автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культурологические аспекты видовой структуры творчества

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Большаков, Андрей Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тамбов
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Культурологические аспекты видовой структуры творчества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Культурологические аспекты видовой структуры творчества"

18

На правах рукописи

БОЛЬШАКОВ Андрей Валерьевич

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВИДОВОЙ СТРУКТУРЫ ТВОРЧЕСТВА

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

1 5 ДЕК 2008

Тамбов 2008

003457918

Диссертация выполнена на кафедре культурологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.

Научный руководитель

доктор философских наук, профессор Ромах Ольга Викторовна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Карцева Галина Александровна

кандидат философских наук, профессор Клименко Наталья Александровна

Ведущая организация

Тамбовский государственный технический университет

Защита состоится Як декабря 2008 г. в /3 часов на заседании диссертационного совета Д-212.261.06 при Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина по адресу. 392008, Тамбов, ул. Советская, 181 «И», ТГУ, (корпус 9), аудитория 221.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ТГУ им. Г.Р. Державина.

Автореферат размещен на сайте ТГУ http://tsu.tmb.ru и разослан ««?/ » ноября 2008 г.

Учёный секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, профессор

В.с. Сёмина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Феномен творчества волновал умы философов со времён античности до наших'дней. Исследование культурологических аспектов творчества базируется на выявлении в последнем общего стержня, который на фоне разнообразных видов творчества позволяет выявить общие позиции, направленные на социальную самореализацию творца как самодостаточной личности. Методология его изучения традиционно акцентирует внимание на выделении основных, базовых направлениях (социальное, художественное, научное, техническое, религиозно-духовное), редко рассматривая особенности их взаимовлияния. При этом социальное творчество рассматривается как локализованный в пространстве и времени конкретный общественно значимый акт предметной деятельности субъекта, где может быть выявлена его внутренняя структура, образованная взаимодействием составных компонентов в их относительно устойчивой и целостной совокупности.

Научное творчество как вид творчества выступает как деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Новыми считаются такие результаты научного исследования, которые существенно расширяют и углубляют имеющиеся знания об объективной реальности и её свойствах. Техническое творчество как вид специфической практической деятельности определяется характером технической задачи, решение которой требует реального средства, изобретения или конструирования его. Оно преимущественно выражается в изменении материала природы при реальном конструировании технического объекта, духовная его константа выступает как идеальное конструирование объекта; охватывая как поиск идеи, так и ее реализацию.

В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность выражена спецификой выражения основной фабулы. Искусство никогда не отрицало силу и мощь научных методов и использовало их в той мере, в какой они помогали решить основную задачу искусства - создания эстетических ценностей; одновременно с этим в искусстве присутствует позиционирование превосходства над наукой в возможности использования силы художественного вымысла, эмоций и фантазии.

Религия - особая форма творческого осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного, и в зависимости от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта форма творчества

направлена на укрепление и формирование веры, подкрепленной мистическим опытом, который расширяется по мере взращивания последней и приобретения специфических навыков и методов работы вхождения в состояние расширенного сознания.

Исследование каждого из направлений позволяет считать, что все они имеют единый внутренний стержень и определяются общими условиями, с одной стороны, дифференциации человеческой деятельности, вытекающей из общественного разделения труда; с другой - природой самого творчества синтетичного и единого в своей основе, где тяготение к единству здесь проявляется ярче, чем где бы то ни было. Все виды творчества связаны друг с другом как в своих истоках (материальная производственная деятельность людей), так и в своих конечных целях (обеспечить наряду с решением ближайших задач и глобальную задачу всестороннего и гармоничного развития человека).

Одновременно с этим развитие социальных процессов амбивалентно акцентирует видовую структуру творчества и его единство. С одной стороны, в отдельные эпохи преимущественное развитие получают научное и техническое творчество, что может уменьшить «удельный вес» других видов, не ограничивая при этом их развития. С другой стороны, современность подчеркивает взаимосвязь и взаимодополнение видов творчества, имеющие общую природу проявлений, где развитие одних видов творчества содействует развитию других.

Несмотря на значительный общий объём исследований творчества, изучение выделенных позиций достаточно размыты. Как правило, вопросы, связанные с видовыми особенностями упоминаются вскользь; в большинстве случаев даётся описание отдельных видов творчества, связанных непосредственно с темами авторов.

При этом именно культурологические аспекты творчества и их исследование позволяют выявить общую качественную направленность видовой структуры творчества и рассмотреть эту синтетичность на новых его видах, в частности сетевых, что подчеркивает актуальность избранной проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время существует значительный объём научных публикаций исследующих различные аспекты творчества. Проблеме творчества в своих исследованиях уделяют внимание философы, психологи, культурологи, социологи и искусствоведы. При этом основной акцент делается на психологических и практических сторонах изучаемого феномена.

Вопросы сущности и природы творчества рассматривали B.C. Библер, Г.С. Багищев, П.П. Гайденко, Н.Ф. Овчинников и др. Проблемы теории

творчества, природа и закономерности творчества, место творчества в жизни общества, социальная значимость творчества представлена в трудах А.Т. Шумилина.

Лингвокультурологическая разработка смыслов «творчества» широко представлена в работах С. Ожегова, В. Даля, А.И. Серавина, В.Н. Николко, П.П. Крамара. Философские аспекты творчества, творчество как социальный феномен, социальные аспекты научного творчества, анализ гносеологических и методологических вопросов развития науки и техники в условиях научно-технической революции представлены в работах Д.И. Широ-канова.

Философия и психология творчества, аспекты мышления, проблема творчества в истории философии, диалектико-материалистическая концепция творчества, качества творческой личности изучались Б.Ф. Сорокиным.

Сущность и взаимосвязь творческой деятельности глубоко проработана Ю.А. Хариным, структура и механизмы творческой деятельности -И.П. Колошиным, аксиология его - в трудах О.И Табидзе.

Проблемы типологии творчества и специфики его основных видов исследовали М.С. Каган, В.Ф. Асмус, В.И. Белозерцев, Е.С. Громов, А.К. Сухотин, Л.В. Яценко, Б.Г. Юдин и др.

Социально-коммуникативные механизмы и условия становления творчества, социокультурные основания процессов мистифицирования и мифологизации творчества и их роль в социальном освоении и закреплении креативных нововведений - И.Н. Дубина.

Проблемы научного творчества в психологии, психология творческого мышления - Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, A.M. Матюшкин.

Объём исследований, затрагивающий культурфилософские аспекты творчества, представлен на общем фоне менее ярко. На этом фоне изучение видовой структуры творчества исследована лишь частично - вопросы видов и форм творчества затрагиваются в ряде работ, но, как правило, носят вспомогательный характер при рассмотрении каких-либо проблем творческой деятельности. Основное внимание уделяется конкретному виду, зачастую либо научному, либо художественному, что позволяет считать, что комплексное рассмотрение основных видов и форм творчества, выстроенных в целостную систему социальной деятельности людей, позволяет определить тему как мало изученную, теоретическая значимость и новизна которой подтверждает актуальность исследования.

' Целью исследования является анализ культурологических аспектов основных видов и форм творческой деятельности человека. В соответствии с целью исследовании поставлены и основные задачи:

1. Провести семантический анализ понятия творчества, разработать понятийный аппарат исследовательского феномена с учётом специфики избранной проблемы и рассмотреть наиболее значимые современные научные концепции, полифункционально исследующие стороны творчества.

2. Выделить основные виды творческой деятельности, определить структурно-функциональные механизмы их взаимодействия.

3. Определить основные формы творческой деятельности в видовой структуре, определив их единую творческую компоненту.

4. Выявить культурологические аспекты творчества как общую качественную направленность видовой структуры.

5. Рассмотреть особенности единства дифференциации современных видов творчества на примере сетевого творчества.

6. Исследовать ценностные аспекты дифференциально-целостного сетевого творчества.

Объектом исследования является творческая деятельность, предметом - культурологические аспекты как качество видовой структуры творчества.

Применяются следующие методы исследования: контент-анализ научной литературы; метод системного анализа; компаративный, структурно-функциональный, герменевтический, этимологический методы.

Научная новизна исследования состоит в:

• обосновании подхода к творчеству, основанному на понимании его как специфической деятельности, направленной на создание новых материальных и духовных ценностей. Она свойственна только человеку, является особым видом отношений и социальных действий людей и ориентированная на порождение (открытием, изобретением, созданием) нового;

• выделено шесть базисных видов-структур творчества (научное, техническое, социальное, религиозное, художественное, сетевое), каждое из которых опирается на свою методологию исследования, собственные механизмы познания, обработки информации, навыки приобретения специфического опыта, которые взаимодополняются и обогащаются друг другом;

• выявлена дифференциальная структура формообразования творчества, в которой, в зависимости от субъектов творческой деятельности, выделяются индивидуальная, групповая и коллективная формы её формы, каждая из которых обладает собственной семантической, функциональной, структурной и динамической сущностью;

• выделению, порожденному информтехнологиями сетевого творчества, представленного в функционально-формообразующих аспектах -блогах, подкастингах, фотожабах, флешмобах, создаваемых новым типом творцов - виртуальными личностями;

• обоснованию того, что все виды творчества влиты друг в друга, взаимодополняют самих себя и реализуют функцию самоактуализации, представленную как процесс личностного роста, выявления и реализации собственных возможностей актуальных (чувствуемых) и потенциальных.

Теоретико-практическая значимость заключается в разработке классификации видов творчества, исследовании его структурно-функциональных компонентов. Акцент сделан на возникновение новейших направлений в творчестве людей, учитывающих развитие информационных технологий - сетевого творчества и их влияние на развитие мировой культуры.

Область применения результатов научного исследования - рассмотрение тем затрагивающих проблемы творчества во время преподавания предметов культурологического, философского и эстетического цикла. В качестве базовой теоретической основы при изучении творческих процессов и их видовых особенностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурологические аспекты творчества основываются на выявлении доминантного стержня, который базируется на общих позициях, направленных на познание окружающего в форме социальной самореализации творца как самодостаточной личности. Само творчество понимается как специфическая деятельность, создающая новые материальные и духовные ценности. Оно свойственно только человеку и является особым видом отношений и социальных действий людей, ориентированных на созидание нового.

2. Видовая структура творчества представлена как социальное творчество - общественно значимый акт предметной деятельности субъекта (субъектов), образованная взаимодействием составных компонентов в их относительно устойчивой и целостной совокупности; научное творчество -вид, направленный на производство нового знания; техническое творчество, определяемое характером технической задачи; художественное творчество - эстетико-фантазийное отображение действительности, создающее эстетические ценности; религиозное - особая форма творческого осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного, формированием и наращиванием мистического опыта, и, в зависимости от этого, направленностью результатов человеческих действий и жизни человека; сетевое - порожденное новым - виртуальным видом творца - синтетический вид творчества.

3. Каждый из видов творчества имеет свою структурно-функциональную основу, основанную на собственной методологии исследования, уникальных механизмах познания, обработки информации, навыках при-

обретения специфического опыта, которые взаимодополняются и обогащаются друг другом.

4. Формы творчества (индивидуальная, групповая, коллективная) порождают и расширяют видовую структуру деятельности, привнося в нее методы познания мира и методологии его исследования из смежных видовых структур. Все это созидает новую смысловую и динамическую насыщенность творческих актов и актированной творческой деятельности в целом.

5. Насыщенность современной жизни творчеством выстраивает новые его формы, в которых происходит трансформация существующих ранее, где все его виды взаимодополняют самих себя и реализуют функцию самоактуализации. Она представлена как процесс личностного роста, выявления и реализации собственных возможностей актуальных (чувствуемых) и потенциальных. Ей соответствует динамичность, открытость изменениям, наличие творческого подхода к жизни. Самоактуализация - особый стиль жизни, в основе которого лежит особое мировосприятие, приверженность бытийным ценностям творчества, активности, самопознания и самодостаточности, красоты, понимание экзистенциальной ценности актуального момента (жизни «здесь и сейчас»).

Апробация результатов исследования. Основные результаты и положения диссертационного исследования опубликованы автором в научных статьях, докладах на научных конференциях.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования. В нем характеризуется состояние научной разработанности проблемы, определяется объект и предмет исследования. Выделяется научная новизна, теоретико-практическая значимость и положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Концептуальные основы творчества» состоит из трёх параграфов и выводов по первой главе. В первом параграфе «Определение понятия творчества» анализируются различные определения творчества а также формулируется собственное определение, опираясь на которое в дальнейшем идёт исследование темы.

В русском языке существует большое количество слов, связанных с понятием «творчество»; данный тезис подтверждают словари русского языка Ушакова, Даля и др.

Семантический анализ слова «творчество», отраженный в словарях русского языка, предоставляет нам следующие смысловые основы:

1) творчество как деятельность, направленная на создание нового или воспроизводство уже существующего в широком (творение природой, Богом) и в узком (творение человеком) смысле;

2) творчество-деятельность как происходящий по времени процесс (происходить, твориться);

3) субъект любой деятельности (творец, творитель);

4) результат деятельности (не обязательно новое) - творенье, может выступать и в негативном смысле (ну ты и натворил);

5) как свойство деятельности (творческая деятельность) или свойство характера (творческий человек).

В научной литературе творчество истолковывается разными авторами по-разному. Как отмечает В.Н. Николко: «Фундаментальная трудность определения творчества состоит в существовании огромного неупорядоченного числа определений. Коллекция дефиниций насчитывает сотни единиц. Вал определений не уменьшается. Число характеристик творчества перевалило за тысячу. В этой связи важно сформулировать отношение к накопленному множеству определений творчества».

Появление невероятно большого количества определений и их несогласованность свидетельствует о терминологическом кризисе и терминологическом поиске в этой области. Так, по разным оценкам на сегодняшний день существует более ста определений творчества.

Недавно появилось еще одно слово - «креативность», близкое к понятию склонности или способности к творчеству.

Понятие креативности (от лат. creatio - созидание), введенное Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова -способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности (A.A. Адаскина).

Рассмотрев определения творчества, встречающиеся в научной литературе, мы должны отметить что:

• существует огромное количество определений творчества;

• многообразие этих определений является следствием объективных и субъективных факторов, таких как:

- относительная молодость теории творчества как научной дисциплины;

- сложностью определения творчества, а именно разработки определения, которое бы «устраивало» все научные дисциплины;

• подход к формулированию определения творчества, основывается на рассмотрении его как человеческой деятельности^ направленной на создание новых материальных и духовных ценностей, которая свойственна только человеку, является особым видом отношений и социальных действий людей и связана с порождением (открытием, изобретением, созданием) нового.

Во втором параграфе «Современные концепции творчества» рассматриваются история исследования творчества в нашей стране, наиболее значимые современные концепции и школы, исследующие различные теоретические и практические аспекты творчества.

Реально исследования творчества в СССР начались с 1963 года (первый симпозиум по проблемам творчества в Ленинграде).

В период 1960 - 1985 годов исследование творчества в СССР приобрело устойчивую специфику - обсуждение творчества происходит в одном и том же поле вопросов и проблем со стороны его деятельностного наполнения. Выясняются мотивы, условия, этапы, формы, уровни, ситуации, характер субъектов творчества исключительно как деятельностного феномена.

Спецификой исследования творчества в 1990-х годах становится онтологический его анализ. В онтологии исследуются формы изменения материи, ее структурные уровни, элементы, из которых состоит любое явление, в том числе человек, общество, сознание. При этом психическое, человеческое, социальное не элиминируются из онтологии, но исследуются под особым углом зрения, а именно со стороны их естественно-исторического наполнения. Здесь творчество предстает видом новаций, частью естественных явлений, продолжением, развитием космических процессов, реализующихся в развитых формах, правда, через исключительные образования окружающего нас мира - психику, человека, общество.

Можно выделить три направления в изучении психологии творчества в зависимости от того, какая сторона творчества является предметом исследования:

1) личность творца (представители описательной психологии: Э. Ген-никен, Д. Овсянико-Куликовский, С. Грузенберг, И. Лапшин, а также Ф. Баррон, Симонтон, В. Дранков, В. Мясищев, Р. Якобсон, Б. Ананьев, Г. Уоллес, Р. Вудвортс);

2) творческий продукт (В. Вундт, Л. Выготский, Е. Бассин, А. Огурцов, представители искусствоведческой психологии и эмпирической эстетики В. Петров и др.);

3) творческий процесс (представители ассоционизма, Вюрцбурской школы, гештальтпсихологии, рефлексивной психологии, авторы психофизиологических трактовок творчества).

Интерес к исследованию психологических аспектов творчества (особенно научного) резко обострился в середине XX века под воздействием научно-технической революции. Это вызвало кризис прежних методик изучения личности, в частности традиционных тестов, которые нередко давали низкую оценку умственных способностей в случаях, когда испытуемые проявляли оригинальность, нестандартность мышления,

Разрабатываются новые системы тестов для определения (с помощью факторного анализа и других статистических методов) творческих признаков личности. Особая роль придается воображению, гибкости ума, дивергентному (т.е. расходящемуся в различных направлениях) мышлению, а также внутренней мотивации творчества.

В публикации «Проблема творчества с точки зрения синергетики» (Дмитрий Чернавский, Нина Чернавская) опровергается общепринятый до недавнего времени тезис о том, что процесс творчества невозможно исследовать в рамках точных и естественных наук. Важную роль в понимании феномена творчества играет интеграция информации. Набор объектов, входящих в обучающее множество всегда ограничен и подчинен определенной цели. Так, в механике - это набор массивных тел и цель - прогноз их поведения под действием сил. В термодинамике - это набор сплошных сред (газы, жидкости и т.п.) и цель - прогноз их поведения при изменении давления, температуры и объёма. В каждом из этих обучающих множеств были сформулированы свои решающие правила, которые играли роль аксиом (или «начал»). Эти аксиомы имеют силу в своей области и не имеют её в другой.

Однако с развитием науки появилась необходимость объединения обучающих множеств и, следовательно, решающих правил. Именно этот процесс объединения в теории распознавания и называется интеграцией информаций. В обществе он же называется интеграцией наук. Возвращаясь к проблеме творчества, следует сказать, что в рамках каждого из упомянутых направлений, взятых в отдельности, проблему творчества решить невозможно. Это можно сделать, только объединив их.

Нерешённость теоретических вопросов порождает мифы общественного сознания по поводу творчества, такие как:

1) творческие способности либо даны, либо нет;

2) творческие способности нельзя развивать - или можно, но только в детстве, творчеству нельзя научить;

3) творчество возможно только в художественных или научных видах деятельности;

4) творчество - это всегда благо;

5) если творческим импульсам не давать выхода, то они просто исчезнут;

6) творчество неподвластно сознательному управлению.

В третьем параграфе «Видовая структура творчества» исследуется вопрос о видах творчества, выделяются его основные, базовые представители: социальное, художественное, научное, техническое, религиозно-духовное, рассматриваются особенности их взаимовлияния.

Социальное творчество - это локализованный в пространстве и времени конкретный общественно значимый акт этой по своему содержанию предметной деятельности субъекта.

Социальное действие предстает как результат интеграции духовных (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) и практических усилий социального субъекта (индивида, коллектива, группы, класса, общества). В социальном действии может быть выявлена его внутренняя структура, которую образует взаимоотношение его составных компонентов в их относительно устойчивой и целостной совокупности: субъект действия и объект (предмет) действия; способ воздействия субъекта на объект (формы, средства, методы); цель и направленность деятельности субъекта; организация действия; пространство (социальная локализация); момент (границы его актуального бытия) и результат (продукт) действия.

Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки».

Творчество в науке требует, прежде всего, приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки.

Новыми считаются такие результаты научного исследования, которые существенно расширяют и углубляют имеющиеся знания об объективной реальности и её свойствах. Новое, таким образом, проявляется в различных формах: в виде открытия неизвестного ранее объективного факта, установления нового закона, создания новой теории, формирования специфического стиля мышления и возникновения новых парадигм исследования и т.д. К творческому процессу следует отнести и использование научных открытий, решение практических задач с помощью науки.

Техническое творчество как вид практической деятельности - специфическое общественное явление. Его специфика определяется характером технической задачи, решение которой требует реального средства, изобретения или конструирования его. В отличие от научного техническое творчество связано непосредственно с учётом практики эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создания и внедрения в про-

изводство новых конструкций. В техническом творчестве тесно переплетены практические и духовные моменты деятельности. Практическое действие выражается в изменении материала природы при реальном конструировании технического объекта. Духовная деятельность выступает как идеальное конструирование объекта.

Творческий процесс в технике, охватывая как поиск идеи, так и её реализацию, как развитие духовных потенций человека, так и создание объекта, есть своеобразный синтез духовного и материального производства.

В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Вместе с тем искусство никогда не отрицало силу и мощь научных методов и использовало их в той мере, в какой они помогали решить основную задачу искусства - создание эстетических ценностей. Но при этом всегда в искусстве присутствует понимание превосходства над наукой в возможности использовать силу художественного вымысла, интуиции и фантазии. Искусство как вид жизнедеятельности людей отличается, в частности, от науки тем, что элементы иллюзорности, фантазирования, экстазирования не только присутствуют в конечных результатах художественного творчества (это имеет место во всех творческих результатах), но и имеют такую же, а в существенных моментах - большую ценность, чем итоги непосредственного научного анализа, синтеза, эксперимента и наблюдения.

Религия (от лат. religio - «святыня», набожность, благочестие) - особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера - основной признак и элемент любой религии. Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно Богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Религиозная система представления мира (религиозное мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом.

Внешне атрибутика мировых религий может отличаться. Однако сравнительный аначиз деяний и заповедей великих святых и подвижников разных конфессий доказывает общность целей и теологических подходов. Следует заметить, что современная наука постепенно отступает с позиций воинствующего материализма.

Все великие мировые религии можно рассматривать на двух уровнях: популярном, ритуально-показном и на высшем, религиозно-философском. Большинство обывателей воспринимают религию на ритуалистическом уровне и обычно несведущи в её философии. В связи с историческими, географическими, культурными, языковыми, интеллектуальными и другими факторами мировые религии отчетливо различаются на уровне обрядово-культовой атрибутики. Но, изучая религиозно-философские концепции разных конфессий и учения великих пророков, нетрудно обнаружить, что они имеют много общего.

Анализируется взаимодействие и взаимовлияние между видами творческой деятельности.

Выделение отдельных видов творчества определяется общими условиями дифференциации человеческой деятельности, вытекающей из общественного разделения труда. В то же время творчество по своей природе синтетично, тяготение к единству здесь проявляется сильнее, чем где бы то ни было в человеческой деятельности. Все виды творчества связаны друг с другом как в своих истоках (материальная производственная деятельность людей), так и в своих конечных целях (обеспечить наряду с решением ближайших задач и глобальную задачу всестороннего и гармоничного развития человека).

Наряду с подчеркиванием взаимосвязи и взаимодополнения видов творчества следует иметь в виду и историческую тенденцию доминирования, преобладания определенных видов творчества. Например, на основе бурного научно-технического прогресса преимущественное развитие получают научное и техническое творчество, а это может уменьшить «удельный вес» того или иного вида творческой деятельности, не ограничивая развития других видов. Большей частью развитие одних видов творчества содействует развитию других.

В прошлом отдельные проявления, моменты творчества получали преобладающее развитие в отдельных видах творчества: логики - в научном творчестве, воображения - в художественном, экспериментирование, по способу «проб и ошибок» - в техническом творчестве. В настоящее время уже выяснена ограниченность такого понимания творчества. Хотя по традиции нередко применение научно обоснованных методов деятельности связывают исключительно с научным творчеством, а развитие како-

го-либо вида творчества понимают лишь как применение научных знаний (техническое творчество, творчество в сфере экономии и др.).

Таким образом, взаимосвязь между различными видами творчества следует истолковывать как взаимовлияние, а не в плане вытеснения или полного поглощения одного из них другим.

Вторая глава «Дифференциация творческой деятельности» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Дифференциация форм творчества» исследуется структура дифференциации форм творчества. В зависимости от участников, субъектов творческой деятельности выделяются индивидуальная, групповая и коллективная формы творчества.

Каждой из них характерны свои особенности.

Индивидуальная форма организации творческого труда характеризуется тем, что соответствующие (научные, технические, художественные) задачи ставит и решает один исследователь (изобретатель, композитор, писатель). При этом, конечно, не происходит «механического вычленения» создателя из той социальной среды, в которой он трудится. Среда в широком смысле слова (и естественная, социальная) является не только предметом познания и отражения. Она ставит задачи и создает материальную базу, выделяет помощников и т.д. Тем не менее, организация творческого труда определяется исследователем. Он сам устанавливает характер и продолжительность тех или иных этапов работы, методы ее осуществления, сообразуясь при этом с соответствующими законами «жанра» творчества и своей гражданской позицией.

Групповая форма организации творческого труда характеризуется тем, что в рассматриваемом процессе творческие задачи ставит и решает уже не один исследователь, а два, три и более. Это количественное отличие данной формы от индивидуальной. Но есть и другое не менее существенное — между всеми творческими субъектами рассматриваемого процесса, принимающими участие в постановке и решении творческих задач, складываются отношения соавторства. Наличие таких связей не превращает соавторов в юридически формализованную группу - юридическое лицо.

Коллективная форма организации творческого труда - наиболее развитая, эффективная и сложная. Характеризуя её, выделим следующие черты.

Во-первых, наличие между членами коллектива формализованных, т.е. поставленных законом в определенные юридические рамки общественных отношений. Это, как правило, служебные отношения, которые не исключают образование и реализацию в адекватных правовых формах иных социальных юридических связей, например взаимоотношений киностудии с различного рода консультантами (научными, техническими, военными и иными специалистами).

Во-вторых, формирующиеся и реализуемые в творческом процессе по созданию определенного нематериального блага (например кинофильма, спектакля, конструкции нового самолета) социальные связи являются подсистемой в общей совокупности общественных отношений, образующих данное творческое объединение (соответственно - киностудию, театр, конструкторское бюро). Подобное положение существует в связи с тем, что любой творческой организации присущи некоторые сугубо «прозаические» (имущественные, организационные и иные аналогичные) функции.

В-третьих, для коллективной формы творчества характерно наличие и единство цели, единство руководства, функциональной и структурной дифференциации соответствующего социального образования, что позволяет не только поставить соответствующие творческие задачи, но и организовать работу коллектива.

В-четвёртых, социальный организм, сочетающий в себе указанные творческие и нетворческие общественные отношения, обладающий отмеченным руководящим, функциональным и структурным единством, выступает как единое социальное целое и рассматривается законом в качестве юридического лица.

Далее идёт рассмотрение коллективной формы творчества на примере кинопроизводства, а также методов стимуляции творческих способностей и творческого взаимодействия характерных для групповой, коллективной и индивидуальных форм творчества.

Во втором параграфе «Сетевое творчество как вид дифференциации творчества» рассматривается творчество в Интернете как один из представителей современного направления творческой деятельности.

Выделяются наиболее заметные направления творческой деятельности: блоги, иодкастинг, фотожаба, флешмоб, виртуальные личности.

В ходе обзора видов сетевого творчества мы можем прийги к ряду выводов:

1. Сетевое творчество анонимно по своей природе.

2. Оно предъявляет к своим участникам помимо творческих умений еще и наличие практических технических навыков.

3. Как правило, в сети мы имеем дело с виртуальными личностями, своеобразными проекциями реальных людей, при этом реальный пользователь Интернет и его виртуальная проекция могут очень сильно отличаться друг от друга.

4. Виртуальная личность может выступать не только как субъект, но и как объект сетевого творчества; в данном случае как субъект Творчества он создает определенного рода произведения, а как объект творчества может выступать, когда виртуальную личность создают специально с целью убедить других пользователей в её реальности. ' , !

5. Сетевое творчество в большей степени носит фрагментарный, клиповый характер, часто выступает в виде сиюминутных зарисовок, оно спонтанно, но позволяет человеку в полной мере достигнуть самовыражения.

В третьем параграфе «Ценностные аспекты дифференциации творчества» рассматривается самоактуализация и самореализация в процессе творческой деятельности.

Самоактуализация - процесс личностного роста, выявления и реализации собственных возможностей актуальных (чувствуемых) и потенциальных; ей соответствует динамичность, открытость изменениям, развитие, наличие творческого подхода к жизни. Самоактуализация - особый стиль жизни, в основе которого особое мировосприятие, приверженность бытийным ценностям творчества, активности, самопознания и самодостаточности, красоты, понимание экзистенциальной ценности актуального момента (жизни «здесь и сейчас»).

Понятие «самореализация» означает, таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности (формирование концепции прошлого). Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуалгоировавшаяся личность.

В заключении изложены основные результаты исследования, показана необходимость продолжения изучения видовой структуры творчества.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

Публикации в реферируемых журналах и изданиях ВАК:

1. Современные концепции творчества // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2008. - Вып. 1 (57). -0,4 печ. л.

Статьи в сборниках научных трудов, научных и научно-практических конференциях, электронных издатшх зарегистрированных в ГУ Информрегистр:

2. Большаков, A.B. Видовая структура творчества / A.B. Большаков // Аналитика культурологи / ЭНИ. - Тамбов : ТГУ, 2006. № 1 (5). - 0,4 печ. л. http://analicuiturolog.ru. Номер гос. per. 0420600022/0002, ISSN 1990-4045.

3. Большаков, A.B. Проблема определения творчества / A.B. Большаков // Аналитика культурологи / ЭНИ. - Тамбов : ТГУ, 2007, № 1 (7). - 0,8 печ. л. http://analiculturolog.ru. Номер гос. per. 0420700022/0002, ISSN 1990-4045.

4. Большаков, A.B. Взаимосвязь видов творчества / A.B. Большаков // Интеллектуальный потенциал культурологии. - Тамбов, 2007. - 0,3 печ. л.

5. Большаков, A.B. Многообразие видов творческой деятельности / A.B. Большаков // Аналитика культурологи / ЭНИ. - Тамбов : ТГУ, 2007, № 2 (8). - 0,6 печ. л. http://analiculturolog.ru. Номер гос. per. 0420700022/0051, ISSN 1990-4045.

6. Большаков, A.B. Современные концепции творчества / A.B. Большаков // Аналитика культурологи / ЭНИ. - Тамбов : ТГУ, 2007, № 3 (9). -0,6 печ. л. http://analiculturolog.ru. Номер гос. per. 0420700022/0103, ISSN 19904045.

7. Большаков, A.B. Дифференциация форм творчества (особенности коллективного научного творчества) / A.B. Большаков // Аналитика культурологии / ЭНИ. - Тамбов : 1ГУ, 2008, № 1 (10). - 0,3 печ. л. http:// analiculturolog.ru. Номер гос. per. 0420800022/0001, ISSN 1990-4045.

8. Большаков, A.B. Виды сетевого творчества / A.B. Большаков // Аналитика культурологи / ЭНИ. - Тамбов : ТГУ, 2008, № 1 (10). -0,3 печ. л. http://analiculturolog.ru. Номер гос. per. 0420800022/0032, ISSN 1990-4045.

9. Большаков, A.B. Субъективная дифференциация творчества // Аналитика культурологи / ЭНИ. - Тамбов : ТГУ, 2008, №2 (11). - 0,6 печ. л. http://analiculturolog.ru Номер гос. per. 0420800022/0052, ISSN 1990-4045.

Ю.Большаков, A.B. Методы повышения производительности творческой деятельности / A.B. Большаков // Аналитика культурологи /ЭНИ. -Тамбов : ТГУ, 2008, № 2 (11). - 0,5 печ. л. http://analiculturolog.ru. Номер гос. per. 0420800022/0083, ISSN 1990-4045.

Подписано в печать 17.11.2008. Формат 60 х 84 /16. 1,16 усл. печ. л. Тираж 100. Заказ № 506

Издательско-полиграфический центр ТГТУ 392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Большаков, Андрей Валерьевич

Введение

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА

1.1 Определение понятия творчества

1.2 Современные концепции творчества

1.3 Видовая структура творчества

ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Дифференциация форм творчества

2.2 Сетевое творчество как вид дифференциации 113 творчества

2.3 Ценностные аспекты дифференциации творчества 139 Заключение 161 Список литературы

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по культурологии, Большаков, Андрей Валерьевич

Актуальность исследования. Феномен творчества волновал умы философов со времён античности до наших дней. Исследование культурологических аспектов творчества базируется на выявлении в последнем общего стержня, который на фоне разнообразных видов творчества позволяет выявить общие позиции, направленные на социальную самореализацию творца как самодостаточной личности. Методология его изучения традиционно акцентирует внимание на выделении основных, базовых направлениях (социальное, художественное, научное, техническое, религиозно-духовное), редко рассматривая особенности их взаимовлияния. При этом социальное творчество рассматривается как локализованный в пространстве и времени конкретный общественно значимый акт предметной деятельности субъекта, где может быть выявлена его внутренняя структура, образованная взаимодействием составных компонентов в их относительно устойчивой и целостной совокупности.

Научное творчество как вид творчества выступает как деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки. Новыми считаются такие результаты научного исследования, которые существенно расширяют и углубляют имеющиеся знания об объективной реальности и её свойствах. Техническое творчество как вид специфической практической деятельности определяется характером технической задачи, решение которой требует реального средства, изобретения или конструирования его. Оно преимущественно выражается в изменении материала природы при реальном конструировании технического объекта, духовная его константа выступает как идеальное конструирование объекта; охватывая как поиск идеи, так и ее реализацию.

В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность выражена спецификой выражения основной фабулы. Искусство никогда не отрицало силу и мощь научных методов и использовало их в той мере, в какой они помогали решить основную задачу искусства - создания эстетических ценностей; одновременно с этим в искусстве присутствует позиционирование превосходства над наукой в возможности использования силы художественного вымысла, эмоций и фантазии.

Религия - особая форма творческого осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного, и в зависимости от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта форма творчества направлена на укрепление и формирование веры, подкрепленной мистическим опытом, который расширяется по мере взращивания последней и приобретения специфических навыков и методов работы вхождения в состояние расширенного сознания.

Исследование каждого из направлений позволяет считать, что все они имеют единый внутренний стержень и определяются общими условиями, с одной стороны, дифференциации человеческой деятельности, вытекающей из общественного разделения труда; с другой — природой самого творчества синтетичного и единого в своей основе, где тяготение к единству здесь проявляется ярче, чем где бы то ни было. Все виды творчества связаны друг с другом как в своих истоках (материальная производственная деятельность людей), так и в своих конечных целях (обеспечить наряду с решением ближайших задач и глобальную задачу всестороннего и гармоничного развития человека).

Одновременно с этим развитие социальных процессов амбивалентно акцентирует видовую структуру творчества и его единство. С одной стороны, в отдельные эпохи преимущественное развитие получают научное и техническое творчество, что может уменьшить «удельный вес» других видов, не ограничивая при этом их развития. С другой стороны, современность подчеркивает взаимосвязь и взаимодополнение видов творчества, имеющие общую природу проявлений, где развитие одних видов творчества содействует развитию других.

Несмотря на значительный общий объём исследований творчества, изучение выделенных позиций достаточно размыты. Как правило, вопросы, связанные с видовыми особенностями упоминаются вскользь; в большинстве случаев даётся описание отдельных видов творчества, связанных непосредственно с темами авторов.

При этом именно культурологические аспекты творчества и их исследование позволяют выявить общую качественную направленность видовой структуры творчества и рассмотреть эту синтетичность на новых его видах, в частности сетевых, что подчеркивает актуальность избранной проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время существует значительный объём научных публикаций исследующих различные аспекты творчества. Проблеме творчества в своих исследованиях уделяют внимание философы, психологи, культурологи, социологи и искусствоведы. При этом основной акцент делается на психологических и практических сторонах изучаемого феномена.

Вопросы сущности и природы творчества рассматривали B.C. Библер, Г.С. Батищев, П.П. Гайденко, Н.Ф. Овчинников и др. Проблемы теории творчества, природа и закономерности творчества, место творчества в жизни общества, социальная значимость творчества представлена в трудах А.Т. Шумилина.

Лингвокультурологическая разработка смыслов «творчества» широко представлена в работах С. Ожегова, В. Даля, А.И. Серавина, В.Н. Николко, П.П. Крамара. Философские аспекты творчества, творчество как социальный феномен, социальные аспекты научного творчества, анализ гносеологических и методологических вопросов развития науки и техники в условиях научно-технической революции представлены в работах Д.И. Широканова.

Философия и психология творчества, аспекты мышления, проблема творчества в истории философии, диалектико-материалистическая концепция творчества, качества творческой личности изучались Б.Ф. Сорокиным.

Сущность и взаимосвязь творческой деятельности глубоко проработана Ю.А. Хариным, структура и механизмы творческой деятельности

И.П. Колошиным, аксиология его - в трудах О.И Табидзе.

Проблемы типологии творчества и специфики его основных видов исследовали М.С. Каган, В.Ф. Асмус, В.И. Белозерцев, Е.С. Громов, А.К. Сухотин, JI.B. Яценко, Б.Г. Юдин и др.

Социально-коммуникативные механизмы и условия становления творчества, социокультурные основания процессов мистифицирования и мифологизации творчества и их роль в социальном освоении и закреплении креативных нововведений - И.Н. Дубина.

Проблемы научного творчества в психологии, психология творческого мышления - Я.А. Пономарёв, C.JI. Рубинштейн, A.M. Матюшкин.

Объём исследований, затрагивающий культурфилософские аспекты творчества, представлен на общем фоне менее ярко. На этом фоне изучение видовой структуры творчества исследована лишь частично - вопросы видов и форм творчества затрагиваются в ряде работ, но, как правило, носят вспомогательный характер при рассмотрении каких-либо проблем творческой деятельности. Основное внимание уделяется конкретному виду, зачастую либо научному, либо художественному, что позволяет считать, что комплексное рассмотрение основных видов и форм творчества, выстроенных в целостную систему социальной деятельности людей, позволяет определить тему как мало изученную, теоретическая значимость и новизна которой подтверждает актуальность исследования.

Целью исследования является анализ культурологических аспектов основных видов и форм творческой деятельности человека. В соответствии с целью исследовании поставлены и основные задачи'.

1. Провести семантический анализ понятия творчества, разработать понятийный аппарат исследовательского феномена с учётом специфики избранной проблемы и рассмотреть наиболее значимые современные научные концепции, полифункционально исследующие стороны творчества.

2. Выделить основные виды творческой деятельности, определить структурно-функциональные механизмы их взаимодействия.

3. Определить основные формы творческой деятельности в видовой структуре, определив их единую творческую компоненту.

4. Выявить культурологические аспекты творчества как общую качественную направленность видовой структуры.

5. Рассмотреть особенности единства дифференциации современных видов творчества на примере сетевого творчества.

6. Исследовать ценностные аспекты дифференциально-целостного сетевого творчества.

Объектом исследования является творческая деятельность, предметом - культурологические аспекты как качество видовой структуры творчества.

Применяются следующие методы исследования: контент-анализ научной литературы; метод системного анализа; компаративный, структурно-функциональный, герменевтический, этимологический методы.

Научная новизна исследования состоит в: обосновании подхода к творчеству, основанному на понимании его как специфической деятельности, направленной на создание новых материальных и духовных ценностей. Она свойственна только человеку, является особым видом отношений и социальных действий людей и ориентированная на порождение (открытием, изобретением, созданием) нового; •

• выделено шесть базисных видов-структур творчества (научное, техническое, социальное, религиозное, художественное, сетевое), каждое из которых опирается на свою методологию исследования, собственные механизмы познания, обработки информации, навыки приобретения специфического опыта, которые взаимодополняются и обогащаются друг другом;

• выявлена дифференциальная структура формообразования творчества, в которой, в зависимости от субъектов творческой деятельности, выделяются индивидуальная, групповая и коллективная формы её формы, каждая из которых обладает собственной семантической, функциональной, структурной и динамической сущностью;

• выделению, порожденному информтехнологиями сетевого творчества, представленного в функционально-формообразующих аспектах - блогах, подкастингах, фотожабах, флешмобах, создаваемых новым типом творцов - виртуальными личностями;

• обоснованию того, что все виды творчества влиты друг в друга, взаимодополняют самих себя и реализуют функцию самоактуализации, представленную как процесс личностного роста, выявления и реализации собственных возможностей актуальных (чувствуемых) и потенциальных.

Теоретико-практическая значимость заключается в разработке классификации видов творчества, исследовании его структурно-функциональных компонентов. Акцент сделан на возникновение новейших направлений в творчестве людей, учитывающих развитие информационных технологий — сетевого творчества и их влияние на развитие мировой культуры.

Область применения результатов научного исследования -рассмотрение тем затрагивающих проблемы творчества во время преподавания предметов культурологического, философского и эстетического цикла. В качестве базовой теоретической основы при изучении творческих процессов и их видовых особенностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурологические аспекты творчества основываются на выявлении доминантного стержня, который базируется на общих позициях, направленных на познание окружающего в форме социальной самореализации творца как самодостаточной личности. Само творчество понимается как специфическая деятельность, создающая новые материальные и духовные ценности. Оно свойственно только человеку и является особым видом отношений и социальных действий людей, ориентированных на созидание нового.

2. Видовая структура творчества представлена как социальное творчество - общественно значимый акт предметной деятельности субъекта (субъектов), образованная взаимодействием составных компонентов в их относительно устойчивой и целостной совокупности; научное творчество - вид, направленный на производство нового знания; техническое творчество, определяемое характером технической задачи; художественное творчество -эстетико-фантазийное отображение действительности, создающее эстетические ценности; религиозное - особая форма творческого осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного, формированием и наращиванием мистического опыта, и, в зависимости от этого, направленностью результатов человеческих действий и жизни человека; сетевое - порожденное новым - виртуальным видом творца - синтетический вид творчества.

3. Каждый из видов творчества имеет свою структурно-функциональную основу, основанную на собственной методологии исследования, уникальных механизмах познания, обработки информации, навыках приобретения специфического опыта, которые взаимодополняются и обогащаются друг другом.

4. Формы творчества (индивидуальная, групповая, коллективная) порождают и расширяют видовую структуру деятельности, привнося в нее методы познания мира и методологии его исследования из смежных видовых структур. Все это созидает новую смысловую и динамическую насыщенность творческих актов и актированной творческой деятельности в целом.

5. Насыщенность современной жизни творчеством выстраивает новые его формы, в которых происходит трансформация существующих ранее, где все его виды взаимодополняют самих себя и реализуют функцию самоактуализации. Она представлена как процесс личностного роста, выявления и реализации собственных возможностей актуальных (чувствуемых) и потенциальных. Ей соответствует динамичность, открытость изменениям, наличие творческого подхода к жизни. Самоактуализация - особый стиль жизни, в основе которого лежит особое мировосприятие, приверженность бытийным ценностям творчества, активности, самопознания и самодостаточности, красоты, понимание экзистенциальной ценности актуального момента (жизни «здесь и сейчас»).

Апробация результатов исследования. Основные результаты и положения диссертационного исследования опубликованы автором в научных статьях, докладах на научных конференциях.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурологические аспекты видовой структуры творчества"

Заключение

Подводя итоги проделаной работе, мы можем отметить следующее:

Сложность определения самого понятия творчество, результатом которой является существование огромного количества определений свидетельствует о многоуровневости, многообразии представлений о нём. Конечный результат которым исследователь будет определять данное явление зависит в первую очередь от научных дисциплин в рамках которых исследуется творчество, а также будет различаться в зависимости от исследуемых аспектов творчества (изучаем ли мы творчество как деяетельность, как результат деятельности, как психический процесс и т.д.). Таким образом в силу сложности данного явления невозможно сформулировать универсальное определение творчества даже в рамках междисциплинарного научного подхода.

Было сформулировано определение творчества наиболее подходящее к тематике нашей работы - творчество - человеческая деятельность направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, которая свойственна только человеку, является особым видом отношений и социальных действий людей и связана с порождением (открытием, изобретением, созданием) нового.

В ходе исследования научных направлений изучающих творчество было выяснено следующее:

Несмотря на то что проблема творчества является одной из вечных проблем философии в исследовании творчества зделаны значительные успехи, при этом в разное время внимание уделялось различным аспектам творчества - так, например, в 70-80 годы предпочтение отдавалось деятельностной стороне (изучались мотивы, условия, этапы, формы, уровни, ситуации, характер субъектов творчества исключительно как деятельностного феномена), а в 90-е гг. - онтологической стороне творчества (психическое, человеческое, социальное не исключаются из онтологии, но исследуются под особым углом зрения, а именно со стороны их естественно-исторического наполнения, творчество предстает видом новаций, частью естественных явлений, продолжением, развитием космических процессов, реализующихся в развитых формах, правда, через исключительные образования окружающего нас мира - психику, человека, общество). Также мы пришли к выводу что, хотя в настоящее время число публикаций посвященных творчеству огромно, большая часть из них делает акцент на психологических аспектах данного явления, либо затрагивает практические рекомендации по развитию творческих направлений в различных видах человеческой деятельности. В то же время исследования затрагивающие изучение творчества как предмета исследования философии представлено значительно скромнее.

Были выделены основные виды творчества, входящие в состав видовой структуры творчества: социальное, научное, техническое, художественное, религиозно-духовное.

Проанализированы их особенности и механизмы взаимодействия:

При оценке роли и влияния конкретных видов творчества важно соотносить каждый вид творчества с общественной жизнью в целом и с разнообразными видами деятельности людей.

Взаимосвязь между отдельными видами творчества находит выражение в плодотворном развитии стыковых пограничных областей между ними.

Наряду с подчеркиванием взаимосвязи и взаимодополнения видов творчества следует иметь в виду и историческую тенденцию доминирования, преобладания определенных видов творчества.

Взаимосвязь между различными видами творчества следует истолковывать как взаимовлияние, а не в плане вытеснения или полного поглощения одного из них другим.

В зависимости от субъекта творческой деятельности были выделены следующие формы творчества: индивидуальная, групповая, коллективная. Наиболее сложной, но в то же время и наиболее эффективной является коллективная форма творчества. Для неё характерно наличие между членами коллектива формализованных, т. е. поставленных законом в определенные юридические рамки общественных отношений. Наличие и единства цели, и единства руководства, функциональной и структурной дифференциации соответствующего социального образования, что позволяет не только поставить соответствующие творческие задачи, но и организовать работу коллектива. Данное социальное образование выступает как единое социальное целое и рассматривается законом в качестве юридического лица. Существенное возрастание роли коллективной творческой деятельности определяется в настоящее время сложностью задач и проблем, решение которых под силу только коллективу, организованному как творческое целое и функционирующему как самостоятельный субъект научного творчества.

Важная роль в - коллективном творчестве отводится декомпозиции проблемы, при этом каждой группе в коллективе отводится конкретная задача, являющаяся составной частью конечного результата производимого данным коллективом.

Рассмотреть особенности дефференциации современных видов творческой деятельности на примере сетевого творчества.

В ходе исследования основных направлений сетевого творчества (блог, подкастинг, i-mob, фотожаба, виртуальная личность) творчества мы можем прийти к ряду выводов:

1. сетевое творчество анонимно по своей природе;

2. оно предъявляет к своим участникам помимо творческих умений ещё и наличие практических технических навыков;

3. как правило в сети мы имеем дело с виртуальными личностями, своеобразными проекциями реальных людей, при этом реальный пользователь интернет и его виртуальная проекция могут очень сильно отличатся друг от друга;

4. виртуальная личность может выступать не только как субъект, но и как объект сетевого творчества, в данном случае как субъект творчества он создаёт определённого рода произведения, а как объект творчества может выступать когда виртуальную личность создают специально с целью убедить других пользователей в её реальности;

5. сетевое творчество в большей степени носит фрагментарный, клиповый характер, часто выступает в виде сиюминутных зарисовок, оно спонтанно, но позволяет человеку в полной мере достигнуть самовырожения.

При рассмотрении ценностных аспектов дифференциации творчества особую роль играют самоактуализация и самореализация -одни из наиболее важных мотивационных факторов в деятельности творца.

Самоактуализация выступает как высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, а самореализация - процесс раскрытия и реализации способностей, потребностей, знаний, умений, навыков, творческих возможностей человека.

В зависимости от качества творческой личности в нём может преобладать либо стремление самореализоваться даже в ущерб своему социальному положению, либо если личность с комплексами -стремление получить социальное признание, занять определённый статус в обществе. При этом нередко ценности создаваемые творческими личностями в целях самореализации могут быть непринятыми, не понятыми современниками, что зачастую влечёт за собой в зависимости от степени неприятия обществом ухудшение социального благосостояния творца (результаты творчества не пользуются спросом и нет дополнительных источников финансирования) и, возможно, его физического и умственного здоровья в случае общественных гонений, травли.

 

Список научной литературыБольшаков, Андрей Валерьевич, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.

2. Андреева Т.В. Социально-психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления. Ленинград, 1989.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1992.

4. Афанасьева О.В. Творчество: свобода и необходимость. -М., 1995

5. Бассин Е. Двуликий Янус (о природе творческой личности). М., 1996

6. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека.

7. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.

8. Белозерцев В.И. Проблема технического творчества как вида духовного производства. МГУ, 1970.

9. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975

10. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. М., 1998.

11. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.

12. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества. ВП. №2. 1992.

13. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983.

14. Богоявленская Д.Б. Психолого-философский анализ творчества // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М., 1990.

15. ВахромовЕ.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии. Электрон, ресурс. -http://www.hpsy.ru/public/x041 .htm

16. Вахромов Е.Е. Самоактуализация специалиста, менеджера в профессиональной деятельности: проблемы и возможности. Электрон, ресурс. http://hpsv.ru/public/xl 509.htm

17. Вересов Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи. ВП. № 1-2. 1992.

18. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

19. Виденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989.

20. Вильчинский В.Я. Познание и практика в структуре деятельности / Латв. гос. ун-т им. П. Стучки. Рига: Зинатне, 1988.- 199 с.

21. Владимир Болвин, Татьяна Уланова, Подкастинг //Игромания. 2006. - №8 (107). - С. 208-210

22. Волков Ф.И. Литература как вид художественного творчества. — М., 1985.

23. Вон Кью-Кит, Искусство цигун / Пер. с англ. А. Дробышева. М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 1999.-320 с.

24. Вон Кью-Кит, Энциклопедия дзен / Пер. с англ. А. Гарькавого. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 400 с.

25. Волощинов А.В. Математика и искусство. М., 1992.

26. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск, 1998

27. Выготский JI.C. К вопросу о психологии творчества актера. Хрестоматия по психологии художественного творчества / Под ред. A.JL Гройсмана. 1998.

28. Гайденко П.П. Творчество // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1970. Т. 5. С. 186-187.

29. Гальперин П.Я., Данилова B.JI. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач. ВП. №1. 1980.

30. Героименко В.А. Личностное знание и научное творчество. Минск, 1989.

31. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. -М., 1966.

32. Горностай П. П. Творчество, как форма освоения и переживания времени личности. Электрон, ресурс.http://users. i.com.ua/~p gorn/pub 101 .html

33. Горный Евгений. Виртуальная личность как жанр творчества (На материале русского Интернета). Электрон, ресурс. http://www.netslova.ru/gorny/vl.html

34. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.

35. Грачёва JI.B. Воспитание чувств / Психология художественного творчества: Хрестоматия. — Минск, 1999.

36. Григорян К.К., Никифорова О.И. Индивидуальные различия в решении некоторых творческих задач. ВП. №2. 1974.

37. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М., 1987.

38. Деятельность: теории, методология, проблемы: Сборник / Сост. И.Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. - 365 с.

39. Дзикики А. Творчество в науке / Отв. ред. Е.П. Велихов; научн. ред. В.О. Малышенко; пер. с англ. Е.С. Клюшина. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 240 с.

40. Дорфман Л.Я., Ковалёва Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве. ВП. №2. 1999.

41. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта / Хрестоматия по художественному творчеству.

42. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. - 192 с.

43. Дышлевой П.С., Ященко Л.В. Регуляция творческой деятельности. Воронеж, 1986.

44. Елфимов Г.М. Возникновение нового. — М.: Мысль, 1983.

45. Емшин П.С., Худяков В.Л. Оценка качеств творческих кадров. ЛГУ, 1973.

46. Ершов П.М. Технология актёрского искусства. М., 1992.

47. Жуковский В.И. История изобразительного искусства. Философские основания. Красноярск, 1990.

48. Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Смысловая регуляция решения творческих задач / Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.

49. Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать. М., 1994.

50. Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.

51. Каган М.С. Морфология искусства. М., 1972.

52. Коган И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект. ВП. №1-2. 1992.

53. Козленко В.Н. Проблемы креативности личности / Психология творчества / Под ред. Пономарёва Я.А., 1990.

54. Колесникова Е.А. Творчество как предмет исследования в русской психологической науке (конец XIX начало XX в.). 1983.

55. Корогодский З.Я. Из наблюдения о наборе будущих актеров / Художественное творчество. Л., 1983.

56. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М., 1987.

57. Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. М.: Издательский дом "Вильяме", 2004. - 400 с.

58. Косов Б.Б. Творческое мышление и его основы. Magister. №3. 1997.

59. Косьмова В.Е., Воробьёв Ю.Л., Величко Л.М. Творчество как имманентная сущность человека / Творчество и личность. Тезисы. Курск, 1995.

60. Кригер Борис. Виртуальная личность: мифы и реальность. Электрон, ресурс. http://mirbudushego.ru/ram/kriger/ch3.htm

61. Кругликов Р.И. Творчество и память / Интуиция. Логика. Творчество. М., 1987.

62. Кудрявцев В.Т. О различных психологических условиях управления творческой деятельностью.

63. Кравцов Ю.А. Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие, СПБ, 2006.

64. Красавчиков О. А. Творчество и гражданское право: Понятие, предмет и состав подотрасли /О. А. Красавчиков. //Правоведение. -1984. № 4. - С. 14 - 23

65. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

66. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу. ВП. №3. 1987.

67. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 1997.

68. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

69. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Симферополь, 1998.

70. Лосеф А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

71. Лосеф А.Ф. История античной эстетики: Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.

72. Луковников Н.Н. Структурная организация мышления / Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.

73. Майданов А.С. Процесс научного творчества. М., 1983.

74. Максимова С.В. Творчество: созидание или деструкция? -М.: Академический проект, 2006. 224 с.

75. Максимова С.В. От «безличной психологии искусства» к психологии «личности в искусстве» / Сб. материалов конференции, посвящённой памяти Л.С. Выгодского. М., 2002.

76. Материалы конференции «Творчество, общение, личность». ВП. №1. 2000.

77. Матюшкин A.M. Загадки одарённости. М., 1993.

78. Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2003. - 720 с.

79. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. ВП. №4. 1982.

80. Мелик-Пашаев А.А. А.С. Пушкин и психология художественного творчества. ВП. №5. 1998.

81. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству. ВП. №5. 1998.

82. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступени к творчеству. М., 1987.

83. Методологические проблемы теории творчества. М., 1973.

84. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М., 1986.

85. Минченко Т.П. Творчество как фактор интеграции в личностном развитии / Творчество и личность. Тезисы. Курск, 1995.

86. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. М., 1972.

87. Наука и научное творчество / Под ред. М.М. Карпова. -Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1970

88. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб: Речь, 2006. -220 с.

89. Николко В.Н. Творчество как новационный процесс: (Филос.-онтол. анализ). Симферополь: Таврия, 1990. - 189 с.

90. Овчинников Н.Ф. Историко-научный и методологический подходы к анализу творчества / Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М., 1990.

91. Овчинников Н.Ф. Как возможно изучение творчества // Наука и творчество. Ярославль, 1986. С. 14.

92. Овчинников В.Ф. Диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности и развитие творческого потенциала субъекта труда. М., 1982.

93. Огурцов А.П. Междисциплинарные исследования творчества: итоги, поиски, перспективы / Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М., 1990.

94. Огурцов А.П. Экзистенциальность правды или объективность истины: конфликтность установок творческой личности / Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М., 1990.

95. Олишевский С.Е. Гуманистическая психология и феноменологический подход / Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 1997.

96. Панкова Г.Г. Творчество как способ бытия личности / Творчество и личность. Тезисы. Курск, 1995.

97. Панкратова Л.Э. Феномен стиля учёного как характеристика творчества / Творчество и личность. Тезисы. Курск, 1995.

98. Петров В.В. К определению актёрских способностей / художественное творчество. Л., 1983.

99. Петров В.М. Рефлексия в истории художественной культуры. Её роль и перспективы развития / Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.

100. Петровский В.А., Огнев А.С. Креативный потенциал субъектогенеза / Творчество и личность. Тезисы. Курск. 1995.

101. Пензин С.Н. Анализ фильма. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. 31 с.

102. Пензин С.Н. Кино и современность: Тематический план курса и методические указания к изучению темы "Современный кинопроцесс", Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004. - 14 с.

103. Пензин С.Н. Основы киноискусства: Методические указания для студентов естественных и гуманитарных факультетов. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. - 45 с.

104. Пигров К.С. Научно-техническое творчество. JL, 1979.

105. Пископпель А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу. ВП. №2. 1999.

106. Платонов К.П. О системе психологии. М., 1972.

107. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.

108. Пономарев Я.А. Психология творения. М. Воронеж, 1999.

109. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса / Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.

110. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.

111. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Развитие современных исследований творчества / Хрестоматия по художественному творчеству.

112. Пономарёв Я.А. Проблемы исследования творчества ( О различии психологического и философского исследования творчества) // Сб.: Проблемы философии. Киев, 1978. - №44.

113. Проблемы человека в современной философии. М., 1969.

114. Психологические исследования творческой деятельности. М„ 1975.

115. Психологические проблемы творческой деятльности. Киев, 1990.

116. Психология творчества / Под ред. В.Г. Грязевой. -Челябинск, 1995.

117. Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева. М., 1997.

118. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2003. - 752 с.

119. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. М., 1967.

120. Ратнер-Кирнос Д. Вдохновение и откровение. М., 1995.

121. Рождественская Н.В. Психология сценической деятельности / Психология художественного творчества: Хрестоматия, Минск, 1999.

122. Розин В. М. Типы и дискурсы научного мышления. М.: Эдиториал УРСС, 2000

123. Роттенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества / Художественное творчество. Л., 1982.

124. Рунин Б.М. Творческий процесс в эволюционном аспекте // Художественное и научное творчество, Л., 1972. С. 54-67.

125. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. Л., 1982.

126. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: предмет, концепция, проблемы. Автореф. доктор. СПб., 1996.

127. Серавин А.И. Исследование творчества. Электрон, ресурс. http://azps.m/polpsy/lib/seravintvor/index.html

128. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопр. философии. 1992. №11. С. 3-5.

129. Слемнев М.А. Свобода творчества в научном познании. -Минск, 1980.

130. Современные проблемы теории творчества: Сб. науч. ст. / Ин-т пром. собственности и инноватики; Под ред. Г .Я. Буша. -М.: НПО «Поиск», 1992. 118 с.

131. Солтыс Алена, Интернет-дневники как социальное явление //Mobi. 2007. - №3 (31). - С. 109-113.

132. Столович JI.H. Эстетическое в действительности и в искусстве. М., 1959.

133. Тарасов Г.С. О психологии искусства. ВП. № 1-2. 1992.

134. Творчество и культура: развитие таланта в искусстве и культуре (материал конференции). ВП. №2. 1997.135. «Творчество и современный научный прогресс», Симпозиум. Ленинград, 1966

135. Творчество как фактор формирования личности: Материалы второй международной научно-практич. конференции. 18-20 мая 2001 г. / Отв. ред. Ильясова Р.Х. -Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. 149 с.

136. Творческие методы и литературные направления: Сб. ст. -М.: Изд-во МГУ, 1987. 203 с.

137. Творческий метод. Сборник статей / Общая ред. и сост. В.А. Разумного. М., «Искусство», 1960. - 344 с.

138. Творчество в искусстве искусство творчества / Ред.-сост. Л. Дорфман, К. Мартиндейл, В. Петров и др. - М.: Наука; Смысл, 2000. - 549 с.

139. Творчество в научном познании / Под общ. ред. Д.И. Широканова, Ю.А. Харина. Мн., «Наука и техника», 1976. -232 с.

140. Творческая природа научного познания: Сб. ст. / АНСССР, Ин-т философии; Отв. ред. Д.П. Горский. -М.: Наука, 1984.-288 с.

141. Троицкий Николай. Россия в XIX веке: Курс лекций. Электрон, ресурс. http://scepsis.ru/library/id1421.html

142. Ушаков Д.В. Творчество и «дарвиновский» способ его описания. ПЖ. №3. 2000.

143. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

144. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

145. Ходаков Ю.В. Как рождаются научные открытия. М.: Наука, 1964.

146. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.

147. Художественное и научное творчество. JL, 1972.

148. Художественное творчество в системеме социалистической культуры. М., 1986.

149. Цапок В.А. Творчество: Философский аспект проблемы. Кишинёв, 1989.

150. Цукерман Г.А. Обучение, творчество и понимание как синонимы. ВП. №2. 1999.

151. Человек: Философские аспекты сознания и деятельности. Минск, 1989.

152. Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М.: УРСС, 2004.-287 с.

153. Шамис A.JI. Пути моделирования мышления: Активные синергические нейронные сети, мышление и творчество,формальные модели поведения и "распознавания с пониманием". М.: КомКнига, 2006. - 336 с.

154. Шувалов А.В. Ценности самоактуализации и терминальная ценность как факторы личностной вовлечённости педагога в процесс профессиональной деятельности. Электрон, ресурс. http://www.firstjob.ru/?ScienceView&ID=197 -21.09.2006

155. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высш. шк., 1989.- 141 с.

156. Шумилин А.Т. Проблемы структуры и содержания процесса познания. М., 1969.

157. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М., 1989.

158. Ярошевский М.Г. «Надсознательное в научном творчестве»//Мир психологии. №4. 1996.

159. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. (Хрестоматия.)

160. Яценко JI.B. Природа творческой деятельности. М., 1987.