автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творчество Н. А. Клюева в литературном процессе 10-30-х годов ХХ г. типологическая общность и индивидуальное своеобразие

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Захарова, Лариса Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Творчество Н. А. Клюева в литературном процессе 10-30-х годов ХХ г. типологическая общность и индивидуальное своеобразие'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Н. А. Клюева в литературном процессе 10-30-х годов ХХ г. типологическая общность и индивидуальное своеобразие"

РГ8 ОД

> / *** \} 1Г • V 5 1 и IV1 МОСКОВСКПП ОРДЕНА ЛЕНИНА

И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 053.01.19

¡¡,1 |1|>;1н.!л рукогптят

оЛХЛРОПЛ Лариш «ладимиро.:»;»

ТВОРЧЕСТВО Н. Л. КЛЮЕВА В ЛИТЕРАТУРНОМ •«РОЦКШЗ 1С 30 ;: ГОДОВ XX г. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЩ!ЮС 1 о И ¡ТПДИЗИД^АЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

Спсциалыюсть 10.01.02—Литература народов СССР (советского периода)

АВТОРЕФЕРАТ

дт 'ч рт,¡пни "¡1 <'<>и( ¡;;)ипг уимюи ( тс.ит.п ¡.';!1!.Ч1'Л.ч'''а фн.н» н;; пчси;и\ к-п;:

,Мгг<-!;да ¡ПОП

Работа выполнена на кафедре русской литературы XX века Московсого ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогического государственного университета имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

кандидат филоогнческнх шаук, доцент М. И. ГРОМОВА

Официальные оппопентн:

доктор филологических наук, доцент Т. К. САВЧЕНКО,

кандидат филологических наук, доцент Т. В. САСЬКОВА

Ведущая организация: Российская Академия театрального искусства (РАТИ).

Я .. Мл>ЛЛл.

Защита диссертации состоится ».... г;....... .т:.. 19 9 3 года

в..,?0£..часо1ь па заседании специализированного совета но защите диссертаций ша соискание ученой степени кандидата филологических наук при Московском педагогическом государственном университете им. В. И. Ленина но адресу: 119882,

г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина по адресу: г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «............»........................у......................1993 г.

Ученый секретарь епегшбйЕ^шрованного совета /Ж/А. В. КАРАВАШКИН

Одна из главных задач литературоведения на современном •тепе - восстановление литературного процесса советского периода во всей его полноте. Это становится возможным сегодня, когда ъ наяе общественное сознание и литературу как часть •го возвращается несправедливо забытые имена художников. Среди них достойное место теперь уже навсегда занял H.A.Клюев.

Духовный вождь того течения в русской поэзии, которое именуется новокрестьяноким, поэт трагичесхой судье«, почти на полвека вытесненный из нашей культуры по идеологическим мотивам, художник, в мировоззрении и творчестве ксторого отразилась целая эпоха в жизни русского общества на рубежо ХИ-XX Веков в ее духовных исканиях, Н.А.Ккюев только сегодня возвращается к читатели. Современники видели в нем поэта-пророка - и он действительно оказался пророком, эа долги« десятилетия предвосхитиваим трагедии страны, трагелхв поколения, трагедию собственной судьбы. И при всем том поэт сохранил н пронео в себе удивительную веру в Россию - "Бал у »Индию", в грядудий рай на земле. Слнако и эти пророчества, и «га святая клюевскаЯ вера в России, как и многие другие идеи поэта, при всей их глубине и значительности, отнюдь не всогда являете* читателе непосредственно - К»юев один из самих оложних и загадочных русских художников слова. Задача литературоведения сегодня г помочь читателе приблизиться к пониманию боге тзйаей по своему идейному содержание и художественной выразительности поэзии Кпвева.

Поэтому актуальность работы определяется выбором предмета исследования - такого сложнейшего и значительного в наиой культуре явления, как Н.А.Кмев, а такт задачей восстанов-деняя полноты историко-литературного процэоса, который сегодня без иызни и творчества Н.А.Кпвева просто немыолим.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые при "исследовании творчества Киоева используется системный подход - поэзия &юева рассматривается во взаимосвязи с эпохой я культурной традицией и одновременно в единстве воех составлявши аяфопоэтачеокув систему творчества Кявева аспектов. Новыми для отечественного литературоведения стали яоеледо-ваяяе в работе связя поазим Кхвева о руоокой фялооофехой мнелью конца XIX - мчала XX вега, оужности и своеобразия народно-песенной традиции э творчестве поэта, выявление при-

_ о с ~

чин поэтической уникальности Клюева и путей постижения сложности его поэзии, отличное от общепринятого определение пафоса клюевского творчества.

Цель исследования - рассмотрение творчества Н.А.Клюева в контексте литературного процесса и - шире - всей духовной жизни 10-30-х годов XX в.; выявление типологической общности поэзии Клюева с творчеством "крестьянских" поэтов - его предшественников и современников - и выяснение причин и сущности поэтической уникальности Н.Клюева в типологическом ряду поэтов-" крестьян" и в русской поэзии в целок; определение места и значения творчества Клюева в отечественной культуре.

Основными принципами анализа творчества Н.А.Клюева стали историко-генетический - рассмотрение явления искусства с точки зрения его зарождения, развития и бытования, сравнительно-исторический - сопоставление творчества Клюева о аналогичными или близкими явлениями русской духовной жизни разных эпох, типологический - рассмотрение поэзии Клюева в типологическом ряду крестьянских поэтов (безымянных творцов фольклора, крестьянских поэтов XIX в., "новокрестьян").

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материал может быть использован при изучении истории русской литературы XX в., в частности, литературы качала века и первых послереволюционных десятилетий. Выводы и наблюдения, сделанные диссертантом, могут найти место и в практике окольного преподавания.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством обсуждения концепции и отдельных фрагментов работы на аспирантском семинаре и заседании кафедры русской литературы XX в. МПГУ им.В.И.Ленина (декабрь 1991 г.; ноябрь 1992 г.). Основные положения диссертации нашли отражение в докладах, о которыми диссертант выступил на заседаю« кафедры литературы и научной конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов Тульского государственного педагогического института им.Д.Н.Толстого (апрель - май 1992 г.)-

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав к заключения.

Во введении дается обстоятельный анализ состояния изученности творчества Клюева в отечественном литературоведении, обосновывается актуальность и новизна исследования,

определяется цель и задачи работы.

В первой главе - "Н.Кяюев и его эпоха" - творчество поэта рассматривается как органическая часть культурной жизни России рубека веков и 10-30-х годов XX в. Главная мысль диссертанта состоит здесь в том, что мировоззрение и творчество Кявева явились своеобразным "зеркалом" целой ог.охи в кизни русского общества в ее духовных исканиях.

Эпоха Кпсева - ото первые три досятилатич нашего века, которые мы выделяем не просто как "поворотные" в судьбах России и всего мира, но как завершающий этап естественного развития литературы (закончится этот пориод, строго говоря, 1932-м годом - Постановлением ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций"). 10-!30-е годы р «дол я ютов в особый период и потому, что связаны они оС'дносгьс собственно эстетических тендашшЯ, которые позволяет говорить о развитии литературы в эти десятилетия хак о процесса. Эта тенденции состоят в том, что в 20-е годы, как и в начале вв-ка, »слыхивали теоретические споры по вопросам традиций и новаторства в искусстве, путей развитая искусства; в том, что в творческой практике художников преломлялись их общественно-политические, философские, эстетические взгляды. Различие втих взглядов и стремление писателей к объединении с "родст-веннимиим по духу обусловили обилие в литературной жизни первых десятилетий XX века различных группировок, юкол, течений.

Автор дазт краткув характеристику поэтической жизни России на рубеже веков, особо выделяя декадентские точения и русской поэзии и само де ¡садонтство как лрчаяаез и загадочнейшее явление в отечественной культуре, сопряженное согодня в левей сознании с понятием "серебряного века" в поэзии.

Дяя поотов-деяадентов, всеми силаки стремившихся найти них од и» тупикового состояния русского искусства и жизни вообае, Кявев о тал своеобразным "солнцем*, его поээия - призывом "к новой лучезарной кнзии" (И.П.Брихничов)?

Русская творчеокая интеллигенция потянулась к Клюеву

1 "Новое вино". 1912, »{(деибрь). СЛ*.

«■• и потому, что в общество на рубеже ев ков сильны били мо~ славянофильский настроения: Россия стояла на порога вели па перемок, и ее будущее, ключ к разгадке тайны ее судьбы в сознании интеллигенции во многом связывались о проалым русского народа. Появление первого в XX веке настоящего крестьянского поэта Н.Кявева было воспринято русским декадентством как приход своеобразного поэтического "мессии" - "посвященного из народа".

Но било и еще немало моментов мировоззренческого и твор-чеокого плана, которые связывали Клюева с русским декадентством. Важнейший из них - руоская философия конце XIX - начала XX веха.

Воздействии русской философокой мысли этого периода на поэзив Кчюева поовящен особый раздел главы.

Главное меото в ряду философов, окаэавпкх наибольвее влияние на Киюева, принадлежит [{.♦.Федорову, автору знаменитой "Филообфии Общего Дона". Каем всеобщего к полного воскресения и всемирного братства лвдей навли свое поэтическое воплощенно в творчество Кюева - в частности, в его "Братских песнях", "Избяных песнях" и других произведениях.

Н.Федорова считал своим "учителем и отцом духовным" другой крупнейаий русский философ XIX в. - Вл.Соловьев. Федоровская идея всеобщего воскревения оказала огромное воздействие на формирование знаменитой "философии лвбви" Вл.Соловьева. Эта философия, »к и идея Мировой Дув и, Вечной ЗКенственноот* Соловьева, лежащие в основе поззии символистов, оказала воздействие и на Кавова - "женское начало" также является определяющим в его поззии. Однако оно у Йчюева никогда не связано с образами Лени или Кены. Дня Кявева Великое Женское Начало ассоциируется всегда только о материнским началом. Обожествление материнства найдет свое отражение и в "Братских песнях", и ь "Избяных песнях", и в более поздних произведениях - поэмах "Мать-Суббота", "Погорельщина", "Песнь о. Великой Матери". .

С утверждением женского начала воскревения связано обожествление земли, как Богородицы. Именно в то время так сильно зазвучит в русской филооофик - и в поззии Клюева - эта идея - идея Земли-Богородицы, идея нетленной Души Мира -Софии-Премудрости Бокией, как и идея Града Невидимого (у Юш-

вва), София - мудрость Еокьд - посредник между абсолютно-су-«им и реальным миром - у Вл.Соловьева. По мысли Н.Федорола, христианство только тогда станет действительным воскресением^ "когда сделается орудием Софии-Промудрости Божиёй"?

Учение о Софии как "Великом Корне целокупной твари" раз-аил близкий к кругу Клюева П. А.Флоренский? С.Н.Булгаков, с чьими трудами ¡ticos был также знаком, "думу мира" прямо называл "Софией".и связывал ее, вслед за Ф.К.Достоевским, с Матерью Сирой Землей;

Представление о земле тк о Богородице - давнее убеждение на Руси. Земля - священна. "Богородица наша землица!" -£3UiiüCt JútüüU "фасной пеоне" 1917 года. И ичсь мир, воя Ьоедонная для него - огромный организм, который оплодотворяется, осмысливается, одухотворяется л засоляется человгчэст-вои.

Иногда спаи Кявова - воспринятые непосредственно - кинутся чересчур "материальными". Но за ними - огромный пафос религиозного онтропо-теургического материализма Н.Ф.Федорова: "не только посетить, но и населить все миры вселенной"!' Этот пйфоо »азн», вечной н радостной, тэр*эству»аеп над спирты,-zo vxor.f. отгяея пезта ("Радельиие па сии", "Песнь похода", яЕудзт-брачнпл ночь, совершение тайн..." и других).

С сбокасгдясннеи зенли во многом связана у Клюова идоя ".iccnmicTSíi деровмп, спасавшей страдавший язвой "нобрьтстаа" городской кяр. Эта аде я здсыса сильна и а философии H.í од opona, паез^аого о раотлошкоди влиянии на оело "городского энага«*? ÍÍIEC3 ?аггг кг пришлет городской цивилизации; "аамои-ниЯ од" о ого стих си противостоит "божественной" Природе. Ввифм» Цнжшеецкн н Природы - трагический лейтмотив всего тзерчэота» Ичззга. 0¡i заучит п стихотворении "Обозвал тишину

о д о р о й H.t. Сочяивния. - И.:Нысль,1962. С.207.

В $2? "И У^Р^01"1® иРтани- - М.:

^В ¡ra rasos C.tl. Фиаооофзя хозяйства. - М.,Ш2. С. 119.

^ о д о в о п Í1.S. бпяоесфяя Обаого Дала. В 2 т. T.I. -ВврниЗ, 1ШЗ. C.4I6.

Федоров Н.#. Сочинение. - M.:Mi«uik,I9B2. C.3I9. •

глухоианью..."(1915), эссе "Пленники города"(19Н), стихотворном цикле "Зеиля и 1.елезои(1917). А на вершине этой темы - безусловно, цикл стихотворений ЭО-х годов "Разруха" -только здесь трагический мотив гибели природы под натиском , "железного гостя" будет осложнен еще и политическим звучанием.

И еаё один важный философский момент мировоззрения и творчества Клпога заслуживает рассмотрения: идея мессианства славянских народов и особенно русского. Эта идея сильна у Н,Федорова и особенно - у Вл.Соловьева (его работы "Т£и силы", разговора" и другие). Она звучит во многих послеоктябрьских клюевских стихах, является одной из главных в сборнике "Медный Кит"(1918). Подобная философская установка в поэзии Клюева важна не просто сама по себе - она пролива- ' ет свет на специфику восприятия поэтом Октября, о чем речь пойдет ниже.

Итак,"как видим, понять своеобразие мировоззрения и творчества Н.Клюева невозможно без обращения к философским ' ] •взглядам поэта.

Но философокие основы поэзии Клюева осложняются религиозными исканиями поэта, которые неотделимы от его увлечения хлыстовством (храстовциной) - сектантским течением в христианстве, последователи которого стремились вступить в непосредственное "общение" с божеством о целью найти новое откровение. Хлыстовская зтика соединяется в сознании Кюова о "Философией Общего Лола" Н.Федорова н звучит в его стих ел (в "Братских песнях" в частности) как мощный гимн жизни и братству яивуяих. А если учесть, что пристальное внимание, интерес к русским мистичоскам сектаи стали существенной чертой духовной жизни русской творческой интеллигенции начала века (к ним было приковано внимание и Д.Мерокковокого, и А.Белого, и А.Блока), то нетрудно понять, что и в оток смыоло Н. Клюев стал для русской интеллигенции пророком, наведшим новое откровение. *•

В поэзии Клюева сильны и эсхатологичепше настроения -эсхатология клюовского творчества восходит во многом к идеям, почерпнутым им из Откровения Иоанна Богослова (как, впрочем, и к философии Вл.Соловьева с ее идеей Апокалипсиса). Апокалиптические настроения, как известно, были сильны в

Яачале века в поэтичеоком и теоретическом творчество русских символистов (об этом свидетельствует хотя бы работа Л.Голого "Апокалипсис в русской поэзии"(1903)). ТЪк что и в отом смысле поэтическая идея Клюева оказалась свои образным вопло-аэнпвм идеи эпохи.

Особый раздел главы посвящен подробному рьсскотршслв творческих связей Клюева, оказавших влияние на фот шфованиа поэтической индивидуальности художника.

Идейно и'эстетически Н.Кпвев был сея зам з крупнойшими поэтическими точениями начала века - символизмом и иккеутзмом (не принадлежа, однако, ни к одному из них). О сикксллзмои -вели иметь в виду общность философских осноп пооэии .Чис^а з созшолистов ("философское восхождение" оо к учониг И|.Соловьева), тяготение к "иесгазкнному", "Н'ЗЫ'.дииому "К и лв-бим только то, чему названья нот" - а та строчка. из ранне, го стихотворения Клюева вполне вырастает "тайную" суть ого поэзии. С акмеизмом - если принимать во вниманий "радостно« приветствие" акмеистами Клюева, ибо .он, по замечания С.Городецкого, "храните себе народное отношений к слову как к незыблемой твердыне", а не как к "хамелеону", способному менять свой смислг Результатом общения с акмеистами станет стремление Клюева к звучности, "отточенности", "материальности" ста-' ха.

И все газ влияние символизма на Клюова было Солее ощутимым. Примечательно, что среди поэтов, с кем творчески был связан Кяиев, большинство - символисты: а.Добролюбов, д. 1яок, А.Белый. В.Брюсов. Причем здесь иояно говорить не только об кх влиянии на поэта, но и о взаимовлиянии Клюгва и поотоз-сииволистов, В оообенности это касается отновений Клюева и Едока.

А.Езока, да и - без преувеличения - зов русскую интел-лнганцип чрезвычайно волновала в эту пору и позднее проблема "народ я интеллигенция*. Реяение ее напряму» было связано о проблемой дальнейшего путм России, движущих сил истори-чэокого развития страны, роли интеллигенции в кем. Дгя Еяо-ка голос Ютвева бил именно тек самим "голосом га парода",

Городецкий С. Некоторые течения в современной рус-окой поэзии П Поэтические точения в русской литературе конца XIX - начала XX века:Литературные манифесты и художественная практика. - М.:Выся.шк.,19ВЙ. С.92.

- в -

что вепал истину о "народной России". Статьи, письма, дневниковые записи Блока 1907-1911 годов свидетельствует о колоо-сольнон идейном воздействии на него Клюева. Отголосок ивев-ского влияния на Блока - влияния не только идейного, ио и художественного - слышится в поэме "Двенадцать" - в частности, в знаменитых блоковских частуиках ("Уж я ножичком полосну, полосну..."), мотивы которых "подсказал" Блоку Кчюев в статье-письмо "С родного берега".

В свои очиредь и влияние Ei ока нд, Клюева - влияние скорее поэтическое - было значительным. ТЬк, клвевский образ России в ряде стихотворений, особенно первого сборника - "Сосен перезвон", навеян блоколским пониманием этой темы. У Ечока Клюев учился вниманию к музыкальной наполненности стиха, изобразительности и выразительности, выражении собственных перо-¡гав&ний, своего самосознания.

Этих двух заиочатсльных постов сдруиша олеха. Развела -их человеческая и художническая уникальность. По сбликвико Еюка и Кксева на отапо I937-I9II годов било неизбежным, идейно-творческое взаимовлияние - плодотворным и по-своему отражало взаимодействие парода и интеллигенции г, начале XX века.

Е диссертации рассиатриБавтся отношения Иясова к Андрея Бол ого, Ktuena и В.Ервсоаз. - также в плано взаимовлияния поэта и его издавшихся соврехсниивоз.

Среди отдельных художников п целых поэтических гсчоняй, с которыми был связан Ктсев, оасбсо место з&нккает новоерость» яиская поэзия. Клеев по праву считается духови1м еоздси этого течения в русской поэзии. Киаса и •"ногокрестьяк" сражает препдо всого неприятие Города,, городской "&!£«якзацйяи и воспевание, возвеличивание деревенской, "избяной" Руси; в эстетическом плане - восхождение ш. тверчестnz. е народной поэзии, Ife поэтов-новогрсстьян блкко других Сил Кг.ясву С.Есенин. История отношений /люева н Есенина - ото сходная история "друлби-враады", глубокой гз«шиной симпатии и взаимовлияния - и Езакиоотолкивания. Причин тону множество - причин и мировоззренческого, и творческого, и чисто человеческого характера - все они раскрывается в работе.

Небезынтересен и вопрос о том, почему так "читаем" и

двбим Военин и почему так трудно "идет" сегодня к чиуател» &вев. Окончательный ответ на этот вопрос дает вторая глава работы, итоги те первой таковы: творчество Клюева - органическая составляющая часть русской духовной жизни рубежа веков, отразившая в своих мировоззренческих и эстетических ob-новйх духовные искания русской интеллигенции начела веки. Формируясь гак художник под воздёпствием важнейших философских, ролигиозтк, этических я эстетических исканий и идей сясэЯ эпсяи, fftsoB в то «9 вре»»я сам оказывал воздействие на современных ому художников.

При воей оргеничносш "вхождения" а литературу его вре-ггенз тем не менее явление в ней уникальное. Исследова-

ния прнродм поэтической уникальности яосзясзпз

глава - "Шгсйно-художествснное своеобразно раниой поэзии Н. Ючзова", состоящая из двух разделоп.

Творчество Кюева изначально посходит к народной поэзии, фольклору Северного края. Автор работы вводит понята» народно-песенной традиции в поэзии и рассматривает эту традиции как явлошю стилевого порядка - характер стиля опроде-длотся взаимодействием субъекта поэзии - ее лирического героя - и объекта - кособстезико зноинего мфа* В нарддяо-т»8-cüuhoii стих с лирический report "взст^рсн" в cboos; объекте, его !<мроссй';рцег.че нестдгяико от народного, крестьянского (именно такой тяп су Сгс гпчю-cfceхтчшу опготення ни лабллда-он б Фольклоре). А поскольку тредноо иироссзерпапие •

чад ь но otíwwimo, "пг.йучао", ось-огкаоятся rta сл-ле, традиции» адрапси смысле, то ч гарокоззрекие лирического глроч этого етсяогого точопк* отг-сгинс подобными чертакя.

• 7 КзееЕа уяэ S первьа отякотзернцх сборах- "Сосен nopesacr,*,, "Erri^'i"? песни", "Лесные были" - народно-пвсен-уя-я трлдашм» - что вя йзначазьио «о саойствеино - переплетается с фялм»|бк*йк а рмагзезашл йоззрзкняки поэта. Последние. я свсв очередь, тайга неоднородны: это не только хрястиаяскп», «о клкотввеп» я даяэ - esinecote мотивы.

r- dmnsm подо«ч::3 - стятавсЗ - подход к топологии течений этссгйЯ зярмчммя поэзии был предпринят Г.Й.ЛубянокоП Н V б я н е к а я Г.И. Т>н лит л крики. -г Тула:Приок.жн. етд-го,1Я37).

Религиозность, философичность, мифологизм - вот черты, которые определяют своеобразие народно-песенной традиции в поэзии Клюева.

Была и още одна мощная традиция, оказавшая влияние на творчество Киюева, - древнерусская поэтическая.

Особо сильное воздействие оказал на мировоззрение и творчество поэта великий борец, проповедник и художник Древней Руси' протопоп Авракуи.

С "огненными" писаниями Аввакума связана поэзия Кяюева, ее глубокая духовность, ее эстетика.

При всех исторических, социальных и биографических различиях у Аввакума и Клюева иного общего: Аввакум боролся о патриархом Никоном, о его реформами, разоблачал официальную церковь, продсшзывал "конец света", идеализировал "лесной храм", спасения искал в старообрядце с ких скитах; Клюев - пи-оатель и проповедник совсем другой эпохи - боролся о "железным" городом, с разлагающим его влиянием, оберегал крестьянские патриархальные нравы, ратовал за бережное отношение к духовному наследию, а впоследствии, после революции, выступил против той "республики", что, "растоптав цветок купальокой веры", направляет "стальной глаз пулемета" на жар-птицу народной культуры (статья "Самоцветная кровь").

Эта приверженность Клюег^ русской национальной старине, ее духовным ценностям особенно роднит поэта с его великим "прадедом" Аввакумом.

По Аввакуму, по его эстетическим принципам (беседа протопопа Аввакума "Об иконном писании") оценивает Кяюев древнерусское искусство. Но главнее влияние Аввакума на Клюева -влияние сугубо поэтическое.

Подобно своему великому предиественнику, Каюев-повт лв-бит язык материальных вещей и в то же время многозначность краоок и слов, развернутую метафоричность, сложные формы семантического сплетения и слияния церковно-кннжной фраз вол о» гии и мифологии о уотно-поатачеокой речью, с народно-мифоло-гичевшми образами и выражениями, с приемами бытового раз го-вора и о*азочного повествования.

Сопоставляя раннюю лирику Кявева с "Китием" протопопа Адвакума, автор приходит ж ьыводу о неооииенном идейно-тема-лчесхом я художеотвенном ее родство с названным промведе-

нием. Ifa* и j Аввакума, у Кивева идея христианского мученичества, страданий и смерти, гордо, "с молчаливо-ласковым лицом" принимаемых лирическим героем, облекается не в торжественно-проповедническую форму, а преподносится как-то очень "буднично", описание "крестного пути" героя нередко изобилует, как и в "1итии", деталями быта (например в стихотворении "Я надену черную рубаху...").

Сходство между поэтикой "Жития" протопопа Аввакума" и орнаментальной поэзией Клюева возникает в результате своеобразного фольклорного переосмысления христианской символики и языка древнерусской литературы. ¡I тогда "религиозные" по своему содержании стих и обретаегт сугубо народно-песениое звучание - как, например, в стихотворении "Ры дспькя ной -голуби белие..."

Есть к еже одна черта, роднящая творчество Аввакума и Клюова, - проникновенный лиризм их произведений.

Диссертант анализирует также публицистику Клюева в сопоставлении о прозой Аввакума и выделяет обший структурный принцип, на котором строится, например, "Китае" и клюевская пуЯлККяети!»! принцип контраста, противопоставление "боже~ ского" h "дьявольского" начал (тот же принцип присутствует и в ранних стихотворных произведенных ftireca).

Протопоп Агт-акук имел стойгатх идейных приверженцев в лицо поисрских старсобрядцев, среди них - выгозские писатели Андрея Денисов и й?ан Филиппов - юс имена встречаются по' ркопк произведениях îûiceca. Особенно закатно воздействие пг> его художественное творчество поэтики писаний и речоя Андрея Денисова с нх цветистостью, "хитросплетенными" образами и усложненный нетафоризмом.

В то же яремя поэзия Клюева рационалистична, я ее невоэ-нсгло попять вне общего стеля проповеднической литературы и старообрядческих песнопений. Мысль у Клюева все-таки борет перевес над чувством - это наиболее отчетливо сдувается в пенней поэзгтх Еггезга, особенно в "Датских песнях". Недаром И.И.Розанов, говоря о Клюеве и Есенине, ^ отмечал более сильную эмоциональность в поззют последнего.

Розанов й.Нрестьянсте поэты. M., 1927.

. , Но не только отот фактор определи* большую читаемость Всенииа по сравнению с Клюевым. Плавное эдось в том, что народно-песенный стиль, который всегда бытовал в поэзии в "чистом" виде - именно таким мы находим ого в ранней поэзии С. Есенина - у Клюева, соединяясь с книжной (древнерусской поэг тической, философской, религиозной) традицией, обретает "не, традиционное" звучание. Поэзия его изобилует христианскими,

• уже - хлыстовскими, а лоров и языческими символами, мотивами и образами древнерусского искусства, имеет мощный философский подтекст. Следствием такой "сложности" поэтической системы Клюева является и сложность восприятия его творчества. Но это та "благодатная" сложность, которая заставит читателя "раста" до уровня поэта, постигая богатства русской философской мысли и религиозных верований, народной поэзии и культуры Древней Руои ~ словом, всего того, без чего не понять богатейшей

• по своему идейному содержанию и художественной выразительности позэии Клюева. 7Ьков главный вывод второй главы.

Развитие названных традиций в поэзии Клюева автор прослеживает и далее, в третьой главе, но здесь уже на первый план виходит рассмотрение и обоснование перелома в мировоззрении и творчестве Клюева - от восторженного принятая революции до ее полного (и справедливого) отрицания. В главе, названной "Творчаство H.ttwBa в советскую эпоху" и состоящей из чотырех разделов, в центре внимания автора судьба художника и его поэзии поело' Октября. Вопрос об отношении Клюева к Октябрю автору представляется чрезвычайно интерео-ным и важным, ибо это отнесение во многом проясняет олохшей-вув проблему "интеллигенция и революция".

Поэт восторженно встретил Октябрьскую революцию и принял ее и как бунтарь-староиер (прииел конец империи и ее "дьявольской" официальной церкви), и как крестьянин (наконец-то воплощалась в реальность давняя крестьянская мечте • о мужицком "избяном.рае"), и как славянофил ы "Федоровой" (осуществлялось давно ожидаемое "меосмнство" русского народа в деле установления иоомирного братства лвдей), и просто - как поет. Об этом - полные ликования послеоктябрьские стихи Ютева: "Из подвалов, ю темных углов...", "фасная 4песня" и другие произведения, воведаие в сворвик "Иединй Нит". Об атом * клвевсвая публицистика первых псслереволв-

цноннш лет - статьи "фасный конь", "фаоный набат" ц др,

Интересно заметить, что в поэтических произведениях революционной поры Кяоев выступает как агитационный лирик -в творчестве его в это время господствует агитационно-лирический о тиль (подобнее же явление мы будем наблюдать в поэзии С.Есенина 1917-1916 годов - само время, видимо, побуждало и Клюева, и Веснина быть "агитатором, горланом, главарем"). Выразить свой восторг революцией, прославить ее величие и святость, призвать к защита ее завоеваний - такова била цель "революционна" отгаов Клюева.

Но революция обманула ожидания поэта. Первоочередная, мак он считал, задача Советской власти - забота о краооте и культуре, о сохранении духовных ценностей русского народа -решалась иначе, чем ожидал Кнюев. Зс готической программой поэта и одновременно воплощением ого опасений стала статья "Самоцветная кровь".

В »той отатье-писькз *е братьям-коммунистам" звучит тревога Клюева за судьбу народной культуры, против которой пролетарская диктатура направляет "стальное жало пулемета". Нот, Кгвев вовсе ж» противник новой, пролетарской культуры, но будуаее искусства при социализме поэту виделось при обязательном сохранении й преумножении бггатств древней русской культуры, тех традиций, которые накаплипад народ веками и без которых его духовная жизнь просто немыслима.

Позтическгш волл оценнек позиции поэта станут его с ти- • яотаорения "11а бежнкцо табаку осьмина...", "Гму республика, а сердцу - Катерь-Русь...", "Кому би сказку рассказать..." и кнегие другие. Своего программным можно назвать стихотворение "Хулители искусства", става ее одной из причин расправы с поэтом.

Одним та самых трагических по своему звучанию стал стихотворный сборник Ш1 г. "Львиный хлеб", в которой по-ред читателей разверт*ваеге* нерадостная картина горящей V гибнущей "непрпиштоЛ* России.

Апофеоз ся звучания трагической темы Россия стангт цикл стихотворения 30-х годов "Разруха", название которого говорят само за себя, Зти еткхя гак "вещественное доказательство" "преступления" - "коитрреполгциоинойагитации" -были приобщены к "делу" Яявева. Если преаде поэтом заника-

лось только "пролетарская" критика, подвергая его беспощадному разгрому, то теперь, с середины 20-х, им "занялось" ГПУ-ННЗД что и приволо к аресту и расстрелу поэта в 1937-м.

Но даже в оти, самые страшные для него, годы - 20-30-е Клюев остается верен своим идейно-эстетическим принципам. В стихах его отих лет будет звучать полное разочарование в революции и проклятие ей, чье знамя зазватили "бесы", раэо-. чарованио, но никогда - не уныние. Достаточно вспомнить стихотворение "Мы старое стали на пятнадцать.,.", чтобы понять, что и в эти годы поэт сохранил удивительно чистый, ясный' взгляд на мир, только теперь уже "по-осеннему" мудрый и даже - философский.

Это и многие другие стихотворения Клюева 20-30-х годов открывают новые горизонты его лирического дарования: в поэзии этой поры художник выотупает как мастер классического . стиха, то есть той стилевой традиции, в которой преимупест-' вонно работали Пушкин, Дермонтов, "Пвтчев, - термин "классический" употребляется литературоведением в значении наиболее стройного, гармоничного. Лирический герой классического стиха не "слит" с миром, как в народно-песенной поэзии, но отдает сознательно "звонкую силу" своего голоса "атакующему классу", как в агитационно-лирическом стихе, а, отделяясь от мира, осознает себя как личность и становится рефлектирующим субъектом. Вообще, рефлексия, размыяления поэта о мире и своем месте в нем - существенные черты поэзии классической стилевой традиции. Свойственны они и зрелому творчеству Клюева. Размышления ити отмечены мудрость« поэта, философичностью, принятием им жизни как великого дара, благословением ей.

20-е годы изнаменовались еще и тем, что прочное место в творчестве Клюева заняла поэма. Переход от лирики к апооу для поэта был закономерен - он наметилоя еве в раннем творчестве Клюева и был отмечен ь свое время Н.Гумилевымг Утверждение в поэзии Клюева жанра поэмы стадо свидетельством его подлинной творческоя зрелости.

^Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. - М,:Современник, 1990.

Поэми Киева 20-30-х годов, среди которых самые (Замечательные - "Плач о Есенине", "Погорелыяина" и вершина клв-евской поэзии - "Песнь о Великой Матери", поражают сегодня читателя мудростью и оптимизмом их создателя и своей жизнеутверждающей силой.

Да, в них звучит горькое разочарование в революции, скорбь и плач по "Руси уходящой",* но это никогда не отчаяние, а, напротив, святая вера в грядущее возрождение Роо-оии, в ее силу и мощь, в ее будущность.

ТЬким образом, мы смело можем сказать, что Клвои -поэт, обогнавший свое и - нате рргмя но только в силу высочайшей художественности творчества (и современному, и заьт-раашему читателю cae нужно "дорасти" до понимания этого художника), но и в силу мощного утверждавшего, возпытенно-оптимистического пафоса его творчества. И ранние, и в особенности поздние произведения Кпюета - поэмы - не позволяют говорить о нем как о поэто трагическом, хотя мысль о трагизме его творчества вследствие "архаичности мышления" поэта и непоникания им сущности происходящего в стране до сих пор. господствует в клюевоведенин. По глубокому убеждению автора работы, кыяленио Клюева но только не архаично, . но в выспей степени своевременно и зорргменно - и для его," и для нашего времени, для нашего, может быть, даже в больней степени, ибо именно этой святой клюевской веры в грядущее возрождение и обновление России не хватает нам, ныне ■ ггийуцкм. Более того: вслед за великими современниками Клеена мн говорим о пророческой сущности его поэзии, что также позволяет называть Клюева поэтом не только сегодняшнего, но - завтраганзго дня.

В заключения, подводя итоги исследования творчества К. Клюева, автор намечает темы, разработка которых осталась за пределами диссертации. Важнейшая из них - это проблема традиций Н. Клюева в современной литературе, поэзии в частности.

Подлит??? открытие Клюева широтам читателем и литературоведением «ге гг.зр-едя. Лвтср выражает надодзу, что и его работа явится вкладом в современное прочтение замечательного русского поэта - Н.А.Клюева.

- »о -

Основное содержание диссертации изложено в следуютих публикациях:

1. Русская философская мисль. конца XIX - начата XX вока и поэзия Н.А.Клвова. - 1ула: ТПШ им. Л.Н.Толстого, 1990. -

гн о. - Депонирована в ИНИОН АН СССР. » И?16 от ?6.0Э.91.

2. Поэзия 11.А.Клюова: к проблеме народно-песенной традиции в творчеотвй поэта. - Т^ла: ТПШ мм.Н.Н.Толстого,

1992. - 16 с. - Депонирована в ИНИОН РАН. » 47911 от 15.04.93.