автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Генезис жанра колядки и его взаимодействие с другими народнопесенными жанрами (на материале украинского музыкального фольклора)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Якименко, Нина Дмитриевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Генезис жанра колядки и его взаимодействие с другими народнопесенными жанрами (на материале украинского музыкального фольклора)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Якименко, Нина Дмитриевна

ВВЕДЕНИЕ.

ПЕРВАЯ

ГЛАВА: Генезис жанра украинской колядной песни 13 Раздел I. Календарный обряд колядования.

Общая характеристика текстов.

Формы стихосложения.

Раздел 2* Соотношение мелодии и текста.

Полевки-формулы

Раздел 3. Исследование ритмических закономерностей строения колядок.

Процесс и результаты миграции.

Раздел Основные типы украцнс.ких-.-колядных песен и колядки других восточнославянских на" -V" -."илут родов.

Раздел 5, Исторические корни колядной песни.

ВТОРАЯ

ГЛАВА: Взаимодействие колядных песен с другими украинскими народно-песенными жанрами.

Раздел 6. а/ колядки и щедровки. б/ колядки и веснянки. в/ соотношение колядок с другими календарно-обрядовыми песнями . 94 Раздел 7. Взаимодействие колядок и свадебных песен.

Раздел 8. Взаимодействие колядки с жанрами необрядового песенного фольклора.

ВЫВОДЫ.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по искусствоведению, Якименко, Нина Дмитриевна

Настоящая работа посвящена проблеме становления украинской народной колядки. Автор считает своей задачей по возможности полное раскрытие основополагающих признаков данного жанра - специфического круга образов, главных сюжетных мотивов; принципов текстового и мелодического строения; выявление основ метроритмической организации и соответственно традиционных ритмоформул. Особое внимание уделено характеристике закономерностей связи текста и мелодии. Сделана попытка выявить главные генетические корни жанра, охарактеризовать процесс формирования традиционных сюжетов и форм-структур, проследить процессы дальнейшего их развития, степень связи с другими жанрами, т.е. ответить на вопрос, каково место колядки среди других жанров украинского песенного фольклора.

Актуальность темы данной работы очевидна; ее можно определить в двух аспектах: во-первых, детальное изучение жанра, одного из древнейших в украинской календарно-обрядовой песенности, характеризует определенный этап в развитии музыкальной культуры восточнославянских народов. Во-вторых, выявление взаимосвязи колядной песни с другими народно-песенными жанрами указывает на генетическое родство ряда форм-структур и, таким образом, позволяет выявить пути и тенденции их образования.

Календарные обряды украинского народа уходят корнями в глубокую древность. В сложных переплетениях и трансформациях запечатлели они тысячелетнюю социальную историю, формирования мировоззрения, отношения человека к природе, обществу и себе. Календарные обряды доносят до нас отголоски древнейших исторических эпох, начиная с охотничьей первобытности.

Трудно переоценить значение обрядов, на каждом историческом этапе аккумулировавших не только социально-культурный, но, прежде всего, трудовой опыт, и в форме образов-символов передающих его грядущим поколениям.

Календарную поэзию можно характеризовать как своего рода "социальную память", в символической форме воплотившую этапы становления человеческого общества. Временная перспектива делает все более очевидным ее непреходящее значение.

Именно поэтому обрядовая поэзия привлекла внимание многих выдающихся ученых прошлого и современности. Ее исследованию посвящены груды А.Веселовского, Вс.Миллера, А.Потебни, Н.Сумцо-ва, а также работы наших современников - В.Аникина, В.Бобковой, Л.Виноградовой, А.Гурского, А.Дея, Ю.Круть, Л.Лихачева и др.

Календарные обряды - сложные комплексы, состоящие из многих семантически важных компонентов. Песне в обряде традиционно отводилась центральная роль, поскольку она способна выражать стремления людей в особо эмоциональной форме.

Колядка - один из ведущих жанров украинской календарно-обрядовой песенности.

Комплексное изучение этого жанра началось в первом десятилетии нашего века. 1907 год ознаменовался выходом в свет фундаментального труда выдающегося украинского ученого Филарета Михайловича Колессы "Ритм1ка укра!нських народних пгсень". В этой работе формируются основные теоретические положения, связанные с жанром колядных песен. Ф.Колесса является фундатором их всестороннего изучения на основе выявления закономерностей взаимодействия текстового и музыкального начал.

Автор выдвигает важнейшую для нашего исследования гипотезу о формировании основных ритмических закономерностей жанра на основе квантитативных соотношений. Чрезвычайно важным для нашего исследования ритмо-мелодических закономерностей жанра представляется вскрытие Ф.Колессой диалектики формообразующих взаимоотношений мелодии и текста в календарно-обрядовых жанрах, в частности - в колядках. И доныне не утратили своего значения мысли Ф.Колессы об исторически сформировавшихся типах рефренов, о структурообразующей роли конкатенации.

В стихотворном стиле колядных песен автор констатирует наличие важных черт: параллелизма, аллитерации и ассонанса, составляющих базу для зарождения правильной рифмы. Тем самым, отрицается ее возникновение под влиянием других национальных культур.

Установление четкой ритмической формы в обрядовых, в частности колядных, песнях автор связывает с требованиями хорового исполнения.

Весьма важной представляется классификация основных форм колядок, которые различаются по силлабической структуре текста, это: 5 + 5 + 3, 5 + 5 + П/4- + 4-/- форма родственных колядкам щедровок, 5 + 5 + 11 А+ 5 + 4-/- форма достаточно редкая /возможно ее не стоило выделять в самостоятельную группу/, 2/5 + 5 + 4-/» 5 + 5 + П/ 3 + 5 + 5 + 3/. В нашей работе классификация форм колядок идет по синтаксическому строению текста и мелодии.

Очень важен подход к обрядовым песням, в частности украинским колядкам, с позиций сравнительного изучения ритмических параллелей в песенном творчестве других славянских народов.

В работе Ф.Колесса указывает на родство колядного размера с былинным стихом, сохранившимся в северных областях России.

Вопросы развития и специфики жанра колядок затрагиваются Ф.М.Колессой во многих статьях, особенно в статье "Стариин1 мело-дП укра!нських обрядових п{сень /вес1льних I колядок/ на За-карпаттр', изданной впервые в 1934 г. Здесь рассматривается проблема мелодических типов, названных "мелодП груповГ'; важной является мысль о существовавшем в древности различии между жанрами колядок и щедровок. Автор классифицирует колядные песни по содержанию, указывает на ряд стилистических признаков, особенно в тексте, роднящих колядки, обращенные к парню, с былинами. Ценными также являются мысли о родстве украинских колядок с русскими "виноградьями", белорусскими колядками и "волочебными" песнями.

Огромный вклад в изучение украинской и в целом восточнославянской народной песенности внесен трудами Климента Васильевича Квитки, в частности, циклом из трех статей, посвященных ка-лендарно-обрядовым песням.

Мысли К.Квитки о степени устойчивости форм календарно-обрядовых жанров, в частности - колядок, связанной с большим удельным весом в них магического элемента и частичной их мобильности, по мере утраты и забвения первоначальной смысловой направленности определили в значительной степени исследование в нашей работе соотношения стабильных и мобильных элементов ритмомелодической структуры колядок.

Интересным представляется также опыт классификации колядных песен в аспекте структурообразующей функции партий солиста и хора.

Важной для нашего исследования стала гипотеза Квитки о генетическом единстве ряда структур украинской колядной песни.

Характеристике некоторых стилистических черт колядок и щедровок вне проблемы их жанровой дифференциации посвящен раздел книги А.А.Правдюка "Ладов1 основи украшсько! народно! мувики"1.

Стилистика украинских колядок рассматривается в статье В.Л.Гошовского "Фольклор и кибернетика" /1961 г./, а также в одном из очерков книги "У истоков народной музыки славян" /1971 г./.

В эвих работах автор проводит музыкально-синтаксическую классификацию колядок /об этом подробнее см.глЛ настоящей работы; продолжает мысль Ф,Колессы о родстве колядного десятислого-вого стиха с эпическим славянским; очень важно предположение Гошовского о генетическом родстве колядной формы 5 + 5 + 3 с формой 5+3, данная мысль весьма значительна для нашего исследования свадебных песен /гл.П/.

В классификации колядных песен автор допускает несколько тенденциозное освещение фактов, направленное на доказательство отсутствия типологического и генетического родства колядок различных форм /например, автор считает незначительным замену в колядках формы авг четырехсложного рефрена на трехсложный, хотя это явно свидетельствует о близости их колядкам строфической формы; не рассматривает варианты соотношения мелодии и текста в колядках формы авгв; только упоминает о вариантности основных ритмоформул; не вводит в классификацию форму авгав, весьма зна

I Правдюк O.A. Ладовi основи укра!нсько1 народно! музики, К., 1961, с.79-88. чительную для понимания процесса формообразования в данном жанре/. Автор считает, что форма десятислогового стиха в украинских песнях свойственна только колядкам, в то же время, в русском и белорусском она проросла и в другие жанры. Пытаемся во П главе опровергнуть это мнение.

В исследовании Гошовского определены некоторые параллели колядной структуры в южнославянском песенном фольклоре.

Ценным исследованием в области изучения славянской календарной песенности является фундаментальная работа И.И.Земцовского "Мелодика календарных песен" /Л., 1975/, в которой обрядовые песни исследуются комплексно - в связях с другими славянскими и в системе всего обрядового цикла. В названной книге формулируются методологические понятия интонационного поля, ладовой и ритмической формул, мелодического типа; выдвинуто важнейшее положение об особом характере музыкальной семантики обрядовых песен, связанной с определенного типа функциональностью. Среди обрядовых песен автор выводит две типовые группы: 1-е преобладанием ритмико-синта] сической формульности /к которой относятся украинские колядки/; П - с преобладанием ладово-синтаксической формульности.

В связи с украинскими колядками, автор отмечает некоторые из важные стилистические черты: замкнутость десятисложника и обособленность рефрена /припева/ - черта структуры, отличающая их от русских зимних обрядовых песен и роднящая с белорусскими колядками; трихорд в кварте - как ладоинтонационная основа детских песен /и вообще детского фольклора разных стран/; квинтовая восходящая попевка, несущая в украинских колядках большую смысловую нагрузку /это роднит украинские колядки с другими восточнославянскими песнями того же жанра/.

Учитывая недостаточную резработанность данной проблематики стремясь к комплексному исследованию жанровой специфики украинской колядной песни в данной работе в качестве исходных принимаются следующие положения:

I/ Жанр украинской колядной песни сложился на основе трансформации и художественного отрицания традиций фольклора доклассового общества, но, в то же время, и путем поглощения архаичной традиции, которая продолжает существовать в нем в виде отдельных элементов.

2/ Обряд колядования, в том числе и один из его важнейших компонентов - колядная песня, является своеобразным "прологом" всего круглогодичного цикла календарных обрядов. Открывая этот цикл, колядная песенность определенным образом синтезирует в себе предопределяет дальнейшее развитие цикла. Под таким углом зрения изучаются в работе аспекты взаимосвязи колядного жанра с другими календарно-обрядовыми.

3/ Колядный жанр представляет собой устойчивую, замкнутую систему, характеризующуюся жесткостью взаимосвязи компонентов. Степень взаимосвязи его с другими жанровыми системами проявляется на уровне элементов,сквозных для всего комплекса календарно- и семейно-обрядовой песенности.

4/ Учитывая вариативную природу создания - бытования -передачи фольклорных произведений, в основу изучения песен колядного жанра полагаем групповой анализ их вариантов и классификацию их типовых форм. Отправной точкой послужили принципы историко-тилологического исследования музыкального фольклора. Во главу угла ставим учение о песенном ритме как основе классификации музыкальных форм.

5/ В украинской календарной обрядности существует тенденциз сближения аграрного и брачного культов на основе единой идеи плодородия, стремление слить в едином заклинании, благопожелании урожайность полей и счастье семьи. Признание этого факта обуслов! ло необходимость изучения степени и характера взаимодействия жанра колядки с песенностью свадебного обряда.

6/ Сравнительное изучение русского, украинского и белорусского зимнего обрядового фольклора в аспекте этнокультурных, типологических и генетических связей позволяет выявить элементы восточнославянской культурной общности. Тем самым подтверждается архаичность генетических истоков жанра.

Наряду с этим определяются и этнодифференцирующие черты, свидетельствующие о значительной доле своеобразия украинской колядной традиции.

7/ Тесное образно-сюжетное родство, нередко сопровождающееся и прямыми текстовыми соответствиями, общность ряда доминантных признаков ритмо- и структурообразования былин с украинскими колядками позволяют сделать предположения относительно исторического периода, к которому относится их становление.

8/ Б аспекте комплексного изучения жанра украинской колядки несомненный интерес вызывает проблема претворения его традиций в позднейших жанровых наслоениях. Ее изучение позволяет выявить ряг параллельно развивающихся тенденций этого процесса.

Материалы исследования сосредоточены в двух главах работы, подобная ее структура предопределяется "двухчастностыо" формулирс ки темы.

В первой главе - "Генезис жанра украинской колядной песни" последовательно характеризуются различные аспекты стилистики жанра, исходя из особенностей его мелодико-ритмической структуры. Определяется механика и амплитуда ритмической вариантности ведущих структурных отношений мелодии и текста; исследуются миграцио» ные процессы, происходящие в текстах колядок; выявляются ведущие ладо-интонационные комплексы и типовые попевки. Все это имеет целью выявить доминантные характеристики жанра, те "консервирующие механизмы" /определение А.А.Банина/, которые, с одной стороны, облегчают его воспроизведение при исполнении, а с другой -его передачу последующим поколениям.

Следующим этапом является сравнительное изучение жанра украИЕ ской колядной песни в аспекте его взаимодействия с жанрами зимней календарно-обрядовой песенности русского и белорусского народов.

Выявленные здесь прямые аналогии и родственные тенденции позволяют отнести становление изучаемого жанра к эпохе восточнославянской общности.

Этот аспект сравнительного изучения подтверждает относящиеся к сфере материальной культуры выводы Ю.В.Бромлея о том, что сходство между этносами "затухает" постепенно, по мере их территориального удаления друг от друга, а также об этнодифференцирующей роли локальных вариантов.

Во второй главе - "Взаимодействие колядных песен с другими украинскими народно-песенными жанрами- " содержится последовательное сравнение колядок с различными песенными жанрами календарного, семейно-обрядового и необрядового фольклора.

Производится моделирование глубинных структур музыкально-поэтического текста, обнаруживающее существование нескольких параллельных тенденций во взаимодействии жанров: а/ живучесть и действенность килядной традиции, б/ параллельное существование других типологически родственных структур, в/ образование новых текетово-музыкальных структур, где изучаемая традиция, по определению Б.Путилова,"продолжает жить" в виде отдельных следов и элементов. Исследуются примеры, отражающие названные тенденции взаимоотношений жанров.

Значительное место, наряду с констатацией точек соприкосновения жанра колядной песни с другими жанрами украинского песенного фольклора, уделяется здесь выяснению специфических черт каждого из привлекаемых в процессе сравнительного анализа жанров.

Основные итоги исследования суммируются в разделе "Выводы".

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Генезис жанра колядки и его взаимодействие с другими народнопесенными жанрами (на материале украинского музыкального фольклора)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основные выводы

Украинские колядки представляют собой поздравительные песни, исполняемые при обрядовом обходе дворов.

Основная смысловая направленность украинских колядных песен заключается в благопокеланиях, стремлении магией слова воздействовать на благополучие всех сторон жизни человека, на весь будущий год. Этим определяется выбор сюжетных мотивов, образов и выразительных средств, характерных для колядной песни. Основная сюжетная и образная направленность колядной песни - величание, сопровождающееся твердой верой в магию слова, в то, что желаемое станет действительным.

Внутри жанра колядной песни существует ряд сюжетных групп. Каждая из них имеет свой специфический круг образов и сюжетных мотивов. Многие сюжеты и образы колядных песен отражают свойственное народу бытовое православие, т.е. христианские образы и сюжеты переплавленные в общем бытовом контексте, максимально приближенные к реальной жизни.

Основной формой стихосложения в колядных песнях является де-сятислоговый стих, который делится на два равных полустишия /5+5/. Традиционным ритмическим соотношением внутри пятисложника является ритмоформула -Р]1.^.! . Последний слог каждого полустишия -ударный. Другой характерный признак колядного жанра - рефрен,следующий за стихом.

Исследование многочисленных примеров песен приводит к выводу, что наряду с уже описанной в колядной песенности существует еще несколько более сложных форм-структур. Причем, в основе каждой из них лежит принцип а в р . Все выявленные формы текста демонстрируют постепенное расширение масштабов песни от простейшей одностиховой строфы с рефреном, через формы с повторением одного или обеих полустиший после рефрена к сложной форме двухстрочной строфы -песни с припевом. Припев повторяет структуру стиха с рефреном.

Песни с припевом идентичны по силлабическому строению, но различаются по расположению текстового материала, т.е. по синтаксическому строению: а/ колядные песни, в которых припев образуется от повторения десятисложника с рефреном; б/ колядки с самостоятельным, повторяющимся в каждой строфе текстом припева, который в смысловом отношении продолжает рефрен; в/ песни, в которых текст следующей строки исполняет функцию припева.

Внутри каждой из основных силлабических структур наблюдаются варианты, образованные сходными факторами: а/ увеличением или уменьшением слогов в каждом элементе; б/ повтором отдельных элементов; в/ прибавление новых, равноценных элементов.

Сравнение стереотипных ритмоформул каждой из названных структур с ее вариантами показывает, что ритмическая вариантность не разрушает основные факторы исходной ритмоструктуры. Увеличение количества слогов в силлабических группах происходит за счет дробления основных ритмоединиц. Расширение же синтаксической структуры возникает из повторности отдельных структурных элементов без изменения. Новые синтаксические элементы обычно воплощают ритмические закономерности исходных построений.

Количественнослоговая структура рефрена не является постоянной. Он может содержать 3 либо 4 слога. В процессе анализа колядных песен выявлено, что песенной форме а в в одинаковой степени свойственны 3-х и 4-х сложные рефрены, в то время как в колядках с припевом в основном присутствует 3-х сложный рефрен.

Исследуя проблему соотношения мелодии и текста в колядных песнях основных структур, приходим к выводу, что музыкальная форма в большинстве случаев следует за текстом, в ней находят отражение свойственные тексту репризы. Текстовой форме а в г соответствует мелодия, также состоящая из трех элементов. Первые два образуют прямую волну /восхождение от 1/Ш/ ступени к У/У1/ и затем плавное возвращение к I. Третий элемент, соответствующий рефрену, представляет по функции дополнение. Подобное мелодическое построение становится составной частью колядных песен других структур. Текстовой структуре колядных песен а в в соответствуют три варианта музыкальных структур, в двух из них / А + В + Я+Б, А + В + Я+В1/ реприза текста находит соответствующее музыкальное воплощение. И только в третьем варианте /А + В + К. + С/ репризность текста не находит отражения в строении мелодии.

Между основными типами музыкальных построений обнаруживается явная преемственная связь. Форма А + В + Е. + В сродни простой форме А Б Б с восходящим мелодическим движением в рефрене. Сложная форма колядки с припевом наследует принципы формы А В Я С нисходящим 3-х сложным рефреном.

В музыкальной форме колядных песен выявлены различные по значению элементы, определенные как стабильные, сохраняющие свои свойства в большинстве примеров и мобильные, имеющие значение второстепенных факторов, зависящих от вкуса и привычек конкретного исполнителя, региональной специфики исполнения. На основе стабильных элементов музыкальной формы выведены попевки-формулы, свойственные основным разделам колядной песни. Постоянство их общего мелодического контура /при различном ладовом, ритмическом воплощении, наличии либо отсутствии мелизмов и т.п./ доказывает, что они являются традиционными, содержат черты, присущие древнейшим образцам данного жанра.

Родство попевок-формул в колядных песнях основных структур доказывают генетическую связь всех перечисленных форм, происхождение их из единого корня.

Исследование интонационного строя колядных песен позволяет шявить несколько главенствующих в этом жанре попевок, составляющих интонационную основу колядных песен основных структур. Эти интонации свойственны песням практически всех регионов Украины и присутствуют в образцах, зафиксированных в различное время. Это интонации квартового /квинтового/ восходящего и нисходящего скачков, движение по восходящему и нисходящему диатоническому тетра-, пентахорду, варианты опевания тетрахорда в сексте. Особенно важной является квинтовая восходящая попевка, свойственная обычно инициальным построениям и рефренам колядных песен, эта попевка характеризуется многими исследователями как межнациональная, имеющая празднично-поздравительную смысловую направленность.

На основе сравнительного анализа образцов украинской колядной песенности выведены традиционные ритмоформулы, подчиняющие себе ритмическое строение текста и мелодии данного жанра. Это особые ритмоформулы для каждого элемента структуры песни: а/ оба полустишия строятся по принципу ^.СН4)/^ » с ударением на последнем слоге; б/ рефрен подчиняется ритмоформулеД! /3-х сложный/, либо РЬ}}. /4-х сложный/.

Стремлением к соответствию названным ритмоформулам объясняется изменение привычных в устной речи ударений в словах, существование словесных повторов, синонимических сочетаний, введение в текст вспомогательных частиц. в/ При силлабическом подобии припева и стиха с рефреном, в припеве сформулировалась особая ритмоформула / )>})>} Р / полустиший с другим расположением ударных слогов /ритм трехсложного окончания соответствует рефрену/. Многочисленные примеры существования текстов с другими мелодиями показывают, что традиционные ритмоформулы не изменяются.

Сравнительное изучение примеров русской, украинской и белорусской колядной песенности позволяет обнаружить в них целый ряд общих сюжетных мотивов. Несмотря на специфику их развития у каждого народа, присутствие общих сюжетов доказывают древние истоки их происхождения, а период формирования жанра колядки позволяет отнести к историческому этапу донационального разделения восточнославянских народов.

Сравнение украинских колядок с белорусскими песнями того же жанра позволяет заключить, что в белорусском фольклоре колядный жанр характеризуется значительно большим разнообразием принципов структурной и ритмической организации текстового и мелодического материала. Это связано с полифункциональностью колядки в белорусском обряде. Исходя из этого, сравнение украинских образцов проводилось с белорусскими колядками, идентичными по функциональной направленности - обходно-поздравительными, при сравнении их обнаружено много сходных черт ритмоструктурной организации песенного материала. В основе белорусских обходных колядок, как и украинских, находится ритм пятисложника !>; значительное количество белорусских образцов представляет форму однострочной строфы /синтаксическое строение текста - а в г , силлабическое -5+5+4, мелодическое - АВЕ/. Специфически белорусским является вариант данной структуры со сдвоенным стихом - а в а в г . Наиболее популярной в обходных белорусских колядках является структура с повторением второго полустишия после рефрена - а в г в, встречающаяся в украинском материале менее популярна. Форма песни с припевом /двухстрочной строфы/, значительно преобладающая в украинской колядной песенности, в белорусских колядках встречается значительно реже, эти песни не являются собственно обходными.

Близкое родство наблюдается и в интонационном строе украинских и белорусских колядных песен.

Выявленные черты сходства русских зимних святочных песен с украинскими колядками относятся в основном к песням русско-украинско-белорусского пограничья. В остальных же случаях оно проявляется на элементарном уровне. Много черт структурной и ритмо-интона-ционной общности выявлено между украинскими колядками и колядками Брянской области. Определенные черш сходства с украинскими колядками в сфере формообразования и ритмо-интонационного развития наблюдаются и в других жанрах русского песенного фольклора - свадебных, хороводных, что объясняется сходством их функциональной направленности - величанием.

Общность многих черт сюжетной и языковой стилистики, а также некоторые общие закономерности структурообразования былин и колядных песен свидетельствуют о том, что возникновение обоих этих жанров относится к одной исторической эпохе.

Основными параметрами сравнительного анализа колядных песен с другими народнопесенными жанрами являются следующие: а/ общность сюжетных мотивов, образных параллелей, отдельных словесных оборотов, рифм; б/ общность принципов формообразования /наличие, вид и местоположение рефрена, припева; делимость стиха на полустишия, их силлабический состав, соотношение ударных и безударных слогов; в/ выявление общности принципов стихосложения; г/ выявление родственных закономерностей ритмического развития, общих рит-моформул, поскольку именно ритмические типы являются наиболее показательным!моментами взаимодействия жанров; д/ выявление общности в мелодике, в ее ладо-интонационной сфере, в мелодическом рисунке определенных частей структуры, в тональном плане и т.д.

Родство, а во многих случаях идентичность сюжетных мотивов, образов, отдельных построений и оборотов текста колядок и щедровок является следствием их одинаковой функциональной направленности как песен-величаний.

В формообразовании щедровок имеет место значительная мобильность, которая направлена в сторону расшатывания граней формы, разрушения их и,в конечном итоге - к утрате жанровой специфики, часто к подчинению более сильной традиции колядного жанра.

Необходимо отметить весьма тесные связи обоих названных жанров в сфере музыкальных интонаций. Особенно близки колядкам мелодии щедровок на пентахордовой основе, а также на интонациях трихорда в сексте. В этой группе щедровок имеет место и сходство мелодического рисунка инициальных попевок с идентичными разделами колядных песен. Ту же смысловую нагрузку, что и в рефренах колядок, несет восходящая квинтовая попевка в припевах ряда щедровок. В мелодике щедровок, как и колядных песен, прослеживается тенденция к расширению пента-, тетрахордовой основы за счет заполнения субквартовых интонаций и опевания основных ступеней. К специфическим чертам мелодики щедровок относится присущая многим из них параллельная переменность. Близки по стилю мелодики, часто одинаковы песни обоих жанров игрового, шутливого, просительного характера /чаще - детские/, основанные на повторении краткой узкообъемной попевки.

Сравнение песен колядного жанра с веснянками позволяет сделать вывод, что иная функциональная направленность веснянок, преобладание в них игрового начала над величальным, влечет за собой возникновение в этом жанре новых тем и сюжетных мотивов. Хотя в сюжетной сфере еще сохраняются некоторые общие линии, но чаще всего они в веснянках решаются в ином ключе.

В области формообразования общие с колядками черты проявляются лишь в единичных примерах и ограничиваются более внешними признаками - наличием рефрена, расположением структурных элементов в строфе по типу а в г в без учета силлабического их состава, ритмо-мелодических особенностей.

Определенная общность между жанрами колядок и веснянок прослеживается и в музыкальных интонациях, особенно интересны в этом плане веснянки с пента-, тетрахордовой основой. В них также имеет место восходящая празднично-поздравительная квинтовая полевка. Тем не менее, мелодика веснянок отличается многими самобытными чертами, ей свойственна большая степень распевности, движение на широкие интервалы, надтонические окончания, часто встречающаяся в этом жанре хроматизация ступеней звукоряда.

Образно-сюжетные параллели между колядками, петровскими, купальскими, жнивными обрядовыми песнями объясняются стремлением обобщить в колядках благопожелания, связанные со всеми предстоящими этапами будущих сельскохозяйственных работ, со всеми основными событиями года. Черты структурной общности находят специфическое претворение /например, структура пятисложника в новых ритмических модификациях/.

Особенно важно отметить интонационные параллели, существующие между колядками и летними календарио-обрядовыми песнями. Наличие в них сходных, близких по смысловой и функциональной нагрузке интонаций, придает цельность всему обрядовому циклу, в котором колядки являются своеобразным прологом, прогнозирующим последующее развитие цикла, а летние обрядовые, особенно - жнив-ные песни - его закономерным обобщением, логическим замыканием.

Два весомых песенных цикла - календарно-обрядовый и семейно-обрядовый с древнейших времен развивались параллельно, охватывая важнейшие этапы в жизни человека, поэтому не случайны в них образно-сюжетные параллели. Единая у многих свадебных и колядных песен функциональная направленность в обряде - величание, рождает много точек соприкосновения не только в сюжетной, но также в интонационной и формообразовательной сферах.

Особенное значение имеет родство колядных и свадебных песен в области формообразования. Общность глубинных принципов строения свидетельствует об общих генетических корнях обоих жанров. С этой точки зрения очень важной является, свойственная ряду свадебных песен, простая силлабическая структура текстовой строки 5 + 3. Наличие в ней пятисложника с ритмоформулой \ )J J с\ , а также 3-х, либо 4-х сложника типа колядкового рефрена /часто в идентичной ему ритме /, обнаруживает явное сходство с колядными структурами .

На основе данной ритмоструктуры в свадебных песнях рождается один из типов семисложников. Его ритмоформула производна от пятисложника: 5-тисложник } J ) J с) лл

7-мислонник ,1 £

Таким образом, за счет дробления двух первых слогонот она постепенно модифицируется в структуру 7+3. Часто это происходит в течение одной песни. Многочисленны примеры свадебных песен, в которых обе названные структуры перемежаются. При переходе от пятисложной структуры к семисложной часто в качестве промежуточного звена возникает шестисложник, имеющий подчиненное значение.

Важным способом расширения структурных масштабов ряда свадебных песен является объединение двух самостоятельных текстовых строк типа 5/7/+3 с помощью мелодии в одну двухчленную строфу 5/7/+3+5/7/+3.

Одним из путей расширения структуры а является присоединение новых силлабических групп до наступления трехсложника в результате чего образуется структура 5+5 + 5+3. Имеются примеры песен, где видна постепенная трансформация этой структуры: в одной из строф на месте последнего пятисложника и рефрена находится одно слово, расчлененное цезурой. На месте рефрена возникает три, а чаще два "оторванных" слога. Таким образом структура 5 + 5 + 5+3 перерастает в структуру 5+5+7. Данный семисложник условно назовем семисложником второго типа, ".последняя пара слогов в нем отсекается, т.е. стих расчленяется словоразделом на пятисложную 57 и двусложную группы" . Ритмоформула такого семисложника

3 JJ JJJJ .

На основе тех же принципов ритмической организации образуется структура текстовой строки 5+7, где также фигурирует семи-сложник второго типа. Если учесть разделение семисложника цезурой на 5 и 2 слога и традиционную ритмоформулу пятисложника, воплощенную в данной структуре, то такая структура явно ассоциируется колядной 5+5+3. Структура 5+7 часто становится составной частью более сложных построений.

Существует много примеров объединения двух строк типа 5 + 5 + 7 с помощью мелодического развития в единое построение, либо двукратное проведение такой строки при вариантном повторении мелодии, что также образует двучленную строфу.

Среди свадебных песен имеется целый ряд, воплощающих типично колядную структуру 5 + 5 + 3 в традиционной ритмоформуле i 3 J ) J | J J U J I J d J . ¡1 Производной от нее можно считать структурный тип свадебных песен 4 + 5 + 3. В четырехсложнике заметно стремление к традиционной ритмоформуле пятисложника, последний слог тянется втрое дольше остальных. Имеются также примеры, воплощающие типично колядную структуру с припевом 5+5+3 /5 + 5 + 3/ .

Пятисложник становится основой образования целого ряда структур свадебных песен: 5 + 5 + 5; 4 + 4 + 5идр. В них тра-диционая ритмоструктура пятисложника сохраняет свои свойства.

Взаимодействие колядной песенности с необрядовыми жанрами украинского фольклора прослеживается в сюжетно-образной сфере. 57 Квитка К.В. Об областях распространения некоторых типов белорусских календарных и свадебных песен. - Избранные труды, т.1. М., 1971, с.170.

Однако, подчиняясь жанровой специфике, часто родственные колядкам сюжетные мотивы решаются совсем в ином ключе,

В песнях с близкой колядкам тематикой проявляются также и вторичные признаки общности в строении текста и напева.

Многие песни необрядовых жанров своеобразно претворяют принципы формообразования, свойственные главным колядным структурам.

В частности, колядная структура а + в + Р + в становится прооб

5 + 5 + 4 + 5 разом новой, самобытной формы с "текстовой вставкой", типа а в с . ¿1 5+5/4+4/+5.

Ряд самобытных форм основан также на принципе колядной структуры а + в + г* а + в.

Во многих лирических песнях присутствует структура четырехстрочного куплета, состоящего из пятисложников с традиционной ритмоформулой, либо других ритмических модификациях. Пятисложники, ставшие основой названной формы находятся в русле традиции стихосложения, идущей из колядного и других, современных ему жанров. О родстве песен подобной формы с колядками косвенно свидетельствуют и многие другие признаки - родство сюжетных мотивов, приемы стихосложения и текстового развития, особенности ладоинтонацион-ной сферы.

Традиционная регмоформула пятисложника сохраняет свое обличив в окружении других разнообразных силлабических структур, и многие другие силлабические группы . часто являются производными от нее.

Таким образом, колядная песня в украинском фольклоре занимает одно из важнейших мест. Являясь исторически законсервированным жанром, она сохраняет многие архаические черты песенной культуры эпохи восточно-славянской общности. Определяющие признаки этого жанра мощными корнями прорастают и в другие жанры обрядовой и внеобрядовой украинской песенности.

 

Список научной литературыЯкименко, Нина Дмитриевна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. М.: Искусство, 1967. - Т.1.

2. Энгельс Ф. Походження С1МП1, приватно! власност1 I держави.-Маркс К., Энгельс Ф. Твори, т.21, с.23-139.

3. Лен1н В.1. Конспект книги Гегеля "Наука лог1ки". Повне з1брання ТВ0Р1В, т.29, с.73-202.

4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. Полное собрание сочинений,т.18, с.7-384.

5. Абрамычев Н. Сборник русских народных песен. Записал с народного напева и переложил на один голос с аккомпанементом фортепиано Н.Абрамычев. СПб.: Лит.И.Пазовского, 1879. - 82 с. с нот.

6. Анджейчак Б. Из репертуара польских колядовых песен. В кн.: Славянский музыкальный фольклор. - М.: Музыка, 1972. - с.250-265.

7. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия. М.: Изд-во МГУ, 1970. - 122 с.

8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. 2-е изд.- Л.: Музыка, ЛО, 1971. - 376 с.

9. Асафьев Б.В, Речевая интонация. М., Л.: Музыка, 1965. -136 с. с нот.ю.Балакирев М. Сборник русских народных песен, состав.М.Балакиревым. Лейпциг: Изд. М.Л.Беляева, 1895. - 82 с. с нот.

10. П.Барток Б. Народная музыка Венгрии и соседних народов. М.: Музыка, 1966. - 80 с.

11. Беларуск1я народные песн1*. В 4-х т./ Зап1с Р.Шырмы. М|нск: Дзярж.вид-ва БССР, 1959-1962. - Т.1-3.

12. Белорусские народные песни. / Под ред. Е.В.Гиппиуса. М.; Л.: Музгиз, 1941. - 44 с.

13. Белорусския народные песни. / Сост.Б.Смирнов. М.: Искусство, 1963. - 68 с.

14. Беляев В. Белорусская народная музыка. Л., 1941. -143с.

15. Бершадская Т. К вопросу об устойчивости и неустойчивости в ладах русской народной песни.- В кн.: Проблемы лада.-М.: Музыка, 1972. с.181-191.

16. Бобкова В. Календарная обрядова поез1Я. В кн.: Укра1н-ська народна поетична творч1сть, т.1. - К.: Радянська школа,1958. - с.236-272.

17. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.-М.: Искусство, 1971. 543 с.

18. Буковинськ* народн1 П1сни К.: Вид-во АН УРСР, 1964.677 с. с нот.

19. Брайчевський М.Ю. Походження Рус!. К.: Наук.думка, 1968. - 224 с. з 1лл.

20. Былины: Киевский цикл. / Подгот.текста, вступ.статья и прим. И.П.Березовского. К.: Дн1про, 1982. - 254 с. с илл.

21. Былины: Русский музыкальный эпос. Сост.Б.М.Добровольский, В.В.Коргузалов. М.: Сов.композитор, 1981. - 614 с.

22. Васильева Е.В. Композиция напевов севернорусских былин: Автореф.дис. .канд.искусствоведения. Л.: 1980. - 25 с.

23. Веселовский А.Н. Румынские, славянские и гречевские коляды. В кн.: Сборник отд.русск.яз. и словесности, т.32. - СПб., 1883, ,-с.97-291.

24. Веселовский А.Н. Южно-русские былины.-СПб.,1881.-78 с.

25. Вес1льн1 П1СН1. У'двох книгах. К.: Наук.думка,1982. Кн.1.-ПолIсся,НадднIпрянщина,Слобожанщина,Степова УкраIна.-871с. Кн.2.-Волинь,Под 1лля,Буковина, 11рикарпаття,3акарпаття. - 679 с.

26. Виноградов В.В. Героический эпос народа и его роль в истории культуры.-В кн.: Основные проблемы эпоса восточных славян.-М.: Изд-во АН СССР, 1953, с.5-12.

27. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и воеточных.славян. Генезис и типология кодования.-М.:Наука,1982,285с.

28. Владыкина-Бачинская Н.М. Народные песни Орловской области.

29. М.: Музыка, 1964. 159 с. с нот.

30. Гарбузов H.A. Зонная природа звуковысотного слуха. М.: Изд-во АН СССР, 1948. - 84 с.

31. Гарбузов H.A. Зонная природа темпа и ритма. М.: Изд-во АН СССР, 1950. - 75 с.

32. Гацак В. Эпос и героические коляды. В кн.: Специфика фольклорных.жанров. - М.: Наука, 1973. - с.7-51.

33. Герасимова Н.М. Формулы русской волшебной сказки. Советская этнография, 1978, № 5, с.18-26.

34. Гилярова H.H. Новогодние поздравительные песни Рязанской области. В кн.: Памяти К.Квитки. 1880-1953. / Ред.-сост.Банин A.A. - М.: Сов.композитор, 1983, с.89-102.

35. Гиппиус Е.В., Эвальд З.В. Замечания о напевах мезенских и печерских былин. В кн.: Астахова A.M. Былины Севера. - M.,JI.: Изд-во АН СССР, 1938, т.1, с.545-549 + 10 номер.с нот.

36. Гнатюк В. Колядки i щедр1вки згбрав Володимир Гнатюк. T.I. -Колядки господарю i господин!. Етногр.зб., т.ХХУ. - Львгв, 1914. - 275 с. Т.2. - Колядки парубковi, Д1вчин1, жартiвливi, ла-родii i т.п. - Етногр.зб., Т.ХХУ1. - Льв1в, 1914. - 223 с.

37. ГорД1Йчук М.М. Про музичн1 особливост1 народних дум та icto-ричних niceHb. В кн.: 1сторичний епос сх1дних слов"ян. - К.: Вид.-во АН УРСР, 1958, с.164-168.

38. Головацкий Я.Ф. Народные песни Галицкой и Угорской Руси, собранные Я.Ф.Головацким. Часть П . М.: Изд-во Имп.общ-ва истории и древностей при Московском университете, 1878^

39. Горковенко A.A. Хроматический и плагальный лад в украинских народных песнях. В кн.: Славянский музыкальный фольклор. - М.: Музыка, 1972, с.186-205.

40. Гошовский Б.Л. У истоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному славяноведению. М.: Сов.композитор, 1971. - 304 с.

41. Гошовский Б.Л. Украинские песни Закарпатья. М.: Сов.композитор, 1968. - 477 с.

42. Греков Б.Л. Киевская Русь. М.;Л. - Изд-во АН СССР, 1944.348 с.

43. Григорьев Ап.А. Русские народные песни с их поэтической и музыкальной стороны. Собр.соч., М.; 1915, вып.14.

44. Гринченко Б,Д. Этнографические материалы, собранные в Черниговской и соседних с нею губерниях, т.Ш. Чернигов: Типогр. губернского земства, 1899. - 765 с.

45. Грица С.Й. Мелос укра!нсько! народно! ешки. К.: Наук.думка, 1979. - 247 с. з нот.

46. Грица С.Й. Семантика народного мелосу i конкретне середовище його побутування. Народна творч!сть та етнограф1я, 1976, № 3, с.40-49.

47. Грица С.Й. CnUbHicTb мелодичних тип1В в слов"янсыпй niceH-HocTi Карпат. Народна творч!сть та етнограф1я, 1966, № 3, с.24-33.

48. Грица С.Й. Часовг й територ1альн1 нашарування у словесно-музичнш enini. Народна творч1сть та етнограф1Я, 1974, № I, с.12-24.

49. Грица С., 1ваницький А., Правдюк А. Слово i HacniB у фольклора Народна творЧ1Сть та етнографгя, 1969, № 4, с.15-21.

50. Гурский А.й. Белорусские зимние песни: колядки и щедровки. /по записям XIX нач.ХХ в./. Автореф.дис. .канд.филол.наук. Минск.: 1978. - 22 с.

51. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, ЛО, 1967. -318 с.

52. Дей 0.1. Поетика укра1нсько1 народно! nicHi. К.: Наук, думка, 1978. - 252 с.

53. Дей 0.1. Украшсып колядки та щедргвки в дослгдженнях слов"янських вчених. Слов"янське л1тературознавство I фольклористика, вил.2. - К.: Наук.думка, 1966, с.ПО-114.

54. Денисов Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие. В кн.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М.: Музыка, 1971, с.95-134.

55. Дмитриева С.И. Географическое распространение русских былин. По материалам конца XIX начала XX вв. - М.: Наука, 1975.1. ИЗ с. с карт.

56. Доленга-Ходаковский 3. Укра1нсыи народн1 п1сн1 в залисах Зо-ргана Доленги-Ходаковського. /3 Галичини, Волиш, Подглля, При-дн1прянщини I Пол1сся/ / Упор., текстологгчна гнтерпрет. I комен-тар1 ОЛ.Дея. Атрибутацгя автографгв I кол1й та передмова

57. Л.А.Малаш I ОЛ.Дея. К.: Наук.думка, 1974. - 780 с.

58. Дубравин В.В. Из истории ладовых структур восточдосланянской народной музыки /гексахорд и полутон/. В кн.: Славянский музыкальный фольклор. - М.: Музыка, 1972, с.142-163.

59. Дубравин В.В. Музыкальный эпос севернорусской народной традиции /его истоки, пути развития и музыкально-стилевые особенности/. Автореф.дис. .канд.искусствоведения. Л.: 1972. - 25 с.

60. Елатов В.И. Ладовые основы белорусской народной музыки. -Минск: Наука и техника, 1964. 214 с.

61. Елатов В.И. Песни восточнославянской общности. Минск: Наука и техника, 1977. - 245 с. с нот.

62. Елатов В.И, Ритмические основы белорусской народной музыки.-Минск: Наука и техника, 1966. 218 с.

63. Закарпатсый народнг шснг. Упор., передмова та прим.

64. Василенко, ред.М.М.Гордгйчука. К.: Вид-во АН УРСР, 1962. -372 с. з нот.

65. Зеленин Д.К. Истолкование пережиточных религиозных обрядов.- Советская этнография, 1934, № 5, с.3-16.

66. Земцовский И.И. Календарные песни как цикл: К вопросу о музыкальном словаре. Вопросы теории и эстетики музыки, вып.8. -Л.: Музыка, ЛО, 1968, с.99-111.

67. Земцовский И.И. К изучению музыкальных связей в славянском обрядовом фольклоре. Русский фольклор, XI, 1968, с.126-139.

68. Земцовский И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян. В кн.: Фольклор и этнография. - Л.: Наука, ЛО, 1974, с.147-154.

69. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. - 222 с.

70. Земцовский И.И. О системном исследовании фольклорных жанров в свете марксистско-ленинской методологии. В кн.: Проблемы музыкальной науки, вып.1. М.: Сов.композитор, 1972, с.169-197.

71. Земцовский И.И. Песни, исполнявшиеся во время календарных обходов дворов у русских. Советская этнография, 1973, № I, с.38-48.

72. Золот! ключ*: Шсенник. / Упор.Д.М.Ревуцького, заг.ред. М.М.ГорД1йчука. 2-е вид. - К.: Мистецтво, 1965. - вип.1-8.

73. Илларионов С.В. Гносеологическая функция инвариантности. -Вопросы философии, 1968, № 12, с.89-95.

74. Интонация и музыкальный образ: Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических'стран. / Под-ред.Б.М.Ярустовского. М.: Музыка, 1965. - 354 с.

75. Истомин Ф.М. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской, Костромской в 1893 г. Записали слова Ф.М.Истомин, напевы С.М.Ляпунов. СПб.: Изд. Имп.Русского геогр.общ., 1899. - 290 с.

76. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX нач.ХХ в. Зимние праздники. - М.: Наука, 1973. - 351 с. с илл.

77. Кауфман Н. Общие черты между болгарскими и восточнославянскими народными песнями. В кн.: Славянский музыкальный фольклор.-М.: Музыка, 1972, с.126-142.

78. Кв1Тка К.В. 3 записок до ритм1ки укра!нсышх народних П1сень. Вир1зка з журналу "Перв1сне громадянство", 1929.

79. Квитка К.В. Избранные труды: в 2-х томах. / Сост.и коммент. В.Л.Гошовского. М.: Сов.композитор, 1971-1973. - Т.1-2.

80. Кв1Тка К.В. Народа мелоД11 з голосу Лес1 Укра!нки записав I упорядив Климент^ Кв1тка, Ч.1-П. К., 1917. 225 с.

81. Кв1Тка К.В. Укра!нськ1 народн1 мелодП. К.: Слово, 1922. -236 с.

82. Колева Т. Зимний цикл обычаев у южных славян. Советская этнография, 1971, № 3, с. 40-50.

83. Колесса I. Галицько-руськ1 народа шсш з мелод1ями. ЕЗ,Х1. 1901. - ХХХУ1, 303 с. з нот.

84. Колесса Ф. МелодП га1вок, схоплен1 на фонограф Й.Роздоль-ським, списав I зредагував Ф.Колесса. В кн.: Гахвки. Згбрав В.Гнатюк. - Матер1али до укра!нсько! етнологП. - Льв1в, 1909,12, с.1-91.

85. Колесса Ф.М. Музикознавч1 прац1. / Упор.,передмова та прим. С.Й.Грици-К.: Наук.думка, 1970. 590 с. з нот.

86. Колесса Ф. Народн1 шсн1 з Галицько! Лемк1вщини. 1,ХХХП, 470 с. з нот.

87. Колесса Ф. Народн1 шсн1 з Швденного Шдкарпаття. Тексти й мелодП ¡з вступною розв1Дкою. Ужгород: Книгопечатня Ю.Фелден1я, 1923. - 84 с. з нот.

88. Колесса Ф. Народн1 шсн! з Шдкарпатсько! Рус1: МелодП I тексти. Наук.зб. т-ва "Просв1тап в Ужгорода 1938, 13/14, с.49-149.

89. Колесса Ф. Украгнська усна словесн^ть: Загальний огляд ! виб1р твор1в. Льв1в, 1938. - 640 с.

90. Колесса Ф.М. Фольклористичнг пращ. / Шдгот.до друку,вступ. ст. I прим. В.А.Юзвенко. К.: Наук.думка, 1972. 412 с.

91. Колядки. Петроград: Друкарня Пр.В. та Линншив. 1914.32 с.

92. Колядки та щедр1вки: Зимова обрядова поезгя трудового року. / Упор. 0.1.Дей. К.: Наук.думка, 1965. - 804 с. з нот.

93. Коптев С. О явлениях полиладовости, политоникальности и политональности в народном творчестве. В кн.: Проблемы лада. М.: Музыка, 1972, с.191-207.

94. Кулаковский Л.В. Искусство села Дорожева. У ^истоков нар. театра и музыки. Изд.2-е. М.: Музыка, 1965. - 154 с.

95. Кулаковский Л. Песня. Ее язык, структура и судобы. М.: Сов.композитор, 1962. - 340 с. с нот.

96. Круть Ю.З. Величания I побажання в обрядов1й поези слов"ян. Розвиток I взаемов1Дношення жанр1В словпянського фольклору. -К.: Наук.думка, 1973, с.91-139.

97. Круть Ю.З. Хлгборобська обрядова поезгя слов"ян. К.: Наук.думка, 1973. - 211 с.

98. O.Kypo4KiH O.B. HoBopi4Hi свята укра!шив: ТрадицП i сучас-HiCTb. К.: Наук.думка, 1978^ 192 с. з гл.

99. Ю1.Леонтович М.Д. XopoBi твори. К.: Муз.Укра!на, 1970. - 243с.

100. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Записаны Е.Линевой. Текст под ред. Ф.Е.Корша. СПб., Имп.Академия наук, вып.I - 1904; вып.П - 1909. - 66 с.

101. ЮЗ.Лисенко М.В. Зб1рник украшсышх народних niceHb. К. 1968-I9II. Вип.1-7.

102. Лисенко М.В. Характеристика музичних особливостей укра!н-ських дум i niceHb, виконуваних кобзарем Вересаем. / Ред., передм. та примiтки М.Гордгйчука. К.: Мистецтво, 1955. - 86 с.

103. Ю5.Листопадов А.М. Песни донских казаков. / Под общ.ред.д-ра филол.наук, проф.Г.Сердюченко. М.: Музгиз, 1950-1953. Т.2-4.

104. Ю6.Лихачев Д.С. Народное поэтическое творчество в годы феодальной раздробленности Руси до татаро-монгольского нашествия /ХП-начало ХШ в./. - В кн.: Русское поэтическое творчество. - М.; Л.: Изд.АН.СССР, 1953, T.I., с.217-248.

105. Ю7.Лондонов П., Прохоров Е. Народные песни Пензенской области. / Под общ.ред.С.В.Аксюка. М.: Сов.композитор, 1961. - 142 с.

106. Лукьянова Т.П. Основные типы интонирования календарных песен Брянщины. Автореф.дис. . канд.искусствоведения. Л.: 1973. -21 с.

107. Лядов А.К. Песни русского народа. М.: Музгиза, 1959. -68 с.

108. П0.Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений: Элементы муз.и метод.анализа малых форм. М.: Музыка, 1967. -752 с.

109. I .Максимович М.О. Укра1нськ1 nicHi. / Шдгот.вид. i розв!дка М.М.Попова. К.: Вид.АН УРСР, 1962. - 344 с. - Фотокоп1Я з вид. 1827 р.

110. Малый П.П. Русские народные песни Оренбургской области. М.:

111. Сов.композитор, 1980. 164 с.

112. Мациевский И.В. О подвижности и устойчивости структуры в связи с импровизационностью. В кн.: Славянский) музыкальный фольклор. - М.: Музыка, 1972, с.299-339.

113. Можейко З.Я., Эвальд З.В. Песни Белорусского Полесья. М.: Сов.композитор, 1979. - 301 с.

114. Мухаринская Л,С. Белорусская народная песня: Историческое развитие /очерки/. Минск: Наука и техника, 1977. - 216 с.116. :HapoflHi nicHi в записах Лес| Укра1нки та з II спгву. Упорядн. 0.1.Дей, С.Й.Грица. К.: Муз.Укра!на, 1971. - 434 с. з нот.

115. Народные песни Вологодской области. Песни средней Сухоны. Составитель А.Мехнецов. Л.: Сов.композитор, 1981. - 135 с. енот.

116. Народные песни Вологодской области. Сборник фонографических записей под ред. Е.В.Гиппиуса и З.В.Эвальд. Записи текстов Ам.Ас-таховой и Ф.А.Рубцова. Л.: Музгиз, 19382 - 136 с. с нот.

117. Нестеров A.A. Народные песни Горьковской области. М.: Сов. композитор, 1972. - 86 с.

118. Iii сиг Явдохи Зу!хи. Записав Гнат Танцюра. К.: Наук.думка, 1965. - 809 с. з нот.

119. Петров В. Обрядовий фольклор календарного циклу та його общн-но-виробнич! основи. Народна творч1сть та етнограф1я, 1966, №. I,с.28-33.

120. Плосайкевич JI., Сенчик Я. МелодП украшських народних шсень з Под1лля î Холмщни, 3i6paHi Л.Плосайкевичем i Я.Сенчиком. Матер 1али до укра1нсько1 етнологП, т.ХЛ. - Льв1в, 1906,-108 с.

121. Потебня A.A. Объяснения малорусских и сродных народных песен. 2. Колядки и щедровки. Варшава, 1887, - 810 с.

122. Поэзия крестьянских праздников. / Сост.И.И.Земцовский. Л.: Сов.писатель, ЛО. / 1970. - 636 с. с илл.и нот.129.11равдюк O.A. Ладовг основи украшсько1 народно! музики. К.: Вид-во АН УРСР, 1961, - 196 с.

123. ЗО.Правдюк O.A. М!жнац1ональн1 зв"язки в музичному фольклор!. -К.: Наук.думка, 1982. 213 с.1В1.Правдюк O.A. Укра1нська музична фольклористика. К.: Наук, думка, 1978. - 327 с. з 1Л.

124. Проблемы музыкального мышления. Под ред. М.Г.Арановского. -М.: Музыка, 1974. 336 с.

125. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров. В кн.: Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М.: Наука, 1976, с.34-35.

126. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. /Опыт историко-этно-гр.исследования/. Л.: йзд-во Ленингр.ун-та, 1963. - 143 с.

127. Путилов Б.Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. Л.: Наука, 1976. - 243 с.

128. Пут1Лов Б.Н. Рос1йсько-укра!нськ1 фольклора взаемозв"язки.-Народна творч1Сть та етнограф1Я, i960, N2 I, с.30-39.

129. Путилов Б.Н. Русский историко-песенный фольклор ХШ ХУ1 веков. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, i960. - 300 с.

130. Радченко 3. Малорусские и белорусские народные песни. СПб.:•/без изд./, , 19Ц ¿26 о'.

131. Роздольський I., Людкевич С.П. Галицько-русып народн1 мело-дii. 4.1. Етногр.зб., т.21. - Льв1в, 1906.

132. Розов А.Н. Песни русских зимних календарных праздников. /Проблемы классификации колядок./ Автореф.дис. .канд.филол.наук.- Л., 1978. 15 с.

133. Рубец А.И. Двести шестнадцать народных украинских напевов.- М., 1872. 56 с. с нот.

134. Рубцов Ф.А. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов: Опыт исследования. Л.: Сов.композитор, ЛО, 1962. - 115 с. с нот.

135. Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен. Л.: Музыка, ЛО, 1964. - 96 с. с нот.

136. Рубцов Ф.А. Смысловое значение кадансов в календарных напевах. В кн.: Вопросы теоретии и эстетики музыки, вып.1. - Л.: Музыка, ЛО, 1962, с.125-148.

137. Рубцов Ф.А. Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып.5. - Л.: Музыка, ЛО, 1967, с.191-230.

138. Руднева А. Народные песни Курской области. М.: Сов.композитор, 1957. - 128 с. с нот. и илл.

139. Русские народные песни Карельского Поморья / Ред. Н.П.Кол-пакова, муз.ред. Ю.М.Зарицикй. Л.: Наука, 1971. - 452 с. с нот.

140. Русские народные песни Красноярского края, вып.1. Иод общ.ред.С.В.Аксюка. - М,: Сов.композитор, 1959. - 226 с.

141. Русские народные песни Повольжья. Вып.1. Песни, записанные в Куйбышевской области. / Общ.ред. и вступ.статья Н.П.Колпаковой. Муз.ред. Ф.В.Соколов. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. - 195 с. с нот.

142. Самаренко В.П., Этингер М.А. Русские народные песни Астраханской области. М.: Сов.композитор, 1978. - 142 с.

143. Свитова К. Народные песни Брянской области. М.: Музыка, 1966. - 129 с.

144. Сержантов В.Ф. Философские проблемы биологии человека. -Л.: Наука, ЛО, 1974. 158 с.

145. Серов А.Н. Музыка южно-русских песен. Избр.статьи, т.1.-М.; Л.: Музгиз, 1950, с.109-128.

146. Серов А.Н. Русская народная песня как предмет науки. -Избр.статьи, т.1. М.; Л.: Музгиз, 1950, с.81-108.

147. Сидоренко Г.К. Укра!нське в1ршування в найдавнШих 4aciBдо Шевченка. К.: Вид-во Ки!вського ун-ту ^ 1972.- 141 с.

148. Скребков С. Интонация и лад. Советская музыка, 1961, № I, с.89-94.

149. Славянский музыкальный фольклор: Статьи и материалы. / Сост.и ред.И.И.Земцовского. М.: Музыка, 1972, - с.

150. Смирнова Г.К. Песни Тульской области, напетые Е.Б.Ильиной. М.: Сов.композитор, 1979. - 35 с. с нот.

151. Сокальский П.П. Малороссийские и белорусские народные песни, собранные П.Сокальским. СПб.; M., 1903. - 60 с.с нот.

152. Сокальский П.П. Руська народна музика. К.: Держ.вид-во образотворч.мистецтва: муз.л1т., 1959. 399 с.

153. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М.: Наука, 1979. - 287 с.162» Сумцов Н.Ф. Научное изучение колядок и щедривок. Киевская старина, т.14. - К., 1886,с.237-266.

154. Сухобрус Г.С. Основные черты общности русского и украинского народно-поэтического творчества. M.: 1954. - 68 с.

155. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. М.: Наука, 1980. - 343 с. с илл. и нот.

156. Ткаченко Ю.К. Отражение исторической действительности в украинском народном песенном творчестве /на материале исторических песен и дум ХУ1 ХУШ веков/. Автореф.дис. . канд.филоло-гич.наук. - Каменец-Подольский: 1980. - 21 с.

157. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX начала XX века. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. -164 с.

158. Трутовский В. Собрание русских простых песен с нотами / Под. ред.и с вступ. статьей В.Беляева. М.: Музгиз, 1953. - 184 с.

159. Угличские народные песни. / Составитель редактор И.И.Зем-цовский. - М.; Л.: Сов.композитор, 1974. - 28Б с.

160. Укра1нське народне багатоголосся. / Упор. 3.1.Василенко, М.М.ГорДйчук, АЛ.Гуменюк. К.: Мистецтво, 1963. - 537 с.

161. Христиансен JI.Л. Ладовая интонационность русской народной песни: Исследование. М.: Сов.композитор, 1976. - 390 с.178. цгтов1ч Г.1. Песнi беларускага народа. Mîhck: Дзерж.вид-ва АН БССР, 1959. - 418 с.

162. UipiKyc K.I. Особливост1 ладоутворення в народшй nicHi:

163. На матер1ал1 угорсышх та украпюышх niceHb Закарпаття. К,:Щз. Укра1на, 1972, 43 с. с нот.

164. Чичеров Б.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря ХУ1-Х1Х вв. /Очерки по истории народных верований/.-М.: Изд-во АН СССР, 1957. 236 с.

165. Чичеров Б.И. Русские колядки и их типы. Советская этнография, 1948, № 2, с.105-130.

166. Шайкевич Б.А. К вопросу о генезисе и развитии колядных песен и обрядов. Советская этнография, 1933, № I, c.HI-158.

167. Штокмар М.П. Исследования в области русского народного стихосложения. М.: Изд-во АН СССР, 1952. 422 с.

168. Юсфин А. Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки. В кн.: Проблемы лада. - М.: Музыка, 1972, с.I13-150.

169. Юсфин А. Особенности формообразования в некоторых видах народной музыки. В кн.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. - М.: Музыка, 1971, с. 134-162.

170. Звальд З.В. Социальное переосмысление жнивных песен Белорусского Полесья. Советская этнография, 1934, 112 5, с.17-40;

171. Элыиекова А. Об изучении ранних форм славянской народной музыки. В кн.: Славянский музыкальный фольклор. - М.: Музыка, 1972, с Л14-126.