автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Творчество Карлоса Чавеса. К вопросу становления мексиканской профессиональной композиторской школы

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Доценко, В.Р.
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Творчество Карлоса Чавеса. К вопросу становления мексиканской профессиональной композиторской школы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Доценко, В.Р.

Введение.4

ГЛАВА. I. МЕКСИКАНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА НА

РУБЕНЕ Х1Х-ХХ ВЕКОВ.18

Особенности взаимодействия индейского и испанского начал в народной мексиканской музыке.18

Основные направления развития профессиональной мексиканской музыки в XIX и начале XX веков. Творчество Мануэля Мариа

Понсе.26

ГЛАВА П. ТВОРЧЕСТВО КАРЛОСА ЧАВЕСА 1921годов.43

Основные тенденции развития творчества

К.Чавеса.46

Историко-социальные и эстетические основы индихенизма ("Индейская симфония") 52

Фольклор и современность в творчестве

К.Чавеса (Произведения для фортепиано.

Балет "Лошадиные силы").82

ГЛАВА Ш. ТВОРЧЕСТВО КАРЛОСА ЧАВЕСА 1937-1978 годов 117

Основные направления развития латиноамериканской музыки на современном этапе 117

Синтез основных тенденций творчества К.Чавеса (Концерт для фортепиано с оркестром.

Третья симфония).137

ЗШШЕНИЕ.168

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по искусствоведению, Доценко, В.Р.

XX столетие стало эпохой решительных сдвигов в социальной, общественной и культурной жизни стран Латинской Америки. Все более весомым становится вклад латиноамериканской культуры в мировую культуру. Всемирную известность уже в довоенные годы получило творчество мексиканских художников Клемента Ороско, Диего Риверы, Альфаро Сикейроса, никарагуанского поэта Рубена Дарио, бразильского писателя Жоржи Амаду, кубинского поэта Николаса Гильена, чилийского поэта Пабло Неруды. В последние десятилетия мы стали свидетелями новых успехов латиноамериканской литературы, открывшей самобытный духовный мир латиноамериканцев в произведениях колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса, аргентинца Хулио Кортасара, кубинца Алехо Карпентьера, мексиканца Карлоса Фуэнтеса.

Принципиальные изменения произошли в сфере музыкального творчества. "Уже в 20-30-х годах нашего века, - пишет В.Д.Ко-нен, - ряд крупных художественных явлений, возникнув на н е -евровейской культурной почве, полностью укладывался в общее русло европейской оперной и симфонической музыки. понятие "мировая музыка" перестает отождествляться всецело с искусством Европы" / 56, с.371 /. Действительно, творчество таких композиторов как Эйтор Вилла Лобос в Бразилии, Амадео Рольдан и Гарсиа Катурла на Кубе, Альберто Хинастера в Аргентине свидетельствует о том, что музыкальная культура Латинской Америки достигла той степени зрелости, при которой она способна на создание музыкально-художественных ценностей общечеловеческого значения.

Однако, вклад латиноамериканской музыки в мировую музыку не оценен еще в достаточной степени. Со всей очевидностью следует нризнать, что нам известны лишь отдельные сочинения латиноамериканских композиторов, целостного же представления об их творчестве пока не имеется. Даже творчество самого старшего из них, Билла Лобоса, наиболее известного и уже не нуждающегося в рекомендациях, практически мало известно у нас в стране, его произведения исполняются далеко не так часто, как они того заслуживают. Творчество же других композиторов известно еще в меньшей степени. Это обстоятельство вызвано рядом причин объективного плана. Среди них и фактор географической удаленности стран латиноамериканского континента, и недостаток информации, и целый ряд более широких причин социально-политического и экономического характера. Имеет место и привычная инерщя европоцентризма во взглядах на музыкальное искусство неевропейских стран, порождающая определенную недооценку новых явлений музыкальной жизни.

Между тем, проблемы, которые приходится решать представителям молодых национальных композиторских школ Латинской Америки, имеют самое широкое значение и проанализировать пути их решения представляется весьма актуальным. Процесс возникновения и становления национальных композиторских школ, имеющий в Европе многовековую историю, на латиноамериканском континенте вступил в активную фазу лишь в конце XIX - начале XX века. Продолжается он и в настоящее время. Характерной особенностью этого процесса является то, что он проходит под мощным воздействием модернизма, различного рода интернациональных течений, в значительной степени затрудняющих становление национального начала в композиторском творчестве. В этих условиях кардинальными проблемами латиноамериканской профессиональной музыки становятся проблемы национального своеобразия, соотношения национального и интернационального. Их изучение может пролить новый свет и на аналогичные проблемы в современной европейской музыке.

Творчество латиноамериканских композиторов может иметь и специальный интерес для советских композиторов и музыковедов. Знакомство с новыми музыкальными образами, связанными с преломлением самобытных традиций народной музыкальной культуры, основанной на иной, неевропейской музыкальной системе, может способствовать расширению круга выразительных средств и обновлению музыкального языка.

Изучение творчества латиноамериканских композиторов позволяет также обнаружить новые аспекты интернациональных связей европейской музыкальной культуры, выявить то объективно ценное, что унаследовано музыкальными культурами стран Латинской Америки от музыкальной культуры Европы и, таким образом, еще глубже осознать значение вклада европейской музыки в мировую музыку.

Весьма актуальным представляется изучение творчества мексиканских композиторов. Музыкальная культура Мексики является одной из наиболее развитых музыкальных культур Латинской Америки. В ней сосредоточились как многие типичные черты латиноамериканской культуры, так и черты яркого национального своеобразия. В XX веке в Мексике образовалась одна из наиболее зрелых композиторских школ в Латинской Америке. Наибольший вклад в ее становление внесли Мануэль Марна Понсе (1882-1948),

Сильвестре Ревуэльтас (1899-1940) и Карлос Чавес (1899-1978). Эти три композитора, творческие пути которых пересекаются в эпоху мексиканской революции 1910-1917 годов, впервые в Мексике сознательно и целенаправленно стали осуществлять задачу создания подлинно национальной музыки. В их творчестве определились основные направления развития мексиканской музыки, проявились черты национального стиля. Современная музыкальная культура Мексики неразрывно связана с именем Карлоса Завеса. На протяжении более полувека, с 20-х по 70-е годы он находился в центре музыкальной жизни страны, являясь неоспоримым лидером мексиканских музыкантов. Чавес явился создателем, и на протяжении более чем 20 лет бессменным руководителем Национального симфонического оркестра, ставшего подлинным центром музыкальной жизни Мексики. Он осуществил более 250 первых исполнений в Мексике произведений композиторов-классиков и современных авторов, познакомил мексиканскую публику со многими произведениями русских и советских композиторов. Велики заслуга Чавеса в пропаганде музыки мексиканских композиторов. Его оркестром было исполнено впервые 93 произведения 33-х мексиканских авторов. В 30-е годы, будучи директором Национальной консерватории, Чавес произвел коренные реформы в системе обучения. Занимаясь на протяжении всей жизни педагогической работой, он воспитал целую плеяду мексиканских музыкантов. Как общественный и государственный деятель Чавес занимал в течение ряда лет важные посты в руководстве культурной жизнью Мексики. Так, с 1947 по 1952 годы он был директором Национального института Изящных искусств, что было равносильно посту Министра культуры. В эти годы впервые в Мексике организуются регулярные спектакли оперы, делаются многочисленные заказы мексиканским композиторам в этом жанре. Организуется Академия мексиканского танца, в которой за пять лет было поставлено 25 балетов мексиканских авторов. Проводится целый ряд других мероприятий, обеспечивших значительную активизацию культурной жизни Мексики. На протяжении всей творческой жизни Чавес вел активную исполнительскую работу, регулярно выступал в качестве дирижера с ведущими оркестрами стран Латинской Америки, США и Европы. Он является также автором многих рабойхо различным вопросам музыковедения. Многогранная деятельность Чавеса позволила ему выдвинуться в ряд наиболее видных музыкальных делителей всего американского континента4".

Значителен объем творчества Чавеса. Он является автором семи симфоний, оперы, четырех балетов, четырех концертов с оркестром - для фортепиано, скрипки, виолончели и тромбона, многочисленных камерных произведений для различных составов, целого ряда сочинений для отдельных инструментов. Музыка Чавеса привлекала внимание многих ведающихся исполнителей. Среди них скрипач Рудольф Шеринг, пианисты К&щин Лист и Клаудио Аррау, дирижеры Леопольд Стоковский, Леонард Бернстайн и многие другие. Имеется множество самых высоких отзывов о его творчестве. "Карлос Чавес, - пишет североамериканский композитор Аарон Коплецц, - один из ярчайших из известных мне современных композиторов. Он отразил в своем творчестве почти все основные проблемы новейшей музыки: ниспровержение германских идеалов, объективизацию чувства, использование фольклорного материала для выражения национального характера, сложные ритмы, противол

Боле е подробно о творческом пути К.Чавеса см. в разделе "Хронограф творческого пути". доставление линеарной зашей вертикальной, специфически "модернистски" звучащие образы. Это музыка, которая всецело принадлежит нашему времени. Она не суррогат жизни, но само проявление жизни. Она понятна и ясна по звучанию, не призрачна и размягчена. Это поистине современная музыка в самом буквальном значении этого слова" / 128, с.203 /. Приведем также высказывание видного музыкального критика США. Герберта Уэйнсто-ка о музыке Чавеса. Он пишет: "В этих страницах вся необъятность Мексики, неумолимое и безразличное величие ее кажущихся пустынными вулканических земель. В них также весь мексиканский народ с его горьким юмором, добродушием, неудержимой отвагой, с его стойкой и оправданной гордостью, которую он смог пронести сквозь века жестокой эксплуатации" / 206, с.73 /. Автора данной диссертационной работы музыка Карлоса Чавеса привлекла своей нестацдартностыо, неустанным духом поиска своего собственного пути, сознанием высокой ответственности художника на судьбы национального искусства. Это и предопределило выбор темы исследования.

Целью данной диссертационной работы является исследование творчества Карлоса Чавеса - крупнейшего представителя современной национальной мексиканской композиторской школы, в произведениях которого с наибольшей полнотой и художественной зрелостью отразились основные тенденции развития мексиканской профессиональной музыки: опора на национальный фольклор,связь с традициями европейской классической музыки и современными интернациональными речениями.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:

1. Проанализировать взаимодействие ицдейского и испанского начал в народной мексиканской музыке.

2. Проследить основные направления развития мексиканской профессиональной музыки.

3. Вскрыть исторические связи творчества К.Чавеса с важнейшими национальными тенденциями мексиканской музыки.

4. Выявить основные черты индивидуального стиля и самобытности музыки Чавеса на основе анализа его наиболее значительных произведений.

5. Определить роль творческого наследия Чавеса в современной музыкальной культуре стран Латинской Америки.

Новизна материала исследования обусловила необходимость введения в диссертащю специального обзорно-©сторического раздела, освещающего некоторые существенные особенности становления мексиканской нации и специфические черты музыкальной культуры Мексики. Выполнению этой задачи посвящена первая глава диссертации - "Мексиканская музыкальная культура на рубеже ИХ-ХХ веков". Вторая и третья главы посвящены, в основном, главной проблеме диссертации - изучению процесса становления мексиканской композиторской школы на примере творчества Карлоса Чавеса. В заключении диссертащи делаются обобщающие выводы по проблемам, поднятым в работе.

В диссертацию введен также раздел "Приложения", состоящий из следующих подразделов: а) Примечания, включающие некоторые дополнительные сведения по музыкальной культуре Латинской Америки и творчеству Чавеса; б) хронограф творческого пути К.Чавеса; в) перечень основных произведений К.Чавеса; г) нотные примеры.

Данная работа написана на основе критического изучения и обобщения данных следующих трех основных групп источников:

1) литература по проблемам общего характера: идеология, культура, история;

2) литература по проблемам истории и теории музыки, музыкальной фольклористики и эстетики;

3) нотографнческий материал.

В диссертации использованы работы на русском, испанском и английском языках.

Многие работы латиноамериканских авторов сосредоточены вокруг одной из главных проблем, занимающих углы латиноамериканских мыслителей - проблемы историко-культурной самобытности Латинской Америки. Создателем первой концепции самобытности явился ведающийся аргентинский мыслитель XIX века Даниэль Фа-куцдо Сармиенто / 95 /, труд которого - "Факундо. Варварство и цивилизация" не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня. Идея противопоставления "варварства" и "цивилизации" оказалась исключительно плодотворной в условиях Латинской Америки и с кавдым новым поворотом истории обретает новый жизненный смысл. Ряд важнейших выводов сделан в труде перуанского философа-марксиста Хосе Карлоса Мариатеги "Семь очерков истолкования перуанской действительности" / 26 /. Его положения, разработанные на основании анализа перуанской литературы, распространяются и на другое сферы латиноамериканского искусства. Специфика латиноамериканского "мировидения" раскрывается в трудах современного мексиканского ^лософа Леопольдо Cea / 104106 /, создателя <|илосо$ии "мексиканской сущности", в эссе из-* вестного мексиканского поэта Октавио Паса "Лабиринт одиночества" / 91 /, в ряде произведений художественной прозы, таких как романы Алехо Карпентьера "Потерянные шаги" / 78 /, Карлоса фуэнтеса "Край безоблачной ясности" / 41 /.

Специальная музыковедческая литература на испанском языке весьма обширна по количеству названий. Она включает книги, научные бюллетени и сборники трудов, фольклорные публикации, отдельные статьи и т.п. Эти материалы неравноценны по содержанию и научному уровню. Сравнительно немногочисленны среди них работы обобщающего плана - такие как "История латиноамериканской музыки" Роландо Гарсиа / 154/ и "История испанской и испаноамериканской музыки" Soce Субира / 199 /. К этой группе трудов примыкает известная нам в испанском переводе "История испанской музыки" английского музыковеда Энн Ливермур / 166 /. Примечательно, что автор этой книги заканчивает ее рассмотрением творчества Карлоса Чавеса, включая его в оригинальную, хотя и небесспорную концепцию общности испанской и латиноамериканской культур.

Основными источниками по мексиканскому фольклору послужили труды ведающегося мексиканского фольклориста Висенте Тори-био Мендосы / 176-182 /. Представляет интерес также издание

Фольклорные исследования в Мексике" / 161 /, в котором красочные описания празднеств и обрядов сопровождаются множеством нотных примеров народной музыки, бытующей в настоящее время в Мексике.

В целом ряде статей латиноамериканских авторов весьма остро ставится проблема "поиска путей". Среди них выделяются статьи аргентинского композитора Мариано Эткина "Размышления о музыке авангарда в Латинской Америке" / 147 / и мексиканского композитора Мари о Кури-Альданы "Проблема выбора для мексиканского композитора: народный национализм или мираж универсализма" / 163 /.

Во многих латиноамериканских и других изданиях имеются материалы о творчестве Карлоса Чавеса. Среди них наиболее значительным трудом является монография аргентинского музыковеда и композитора Роберто Гарсиа Морильо "Карлос Чавес. Еизнь и творчество" / 153 /, в которой прослеживается творческий путь композитора вплоть до 1957 года. В монографии освещается многогранная деятельность Чавеса, производится анализ;,его произведений, прослеживается эволюция его эстетических взглядов. Материалы мексиканского издания "Национальное чествование Карлоса Чавеса" / 158 /, готовившегося к 80-летнему юбилею композитора, но вышедшего уже после его кончины, помогли точнее расставить главные вехи в его творчестве, уточнить данные о позднем периоде его жизнедеятельности.

Значительным явлением в мексиканском музыкознании стали труды Отто Майера-Серры. Богатый фактографический материал содержится в его "Панораме мексиканской музыки" / 174 /. ЕМу принадлежит также энциклопедический труд "Музыка и музыканты

Латинской Америки" / 173 /, ряд основополагающих статей о современной музыкальной культуре Мексики / 172, 175 /. Творчеству Чавеса в работах О.Майера-Серры уделяется самое пристальное внимание, можно с уверенностью сказать, что они оказали определенное воздействие на выработку идейно-эстетической позиции самого композитора.

Многочисленные отзывы о творчестве Чавеса имеются в печати США. Помимо уже цитируемых выше работ А, Коп ленда и Г.Уэйн-стока отметим здесь также работы критика Пауля Розенфельда / 192, 193 /. Его красочные, полемически заостренные комментарии к произведениям Чавеса имеют, кроме всего, и свою самостоятельную ценность как выражение "американской" точки зрения на музыкальное искусство.

Зарубежные источники требуют к себе особого отношения. В латиноамериканской научной литературе существует множество неустойчивых понятий и определений, различных и, зачастую, противоположных точек зрения на многие вопросы, касающиеся коренных проблем культуры. Взгляды, высказываемые латиноамериканскими исследователями, подчас слишком субъективны и соответствуют скорее требованиям данного момента, чем устойчивой исторической перспективе. Не все явления укладываются в рамки принятых формулировок и определений. Поэтому автору диссертации приходилось проявлять известную осторожность в оценке тех или иных высказываний и использования терминологии, принятой в Латинской Америке.

Советская музыкальная латиноамериканистика находится в начальной стадии своего развития. Известен лишь небольшой круг авторов, занимающихся этими вопросами. Подлинным пионером изучения в нашей стране музыкальной культуры Латинской Америки по праву можно считать П.А.Пичугана, работы которого т являются основополагающими в данной области . Особенно выделим здесь его монографию "Мексиканская песня" / 62 /, на многие положения которой опирался автор данной диссертационной работы при освещении вопросов, посвященных народной мексиканской музыке. В монографии П.А.Пичугина прослеживается историческое формирование богатого и разнообразного песенного фольклора Мексики, ввделяются его основные формы и жанры, анализируются ладоинтонащонные особенности и поэтическое содержание. Использование автором многочисленных сведений исторического и общественно-политического характера позволило создать объемное и целостное представление о мексиканской песне как ярком и самобытном явлении мировой музыкальной культуры.

Проблемы музыкальной латиноамериканистики привлекли внимание ряда молодых ученых. В кандидатской .диссертации М.А.Са-понова / 73 / широко ставятся проблемы самобытности кубинской музыкальной культуры в их связи с творчеством кубинских композиторов. Одной из первых публикаций о творчестве Чавеса у нас в стране явилась статья Г.Шохмана "Карлос Чавес" / 72/ . Автор статьи дает развернутый портрет композитора, показывает основ См.: Пичугин П.А. Народная музыка Аргентины. М.: Музыка, 1961. - 207 е.; Он же. Мексиканская песня. М.: Сов. композитор, 1977. - 271 е.; Он же. Музыкальная культура андских народов. М.: Наука, 1979. - 83 е.; Шу принадлежит также ряд статей о музыкальной культуре Колумбии и Перу, о творчестве А.Рольдана, Г.Катурлы, Э.Вилла Лобоса, С.Ревуэльтаса, другие работы. ные направления его творчества, останавливается на некоторых противоречиях его идейно-эстетической позищи. Некоторые положения статьи, однако, нуждаются, на наш взгляд, в определенных уточнениях, поскольку она была написана еще при жизни композитора и ее автор не располагал достаточно полными сведениями о Чавесе. Материалы о творчестве Чавеса, в частности, о. его связях с индейской народной музыкой, имеются также в сборниках "Музыкальная культура стран Латинской Америки" / 60 / и "Культура Мексики" / 20 /. В остальных советских изданиях содержатся лишь отдельные упоминания о Чавесе.

Для нахождения необходимых связей между музыкой и другими областями латиноамериканского искусства был использован ряд работ советских авторов по истории, $илосо$ии, искусствоведению и литературоведению. Среда них труды историков М.С.Альпе-ровича / 6 / , Н.М.Лаврова / 24 /, материалы по национальному и общекультурному вопросам / 30, 31, 32 /, материалы по изобразительному искусству / II, 15, 16, 17, 19 /.

Среди работ по латиноамериканской литературе важное мест то занимают работы В.Н.Кутейщиковой . В них прослеживается формирование мексиканской и латиноамериканской литературы, становление черт ее самобытности. В этой связи автору диссертации было небезынтересно сравнить черты сходства и различия в развитии мексиканской литературы и музыки как частей общекультурного процесса. См.: Кутейщикова В.Н. Роман Латинской Америки в XX веке. М.: Наука, .1964. - 332 е.; Она же. Мексиканский роман. М.: Наука, 1971. - 332 е.; Кутейщикова В.Н. и Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман. М.: Сов.писатель, 1976. - 366 с.

Проблемы, близкие музыкознанию, ставятся в литературоведческой работе А.Ф.Кофмана "Художественное своеобразие пе-сенно-лирических жанров мексиканского фольклора" / 74 /. Автор работы, ограничиваясь анализом поэтических текстов, построил оригинальную и убедительную концепцию самобытности мексиканского фольклора как синтеза индейского и испанского начал.

Методологической основой диссертации является марксистско-ленинское учение о культуре, классовости и народности искусства. При разработке главных проблем диссертации автор исходил из важнейших методологических положений марксистско-ленинской эстетики об историко-художественном процессе, диалектике национального и интернационального, традиций и новаторства.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Карлоса Чавеса. К вопросу становления мексиканской профессиональной композиторской школы"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс становления и развития мексиканской профессиональной композиторской школы, который мы рассмотрели на примере творчества одного из ее основоположников Карлоса Чавеса, является весьма показательным для стран Латинской Америки. В нем проявились как общие закономерности становления национальных музыкальных школ, - преломление в композиторском творчестве традиций национальной культуры, связи с европейской классической музыкой и современными интернациональными течениями, -так и ряд специфических черт, обусловленных особенностями исторического развития стран латиноамериканского региона.

Латиноамериканскую культуру необходимо рассматривать как ответвление западноевропейской культуры. Количественное соотношение автохтонных и европейских элементов в ней складывается в значительной степени в пользу европейских. Поэтому распространение европейской оперно-симфонической традищи на латиноамериканском континенте, в русле которой и в настоящее время развивается латиноамериканская музыка, является исторически закономерным явлением, вытекающим из факта родственности латиноамериканской и европейской культур. Путь, совершаемый в XX веке профессиональной музыкой Латинской Америки, в известной мере сходен с путем, проделанным в свое время странами Восточной Европы и Россией. Это преломление и развитие форм западноевропейского симфонизма на иной национальной основе, и создание затем самостоятельной традищи.

Национальное в Латинской Америке является сложным комплексом интернациональных элементов. Главной чертой, определяющей национальное в Мексике, является ее этнически-культурная двуединость. Следствием ее является изначальная стилистическая двойственность мексиканской музыки, порожденная разнородной идейно-эстетической и музыкальной природой двух основных ее начал - индейского и креольского. Стремление к синтезу ицдейского и креольского в профессиональной музыке является отражением цюцесса этно-культурной эволюции мексиканской нации в единую общность.

Характерной особенностью латиноамериканской духовной жизни являются поиски "латиноамериканской сущности", следствием которых явилось обращение к прошлому, переосмысление роли автохтонного индейского и европейского наследия для национального самосознания и культуры. Одним из наиболее ярких проявлений самобытности мексиканской культуры стала индейская культура. Индейские космогония, мифология, своеобразное мироощущение индейцев явились важным источником самобытности мексиканской музыки. Индихенизм как художественное направление можно считать значительным открытием мексиканской музыки.

Креольская народная музыка в произведениях мексиканских композиторов выступает одновременно в трех качествах, суммируя черты национального своеобразия, общеконтинентальной общности и родства с западноевропейской культурой.

Расширение интернациональных связей и значительно активизировавшийся процесс универсализации культур в современную эпоху способствует тому, что национальное в композиторском творчестве вступает в активное взаимодействие с рядом факторов вненационального плана. Становление профессиональных композиторских школ в Латинской Америке происходит в обстановке резко обострявшихся социально-общественных противоречий, нарастания борьбы народов за осуществление прогрессивных завоеваний, обуславливающих необходимость усиления социальной функции музыкального искусства. Вместе с тем, принадлежность большинства стран Латинской Америки к западному миру способствует усвоению не только его положительного,, но и отрицательного опыта, к чему можно отнести широкое распространение авангардистских тенденций к латиноамериканской музыке, идей, наносящих вред национальному сознанию, размывающих критерии национального. Преодоление этих явлений может быть совершено лишь на основе социального прогресса и демократических завоеваний.

В творчестве Карлоса Чавеса,- крупнейшего представителя современной мексиканской профессиональной композиторской школы, отразились основные направления ее развития. Индейские и креольские элементы мексиканской культуры, преломленные в духе современных идейно-эстетических течений, стали основными составными частями его индивидуального стиля, который можно считать одним из ярких образцов национального мексиканского стиля в профессиональной музыке.

В творчестве Чавеса нашли отражение важные явления латиноамериканской действительности, действительности контрастов,-одновременное сосуществование прошлого и настоящего, противостояние "варварства" и "цивилизации", диалектика мексиканской философии жизни и смерти. Решение этих национальных и общеконтинентальных проблем поднимается в творчестве Чавеса до уровня общечеловеческих обобщений.

Творческий метод Чавеса - метод контрастного сопоставления и синтеза. Синтезирование разнородных элементов в единое целое - главная линия эволюции творчества Чавеса. йндихенизм является важнейшим проявлением самобытности музыки Чавеса. Исторической заслугой Чавеса является, что он не только возродил, но и продолжил уходящую в глубь веков национальную музыкально-поэтическую традицию, найдя для нее подлинно современное применение и развитие. Черты индейского стиля проявляются в преобладании резких, прямолинейных однопло-скостных звучаний; грубой, примитивной лепке деталей и напряженной архитектонике целого; в отражении крайних состояний человеческого духа - безжалостного волевого упорства и замкнутой отрешенности; в общей аскетической сдержанности в выражении чувств.

Креольское начало играет немаловажную роль в музыке Чавеса, обогащая ее чертами национального романтизма, отличительными чертами которого являются безыскусственная раскованность в проявлении чувств, гибкая пластика, сентиментализм, острая характерность.

Американизмы в творчестве Чавеса обусловлены значительным влиянием, оказываемым Соединенными Штатами Америки на мексиканскую жизнь. Конструктивизм в музыке Чавеса отражает попытки осмысления новой индустриализированной действительности.

Неоклассическая тенденция творчества Чавеса объединяет его со многими современными западными композиторами и в музыкально-техническом, и в идейно-содержательном аспектах. Однако, в творчестве Чавеса открываются интересные взаимосвязи и параллели между индейской и античной мифологией, говорящие о самостоятельности его подхода к данной тематике. Значительной заслугой Чавеса можно считать последовательное развитие и новаторское преломление классических принципов формообразования, фактуры, инструментовки, которые позволили ему создать образцы симфонизма, могущие стать фундаментом для создания новой национальной мексиканской симфонической традиции.

Преодоление определенной идейно-эстетической ограниченности каждой из отдельных тенденций творчества привело композитора к созданию целостного индивидуального стиля.

Индивидуальный стиль Чавеса - самостоятельное и оригинальное явление в современной музыке. Основу его составляют контрастное сопоставление и синтез трех ладоинтонащонных сфер - квартово-квинтовой диатонической, терцово-квинтоЕой гармонической и хроматической. Особенно важной мы считаем его работу в диатонической системе, в которой им раскрыты новые, никем ранее не использованные художественные возможности индейской музыки.

Одной из важнейших черт музыки Чавеса является ритмика отличающаяся громадной энергией и импульсивностью. В ритмах Чавеса воплотился латиноамериканский ритмический комплекс -несимметричные ритмические структуры индейской музыки, гибкая полиритмия креольской, обостренное синкопирование негритянской.

Индивидуальный стиль Чавеса в целом отличает чрезвычайный рационализм композиторского мышления. Образная фантазия всегда находится под неослабным контролем логики музыкальной мысли. Рационализм Чавеса вызывает зачастую и чрезмерную сухость в изложении музыкального материала, затрудняющую его эмощональное восприятие.

Творчество Еарлоса Чавеса - явление сложное и далеко не в полной мере изученное, но, вне всякого сомнения, весьма значительное. В нем с наибольшей полнотой и художественной зрелостью отразились основные направления развития мексиканской профессиональной музыки во всей диалектической сложности их взаимодействия. Вместе с Карлосом Чавесом мексиканская музыка прошла по пути обретения национальной самостоятельности к созданию произведений, занимающих почетное место в музыке всего американского континента.

 

Список научной литературыДоценко, В.Р., диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Работы по проблемам общего характера: идеология, культура, история.

2. Ленин В.И. К истории вопроса о диктатуре. Полн. собр. соч., т.41.

3. Ленин В.И. Тезисы по нащональному вопросу. Полн. собр. соч., т.23.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч.,т.З.

5. Маркс К. и Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч., т.21.

6. Аверинцев С. "Морфология культуры" Освальда Шпенглера. Вопросы литературы. - М.: Известия, 1968,№ I,ас.132-153.

7. Альперович М.С. Война за независимость Мексики. М.: Наука, 1964. 476 с.

8. Арисменди Р. Ленин, революция и Латинская Америка. М.: Прогресс, 1973. 590 с.

9. Астуриас М.А. Индейские корни латиноамериканской культуры. Латинская Америка: научно-обществ. и полит, журн. ИЛА АН СССР. - М.: Наука, 1974, В 6. - с.с.147-150.

10. Ерасов Б.С. Концепции культурной самобытности в странах третьего мира. Вопросы фалософии; М.: Правда, 1971,1. П, с.с. 40-51.

11. Жадова Л.А. Монументальная живопись Мексики. М. : Искусство, 1965. 233 с.

12. П. Каретникова И.А. Диего Ривера. М.: Искусство, 1966,- 30 с.

13. Карпентьер А. Музыка Кубы. Пер. с исп. и примеч. H.H. Сердюковой. М.: %зшз, 1962. - 162 с.

14. Он же. Потерянные следы. Роман /Пер. с исп. Л.Синян-ской. М.: Худож. лит., 1964. - 324 с.

15. Он же. Царство земное. Повесть /Пер. с исп. Р.Похлеб-кина. М.: Изд. Иностр. лит., 1963. - ПО с.

16. Кинжалов Р.В. Искусство древней Америки. М. : Искусство, 1962. 237 с.

17. Он же. Искусство древних майя. Л.: Искусство, 1968.- 197 с.

18. Кириченко Е.И. Три века искусства Латинской Америки. М.: Искусство, 1972. 143 с.

19. Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки: Сб. ст./АН СССР. Ин-т мировой лит. им.А.М.Горъкого. Отв.ред. В.Н.Кутейцикова. М.: Наука, 1978. - 187 с.

20. Костеневич А.Г. Хосе Клементе Ороско. Л.: Искусство, 1969. 189 с.

21. Культура Мексики. Сб.ст. /ИЛА. АН СССР. Ред. кол.: В.А.Кузьмищев (отв.ред.) и др. М.: Наука, 1980. - 301 с.

22. Кутейцикова В.Н. Мексиканский роман. М.: Наука, 1971.- 332 с.

23. Он же. Роман Латинской Америки в XX веке. М.: Наука, 1964. 332 с.

24. Кутейцикова В.Н. Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман. 50-60 годы /Литературно-критические очерки. М.: Сов.писатель, 1976. 366 с.

25. Лавров Н.М. Мексиканская революция 1910-17 г.г. М.: Наука, 1972. 290 с.

26. Латинская Америка в прошлом и настоящем. Сб.ст./Ред. кол.: В.В.Вольский и др. М.: Соцэкгиз. 1960. - 463 с.

27. Мариатеги Х.К. Семь очерков истолкования перуанской действительности /Пер. с исп. М.И.Полякова и К.С.Тарасова.- М.: Изд. иностр. лит., 1963. 423 с.

28. Маринельо X. Современники. Заметки и воспоминания /Пер. с исп. С.Игнашева. М.: Прогресс, 1968. - 316 с.

29. Марти X. Избранное /Пер. с исп., составление, предисловие и примеч. В.Столбова. М.: Худ. литература, 1978.- 371 с.

30. Мелетинский Е.М. Мифологические теории XX века на Западе. Вопросы философии. М.: 1971, Л 7. - с.с. 163-171.

31. Мексика. Политика. Экономика. Культура /ИМ АН СССР. Ред. кол.: А.Ф.Щгльговский (отв.ред.) и др. М.: Наука, 1968.- 353 с.

32. Нации Латинской Америки. Формирование.-Развитие.Сб.ст. /ИМ АН СССР. Ред. А.В.Ефшов. М.: Наука, 1964. - 442 с.

33. Национальные процессы в Центральной Америке и Мексике. Сб.ст/ЙЛА. АН СССР. Ред.кол.: С.А.Гонионский (отв.ред.) идр. М.: Наука, 1974. - 349 с.

34. Об историко-культурной самобытности Латинской Америки. Латинская Америка, М.: Наука, 1981, й 2. - с.71-119.

35. Об историко-культурной самобытности Латинской Америки. Латинская Америка: - М.: Наука, № 3, 1981, - с.95-130.

36. Осповат Л.С. Диего Ривера. М.: Молодая гвардия, 1969.- 345 с.

37. Поэзия Латинской Америки. Библиотека всемирной литературы. Серия третья, т.170. - М.: Худ.литература, 1975.- 700 с.

38. Прогрессивные мыслители Латинской Америки (XIX начало XX в.) /Пер. с исп. и португ. Сост. и вст. статья А.Р.Бур-гете. - М.: Мысль, 1965. - 430 с.

39. Сикейрос Д.А. Художник и революция. Вопросы литературы. М.: Известия, 1964, № 4. - с.138-160.

40. Тертерян И. В поисках формулы. Вопросы литературы. М.: Известия, 1974, № I. - с.с.81-113.

41. Формирование национальных литератур Латинской Америки. Сб.ст./Отв.ред. В.Н.Кутейщикова. М.: Наука, 1970. - 262с.

42. Фуэнтес К. Край безоблачной ясности. Роман /Пер. с исп. Н.Наумова. М.: Худ.литература, 1980. - 453 с.

43. Он же. Спокойная совесть. Роман. Смерть Артемио Круса. Роман. - Повести и рассказы /Пер. с исп. - М.: Прогресс, 1974. - 4^ с.

44. Щтльговский А.Р. Романтизм и позитивизм в Латинской Америке. Вестник истории мировой культуры. - М.: 1960, № 4.- с.с.3-19.П

45. Работы по проблемам истории и теории музыки, музыкальной фольклористики и эстетики.

46. Асафьев Б.В. Глинка. М.: Музшз, 1950. 308 с.

47. Он же. Книга о Стравинском. Л.: Музыка, 1977. 376 с.

48. Он же. Музыкальная форма как процесс. Л.: 1971. 376 с.

49. Вершинина И.Я. Ранние балеты Стравинского. М.: Наука, 1967. 223 с.

50. Доценко В. Р. Карло с Чавес. В сб. ст. Музыка стран Латинской Америки /Сост., общ.ред. и прим. П.Пичугина. - М.: Музыка, 1983.- с.92-116.

51. Он же. Карлос Чавес. Музыкальная жизнь. М.; 1983, № 7, с.18-19.

52. Он же. Рецензия на книги П.А.Пкчушна "Мексиканская песня" и "Музыкальная культура андских народов". Латинская Америка. М., 1981, В 6, с.140-143.

53. Он же. Уругвайская музыка. Музыкальная энциклопедия. М.: Сов.энциклопедия, т.5, 1981, с.738-739.

54. Друскин М.С. 0 западно-европейской музыке XX века. М.: Сов.композитор, 1973. 269 с.

55. Земцовский И.И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Л.-М.: Сов.композитор, 1978. 173 с.

56. Карпентьер А. Латинская Америка и ее музыка. Журн.Куба. М., 1978, № 2. с.8-19.

57. Конен В.Д. Клаудио Монтеверди. М.: Сов.композитор, 197Г. 321 с.

58. Он же. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США. Изд. 3-е перераб. с прил. очерка Л.Переверзева "От джаза к рок-музыке". М.: Сов.композитор, 1977. - 445 с.

59. Он же. Этюды о зарубежной музыке. 2-е доп. изд. М. : Музыка, 1975. 477 с.

60. Левая Т., Леонтьева 0. Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974. 447 с.

61. Мартынов И.И. Музыка Испании. М.: Сов.композитор, 1977. 359 с.

62. Музыка стран Латинской Америки. Сб. ст. Сост., общ. ред. и прим. П.А.Пичугина. М.: Музыка, 1983. - 301 с.

63. Музыкальная культура стран Латинской Америки. Сб.ст. сост. ред. и прим. П.А.Пичугина. М.: Музыка, 1974. 334 с.

64. Пичутин П.А. В новом художественном качестве. Советская музыка, М.: Сов. композитор, 1965, № 6. с.10.

65. Он же. Мексиканская песня: М.: Сов. композитор, 1977.- 271 с.

66. Он же. Музыкальная культура андских народов. М.: Наука, 1979. 83 с.

67. Он же. Народная музыка Аргентины. М.: Музыка, 1971.- 207 с.

68. Он же. Сильвестре Ревуэльтас и мексиканский фольклор.- Советская музыка. М.: Сов.композитор, 1961, Л 5, с.170-176.

69. Он же. Сильвестре Ревуэльтас, человек и художник. -Советская музыка, М.: Сов.композитор, 1975, № 3. с.с.112-120.

70. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. 446 с.

71. Теоретические проблемы музыки XX века. Сб.ст.Ред. -сост. Ю.Н.Тюлин, еып.2. М.: Музыка, 1979. - 199 с.

72. Холопов Ю.Н. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974. 286 с.

73. Шнеерсон Г.М. 0 музыке живой и мертвой. Изд.£-е пе-рераб. и доп. М.: Музыка, 1964. - 433 с.

74. Он же. Портреты американских композиторов. М.: Музыка, 1977. 229 с.

75. Шохман Г. Карлос Чавес. Советская музыка. М.: Сов. композитор, 1973, № I. - с.с.П2~П9.1. ДИССЕРТАЦИИ

76. Салонов М.А. Музыкальная культура Кубы. Дне. канд. искусствоведения: - Москва, 1978. - 180 с.74Л Кофдан А. Художественное своеобразие песенно-лири-ческих жанров мексиканского фольклора. Дне. . канд. искусствоведения. - Москва, 1982. - 177 с.с i i i

77. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ IIIi

78. Carpentier A. Los pasos perdidos. La Habana: betras cubanas, 1979» 253 p»79« Caso A« El problema de México y la ideología nacional. México® Libro-mex., 1955» - 98 p.

79. Alona© D.L. Manuel M.Ponce. Mexic©: Ed. l'Auteur, 195©. 19« p.

80. America Latina en su música. Relatera J .Aretz. -Mexico:Siglo veintiún©! ParisîUNESKO, 1977. 344 p.

81. Aniversario luctuoso de Manuel M. Ponce. Mexico en la cultura, Mexico, 6.V.1973. - P«8lie. Bal y Gay J. El nacionalismo y la música mexicana de boy* Huestra música, Mexico: Ed. тех. de música, año lY, n. 14, abril, 1949. - p.p. I07-II3

82. Bal y Gay J. Ъа Sinfonia de Antigona. Nuestra música, Mexico: Ed. тех de música, ano IV, n. 14, abril, p.p. I4Í-I42

83. Beauregard M. La música. México en la cultura, México, 29.XII.I963. - p.6113* Beauregard M* Violensia y pasión musicales en obra creadora de Carlos Chavez. Mexico en la cultura, Mexico, I7.I.I965. - p.*

84. Carpentier A* La música en Cuba* La Habana: Ed. Letras cubanas, 1979. 290 p.

85. Carrillo J. Sonido 13« Teoría lógica de la música. México: Tip. E.Pardo e niños, 1939. 136 p.

86. Copland A. Music and imaginación. Hew York: The new american libr», 1963» 127 p»1.8# Copland A. Our new music. New York-London: Whitt-lessy house, 1941. 305 p.

87. Correa de Azevedo i. El compositor latinoamericanoy el universo sonoro en este fin de siglo. Música, La Habana: Casa de las Americas, bol. n. 66, 1977« - p.p. 7-10

88. Cowell H. Carlos Chavez. In Ewen D., Knopf A. The book of modern ^composers. New York, 1945* - P«P* 441-446131« Chase G-.A Guide to Latin-American Music. Wasohing-ton: Librari of Congress, 1943* 274 p.

89. ChavezC. Carta abierta a la Juventud. Música, Mexico. I5.V.I930. - p. 4137* Ch¿vez C. El dodecafonismo en Mexico. El Universal, México, 12.III.1955. - p.p. 3-4

90. S. Chávez C. ¿Influencias, forma, etcetera. El Universal, Mexico, 6.11.1954« p.p. 3-4139.Chavez

91. C. Iniciación a la direcoien de orquesta. —

92. Nuestra música, Mexico: Ed. mex. de música, ano III, n. 9, enero, I94ó.p<r 5-1014.0. Chavez C. Mexican music.-Ill H.Weinstock programa notes for concerts at the Museum of Modern Art. Hew York: William Rudgers & sons, 1940.

93. Chavez C. Musical Thought. Cambridge: Harvard univ. press, 1961. 126 p.

94. Chavez C. Toward a new music. Music and Electrieity. Transí, from spanish by H.Y/einstock. Hew York: Horton and Company, 1957. - 180 p.

95. Chavez 6'. Today in Mexican music. Christian sciens monitor, v. 31, n. 237, 2.IX.I939. - p. 7

96. Chavez C. Notas al album de Danza Mexicana Moderna. RCA. MKLA. 1965145« Chávez C. Un compositor latinoamericano. Universidad nacional de Colombia. Bogota, 1974, feb., n. 13« - p.p. Ii>3- 177

97. Daz Du-Pond C. Cincuenta años de opera en Mexico. Testimonio ©peristico. Mexico: Univ. nac. autonoma de Mexico, 1978. - 326 p.

98. Etkin M. Reflexiones sobre la música de vanguardiaen America Latina. Música. La Habana: Casa de las Americas, bol. n. 597 1973, p.p. 2-3

99. Gamboa L.B. El insuperable genio creador de Silvestre Hevueltas* Mexico en la cultura. Mexico, 29.IV.I962. - p.7153» García Morillo E. Carlos Chávez. Vida y obra. -Mexico-Buenos Aires: FCE, I960. 24Ip.

100. Herrera Y Ogazen A. El arte musical en México. México: Depart. editorial de dirección general de les bellos artes, I9I7. 227 p.

101. Inauguración del Museo Nacional de Artes plasticas. México* INBA, 1949. 36 p.

102. Investigación íolklorika en México. Materiales, i-ol. I. México: Ed. losada, 1962. - 651 p.-19 o

103. Kah.an S* Impresiones musicales. El Universal Gráfico. Mexico, martes 8 de diciembre de 1951« - P-P* 9-10

104. Mayer-Serra 0» Silvestre Revueltas y el nacionalismo musical en México« Boletín latinoamericano de Música* Monte= ▼ideo: IIM'í año V, t. 5, 1941. - p.p. 543-562

105. Mendoza V.T. Panorama de la música tradicional do México« México: Univ. пас. autónoma de México, 1956» 257 p.

106. Pulido 8* En memoria de Manuel m* Ponce. Nuestra música* Mexico: Ed. mex. de música, año IV, n. 14, abril, 1949* - p.p.148- 151

107. Pulido E* La música en Mexico. Buenos Aires musical, Buenos Aires, n. 476, 2.V.1975. - p. 3189«Quinto aniversario de la orquesta de Camara de la ciudad de Mexico« Meodco en la cultura, México, II.II.1973.- P. 4

108. Eedlich H. Musió from American continent. The Music Review, n. 3, August, 1958. - p*p. 246-248

109. Revueltas J. Apuntes para una semblanza de Silvestre. México: Cuadernos de lectura popular. Ser!; El Hombre en la histeria, 1966. lie p*

110. Rosenfeld P. Sei way of art. New York: Books for libraries press, 1967. 309 p.

111. Rosenfeld P. Discoveries of a music oritic. New York: Books for libraries press*, Ed. Haroourt, 1936. 402 p.

112. Salazar A. La música de España. Madrid: Espasa-Calpe, 1972, t. I 205 P., t. 2 - 166 p.

113. Samuel C. Panorama de l'art musical contemporaine. Paris: Ed. Gallimard, 1962. 692 p.