автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Творчество Н.С. Лескова: опыт этнологического исследования

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Клишина, Ольга Семеновна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Творчество Н.С. Лескова: опыт этнологического исследования'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Н.С. Лескова: опыт этнологического исследования"

Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова Исторический факультет

На правах рукописи

Клишина Ольга Семеновна Творчество Н. С. Лескова: опыт этнологического исследования

Специальность 07.00.07. - этнография, этнология, антропология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 2005

Работа выполнена на кафедре этнологии Исторического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор В. В. Пименов

Официальные оппоненты -К. У. Тайсаев, доктор исторических наук, профессор О. А. Нестерова, кандидат филологических наук, доцент

Ведущая организация -Государственный Исторический Музей

Защита состоится «А* й. ^Т^ ¿ДО* г. в ' часов на заседании диссертационного совета (Д. 501.001.78) по археологии, этнологии и антропологии при МОСКОВСКОМ Государственном Университете им. М. В. Ломоносова, ауд. . Адрес: 119992 г. Москва, Воробьевы горы, 1- корпус гуманитарных факультетов.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. А. М. Горького (1-й корпус гуманитарных факультетов). Автореферат разослан

Ученый секретарь совета Ю. И. Зверева, кандидат исторических наук

ио^оНе^Г

1. Общая характеристика работы.

Актуальность темы. Данное исследование - попытка осуществить этнологический подход к одной из наиболее сложных и спорных проблем -проблеме изучения компонент этноса. Вопрос о динамике и развитии различных компонент остается до сих пор дискуссионным по ряду причин: отсутствие общепринятых критериев и определений этноса, субъективность оценок самого процесса динамики, сведение процессов этнического развития к идеологическим и т.п.

Литературоведение и этнология относятся к общественным наукам. В общенаучных методах этих дисциплин есть много схожего: сравнительно-исторический, генетический, типологический, системный. Разница — в объектах исследования. В случае этнологии этот объект - этнос, уже - этнофор со своим отношением к себе и к окружающему миру. В случае литературоведения это -общество, которое тоже по сути своей, состоит из этнофоров, но этнофоров «вымышленных», созданных воображением других представителей того или иного этноса, т.е. общества, если не выдуманного, то отраженного и оцененного с разной степенью объективности.

Проблема использования художественного текста как источника по истории обыкновенно заключается в априорно предполагаемой учеными историками заведомой «субъективности» литературного произведения, которая затрудняет объективный фактологический анализ. Эта проблема, тем не менее, успешно решается по отношению к литературным источникам древности и средних веков. Предполагают, что с одной стороны, данные источники являются зачастую единственными сохранившимися до нынешнего времени свидетельствами, с другой стороны, литературные источники древности и средневековья будто бы в минимальной мере содержат авторский вымысел, так как не это является целью творчества древних авторов. Однако, для изучения истории и этнологии эпохи нового времени художественная литература также может служить полноценным источником (при наличии адекватного инструментария и методов анализа) и может открыть новый взгляд на недостаточно изученные пока аспекты: менталитет, стереотипы и нормы

общественного сознания, понимание и трактовку культурных ценностей различными слоями общества, бытование духовных и материальных аспектов повседневной культуры, образа жизни.

К решению этих задач можно приблизится, изучая материалы конкретного источника - творчества известного русского писателя XIX века Н.С. Лескова (1831-1895).

Процессы этнической динамики лучше всего видны на стадии перехода от одного социального строя к другому. Вот почему полуфеодальная -полукапиталистическая Россия середины - конца XIX века, описанная в произведениях Н. С. Лескова, достойный объект внимания исследователя развития этноса. Вместе с тем XIX век в России отмечен расцветом литературы, описывающей современные той эпохе социально - этнические процессы. Русская классическая литература XIX века вошла в золотой фонд мировой литературы, среди классиков которой сравнительно редко упоминается имя Н. С. Лескова. Более того, может быть, среди писателей такого уровня, как раз Н. С. Лесков меньше других известен, понят, оценен.

Н. С. Лесков - тонкий знаток современного ему российского общества, внимательный наблюдатель, опытный и интересный бытописатель. Все эти качества писателя, нашедшие воплощение в его творчестве, сделали его ценным источником для изучения этнологии России XVШ-XIX века.

Кроме этого, еще мало предпринималось исследований художественной литературы как этнологического источника, а между тем необходимость такого исследования давно назрела: это связано как с сужением поля этнологических исследований, с неравномерностью изучения различных этнологических аспектов жизни России, с неравномерностью изучения различных этнологических аспектов жизни России и переходом этноспецифического из сферы материальной культуры в сферу духовной культуры, которое уже начиналось в XIX веке.

Объектом исследования являются тексты произведений Н. С. Лескова (художественные, публицистика и переписка), демонстрирующие не только картину мира писателя, но и отражающие объективные черты быта России

того времени. Предмет исследования - этнологические реалии, отраженные в художественном творчестве Н. С. Лескова. Актуальность выбранной темы объясняется, во-первых, тем, что подобные исследования в отношении творчества Н. С. Лескова еще не проводились, во-вторых, в целом, изучение литературы в этнологическом аспекте не получило, на взгляд автора диссертации, должного развития в отечественной этнологии. Следовательно, цель диссертационного исследования - дать общий анализ творчества Н. С. Лескова в этнологическом аспекте и попытаться выделить некоторые приемы исследования литературы как источника по этнологии.

Степень изученности темы. Творчество Н. С. Лескова является малоизученным даже в среде специалистов-литературоведов. Причиной этого служит несчастное стечение обстоятельств в биографии писателя. Будучи еще сравнительно молодым человеком и начинающим автором, Н. С- Лесков попал в опалу у передовой части современной ему интеллигенции, фрагментарно и нерегулярно печатался во второстепенных и третьестепенных изданиях при жизни, а в советский период в отечественном литературоведении был также мало и неравномерно изучен по идеологическим причинам. В последние 10-15 лет интерес к творчеству Н. С. Лескова в России значительно возрос. Для зарубежных исследователей русской литературы творчество Н. С. Лескова остается малознакомым из-за трудностей в переводе произведений этого автора на другие языки. Этнологами творчество Н. С. Лескова еще не изучалось, хотя подходы к этому изучению присутствуют у разных специалистов литературоведов, психологов, культурологов.

Цели и задачи исследования. Основная цель работы - осуществить этнологический анализ творчества Н. С. Лескова. Между тем автором диссертации была поставлена и более широкая теоретическая задача: на примере творчества данного писателя выработать основные подходы, методологические приемы и способы анализа художественного текста с целью получения из него этнологической информации.

Попробовать выявить на материале данного источника, как изменчиво отражается этнос, и его компоненты на протяжении времени и какие перемены являются собственно этническими - вот одна из задач этойработы.

Сравнить, как историческая реальность соотносится с литературным вымыслом, понять, что стоит за данной субъективизацией в каждом отдельном случае, найти критерий реальности этнологического факта в литературном произведении - другая задача этой работы.

Третьей задачей данной работы является - составить описание российского общества по произведениям Н. С. Лескова, сравнив его по мере необходимости с известными историческими, документальными, мемуарными данными, найти динамику в развитии этого общества на протяжении более или менее длительного времени.

Хронологические рамки работы. Хронологические рамки работы ограничены периодом активной творческой деятельности писателя (1862-1895), хотя время действия во многих произведениях Н. С. Лескова относятся не только к XVIII - XIX веку, но и к древности, и в средним векам. Тем не менее, эти произведения интересны этнологу как сведения об этнической картине мира русского интеллигента XIX века и рассматриваются в этом аспекте. Исследователя интересует в первую очередь изучение этнических реалий российского общества XIX века.

Научная значимость и новизна исследования. Научная новизна работы заключается в том, что данное исследование представляет собой первый в своем роде опыт составления этнологического комментария к системе художественных произведений. Автором диссертации предложен методологический аппарат для вычленения этнологических фактов из такого источника как художественная литература. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов по истории и этнологии России XIX века, для проведения уроков литературы и истории в школе.

Теоретико-методологическая_основа исследования. Основной

исследовательский метод данной работы - историко-сравнительный. Автор пытается найти аналогии этнологических реалий, упомянутых в произведениях

Н. С. Лескова, в научной литературе и изданных и прокомментированных источниках по быту России XIX века. С этим связано широкое использование трудов, опирающихся на конкретные этнологические материалы, исторических сведений, краеведческих описаний.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены автором на конференциях различного уровня: аспирантских (Ломоносов 2000, 2001, 2002, 2003), молодых ученых Московского Государственного Университета Культуры и Исскуств (2001, 2002), преподавательских (Ломоносовские чтения 2002, 2003). Теоретические положения диссертации нашли свое применение в читаемых автором диссертации учебных курсах: "Социодинамика культуры" (см. программу автора "Социодинамика культуры": программа курса М., 2000. - с. 11(тема 11)) и "Социальная антропология".

2. Структура и содержание работы.

Структура работы определяется сформулированными выше целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, источниковедческого и историографического очерков, девяти глав, заключения, библиографии (дана библиография творчества Н. С. Лескова) и шести приложений.

Во введении определены хронологические и тематические рамки исследования; поставлены цели исследования и определены задачи; дана краткая характеристики биографии писателя и оценка его творчества в этнологическом аспекте.

В историографическом очерке представлена оценка литературоведческих работ, посвященных исследованию творчества писателя и отчасти затрагивающих этнологические темы. Кроме того, в историографическом очерке присутствует краткое рассмотрение теоретических работ по этносоциологии, этнопсихологии, этнолингвистике, по теории этноса, культурологии, которые в той или иной мере помогли автору определить круг этнических реалий, которые можно зафиксировать в литературном произведении.

Среди тем, в разное время интересовавших литературоведов были: роль литературных и фольклорных источников в творчестве Н. С. Лескова, жанровые и стилистические особенности его произведений, его язык, отражение социально - политической и идейной борьбы, наконец, система нравственных идеалов, ценностей и образная система его произведений. Все эти темы, так или иначе, имеют отношение к этнологическому аспекту его творчества.

Оценивая литературоведческую историографию, касающуюся творчества Н. С. Лескова можно выделить в ней четыре этапа:

1-й этап - 60-90 гг. XIX в. (острая критика писателя, оценка идеологической и политической значимости его произведений);

2-й этап - конец 20-х начало 30-х гг. XX в. (появление первых научных литературоведческих работ о творчестве писателя, популяризация его произведений как источника по изучению "национального русского" в художественном произведении);

3-й этап - 40-80 гг. XX в (появление литературоведческих трудов, рассматривающих систему образов, выразительные средства, источники его творчества; выход в свет двух, наиболее полных и тщательно прокомментированных собраний сочинений (1957-1958 гг., 1989 г.);

4-й этап - 80-начало 90 гг. XX в. (всплеск интереса к творчеству Н. С. Лескова, оценка его как бытописателя России XIX века, в первую очередь как исследователя крестьянства и духовенства).

В данном ключе проанализированы этнологические аспекты творчества Н. С Лескова в работах Д. И. Писарева, М. Е. Салтыкова-Щедрин, А. И. Фаресова, М. Горького, Ф. Евнина, Л. П. Гроссмана, В. Гебель, А. Н. Лескова, Б. М. Другова, А. И. Азбукина, Н. Л. Сухачева, В. А. Туниманова, И. В. Столяровой, В. Ю. Троицкого, Л. А. Анненского, В. С. Семенова, В. Е. Хализева, А. А. Горелова, С. Ф. Дмитриенко, и некоторых других.

В упомянутых литературоведческих работах рассматривалась одна из основных и важных для филологов проблем - как личность писателя отразилась в его произведениях, и как его творчество повлияло на

общелитературный процесс. Этот, своего рода «лесковоцентричный» взгляд правомерен и оправдан в филологическом исследовании. Однако он недостаточен в задуманном автором настоящей диссертации этнологическом исследовании. Этнолог, занимающийся изучением конкретных народов и этнических проблем, использующий художественную литературу, как этнологический источник, вправе поставить вопрос по иному, а именно - как народ и реалии народной жизни отразились в творчестве писателя.

В самом деле, как верно отмечено литературоведом и социологом литературы В. Я. Канторовичем1, литература отражает, хотя и не зеркально реальную жизнь.

Если рассмотреть фабулу любого художественного реалистического произведения, то можно увидеть, что достаточно часто основное его содержание - это деятельность различных людей в различных обстоятельствах и результаты этой деятельности. Восприятие жизни людей в обществе - некоей сложной совокупности индивидов, связанных общей культурой, или ряда человеческих групп или культур, взаимодействующих между собой - как деятельности, отражает один из известных подходов в современной культурологии - С. А. Арутюнова, М. А. Маркаряна, выраженной в книге «Культура жизнеобеспечения и этнос» и некоторых других их трудах. Если иметь в виду трудовую деятельность, то данный подход применим и в настоящем исследовании. Однако, в отношении художественного произведения, необходимо определить, какую именно деятельность мы будем рассматривать, кем эта деятельность совершается, что считать результатом этой деятельности.

Прежде всего, необходимо сделать оговорку, что деятельность персонажей литературы не является реакцией реальных людей описываемого времени в реальной обстановке, а представляет собой то, что подмечено автором или выражает его точку зрения. Таким образом, деятельность персонажей литературы - это, в известной степени, модель деятельности реальных людей.

1 Канторович В.Я. Литература и социология. -М., 1984

Во-вторых, сам персонаж литературного произведения, это, конечно, не реальный человек, а тип, образ, претендующий на репрезентативность по отношению к реальной личности и являющийся ни чем иным, как полезной гипотезой для конкретного исторического исследования.

В третьих, соответственно, и деятельность этих персонажей не есть достоверное и прямое описание, а обобщенное описание возможных ситуаций и единичных действительных случаев.

Следовательно, жизнь литературных персонажей отражена как символическая, вероятностная деятельность, состоящая из физических действий (поступков) и коммуникативных актов (проксемических и речевых). Перед нами - художественно отраженная модель общества в данную эпоху и в данной ситуации.

Источники, подобные художественному тексту, имеют свои достоинства и недостатки. К их отрицательным сторонам относится заведомая субъективность; зато есть и достоинство - единство композиции и замысла. Этнология имеет свои подходы к изучению реальных обществ и их самосознания в самых разных аспектах. Автор данного исследования пытается применить эти подходы по отношению к отраженному, вымышленному обществу.

В качестве сопоставительных источников сведений послужили этнографические материалы современных этнологов и этнологов XIX века, а также теоретические разработки современных психологов и культурологов.

Таким образом, можно констатировать, что, с одной стороны, ученые -литературоведы, изучающие творчество Н. С. Лескова впрямую подошли к постановке вопроса об оценке произведений Н. С. Лескова как важного историко-культурного источника; с другой стороны - ученые-этнологи создали необходимую методологическую и сравнительно-историческую базу для такого рода исследования.

В источниковедческом очерке содержится анализ произведений Н. С. Лескова как этнологического источника. Здесь описан методологический аппарат исследования, сформулированы основные гипотезы исследования. •

Произведения Н. С. Лескова как писателя - реалиста во многом достоверны и отражают реалии быта и культуры того времени.

Художественные произведения (романы, хроники, повести очерки и рассказы) представляют собой зачастую художественный пересказ происходивших в реальности событий, публицистика посвящена таким актуальным вопросам тогдашней русской жизни как семья, брак и проблема разводов; образование, воспитание и интеграция в русское общество детей старообрядцев; хозяйственные, бытовые вопросы жизни горожан (в основном -жителей Санкт Петербурга и Орла) и сельских жителей в пореформенные годы; проблемы существования крестьянской общины. Переписка дает представление о личных контактах писателя, его взглядах на те или иные проблемы; имеются сведения о прототипах персонажей произведений.

Однако есть также и специфические произведения, являющиеся, по сути дела, полноценными историческими источниками, которые основаны на обработке документального материала и касаются они, прежде всего проблем старообрядчества и русского православного духовенства.

Н. С. Лесков пользовался реальными документальными материалами дневников и записок, церковной периодики, архивными материалами, житийной литературой.

В разделе "Методология исследования художественной литературы как источника по этнологии", констатируя, что художественная литература - в первую очередь источник по культуре, быту и нравам, стереотипам поведения, ценностным ориентациям, брачно-семейным отношениям и другим аспектам соционормативной культуры, автор, основываясь на теоретических разработках коллег, предлагает несколько процедур для анализа текста литературного произведения и рассматривает их в применении к изучаемому источнику.

Первый шаг - датировка времени написания и действия романов, повестей, хроник, рассказов и т. д. Все творчество Н. С. Лескова включены во временной диапазон между 1863 года и до 1894 года, т.е. от начала творчества и до самой смерти автора произведений. Этот период - пореформенные годы, а события, описываемые Лесковым, относятся к периоду с XVIII до начало 90 гг. XIX века.

Второй шаг - выявление этнологических реалий в произведениях Н. С. Лескова и определение, какая сторона жизни и насколько подробно отражена автором. В данном случае - это жизнь российского общества в XVШ-XIX веках, в эпоху перехода от феодализма к зарождающемуся капитализму.

Третий шаг - попытка определить культурный контекст, в котором создавалось произведение, и вычленить культурную традицию, на которую опирался автор при создании своих произведений.

Анализируя культурную традицию, логично выделить три её аспекта: художественный (упоминание изобразительных произведений в рассказах Н. С. Лескова), музыкальный (упоминание музыкальных произведений) и, конечно, литературный (упоминание литературных произведений, развернутые сравнения, цитирование, использование сюжетных мотивов).

На литера гурной традиции следует остановится подробнее. Здесь можно выделить пять культурных слоев:

1) использование античной мифологии и литературы;

2) использование древнерусской литературы;

3) использование богословской средневековой литературы, цитаты из Библии;

4) использование европейской просветительской и романтической литературы;

5) использование современной писателю русской литературы.

Четвёртый шаг - анализ самого произведения и составления «анкеты» на

каждого героя произведения, содержащего данные о поле, возрасте, семейном положении, сословной и профессиональной принадлежности, вероисповедании и этнической принадлежности. Анализируя произведения Н. С. Лескова, следует сразу оговорится, что такие «анкеты» могли быть составлены только на главных героев, которые описаны достаточно подробно, но и у них бывает чрезвычайно трудно точно зафиксировать возраст, не всегда удается уточнить вероисповедание и национальность. Более того, много второстепенных и эпизодических персонажей в произведениях Лескова примерно 3/, у которых имеется только один из вышеназванных признаков, и судить можно только об

их половой принадлежности. При этом следует упомянуть, что в литературном произведении наличие таких эпизодических персонажей - часть авторского замысла, поэтому следует учесть, что «анкета» на литературного героя не всегда возможна и необходима и при рассмотрении других произведений, важнее, на взгляд автора, этого исследования выделить функцию эпизодического лица произведения. Тем не менее, «перепись литературного населения» полезна: она дает представление обо всей совокупности персонажей художественных произведений изучаемого автора.

Пятый шаг - выяснение территориальной привязки литературного населения, составление ономастикона, списка упомянутых этнонимов с развернутыми цитатами и указателя этногеографии художественного произведения.

И, наконец, шестой шаг - фиксация на карточках элементов духовной и материальной культуры, которая также не всегда возможна из-за неполноты сведений источника. Сведения литературного источника, особенно по материальной культуре, на взгляд автора, могут быть подтверждены проиллюстрированы изобразительным материалом.

Таким образом, выделяются несколько методов сбора этнологической информации в художественном произведении:

1. Составление переписи литературного населения, где присутствуют графы ФИО (или прозвище) персонажа, пол, возраст (точное число лет, если имеется, если нет - детство, юность, зрелость, старость), семейное положение (холост (не замужем), женат (замужем), вдовец (вдова), имеет ли детей), этническое происхождение (фиксировать так, как записано - "хохол", "кацап", "жид", "хивяк", "персиянин" и т.д.), сословная принадлежность (дворянин, представитель духовенства, купец, мещанин, крестьянин).

2. Составление словаря языка писателя, в который вошли все случаи сознательного искажения слов и элементы словотворчества, связанные с языковой и этнической принадлежностью персонажей.

3. Составление ономастикона творчества Н. С. Лескова, в который вошли все личные имена - персонажей, географических объектов разного уровня от

названия материков до названий маленьких деревушек, этнонимов. Термин "ономастикон" используется здесь в узком значении - как совокупность собственных имен разного типа на данной территории и в широком - как система отношений между этими именами и нарицательной лексикой (т.е. как онимическое пространство, онимическая система). Понятие "ономастикон" включает в себя, помимо антропонимов, топонимы, хрононимы, астронимы, котайконимы (названия жителей, образованные от ойконима) и, конечно же этнонимы. Основываясь на достижениях ономастики, следует исходить из того, что культурно маркированные смыслы, сохраняемые в ономастиконе, как несут информацию о коллективной бессознательной памяти представителей этноса, так и являются отражением этнической картины мира писателя. Это своеобразные устойчивые характеристики культуры и в данном случае автор исходит из рабочей гипотезы о системных связях и регулярных ономастических моделях, которые отражают реалии этнического самосознания героев. Когнитивный "паспорт" онима включает в себя различные блоки информации (денотативный, оценочный, мотивационный, стилистический, эмотивный). При таком подходе онимическая система предстает как окультуренное мировоззрение, характеризующее этнос, народ, нацию. Ономастикон состоит из словарных статей, где оним - слово, выделенное жирным шрифтом, затем идут случаи его употребления, потом, в скобках, число употреблений в текстах, затем краткое пояснение к ониму и наконец, все случаи его употребления.

4. Этногеографические карты - наглядное пособие к ономастикону. На них значками разной величины показано количество (коннотативный вес) упоминаний того или иного онима в творчестве Н. С. Лескова.

5. Свод этнологических сведений по материальной культуре, содержащихся в произведениях Н. С. Лескова, состоит из 4 частей: одежда, пища, жилище, предметы обихода.

В первой главе - «"Население" художественного произведения как модель российского общества XVIII - XIX века: сословный состав»- рассматривается социально - классовая структура российского общества, его динамика и

причины ее на протяжении этого времени; особое место уделено описанию процессов урбанизации.

XVIII век и предшествующие ему века воспринимаются Н. С. Лесковым как "старая сказка", соответственно и сословный состав населения - яркие представители минувшей эпохи.

В XIX веке Россия всё ещё полуфеодальная страна, но капитализм развивался здесь энергично, и все больше накладывал отпечаток на жизненный уклад, на все сферы быта. Образующееся новое буржуазное общество не представляло собой однородную по своему бытовому укладу и культурному уровню массу, тем более что оно постоянно пополнялось людьми разного происхождения. В прозе Н.С. Лескова отражены эти перемены: размывание сословных границ, процессы урбанизации, межэтнические взаимодействия. Персонажи произведений Н. С. Лескова представлены как своеобразный срез общества

Описывая сословный состав российского общества, писатель отмечал не столько определенную сферу занятий, набор профессий, характерный для него, сколько образ жизни и социально-психологические стереотипы, отличающие одно сословие от другого сословия.

Значительное число персонажей с неопределенным сословным статусом говорит о существенной социальной мобильности, по преимуществу в трех низших податных сословиях. Неуказанный социальный статус иноэтничных персонажей говорит о его второстепенной значимости в восприятии по сравнению с этнической, а еще чаще конфессиональной принадлежностью.

Во второй главе «"Население" художественного произведения как модель российского общества XVIII - XIX века: этнический состав» - рассматривается этническая и этноконфессиональная структура российского общества, его динамика, и причины этой динамики на протяжении указанного времени; особое внимание уделено русским, украинцам,- немцам, французам, англичанам, евреям, полякам, цыганам, и некоторым другим этносам, а также русским старообрядцам.

Российское общество всегда было многонациональным, а в XIX веке -веке войн, бурных экономических и политических потрясений оно становится ещё более этнически неоднородным; появляются предприимчивые иностранцы, вступающие в российский капиталистический класс, высокая социальная мобильность отличает ряд групп коренного нерусского населения самой России.

Этническая принадлежность героев зачастую также не указана вполне четко. Определение иноэтничных персонажей как "дикари", "татары", "жиды", "хохлы" показывают срез общественного сознания, в котором главное разделение проходит по линии «русские - другие». Существенная связь наблюдается между этнической принадлежностью и видом деятельности. Описание этнического состава российского общества включающего в себя как народы, стоящие на очень ранней стадии развития, так и народы, имеющие свою буржуазию, по материалам произведений Н. С. Лескова позволяет сделать вывод о его (общества) существенной неоднородности.

В третьей главе «Человек в кругу семьи» - основное внимание направлено на полоролевые стереотипы (представления о женском и мужском в культуре), выявление состава и структуры российской семьи того периода, мотивы вступления в брак и его расторжения, изменение семейной морали, супружеских и родственных отношений в кругу семьи, проблеме социализации и инкулыурации детей;

В данной главе реализована попытка рассмотреть взаимоотношения стереотипного (общего) и индивидуального (частного) в личной жизни -взаимоотношения в кругу родных и близких, мотивы и стимулы заключения супружеских союзов, традиции воспитания детей, их социализация, отношение к старшему поколению в российском обществе конца XVIII - и на протяжении XIX века.

На протяжении XIX века продолжала сохраняться ориентация на семью и заключение брака как на очень важный и существенный в статусном отношении способ самореализации личности.

Выполняя свои основные функции (поддержание биологической непрерывности общества, социализация и инкультурация поколений, создание и воспроизводство материальных основ жизни, рекреационная функция и функция этнического воспроизводства), семья, как часть общества переживает глубочайший кризис. В произведениях Н. С. Лескова она предстает как шаткое и непрочное образование, эволюционирующее вместе с поведенческими стереотипами.

В четвертой главе «Персонаж художественной литературы как историко-этнический тип» - рассмотрены вопросы, касающиеся взаимодействия отдельной личности с этносом и социумом. Глава посвящена двум наиболее существенным аспектам этого взаимодействия: языковому и телесно-символическому (внешности). Отдельный раздел касается критериев определения литературного персонажа как исторической личности.

Литературный персонаж - это, в первую очередь, обобщенный тип, а не конкретный человек. В тоже время в источнике он представлен именно как конкретный, реальный человек или, точнее, как его образ.

Художественный текст как источник имеет свою структуру: авторский текст, монологи и диалоги. Речь персонажа или, по меткому выражению Н. Б. Можаевой, его «речевая партия» является языковой компонентой литературного героя как историко-этнологического типа.

Сам человек, его индивидуальность определяется не только его внутренними качествами - психическими, духовными. У человека есть также тело, голос, походка, жесты, словом - внешность. Изображение внешнего вида человека для раскрытия его духовного облика - давний литературный прием, через который раскрывается телесно-символическая компонента героя.

Наконец, имя человека, конкретного персонажа, его положение в данной исторической ситуации, типичность или уникальность литературного персонажа как личности позволяют говорить о вымышленных, прототипных и реальных исторических героях художественного произведения.

Персонаж художественного произведения это зачастую личность, вымышленная писателем, однако, и вымысел, чтобы быть правдоподобным, опирается на систему социокультурных координат описываемого времени.

Можно выделить три типа, по которым обычно создаётся персонаж художественной реалистической литературы:

• обобщенный тип, показательный для данной эпохи и историко-культурной общности как достаточно массовый, часто встречающийся -некое подобие т. н. «модальной личности» (эпизодические и второстепенные персонажи);

• наиболее характерный тип, объясняемый особенностями социализации и инкультурации, а также этнопсихологическими характеристиками данной общности - типическая, т. н. «базовая личность» (персонажи, созданные нередко по прототипу);

• реальные исторические лица, включенные в художественное повествование на основании действительных или вымышленных исторических фактов.

Персонаж художественной литературы реализуется как личность с помощью речи и внешнего облика.

Художественный текст имеет отчетливую структуру: авторская речь, диалоги и монологи. Речь персонажа, его «речевая партия» (Н. Б. Можаева) выступает как языковая компонента образа литературного героя (историко-этнологический тип). С помощью демонстрации живой разговорной речи (её групповых, территориальных, статусных и чисто индивидуальных особенностей) осуществляется социально-бытовая характеристика героя.

Чётко прослеживается связь социолингвистического поведения с набором социальных ролей литературного персонажа, - т.е. один и тот же человек в разных ситуациях говорит по-разному. Кроме того, в речи отражаются разные стороны жизни и социальной психологии человека. Этническая принадлежность героя чаще всего показана через характерное коверкание основного языка литературного произведения - «этимологически продуктивное» искажение словарного запаса чужого языка, употребление

этнически специфических, характерных для данной культуры слов, стилистической окраски. Однако речь - также часть индивидуального стиля героя, определяемая не только групповой (социальной или этнической) принадлежностью, но и коммуникативной ситуацией, психическим типом, мировоззрением и биографией конкретного героя.

Сущность человека раскрывается не только в том как, но и в том, что он говорит. Высказывания литературного персонажа часто в большей степени, чем поступки, характеризуют этическую, ценностную систему героя. Fro моральный облик в разной мере отражает ценности общественного сознания данной эпохи и ценностного систему писателя-автора. В реалистическом произведении высказывания и поступки героев часто противоречивы и неоднозначны, а их интерпретация может быть различна, в зависимости от позиции критика. Отсюда следует, что сущностью «национального характера» героя литературного произведения могут быть не какие-то реальные достоинства и недостатки, а представления писателя о том, каким должен быть характерный герой из данной социальной или этнической группы.

Литературный персонаж определяется не только внутренними качествами - духовными, психологическими. Его определяет также внешность - тело, походка, жесты. Телесно-символическая компонента героя раскрывается через его портрет. Внешность персонажа литературного произведения описана, в первую очередь, как внешность мужчины или женщины и содержит в себе тендерные идеалы, стереотипы и предпочтения описываемой эпохи. Общество не только подтверждает, но и закрепляет природную дихотомию социально-культурными символами. При описании антропологических особенностей иноэтничных персонажей отмечаются их уникальные, отличительные черты. Оценка и интерпретация этих черт в связи с духовным обликом часто выражает не действительные свойства взаимодействующих групп, а отношения между ними.

В пятой главе «Духовный мир российского общества: проблемы менталитета» — основное внимание уделяется системе ценностей данного общества в описании Н. С. Лескова; рассмотрены представления русских о

самих себе и других народах авто- и гетеростереотипы; особенности соционормативного и невербального общения.

Ценностный мир россиянина XVIII - XIX веков представляет собой сложное явление, к которому можно отнести особенности познания, восприятия, мышления, общения, ценности, представления о себе и об окружающих людях и народах, как среднего, так и так называемого среднего или «простого» россиянина. В этом отношении любое художественное произведение дает интересный материал, потому что представляет собой, прежде всего как субъективную точку зрения писателя на то или иное событие, явление, так и (в случае изучения произведений писателя-реалиста) отражение конкретных общественных настроений, распространенных представлений или, напротив, нечто из ряда вон выходящее, удивительное, нетипичное для той или иной среды. В этом отношении изучение ментальных установок по художественному произведению представляется достаточно плодотворным. Имеет смысл остановится на следующих, наиболее интересных, на взгляд автора, компонентах ценностной системы, отраженных в творчестве Н. С. Лескова: отношении к власти, к труду, к знаниям, к иностранцам и нравственным нормам. Это важно потому, что в отношении к власти отражается сплоченность общества, причем не только политическая, но и национальная; в отношении к знаниям - стремление познать будущее и воздействовать на него; в отношении к труду - отношение к деятельности и к настоящему; в отношении к иностранцам - открытость миру и отношение к инновациям, в отношении к нравственным нормам - формирование модели базовой личности в культуре.

В художественном образе отражаются социальные типы людей, характерные для данного общества. Но, во-первых, эти типы разнообразны, и увидеть в них какой либо единый характер вряд ли возможно: например, крестьянин Голован ("Несмертельный Голован"), мещанка Домна Платоновна ("Воительница"), купец Сила Крылушкин ("Житие одной бабы"), священник Савелий Туберозов ("Соборяне") и дворянка Лиза Бахарева ("Некуда"), хотя и являются русскими людьми, тем не менее, представляют собой разные

социальные типы и характеры. Их собственные характеры различны и включают в себя противоположные нравственные и психологические черты.

Во-вторых, художественные образы, особенно в реалистическом произведении, хотя и обладают этническими свойствами и особенностями, но только в сочетании с общечеловеческими чертами, что, собственно и делает художественное произведение достоянием мировой культуры.

В-третьих, «этнический колорит», отличающий героев художественных произведений, связан с конкретной исторической эпохой, условиями жизни и быта этноса, государства, социальным окружением, в котором живет персонаж. На персонаж художественной литературы воздействуют одновременно и этническая культура, и субкультура социальной среды, кроме того, во многих из них присутствуют и индивидуальные черты.

В-четвертых, характер персонажа литературного произведения определяется и набором отрицательных, "теневых" ценностей и установок, руководствуясь которыми, человек продолжает оставаться в рамках своей культуры: противопоставление заключается в своеобразном "двойном стандарте", по которому декларируемые обществом ценности не всегда совпадают с теми, по которым оно реально живет.

В шестой главе - "Пространство и время в восприятии российского общества - раскрывается роль самосознания российского общества тех лет в определении представлений о времени и пространстве в разных сословных, национальных, столичных, региональных группах населения; представления о народном и государственном календаре; об окружающем эко-мире.

Время и пространство, - основные категории, в которых происходит историческая жизнь общества, этноса, человека. Именно поэтому, обращаясь к теме самосознания этноса, становится особенно важным рассмотреть, каким образом, эти явления отражаются в художественном мире писателя как представителя этноса, а также в восприятии народа и его конкретных представителей.

Временя в художественном воображении писателя сочетает в себе отражение действительности, т. е. календарное время, а также событийное

время произведения - время вымышленное. Время можно также рассматривать как мифологическое (ритуальное) и историческое (психологическое). Первое подразумевает повторяемость, предсказуемость и неотвратимость течения событий, второе - дискретность, переменчивость и непредсказуемость свершающегося.

Временной диапазон лесковских рассказов широк - от 10-х до 90-х годов XIX века. Особенность творчества Н. С. Лескова составляет то, что многие из его рассказов и повестей касаются событий, происходивших до реформы 1861 года, хотя все они написаны после нее.

Историческое течение времени показано и через осознание людьми связи между поколениями и культурными эпохами. Именно на осознании этой связи держится "старая вера" раскольников.

Другой способ восприятия времени - через традиционный аграрный календарь. Известно, что в традиционной культуре каждого народа календарь -один из наиболее ярких ее элементов, так как отражает результаты сложного процесса взаимодействия народа и региональных географических условий. Так, весь XIX век в среде крестьянства наряду с линейным историческим восприятием времени продолжало сохраняться понятие о времени как о круговой смене сельскохозяйственных сезонов. В произведениях Н. С. Лескова упомянуты основные даты традиционного аграрного русского календаря.

Представляет интерес также тема восприятия конкретных географических условий. Необходимо остановиться на теме самовосприятия региональных различий у русских жителей различных губерний России. В прозе Н. С. Лескова этот аспект выражен очень ярко: его "орловцы" отличаются от "туляков",' а те, в свою очередь от "курян" и жителей Ельца. Хотя это всего лишь стереотип восприятия, его полезно рассмотреть как один из исторических, вполне безобидных образцов "квази-этнологического мифотворчества"

Проблема восприятия пространства героями литературного произведения чрезвычайно сложна для анализа: писатель отражает свое восприятие мира, описывает реальное пространство, дает исторический срез его восприятия в ту

эпоху, творит, создавая образы пространства, исходя как из реальности, так и из своей фантазии.

Тема "пейзаж в творческом замысле писателя" стара и хорошо разработана. Однако автор диссертации пытается рассмотреть ее с этнопсихологической точки зрения.

Этнологическое изучение пейзажных зарисовок в художественной литературе помогает понять, способствует ли культурная среда человека, вне зависимости самого писателя или действующего лица, выделению тех или иных черт внешнего мира, которые он воспринимает яснее или быстрее чем другие. Другой проблемой стоящей перед этнологами является проблема избирательности восприятия. В пейзажных описаниях это можно проследить наиболее полно. Обычно в них выделяется деталь - символ, обозначающая природное состояние, а иногда и душевное состояние человека. В пейзажных зарисовках провинции городской пейзаж часто противопоставлен сельскому, как чиновничье, казенное мировоззрение - крестьянскому. Среда противостоит человеку по нескольким параметрам: непривычность, а, следовательно, неадаптированность (психологическая и физиологическая) для выживания в ней, чуждость культуры нехристианского населения, отсутствие привычной сферы общения и др.

Восприятие времени в произведениях Н. С. Лескова в соответствии с логикой повествования дифференцировано. Это восприятия ритуального, календарного, объективно-исторического и субъективно-личностного характера. XIX век показан новым веком, новой эпохой, но с существенными старыми пережитками. Восприятие времени напрямую связано с событийностью и хроникой, т. е. время "кристаллизуется" в конкретных поступках и действиях людей.

При восприятии пейзажа люди, принадлежащие к различным этносам, взаимодействуя друг с другом, исходят из разного перцептивного опыта, который влияет на способ восприятия внешней инокультурной среды. Критерии, созданные в одной культуре и кажущиеся в ней действенными, могут не соответствовать оценке, принятой в другой культурной ситуации.

В седьмой главе «Этнические аспекты юмора в художественном произведении» проанализирован ряд выразительных средств, анекдотов, историй, помогающих Н. С. Лескову раскрыть не только смешную сторону существующей реальности, но и выделить аспекты смешного в социальной сфере; юмор представлен также как аспект межэтнического взаимодействия.

Многие произведения Н. С. Лескова, особенно небольшого объёма представляют собой умелый пересказ анекдотического случая, как, например "Путешествие с нигилистом", "Маленькая ошибка", "Штопальщик" и т.д. Другие произведения также содержат в себе исторические или бытовые анекдоты. Роль смешного в творчестве Н. С. Лескова - познавательно-развлекательная, однако в годы резкой критики его демократической печатью, появляется также разоблачительная сатира, в том числе и политическая.

Этнические аспекты юмора у Н. С. Лескова можно охарактеризовать как иронию интеллигента над историко-культурной архаикой современного ему российского общества; в то же время, у него вызывает насмешку излишняя самоуверенность и рационализация общества Западной Европы (особенно немцев). Для русского в представлении Н. С. Лескова характерна некая стихийная сила, неупорядоченность натуры и непредсказуемость поведения.

В восьмой главе - "Традиционная духовная культура в художественном мире писателя" - рассмотрены 4 ее аспекта: бытовая религия, система народной мифологии и народные медицинские знания, обрядовая практика, песенное мастерство и фольклор, рекреационная и досуговая культура.

В XIX веке, веке наступающего капитализма в изображении Н. С. Лескова разразился кризис безраздельного господства религиозного мировоззрения (как в высших, так и в низших слоях общества). Заменой ему служили разного рода суеверия и новейшие духовно-этические учения, сектантство и т.д.

Суеверия, бытовавшие в крестьянской среде, были тесно связаны с системой народных знаний и представлений о мире в целом. Складываясь в среде крестьян, они оказывали существенное влияние и на мировоззрение других сословий. Живучесть этих представлений коренилась в тесной связи с народной медициной, традиционным аграрным календарем, обрядовой жизнью.

Обрядовая жизнь и устное народное творчество не только продолжали сохраняться в среде крестьянства, но в XIX веке стали до некоторой степени олицетворением всего "исконно народного", что и подтверждает широкое использование их Н. С. Лесковым. Функционирование народной устной культуры как культуры сельской, дополняется в это время элементами городской и профессиональной культуры, но в быт, по большей части, входят только те элементы, которые основаны на фольклорных традициях.

Проведение досуга существенно варьирует в зависимости от социального слоя и места проживания (в городе или в деревне, в столице или в провинции). Все-таки, в целом, можно заключить, что в это время, общество в проведении досуга в значительной мере ориентируется на национальные традиции.В девятой главе - " Материальная культура этноса в художественном мире писателя" - выявляются типичные черты, традиции и новации, описанной Лесковым материальной культуры патриархального и индустриального общества (на примере жилища, пищи, одежды)

Не все компоненты материальной культуры описаны одинаково подробно и полно. Предпочтение отдается яркой, броской детали, характеризующей персонаж или обстановку. В творчестве Н. С. Лескова это далеко не всегда относится к иноэтничному или архаичному.

Жилище описано схематично, но вполне достаточно для того, чтобы получить представление о его разновидностях в описанную эпоху.

Существенная черта, отличающая систему питания народов России в то время - регионализация меню и зависимость содержания трапезы не столько от этнических предпочтений, сколько от имущественного достатка человека. Н. С. Лесковым подмечена приверженность русских традиционной национальной кухне.

В одежде социальные и этнические различия видны более или менее отчетливо. Кроме того, на одежду влияют, разумеется, личные вкусы и мода. В художественной литературе одежда - неотъемлемая часть портрета, что говорит о ней как о важном социальном атрибуте.

В заключении приводятся выводы, что литературное произведение может служить этнологическим источником. Более того, художественная литепагура один из немногих источников, для которого характерно полноценное совмещение описания и анализа.

Этнологический факт в литературном произведении может быть трактован не только как факт реальности, но и как факт самосознания описываемого персонажа, а также как факт самосознания автора литературного произведения. В произведениях художественной литературы исследователь может обнаружить следующие типы этнологических фактов: факт-предмет (например, указание на бытование тех или иных предметов материальной культуры в среде этноса); факт-событие (например, малоизвестный эпизод жизни Н. В. Гоголя в рассказе "Путимец"); факт-процесс (расслоение крестьянской общины в повести "Житие одной бабы"); факт поведенческого акта (бытовая мораль лесковских "праведников" в "Однодуме", "Несмертельном Головане", "Кадетском монастыре"); факт сознания (общественные настроения и дебаты интеллигенции в романах "Некуда", "На ножах").

Анализируя художественное произведение как этнологический источник, можно получить, в общем более или менее целостную модель описываемого общества. Эта модель до известной степени поддается формализации, хотя статистические данные, полученные при ее изучении надо использовать очень осторожно, определив и точно оговорив критерий выборки. Изложенная выше и опробованная на материале прозы Н. С. Лескова методология исследования художественной литературы как этнологического источника, может себя оправдать как в исследовании других литературных произведений, так и в кросс-культурном исследовании, в котором и возможна дальнейшая проверка действенности приведенного инструментария.

На примере творчества Н. С. Лескова становиться ясно, что объектом прямых этнологических описаний для писателя-реалиста становятся не только действия, которые ощущаются пишущим как архаика (если он - представитель этой же культуры) или как экзотика (если среда иноэтнична) но и описание

традиционного привычного быта что придает особую ценность этому этнологическому источнику.

В произведениях Н. С. Лескова российское общество XIX века предстает как общество многослойное и неоднородное в социальном, в культурном, в этническом отношениях. На основе изучения творчества Н. С. Лескова можно сделать вывод об отсутствии единства и цельности того, что принято называть национальным характером этноса.

Богатство и многообразие социокультурных типов на территории России не отрицает ее цельности как единого региона объединенного общими поступательными историческими процессами и общим культурным пространством.

Приложения представляют собой не только справочный аппарат диссертации, но и базу этнологических сведений, которые можно почерпнуть в произведениях Н. С. Лескова. Приложение 1 представляет собою список произведений Н. С. Лескова в электронном издании; в Приложении 2 дана перепись литературного населения всех художественных произведений Н. С. Лескова; Приложение 3 - это опыт словаря народных этимологий Н. С. Лескова; Приложение 4 - Ономастикон творчества Н. С. Лескова; Приложение 5 - Этногеография творчества Н. С. Лескова (сборник карт); Приложение 6 -свод этнологических сведений по материальной культуре (пища, одежда, жилище, предметы обихода).

3. Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1. Персонаж художественной литературы как историко-этнологическая категория // Труды научной конференции студентов и аспирантов "Ломоносов-2000". История. - М., 2000. - с.39-41.

2. Материальная культура этноса в художественном мире писателя (по произведениям Н. С. Лескова) // Труды научной конференции студентов и аспирантов "Ломоносов-2001". История. - М., 2001. - с.53-56.

3. Эволюция категорий "пространство" и "время": культурологический аспект (на примере восприятия российского общества XIX века по произведениям Н. С. Лескова) // Актуальные проблемы современного

менеджмента и социально-информационных технологий: Материалы конференции молодых ученых./ МГУКИ, М., 2002.- с. 24-26.

4. Художественная литература как этнологический источник // Социально-информационные технологии - феномен XXI века: материалы научной конференции, посвященной 10-летию факультета МИСИТ МГУКИ. - М., 2002. -с. 58-61.

5. Проблемы истории частной жизни в художественной литературе (по произведениям Н. С. Лескова ) // Созидательная миссия культуры: сб. ст. молодых ученых. - вып. 2. - часть вторая. - М.: МГУКИ, 2002. - с. 20-26.

6. Языковая компонента в этническом самосознании российского общества XIX века (по произведениям Н. С. Лескова) // Вестник МГУ, сер. 8: История, № 4.2002.-С. 105-111.

7. Духовная культура российского общества XIX века в художественной литературе // В печати

8. Творчество Н. С. Лескова: взгляд этнолога // В печати

9. Этнологический факт в художественной литературе // В печати

10. Ценностные ориентации российского общества и проблемы менталитета (по произведениям Н. С. Лескова) // В печати

ДЛЯ ЗАМЕТОК

Отпечатано в копицентре « Учебная полиграфия » Москва, Ленинские горы, МГУ, 1 Гуманитарный корпус. www.stprint.ru e-mail: zakaz@stprint.ru тел. 939-3338 Заказ № 77 тираж 100 экз. Подписано в печать 16.12.2004 г.

м

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по истории, Клишина, Ольга Семеновна

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.13

ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ ОЧЕРК.36 собрания сочинений н. с. лескова как источник.36

Характеристика произведений Н. С. Лескова как исторического источника.38 методология исследования художественной литературы как источника по этнологии.43

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Н.С. Лескова: опыт этнологического исследования"

Заключение

Проделанное исследование подтверждает мысль, что литературное произведение может служить этнологическим источником. Более того, художественная литература - один из немногих источников, для которого характерно полноценное совмещение описания и анализа.

С помощью данного источника возможно решить задачи с анализом изменений этноса на протяжении времени. Вычленить собственно этнические перемены, впрочем, достаточно сложно, так как в целом описание обычно дается с учетом как социально-экономических, так и культурных факторов. Субъективность описания в данном случае не является помехой для исследователя - эта субъективность отражает личностный взгляд писателя на проблемы общества, но данный взгляд принадлежит думающему и неравнодушному описателю. Таким образом, можно констатировать, что V описание российского общества по литературному произведению вполне возможно. Более того, это описание имеет свойства полноты и законченности, конечно, при условии наличия надлежащего инструментария и компетентной критики источника.

С одной стороны, ученые - литературоведы, изучающие творчество Н. С. Лескова, впрямую подошли к постановке вопроса об оценке произведений Н. С. Лескова как важного историко-культурного источника; с другой стороны, - ученые-этнологи создали необходимую методологическое и сравнительно-историческое основание для задуманного нами исследования. Есть возможность применить конкретные приемы из методолого-технологического арсенала в контексте задач данного исследования: составление «переписи литературного населения», «словаря языка» писателя (с акцентом на этноспецифические языковые средства), составление ономастикона и статистической модели соотношений географических объектов, имен и этнонимов, нанесение данных на этногеографическую ф карту, составление свода сведений по материальной культуре с подбором необходимого иллюстративного материала.

Описывая сословный состав российского общества, писатель отмечает не столько определенную сферу занятий, набор профессий, характерный для него, сколько образ жизни и социально-психологические стереотипы, отличающие одно сословие от другого сословия; значительное число персонажей с неопределенным сословным статусом говорит о существенной социальной мобильности, по преимуществу в трех низших податных сословиях. Не указанный точно социальный статус иноэтничных персонажей говорит о его второстепенной значимости в восприятии по сравнению с этнической, а еще чаще конфессиональной принадлежностью.

Этническая принадлежность героев зачастую также не указана вполне четко. Определение иноэтничных персонажей как «дикарей», «татар», «жидов», «хохлов» показывают срез общественного сознания, в котором главное разделение проходит по линии «русские-другие». Существенная связь наблюдается между этнической принадлежностью и видом деятельности. Описание этнического состава российского общества, включающего в себя как народы, стоящие на первобытной стадии развития, так и народы, имеющие свою буржуазию, по произведениям Н. С. Лескова позволяет сделать вывод о его (общества) большой неоднородности.

На протяжении XIX века продолжала сохраняться ориентация на семью и заключение брака как на очень важный и существенный в статусном отношении способ самореализации личности.

Выполняя свои основные функции (поддержание биологической непрерывности общества, социализация и инкультурация поколений, создание и воспроизводство материальных основ жизни, рекреационная функция и функция этнического воспроизводства) семья как часть общества переживает существенный кризис. В произведениях Н. С. Лескова она предстает как шаткое и непрочное образование, эволюционирующее вместе с поведенческими стереотипами.

Персонаж художественного произведения есть зачастую личность, вымышленная писателем, однако и вымысел, чтобы быть правдоподобным, опирается на систему социокультурных координат описываемого времени.

Можно выделить три типа, три модели, по которым обычно создаётся персонаж реалистической художественной литературы:

Обобщенный тип, показательный для данной эпохи и историко-культурной общности как наиболее массовый, часто встречающийся - некое подобие т. н. «модальной личности» (эпизодические и второстепенные персонажи);

Наиболее характерный тип, объясняемый особенностями социализации и инкультурации, а также этнопсихологическими характеристиками данной общности - типическая, т. н. «базовая личность» (персонажи, созданные по прототипу);

Реальные исторические лица, включенные в художественное повествование на основании действительных или вымышленных исторических фактов.

Персонаж художественной литературы реализуется как личность с помощью речи и внешнего облика.

Художественный текст имеет отчетливую структуру: авторская речь, диалоги и монологи. Речь персонажа, его «речевая партия» выступает как языковая составляющая образа литературного героя (историко-этнологический тип). С помощью демонстрации живой разговорной речи (её групповых, территориальных, статусных и чисто индивидуальных особенностей) формируется социально-бытовая характеристика героя.

Чётко прослеживается связь социолингвистического поведения с набором социальных ролей литературного персонажа, - т.е. один и тот же человек в разных ситуациях говорит по-разному. Кроме того, в речи выражаются разные стороны жизни и социальной психологии человека. Этническая принадлежность героя нередко показана через характерное коверкание основного языка литературного произведения - «этимологически продуктивное» искажение словарного запаса чужого языка, употребление этнически специфических, характерных для данной культуры слов, стилистическая окраска. Однако речь также - часть индивидуального стиля героя, определяемая не только групповой (социальной или этнической) принадлежностью, но и коммуникативной ситуацией, психическим типом, мировоззрением и биографией конкретного героя.

Сущность человека раскрывается не только в том как, но и в том, что он говорит. Высказывания литературного персонажа часто в большей степени, чем поступки, характеризуют этическую, ценностную систему героя. Его моральный облик в разной мере отражает ценности общественного сознания данной эпохи и ценностную систему писателя-автора. В реалистическом произведении высказывания и поступки героев часто противоречивы и неоднозначны, а их интерпретация может быть различна. Отсюда следует, что сущностью «национального характера» героя литературного произведения могут быть не реальные достоинства и недостатки, а представления писателя о том, каким должен быть характерный герой из данной социальной или этнической группы.

Литературный персонаж определяется не только внутренними качествами - духовными и психологическими. Его определяет также внешность - тело, походка, жесты. Телесно-символическая компонента героя раскрывается через портрет. Внешность персонажа литературного произведения описана, в первую очередь, как внешность мужчины или женщины и содержит в себе тендерные идеалы, стереотипы и предпочтения описываемой эпохи. Общество не только подтверждает, но и закрепляет природную дихотомию социально-культурными символами. При описании антропологических особенностей иноэтничных персонажей отмечаются их уникальные, отличительные черты. Оценка и интерпретация этих черт в связи с духовным обликом часто выражает не свойства взаимодействующих групп, а отношения между ними.

В художественном образе отражаются социальные типы людей, характерные для данного общества. Но, во-первых, эти типы разнообразны, и увидеть в них какой либо единый характер вряд ли возможно: хотя они и являются представителями одного этноса, тем не менее репрезентуют собой разные социальные типы. Их собственные характеры различны и включают в себя противоположные нравственные и психологические черты.

Во-вторых, художественные образы, особенно в реалистическом произведении, хотя и обладают этническими особенностями, но только в сочетании с общечеловеческими чертами.

В-третьих, «этнический» колорит, отличающий героев художественных произведений связан с конкретной исторической эпохой, условиями жизни и быта этноса, государства, социальным окружением, в котором находится персонаж. На персонаж художественной литературы воздействуют одновременно и этническая культура и субкультура социальной среды, кроме того, во многих из них присутствуют и индивидуальные черты.

В-четвертых, характер персонажа литературного произведения определяется и набором отрицательных, «теневых» ценностей и установок, руководствуясь которыми, человек продолжает оставаться в рамках своей культуры: противопоставление заключается в своеобразном «двойном стандарте», по которому декларируемые обществом ценности не всегда совпадают с теми, по которым оно реально живет.

Восприятие времени в произведениях Н. С. Лескова в соответствии с логикой повествования дифференцировано. Это восприятия ритуального, календарного, объективно-исторического и субъективно-личностного характера. XIX век показан новым веком, новой эпохой с существенными старыми пережитками. Восприятие времени напрямую связано с событийностью и хроникой, - т. е. время «кристаллизуется» в конкретных поступках и действиях людей.

При восприятии пейзажа люди, принадлежащие к различным этносам, взаимодействуя друг с другом, исходят из разного перцептивного опыта, который влияет на способ восприятия внешней инокультурной среды. Критерии, созданные в одной культуре и кажущиеся в ней действенными, могут не соответствовать оценке в другой культурной ситуации.

Восприятие российского пространства и времени в целом можно охарактеризовать как помещение своеобразного бытия в систему историко-культурных координат, неразрывно связанную с социально-психологической атмосферой. Это восприятие описано в полном соответствии с традициями русской реалистической литературы.

Юмор Н. С. Лескова всегда связан с историческим контекстом. Можно выделить несколько типичных ситуаций, расцениваемых писателем как комические: попытки внедрить европейские новшества на русскую на русскую почву без учета этнических реалий; попытки вести себя «по-своему» в инокультурной среде; один и тот же поступок, по-разному воспринимаемый в различных культурных средах; проявление качеств характера, нетипичных для данной этнической среды.

Межэтнические отношения в творчестве Н. С. Лескова окрашены как довольно жесткой насмешкой над рядом особенностей поведения представителей отдельных этносов, так и доброжелательной улыбкой.

Юмор у Н. С. Лескова зависит от социума и от культуры; кроме того, тема анекдота - борьба с пороком в скрытой форме, анекдот у Н. С. Лескова также объяснительная парадигма тех или иных свойств этноса.

Н. С. Лесков видит комические стороны у каждого этноса. Русские, по его мнению, склонны к безалаберности, пьянству, нерадивому отношению к труду, в то же время они простодушны, незлопамятны, щедры. Украинцы тупые, жадные и «крепкие задним умом», но в то же время они доверчивы, добродушны. Евреи вредные, жадные, корыстолюбивые, склонные к лжи и обману, вместе с тем они очень сплоченные, трудолюбивые, старательные. Немцы жесткие, напористые, любят покомандовать, однако они исполнительные, очень старательные и пунктуальные.

В XIX веке, веке наступающего капитализма, в изображении Н. С. Лескова разразился кризис прежнего безраздельного господства религиозного мировоззрения (как в высших, так и в низших слоях общества). Заменой ему служили разного рода суеверия и новейшие духовно-этические учения, сектанство и т.д.

Суеверия, бытовавшие в крестьянской среде, были тесно связаны с системой народных знаний и представлений в целом. Складываясь в среде крестьянства, они оказывали существенное влияние и на мировоззрение других сословий. Живучесть этих представлений коренилась в тесной связи с народной медициной, традиционным аграрным календарем, обрядовой жизнью.

Обрядовая жизнь и устное народное творчество не только продолжали сохраняться в среде крестьянства, но в XIX веке стали до некоторой степени олицетворением всего «исконно народного», что и подтверждает широкое использование их Н. С. Лесковым, писателем-дворянином и одновременно писателем-демократом. Функционирование народной устной культуры как культуры сельской дополняется в это время элементами городской и профессиональной, но в быт по большей части входят те элементы, которые основаны на фольклорных традициях.

Проведение досуга существенно варьирует в зависимости от социального слоя и места проживания (в городе или в деревне, в столице или в провинции). В целом все-таки можно заключить, что в это время общество в проведении досуга ориентируется на национальные (крестьянские) традиции.

Не все компоненты материальной культуры описаны одинаково подробно и полно. Предпочтение отдается яркой, броской детали, характеризующей персонаж или обстановку.

Жилище описано схематично, но вполне достаточно для того, чтобы получить представление о его разновидностях в эпоху писателя.

Существенная черта, отличающая систему питания народов России в то время, - регионализация меню и зависимость содержания трапезы не от этнических предпочтений, а от имущественного достатка человека. Н. С. Лесковым отдмечена приверженность русских национальной кухне.

В одежде заметны социальные и этнические различия. Кроме того, на одежду влияют, разумеется, личные вкусы и мода. В художественной литературе одежда - обычно часть портрета, что говорит о ней как о важном социальном атрибуте.

Этнологический факт в литературном произведении может быть трактован не только как факт реальности, но и как факт сознания и самосознания описываемого персонажа, а также как факт сознания и самосознания автора литературного произведения. В произведениях художественной литературы исследователь может обнаружить следующие типы этнологических фактов: факт-предмет (например, указание на бытование тех или иных предметов материальной культуры в среде этноса); факт-событие (например, происшествие с конкретным лицом); факт-процесс (например, расслоение крестьянской общины в рассказах и повестях о крестьянах); факт поведенческого акта (бытовая мораль лесковских «праведников» в «Однодуме», «Несмертельном Головане», «Кадетском монастыре»); факт сознания (общественные настроения и дебаты интеллигенции в романах «Некуда», «На ножах»).

Анализируя художественное произведение как этнологический источник, можно получить в общем целостную модель описываемого общества. Эта модель до известной степени поддается формализации, хотя статистические данные, полученные при ее изучении надо использовать очень осторожно, определив и точно оговорив критерии выборки и оценки. Изложенная выше и опробованная на материале прозы Н. С. Лескова методология и техника исследования художественной литературы как этнологического источника может себя оправдать в кросскультурном исследовании, в котором возможна также дальнейшая проверка действенности использованного инструментария.

Рассматривая в целом общество и этнос как систему, этнолог может воспользоваться художественной литературой, чтобы понять сущность и мотивы, по которым эта система действует.

На примере творчества Н. С. Лескова становиться ясно, что объектом прямых этнологических описаний для писателя-реалиста становятся не только действия, которые ощущаются пишущим как архаика (если он -представитель этой же культуры) или как экзотика (если среда иноэтнична) но и описание традиционного привычного быта что придает особую ценность этому этнологическому источнику.

В произведениях Н. С. Лескова российское общество XIX века предстает как общество неоднородное и в социальном, и в культурном, и в этническом отношении. Поэтому проявления внешних поведенческих сторон человеческой личности и сами ее поступки так разнообразны и противоречивы.

Богатство и многообразие социокультурных типов на территории России не отрицает ее цельности как единого региона объединенного поступательными историческими процессами и «общей судьбой».

 

Список научной литературыКлишина, Ольга Семеновна, диссертация по теме "Этнография, этнология и антропология"

1. Cavaion D. N. S. Leskov. Firenze. 1974.

2. Colloque international Leskov 1981 15-17 juin Institut National d etudes slaves Paris// Rev Etud slaves Paris 1986 LVIII/3.

3. Edgerton W. B. Leskov and Russias slavic bretheren. M. 1958.

4. Lanz K. Nikolai Leskov. Boston. 1979.

5. McLean H. Nikolai Leskov. The man and his art. L. 1977.

6. N. S. Leskov(1831-1895) Convegno internazionale di studi Padova-Bologna 11-13 giugno 1981.7. «Иду на подвиг.». Письма Андрея Лескова к Максиму Горькому и Александру Фадееву // Дон, 2004, № 3-4.

7. Азбукин В. Н. К вопросу о ствновлении антицерковной темы в творчестве Н. С. Лескова в 70-х начале 80-х годов // Томский Государственный университет, Труды, т. 153, с.26-39.

8. Азбукин В. Н. Церковь и духовенство в изображении Н. С. Лескова // Ежегодник музея истории религии и атеизма, М.-Л., 1962, с. 305-312.

9. Ю.Ангелова Н. На пути в тупик (Судьба молодого поколения в романе Н. С. Лескова «Некуда»), Липецк, 1999.

10. И.Алейник Р. М. Современная западная философия и литература. М., 2000.

11. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

12. Ашурков В. П. Страницы тульской старины. Тула, 1988.

13. Баранникова Л. И. Просторечие как особый компонент языка. // Язык и общество. М., 1989, с. 96-100.

14. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры, ч. 2, М., 1996.

15. Беловинский Л. В. К истории русской православной церкви. М., 1992.

16. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры. М. 1995.

17. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.

18. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб, 1890-1907, т. 19 (Москва), т. 22 (Орловская губерния), т. 27 (Россия), т. 28 (Санкт-Петербург).

19. Бурсов Б. И. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1967.

20. Видуэцкая И. П. Творчество Н. С. Лескова в контексте русской литературы XIX века. М., 1994.

21. Гебель В. Н. С. Лесков. В творческой лаборатории. М., 1945.

22. Горелов А. А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.

23. Города России: энциклопедия. М., 1994.

24. Горысий М. Н. С. Лесков // Горький М., Собр. соч. в 30 томах, М., 1954 т.24, с. 228-238.

25. Гроссман Л. П. Николай Семенович Лесков. М., 1956.

26. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 томах. М.,1989.

27. Дейч Л. Г. Почему я стал революционером. Пг., 1921.

28. Дмитриенко С. Ф. Идейно-эстетические функции вымысла в творчестве Н. С. Лескова. М., 1986.

29. Дмитриенко С. Ф. Факт и вымысел в художественном сознании Н. С. Лескова. // Время и творческая индивидуальность писателя. Ярославль,1990, с. 49-58.

30. Другое Б. М. Н. С. Лесков. Очерк творчества. М., 1961.

31. Дыханова В. С. "Запечатленый ангел" и "Очарованный странник" Н. С. Лескова. М., 1980.

32. Евдокимова О. В. «Юношеские воспоминания» Н. С. Лескова о Киеве («Печерские антики») // Русская литература, 2000, № 1.

33. Евдокимова О. В. Н. С. Лесков и Ф. И. Буслаев // Русская литература, Л, 1990, №1, с. 194-199.

34. История русской литературы XIX века. 40—60-е годы: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой.—Изд-во МГУ, 1998.

35. История русской литературы XIX века. 70—90-е годы:Учебник/ Под ред. В. Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. —М.: Изд-во МГУ, 2001.

36. История, русской литературы XIX века (вторая половина). Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. «рус. яз. и лит.» Под ред. С. М. Петрова. Изд. 4-е, испр. М., «Просвещение», 1978.

37. История русской литературы XIX века, 1800—1830-е гг.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 210 «Рус. яз. и лит.» / В. Н. Аношкина, С. А. Джанумов Н. В. Емельянова и др.; Под ред. В. Н. Аношкиной, С. М. Петрова.— М.: Просвещение., 1989.

38. Канторович В. Я. Литература и социология. М., 1984.

39. Капитанова Л. А. Н. С. Лесков в жизни и творчестве. М.: «ООО «Русское слово», 2002.45.Киев. Киев,1982.

40. Кольцова Ю. Н. Концепт пути в произведениях Н. С. Лескова. М., 2001.

41. Конечный А. М. Петербургские народные гуляния на масляной и пасхальной неделях // Петербург и губерния. Историко-этнологические исследования. Л., 1989, с. 21-51.

42. Конявская Е. Л. Авторское самосознание древнерусского книжника. М., 2000

43. Костомаров Н. Русские нравы. М., 1995.

44. Кош Е. Ф. Быт купечества и мещанства. М., 1926.

45. Кретова А. А. Проблема нравственного формирования в творчестве Н. С. Лескова. / / Образование и общество, 2001,2(8).

46. Кривошлык М. Г. Исторические анекдоты из жизни русских замечательных людей, М., 1991.

47. Крюкова О. С. Ономастикон романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". М., 1999.

48. Кукушкина Е. Ю. "Домашний язык" в семье // Язык и личность. М., 1989, с. 96-100.

49. Кулешов В. И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Трикста, 2004.

50. Культура жизнеобеспечения и этнос. Ереван, 1988.

51. Лебедев В. К. Анатолий Фаресов. // Русская литература, 1991, № 4, с. 221227.

52. Лебедев Ю. В. Николай Семенович Лесков 1831-1895 // Литература в школе, 2000, № 6.

53. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

54. Левин С. Н. С. Лесков и евреи. // Корни, № 15, 2001.

55. Левченко М. Л. Концептуальная картина мира Н. С. Лескова и ее отражение в идиостиле писателя (экспериментальное исследование), Барнаул, 2000.

56. Леонтьев А. А. Личность как историко-этнологическая категория. // Советская этнография, 1981, № 3, с. 35-45.

57. Лесков и русская литература. М., 1988.

58. Лесков Н. С. Собрание сочинений в 6 томах (примечания). М., 1978.

59. Летопись города Орла (1566-1977). Тула, 1980.

60. Литературное наследство, т. 101, Неизданный Лесков кн. 1. М., 1997.

61. Лихачев Д. С. Текстология. СПб, 2001.

62. Макаров Н. П., Мои семидесятилетние воспоминания ч. 1, СПБ, 1881.

63. Макашов А., Соловьев Г. Мценск. Орел, 1959.

64. Макеев М. С. Спор о человеке в русской литературе 60-70 гг. XIX века. Литературный персонаж как познавательная модель человека. М., 1999.

65. Марков Г. Е. Этнос, этнические процессы и проблема образа жизни. // Расы и народы в. 7. М., 1977, с. 9-28

66. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1994.

67. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

68. Мифы народов мира. М., 1997, т. 1-2.

69. Можаева Н. Б. Сваха у Островского как просторечно-профессиональный тип старой Москвы. // Язык и личность. М., 1989, с. 53-58.76.Москва. М., 1998.77.Народы России. М., 1994.

70. Науменко Г. М. Этнография детства. М., 1998.

71. Некрылова А. Ф., Головин В. В. Роль отца в традиционной народной педагогике. // Мир детства и традиционная культура. М., 1995, вып. 1, с. 726.

72. Нечкина М. В. Функция художественного образа в историческом процессе. М., 1982.

73. Никитина С. Е. Языковое сознание и самосознание личности в народной культуре. // Язык и личность. М., 1989.

74. Пауфонина Р. Ф. Житель современной деревни как языковая личность. // Язык и личность. М., 1989, с. 41-48.

75. Поляки и русские: взаимопонимание и взаимонепонимание. М., 2000

76. Проблемы литературных жанров. Томск, 1999.

77. Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем. Самара, 1994.

78. Протопопов М. А. Больной талант // Критические статьи. М., 1902.

79. Пясецкий Г. М. Забытая история города Орла. Орел, 1993.

80. Рейсер А. Н. Н. С. Лесков и народная книга. // Русская литература, 1990, № 1, с. 181-199.

81. Русская литература 1870-1890 гг. вып. 16, Проблемы характера, Свердловск, 1983, с. 37-49.90. Русские. М., 1997.

82. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.

83. Русский костюм. В 5 томах, М., 1960-1972.

84. Русский народ: его обычаи, обряды, суеверия и поэзия. Л., 1992.

85. Русское колдовство, ведовство, знахарство. СПб., 1997.

86. Сборник Орловского церковного историко-архивного общества. № 1 (4), 1999.

87. Семенов В. С. Николай Лесков Время и книги. М., 1981.

88. Советский энциклопедический словарь. М., 1986.

89. Сокровища русского фольклора: исторические песни, баллады. М., 1991.

90. Столярова И. В. В поисках идеала (Творчество Н. С. Лескова). Л., 1978.

91. Столярова И. В. Н. С. Лесков и русское литературно-общественное движение 1880-1890-х годов. СПб., 1992.

92. Страницы истории города Курска. Воронеж, 1981.

93. Сухачев Н. Л., Туниманов В. А. Развитие легенды у Лескова. // Миф-фольклор-литература. Л., 1978, с. 114-137.

94. Телегин С. М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995.

95. Троицкий В. Ю. Лесков-художник. М., 1974.

96. Троицкий Ю. Л., Описательный портрет как способ этнографической характеристики русских крестьян Сибири XIX века. // Развитие культуры Сибирской деревни, Новосибирск, 1986, с. 63-70.

97. Туниманов В. А. Письма Н. С. Лескова. // Русская литература, №2, 1994, с. 49-66.

98. Уманец С. Мозаика (из старых записных книжек). // Исторический вестник, декабрь, 1912.

99. Успенский М. И. Старообрядческое сочинение 18 столетия об одежде. СПб, 1905.

100. Фаресов А. И. Против течений: Н. С. Лесков. Его жизнь, сочинения, полемика и воспоминания о нем. СПб, 1901.

101. Филиппова Е. И. Художественная литература как источник для этнографического изучения города. // Советская этнография, 1986, №4, с.26-37.

102. Флексер-Волынский А. А. Н. С. Лесков. СПБ., 1898.

103. Хализев В. Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н. С. Лескова). // Континент, 1981, лит.-теор. Исследованиям., 1982, с. 110-145.

104. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. M., 1996.

105. Чистов К. В. Традиционные и вторичные формы культуры. // Расы и народы, в. 5, М.,1975, с. 32-42.

106. Чуднова Л. Г. Отредактированный Лесков (история публикации одного письма). // Русская литература, 1989, №1, с. 179-183

107. Эльзон М. Д. Существовала ли рукопись повести Н. С. Лескова «Амур в лапоточках»? // Русская литература, 1988, №2, с. 163-165.

108. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб, 1991.

109. Этнография детства. М., 1983.

110. Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов Зарубежной Европы. М., 1987.

111. Юхнева Н. В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга. Л., 1984.

112. Язык и идеология. М., 1981.

113. Язык и мышление. М., 1967.

114. Яременко С. И. Внешность человека в культуре. Ростов на - Дону, 1997

115. Творчество Н. С. Лескова: опыт этнологического исследованияб^об-ту^от т.

116. Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова

117. Исторический факультет Кафедра этнологии

118. Творчество Н. С. Лескова: опыт этнологического исследования1. Часть 2: Приложения1. Москва, 2005