автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Творчество Р. Г. Даны и американская маринистика первой половины XIX века

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Багинская, Ирина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Творчество Р. Г. Даны и американская маринистика первой половины XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Р. Г. Даны и американская маринистика первой половины XIX века"

РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАЛ1ЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БАГИНСКЛЯ Ирина Николаевна

ТВОРЧЕСТВО Р. Г. ДАНЫ И АМЕРИКАНСКАЯ МАРИНИСТИКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Х!Х ВЕКА

Специальность 10.01.05—литературы народов Европы,

Америки и Австралии

Авторе ф е р а т диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург 1001

имени Л. И. ГЕРЦЕНА

- 1\ ДПР

Па прааах рукописи

УДК 820 (73) «18»

Работа выполнена на кафедре литературы Новгородского государственного университета.

Н а у чи ы и руководитель —

доктор филологических паук, профессор В. Н. Шеннкер.

О ф и д и а л ь и ы е о и попе и т ы:

доктор филологических наук, профессор Л. И. Никольская,

кандидат филологических наук, доцент Л. П. Юрьева.

Ведущая организация —

Ивановский государственный университет имени первого в России Иваново-Вознесенского общегородского Совета рабочих депутатов.

Защита состоится « П. '/СгЛь^и . . 1091 г.

в/.Т. . часов па заседании специализированного совета К 113.05.05 по присуждению ученой степени кандидата наук в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена.

(Лдпес: 190053, г. Санкт-Петербург, В. О., 1-я линия, д. 52,

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.

Автореферат разослан « У/. » Л^йг^^^-Г . 1991 г.

Ученый секретарь

специализированного совета у /

кандидат филологических наук 1У . // II. II. КЯКШТО

Литературное наследие Ричарда Генри Даны (1015— 1882) представляет большой научный интерес. Он принадлежит к тем художникам XIX века, чье творчество, опираясь на зна-читсльнуп литературную традиции, прежде всего, национальную традиции романтической прозы Дяеймса Фенимора Купера, вместе с тем предвосхитило и воплотило ряд важнейжих черт историко-литературного процесса этого периода.

К созданию своего единственного значительного произведения "Два года простым матросом" (1840) Дана приступил после двухгодичного плавания на бриге "Пилигрим" из Бостона к берегам Калифорнии в качестве простого матроса, испытав на себе все тяготы и лиаениа морской службы. Известность в ■ироких читательских кругах писатель получил сразу ко после выхода в свет этой книги, вызвавжей многочисленные отклики критиков. По мненип целого ряда исследователей, "Два года прости матросом" знаменовала собой начало нового этапа американской морской прозы середины XIX века.

Обращение.« поэтике "Двух лет простым матросом" позволяет проследить особенности творческого метода писателя, более точно определить его место в истории американской литературы середины XIX века и, в частности, в истории марини-стики CIA.

Творчеству Дани посвящено несколько исследований американских литературоведов, однако книга писателя не получила достаточного аналитического освещения в литературоведении Clfl.

Если не считать журнальных рецензий, к творчеству Дани обращались, в основном, биографы его семьи, уделяя больив внимания этапам жизни писателя, комментируя и анализируя по-литическуп атмосферу и профессиональную деятельность Даны.

Вплоть до конца 00-х годов ученые и писатели, обра-щаввиеся к книге Даны, предпочитали не выделять ев в отдель-ннй объект исследования (9. Кяайн, Л. Ховард, Да.Д. Харт), рассматривая со п общем контексте проблем американского романтизма, избегая суиденнй обобщающего характера.

Несмотря на серьезную оценку творчества Даны в монографиях Р. Гейла, 1.-М. Сантро, до сих пор остаются не выясненными до конца вопросы об основных составлявших его художественного мировоззрения, проблем» традиции и новаторства в книге "Два года простым матросом", специфики творческого метода писателя. Указанные статьи и книги далеко не исчерпали возможностей для дальнейшего изучения одного из значительных писателей в американской литературе XIX века. В отечественном литературоведении творчество Генри Ричарда Даны остается малоизученным. Писатель упоминается в работах В.В. Ковалева и А.К. Зверева, но исследование творчества писателя не является самоцелью этих работ.

Актуальность настоящего исследования определяется особой значимость!) проблематики "Двух лет простым матросом" как для развития мармиистики, так и в целом истории литературы СЕЛ XIX века. Творчество Р.Г. Даны почти неизвестно в нашей стране и никогда не было темой специального исследования. В произведении Даны отчетливо отражены национальная специфика, традиции и новаторство, жанровые особенности и вопросы повествовательной формы, составляющие некоторые тенденции развития американской литературы прошлого века. По-видимому, представление о литературном процессе Америки будет неполным без глубокого и всестороннего изучения художника, сыгравшего определеннее роль в развитии морской прозы Соединенных Втатов,

Цель диссертационной работы - восполнить сучествцю-ций в отечественном литературоведении пробел в исследовании художественного мышления Даны, проследить истоки формирования философско-астетических взглядов писателя, рассмотреть важные аспекты ягтртичргкпй гкгтрыи дптппд ил ппкнйпр анализа жанровых особенностей книги "Два года простым ыатро-сон" в сравнении с произведеииани Купера, Мелвиляа, Зйнза и других писателей. Рассмотрение перечисленных проблем нонет способствовать решении вопроса об особенностях творческого метода Дани, о его иесте в американском рокантизае XIX века, о значении его в истории иорских романов.

Научная новизна исследования определяется тем, что оно представляет первую в отечественном литвратуроиодении попытка детально проанализировать книгу Даны "Два года простым матросом", акцентируя внимание на радо вопросов, до этого времени не намедмих освещения в критических работах об этом писателе: преемственность традиций в его творчестве, своеобразие философско-эстетических представлений, жанровое своеобразие, анализ повествовательной формы, связь докукентальности и художественного внныела.

Методологической основой исследования является системный подход к явлениям литературы, предполагавций сочетание историко-литературного принципа со структурно-типологическим.

В основе методики исследования - сочетание конкретно-текстового анализа с изучением теоретических аспектов творчества американского писателя.

Научно-практическая ценность диссертации заклнчается в том, что представленный в ней материал мояот быть исполь-зовзн дяз дэдьнсййЕго изучения как творчествя Р.Г. Даны, так и более жирокого круга вопросов развития литературы XIX века. Результаты данного исследования могут быть привлечена для чтения лекций по истории американской литературы, при разработке спецкурсов к спецсеминаров, а также и для дальнейших работ, посвященных маринистике и проблемам американского романтизма.

Апробация научных результатов. Основные полояения исследования обсувдались на Всесоюзных научных конференциях по проблемам американистики (ИГУ, 1988-1991 годы), на межвузовских научных конференциях в Воронежском государственной университете (1990 г.), Узбекском педагогическом институте (1330 г.), на областных конференциях молодых ученых но актуальны» общественно-политическим и научно-техническим проблемам (Иваново, 1900-1990 годы), на итоговых научно-практических конференциях Ивановского химико-техиологического института (1963,1330 годн), на Фуряановских чтениях Ивановского государственного университета (1931 г,), а так-

■е на итоговых научно-исследовательских конференциях кафедры литературы Новгородского государственного университета (1991-1993 годы).

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

Содернание работы

Во введении освещается степень изученности творчества Даны в отечественном и зарубежном литературоведении, обосновывается актуальность, новизна исследования, формулируются его основные задачи.

Огромное количество морских романов и рассказов,созданных американскими писателями в первой половине XIX века, свидетельствует об удивительно глубоком и разностороннем интересе Америки к морю и ко всему, что с ним связано. Морская визнь ноизбеано додана была проложить себе дороги в литературу. Естественно поэтому, .что новый, особенный ванр маринистики поивился именно в Америке. Удачное использование морской тематики в сочетании с осознанием значения моря и личным опытом, учетом достижений в этой области английских и американских писателей позволило Ричарду Генри Дане создать книгу "Два года простым матросом", своеобразно отразившую ваанейаие черты историко-литературного процесса середины XIX века.

В кратком опгтро представлена история восприятия и интерпретации наследия Даны, при этом особо подчеркивается, что в зарубежном литературоведении оценка творческого наследия писателя была неоднозначной. Причину этого следует искать в жанровых особенностях "Двух лет простым матросом", во взаимодействии документального начала книги и ее романтических традиций.

Больвинстио исследователей останавливается на личности самого автора, освещая политические и эстетические взгляды Даны, историю его семьи, уделяя произведению незаслуженно мало внимания, не анализируя структуру, форму» аанр, осо-

бенности повествования "Двух лет просты* матросои".

В данной работе делается попытка проследить генезис творческого метода Даны, поставить вопрос о преемственности и традициях в книге писателя и романах Купера, Нелвилла и других писателей-романтиков. Безусловно, книга Даны была своеобразным явлением в американской литературе XIX века. С одной стороны, она явилась свидетельством непрерывности развития американской романтической литературы XIX века, а с другой - отразила и предвосхитила некоторые тенденции развития маринистской литературы Америки. Метод Даны оказался значимым для позднего Купера, для Нелвилла. Topo и других писателей.

В глапо I "Становление и разпитио американской мари-нистики первой половины XIX века" рассматриваются истоки заровдения ванра морской прозы в литературо П?Я, при этом среди ваанейаих факторов, определивших направление худояес-тпепкых поисков американских писателей, выделяется традиция английских писателей, вводивеих в худовественное творчество многие теми, мотивы, приемы, которые станут затем использоваться и переосмысляться в американской литературе.

В историк английской иаринистики значительное мосто прииадлеяит романам Даннсля Дефо "Робинзон Ирузо" и "1изнн и пиратским приклвченияы славного капитана Синглтона", от-разивяиы популярность морских путепествий и во многой опре-деливвим дальнейяео развито иаринистики CÜÍ1. Морская тома претерпела значительнув эволюция в трактовке писателя. Несомненно, Дофо сопсряил переворот в сознании читателей, открыв для худоппствснной литературы нового героя - норяка с ого специфическим образом сизпи и мислпА, впол в прозу сцо-Ин корского бЫТ/1.

Заметным достияонкеи в становлении мпринистики стали романя Тобайаса Сколяета, охватывайте гирогшй кр»г проблей, харпктсринх эпохи Просвещения. Критикда сопрскЕНнуи сиу действительность, особенно яеетокий удар Смолист г'аносит но военно-морскому флоту Британской иипорчп, Смплему своеобразным символом нации, ее славой и гордостьн. У писателя нв

могло быть и речи об акцентировании внимании на героической стороне морской профессии, на доблести моряков. Драматическая выразительность Смоллета направлена на реальные, типические подробности морской 1изни. Морской опыт Смолдета позволил ему взглянуть на море, корабли, матросский быт изнутри; сочетание профессионализма с литературным дарованием и позволило писатели создать настоящий морской роман. Профессионализм писателей-маринистов Америки станет, благодаря Смоллету, их неотъемлемым качеством. Сатирические традиции Сыоллета в значительной степени проявятся в творчестве многих писателей Америки, в частности в "белом Ьувлате" Германа Мелвилла.

Определенную роль в становлении и развитии маринис-тики, не только английской, но и американской, суждено было сыграть роману Вальтера Скотта "Пират". Хотя маринистский аспект романа является самым уязвимым, но именно это произведение в немалой степени вдохновило Дм.Ф. Купера на написание "Лоцмана", действительно первого морского произведения американской литературы, так как в "Пирате" Скотт воплотил новые эстетические романтические принципы. "Пират" послужил своеобразным стимулом для Купера, который реыил показать, что роман, целикон посвященный морю и ыорякаы, не будет однообразный и скучным.

Английский поэт, "певец ыоря" Кайрон привлекал американских маринистов новой трактовкой морской теми. Восприятие Найрона в Америке стало определенной вехой в развитии американской поэзии и художественной прозы. Многие достижения поэта в области морской темы были близки отцу американской ыаринистики Куперу. Воспевание моря, преклонение перед вечно свободной стихией привело к тому, что Байрон, а затем и Купер, наделяли море думй, приписывали ему определенные качества, присущие человеку.

Таким обраэо*, английские писатели вводили в худове-ственное творчество многие темы, мотивы, приемы, которые станут затей испояьзоваться и трансфоркироватьса в ааерикан ской литературе, где родилась и сформировалась в закончен-

пуп и стройную систему маринистика, у которой были псе основания стать первым национальным жанром.

Помимо английских корней литературной мариннстики существовала и национальная американская традиция кзобраве-ния моря и моряков. Первые попытки литературного покорения темы предпринимантся уме й Х'.'Н! пене. Маринистские прсдро— мантическис мотивы проявились в творчестве поэта Филиппа Френо, литературное дарование которого сочеталось с основательным знанием морской профессии. Стихи Орено интересны и тем. что они являются свидетельством заровдсния и первых магов американской маринистики.

Несмотря на то, что драматурги Америки внесли су-юпгтппппиЛ пкплп п 0сн0с!!и5 морской т6му, всду53я попь П

этом принадлевит писателям-прозаикам, в частности, до Купера, Ройаллу Тайлеру и Вашингтону Ирвингу. Очерк Ирвинга "Путенествие", воведвий в "Книгу эскизов", имел реваощее значение как для маринистики, тан и для всей литературы Америки в целом, знаменовав собой, наряду с произведениями Брайанта и Купера, начало действительно новой, независимой и самобытной американской литературы. Трактовка моря Ирвингом оказала существенное влияние на творчество многих писателей, вслед за ним воспевавмих коре в рассказах и новеллах. Иоре более но представляет бозликуп стихии, противостоящуи человеку; писатель отказывается и от утилитарного, пныян словаки, чисто географического и экономического восприятия иоря, что наблюдалось п романах Дефо.

Наиболее глубокое и яркое воплощение п американской литературе маринистика получила в творчестве Дяеймса Фони-мора Купера, увидеввего неограниченные возмоиности этой тематики для развития подлинной, независимой от европейской, национальной литератур», ее проблематики, характеров. Подлинный морской роман, в тон виде, в какой он в основных своих компонентах домел до навих дней, был создай именно Купе-рой, разр-зботапянм его эстетику я основные закона. Всего моря посвящено одиннадцать романов писателя, но основной интерес вызывает своеобрячния трилогия: "/1011*311", "1'расиий

Корсар", "Морская волвебница". Несомненно, что, опираясь на опыт английских писателей и поэтов, восприняв их лучвие традиции, привлекая свой опыт, свои литературные дарования, Купер создает качественно новый тип романа, получиввий признание читателей и критики. Морской роман оказался самым стойким в творчестве писателя, сопутствуя ему на протяжении всей его творческой деятельности. Купер в определенной мере повлиял на становление худовественных представлений Даны, определив основные специфические черти романтизма писателя.

Высокий профессионализм самого писателя становится характерной чертей и его коранов, которые по праву считается, по1а.п»й, самыми лучаими образами, созданными Куперов. Купер восхищается и поэтизирует природу: для писателя море иногда имеет такое же значение, как и другие персонами его романов, выступая полноправным действующим лицом. Однако под впечатлением от прочитанных "Двух лет простыи матросом" Даны Купер постепенно отказывается от кзлиане идеализированной трактовки коря и моряков, уменьвая роль вымысла в своих поздних морских романах, придавая больший вес документальному факту.

Тридцатые годы по-справедливости считаются "золотым" веком американской маринистикы. Тридцатые годы знаменовались активной переоценкой экономических, нравственных и политических принципов американского общества. Страна проявляла растущий интерес к современным морским событиям, тогда как Купер избирал темой своих произведений события провлоги. Изменения в литературном процессе начались с малых аайров. Американский морской роман обязан многими своими достижениями рассказам тридцатых, иапоминаввим очерки на актуальные теми. При всей разнообразии рассказов в них видна основная тенденция, проявивваяся в том, что временем действия стала для их авторов современная им действительность. Это обусловило некоторое ограничение свободы романтического выкисла и привнесло в литературу документплышй пласт. Среди создателей морских рассказов особо следует упомянуть Уильяма Лвг-гвтто, творчество которого отиачено оригинальностью, талан-

той и разносторонностью; Натаниэля Зймза, начатого основную поленику с купсровской традицией в ыаринистике; а такше и других художников, рассказы которых своих критический настроем заставили как писателей, так и читателей пересмотреть свое отношение к морской теме, интерес к которой не ослабевал. Становилась очевидной необходимость в новом подходе к раскрытию морской темы. Решающее значение имело опубликование Р.Г. Даной в 1840 году книги "Два года простым матросом", обобщившей творческие эксперимента в области ыорской прозы и выстроившей новую художественную систему, ставшую на довольно длительное время "эталоном" для американских маринистов.

Глава II "Художественное своеобразна книги Р.Г. Дани "Два года простым ыатросом". Традиции и новаторство" посвящена аанровой специфике книги, свидетельствунцей о многоаспектное™ изучения диоиника как жанра художественно-документальной прозы, с особой яркостью и отчетливостью свидетельствуемого о восприятии и переработке художником традиций ван-ра, получившего особое распространение в американской литературе XIX века. При аналитическом прочтении этого произведения уделяется внимание взаимодействию факта и выыысла в отрааении действительности, структуре образа, развитии действия. При рассмотрении книги Даны в сравнении с творчеством других вндэепихсз писателей (Купера, Иелвилла) делается попытка выявить в его наследии некоторые тенденции развития американской литературы середины XIX столетия.

Дана сумел показать не только внешнвп сторону морской инзни (больвая заслуга в этом принадлеаит и Куперу), но и специфику и теневые стороны профессии моряков. Интерес к производственной тематике бал новинкой в литературе. Гериан '. Нелвилл в "Белой Пушлате" напрямую высказывается о достоинствах книги Дана, и, и свои очередь, уделает свойственное внимание описании многих аоаентов морской службй, до него остававвихса неисследованной темой в аыериканской литературе. Достиаение Дари оказало илиянив даже на Купера, п сноих поздних роиаиах увс практически отиазаваегэся от презнеА

трактовки теми.

В предисловии к книге Дана питается характеризовать идейный замысел своего произведения, стремясь не только привлечь внимание к бедственному полонения моряков на кораблях современного ему торгового флота Америки, но и разъяснить, почему уме нельзя било писать о море так, как писали Купер и его последователи, или даже Натаниэль Зймз.. Дана подонел к раскрытии темы с иных позиций, нежели Купер,' поставив перед собой задачу показать через восприятие простого матроса истинную ситуации на флоте. Простой матрос, заявленный в заглавии книги - это определенная авторская позиция. Именно в изменении авторского взгляда и заключается сущность произведенных Даной реформ в эстетике морской прозы.

Писатель не только очерчивает,круг проблем, но и намечает основные, по его мнению, пути исправления несправедливости и зла, царящих во флоте. Зло, по мнении художника, заключается о самой человеке, в создаваемых им законах. Особую значимость, поэтому, имеет образ капитана Томпсона, воплощающего собой верховнуи власть на корабле. Роаантизй писателя проявляется в том, что режение многих проблем он ' видит в идеальной капитане, основные черты которого он намечает в своей книге, 0 этом проявляется влияние куперовс-кой романтической традиции.

С предисловии к произведению Дана претендует на точное и достоверное описание событий, пренезедодх за два года его слузбы простим матросом. Приближенность к реальной действительности позволяет отнести "Два года простым матросок" к особому синтетическому жанру, где исторические, социальные, психологические пласты слиты воедино. Книга Даны заостряот внимание, по-преинуцестпу, на самом существенном в общественных отношениях: в центре произведения изображены нравственные, социально-психологические конфликты иенду гв-роом и средой. Тема, наряду с св*стом н кокиозмциой произведений , является паянии яанрообрэзуЕцим фактором. С этой точки зрения допустимо отнести "Два года простим матросом" к иаркнистсноку произведении, отличалчемуся как разработкой

традиционных теы ааеринанской романтической ыорской прозы XIX века, так и значительный новаторством и своеобразием трактовки проблем.

Если поэтика книги Даны показывает, во многом, следованно романтическим традициям кемеровской вколи маринис-тики, то в трактовке основных компонентов морского произведения (море, корабль, образ морака) Дана существенно отличается от своего предиественника, зачастую полемизируя с ним.

Для раскрытия внутренних закономерностей жизни Дана использует в своем литературном дневнике документальный факт, не отрицая при этом и худовественный вымысел. 11 процессе работы над богатым жизненным материалом художник как бы примиряет зависимость от факта, от его конкретной содержательности, со стремлением к поэтическому обобщения. Безусловно, документ привнес в книгу Даны ощутимое расширение ее информационного ряда, что позволило некоторым американским литературоведаы (Р.Ф. Люсид) усомниться в худонествен-ности "Двух лет простым матросом".

Однако Дана не отказался от изображения романтических и героических аспектов морской жизни, хотя его герой - уже, несомненно, качественно новый образ по сравнений с куперовс-кими моряками. Воображение писателя выступает как средство проникновения в сущность происходящего с целью глубже и тонь-во раскрыть сложную социально-психологическую проблему. Величие безбрежного окоана заставляет задуматься о место человека в жизни, взанкоотновениах людей. Лирические и философские отступления позаоляат взглянуть на ыир глазами автора, делают произведение глубоким, придают ему эмоциональную окраску.

Исследование специфики повествовательной формы книги, во ипогои обусловленной использованием формы повествования от первого лица, предлагает материал, раскрывающий вклад Даны в слошшй процесс взаимодействия автора, героя, рассказчика-повествователя. В произведениях документального жанра, основанных на фактах жизни писателя, несомненно, присутствует особый строй повествования. Па уровне поверхностной

стриктуры художественного произведения псе права над текстом приписаны повествователи, являвшемуся главным героем книги. Он может отбирать материал, компоновать его, включать в повествование систему оценок. Личность Ее самого аз-тора - зто ваннсйний элемент дневниковой структуры, залог, поручительство достоверности высказываемого.

Дана обращается к исповедальной форме произведения, излагая события от первого лица, что и превращает повествователя в главного героя. Повествователь, держащий в своих руках все сюжетные нити, очерчивает круг действующих лиц, опирается на систему характеров. Если повествователь воссоздает вненнее действие, фиксирует поступки персонажей, то автор оставляет за собой право мотивировать их. Проблематика "Двух лет простым матросом" искусно раскрывается через характеры и через "привязанные" к ним авторские размыаления, составляющие целый композиционный пласт произведения. Романтизм художника в значительной море проявляется в лирических отступлениях, которых в книге немало.

Документальная основа книги определила и особенности передачи прямой речи персонажей, когда речь повествователя "поглощает" реплики других героев.

Работая над текстом "Двух лет простым матросом". Дана старался раскрыть проблематику произведения так, чтоби она виола за узкие грани профессиональной морской тени, чтобы . собития двух лет могли заинтересовать и заставить задуматься вирокие слои общественности, так как основное в книге -не морская специфика, а ее общие и близкие всем моральные, нравственно-философские, этические проблемы. Своим произведение» Дана продемонстрировал, какие возможности обретает конкретный факт, достоверное свидетельство, соединяясь с Торнами пластического изображении картин кизми. Новаторство в раскрытии теин писатель искусно сочетал с романтическими традициями американской литературы.

В заключении подводятся главные итоги исследования, называются особенности художественного кнвлеиия Р.Г. Даны, без выявления которых невозможно понять специфику худоасст-

венного метода писателя, подчеркивается'особая роль роман- .. тической традиции, которая органично входит в систему документального в своей основе произведения.

Восприятие Лапой наследия романтизма било в значительной мере разнонаправленным. Критическое отношение писателя к современной цивилизации обусловило его внимание к конфликту, типичному для американской литературы со времен Купера, - "цивилизация - человек - природа". Конечно, включение героев в общественно-политические связи своего времени больно характерно для писателей реалистического типа художественно-эстетического мнвленкя, однако целостная концепция яизни, миропонимание Даны вряд ли можно назвать реалистическими. Мировоззрение писателя несомненно имеет не только многочисленные точки соприкосновения с философскими, историческими взглядами романтиков, но и генетически восходит к творчеству романтических предшественников и современников Даны.

Характерным для художественного мотода писателя является использование философского учения трансцендентализма, привлекшего Дану, прежде всего, отраженном сущности американского национального характера ¿^формировавшегося под влиянием особых исторических условий, когда идея "доверия к себе" есть сущность героизма. Однако писатель осознавал и опасность преувеличенного "доверия к себо", так как философия трансцендентализма развивалась, несмотря на неприятие путей буржуазного прогресса, в рамках буржуазной идеологии.

Романтически мыслит Дана и в конкретном содержании еввего произведения. Гуманизм, решительное неприятие зла, внимание к общественно-политическим проблемам своего времени осмысливаются преимущественно в нравственном аспекте. Принцип субъективно-лиричесиого пересоздания изображаемого, когда автор полностью сближается с положительным героем, является основой повествования Даны.

Выраженном романтического протеста в книге Даны выступает и бегство героя, для которого морское путешествие является идеальной средой. Океан для моряка предстает в двух аспектах: в качестве естественной среды, формирующей

- M -

возвышенный, мужественный "морской" характер, и как могучий и опасный противник, причем в книге Даны море, корабли и мороки находятся в динамическом взаимодействии и не могут существовать отдельно друг от друга.

Своим творчеством Дана оказал неоспоримое влияние на творчество некоторых американских художников. Поздний Купер отдавал должное мастерству и таланту писателя, вос-пркназ и переработав его открытий в своих романа*. Представления и идеи, полученные от прочтения "Двух лет простыв матросом", нажли свое отражение в романах Германа Мелвил-ла, таких как "Ому", "Белый Бувлат", и даже "Иоби Дик". Некоторые традиции Даны просматриваются и в творчестве Генри Topo, в его "Уолдене или жизни в лесу".

Таким образом, книга Р.Г. Даны "Два года простым матросом" заняла свое место в истории американской литературн, проложив путь дальиейпим поискам писателей в области повествовательной формы, внеся определенный вклад б становление документально-художественных жанров и морской прозы Соединенных 1татов.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Поэтика морского пвйзажа в романс Р.Г. Даны "Двп года простим матросом"// Тезисы докладов III областной конференции молодых ученых и специалистов по актуальным общественно-политическим и научно-технически* проблемам (22-23 апреля 1SBS г.). - Иваново: ИХТИ, 1988. -T. II. -С. 72.

2. Американская дневниковая литература XIX века и роман

Р.Г. Даны "Два года простым катросои"// Тезисы докладов научной конференции "Литература и публицистика СИЛ" (12-17 декабря 1988 г.). - ».: КГЗ, Ш8. -С. 33-34.

3. Ванровое своеобразие роиана Р.Г. Даны "Два года простим матросом"// Тезисы докладов научно-практической конференции преподавателей и сотрудников ИХТИ (29 ян-

варя - 2 февраля 1330 г.). - Иваново: ИХТИ, 1990. -С. 88.

4. Структура повествования в автобиографической прозе Р.Г. Даны// Тезисы докладов конференции "Эксперимент и традиция в литературе и журналистике CSfi" (10—15 декабря 1930 г.). - Н.: МГУ, 1390. - С. 47 48.

5. Развитие американской маринистики XIX века и книга Р.Г. Даны "Два года простим матросом"// Тезисы научной конференции "История и культура СИП в американской литературе и журналистике" (9-14 декабря 1991 г.). - И.: МГУ, 1991. - С. 19-20.

6. Роль образа повествователя в документальном повествовании "Два года простим матросом" Р.Г. Даны// Тезисы докладов VI Фурмановских чтений "Творчество писателя и литературный процесс" (30 сентября - 2 октября 1331 г.). - Иваново: ИвГУ, 1991. - С. 133-134.

7. Взаимодействие факта и вымысла в книге Р.Г. Даны "Два года простым матросов"// Тезисы докладов научной конференции преподавателей НГПН по итогам научно-исследовательской работы (25-26 февраля 1991 г.). - Новгород: НГПИ, 1991. - Ч. II. - С. 87-88.

8. Художественное своеобразие книги Р.Г. Дани "Два года простым ыатросом". Традиции и новаторство. - Рукопись депонирована в ИНМ0Н РАН от 29.11.1993, п. 48679, -23 с.