автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Творчество В.С. Филимонова в литературном движении первой трети XIX века

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Лёнюшкина, Лидия Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Творчество В.С. Филимонова в литературном движении первой трети XIX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лёнюшкина, Лидия Георгиевна

ВВЩЕНИЕ

ШАВА ПЕРВАЯ. Формирование мировоззренческих и творческих позиций В.С.Филимонова в общественно-литературной жизни первой трети XIX века

ШАВА ВТОРАЯ. Поэмы В.С.Филимонова "Дурацкий колпак", "Обед", "Москва" в литературном контексте*.;.

1. Традиции ирои-комической поэмы в первой четверти XIX века (В.И.Майков, М.Д.Чулков, Н.П.Осипов, А.Котельницкий, И.Н.Наумов, Е.П. Люценко, В.Д.Душкин) и поэма B.C. Филимонова "Дурацкий колпак".

2. "Дурацкий колпак" В.С.Филимонова в ряду литературных спутников "Евгения Онегина" А.С.Пушкина.

3. Поэмы В.С.Филимонова "Дурацкий колпак", "Обед", "Москва*.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Литературная газета "Бабочка" (18291831) и газетная периодика первой трети XIX века.

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Лёнюшкина, Лидия Георгиевна

Творчество Владимира Сергеевича Филимонова (1787 - 1858) представляет собой интересную страницу в общественно-литературной жизни первой трети XIX века. Своей активной литературной и издательской деятельностью B.C. Филимонов сыграл определенную роль в развитии русской литературы и передовой эстетической мысли, находясь в лагере писателей, объединившихся в 20-30-е годы XIX века вокруг A.C. Пушкина, который в послании "B.C. Филимонову при получении поэмы его "Дурацкий колпак* (1828) высоко оценил автора:

Вам музы, милые старушки, Колпак связали в добрый час, И, прицепив к нему гремушки, Сам Феб надел его на вас. Хотелось, в том же мне уборе Пред вами нынче щегольнуть И в откровенном разговоре, Как вы, на многое взглянуть ; Но старый мой колпак изношен, Хоть и любил его поэт ; Он поневоле мной заброшен: Не в моде нынче красный цвет. Итак, в знак мирного привета Снимая шляпу, бью челом, Узнав философа-поэта Под осторожным колпаком*.

I. Пушкин. Полн. собр. соч., т. Ш, кн. I. - М. ; Л.: Изд-во Ж СССР, 1948, с. 99.

О творчестве B.C. Филимонова положительно отзывались его соТ 2 Я временники A.A. Бестужев , В.А. Щуковский , И.И. Дмитриев , П.А. Вяземский^, В.Г. Белинский, видевший в поэзии B.C. Филимонова "много истинного чувства, игры ума" и "сердечной иронии", ценивший его ори> гинальность и остроумие, верность поэтического изображения, а также "легкий, плавный, бойкий стих" . К творческому наследию B.C. Филимонова, привлекавшему внимание современников, не утрачен интерес и в наше время, так как оно имеет свое определенное историко-литературное и эстетическое значение^.

Актуальность исследования, 1>усская литература первой трети

XIX века, основательно изученная в ее вершинных проявлениях, нуждается в исследовании творчества писателей менее значительных, что бесспорно обогатит научную картину историко-литературного процесса того времени, откроет в нем новые художественные явления, выявит неизвестные ранее тенденции и взаимовлияния. В связи с этим вполне закономерен исследовательский интерес к творчеству B.C. Филимонова. Литературно-общественная деятельность B.C. Филимонова, . интересная сама по себе, приобретает значение для науки еще и потому, что дает возможность уяснить многие стороны литературной и общественной жизни эпохи, а рассмотренная в соотношении с основными тенденциями и исканиями русской литературы первой трети прошлого века, поможет еще в большей степени понять сложность

1. Полярная звезда, изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым. -М. ;Л.: Изд-во АН ССОР, I96Ü, с. 24.

2. Филимонов B.C. Проза и стихи. Ч. I, П.-М., 1822, с. 125.

3. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР, рукописный отдел, on. I, ед. хр. 1046.

4. Русский архив, 1866, стб. 1716.

5. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. т. Ш - М.: Изд-во АН СССР, 1953, с. 35.

6. См. публикацию первой части "Дурацкого колпака" B.C. Филимонова в сборнике "Поэты 1820-1830-х годов". - Л.: Сов. писатель, и многоаспектность процесса становления в ней реалистических тенденций. Конкретно-исторический анализ творчества B.C. Филимонова способствует раскрытию разнообразия форм реалистического освоения действительности уже в самом начале зарождения русского реализма. Продолжает оставаться актуальной для современной литературоведческой науки не только задача углубленного исследования развития русской литературы в целом, но и отдельных ее жанров. В данном случае главным образом прослеживается эволюция и трансформация жанра поэмы под воздействием основных тенденций литературного развития, выясняется значение в этом процессе поэм В.С.Филимонова, представляющих наиболее ценную часть его творчества. Научная значимость работы определяется и отсутствием специального исследования, рассматривающего в целостном единстве литературную, общественную и издательскую деятельность B.C. Филимонова. Интерес к творчеству B.C. Филимонова был проявлен современной писателю критикой уже после выхода в свет первого сборника его произведений "Проза и стихи" (1822), а затем значительно усилился с публикацией поэмы "Дурацкий колпак" (1828 - 1838) и других произведений. Отзывы, рецензии, обнаруженные нами в журналах, альманахах т и газетах того времени , говорят о большом внимании критики к

Ленингр. отд-ие, 1972, с. 137-152.

I. Сын отечества, 1822, № 52, с. 278; Благонамеренный, 1822, № 22, с. 348: Полярная звезда на 1823 год ; Северные цветы на 1829 год - СПб, 1828, с. 51; Литературные прибавления к вескому инвалиду, 1838, № 31 ; Северная пчела, 1829, № 2, 3 ; Бабочка, 1829, Ж 5 ; Московский вестник, 1828, ч. УШ. $ 8, с. 435-436 : Московский телеграф, 1828, ч. XX, № б, с. 240-244; 1829, ч.ХХУ, № I, с. 97-98; Славянин, 1829, ч. IX, с. 348-350; Библиотека для чтения, 1838, т. 28, отд. У, с. 9: Современник, 1845, т. 37, с. 254; Отечественные записки, 1845, т. 40, отд. У1, с. 15. многообразному творчеству B.C. Филимонова и отличаются прежде всего меткостью замечаний и суждений об отдельных сторонах его дарования.

Год смерти B.C. Филимонова (1858) отмечен появлением журнальных статей, посвященных его памяти. Их непреходящая ценность заключается в том, что они были написаны лицами, знавшими писателя (статья в "Современнике"* принадлежит перу И.И. Панаева), и содержали ценные сведения биографического и библиографического характера. В них уже обращалось внимание на необходимость историко-литературного осмысления наследия B.C. Филимонова: "Для русской литературы прошла пора равнодушия и пренебрежения к ее деятелям. Мы убеждены, что критика обратит внимание на замечательную личность Филимонова и труды не первоклассного, но замечательного по р дарованию писателя не будут забыты.

С 70-х годов XIX века до начала XX века имя B.C. Филимонова 3 встречается главным образом в энциклопедических изданиях , содержащих важные сведения о жизни и творчестве писателя, но иногда допускающих в определении объема его литературного наследия неко4 торые неточности .

1. Современник, 1858, № 9, с. II0-II2.

2. Иллюстрация, 1858, № 32, с. 103.

3. Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором Санкт-Петербургского университета И.Н. ьерезиным. Т. Ш - СПБ, 1878, с. 208; веский биографический словарь. Т. 21. - СПБ, 1901, с. 110; Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат. Т. 43, с. 488; Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. ХХУ А. - СПб, 1902, с. 746, 747.

4. Быков П.В., автор статьи в "Энциклопедическом словаре" Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, называет B.C. Филимонова драматургом ; Венгеров С.А. в примечаниях к полному собранию сочинений

В.Г. Белинского (т. IT - СПб, 1901, с. 505-508; ошибочно приписывает B.C. Филимонову авторство ряда драматических произведений ("Билет ЗГ класса лотереи", "Круговая порука", "Князь сере

В начале X X века большую роль в популяризации поэм B.C. Филимонова "Дурацкий колпак", "Обед" сыграла книга И.Н. Розанова "веская лирика"*. Однако в его работе творчество поэта, как и в статьях, помещенных в энциклопедических изданиях, рассматривалось вне его общественно-политических и философских воззрений и вне историко-литературного процесса.

Особый этап в исследовании многогранного наследия B.C. Филимонова бесспорно связан с успехами и достижениями советского литературоведения .

В 1953 году В.Н. Орлов делает первую попытку определить место B.C. Филимонова в развитии поэзии 20-30-х годов XIX в. Однако утверждение В.Н. Орлова, что поэт "по своим литературным вкусам и симпатиям. был классиком и чуждался новой романтической «2 моды" , не подтверждается конкретно-историческим анализом творчества писателя. Вызывает возражение и мысль, что B.C. Филимонов бряный", "Три рода воспитания"). Нами установлено, что эти про-изведения^прин|^лежат перу драматурга Николая Ивановича Филимо

1. Розанов И.Н. ^Русская лирика: От поэзии безличной к исповеди сердца.^Историко-литщатурные очерки. Т. I, - М.: Изд-во

2. История русской литературы. Т. 1У. - М. ;Л.: Изд-во АН СССР, 1953, с. 490. Можно предположить, что это утверждение вызвано популярностью B.C. Филимонова как переводчика од Горация. Наш обнаружено письмо И.И. Дмитриева к B.C. Филимонову XI7 апреля 1828 года), свидетельствующее об изменении отношения к писателю после появления его поэмы "Дурацкий колпак": "Я с большим удовольствием прочитал счастливое произведение Вашей музы: оно дышит игривостью, тонкой иронией и прелестью поэзии. Оставьте Горация и пользуйтесь впредь Вашим капиталом. Искренне желаю, чтобы Вы сдержали свое слово и вплели еще несколько цветков в Ваш венок, который по скромности Вашей угодно было Вам назвать"Колпаком" (Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Ш СССР, рукописный отдел, on. I, ед. хр. 1046). в литературе "особняком держался". Как будет показано далее в диссертации, общественно-литературная деятельность писателя теснейшим образом связана с эпохой, с общественно-политическим и литературным развитием того времени.

В последние десятилетия опубликованы работы Д.Д. Благого, В.Э. Вацуро, М.И. Гиллельсона, Ю.В. Манна, А.И. Станько, котоьолтое рые имеют/значение в осмыслении отдельных конкретных вопросов

I 2 жизни и творчества B.C. Филимонова.

Цель исследования - проследить путь становления B.C. Филимонова как писателя, истоки и логику формирования его мировоззрения, раскрыть идейно-художественное своеобразие творчества, определить роль B.C. Филимонова в развитии реалистических тенденций в литературе первой трети XIX века.

Задачи исследования определяются малой изученностью творчества B.C. Филимонова и заключаются в следующем:

- на основании изучения опубликованных произведений B.C. Филимонова и материалов, хранящихся в Центральных государственных исторических архивах Москвы и Ленинграда, более полно исследовать общественно-политические взгляды писателя, имевшие много общего с декабристскими идеями 20-х годов и сунгуровскими - 30-х годов;

- дать историко-литературный анализ многогранного творчества B.C. Филимонова, выявить самобытность его поэтического дарования ;

1. Сообщение Ю.Б. Неводова "Секретное дознание о B.C. Филимонове" (К истории распространения литературно-политических документов декабристов после 1825 года). - В кн.: Литературное наследство. Т. 60, кн. I. - М.: изд-во АН СССР, 1956, с.ЧМ-582.

2. Благой Д.Д. Творческий путь A.C. Пушкина (1826-1830).-М.: Советский писатель, 1967 - см. главу "На берег выброшен гро

- раскрыть идейное и художественное своеобразие его лиро-эпического наследия на широком историко-литературном фоне в те нейшей взаимосвязи с произведениягли поэтов и писателей той поры;

- соотнося творчество В.С.Филимонова с крупнейшими произведениями 20-х годов, ответить на вопрос, замыкался ли процесс становления русского реализма рамками творчества А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова или представлял собой более широкое явление;

- детально проанализировать направленность издаваемой В.С Филимоновым литературной газеты "Бабочка" с цгмыа выявления социальных и эстетических позиций писателя, а также определения роли "Бабочки" в литературной и общественной борьбе конца 20- начала 30-х годов XIX в. и становлений русской газетной периодики.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые литературное наследие В.С.Филимонова исследуется целенаправлен но и в тесной связи с его общественными, политическими и эстетическими взглядами. Такой целостный подход представляется особенно важным, так как позволяет сделать новые выводы о широком положительном влиянии передовых идей эпохи на судьбы мал изученных писателей и поэтов. Впервые предпринимается попытка связать литературное наследие В.С'.Филимонова с важнейшими историко-литературными аспектами художественного процесса первой трети XIX века, тем самым в работе решается вопрос о месте писателя в истории русской литературы. зого", с.169; Вацуро В.Э. Гиллельсон М.И. Сквозь"умственные плотины". -М.: Книга, 1972 - см. главу "Не родившиеся на свет", с.193-196; Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М.: Наука, 1976 - см. главу'"Ироническая обработка и преодоление „ романтического конфликта", с.344-350; Станько А.И. Русские газеты первой половины XIX века.Ростов-на-Дону, 1969, с.30-31, 41-51.

-10В связя с рассмотрением литературного наследия В.С.Фшшмс нова прослеживается во многом на новом материале эволюция и трансформация русской ирои-комической, шутливой поэмы конца ХУШ - первой трети XIX века, исследуется малоизученна® вопрос о художественном влиянии на лиро-эпические жанры 20-30-х годов романа А.СЛушкина "Евгений Онегин" и комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Впервые детально и всесторонне исследуется . издававшаяся В.С.Филимоновым литературная газета "Бабочка" (1829-1831), выясняется ее роль в: творчестве писателя и в эволюции русской прогрессивной периодики, тем самым даются новые сведения об общественно-литературной борьбе первой трети XIX века.

Осмысливаются высказывания современников о творчестве В.С.Филимонова, уточняется объем его наследия.

Материалом для исследования дослужили опубликованные художественные произведения, теоретические, философские труды В.С.Филимонова, материалы, помещаемые в издававшейся им газет« "Бабочка", а также критические отзывы, рецензии, статьи, появившиеся в журналах, альманахах и газетах XIX века. Использованы материалы Центрального государственного исторического архива СССР в г.Москве, Центрального государственного исторического архива СССР в г Ленинграде, Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР (рукописный фонд), Государственно' го архива Рязанской области,'труды советских ученых, освещающие основные проблемы литературного процесса пушкинской эпохи Теоретической и методологической основой работы являются принципы марксистско-ленинской эстетики и литературоведения, труды классиков марксизма-ленинизма,работы по истории развития общественно-политической и философской мысли в России,теоретиче кое наследие русских революционеров-демократов, академические исследования по истории русской литературы, монографии по творчеству поэтов и писателей первой трети XIX века.

Структура и материал диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается тема, дается обзор критической литературы, определяется аспект исследования, актуальность и новизна работы.