автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Щитинская, Марина Анатольевна
Введение .8
Глава I. Формирование философско-эстетических взглядов Б.Травена после первой мировой войны и их отражение в романе "Корабль смерти11.26
Глава П. Мексиканская тема в творчестве Травена. Эволюция творчества писателя в период стабилизации. .90 -
Глава Ш. Роман Травена "Белая роза" как итог философских и эстетических исканий 20-х годов.130
Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Щитинская, Марина Анатольевна
Пора создания наиболее значительных произведений Травена приводится на 20-е - 30-е годы нашего столетия, период, когда творчество многих писателей Запада испытывало влияние таких важных исторических событий, как мировая война и Октябрьская революция. Рома-ш же Травена отразили ту сложную борьбу идей, которая рождалась в западном искусстве в атмосфере брожения и левых настроений, явившихся естественным следствием осмысления писателями Запада истори-1бского процесса.
Актуальность работы состоит в том, что уже давно назрела необходимость анализа обширного творчества Травена, творчества, которое [оставлено на службу гуманизма и борьбы человека за своё социальное ювобоядение. Особенно важно бороться за Травена сейчас, когда западная критика, очнувшись после полувекового замалчивания наследия
Roch Н,Deutsche Schriftsteller ala Richter ihrer Zeit.-Berlin:
• • *
Horizont,i947,s.l35. писателя, стремится показать Траввна в кривом зеркале, отрицает революционный пафос его книг и выдаёт его за разочарованного, потерянного, сломленного жизнью человека t предаёт забвению огромный интерес Траввна к событиям в России, его убеждённую антифашист -кую1 позицию^
Опыт анализа творчества Траввна позволит проникнуть в мир писателя, ибо в нашей работе большей частью придётся идти не от писателя к его творчеству, а от творчества к писателю. Анализ романов Траввна позволит также создать основу для историко-плитератур-ных обобщений.
Цель исследования. Мы пытаемся в нашей работе:
1. Систематизировать основные этапы литературной деятельности Травена,
2. выявить его философско-социалыше взгляды и связанную с ниш специфику его художественной системы,
3. Определить истоки творчества писателя и установить его мес-го в литературе.
Для этого автору потребуется изучить творчество Траввна в сравнении с творчеством современных ему писателей и его предшественников.
Травен не оставил после себя ни дневников, ни статей по теории юкусства, но его эстетические концепции отражены в самих его произведениях, в строе их образов. Поэтому предметом данного исследования является художественная специфика произведений Траввна, нерасторжимо связанная с его ооциально-фшлософской концепцией.
Научная новизна исследования связана о тем, что в советском литературоведении впервые творчество Траввна становится темой научной работы. Данная диссертация является также первой, где литературное наследие писателя рассматривается как единая художественная система, в то время как в зарубежной критике затрагиваются лишь некоторые аспекты его деятельности. В диссертации впервые ставится проблема "Травен и Америка" как основа для изучения эволюции писателя в перспективе развития демократической традиции американской литературы»
Методологической основой работы являются труды классиков марксизма.
К общей методике исследования нужно отнести научно-исторический, историко-литературный и историко-сопоставительный подход.
Научно-практическое значение работы состоит в том, что в советском литературоведении будет закрыт пробел относительно творчества Травена, прогрессивного, талантливого и незаслуженно забытого писателя. Результаты данного исследования могут быть использованы для чтения спецкурсов и проведения спецсеминаров по современной зарубежной литературе, а также послужат основой для дальнейшего изучения этого творчества. х х X
В 20-е годы литературная общественность Германии живо реагировала на каждое новое произведение Бруно Травена. Особое значение критика придавала тому, что Травен в своих романах и новеллах занимал определённую классовую позицию - позицию защитника угнетённых. Был отмечен редкий писательский талант Бруно Травена, эпический размах и художественное своеобразие его книг. Курт Тухольский, например, писал, что при чтении Травена у него "перехватывало дыхание" и что немецкая левая пресса обязательно должна напечатать все произведения этого писателя*.
E.Tucholsky К. Traven.-In* Tucholsky К. Panter,Tiger und andere,
Berlin,1958,S.39.
Неожиданно всякие попытки осмысления творчества Травена были значительно осложнены. Писатель, проживавший в то время в Мексике, аублично отказался предоставить общественности какие-либо сведения о себе, В письме к издателю его книг в Германии он привёл ряд аргументов, суть которых сводилась к желанию скрыть своё "я" под юевдонимом, И, начиная с этого момента, имя Бруно Травена становится литературной сенсацией.
Первые попытки установить личность писателя восходят к 1926 соду, последние - к началу восьмидесятых. Целый ряд журналов -американский "Life ", мексиканский "Mariana ", западногерманский Astern" вели, да и по сей день ведут на своих страницах дискуссии за тему Травена, Статей же под заголовком "Кто такой Травен?" зрактически не счесть. Литература такого порядка спонтанно появ-оялась и исчезала, затем появлялась вновь вместе с "модой" на Травена,
Между тем было совершенно забыто творчество писателя, которое рассматривалось зачастую как материал, иллюстрирующий главным образом биографию самого автора. И только в последнее время литера-рурную критику будто "прорвало", пробудился интерес не к имени, а s литературному наследию Бруно Травена, насчитывающему 15 романов, 2 сборника новелл, отдельные статьи и кносценарии, И всё же серьёз- v аых исследований творчества одного из прогрессивнейших писателей нашего века гораздо меньше, чем сенсационных статей и репортажей, знискавпшх ему скандальную славу.
Начиная с середины 60-х годов, яркое, самобытное творчество Гравена как объект литературного исследования начало привлекать к вебе внимание литературоведов ГДР. Вышла в свет и переиздавалась известная книга Рольфа Рекнагеля "В,Traven BeitrSge zur Biografie iii I <
Reclaiagel R, B.Traven.Beitrage zur Biografie.-Leipzig:Reclam,i966.
- 7 - . которой исследователь пытается соединить шесте разные сведения > биографии писателя, связать его имя с Германией и нарисовать его рворческий портрет. В 1965 году, в Ростоке, Петером Люббэ была защищена диссертация о революционных романах Травена.* о
Стали широко известны также статьи В.Зельхорна и Х.Чёртне->а3. Достаточно велик сейчас интерес к Травену и в других странах} Швеции, в ЧССР, в Венгрии. В США, например, на протяжении уже шогих лет к творчеству Травена обращается Ч.Миллер, который соотл п юсит это творчество с американской пролетарской литературой . Отшейте льно недавно в свет вышли две крупные работы американских ав
Р л горов - М.Баумана и Д.О. Чанкина , посвященные отдельным аспектам творчества Травена. В работах американцев заметна некоторая тенденциозность в трактовке произведений писателя, замалчивание одних существенных сторон социально-политических взглядов ^равена и искусственное выпячивание других, сложившихся в его мировоззрении сти
Lubbe P.Das Revolutionserlebnis im Werk von В.Traven.-Rostock,
1965ij . . .
2.Sellhorn W.Nachwort.-Ini Traven B.Erzahlungen.Ausgew.Werke in
Einzelausgab,Berlin,1968,Bd.2,S.331-349.
3.Tschortner H.D.Nachwort.-Inj Traven B.Die weiBe Roae.-Berlin} Volk und Welt,1972,S.313-328.
4.Miller Ch. Traven.Pure Proletarian Writer.-Ini Proletarian Writers of the Thirties/Ed.by D.Madden.-London,Amsterdam,1968,p.114--133. /
5.Baumann M. B.Traven,An Introduction.-New MexicoiAlbuquerque,1976.
6.ChankLn D.O.Anonymity and Death,the Fiction of B.Traven.-Londons Univ^park press,1975. сийно. В 1977 году издательство Ro-Ro-Ro в ФРГ выпустило книгу, фетендующую на наиболее полное освещение творчества писателя и jro биографии - " Das T^aven-Buch в K0T0p0g ода из авторов зо всей серьёзностью заявляет: "Нет ничего более неправильного, как называть Травена борцом за свободу."**, указывает на непо -юдовательность его социально-политических взглядов, ввдаёт за доминанту его творчества разочарованность и потерянность, что в действительности идёт вразрез с представлениями Травена-политика а достижениями Травена-художника.
Попытки оценить творчество писателя предпринимались во многих .странах, однако наиболее серёзные исследования появились и появляются в 1ДР и США, в работах германистов и американистов. В 1974 году в Аризоне состоялся I международный конгресс по творчеству Б.Травена, а в 1982 году в Пенсильвании П международный конгресс. И не случайно, что в оценке писательской деятельности Травена появились разные суждения. Во-первых, это касается взглядов на творчество писателя в целом. Во-вторых, взглядов на его творческий метод. В-третьих, на его социально-политическую концепцию. Открытым остаётся также вопрос о месте Травена в литературе. "Открытый вопрос национальной принадлежности, - пишет Карел Креши из ЧССР, - становится препятствием, как только дело доходит ~ " ~ ~ о до его /Травена/ места в истории литературы." . Действительно, когда в литературной критике речь идёт о корнях, традициях, школах, оказавших влияние на творчество Травена, то возникает чрезмерная пестрота. Упоминаются имена Шекспира, Шелли, Блейка, Данте, Бальзака, Рембо, Гриммельсгаузена, Гейне, Брехта, Лондона,
1.Das TravBn«-Buch.-Hamburg:RowohXt,Ro-Ro-Ro,i977.
2. Там же3,. j.Epejci K.Bemerkungen zu B.Traven.-Sbornik praci filosoficke faculty v BrnS r&da literarn£vSdn6,Brno,I960,IX,c.120,
Мельвилла, Торо, Норриса, О'Йила и других. Одни исследователи связывают творчество 1£авена с европейской школой /Рекнагель, Люббэ, Яннах/, другие - с американской /Миллер, Хэмпфри, Шит, Бауман/. "Травен может рассматриваться как американский писатель, как бы ни разбирали его творчество учёные-текстологи"^ - пишет Бернард (tar, лично знавший Траввна, В "New York Book Review " в 1970 году»
Такие противоречивые мнения вызваны тем, что с самого начала поведение писателя, постоянно ставившего вместо своего имени условный знак, представлялось литературной критике не вполне ясным. Таксам Шаррер в статье "!£равен и его успех" в "binkskurve " 1 писал: "И тот, который вырос в лоне пролетарского класса должен чуждаться соприкосновения с общественностью?. Назойливость, о которой проповедуется свдомность Траввна, попахивает делячеством." . Шаррер и некоторые другие немецкие авторы потребовали от Траввна разъяснений. И пиоатель, как мы увидим, через некоторое время дал их.
Известно, что дебют многих авторов начинался под псевдонимом, однако, как отмечает Е.Ланн: "Все они обнажают своё лицо, когда о выигрывают игру со своей писательокой судьбой . Травен, напротив, никогда не раскрывал себя, ни после успешного дебюта, ни тогда, когда его читали уже во всём мцре. Следовательно, такая предпосылка, как неуверенность в своих силах, могла иметь место только до определённого момента, потому что Травен очень скоро завоевал читательскую аудиторию. Это несомненно была позиция писателя.
I.Smith В. Traven.-New York Book Re vie w, 1970, No v. 22, p. 1.' 2.Scharrer A. Traven unci sein Erfolg.-Linkskurve,1932,4 Jg.,N3, S.29.
3. Ланн E. Литературная мистификация. -М.-Л.:Гос.издат.,1930,с.217в
- 10
1 V
До 1925 года изввотно несколько псевдонимов писателя, среди соторых особое место занимает имя Рет /или Рихард/ Марут. С выхо-(ом в свет первого романа /это произошло в июне 1925 года/ он бо-16е не меняет своего псевдонима, войдя в историю литературы как Зруно Травен.
Bruno Тгатеп - это постоянный псевдоним писателя, которым он юльзовался на протяжении сорока о лишним лет своей творческой детальности. В настоящее время существует около 30 толкований воз-яикновения этого псевдонима. Существует предположение, что имя Гравена происходит от названия местности в Германии*. Чарльз Миллер, например, считает, чтоIraven- это американизированный вариант немецкого слова trauen /страдать/, который писатель выбрал себе по примеру Максима Горького. Есть и другие предположения, но они практически не мотивируются. Иногда Травен подписывал свои письма и рукописи полным именем - Bruno Traven , иногда криптонимом -В.Т. В приложении к рукописи романа "Корабль смерти" Травен написал: "Моя биография-это моё личное дело, которое я хотел бы оставить при себе. Не из эгоизма, нет, скорее из желания быть самому .- - - - , себе судьёй в своих собственных делах" . И далее: "Биография творческого человека совершенно не важна. Если человека нельзя узнать по его творчеству, то либо человек не имеет достоинств, либо его произведения" . Очевидно^ это высказывание писателя и следует ис- [ пользовать, как руководство к действию исследователям его твор
1.Recknagel R. B.Iraven.BeitrSge zur Biografie, -Leipzig» Re clam, 1966.
2.ЦИТ.П0: RecknageX R. Iraven,Gelieimis und Geschaft.-Forum,1961, l8.Marz,s.2.
3. Там же. гаства. В конечном счёте, как отмечает В.Виноградов, автор произведения вполне может быть понят как "концентрированное выражение $ути /его/ произведения"*. Из объяснении Травена, правда, остаёт->я неясным, для чего ему понадобилась эта игра, каковы её исход-ше позиции? Анализ творчества, знакомство с письмами Травена дают 1ам некоторый материал для обобщений.
Во-первых, феномен Травена может быть рассмотрен в первую очередь, исходя из объективных, социальных условий его времени и определяться ими. Наукой доказано и, что "анонимные сочинения является более всего распространёнными в тех странах, где свобода пво гати ограничена" для тех сочинений, которые идут вразрез с общест-зенным мнением, насаждаемым официальной политикой. Любой анонимный рекст, любой текст под псевдонимом проводит социальный анализ откровеннее, чем произведение, подписанное подлинным именем автора. 1оэтому мы разделяем точку зрения П.Люббэ, когда тот говорит, что анонимность для Травена была своего рода "бронёй, за которой он лог наносить удары буржуазному государству" , не опасаяь ответных действий, направляя на основы капитализма свой талант сатирика.
Во вторых, предпосылкой анонимности могли быть и факторы индивидуально-психологического порядка, присутствие в характере
1. Виноградов В.В. Проблема образа автора в художественной литературе.- В. кн: Виноградов В.В. О теории художественной речи. -М: Высшая школа,1971, с.45.
2. Масанов Ю.И. В мире псевдонимов, анонимов и литературных под
Г ' делок. - М.: Изд.всесоюзн.книжн.палаты,1963, с.45.
3.1йЪЪе P. Nachwort.-In: Traven В.Das Totenachiff.-Berlin,1970, S.372.
Травена некой "игровой эмоции" его склонность к авантюрному, чхо ■ожа сказалось на его творчестве, на присутствии авантюрного момен-•а в некоторых его романах и новеллах. В письме к издателю, сопро-гавдавшему сборник новелл "Джунгли", в которое он вложил фотографию >воего дома в лесу, Травен написал: "И я оставлю это для исследо-$ателей литературы, того класса людей, на которых, должно быть, нагажено особое проклятие - строка за строкой, мысль за мыслью просиживать, как это бунгало могло оказать влияние на новеллу и её ха-)актер"^. Мы чувствуем здесь нотки бравады, вызова от сознания соб- \/ )твенной неуязвимости, недоступности.
Чтобы получить наиболее полное представление о творчестве Тралена, необходимо сделать серёзный критический отбор биографического материала из всего обилия сведений, добытых разными лвдьми и в разное время, которые порой лишены каких-либо мотивировок и влекут за собой разночтения и путаницу.
Если ещё пятнадцать лет назад литературная критика обходила зопросы творчества Травена из-за недостаточной информации о нём, то зегодня трудность в другом - в избытке самой пёстрой информации. Гак, например, издательство " Heyne-Bucher " в Мюнхене продолжает завоёвывать читательскую аудиторию при помощи сенсационных рекламных статей, в которых на каждом шагу встречаются такие характеристики, как "загадочный" и "таинственный" писатель. Более того, даются ссылки на какого-то неведомого репортёра , которому "только
1. Ланн. Е. Литературная мистификация. - М.-Л.: Гос.изд., 1930, с.206.
2. Traven В. Erzahlungen.-Ausgew.Werte in Binzelausgab,Berlin* Volk und Welt,1968,Bd.8,S.342.
- 13 т юдавно удалось напасть на след Травена.nj\ И это через 10 лет юсле смерти писателя!
В настоящее время наиболее убедительной представляется точка зрения Рольфа Рекнагеля о немецком периоде жизни Бруно Травена под юевдонимом Рет Марут, и мы разделяем её. Остальные сведения, представленные в данной работе, это материалы, основанные на документах, письмах самого Травена, его выступлениях в печати.
Относительно года рождения писателя существует два достойных о внимания предположения. В одних источниках речь идёт о 1882 годе , в других о 1900-м. Мы считаем, что дата рождения Травена не может быть отнесена к 1900-му году, поскольку статьи и репортажи Марута в мюнхенском журнале n Ziegelbrenner " /с 1917/ свидетельствуют о большом жизненном опыте и политической зрелости их автора. Трудно поверить, что журналисту, напечатавшему их, было всего 17 лет. Родным городом Травена является Чикаго в США. Об этом он неоднократно говорил сам, об этом же заявила после смерти писателя его вдова - Роса Хелена Лухан. Не так давно в США было опубликовано письмо Травена 1929 года писателю Гарри Шварцу , в котором он сообщает следующее: "Издатели моих книг в Германии с первого дня знают, что я - американец, родился в США. Почему мои книги были напечатаны сначала в Европе, а не в этой стране, к делу не отно-.я
СИТСЯ." .
1. Traven В. Die Rebellion der Gehenkten.~Munchen:Heyne-BUcher, 1980.
2. У Рекнагеля - 1882, у Люббэ - 1882, у Уатта - 1882, у Чанки-на - 1890, у Ганна - 1890, у Миллера - 1900.
3. Traven В.А Letter to H.W.Schwarz.-Texas Quarterly 6,1963,N4, p.206.
- 14
Травен родился в 1882году в Чикаго, в семье немецкого или емецко-скандинавского происхождения^. В семье говорили по-немецки, лагодаря чему Травен о детства владел двумя языками. Интересно, то многие исследователи, занимавшиеся текстологическими анализом роизведений Травена, отмечают то обстоятельство, что в немецких ариантах его произведений обнаруживают присутствие американизмов, в английских оригиналах - немецкие олова и идиомы. Например, Курт ухольский считал, что произведения Травена, которые он прочитал f о переведены и даже плохо переведены на немецкий язык" . При анали-е романа "Белая роща" Тухольский пишет: "Он говорит:"Bin Haua iusmobilieren Он говорит так, что звучит смешно.
Н пишет:"In solcher Umgebung lebend,nur solche Parmer ksnnend, le konnte man erwarten,daB Mr.Collins die WeiBe Rose verstand." ричастие относится к местоимению "man ", но оно должно относить-я к Коллинзу." Рольф Рекнагель, очень тонко и хорошо знающий тиль Травена, отмечает в его языке влияние двух культур - библии ютера и языка Уолта Уитмена^. Американские учёные не едины в своих зглядах на язык Травена. Хьюберт Яннах полагает, что первым для
• В 1980 году в Лондоне вышла новая работа журналиста "Би-Би-Си"
У.Уатта, в которой вновь делаетоя попытка найти немецкие корни происхождения Травена. /iflfratt W. The Man Who was B.Traven.-London: Jonathan Cape,1980. j Tucholsky K. Traven—Inj Tucholsky K.Panter, Tiger und andere.
Berlin,1958,S.48. . Там же.
Recknagel R.Traven.Beitrage zur Biografie.-Leipzig:Reclam, 1966, S.255.
- 15т
Рравена был немецкий язык, а английские варианты-это переводы^. teoH Фразер, напротив, в статье о романе "Корабль омерти", который он читал в английском варианте, пишет: "Проза "Корабля смерти" зтоль своеобразна и одновременно столь блистательна, что просто не о дожат принадлежать искусству переводчика .
Некоторые произведения Травен писал по-английски с последующим переводом на немецкий, другие писал по-немецки, а потом переводил на английский. Третьи писал только по-немецки, как, например, книгу очерков "Страна весны"♦ Четвёртые - только по-английс-еси. Так повесть "Мост в джунглях" была переведена на немецкий / о язык Вернером Пройсером, а не самим автором . Способность Травена ае только говорить, но и писать на двух языках, его двуязычие предопределило в дальнейшем его творческую судьбу.
Анализ прозы Травена даёт интересные и весьмахарактерные для цвуязычного писателя примеры. Так,в романе "Корабль смерти" герой, американец по национальности, рассуждает: "Но даже если я в течение двадцати пяти лет не истратил бы ни одного центаi,. я не мог бы причислить себя к самой низкой прослойке среднего клас- '/ са. Того класса людей, который может сказать: "Слава богу, у меня есть лишний пфеннинг на чёрный день.4 То есть герой, судя по тексту, копит центы, а в результате у него должны скопиться пфеннинги.
1.Jannach Н. The Traven-Mystery.-Books Abroad,1961,Winter,Vol.31, N1,p.28.
2.Praser J. Heading Travels The Death Ship.-The Southern Review, ~ *
1973, Winter,p.70. - •
Traven B.Die BruckB im Dschungel.-BerlinsVolk und Welt,1973. A.Traven B.Das Totenschiff.-Berlin:Volk und Welt,i970,S.11.
- 16
О жизни Травена до 1917 года известно очень мало. Из писем, которые он прилагал к рукописям своих романов, становится ясно, [то жизнь писателя была , нелёгкой. С раннего детства ему приходуюсь зарабатывать себе на хлеб: работать чистильщиком сапог, прорвать газеты, плавать простым матросом на кораблях британского и доериканского торгового флота, работать по найму в самых разных тестах. Очевидно в этот период будущий писатель прошёл такую жиз-шнную школу, которая научила его оценивать возможности человека з буржуазном обществе. Мы не знаем, был ли !Гравен членом пролетарской организации "Индустриальные Рабочие Мира", которая была орга-шзована в его родном городе, но он очень долго разделял её идеалы.
До сих пор точно не установлен год прибытия Травена в Герма-1ию. Произошло это, очевидно, в канун I мировой войны, а возможно I во время войньг. А с 1917 года начинается его журналистская деятельность под именем Рета Марута в журнале "Ziegelbrenner " в Мюнхене. Рольф Рекнагель в своей знаменитой книге связывает деятельность " Ziegelbrenner " с революционным движением в Баварии i указывает на деятельность Марута-Травена в правительстве Баварской Советской Республики. Марут-Травен провёл в Германии около шти лет и вынужден был спасаться от преследования после подавления революции в Баварии. Затем следуют годы скитаний по Европе и Америке.
В 1925 году впервые из Мексики он присылает в Германию рукопись своего романа "Сборщики хлопка", подписанную именем Бруно Нравен, а в 1926 году - рукопись романа "Корабль смерти". Он
I. По данным Рекнагеля с 1908 года, по Лухан - во время первой .» мировой войны. звязывает свою судьбу с профсоюзным издательством " Bu'chergilde Gutenberg " в Берлине. Очевидно, живя в Германии, Травен был хорошо осведомлён о положении дел в демократической печати этой страны и уже точно знал, куда он будет направлять свои рукописи. В дальнейшем " BSchergiide " напечатало почти все произведения Траввна.
В 20-в годы " Buchergilde " являлось прогрессивным центром профсоюзной печати Ваймарской республики, организованным с целью пропаганды в пролетарской среде достижений мировой литературы. " Buchergilde " выпускало дешёвые книги в лёгком переплёте, рекламировало их среди немецких рабочих, поэтому романы Траввна завоевали популярность именно в пролетарской среде. Травен адресовал овои произведения немецким пролетариям, об этом он писал в своём письме г "Я предлагал свои рукописи только пролетарским деятелям " Buchergilde Gutenberg ", которые рады мне и любят меня, а не каким-либо другим издательствам"*. BSchergiide п просуществовало в Берлине до прихода фашистов к власти, а затем большинство сотрудников этого издательства эмигрировало в Швейцарию, организовав в Цюрихе издательство с тем же названием. С 1933 года Травен порывает свои контакты с Германией, публично заявив, что не хочет иметь ничего общего с фашистскими издательствами и страной, где запретили его книги. Запрет в Германии книг Траввна придал ему ещё болыцую уверенность в необходимости его творчества. На страницах "Las Traven-Buch " своими впечатлениями о влиянии книг Траввна на немецких читателей в годы фашизма делится Хансёрг Мартин: "Книги Траввна принадлежали к литературе, которой боялись власти. Они заставили своих
1 . j1 * .
I. Da a Traven-Buch. -Hambur gj Rowohl t, Ro-Ro-Ro, 1977» S. 9 •
- 18
••. т информированных фанатиков их сжечь" . В 1936 году Травен дубликат в журнале "Salud " письмо, адресованное испанским республи-:анцам, в котором призывает их до конца бороться о фашизмом2.
В эти годы Травен продолжает печататься в Швейцарии, Голландии, начинают издавать его книги и в американских издательствах.
Уже давно литературная критика пытается ответить на вопрос, ючему книги Травена не были сразу напечатаны в Америке, а публи-совались сначала в Европе, хотя некоторые из них имели английский эригинал. Впервые американцы познакомились с именем Травена только з 1934 году, когда в " Ihe Daily Worker " начал публиковаться корабль смерти", который затем вышел в свет в издательстве Альq реда Кнопфа, то есть только через восемь лет после его написания4. Х.Штрассер писал в 1930 году, что Травен "не нашёл для себя в США подходящего издателя, и потому /роман/ был переведён и отправлен в Германию"5. Й.Видер считает, что причины следует искать в другом - в политической неблагонадёжности Травена. И это,оче-видно,, было действительно так. с
В своей статье"Америка, хвалёная страна свободы" Травен указывал на то, что официальные круги американской литературы не за
1.MartinH. Traven.-In: Da a Traven-Buch.-Hamburg:Rowohlt ,Ro-Ro-Ro, 197?»S.9*
2.Там же, с.112 .
3.Traven В. The Death Ship.-Bew-YorkiA.Enop^l934. - . .
4. В настоящее время в США готовится"к изданию собрание сочинений
Травена в 18 томах. 5.StraBer Ch.Arbeiterdichtung.-Zurich:Verband des Personals der offentlichen Dienste,l930,S.192.
6.Traven B.Amerika,das gelobte Land der Preiheit.-Bdchergilde Gutenberg, Berlin,1930,N1. зчали и не хотели замечать ничего, что шло вразрез о официальной олитикой. В 1926 году он написал Манфреду Георгу: "Мы, я говорю б американцах, так затравлены и замучены со стороны прессы, что ля людей, которые с ней сталкиваются, наступает трагедия. Наши рупнейшие авторы живут уединённо, как отшельники, только потому, тобы не сталкиваться с бессовестной прессой. Эптон Синклер-это еловек, которому можно позавидовать; благодаря своим произведе-иям он добился того, что пресса его полностью игнорирует. Синклер т ьюис живёт под другим именем."^ В 1931 году в двенадцатом номе-е журнала " Buchergilde Gutenberg " появляется статья "Травен и го издатели в США", в которой говорится, что Травен принципиально е хотел отдавать свои книги в американские издательства, деятельр ость которых он рассматривал как своего рода бизнес.
Все эти годы Травен жил в Мексике, сначала как эмигрант, а заем принял мексиканское гражданство. В 30-е годы Травен много писал | Мексике. Вышел в свет шеститомный цикл его романов о мексиканс-:ой революции. Его последнее произведение было опубликовано в :960-м году в Вене. Травен умер в 1969 году в Мехико; свой прах он 1росил развеять над Новым Орлеаном, над джунглями Мексики, над мор-!кими просторами, то есть там, где разворачивается действие его юманов.
Если попытаться хронологически представить картину творчества Гравена, то получается следующее:
Первый период творчества писателя охватывает с 1916 по 1925 7оды, когда Марут-Траввн издавал в Мюнхене свой журнал " ziegeibren
Г.Цит.по: bGbbe P.Das Revolutionserlebnis im Wferk von B.Traven.
Rostock, 1965, S. 77 ♦ SiDas Traven-Buch.-Hamburg:Rowohlt,Ro-Ro-Ro,1977,S.32. ler " ипечатал в отдельных журналах свои первые новеллы. Журнал Зарута-Травена издавался в Мюнхене до 1919 года, отдельные номера шторого выходили в других странах вплоть до 1921 года» Параллельно с журналистской деятельностью Марут-Травен обращается и к худо-кественному творчеству, он печатается в ряде немецких журналов, та-шх как, например, "Marz где он помещает новеллы "Туман" /Nebel, [916/ и "Мамаша Белеке" /Mutter Beieke, 1916/, перу Марута принадлежит ещё несколько работу. По своей направленности первые новеллы Марута-Травена носят антивоенный характер, рассказывают о зтраданиях человека в окопах первой мировой войны, о его мечте о зчастье и свободе* В 26-34 номерах " Ziegelbrenner " публикуется поэтическая легенда Травена "Кундар" /Khundar ,1920/, глубоко трагическое произведение о судьбе поэта, о его служении людям» о его назначении.
Второй период творчества писателя, уже под именем Травен , приходится на 1925-1930 годы. За эти пять лет он создал десять крупных произведений, большинство из которых принадлежало жанру романа. Первым романом, написанным около 1924 года, был "Корабль смерти" / Das Totenschiff /, о котором пойдёт речь в данной работе. Роман подводит итоги первой мировой войны, глазами американского матроса показывает жизнь в послевоенной Европе. Однако поскольку "Корабль" первоначально был написан по-английски, то опубликован он был только после того, как Травен сделал его перевод. Первым из напечатанных романов Травена оказались "Сборщики хлопка " / Die Baumwoll-pflucker /, роман, который с продолжениями началпечататься с 21 июня 1925 года в берлинском " Vorwarts ". В этом романе
Травен показал тяжёлый труд наёмных рабочих разной национальности, попавших на хлопковые плантации на юге Мексики, об их солидарности,
I.Traven B.-Marut R. Das Eriihwerk.-BerlinsGuhl, 1977. id их борьбе.
В 1926 году Травен публикует "Корабль смерти". В 1927 году шходит роман "Сокровище Сьерра Мадре" /Der schatz der sierra Madre /, который рассказывает об американских безработных, февратившихся в золотодобытчиков.
В 1928 году выходит в свет первый сборник новелл Травена 'Джунгли" /Der Buseh /\ Основной мотив новеллистики Травена-это escape -мотив. В центре внимания сборника новелл - безрадостное существование американских эмигрантов в глуши мексиканских джунглей, людей, спасающихся от гнёта современной цивиллизации. В гом же 1928 году переиздаётся его роман "Сборщики хлопка", дополненный второй частью. " Buchergilde Gutenberg " публикует его под V аазванием "Уоббли" /Der Wobbly /. Во второй части романа Травен сумел ознакомить читателя с деятельностью пролетарской организации ЩЛ, с выступлениями за свои права членов этой организации, которые звались "уоббли",
В 1929 году Травен печатает несколько крупных произведений. Это, во-первых, книга очерков о мексиканской революции и послереволюционных преобразованиях "Страна весны " / Das Land des Pruh-lings /t повеоть "Мост в джунглях" / Die Brucbe im Dschungel /, написанная по-английски ещё в 1925 году и печатавшаяся в номерах " VorwSrts " в 1927 году и, наконец, роман "Белая роза" / Die we i-Ве Hose /, ставший итогом этого периода творчества. В центре внимания романа находится американо-мексиканский конфликт в послереволюционной Мексике,
Третий, наиболее зрелый период творчества пиоателя приходится ^
I. В 1930 году выходит второе, дополненное издание новелл Травена в том же издательстве под тем же названием. на 1930-1938 годы, когда Травен начинает и заканчивает свою большую работу над романами о мексиканской революции, вошедшими в литературу под названием "Каоба-цикл". Весь цикл, состоящий из шести романов, это широкое эпическое полотно, которое можно рассматривать как одно произведение, объединённое единым авторским замыслом и едиными героями. Это история мексиканской революции от возникновения революционной ситуации до мощного революционного взрыва. В 1931 году выходят два романа: "Мексиканская арба" /Der Barren / и "Правительство" / Regierung /. В первом из них показана жизнь низов мексиканского общества накануне революции, во втором - кризис верхов.
В 1933 году выходит в свет роман "Марш в страну Каоба11 / Der larsch ins Reich der СаоЪа/, в 1936 - два романа: "Лесосплав" f Die Troza / и "Восстание повешенных" / Die Rebellion der Ge-hjenfcben /. Все три произведения дают картину нарастания рево-шционного движения в Мексике, а в последнем из них Травен показы-jaeT сам революционный взрыв. Эти романы писатель издаёт в Цюрихе.
Последнее произведение цикла, роман "Генерал выходит из джунглей" / : Der General kbmmt aus demJDschungel /, Травен федлагает голландскому издательству в 1938 году. Этот роман свя-1ан с мечтой писателя о будущем Мексики. Здесь многое напоминает I революционном марше армии юга, возглавляемой национальным героем 1ексики Эмилиано Сапатой, чертами которого Травен наделяет своего •лавного героя.
Последний период творчества писателя является в творческом отмщении самым непродуктивным, хотя и охватывает более тридцати лет изни /с 1938 по 1969 г./. В эти годы Травен занимается главным об-азом переработкой старых текстов, пишет сценарии на основе ранних роизведений, дополняет сборник новелл рядом интересных, но мелких роизведений. В 1950-м году он публикует новеллу "Макарио"
Macario /% в 1950 году - переработанный вариант новеллы "Ноч-ой визит в джунглях" / : Der Nachtbe auch. im Dschungel /, кото-ая ранее была включена в сборник "Джунгли". Последний роман "Аслан [орваль" /Asian Norval / выходит в све-г в 1960-м году в Вене. Он освящён жизни в современных писателю Соединённых Штатах.
В Советском Союзе Травена знают плохо, хотя в конце 20-х го-ов переводилось почти каждое его произведение. Первым был переве-;ён на русский язык "Корабль смерти", выдержавший четыре переизда-ия. В начале 30-х годов были переведены и напечатаны "Сборщики лопка" и вплоть до 1938 года один за другим выходили романы "Као-а-цикла".
Критическая литература о творчестве Траввна на руоском языке редставлвна рядом мелких рецензий на издаваемые романы. Следует от-втить, что большинство из них было написано в 30-егоды с вульгар-о-социологических позиций^. Наиболее верное представление о творвском методе Траввна даёт статья З.Житомирской в восьмом номере р
Иностранной литературы" за 1961 год , которая, естественно, не моет охватить наследия Травена во всём объёме, но является единствен-ой серьёзной работой о данном авторе вплоть до настоящего вре Бороздин И. Травен. Сборщики хлопка. - Красная новь, 1931, 8, о.188. '
Лохвиц А. Сокровище Сьерра Мадрэ. - Литературное обозрение, 1938, 8/9, с.37-39.
Соколова А. Б.Травен. Восстание повешенных. - Интернациональная литература, 1938, 1/3, с.368-369. . Житомирская 3. "Новый" Травен. - Иностранная литература, 1961, № 8, с.193-196. иени^. В связи с этим возникает необходимость исследования этого творчества и, насколько это возможно, возвращения из забвения этого интересного, незаслуженно забытого писателя.
Анализируя творчество Травена до 1930 года, можно довольно чётко установить те временные границы, в пределах которых разворачивается действие его романов и новелл. Это период истории Америки с 1918 года, то есть от президента Вильсона в послевоенное время, до экономического кризиса 1929 года в бытность у власти президента Гувера. В поле зрения писателя находится почти десятилетие истории Соединённых Штатов, отрезок чрезвычайно ёмкий, отмеченный интенсивностью развития страны во всех сферах общественной и культурной жизни, отрезок, за который в президентском кресле побывало четыре человека, а страна сумела,обогатившись за счёт войны, пройти через свой "золотой век" и оказаться на грани кризиса. Параллельно Травен работает и над мексиканской темой. Жизнь в послереволюционной Мексике давала ему обильный материал для осмысления истории Мексики на её "крутом повороте"^. J
В нашей работе мы пытаемся рассмотреть наиболее интересный и важный для становления писателя период - с 1925 по 1930 годы, период утверждения социально-политической концепции творчества пи
1. Несколько статей о Травене написано Р.Белоусовым. В них автор . знакомит советских читателей с достижениями немецких исследователей, в частности, с работами Р.Рекнагеля. Статьи Белоусо-ва не связаны с проблемами творчества писателя.
2. Щульговский А. Мексика на крутом повроте своей истории. -М.: Просвещение, 1967. сателя и осмысления им рож художника в обществе. Именно в это время Травен овладевает методом критического реализма и утверждается на его позициях. Однако, чтобы получить наиболее полное представление о творчестве писателя, понять его проблематику, связать это творчество с литературной традицией, необходимо возвратиться к более раннему этапу его деятельности, а именно, к журналистской практике Марута-!Цраввна в журнале " ziegeibrenner "» а также в определённых границах обращаться к произведениям писателя, созданным после 1930 года, то есть к более зрелому периоду его творчества.
Исходными пунктами для исследования послужили два момента: во-первых, в творчестве Травена имел место "немецкий", наиболее ранний период, сформировавший журналиста Мару та. Во-вторых, всю свою творческую жизнь Травен работал на американском континенте, в США и в Мексике, а его романы отражают сложную борьбу идей, характерных главным образом для политической и духовной жизни США после первой мировой войны. Эстетические и социальные взгляды писателя, отразившиеся на его творчестве, формировались под влиянием американских условий и в конечном счёте определялись ими.
Специфический характер творчества Бруно Травена открывает широкие возможности для самых разных, порой произвольных, толкований. Мы отдаём себе отчёт в том, что и наша работа, в частности, попытка связать творчество i писателя с американской литературной традицией, сопряжена с определённой долей риска, поскольку, пожалуй, ни один писатель в мире не был столь безжалостен к своим будущим исследователям, как Бруно Травен. И всё-таки девятитомное собрание его избранных трудов, изданные отдельными томами его произведения дают достаточно обширный материал для исследования и серьёзных обобщений.
- 26
Заключение научной работыдиссертация на тему "Творчество Бруно Травена 20-х годов (становление философских и эстетических взглядов)"
Заключение
Бруно Травен прожил долгую, творческую жизнь, отмеченную как взлётами /20-е-30-е годы/, так и неудачами /40—е-60—е годы/• Хронологически мы отмечаем четыре периода этого творчества: I9I6-I925, 1925-1930, 1930-1938, 1938-1969, каждый из которых был обусловлен конкретными социально-историческими причинами и был связан с определённой эволюцией этого художника. И поскольку эстетическое кредо Травена явилось отражением его философско-исторических взглядов, мы постоянно сталкивались с необходимостью чёткого определения политических представлений писателя, изучения их эволюции на протяжении почти двадцати лет творчества. Анализ показал, что практически все книги Травена - это книги, посвящённые самой жгучей политической проблеме, проблеме борьбы классов, тем более актуальной в тот период, когда они создавались - в эпоху начала коренной ломки прежних общественно-политических формаций, основанных на эксплуатации человека человеком. Б романах Травена прослеживаются симпатии автора к трудовым слоям общества, к неимущим и обездоленным, прослеживается стремление не просто рассказать об их судьбе, но и подсказать им пути и методы борьбы за свои права, за обретение человеком подлинной свободы.
Как уже отмечалось, сложность и особенность изучения творчества Травена состоит в том, что писатель не был публицистом, и это создало свои сложности в работе над темой в нашем исследовании. И сегодня, подводя итог нашей работе, можно представить себе эволюцию взглядов писателя на протяжении более десяти лет, начиная от его деятельности в Мюнхенском журнале " Ziegeibrenner " /1917-1920/ до начала 30-х годов.
Необходимо ОТМвТИТЬ, ЧТО работа Травена Б "Ziegeibrenner
-178собенно в период Баварской Советской республики, существенно подняла на его политическую концепцию, о чём может свидетельствовать ценка Травеном революции в России, данная им в 1918 году, когда н высоко оценил значение этого события, назвав его самым влиятель-ым фактором человеческого развития. Вполне очевидно, что интерес равена к русской революции, понимание её всемщжо-исторического зна-ения не могли не отразиться на формирующемся мировоззрении писате-я. И даже в своём первом, самом спорном произведении, в романе "Ко-абль смерти", Травен находит возможным упомянуть о большевистских ораблях, как единственных кораблях в мире, где реализуется идея ра-енства и свободы в полной мере.
Корабль" отметил и другие особенности социально-политической онцепции Травена, специфику которых можно понять только с учётом
- ■ ~ t сторических условий, сложившихся в первой четверти XX века в Сое-инённых Штатах Америки.
В начале XX века в США ещё не было рабочей партии, опирающейся а марксистскую теорию, и интересы американского пролетариата пред-гавляла организация американских социалистов "Индустриальные Рабо-ie Мира", во многом руководствовавшаяся теориями анархо-синдика-азма. Травен многие годы был тесно связан с этой организацией, не зляясь при этом её функционером. На наш взгляд эволюция политически представлений Травена во много м объясняется в тот период эво-оцией самой "ИРМ", о которой В.И.Ленин в 1920-м году в "Тезисах 5 основных задачах II Конгресса Коминтерна" говорил:!!.мы имеем де-о с глубоко пролетарским массовым движением, которое в основе воей стоит фактически на почве коренных принципов Коммунистического зтернационала"*вТам же Ленин указывал, "что среди анархистов Ленин В.И.Тезисы об основных задачах II Конгресса Коминтерна.-Полн.собр.соч.т.41,с.200.
- 179 после войны во всём мире происходит глубокое идейное разделение по вопросу об отношении к диктатуре пролетариата."* В период написания "Корабля" заметен этот анархо-синдикалистский "крен" в политической концепции Травена, что нашло отражение в идее разрушения государства вообще без предложения взамен какой-либо конструктивной организации общества, а также в трактовке пролетариата как некой массы, обладающей потенциальным револщионным зарядом. "Корабль смерти" - это наиболее противоречивое из произведений Травена, вполне объясняющееся противоречиями в самой общественной жизни Америки.
Переезд Травена в начале 20-х годов в Мексику явился следствием тех исторических условий, которые сложились в тот период в американской действительности. В своём сборнике новелл "Джунгли" Травен наиболее остро и непримиримо выразил своё отвращение к морали "денежных мешков", к буржуазному прагматизму и бездуховности, процветавшим в "золотой век" американской стабилизации. Сборник "Джунгли" и, в частности, новелла "Ночной визит в джунглях" явились одновременно результатом разочарования писателя в "американской мечте" и попыткой показать, насколько бесцельно бегство от общества. Период создания "Корабля" и "Джунглей" оказывается по сути своей кризисным периодом творчества, который можно объяснить следующими причинами. Во-первых, укреплением позиций: капитализма в. США и, как следствие, ослаблением борьбы пролетариата за свои и права, появлением "рабочей аристократии, а также проникновением консерватизма в духовную жизнь современной писателю Америки.
I. Ленин В.И. Тезисы об основных задачах II конгресса Коминтерна.-Полн.собр.соч.т.41, с.201.
- 180
Во-вторых,разочарованием, которое он начал испытывать в Мекоике, по мере того, как революционные бури в этой стране затихали и начал наблюдаться всё более глубокий отход от принципов, провозглашенных конституцией 1917 года, связанный прежде всего с тем, что мексиканская революция была по сути своей буржуазной, обеспечившей победу прежде всего национальной буржуазии.
Всё это шло вразрез о широко распространившимся после революции в России, Германии, Венгрии и Мексике мнением о скорой победе революции в мировом масштабе, и, видимо, сильно повлияло на Травена, способствуя его переходу от активнойполитической деятельности и пропагандистской работы к проповеда отказа от борьбы.
Однако Травен - один из первых американских писателей, который сумел ощутить дыхание небывалого по своим масштабам в истории Америки кризиса 1929 года, периода острых социальных конфликтов. Он ощутил потребность и необходимость в глубоком анализе сложившихся в Америке и Мексике общественных систем, в создании произведений, которые бы явились для борющегося пролетариата настольной книгой. В самом конце 20-х годов совершенствуется и развивается дальше его социально-политическая: концепция- от оптимизма /роман "Уоббли"/, от призывов к экономической борьбе до отрицания такого рода борьбы и требования перейти к политической борьбе в романе "Белая роза". О взглядах Траввна, сформировавшихся к этому времени, говорит и его упоминание в романе об опыте революционной России, о возможностях или перспективах его использования в условиях Америки. Это упоминание характеризует значительно зрелый уровень социально-политических взглядов Травена, ибо именно в отношении к революционной России проверялась подлинная революционность и зрелость. Об этом в 1920-м году писал В.И.Ленин, посвятив этой проблеме одну из
- 181 замых значительных своих работ "Детская болезнь "левизны" в ком-лунизме". Можно с большой долей уверенности сказать, что Травен зочти "переболел" этой болезнью, и уже в своём цикле романов о мексиканской революции, написанном в 30-е годы, он обнаруживает достаточно зрелые взгляды на отдельные проблемы революционной практики. На основании исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Все исследованные нами произведения Травена отличаются своей гуманной направленностью и глубокой политической проницательностью их автора. Как и многие другие честные писатели Америки, Гравен настойчиво искал альтернативу капитализму. Некоторые из этих художников, такие как Джон Рид и Шервуд Андерсон, пришли в этих поисках к социализму и коммунизму. Травен не был столь последователен. В силу сложившихся условий он не стал марксистом и, подобно Элтону Синклеру, остался на позициях "социалиста чувства".
2. Эстетический идеал Травена формщювался в тесной взаимосвязи с его социально-политическими взглядами. Во всём творчестве писателя, начиная от ранних произведений и кончая романами о мексиканской революции, присутствует социальный анализ современной писателю действительности.
Для творческого метода в период написания легенды "Кундар" /1920/, романа "Корабль смерти" /1926/ и некоторых новелл /1925-1928/ характерно использование романтических мотивов и экспрессионистской стилистики. На наш взгляд раннее творчество Травена испытало влияние немецкого экспрессионизма, что явилось следствием опыта жизни писателя в Германии и знакомства его с немецкой культурой. В то же время экопрессионизм, например, "Корабля смерти" явился реакцией писателя на "цивилизацию бизнеса" и её типично американской организацией производства, ставшей в романе объектом изображения и критики. В этих произведениях, столь типичных
- 182 хля американской литературы 20-х годов, соединяются абстрактное змещение с конкретным изображением жизни американского общества гех лет,
В 1929 году, в преддверии экономического кризиса, завершается делый период творчества писателя. Роман "Белая роза" становится итогом исканий его автора. Роман отличается углублённостью социального анализа, большей конкретностью* многоплановостью охвата социальных явлений. Привлечение документального материала,использование публицистических приёмов рассматриваются писателем как способы освоения общественной проблематики. В романе ощутимо дыхание времени, приближение грозовых для Америки 30-х годов. "Белая роза" окончательно позволяет сделать вывод о том, что к 1929 году Травен утвердился на позициях критического реализма, близкого Драйзеру и писателям его школы.
3. Анализ показал, что Травен воспитывался на американском литературном наследии нескольких поколений. В своём творчестве он продолжил гуманистическую линию американской маринистики, берущей своё начало в романтизме. Писатель обращался в своём творчестве к наследию Купера, Даны и Мелвилла, опирался на учение трансцен-денталистов - Эмерсона и Торо, что в середине 20-х годов вытекало из общего направления американской литературы. Здесь живёт идейно-тематическая преемственность, однако на ином временном и проблемном уровне.
Травен продолжил в своём творчестве традицию американского критического реализма, поднимая ключевые для Америки проблемы, используя в разработке отдельных образов опыт Лондона и Драйзера. В его романах постоянно ощущается идейная перекличка с произведениями его современников - О'Нила и Элтона Синклера.
Творчество Бруно Травена, несмотря на всю его индивидуальность I неповторимость, объективно совпадало по мысли и мироощущению с шределённым этапом в развитии американской культуры, обозначенным 20-ми годами нашего столетия. В свете вышеизложенного мы считаем Бруно Травена прогрессивным американским писателем, мастером критического реализма. f
- 184
Список научной литературыЩитинская, Марина Анатольевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Шркс К, /Отчуждённый труд/.-Маркс К. и Энгельо Ф. Из ранних произведений, М.,1956,с.559-572.
3. Маркс К. и Энгельс Ф. Фейербах. Противоположности материалистических и идеалистических воззрений. Соч.2в изд. т.З,с.15-78.3» Маркс К. и Энгельс Ф. Послесловие к работе "О социальном вопросе в России". Соч.2в изд.т.22,с.438-453.
4. Энгельс Ф. Происховдение семьи, частной собственности и государства. Марко К. и Энгельс Ф. Соч.20 изд.т.21, с.23-178.
5. Ленин В.И. Одиннадцатая сессия международного социалистического бюро. Полн.собр.соч.т.19, с.184-189.
6. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. -Полн. собр.соч. т.27, с.299-426.
7. Ленин В.И. Успехи американских рабочих. Полн. собр.соч. т.22, с.109-110.
8. Ленин В.И. Экономическая и политическая стачка.- Полн.собр. соч.т.21, с.317-324.
9. Ленин В.И. Письмо к американским рабочим от 20 августа 1918 года. Полн.собр.соч.т.37,с.48-64.
10. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч.,т.39, с.64-84.
11. Ленин В.И. Тезисы об основных задачах II конгресса Коминтерна. Полн.собр.соч.,т.41, с .159-212.
12. Ленин В.И. Детская болезнь левизны в коммунизме.-Полн.собр.ооч.т.41,с.1-104.- 185
13. Работы по истории, социологии, философии
14. Абрамович 0. Борьба Маркса и Энгельса с анархизмом-бакунизмом. -Проблемы экономики, 1941, № I, с.150-153.
15. Альперович М., Руденко Б. Мексиканская революция 1910 1917 гг. и политика США. - М.: Соцэкгиз, 1958. - 330 с.
16. Вольский А. История мексиканской революции. М.-Л.: Гос.изд. 1928.- 209с.
17. Германская история в новое и новейшее время в 2-х томах.-М.: Наука, 1970, т.2.-602с.
18. Зубок Л.И. Империалистическая политика США в странах Карибского бассейна 1900 1939 г. - М.-Л.: Изд.Акад.наук СССР, 1948.--520 с.
19. Зубок Л.И. Очерки истории рабочего движения США /1865-1918/.-М.:Соцэкгиз,1962.-629с.
20. Зубок Л.И.,Яковлев Н.Н. Новейшая история США.- М.Просвещение, 1972, -367с.
21. Ибаньес Э. Борьба К.Маркса и Ф.Энгельса против анархизма-бакунизма.: Автореф.дисс. .канд.ист.наук.-Киев, 1953,-18с.
22. Клесмет О.Т. Мейсика. М.:Мысль, 1969.-183с.
23. Лавров Н.М. Аграрный вопрос в мексиканской революции I9I0-I9I7 гг.- Вопросы истории, 1949,$ 4, с.45-64.23. -Лавров Н.М. Об историографии мексиканской революции I9I0-I9I7 гг.-Новая и новейшая история, 1967,№ 3, с.138-146.
24. Лавров Н.М. Мексиканская революция I9I0-I9I7 гг.-М.:Наука, 1972.- 290с.
25. Мексика. Политика. Экономика. Культура. М.:Наука,I960,-355с.
26. Неймет М. Рабочий класс в мексиканской революции 1910-1917гг.-Новая и новейшая история, 1967,$ 3, с.90-100.
27. Ортега Д. Аграрный вопрос и крестьянское движение в Мексике.-M.-JT. :Гос.изд., 1928.-142с.
28. Очерки новой и новейшей истории Мексики I8I0-I945 /Под ред. М.С.Альперовича и М.Н.Лаврова.- М. :Соцэкгиз,1960.-5Пс.
29. Очерки новой и новейшей истории США в 2-х т./Под ред.Т.Н.Савостьянова.- М.:Соцэкгиз,1960, т.2.-726с»*
30. Парке Г. История Мексики.- М.:Изд.иностр.лит. 1949.-364с.
31. Форстер У.З. Очерк политической истории Америки. -М.:Изд. иностр.лит.,1953,-917с.
32. Щульговский А. Мексика на крутом повороте своей истории.-М.: Пр освещение,1967.-547с.
33. Geschichte der deutschen Arbeiterbewegjing in 15 Kapitel.-Berlin:Diet z, 1966,Bd. 5.-И36 S
34. Работы по истории и теории литературы
35. Аллен У. Традиция и мечта.-М.:Прогресс, 1970.-424с.
36. Верков П.Н. О людях и книгах.-М.:Книга,I965.-I44c.
37. Богословский В.Н. Элтон Синклер.-М.: Высшая школа, 1976^-87с.
38. Брукс Ван Вик. Писатель и американская жизнь в 2-х томах, -М.:Прогресс,1967,т.2.-254с.
39. Быков В.М. Джек Лондон. Саратов: Изд.Саратовского университета, 1968*-283о.
40. Великая Октябрьская Социалистическая Революция и мировая литература.-М. :Наука,1970.-550с.
41. Виноградов В.В.О теории художественной речи.-М.:Высшая школа, I97I.-240C.
42. Виноградов В.В. О языке художественной прозы.-М.:Наука, 1980»-358с.- 187
43. Гиленсон Б. А. Октябрь в литературе США I9I7-I920 г.-М. :Высшая школа,1968.-96с.
44. Гиленсон Б.А.Американская литература конца XIX, начала XX века.-Орехово-Зу ево: Изд. университета, 1969.-62с.
45. Гиленсон Б.А.Социалистическая традиция в литературе США. -М.:Наука,I975.-I99C.
46. Гиленсон Б.А. Элтон Синклер, -"социалист чувства".- Иностран-' ная литература, 1978, № 10, с.201-205.46. 1!урко I. Кризис американского духа.-М.:Изд.иностр.лит. 1958.--309с.
47. Денисова Т.Н. Современный американский роман.-Киев:Hayкова думка, 1976.-306с.
48. Дмитриев В.Г. Под вымышленными именами. Русская pe4b,I969, Я 4, с.15-20.
49. ЗамыцкаяГ.П. позднее творчество Бодо Узе.: Автореф.дис.канд. филол. наук. -Л., 1979, -16с.
50. Засурский Я. Н. Теодор Драйзер.-М.:МГУ, 1977.-320с.
51. Засурский Я.Н. Американская литература XX века, издание второе, дополненное.-М.: МГУ, 1984.-502с.
52. Зверев A.M. Джек Лондон.-М.:Знание,1975.-64с.
53. Зверев A.M. Американский роман 20-х 30-х годов.-М.:Худ. лит.,1982.-255с.
54. Каракчиева К.Н. Американская экспрессионистская драма 20-х годов XX века.: Автореф.дис.канд.филол.наук.^Л.,1981,-27с.
55. Ковалёв Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм.-Л.: Худ.лит.,1972.-279с.
56. Ковалёв Ю.В. Эстетика американской морской прозы эпохи романтизма.-Научные труды Кубанского университета,1972,с.40-53.- 188
57. Ковалёв Ю.В. Американская маринистика 1840-х годов. В кн.: Мелвилл Г. Белый бушлат.-Л. ,1973,0.329-355.
58. Копанев П.И. Творчество Анны Зегерс периода второй мировой войны и послевоенных лет.: Автореф.дисс.канд.филол.наук.-М.,1959.-18с.
59. Коханская Ю.В. Социальные романы Бодо Узе.:Автореф.дис.канд. филол.наук.-М.,1970.-20с.
60. Кузнецова С.Н. Социально-философская проза Генри Торо. :Автореф. диоо.канд.филол.наук.-М.,1974.-18с.
61. Кутейщикова В.Н. Роман Латинской Америки в XX веке.-М.:Наука, 1964.-334с.
62. Кутейщикова В.Н. Эпоха высшего напряжения. Вопросы литературы, 1967. № II, с.170-190.
63. Ланн Е.Н. Литературная мистификация. -М.-Л.:Гос.изд.1930-232с.
64. Литература США XX века, опыт типологического исследования. -М.: Наука, 1978,-568с.
65. Литературная история Соединенных Штатов Америки в 3-х томах.-М.:Прогресс, 1979. т.3.-643с.
66. Масанов Ю.И. В мире псевдонимов, анонимов и литературных под-делок.-М. :Изд.всесоюзн.книжн.палаты,1963.-319с.
67. Медведева Н. Проблема героя в экспрессионистской драме О'Нила "Волосатая обезьяна". Проблемы англо-американской драматургии конца XIX и первой половины XX века. Уч. зап.СГПИ, Свердловск, 1969, сб.88,с.Ю0-П9.
68. Мексиканский реалистический роман XX века.-М.:Наука,1960.-166с.
69. Мендельсон М. Современный американский роман. М.: Наука, 1964.- 534с.-1890, Морозова Т. Л. Экспатриантов о: сущность и модификация. В кн.: Проблемы становления американской литературы.-М. ,1981, с. 296-350.
70. Мотылёва Т.Л. Развитие германского пролетарского романа.-Литература мировой революции,1932, № I, с.81-89.
71. Мотылёва Т.Л. Анна Зегерс.-М. Гослитиздат,1953.-256с.
72. Мудесити М.П. Немецкая литература 20-х годов.-Одесса:Б.И., 1964.-42с.
73. Мулярчик А.С. Американский роман в 20-е годы XX века.-М. :МГУ, 1968.-48с5. %лярчик А.С. Новелла в литература США XX века.-В кн.:Американская новелла XX века.-М.,1976,с.5-24.
74. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность.-М.:Наука, 1968.-441с.
75. Осипова Э.Ф. Генри Торо. Философия и творчество.: Автореф.диос. канд.филол.наук.-Л.,1977.-18с.
76. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли в 3-х томах. М.:Изд.иностр.лит.,1962.т.2.-525с.
77. Писатели США о литературе в 2-х т./Под ред.А.Николюкина.-М.: Прогресс,1982,т.I.-294с.
78. Писатели США о литературе в 2-х томах /Под ред.А.Николюкина -М.:Прогресс,1982,т.2.-455с.
79. Проблемы истории литературы США /Под ред.А.Елистратовой и др.-М.:Наука,1964.-483с.
80. Проблемы ритма, художественного времени и пространства в литературе и искусстве.-Л.:Симпозиум сов.писателей, 1970.-72с.
81. Проблемы становления американской литературы.-М.:Наука,1981.-383с.
82. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.:Наука,1982.-350с.-1905. Рясаев В.В. Проблемы критического реализма в литературе США20.х годов и современная американская критика.: Автореф.дисо. канд.филол.наук.-М.,1963.-15с.
83. Старцев А.И. От Уитмена до Хемингуэя.-2е изд.доп.-М.:Сов.пис.,1981 -375с.•
84. Старцев А.И. Генри Торо и его "Уооденн- В кн.:Торо Г.Д.Уодцен, или жизнь в лесу.-М.,1979, с.389-424.
85. Финкелстайн С. Реализм в искусстве.-М.:Изд.иностр.лит. ,1956.-259с.
86. Цимбал И.С. Театр Кожина О'Нила.: Автореф.дисо.канд.филол. наук.- Л.,1977.-25с.
87. Шейнкер В.Н. Романы о Кожаном Чулке и некоторые вопросы американского романтизма.-ЭДурманск:Б.И. ,1968.-157с.
88. Шейнкер В.Н. Исторический роман Джеймса Фенмора Купера и проблемы развития американской литературы первой половины XIX века. :Автореф.дисо. .доктора филол.наук.-Л. ,1971.-39с.
89. Шогенцукова Н.А. Реализм Томаса Вулфа.: Автореф.дисо.канд.филол. наук.-М.,1980.-18с.
90. Зльяшевич А. Лиризм.Экспрессия. Гротеск.-Л.:Худ.лит., 1975.-356с.
91. Aaron D. Writers of the Left.-New York:Hareourt,Brace and World, i;96i;.<-46op.5e Beach J.W.« American Fiction 1920-1.940.-New York:The Macmilland Co,1942.-371ip.
92. Bluefarb S.- The Escape Motif in the American Novel.-Ohio: State Univ.press, 1972.-1i73p.
93. Cooperman S. World War I and the American Novel.-Baltimore: Johns Hopkins press, 1967.-273p.!- 191 • *
94. J8. Cowlay М. Exil's Return,A Literary Odyssey of the 1920.-New York: Viking press, 1956.-322p.
95. Deutsche Literatur im Exil.-Wien,Mtinohen,Basel:Desch, 1964»^ 380 S.
96. Geismar M. The American Novel 1915-1925.^-New York:Hill and Wang,1959.-404p.
97. Gunn D.W. American and British Writers in Mexico (1565-1973).'-Austin and London:Univ.of Texas press,1974.-301 p.102 •Harding W.R.i Thoreau,Man of Concord/Ed.by W.Harding.-New York: Holt,Rinehart and Winston, 19бО.--251р.'
98. Hart J.D. American's Literature.-New York:Dryden press,1955.-958p.'
99. Hoffman P.J.1 The Twenties,American Writing in the Postwar Decade.-New York,London:Сoilier Macmillan,1965.-51бр.
100. Hough H.B.- Thoreau of Walden,The Man and His Eventful Life.-New; York:Simon and Schuster,1956.^277p.
101. Kaes A.' Expressionismus in America.'-Tlibingen^iemeyer, 1975.-Г62 S.<
102. Kaplan H. Democratic Humanism & American Literature.-Chicago: Univ.' of Chicago press,1972.-298p.
103. Kaufmann H.Kriesen und Wandlungen der deutschen Literatur von Wedekind bis Peuchtwanger.-Berlin,Weimar:Aufbau-Verlag,1976.-564 S.<
104. KieBling W.i Allemania Libre in Mexico in 2 Banden.-Berlin: Akademie-Verlag, 1974, Bd. 11.'-338 S.j
105. KieBling W.1 Allemania Libre in Mexico in 2 Banden.-Berlin: Akademie-Verlag, 1974,Bd.2.-467 S.t
106. I •Knight G.C.' The Critical Period in American Literature.-the Univ. of North Carolina press, 1951.-208p.<
107. CI2.Kunst und Literatur im antifasohistisohen Exil (11933-1945) in 7 Banden.-Leipzig:Akademie der Wiss.,1980,Bd.4.-553 S.1
108. Lewis R.W.B. The American Adam.-Chicago,1955.-204p.
109. T7. Philbrick T. James P.Cooper and the Development of; American See Fiction.-Cambridge:Harvard Univ.press,1961.-3£9p.1.. Proletarian Writers of the Thirties /Ed. by D.Madden.«London, Amsterdam, 1968.-324p.
110. Rideout W.B. The Radical Novel in the United States 1900--1954.-Cambridge:Harvard Univ.press,1956.-339p.'
111. USA im Spiegel der Literatur.-Leipzig:Verl.fur Buch-und Bib-liothekwesen, 1957.-132 S.<
112. WeiBkopf P.O. Unter dem fremden Himmel.-Berlin:Dietz,1947.-1.91. S.i
113. Wirzberger K.H.* Von Cooper bis 0'Neill.-Berlin:Akademie-Verl., 1973.-246 S.<
114. Wright A.M.' The American Short Story in the Twenties.-Chica-go:Univ.of Chicago press, 19б11.-425р.
115. Сочинения авторов, упомянутых в исследовании
116. Дос Пассос Д. Сорок вторая параллель. 1919 год.-М.:Прогресс, I98I.-8I5C.
117. Драйзер Т. Финансист.-Соб.соч.: в 12т. М.:Гослитиздат, 1952, Т.З.-552С.
118. Драйзер Т. Титан.-Собр.соч. :в 12 т.М. Гослитиздат, 1952,Т.4.-596 с-193127. Драйзер Т. Стоик.-Собр.соч.: в 12 т.М.:Гослитиздат,1952, т.5.-396с.
119. Драйзер Т.Трагическая Америка. -Собр.соч.:в 12 т.-М.:Гослитиздат ,1952,т.II,с.I00-II6.
120. Купер Ф. Лоцман.-Избр.соч. :в 6 томах,М.:Детгиз,1963,т.4.-815с.
121. Лондон Д. Морской волк.-Собр.соч.:в 14 т. ,М.:Правда, 1961, т.4.-е.5-291.
122. Лондон Д. Статьи.-Собр.соч.в:13 т.,М.:Правда,1976,т.5,с.391-450.
123. Льюис С. Одинокий революционер.-Собр.соч.: в 9-т.М.:Правда, 1965, т.7.-с.429-431.
124. Мелвилл Г.Моби Дик или белый кит.-М.:Изд.Худ.лит., 1961.-631с.
125. Мелвилл Г.БелыЙ бушлат.-Л.:Наука, 1973.-392 с.
126. Рид Д.Восставшая Мексика.-М.:Худ.лит. ,1968.-663с.
127. Синклер Э.Король Уголь.- Донецк.:Донбас, I98I.-334c.
128. Синклер Э. Нефть. М.-Л. ;Госиздательотво,1928.-314с.
129. Твен . М. Простаки за границей.- Собр.соч.:в 12 т.М.Гослитиздат 1959, т.I.-631с.
130. Торо Г.Д.Уолден, или жизнь в лесу.-М.:Наука, 1979.-454с.
131. Тробелл Г. Мужчины и женщины только.-В кн:Любарская A.M. Горас Тробелл.-Л.,1980.-е.166.
132. Эйзенштейн С. Que viva Mexico! Избр.пр.т в 6 т. М.: Искусство, 1964, т.6,с.105-129.
133. Dana R.H.' Two Jears Before the Mast.-New YorksThe Modern Libr.,1945.-423p.'
134. Ki3ch E.E. Entdeckungen in Mexico.-Berlin:Aufbau-Verl.,1952,-327 S.
135. O'Neill E.i The Hairy Ape.-In:O'Neill E.i Three; plays.-New York, 1937.-80p.
136. O'Neill E. Desire under the Elms and the Hairy Apev-Beograd:
137. Ambasada SAD,19б7.-124р. ;46.Porter K.A.! Flowering Judas and Other Stories.-New York:themodern libr.,1935.-285p. !47porter K.A.- Ship of Fools.-New York:New Amer.Libr.,1963.-476p.
138. M8.Seghers A.' Das wirkliche Blau.-Berlin:Aufbau-Verl., I.967.-107 SJ
139. Uhse B.< Mexikanische Erzahlungen.-Berlin:Aufbau-Verl., 1957.120 S.
140. E50.Uhse B. Sonntagstraumerei in der Alameda.-Berlin:Henscher, 1961.-196 S.-5. Критическая литература о Б.^авене Книги
141. Baumann M.L.< В.Traven.An Introduction.-New Mexico:Albuquerqe, 1976.-184p.
142. Chankin D.0.< Anonymity and Death,the Fiction of B.Traven.-London:Univ park, 1975.-142p.'
143. Das Traven Buch.-Hamburg:Rowohlt,Ro-Ro-Ro,1977.-429 S.1% r
144. Huston J.! The Treasure of the Sierra Madre /Ed. with an introd.' by J.Naremore.-Univ.of Wisconsin press,1979.-205p.'
145. LUbbe P.1 Das Revolutionserlebnis im Werk von B. Traven.^-Rostock,1965.-320 S.<
146. Recknagel RJ B. Traven. BeitrSge zur Biografie.-Leipzig:Reclam,
147. Ruffinelli J. El otro Mexico:Mexico en la obra. de B.Graven, D.H.Lawrence у Malcom Lowry.-Mexico:Nueva imagen, 1978.-1i62p.
148. Wyatt W.i The Man Who Was Traven.-London:Jonathan Cape, 1980.-338p.>1. Статьи
149. ВО. Без автора. Рецензия на роман Травена "Клад Сьерры Мадрэ".-Вестник интернациональной литературы, 1929,$ 9, с. 158.
150. Ы. Без автора. Рецензия на роман Травена "Корабль смерти". -Вестник интернациональной литературы, 1929, № 12, с.139.
151. Без автора. Мост в джунглях /Травена/. Интернациональная литература,1938,№ 10, с.238.
152. С63. Белоусов Р. Всемирноизвестный "неизвестный". Вокруг света, 1964,гё 7, с.60-62.
153. Белоусов Р. Находки зарубежных литературоведов. Вопросы литературы, 1964, & 7, с.251-254.
154. Белоусов Р. Травен. В кн.:Белоусов Р. О чём умолчали книги.-М., 1971.-303с.
155. Белоусов Р. О Бруно Травене. В кн.:Травен Б. Рождение бо-жвства.-М.,1972, с.3-7.
156. Белоусов Р. Новое о Травене. Литературная Россия, 1979, № 25, с.23.
157. Белоусов Р. Загадка Бруно Травена. -Латинская Америка, 1982, Ш 3, C.98-III.
158. Белоусов Р. Травениада продолжается. Иностранная литература, 1983, гё 8, с.239-241.
159. Бороздин И. Травен. Сборщики хлопка. Красная новь, 1931, IS 8, с.188.
160. Елагина Е. Писатель и его имя. В кн.: Травен Б. Поход в страну Каоба. - М.,1959, с.251-255.- 196
161. Житомирская 3. "Новый" Травен. Иностранная литература,1961, № 8, с.193-196. 73. Итенберг Г. Травен Б. Восстание повешенных. Литературная критика, 1939, № 89, с.271-273.
162. Лохвиц А. Сокровище Сьерры Мадре* Литературное обозрение, 1938, № 2, с.37-39.
163. Ревич В. Мексика без самбреро. Иокусство кино, 1974, $ 10, с.188-190.
164. Соколова А. Б.Травен. Восстание повышенных. Интернациональная литература, 1938, № 2/3, с.368-369.
165. Фрид Я. Травен. Корабль смерти. Новый мир, 1929, № 3, с.271.
166. Хайдеман Г. Кто такой Травен? За рубежом, 1967, № 39, с.30^ 31.
167. Albrecht W. Und nochmals: Traven.-Weltbiihne, 1982,Juni,Jg.37,1. H.*30,S.<393.'
168. Baybrook N.' The Hero Without; a Name.Some Notes on Traven*s The Death Ship.-Texas Quarterly, 1.963,N4,p.140-1144.*
169. Blanck K.' Die weiBe Rose B.Travens.-Weltstinmen in Umrissen,1.931,Bd.5,S.!536-545.
170. Hagemann E.R.! Huye! A Conjectural Biography of B.Traven.-Inter-American Review of Bibliography,I960,Dec.N12,p.371^ -390.'
171. Hartmann H.G.! Der dritte Gast und andere Erzahlungen.-Forum, 1958,N7, S. 10.'
172. Herndon J.: How to Survive in the Jungle.-New-York Times Book Review;, 1971,31 Oktp. 52-53 .s
173. Hicks G.' Proletarian Mystery .'-New Masses, 1935,16 July,p.2J
174. Hicks G. Romancers of the Left.-New Masses, 193Q,23 Aug.,p.;22--23.1
175. Ti92.Jannach H. A Literary Curiosity .-German Quarterly, 1965, N38, p.1404-406
176. Jaimach H.< B.Traven Mystery.-Books Abroad, 1961,Winter,p.28.'
177. JJannach H.< B.Traven An American or German Author?-German Quarterly, 1963,N4,p.459-468.'19 5Jones L.1 B.Traven,The Night Visitor and Other Stories.-The Times Literary Supplement,1983,26 Aug.<N4,195,p.898.*
178. Keeney W. Ripeness is All. Late,Late Romanticism and Other Recept Fiction.-The Southern Review, 196/7,n.s.(3,N4,p.<1i050--10611.1
179. R. E.Lujj an.-London, 1978, рЛ55-198.'
180. Lynn D. The Works of B.Traven.-Arena,1950,N1,p.89-94Л
181. Mac Alpine V/.R.< B.TravensThe Man and His WorJc.-Tomorrow, 1948, Aug. t, p. 43-46.'
182. Mac Alpine W.R. Der Fall Traven.-Blick in die Welt,1948, N22,S. 18-19.1
183. Meuerling P.' B.<Draven.-BT-Mitteilungen/ZUrich/, 1953,^11-12, f S.81-83.
184. Miller Ch. Traven,American Author.-Texas Quarterly,1963, N4,p.i:61-I64.t
185. Miller Ch.i B.Traven in the Americas.-Texas Quarterly,1963,1. N4, p. 208-211.'
186. O.Miller Ch.' Pure Proletarian Writer.-In: Proletarian Writers of the Thirties /Ed. by D.Madden.-London,Amsterdam,1968, p. 114-133.'
187. MUhsam E. Wo ist Ziegelbrenner?-Final,1926,N7,S.112.'
188. Richter A. Der wiederspenstige Zahmung'.-Germaniach-romani-sche Monatsschrift 21,1971,H.4,S.431-442.:
189. Roch H. Traven.-In:Roc3i H. Deutsche Schriftsteller als Rich-ter ihrer Seit.'-Berlin, 1947,S. 131-135.'
190. Ross N.P.! Editor's Preface.-In:Traven B.< The Treasure of the Sierra Madre.- Nbw York,19бЗ,р.1Х XI.219.' Scharrer A. Traven und sein Erf olg.-Linkskurve, 1932:,4Jg., N3, S. 29-32.f
191. Soherret F. Das Werk Travens.-Die Literatur, 1930,32,S.'3Q9--390.
192. Schonherr I. Piraten der Literatur.-Greifenalmanach Rudol-stadt,1963,S.182-202.
193. Schonherr W.! Wer leert Postfach Mexico-City 2701.?-Greif en. almanach Rudolstadt,1964,S.194-196.
194. Schroder К.' B.Traven.Das Totenschiff.-Arbeiterjugend,1926, N9, S. 274-276.'
195. Schwarz F. Traven zum letztenmal.-Weltbiihne, 1982,4.Mai, S.547-551.'225ЛЗchwingshammer G. Ein neuer Traven.-Das Wort,1937,N4-5, S.1126-130.
196. Sellhorn W. Nachwort.-In:Traven B.Erzahlungen.-Ausgew. Werke in Einzelausgab.,Berlin,1968,Bd.2,S.331-349.227.'StraBer Ch. Arbeiterdichtung.-In:StraBer Ch.'Arbeiterdichtung.-Zurich,1930,S.190-192.
197. Smith В. В.Traven.-New York Book Review, 1970,Nov.22,p. 1 229.Stone J. Mystery of -B.Traven.-Ramparts, 1967,Sept.,p.31M-9.' 230.Stone J. Conversations with B. Traven.-Ramparts, 1967,0kt.;, p.55-75.
198. Topp H. Das Totenschiff(Travens).-Der Bobliothekar,1958, N6,S.833-835.
199. Topp H.; Der Banditendoktor(Travens).-Der Bibliothekar,1959, N6, S. 62.1-622.
200. Tschortner H.D. Travens Mahagonie-Serie.-Deutschunterricht, 1961,N10,S.586-591.
201. TschSrtner H.D. Nachwort.-In:Traven B. Die weiBe Rose.-Ausgew.Werke in Einzelausgab.,Berlin, 1972,S.31'3-328.'
202. Tschortner H.D.1 Traven-Konferenz.-Sonntag,1982,Jg.36,H.47, S. 12.
203. Tucholsky K.Traven,die weiBe Rose.-Weltbiihne, 1930,25.Nov.1, Jg.XXVI,S.794-800.
204. Tucholsky K. Der Geschaftsman in der Literatur.-In:Tu-cholsky K. Ges.Werke,Rowohlt,1975,Bd.8,S.58-60.
205. Травен Б. Проклятье золота.-Харьков:ПролетарийД928,.-190с.
206. Травен Б. Клад Сьерры Мадрэ.-Л.: Красная газета, 1928.-200с,
207. Травен Б» Корабль смерти.-М. Московский рабочий, I929.-66C.
208. Травэн Б.Корабль смерти.-М. Московский рабочий, 1929.-326с.
209. Травен Б. Корабль смерти.-М.гОгиз-Молодая гвардия, 1931.-164с.- 201
210. Травен Б. Сборщики хлопка.-М.:Огиз-Молодая гвардия,1931.--191 с.
211. Травен Б. Мексиканская арба. Л.: Гослитиздат,1937.-35бс.
212. Травен Б. Сокровище Сьеррн Мадре.-Л.:Гослитиздат,1937.-286с.
213. Травен Б. Восстание повешенных.-М. .-Художественная литература, 1938.-331с.
214. Травен Б. Поход в страну Каоба.-М.: Детгиз,1959.-255с.
215. J5I. Травен Б. Обращение индейцев.- В кн.:Немецкая новелла XX века.-М.,1963,с.425-430.
216. J52. Травен Б. Индейцы и монах.-Наука и жизнь, 1964, № 5, с.147.
217. Травен Б. Солнце. Вокруг света, 1965,JS 4, с.68-69.
218. Травен Б. Благодарственное письмо.- Наука и религия, 1965,.£ 6,с.81-84.
219. Травен Б. Богиня грома и молнии. Молодая гвардия, 1965, 3 9, с.241-255.
220. Травен Б. Собачий бизнес. Сельская молодёжь, 1966, № 6, с.46-47.
221. Травен Б. Странствия святого Антония. Радуга,1966,№ 7, с.103-109.
222. Травен Б. Третий гость.-Вокруг света, 1967, № 7, с.14-21.
223. Травен Б. Душа собаки.-Север,1970, № 10, с.54-60.
224. Травен Б. Щутки святого Антония. Сельская молодёжь, 1971, * IIfo.60-63.
225. Травен Б. Крупный промышленник. История одной бомбы.-Север, 1972, №2, с.85-91.
226. Травен Б. Рождение божества.-М.:Детская литература, 1972.112 с.
227. Травен Б. Новеллы.- Литературная Армения, 1972, }Ь 4, с.37-56.264, Травен Б. Плутыьнегра и монах, Литературная Россия, 1978, £ 42, с.15.
228. Травен Б. Находчивый писатель. Литературная Россия, 1979, » 25, с.22-23.
229. Traven В.' Die Baumwollpfliicker,der Wobbly.-Ausgew.Werke in Einzelausgab.,Berlin:Volk und Welt, 1965.^-282 S.!
230. Traven B.' Regierung.!-Ausgew. Werke in Einzelausgab.,Berlin: Volk und Welt, 1965.u387 S.<
231. Traven B. Die Troza.-Ausgew.Werke in Einzelausgab.,Berlin: Volk und Welt,1965.-357 S.
232. Traven B. Der Marsch ins Reich Caoba.-Ausgew.Werke in Einzelausgab. , Berlin: Volk und Welt,1965.-387 S.
233. B70.Traven B.' Die BrUcke im Dschungel.-Ausgew.Werke in Einzelausgab. ,Berlin:Volk und Welt,1968.-162 S.7t.Traven B. Erzahlungen.-Ausgew.Werke in Einzelausgab.,Berlin: Volk und Welt, 1968,Bd. 1.^366 S.'
234. Traven B.1 Erzahlungen.-Ausgew.Werke in Einzelausgab.,Berlin: Volk und Welt,1968,Bd.2.-372 S.
235. Traven B.< Der Schatz der Sierra Madre.-Ausgew.Werke in Einzelausgab. , Berlin: Volk und Welt, 19б9.^-319 S.:
236. Traven B. Die weiBe Rose.-Ausgew.Werke in Einzelausgab.,Berlin: Volk und Welt,1972.-372 S.75 .Traven B. Das Land des PrUhlings.-Berlin:Buchergilde Gutenberg, 1928.-429 S.
237. Traven B.' Der Busch.-Berlin:Buchergilde Gutenberg, 1930.-220 S.<
238. Traven В.- The Death Ship.-New York: A.Knopf, 1934.-372 pi.
239. Traven В J The Bridge in the Jungle.-New York: A.Knopf,1938. 285p.'- 203
240. Traven B.< Karrenreise durch die Sierra Madre.-Berlin:Volk und Wissen, 1,946.-32 S.
241. Traven B.' The Rebellion of the Henged.-New York:Liberty Book Club,1952.-377p.281 .Traven B.< Der KUnstler.-BT Mitteilungen, 1953,N12,S.86-88.
242. Traven B.I General from the Jungle.-London:Hale, 1954.-256p.<
243. Traven B.< Die Baumwollpflucker.-Berlin:Verl.der Nation, 1954.-274 S.'
244. Traven B. Trozas.-Berlin:Volk und Welt,Г955.-369 S.f
245. Traven B.! Der Karren.-Berlin:Volk und Welt, 1955.-402 S.'
246. Traven B.< Der Banditendoktor,mexikanische Erzahlungen.-Frankfurt/M.-Hamburg:Fischer,1955.-214 S287V Traven B.1 Die Rebellion der Gehenkten.-Berlin:Volk und1. Welt,1956.-424 S.
247. Traven B. The Cotton Pickers.-London:Robert Hale,1956.-190p.1
248. Traven B.< Die BaumwollpflUcker.-Berlin:Volk und Welt,1956.-276 S.
249. Traven B.1 Der Banditen Doktor,mexikanische Erzahlungen.'-Berlin:Tribuhne,1957.-21o S.
250. Traven B.' Ein General kommt aus dem Dschungel.-Berlin:Volk und Welt, 1957.'-400 S.
251. Traven ВJ Der dritte Gast und andere Erzahlungen.-Berlin: Volk und Welt, 1958.-184 S.>
252. Traven B.< Asian Norval.-Wien:Desch,1960.-384 S.
253. Traven B.< Marsh to Caobaland.-London:Hale, 1961 .'-223p.'
254. Traven B.< Khundar.-Clou-Verl., 1963.-Ю6 S.f
255. Traven B.< Die Brucke im Dschungel.-Berlin:Volk und Welt, 1973.-108 S.f
256. Traven B.< Mein Roman "Das Totenschiff".-In: Das Traven-Buch.-Hamburg,1977,S.П 48.
257. Traven B.' Ret Marut.< Das Fruhwerk( 1914-1919).-Berlin:K.Guhl, 1977.-300 S.
258. Traven B.' The Kidnapped Saint and Other Stories /Ed.< by R. E. Luj an. -London ,1978.-198р.»
259. Traven B. Das Totenschiff,die weiBe Rose.-Berlin:Volk und Welt, 1979.-303 S.<
260. Traven B. Die Rebellion der Gehenkten.-MUnchen:Heyne-Bucher, 1980.-205 S.