автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Творчество Ильи Эренбурга начала 1920-х годов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Ильи Эренбурга начала 1920-х годов"
На правах рукописи
ТВОРЧЕСТВО ИЛЬИ ЭРЕНБУРГА НАЧАЛА 1920-Х ГОДОВ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА
Специальность 10.01.01 - Русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва - 2015
005560430
005560430
Работа выполнена в Отделе новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья Института мировой литературы им. A.M. Горького Российской академии наук.
Научный руководитель:
Гачева Анастасия Георгиевна, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. Л.М. Горького РАН.
Официальные оппоненты:
Ауэр Александр Петрович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой литературы Московского государственного областного социально-гуманитарного института;
Кольцова Наталья Зиновьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы XX века Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Ведущая организация:
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».
Защита состоится 26 марта 2015 г. в 15.00 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.209.02 при Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН по адресу: 121069, Москва, ул. Поварская 25а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института мировой литературы
им. A.M. Горького РАН.
Автореферат разослан «_»__2015 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат филологических наук
О.В. Быстрова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Творческое наследие писателя, поэта и публициста И.Г. Эренбурга (18911967) по праву можно назвать приобретением русской литературы XX века. Судьба разностороннего писателя, подолгу жившего как в России, так и за рубежом, тесно связанная с ключевыми историческими моментами первой трети XX века, всегда привлекала внимание исследователей и биографов. Статей и книг о «бурной жизни» Ильи Эренбурга написано достаточно. Тем не менее, до сих пор нет ни одного исследования, со всей полнотой раскрывающего художественные особенности его творчества, рассматривающего весь корпус текстов (и прозу, и поэзию, и публицистику) в их единстве. На творческие сочинения по большей части смотрели под углом яркой и богатой на происшествия биографии автора, видя в них иллюстрации к реальным событиям, переживаемым Россией и Европой. Между тем изучение литературной позиции и поэтики И. Эренбурга, идейной и художественной эволюции писателя представляется крайне значимым.
В 1920-е годы Илья Эренбург жил и в России, и в странах Запада, курсируя между двумя мирами. Его считали настоящим знатоком европейской жизни: он собственнолично видел, как изживалось культурное разнообразие, как распространялся фашизм, как возникала людская озлобленность, а вместе с ней увеличивались человеческие несчастия. Эренбурга по праву можно назвать русским европейцем. Культурно-мировоззренческий опыт писателя питался двумя традициями - русской и европейской. Причастность к революции 1905 года, деятельность в Социал-демократическом Союзе учащихся, участие в большевистском подполье, а затем арест, тюрьма и угроза каторга вынудили семнадцатилетнего Эренбурга в декабре 1908 года бежать в Париж. Он пробью за границей почти девять лет и смог вернуться на родину лишь в июле 1917 года. До этого он объездил всю Европу: Франция, Германия, Австрия, Швейцария, Италия, Бельгия, Голландия... Казалось, не было такой страны, где он бы ira побывал. Таким образом, личность и мировоззрение писателя сложились на основе усвоения культурного наследия европейских стран и России. Именно благодаря жизни на
стыке двух культур, безукоризненному владению несколькими языками и отличному знанию как русских, так и западных культурных ценностей, Эренбургу удалось стать заметным членом русско-европейского культурного диалога. К его голосу прислушивались видные деятели культуры и Европы, и России. Во время жизни за границей писатель особо ценил дружбу с П. Пикассо, Д. Ривера, А. Модильяни, Ф. Леже и другими. Умение Эренбурга балансировать на стыке менталитетов делало его гаггсресным собеседником в глазах окружающих, а голос его — значимым в многоголосье разных культур. При этом, обосновавшись в рядах европейцев, Эренбург сумел сберечь свою русскость. Его письма, публицистические статьи, поэзия и проза красноречиво говорят о сердечной привязанности к родине. Любовь к России и русскому языку, переживание за культуру страны и судьбу соотечественников доказывают, что писатель, несмотря на положение «гражданина мира», в душе оставался русским.
Русские европейцы в отличие от западников были лишены слепого преклонения перед европейской цивилизацией. Они не были одержимы безрассудной мечтой о западной жизни, поэтому и расхождение этой мечты и реальности воспринимали более стойко. Принципиальным моментом, отличавшим мировоззрение русского европейца от русского западника, было и то, что сердцем, духовным центром Европы первые видели именно Россию. Об этом писал еще Ф. Тютчев, подчеркивая, что будущее Европы за «другой Европой», за «законной сестрой христианского Запада» — Россией, где существовал «целый мир, единый по своему началу, солидарный в своих частях, живущий своею собственною органическою, самобытною жизнью»1.
Сочинения И. Эренбурга вторят писаниям русских мыслителей. Он, как и другие русские европейцы, отмечал, что для Европы настала пора страшных перемен, пора войн, человеческих жертв, голода и болезней. Идеи, заключенные к работах автора, явились не просто отражением главных социальных и нравственных проблем времени, но предлагали пути их решения. Спасение Европы Эренбург советовал искать в России. Будущее западного мира,
1 Тютчев Ф. Россия и Германия // Тютчев Ф. Поли. собр. соч. СПб.: Издание т-ва А.Ф. Маркс 1913.
С. 285.
указывалось на страницах поэтических сборников и публицистических статей автора, теперь было сосредоточено в руках его родины.
О грядущей миссии русского человека, способного внести примирение в противоречия европейской жизни, говорил еще Ф. Достоевский. «Всечеловеку», обладающему «всечеловечной и всесоединяющей» душой, каждый отдельный человек и любой народ кажется своим, близким. «Всечеловек» необъятен, многогранен и одновременно может заключать в себе качества разнообразные, порой даже взаимоисключающие. Илью Эренбурга хочется назвать именно «всечеловеком»: сочинения его переполнены тревогой и переживаниями за жизнь не отдельного народа или страны, но за жизнь всех людей, целого мира. Все люди для него оказываются родными братьями, и нет ничего важнее, чем братская любовь и взаимопонимание.
Актуальность диссертационного исследования связана с возрастающим интересом к литературе 1920-х годов, с новым витком историко-литературных исследований послереволюционного пятилетия. Раннее творчество Ильи Эренбурга вносит броские краски в литературу своей эпохи, оно является ее выразительной составляющей, резонируя в литературно-философском контексте, отражая ведущие темы эпохи: кризиса цивилизации, «заката Европы», смысла войны и революции, становления нового мира и человека. Проведенное в диссертации исследование экспериментов Эренбурга в области жанра, работы с художественным словом, приемов и методов письма - важно не только для понимания поэтики писателя, уяснения его художественного мышления, но и для более полного представления об особенностях литературы начала 1920-х годов.
Научная новизна исследования: впервые творчество И. Эренбурга начала 1920-х годов рассматривается комплексно и систематически. В работе прослежено взаимодействие прозаических сочинений писателя с его поэзией и публицистикой, выделен основополагающий принцип жанрово-стилевой стратегии творчества, выявлены идейные и эстетические доминанты, проанализированы внутренние связи. Исследование опирается на анализ проблематики текстов и их поэтики в неразрывной связи с литературным, философским и эстетическим контекстом. Кроме этого, анализируется ранее не входившая в крут исследования взаимосвязь
сочинений Эренбурга с произведениями Достоевского, а также классиков французской и английской литератур (на примере творчества Вольтера, В. Гюго, Ч. Диккенса).
Степень разработанности проблемы. Сочинения И. Эренбурга при жизни находились под пристальным вниманием литературных критиков, однако предметом диссертационного исследования они становились считанное количество раз. Отдельным сочинениям писателя указанного периода уделяется внимание в следующих научных исследованиях: в кандидатской диссертации Т. Трифоновой «Творческий путь Ильи Эренбурга» (Л., 1951), в докторской диссертации А. Воробьевой «Русская антиутопия XX — начала XXI вв. в контексте мировой антиутопии» (Самара, 2009), в докторской диссертации Т. Фоминых «Первая мировая война в русской прозе 1920-1930-х гг.: Историософия и поэтика» (М., 1998), в монографии Д. Николаева, защищенной как докторская диссертация: «Русская проза 1920-1930-х годов: Авантюрная, фантастическая и историческая проза» (М.: Наука, 2006).
В последние десятилетия творческое наследие Ильи Эренбурга неоднократно попадало в поле внимания исследователей. Особенность существующих работ заключается в том, что они либо сконцентрированы в основном вокруг биографии Эренбурга2, либо кратко характеризуют творчество писателя в перспективе развития отечественной литературы. В то же время существует рад важных - в том числе и для нас — научно-исследовательских работ. Здесь в первую очередь необходимо отметить труды Б. Фрезинского, посвященные как избранным эпизодам биографии3, так и отдельным документам, письмам и статьям писателя4. Последние книги, подготовленные Б. Фрезинским, заслуживают особого внимания. Именно они ввели в научный оборот многие
2 К подобным работам можно отнести: Рубинштейн Д. Верность сердцу и верность судьбе: Жизнь и время Ильи Эренбурга. СПб.: Академический проект, 2002; Берар Е. Бурная жизнь Ильи Эренбурга. М.: Новое литературное обозрение, 2009.
' См.: Фрезинскии Б. Илья Эренбург с фотоаппаратом. 1923-1944. СПб.; М.; Иерусалим: Мосты культуры, Гешарим, 2007; Фрезинскии Б. Писатели и советские воящи: избранные сюжеты 1919-1960. М.: Эллис Лак, 2008.
См.: Попов В., Фрезинскии Б. Илья Эренбург. Хроника жизни и творчества (в документах, письмах, высказываниях и сообщениях прессы, свидетельствах современников). СПб.: Лина, 1993; Эренбург И. Письма: в 2 т. Т. 1: 1908-1930. «Дай оглянуться...»; Т.2: 1931-1967. На цоколе историй / Сост., в ступ, статья, комм. Б.Я. Фрезинского. М.: Лграф, 2004; Фрезинскии Б. Об Илье Эренбурге (Книги, люди, страны): избранные статьи и публикации. М.: НЛО, 2013.
ранее неопубликованные письма Эренбурга и неизвестные материалы к биографии. Также следует отметить вступительные статьи и подробные комментарии Фрезинского к книгам Ильи Эренбурга5. Не утратила своего значения и работа А. Рубашкина «Илья Эренбург. Путь писателя»6, в которой не только освещаются факты биографии автора, приводятся отклики критики, истолковывается реакция современников, но и разбираются некоторые романы Эренбурга начала 1920-х годов.
Диссертационная работа имеет целью целостный и всесторонний анализ творческого наследия Эренбурга начала 1920-х годов. Поставленная цель определяет следующие задачи:
1. Исследовать литературную позицию Эренбурга начала 1920-х годов, основываясь на его публицистических статьях, переписке, публичных выступлениях и мемуарах.
2. Проследить идейную и художественную эволюцию писателя, начиная от ранних стихотворных сборников второй половины 1910-х годов и заканчивая романами, написанными в начале 1920-х.
3. Рассмотреть прозу, поэзию и публицистические статьи писателя как единое целое, выявить отличительные черты каждой составляющей и единые доминанты творчества Эренбурга начала 1920-х годов.
4. Исследовать проблематику текстов писателя и их поэтику в неразрывной связи с литературным, философским и эстетическим контекстом.
5. На основами анализа сделать вывод о присутствии в творческих текстах Эренбурга преемственных связей с прозаическими, философско-публицистическими и поэтическими сочинениями других авторов. Выявить причины обращения Эренбурга к творчеству других писателей.
5 См.: Эренбург И. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, сост., подг. текста и примеч. Б.Я Фрезинского. СПб.: Академический проект, 2000; Эренбург И. Необычайные похождения Хулио Хурсштга и его учеников. Жизнь и гибель Николая Курбова. Рассказы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000; Эренбург И. Необычайные похождения: проза / Сост., подг. текста, вступ. статья и примеч. Б.Я. Фрезинского. СПб.: Кристалл, 2001; Эренбург И. Любовь Жанны 11ей. Жизнь и гибель Николая Курбова: романы. М.: Текст, 2002.
6 РубашкинА. Илья Эренбург. Путь писателя. Л.: Советский писатель, 1990.
6. Определить эволюцию взглядов писателя на главные темы эпохи: тему хризиса культуры и цивилизации, тему войны и революции, тему нового человека и становления нового мира.
7. Рассмотреть взаимосвязь сочинений Эренбурга с творчеством Достоевского и с произведениями европейских писателей (Вольтера, Гюго, Диккенса).
Предметом диссертационного исследования становятся литературные взгляды и художественные особенности творчества И. Эренбурга начала 1920-х годов. Объектом исследования выступает творческое наследие И. Эренбурга рассматриваемого периода: прозаические и поэтические произведения, публицистические статьи. Идентичность тем, идей, эстетических доминант и приемов, к которым обращается автор при создании своих произведений, обуславливает рассмотрение литературного творчества Эренбурга начала 1920-х годов в его целокупноста. При работе над диссертацией привлекается весь корпус текстов писателя, прослежено взаимодействие романного творчества с поэзией и публицистикой, выявлены идейные и эстетические доминанты, проанализированы внутренние связи. В диссертационном исследовании прежде всего разбираются тексты, написанные в начале 1920-х годов. Однако для более ясного понимания литературного наследия И. Эренбурга мы обращаемся и к ранним сочинениям: в работе дается анализ стихотворных сборников «Стихи о канунах» (1916), «Молитва о России» (1918) и публицистических статей, написанных с 1917 года. Уже в этих текстах Эренбург начал затрагивать интересующие его темы, которые зазвучали в полный голос в 1920-е годы. И пусть указанные работы 1910-х годов выходят за хронологические рамки рассматриваемого периода, без них исследование нам видится неполным.
Методологическую основу исследования составили работы известных теоретиков литературы: М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Ю.Н. Тынянова, Н.И. Харджиева. При исследовании поэтики сочинений Эренбурга за образец были взяты труды С.Г. Бочарова, М.Л. Гаспарова, Ю.И. Левина и др. Произведения И.Г. Эренбурга начала 1920-х годов затрагивали важные философские проблемы своего времени,
откликались на значимые труды современников, явились отражением основных политических и культурных событий России и Запада в начале XX века. Именно поэтому при работе над диссертацией изучение литературного, философского, а также идеологического контекста потребовало особого внимания. Из научно-исследовательских работ, посвящегагых литературе и литературному процессу 1920-х годов, для нас оказались важны труды Ю.А. Азарова, Н.В. Корниенко, О.Н. Михайлова, Д.Д. Николаева, С.Г. Семеновой, В.Н. Терехиной, А.И. Чагина, С.И. Шешукова7, а также следующие сборники: «Литература русского зарубежья: 1920-1940». Выпуск 1-4 (М.: ИМЛИ РАН, 1993, 1999, 2004, 2008), «Литературная жизнь России 1920-х годов. События. Отзывы современников. Библиография». Т. 1. Ч. 1. Москва и Петроград 1917-1920 гг.; Т. 1.4. 2. Москва и Петроград 1921— 1922 гт. (М.: ИМЛИ PAII, 2005) и др. Погрузиться в философский контекст эпохи нам помогли такие работы, как: «Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов» (М.: ИМЛИ РАН, 2003), «На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов» (М.: Политиздат, 1990). При анализе социокультурного контекста мы опирались на следующие научные сборники: «В поисках новой идеологии: Социокультурные аспекты русского литературного процесса 1920-1930-х годов» (М.: ИМЛИ РАН, 2010), «Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940». Книга 1, 2. (М.: Наследие, 1994) и др.
Теоретическая значимость диссертационной работы определяется особым положением раннего периода творчества Эрснбурга - времени наиболее яркого в творческой биографии писателя, богатого на эксперименты в области жанра и слова, ценного на рефлексию над ведущими темами эпохи. Проанализированы особенности трактовки Эренбургом темы войны и революции, становления нового
7 См.: Азаров Ю. Диалог поверх барьеров. Русское литературное зарубежье: центры, периодика, взаимосвязи (1918-1940). М.: Совпадение, 2005; Корниенко //. «Нэповская оттепель»: становление инсппута советской литературной кротики. М.: ИМЛИ РАН, 2010; Михайлов О. Литература русского зарубежья. М.: Просвещение, 1995; Михайлов О. От Мережковского до Бродского. Литература русского зарубежья. М.: Просвещение, 2001; Николаев Д. Русская проза 1920 -1930-х годов: авантюрная, фантастическая и историческая проза. М: Наука, 2006; Семенова С. Русская поэзия и проза 1920-1930-х годов. Поэтика - видение мира -философия. М.: ИМЛИ РАН, 2001; Терехина В. Экспрессионизм в русской лэтературе первой трети XX виса. М.: ИМЛИ РАН, 2009; Чагин А. Расколотая лира. Россия и зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920-1930-е годы. М.: Наследие, 1998; Шсшуков С. Неистовые ревнители. Из историк литературной борьбы 1920-х годов. М.: Московский рабочий, 1970.
мира и человека, кризиса культуры и цивилизации. Прослежена взаимосвязь его произведений с текстами представителей философской мысли и публицистическими сочинениями современников. На примере творчества Эренбурга показано, насколько литература начала 1920-х годов была тесно связана с литературным, философско-публицистическим и эстетическим контекстом, как настойчиво тяготела к стилевым новациям.
Научно-практическая значимость диссертации связана с возможностью использования ее результатов при разработке лекционных курсов по истории русской литературы первой трети XX века, а также на спецкурсах и вузовских семинарах. Работа может представлять интерес при составлении комментария к гаданиям поэзии, прозы и публицистики писателя 1910-1920-х годов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творчество И. Эренбурга начала 1920-х годов отличает единство тем, идей, эстетических доминант и приемов.
2. Тема «заката Европы» - одна из центральных тем творческого наследия Эренбурга конца 1910-х — начала 1920-х годов. Писатель, как и многие его современники, возлагал вину за культурную катастрофу на европейцев: лишив Европу жизни как физической, так и духовной, они приблизили кризис цивилизации и культуры. Но в то же время расценивал «закат» Запада не как конечную фазу жизненного цикла, а как фазу переходную.
3. По Эренбургу, Первая мировая война явилась одной из причин, обусловивших кризис цивилизации и кризис человека. Писатель не только отобразил перемены, произошедшие в сознании людей с приходом военного времени, но и запечатлел черты, отличавшие эту войну от предыдущих, - ее техничность и механистичность. В стихотворениях, статьях и прозаических сочинениях Эренбург указывал на обесценивание человеческой жизни, подчеркивал бессмысленность жертв, принесенных военному Молоху.
4. Оценки революционных событий менялись у Эренбурга с течением времени. Февральская революция в сознании автора соотносилась со скорыми переменами, с надеждами на улучшение жизни. События Октября писатель сначала воспринял негативно: они, по его мнению, стали «судным днем» для
родины - обрекли людей на страдания, ввергли страну в хаос. Однако постепенно безоговорочное неприятие сменилось заинтересованным вниманием, чаяниями иного, лучшего мира.
5. Эренбургу удалось верно подметить характер наступившей эпохи, уловить черты нового человека. Его герои демонстрируют основную формулу времени: на смену чувствованию пришло делание - делашш вещей, делание событий. Персонажи заражены главным недутом эпохи — нигилизмом: они ставят под сомнение любой авторитет, отвергают общепринятые ценности, сомневаются в существовании Бога. Герои, примерив на себя маску Творца, подчас оказываются служителями «имущего державу смерти».
6. Соединение разного, сталкивание вместе непохожего, разнообразного — основополагающий принцип жанрово-стилевой стратегии Эренбурга. Писатель сводит в одном сочинении прозаическую и поэтическую речь, работает над ритмической организацией прозаического текста или полностью исключает ритм и рифму из сочинений поэтических, организует романную прозу по законам газетных статей или киносценариев.
7. Первая половина 1920-х годов прошла для писателя под лозунгом конструктивизма - «строить тысячи полезных вещей». В статьях Эренбург отстаивал разговорный язык, призывал изучать примеры индустрии, знакомил читателей с подлинными «вещами» эпохи. В стихотворениях начала 1920-х годов воплотились основные принципы конструктивизма: разумность приемов и экономия материала. В романах и поэтических сочинениях, поддерживающих на первый взгляд идеал конструктивного искусства, чувствовалась неуверенность автора в совместимости «нового стиля» эпохи с жизнью.
8. Русский европеец И. Эренбург, живший и в России, и за границей, обладал двойственной культурной идентичностью. Его сочинения начата 1920-х годов представляют собой сложный синтез новаторства и традиции, традиции как русской, так и зарубежной литературы. В романах писателя можно обнаружить отголоски произведений Вольтера, В. Гюго, Ч. Диккенса. Взаимосвязь с сочинениями зарубежных классиков прослеживается в содержании произведений,
в сюжетных перипетиях, в образах героев, в манере повествования и стилистических приемах.
9. На страницах романов Эренбурга можно обнаружить традиционные типы героев Достоевского: «героя-мечтателя», «героя-праведника», «подпольного человека», «героя-шута». Эренбург, как и Достоевский, подвергает персонажей духовным испытаниям, производит эксперименты над человеческой природой. Размышляя о кризисе культуры и свободе, о человеке и Боге, о добре и зле, Эренбург прочитывает эти темы «по Достоевскому». В некотором смысле он сам оказывается в положении героя Достоевского: ищет и вопрошает, хочет «серьезно и вправду веровать» и не может справиться с разъедающим скепсисом.
Апробация результатов исследовательской работы проходила в форме дискуссии на заседаниях Отдела новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, на семинарах для молодых ученых «Философия и литература». Основные положения и выводы диссертации были представлены в докладах автора на научных конференциях и семинарах: «Символы и мифы в литературе и фольклоре» (ИМЛИ им. АМ. Горького РАН, 2930 марта 2012 г.), «Поэтика, история литературы, текстология в контексте культурной динамики» (ИМЛИ им. Горького РАН, 25-26 апреля 2013 г.), «Литература и культурное самосознание России в период Первой мировой войны» (ИМЛИ им. Горького РАН, 23-24 декабря 2013 г.), «Литературное и языковое пространство города» (ИМЛИ им. Горького РАН, 29 мая 2014 г.), «Утопия, антиутопия, творчество идеала в русской литературе и философской мысли XX-XXI вв.» (ИМЛИ им. Горького РАН, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова, 15 февраля 2014 г.), а также на XXXVIII Международных чтениях «Достоевский и мировая культура» (Санкт-Петербург, 11-14 ноября 2013 г.).
По своей структуре диссертационная работа состоит из Введения, трех глав, в свою очередь разбитых на параграфы, Заключения и списка использованной литературы (220 позиций). В основу анализа положен проблемно-тематический принцип, позволяющий связать воедино произведения различных жанров писателя, тем самым проследив эволюцию его взглядов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении дано обоснование актуальности и значимости темы диссертационного исследования, представлена степень разработанности проблемы, пояснены предмет и объект исследования, раскрываются его основные цели и задачи, методологические основы и научная значимость.
В Первой главе диссертации «Тема цивилизации и культуры в творчестве Ильи Эренбурга конца 1910-х - начала 1920-х гг.» прослеживается становление взглядов писателя на тему кризиса культуры и цивилизации, активно обсуждавшуюся в начале XX века. И хотя пристальное внимание сосредоточено на произведениях начала 1920-х годов, было решено обратиться и к более ранним сочинениям, выходящим за хронологические рамки, указанные в заглавии диссертационного исследования. Тема цивилизации и культуры рассматривается в главе на материале прозаического, публицистического и поэтического творчества автора. Глава состоит го двух параграфов: «Тема "заката Европы" и кризиса культуры в романах И. Эренбурга "Необычайные похождения Хулио Хурецито и его учеников" и "Трест Д.Е. История гибели Европы"» и «Тема войны в произведениях И. Эренбурга первой половины 1920-х годов». Оба параграфа открываются подробным анализом философского и литературного контекста, который оказал непосредственное влияние и на литературную позицию Эренбурга, и на поэтику его сочинений. При работе над диссертацией был исследован обширный корпус текстов представителей русской и зарубежной философской мысли: сборники «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), «Скифы» (Книга 1 и Югига 2), отдельные труды О. Шпенглера, Н. Бердяева, С. Франка, В. Иванова и М. Гершензона, Иванова-Разумника, Н. Данилевского, Ф. Степуна и других, статьи А. Блока, а также материалы и дискуссии членов таких общественных организаций, как Вольная философская ассоциащи и Вольная академия духовной культуры. Выявлены причины, побудившие писателя обратить внимание на поэтические и прозаические сочинения его современников: В. Катаева, В. Розанова, М. Волошина, Ф. Сологуба, В. Брюсова, А. Толстого, В. Маяковского и других авторов.
В первом параграфе «Тема "заката Европы" и кризиса культуры в романах И. Эренбурга "Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников" и "Трест Д.Е. История гибели Европы"» ставится вопрос о преломлении в творчестве писателя темы «заката Европы» и кризиса культуры, ставшей для начала XX века одной из ведущих. Анализ ведется на романном материале, однако и сочинениям других жанров уделено достаточное внимание.
Размышления о грядущей культурной катастрофе и перерождении Европы в бездушную цивилизацию сначала появились в поэзии. Уже в «Стихах о канунах» (1916) прозвучала тревога перед социальными и духовными сдвигами, грозящими человечеству не только историческими потрясениями, но и нравственными испытаниями. Постепенно поэтические сочинения стали наполняться чаяниями благоденственного исхода, ожиданием рождения «иного, великого века»8. Спасение мира, по замыслу Эренбурга, должно было произойти от руки «нового хозяина»9 - России. Именно Россия способна была облегчить предсмертную агонию Запада, вселить в европейцев уверенность в искуплении грехов, подарить надежду на новую жизнь. Эти мысли нашли отражение в сборниках «Молитва о России» (1918), «Раздумия» (1921), «Зарубежные раздумия» (1922), «Опустошающая любовь» (1922).
В романах «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников» (1922) и «Трест Д.Е. История гибели Европы» (1923) Эренбург попытался дать свои ответы на вопросы - что станет с культурой и человечеством, возможно ли как-то избежать «гниения Запада». Герой «Необычайных похождений» Хулио Хуренито — анархист и философ - старается постичь механизм мирового устройства, проверить мир на прочность, испытать его каноны, проэкзаменовать людей. Хуренито хочет «уничтожить дом» - разрушить старые основы, не позволяющие людям открыться новому, изменяя сложившимся стереотипам. Мир переполнен предметами и достижениями технической цивилизации, этой
8 Эренбург И. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, сост., подг. текста и примеч. Б.Я. Фрсзинского. СПб.: Академический проект, 2000. С. 408.
' Там же. С. 407.
«мерзостью избытка, отчаяньем изобилия»10, именно поэтому оздоровления Европы можно добиться только войной. Романом «Трест Д.Е. История гибели Европы» Эренбург словно выносит приговор тому вектору развития западного мира, который критиковал Xypemrro. Сюжет произведен™ довольно прост: глав1гый герой Енс Боот решает уничтожить Европу, и в результате его действий цветущий мир обращается в безлюдную пустыню. Впрочем, по мнению самого Эренбурга, Европу настигла кара не в лице Енса Боота, он лишь слегка подтолкнул уже приведенный в действие механизм. Европа, «дряхлая и блудливая», уничтожила себя сама: европейские страны, погрязшие в войнах и убийствах, в дележе власти и господства, лишили жизни эту часть света. Лишь одно качество, отличавшее Европу, могло вполне оправдать ее спасение — это возможность любить. Европейцы, с вымаратшым нравственным чувством, все же были способны па романтические поступки и могли любить. Возможность любить - оказывается для автора самой высшей ценностью, именно эта особенность и не дает «дряхлеющей» Европе погибнуть.
Теме «заката Европы» Эренбург посвящал и публичные лекции. «Спец по разложению Европы»11, как и многие его современники, возлагал вину за культурную катастрофу на европейцев: лишив Европу жизни как физической, так и духовной, именно они подтолкнули кризис цивилизации и культуры. В то же время писатель расценивал «закат» Запада не как конечную фазу жизненного цикла, а как фазу переходную.
Во втором параграфе («Тема войны в произведениях И. Эренбурга первой половины 1920-х годов») показано, что именно война, по мнению писателя, стала одной из причин, обусловивших «закат Европы». Война представила «человечество нагишом», обнаружила его «роковые язвы»12. Эренбургу удалось передать пугающий лик наступившего века в военной корреспонденции, рассказать о человеческих трагедиях в стихотворных сочинениях, запечатлеть гримасу грандиозной воешгой машины в романах. Стихотворения сборника
10 Эренбург И. Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников. М; Пг.: Государственное юдательото, 1923. С. 105.
11 Берят Ю. Гражданин зритель//Жщпь искусства. 1926. Хг37. С. 1&.
12 Эренбург II. Нагишом // Эренбург И. На тонущем корабле: статьи и фельетоны 1917-1919 гг. / Сост. А.
РутЗаткип. СПб.: Петербургский писатель, 2000. С. 145.
«Стихи о канунах», куда вошли сочинения 1914-1915 гг., охвачены тихим отчаянием, ожиданием приближающейся трагедии. Их отличает отнюдь не восхваление героизма французских или русских солдат, не осуждение жестокости немецких, а безмерная горечь от бессмысленно загубленных жизней, от напрасных жертв, принесенных военному Молоху. «Стихи о канунах» напоминают стихи-причитания по ненужным жертвам, ничего не понимающим «Ванечкам и Петенькам», которые вынуждены уходить воевать.
В публицистических статьях Эренбургу удалось подметить характерную особенность Первой мировой войны, отличавшую ее от войн прошлого, - ее техничность и механистичность. Человеческие подвиги перестали что-либо значить, теперь дело было за новыми орудиями массового истребления: танками, артиллерией, химическим оружием. Военные действия были просчитаны и налажены, люди — пересчитаны. Жизнь становилась похожа на слаженное производство - производство не только устройств и конструкций, но даже людей, у которых «под левым карманом жилета бьется что-то»13. Однако главные «боевые действия», по словам писателя, разворачивались в то время в душе каждого отдельного человека. В годы войны обнажился «весь хаос человеческих чувств и помыслов»14, смешались понятия добра и зла.
Эренбург обращался к теме войны и на страницах прозаических сочинений. Как отмечал писатель, война, где «человеку надо считать не года, а часы»15, сделала его жестоким и злым. Она стерла не только настоящие ценности, подменив значения тех или иных вещей, но и повесила ярлыки - «свой-чужой», «жизнь-смерть» - закрыв человеческие характеристики, обезличив, усреднив людей. По автору, война явилась не только источником страданий для одних, но и источником наживы для других. Эренбург зачастую изображал войну и ее восприятие современниками сквозь призму гротеска, но это отнюдь не вызывало улыбку - выбранный прием как нельзя лучше показал, насколько война, кровопролитие и братоубийство абсурдны. Вместе с тем писатель видел в войне и
" Эренбург И. Лик войны. 2-е изд. Берлин: Геликон, 1923. С. 15. Там же. С. 8.
1S Эренбург И. Тринадцать трубок. М.: Новые вехи, 1924. С. 66-67.
некое перерождающее начало: война развернула «гигантскую мастерскую, где строится новый мир»16.
Война не просто оставила неизгладимый след в творчестве Ильи Эренбурга, она определила взгляды писателя, сформировала его личность. Постепенно, год за годом, абстрактное неприятие войны наполнялось для писателя вполне осязаемым личностным смыслом, и в каждом сочинении все сильнее чувствовалось, что Эренбург не терпит войну, презирает чудовищную мировую бойню.
Вторая глава диссертации — «Строительство нового мира и нового человека в творчестве Ильи Эренбурга начала 1920-х гг.» - начинается с рассмотрения философского и литературного контекста темы. Материалом для исследования послужили сборники «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), «Скифы» (Книга 1 и Книга 2), «Смена вех» (1921), «Исход к Востоку» (1921), а также отдельные работы П. Бердяева, Иванова-Разумника, В. Иванова и М. Гершензона, С. Франка, П. Струве, Ф. Степуна, С. Аскольдова, Н. Устрялова, П. Сувчинского и др. Литературный контекст темы революции и строительства нового мира и человека представлен сочинениями А. Белого, А. Блока, М. Волошина, С. Есенина, В. Маяковского, К. Бальмонта, пролетарских поэтов (М. Герасимова, В. Кириллова), И. Бунина, И. Бабеля, Е. Замятина, В. Шкловского и других авторов.
В первом параграфе («Тема революции в произведениях И. Эренбурга 1917 - первой половины 1920-х годов») показано, как менялось восприятие революционных событий у Эренбурга с течением времени. Известие о Февральской революции писатель воспринял восторженно, именно благодаря ей, по его мнению, должны были наступить скорые перемены в обществе, улучшение жизни. Однако уже события Октября заставили Эренбурга пересмотреть свои оценки — со страниц стихотворных сборников все отчетливей звучала тревога за судьбу России. Стихотворения сборника «Молитва о России» изобиловали устрашающими картинами происходящего и не менее пугающими прогнозами о скором будущем. Россия представала в образе женщины, сбившейся с истинного пути, поруганной или больной, умирающей. Революция рассматривалась поэтом
15 Эренбург И. Необычайные похождения Хулио Хуренито к его учеников. С. 167.
как нечто чуждое для его родины, на страницах сборника она обретала черты явления антирелигиозного, противоречащего христианским догмам, вытравливающего человеческую духовность. Вместе с революцией, подчеркивал Эренбург, для страны наступили «адовы года»17. Однако постепенно безоговорочное неприятие Октябрьской революции сменилось заинтересованностью и неравнодушием. Стихотворения, вошедшие в сборник «Раздумия» оказались лишены былой эренбурговской категоричности в оценках действительности. В них поэт стремился убедить (и прежде всего самого себя), что свершившийся переворот — не устрашающий хаос, а рождение нового мира, призывал не называть «бунтом» «годы высокой работы»18. Стихотворения сборника - попытка осмыслить «уставы революции» и принять «рая нового бетон»19.
В публицистических статьях также ощутима эволюция взглядов Эренбурга на тему революции. Статьи, написанные до возвращения на родину летом 1917 года, окрашены в восторженные тона, полны ожиданий положительных перемен. В них писатель называет революционные события «первой зарей», указывая на то, что теперь в руках России «не только ключ в пустую комнату Свободы, не только скучные весы Равенства, но воистину крест Братства и Любви»20. Постепенно надежды на мирные преобразования, на гармоничное будущее покидают Эренбурга. Революционный водоворот, втянувший Россию в гражданскую войну, фантастический атеизм, в мятежи и неудовлетворенность, сравнивается в статьях с катастрофой, несчастием: «Я знаю, что в России, в Европе, на Земле развернулся занавес времен. Великая трагедия!»21
В прозаических сочинениях писателя переживания за будущее родины зазвучали с удвоенной силой. Герои «Необычайных похождений» пытаются осмыслить последствия, которые принесла с собой революция. Они выносят ей обвинительный приговор - разность намеченных целей и полученных результатов
17 Эренбург И. Стихотворения и поэмы. С. 301.
" Там же. С. 409.
"Тамже. С. 411.
Эренбург И. Париж - Петроград. № Франции // Эренбург И. На тонущем корабле: статьи и фельетоны 1917-1919 гг. С. 8.
21 Эренбург И. Искусство и современность. Космическая буря // Там же. С. 109.
говорила сама за себя. Вину за невоплощенные мечты, за крушение надежд, связываемых с революцией. Учитель возлагает не на политического лидера, взявшегося за этот эксперимент, а на народ, не сумевший стать благодатным материалом для его осуществления. В параграфе расширено и дополнено сравнение романа «Необычайные похождения» с романом Замятина «Мы»22, отмечена математическая эстетика, присутствующая во многих романах (людям-нумерам у Замятина, «круглым, гладким шарам голов», вторят «шары и треугольники» у Эренбурга), спрямленность и расчисленность жизни (образ проспекта, по которому жители Единого Государства маршируют, чеканя шаг, у Замятина; Хуренито, желающий «стать как проспект», у Эренбурга). Герои обоих сочинений - винтики, нумера, цифры, представляющие собой продукт рационализированного государства. Эренбург, как и Замятин, показывает, что жизнь граждан подобных государств базируется на рациональных основаниях, где «любовь - колонка цифр», а чтобы достигнуть среднего арифметического обезличенного счастья, людские сердца необходимо «выровнять в колонну цифр». Эренбург не дает своим персонажам числовые имена или безличные индексы, но емкими деталями указывает на основополагающие характеристики героев. Его люди, «сделаны из палочек и цифр», а идеалом для них служат не «холерные запятые, величиною в дом», а «стройные кубы, пирамиды и трапеции».
В романе «Жизнь и гибель Николая Курбова» (1923) автор дал выразительный портрет коммуниста, героя революции, которому нравилось ощущать себя частью большой системы, нравилось осознавать, что он - «один из тысячи», «в стене простой кирпич»23. Николай Курбов противится настоящей любви, боится, что это чувство вытеснит неистовую приверженность долгу. Однако влюбившись, он понимает, что трудился все это время ради ложных идеалов, на благо сомнительных целей, и презирает себя за то, что «предал земным калечным цифрам утаенный свет, делая любую диаграмму небосводом»24. Роман наглядно показывает, чем может обернуться ошибочность политических
22 См.: Воробьева А. Роман И. Эренбурга «Хулио Хуренито» в контексте антиугопических сюжетов 20-х годов XX века // Вестник Самарского государственного университета. 2006. № 10/2 (50). С. 5-15.
" Эренбург И. Жизнь и гибель Николая Курбова. М: Новая Москва, 1923. С. 38
24 Там же. С. 202.
теорий, рисующих «цыплячий рай», но обрекающих при этом на «вымирание за миф», в нем подчеркнута никчемность человеческой жизни, исковеркашгой фальшивыми идеалами и абсурдными идеями. Эренбург «отдал дань романтике революционных лет»25 и в романс «Любовь Жанны Ней» (1924). В исследовании дается подробное сопоставление героя «Любви Жанны Ней» Андрея Лобова и персонажа другого романа - Николая Курбова.
В сборниках «Неправдоподобные истории» (1922) и «Шесть повестей о легких концах» (1922) писатель поднимает вопрос о противостоянии двух противоположных полюсов жизни - старого, связанного с православной Русью и ее церковью, и нового, на котором уже началась стройка нового фундамента для новой страны. Подчеркивается, что революция разделила некогда сплоченную страну надвое, заставив одних держаться за прежние идеалы и чтить традиции, а других устремляться в лучшее будущее. Эренбург оказался одним из первых писателей, рассказавших со страниц своих сочинений о судьбе русской эмиграции. Автору удалось передать растерянность и тревогу вынужденных беженцев, которые, как только началась революционная «буря», «полетели» и «запрудили пять частей света»26. Писатель обращает внимание на опасность, с которой столкнулись убежавшие из родной страны: его герои напуганы, они сбились с пути, заплутали, причем заплутали не только в чужой земле, но и на просторах собственных душ.
Второй параграф главы носит название «Поиски героя времени в творчестве И. Эренбурга начала 1920-х годов». В нем показано, насколько верно Эренбургу удалось передать в романах характер наступившего века, уловить черты нового человека. В начале параграфа разбираются работы отечественных мыслителей, обращавшихся в своих трудах к этой же теме и повлиявших на сочинения Эренбурга. Представители отечественной мысли отмечали, что XX век привнес перемены не только в общественную, политическую и культурную жизнь, но и в самого человека. Сумел почувствовать новый век и Илья Эренбург. Как верно заметил Д. Рубинштейн, писателю не только удалось ощутить то
и Эренбург И. Собр. ссч.: в 9 т. Т. 8: Люди, годы, жизнь. М.: Гослитиздат, 1966. С. 446.
1о Эренбург И. Неправдоподобные история. Берлин: Изд-во С. Эфрон, 1922. С. 70.
направление, каким этот век пойдет, но и предугадать, «кто будут его главные герои»27. Свои размышления о тенденциях нового века Эренбург вложил в уста Хулио Хуренито: «Должны умереть свобода и индивидуальность, лицо и образ, во имя механизации всей жизни»23. Человек нового века научился «уважать вещь»29, чтить ее как никогда ранее, но при этом лишился былого ощущения гармонии с миром. Герои Эренбурга наглядно демонстрируют главную формулу времени: на смену чувствованию пришло делание - делание вещей, делание событий. Персонажи писателя действуют, словно заведенные машины, они тверды в своих взглядах, решительны в намерениях, строги в принципах. Революционер Николай Курбов, не человек — «пункт программы»30, лелеег планы обратить и других в себе подобных, заразить «наваждением материи»31, превратить в числа, подчинить государственной машине. И Андрей Лобов, «коммунист, похожий на человека-машину из американских утопий»32, демонстрирует тип человека, которому нужно непрерывно быть в движении, работать - долго, упорно, на износ, словно имея заведенный механизм: «организовывать боевые сотни, писать прокламации, бороться, стрелять, гибнуть»33. Лобов наглядно демонстрирует те изменения, которые произошли в человеке нового времега!: он отрекся от свободы духа, свободы взглядов во имя скорости и ритма. В романе писатель обращает внимание на то, что с приходом новой эпохи возросла роль машинности и механистичности в человеческой жизни. Все в мире ускоряется, становится более подвижным. А то, что замерло в безопасной неподвижности, будет сметено стремительным порывом новых вещей, новых людей.
Нигилизм и безверие, названные еще Ф. Тютчевым, И. Аксаковым, Ф. Достоевским главным недугом русского XIX века, характерны и для духовного склада героев И. Эренбурга. Каждый из шк ставит под сомнение внешний авторитет, отвергает общепринятые ценности и взгляды, сомневается в
27 Рубинштейн Д. Верность сердцу и верность судьбе: Жизнь и время Ильи Эренбурга. С. 90.
28 Эренбург И. Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников. С. 77.
29 Там же. С. 167.
30 Оренбург И. Жизнь и гибель Николая Курбова. С. 8.
31 Бердяев И. Кризис искусства. (Репринтное издание). М.: СП Интерпринт, 1990. С. 10.
32 Эренбург И. Поли. собр. соч.: в 8 т. Т. 3: Любовь Жанны Ней. Роман М.; Л.: Земля и фабрика, 1928. С. 118.
33 Там же. С. 63.
существовании Бога. Служа человечеству или классу, герои Эренбурга становятся пленниками идеи, рабами политики, выхолащивают себя. Это люди, борющиеся за свободу в стране и ири этом решительно подавившие свободу внутреннюю. Характерно, что они уже не могут довольствоваться положением обычного человека, сами того не замечая, определяют себя на место Бога, считают возможным не просто управлять жизнями людей, но решать - кому суждено жить, а кто должен умереть. По их собственному убеждению, они руководствуются благими намерениями, по, примеривая на себя маску Творца, подчас оказываются служителями «имущего державу смерти» (столь страшными для других оказываются их замыслы). Впрочем, иногда Эренбург заставляет усомниться своих героев в непреложности их планов по переделке общества и человека, проводя их через опыт любви. В прозаических сочинениях писателю удалось передать характерную особенность наступившего века: он мгновенно и просто мог превратить самых обыкновенных людей в героев. Персонажи Эренбурга оказываются подлинными героями своего времени: они устремлены в будущее, внимательно ждут перемен и надеются на появление нового общества.
В Третьей главе диссертации («Художественно-эстетические искания Ильи Эренбурга начала 1920-х гг.») раскрываются причины творческих поисков автора и их основные направления. Начало 1920-х годов стало временем, когда писатель откликался на разнообразные темы, активно экспериментировал с художественным словом. С каждой новой книгой Эренбург, балансировавший «на стыке двух культур»34, доказывал свое право на сочинения, оригинальные по содержанию и форме.
В первом параграфе «Жанрово-стилевая стратегия И. Эренбурга конца 1910-х - начала 1920-х годов» анализируется работа писателя в области жанра, его поиски новых возможностей художественной выразительности. Соединение разного, сталкивание вместе непохожего, разнообразного - основополагающий принцип жанрово-стилевой стратегии Эренбурга. Писатель может сводить в одном сочинении прозаическую и поэтическую речь, работать над ритмической организацией прозаического текста или полностью исключать ритм и рифму из
34 Нзвеспи. 1923, 1 октября. № 222. С. 4.
сочинений поэтических, организовывать романную прозу по законам газетных статей или киносценариев. Так, сочинения сборника «Молитва о России» оказываются лишены четкого ритма, напоминая, скорее, текст прозаический. Выбор ритма в них обусловлен не прихотыо автора, а его настроением, чувствованием времени. Лирический герой стихотворений, появившихся как отклик на революционные события в России, потрясен случившимся, взволнован происходящим и обеспокоен будущим. Достоверное отображение событий оказывается первичным, поэтому Эренбургу зачастую приходится жертвовать благозвучием и стройностью стиха - отсюда возникают частые ритмические сбои и внеметричсские ударения. Поэт в своих стихотворных сочинениях прибегает к прозаическому способу моделирования художественной действительности — акцент с формы и художественного образа смещается в сторону сюжета.
Работа со стихом дала писателю возможность взглянуть на прозаический текст как на свободную, непринужденную поэзию, со всем многообразием интонаций и метафор. Наиболее близко к стиху Эренбург подходит в романе «Жизнь и гибель Николая Курбова». Особенности языка романа явились формой для воплощения авторской идеи: ритм, которым обладает текст, словно вторит желанию писателя - показать активность главного героя и акцентировать динамику жизни своего времени. В произведении чувствуется сознательная ориентация автора на прозу А. Белого. В исследовании анализируется влияние «Котика Летаева» на «Жизнь и гибель Николая Курбова»: схожесть звуковых элементов сочинений дает нам возможность говорить о намеренном копировании приема. Однако, в отличие от Белого, у Эренбурга ритмизован не весь роман, но большая его часть. Притом значительная часть ритмизации приходится на первую половину сочинения. В этом можно усмотреть определенную задумку писателя: во-первых, исчезающий, затухающий ритм усиливает ощущение приближающейся гибели главного героя, словно делит произведение на две части: когда рассказывается о «жизни» Курбова, ритм есть, когда же речь начинает идти о «гибели», ритм, подобно ударам сердца, звучит все глуше и сбивчивей. Во-вторых, ритмическая организация вторит и главной идее романа: Эренбург стремился показать, как изменилась человеческая жизнь в большевистской России, какой
единый темп правящая верхушка задала всей стране, и что бывает с теми людьми, кто начинает из этого единого ритма выбиваться. Ритмическая организация будто подыгрывает ощущениям главного героя: в начале- романа перед нами предстает убежденный марксист, ярый чекист, у которого «движенья все верны, вески, слова рассчитаны»35, но как только герой начинает сомневаться в правильности правил, диктуемых системой, и целесообразности их выполнения, выбивается из единого звучания, рассказ о нем также лишается мелодики.
В романе «Необычайные похождения» писатель активно использует поэтику кинематографа. Словно в киноленте действие романа стремительно переносится с одного материка па другой (из Европы - в Африку). Герои меняют место своей дислокации столь же быстро, как происходит смена кадров. При этом отдельные сцены напоминают киносценарий, походят на заготовку для кинокартины: фразы краткие - дается только самое важное, основные штрихи. Писатель не предоставляет своей аудитории целостное, законченное сочинение, он лишь создает меняющуюся картину, которую отличает «мелькание образов и нарочитый лаконизм»36. Для своего романа Эренбург заимствует у киноискусства и прием «субъективной камеры»: повествование ведется от первого лица - мы видим события, которые происходили с Учителем и его учениками, глазами поэта Эренбурга, слышим их диалоги и монологи его ушами. Герой-рассказчик, описывая «дни и думы» Хулио Хуренито и его друзей, зачастую приправляет повествование язвительными замечаниями, едкими суждениями. Именно поэтом}' книга жизни Учителя оказалась насквозь пропитана скепсисом и иронией. Использование «субъективной камеры» помогло писателю точно отобразить дух переменчивого времени.
Определенную целостность творческому наследию Эренбурга рассматриваемого периода придают эстетические доминанты. Мотив скуки/уныния проходит красной нитью сквозь лирические сборники. Среди причин, превративших людей в безынициативную массу, породивших безучастность ко всему происходящему, автор выделяет Первую мировую войну и
" Эренбург И. Жизнь и гибель Николая Курбова. С. 9.
36 Эренбург И. Материализация фантастики. М.; Л.: Кинопечать, 1927. С. 25.
обострившийся кризис культуры. Мотив скуки появляется и на страницах романов Ильи Эренбурга. В «Необычайных похождениях Хулио Хуренито» скука словно преследует главного героя - чем бы ни занимался Учитель, рано или поздно скука настигает его, и именно это становится главным толчком к кардинальной смене деятельности. Скуку считает самым страшным грехом и Николай Курбов. Он, человек идеи, искренне не понимает, как можно «в мире, где числа, где башни» испытывать «крысиную скуку»37. Скука для Николая Курбова становится синонимом смерти, безжалостным орудием, которое убивает. Мотив тишины и/или молчания, пожалуй, можно назвать самым повторяющимся мотивом в поэзии Эренбурга. В лирических произведениях мотив тишины/молчания неразрывно связан с темой войны и темой смерти, он становится обязательным музыкальным сопровождением, когда рассказывается о человеческих трагедиях. Тишина, сопровождающая рассуждения лирического героя о человеческой жестокости и чудовищных временах, напоминает затишье перед грозой — пройдет секунда, и разразится неуемная буря. Молчание и тишина становятся у Эренбурга синонимом переживания, причем в его наивысшей, кризисной точке. Мотив молчания/тишины возникает тогда, когда выразить чувствуемое невозможно и говорить о случившемся - нет сил.
Второй параграф («Илья Эренбург и конструктивизм») раскрывает влияние идей конструктивизма на творчество писателя. Первой трибуной, с которой Эренбург заявил о своих новых литературно-эстетических установках, стал журнал Александра Ященко «Русская книга». На страницах журнала писатель выступал «не во имя свободы, а против свободы, за организацию, за разум, за справедливость, за ясность»38. Тему искусства Эренбург затрагивал и на страницах собственной книги «А все-таки она вертится» (1921). Эта книга стала книгой-гимном конструктивизму, книгой отрицания и порицания человека, книгой, провозгласившей царство «машины» и «вещи». Глава за главой Эренбург проводил читателей по «разным корпусам великой фабрики, где вырабатываются
37 Эренбург И. Жизнь п гибель Николая Курбова. С. 22.
38 Эренбург И. Авсе-такиона вертится. М.; Б.: Геликоп, 1922. С. 131.
ныне ценности завтрашнего дня»39. Автор утверждал, что «старое искусство (молитвенное, успокаивающее, украшающее, уводящее от жизни) кончилось» и теперь наступило «новое искусство - организующее жизнь»40. Весной 1922 года Эренбург вместе с Эль Лисицким приступил к изданию в Берлине журнала «Вещь». Международный журнал искусств преследовал двоякую цель: осведомлять русских художников и писателей о последних достижениях европейских мастеров и давать информационный материал для Запада о состоянии русского искусства. «Вещь», так же как и «А все-таки она вертится», отстаивала разговорный и газетный язык, призывала изучать примеры индустрии и изобретения и пела хвалебные оды новому коллективному международному стилю. Журнал знакомил читателей с памятниками, с образцами скульптуры и живописи, с подлинными «вещами» эпохи.
Тему искусства Илья Эренбург продолжил и на страницах романа «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников». На первый взгляд может показаться, что у главного героя Хулио Хуренито есть некий идеал - это «вещь», «машина», механизация жизни и примитивизация человека. Однако в речах Учителя этот идеал обнаруживает свою несостоятельность, несовместимость с жизнью. Хуренито выносит смертный приговор эренбурговской «Вещи», не просто осуждая увлечение Эренбурга «машиной», но и обнажая все изъяны подобной любви. Хуренито умирает «за сапоги», погибая под игом вещей. И, как отмечала критика, именно в подобном финале и заключалось «проклятие механизации, автоматизму и нумерации»41. Роман «Жизнь и гибель Николая Курбова» также предупреждал о пугающей силе вещей, о нарастающей в новом веке мощи чисел, о бесчеловечном обществе и появлении очеловеченных устройств. Описывая людей нового времени, постепенно превращающихся из безропотных «цыпленков» в стальные механизмы, лишенные духа и живой жизни, писатель обращает внимание на такие характерные черты, как жажда наживы и стремление к примитивному комфорту. Соблазн вещей,
39 Эренбург К А все-таки она вертится. С. 43.
40 Там же. С. 42-43.
Ппаун Я. Мефистофель или цыпленок? Творчество Ильи Эренбурга // Сибирские огни. 1923. №3. С.
наваждение материи подчинили их жизни. Эренбург неоднократно указывает на эту особенность, используя прямое сравнение: люди в романе сопоставляются с геометрическими фигурами - треугольниками, трапециями и ромбами. Можно сказать, что образ чекиста-Курбова, фигурирующий в начале романа, списан с рассуждений автора о представителях нового общества, заключенных на страницах книги «А все-таки она вертится». Курбова также отличает «стремление к организации, к ясности, к единому синтез)'»42. Героя с уверенностью можно назвать образцовым представителем своего времени, его поступки подчинены главным правилам: «Общее против индивидуального. Закон против прихоти»43. Однако постепенно, познавая настоящие человеческие отношения, шобовь, Курбов меняется. Ero yace нельзя причислить к героям книги-гимна конструктивизму, его перестает увлекать строительство нового общества, а жизнь лишается былой простоты и стройности. Взглянув на свою жизнь не под углом ложных идеалов, а напрямую — сквозь призму человеческих чувств, Курбов ощущает нелепость своего времени, его устрашающую механистичность, бесполезный техницизм.
В поэтических сочинениях начала 1920-х годов Эренбург старался придерживаться законов конструктивизма: быть разборчивым в выборе художественно-выразительных средств, точным в синтаксисе. Стихотворения, вошедшие в сборник «Раздумия», оказались лишены былой туманности, витиеватых определений, изменился и синтаксис - пропали многоточия, исчезли вопросительные знаки. Поэт стал более уверен в своих суждениях, он уже не вопрошал, а утверждал. В стихотворениях 1921-1922 годов воплотились основные принципы конструктивизма: разумность приемов и экономия материала. Вместе с четкостью формы и простотой языка сочинения, написанные в период увлечения конструктивизмом, обрели лаконизм мысли. Однако стихотворения, rio форме ставшие олицетворением торжества конструктивного метода, по содержанию таковыми не являются: здесь, как и в романах писателя, чувствуется внутренняя неуверенность автора в целесообразности новых методов в искусстве.
1,2 Эренбург И. А все-таки она всртигся. С. 49.
43 Там же.
В третьем параграфе «Творчество И. Эренбурга начала 1920-х годов и зарубежная литература (Вольтер, Гюго, Диккенс)» анализируется взаимосвязь сочинений Эренбурга с произведениями классиков французской и английской литератур. Связь прослеживается в содержании произведений, в сюжетных перипетиях, в образах героев, в манере повествования и стилистических приемах. О влиянии повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» на роман «Необычайные похождения Хулио Хуренито» Эренбург говорил открыто44. Оба сочинения явились откликом на реальные события, тема войны стала для них одной из центральных. Писатели сходились во мнении, что войну изжить не так-то просто, она постепенно и осторожно заражает человечество, вторгаясь в общественную жизнь отдельных государств, в личную жизнь отдельных семейств. Роднит сочинения и обращение к философским вопросам: герои обоих произведений пытаются отыскать смысл человеческого существования, понять, как устроена жизнь и почему наступает смерть. В самом начале романа видение мира, понимание смысла человеческой жизни у Хулио Хуренито чем-то напоминает взгляды героя вольтеровской повести - лучшего философа Турции. Учитель сначала тоже говорит о тщетности излишнего умствования, однако постепенно на смену коротким фразам в духе восточной философии приходят длинные монологи и обстоятельные, витиеватые рассуждения. С каждой новой страницей романа Хуренито отдаляется от молчаливого познания действительности. Основное правило восточной мудрости - молчать — расценивается Учителем как бездеятельность, примирение с несовершенством мира. Для него оказывается значимым не только задаваться вопросами, но и делиться своими умозаключениями с окружающими.
Роман «Любовь Жанны Ней» написан с явной ориентацией на «Последний день приговорешюго к смерти» Виктора Гюго. О сочинении Эренбурга можно сказать словами Гюго: «Книга эта обращена ко всем, кто судит»45. История, рассказанная Гюго, перекликается со сценами из «Жанны», описывающими
44 Вещь: международное обозрение современного искусства / Под ред. Э. Лисицкого и И. Эренбурга. Берлин: Скифы. 1922, май. № 3. С. 9.
45 Гюго В. Собр. соч.: в 15 т. Т. 1: Бюг Жаргаль. Последний день приговоренного к смерти. Клод Ге. Стихотворения. М: Государственное изд-во художестешгай литературы, 1953. С. 198.
пребывание Андрея в тюрьме. В сценах о тюремном заключении Андрея Эренбург вслед за французским писателем затрагивает экзистенциальные вопросы: имеет ли смысл человеческая жизнь и почему должна наступить смерть, как справиться со страхом и преодолеть одиночество, что важнее — свобода внутренняя или социальная. Оба героя смогли честно ответить на эти вопросы самим себе только тогда, когда оказались в пограничной ситуации - перед лицом приближающейся смерти. Поведение персонажей в дни перед казнью схоже: оба вспоминают свою прошлую жизнь, близких людей, надеются, что смерти можно избежать, сожалеют, что не ценили раньше свободу.
В романе «Любовь Жанны Ней» чувствуется диккенсовское стремление приукрасить человеческую добродетель, показать безупречных положительных героев на фоне вырождающегося общества. Эренбург следом за Диккенсом строит свое произведение на контрастах: милосердие вытесняет равнодушие, жалость приходит на смену злобе, радость затмевает ненависть. «Любовь Жанны Ней» становится олицетворением главной идеи, выраженной на страницах сочинений Диккенса, - подлинную цегаюсть в жизни имеют лишь человеческие отношения. Поэтому Эренбург заставляет своих героев проявлять участие к судьбам окружающих, быть небезразличными к бедам других. Оба писателя обрекают своих персонажей на нравственные и физические страдания, на душевную боль. Пережитые героями муки делают их чувствительными к чужим бедам, учат ценить скоротечные моменты счастья. Роднит писателей и внимание к портрету. Эренбург, как и Диккенс, выбирает одну-две яркие детали портрета и заостряет на них внимание на протяжении всего произведения. Они, оброненные автором как бы между прочим, сообщают о героях куда больше, чем их длинные монологи.
Вопрос о влиянии отечественной традиции на творчество Эренбурга рассматривается в четвертом параграфе главы («Идеи и образы Ф.М. Достоевского в романах ИГ. Эренбурга начала 1920-х годов»). Практически все прозаические сочинения Эренбурга начала 1920-х годов, как замечали критики, «отзывались Достоевским»46. Для Эренбурга, как и для Достоевского, человек - высшая ценность, нет ничего величественнее человека, каждый
" Ван-Везен Ю. 200 ООО метров Ильи Эренбурга // Жизнь искусства. 1924. №4. С. 13.
уникален и неповторим. При этом Эренбург, следуя за Достоевским, обращает внимание не только на светлую сторону души, диалектику добра в человеке, но и на человеческую греховность, порочность. Душа у героев Оренбурга двоится - они то желают спасти человечество от гибели, закрывая глаза на многочисленные жертвы, то решают вырвать болезнь с корнем, истребить миллионы ради жизни нескольких человек. Изменения человеческой природы, усложнения человеческой души, которые предчувствовал Достоевский, в полном объеме раскрылись с приходом нового века. Писатель понял, что «в опасности само понятие человека»47. Его персонажи (и Хулио Хуренито, и Енс Боот) решительно устремились за Иваном Карамазовым, Раскольниковым и другими героями Достоевского, вступили на едва протоптанную дорогу человекобога.
Героев Эренбурга, как и персонажей Достоевского, можно назвать «людьми идеи». Попав под обаяние своих идей, они не преследуют больше никаких иных целей: их не интересует обогащение, им не нужны деньга. Точно так же бескорыстны и герои Достоевского (вспомним, например, Раскольникова). Однако утверждать, что герои, нацеленные на разрешение своей идеи, бескорыстны во всех смыслах - не стоит. Безусловно, они не ищут тривиальной материальной выгоды, выгода в их поступках и действиях иная. Осуществление их задумок, распутывание клубка идей и есть обретаемая во всех испытаниях выгода. Ради получения этой выгоды они решаются даже на преступления и платят порой слитком высокую цену. При этом герои Достоевского сложнее и многограннее персонажей Эренбурга. Обязательное и неизбежное наказание за преступление у Достоевского становится необязательным для Эренбурга. Рефлексия героев Эренбурга не столь глубока: порой они не чувствуют своей ответственности за содеянное зло, не осознают, что пошли против своей совести, а значит, и преступления не накладывают отпечаток на свободу их духа.
На страницах сочинений Ильи Эренбурга можно обнаружить традиционные типы героев Достоевского: «героя-мечтателя», «героя-праведника», «подпольного человека», «героя-шута». Никифора Халыбьева, персонажа романа «Любовь Жанны Ней», можно с уверенностью назвать героем «подполья». Одной из
47 Эренбург К Собр. соч.: в 9 т. Т. 8: Люди, годы, жизнь. С. 550.
отличительных черт таких персонажей является желание во что бы то ни стало возвыситься над окружающими, почувствовать свою избранность. Как и главный герой «Записок из подполья», Халыбьев избирает для этого самый легкий путь: не выделиться на фоне остальных благими поступками, а подняться, унизив окружающих. При этом герой Эренбурга пытается прикрыть свои преступления высокопарными фразами о «глубочайшей русской душе». Заражен «подпольностью» с детства и главный герой романа «Жизнь и гибель Николая Курбова». «Подпольность» героя - это не только неприятие христианства, нежелание прощать чужие ошибки, жестокость. Его подпольность — это еще и «любовь к числу и дикий подвиг»48, страсть, которая привела его «в презренную чеку». Он был безжалостно-«подполен», всегда строго следовал предписаниям, рьяно «выравнивал сердца в колонны цифр»49. Однако влюбившись, он понимает, что «прежде жизни не замечал»50 и постепенно скидывает с себя оковы «подпольности». Своей судьбой Курбов доказывает, «что он человек, а не штифтик»51.
Все персонажи Эренбурга испытывают потребность в свободе. Проблема выбора между свободой и принуждением ставится и в поэме Ивана Карамазова «Великий Инквизитор». У Эренбурга в романе «Необычайные похождения» есть глава с похожим названием - «Великий инквизитор вне легенды», в которой тоже поднимаются вопросы счастья и свободы, добра и зла. На них пытается дать ответ вождь революции, проецируя проблему выбора на реалии советской России. Вождь коммунизма имеет общие черты с Великим Инквизитором. Однако последний видит счастье исключительно в служении революции, которая, по его словам, способна превратить страну в настоящий «рай», пусть и через насилие. «Капитан» хорошо усвоил урок Великого Инквизитора: он понимает, что сосредоточиться на строительстве «земного рая» может только тот, кто не верит в свое божественное происхождение и предназначение. Именно поэтому вождь коммунизма отнимает у людей веру в Бога и сам пытается организовать земное
4Й Оренбург И. Жизнь и гибель Николая Курбова. С. 76.
45 Там же. С. 74.
50 Там же. С. 170.
" Достоевский Ф. Поли. собр. соч.: в 30 т. Т. V. Л.: Наука, 1973. С. 117.
общежитие. Oír, как и Великий Инквизитор, полагает, что люди не способны выдержать бремя свободы.
Роднит творчество Достоевского и Эрепбурга и внимание к теме любви. Персонажи Оренбурга не поддаются соблазну житейской любви, той, от которой «пойдут уют и прозябанье»52. Они вынуждены разделить учесть персонажей Достоевского: любовь для них становится настоящей трагедией, губящей судьбы. Для Эренбурга любовь - единственная точка опоры в мире, вверженном в ужас братоубийственной розни: политической, идеологической, национальной. Только любовь, по убеждению автора, способна спасти человека - перечеркнуть преступления, загладить вину. У Оренбурга, так же как и у Достоевского, мы не найдем тихого семейного счастья. Его герои - дети «случайного семейства», недолюбленные, обделенные вниманием. Поэтому и любовь зачастую ими воспринимается, как «мещанство из книжки плохой»53. Эта болезнь человеческих отношений54, подмеченная еще Достоевским, получает у Эренбурга новое звучание. Герои, вышедшие из «случайных семейств», не только не могут состояться как хорошие ссмьянины> но и оказываются в некотором роде несостоявшимися в жизни.
Рассуждая в своих сочинениях о кризисе культуры и свободе, о добре и зле, размышляя о человеке и Боге, Илья Эренбург в некотором смысле сам оказывается в положении героя Достоевского. Он ищет и вопрошает, хочет «серьезно и вправду веровать»55 и не может справиться с разъедающим скепсисом.
В Заключении обобщаются результаты, делаются выводы, а также намечаются перспективы дальнейшего изучения творческого наследия Ильи Эренбурга.
Положения, вынесенные на защиту, в ходе диссертационного исследования получили доказательное подтверждение. Мы попытались по возможности полно воссоздать литературный, философский, эстетический контекст творчества раннего Эренбурга. На сочинения писателя конца 1910-х - начала 1920-х годов
52 Эренбург И. Жизнь и гибель Николая Курбова. С. 56.
я Там же. С. 10.
54 Достоевский Ф. Полл. собр. соч.: в 30 т. Т. XXV. С. 173.
" Там же. Т. XI. С. 179.
наложили отпечаток исторические события (Первая мировая война, революция и гражданская война в России) и главенствующие темы того времени: кризис культуры и цивилизации, революция и война, изменения, произошедшие в человеке. Произведения Эренбурга представляют собой сложный синтез новаторства и традиции, традиции как русской, так и зарубежной литературы. В исследовании рассмотрен весь корпус текстов писателя начала 1920-х годов, прослежено взаимодействие прозы, поэзии и публицистики, разобраны внутренние связи, выделены основные эстетические, идейные доминанты творчества. Творческое наследие писателя рассматриваемого периода отличает определенная целостность, которая достигается при помощи единых тем и использования схожих приемов для их раскрытия. Именно благодаря нахождению этих черт, их сопоставлению и оценке, итогом работы стал многогранный портрет Эренбурга-творца начала 1920-х годов.
Основные положения диссертационной работы отражены в следующих статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК:
1. Грибоедова A.B. Тема «заката Европы» в романах И. Эренбурга «Необычайные похождения Хулио Хурегагго и его учеников» и «Трест Д.Е. История гибели Европы» / Грибоедова A.B. // Вестшж Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». - М.,
2013. -№ 6. -С. 101-106. - ISSN 2072-8522.
2. Грибоедова A.B. Тема войны в произведениях И. Эренбурга второй половины 1910-х - начата 1920-х годов / Грибоедова A.B. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». — М.,
2014. — № 4. - С. 128-133. - ISSN 2072-8522.
3. Грибоедова A.B. Влияние идей конструктивизма на творчество Ильи Эренбурга начала 1920-х годов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2014. - № 12 (42). Ч. 3. - С. 60-63. - ISSN 1997-2911.
4. Грибоедова A.B. Идеи и образы Ф.М. Достоевского в романах И.Г. Эренбурга первой половины 1920-х годов // Вестник Московского городского
педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языкозое образование». -М„ 2015. -№ 1 (в печати). -ISSN 2076-913Х.
Подписано в печать:
01.02.2015
Заказ № 10519 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru