Дагестанская поэма. М., 1989.1. На лезгинском языке:
116. Агаев А. Етим Эмин: очерк о жизни и творчестве. Махачкала, 1958.
117. Агаев А. Лезгинская литература: Сб. статей. Махачкала, 1959.
118. Акимов К. X. Лезгинские писатели: справочник. Махачкала, 2001.
119. Ахмедханов Т. С чувством Родины в сердце. Махачкала, 2003.
120. Гашаров Г. Г. Лезгинская литература. Махачкала, 1979.
121. Гашаров Г. Г. Лезгинская литература в школе. Махачкала, 1985.2. Статьи:
122. Абуков К. К Поэт убеждений и позиций. «Дагестанская правда», 26 марта 1997 г.
123. Акимов К. X. О современной лезгинской национальной литературе. -«Возрождение», 2000, №6. С. 131-133.
124. Алем А. Острое слово сатирика. «Дагестанская правда», 10 декабря 1967 г.
125. Бахшиев Ф. «Я верю.» «Дагестанская правда», 23 октября 1997 г.
126. Гамзатов Р. Добрая улыбка поэта. «Дагестанская правда», 15 марта 1969 г.
127. Гамзатов Р. О Жамидине. «Советская культура», 5 апреля 1969 г.
128. Гамзатов Р. У него своя сакля. «Москва», 1969, №2. - С. 221.
129. Джусойты Н. О национальной самобытности. — «Вопросы литературы», 1968, №12. С. 33-53.
130. Зощенко М. О комическом в произведениях Чехова. «Вопросы литературы», 1967, №2.
131. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения. -«Вопросы литературы», 1968, №8.
132. ЛомиЬзе Г.И. Понятие нации в современном общественном и художественном сознании. // Нация. Личность. Литература. Вып. I.
133. М.: Наследие, 1996. С. 4-10.
134. Надъярных Н. Время перечтений. // Способность к диалогу. Ч. I. М.: Наука, 1993.-С. 6-29.
135. Пискунов В. О национальном стиле в литературе. «Вопросы литературы», 1960, №4.
136. Пути становления литератур народов СССР: Дискуссия. «Вопросы литературы», 1965, №8. - С. 48-83.
137. Саидов А. Улыбаясь широко. «Дагестанская правда», 8 августа 1965.
138. Салимое Б. Сатирик всегда на передовой. «Дагестанская правда», 24 января 1996 г.
139. Султанов К. К. Национальная идея и национальная литература. // Нация. Личность. Литература. Вып. I. М: Наследие, 1996. - С. 24-32.
140. Федь Н. М. Нравственность писателя. // Способность к диалогу. Ч. I. -М.: Наука, 1993.-С. 105-123.
141. Юсуфов Р. Ф. Проблемы развития литератур малых народов.
142. Советский Дагестан», 1970, №6. — С. 51-54.
143. Юсуфов Р. Ф. Национальные литературы: диалектика развития. // Литература Дагестана и жизнь. Махачкала, 1975. - С. 71-76.1. На лезгинском языке:
144. АгаевА. Оптимистическая поэзия Жамидина. «Лезгинская газета», 28 февраля 1997 г.
145. Акимов К. X. Сатира Жамидина. «Коммунист», 7 июня 1969 г.
146. Акгшов К. X. Жамидин с широким сердцем. «Лезгинская газета», 20 апреля 1994 г.
147. Джалилов М. Косой сатиры. «Самур», 1994, №3. - С. 89-95.
148. Исаев Р. Уроки Жамидина. «Самур», 1998, № 1. - С. 92-96.
149. Казимов К. Мастер духовности. «Лезгинская газета», 8 августа 1997г
150. Кардашев А. Смех, заставляющий задуматься. «Лезгинская газета», 19 августа 1996 г.
151. Салимое Б. Мир его поэзии. «Лезгинская газета», 21 марта 1997 г.
152. Ханкишев Н. В добрый час! «Коммунист», 8 февраля 1958 г.
153. Шихвердиев М. Сатира и юмор Жамидина: предисловие. // Жамидин. Чертополох. — Махачкала, 1958. — С. 5-6.
154. Юсуфов Ш. Наш вечно веселый друг. «Дружба», 1964, №2
155. Авторефераты и диссертации: 153. Абдурахманов А. М. Формирование и развитие жанра басни в дагестанской литературе: Автореферат канд. дисс. Махачкала, 1986. ^ 154. Абуков К.И. Национальные литературы Дагестана и Северного
156. Кавказа в системе взаимосвязей: Научный доклад д-ра филол. наук. -Махачкала, 1993.
157. Аминов М. 3. А. Дагестанское стихосложение: Автореферат канд. дисс. -Махачкала, 1975.
158. Кадимое Р. Г. Етим Эмин: Мировоззрение. Система образов. Поэтика: Автореферат доктор, дисс. Махачкала, 2002.
159. Казимагомедова Ф. И. Творчество Ханбиче Хаметовой: жанровое многообразие и художественное своеобразие в контексте традиций и новаторства: Дисс. кандидата филол. наук. Махачкала, 2003.
160. Келъбеханов Р. М. Творчество Сулеймана Стальского: Автореферат fr канд. дисс. -Куйбышев, 1970.
161. Келъбеханов Р. М. Традиции и новаторство лезгинской поэзии первой половины XX века: Дисс. д-ра филол. наук. Махачкала, 1996.
162. Султанова В. 3. Юмор и сатира в творчестве Хизгила Авшалумова: Дисс. кандидата филол. наук. Махачкала, 2001.
163. ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
164. Жамидин. Дал взял. - М.: Правда, 1968.
165. Жамидин. Камешек в чарыке. М.: Советская Россия, 1970.
166. Жамидин. Был бы толк. М.: Советская Россия, 1972.
167. Жамидин. Возраст горцев. М.: Советский писатель, 1983.
168. Жамидин. Есть обычай в горах. М.: Правда, 1986.
169. Жамидин. День жены. Махачкала, 1988.
170. Жамидин. Ты его не знаешь. -Махачкала, 1995.1. На лезгинском языке:
171. Жамидин. Къапгъанар. (Чертополох). Махачкала, 1958.
172. Жамидин. Гьач вач! (Живей - живей!) - Махачкала, 1964.
173. Жамидин. Са к!ус хъвер. (Немного смеха). Махачкала, 1967.
174. Жамидин. Арада зат1 аваз хьурай! (Был бы толк). Махачкала, 1969.
175. Жамидин. Шаламра къванер. (Камешки в чарыках). Махачкала, 1970
176. Жамидин. Гимишдин сас. (Серебряный зуб). Махачкала, 1971.
177. Жамидин. Регъуь хьайи спелар. (Постеснявшиеся усы). Махачкала, 1976
178. Жамидин. Сатирикдин хуьрекар. (Меню сатирика). Махачкала, 1979.
179. Жамидин. Башуьсте! (Пожалуйста!)—Махачкала, 1984.
180. Жамидин. Ваз ам чидач. (Ты его не знаешь.) Махачкала, 1994.