автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творчество В. А. Чивилихина в литературном процессе 60-х - первой половины 80-х годов

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Головенченко, Сергей Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата биологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Творчество В. А. Чивилихина в литературном процессе 60-х - первой половины 80-х годов'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество В. А. Чивилихина в литературном процессе 60-х - первой половины 80-х годов"

РГ6 ' од

ННЫЛ ОТ.лРЛоМ ¡1£.ДГОГЙЧйЛМ ИНЛЛТУТ

JпeIxиaлизиpoвaнный совет К. 113.25.01

На правах рукописи

Головенченко Сергей Анатольевич

Творчество А.Чивилихина з литературном процессе •30-х - первой половины 80-х годов

Специальность 10.u1.C2 -

литература народов СССР /советски:": период/

АВГОРлС^РА!

диссертации 'на соискание учено;: степени кандидата ¿илологазеских наух.... - —

Москва -

Работа выполнена на кафедре русской литературы AI в.лосксвско педагогического государственного университета им. З.й.Ленина

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор Лазарев В.А.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор Журавлева A.A. кандидат филологических наук, ¿ремина Л.Ф.

Ведущая организащя - Литературный институт км. А...¡.Горького

Защита состоится "ЗЮ" iA^t^t^- 1dy3 г. в W " часов на заседании спепиалязированного совета //3. Л S) О/ по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском государственном открытом педагогическом институте по адресу: 1CdCC4, Москва, ул.Верхняя Радищевская, ц.16-18, ауд.20. __С диссертацией момно ознакомиться в библиотеке института.

Автореферат разослан _ 1Уь)3 года.

Ученый секретарь специализированного совета

Л.Г.Чапаева

Зпоха 30-70-х годов дала цел,у .о плеяду писателей, для которых темы патриотизма, исторических судеб Родины, духовно-нравственных ооное национальной дизни стали определяющими б их творчестве /^.Абрамов и ¿.Астафьев, В.Белов и З.Распутин, Л.^укшин и 3, Чивилихин/.

Лладимир Чивилихин является авторов многих интересных произведений, которые стали достоянием русской литературы XX в. и заняли особое место в историко-литературном процессе. Он тю праву принадлетат к писателям, стремившимся с высокой социальной и психологической точностьэ запечатлеть духовную биографию современника, эстетически осмыслить залоге нравственно-1 ¿лосоа окне проблемы времени /человек и природа, человек и история, человек и народ и др./. Осооое место в его творчестве занял роман-зссе "Ламять", произведение глубоко новаторское как по :ор.ле, так и по содержанию .

Гражданская позиция 3.А.Чивилихина всегда основывалась на глубоком понимании непрерывности исторического процесса, тесной взаимосвязи истории и современности, ответственности человека перед историей и природой, что произведения неизменно вызывали положительный резонанс у читателей, общественное признание /премия Ленинского комсомола з 1^33 г.. Государственная премия Р0:Т0Р б 1^77 г.. Государственная премия JJ.JP в г./.

Однако несмотря на йто о творчестве э.«.Чивилихина судествует весьма скромная литература, л наиболее значительным публикациям можно отнести работу Л. <!. ^ергсваппеза1^, статьи и разделы в монографиях таких критиков и литературовед,оз. как ¿.Осетров, А.Ланков, Горбачев, з. Ови;-гинккков,В. Чал.маев и др.

"^Зёогованпез Л. .¡. дладим..:1. Чивилихин. - п., -¡оз. Россия. -77 с.

о/ -

Осетров л.. Репортаж из минуздил зеков // литература и современность. 1 н. - .¡. - '3.2_01--Л 1; Озинпндиков 3. Времен свя-зуз2ия нить // Лолга, - 11. - 0.137-144; 4аллаев Л. дай ву?7 тгрекне? заоэ!.. ¿ячность и челонск в по~сстягс-Л.л.Ливилп-~ хина // -¡¿и" лае в з.А. Огонь з одеяле слова. - „'., 1У73.С.152-172; Чалмаев лламя -дизни: ,',ечты и судьбы героев Чивилихина // Тл.-нлихин 3. избранное: 3 2-х т. - ,1., 1^7о. - Т.1. - 0.3-2о; Ланкоз А. Уроки памяти - уроки истории // онам-.-1а81.-.ё 3. -0.244-24^; .Горбачев Л. йости?ение: 0 творчестве Лладимира Чивилихина // достижение. Отатьи о литературе. .Л.. 1 ь)8у. 0.305-364

Кроте того, роман-эссе "память" рассматривается в отдельных разделах диссертационных исследований, посвященных основным тенденциям развития современного исторического романа^.

дместе с тем, на наш взгляд, трорчество 6.А.Чивилихина исследовано крайне недостаточно. Указанные статьи посвящены в основном отдельным произведениям писателя, прежде всего роману 'Ма-мять", некоторым частным проблемам его творчества. Однако целостный взгляц на творческий путь писателя литературной наукой .¡о сих пор не выработан, произведения писателя зачастую рассматривается изолированно от общего контекста егс творчества и литературного процесса в целом.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она представляет собой одно из первых специальных исследований, посвященных творчеству писателя и его месту в литературном процессе эО - 1-я половины 60-х гоцов.

3 учетом недостаточно/, изученности проблема особое внимание в диссертации уделяется таким вопросам, как динамика канровых ,Горм и стилевых тенденций в творчестве ¿.А.Чивилихина, соотношение авторского вымысла и документа, образных и публицистических средств воссоздания исторического прошлого, ¡орм выражения авторского сознания и др.

Актуальность выполненного исследования связана с постоянно возрастаощим интересов к одно/у из вакных и поворотных этапов е отечественной литературе 2-й половины лл в. /60 - 1 половина аС-х гг./, когда в обществе и литературе совершался поворот к современному уроанз исторического и экологического сознания, ;1ор-мировались обновляющие тенденции в системе художественных аорм, стилей и жанров. В этом контексте исследование творчества J.А.Чивилихина, писателя ярко? и многогранно:'; творческой индивидуальности, в чьих художественных поисках отразились характерные тенденции литературы 30 - 1 полог-.ины 80-х гг. .представляется весьма

зажным и своезрежшлшг" ~ ' ' ---

. Рассматриваемый в дхссертацли период задал направление качественно новому нравственно-• илосотскому осмысленно существования"'

¡i.A. „'анрозое новаторство русского исторического романа

1 d70-¿0-x гг. л.,1»у2; Лебедева J.J. ^озременн.ыи советский исторический роман /проблема интерпретации документального материала/ - ,1i)do; гСалкта' J. я. Советский исторический роман 70-х-30-х годов о куликовской битве /традиции к новаторство/. - .!., 1ad3 и др.

личности в мире, ее отношения к исторической памяти, природной среде, культурно!: традиции. 3 этом плане произведения Чивилихина особенно интересны спецификой художественного воплощения концепции "челсвек-природа-история" как на проблемно-тематическом, так к на :?.ангозо-стклевом уровне.

лвтср данной работы доставил перед собой следующие цели и задачи:

1/ ::с.:ледоваг!> творчество писателя во всей его целостности и эволют:,:, в аспекте традиций и новаторства, в соотнесенности с социальны:.': и историко-культурным контекстом опохи, с художественными поисками писателей-современников, в выявлении новаторства художника при осмыслении таких нразственно-с[илосо'|ских проблем, как "человек и история", "человек и природа", "человек и культура";

2/ выделить основные этапы творческой зволшии писателя;

3/ знязнть характер взаимосвязей ¿.Чивилихина и писателей-современников /rf.Распутин, 3.Астафьев, З.Еукшин, 3.Пикуль и и,р./;

4/ установить связи ¿ехду творчеством З.Чивилихина и предшествующей литературой в аспекте традиций и новаторства; изучить отношения писателя к художественному опыту Л.Леонова, .Л.Пришвина, К.Паустовского и др.;

5/ дать анализ основных канрово-стилевых тенденций в творчестве писателя;

3/ определить место творчестза 3.Чивилихина в литературном проьессе 30 - 1-й половины оО-х гг.

j'ezcдологической обновой диссертации является сравнительно-типовдгическкй и проблемно-хронологический методы исследования, поззоля:эдие решить поставленные в работе задачи.

Автср опирался на труды литературоведов л критиков: З.иетрс-ва, Г.Поспелова, З.Апухтиной, А.Овчаренко, Г.Белой, З.Оскодкого, З.ловснсгэ, З.Чатлаева, А.Ланкова, ^дяна, J.Горбачева и других.

практическая значимость диссзгташи за:клхнаетс>гв тшг'что' се полс-.н.'.я и вкзоды могут..бить асподьзоьакы при создании обоб-— цачшх трудов'"по истории отечественной литературы Ха в., монографических исследований о творчестве З.А.Чивилихина и писателек-современникоз, при разработке учебников и учеоннх пособий, в практике " V......;; и .пксльнсгс преподя .-ани\ литературы, з л^кииях до

истории _:ус;кой литературы лл в., при чтении спецкурсов и прозе-

девши спецсеминаров, в руководстве дипломными и курсовыми работами студентов.

Основные положения работы отражены в 2 публикациях, а также в ряде статей, находящихся в печати,и выступлениях автора на научных конференциях и семинарах учителей в г.^оскве, Волгограде, Дзержинске и др. Диссертация обсужцалась на заседании кафедры литературы -'Юсковского государственного открытого педагогического института.

Структура диссертации вкяэчает в себя введение, 3 главк, заключение, а тавде списо.-: использованной литературы, насчитывакь ¡ций около 300 наименовании.

Зо введении обосновывается тема диссертации, определиотся цели и задачи исследования, проводится краткий библиографический обзор научно-критической литературы о Чивилихине.

3 первой главе "Особенности развития историло-лит„-ратурного процесса dO-70-х гг. и место в нем писателя 3.Чивилихина" характеризуется основные тенденции развития прозы изучаемого периода.

Определенная временная дистанция, отделявшая эпоху 30-х -нач.30-х гг. от современного исследоватля, дает возможность более глубоко и объективно рассмотреть общую картину литературного процесса этого периода: ".лногие качественные черты прозы 30-70-х годов уже определились или завершили свое аормиронание, они распознаются как исторические, спеий'Тичнке для своего времени"1 ^.

Яри всей сложности, пестроте, противоречивости литературного развития этой эпохи несомненно одно: она останется в истории отечественной литературы как период неустанных творческих исканий, как эпоха переломная, проявившая новые тенденции в духовной миз-ни общества: назревал гханду перемен и в то se время обостренную ностальгию по утрачиваемым ду/овно-нразственным ценностям, нацио-нально-родовкм истокам и корням, стремление восстановить разрушенную связь времен, н-онуть, казалось бы, безвозвратно потерянную гармони о с природой. Эта эпоха запечатлела, на наш взгляд, объективный нроиесс поворота к кэч-jcгвеч го новому урочн» исторического -и экологического сознания, е..ор/лросала новые подходы з осмыслении духовной истории наии/,.

^Апухтина о. Современная советская проза. 30-7С-е годы. - ,i., 1-^34. - С.4

С учетом определенных достижений современного литературоведения в исследовании литературного процесса эО-х-нач.оО-х гг.1,/ в диссертации сделана попытка выявить наиболее характерные художественные тенденции .эпохи, проявившиеся в прозаических жанрах:

- "углубление историзма массового художественного сознания" 'Л

- повышение интереса к духовно-нравстзенным истокам национального бытия;

- тяготение к ¿илосо.'изагш; в выборе художественной проблематики и способов осмысления действительности;

- возрастание роли художественного синте'за, в том числе на нанрово-стилевсм уровне;

- углубление авторской субъективности, выражахмейся порой в открыто-публицистической й орме;

- актуализация лирнко-зссеистских -¿орм повествования.

3 диссертации отмечается, что весьма интересные процессы происходят в указанный период в жанре повести, которая выдвигается на первый план.

3 наиболее з^>метных произведениях этого жанра /"На лртыше" С.Залыгина /1»э4/. "Хлеб - имя суиествительное" .Д.Алексеева /1^54/, "Липяги" С.Крутилина /1955/, "Лривычноз дело" В.Белоза /1956/, "Ластух и пастушка" Астатьева /1у72/ к "Где-то гремит война" /1^67/; "Сотников" и "«ожить до рассвета" /1^72/ В.Быкова, "Серебряные рельсы" ДЭ6С/ Чивилихина и др./ проявилось тяготение к эпизаши художественного -¿каления, к достижению нового уровня художественной правды и историзма в изображении различных граней национального характера.

далее в главе определяется основные этапы творчества З.А.Чивилихина: 1/ вторая половина 50-х гг.; 2/ э0-70-е годы; 3/ начало 60-х гг.

Характеризуя первый этап творчества писателя, важно отметить, что оно имеет журналистские истоки.

Начав свой творческий :Щгть в 50-е~-гг» в качестве сотрудника

^См. работы 13.Апухтиной, ¿.Конского, Р..(оминой, ¿.Ссетрова, Г.Белой и др.

^Комина Р.8. Современная советская литература. - :Л.: Высшая школа, 1н78. - С.174

о

в редакциях газет Чернигова, Воронежа, Брянска, Москвы, ¿.Чивилихин внес в литературу своеобразный "журнализм", который проявился уже в 1-й его книге о лесоводах и железнодорожниках Заполярья "хивая сила" /1уоЗ/.

Однако и в последующие годы "журнализм" писательской манеры 3.А.Чивилихина заявлял о себе, проявляясь в таких особенностях его творчества, как "репортажность", открытая публицистичность, внимание к факту, тяготение к очерковым формам повествования, диалоги с читателем, повышенная чуткость к актуальным, злободневным, всерьез волнующим общество проблемам.

Именно "курнализм". в широком смысле понимаемый как совокупность особых приемов и средств осмысления действительности, стал, на наш взгляд, определяющей чертой творческой индивидуальности писателя.

Не случайно то исключительное предпочтение, которое отдает З.Чивилихин журналистскому "походному" набору форм и средств подачи жизненного материала.

На наш взгляд, ведущий паф-ос писателя - это па!ос пути в самом широком смысле, пафос неустанного движения, поиска. Основной с«нетно-ксмпозиклонный стержень произведен;:/! !.:г;;чл>:л:-:а связан с у.отдвом путошест-пя о ai.ojtj.i4i.5tso / -с

Озлобленные жанры - путевые заметки, путевые очерки, путевые дневники. Названия произведений нередко напоминают заголовки газетных корреспонденции с характерным "геогра."лческкм" подтекстом: "по городам и весям", "Шведские остановки", "'>:еглое око Слблр/". лннмй словами, ухе на уровне х-;крообр&за, каковы.: ярляегся художественное заглавие, проявляется в творчестве Чивилихина не только поэтизашя темы дальних странствий, романтик;: дальних дорог, но и творческое кредо автора - бкть всегда ч пути, в движении, в поиске.

Но "журнализм" отнюдь не исчерпывает особенностей творчества 3.Чивилихина. £удожественное~'дарование"писателя включает в себя в качестве неотъемлемой составной части поэтический элемент, лирическую субъектй5Щ>'сть, повышенную эмоциональность авторских оценок. 3 структуре сугубо реалистического письма то и дело проступает романтическая тональность.

Лоэтизапкя обыденного,скупая романтика Судне/ - характерная черта писателя на .всем протяжении его творческого пути, /-го при-

влекаот не исключительные герои, а рядовые люди /"Про Клаву лва-нову", "ЗдразстяуйТе, мака !"/.

Современность и современники интересуют писателя более всего. Л в этом ллане его творческие устремления зторого этапа тзорче- ' ства ,/30-70-е гг./ наиболее отчетлизо соотносимы с поисками тех писателей, которые вели разработку .шзнекного материала в русле так называемой-"молодежной повести" /з.Липатов, .И.Анчаров, А.Лрис-тавкин, А.Рекемчук, 3.Конецкий и др./. ./юлодой человек, как правило, из рабочей среды, поставленный перед выбором самостоятельных г'изненных решений, - таков характерный герой, интересующий писателей отого -ряда /"Молодо-зелено" А.Рекемчука, "Записки моего современника"- цикл счеркзв и повестей^о строителях А. Иристав-¡кина ¡ "Стержень" 3. Липа_тсва, "Теория невероятности"

У;.Анчароза и др./.

лак и его современники, З.Чивилихин исследует проблему молотого героя наЧоне обыденного течения жизни, в которой, однако, скрыт внутренний драматизм, заставляющий человека рано или поздно проявить свою истинную духовно-нравственную суть.

С этих позиция в диссертации анализпруотся довести 3.Чивилихина ".Ico .{лаву Лванову", "¿¡лки-моталкя", "Пестрый камень" и Др.

Подходя в русле горьковских традиций к рядовому человеку с оптимистической гипотезой, 3.Чивилихин находит место подвигу, поступку в обычной, повседневной жизни, »¡отиз подвижничества является доминирующим в повести "Серебряные рельсы", где героическая смерть геологов-первопроходцев в глубоком тылу в годы воины воспринимается как нравственная норма.

3 диссертации показано, что в 30-7^-е гг. в творчестве 3.Чивилихина происходит интенсивное накопление приемов и средств раскрытия национального характера, в том числе в его современном варианте, ведется поиск художественных <|орм выражения авторской позиции в изображении человека, общества, народа, включенных в исторический пгюиесс. —-

.¡озто.-.у воспринимается как закономерны/, итог ¿"синтез нсё^~ го предшествующего творчества писателя его главный труд - роман-эссе "память" /Ыс31/, которым завершается третий этап его творческого к жизненного пути.

Это произведение органично сопрягается с вершинными достижениями литературы 50-80-х гг., в которых с позиций нового уровня художественного историзма осмысливаются поворотные моменты национальной истории, ставятся масштабные нравственно-:? илософские проблемы: "человек и народ", "челозек и история", "человек и природа" /романы С.Залыгина, Ф.Абрамова, 'О.Бондарева, Г.ларкова, П.lipoскурина, повести В.Распутина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можа-ева; историческая романистика Д.Балашова, з.аикуля, в.Иванова и др./.

Автору романа-эссе "Ламять" в этом кругу имен принадлежит достойное место. Одним из первых в своем писательском поколении он осознал настоятельную духовную необходимость в новом уровне осмысления исторических судеб нации и в поиске адекватных йорм этого осмысления.

Лдя по этому во многом новаторскому пути, В.Чивилихин в личном творческом опыте выразил давно назревшую, о бьективную эстетическую потребность в разрушении межжанровых "перегородок", в поиске качественно нового жанрового и стилевого синтеза - 'наконец, в достижении большей творческой свободы художника как заражения глубинных процессов духовной жизни современного ему общества.

Главное, что определило naioc художественных исканий и открытий В.Чивилихина на завершающем этапе его творчества, - это открытая гражданская позиция, сокровенное латриотичес ".ое чувство, подлинное духовное подвижничество в стремлении осмыслить исторический путь своего народа, восполнить "белые пятна" отечественной истории.

Во второй главе рассматривается проблема нраЕстренно-уилосо$-ского решения темы "человек и природа" в творчестве л. Чивилихина.

Лроизведения, посвященные этой теме, проникнуты у писателя чувством личной причастности к судьбе планеты, высокой гражданской отзетственностьд-перед_грядулкь^..локэлениями; "/ять-нркро-р - среда сформировавшая нас, единственный источник всех наших благ, - не нуждается :сейчас в любви односторонней, эгоистической, недедсквен- . ной. Взывая к разуму, силе и доброте человека, она готова ответить бесконечно доброй материнской любовью не только нам, но и внукам ;; правнукам нашим, если мы по-сыновь:: заботливо сохраним

ее -и наладим с ней нормальные родственные отношения..."1^

3 диссертации подчеркивается, что произведения 8.Чивилихина, посвященные проблеме "человек и природа", объединены не только способом художественно-публицистического раскрытия темы, ко и /илософской концепцией, где "само понятие природы включает в себя и человека, и человечество, и экологическую среду, среду их жизнедеятельности"^.

^ ходе анализа таких произведений с нравственно-экологической проблематикой, как ",'Лесяц В Кедрограде", "Светлое око Сибири", "Как зам дклится, горожане?", "Слово о Кедре", "Города в тени дерезьев", "Шведские остановки", выявляется их художесгвен-но-очерковая природа, проявляющаяся в органичном сплаве лиризма и публицистичности.

доказывая гармонию заповедной природы как выражение эстетического идеала, утраченного современной цивилизацией, Чивилихин опирается Но. традиции .Л.фишвина, К.Лаустовского, Л.Леонова.

Особое внимание в диссертации уделяется леоновской традиции, проявляющейся прежде всего в повышенном интересе В.Чивилихина к судьбам русского леса ка:: срелсточио природных богатств России, с которыми органично сопряденк судьбы русской нации. Автор глубокой и содержательной статьи "Уроки Леонова", З.Чивилихин искренне гордился самим ¡актом своего литературного ученичества.

11а$ос леочсдскдго творчества был глуооко родственен его собственной гражданской и писательской, позиции: "Книги ^еонова дышат Россией, в них живет наш могучий к свободный язык, в них -склад и толк русского утла, сложность, доброта и энергия чисто русских характеров, привольная и нероскошная наша природа, которая становится ¡дедрой к человеку только тогда, когда человек становится щедрым к ней; в них отражаются нелегкие судьбы нарсда, наша тысячелетняя история."'^

*> диссертации стмечено, что,создавая свои путевые очерки. заметки, эскизы, придавая им черты задушевного лирического днев-______________________- . г

1^Чивилихин ¿.л. Собр. соч.: в 4-х тт. - Т.2. - .'Л., 1^85. - 0. 234-235

^Горбачез 3.3. достижение /./ Статьи о литературе. - .VI., ЪЗУ. -2.335

Чивилихин 3. Уроки Леонова // 0 Леонове / Ред.-сост. 3.Чивилихин. - "Л.. - 0.25о-2оо

нлка писателя, увлеченно путешествующего по родным "городам и весям", ¿.Чивилихин наиболее тесно соприкасается с такими писателями, энтузиастами экологической темы в литературе, как Вл.Солоухин /"Владимирские проселки", "Капля росы", "Черные доски"/, В.Аста'1ьев/"царь-рыба"/, В.Распутин /"Прощание с .Латерой"/.

Кроме того, О.Чивилихин, несомненно, учитывает и творческий опыт очеркистики 2-й половины 50-х гг. /Г.Троепольскии, В.Овеч-кин, Е.Дорош и др./, смело обнажавшей "болевые точки" природоохранительного дела. г1а основе проведенного анализа в главе делаются вызоды о своеобразии и особенностях решения темы "человек и природа" в художественно-публицистических произведениях В.Чивилихина.

Третья глава диссертационного исследования посвящена целостному анализу романа-эссе В.Чивилихина "Память" как своеобразному синтезу всего его творчества, как наиболее полному воплощений авторского идеала.

Роман-эссе "^мять", получивший, как известно, широкий общественный резонанс и вызвавший бурный всплеск массового читательского интереса к сактам отечественной истории, рассматривается в диссертации как в контексте развития современного исторического романа, так и в соотнесенности с общим литературным процессом В0-х-нач.60-х гг., когда мысль о сопричастности человека к историческим судьбам нации и человечества, к неразрывной связи эпох все чаще становилась в центр произведений, определяя напряженность их нравственных коллизий.

Исследование типологии жанров исторического романа 70-80-х .гг. позволяет отчетливее выявить определядцке черты произведения В.Чивилихина как исторического романа нового типа.

В диссертации подвергнуты анализу не только оригинальная историческая концепция автора, но и своеобразная 'жанровая сорма. В связи с.этил.в диссертации сопоставляотся различные трактовки жанровой природы "Памяти", предложенные исследователями: роман-'спср,"документальное повествование. Исторический роман-исследование, историческая эпопея, истори;:о-,илосо;ский роман, историко-публишстический роман и т.п.1/

работы В.'Лдина, В.Дементьева, Е.Осетроад, В.Лвининникова, О.Лебедевой, А.аанкова, А.ьархатова, А.Никитина, Р.Хасанова и др.

Так, критик Лг. »Осетров, размьслля над особенностям чянро-еой природы произведения, отмечал, что благодаря В. Чивилихину в литературе родилось "целее направление", суть которого состоит в открытии ноесго исторического жанра - "репортажа из минувдих веков": "К происходившему давно автор отьосится так, словно все совершается у него на глазах к он сосбцает, волнуясь ¡j перекивая, о событиях читетелям« '. •

Соглашаясь с тдкои пезицне- критика, в тс же время нельзя не видеть в "репсртажности" ¡кайра к стиля произведения В. Чивилихина проявления белее глуби;.ней особенности творческого дарования писателя, которая определяется в диссертации, как у:.:е отмечалось выше, терминов "журнализм" „ Пафос "пути", характерный еде для первых произведении 3. Чивилихина, нгходит свое наивысшее воплощение в своеобразной форме "путешествия в прошлое" - такое определение дал первоначальной своему роману сам писатель.

В диссертационном исследовании обосновывается, что чуткий 7iap В,"1иБу.лихи:.а ска. алел не только в" открытии и оригинальной интерпретации малоисследованных или спорных фактов отечественной истории, не и в особой Форме художественно-истерического исследования, в которой отразилась хар^ктерьтя тенденция современной литературы: тяготение к родс-видовсп интеграции и жанровому синтезу.

:1р. наш взгляд, "Пакять" З.Чивилихина - это величественных роман-панке со своим особым сюжетом и ¿апрсм, роман многолпне,.-нык, многоплановый, многогерейный, эпически наполнедныи и в то se время проникнутый пронзите .ьней авторской интонацией. Ото и роман-исследование, и роман-очерк, и рс:.ан-дкспут, и "дра: а идей", к рсмак-";:стория". Ото органичный сплав научности, художе-сгЕеккой образности, лиризма и публицистичности. О произведении Чивилихина можно сказать, что, вбирая в себя художественные открытия предшестзу-тдих ш^ов в области исторического жанра, оно в то же время само задает новее направление и рс^дает традицию.

Роман-35се "Память" принадлежит к истсрико-аналитической тенденции в современной хулСжестЕенно-историческоп прозе. При зтем произведение представляет собой "плод родовой к видовой интеграции'^7 явление жанрового синтеза. - - . -— ■ — - ; ■

•'■^Ссетрсв Е. Репортаж из минувпих вексв // тер'/тура и современность

-.V.: ^удсжестЕеньая литература. Iüü2. - 0.204

2AlnzH В. йянревое новаторство русского исторического романа

I97C-80 гг. Нзтсреф. даос... д-ра филол. наук. - 1,;., I- С. 14

В рог/ане-эссе "Память" отчетливо проявляет себя эпопейное начало, реализующееся в следующих системных признаках:

- восприятие истории как непрерывного,внутрегне единого глобального макропроцесса;

- концентрация авторского вникания вокруг грандиозных, поистине переломных исторических событии общенационального масштаба, имеющих решающее значение для судеб страны и мира;

- понимание решающей роли народа как главного субъекта истории;

- создание масдтабнсго собирательного образа русской нации в лице ее наиболее талантливых представителен: героев, ученых, поэтов, подвижников ; стремление увидеть в конкретных исторических событиях их высший смысл;

- воплощение духовно-нравственных сснов национальной жизни, созидательного духа нации, связующего сссытия разных эпох в непрерывный процесс поступательного исторического развития. ,

Спопеинсе начало романа-эссе "Память" позволяет говорить о влиянии эпических традиций Л.Толстого и егс философии истории на дсрми-рование кснцептуа-.ьных сс.;св мировоззрения и творчества 3.А.Чивилихи? как исторического пистеля.

Вслед за ЛЛслстым В.Чивилихин дознает объективные и субъективные закономерности исторического процесса, размышляет с различных факторах, определяющих судьбы народов и человечества.

Как к у Л.Толстого, историку Чивилихина определяют не только и не столько гении и полководцы, сколько рядовые 1'стсриа, лгди "ассы, являющиеся выразителями национального самосознания и по^тсму-субъектами исторического процесса.

Своеобразным аналогом толстовской "роевси стихии" являются у В.Чивилихина созидательнее потенции нации, внутренние скрытые пружинь и глубинные процессы, определяющие не только исход событий, но и призвание тоге или ннэге народа.

Зслед за Л. Толстым Владимир Чивилихин стремится мыслить макрокатегориями исторического процесса, раскрывая глобальные последствия тех'или иных событии. Как и в толстовской эпопее, Народ и История з их многообразном взапк оде^.ствии и взаимовлиянии являются главными героями романа 3. Чивилихина. •

Все это вместе в;ятое дает основание депдлнить данное в диссертации жанровое определение "Памяти" как исторического рсмана-исслецо-нея еще одним, по-своему выражающим его художественный масштаб: историко-публицистическая эпопея.

Особы»: доверительный характер взаимоотношений в системе "автор-читатель", восходя',ий к известной традиции Н.Г.Чернышевского к его последователей, не только позволяет открыть перед читателями свою творческую лабораторию исследователя, искателя истины, но и сделать своего собеседника участником этого увлекательного процесса.

Сюжетнсобсазуощая роль авторской кысли,напряженно ищущей высших снысл истории и исторического, бытия человека, позволяет говорить с творческом восприятии В.Чивилихиным традиции А.'.I.Герцена, одного из родоначальников кстсрико-аналитическсй тенденции в отечественной литературе.

Стругтура романа-эссе имеет потенциалькс-циклический характер и композиционно могла бы распасться на ряд микросюжетов -"фресок" /мпк^эпсртретов, микрсочерков, микрозариссвок/, если бы не связующая воедино весь масштабный замысел писателя нравстпенно-рилософ-ская концепция неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, Нгхсдящая емкое ссразно-публицистическое нсплощение в ключевом образе-мотиве "памяти", приобретающем значение универсальной стержневой гетатсры.

Другим факторсь-, связующим сложное, многоцветное полотно повествования в erjii.ee целое, является ос^аз автора, высыпающего,, в четырех основных функциях: повествователя, собеседника, посредника проводника читателя по запутанным лабиринтам истории.

Все указанное вше позволяет говорить о произведении В.Чивилихина как ярко:.: примере историко-литературной преемственности и в то :-::е время новаторском произведении исторического жанра, определяющем новее направление в исторической романистике и поражающем собственную традицию. Наиболее близки в своих исканиях к ней, на наш взгляд, 3.1'ткут.ъ, Д.Ьалад-св.

3 заключении диссертации псдвсдятся основные итоги исследования, делаются следующие выводы:

I. При зеег многообразии проблематики творчество В.А.Чивилихина предствляет собой единое целое, спаянное:

—1/едкнстБом-ебеего лиро-эпического пафоса /"пайос пути"/; -- —

2/особой система.. образно-публицистических средств, которую мы определяем термином "журнализм", подразумевая -. под этим_ссчетание "репсртажности" с особым "эффектом присутствия" автора в эпицентре Исобраааемых событии,открытой публицистичности, элементов очерксвогс повествования и специфических приемов ведения "диалога с читателем";

3/ умением видеть к наблюдать жизнь в ее перспективе от прошлого, "чреватого бу.опцим" через настоящее к грядущему, [.аразрывно сзязан-ног.у с предшествующей эпохой;

4/ пристальным вниманием к скромные,обыкновенным людям - рядовым Истории, из которых тем не менее складывается коллективный портрет Н&ции на тем или ином историческое рубеже.

2. Творческая эволюция В.Чивилихина - от первых литературных опытов к вершинному произведение "Память" - явилась выражением новаторски осмысленного опыта предшественников, отражением внутренних процессов литературней жизни исследуемого периода, отчетливо обозначила стремление к жанровому и стилевому синтезу, новому качеству художестве, него историзма, выразила назревшую общественную потребность в повороте к современно^ уровнк исторического, национального, экологического сознания.

3. К сожалегию, писатель Владимир Чивилихин ушел от нас з период расцвета творческих сил, не реализовав многие удивительные замыслы.

Не Чивилихин отчетливо понимал, что его вре; я жизни - время итоговое для истории, к поэтому он полагал, что память истории -основное нравственное, познавательное свойство человеческого разума и сам свои творчеством стремился псдзестк итог, обращаясь и к будущему, к к прошлому, по его зыражению, "чреватому будущим".

Роман "Память" - это новаторское произведение исторического жанра, в котором перекликается прошлое и современность, но ддя писателя в истории нет разрывов, все определяется течением времени, нерушимей связью зремен.

В.Чивилихин обладал даром осмыслить историю через призму -современности, чте позволило ему создать новаторское произведение, обосновав новее направление в развитии жанра исторического^ роман: в современной литературе.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

I. ^ндпвидуалькс-евтсрсксе толкование понятии "память-:; стория-нравстзеннссть" в рсГане-эссе В.А.Чивилихина ^Память" //Семантика языковых единиц: педвуз, сб. - кауч. трудов....,-М., .С.43-4с.

2. НраЕСТвенкс-фклссс.Т'сксе о оде ;7жаЩе "^роблё1.'.ы~пакятЕ в ро;.ане-эссе "Память" З.Чквклкхи; а // Откровения. - , 1£)а2 /Ассоциация преподавателей московских вузов/ - С.54-53.