автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Творчество П.Н. Потапенко. Периодизация, проблематика, типология
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество П.Н. Потапенко. Периодизация, проблематика, типология"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕПЛ ЛЕПППА П ОРДЕПА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ плена В. И. ЛЕНИНА
Специализированный совет К 053.01.19
На правах рукописи
ПОТАПЕНКО Ольга Анатольевна
ТВОРЧЕСТВО II. II. ПОТАПЕНКО. ПЕРИОДИЗАЦИЯ. ПРОБЛЕМАТИКА. ТИПОЛОГИЯ.
Специальность 10.01.01 — русская литература
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва 1992
Работа выполнена в Московском ордена Ленина п ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.
И а у ч и ы й руководите л ь:
доктор филологических паук, профессор М. Т. ПИНАЕВ
О ф и цп а ль и ы е оппонент ы:
доктор филологических наук, профессор А. Ф. ЗАХАРКГШ,
кандидат филологических паук, доцент А. И. СОКОЛОВСКАЯ
Ведущая организация: Московский ордена Трудового Красного Знамени педагогический университет.
на заседании специал А К 053.01.19 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, М. Пироговская, д. 1, МПГУ им. В. И. Ленина, аудитория.......
С диссертацией моя;ио ознакомиться в библиотеке университета по адресу: М. Пироговская, д. 1, МПГУ им. В. И. Ленина.
Автореферат разослан «...Я.И.л ^....1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета
Защита состоится
года в
часов
Т. В. ЗУЕВА
• 1 \ -Ч'
' В йрйременном литературоведении утвердилось мнение. гто и-ховская эпоха воспринимается "как' содружество собратьеЕ по г-ер} ' и Чехов "оставил строгий завет относиться к катсдому писатель, ьь-зависимо от размеров его дарования, как к деятелю литературы, поступившемуся ради нее многими радостями жизни"1. Объективны!5 ан < ляз творчества "второстепенных" писателей даст возможность Сол~ полно представить сложные процессы развития русской литературы 80-90-х годов Х1Х века» а также позволит глубже изучить фигур?; самого Чехова на широком историко-литературном фоне, в контексте литературных течений и школ.
С.В.Еукчин считает, что "в чеховской плеяде 80-90-х годов И,Н.Потапенко, безусловно, один из одареннейших мастеров, в чьем творчестве нашли подлинно художественное воплощение типы, настроения, идеи эпохи"2. И.Н.Потапенко /1856-1529/, популярнейший в свое время писатель-беллетрист, драматург и фельетонист, не избежал печальной участи литературных собратьев по чеховской "аргели"-его имя было почти забыто. И сейчас его сочинения почти не переиздаются, в немногочисленных упоминаниях о нем делался акцент нр
я
том, что это был "представитель мещанской беллетристики .Поэтому так современно и актуально звучат-слова Г.С.Новополина: "Несмотря на широкую'популярность произведений Потапенко, литературная критика мало сделала для разъяснения общественного смысла его худо явственных созданий"4.
Произведения Потапенко предметом специального исследования в литературно-критических работах современников становились крайне редко. В основном писавшие о нем ограничивались короткими рецензиями и газетными заметками. Критики не всегда■проявляли максимум объективности в стремлении указать как на сильные, так и на слабые стороны его созданий. Тенденциозный подход являлся вполне закономерным следствием литературно-зстатических и обшественно-пс-лвтических позиций авторов /Н.Н.Страхов, Н.К.Михайловский,М.А.Протопопов. А.М.СкабичеЕСКий, А.Л.Волынский, К.Ф.Головин и др./.
1 Лидин Вл. Писатели чеховской поры // Лидин Зл. Друзья мои-кнкги. - ад., 1966. - С.255.
2 Букчин С.3. Чеховская "артель" // Писатели'чеховской ггарь.-М., 1982. - 0.22.
3 история русской литературы. - М.: Л., 1956. - Т.9. - 4.1. -С.140.
4 Новопояин Г.С. 3 сумерках литературы а жизни. - Зпб.. 1ЫЗ:-
С*139«
- г -
•М. д. Протопопов очень точно определил основнув особенность таланта Потапенко: "Бодрый. йм«ННО ЩНИЩе всего и больше всего это бодрый талант"1. Он »9 эыразия мнение многих критиков, утверждая. что "идея терпеливого, неустанного труда есть основная вдел Потапенко, его главнейаий вклад в сокровядощу русской литературы"^.
По суги объективных историко-литературных закономерностей з России накануне XX столетия сформировалась и функционировала палая литературная школа писателей - проводников "малых дел". Тотапенко - один из литературных деятелей этой школа, потому ■¡го он сочувствовал не радикальным идеям и призывам к социальным переворотам, а теории "малых.дел", имеющей социально-нравственные истоки. Отсутствие революционных ориентиров в умонастроении Потапенко, наложившее отпечаток на содержание и характер его твоочества, явилось одной из причин забвения писателя и ссзетсиие годы, тем более, что осуждение философии "малых д^л" как-реакционной опиралось на официальную идеологии. Имя Тотапенко лишь упоминалось, конечно, с отрицательной оценкой.
заботах, посвященных изучению литературного движения конца XI л - начала XX века.
Лопатка дать объективную оценку и характеристику творчества Лотапенко предпринята в работах Л.П.Громова, С.В.Букчина, 1.5.Катаева. Исследовались натуралистические тенденции произведений Потапенко как представителе "массовой" литература конца XIX века /Е.Я.Поддубная/, проводаяся сравнительно-типологический анализ малых жанров Чехова я Потапенко /М.И.Шелоник/. Одна-;со в творчестве Потапенко наряду с малыми сосуществовали 'и большие эпические формы ; в сферу взимания литературоведов, помимо повестей, рассказов и очерков, должен войти также романный жанр а трактовке Потапенко. Романы Потапенко, наряду с романами М.Н.Альбова. А.К.Шеллера-Михайлова. Вас.И.Немировича-Данченко, А,А.Дугового, К.З.Барандааича /хотя их авторы не равнозначны по таланту и роли в истории этого жанра/ "характеризуют ту эпоху обостренных социальных противоречий и дают представление о состоянии и путях развития русского романа на рубеже двух веков .
1 Протопопов М.А. Бодрый талант // Русская мысль. - 1898. -* 9. - Отдел 2. - С. 175.
2 Там же. - С.165.
^ История русского романа. 3 2-х т. - М.; Л., 1564. - Т.2. -
Потребность в новом прочтении произведений Потапенко диктуемся не только необходимостью переосмыслить к расширить наши представления о составе литературной школы Чехова и основных типологических тенденциях ее функционирования. Не менее важна пооблема нового осмысления общественно-литературных тенденций, наступивши-/ -русском реализме на рубеже столетий, после кризиса народничества к поиска новых путей к прогрессу русского общества. Наряду с формированием новых концепций утопического социализма и, в частности, марксистско-пролетарского его варианта, в русской публицистике к литературе 1880—1890-х годов созревали просветительские суждения об ответственности каждого человека за тот полезный вклад в процветание Родины, который он может сделать на своем жизненном поприще. на своем служебном, рабочем, земледельческом, общественно-добровольном месте. Потеряв веру в высокие революционные идеалы, борьба за которые заканчивалась кровавым террором, новое поколение демократической молодежи обратилось к "малым делам" как медленному но практически безошибочному рычагу социального, экономического и духовного возрождения России. Это была альтернатива революционно«.-'.-кризису и реакции. "Малые дела" вливались в комплекс тех прогрессивных мероприятий, которые стали продолжением демократических реформ 1860-х годов, начатых революцией сверху при Александре П. мскратически настроенная интеллигенция самоотверженно работала в земских учреждениях, на ниве образования и медицины. Безмерны в' заслуги в годы стихийных бедствий, когда большие районы страны он-ли охвачены голодом. Разумеется, на поприще "малых цел" не все "мировые проблемы" могли быть разрешены. Ко это было практическое дело, содействовавшее России к началу XX века войти б число наиболее развитых в экономическом отношении европейских стран.
Русская литература на рубеже столетий отразила этс движг-киг России к прогрессу и роль демократической интеллигенции р полосном процессе. В этом аспекте по-новому выглядит литературная деятельность Потапенко. Актуальность исследования его творчества определяется этим новым прочтением произведений "забытого" писатель в контексте философии и практики "малых дел" накануне И века.Корректировка и реабилитация творческих связей Потапенко с новыми настроениями в русском обществе позволит обновить наши представления о содержательном наполнении понятия "чеховская артель" /"литературная школа Чехова"/.
Основные задачи исследования автором сосредоточены в следующем:
трэдсгавить периодизацию литературной деятельности Потапей-
хо;
- рассмотреть романы писателя в контексте философии "малы* дел" и естественной практики 1880-1890-х годов;
- исследовать семейно-психологические сюжеты в произведениях ;!отзленко.
В комплексном освещении этих проблем состоит научная новизна диссертации.
Методологической основой работы является монографическое исследование творчества писателя в единстве содержания и формы, с учетом принципа историзма в оценке исторических и художественных явлений. В диссертации использованы достижения отечественной науки в области чеховеденкя, теория и практика изучения писателей второго ряда.
Методика исследования - сочетание текстуального анализа с системно-проблемным и типологическим исследованием творчества;об-эадено внимание на критико-библиографические, .историко-философские, л сюжетно-компоэиционные аспекты анализа.
Источники исследования: сочинения И.Н.Потапенко в 12-ти то-/вшло 5 изданий/, публицистика и литературная критика в периодических изданиях 1880-1890-х гг., архивы из рукописного отдела Российской государственной библиотеки имени В.И.Ленина.
Практическая ценность диссертации обусловлена возможностью' ■ использования ее выводов и положений в вузовской практике, при чтении курсов по истории русской литературы Х1Х века, при чтении спецкурса пс теме "Чехов и-его литературная школа", а также при гздготовке нового собрания сочинений Потапенко.
Апробация исследования осуществлялась на методологическом се-ьшнаое аспирантов кафедры русской литературы МПГУ им.В.И.Ленина. на Бнутоивузовских научных конференциях Гурьезского пединститута /1989,;1990, 1992 гг./, на республиканской научной конференции в Восточно-Казахстанском университете /г.Усть-Каменогорск, 1992 г./. По теме диссертации опубликованы две работы, список которых право. татся в конце автореферата.
Работа состоит из-введения, трех глав и заключения, библиографии.
0СН03Н0Е СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении дается анализ критики о творчестве Потапенко, обосновывается необходимость современного прочтения его пронзве-аений, определившая актуальность и научную новизну, а также цели V задачи исследования, указывается источники работы и принципы их
- - € -
изучения.
Первая глава - "3<?хи творческого пути" - является первым иа -том краткого монографического очерка творческого пути писателя.. Зля того, чтобы этот очерк получил ту законченность, которая Еыде-ляла б к его из числа других крайне редких справок о Потапенко, ь первой главе диссертации введены новые материалы о третьем и последнем периоде творчества писателя после Октября 1517 года.
3 начале XX века Потапенко, как бы поцзодя итоги двадцатилетия своего литературного творчества, предпринял своеобразную попытку типологической характеристики и классификации своих произведений на основе яанрово-тематического принципа. При подготовке к изданию Ф.Ф.Павленковым собрания сочинений Потапенко, автор счел необходимым в "Проспекте издания"1 указать на четыре группы, на которые он -поделил все свои написанные к тому времени произведения.
"Повести из духовного быта" /А также два романа - "Счастье поневоле" и "!ивая жизнь"/ он предполагал выделить в особую группу. Повесть "Новый" была исключена из издания.
Вторую группу составшга"романы из общего быта"; исключались из собрания сочинений "Встреча" и "Слово п дело".
В третью группу вошли "крупные повести из общего быта".асвосемнадцать текстов. ;
Четвертая, самая многочисленная группа, - очерки и рассказы, всего сюда включено 28 произведений.
Таким образом, Потапенко сам определил четыре этапа своей литературной деятельности, опираясь на жанрово-тематический принцип. Хронологические вехи жизненного пути Потапенко также соотносятся с этими четырьмя периодами.
Первый период охватывает 1873-1885 гг., то есть со времен1.' появления его первого печатного произведения /"Два дня"/ по повести "Святое искусство", принесшей автору известность в литературно кругах. Сто период раннего творчества, когда из-под пера еудулегг популярного беллетриста выходили опыты как в прозе, так и г, стихам. В чанровсм отношении эти годы отличаются значительным разнообразием. Потапенко пробует себя в повести, рассказе, очерке, новелле, "эскизе", "музыкальной прозе". 3 проблемно-тематическом плане в ранних своих произведениях Потапенко не выходил за изображение хорошо ему знакомого быта южно-русского крестьянства и духовенства.
1 Проспект издания собрания сочинений И.Н.Тлтапенко. 1С- января. 1902 г. - ОР РГБ. Ф. 360. П. 2, ел. хран. 32. л.1-2.
Второй период падает на J690-е годы - время наибольшего творческого подъема и самого значительного этапа в литературной биографии Потапенко, время расцвета его таланта g огро:щ$ популярности. В этот период писатель по-прежнему рабртает в жанрах повести, рассказа, очерка, но постепенно начинает преобладать роман. В указанное десятилетие Потапенко написал почти все свои романы, поэтому А.К.Бороздин вполне обоснованно "из крупных величин в области романа"1 в конце Х1Х века называл Потапенко наряду с Маминым-Сибиряком и Баранцевичем.
Остро прозвучавшие социальные теуы, тесно переплетающиеся с теорией "малых дел" и "незаметного героизма", удачные попытки изобразить героя времени - вот основные направления творческих поисков Потапенко в 1890-е годы /"Не герой", "Любовь"/ "Светлый луч", "Дочь курьера" и др./. Выступая сторонником "малых дел" и "реабилитации действительности", Потапенко, несомненно, придерживался демократических позиций, что нашло отражение а в гуманистической ?злите и поддержке "меньшого брата".
Третий период - с начала XX века до 1917 года - характеризу-т.оя активной работой писателя над раскрытием семейно-психологич^с чих сюжетов, исследованием причин семейных драм и неурядици, постановкой проблем воспитания молодого поколения /в том числе став» иего актуальным в эти годы - семейно-полового/. "отцов" и "детей". :-~енской эмансипации и выступления против антифеминистических каст-сочний з обществе /"Встреча", "Мать и дочь", "Смертный бой", "История одной молодости" и др./. В'предреволюционные годы /1914-1916 вентральное место в творчестве Потапенко заняла тема войны /"Большая жертва", "Тихий патриот", "Там, на высоте..." и др./.
Последний период - 1918-1928 гг. - в творчестве Потапенко яв1* лея наименее плодотворным. В немногочисленных созданиях этих лет варьируются ранее найденные и когда-то звучавшие очень актуально темы и сюжеты, переиздаются повести и очерки, вызвавшие интерес читателей и в 1920-е. годы /"Рассказы для детей", "Человек из проруби /Из хроники южно-русского села/", "Ради хозяйства" и др./. В пьесе "Ряса" /1922/ Потапенко снова возвращается к изображению нрэ воп сельского духовенства. Такие произведения, как рассказ "Трез-зон" /Т918/, роман "Мертвое море" /1929/ свидетельствуют о том. что Потапенко воспринял Октябрьскую революцию 1017 года как символизирующую свободу и новую жизнь. Потапенко' занимается обществен-
^ Бороздин А. К. Русская литература Х1Х века /Сто лет литературного развития/; - Спб.. 1912- - С.129.
ной деятельностью в президиуме Временного Совета общества драматургов и композиторов, в "Обществе А.П.Чехова и его эпохи".
Вторач глава - ''Романы Й.Н.Потапенко з контексте философия "малых- йел" и ббщ'еств&нной практики" - носит проблемный характер. В йеЯ выделены те произведения Потапенко, которые можно соотнести с философско-публицистической концепцией "малых дел". Для анализа предлагаются произведения в основном второго периода литературной деятельности Потапенко.
Два последних десятилетия накануне XX века - пора напряженных исканий смысла и цели жизни, период рождения и борьбы новых идей и становления новых идеалов. Они формировались после кризиса народнической идеологии и дискредитации народовольческой террористической практики. Мнение 6 сплошной реакции, о годах "безвременья" односторонне и прямолинейно. По мнению Л.Н.Овсякико-Куликов-ского, "в действительности же никакой летаргии не было и жизнь шла вперед своим порядком: общественные вопросы продолжали ...занимать углы, только ставились.и освещались иначе"' . Вопросы, порожденные переходной эпохой 80-х и началом 90-х годов, прежде всс-го касались теории "самосовершенствования" Л.Н.Толстого и программы "малых дел" и теории "незаметного героизма" рядовых, "средних" людей, обеспечивающих своей подвижнической работой на конкретном участке общественную стабильность и поступательное движение страны к лучшей жизни. В условиях кризиса народничестза и неразэерну-того процесса распространения марксизма в России эти две программы стали для демократической интеллигенции ведущими.
Призыв Толстого к нравственному самосовершенствованию нашел многочисленных последователей, но немало было у него и противников. Еде больше возражений вызвала теория "малых дел", хотя воплощение ее в действительность стало смыслом жизни многих деятелей конца минунлего века. Острая дискуссия по этим вопросам развернулась на страницах журналов /"Русское богатство", "Русская мысль". "Мир божий"/, в статьях Я.З.Абрамова, С.Н.Кривенко, Р.М.Сементко-вского, Н.В.Шелгунова, За тех, кто отстаивал "малые дела", несомненно, говорит то, что они выступили с ясно определенными целями, на почве разумных и реальных интересов, стремясь соединить светлые идеалы 60-х годов с удовлетворением требований окружающей действительности. Практика "малых дел" воплотилась в самоотверженной
1 Овсяникя-КуликоЕский Д.Н. Собр.соч.- Т.9. - М., 190fi.-C.37.
- а
деятельности демократической интеллигенции в неурожайное время 1850-1892 гг., в деятельности учителей, "создававших комитеты, грамотности и открывавших публичные бесплатные библиотеки, в деятельности врачей, фельдшеров /П.И.Бабушкин. 'А.3.Воробьев, А.П.Воскресенский. Г.П.Задера. А.С.Пругавин, 'А.'П.'Солонов, Л.Д.Сытид и. др./.
Сейчас сложно перечислить все виды деятельности, полезной темной массе в те тяжелые годы. Странным и даже кощунственным в этом контексте выглядит критика практических работников, утверждавшая, что за "маленьким делом" нет "объединяющей мысли", умеющей кайти основные причины страдания всенародного и бороться именно с стими причинами, что нельзя позволить "малые дела" з теорию, нельзя утверждать их как средство от всех обиесгвенных зол, что они"аг~ тзали на руку застою'и всякой азиатчине" л прочее. И все-таки справедлива народная' мудрость:"маленькое дело,лучше большого безделья. "Малые дела" были обусловлены'потребностям^ развития общества,ока-савансь едва ли 'не единственной легальной формой "проявления актив-нчй жизненней позиции. Поработавшие над претворением в жизнь "ма-тенького цела" оставили по саое только^добрую память. Их образы 'спечатлелись' в документальных очерках к обзорах, отчетах и брошюрах, специальных исследованиях и литературно-художественных проиа^ ведениях. Созданных под непосредственным влиянием русской дейстаи-тзльности 80-90-х годов Х1Х века.
""Далне дела" русских культурных подвижников - неизбежная, не-тгвратимай альтернатива народнической революционной теории, не аы-/тержавшей'испытания историей, путь'общественного и нравственного оздоровления русского общества в тяжелые'годы политической реакции, наступившей в стране после 1 марта 1881 года. В "малых делах" луч-чая часть русской интеллигенции'находила смысл, цель жизни, обрезала счастье, содействуя доступными им'средствами'общественному прогрессу. В плане историчеокоЙ','преемстзенности предшественниками инициаторов "малых дел" были Обыкновенные люди" из романа Чернышевского "Что делать?". Программа легальной общественной деятельности "обыкновенных" новых'лицей, сформулированная Чернышевским, наравне с оахметовским радикальным путем улучшения жизни, подкреплялась в сознании русской интеллигенции подвижнической деятельностью лесковских "праведников", толстовских "непротивленцев",героев Гасодимского с "золотыми сердцами".
Произведения Потапенко созревали в атмосфере нового движения русской демократической интеллигенции к возрождению России путем чегнсвой практической работы на' всех участках об кественной и час-
гной деятельности. Потапенко, создал, тип героя времени эпоха русо
пеков, который в. дореволюционной критике получил определение "разумного идеалиста" и "среднего человека". Ф..Д.Батюшкоз считал, что "несомненной заслугой Потапенко а облает;; создания типов является. то, что он прекрасно понял и очертил средне-хорошего чело-зека. без особо выдающихся свойств. но способного в нужную минуту, стать героем долга"1. Влервк?* тип "разумного идеалиста'1 нарисован в повести "На действительной службе" /1890/. оставившей заметный след в критической литературе тех лет. Кирилл Обновленский отказался от карьеры архиерея, - видя смысл своей жизни в служении ближнему, ".меньшому брату, единому, от- малых сих".
:3след за о. Кириллом Дмитрий Рачееа /"Не герой", 1351/ провозгласил свою теория._ нитекакхдую из убеждения: леди не долтаы спокойно пользоваться., всеми олагами зизш, ec.ni ладят рядом с собой картины холода, голода, невежества. Был а у Рачеева:"период бескрылых порывов", когда он мечтал о тем, как бы облагодетельствовать если не весь мир, то. по крайней мере, весь русский народ.но потом ограничился- заботами,, об улучшении лшзна трудового народа своей деревне, не придерживаясь пси этом никакого учения, кроме учения своей совести. И если каждый будет делать дело з "своем районе". то можно будет много достигнуть -такова мысль автора.Г.Кирилл и Рач,еев_ открыли-,собой.паяуа галерею положительных типов.созданных Потапенкр .а.теченив-поаяеянерр-.десятилетия прошлого века и в начале нашего столетия.
Типологическая ск5здос7ььгеррев-вериж?9лей "маленького дела" вытекает аз утверждения, что-они зовсо. не-подвижники, перед которыми "следует раостуоатьдя;.и .дать, им-,дорогу, но следовать за ни--ми ни ял??! кого не обязательно"^-. .Их, деятельность, не просто прояв— лецие^нлактроана, а..потребность. душа: "прожить жизнь..никому не сделад добра, вое разно, чт;о. пролезать ее в могиле" /5. 156/. Таков, пафос произведений Потапенко.-о "малых делах", и он-не противоречат критерию духовности, характерному для русского реализма..
Э романе "Любовь" /1892/ Потапенко впервые полно-и обстоятельно излагает жизненнуп-.фнлософию. "разумных- идеалистов", которая звучит как руководство;к„действию для тех, кто хочет прожить "и себе.в удовольствие, и людям.в .лолвзу". Авторские-идеи цровозгла-
1 Батюшков Ф.Д. Гевой на час // Критические очерки и заметки.. - Пб. , '1900. - С.140.
о
Потапенко И.Н. Сочинения. 3 12-ти т. - Пб., 1903-1 '.-05. -Т. 5. - С.460. 3 дальнейшем ссылки в тексте на это издание с указанием тома и страницы.
шают Хильцов и Чинаров, напутствующие сестер Веру и Наташу Лобаче-вых : не ждать от жизни ничего необыкновенного, не замахиваться на великие дела, потому что жизнь проста и состоит из простых "маленьких дел", заключающих в сеСо "великую правду и великую задачу*/^. ■'/. Сюжетно-комяозиционная организация романа проста; две сюжетные лиши - Веры и Наташи - развиваются параллельно. Доказать важность и целесообразность пути, избранного Лобачевой-младшей - таков смысл произведения, его идея. Образ главной героини романа раскрывается не в многоаспектной характеристике, а лишь в одном направлении,важном с точки зрения замысла: "священный долг стоящего выше заключается в том, чтобы поднять до себя стоящего ниже". Двинутая сила романа - борьба Наташи за Еряцалова, разочаровавшегося на поприще служения своему народу, из чего следует, что воплощение в жизнь программы "малых дел" не такая уж простая и легкая работа. Здесь неизбежны трагедии. Трагические ситуации, по преимуществу, возни-1савт в условиях конфликта героя с крестьянами, не принимающими добрых намерений барина. Герои ПотаПенко по-своему испытывают драматическую судьбу литературных предшественников, не понятых народом. Мотив несостоявшегося вершителя'"малого дела" звучит также в романах Потапенко "Слово и дело" /1392/, "Смертный бой" /1894/. Автор ооиентировался на возможность преодоления трагического конфликта, возникшего в общественной практике и личной судьбе подвижника "малых дел" /Бряналов "Любовь"/, что было творческим завоеванием По-ггиенко. В традиционную негативную, трагическую ситуацию своих литературных предшественников, вероятность которой для.своих героев он не отрицал, писатель внес оптимистическое начало, так не хватавшее литературе "эпохи безвременья".
Мотивировкой "малых дел" Анатолия Барвинского /"Светлый луч". 1856/ является его безумие, оправдывающее героизм человека, который по основным свойствам своей природы "не герой". Мотив безумия как обоснование появления' в сложной и насыщенной катаклизмами жизни "положительно прекрасного человека" с высокими нравственными идеалами впервые художественно воплощен Т.М.Достоевским /"Идиот"/. Потапенко дает свой вариант поведения активного деятеля, мотивированный психической болезнью, в ходе которой преодолевается трагический конфликт героя с самим собой и окружающим. Создается яркая условно-мотивированная сюжетно-композиционная структура произведения. содействующая воплощению концепции "малых дел" в положительном творческом ключе. В результате эта идейно-художественная концепция приобретает несомненный трагический оттенок /"герой на час"/.
В то же время кратковременные идеальные порывы героя Яотапенкс тгз норятся детонатором для рокруяающях. для- rex из них, кто сяст°мса чески сможет осуществлять идеальную программу преобразования жизн/ Рарйинского на деле.
Теория "малых дел" впервые художественно интерпретировалась именно в творчестве "второстепенных" шпателей 80-90-х годов /П.'Т.Боборыкин, А.И.Зртель, К.С.Баранцевич, И.И.Ясинский, И.Н.Потапенко и др./. Зто. наверно, единственный случай, когда представителей "массовой" литературы нельзя упрекнуть во вторячности сюжета по отношению к "большой" литературе. Чехов, позже также обратившийся я этой теме, был исключением сседя своих современников, являясь талантом первой величины, к проблеме "малых дел" отнесся неоднозначно. Чехов, с одной стороны, с уважением преклоняется пе ред "средним человеком", хороио зкзвдим свое профессиональное дело, не потерявшим веру в высокие нравственные идеалы и стремившегося постичь путеводную "общую идзю'' - Лихарев /"На пути"/. Ананьев /"Огни"/. Васильев /"Припадок"/. Николай Степанович /"Скучная история"/, Громов /"Палата № 6"/. Астров /"Дядя Ваня"/ а дтз. Они прекрасны а своих душевных порывах и "малых делах", но они часто не удерживаются на высоте под ударами жизненных невзгод. О доугой стороны, Чехов не скривает усиливающегося скепсиса, когда наблюдает порывы заниматься "малыми делами*, подменяя их благотворительной деятельностью, вз^за моды. Именно поэтому у Чехова порой ггсэртдается скептическое отношение к практике людей, по-дилетантски занимающихся "малкш делами" /"Дом с мезонином"/.
Рсвдлн Потапенко примыкают к большой группе произведений а традиционной g п?И годы темой служения ^интеллигенции на обществен -ном поприще /"Зетда" А.ФедоровойГ "Тучки" В.Дмитриевой, "Великая истина" И.Нажаеяна, "На помощь ближнему" М.Гербановского и др./. Но попытки создания образа современного положительного героя из среды интеллигенции в большинстве случаев'были неубедительные. Стремясь к утверждению паяояительного идеала, писатели вынуждена были ограничиваться отрицанием негативных явлений в образованной части русского общества. Различные мотивы этих явлений исследовал а Потапенко. В образе Лозовского /"Живая жизнь", 1897/ писатель нарисовал одного из представителей современной молодежи, бесполезно тратившей силы на цели несбыточные, и мало думающей о действительно неотложном и плодотворном деле. Роман "Слоео а дело" /1892/ повествует о судьбе-человека, наделенного добрымл намерениями. но нравственно не состоявшемся^:. Жизнь Михаила Еерзстина-
это история нравственного падения, приведшего к гибели лвбящей его женщины, а его самого - к признанию своей ничтожности и порочности. Роман ийеет двухчастную композицию, отражая логику развития, образа Берестина. Романом "Слово и дело" и образом Бе-рестина Потапенко осу&дал краснобайство, героеЕ слова, не способы* на практические поступки, не сумевших расстаться с блеском, ^умом, удобствами обеспеченного существования. Автор призывал "отдать всего себя на служение ближнему" /2, 31/. реализоваться и "малых делах". Известно, что и И.С.Тургенев довольно однозначно высказывался,о "маленькой пользе": "Пора у нас в России бросить мысль о "сдвигании гор с места" - о крупных, громких и красивых результатах ; более чем когда-либо и где-либо следует у нас удовлетворяться малым, назначать себе тесный круг действия"1.
Герои Потапенко стремились' воплотить в жизнь лучшие идеи своих предшественников, превратить их "слово" в свое благородное "цело". Развивая в 90-е годы тему слова и дела, писатель подошел к проблеме всегда актуальной - "отцов" и "детей". Молодых современников Потапенко обвиняли в индифферентизме и "реабилитации действительности". На теку "отцов* и "дётей" в зти годы писали П.Д.Бо-борынин /"Куда идти?"/.- К.Ф.Головин /"Два поколения"/, К.А.Станюкович /"Равнодушные"/ и др.
Из романов Потапенко "Встреча" /1899/. "Мать и дочь" /1903/ следует, что автор- не стремился представить людей различных поко-че.т'/ как идейных противников, если шестидесятниками были такие герои как Григорий Петрович Стахов, Рокотов. В свое время они немало поработали для просвещения народа, оказавшись одними из немногих. кто не на словах готов был отдать народу свою жизнь-они отдали ее. Но "во всяком искреннем движении есть и подлые души.которые присасываются к святыне, к, опираясь на нее, устраивают свое яичные дела"2. Валерьян Стахов, модест Бэлясов. Зиговский, Стри-жов - сознательные лицемеры, "жалкие отбросы" великого движения. Шестидесятники не склонны обвинять молодое поколение в упадке духа, в измельчании, потому что "отцы" всю свою духовную силу передали нынешним "детям". Потапенко совершенно правильно сумел опе-нять исторический момент, пророчески предвидя, что скоро "закипит в России жизнь и вырастут великие задачи . которые потребуют и
! Тургенев И.С. Полн. собр. соч. и писем. 3 28-ми т. Письма. Т.11. - М.; Л.. 1566. - С.33.
2 Потапенко И.Н. Мать и дочь // Мио божий. - 1903. - )£ 7. -С.172.
огромных сил. и подвигов, и жертв"1. В ожидании "работы будущее Крученинов и Людмила идут на "маленькое дело", которое давало ".-г -боту живым душевным силам и было сопряжено с "маленькой пользой".
• Типологически сюжеты "малодельского" цикла произведений Потапенко представляют повествование о трагической обреченности практического деятеля, обусловленную свойствами характера героя, сопротивлением среды или более ниэкг-/ уровнем сознания народной массы. Драматический накал создавали конфликтные ситуации "отцов" и "детей" или противоборство "разумных идеалистов" с неразвитой частью общества. В системе персонажей Потапенко просматрквается их расстановка по принципу антитезы. Можно проследить в его творчестве следующие' типы героев: "разумный идеалист" или "не герой" /Рачеев "Не герой", Наталья Лобачева "Любовь", Глеб ЩедротоЕ/"Жи-вая жизнь"/; идеальный оптимист /Кирилл Обновленский "На действительной службе", Фетисов "Слово и дело", Мальвинская "Светлый луч"/ "герой на час" /Анатолий Барвинский "Светлый луч"/ ; отступивший практик,'несостоявшийся вершитель "малого дела" /Еерестин "Слово и дело", Лович "Смертный бой"/. Авторская позиция п общей концепции личности проводников "малых дел" - явно на стороне подвижников. Она достигается и путем прямого авторского вмешательства и неприкрытым восхищением идеями и конкретными делами людей, воплощающих "светлый луч" в жизни.
В третьей главе - "Семейно-психологнческие сюжеты в произведениях И.Н.Потапенко" - рассмотрена романистика второго и третьего периодов творчества писателя. Семейно-бытовые сюзеты-его произведений здесь соотнесены с дискуссиями по морально-этическим проблемам, которые волновали русское общество первой трети XX столетия.
В целом ряде романов и повестей, рассказов а очерков Потапенко художественно исследует'злободневные в 90-500-е годы вопросы семьи и брака. Многие аспекты названной проблемы прозвучали з последнюю четверть Х1Х века в творчестве Л.Толстого, А.Чехова.П.Бо-борыкина, О.Шапир, К.Баранцевича, А.Вербицкой, В.Гаршина к других известных и малоизвестных авторов.
3 романе "ЗдравЗе ионяпй" /1890/ Потапенко впервые подошел к анализу брака по расчету. Вполне обоснованно Д.Коропчеаский посчитал это произведение наиболее типичным, где Потапенко"преимудесг--венно проявляет свою силу и свою индивидуальность"^, избраЕ объектом изображения судьбу молодого человека, завоевание им прочного
} Там же. - * 10. - С.69.
Коропчевский Д. Благоприятные признаки // Русское богатство. - 1891. - # 2. - С. 446.
положения в обществе ценей приспособления к действительности, ценой потери лучших человеческих качеств. Н.К.Михайловский нашел достаточно оснований, чтобы посчитать Андрея Николаевича за негодяя1. Ставка на брак по расчету оказалась верной, и с точки зрения "здравых понятий" нового поколения финансовых дельцов. здесь не было совершенно никакого преступления, кроме способности воспользоваться обстоятельствами.
Потапенко старался доказать, что духовные связи все же сильнее грубого расчета. Зта мысль нашла воплощение в романе "Два счастья" /1898/. Автор проводит своего героя через ряд испытаний, чтобы убедить и его, и читателей: счастье только там. где есть взаимопонимание и взаимодоверие, где тебя любят искренно и на всю жизнь, где ти нужен. "Цель любви .- соединение двух жизней в одну, выражающееся одним словом - семья. Любовь, которая не стремится к этому-■1есцельна; любовь, которая стремится без Всяких шансов достигнуть-бессмыслекна" /7, 160/, - говорит Владимир Бертышев, и. может быть, в этих словах звучит слишком позднее осознание писателем своих, закончившихся очень печально, -многолетних отношений с Ликой Мизи-новой. Идрйно-концептуальную основу.романа определяет образ Веры Петровны,' переданный мастерски через психологический портрет героини, драматизацию главного конфликта, осложненного эпизодами второго плана." Облегченно-счастливая развязка в романе не представляется достаточно убедительной, так как остались открытыми поднимаемые в романе проблемы социального неравенства, тяжелого положения литераторов и художников, семейных невзгод. Это одна из недоработок Потапенко, поспешившего сдать роман в журнал, чтобы хоть временно поправить свое всегда сложное материальное положение: "О, тяжела ты шапка русского литератора умеренного достатка" /7, 247/.
Роман "Через любовь" /1898/ написан Потапенко не без влияния чеховской "Попрыгуньи" /1862/, на что указывает сюжетное сходство этих произведений, хотя они, конечно, не стоят на одном уровне по глубине разработки сюжета, мастерству композиции и обрисовки характеров. Обобщения, вытекающие из небольшого рассказа Чехова, в объемном романе его популярного современника отсутствуют. Защищая семью, отстаивая ее святые права, Потапенко, тем не менее, осуждал брачную жизнь, основанную на взаимной л?«к. Подобным бракам
1 Михайловский Н.К. О г.Потапенко // Михайловский Н.К. Полн. собр. соч. - Т.5. - Пб., 1906. - С.879.
4
- 15 -
целесообразнее не существовать - к такому выводу писатель ьс плоди1* и своего героя Дмитрия Котурлина /"Ужас счастья"/. Сэмы», которые держались на компромиссе, ничто не могло спасти от разрушения/"Семейная история"/. 3 поисках причин "семейных невзгод" Потапенко нл второе место ставил социальные противоречия, часто стремился сгладить их илипросто не замечал, возлагая ответственность на области нравственную. Чеховские же произведена в первую очередь указывали на социальные причины семейных драм Лаптевых /"Три года"/, Николая Евграфовича /"Супруга"/, Лаевских /"Дуэль"/. Ариадны /"Ариадна"/, которые обуславливали нравственные конфликты. Но заслугой писателя остается то, что он своими произведениями обращал внимание общества на самые актуальные вопросы современности.
Потапенко пытался изобразить приемлемые йормн существований семьи. Тема семейного счастья, рассматриваемая с социально-бытовой и морально-психологической сторон, организует сюжет л композицию романа "Ужас счастья". В романе нет главного героя. Произведение многоплановое, и предложенные автором "модели" союза мужчины и женщины ведут линии сюжета: на брачной основе /Тася и Дмитрий/.адюльтер /Дмитрий Александрович и Анна Павловна/', альтернативная форма официальному браку /Мура и Верстозский/. Каждая из сюжетных линий романа имеет свою завязку, кульминацию и развязку и может быть воспринята как новелла, что говорит о значительной самостоятельности частей. . Объединенные писательской идеей достижения идеала в семейной сферэ отношений, они эту здею развенчивают., вопреки воле автора. но согласно с правдой реальной действительности: в начале XX столетия для многих стало очевидным, что семейное счастье становится асе более и более призраком. Одну из причин этого Потапенко видел в воспитании. В названии романа "История одной молодости."/'!90?/ автор подчеркнул типичность описанных событий, указав на "те больные места нравственности, та которые закрывают глаза"1. призвав и? обходить лицемерным молчанием вопросы, от которых зависит счастье будущих поколений, в том числе и счастье семейное.
Потапенко исследовал проблемы женской эмансипации, уделив особое внимание положению женщины в семье /"Смертный бой". "Сала слабого"/. "СмертнЕЙ бай" /1854/ выходит за рамки семейно-бытозого романа: проблематика переносится в область соплальнс-кравственну:о. а это придает ей трагедийный накал. С ятей точки зренля коллизия романа имеет закономерный' финал - смерть Ольги Каширцезой восприни-
1 Измайлов А. Новый роман И.Н.Потапенко // Еиожзвые ведомости.-190?. - я* 10073, 30 августа. - С.З.
иается как протест отчаяния против неравноправного с цуячинами положения женщин в обществе, в браке. Но Потапенко за "великое дело" считает быть "хорошей.аеной, помогать, ободрять, вдохновлять своего мужа" /5, 174/. Такой тип женщины представлен в романе "Сила слабого"/1502/: Дарья Николаевна, цельная личность, сумела обратить слабую й бесцветную душу своего мужа к живому делу.' Ее образ типологически близок Лобачевой/"Любовь"/, Нине Александровне/"Светлый луч"/, Марине Леонтьевне/"Слово и дело"/. Борьбу за равноправие они понимали как возможность служения идее "деятельной любви" к ближнему. Потапенко разрабатывал два женских типа: активная натура, социально-деятельная героиня/Ольга Каширцева "Смертный бой", Дарья Николаевна "Сила слабого", Людмила Рокотова "Мать и дочь"/ ; эгоистка, стремящаяся достигнуть личного благополучия/Надя Турчанинова"Здра-вые понятия", Надежда Павловна "Через любовь" и др./. ЛюбОЕна-ин-тимный сюжет "русский человек на проверял героя на
нравственную прочность, оволюпия этого сюжета шла' в направлении"но-вообращенизГженщины под влиянием мужчины передовых убеждений, и к освещению драматических коллизий в начавшейся семейной жизни. Смена акцентов произошла на рубеле веков. Потапенко включился своими се-мейно-психологическими сюжетами в процесс нравственного оздоровления русского общества, в нормализацию отношений интимно-семейного союза, в морадьно-дравовую реабилитацию женщины в семье, продолжая традиции просветителей-"шестидесятнико8".
3 заключении подводятся итоги исследования, делается вывод, что произведения Потапенко в их проблемно-тематическом и жанровом многообразии укрепляли позиции демократизма и реализма в русской литературе на рубеже Х1Х-ХХ веков, расширили границы "массовой" беллетристики, стали составной частью чехоиской литературной школы, воспитали новое поколение читателей из среды "среднего сословие" демократической интеллигенции, содействовали общественному прогрессу и сохранению стабильного нравственного потенциала русского общества.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. "Малые дела" героев И.Н.Потапенко б романах "Живая жизнь", "Слово и дело" // Материалы Межвузовской научно-практической конференции филологов. - Балашов. 1991. - С. 106-109.
2. Романы И.Н.Потапенко в контексте философии "малых дел" и общественной практики /1890-е годы/". - Деп. в ШОН РАН, 20.10.1992, £ 47169. - 26 с. ,'л -