автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Участие женщин Казахстана в построении социализма (1926-1937 гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Участие женщин Казахстана в построении социализма (1926-1937 гг.)"
юпистнетво ВЫСШЕГО и срепнего спецйашшго образования казахской сср
Казахский Ордена Трудового Красного Знамени" Государственный университет им.С»М.Кирова
УЧАСТИЕ ШПЩ КАЗАХСТАНА В ПОСТРОШИИ СОЦИАЛИЗМА (1926-1937 гг.)
(Специальность 07.00.02 - История СССР)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
На правах рукописи
Каирйекойа кулаи
Адша-Ата Т977.
Работа выполнена на кафедре истории Казахской ССР нсторжчвскоре факультета Казахского ордена Трудового Красного Знамени Госу-дарственного университета имени С.М.Кирова
ВадтаЛ руководитель - доктор исторических наук, профессф Квяжвбаев С.М.
Офвциавьшв оппоненты:
Донор исторических наук Балаваев Т.Е., Кандидат исторических наук,доцент такенов A.C.
' Ведущее научное учреждение - отдел истории октябрьской ушти и социалистического строительства института истории, археологии и атнодаЗви нм.Ч.Ч-.Валиханош АН КазССР.
Защпа состоится * . гатя г. в £ часов
ва заседании специализированного совета по присуждению ученых степеней кандидата наук по специальности 07.00.02 - история СССР при Казахском ордена Трудового Красного Знамени Государ-ствешом университете иь С.М. Кирова (48009dl, г.Алиа-Ата, ул»Кирова,136, кафедра истории Казахской ССР исторического факультета)-.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета (уя»Советекая,28)»
Автореферат разослан 9 Ii * £¿¿¿¿1/,'/тэт? г.
7
Ученый секретарь спецналивсованного Совета кандидат исторических наук, доцент
'^о
[ 5. а, I Общая характеристика работы
%Актуальность теш. В нашей стране создано развитое социалистическое общество. Как показала история, только в условиях . социализма возможно подлинное равенство людей. На торжественном заседании I® КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-летию Октябрьской революции, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.И.Брекнев сказал: "Величайшим завоеванием Октября стало утверждение принципов социального равенства и справедливости. Мы с полным правом говорим: ни одно общество, когда-либо существовавшее на зелие, не сделало и не могло сделать для народных масс, для трудящихся столько, сколько сделал социализм, каждый советский человек обладает всей полнотой прав и свобод, позво-ляющих ему принимать активное участие в политической жизни. Каждой советский человек имеет возможность выбрать жизненный путь соответственно своему призванию и способностям, быть полезным Отчизне, своему народу"1. На основе национального и социального равенства, братства и нерушимого единства всех народов СССР сложилась новая историческая общность людей - советский народ. Достойное место в этом многонациональном и едином советском вароде занимает женщина.
В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ съезду партии тов.Брежнев подчеркивал: "Говоря о больших делах нашего народа, нельзя не сказать о том, какую роль в них играет женщина. Ее самоотверженности в таланту во многом обязана наша родина своими достижениями и победами. И в решение тех важных задач, которые наметит нал съезд на будущее во всех сферах общественной жизни, большой вклад, безусловно, внесут наш славные женщины. Партия считает • своим долгом проявлять настоящую заботу о женщине, об улучшении ее положения как участницы трудового процесса, йатери и воспитательницы детей и хозяйки дома"2.
По мере дальнейшего движения вперед в условиях стремительной научно-технической революции, ускоренной преимуществами системы социализма, роль женщин будет все белее возрастать, ибо сейчас они составляют почти полсвртпг всех тружеников яароднбго
1. "Правда", 1977, 3 ноября.
2. "Материалы ХХУ съезда КПСС", М.-, 1976, о.85.
хозяйства и культуры>причем женщин специалистов с высшим и средним образованием больше, чем мужчин. С каждым годом становится больше женщин инженеров, агрономов, а такие профессии, как учитель, медицинский работник, работники связи, большинство предприятий пищевой и легкой промышленности и многие друтие давно ж прочно монополизировали женщины. Совершенно справедливо утверждал Л.И.Брелснев в приветствии участникам Всемирного конгресса, посвященного Международному году женщин: "Женщины все шире включаются в производственную деятельность, вносят свой творческий вклад в ттериальный, социальный и духовный прогресс человечества"1»
Это положение целиком и полностью применимо к женщине и ее роли в Советском Союзе и других социалистических странах. Совершенно иное положение женщины в мире капитала, как это было и у нас до великого Октября.
На протяжении тысячелетий после распада первобытно-общинного строя женщина пребывала на положении самого бесправного и униженного члена общества. Господствующие классы и их идеолога (прежде всего религиозные - жрецы, шаманы, попы, равиш, муллы я пр.) вдалбливали в сознание масс представления о неполноценности. женщины, о ее неспособности к полезной общественной деятельности, что ее удел - кухня и дети, ублажать мужчину. До сих пор во многих капиталистических странах женщина не имеет права голоса, не может быть избрана на государственные посты, получает заработную плату ниже мужчины и т.д. Все это имеет четкую классовую сущность: бесправие женщины, ее рабское положение должно было утверждать в сознании трудящихся убеждение, что неравенство полов, подчинение жены и господство мужа в семье, как и власть я богатство одних и бесправие, беспросветная нувда и работа на хозяев других - все это явления одного порядка, закономерно и незыблемое, "от бога", и бороться против этого невозможно и нельзя.
На протяжении всей истории человечества передовая демократическая мысль от геморовской Пенелопы, Василисы Прекрасной русского фольклора и казахской легендарной Кыз-1ибек до творения Петрарки-, Шекспира, Некрасова воспевали женщину, выступали за
Т. "Правда", 1975, 14 октября-.
3.
улучшение ее положения» Но пока существовало классовое общество, эксплуатация человека человеком, проблема равноправия женщины была неразрешима.
Только учение марксизма-ленинизма выявило экономические, социальные и политические истоки и сущность женского бесправия в указало пути его преодоления.
Исследуя закономерности развития человеческого общества ухе в первых своих совместных произведениях - "Святое семейство", "Немецкая идеология" и других - К.Маркс и Ф.Энгельс впервые лахх научный анализ классовых корней бесправного положения женщины, показали тесную связь борьбы за ее раскрепощение с борьбой против капитализма, невозможность каких-либо револадионных преобразований в общэстве без активного участия женщины. Труд Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" две* полное представление не только о социально-экономических корнях в способах закрепощения и унижения женщины в эксплуататорском обществе, но и о единственно возможных путях ее освобождения -победе социализма.
Основатель и вождь Коммунистической партии Советского Союза, организатор первого в мире социалистического государства В.И.Ленин вслед за основоположншсами марксизма также придавая большое значение решению женского вопроса в женскому движении. Создавая большевистскую партии, Ленин последовательно проводах как в своих произведениях, так и в программных документах партии и Советского государства идею неразрывного единства я взаимосвязи женского и общего освободительного движения. Вне пролетарского движения, вне классовой борьбы пролетариата нет ■ не может быть никакого особого "женского вопроса", подлинного ■ эффективного женского движения. Это научно обосновано марксистско-ленинским учением я проверено практикой революционной борьбы рабочего класса.
После Великой Октябрьской социалистической революции Ленш поставил задачу привлечения женских масс к равному с мужчинами уяастию в общественной,производственной и культурной деятельности в число первостепенных. С гордостью В.И.Ленин констатировав, что "из тех законов .которые ставили женщину в положение подчиненное, в Советской республике не осталось камня на камне"-'-.
I. Маркс К. и Энгельс Ф. Ленин В.И.о женском вопросе. М.,
197.Г, с.Яй.
В.И.Ленин многие свои труда посвятил вопросу эмансипации женщины: "Международному даю рабочих женщин", м0 кооперация", "Советская власть и положение женщин", "Письма издалека" и др, Ильич указывал: "Для полного освобождения женщины и для действительного равенства ее с мужчиной нужно, чтобы было общественное хозяйство и чтобы женщина участвовала в общем производительном труде. Тогда женщина будет занимать такое же положение, гак и мужнина"-1-. Он настойчиво подчеркивал необходимость освобождения женщины от "домашнего рабства", "домашней кабалы", чтобы создать условия для активного вовлечения ее в социально-политическую жизнь общества, ибо "Не может быть социалистического переворота, если громадная часть трудящиеся женщин не примет в нем значительного участия"2.
От "Декларации прав народов России" и."Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа", написанных В.Й.Лениныы,первой Конституцией РСФСР 1918 года до наших дней идея равноправия женщины неизменно утверждается во всех советских законах. Наиболее полное выражение это получило в Конституции (Основном законе) Союза Советских Социалистических Республик, принятой Верховным Советом СССР в октябре 1977 г. Статья 35-я Конституции гласит: "Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление етих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессионал* ной подготовки, в труде-, вознаграждении за него и продвижении по работе-» общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин} созданием условий, позволяющим женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, вкляая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщнам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей".
Читая ети строки, нельвя не вспомнить о беспросветно-тя-желов положении женщины-ка затки, как и других женщин мусульманского Востока-, в дореволюционные времена: ее продавали как скот, выдавали замуж несовершеннолетних девочек часто второй, третьей и четвертой женой старика-богатея{ по мусульманским
1. Ленин В.й. Яолн.собр.соч.,т.39, с.201.
2. Ленин В»И. Поли.собр.соч.,т.37, С.Т85.
законам женщина не могла быть свидетельницей в суде, не имела нрава заходить в мечеть и пр. И, разумеется, победа Великой Октябрьской социалистической революции явилась зарей свободы для труткеиицн-казашки. законы молодой Казахской республики об отмене калыма, о запрещения выдачи замуж малолетних девочек, о ликвидации многоженства били восприняты женщиной-казашкой как избавление от кошмара, тяготевшего над ней веками. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в 20-х годах советские суды были буквально завалены заявлениями женщин, насильно выданными замуж, о расторжении ненавистного им брака. >/
Перед женщгной-казаикой открывалась широкая дорога к знаниям, к активной общественной жизни. Дорога эта, правда, была трудна, требовала больших усилий и даже жертв, но все трудности борьбы с живучими реакционными, феодально-валкими и религиозными предрассудками, отсталыми взглядами под руководством Коммунистической партии постепенно преодолевались.
Советская власть принимает энергичные меры для действительного осуществления законов о раскрепощении женщины. В начале 20-х годов при партийных и советских органах создаются отделы по работе среди женщин (женотделы), деятельность которых началась с борьбы против пережитков прошлого, ликвидации неграмотности.Пер-внми активистками в этой работе были Алма Оразбаева, Сара Есова, Нагима Арыкова, Назипа Куяьжанова, Шалпан Иманбаева и другае.
Коммунистическая партия я советское правительство, заботясь о свободе женщин, повышении их культурного уровня, исходили из того, что женщина должна стать равноправной и внести достойный вклад в социалистическое и комлунистическое строительство. История подтвердила обоснованность и правоту учения марксизма-ленинизма. опыт Советского Союза е других стран социализма неопровержимо доказал, что раскрепощение женщины и ее деятельное участие в общественной жизни не только возможны и осуществимы даже.в таких архиотсталнх странах, какими были при царизме Казахстан и Средняя Азия, но и являются непременной предпосылкой экономического и социального прогресса всего общества.
Поэтому закономерно,что все больше и больше появляется исследований о роли и месте женщин в жизни советского общества, о деятельности Коммунистической партии и Советского государства по ворлоч"!'!*»! жчигрп л общеет ценяур и производственную ХИЭЯЬ.
Очюмный и оправданный интерес к опыту Коммунистической партии и Советского государства по раскрепощению женщины, приобщению ее к активной, производственной и политической жизни, вовлечению ее в художественное и научное творчество проявляют страны социалистического лагеря и, особенно, молодые государства Азии,Африки, Латинской Америки, недавно освободившиеся от колониального гаета, которых особенно интересует опыт именно республик Советского Востока.
Историография темы-. Проблема эмансипации женщины, приобщения ее к общественному производству и активной духовной жизни, опыт создания максимально благоприятных условий для творческой деятель ности женщины всегда актуальны,, постоянно нуждаются в обобщении ж изучении. Однако знакомство с имеющейся литературой показывает, что проблема раскрепощения женщины в Казахстане, вовлечения ее в общественную и производственную деятельность, особенно в рассматриваемый в данной работе период, еще достаточно не освещена. Работы, посвященные женскому вопросу, как правило, касаются какой-либо одной стороны вопроса (ликвидация неграмотности, участке женщин в колхозном строительстве, правовые проблемы женской зкансЕпации ж т.д.), а хронологически охватывают либо перше года советской власти, включая период восстановления народного хозяйства (1921-1925) либо послевоенные годы1. Исследований же, освещающих тему в период двух пятилеток, особенно участие женщин в развитии индустрии- почти нет, а охватывающих всю проблему в целок: борьбу партии и советского государства за раскрепощение яеивяны, во всех аспектах (политическом, бытовом, социально-экономическом) вовлечение женщин в общественную жизнь и в хозяйственную деятельность на всех участках социалистического строительства - промышленного, сельскохозяйственного и культурного в комплексе нет. А этот опыт необходимо обобщить и изучить не только потому, что зная прошлое легче понять настоящее и предай» яга будущее, но в потому, что и в наше время иногда еще прояв-
I. Ббйсенова М.К. Что дала советская власть женщинам-казашкам, Алма-Ата,1957^ Садвакасова К. Развитие женского образования в Казахстане. Алма-Ата,1967; Хасанова А.-, Хасанов и. Женщина и исламская религия. Алма-Ата, 1958-: Хасанова А. В.И.Ленин и эмансипация женщивы. Алма-Ата,1970-; Сабиева С. Участие женщин Казахстана в коммунистическом строительстве.Алма-Ата, 1973| Сейтказиева Х.Г. В борьбе за свободу."Воггоосы истории Компартии Казахстана8,вып.1,1963; Куватова Р.Б.Некоторне воп« росч партийной работы среду згеяжч Казахстана. "Вопросы истории Компартии Казахстана", Алта-Д,тд,Т967.
ляются кое-где отрыжки•старых феодально-байских взглядов в отношении к женщине и опыт борьбы с этим в прошлые годы имеет большое воспитательное значение.
Исследуемая тема имеет довольно большую историографию. О женском вопросе писали и говорили выдающиеся деятели международного движения. Коммунистической партии Советского Союза и Советского государства, многие из этих публикаций использованы при работе над диссертацией*.
Вопросы эмансипации женщины в Казахстане, развития женского образования, участия женщин в тех или иных областях социалистического строительства в республике исследуется в ряде кандидатских диссертаций^.
В работе широко использовались и труда видных ученых республики, которые, не ставя цель раскрыть исследуемую в данной работе тему, в той или иной степени касались участия женщин в социа-
1. Калинин М.И. О колхозном строе и колхозницах. Госполитиздат, 1966. Его же. О вопросах социалистической революции.М.,1938; Его же. За эти годы.М.,1929; Его же.йзбранные произведения. М.,1975: Цеткин К. Заветы Ленина женщинам всего мира.М.,1938; Ее же. Женщина и ее экономическое положение. М.,1958; Крупская Н.К. Женщина страны Советов - равноправный гражданин.М., 1938; Ее же. Пути раскрепощения женщин Востока, Журнал Коммунист, 1928, й 12; Еэ же. О работе среди женщин.Сб.статей, М., 1926; Август-Бебель. Женщина и социализм.М.,1953} Любимова
С. Работа на Востоке,"Коммунистка".М.,1923; № 3,4: Ее же.Ра-бота партии среди тружениц Востока", М.-Л.,1928; 1Ълощекин Ф.И. На пороге второй пятилетки. М.,А,1933; Росс Е.А. Женщины в советском строительстве. "Туркестанская правда".1923, 8 марта; Артюхина А.Б. Очередные задачи партии по работе среди работниц и крестьянок. М.,1930; Нухра А. Октябрь и женщина Востока, М.,1927; Карасаева Л, Женщины в колхозах-большая сила. М.,1949 и др.
2. Абубакирова Ш. Борьба большевиков Казахстана за вовлечение женщин-казашек в колхозное строительство. М., 1950; Садвака-сова К. Развитие женского образования в Казахстане 1920-1932. Ташкент,1966; Кульбаева Б. Деятельность партийных организаций южного Казахстана по вовлечению женщин в социалистическое строительство, 1917-1937, Л.,1973; Комекова Р. Деятельность Коммунистической партии Казахстана среди женщин в культурном строительстве 1926-1941 гг. Алма-Ата, 1973; Ахметова Л.М. Печать Казахстана в борьбе за вовлечение женщин в согщали^ти-че-кое строительство 1926-1932 тт. йдая-ЛТа,1975.
диетическом строительстве, в промышленности-^, сельском хозяйстве2 к культуре3.
Названные авторы внесли большой вклад в изучение истории Казахстана в советский период и, разумеется, в той или иной степени касались исследуемой нами теш. Однако, до.сих пор нет моно-цэафических трудов, где бы все было систематизировано в одно целое и показан опыт Коммунистической партии и советского государства по вовлечение женщин республики во все основные стороны социалистического строительства.
Было много опубликовано воспоминаний женщин-активисток, участниц социалистического строительства^. В процессе выполнения работы эти воспоминания широко использовались в качестве документальных источников.
Т. Нусупбеков А.Н. Формирование и развитие советского рабочего класса в Казахстане 1917-1940. Алма-Ата,1966; Нусупбеков А.Н. Бисенов х.И. Фальсификация истории и историческая правда. Алма-Ата, 1964; Чуланов Г. Промышленность Казахстана за годы Советской власти. Алма-Ата,1951; Байшев С. Социалистическая индустриализация Казахстана, Алма-Ата.1949; Его же. Победа социализма в Казахстане, Алма-Ата, 1961; Лахшлейгер Г.Ф. Турк-сиб - первенец социалистической индустриализации, Алма-Ата, 1953} Киикбаев и. Промышленность Казахстана в первой пятилетке. Алма-Ата,1951 и др.
2. Турсынбаев А.Б. Торжество колхозного строя в Казахстане.Алма-АтаЛ557; Его же. Колхозное крестьянство Казахстана. Алма-Ата, 1960} Его же. Нер5шимая дружба русского и казахского народов. Алма-Ата,1967; Юсзиов Ш. Оседание казахского кочевого хозяйства. 1930-1934} Алма-Ата,1934; Кенжебаев С.М. Советы в борьбе за построение социализма. Алма-Ата,1969; Его же. Казахстан на подъеме. Алма-Ата,1955 и др.
3. Сулейменов Р. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане, Алма-Ата,1972; Сулейменов Р.Б. и Бисенов Х.И. Социалистический путь культурного прогресса отсталых народов. Алма-Ата,1967; Канадин д. Рассвет искусства преображенного края, Алма-Ата, 1960} Семоаев А.И. История развития советской школы в Казахстане, Алма-Ата, 1962; Варагусов Ж. Образование советской интеллигенции,Алма-Ата,1958: Сиранов К. Киноискусство Советского Казахстана,Алма-Ата,1968; "Культура Советского Казахстана", сб.статей,Алма-Ата,1957 и др.
4 , Сейтказиева I. и Жакетова А. Наши сестры. Алма-Ата,1961-}
"Казе"сган в огне гражданской войны",Сб.воспоминаний,Алма-Ата, 19С0; "Года мужания". Воспоминани-. участников социалистического строительства в Казахстана. Алма-Ата,1969 и др.
В процессе изучения вопроса и выполнения работы, кроме указанных выше трудов, широко использовалась казахская советская художественная литература, в том числе и материалы состязаний акыно-айтысов1.
Даль и задачи исследования« В диссертации ставится цель осветить историю борьбы Коммунистической партии и Советского государства, за подлинную эмансипацию женщины-казашки в годы социалистической реконструкции народного хозяйства, индустриализатщи страны, коллективизации сельского хозяйства, создания фундамента социалистической экономики И победа социализма в СССР (1926-1937 гг.).
Основная задача исследования - показать руководящую роль Коммунистической партии в работе по раскрепощению женщины, выявить' формы и методы просвещения вчера еще бесправных и забитых, самых отсталых членов общества - женщин, пробуждения их классового самосознания, человеческого достоинства, приобщения их к индустриальному и колхозному строительству, поднятию их культурного уровня; показать героические усилия и самоотверженность самих женщин, сумевших преодолеть не только свою робость и невежество, преодолеть сознание собственной неполноценности, веками воспитавшегося в них реакционными обычаями, мусульманскими духовенством, всем укладом патриархально-феодальных отношений и бытия, но и сумевших противостоять заскорузлым традициям и взглядам веками же внедрявшимися в голов»;кочевников "собственными* степными владыками и царскими колонизаторами. Показать как и какими путями и средствами партийная организация и правительство Казахстана при бескорыстной помощи братских народов, особенно великого русского народа, добились того, что женщины республики стали активными и сознательными участниками социалистического строительства и в наши дли вместе со всеми трудящимися страны достигли такого уровня гражданской зрелости и цивилизованности, чтобы Л.И.Брежнев с гордостью »юг воскликнуть: "Встреча, о которой
I. Институт литература и искусства им.Ауэзова М.О. Академии наук Казахской ССР выпустил трехтомный ' сборник под названием. "Айтыс". Алма-Ата,1955-1966. Первый том содержит старые дореволюционные виды айтысов.Второй том - дореволюционные айтысы-загадки. Третий - полностью посвящен народным айтысам в советское время, в данной работе использована первая часть третьего тома.В них в основном женщины-акыны в айтысах воспевают трудовые успехи в социалистическом строительстве, песней критикуют имевшиеся недостатки и пережитки.
мечтали лучшие умы человечества, историческая встреча труда и культуры, - состоялась. В истории нашей страны, в истории всей мировой культуры это был поворот огромного значения"-1-.
Методология исследования и источники. Методологической основой предлагаемой работы явились труды классиков марксизма-ленинизма, особенно работы и выступления В.И.Ленина, а также решения и резолщии съездов партии, Пленумов ЦК КПСС, документы партийной организации Казахстана. Важнейшими материалами диссертации явились декреты и постановления Советского правительства, как центрального, так и республиканского, решения Всероссийских и Всесоюзных съездов Советов, съездов Казахской республики.
Конкретные данные почерпнуты из архивов Казахстана и Москвы. Ценные данные извлечены, например, из 248-го фонда Комитета по улучшению труда и быта грудящихся женщин при ЦИК КазССР, 5-го фонда ЦИК КазССР, 30-го «Ж КазССР), 138-го (Казсовпроф),81-го (Наркомпроса КазССР) и др. Центрального Государственного архива КазССР. Очень интересные и ценные материалы использованы из ЦГА0Р СССР, ЦГАНХ СССР2.
Важные и разнообразные сведения взяты из периодической печати тех лет, особенно из газет и журналов на казахском языке. Много полезного и поучительного получено автором из личных бесед с активными участницами ветеранами социалистического строительства в Казахстане С.Есовой, Героем Социалистического -Груда, участницей основания 1урьевского рыбоконсервного комбината А.Бай-жигитовой, активным бойцом фронта борьбы с неграмотностью З.Намаз> баевой. Широко использованы труды советских историков.
Научная новизна работы. В работе сделана попытка впервые в комплексе показать борьбу партии и Советской власти за рас!фепо-щениелженщины и вовлечение ее в общественную и производственную деятельность на всех важнейших фронтах социалистического строительства - в индустриализации, социалистическом преобразовании сельского хозяйства, в создании новой сгчиаллстической национальной культуры в условиях некапиталистического пути развития ранее отсталых народов» В научный оборот вводится много новых, ранее не нелестных исторических материалов. Богатейший опыт вовлечения
Г. "Правпя", 1977, 3 ноября.
Я, См.РиЛлисграйр» и перечень архипнкх Фондов в кпнпе диссертации.
женщин советского Казахстана в строительство социализма представляет большой теоретический и практический интерес для братских стран социалистического лагеря и молодых развивающихся государств.
дпробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории Казахской ССР и получила одобрение Ученого Совета исторического факультета Казахского Ордена Трудового {фасного Знамени Государственного университета имени С.М.Кирова, а также на кафедре истории СССР 1Урьевского педагогического института.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,трехт глав и заключения.
Содержание работы
Б введении аргументируется актуальность теш исследования», определены его цель и задачи, даны историографический обзор литературы и характеристика источниковедческой базы диссертации.
В первой главе - "Участие женщин Казахстана в борьбе за становление и развитие социалистической промышленности" освещаются вопросы формирования женских кадров в промышленности и показан вклад женщин в ^выполнение планов первой и второй пятилеток.
Одной из основных трудностей социалистической индустриализации в Казахстане являлось подготовка национальных кадров и вовлечение женщин,в производство.06 острой нехватке промышленных кадров говорилось на Пленумах ПК ВКП(б) в июле 1928 и в ноябре 1929 года: "Все силы необходимо сконцентрировать на решении проблею кадров,являющейся ныне главной для социалистического строительства"1.
В апреле 1926 года по инициативе Казахского краевого комитета ВКП(б) и Совета народных комиссаров КазахокоВДССР в Кзня-Орде было проведено совещание, посвященное проблеме развития производительных сил, в котором приняли участие представители многих союзных и республиканских хозяйственных организаций. На совещании были определены конкретные меры развития тяжелой промышленности республики2. На августовском (1926 г.) Пленуме Казкрайкома бьгаг
I. "КПСС в резолюциях...", Т.4, М.,1970, с.338.
Я. "Очерки истории Коммунистической партии Казахстана",Алма-АТя,Тр6?, с.271.
рассмотрены вопросы вовлечения женщин в производство.14 октября 1926 г. был создан Отдел улучшения труда и быта кенщин при ЦИК республики*, задачей которого было вести контроль за устройством на работу, ликвидацией неграмотности, получением специальностей женщинами. В 1927 г. в Казахстане имелось 216 тыс.рабочих,из которых 50432 были женщины, в том числе 5344 казашки: на Эмба-нефти - 185, на Алтайском полиметалле - 130, на Карсакпае 75 и на остальных участках было от 8 до 40 женщин или 8,1 проц. Также на железнодорожном строительстве 944 или 5,1 проц., в лицевом производстве, особенно в Каспийском и Аральском рыбных хо зяйствах - 20,9 проц.3 всех рабочих составляли женщины.
Большинство женщин не имели специальности. Поэтому они занимались тяжелым ручным трудом. В пищевой промышленности женщины были заняты на таких сезонных работах, как ловля рыбы, соление и консервирование овощей, фруктов. Такие недостатки в деле привлечения женщин в производство были не только в Казахстане, но и во всей Средней Азии. В срязи с этим, состоявшаяся 15 янва рн 1928 г. в Москве Всесоюзная комиссия по улучшению положения женщин постановила: "Улучшая условия быта женщин Востока,профсо юзные и другие организации должны особое внимание уделить недопущению увольнения женщин из производства, меньшей оплаты их труда"4.
Во исполнение этих решений ВДК КазАССР 30 апреля -. 6 мая 1928 г. на своей третьей сессии совместно с Нарномпросом приня* постановление об открытии различных женских курсов. В итоге, в Кустанае, Семипалатинске, Павлодаре, Петропавловске, Гурьеве и других городах были открыты курсы на 30-40 мест^.
Для промышленности республики в первой пятилетке требовалось- 100 тыс.квалифицированных рабочих, во второй - 16? тыс.®. Особенно нужны они были в горном деле, на предприятиях цветной металлургии, на стройках и железной дороге. Н-э Г шгрелч Г9,?9 г.
1. ЦГА КазССР,ф.248, оп.1, Д.2, л.26.
2. "Социалистическое строительство Казахской \п0Т", кпт- Дт?, - 1936, 0.294.
3. ЦГА КрзССР,Ф.248, оп.1, Д.5, л.26.
4. П[ГД0Р СЛОГ, Ф.ЗЗТ6, О!г.50, Д. 13, я.З.
5. ПГ4 КчзОТ, i'.?48, оп.1,:'' л.Iе», л.46.
К. "ТГарчхг-пч^кор прчвдр", 1958, ?Я фврряля.
на предприятиях горной промышленности, производства цветных металлов и добычи нефти были заняты всего 1234 женшн-казашек1.Цо-становлением Казахского народного комиссариата труда от II августа 1928 г. при крупных производственных предприятиях были организованы отделы инструкторов для привлечения женщин.В 1931 г. приобрели квалификацию 17537 женщин^.
Лля дальнейшего развития активности женщин в производственной сфере, увеличения числа руководителей бригад,смен,техников, инженеров в приказе № 631 от 7 января 1930 г. Совет Народных Комиссаров СССР обязал обеспечить массовое участие женщин в ремесленных и промышленных предприятиях, в трудовых артелях^.
В I930-I93I гг. из аулов и сел на работу в производстве прибывали тысячи женщин. Одной из первых прибывшая на Чимкентский свинцовый завод Хадиша Адилева4, получив специальность,возглавила цех.
В первой пятилетке уровень вовлечения женщин в производство достиг значительных успехов. Например, в Риддере 21,1 прощвсех рабочих, в Степняке - 14,3 на строительстве Балхаша - 23, в Зыря-новском - 25,2 проц. составляли женщины. К I июля 1933 г. в промышленности республики 24 проц.всех рабочих составляли женщины^. С ростом участия женщин в производстве происходят изменения в семейном быте и политическом сознании женщин.
20 января 1929 г. в газете "Правда" была опубликована статья В.И.Ленина "Как организовать соревнование", положившая начало раз вертыванию всеобщего социалистического соревнования. Во всех отра елях производства республики в борьбе за досрочное выполнение пятилетнего плана росло количество ударных женских бригад и ударников. Например, поступившая ученицей на Алма-Атинскую обувную фабрику Айтбала Назарова стала ударницей, выполняла норму на 108 проц. и впоследствии стала активным участником стахановского двр-нения®.
Вклад женщин в досрочное выполнение первой пятилетки характеризует хотя и малую, но победу на пути борьбы яа равноправие женщины, за освоение ею новой техники. В 1932'г. в Свжкпалатрв-
1ДГАГР СССР, tí), 1235, оп.125, Д.263, л.173.
2.ЦГА КвзССР,4.248» оп.1, Д.67, Л.166.
3.ЦГАОР CCiJP, $.5515,0п.13,д.14,л.3.
т.Рчйшв А» Исторические этапы Хеширования рабочего глчтеа р Овртсгом Кязпгстане. Алма-Ата,1958, с. 79.
Г)Л!'ДЛ? f'C Т, 'К 7^79, ОП.З.ЛЛР", Л.63.
скоы 01футе в промышленности работало - 4052 женщины, из кото-ч рых 1791 участвовала в социалистическом соревновании и 1435 завоевали звание ударниц труда*. На Джезказганском металлургическом заводе из 1548 рабочих 14,4 проц.бшш женщины. В Карагандинском угольном бассейне - 21,4, на Алтайском полиметаллическом -20,5 и на Чимкентском хлопковом заводе - 21,6 проц.рабочих составляли женщины^.
Уже в первый год второй пятилетки увеличивается вклад женщин и в выдачу сверхплановой продукции.Рабочая шахты № 18 Карагандинского угольного бассейна Исамбекова выполняла задание на 125-130 проц..ударница Семипалатинского кожевенного завода Тума-баева на 183 проц.Шигаева с кирпичного завода Западно-Казахстанской области - на НО проц.'* 6500 рабочих на строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги, как один, поддержали лозунг "Пятилетку - в четыре года". Из них 1200 были казахскими женщинами. Они, в основном, работали кондукторами, стрелочниками, смазчицами® и др.
В январе 1934 г. УШ Краевая партийная конференция утвердила второй пятилетний план развития народного хозяйства. "Основная задача, - говорилось в ее решениях, - коренным образом искоренить экономическую и культурную отсталость Казахстана... во всех отраслях промышленности и сельском хозяйстве построить новейшую техническую базу, освоить ее и тем самым выйти в ряды взредовых национальных республик СССР"6.
На I октября 1934 г. из 71627 рабочих I48II или 20,7 проц. были женщины7. А на некоторых предприятиях, например, в Карсак-пае ^Джезказгане они составляли 68,8 проц.всех рабочих, на Чимкентском свинцовом заводе 30,9 проц.®.
• Улучшение бытового благосостояния, рост профессионального мастерства рабочих на предприятиях цветной металлургии, машиностроения, добычи нефти и угля, способствовали широкому развитию
1. "Социалисткк Казахстан",1934, 12 ноября.
2. "Национальный состав кадров предприятий в Казахстане" ,М.,
1936,с.15.
3. "Казахстанская прав да",1934, 14 января.
4. "Прикаспайская правда",1933, 8 марта.
5. "Двадцатилетие Турксиба",Алма-Ата,1950,с.3.
6. Хйлошекин Ф.И.Пятилетка построения социализма,Аима-Ата, 1932,с5
7. Алвмпрйв М.М.Ликвидация экономического неравенства народов Советского В'1стока,М.,1947, с.316.
8."Няпипнргт.той состав кадров предприятий Казахстана",М., 1936,с15
социалистического соревнования. В цветной металлургии зародилось широкое движение рационализаторов. В числе новаторов и передовиков производства было немало женщин - Шестакова из Риддера^,выполнявшая задания на 260 проц., Татикуль Досжанова на Ачисайском полиметаллическом комбинате и другие2.
Огромное значение имели Первое Всесоюзное совещание новаторов,созванное в ноябре 1935 г. и декабрьский Пленум ЦК ВКП(б). Пленум принял директиву по устранению всех помех на пути подъема движения рационализаторов в промышленности и на транспорте, по замене старых технических норм более высокими.
Слеты рационализаторов вдохновляли рабочих, день за днем во всех отраслях промышленности росли ряды женщин-стахазовок и ударниц. На Акмолинск-Карталинской железной дороге трудились 418 женщин-стахановок, 218 ударниц3, 9 бригадиров, 7 механиков, 8 механизаторов4. На стройках железной дороги быстро росли ряды женщин с техническим образованием: машинистов, слесарей, механиков, активно участвовавших в соревновании sa досрочное выполнение пятилетки.Имена автогенщика Джамбулского паровозного депо Марии Степановой, выполнявшей задания на 500 проц., Зинаида Петровны Троицкой^ - первой в СССР в 1931 г. овладевшей специальностью машиниста паровоза, стали известны всей стране. На курсы мащянистог стали прибывать сотни женщин. Одной ив первых казашек машвястоы стала Темирешева на Уральско-Илецком участке. На Турксибе 109 женщин получили специальность помощника машиниста®. В последние годы второй пятилетки уже 9 тнс.женщи имели профессии железнодорожников, 2 тыс. из них казашки'''.
В период выполнения второй пятилетки за четыре года * три месяца женщины республики, овладев техникой наравне с мужчинами, славно потрудились на предприятиях цветной металлургии, металлообрабатывающей, горной прошахеяности ж других отраслях производства. на джезказганском конбввге «8 всех рабочих 418, т.е. 11,4
1. "Большевик Казахстана", * 3, 1936, с.ЗЗ.
2. "Промышленность Казахстана за 40 лет",Алма-Ата,1965,с.53.
3. "Социалистическая стройка",1939, 9 марта.
4. За большевистские .воспитание женской молодежи в Казахстане. Алма-Ата,1935, с.53.
5. "В бой sa технику", J* 8, 1938, с.8.
6. "Казахстанская правда", 1939, 30 июля.
7. "Казахстанская правда",1937, 6 марта.
проп., на Чимкентском свинцовом заводе 259 человек (18,1 проц.), на Ачисайском полиметаллическом комбинате 412 человек (14,3 проц.) на Алтайском полиметалле 1728 рабочих, т.е. 20,5 проц. были женщинами-. Полностью овладев техникой, стали стахановками: на буровой машине в Караганде М.Д.Рогогтпнз , получившая затем звание Героя Социалистического Труда, шахтер Бибижамал Омарова^ работница Актюблнского шахтоуправления, К.Утенигзова4 и другие. А в легкой промышленности в некоторых предприятиях число женщин работниц достигало даже 75 проц.
Больше всего женщин трудилось на пищевых про; тиятиях республики. Уже в голы первой пятилетки 80 проц.всех рабочих здесь составляли женщины^. Женщины пел учат и специальность без отрыва от производства и быстро наращивали производительность труда. Для примера можно назвать выполнявиих задания на 310 проц. Молдашеву, Бетекенову, Мухамедиеву® с Семипалатинского мясокомбината, Кармы-сов у7 с Петропавловского мясокомбината, втрое перекрывавшую сменное задание (она проработала в цехе очистки с начала своей трудовой деятельности со дня основания комбината полных 40 лет), Заги-ну Таболдинову®, награжденную Орденом Ленина и избранную членом Центрального Комитета Компартии Казахстана.
В конце второй пятилетки практически не было такого предприятия в промышленности республики, где бы не трудились женщины.Если в годы восстановления и пертд начала социалистической индустриализации народного хозяйства,участие женщин в производстве б«ло незначительным, то в 1927 г. составило 8,1 проц., в 1932 - унч 14,29 и к 1937 г. - 25,5 проц.10.
Таким образом,участие казахских женщин в производстве за гоп** первой пятилетки выросло в три раза,я к концу второй - вог.ъмг"т!:1г--
но*1._
1. "Национальный состав кадров предприятий в Казахстане",М., 1936,с.15.
2. "Казахстанская правда",1938, 2 октября.
3. "Паши сестра". Воспоминания, мма-Ата,19С1, с.238.
4. Байсенова М. Что дала Советская власть жеягатпе-каяянке, Алма-Ата.1957, с.26.
5. ИГА КазССР,4.248, оп.1, д.67, л.166.
6. "Семипалатинский мясококбпя?т",1937, 7-8 к?пта.
7. "Большевик Казахстана", № 3, 1936, с.33.
8. "Года мужанял. Воспоминания, Алма-Ата Л?6Р, с.149.
9. "Народное хозяйство Казахстана", № 1-2, 1937, с.126.
10."История развития доходного хозяйства Казахской С'Т за гол; второй пятилетки", с.47,
11. Там же.
Вторая глава - "Трудовой героизм женщин в социалистическом переустройстве сельского хозяЕст.а". Коллективизации сельского хозяйства чрезвычайно ыенйли старые привычки, традиции и пережит-патриархальнс-родового строя, упорное сопротивление баеа, имевших мощные хозяйства, и крайняя культурная и политическая отсталость женщин-половины населения аула.
Была проведена большая работа среди женщин по вовлечение их в дело коллективизации, как того требовала резолюция Пленума ЦК РКП(б) (январь,1925 г.), постгловившая "Больпе привлекать рабочих, крестьянских и трудовых женщин Востока в партийное, советское, профсоюзное и кооперативное строительство, Но в Казахстане не удалось полностью претворить в жизнь эти репения. Состоявшаяся 1-2 декабря 1925 г. Всекайахстанская пятая конференция поставила задачи "приобретения политического характера классового расслоения в ауле, объединения и организации бедняков, освобождения трудовой массы в ауле ст влияния угнетателей, высших феодально-патриархальных группы"2, в результате, если в выборах в Советы в 1926 г. участвовало 10195 женщин, то в Г927 г. это ' число возросло в два раза^.
Состоявшийся 2-19 декабря 1927 г. ХУ съезд ВКП (б), руководствуясь ленинским планом кооперирования, принял решение "0 всеобщей коллективизации сельского хозяйства^ преобразовании мелют? и частных хозяйств в крупные коллективные хозяйства,о переходе к социалистической индустрии,основанной на новейшей технике"^.
Для осуществления решения съезда, прежде всего, необходимо было уничтожить в аулах баев и их пособников,поборников религии, родоплеменных обычаев и распрей. С целью вовлечения в эту борьбу всех народных масс, и особенно женщин, проводилась большая политико-социальная и агитационно-пропагандистская работа.Например, в Уральской губернии на 1144 лекциях присутствовали 32570 человек, в числе которых было 3600 женщин®. Эта работа заметно повлияла на активность женщин. Если до этого в колхозе "Красный пахарь" на Павлодарщине состояли 70 женщин и 40 мужчин , в колхозе "Политотдел" Энбекши-Казахского района - 60 женщин и 4 мужчины, то в 1926-1927 гг. в Казахской АССР - из общего количества колхозников почти 60 проц.составляли женщины7.
1. "КПСС в резолвциях...". М.,1970, т.З, с.151.
2. "Советская степь", 1926, 26 февраля.
3. "Советская степь", 1930, 8 марта.
4. "КПСС в резолюциях...",М.,1970, т.4, с.57.
5. ИГА КазССР, ф.249, оп.1, д.5, л.7..
6. Г СТА КазССР, Ф.247, оп.1, Д.533, Л.355.
7. ЦГА КазССР, ф.5, оп.1, л.31, л.7.
Первыми всей семьей вступили в колхоз Биби Лжубанова из волости Туз-Тюбе Уральской губернии, Джантогияа из^ла Бостанднк Акмолинской губернии1, Абила Турдыбаева из аула Кастек. Это она, будучи членом колхоза "Узун-Агач" говорила: "А раньше ничего,оказывается, не понимала. А сейчас заработала 245 трудодней и получила за это 2450 килограммов зерна,600 рублей денег. Я работав дояркой, мук - тракторист"^. Таких женщин можно было встретить и в других местах Казахстана.
Партийные и советские органы республики придавали важнейшее значение и воспитательной работе среди женщин-колхозгиц.ЦИК Казахской АССР открыл курсы советников для работы по руководству иешаянанз в коллективных хозяйствах, артелях и союзах. На эти курсы вместо 305 слушателей было принято 368, в том числе 200 казашек, 10 узбечек, 22 кара-калпачки3..Окончивших курсы направили в зерновые и хлопковые районы, где они возглавили союзы, развернули культурно-массовую и политико-воспитательную работу.
В вовлечении женщин в коллективное хозяйство и установление социалистического строя в ауле большую работу провела первая массовая организация "Союз кошчи", объединившая около полумиллиона бедняков и середняков,в том числе более 17 тысяч женщин4.В ведении Союза было б крестьянских домов, 9 красных чайхан,12 красных юрт®.
15 октября 1929 г. бюро Краевого партийного Комитета Казахстана приняло постановление "об итогах колхозного строительства я очередных задачах"®. Были выделены средства в сумме 121599 тыс. руб.для организации колхозов, всемерного поощрения оседлости бедных крестьян и середняков7.
Огромную историческую роль сыграло направление в сельские районы из промышленных центров двадцати пяти тысяч рабочих. Из двадцатипятитысячников 1204 человека прибыли в Казахстан8. При-
1. "Советская степь",1928, 8 марта.
2. "Казахстанская правда",1935, 8 марта.
3. "Культурное строительство в Казахстане",Алма-Ата, 1965,с.427.
4. "Коллективизация сельского хозяйства Казахстана.1926-1941",
Алма-Ата,1°57,с.II.
5. Ергазиев и. Из истории кооперативно-колхозного строительства. Алма-Ата,1956,с.19.
6» "Коллективизация сельского хозяйства",ч.1,Алма-Ата,1957,с.251.
7. "Народное хозяйство Казахстана",* 8,1929, с.8.
8. "Коллективизация сельского хозяйства в Казахегяне",1926-1942гг. Алма-Ата,1967,с.387
бытие их в колхозы внесло коренные изменения в жизнь женщин-колхозниц, значительно повысило юс политическую активность.Женщи-ны-кодхозницы, учасья у профессионал бьных рабочих, активно начали овладевать сельскохозяйстБе;шыми специальностями. Например, s Алма-Ате и Кзыл-Орде на курсах по подготовке специалистов зернового хозяйства и садоводства обучались 50 женщин*. Б Уральске 37 женщин освоили разные сельскохозяйственные профессии, 13 из них стали трактористками, 7 - слесарями-механиками, 17 овладели разными другими специальностями2. В 1929 г. к уборочной кампании в 16 районах республики было организовано 188 женских бригад, в которых работало 2124 женщины3.
В условиях преобразования сельского хозяйства на социалистических началах союз рабочих класса с трудовым крестьянством все больше укреплялся, приобретал новое содержание. Женщины аулов, сел и городов также активно включились в эти револщионные преобразования. Например, в феврале 1930 г. в Казахстане было открыто семь учебных заведений, готовивших специалистов по сельскохозяйственной технике, в которых обучались 168 женщин4.В Кустанае и Чимкенте на подготовительных курсах для поступления в сельскохозяйственный техникум учились 70 женщин®.
Конференция Казахского краевого ншртийного комитета (30 мая -6 июня 1930 г.) особо отметила, что женщины являются "Огромной силой" в колхозном строительстве и приняла решение о подготовке из их числа председателей колхозов, звеньевых и бригадиров6. На 36 курсах Петропавловского округа учились 429 женщин. На таких же курсах в Кзыл-Орде и в Алма-Ате половину слушателей составляли женщины.
Для дальнейшего развития социалистического строительства на селе и ликвидации недостатков и ошибок в колхозном движении огромное значение имели исторические решения ХУТ съезда ВКП(б),31 марта I93Î г., на бюро Краевого комитета партии был обсужден доклад "О постоянном контроле работы среди женщин и непосредственном управлении ею, об организации женского соревнования между кол хозниками"^. В бригадах "Женское звено", "Ударннй месячник" выро-
1. ЦГА КазССР, Ф.5. on.II, д.59, Л.60.
2. ЦГА КазССР, (>.248, оп.1, д.5, л,7.
3. ЦГА КазССР, п.5, оп.И, д.59, Л.43.
4. ЦГА КазССР, ().5, оп.59, Д.И. *.54.
5. ЦГА КазССР, п.248, оп.1, Д.43, л.22.
6. ИГА КазССР, <>.5, оп.1, д.377, л.82.
7. "Сощалиотик Казахстан", 1934, 8 нарта.
ело немало женщин, ставших потом известшаш своими достижениями в труде, некоторые из них, как Шоллан Мшнбаева, более 10 лет руководившая табачным звеном во Фрунзенском районе Алма-Атинской области, Насиха Дуйсенова - одна из участниц организации овцесовхоза "Тургень" в Энбекши-Казахском района, проделали большую работу по организации и проведению ударных месячников1. А в июле 1931 г. в большой отряд квалифицированных тружениц республики влилось еще 2547 женщин, получивших сельскохозяйственные специальности2.
В результате больших успехов, достигнутых в первой пятилетке,резко изменилась жизнь казахского аула. Отсталое сельское хозяйство начало быстро развиваться, набирать темпы. Зтому способствовало и то, что, по неполным данным, уже в 1932 г. активно действовали 280 женских бригад, в которых работало 4312 женщин3.
Серьезную роль в дальнейшем развитии колхозов сыграл второй съезд колхозников-ударников,состоявшийся в июле 1933 г. в Алма-Ате. В числе 1433 его участников было 442 женщины4, в их числе 102 бригадира, 27 председателей колхозов и другие передовики труда®. Съезд принял постановление о превращении республики в животноводческую базу на Востоке страны. Было принято постановление "Об улуч-шея ни животноводства и развитии его" и в масштабах всей страны на июньском (1934 г.) Пленуме ЦК ВКП(б). Женщина, занятые в животноводстве, горячо поддержали эти решения. Например, работавшая скотницей Жакыл Оспанова из мясо-молочного совхоза им.Октября Уст* Каменогорского района выполнила годовую норму выращивания молодая кя за 8 месяцев, а работница свинофермы "Кенес" кулай Кармысова вышла победительницей и призером соревнования по Союзу®. Доярка колхоза "Социалды" Талгарского района Алма-Атинской области Чай-нек Нурбаева систематически перевыполняла свое задание по надою молока".
Развитие животноводства в республике, борьба за выполнение его продуктивности потребовала дальнейшего укрепления роли МТС. Политотделы МТС призвали женщин овладевать техникой, работать творчески, активнее участвовать в строительстве новой жизни. В
1. "Герои социалистического труда", т.1, Алма-Ата,1970,с.48.
2. ПГА КазССР, Ф 247, оп.1, д.691, л.9.
3. ЗГА КазССР, ф.5, оп.14. Д.ЗЗ, л.86.
4« Исаев 0. Сельское хозяйство Казахстана в 1933 г. Алма-Ата-М, 1933,с.14.
5. Яковлев Я.А. Итоги Всесоюзного П съезда колхозников-ударнигов. Алма-Ата,1933, с.4.
6. "Казахстанская правда", 1934 , 8 марта.
7. "Года мужания". Воспоминания,Алма-Ата,1969, с.214.
о
посевной и уборочной кампаниях 1333-1934 гг. участвовгло 2978 женских бригад,в которых трудилось более 85 тыс.женщин, из них 10827 стали ударницами1.
В зерновых и животноводческих районах республики увеличилось число бригад, возглавляемых женщинами, умножились ряда женщин-ударниц. Как и в промышленности, женщины активно осваивали технику. В 1935 г. в республике 2198 женщин работали на трактора*) 2 на комбайнах и 50 - на автомашинах. По данным 80 ДОС 350 женщин были бригадирами, 450 - звеньевыми, 325 -помощниками бригадиров, 350 - заместителями председателей, 98 - заведовали овцевод-ческиш и свинофермами2.
Ярким показателем коренных изменений,происшедших в сельском хозяйстве в годы второй пятилетки и убедительных побед в ликвидации неравенства женщин,явшгось то,что 23 февраля 1936 г. в Кремлевском Дворце М.И.Калинин вручил семидесяти трем отличившимся животноводам республики ордена Советского Союза, среди награжденных были 24 женщины, в том числе доярка Салиха онгарбаева и телятница Райхан Казаханова^. Кроме того,1011 женщин были награждены похвальными грамотами и значками "Ць-летие Казахстана"*, среди них свекловод Мариям Шрзахметова »хлопкороб Ибахуль Каракулова, делегат II съезда колхозников-ударников в Москве Жамал Рнскулова и другие5.
Денщины в коллективизации сельского хозяйства, и в претворении в жизнь ленинских принципов были боевыми помощниками партии, советских органов. Они проводили большую агитмассовую работу, развивая активность широких масс женщин. К концу второй пятилетки в республике трудились 1338 трактористок, 342 женщны шоферов, 142-комбайнеров®.
Победа социалистического Строя ликвидировала отсталость казахских женщин. Они наравне с мужчинами активным трудом участвовали в дальнейшем развитии всех отраслей сельского хозяйства, повышении жизненного уровня тружеников села,
Третья глава - "Роль женщин в развитии социалистической ь.тдь-туры в Казахстане", для осуществления исторического ленинского декрета "О ликвидации безграмотности народов РСФСР",в Казахстане
1. "История Казахской ОТ",.т.П,Алма-Ата,1964,с.465.
2. ЦГА КазССР,ф.5,оп.14,Д.38,л.91 "Социалистик Казахстан", 1945, 8 марта.
3. "Сталин жолы", № 3, 1936, с.34.
4. "Социалистик Казахстан", 1936, 8 марта.
5. "Большевик Казахстана", Я 3, 1936, с.34.
6. "Материалы П съезда женской молодежи Казахстана", £лмя-Ата,
1939, с.19.
было организовано общество "Долой неграмотность". С помощью пунктов ликвидации неграмотности, передвижных красных юрт, библиотек велась борьба против всяких пережитков прошлого, стоящих на пути получения равноправия и свобода женщин. Профсоюзные и комсомольские организации, женские отделы, собрания женщин-делегаток совместно с меатиыми партийными и советскими учреждениями проделали охромную работу по пропаганде революционного значения советских законов.
В исторических решениях ХУ съезда ВКП(б) говорилось: "Укрепить и улучшить качество политико-просветительной работы в дерев-не.Уделять особое внимание развитию работы радиоустановок и кино в деревне, увеличить сеть библиотек"1.
По сравнению с городом,культурно-просветительная работа в юочевых аулах сильно отставала.В 1926 г. в республике было только 25 красных передвижных юрт2, 273 красных уголка , 683 пункта ликвидации неграмотности. По данным 1926-1927 гг., грамотность женщин в Казахстане составляла 11,8 проц.^. В связи с этим Нарком-црос открыл пункты ликвидации неграмотности при каждой красной юрте^. В конце 1927 г. из 72 тыс.человек, овладевших грамотой, 7 тыс.били женщинами-казашками®.
В деле подъема и организации масс на решение задач социалистического строительства огромную роль играла печать.В 1935 г. в республике издавались 84 газета на казахском языке, 55 - на русском, 8 журналов, в том числе три на казахском языке7. Для развития печати и постройки типографий в Алма-Ате в августе 1931 года Совнарком РССС? выделил 8650 тыс.руб.8 Через печать широко поднимались вопросы развития культуры, воспитания в духе атеизма, установления полного равноправия и свобода женщин.редакции газет и журналов проводили огромную работу по воспитанию сельских и аульных корреспондентов-выходцев из самой гущи народных масс. Для. этого были организованы кружки "Друзья газеты", оказывалась помощь сельско-аульным корреспондентам, в результате в 1934 г. в активе редакций имелось уже 500 женщин-авторов и 20 женщин работали редакторами®._
1. "КПСС в резолюциях...",т.3,М..1970,с.540.
2. ЦГАОР.СССР,ф.5515, 0П.13, Д.11, Л.36.
3. ЦГА КазССР,ф.81, оп.1, Д.П42, л.Ш.
4. "Культурное строительство в Казахстане",Алма-Ата,1965,с.13.
5. ФА КазССР,ф.248, оп.1, д.19,ьл.80.
6. Садвакасова К.Развитие женского образования в Казахстане. Алма-Ата,1969, с.38.
7. "Социалистическое строительство Казахской А"СР",Алма-Ата,
Ï936.C.306.
8. ЦГАОР СССР, ф.1235, оп.125, Д.263, л.310. G 9» "Наши cecTpFi", воспоминания, Аад?п-Ата,Т96Т, с,.?!1).
Органы печати сыграли огромную роль в подъеме народных масс на социалистическое соревнование и ударный труд в промышленности. Яркими примерами этого могут быть газеты "Мясной гигант" в Семипалатинске, "Новое строительство" в Актюбинске, "Ударник.железной дороги". В газетах систематически публиковались материалы о трудовых успехах женщин-ударниц. В 1930 г. грамотность населения возросла на 24 проц. К концу первой пятилетки было запланировано дать образование 188 тыс,человек*.
Однако всего этого было недостаточно. Комсомол, профсоюзы, союз-кошчи, женские отделы наращивали усилия по увеличению числа клубов, театров, кружков художественной самодеятельности, особенно с привлечением девушек. При первичных комсомольских организациях в ноябре 1931 г. были открыты политшколы, работающие раз в неделю, а их программы публиковались в газетах2. В клубах ставились спектакли, проводились беседа, читались доклада на тему раскрепощения и обучения женщин. Первые мастера сцены, способствовавшие развитию народного искусства в республике, были выходцами из этих кружков и творческих вечеров. Выросшим из самодеятельных' вру» ков до уровня профессионального, явился Кзыл-Ординский театр,Здесь впервые из казахских женщин на сцене роль Енлик сыграла в 1927 г. Данила Онгарбаева. Она была и участницей первого показа казахского театра в Москве3. 13 января 1926 г. торжественно был открыт первий профессиональный театр. В 1935 г. в республике работало уже 26 театров, в том числе 7 казахских4. В первые года пятилетки в Казахстане была еще недостаточна активность женщин на сцене, В связи с этим, часто проводились доклады и беседы на темы: "Театр, женпвша и зритель", "Работа театра", "Женщина и домбра"-. Первыми на сцену пришли Зухра Атабаева, Малике Шамова и другие. В полное овладение сценическим искусством Куляш Байсеитовой и Шарой Жиенкуловой явилось доказательством роста казахских женщин до уровня профессиональных артистов5*.
В подъеме культур« и просвещения важное место отводилось кино искусству, которое В.Й.Ленин назвал "важнейшим из всех искусств"®. В 1926 г. в республиканской киносети было 15 кинотеатров-, работали
1. ЦГАОР СССР, Ф.1235. оп.125, д.263, л.60.
2."Ленинская смена", 1932. 30 ноября.
3."Назахстанс эйелдери", » I, 1971, с.П.
4."Социалистическое строительство в Казахской АССР", стат.сб. М.,1936, с.303. ^ •
5. КаНапин А.Расцвет искусства обновленного края. Алма-Ата, 1960, с.7.
6. "Самое важное из всех искусств" ,М.,1963,с.124.
5 киноустановок1, в 1932- 683, а в 1937 г. - 846 киноустановок. С 1929 г. в Длгла-Ате выходили киножурналы о жизни Казахстана год названием "Последние известия"2. В начале ЗО-х годов начали демонстрироваться документальная лента "Туркскб", художественные фильмы "Песня степей", "Голод", "Клад Каратау"3. В 1932 г. в республике насчитываюсь 356 библиотек, книяный Фонд которых составлял 632500 тоиов, а в 19Л7 г. работали 2073 библиотеки с 1782 работниками4 .
В постановлении Пленума ЦК РКП (б) 17-20 января 1925 г. говорилось: "Усилить работу по обучении советским и коммунистическим знаниям крестьянских женщин, к этой проблеме привлекать учителей, особенно учительниц женщин"**. Всеказахстанская УШ партийная конференция (январь 1934 г.) рассмотрела вопрос по народному образованию и постановила добиваться создания в аулах гместо имевшихся карликовых одно-, двух-, трехгодична полновесных четырехлетних начальных школ. В этом же году бич созван I съезд учителей-ударников, "ликвидируя безграмотность, поднимать уровень знания самих учителей", "Бороться за 45 минут", "Учитель решает все" - вот проблемы, которые были на повестке съезда. Были открыты заочные отделения при Алма-Атинском, Уральском и Петропавловском пединститутах6. Менялся и контингент учащихся. В 1927-1928 гг. в 3764 начальных школах учениц-девушек было 31,1 проц., с 1932 по 1938 гг. число их выросло да 42,7 проц.7 В январе 1935 г. краевой комитет ВКП(б) и правительство Казахстана приняли постановление "Об урегулировании состава школ в Казахстане", в нал бшти напечены развитие семилетних и средних школ, повсеместная организация интернатов-общежитий. Если Казахстан в первой пятилетке на дело народного образования истратил 158 миллионов рублей, то во второй - было выделено 1,09 миллиарда средств8.
1. ЦГА КазССР ,ф.81,оп.1»Д.1142,лЛ14.
2."итоги развития народного хозяйства и культурного строительства КазССР за годы второй пятилетки",Алма-Ата,1940,с.68.
3.*Казахстан эйелдери, Л I, 1971, с.16.
4."Итоги развития народного хозяйства и культурного строительства КазОСР за годы второй пятилетки",Алма-Ата,1940, с.67.
5. Воеказахстанский съезд просвещенцев и учителей-ударников. Алма-Ата Л934, с.83.
6. ЦГА КазССР, й.138. оп.Г, Д.1054, л.26.
7. ЦГА КазССР, у>.1479, оп.4, Д.215а, л.95.
8."ИсторияКазахской ССР", т.П, Алма-Ата, 1963, с.546.
Женщин и девушек с высшим образованием становилось больше с каждым года:. Среди них были инженер-металлург Мадика Бегали-ева1, Хулъкихан Балфанбаевз2, в отрасли сельского хозяйства Гуль-жан Нургалиева3 и другие,
В развитии культуры народных масс и женщин в частности, быстрого доведения до народа политики и решений партии и правительства, мобилизации трудящихся на решение исторических задач строительства социализма болыцую роль сыграло и радио. Уже в года второй пятилетки труженики, женщины аулов.и сел могли слышать рассказы об опыте передовиков труда, учиться у них, узнавать, что происходит в стране и за рубежом.
Убедительным доказательством гигантского роста сознания женщин-казашек, расцвета их творческих сил и способностей за эти года служит появление в литературе женских имен, Среди них были Взл-пан Иманбаева4, Мариям Хакимжаяова*5, Жибек Гульсум6 и друтаге, которые в жанре традиционного айтыса и в стихотворной форме современной письменной литературы воспевали свободу женщин, справедливость советского закона. Огромен вклад в литературную жизнь, в подъем политической активности жездн Алт Оразбаевой, Сарн Есо-вой.
До революции в Казахстане из-за социально-экономической отсталости казахский народ не знал профессионального искусства. Огромным завоеванием культурной ревоящжя явилось открытие в январе 1926 г. первого казахского профессионального театра, на сцене которого засверкали такие таланты кж Куаяи БаЙсеитова, Шара 1яен-кулова, ш.Бейсекова и др. Окончательное построение социализма в Казахстане обеспечило участие яеяцп во всех видах искусства.При-мер тому - жизнь первого композитора из женщин, виднейией представительницы казахской музыкальной культур}, ученицы Курмапга» -Дины Нурпеисовой7.
I. "Казахстан эйелдери", Я 4, 1969, 0.26.
2* "Казахстанская правда", 1973, 28 января.
3. "Казахстанская правда", 1935, 8 марта,
4. Калауова 3» "Шзлпан", Алма-Ата,1941^5"Сталин жолы", * 8»
1951.
в, ЦГА КазССР, ф.1342, оп»1, д.40, л.33^42.
7» Яубанов А. Струны столетий. Алма-Ата, 1958* с-,75.
Ярким торжеством ленинской национальной политики и блестящей демонстрацией подлинного раскрепощения женщины-казашки, расцвета ее таланта явилась декада казахского искусства и литерату- . рн в мае 1936 г. в Москве.
Народная мастерица Райхан Езрлыбаева (1894-1969) со своим казахским орнаментом в оформления ковра, с национальной вышивкой в 1926 Г. участвовала во всемирной этжярафической выстнвке в Париже, где получила международный приз. В 1958 г. она также стала обладательницей премии на Всесоюзной выставке*.
В связи с окончательным построением социализма в нашей стране и его дальнейшим развитием происходили изменения и в духзовной жизни народных масс. В.И.Ленин назвал этот процесс культурной революцией. Культурная революция торжествовала во всех уголках нашей необъятной страны, окончательно уничтожила неравенство и пережитки прошлого в жизни и сознании женщин.
Заключение. Под руководством Коммунистической партии и братской помощи народов Советского Союза Казахстан превратился в республику с развитой промышленностью, механизированным сельским хозяйством. Ленинская партия, советское правительство проложили широкую дорогу казахским женщинам к участию в общественной, политической и культурной лизни страны.
В процессе индустриализации, в годы первой пятилетки женщина составляла 14,2 проц.всего рабочего класса республики, а во второй пятилетке - в восемь раз больше»
Развитие колхозного строительства воспитало из среды казахских женщин активных борцов социалистического строительства. Рожденное в Донбассе стахановское движение в качестве высшей формы социалистического соревнования тех лет охватило всех трудящихся, в тс« числе и женщин Казахстана. В итоге второй пятилетки были организованы 2978 женских бригад, в которых трудилось более 85 тысяч женщин, 10827 из них стали в ряды ударников. На полях республики трудились 1338 женщин траотористок, 342 женщин-шоферов, 142 комбайнера.
В период первых пятилеток изменился духовный и моральный облик советских людей, казахский народ достиг значительного расцвета в культурном развитии. Казахстан превратился в страну высокой
I. Казахская Советская Энциклопедия. Алма-Ата,1973, с.Г69.
грамотности. Если в декабре 1926 г. грамотность женщин состав-ляпа 5,6 проц., то на I января 1939 г. достигла 66,3 врос. В 15 научно-исследовательских институтах, 15 опытных станциях и т.п. работало 598 женщин. Подводя итога, можно сказать, что развитие общего культурного уровня женщин явилось неоценимым фактором в исторических успехах социалистического строительства в нашей стране.
В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции женщина получила равные права со всеми членами общества на участие во всех сферах хозяйственной, культурной, общественной и государственной деятельности. Грандиозные преобразования, проведенные в период первых пятилеток, вывели Казахстан на путь социального прогресса, полностью уничтожили причины, порождающие классовую рознь и эксплуатацию человека, обеспечили равноправие женщин.
Вместе со всеми трудящимися нашей страны за претворение в жизнь исторических решений ХХУ съезда КПСС самоотверженно трудятся и женщины Казахстана. Под руководством Коммунистической партии в ходе' выполнения заданий десятой пятилетки они вносят огромный вклад в развитие экономики, культуры и науки.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих статьях:
1. участие казахстанских женщин в промышленноега (1928-1932 гг.). Наследники,(Материалы городской конференции молодых ученых г.Алма-Аты, посвященной 30-летию Победа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне|. Алма-Ата, 1975.
2. Помощь казахстанских женщин фронту (1941-1045 гг.). Наследники, (Материалы городской конференция молодых ученых в Г. Алма-Ате,посвященной ЗО-летию Победа над фашистскими захватчиками в великой Отечественной войне). Алма-Ата,19*5.
3. Самоотверженный труд женщин Казахстана в года Великой Отечественной войны, журнал ЦК Компартии Казахстана» Казахстан аунл шаруашылыгн, * 6, 1975.
4. Участие женщин Казахстана в коллективизации (1926-1937 Жур.Учен.зап.КазГУ, Вопросы истории, # % Алма-Ата,1975.