автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.07
диссертация на тему:
Учение о логических парадоксах Т. Брадвардина

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Журавлева, Евгения Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Калининград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.07
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Учение о логических парадоксах Т. Брадвардина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Учение о логических парадоксах Т. Брадвардина"

На правах рукописи

Журавлева Евгения Вячеславовна

УЧЕНИЕ О ЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДОКСАХ Т. БРАДВАРДИНА

Специальность 09.00.07 - «Логика»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

гг'оя гни

Калининград 2013

005539434

Работа выполнена в Балтийском Федеральном университете имени Иммануила Канта

Научный руководитель: Лисанюк Елена Николаевна,

кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет

Официальные оппоненты: Гусев Станислав Сергеевич,

доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургская кафедра

философии Санкт-Петербургского

академического университета — Научно-образовательного центра

нанотехнологии РАН

Спивак Веда Игоревна, кандидат философских наук, доцент Российский Государственный

Университет им. А.И. Герцена

Ведущая организация: Санкт-Петербургский университет

Государственной Противопожарной Службы МЧС России

Защита состоится «¿6» лтш 2013 г. в на заседании диссертационного совета

Д 212.232.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, Философский факультет, ауд. 167.

Автореферат разослан » HO&-vP&2ft 13 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

И.И. Мавринский

Общая характеристика работы

Актуальность исследования

Учение о логических парадоксах, или инсолюбилиях, представленное в корпусе схоластических трактатов «De Insolubiliis» («Об инсолюбилиях»), является средневековым аналогом современной теории логических и семантических парадоксов. По этой причине исследование сочинения Томаса Брадвардина «Инсолюбилия, или О логических парадоксах» имеет не только историко-философское, но и логико-теоретическое значение. Обращение к схоластическим логико-семантическим концепциям, в том числе к учению Брадвардина об инсолюбилиях, обладает высоким эвристическим потенциалом и может послужить источником новых подходов к решению проблем, стоящих перед современной логикой, математикой и лингвистикой. Однако применение в науке идей схоластической логики осложнено в силу своеобразия терминологии, трудностей извлечения из отдельных концепций необходимой информации, зависимости от культурно-исторического контекста, а также необходимости работы с первоисточниками на латинском языке. Поэтому актуальными задачами становятся: (а) реконструкция основных этапов развития учения об инсолюбилиях в средневековой логике, (б) выявление возможных античных источников этого раздела средневековой логики, (в) реконструкция учения об инсолюбилиях Брадвардина, (г) прояснение специфики и степени оригинальности подхода Брадвардина на фоне других базовых подходов, предложенных в рамках «логики новейших» (lógica modernorum), (д) адаптация и включение подхода Брадвардина в современный круг исследований по логической семантике путем реконструкции учения Брадвардина в терминах современной логики.

Историко-логический аспект актуальности предлагаемой диссертации состоит также и в том, что особый подход Брадвардина позволяет преодолеть односторонность других способов разрешения логических парадоксов, характерных для средневековой логики в целом. Вместе с тем историко-логический аспект анализа учения о неразрешимых предложениях, предложенного Брадвардином, позволяет подготовить основания для дальнейшего анализа брадвардиновского подхода с теоретико-логической точки зрения, применительно к современным проблемам логических и семантических парадоксов.

Трактат «Инсолюбилия, или О логических парадоксах» Брадвардина в современном издании стал доступным широкому читателю на английском и латинском языке лишь в 2010 г., благодаря переводу-билингве, подготовленному видным британским логиком Ст. Ридом (Bradwardine Т. Insolubilia / Introduction, English Translation (bilingual) and Notes by St.Read. Dallas Medieval Text and Translation. Paris; Leuven; Walpole, 2010.). В отечественной литературе имя Брадвардина обычно связывается с отдельными естественно-научными темами, поскольку он был автором таких влиятельных на средневековом Западе трактатов, как «О континууме», «Спекулятивная арифметика», «О пропорциях скоростей движений», «Умозрительная геометрия». По этим причинам учение об

инсолюбилиях как в отечественной, так и зарубежной логике остается еще во многом не ясным.

В рамках истории логики в ракурсе средневековых учений об инсолюбилиях в отечественной литературе имя Брадвардина употребляется лишь в статусе упоминания во многом вследствие того, что и сами средневековые инсолюбилии не слишком хорошо известны отечественному исследователю. В частности, именно в силу практически полной неизвестности имени Брадвардина в отечественной логической литературе, и недооцененности его подхода к решению логических и семантических парадоксов, выбор пал именно на эту персоналию. В зарубежной исследовательской литературе сразу после публикации современного издания трактата «Инсолюбилия» наблюдается всплеск интереса к анализу подхода Брадвардина к логическим парадоксам.

Степень разработанности темы

В последние десятилетия интерес отечественных логиков к средневековому логическому наследию заметно вырос. Весомые результаты были получены В.И. Маркиным и его учениками в области реконструкции силлогистики У. Оккама, Л.Г. Тоноян в исследовании логического наследия Боэция, Апулея, Цицерона и др., Е.Г. Драгалиной-Черной и ее коллективом - в области изучения софистики Средневековья и т.д. Результаты, полученные научным руководителем диссертанта -E.H. Лисанюк, стоят в этом же ряду и представляют собой работы, посвященные реконструкции и анализу разнообразных учений средневековой «логики новейших», в частности, воссозданию учения о суппозициях, консеквенциях, логического диспута с предписаниями и т.д. Достижения отечественных исследователей в области изучения средневековых логических идей, имеющие отношение к теме диссертации, учитываются в данной работе и отражены в списке литературы.

Вместе с тем, в отечественной науке практически полностью отсутствуют исследования, посвященные схоластическому жанру инсолюбилий и сочинению «Insolubilia» Брадвардина в частности. Единственным историко-логическим источником, в котором обсуждаются средневековые инсолюбилии, является труд Н.И. Стяжкина «Формирование математической логики» (Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. - М.: Наука, 1967. С. 167-180. - 509 с. ). Однако на деле оказывается, что автор обходится преимущественно составлением списков средневековых формулировок Лжеца, часто — неоригинальных и измененных по форме (хотя и без ущерба содержанию). Несмотря на то, что Н.И. Стяжкин выделяет некоторые средневековые подходы к решению инсолюбилий, они, тем не менее, не получают должного разъяснения. Более того, выделяемые Н.И. Стяжкиным подходы (рестрикционизм, кассационизм, солюционизм) не исчерпывают всего многообразия средневековых направлений. В целом, работа Н.И. Стяжкина оказывается полезной для «первичного» знакомства с инсолюбилиями, но, вместе с тем, нуждается в серьезных уточнениях.

Существует достаточное количество работ, в которых рассматриваются натурфилософские идеи Брадвардина, в частности, статьи и монографии В.П. Зубова, В.П. Гайденко и Г.А. Смирнова, А.П. Юшкевича и пр. Однако, учение об

инсолюбилиях, предложенное Брадвардином, в указанных работах не анализируется.

В западной истории логики исследование корпуса трактатов «De Insolubiliis» было начато П.В. Спейдом в 1975 г. (Spade P.V. The Mediaeval Liar: A Catalogue of the Insolubilia-Literature. Subsidia Mediaevalia. Pontifical institute of Medieval Studies. -Toronto, 1975. - 137 p.) и продолжается до настоящего момента. Подход Брадвардина, изложенный в трактате «Инсолюбилия, или О логических парадоксах», также упоминается в издании П.В. Спейда 1975 г., однако реконструкция идей Брадвардина, предложенная этим британским исследователем, носит фрагментарный характер. Поиск и идентификацию тринадцати сохранившихся до сегодняшнего дня версий манускриптов «Инсолюбилии», а также историко-логическую реконструкцию (с элементами логико-теоретического истолкования) подхода Брадвардина впервые осуществил британский логик Ст. Рид в 2010 г. Именно на основе издания Ст. Рида и осуществляется данный диссертационный проект.

Цели и задачи исследования

Цель диссертации состоит в исследовании формальных оснований учения Томаса Брадвардина о логических парадоксах и в уточнении особенностей его подхода к их решению в контексте других схоластических учений.

Исследование средневекового учения о логических парадоксах Томаса Брадвардина предполагает решение следующих задач:

1. выявление особенностей средневековой логики, важных для понимания особенностей учения Брадвардина;

2. поиск возможных античных источников средневекового учения о парадоксах в логике;

3. реконструкция основных подходов к решению логических парадоксов с конца XII по XIV вв.;

4. реконструкция и анализ подхода Томаса Брадвардина к решению логических парадоксов; определение степени оригинальности учения Брадвардина на фоне схоластической традиции insolubilia.

Научная новизна

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена историко-научным, формально-логическим, теоретико-методологическим факторами.

Историко-научный фактор состоит в том, что исследование указанной проблемы осуществляется в отечественной научной мысли впервые. Не имеется на русском языке и публикаций о средневековых подходах к решению логических парадоксов, равно как о самом схоластическом жанре неразрешимых предложений (или инсолюбилий), нет и переводов соответствующих трактатов на русский язык. Переводы на другие современные языки носят единичный характер. Воссоздание концепции Брадвардина в контексте развития жанра инсолюбилий в целом в средневековой «логике новейших» восполняет пробел в отечественном историко-логическом знании, точнее - в отечественной истории средневековой западноевропейской логики. Вместе с тем, данный диссертационный проект представляет

новый взгляд на идеи Брадвардина, не сводящийся к тенденциям, заданным британскими исследователями (Ст. Рид, К. Дутил-Новаэс).

Формально-логическая новизна исследования состоит в том, что реконструкция подхода Брадвардина подготавливает почву для дальнейших исследований решения Брадвардина в контексте современной логической семантики, в частности, в области логико-лингвистических исследований и изучения различных аспектов разрешения логических парадоксов. Теоретико-методологическая новизна поставленных задач связана со спецификой подхода Брадвардина к решению логических парадоксов, который оказывается оригинальным как на фоне схоластической традиции, так и с позиций современной логики.

Методы и методология исследования

На сегодняшний день существует три подхода к изучению средневекового логического наследия:

(1) Историко-лингвистический подход, направленный на поиск, идентификацию и расшифровку манускриптов (Ф. Бёнер, М. Грабманн, Э. Муди). Результатом данной деятельности является публикация восстановленного, исправленного и дополненного трактата на латинском языке того или иного средневекового мыслителя.

(2) Историко-логический подход, направленный на изучение средневековых логических учений в рамках собственно средневековой парадигмы (Ф. Бёнер, М. Грабманн, Э. Муди, П.В. Спейд, E.H. Лисанюк, Л.Г. Тоноян). Цель указанного подхода - в выявлении степеней влияния подходов схоластических ученых, в определении списка базовых тем, рубрик и пр. в рамках системы средневековой логики. Практическим результатом применения историко-логического подхода обычно становится издание перевода латинского текста того или иного автора с академическим комментарием. В рамках данного подхода обычно различают:

(2.1) подход, направленный на анализ и реконструкцию становления того или иного учения, понятия; к примеру, отслеживание развития учения о суппозициях с конца XII по рубеж XIV-XV вв.;

(2.2) подход, направленный на анализ и реконструкцию становления мысли в рамках того или иного жанра; к примеру систематизация и анализ средневековых комментариев к «Софистическим опровержениям» Аристотеля.

(3) Логико-теоретический подход, направленный на 5 (а) выявление концептуального содержания средневековых логических учений с целью последующей их реконструкции в терминах современных теорий; (б) оценку эвристического потенциала схоластического наследия для современного логико-семантического знания. На практике данный подход обычно сводится к попытке установления соответствия между современными и средневековыми блоками логического знания (К. Дутил-Новаэс, Ст. Рид, В.И. Маркин, E.H. Лисанюк).

В диссертации преимущественно использован историко-логический подход, причем подавляющая его часть - в смысле (2.1) - исторической реконструкции учения об инсолюбилиях в период с конца XII в. по конец XIV вв. Элементы жанрового подхода в смысле (2.2) также принимаются, однако в меньшей степени. В диссертации используются и элементы логико-теоретического подхода типа (3), в частности, применительно в Главе III. В силу отсутствия современных изданий некоторых средневековых трактатов, был использован и историко-лингвистический подход (1).

Положения, выносимые на защиту

1. Инсолюбшия - жанр средневековой «логики новейших» XII-XIV (XV) вв., в рамках которого разрабатывалась специфическая методика разрешения логических парадоксов; основное внимание в этом жанре схоласты уделяли парадоксам типа Лжеца.

2. Средневековое учение о логических парадоксах проходит четыре основных этапа в своем развитии:

(1) этап зарождения учения об инсолюбилиях: с начала XII в. по 1320-е гг.: от первых упоминаний до первых формулировок решений;

(2) этап зрелых подходов: с 1320-х по примерно 1350-е гг. - появление оригинальных подходов к решению парадоксов;

(3) поздний период: с 1350-х и до конца Средневековья (XV в.) - период освоения ключевых подходов к решению парадоксов в рамках средневековой логики;

(4) этап разложения: XV в. и далее - период, выходящий за рамки Средневековья, и характеризующийся затуханием интереса к учению об инсолюбилиях.

3. Особенность диктистской позиции Брадвардина состоит в признании инсолюбилий в качестве корректным образом сформулированных высказываний, а не выражений, лишенных смысла; причем инсолюбилии, равно как и все другие высказывания, обозначают особую сущность - диктум (dictum), являющуюся смысловым значением, т.е. суждением, которое выражается в высказывании, и именно диктум является носителем истинностного значения (денотата).

4. Особенность идей Брадвардина на фоне других схоластических подходов состоит в том, что определение значений высказывания, как смысловых (диктумов), так и истинностных (денотатов), осуществляется через суппозиции. Брадвардин трактует суппозиции не как свойства терминов, но как свойства высказываний, т.е. не в терминистском, но диктистском ключе, и применяет некоторые типы суппозиции в качестве алгоритмов операции взятия следствий из высказываний. Истинностное значение (денотат) исходного высказывания Брадвардин определяет на основе совокупности значений высказываний-суппозитов, выведенных под исходным, в соответствии с типом суппозиции этого исходного. Совокупность полученных через суппозицию единичных высказываний задает одновременно и смысловое и истинностное значение исходному высказыванию, поэтому

исходное высказывание может быть многозначным по смыслу. Семантический плюрализм и составляет суть брадвардиновского подхода к решению логических парадоксов. Апробация результатов

Основные результаты, полученные в процессе работы над диссертацией, были обсуждены на следующих конференциях и семинарах:

1. Международная научная конференция «Седьмые Смирновские чтения по логике» (Москва, 22 - 24 июня 2011 г).

2. Международная школа-конференция «Нелегитимная аргументация в интеллектуальной культуре Запада от св. Ансельма до Исаака Ньютона» (Москва, 5-8 сентября 2011 г. Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с культурным центром «Покровские ворота»).

3. Всероссийский научный семинар «Модели рассуждений 6: теорий" и технологии аргументации. Памяти профессора В.Н. Брюшинкина» (молодежная секция) (Светлогорск, 4-6 октября, 2012 г.).

4. Международная научная конференция «Восьмые Смирновские чтения по логике» (Москва, 19 - 21 июня 2013 г).

Отдельные результаты исследования отражены в тезисах и материалах научных конференций и семинаров, как всероссийских, так и международных:

1. Журавлева Е.В. Сравнительный анализ логико-семантических концепций У. Оккама и Г. Фреге // Седьмые Смирновские чтения: материалы Междунар. науч. конф., Москва, 22-24 июня 2011 г. [редкол.: В.А. Бочаров, Ю.В. Ивлев, Д.В. Зайцев, A.C. Карпенко, О.М. Григорьев; отв. ред. В.И. Маркин] - М.: Современные тетради, 2011. - С. 134-135. - 200с.

2. Журавлева Е.В. «Лжет ли "лжец": защита тезиса о ложности логических парадоксов Томасом Брадвардином» // Модели рассуждений - 6: теории и технологии аргументации. Программа всероссийского научного семинара. Светлогорск, 4-6 октября 2012 г. Калининград, 2012. - С. 6. - 10 с.

3. Журавлева Е.В. Семантический плюрализм Томаса Брадвардина // Восьмые Смирновские чтения по логике: материалы Междунар. науч. конф., Москва, 19-21 июня 2013 г. [редкол.: И.А. Герасимова, Д.В. Зайцев, A.C. Карпенко, О.М. Григорьев, Н.Е. Томова; отв. ред. В.И. Маркин] - М.: Современные тетради, 2013. - С. 100-102. - 160 с.

Отдельные положения диссертации были апробированы в рамках реализации проекта «Исследование концепции неразрешимых предложений Томаса Брадвардина» (РГНФ № 12-33-01-387, 2012-2014).

Основное содержание работы

Диссертация состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения и списка литературы. Последний содержит 121 наименование, 66 из

которых составляет литература на иностранных языках (среди них латинские и греческие первоисточники). Общий объем работы -210 страниц.

Во Введении обосновывается актуальность исследования; определяется степень ее разработанности как в отечественной, так и в зарубежной науке; формулируется цель диссертации и задачи, необходимые для достижения цели; определяется научная новизна исследования; приводятся методология и методы исследования; формулируются положения, выносимые на защиту; указывается апробация результатов исследования; приводятся общие историко-научные сведения о средневековой, в частности, схоластической, логике.

Первая Глава «Истоки учения о логических парадоксах в средневековой логике» содержит два параграфа. В первом параграфе «"Логика новейших" как наиболее продуктивный этап средневековой логики» приводится описание логических учений периода с кон. XII по XIV в., важных для понимания учения о логических парадоксах Т. Брадвардина; среди них - учения о суппозициях, консеквенциях, диспутах с предписаниями, софизматах. Разъясняются средневековые логические учения, оказавшие влияние на становление основных подходов к разрешению логических парадоксов (терминизм, диктизм).

Во втором параграфе «Античные корни учения о логических парадоксах» осуществляется анализ античных формулировок парадокса Лжеца с целью поиска возможных древних источников, инспирировавших средневековые дискуссии относительно логических парадоксов.

Вторая Глава диссертации «Развитие схоластических представлений о логических парадоксах» содержит два параграфа. Первый параграф «Становление средневекового учения о логических парадоксах» содержит краткое описание истории открытия логических парадоксов на рубеже Х1Х-ХХ в., приводится логико-методологическое разграничение логических и семантических парадоксов (Ф. Рамсей). Далее следует классификация и описание разновидностей схоластических логических парадоксов, а также выявляются основные этапы становления учения о логических парадоксах в Средние века.

Во втором параграфе второй Главы «Основные средневековые подходы к решению логических парадоксов» приводится реконструкция и анализ базовых подходов к решению логических парадоксов типа Лжеца в «логике новейших»: рестрикционизм, кассационизм, «срединный путь», дистинкционизм и «истинная точка зрения Аристотеля и его последователей». А также кратко описываются подходы, оформившиеся в пост-брадвардиновской логике.

Третья Глава «Учение об инсолюбилиях, или логических парадоксах, Т. Брадвардина» содержит три параграфа. Первый параграф «Теоретические основания учения Т. Брадвардина об инсолюбилиях» содержит описание ряда определений, логических постулатов и следствий, необходимых Брадвардину для разрешения парадоксов. Приводится реконструкция и анализ брадвардиновского доказательства первого следствия. Приводится описание особенностей учения Т. Брадвардина, в частности, проясняются понятия «суппозиция», «денотация» и «диктум». Обосновывается особый - диктистский - подход к интерпретации суппозиций в логике Брадвардина. На основе результатов, полученных в первом параграфе

указанной главы, делается заключение о наличии особого подхода «семантического плюрализма», составляющего ядро учения о логических парадоксах Брадвардина.

Во втором параграфе третьей Главы «Реконструкция учения об инсолюбилиях Т. Брадвардина» приводится реконструкция второго следствия, а также элементов седьмой главы трактата, структура которой состоит из возражений и ответов, отсылающей к средневековой методике обсуждения теоретических вопросов. Седьмая глава трактата Брадвардина реконструирована с элементами логики высказываний.

Третий параграф «Анализ учения об инсолюбилиях Т. Брадвардина» состоит в обсуждении основных дискуссионных моментов, касающихся как частных вопросов историко-логической реконструкции подхода Брадвардина, так и собственно логико-теоретических вопросов, связанных с адекватной интерпретацией учения об инсолюбилиях Брадвардина в терминах современной логики. Среди них вопросы брадвардиновской концепции истинности, адекватной интерпретации подхода «семантического плюрализма», сложности обоснования суппозиций в диктистском ключе и пр.

В Заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования; делается вывод о том, что подход, предложенный Т. Брадвардином, оказывается по-настоящему оригинальным как на фоне средневековой традиции исследования парадоксов-инсолюбилий, так и для современной теории логических парадоксов.

Список работ, опубликованных в журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук

1. Журавлева Е.В. Сравнительный анализ логико-семантических концепций У. Оккама и Г. Фреге // Вестник ЛГУ им. A.C. Пушкина. — Сер. Философия. -СПб, 2011. - Т. 2, №4. - С. 182-192. - 292 с.

2. Журавлева Е.В. Инсолюбилия Томаса Брадвардина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2012. - Вып. 6. - С. 46-55. - 169 с.

3. Журавлева Е.В. Томас Брадвардин о типах логических парадоксов // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - Вып. 6. - С. 15-23.-164 с.

4. Подготовлен русский перевод избранных глав «Инсолюбилии, или О логических парадоксах» Брадвардина (оснащен академическим комментарием) Е.В. Журавлевой совместно с E.H. Лисанюк (к. филос. н., доц.) (ожидает публикации в «Историко-философском ежегоднике РАН» в 2013 г.).

Подписано в печать 18.10.2013г. Формат А5, цифровая печать Тираж 100 экз., объем -1,1 п.л. Отпечатано в ЦОП «Копировальный Центр Василеостровский» Россия, Санкт-Петербург, В.О., 6-линия, д.29. тел. 702-80-90, факс: 328-61-84 e-mail: vs@copy.spb.ru

 

Текст диссертации на тему "Учение о логических парадоксах Т. Брадвардина"

04201455779

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

(БФУ им. И. Канта)

На правах рукописи

Журавлева Евгения Вячеславовна Учение о логических парадоксах Т. Брадвардина

09.00.07. «Логика» Диссертация

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: кандидат философских наук,

доцент

Лисанюк Елена Николаевна

Калининград - 2013

Содержание

Введение..................................................................................3

Глава I. Истоки учения о логических парадоксах в средневековой логике............................................................................................26

§1. «Логика новейших» как наиболее продуктивный этап средневековой

логики............................................................................................26

§2. Античные корни учения о логических парадоксах........................44

Глава II. Развитие схоластических представлений о логических

парадоксах......................................................................................66

§1. Становление средневекового учения о логических парадоксах.........66

§2. Основные средневековые подходы к решению логических

парадоксов.....................................................................................100

Глава III. Учение об инсолюбилиях, или логических парадоксах, Т.

Брадвардина..................................................................................126

§1. Теоретические основания учения Т. Брадвардина об

инсолюбилиях.................................................................................126

§2. Реконструкция учения об инсолюбилиях Т. Брадвардина...............143

Заключение.........

Список литературы

197

Введение

Актуальность темы исследования

Учение о неразрешимых предложениях, или инсолюбилиях, представленное в корпусе схоластических трактатов «De Insolubiliis» («Об инсолюбилиях»), является средневековым аналогом современной теории логических и семантических парадоксов. По этой причине исследование сочинения Томаса Брадвардина «Инсолюбилия, или О логических парадоксах» имеет не только историко-философское, но и логико-теоретическое значение. Обращение к схоластическим логико-семантическим концепциям, в том числе к учению Брадвардина об инсолюбилиях, обладает высоким эвристическим потенциалом и может послужить источником новых подходов к решению проблем, стоящих перед современной логикой, математикой и лингвистикой. Однако применение в науке идей схоластической логики осложнено в силу своеобразия терминологии, трудностей извлечения из отдельных концепций необходимой информации, зависимости от культурно-исторического контекста, а также необходимости работы с первоисточниками на латинском языке. Поэтому актуальными задачами становятся: (а) реконструкция основных этапов развития учения об инсолюбилиях в средневековой логике, (б) выявление возможных античных источников этого раздела средневековой логики, (в) реконструкция учения об инсолюбилиях Брадвардина, (г) прояснение специфики и степени оригинальности подхода Брадвардина на фоне других базовых подходов, предложенных в рамках «логики новейших» (lógica modernorum), (д) адаптация и включение подхода Брадвардина в современный круг исследований по логической семантике путем реконструкции учения Брадвардина в терминах современной логики.

Историко-логический аспект актуальности предлагаемой диссертации состоит также и в том, что особый подход Брадвардина позволяет преодолеть односторонность других способов разрешения логических парадоксов, характерных для средневековой логики в целом. Вместе с тем историко-логический аспект анализа учения о неразрешимых предложениях, предложенного Брадвардином, позволяет подготовить основания для дальнейшего анализа брадвардиновского подхода с теоретико-логической точки зрения, применительно к современным проблемам логических и семантических парадоксов.

Трактат «Инсолюбилия, или О логических парадоксах» Брадвардина в современном издании стал доступным широкому читателю на английском и латинском языке лишь в 2010 г., благодаря переводу-билингве, подготовленному видным британским логиком Ст. Ридом1. В отечественной литературе имя Брадвардина обычно связывается с отдельными естественнонаучными темами, поскольку он был автором таких влиятельных на средневековом Западе трактатов, как «О континууме», «Спекулятивная арифметика», «О пропорциях скоростей движений», «Умозрительная геометрия». По этим причинам учение об инсолюбилиях как в отечественной, так и зарубежной логике остается еще во многом не ясным.

В рамках истории логики в ракурсе средневековых учений об инсолюбилиях в отечественной литературе имя Брадвардина употребляется лишь в статусе упоминания во многом вследствие того, что и сами средневековые инсолюбилии не слишком хорошо известны отечественному исследователю. В частности, именно в силу практически полной неизвестности имени Брадвардина в отечественной логической литературе, и недооцененности его подхода к решению логических и семантических парадоксов, выбор пал

1 Опубликовано под ред. Ст. Рида в 2010 г. Bradwardine Т. Insolubilia / Introduction, English Translation (bilingual) and Notes by St.Read. Dallas Medieval Text and Translation. Paris ; Leuven ; Walpole, 2010.

именно на эту персоналию. В зарубежной исследовательской литературе сразу после публикации современного издания трактата «Инсолюбилия» наблюдается всплеск интереса к анализу подхода Брадвардина к логическим парадоксам.

Степень разработанности темы исследования

В последние десятилетия интерес отечественных логиков к средневековому логическому наследию заметно вырос. Весомые результаты были получены В.И. Маркиным и его учениками в области реконструкции силлогистики У. Оккама, Л.Г. Тоноян в исследовании логического наследия Боэция, Апулея, Цицерона и др., Е.Г. Драгалиной-Черной и ее коллективом - в области изучения софистики Средневековья и т.д. Результаты, полученные научным руководителем диссертанта - E.H. Лисанюк, стоят в этом же ряду и представляют собой работы, посвященные реконструкции и анализу разнообразных учений средневековой «логики новейших», в частности, воссозданию учения о суппозициях, консеквенциях, логического диспута с предписаниями и т.д. Достижения отечественных исследователей в области изучения средневековых логических идей, имеющие отношение к теме диссертации, учитываются в данной работе и отражены в списке литературы.

Вместе с тем, в отечественной науке практически полностью отсутствуют исследования, посвященные схоластическому жанру инсолюбилий и сочинению «Insolubilia» Брадвардина в частности. Единственным историко-логическим источником, в котором обсуждаются средневековые инсолюбилии, является труд Н.И. Стяжкина «Формирование математической логики»2. Однако на деле оказывается, что автор обходится преимущественно составлением списков средневековых формулировок Лжеца, часто - неоригинальных и измененных по форме (хотя и без ущерба содержанию). Несмотря на то, что Н.И. Стяжкин выделяет некоторые средневековые подходы к решению инсолюбилий, они, тем

2 Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. - М.: Наука, 1967. С. 167-180. - 509 с.

не менее, не получают должного разъяснения. Более того, выделяемые Н.И. Стяжкиным подходы (рестрикционизм, кассационизм, солюционизм) не исчерпывают всего многообразия средневековых направлений. В целом, работа Н.И. Стяжкина оказывается полезной для «первичного» знакомства с инсолюбилиями, но, вместе с тем, нуждается в серьезных уточнениях.

Существует достаточное количество работ, в которых рассматриваются натурфилософские идеи Брадвардина, в частности, статьи и монографии В.П. Зубова3, В.П. Гайденко и Г.А. Смирнова4, А.П. Юшкевича5 и пр. Однако, учение об инсолюбилиях, предложенное Брадвардином, в указанных работах не анализируется.

В западной истории логики исследование корпуса трактатов «Бе ГшоЫЬПш» было начато П.В. Спейдом6 в 1975 г. и продолжается до настоящего момента. Подход Брадвардина, изложенный в трактате «Инсолюбилия, или О логических парадоксах», также упоминается в издании П.В. Спейда 1975 г., однако реконструкция идей Брадвардина, предложенная этим британским исследователем, носит фрагментарный характер. Поиск и идентификацию тринадцати сохранившихся до сегодняшнего дня версий манускриптов «Инсолюбилии», а также историко-логическую реконструкцию (с элементами логико-теоретического истолкования) подхода Брадвардина впервые

1 Зубов В П Н Орем о соизмеримости или несоизмеримости движений неба Трактат Брадвардина «О

континууме» / В П Зубов - М УРСС, 2004 - 160 с

4 Гайденко В П , Смирнов Г А Западноевропейская наука в средние века общие принципы и учение о

движении - М Наука, 1989 - 352 с - (Библиотека всемирной истории естествознания) (Далее - Гайденко, Смирнов западноевр наука в ср в С )

1 История математики с древнейших времен до начала XIX столетия В трех томах T 1 С древнейших времен до начала Нового времени / под ред А П Юшкевича М Наука. 1970 -352 с

6 Spade Р V The Mediaeval Liar A Catalogue of the Insolubilia-Literature Subsidia Mediaevalia Pontifical institute of Medieval Studies - Toronto, 1975 - 137 p (Далее - Catalogue P )

п

осуществил британский логик Ст. Рид в 2010 г.' Именно на основе издания Ст. Рида и осуществляется данный диссертационный проект.

Цели и задачи

Цель диссертации состоит в исследовании формальных оснований учения Томаса Брадвардина о логических парадоксах и в уточнении особенностей его подхода к их решению в контексте других схоластических учений.

Исследование средневекового учения о логических парадоксах Томаса Брадвардина предполагает решение следующих задач:

1. выявление особенностей средневековой логики, важных для понимания особенностей учения Брадвардина;

2. поиск возможных античных источников средневекового учения о парадоксах в логике;

3. реконструкция основных подходов к решению логических парадоксов с конца XII по XIV вв.;

4. реконструкция и анализ подхода Томаса Брадвардина к решению логических парадоксов; определение степени оригинальности учения Брадвардина на фоне схоластической традиции твокИэШа.

Научная новизна

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена историко-научным, формально-логическим, теоретико-методологическим факторами.

Историко-научный фактор состоит в том, что исследование указанной проблемы осуществляется в отечественной научной мысли впервые. Не имеется на русском языке и публикаций о средневековых подходах к решению

7 Bradwardine Т. Insolubilia / Introduction, English Translation (bilingual) and Notes by St.Read. Dallas Medieval Text and Translation. Paris ; Leuven ; Walpole, 2010 (Далее - Insolubilia. P.).

логических парадоксов, равно как о самом схоластическом жанре неразрешимых предложений (или инсолюбилий), нет и переводов соответствующих трактатов на русский язык. Переводы на другие современные языки носят единичный характер. Воссоздание концепции Брадвардина в контексте развития жанра инсолюбилий в целом в средневековой «логике новейших» восполняет пробел в отечественном историко-логическом знании, точнее - в отечественной истории средневековой западно-европейской логики. Вместе с тем, данный диссертационный проект представляет новый взгляд на идеи Брадвардина, не сводящийся к тенденциям, заданным британскими исследователями (Ст. Рид, К. Дутил-Новаэс).

Формально-логическая новизна исследования состоит в том, что реконструкция подхода Брадвардина подготавливает почву для дальнейших исследований решения Брадвардина в контексте современной логической семантики, в частности, в области логико-лингвистических исследований и изучения различных аспектов разрешения логических парадоксов.

Теоретико-методологическая новизна поставленных задач связана со спецификой подхода Брадвардина к решению логических парадоксов, который оказывается оригинальным как на фоне схоластической традиции, так и с позиций современной логики.

Методология и методы исследования

На сегодняшний день существует три подхода к изучению средневекового логического наследия:

(1) Историко-лингвистический подход, направленный на поиск,

идентификацию и расшифровку манускриптов (Ф. Бёнер, М. Грабманн, Э.

Муди). Результатом данной деятельности является публикация

восстановленного, исправленного и дополненного трактата на латинском языке того или иного средневекового мыслителя.

(2) Историко-логический подход, направленный на изучение средневековых логических учений в рамках собственно средневековой парадигмы (Ф. Бёнер, М. Грабманн, Э. Муди, П.В. Спейд, E.H. Лисанюк, Л.Г. Тоноян). Цель указанного подхода - в выявлении степеней влияния подходов схоластических ученых, в определении списка базовых тем, рубрик и пр. в рамках системы средневековой логики. Практическим результатом применения историко-логического подхода обычно становится издание перевода латинского текста того или иного автора с академическим комментарием. В рамках подхода (2) обычно различают:

(2.1) подход, направленный на анализ и реконструкцию становления того или иного учения, понятия; к примеру, отслеживание развития учения о суппозициях с конца XII по рубеж XIV-XV вв.;

(2.2) подход, направленный на анализ и реконструкцию становления мысли в рамках того или иного жанра; к примеру систематизация и анализ средневековых комментариев к «Софистическим опровержениям» Аристотеля.

(3) Логико-теоретический подход, направленный на (а) выявление концептуального содержания средневековых логических учений с целью последующей их реконструкции в терминах современных теорий; (б) оценку эвристического потенциала схоластического наследия для современного логико-семантического знания. На практике данный подход обычно сводится к попытке установления соответствия между современными и средневековыми блоками логического знания (К. Дутил-Новаэс, Ст. Рид, В.И. Маркин, E.H. Лисанюк).

Понятно, что (1)-(3) не являются взаимоисключающими, более того, синтез указанных подходов (1)-(3) являлся бы идеальным вариантом оценки средневекового логического наследия как в рамках собственно средневековой парадигмы, так и относительно современного состояния дел в логике. Но на деле осуществить синтез подходов оказывается непросто, в частности, в силу того, что (1)-(3) в большей или меньшей степени требуют узкоспециализированных исторических, логических, а также же лингвистических знаний и палеографических навыков. Подход (3) обычно сталкивается с тем, что средневековые логические учения оказываются чрезвычайно «устойчивыми» к попыткам их адаптации в современную форму. Кроме того, всякая историческая реконструкция учений, созданных в рамках средневековой парадигмы, навсегда остается лишь интерпретацией с позиций исследователя, принадлежащего к принципиально иной парадигме. Совершенно ясным оказывается и то, что для осуществления подхода (3) необходимо прежде осуществить историко-логическую реконструкцию в смысле (2).

В диссертации преимущественно использован историко-логический подход, причем подавляющая его часть - в смысле (2.1) - исторической реконструкции учения об инсолюбилиях в период с конца XII в. по конец XIV вв. Элементы жанрового подхода в смысле (2.2) также принимаются, однако в меньшей степени. В диссертации используются и элементы логико-теоретического подхода типа (3), в частности, применительно в Главе III, §2. В силу отсутствия современных изданий некоторых средневековых трактатов, был использован и историко-лингвистический подход (1).

Положения, выносимые на защиту

1. Инсолюбилия - жанр средневековой «логики новейших» Х11-Х1У (XV) вв.,

в рамках которого разрабатывалась специфическая методика разрешения

логических парадоксов; основное внимание в этом жанре схоласты уделяли парадоксам типа Лжеца.

2. Средневековое учение о логических парадоксах проходит четыре основных этапа в своем развитии:

(1) этап зарождения учения об инсолюбилиях: с начала XII в. по 1320-е гг.: от первых упоминаний до первых формулировок решений;

(2) этап зрелых подходов: с 1320-х по примерно 1350-е гг. - появление оригинальных подходов к решению парадоксов;

(3) поздний период: с 1350-х и до конца Средневековья (XV в.) -период освоения ключевых подходов к решению парадоксов в рамках средневековой логики;

(4) этап разложения: XV в. и далее - период, выходящий за рамки Средневековья, и характеризующийся затуханием интереса к учению об инсолюбилиях.

3. Особенность диктистской позиции Брадвардина состоит в признании инсолюбилий в качестве корректным образом сформулированных высказываний, а не выражений, лишенных смысла; причем инсолюбилии, равно как и все другие высказывания, обозначают особую сущность -диктум (dictum), являющуюся смысловым значением, т.е. суждением, которое выражается в высказывании, и именно диктум является носителем истинностного значения (денотата).

4. Особенность идей Брадвардина на фоне других схоластических подходов состоит в том, что определение значений высказывания, как смысловых (диктумов), так и истинностных (денотатов), осуществляется через суппозиции. Брадвардин трактует суппозиции не как свойства терминов, но как свойства высказываний, т.е. не в