автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Украинская народная песенная аллегория

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Колотило, Танасий Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'Украинская народная песенная аллегория'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Украинская народная песенная аллегория"

КИЕВСКИЙ ОРДЕНА ЛШИА И ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОСУДАРСГВШШЯ ШВЕРСШТ ИЫШИ Т.Г.ШЕВЧЕНКО

На правах рутопивж

I

КОЛОТИЛО Танавяй Иванович УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСЕННАЯ АЛЛЕГОРИЯ Специальноать 10.01.09 - Фольклориотигл

Автореферат

лдвоертации на аопвкаяие ученой втепвда кандидата филологиче4н»с наук

Киев - 1991

Работа выполнена в Институте искуоотвоведения, фольклора и етиографиа ш.Ц.Ф.Рыльвкого АН Украинской ССР

Научны¡1 руководитель - кандидат фнлологичевхих наук

ОАЗЯЕС М.11.

Официальные оппоненты - доктор филологичеоких наук

ШЛЩАН.С.»

кандидат филологичеоких наук Ш'ВСКИЙ П.А.

Ведущая организация - Львовский ордена Ленина гоаудар-

отвенный университет шд.И.Я.Фраако

Защита ооетоится " 20" ц КЖЯ 1991 г. в У.З-чаоов на заседании специализированного совета Д 063 18 21 по задаче докторских даооертаций по тзовии литературы и фоль-¿корпахаке при Киевском ордена Ленина и ордена Октябрьской революции государственном университете им. Т.Г.Шевченко по адресу: 252017, Каев-Г7, бульвар Шевченко, 14, ронферещ-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета /ул. Владимирская, 58/.

Автореферат разослан 1991 г.

Ученый секретарь опециалнадрозашого совета каадад^т филологических наук

д.ф.длшвдия

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Современность настойчиво требует глубокого теоретического оомыоления духовного достояния нашего народа. Непреходящую цен-нооть предотавляют фольклорные произведения. Они аккумулировали многовековой жизненный опыт, отобразили постоянно пульсирующий процеоо познания человеком окружающего мира. Устное поэтическое творчество, как правило, содержит художественно завуалированную правду о жизни человека. Такши произведениями являгат-оrf и аллегорические пеони, которые зачастую оозвучны злободнев-кш проблемам нашего времени. Народные аллегорические песни играют деиотвеннув воспитательную, познавательную и эотетачеокую роль в человеческой обществе. Они поэтизируют иавачние общенародные идеалы, разоблачают негативные проявления деятельности людей и отдельных общественных явлений.

Успешное изучение сущности украинской народной аллегорической песни, особенностей ее поэтик» внесет определенную ясность в теоретико-иетодологическув область фольклористики и духовную культуру в целой. В этом и ооотоит актуальность ' диссертационного исследования.

Степень научной разработки проблемы . Народнопеоенная аллегория в украинской фолькдорао-тике, кроме отдельных разысканий,'не раскрыв ажих полноту этого художественного явления, еще не получила целостного теоретического обоснования.. .

Аллегория как эотетачеокая категория тесно соприкасается о басней, о так называвши эзоповым языком."Филология в основном изучала литературную, правда воего прозаичеокую басню, pese - стихотворную, еще в иенызеа иерз - фольклорную. Большая заслуга в этом принадлежит А.А.Потебяе, А.Н.Беоеловскому, И.Я. Франко, Н.Ф.Сумцову и др. Вопросы вароднопесенной аллегории затрагивались преимущественно в связи 9 я »учением »этических особенностей художественного языка' а, как правило, о литературоведческих позиций. Ученые пивала о фольклорной символике, придерживаясь, главным образом, традиционного рассмотрения литературного оямвола в разделе литературной аллегории. Эта тенденция перешла в народоведчвокую ватку.

Современная украинская фольклора стиха оооредоточадаоь на

изучении аллегорического способа отображения действительности в устном пов е о твое ат ельн оы творчестве. Аллегория,в особенности - оказки,исследовалась Г.С.Сухобруо, В.А.Взвенко, И. П.Березовским, Л.Ф.Дунаевокой, А.Ю.Брицьгаой и др. Но аллегорическое отображение в народных песнях специально не изучалось. Отдельные аспекты этой проблем рассматривались лишь вскользь.

Одной из первах фольклористических работ, в которой был дан анализ отдельной группы аллегорических персонажей народных пеоен, в частности украинских, ыохно считать псдледоваане A.A. Потебни "О доле и сродных с? паз Оуцествах"/1265 г./.

Специально ¿нооказательво-аллегорическому споообу народного поэтического мышления посвятил исследование Х.Яцурзвшокий /"Лирические малорусские песни, преимущественно свадебные,сравнил о велнкоруоскими песнями...", 1880 г./. Автор использовал множество фольклорных и научных материалов, на ооноваыии которых объяоняет возможный процесс форсирования иносказательных произведений. Персонажа вздел енннх магических, символических и бытовых пеоен Х.Ящуржинокий связывает с дохристианскими божест-ваш, а также о обособленными явлениями и предметами природы. Однако исследователь не только не конкретизирует овоего понимания аллегорического отображения в песнях, но и трактует иносказание лишь как внешнего форму народной лирики.

Несколько научных разысканий об отдельных аллегорических песнях цринадлеЕнт И.Я.Франко. Глубоким анализом отличаются его студии "Шсня про правду i неправду"/1906 г./, "Ш сн1 про коиа-paVlSIO г./ и др.,,Главной особенность» работ И.Я.Франко является то, что автор видит нераздельную связь аллегорических пер-оонажвй о характером поэтического отображения песенных событий. Вое это вместе формирует "аллегорическую картину", охватнвавдую целое оочинение, способное воздействовать на человека в морально- этическом плане.

Отдельные аллегорические песни привлекаются к анализу в научных разработках, вступительных статьях к фольклорным изданиям, других публикациях■ В фольклористике встречаются также работы, где в системе некоторых жанров или оценочных поэтических уарактераотик лишь опорадическя рассматриваются теш, ensera персонажи аллегорических песен. При атом связь песни о мифооб-рядовой традицией /что является, по нашему мнегаго, главным клкь

чей к изучению таких произведений/ в основном игнорировалась, так как их авторы ставили перед собой иные задачи.

Таким образом, выдвинутая в диосертацпи проблема аллегорической пеони как способа художественного отображения действительности не избиралась предметом специального исследования. Попытка восполнять этот пробел, а именно - оомиолить оушооть песенной аллегории как фольклорного явления - впервые предпринята автором настоящей работы.

Цель диссертации заключается в том, чтобы всеоторонне изучить функционирование в украинском фольклоре на-роднопесенной аллегории как отдельного' /первичного/ опособа отображения действительности, сформировавшегося в период синкретического искусства.

Поставленная цель предопределяет следуищпе ооновные задачи исследования:

- указать на закономерность использования искусством олова очеловеченного иносказательно-предметного отображения действительности, порожденного неустойчивыми представлениями народа о невидимом мире и табуистическими запретами;

- осветить исторический пу*ь научной заинтересованности аллегорическими песнями и раскрыть самое понятие "аллегорическая песня;

- определять место аллегорической песни в системе уотной народной поэзии;

- привлечь к анализу по возмэжяоети большее число текстовых вариантов песен и охарактеризовать тематические группы в комплексе драматически-лирических и юмористически-сатирических аллегорических произведений;

- исследовать особенности поэтики аллегорических пеоен /персонах, композиция, поэтический синтаксис/.

Источпиковой базой дисоертации являются разине по времени и территории зашои текстов народных пеоен рукописных и печатных сборников ХУ11-ХХ от., архивные и некоторые современные их запиоп, прозаический фольклор, этнографические, а такяе научные разыскания из теории оловеоности, археологические дяяяне, произведения прикладного искусства и литератур/ .

Теорёгико-методологичеохой о о-новой работы служат классические научные концепция впдаых шслвтелей и ученых. Главное внимание уделяется ориентации на общенародное миропонимание, эстетические и моральные взгляды. В процесое анализа аллегорических пеоен, а также фольклористически х, этнографических и другого рода материалов ио-подьзуютоя преимущественно историко-ораыштелышй и типологически!; методы.

Новизна диссертации состоит в научной попытке впервые нетрадиционно исоледовать песенную аллегорию этноса как способа художественного видения мира, возникшего на почве мифообрддового культурного комплекса.

'Практическое значение работа. Материалы диссертации могут быть использованы в фольклористике в литературоведении, в процессе преподавания фольклора и методических разработках о народоведении, в дальнейшей исследовании проблемы; они могут служить такие теоретической основой при подготовке отдельного издания аллегорических песен.

Апробация исследования. Дасоертация обоуздалась на заседании отдела фольклористики Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М.Ф.Рыльского АН УССР. Основные положения исследования излагались в публикациях автора, а чаше докладывались на научных конференциях в Киеве, Львове, Каменец-Подольокоы, Тернополе, Кировограде и европейской симпозиуме "Фольклор и современный шр" Лиев, 1990/. С■ IS82 по 1937 год соискателем читались лекции на тему "Украинская аллегорическая песня" студентам филологического факультета Каменец-Подольского государственного педагогического института им. B.Q. Затон-окого, '

«

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диосертация состоит из введения, четырех глав, заключения, опаска попользованной печатной литературы и архивных источников.

Во 'введении обоснована актуальность теш, дана характеристика иоточниковой базы диссертации, определены научная новизна, цель и задачи исследования.

- в -

В первой главе "7 потоков иароднопесенной аллегории" освещается возможная культурная почва, породившая аллегорический художественный способ шояеная, теоретически обосновывается понятие аллегорической песни н дается ее определение.

Соискатель полагает, что обособленно-живое восприятие мира в устном народном творчестве обусловливается верой человека в невидимую цивилизацию, интеллектуально высшие оущеотва которой целиком и полностью управляют обществом земных людей и могут воплощаться в любые предметы и явления, поддавдиеоя восприятию человека. Табуистические запреты, не разрешающие осведомленным передавать информацию о потустороннем мире другим людям, предопределяли иносказательную waiepy высказываний. Всесильным существам "другого мара" поовящались обрядовые действия, приносились жертвы, исполнялись хвалебные песни и т.п. о целью снискать у них помощь и благополучие. Приобретенные знания в процессе развития человеческого общества постепенно отделяли человека от природы, но вера в существование гооподству- . щих сил оставалась прежней. Со временем практически-ритуальная обязательность почитания обособленных сил природы перешла в сферу искусства, сформировав иносказательно-аллегорический способ художественного отображения действительности.

О наделении предметов и явлений природы свойствам человека свидетельствуют памятники материальной культуры древних периодов истории. Скульптурные изваяния, пластика в вида антропоморфных фигур, графические изображения на них, извеотные археологии оо времен Мадленской культуры, впоследствии получили широкое распространение в человекоподобных стилизациях ритуальных предметов и вещей прикладного назначения. Заметное место в этом процеосе занишет так называемый животный стиль, возникший из обожествления зверей, оообо воплотившийся в окифо-сарматском искусстве. Яркие языческие мотивы сохраняли орнаменты и миниатюры древних рукописей. О поклонении восточных славян перед предметами и явлениями природа свидетельствуют шюьмеиные памятники прошлого. Значительный материал об этом находиТоя в древнерусских летописях, агиографической, проповеднической я другой литературе, получавшей освещение в данной главе. Аллегорическим шм<знием проникнута произведения украинекой полеии-

ческой литературы и др.

Древнее представление о мироздании вызвало зарождение и становление драматического действия, Миропонимание созвучно структуре языческих свят га иц, в обрядовом репертуаре которых было много драматических зрелищ. Использование аллегорических пероонажей особенно зримо в средневековом театре, а в произ -ведениях, исполняемых действующими лицами народной драмы, заметны к тому ке мотивы некоторых аллегорических песен.

В средние века превалировали прозаические жанры; стихотворные же были развиты значительно меньше, что, по-видимому, объясняется активным функционированием фольклорной поэзии, которая выполняла действенную общественно-воспитательную роль. Автор! писыденных стихотворных произведений зачастую пользовались^* только фольклорннмн ыотЕзама, образными обособлениями доли, правды, кривды, смерти, "гашого мертвеца" и т.п., но в иносказательно-аллегорической манерой художественного изображения.

■. Пиаьменные источники прошлого донесли до нашего времена сведения о чуидах христианской вере так называемых бесовских, сатанинских песнях, "плясанаа", "гудении", игршцах, обрядовси ряжешш. Не исключено, что посвященные божествам песнопения составляли тематические циклы / в "Слове об"идолах", датированном XII'Ст.,-читаем, что люди пела "песнь бесовскую идолу Роду и рожаницам"/. --Поэтическое слово, адресованное обособленным силам природа; сопровождалось пышным обрядом, жертвоприношениями. По-мощншши'-Й'спутниками дохристианских богов являлись определенные животные 'и -предметы. Объедянявдая их сакральная связь благо -пряятотвовала переходу некоторых свойств божеств на своих подопечных. Таким образом, священнее кивотние становились посредниками мезду мирами, привлекая основное внимание мнфообрядового дейстния, вплоть до посвящения им песен.

Фольклорная аллегория полнокровно воплощается в сказках /о животных и социально-бытовых/. Кроме того, повествовательное устное творчество широко разрабатывает "действительное" художественнее перевоплощение героя, что свойственно лирическим и балладным' песням /мотив "человека-птицы"/. В аллегорических песнях такая таеташрфэза' отсутствует ввиду имеющихся уже сформированных 8ооантропЬ]мор|ичеою1Х героев.

В диссертации рассматривается теоретическая сторона попятил "аллегория", обобщается его этимология тезисом "говорю об ином месте /площади/ собрания"; подчеркивается, что еще а риторике ХУП в. аллегория понималась как художественная манера целого произведения, а не как образ; последнее толкование стало преобладающим в фольклористике и литературоведении позднейшего времени.

Иносказание оперирует возможностью только "говорить об ином". Аллегория же - вместе о тем - отобрааает живое действие о помощью антропомор]зизированяых здэотио-предметных топов и абстрактных идей. Иносказательно-метафорическая модель - ствол в народнопесеняом произведении лишь называет дейотвие, моральное состояние, вещи, но непосредственно не действует. Однако символ мояет перерождаться в аллегорию в процессе омонимической дипашкн поэтической речи. Отдельные средства выразительности /олицетворение, персонификация/ также не шеят полноты атлегорпческого отображения.

В исследовании используются термины "аллегорическая песня" и "песяя-аллегоряя", определяющие конкретные сюжетные образца народных песен в совокупности о их вариантами. Термин "песенная аллегория" обозначает поэтический способ отображения действительности, осуществляемый передачей отвлеченных понятий при помоет обособленных конкретных типов, а такж аллегоряче -ские картины, обусловленные темой, мотивом, эпизодом, персонажем.

Предлагается следующее определение народной аллегорической песни: это эпически-лирическое пролзведение поучительно-ассоциативного содержания, антропоморфные перооната которого воплотили типы человеческого характера, способствующе утвер- . здегая позитивных л порицанию негативных качеств отдельных людей и общественных явлений.

Во второй главе "Аллегорические песни в системе жанров устно;"! народной поэзия" говорится о научной заинтересованности аллегорическими песнями преимущественно в восточнославянской и, в частности, украинской фольклористике.обосновываются вопросы трансформации древних архетапов поэтических мотивов и персонажей таких произведений, а такие предяа-

гается новый подход к научной классификации фольклора, определенное место в которой ванимавт аллегорическая песня.

Адлегоричеокие песни популярны не только в украинском устном творчестве, они известны в фольклоре русских, белоруоов, латышей, литовцев и других народов. П.В.Пейн был одним из первых исследователей, обративших внимание на широкое их распространение . вольклорист дал онотелштизированный обзор лоточников, запечатлевших аллегорические песни, снабдив его некоторыми разъяснениями. В дальне'пем Н.5.Суицов, попользовав библиографические заметки своего предшественника, значительно дополнил их новыми данными по этому вопросу и впервые в фольклористике указал на возможность выделить аллегорические песни как из драматически-лирических, так и юмористически-оатириче-ских груш цроязведеш1й*\ Предложение ученого, однако, не получило поддержки ореди фольклористов црошлого и настоящего времени. В советский период к анализу аллегорического фольклорного творчества•обратились Д.Ц.Молдавский и А.С.Федооик, считающие такие народные сочинения алогическим^. Но разыскания этих ученых базируются на материалах сатирических и юмористических произведений руоокого я белорусского народов. Аллегорические пасни о драматическими картинами в _очень незначительной отепени привлечены в исследовании' В.И.Ереминой4.

Украинские аллегорические пеони давно пользовались большим успехом. Об этом свидетельствуют рукописные песенники я альбомы ХУЛ и ХЛП веков, а также самодельные польские и руоокие сборники того времени. Часто их тексты изменялись под рукой грамотного диада, что породило до сих пор не решенную проблему автороко-народного происхождения песен. .

1. Веын П.В. Материалы для изучения'быта и языка русского населения оеверо-западного края.- СПб.,1837.- T.I.- Ч.1.- C.68I-5S3.

2. Суодов Н.ф. Разбор етнограХичеокях трудов S.Р.Романова// Отчет о пятом Пфиоуздекии премии Ыакария.- СПб. ,1896.- 0.129-231.

3. иоддавокий Д.Ц. Руоокая народная сатира.- Л.,1967; Фядо-oix A.C. Праблемк баларувохай народная ватыры,- Н1нок: Навука t Т8хн1ка, Т978.

4. Ермшна В.И. Поэтический отрой руоской народной лирики.- Л.: Наука, 1978.

- 10-

Из рукописных песенников такие произведения перешли в печатные фольклорные сборники конца ХП1-Х1Х вв. Начиная со сборника народных песен Ж.Паули, аллегорические произведения помещают отдельной группой в своих публикациях Я.5.Головацкий, Я.П.Новицкай, Б.Д.Гринченкс и др. Украинские фольклорные издания советского временя также привлекают к- печати аллегорические песни /сборники песен в записях З.Доленги-Ходаковокого, Осипа и Оедора Бодянскпх, академичеокое издание чумацких песен и др./. В 70-е года нашего столетия в обиход научной классификации фольклорных произведений вводятся понятия "п! сня-баЗка", "але-гор!я". Но эти понятия не подкреплены систематизированным конкретным материалом аллегорических песен.

. . Аллегорические песни составляют своеобразный слой устного поэтичеокого творчеотва, входящий в разные жанры. По современной классификации они входят в сатирические и юмористические, лирические, балладные и исторачеокие произведения, календарно-обряцовую поэзию и народные душ, колош?Ьга и колыбельные песни.

Трудности вычленения аллегорической песни из других жанров объясняются ее споообностьо пребывать в "дифлузном" меж-канровом состоянии. На пршдере песни об орле и коне, поспоривших' мезду собой, иАтоотрирунтоя функциональные изменения, которые привела к переходу первично обрядового произведения в балладу. Такие трансформации народных песен пороздалиоь преиму -щественно новыми общественными явлениями.

Соискатель считает, что известные аллегорические песни в осйовном сформировалась в ХУ11 в., в период расцвета барокко-воЛ культуры на Украине. Но образовались они на почве архаических охем-моделеЛ поэтических мотивов и пероонахей, имевших место в фольклоре более ранних егох.

Нередко в аллегорической пеоне встречаются несколько отрывков или отдельных мотивов разных произведений, что обусловливается живым процессом устного бытования фольклора. Некоторые песни могла сложиться путем "разрастания" гак называемой символической части психологического параллелизма. В практике записывание в упорядочения народных песен имеется немало свидетельств о том, что даже годные фольклористы отделят горизонтальной чертой члены песенных параллелизмов.

- II -

Появлению аллегорических песен способствовало также отмежевание их от обряда, в котором они исполнялись. Не противоречит достоверности и тот .факт, что произведения мифообрядового культурного комплекса перероадалиоь под воздействием гонения христианства из сакральных в юмористически-сатирические. Бытование "извращенных" языческих песен охраняло их исполнителей от церковной инквизиции и таило в себе непобедимость народного мировоззрения.

Многие аллегорические песни фольклористы относят, как правило, к произведениям литературного происхоздения, обосновывая свои доводы презде всего внешними характеристиками поэзии. Соискатель не решает этого вопроса, во ориентирует на необходимость глубокого проникновения в процесс худокественной трансформации таких песен, сочетая его с письменной традицией давнего времени.

Сдовссныз произведения синкретического искусства были посвящены непознанным сала,! природа, олицетворенным антропоморфным судсствам, влияющим на благосостояние кавдого человека.Герои произведений являлись архаическими обособлениями абстракций, которие прошли через сакральную, психологическую типизации н их индивидуализации, содействуя впоследствии зарождению реального способа худояествснного отображения действительности. Только на этой исторической почве могли формироваться герои-лвди и вырабатываться общественная тематика песен. Широкое продуцирование народнопоэтическим искуоством архаических культурных схем-конструкций и коллизионных формул, их распространение ореди разных канров дает право выделить: а/позтпчеспие произведения с иносказательно-аллегорическим« прототипами человеческого общества и б/нозтическпе произведения с реальными художественными типаяащ. Ка;эдын из поэтических уровней пользуется драматически-лзрпческии и юмористически-сатирическим оценочным отображением.

Иносказательно-аллегорический художественный способ, пак предшествуивдй поэтическим произведениям о реальяо-худокест-вешшми типами, в современной классификация фольклора должен рассматриваться вместе с родами устного народного творчества, перед жанрами. Он воплощается в л?хЗых формах поэтических произведений в гввисшлости от их потешщальных возможностей.

В третьей главе "Тематическое разнообразие аллегорических песен" анализируются основные тещ.л мотивы устной поэзии, вобравшие общечеловеческие ценности, выработанные историческим развитием отношений в человеческом коллективе. Будучи предметом отображения и в произведениях реалистического худоке-ственного способа, в аллегорических песнях эти теш получили своеобразное пллостративное переосмысле'ше моральных, этических И эстетических норм человеческого солштельотва.

Историческое, героическое прошлое нашего народа чувственно воплощается дзкорнрованием абстрактного на иной "площади собрания". Реки представляются человекоподобными существами, наделенными определенным иерархичеакниа характеристиками /несня о казаке и Днепре, "Розмова Дн1пра з Дунаем"/. Общенародные взгляды на войну, отношение к ней разных слоев отображены в песнях о войне грибов. Особое распространение приобрел мотив одинокой смерти казака в степи, на чукбине, укрепившийся в прочной схеме песен, где умирающий /пли мертвый/ герой обращается с просьбой к вестникам-животшш, а те, наделенные С>анта отческими свойствами, исполняют ее. Национально-политическими противоречиями прошлого породдена песенная карикатура о морковном ляхе, внешность которого состоит из ово:цей и фруктов, да а сам он броса-етоя в последки'! свой бой со свиньями. Критическая характеристика отношений между массами и слоями общества Х71-ХУП1 вв. дается в карикатурном произведении "Убрався орел за цара", а такке "Ой кричата, верещала чалля прл болот!". В песнях атаего-ризовались общественные явления /панщина, правда и неправда/.

Тема человека в коллективе, родне п семье охватывает шо-жество аллегорических песен. Они отличаются глубоким проникновением во внутренний мир людей, чему способствует ;:швая, чувственная иносказательность отображения. Типичное секейпое строэ-ние с .Тшильныш связями, изображенное в песне "Ходить гарбуз ' по городу" дублирует наблюдаемое в'крестьянском быту. Разнообразные отношения ыедду ыукем и женой довольно четко прослеии-ваэтся п песнях-аллегориях "0," шум ходить", "Ой полола горлнця лободу", "Ой цо ::: то за шум учшшвся" /о комаре и пухе/. Последняя имеет широкое распространение и обратила на сабя вшшатяе ряда исследователей, Жизненные наблюдения полокенц в основу песни о голубке, которая покинула своего голубя. Принципы ко-

- 13 -

ральдого кодекса народа воплотились в песне "Була еда а гор-л!чка". Своеобразное поэтическое отражение получило древнее обрядовое явление - побратимство /"Побратавоя оок!л з орлом"/.Бо-гаты обобщениями социальной действительности песни о доле людской. Б диссертации отведено немало места их анализу. В наследование вовлечены также песни о беде, о молодых годах, о смерти и других аллегорачеоких морально-этических явлениях.

Тематическая груша песен о любви рассматривается в хода анализа поэтических произведений "Вутка селезня полюбила", "Кулик чайку любив*, "Гей на ставку, на ставку", "Коло млияа» коло броду*, "Туман, туман по долив!", "Ой перепэличка, Мала невеличка* и др. Особое внимание уделено характеристике песни, культурная схема которой сформировалась в праисторическую эпоху, - о стрельце^схотнкке, влюбленных голубях и дубе-древе.

Группу аллегоричеоких произведений о свадьбе животных, насекомых -и растений представляет песни, в которых усматриваются разные этапы народного свадебного действия: предсвадебное ухаживание /"Сидить рижок при дороэ!"/, сватанье /"Ой у л1о( щи гор!с1"/, приглашение на свадьбу /и0й свисну, вискну в гор!шок"/, основные моменты приготовления и проведения свадьбы /я0й там л!о повний слуху", "Оиенивоя щиголь", "Загадав ои горобець", песни гак называемой подгруппы "совет животных" и др;А Рассматриваются особеннооти отображения свадьбы и зооморфных прототипов этих песен.

Тема заботы дагери /родителей/ о овоих детях как одна из извечных тем искуоства олова охватывает много аллегорических песен. Их герои одержимы поисками надежного места .тая гнезда, охвачены беспокойством о малых беззащитных детях, встревожены бесправным положением матери-вдовы, вызванным и естественными, и общественными условиями /"Зажуривоя соколонько", "Ой тя сова-совонько", "Ой впвела переп1лонька д!ти", "У нед!лл барзе рано-пораненьку"/. Более обстоятельно освещается песенный сюжет о чайке и ее детях /"03 б1да, б1да мен!, чайц1-небоз1**/.

Соискатель рассматривает также общие вопросы, касающиеся ' . главных и второстепенных мотивов песенных вариантов, от определения которых зависит не только понимание идейной направленности произведения, но и его место среда других аллегорических пеоен.

-14-

По внутреннему наполнению аллегорического отображения 'действительности анализируемые песни можно подразделить на собственно алдегоричеокие /о действувдига зооморфными или антропоморфными лицами/, частично аллегорические /с животно-предметными и человеческими пероояакаыи одновременно/ и аллегорические песни-небылицы /о предметами и животными, наделенными че-ловечеокимй свойствами, восприятие которых не всегда поддается здравому смыслу/. Существует немало произведений, идейно-тематическая направленность и персонаж которых требуют объяснений /раскрытые' и нераскрытне аллегорические пеони/. . -

В четвертой главе "Особенности поэтики украинских народных аллегорических пеоен" рассматривается своеобразие персонажей, композиции и синтаксиса аллегорических пеоен.

Персонажи исследуемых пеоен заимствованы из реального мира, наделены конкретно-чувственными характеристиками, как человекоподобные оущеотва.

Полнота образа аллегорического персонажа создается совокупностью песенных вариантов. Его чувственно-видовому восприятию способствуют не только ваянне фрагменты песенных разночтений - их дополняют определенная информация из повествовательного (фольклора, .обрядов и верований, традиционных этичеоких правил, а также произведения материальной культуры народа ,Ио-пользуя исторически-закрепленные характеристика за каждым реальным предметом, явлением, животным ила растением, лаконичное изложение песня концентрирует внимание на идейном проявлении героя, его поведения, внешности и т.п., чем достигается психологическая наполненность аллегорического персонала. Изображении героев как индивидуумов споооботвухя также семейные, бытовые, обрядовые и другие признаки /"оиничка - воробцева сестричка", оок!л - побратим, боровик - полковник/. Героя некоторых песен наделены имена® /отчествами/ людей в форме народного обращения /Орел Назарович, Пугач Авраыович, Ворона Ыахсимовна/.Дифференциации персонажей помогают конкретизирующие приметы внеп-нооти /"горобчичок ман1о1ш»киП"/ или манифестация внутренних чувств /"сова ... скооа поглядев"/.

Следует заметить, что слово как элементарная единица поэтического языка в аллегорической песне играет неординарную

роль. Оно неоет определенную семантику и составляет смысловой центр описания отдельного дейотвия или характера героя. Обычные лексические эквиваленты в песне изменяют значение номинативное на контекстуальное. Ситуативную семантику приобрели имена существительные "61да", "доля", "панщина" и др.,сформировавшие понятия кивых существ-персонажей аллегорических пе-оен. Антропоморфность таких формирований достигается наделением ях действиями предметно-обособленного образа аналогично человеческой деятельности: способностью мыслить, разговаривать, перекивать и т.п.

Персонажи аллегорических песен в целом группируются на зооморфные и антропоморфные. К первым относятся поэтические прототипы человека в виде зверей, птиц, насекомых, растений. Они полифункциональнн. Поэтические животно-предметные типажи в разных песнях могут иметь различные характеристики. Орел,например,который поспорил о конем и проиграл ему в состязания, не похож ни на орла-вестншса, ни на орла-царя, ни на какую-либо другую птицу - героя аллегорических песен.

Важно подчеркнуть, что классический басенный антагонизм между сильным и слабыми животными-персонажами аллегорическая песня не продуцирует. Более того, аллегория отображает присущую народным песням иерархию "общественной природа". Среди лесных кителей вершителем всех дел является медведь,но не лев -как нарицательный образ литературных произведений. Главенство среди грибов воегда удерживает боровик. А в обществе насекомых законодателем и исполнителем правовых отношзши", как правило, для муха, выступает паук.

Чертами хивого существа наделены в разной степени челове-^оподобние персон ахи доли, беда, правды, неправда, смерти и т.п. Они обладают сверхъестественными способностями влиять на зшзнь лэдей. Одновременно им присущ» чисто человеческие задатки. Во многих случаях эти персонажи вирисовива-отсл в процессе поэтического повествования. Героями аллегорических песен являются таете реальные предметы и явления природы. Значение некоторых из них сильно завуалировано.

Анализ разновременных и территориальных вариантов ачлего-рических несен свидетельствует, что их структура ниеют разветвленное строение. Наиболее распространенную чорму анэшнеГ! гам-

- 15 -

позиции аллегорических весен определяют такие компоненту: 1/информационная часть /зачин/; 2/ообственно диалог /иногда комбинируются - диалог, монолог, повествовательный элемент/. Диалог слагается из обращения-вопроса и ответа на него. Ярким примером этого вида строения служат чумацкие песни о чайке и ее детях.

На разнообразном материале диссертант обосновывает древнее происхождение вопросно-ответного построения художественной речи, являющегося рудиментной основой диалога аллегорических песен. Монологическая форма песни чаще всего использует информационную часть, но иногда обходитоя и без нее.

Обидам внутренним структурам аллегорических песен, как и эпических произведений, овойствен в основном принцип последовательного отображения действительности. Он воплощаетоя преимущественно путем однолинейного или ступенчатого на1ромокдеция объектов-субъектов и их действий, а также еотественного поступательного изложения событий. Строению частично аллегорических песен свойственна амебайная последовательность отображения, а пасняи-небылицам - кумулятивная конструкция.

Упрочненное информационное начало и окончание аллегорических песен обеспечивают стройность их композиции. Эмоционально созвучный содержанию произведения запев предвецает тенденцию главного события песни, а постоянное начало песен о свадьбе лео-ных жителей определило общее название их подгруппы - "совет животных". Закличителышй композиционный компонент способствует расшифровке идеи поэтического повествования, а такке воплощает в себе изменения художественных уровней или резкую развязку, получившую традиционное применение в литературной басне.

Аллегорическим песням свойственна разнообразная строфика. Их эмоциональная выразительность достигается ритмическим повторением своеобразных синтаксических конструкций и усхченшм смысловым значением лексики. Важную роль играют экспрессивные ¿юр-ми слов. Значительное распространение в аллегорических песнях получила гипербола. В целом лайковой материал песен тяготеет к смысловой перецентровке, обусловленной переходом его в иетя'юри-чеокум семантику.

В заключении подвздены итога исследования и

сформулированы выводы, намечаются пути дальнейших научных изысканий в этой области.

Соискатель выносит на защиту диссертационного исследования следующие основные положения:

1. Инооказательно-аллегорический способ художественного отображения действительности восходит к табунстичеоким запретам сообщения сведений о невидимом мире. Поклонение сверхъестественным силам природы породило в синкретическом искусстве ыафообрядовый культурный комплеко, из которого впоследствии повтепенно сформировалась поэтическая система героев-божеств, а ватем - героев-богатнрей и героев-людей.

2. Аллегорическое отображение действительности получило

. разнообразное проявление в древних памятниках словесной и материальной культурн, способствовало возникновению и популярности аллегорических песен.

3. Период становления украинских народных аллегорических песен на почве древних архетипов совпадает о развитием этнической барокковой культуры.

' 4. Аллегорический художественный споооб должен рассматриваться на уровне родов устного народного творчества одновременно о гаористичеоки-оатирическими и драматически-лирическими оценочными характеристиками произведений.

5. Научное определение народной аллегоричеокой пеони /это эпически-лирическое произведение поучительно-аоооциативного содержания, антропоморфные персонажи которого воплотили типы человеческого характера, способствующие утверждению позитивных и порицанию негативных качеств отдельных людей и общественных явлений/ и производных понятий.

6. Украинская аллегорическая песня освещает следующие оо-новные темы: историческое, героичеокое прошлое нашего народа; человек в коллективе, родне н оемье; любовь; свадьба и пиршество; забота матери /родителей/ о овоих детях. Внутренняя наполненность пеоен дает оонованяе группировать их на ооботвенно аллегорические, частично аллегорические и аллегорические пеони-не-былицы. '

7. Аллегорические пеони выработали полифункциональную оиотему зооморфных я антропоморфных персонажей. Поэтическая последовательность отображения действительности в пеонях близка

- 18 -

к внутренним структурам эпических произведений. Важную роль играот композиционные компоненты - уотойчивне начала и окончания пеоен.

8. Зооморфные я антропоморфные персонажи и поэтические картины аллегорических пеоен овоим непосредственным и обобщенно-конкретным воздействием на человека могут оказать воспитательно-познавательное влияние, способное в системе сложившихся условий современной етэни активизировать духовное раавитие личности.

По теми доссертацм автором опубликованы следующие работа:

1. Аллегория в системе художественного познания // 7кра!н-ське л1тературознавство: Респубд1каноький м1аш1до.\™й науковий зб(рник. - Льв1в: ВИща школа, 1087.- Вип.49.- С.ЗУ-45. - /Я». укр.языке/.

2. Собирание и изучение украиноккх нарсдннх аллегорических пеоен // Прсграма обласно! науково-практично! конфереацП зби-рач{в фольклору та тези допов!дзй. - Частина II. - К1розсград, 1988; - 0.15-24. - /Яа укр. языке/.

3. Пасенные аллегории в печатном'собрании Я.Головацкого // Теряоп1льоы51 елав1стичн] !стор2ко-ф!лодог1ч1!1 читашш,- Pi я I. Як1в Головацький 1 рух за кац1онэ.льие i¡дрэдаеяня та культурно еднання слов"яиеь.<их народ!в: Тззи дошвгдей та пов!домлань коиреренцП 23-24 яовтня 1239 р. - Терноп!ль, 1939, - C.22S-228. - /Йа укр.языке/.

4. Аллегорический способ как составим система словесного отображения действительности: К вопросу о систематизации фольклорных произведений //бвропейсызШ сишоз!ум "фольклор I су-чаоний cbít1*: Теза допов1дей. - К., 1990. - C.9I-92. - /Йа укр. языке/.

5. Особенности поэтической структура аллегорической песня // Народна тзорч!сть та етаограф!я. - 1990.'- 4. - 0.4146. - /Ла укр. языке/.

6. Украинская народная аллегорическая песня: от единичных записей до отдельных оборнинов// Книжник.- 1990.- ft 4. - 0.6063. - Ala укр. языке/.

7. К вопросу об аллегорической оталиотичеокой мадере !Л.Шаш-кевича-поэта// Шаикевич1воьк1 читання "Руоька тр!йця" f культура слов|,янського св1ту": Теза. - Дрогобдч-Лы>!в, 1990.-/На укр, языке; в печати/.