автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Творчество как общение

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Дука, Светлана Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Творчество как общение'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество как общение"

РГб од

/ аЖТЧШТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

т правах рукописи

ДШ Светлана Ивановна

ТВОРЧЕСТВО КАК (ЩШ

Специальность 09.00.11. - Социалывя философия

АВТОРЕФЕРА Т диссертации ш соискание ученой степени кандидата философских тук

\

\

Санкт-Петербург 1998

%бота выполнена на кафедре социальной философии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Жучный руководитель - доктор философских тук,

профессор К.С.Пигров. .

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор М.Г.Лазар, кандидат философских тук, доцент Огарков А.Н.

Ведущая организация - СЬнкт-Пете^бургская государ-.

ственная консерватория им. НД.Рииского-Корсакова.

Защита состоится ,23; 0^1993 года в /6часов ва заседании специализированного совета К. 063.57.38. по присуждения ученой степени кандидата философских наук при Санкт-Петербургской государственной университете по адресу: 199164, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5, философский факультет.

С диссертацией можно озткомиться в тучной библиотеке ии. А.М.1Ърького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан ■ 1993 года.

Ученый секретарь специализированного

совета кандидат философских тук, доцент В .А .Аполлонов

ОЕЦ\Я ХАШТЕРДОТШ. РАБОТЫ

Актуальность теш исследования. Проблемы творчества, общения, их взаимосвязи и бытия в культуре всегда актуальны, поскольку являются вечными, шионентныыи развитию человеческой цивилизации. Но в настоящее время эти проблем., приобретают особую актуальность, так как происходит активное формирование информационного общества, в которой одним из основных факторов развития будет являться аь производство вещей, а производство информации. Зга нив приобретает решающее значение я становится основой благосостояния общества. Новые информационные технологии занимают главенствующее положение на мировой рынке. В развитых странах наибольший доход сейчас приносит именно продукция творческого труда, которая через постоянно совершенствующиеся средства массовых коммуникаций становится достоянием всего общества.

В наядой творческом акте личность творхр. оказывается в фокусе как непосредственных, гак и опосредованных контактов со своими предшественниками, последователями и, сегодня - особенно, с современниками. Многообразные контакты, как прав!:то, играют репающую роль в творческом процессе, поэтому исследовать творчество необходимо с учетоц етих взаимодействий.

Творчество сопровождается ломкой стереотипов, привнесением все новых и новых результатов, в то время как культура служит аккумулятором позитивных изменений. В этой связи представляется актуалы-гм выяснение взаимоотношений творческой инновации и культурной традиции как одной иэ фор», общения, выявление их взаимной обусловленности.

Ъким образом, внимательного исследования заслуживает проблема единства творчества и общения, проблема их слитности в дшамическом культуротворческои процессе. Это единство проявляется в многообразных формах и та различных уровнях от индивидуального до социального н общекультурного. В указанном контексте творчество йыступает не только

процессом, порождающим культурные новации, но и процессов, связующим 'воедшдо и стабилизирующий социально-культурный организм.

Степень тучной разработанности проблемы. Большинство выходящих в настоящее время работ посвящены психологический закономерностям творческого процесса, при этом отдельные аспекты психологии творчества и творческого общения яв1 лтся достаточно хорошо разработанннми. Чаще всего изучается художественное, научное, техническое, инженерное творчество каадое в отдельности. Значительный объем западной литературы посвящен тучному творчеству, проблещи возникновения нового знания н особенностям его признания научным сообществом. Классиками этого, так называемого постпозитивистского направления являются К.Поппер, Т.С.Кун, С.Э.Зулиин, ДЛгасси, Д.Фейорабенд и др. Мноде-ство работ посвящены такие творческой одаренности, изучению тюзмоаности стимуляции творческого процесса. Но большинство публикаций демонстрируют узкодисцютлинариый подход и имеют узкопрагматический характер.

Между тем, наиболее актуальной представляется проблеш выявления тах общих закономерностей* которое свойственны человеческому творчеству и в туке, и в искусстве, и в технике; в фундаментальной и прикладной туке; в авторском и исполнительском искусстве; в журналистике и ^з-дагогике; так как творчество, хотя и имеет в каждой сфера свои особенности, все же в сущности представляет собой единый процесс созидания духовных ценностей в определенном культурной контексте.

Уже в начале XX веха в россии появляются работы НЛ. Бердяева, С.Н.Булгакова, Ф.А..Степуш, П.А.Флоренского и ряда других авторов, которые закладывают фундамент теории творчества и творческого общения в соцщльно-философ-ском аспекте. Впоследствии в отечественной философии происходит развитие их основных положений и выводе .

В .течение последних тридцати лет в нашей стране и га Западе олуОликовано большое количество работ по этой

проблема, ош, является актуальной для философов и психологов, социологов и педагогов.

Среди отечественных исследований по философии творчества представляют интерес работы Б.М.Кедрова, М.Г.Ярошевс-кого, Я .А.Пономарева, А.Н.Лука, М.С.&гаш, К.С.Еигрова, А.С.Шрмина и др. Ваэшми для понимания общения как всеобщей взаимосвязи субъектов в культуре являются работы К. Ясперса, Ю.Хабермаса, Ю.М.Лотыана, ¡Д. С.Кагат, Г.С.Батищо-ва, В.С.Еиблера, М.М.Шхтина.

ГЪсподствующим в исследованиях творчества продолжает оставаться деятельности^} подход, но постоянно возникает ощущение его недостаточности и стремление выйти за его рамки. йзследование творчества с позиций принципа взаимодействия, в частности - общения, представляется новым перспективным направлением, ведущим к более адекватному пошла-низ творчества.

Цель и залачи исследования: Исходя из состояния разработанности проблемы, ее актуальности и научной значимости, целью диссертационной работы является социально-философское исследование творчества в единстве цеятельнос'т-ных и коммуникативны* аспектов, его места в культуре и механизмов ю, динамического взаимодействия.

К достижению поставленной цели ыолет приблизить решение следующих задач:

- раскрыть коммуникативную природу творчества и творческих произведений;

- рассмотреть взаимосвязь творчества и традиций, их нерасторжимое единство а взаиную необходимость;

- исследовать социально-коммуникативные особенности творческого субъекта, проблемы его формирования и общения в культуре;

- обозтчить различные уровни деятельности и общения творца в культуре и их включенность в единый культу-ротворческий процесс;

- обосновать взгляд на свободу и ненасилие как на необходимые предпосылки творческого Диалога.

Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий рассматривать творческий процесс как нечто целое, учитывать его различнее аспекты и ана-лзировать возникающие в результате него взаимодействия.

Теоретическими источниками явились, прежде всего, труды отечественных философов, посвященные методологический проблемам лультуры, творчестш, общения, а также философские, психологические, социологические и культурологические исследования по данной проблематике западноевропейских и американских ученых.

Научная новизна исследования определяется попыткой решения задач, поставленных в диссертации и состоит в сведущей:

• - творчество представляет собой единство деятельности и общения. В процессе творчестш происходит постоянное порождение и становление культуры в целок;

- объект, на который направлено творчество субъекта, обшдает собственной активностью, обусловленной его пребыванием в культуре, и потому их взаимодействие приобретает характер общения;

- новизна в творчестве всегда конкретна и возникает в контексте творческого процесса, ош не моает быть гипостазирована как абсолютно новое;

- из двух видов межсубьектного общения - конкуренции- и сотрудничества - последний является более творче- ■ ским, в то вррш как при господстве первого творческий процес„ отчуждается;

- свобода и ненасилие представляют собой необходимые предпосылки творческого диалога; при етом свободой развития должны обладать каедый из участников диалога, '¿савдый из субъектов взаимодействия (при широком понимании субъективности);

- творческая деятельность необходима не то-ько для порождения инноваций, но и для сохранения культурных традиций; творчество в этом аспекте предстает как форт об"-

щения иегщу поколениями, как стабилизирующий компонент культуры;

-культурная традиция, породив: 1я инновацию, может либо трансформироваться, наполняясь новым содержанием, либо разветвляться, пороцдая новую традицию;

- предпринимается попытка систематически представить коммуникативно-психологические свойства творческой личности. Выделяются три ее основных типа, обозначенные как ретранслятор, селекционер л созидатель и, соответственно, три различных уровня творческой деятельности в культуре: уровень ретрансляции духовных ценностей, уровень их создания в рамках традиций и уровень пороядения инноваций.

Научно-практическая зшчимость исследования связа-ш с элементами его тучной новизна. Материалы и выводы работа мохут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем творчества и общения, других вопросов социально-философской проблематики, при чтении курсов философии, этики, социальной психологии и для разработки спецкурсов по данной тематике, а такяе как ме-одгтогическая основа конкретных социологических исследований и для формирования политики средств ызссовой коммуникации.

Апробация работы. Диссертация обсундалась на кафедре социальной философии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Основные идеи и выводы исследования излагались в выступлениях ш ряде всесоюзных и республиканских конфзренцьЛ: на Взесо-юзной тучной студенческой конференции по общественный тукай, Москва, 1983 г.; на тучно-теоретической конференции "Проблемы творчества в социальных, естественных и технических туках", Яросдавль, 1984 г.} т тучно-практической конференции "чно-технический прогресс и творчество", Москва, 1966 г.; на научно-практической конференции "Творчество и педагогика", Москва, 1988 г.; на 1У научно-практическом семинаре "Искусство, тука, техника: пути сопряжения", Уфа, 1969'г.; на тучной ксн-

ференции "Новое шшление и пути нравственного развития человека*, Новгород, 1969 г.; на тучно-теоретической конференции "йзторизм и творчество", Москва, 19Э0 г.;> к. симпозиуме "Творчество - основа духовного обновления и вшивания человечества", Москва, 1991 г.; на се-цнтре по философскиц проблети свободы, Санкт-Пеа'вр-бург - Зеленогорск, 1992 г. Отдельные положения диссертации использо!зались в процессе проведения семитрских занятий по курсу философии в Университете марксизма-денинизш,.

Основное содержание работы отражено в девяти публикациях.

Структура диссертации. 1&бота состоит из введения, двух глав (иести параграфов), заключения и списка основной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕКйНЖ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность теш диссертации, характеризуется степень разработанности поставленной проблемы, ставятся цель и задачи исследования, определяются его методологические основы, раскрываются новизна и тучно-практическая значимость диссертационной работы.

Первая глава диссертации "Творчество - порождающий, коммуникативный и стабилизирующий компонент культуры" посвящнт рчяснетт сущности творчества. 1& исходим из понимания творчества как единства деятельности и общения и делаем особый акцент т его коммуникативный аспект.

В первом параграфе "Процесс творчества" отметается преаде всего, что творчество представляет собой процесс создания новой духовной реальности в любой из сфер культуры. Одним из основных критериев творчества' выступает его духовный характер, который остается таковым и в свои; целях, и в своих результатах. Отседа, не отодь принципиально, опредмечиваемся ли результат

творчества в долговечном материальном носителе или нет. Основным феноменом культуры является слово, достаточно того, чтобы оно было услышнннн.

Подчеркивается, что еле,чует дифференцировать такие феномены,'как творчество и приобретение знаний. Творчество диалектически противоположно приобретению знаний -/последнее есть накопление субъектом уже имещихся ценностей культуры, это процесс их активного распредмечивания и включения их в свой духовный бага.а, т01,4а как творчество - это новое созидание духовных ценностей, созидание новой духовной реальности.. Приобретение знаний ишанентно человеческому бытию, творчество ограничено во времени; все люди являются субъектами познания, лишь чисть из них - субъекты творчества. В первом случае духовный коммуникативный поток направлен от культуры к субъекту; во втором - от субъекта к культуре. Оба эти потока пересекаются х> мышлении: процесс познания культурного объекта завершается его пониманием, с по-нишния начинается процесс творчества.

Творчество - деятельность, созцдазсдая новую духовную реальность, это .'^¿муникативный процесс взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния творщ и культуры, творца а других субъектов в культурном пространстве. Благодаря этим сложным отношениям происходит постоянное пороаденис и развитие культуры в целом. Ъкии образом, общение содержится в самом процессе творческого порождения культуры.

Ео втором параграфе "Обуздав - основа и цель творчества" специально анализируется коммуникативная природа творческого процесса, рассматриваются основные виды и формы творческого общения. Отмечается, что общение, которое в широком смысле представляет собой взаимодействие субъектов по поводу определенного объекта, леаит в основе всякого творческого процесса. Объект творчества представляет собой предмет, который наделен определенной степенью активности, обусловленной его включен-

ностыз в культурные процессы, и потому он может быть охарактеразовг н гак объективированный субъект. Взаимодействие творщ с таким объектом есть источник и начало творческого процесса.

Объектом творчества, вообще говоря, может выступать любое природное или социальное явление, но таще всего таким объектом является уже созданное произведение искусства или тучная теория, тучное либо художественное описание и т.п. С&ма способность субъекта увидеть и выделить природное либо социальное явление в качестве объекта творчества есть результат предшествующего культурного развития, предшествующего творчества. !Ьк значимое творческое произведение служит источником незатухающих волн творчества в культуре, тем самым порождая и поддерживая все новые и ноше творческие процессы.

В каждом творческом акте можно выделить целый спектр взаимоотношений, видов общения, в которых находится творец, причем, каждый из видов общения зачастую определяюсь образом влияет на творческий процесс и является его движущей силой. Помимо взаимодействия творца с объектом можно выделить его взаимодействие с результатом собственного творчества, а также со своими предшественниками посредством "х творческих произведений. Со своими современниками творец находится в многообразных (творческих и нетворческих) взаимоотношениях. Конкуренция в межсубъекттх отношениях выступает как форма отчуждения творческого общения. Творческое сотрудничество иые-61' множество форм, наиболее характерной из которых является дискуссия (непосредсть^нное общение). Фундаментальной формой опосредованного общения в культуре является текст, посредством которого научное или иное сообщество получает возможность ознакомления с творческим резуль-. татом. Текст, как и любое другое творческое произведение, гоедставляет собой монолог, поскольку он объективно существует' вне живого непосредственного общения.

Диалогическая потенция текста раскрывайся в его бытии в культура.

В третьем параграф "Творчество и традиция" рассматривается сущность традиции как одной из форм диахронно-го общения меаду поколешйми, взаимосвязь и взаимообусловленность традиции и творчества и иг. значение для ку-льтуротворческого процесса.

Традиция - устойчивый и значимый компонент культуры, который передается из поколения в поколение с помощью механизма преемственности. Традиция является конституирующим и системообразующим элементом человеческого общества. Наиболее существенны общие культурно-исторические традиции, характерные для данного социуш. В процессе социализации ими овладевает калдый индивид. Существуют и более шстные традиции, свойственные отдельным сфераи культуры. К таким традициям относятся, например, тучные, художественные школы и т.п.

Инновация - вновь созданная посредством творческой деятельности духовная реальнсзть, основное содержание которой находится в определенной противоречии с существующей традицией. Любая инновация может вознышуть только в недрах хорошо укорененной традиции. Исхо^гая традиция, породгашая инновацию, никогда не остается неизменной. В зависимости от характера творческих инноваций ока может либо трансформироваться, наполняясь новым содержанием, либо разветвляться и дифференцироваться, пороадая новую традицию.

Традиция и инновация в личности творца ведут меаду собой постоянный диалог, благодаря которому становится возможным творческий процесс и творческое развитие традиций. Творческая деятельность необходима не только для порождения инновации, но и для поддергакия культурных, художественных и научша традиций. Примером сохранения и передачи духовных ценностей лослг ующш поколениям является творческг-й педагогически" процесс. Традиции и ин-нс ации являются взаимонеобходимыми друг для друга фаз«

торами развития. Непрерывность традиций - залог поступательного развития культуры и основа для возникновения нового.

Таким ооразом, творческая деятелвность, благодаря своему диалектическому единству с традициями, выполняет в кулике и стабилизирующую функцию.

Во второй главе "Субъект творчества в культуре в социуме" ашлизируются особенности творческого субъекта, выясняется его роль в культуре и обществе. Творчество в любой обществе г.едставляет с.бой сотворчество. Сйевидно, что позн! ив творчества Немыслимо вне позтния творческого субъекта, так как он., существует только в процессе его деятельности и общения. Отдельно от субъекта могут существовать лишь опреджченние результаты творчества.

В первом параграфе "Свойства творческого субъекта и проблемы его формирования" предпринимается попытка выяснить* какая именно личность или группа людей модет представлять собой субъект творчества и каковы его особенности. В параграфе отмечается, что субъектом творчества яв-' ляется преаде всего человек, занятый по преимуществу профессиональной деятельностью в области туки, искусства, образования и т.п. Создавая, храня, передавая по наследству культурные ценности и знакомясь с наследием прошлого, человек участвует в культуротворческом процессе и своим участием обеспечивает собственную самотовдественность и ашотолдественносгь общества: он создает и поддерживает те процессы, которые делалт иадивида членом данного соци-уш, а само общество именно тем обществом, которое существовало столетия и тысячелетия до сего дня и будет существовать в будущем.

Субъектом творчества чаще всего выступает отделыая личность. Различные творческие и тучные колле :тивы обеспечивают лишь координацию деятельности и реализацию творческих результатов. Коллективное творчество монет существовать только в очень узких пределах - в малой социальной группе, занятой, к призеру, исполнительскими видам;! искус-

ства.

Г творческой личности нет ничего, принцшиально отличающего ее от личности обычного человека, у нее лишь более развить основные человеческие способности и она более других приближаете^ к идеагу универсальной личности. Для творчества значимы все, свойственные человеку свойства личности и психологические процессы от восприятия и памяти до разума и самосознания. В работе предпринимается попытка представить структуру психрлогических свойотв, отмечается их взаимосвязь. Все, даяе саше элементарные психич")ские процессы не только базируются Дк/г на друге, но и отзывают друг ка друга постоянное влияние; высшие личностные свойства в значительной степени влияют та элементарные и наоборот. Личностные свойства являются в свою очередь основой для развития различных профессиональных навыков и умений. Только при наличии по арайней мере среднего уровня базовых способностей при хороших профессиональных данных возможт успешная творческая деятельность.

Во втором параграфе "Творец в культуре и цивилизации" выделяется три основных типа творческой личности в зависимости от особенностей и от преимущественного типа творческой деятельности. &и обозначаются как ретранслятор, селекционер и созидатель. Отмечается, что в культуре ти( )лее распространен первый тип творческой личности, поскольку представля< 1 собой тот необходимый фон, без которого не можьг существовать конкретная культура и именно он, как правило, определяет ее уровень. Но, как ни редки созидатели, например, ученые, созерцающие тучные открытия, именно им посвящено большинство исследований по творчеству. Другой тип личности -селекционер, осуществляя выбор меаду существующими культурными традициями, создает духовные ценности в рамках этих традиций.

Тем не ив за, несмотря на существующие различия поеду представителями разных групп творческих субъек-

тов и их распыленность в отраслевой, социальной и географической смыспах, все же можно утверждать, что интеллигенция етоа в своей основе, ибо она выполняет в обществе только ей присущую роль - являться совокупным субъектом, порож ;ающим и сохраняющим куль-уру.

С"мая массовая творческая сфере - сфера образования, где происходит становление суоъекта цивилизованного общества. Шучная и техническая интеллигенция является основным социальным слоем, обеспечивающим многообразное, в том числе и экономическое процветание общества. Культура в этом смысле - средоточие прошлых, настоящих и будущих духовных производительных сил общества.

В третьем параграфе "Условия творческого диалога" обосновывается необходимость свободы и ненасилия как основных предпосылок творческого дшлош. Свобода в дан-но-: контексте представляет собой даличие спектра возможностей, которые, реализуясь, обеспечивают процесс развития. Поскольку творчество в обществе - это всегда в широком смысле сотворчество, которое предполагает взаимодействие по меньшей мере двух участников диалога, важно принимать во внимание, что каждый из них наделен своей собственной свободой саморазвития.

Призшвая даличие j каждого субъекта и у калдой саморазвивающейся системы возможности свободного развития, мы првдем к выводу, что между ними возможен творческий диалог, который более продуктивен, если он происходит Между равноправными субъектами. Принципом, учитывающим наличие свободы развития у любого из субъектов взаимодействия, является принцип ненасилия.

Творчество в настоящее время заключаете^ все чаще в гар; он:гзац"и отношений между человеком и природой, между социальными группами, между лздьми. Гармонизация предполагает не' столько преобразование, сколько воздержание от поспег-тых изменений, невмешательство, ограничение экспансии. Дюди, ведущие диалог, рано или поздно начинают составлять единую систему, они способны к сотрудничеству и

и творческому содействию. Взаимодействие в виде нетси-льстг нтх контактов мелзду субъектами и саморазвивающимися системами способно решить многие, кажущиеся сегодня крайне обостренными противоречия, такие, например, как противоречия между цивилизацией и природой.

В заключении подводятся общие и'^оги исследования, формулируются основные выводы, определяется их значение для-дальнейших исследований.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Методолг --ические проблемы изучения творческой деятельности // Наука и творчество. Методологические проблемы: Сб. туч. тр. - Ярославль, 1966. - С. 33-36.

2. Творчество как одна из характеристик человеческой деятельности // Научно-технический прогресс и творчество : (лктерталы научной конференции) - 'Л.; 1986. -С. 68-69.

3. Проблемы творческой социализации // Молодежь и творчество: социально-философские проблемы: (Тезисы выступл. УП1 Всесоюзных философских чтений молодых ученых) - II,, 1988. - 4.1, С. 56-58.

4. Свойства творческой личности и возмонности ее формирования в современной школе // Творчество и педагогика: (Штершлы Всесоюзной научно-практ. конференции) -а., 1568. • Ч.И, С. 173-174.

5. Творчество и нравстве:ность // Новое шшление я пути нравственного разьлтия человека: (Ш. те риалы научной конференции) - Новгород, 1389. - С. 27-28. .

6. Проблемы развития творчества и общения в условиях перестройки // йзторизм и творчество - М., 1990. -4.2,0.15-17.

7. Научно-техническое творчество и кризис духовного производства // Всесоюзная тучная конференция "Философские и социальные проблемы гуманизации туки, техники и инженерного сбразоьанияг - Харьков, 1990. - С. 149-150.

- тс -

8. Отношения распределения в системе духовного производства // Социально-филооофслас и методологические проблема развитии духовного производства: (Республиканская тучшя конференция) - Ульяновск, 1990. - Ч.I, С. 33-30.

■9. картиш. вира: от статики к дишмике //

Научная картиш пира как фенг-/ен культуры: (Тезисы докл. конференции) - Уфа, 1992. - С. 109 - Ш.

от с 7 уое з.450 /еа? уз В е с п л а т /-/ о