автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Творчество Казимеры Кимантайте в контексте развития литовского советского театра

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Гирдзияускайте, Аудроне Витаутовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Творчество Казимеры Кимантайте в контексте развития литовского советского театра'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Казимеры Кимантайте в контексте развития литовского советского театра"



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР у

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

На правах рукописи

ГИРДЗИЯУСКАЙТЕАУДРОНЕ ВИТАУТОВНА

УДК 792.2.001(47.4б)(091)

ТВОРЧЕСТВО КЯЗИМЕРЫ КИМЯНТЯЙТЕ В КОНТЕКСТЕ РЯЗВИТИЯ литовского СОВЕТСКОГО ТЕЯТРЯ

Искусствоведение 17.00.01 - театральное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

МОСКВА -1988

Работ выполнена в Государственной ордена Дружбы пародов консерватории Литовской ССР

Официальные оппоненты:

Доктор искусствоведения г профессор И„Ф»Алексайте Кандидат лскусствоведенвя А.А.Степанов?

Ведущая организация: Белорусский Государственный театрально»» художественны! институт

Защита состоится " " ДК138^ года в Ц час. на заседании спг .даализированно£о совета Д 092.10 02 йо защате диссертаций на соискание ученой степе'нз. доктора искусствоведеки при Всесоюзном научно-исследовательском институте искусствознан Министерства культуры СССР (Москва,. 103009, Козицкий пер., 5),

Автореферат разослан "

198/ г.

Ученый секретарь-специализированного Совета

кандвдат искусствоведения /ХД.УстаЗаева/

: . / ОБЩ/Я ХАРАКТЕРНОТИКА РАБОТЫ

■—*>< I

В диссертации представлена концепция творчества актрисы и режиссера Казимеры Кш/днтаяте, рассматриваемого автором как крупное художественное явление, выразившее существенные черты

ч

становления п развития литовского профессионального театра,.

Проблемы формирования традиция литовского театрального искусства занимали автора диссертации уже давно. Для рассмотре-.ния общих закономерностей жизни литовского театра оказался глубоко плодотворен и поучителен анашз богатого многолетнего творческого опыта К.Кимантайте, театральная деятельность которой началась'в 1929 году и продолжается по сей день. Фигура КЛхимантайте, народной артистки -Литовской ССР, лауреата Республиканской премии Литовской ССР, в жизни литовского театра по-своему уникальна: ез творческая биографы охватывает огромный временной диапазон и может служить своеобразным "зеркалом", отразившим важные этапы "биографа" литовского профессионального театра. Анализ во работ позволяет раскрыть не только те' перемены, которые на протяжении десятилетий бшш связаны с внутроннгч разЕ-тием театра, но и проследить воздействие на театр интенсивных социальных процессов, связанных о развитием общества в целом.

Актуальность темы. В гятовсксм советском.театроведении научное изучение литовского профессионального театра начиналось с монографических работ, посвященных режиссерам первого-поколения — К. Глинские?, А.Суткусу, Б.Даугуветису. Совокупность исследований, анализирующих их творчество, давала некоторую, хотя и неполную органу развития литовского театра на первом этапе его существования. В конце 1970-х — начале 1980-х годов

появились академические работы обобщающего характера, охватыь^ю-щие два исторических периода — с 1940-го по 1956 год и о 1918-гс по 1929 год (эти издания вышли в свет в порядке, обратном хронологическому). Появились такие два.тома очерков истории литовского театра, написанные В„Макнисом, в-первом них подробно охарактеризован допрофессиональный литовский тоатрл Но на карте литовского театра остаются белые пятна, касающиеся в основном творчества режиссеров второго поколения (к .которому принадлежит К.Кимантайте), а также сравнитзльно недавних (после 1956 года) этапов театрального-развития.

К.Кимантай-о была одним из наиболее целеустремленных и актив» ных создателей литовского советского театра; рабочая параллельно с другими режиссерами ее поколения (Ю.Мильтшшо, Р.Юкнявичюс, Ю.Грибаускас и др.), она более, чем кто-либо из них, трудилась • над театральным осуществлением произведений литовских авторов,-На долю К.Кпмантайге выпало дело формирования и воплощения на сцене национального литовского репертуара, в значительной степени пополнявшегося ею за счет инсценировок. (В Академическом театре драмы Литовской ССР о 1945 по 1955 год было показано лишь д знадцать произведений литовских авторов,и шесть из их числа были поставлены К.Кимантайте; во втором послевоенном десятилетии,с 1955 по 1965 год, в том же театре было осуществлено девятнадцать спектаклей литовских авторов, и восемь из .

I

них поставила К.Кимантайте, ричем оотальные постановки принадлежали разным режиссерам. Всего за сорок лет режиссерской работы К.Кимантайте осуществила двадцать семь спектаклей, и двадцать.три из них — на литовском материале). Эта сторона деятельности К.Кимантайте была исключительно актуальна, особенно

в первое послевоенное десятилетие. Долгие года ев спектакли составляли основу репертуара (а, кстати сказать, и кассы) Академического театра»

Без изучения творчества КЛСимантайте невозможно представить полную картину жизни базового в республике Академического театра дра'и. Анализ ее поиоков актуален такие и тем, что дает возможность рассмотреть становление поэтики обобщенного матафо-" рического спектакля, с утверждением которого на литовской ' сцене связаны ее нынешние достижения.

Внимание публгта и критики к последнему моно-спектаклю • К,Кюлантайто свидетельствует, что интерес к ее неувядаемому творчеству не иссякает и сегодня.

Цель и задачи исследования:

- проследить важнейшие особенности развития литовского профессионального театра через их отражение в творческой деятельности К.Кимадтайте, дать своего рода "биографический срзз'% который позеолил бц раскрыть живую логику движения театра;.

- показать значение реииосерского творчества К.Камантайто в развитии литовского национального театра;

- особо проследить значение инсценирования,ею произведений литовских авторов для формирования самобытного облиго национального театра?

- поскольку зрелый период работы К.Кимантайте связан в основном о судьбой Академического театра драмы, автор диссертации ставил ; дачей проследить на анализе ее спектаклей преемственность традиций в кизни этого коллектива и его стилистическую эволюцию — от бытового к поэтическому. Творчество К.Кимантачте,

— 4 м*

стоявшее в Академическом театре несколько особняком (К.Киман-тайте никогда не числилась в Академическом театре ни "ведущим", ни "вторым по штату режиссером), не только отвечало основным направлениям искусства этого театра, но и во многом определяло их*

Методологической основой диссертации явились теоретические труды основоположников марксизма-ленинизма, работы ведущих • советских театроведов. Исг шьзован метод комплексного целост- : ного анализа с учетом исторических, социальных, эстетических и биографических факторов. Диссертант опирался на работы. советских лт гературоведов, nocí щенные литовской драматурхии, а также на те немногие печатные труды-по истории, литовского театра, которые быт изданы к моменту завершения диссертации.

Материал исследования. .Основными источниками для данного исследования послужили виденные автором спектакли, тексты пьес и инсцрчировок, появлявшиеся в прессе статьи и рецензии, мноше из которых позволяют, в частности, понять уровень трр^ований, предъявлявшихся спектаклям,и оценить препятствия, с которыми приходилось встречаться режиссеру.

Автор использовал ряд материалов, остававшихся прежде неизвестными, и среди них — записи многочисленных бесед с К.Кимантайте, с ее коллегами (режиссерам , актерами, литераторами), с критиками, а также (архивные матер .алы ЦГАЛИ (режиссерские экземпляры, протоколы обсуждений); особую ценность имели дневники репетиций и письма, любезно предоставленные диссертанту самой К.Кимантайте.

Научная новизна работы. Творчество К.Кимантайте исследовано сравнительно шло. В ужа упоминавшейся книге "Литовский совет-

ский театр. 1940—1956" били проанализированы поставленные ею инсценировки. Несколько шире о ее работе говорится в кандидатской диссертации А.Гуобиса "Литовская драматургия на сцене Государственного академического театра драмы Литовской ССР (1940—1978)" и в докторской диссертации М.Петухаускаса "Становление и развитие литовского советского драматического театра", появившейся совсем недавно.

Настоящая работа является первым специальным исследованием творчества К.Кимантайто, первым опытом его обобщения. Особое место в диссертации отведепо анализу режиссерских работ К.Кгс— малтайтэ. Новизну работы определяется также привлечением указанных вше материалов, многие из которых преаде не использовались исследователями.

Практическое значение. Анализ творчества К.Кимантайте имеет как теоретическое, так и практическое значение: а) заполняет пробелы в изучении литовского театра; 6) пристегает внимание к его национальным особенйостям (актуальная и малоизученная проблема); в) позволяет поставить вопросы взаимоотношений режиссера и автора драматургической основы, режиссерского авторства в инсценировке прозы и поэзии, использования этнографических и фольклорных материалов з худохествен-ной ткани'спектакля.'Диссертация иояет быть использована при подготовке курса лекций по истории литовского театра, а также в дальнейших исследованиях его исторического пути.

Основные положения и выводы диссертации изложены в выведшей в 1983 году в издательстве "Минню" монографии. "Казлмера Кимачтайте", Творчеству К.Кимантайте автором посвящены и другие работы — рецензии на спектакли разных лет, статьи обобщающего характера, публикации материалов по спектаклям

(дневников репетиций и т.д.); инсценировкам К.Кимантайте диссертант особо посвятила несколько работ теоретического характера и ряд рецензий.

Апробация работы: на секторе театра народов СССР ВНИИ искусство-* знания. Апробацией работы можно также считать положительные рецензии на моногра^в "Казимера Кимантайте" в республиканской печати^ доклад на научной конференции в Институте истории АН Литовской. ' ССР.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. К диссертации прилагается список цитируемой лите- : ратуры. '' • ^

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ '

Во введении аргументируется, выбор теш, ее актуальность и практическое значение, дан аналитический обзор предшествующих публикаций, сформулировано основное направление предпринятого исследования. ' •

Глава I. ОСНОВНЫЕ ВЕШ ТВОРЧЕСКОЙ Ш0ГРАШ.К,Ж1АНШТЕ '

Глава посвящена анализу творческого пути К.Кимантайте.

Формирование ее как актрисы и режиссера рассмотрено на фоне общего процесса становления литовского профессионального театра, так как истолкование творчества всякого значительного режиссера требует характеристики предшествовавшего этапа театрального развития. В данном случае (хотя речь идет о нашей современнице)

I

необходимая ретроспекция уводит нас к самым ранним этапам жизни литовского театра, к его истокам: К.Кимантайте вступила в театральную студию в 1929 году, когда литовский теаар праздновал первое десятилетие своего существования.

.В первом разделе I главы рассмотрен процесс становления

литовского профессионального театра, связанный с восстановлением

национальной и политической независимости .Литвы.

0

Могучая волна нацйоналЁпо-оовободительного движения в период иежду двумя революциями — 1905-го и 1917 годов —* проявила себя в Литве, в частности, в том, что широко распространившийся любительский национальный театр (профессионального' театра ■ Литва тогда еще.не тлела) оказался одним из очагов борьбы за национальное самосоз:;аниё, за сохранение языка и культурных традиций, стал действенной формой просветительства и духовного самовыражения народа. Любительские театральные начинания охва-„тпли в те годы все города и деревни. Литвы, в том или ином гагистве в этих начинаниях участвовала почти вся литовская интеллигенция. •

Первые профессиональные литовские студий появились в 1910-х годах. Они зародилноь в Петрограде и Москве, их создателями были Ю«Вайчяус, КаГлшскис, А.Суткуо, окончившие там театральные иколы и ставшие позже видными режиссерами/На основе этих студийных коллективов, в которых форшровалось первое поколение профессиональных литовских актеров, в 1920 годы при общества "Творцы искусства" был учрежден театр, ставший в 1922 году Государственным театром и работавший во временной литовской столице Каунасе.

В течение первых десяти лет своего существования литовский театр осваивал опыт русского и западного Театра, словно стараясь нагнать упущенное. К концу ' 320-х годов возникла необходимость пересмотреть накопленное и приступить к обновлению всех звеньев сложившегося творческого организма. С этой целью в конце 1929 года по инициативе прогрессивных деятелей литовской культуры в Каунас был приглашён А. Олека-Еилипскас, в проп-

лс ' актер Московского художественн_го театра Второго, преподана: :лъ Ь\- -жовской консерватории и Оперной студии Большого театра.

Незаурядная личность А.Олеки-Шилинскаса оказала огромное влияние на организационную и творческую жизнь Государственного театра. Значение его творческой деятельности рассмотрено во втором раздело I главы, посвященном началу творческой жизни К.Кимантайте, учившейся в Студии у этого выдающегося педагога и режиссера.

Верный творческим принципам Художественного театра А.Олека-Еилинскас принес на литовскую сцену ,цух великой театральной реформы, изменившей в XX веке облик мирового театра. Метод его работы оказал благотворное воздействие на его учеников. Л.Олека-Жилинскас объединил актеров разных школ, привил им чувство ансамбля, учил внутре! лему оправданию яркой сценической формы. Мечтая о независимом театре студийного типа, А.Олека-Жилинскас в 153'3 году создал Театр молодых. Вместе с друг тми его учениками в Театр молодых перешла из Государственного театра и К.Кимантайте. Коллектив просуществовал только один сезон и успел выпустить лишь две премьеры ("Хиггна дяди Тома" Г,Еичер~-тоу и "В тени исп лина" Б.Сруоги), но в нем получило этическую и эстетическую направленнаоть будущее поколение деятелей литовской сцены. К середине 1930-х годов в культурной жизни Литвы усилилось втяни - реакционных сил, . Театр молодых с его ярко выраженным демократизмом распался из-за отсутствия поддержки со стороны властей и за неимением средств, а в 1935 году обвиненный в неблагонадежности А.Олека-Жилинскас 'от вынужден покинуть Литву. Но детельность Театрч молодых не только остпась яркой страницей в истории литовского' сценического искусства. Она оказала глубокое влияние

на.его последующее развитие. Учет пси А.Олеки-Жилинскаса влились самостоятельной группой э Государственный театр, и именно эта группа в 1940 году стала основой Вильнюсского дра-магического театра, руководимого тогда одним из талантливейших учеников А. Олеки-Жилинскаса —> Р.Юкнявичюсом. .

Пользуясь режиссерскими урокэш'А«Сйеки-Нилиискаса, но не копируя его решений, его ученики ~ Р.Юкнявичвс, ¿.Якшявичюс, , а позпе и К.Кимантайте — сумели выработать свой индивидуальный : режиссерский метод.

Третий раздел I,главы посвящен актерской деятельности К.Кимантайте. •

Поело закрытия Театра молодых К.Кимантайте, вернувшись в Государе тваклый театр, играет з спектаклях А.Плеки-йшщскаса, Б.Даугуг.стяса, Р.Юкняшчюса, Критика того времени, а поз;ко и . коллеги в своих мзмуарэх, вспоминал ее ранние шстерские работыу характеризуют ее как остро-характерную актрису, находикзую для своих ролей выразительный и неожвданнай'рясунок. В спектаклях, где форме удег'лось особое внимание, К.Кимантайте играла на грани парка и эксцентрик (Фанни, "Хижина дяди .Тома"); встречаясь с дрзштургией А»ПаЧехова и Г.Гауптмана, она сочетала пристрастие к выпуклому внешнему рисунку с поиском психологического обоснования (Шарлотта, "Вишневый сад"; Бетина, "Перед заходом .солнца"). Кроме ролей, сыгранных актрисой в Государственном театре в Каунасе, в диссертации рассмотрены такяе роли вильнюсского периода (1940—1936), созданные К.Кимантайте в Государственном Академическом театре драмы, на сцене которого она продолжает играть поныне (название театра за эти десятилетия не раз менялось). Прослежено развитие актерской манеры,

тематики и интерпретации ролей. Особо указано, что в позднем, нынешнем периоде своего актерского творчества (в театре, кино и на телевидении) К.Кимантайте всесторонне и мудро развивает тему женской судьбы, акцентирует мотив одиночества и своеобразного философского оптимизма, коренящегося в народной психологии и имеющего истоком мужественные народные представления о нравственных ценностях.

Эти черты творческой позиции К.Кимантайте находят яркое выражение в ее режиссерской деятельности, на чем диссертант подобно останавливается в четвертом разделе I главы, в котором раскрыты причины и условия, побудившие К.Кимантайт^ обратиться к режиссуре. . .

Склон- ость К.Кимантайте к режиссере была отмечена еще А.Олекой-Килинскасом, считавшим, что его ученица обладает "режиссерской совестью" и лишена премьерокого- эгоцентризма; в Театре молодых он намечал поручить ей постановку "Дома женщин" З.Налковской. Черты дарования К.Кимантайте, заразительность ее мышления, инициативность и организаторские способности также толкали актрису к рёжиссуре.

Становление ее как режиссера протекало в.основном в после-воеаные годы. Во время войны К.Кимантайте, '.аходясь в Москве, прошла стажировку в театре им. Ленинского ш оомола;'- к 1943 1-ду относится ее режиссерский дебют: на основе сценария А.Грицюса она поставила театрализованное представление "С восточной стороны", исполнявшееся Государственными художественными ансамблями Литовской ССР», Вернувшись после войны в свой, театр, К.Кимантайте в 1945 году ставит сделанную В.Милюнасом инсценировку рассказа Жемайте "Невестка", сосредоточив свои усилия на работе с актерами.

. После смерти рзководителл театра Б.Даугуветиса и ухода из театра режиссера Р«Юкнявичюса в Академическом театре драмы часто менялись руководители, спектакли ставили актеры, приглашались случайные режиссеры» При отсутствии целенаправленного руководства оставались нерешенными задачи воспитания труппы и формирования репертуара,

В этой обстановке протекал зрелый период режиссерской деятельности К.Кимантайте» В годы упадка сценического искусства ' она отдавала свои силы сохранению истинных традиций литовской сцены} гало того — она возбуждала новно театральные идеи, ' вставала на.путь эксперимента, как только для этого появлялись минимальные услогия. Она сумела выработать и сохранить самостоятельную творческую позицию. С редким упорством К.Какалтайте находила возможность'расширять литовский репертуар, проявив себя не только как режиссер-постановщик оригинальной драматургии, но и как инициатор и автор инсценировок прозы и поэзии литовских авторов» К.КпшнтаР-'е не всегда достигала в своих спектаклях совершенства Фор?ш,. но в них всегда, присутствовала самостоятельная концепция и оригинальный подход к изображаемому. Этеинша спектаклями для Академического театра драмы явились составленные еэ "Невестка" (1945) Еемайте, "Земля-кормщтаца" • (1950) и "Г.'лстер и сыновья" (1965) по романам П.Цшрки, "Утопленница" (1556) по мотивам рассказа А.Венуолиса, "Кровь и ' пепел" (1361) но поеме Юстл Марцанкяпачюса — этот спектшслъ Бреста с появяшейся несколько ранее "Двадцатой весной"'Юст. Марцишсявичюса, сдоланной Г.Вакцявичюсом в Каунасе, прокладывал путь постановкам поэтических драм Юст»Марцинкявичюса, занявшее вскоре значительное место з литовской репертуара. Перечисленпиз

инсценировки остаются своеобразной классикой литовского театрального репертуара. ■

К.Киманта^е не боялась новых, не испытанных театром произведений, не боялась риска, обращаясь к новым авторам и назначая на ведущие роли неопытных молодых актеров — среди них были Б.Браткаускас, Я.Берукшите, Б.Киселюс, Л.Купстайте, Г.Ясюнайте, сыгравшие свои лучше роли в ее спектаклях.

Одной из первых реда режиссеров Литвы К«Кимантайте почувствовала необходимость в обновлении формы спектакля и шесте со сценографами, композиторами, актеращ пришла к созданию обобщенного метафорического спектакля и достигала оргг-лческого слияния всех элементов сценической выразительности. 1

Во второй половине 1960-х годов в театральную жизнь Литвы вошло новое пока лше режиссеров. Происходит обновление сценического языка, театр освобождается от ил...остративности, ему становятся доступны более широкие обобщен!..!. Происходят перемены на театральной карте республики. Возрождаются Клайпедский и Шяуляйский театры, дух творческого подъема вновь стал ощущаться на каунасской сцене. Не уступал своих позиций Ю.Мильти-нис, поставивший в это время в Паневездсе "Там, за дверью" й.Е рхерта, "Смерть коммивояжера" А.Миллер^, "Дни Турбиных" М.Булгакова» Новые тенденции сказываются и г творчестве К.Ки-г-нтайте, притом, что ее положение с приходом новых режиссеров несколько меняется: она не р!аз на время оказывается в стороне, как бы уступая режиссерскую работу другим, накапливая силы д,_£ новых начинаний, таких,как постановка новаторских пьес К.Саи (за осуществление которых на сцене'никто другой не осмеливался браться) и трагедии Б.Сруоги "В тени исполина".

Глава П.' ЭТАПНЫЕ ИНСЦЕНИРОВКИ Й. КИМАНТАЙТЕ.

ЛИТОВСКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА ЛИТОВСКОЙ СЦЕНЕ

• Автор анализирует условия и причины, вызвавшие широкое инсценирование прозы и поэзии в литовском театре 1940-х— 1970-х годов, и обосновывает уникальное значение режиссерских инсценировок К.Кимантайте,

Появление инсценировок в послевоенные годы было вызвано прежде всего явной неудовлетворенностью уровнем современной драматургии, В первог». послевоенном десятилетии среди наиболее удачных воплощений литовской прозы на сцене рядом с поставлен-.но* Ю.Шльтинисом в 1945 году в Паневежесе инсценировкой повести .А.Венуугиса "В сумерках" следует назвать две работы К.Кймантай-те— "Земля-кормилица" Спо роману П.Цвирки, 1950) и "Утопленница" (по' новелле А.Венуолиса, 1956). Эти удачи объясняются нескольким! обстоятельствам ,~1Г прежде "всего"- литературный достоинством инсценировок.

Соавтором К„Кимантайте в обоих случаях была А.Лёбите, талантливый литератор, в прошлом актриса театра "Вайдила". Эта содружество К»Кимантайте и А.Лёбите укреплялось общностью мировоззренческих позиций и — в главном ~ 'общностью художественных -вкусов. Их обеих в равной степени беспокоило мельчаниэ театрального репертуара, скудость литовской драматургии. X'ionio зная национальный быт," отразившийся в инсценируемых произведениях, они смело иска-ч драматургический эквивалент первоисточников, перелагали прозу в драму. На основе сделанных ими инсценировок К.Кимантайте создала на сцене образец социально-пспхолопг ;ской драмы ("Земля-кормилица") и лирической трагедии ("Утопленница"). В содружестве с А.Лёбите начал раскрываться

литературный талант К.Камантайте, всегда углубленно интересов. • вавшейоя литовской литературой и ее историей (несколько позеэ_ К.Кимантайте окончила университет, йодучив высшее филологическое образование).

Плодотворное содружество К.Кимантайте с А.Лёбите подтвердила завершенная ими в 1965 году инсценировка романа П,Цвирки "Мастер и сыновья"» позволившая КоКимантайте осуществить на сцене крвоцисное народное представление, "кадриль", сплетенную из отдельных самостоятельных сценических новелл комедийного и философского характера.

Пройдя"школу" А.Лабите,,К.Кимантайте обращается к инсцени» , ровке поамя Вот. Марцинкявачвса "Крс^ь и лепэл", а несколько ; позже инсценирует лирическую повесть Шатриёс Раганы "В старом поместье";

В работе над "Кровью п пеплом" КвКамантайте отказалась от.; задачи- создания традиционно понятой пьесы, Она выстраивала режиссерскую композицию текста, свободно используя приемы чисто театральной-вцразительносиг, находя неожиданные в СЕоей открытой условности способы подачи стихотворных фрагментов, : вводя немые сцены и т,ад„. • .

Инсценируя написанною в дневниковой форма повесгь Шатриёэ _ . Раганы, К.Камантайто сохраняла обйирныз монолога главной героини, разрывавши© течение действия и обращенные не 'к партнерам, а к слушателю-зрителю, и включала в инсценировку тексты другах' пр. лзведекий. писательницы, позтпяшие придать спектаклю романтике -;кую настроенность. : '

Ранние инсценировки К.Кимантайте содействовали развитию психологического направления в литовском театресохранении его самобытных национальных особенностей. На том этапе К.Кикан-

тайте» в сущности,'била верпа йыгописатеЛьской традиции« Дальнейший поиск привел ее к разработке новых форм инсценировки и использованию новых средств режиссерской выразительности, к варьирования стилистики актерской игры. Она и позже никогда не вступала в противоборство с автором, не осовременивала насильственно инсценируемых произведений, не подчиняла их умозрительным, навеянным модой концепциям. Но она никогда на следовала пассивно ча литературной основой. В классике ее всегда волновало глубинное — как истинно современное. Индивидуальное начало и личностная позиция! режиссера находили отражение в отборе и интерпретации литературного материала, в том, как выстраивалась композиция, в толковании персонажей.

Проследив путь К.Кимантайте как инсценировщика, диссертант' приходит к' выводу, что ее позиция как режиссера несомненно доминирует над позицией литератора,, поэтически-субъективная — над объективно-аналитической. Бережно относясь-к'авторской воле, К.Кимантайте тем не менее стремится воплотить не "букву", а "дух" первоисточник?, избирая основным средством композицию спектакля, которую выстраивает соответственно своему режиссерскому замыслу и собственному отношению к литературному источнику.

Четко учитывая специфику сцены и желая избежать иллюстра- , тивности, К.Кимантайте в соавторстве с А.Лёбите решалась ь некоторых случаях на вмешательство в авторский текст (сочинение отсутствующих в первоисточнике диалогов, введение дополнительных персонажей и т.д.). Отбор сюжетных линий и развитие от 1-ранного путем конкретизации описательных моментов приближает подобные инсценировки к пьесам. В этих случаях инсценировщик оказывается соавтором писателя; такой подход к инсценированию

- 16 -

позволяет говорить о режиссерском авторстве инсценировок.

В сценическом осуществлении инсценировок К.Кимантайте;, отчетливее и заметнее, чем в других ее спектаклях, отразились ' присущие ее режиссуре черты, родственные природе народного искусства, и внутренние связи ее творчества с особенностями литовского любительского театра начала XX века. Речь идет о

точном чувстве адресата и легко устанавливаемом контакте с * « *

публикой. 6 ясном выражении симпатий и антипатий, цельности душевных состояний, о свободной и порой незавершенной композиции действия, о внимании к кульминационным точкам и ударным моментам, берущим на себя основную смысловую наврузку* Образы действующих лиц К.Кимантайте порой сг 'онна развивать не в русло психологизации, а в русле фольклорной песенной типатаюсти (девица-'.чистая лилия, молодец - лихой наездничок, ведьма -злая и т.д»), своеобразной мифологизации. Такая направленность режиссерского мышления, безусловно, диктует определенны;) мизансцены, укодоблнет монологи песня?,;, плачам и причетам, определенным образом выражается в построении народнцх сцен.

ОцениЕая вклад» внесенный в развитие литовского театра зчит инсценировками вьц^вщахся произведений литовской литературы, ' необходимо в первую очередь подчеркнуть, что они расширили идейно-тематический объем тгатрального репертуара, связав театр через литературу с культурным наследием национального прошлого.

:';сомненное влияние эти инсценировки оказывали и на развитие литовской советской драматургии, стимулируя прихрд в театр прозаиков и поэтов.

Глава Ш„ СПЕКТАКЛИ ПО ЛИТОВСКОЙ ДРАМАТУРГИИ

В третьей главе основное внимание уделено работе К.Кимантай-те над пьесами современных литовских авторов — Б.Даугуветиса, В.Римкявичюса, К.Инчюры, Б.Сруоги, К.-Саи.

Фоном для исследования служит общая ситуация в литовском искусстве, особо.. . ввделены процессы, происх*давшие в драматургии и театре: от застоя в конце 1940-х годов к позитивным сдвигам в конце 1950-х — начале 1960-х. В эти периоды работа К.Кимантайте над литовской драматургией ила особенно интенсивно.

В поддержке литовской драматургии К.Кимантайте видела свой долг, .свою миссию. Она не раз сотрудничала с не имевшими'опыта" молодыми драматургами» Когда не было выбора, она не избегала слабых в драматургическом отношении пьес. В некоторых случаях она явно не могла'рассчитывать на полноту удачи и безусловный успех9 но, доверяя автору и самой себе верила, что в ходе

работы сможет добыть то, что осталось в пьесе-нещ зявленным,' «

Порой она решалась ставить ь^есы, забракованные другими режиссерами. Слабые спектакли и полуудачи не раз служили ей как бы репетициями, "пробами сил", становились школой осознания ошибок. Режиссррские мечты К.Кимантайте че всегда адекватно воплощались в реальность. Случалось, что не оправдывал надежд исполнитель ("В тени исполина"), оказывались непреодолимы недостатки пьесы ("Одолжите слезы"), а порой и режиссерскому замыслу недоставало последовательности, и тогда смело задуманный спектакль оставался как бы незавершенным (триптих одноактных пьес К.Саи).

Первое соприкосновение К.Кимантайте с советской литовской

- 18 -

драматургией (постановка комедии Б.Даугуветиса "Еалдокине"» 1948) вызвало огонь ретивых сторонников "теории бесконфликтности": их насторожил сам тот факт, что первая литовская послевоенная пьеса о современности оказалась комедией, что вопрос о выборе пути было "доверено" решать такому "несерьезному" персонажу, как трусливый и хитрый крестькнин-середняк Еал-докас. Зрители же сразу приняли и полюбили этот острый, сворка« ющий комедийными красками спектакль, впоследствии не раз возобновлявшийся. Подобные конфликтные ситуации в оценке сйектаклей К.Кимантайте не раз повторялись в дальнейшем,

В конце 1950-х — начале I9S0 х годов положение в литовской драматургии существенно меняется. Для театра пишут прозаики ' Ю.Балтушис, А*Грицюс, В.Шлюнас, В.Епмхявичюс, Ю.Грушас, дебютирует о инсценировкой Юс?. Марцинкявичюс, смело заявляет о себе комедиограф К.Сая (а ведь совсем недавно'Годами на сцене не появлялось ни одной литовской пьесы!). Поело 1956 года на подмостки возвращаются ШВайчюнас, Б.Сруога, В.Креве, fi долгое годы внпаданиие из театрального репертуара. Но и в следующее десятилетие спектакли по национальной драматургии все еще оставались редкостью.

С середины 1950-х годов плодотворная творческая дружба сея-зы гла К.Кимантайте с К.Саей, принадлежанш : к числу драматургов, в центре внимания которых оказывались острые социальное.

ситуации и моралыше проблемы^ Его творчество, в начале неровное , еще не вполне зрелое в художественном плане, заинтересовало КЛймантайте гражданственностью авторской позиции, точ-!! стью й меткостью слова, темпераментным развитием острого сюжета, юмором •— все эти черты всегда бшш близки ее режиссерской индивидуальности. Надо подчеркнуть, что после истории

с н£аддокине% имевппй немалый резонанс, К»Сая первым из литовских драматургов отважился вновь взяться за разработку жанра социальной комедии0 Его тяготение к зтовд жанру стало очевидна.! сразу же после его дебюта {"Семь козьих шкур" в Клайиед-сксм театра), В 1957 году К,Кимантайте поставила его злободневную остроязычную комедию "Сильва-студент", сумев вернуть Академическому театру утраченное им в предыдущие годы внимание молодежи,

' Одним из сагяк ярких и бескомпромисных произведений в драматургии тех лет была комедия К,Сал "Тревога"} работая над нею, К.Кимантайте создала яркое плакатное зрелище, обострила публицистическое звучание пьесы, смело используя для этой цели условные выразительные средства« Повысив творческий тонуо труппы, омолодив театр, этот спектакль К.Кимантайте проложил путь обобщенному условному решеш!ю"Нруга" В.Римкяшчкса, поставленного режиссером В»Чибарисом в следующем сезоне,

В отличие от своих предвдущях пьес,в триптихе {"Оратор", "Маньяк", "Пророк Иона", 1967) и в "Охота на мамонтов" (1968) К.Сая стремился дз^ь обобщенные картины, используя, условные формы отражения (метафора, аллегория, гротеск), благодаря чему негативные явления жизни принимают в этих пьесах форму парадоксальных лратчевых-*' сюжетов, получают черты абсурда,

. В работе, над триптихом К.Саи литовский"театр впервые столкнулся с национальной драматургией такого рода, и К.Кимантайте стремилась найти для нее адекватные сценические формы. Ее постановка триптиха насторожила одних, осталась не понятой "другими и вскоре была изъята из репертуара. Печать молчала об этом спектакле. Вспоминая сегодня о нем в общем контексте жизни театра и в контексте творчества К.Кимантайте,. следует признать,

- 20 -

что эксперимент режиссера был закономерен, выражал назревшую и плодотворную тенденцию, бал полезен не только для творчества К.Кимантайте (о чем свидетельствовали ее последующие работы, в чг юности, "Крапивный шелк" К.Саи и "Лебединая песнь" К.Инчю-рц) и для К.Саи, но и для театра в целом.

Продолжая работу над пьесами литовских драматургов в 1970-е годы, К.Кимантайте все большее внимание уделяла чисто театральным средствам выразительности, передающим отношение режиссера к изображаемым с >бытиям и творчеству драматурга в целом. Если в ее режиссуре 1940-х—1950-х годов преобладала повествователь-ность, то в спектаклях последних лет ювестчоватб^льность отступает и по-н^чому проявляется открытость режиссерских позиций.

В "Крапивном шелке" К.баи 11972, Каунасский театр) она вводит интермедии-пантомимы, выражающие внутреннее состояние героя и общий смысл эпизодов.'^ В "Лебединой песни" К.Инчюры (1975, Молодежный театр) решение массовых сцен было подчинено строгому и прихотливому ритму древних песнопений ц припевок (их партитура была создана композитором Ф.Ба^расом). Свою постановку трагедии Б.Сруоги ''В тени исполина" (1979, Академический театр) К.Кимантайте завершает развернутой могучей сценой траурного ритуального оплакивания Витаутаса Вел^шого^ отсутствуЕ'дей^у автора*.

В этих работах, как и в инсценировках классики, К.Кимантайте руководствуется стремлением вскрыть глубинные корни человеческих судеб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение диссертант ввделяет существенные моменты, определяющие значение творчества К.Кимантайте в общем течении истории литовского советского театра.

Направляя свою творческую энергию на утверждение национального репертуара, К.Кимантайто чутко откликалась на потребности времени и потребности театрального развития. Метод ее'работы и используемые ею втоазителыше средства менялись в зависимости от'возникавших задач, от стилистики литературной первоосновы — К.Кимантайте ставила комедии, психологические драмы, аллегорические пьесы, героико-эпическую поэму, историческую трагедию. В ээ режиссерской работе не было инерции и консерватизма, но Н.Кимрчтайта никогда не принадлежала к яростным экспериментаторам, Ее спектакли противостояли рутинным тенденциям своею очевидной самобытностью.

Долгая творческая жизнь К.КимантаЙте отмечена .стабильностью и постоянством. К.Кимантайте оставалась в стрроне от модных: быстротечны»: веяний. Она пв выступала и от лица какой-либо авторитетной режиссерской школы", в ее исканиях не было подрана-^ тельности тем серьезным театральным течениям, за которыми стоял 'опыт виднейших режиссеров советского и мирового театра.

Она не создала своей режиссерской школы. Но ее стихийная и яркая режиссерская индивидуальность, ле легко узнаваемый почерк позволяют говорить о своеобразном феномене "театра КЛСиманта^то".

"Театру К.Кпмантайте" свойственны ясность и открытость позиций,, искренняя высокая гуманистическая нота, сочувствие к центральным персонажам — "большим " или "маленьким", воплощение национа. ,кой самобытности и через характеры, и лерез атмосферу и среду — бытовую в спектаклях 1940—1950-х годов, поэтическую — в спек-

таклях последующих демтилетий. От утверэдения театра бытового К.Кимантайте ела к поискам театра приподнято-романтического, поэтического, подхваченным, развитым и переосмысленным следующая поколением литовских режиссеров, которому опыт КЛйшантайте готовил почву, придавал уверенность и смелость«

Любовь режиссера к национальной литературе и способность чутко вслушиваться в авторское слово предрешили своеобразную литературность "театра К.Кимантайте", приводившую — в очень редких случаях — к иллюстративности, В "театре К.Киыантайте" режиосерская интерпретация никогда не рушила хранил авторской концепциине противоречила конкретно-исторической точко зрения^ В этом смысле "театр К.Кимантайте"оставался в русло классической реалистической традиции: продолжая тенденции, исторически сложившиеся в литовском'театре, где национальный репертуар всегда создавался ; виднейшими писателями (Ё.Краве, В.йшолайгио-Цутинас, В.Сруога, А.Вануолго-^каускас и др.), К.Кимантайте — особенно при обращен киях к классике — сосредотачивала, вшвднде на авторе и актере, на поисках духовной связи в этом звэне (автор — актер, прошлое — настоящее).

На всегда замыслы К,Камантайто осуществлялись полно, на все противоречия ей удавалось преодолеть; еэ спектакли на била избавлены от несовершенств — в силу как внутренних, так и внешних причин. ■

Но во всех спектаклях "театра К.Кимантайте" проступает некий тип народного представления, воссоздающий обра., народа и отражающий его духовный облик, цельность его миросозерцания, его исторические судьбы. Поэтому есть все основания говорить о феномено "театра К.Кимантайте", неизменно сохраняющего — помимо другое достоинств — свое основное свойство: способность будт ь в зрите мчель о себе самих н о своем народе, поднимать самосознание наро

Публикации автора по теме диссертаций:

1-. Казнмера Кимантайте. - Вильнюс:Минтае, 1983. - 8,5 а.л. (На лит.яз.).

2. Инсценировки в Академическом театре Литовской ССР // Дорогой советского искусства: Из истории культуры литовского народа.-Вильнюс, 1968. - Т.5. - 1,3 а.л. (На Л1...яз.).

3. По поводу инсценировок произведений литовской литературы в драматическом театре // Октябрьская революция и общественные науи в Литве. - Вильнюс, 1967. - 0,5 а.л. (На лит.лз.).

4. Хроника одного спектакля // Театрас. - 1978. - к 3-4. -0,7 а.л. (Налит.яз.).

5. Страницы биографии режиссера // Културос барай. - 1979.-й 6. - 0,5'а.л." (На лит.яз.).

6. Казимера■Кимантайте // По следом театральной мысли. - Вильнюс, 1982. - Т.2. - 0,4 а.л. (На лит.яз.).

7. Из репетиционных дневников "В старом поместье" Шагриёс Ра-гапы' // Театрас. - 1984. - й 2. - 0,7 а.л. (На лит.яз.).

- 8. Поднявшись над земными песнями // Културос бара.!.- 1983,Л 10. - 0,4 а.л. (На лит.яз.).

9. Настроив жаждущую душу // Литература ир мянас. - 1979. -23 июня. - 0,5 а.л. (На лит.яз.).

10. Крестная мать -литовских спектаклей // Литература ир мярчс.-1969. - 20 июня. - 0,5 а.л. чНа лит.яз.).

II. Без несущей конструкции // Литература ир мянас. - 1969. -15 ноября. - 0,4 а.л. (На лит.яз.).

12. Ремесленники из Паграмантпса // Ткеса. - 1966. - 27 февраля. - 0,4 а.л. (На лит.яз.X