автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Универсальный статус и функции традиции в динамике культуры

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Булыго, Елена Казимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Универсальный статус и функции традиции в динамике культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Универсальный статус и функции традиции в динамике культуры"

' ■■ 5 БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕШйШ УНИВЕРСИТЕТ

( 3 ;,;:

УДК 1М513

■БУЖГО Елена Казимировна

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТАТУС'И ФУНКЦИИ ТРАДИЦИИ . . В ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

09.00.01 - даалектика и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ.

диссертации на соискание ухеной степени кандидата философских наук '.

№шск 1995 ;

Работа выполнена в Белорусском государственном университете. '.

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Зеленков А.И.

Официальные оппоненты:

доктор фгчософских наук, профессор Гусев В.:. \

кандидат философских наук, доцент Севастьянова Н.Г.

Оппонирующая организация:

Белорусский университет культуры

, Защита состоится " 9 " марта 1995 г. в 14 часов на заседании совета по защите диссертаций Д 056.03.01 в Белорусском государственном университете (220050, г.Минск, пр. Ф.Скорины, 4, Белгосуниверситет, главный корпус, ауд.206).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета.

Автореферат, разослан "^лй^/ь^ 1995 года.

Ученый секретарь совета

по защите диссертаций,.

кандидат философских . . наук, доцент .'

4

/ А.П.ЭЦ

Ждановский

■OHilAH.ХАРАКТЕРИСТИКАДШСЕГОДШНОЙ РАБОТЫ- :>.

Актуальность темы исследования. Актуальность'теш пред- . ставленного диссертационного исследования. во «люгом определят- . • ется маргинальным характером совремэнной'. культурн, -"её: основными тенденциями-, переориентацией. ценностей человеческого-суще-'--ствования, что., в свою очородь, актуализирует'" целил блок проблем, связанных, с -пониманием основных механизмов функционирования культуры, 'ее дагагшики'-и целостности. ."Роль/к 5ор:.':и 'воздействия основных' ценностно—!.йфрзоззро!1Чвск!Я ориентиров на все вида социокультурной деятельности "в такте- условиях с необходимостью требуют уяснения нового знзченгя тех глубинных основании, которые являются фундаментальными и конституируют впкне;:-шиё сферы духовной- реальности. • " • .-';•

Особую роль в этих лроцоссях -кграпг 'культурные традиции, значение котор-ix в-современной культуре определяется спецификой их функционирования з культурной 'дгтнаглссе как оснонюго механизма трансляции л актуаллзация социально злачного опыта, механизма регуляции я регламентация есиойнпх форм" человеческой ' деятельности. Благодаря действию традиции аккумулированный • и. актуализированный ею с оциокультурнкН огш?.прошлого рзскризает-ея в современной культуре, становится ее внутренним дсстоят;ие:.5, входит в. духовное поле- культуры -и ценностный мир:личности¿

- Характер современной культуры, ее оснозяке емьгелообра-зущие интенции требуют-не-только использования и актуализации эвристического потенциала традиция» значение которого в динамических обществах бесспорно велико. В таких условиях особенно вакно. учитывать-влияние-действующих традиций в.ситуации кризисности культура, разрыва основных социальных связей, • проявлявдегося в активизации стабилизирующего потенциала традиции как. основного к необходимого -русловая подвергая©! преемственности в культурном развитии. Все это.предполагает рассио-. тренио статуса, сухости и - специфики фунздиоцнрованпя культурных традиций в целостной панораме исторической динамики культур!. ',. . ;.';'-■' '-'/'vj "■. :'' '":'.;''-■.. -'.."'"

';, Постикение сущности к механизмов развития культурных традиций как уникального социокультурного феномена необходимо. для выбора и обоснования, путей преодоленияпротиворечий- в развитии кошфетно-лохальных социокультурных систем и объек- ■ тов. Выраженные противоречивость и кризисносгь сосмяния . современного общества заставляют по-новому взглянуть на про-

бло?*у лревмстьенности и целостности культуры,' непрерывности человеческой историк."Разрыв основных социальных связей порождает дефицит позитивных программ,.без которых общество и культура не шгут преодолевать свои проблемы, и противоречий, вырабатывать программы дальнейшего развития, находить'творческие кути, позволязадле восстанавливать аксиологическую целостность человеческого бытия, гармонизировать отношения мезду.человеком :: стггоодой,.человеком и техникой", '-наконец, мензду человеком к

космосом,: . ■ - ' ■,.

Все это, а главное ~ насущная потребность в переосмыслении отношения к культурному наследия в целом,' где уже накоплены i» хранятся концептуальные схемы и обобщения, которые могут ксполь'зоааться ь'современной культуре как' мировоззренческие и методологические. рёгуяятиви.и ориентации в порождающем диалоге

- с настояжглг реалдягик, и.-определим актуальность и задачи прздстзвлкемсй работы. Такой диалог призван не только существенно •оптшжзяроаать процессы современного•социокультурного

- развития.-В результате ÓTQMOiyt возникнуть новкй язак, новый способ ^¿ребтношения, '.которые., • уихты'вая современные сдвиги , в науке, технологии к культура в целом, учитывая саму инновационную деятельность, создадут., новые позитивные программы деятель. кости, новые .связи чеяозока, пглроды и-Космоса.'.Анализ роли и

механизмов ^ШСЦИОШфОШШЯ -культурных. «традиций В ИСТОрИКО- " культурном'' процессе' должоя» способствовать созданию наиболее. . глусгокой' u-.адекваглой концепции диммики культура.

Степень та'зтаботакпооти ттоблегт. Проблема выявления кон. кройка; .кзханцзиов поддарканкя преемственности и динамики

культуры в, целом вызывает в последнее- вре.уя усиленный интерес •: философов к представителей гушнатарных. паук в целом. Тем не , íioiit-e, бзло. Сн ошибочным утьерздать,. что. она является всосто-'■'.■¡.пше и шксиш'аьас исследованной и'исчерпанной-. .

Наиболее' знаяитешшз обобщщчие 'пуйликашт, посвящешшё ака.г':зу лжаниэмов й;.'цорЬпсктив 'ссящокультурнсЗ. демамики, . ссноаЧах'|орй и..р0й1;-в;ней;-.куль5уршх .традиций,! щшодятся на . 30^'-года1, КаслеДойшшх :этих проблем проводились и ранее,.ко"

■: " Лгафо'нсш Н.В. Прогресс.к традиции в науке. - М.,-1991; ..'■. &рнзтейн-Б.!:.|. -.кааой,' Два парадокса // Критерии, и

■Сузденпд в искуссгвознаниЕ,4 - М., X98G. - G.I76-2Í5; Динамика " кудьг/pií: таоретикр-?40тоДолрДгнескко" аспекты. - М., 1389; Зе-.

они, ' как правило', были ориентированы на- анализ относительно локальных' аспектов.рассматрлваемой .проблематики. . ' '■';

-Современный этап обращения. :г..проблшам, связанным со ста-; тусоми формами культурной традиции в дпнам-ткс куль тури, осуществляется в различных аспектах,/среди которых наи^олеэ интерес- .-' ными монно назвать следующие : традиция;как.объект-социально-фи- . лософского анализа; традиция и пройлеш:преемственности в''раз-, 'витии социальных систем; роль традищгй в* культурной динамике (в ceNîHOTiriecKOfvj и аксиолопяеском разрезах) и анализ • традиций, . применительно к конкретным;социокультурным феноменам.

,'Одщой из наиболее интересных' и- перспективных-стратегий исследования рассматриваемых 'проблем является структурно^унк-- ; ционалышй анализ культурной традиции в единство ее содергп- ' тельных и формальных характеристик .Здесь, необходимо отметить особенно ванный, для представленного диссертационного нсследова- • ния подход, пре д логшннки ' А. И. Зо л енновым, в рамках'которого традиция рассматривается в динамичном-единстве формальной и содер^ нательной' сторон, что, и определяет ео функциональный статус и основные формы-в динамике культуры.'. -уЧ • : ./,.; ; ' -

Кроме того', необходимо "отметать.ряд работ таких авторов, . как С;С.Аверинцев,- Н.З.Агафонова, А.К.Езйбурпн, А.И.Барсегян, ' ■■ Б.М.Бернштейн, В.С.Власова, Ю.Н.Давыдов, й.Т.Касавин.'С.Б.Куй-бель, М.К.МакардашзиАиЭ.-С.Каркарто,, В.П^Махонина ууН.Н.Cmto-4 на и др., в которых'1 традиция;выступает в качестве; "самоотояг- --• тельного объекта исследования..В этих исследованиях рзскрнва- • ется роль традиций в культуре, юс место и'основные'.'фунадки' -в становлении и развитии социальных систем,'раОсштриБаются. . основные закономерности развития carm; традиций.: ... ' -

1 Ванными неинтересными дм. проведенного диссертационного, : ■'

' ленков А.И.Водопьянов' П.А. Динамика биосферы и социокультур- , Hue традиции. - Минск, 1987; Касавин. И«Т. Познание .в'мире 'тра- ' диций. -.М.,■1990; Маркарян Э.С. Узловые проблемы; теории куль- . турной традиции '// Советская;.'этнографияÏ98I-.- S 2. - ;. •. С. 78-96; Плахоз В.Д.. Традиции ■ и общество.' Опыт, филос'офскс-со-, циологического исследования. -M.', I9S2;'-Преемственность.. и инновации в развитии древних культур. Л. 1986;- Традиция я истории культуры. - М. ,"1978; Традиции и инновации з духовной / жизни общества.. - M., 1986; Шацкий Е. Утопия и,традиция. -- М.,. 1990 и др. ■ V '''..-.'- - л ■ 1'.- -"'л"- ':-'..'.'.."./ - ,

исследования .прэдстав^тся-работи, тосвящешшо'анализу; исто- ■ рлко-кулйураого, процесса, коакрзушх тапов куль^гуры, в' кото-. рык- 'яриэднигсшвро^тёльйий. объсктадг;/ ^.яззгсоавя. '.•мо'.мй ноумене©*' 1вО(йЬ?фивзется-.'в; аачейтвэ:иеотьил-': >о;.;оЛ Здось"отдует назвать работы'таких •■ "• шгастшх авторов,'да С.£.Авэ|шцзв/;:'ДО.Ллтазй'в.^Л.Ы.Баткин, . . Б.гл.Бзржхейи,,'. Б.е.Бйблэр/В.^^ 'Л.К.Гуш-* ■*, лаву. А.Я»Х>ровач, М.С.К^гщ^ ;7.ГДузпец6в, ; В..Н.ЛазареБ, М.Фе~ • "'-дорога а.^^^г::;-.-^''''.-'' ; ■ • ./•'•./Поскольку''.Ьцййаепге.тощ,роли рЬковн.ых^.фора ,.|ущгаоак-' Грркиюя от рассмотре-- • .аия. сайото.куйЬ'гургюго:хонтокста,'в.котором' действуют традиция, ■ . для,'; врэдотзаленнсг»'исалэдованкя-' цредставля- ■ ' отся 'вэшм ;коз'текота,;"аяйлвз едмой-культуры.;/'. В / / это!? "связя авйфсодашо /отметить - п.;в' онределеаной 'степени.; скнто-. оспоглно аспекта, осневныа;стратегии обра- . цеий?' к;' гфоблошы, .¿гяодтю!: с.;культуро&. - .акскологический •• п - '• • ссг.кстз'-^г-ккй,,';- БЬзиоста';обоях :аспвятов:.обосиовывавтся,- преаде . всего таи,'. .с/сдаой "с'торбки, ценности квмются необходимым • содзрз^тезыша хюшшёктса куяь'зурйой .«радпции, "и 'она в дедом ; .ш^^ли&уеУ.и а:;тусжзкрует.'.1ш.еш» це'щостао-зкачжый содцо-кухмурлий.'игат;. о-/.<г"' зфгрой • стброни,традкщи- песет ¿а. своем .;ердоряаюш .'оараделзйЕув.'яфрнщ&а, 'необходимую да нормаль-,

; :.■ йфяЬяЬгтае'рхйя; ордеатацая пртг. анализе культуры, - культур: Н'.;ГО .новаций,'творчества' обнаруживается '" шоад:;'авторов,'-Гг ражая разлнчшяс' теоретичееккх'-подхрдов, ..•'т&ктгхл'кск:р5«аатдз«- (иэнскай шсояа, .Т,С.Кольркда и "озерная",

' е&огл) а 'Тзтософск'зя. тормансзвткка' (В.Дцльтой,. Х.,~Г.Тадашр) н' :' -да; изал'отагавскоо' • иапрйвдокяс?'/разрабатывалось такими довести-'.ж-а&щрт? как ОР^Барт;В.В.Иванов,'Ю.М.Лоткан', В.Я.Пропп', ;. ' З.Н.То^опоэ:к. г ^■'■'■■■■■'■.''-■^С ". '- '/ "'-'' '

' '•; чВаааво иэс;'2о, щ% форм я механизмов" фунх-

'-%:татррй«огйультэтрг1бм' процессе. занимает -ряд 'ооновнш;';цоая^ фглософш-"'культуры и культурологии, кншх дай ' культура,, •. праэглгтвЕиность, паулть'. /сощокультурныл -. ^ сшг,;-д/х'ркюогь,;^цстщцчк'к.''др.;которое,рассматриваются ;.в', ;.;,..-рбгт«''М.Влока,-;Х,-гГ.Гадаыера',/-П.П.Гайдэнко', 'Р.Ге-;;/.'пона£; М.Й.Мамарг

К.В.Чистрва;' и .др.'' '••

■ ......у - ..-•'■-• ' ' -

Бместо с тем, несмотря на-значительные-¡г разнообразные исследования, посвященные "рзссмдтроагао'. дяюшси: кулмуры, -ое основных мехонизков, места и роли- влкнТкульщ>ншс'"традашй,; до настоящего времени.остается це.шй":рад вопросов, трэбувдих-:. дальнейшего рассмотрения и уточнения. Актуальной остается. : : потребность фллосО(Тюко-концептуадьнсга анализа, культурной' тра»;

д щии;"" тобхотйо 'эксплицировать, зшсоноыврдасто. рмяитяя

взаимодействия . традиций, и целостной .панорам»йсторико-культур-''/■•'''' ного процесса; тробуот более полного раскрытия эвристический V потенциал культур!ой традиции ("особвшо; 'в-.услоЬзтях'иниовацяон-' . но-ориентировэнных обществ); вайюисслодовать рсновныз • кеха-низш функционирования традиций в; различных. типах'- совдокуль- ■, ' турной"срода'- . .Я.;'';-':':- :

Совокупность обозначению, проблем, и определила шбор '.предмета дродставлошого'яЕюсортацяошюго исследования."'

Цель диссертации состоит .в том.' чтобы исследовать Феномен культурной традиции как существенный -Фактор ценностно-смыслового единства дшш.мхтн" культуры, 'раскрыть''ое-, йг/ящщ и основ- ''■;'■ ; ныв. механизмы' трансляшта. сощгокуяьтурного -опыта; з различных . типах историко-культурного 'процесса.•'•>-' ''Л".':;::'^:---

Реализация поставленной цёлз предшлагаот.реазшгэ слездгэ- .' ' цих .задач исследования:/ . ,-.;-" У-[ ;' / .',.'.'' ,"■■ '--';;-. •

' , эксплицировать о^остоватьусд-'гкгёе«

горкальный.. статус в. современшас"' йклосс^кхсс сргсяльяоггума-''.. -нитарных.псследойашгях;'-;-. Г'-'/:,''^:?^'V '■'.;■ ■■ • V..'.-/..

раскрыть механизмы взажодейс'гвда: ;фор&яышх я. содер- ■ ' пателыщх' аспектов 'традщпх"в,дшгашко .ед лмури;""'. -/ ;::<л '■'•' ' ■ выявить основные фо^/,взршофйрит. фадяшй! в- пс«е- .' , р;ко~кулътурном..процессе-;и'-проааалпйгфовать';ях:сшадфгш«кш•. ■особенности в культурах тращхотоЬ^ф^ахШо^ а.яшо^ • - вационного 'типовг;';^;- ^-'!:'". ^.; . ■ • '

-•'."- осуществить йсторшго-фягооофакуй рзшгагрукши» сопейч .них программ дтшамшсп кулмуры л фгяяйда^юшад.й. -.';■: . условиях.:заяадйбевропёййкогр !С^дас^ко^,?'Р1вШ9саява;п:ста-.•".' ,'новлзнкя 'пост1.п1дас'тр1!алы1йур .'- V';:' "■

; ' в качеств, ¿зят даворет-'";'.. •

''..двойного- кослрщошаия • •'

' шя^иосс^жг; культуры, ;а.да^горы»;.прэдсфзгззгк'.' .'о природа и сущноста кульг'ЗФы. ез дагагетго :;-.

, скис основать, об: осебешгосфк

^иосш. В работе'такхе. использовались,важнейшие результаты исследователей.по''"семиотике культуры, 'представленные в трудах. Р.Барта!,. к.М,Бахтина',.' Б. Ы,Бернштейна, В. В.Иванова, Ю.М.Лотма-на, В.Н.Торрпова к'.др;':' .'■/;''.' ■•;■'; ■■ ■''-Л' . '' ''' / '

' "В качестве ...эмшдэичоЪкой основы -диссертации'использовался материал.из ''которая' кудыуры;/представленный.,б работах; Л.М.Баткша, Я.Бу'ркхардта* А.Я.З^ревзяа, Ле Гс$фа, М.Дворкака,. ■ И.Е.Даниловой, ХДиллера,;;В<Н Лазарева, Кн^Е.^Грубетткого, ' .В.1.Рошно}»й,1]\ХеГ13124ги, Ф,!Ллька, Б.И.Яр;-:й н др., на ссно-; ве которого бцля осуцествдени'исторические реконструкции социокультурной дт^лкщ западаьаыюнейского Сргдаовековья к Возрож-.'. дация',''При'анализе становлений постиндустриального общества."■

Еспользбаааись рабом' таки*-':из8есйшх последователей, как . Д.Бёлл,":Х.КлцГвс« ЭЛЬстгль'иЖр'.\ '."'■:"■'. . ;;'. : '/' :' ,./.. .'-'.' Няучлая' новпзна 'птсогтатотого иосаолов^ттз заключается '•'в. ;тов, что в - нём осуществлен '^идософскпй анализ культурной

трагедии-с Ц?лыо. обоснования ее универсального статуса в с охра- ' '.; нения' дг'^остао^шслового.'1 единства даамикк культуры, исследования кожротныж к^хшшй6в\афансляцаи соодокулзтураого опы-\ та а основнцх форм .'взашэдеЙствЕЯ .традиций в различных типах ..культура. "•; V.; ^^.-Л'.- -ч'.-: :.'■-';'.' '" ":■,'"'./: '." ■' .

:'.;■ Конкретно-ото .выранаетея. в-следукцем: / - - осуществлен' с ^у1:ту1>ло~{^кциональкый анализ традиция. , как фщтшщщио^'коиб^^'ЖТо^б-кухьтз^яогб процесса;

-'•'.—. раскрыв "есйб&шеГ ш&аяиамц трансляции- социокультурного • опцта, ..в ранках которшс традиция выполняет ваннейшиа -функции' ' сохрышпкги. восзроизводства цешюстко-сь^слсвого единства

■КУЛЬТУРНОЙ Д1И£5Л51КЙ; - - " ' .

- -г обоснована хлассгфякащш типов функционирования тради-зди а.иоторжо-1гуг1ь^шогл процессов рассиютрены корреляции.ее формальных, а ссдар&тедоп? аспектов в условиях докяирования кансня^еоких," т$аазпишаых;.а инновационныхпрограмм духовного

'■-' рЛЗВИХИЯ;. ; '■ ■ ' О- '•;•. '.-"•;.

"'. традиций ■ в куль-гурах;.

л,транзитивного типа.на мадох^ле".сравйителгного:аналига запад-коеБроиайсг,6гэ;Воэрсдак»я, '4 'становления базисных структур

. ^'Осн^вакв' положения.' внносвше нз з&дпту;

I...Кудь'зурцшх^-зрадация представляет собо£ форму историке-¿трге^тьеяностк в к;/ льтуре в; ео-синхронном и дяахронном

срезах. Благодаря действию традиции в единство содержательной . . (социальные стереотипы, норш и цешости) и формальной сторон

происходит сохранение.и трансляция основных структурных и функ-. циональных характеристик рассматриваемого» типа культуры. •

2. Поддержание традицией необходимой'преемственной.взаимосвязи в культурной динамике достигается благодаря ее специфиче- . ,ской бифункциональной природе. Это означает, что' все многообразие действий традиции в развитии культуры сводится к Следующим . основополагавдим функциям: селектишо-стабилизирукщим.и. нормативно-эвристическим. Сущность нормативно-эвристической функции заключается в том, что традиция выступает и как: необходимая предпосылка, и как программа творческой деятельности.' Выполнение традицией селективно-стабилизирущей функции означает, что 'традиция является фактором культурной и социальной стабилизации, что она может адаптировать и интегрировать инновационные компоненты творческой деятельности.'■'. .''•'''.

3.. Бифункциональный характер культурной традиции на всех стадиях ее развития достигается за счет того,., что в самой Тра- ' диции существует определенное "пространство творчества", задаваемое -вариативностью ее внутреннего содержания, что обеспечивает возможность, динамического развертывания культуры в определенном" социальном контексте.. Вариативность содержания традиции определяется ее способностью к перекомпановке входящих в него элементов стереоткпизнрованного социокультурного опита, . , который транслируется в пространстве и во времени. Такая пла-■ стичность традиции делает ее уникальным механизмом социокуль-. . турной динамики, способным ассимилировать инновационный опыт; и сохранять его в формах, санкционированных Доминирующим типом .-'Культуры. / . •."'''. V--:1'-; '•.-'■.'.

4. Анализ механизмов трансляции социокультурного опыта, , •в.рамках которых традиция выполняет свои важейпие функции: нормативно-эвристические и солектишо-стаби)шзируадиз, позволяет сделать вывод о том, что .она.является основой сохранения .: и воспроизводства ценностно-смыслового единства культуры в ее ; динамике. Постоянное развертывание обеих сторон функцяонирова- , ния традиции, скоррелированность ео формальных и содержатель-' ных аспектов задаются как дошяифуациш программат духовного развития, так.и уровнем содержательной зрелости самой тради- -Л, ции. Преобладание нормативно-эвристических, функций традиций ; наблюдается в ситуациях прогрессивного.сдвига социокультурной , •

динамики, которые ! сопровождаются максимальной объективацией ее • вариативных,возможностейпластичностью внутреннего содержания . .и открытостью социальным нововведениям^ Акцент на стабилизирую-'..щих механизмах- традиции характеризуется наличием очевидных инвариантных тенденций в развертывании содержания и неприятием ■ инноваций. . ■:■;' •'■>--..-" V '" ', ""„/.-'.' " '

" 5. ..Осношые. фор^ в

- исторкко-культурном процессо кфздодяатся конкротичм;: типами, • Культуры и. задаются дошшируглижвних-' программами духовного . ; развития,•среди которых, игиоот смысл„вычленить канонические,. .транзитивные и инновационные. Анализ.основных, программ динами-.;• ки культуры в'-условиях;западноевропейского Средневековья, Ре-;■'. иессанса и становления .базисных Оснований постиндустриального. '. общества.позволяет, содёхдательно-проинтерпретировать важнейшие характеристики и- механизмы взаимодействия традиций в различных' социокультурных условиях их функционирования.. Канонический тип развертывания традиций предполагает смещение в сторону;селек-тиено-с 1билизирувд1а:ее механизмов, которые призваны препятствовать транс.фотоащда, внутри конкретного социокультурного .. пространства. Скорродированность обеих сторон .функционирования '.традиции рассматривается на различных, феноменах средневековой ; культуры:- становлении идеи чис.тнлжца', как свидетельства услок-; нения, основной/инвариантной схемы от бинарной до троичной; развитии жанров.словесности; формировании, готики, и др. В рам-' ' ках преобладания транзитивных программ,-духовного развития тра-:диция 1фиобретавт,специфический амбивалентный характер, что отвечает выдвииетра на_первый план творческой составляющей ..-.культуры,' так. как возникает потребность качественно нового '••¿..выполнения' традищ1ей'сБ01а-.основополаганд11:х.,<||ункцжг. Об этом ■; свидетельствует, такие феномены ренессансной культуры,- как воз-■, . 'никновоние . новой совдальностй., - художественное- творчество в, целом, статус национальных-языков.и т.д. ':"'•'.. '. /'■-■.:.!6. Анализ^.культурной-дикатки/в.транзийтвные эпохи в .- условиях определенной.: тргшефоррлации -культурного пространства

,показывает, что. даенно 'традиция в'.своем,.специфическом шбива- ■ ;','.'";'лентном ста^'со/оозвожёт: преодолеть кризисные процессы в

культуре/что .'приобретает особую; актуальность з условиях ста- ; новления пост1шдустрмального общества для выработки перепек- . ; :' V; тивных путей его • да льнзйшегО' 'ра ави.тия и оп т;;миза цчи с оциопрн-родного Бзатгодейстшнна основе творческого использования -

накопленного социокультурного опыта. \-.ч--- '■ \ ' ': •

.'■ Научно-практическая значимость 'результатов, полученных.в ■'.• диссертационном исследовании, определяется актуальностью проб- ' леш основных форм и механизмов йункционирования культурных традиций ■ в дашамике культуры. .'Они могут бит^ использованы в це-

- лях. дальнейшей разработки' таких' направлений .'философского, анализа культуры, как проблема творчества, прогнозирование путей дальнейшего развития в условиях деструкции и распада важнейших.' социальных связей-в обществе. Результаты- диссертации могут-быть

т .полезными для разработки специальных курсов по философским

- проблемам гуманитарного опознания.'-Их можно также использовать -при чтении лекций, по темам:; "Культура и общество", "Духовный' опыт истории" к др. - ■ ■;.,.'-ч :

Апробация ваботы. Основные результаты диссертационного исследования получили апробации на международных, всесоюзных, республиканских конференциях ,и"симпозиумах: "Проблемность как , форма развития'культуры".(Целиноград, 1989); "Материалистиче--■ екая диалектика Как логика, и методология социального .'творчества и научного познания" (Алма-Ата, 1990); "Проблема-человека в современном мире" (Ташкент,' 1990); "Философги социального -. „действия" (Минск, 1994). . ч'_-Ч . ■ ■'.-■--

. Диссертация обсуадалась на заседании кафедры философии ,ч и методологии науки Белгосуниверситета г рекомендована к -';.-." защите.'.' " ;Ч- ;--Ч,ч: ■„.'.'•;. ■ •'•;'• -г. ч;- Ч\/',..'-

- ' • ОСНОВНОЕ С0ДШ1АНЖ РАБОТЫ ' • : '

Во введении обосновывается актуальность, теш исследования, ; раскрывается степень ее разработанности в философской литера, туро, формулируются цель к задачи работы, определяются основания проведенного анализа, раскрывается научная новизна и прак- . тическая значимость.полученных результатов, излагаются основ-. . . ные.положения,- выносимые ка защиту. '' ■;-.•-■ '".ч'.'/''■•.;' /

Первая глава диссертационного .исследования; содержит структурно-функциональный анализ культурой традиции;. что предпола-? .-•■ гает ее рассмотрение в различных срезах: категориальном,структурном, функциональном и генетическом. При. этом дается харак-терястика возможных подходов к анализу вопросов, связанных с Ч'. культурной .традицией. ' ; "ч'ч:,. V .-ч/'ч'-

Для категориального определения традиции необходидю обозначить и.такие-понятия, как культура, социальная память, •

.■ ..-■• -. - ю - - ..• • - , • '■ "

социокультурный опыт, ценности. "Культура" обозначает сам фено- .-. мен, а, традиция способ его существования (К.В.Чистов)., Традиция представляет, собой процесс, в который включены.и прошлое,и . настоящее, и будущее (Х.-Г.Гадаыер). При отом в содержание традиции входит.не. весь- социокультурный опыт, который хранится в социальной памяти, а только та его часть, которая необходима и адтуольна сегодня. Опыт, входадай в содержание.традиции, опре- • ... доленным образом структурно-соганкзован и стереотгтлзирован (Б.М.Бернштойн). :;.-v:•• ;",-..... '-■.-."-'.-

В содержательном аспекте культурная традиция представляет ■ . •'. собой ..совокупность ..оледуэдих основных компонентов: ценностей, . /норм и стереотипов, в которой организуацая к объединяющая роль отводится культурным .ценностям, а.качество и открытость традиции, достигается за счет ívr-рпативной потенции стереотипов. • ;. Анализ-культурной традиций,:ее роли и основных.механизмов :.,' Действия в историко-культурном процессе монет быть. плодотворным только ..тогда,;когда.наряду с выявлением основных струкгур-■; ных кол;.знентов /культурная. традиция,.- обладающая бифункциональ- ■; ным характером. (А.Л.Золенков), рассматривается в единстве фор-., мальнах и содержательных характеристик. Конкретный вариант со. отношения, этих двух .'сторон - действия традиции- задается направленностью культурного процосса, в котором .функционирует традиция* От этого соотношения меняется, но не утрачивается внпол-: ■ нение традицией своих основных функций: селективно-стабилизирующей ,и нормативно-эвристической, которые реализуются будучи. . взаш.юполошанымй-й .взаимосвязанными, Выделенные функции, кроме своих особенностей,; имеют характерные ориентации: "интро--вертную" и "окстравертнуа". ■ -Х^.Фуйвцт стаЙшигзацаи осуществляется, за счет.аккумуляции..: . ценностно-значимого опыта, его.воспроизводства и трансляции в'синхронном-и диахронно.'г, срезах. В данном смысле традиция' -'•; является'фактором, культурной и. социальной стабилизации. С ■ \ этой стороной действия традиции связаны как селекция,, изби-. •"' .рателъность,; так и регламентация -Важнейших' форм 'социокультурной деятельности,;.Бёз успешного" выполнения этой функции соци-'.'• :альные,системы морут утрачивать целостность м внутреннюю орта-.

/■■-..нпзованность.', Селек-йшно-стабилизирукщая .функция культурной ... , ; традиции --связана, с обобщением'духовного и практического, опыта. :';:''.--V освоения реального, мира, на основе которого л реализуется-нор- ; ; 'мативно-зБркстичзская функция, что означает способность куль-.;

туры к постоянной генерации новых содержательных смыслов и обогащению существующих. Постоянное развертывание;обеих сторон функционирования культурных традиций создает необходимые условия как для становления культуры, так и для дальнейшего ее ;' ' ' развития.,'' .'•'.'•■ ; ' У-;. .

Динамичное единство двух сторон действия культурной традиции, ее специфический бифункциональный характер являются . выражением сущности, и специфики традиции как уникального культурного феномена, благодаря которому сохраняется целостность .у • культуры и преемственность в ее развитии. Рассмотрение традиции как уникального культурного феномена: может быть осуществле- . но параллельно через' анализ ее функционирования и развития, что определяется состоянием самой культуры, с. одной стороны, и состоянием и развитием субъекта-носителя традицгм, - с другой.. Таким образом, можно•считать плодотворным такой подход к анализу культурных традиций,' при котором сака трэде: ' рассиатри-.' ■ Бается через призму развития и изменения,; т.е. как особая ;'.,. разв1шающаяся система, характеризующаяся спещгфическгслй зако- , нами.своей эволюции,- Подвижное соотаоаение двух сторон действия традиции определяется спецификой1 ее функционирования в ' конкретной социокультурюй.среде, одной из. основных характе-:. , ристик^которой может•быть принята мера актуализации культурно- -го наследия.;-- ''- - ' у :'•'•'"У V ■" :

Во второй главе диссертационного исследованияУпоказана:' специфика функционирования, и слошого взаимодействия основных традиций в условиях- канонической культуры на примере западно. европейского Средневековья, характеризующейся определенной ке-стокостью и загяшутостью.'Тем не менее, в картине разворачи- . ■ ваицейся историко-культурной динашшг эти. замкнутость й жест- ; . .кость относительны й-достаточно условны. Доказательством этого являются особенности фушеционированияи противоречивого .взаимодействия основных'культурных традиций Средиевековья -ученой и народной, что отраетет духош1у;о' наполнеш1ость всей. средневековой культуры Западао1ГЕвропы,1 так;йтгультурную дтаа- \ мику. ' ' .■';; '■; "-;;'■■ .'■■' У--'-

Аксиологическая целостность всей; средаевековой'культуры.V достигается за'счет действия (конфликтующего1 взаголодействия).:;.,.■': . основных традиций, в .содержании- которых аккумулируются . и •••; •'. актуализируют^- различные :цеш!бстаые.'установки,\.нЬрлы-ориен- '; тации, имёвдие своими 'истоками древний..языческие формы.и-де- 1

- монстрнруюцие влияние других культур.

Транслируя к актуализируя различные элементы социокультурного опыта, традиция, с одной стороны, поддерживает необходимую преемственность в развитии культуры, а с другой, - является основой культурной динамики. Все это возможно превде всего благодаря тому, что традиция,'ее",'основные содержательные . компонента, фор;лы и способы их существования и .актуализации, / ■трансформируются и развиваются в зависимости от изменения -.и. . развития того социокультурного контекста, в котором и дей-' ствует традайщя. •'.'.-- - ■>/•'".. ^/г-:^1^:';--'--^--

В сложной и противоречивой культуре :Средневековья.это , , нашло свое выракение во 'многих культурных феноменах этой эпохи, таких как становление и развитие /идеи чистилища, в форт- -ровании и развитии различных популярных канров средневековой \ . словесности, в возникновений "и'.оформлении-готики как определенного завершающего этапа культуры Средневековья. .'

Каноническая стадия в историческом развитии культурной традиции,, как народной, так и ученой, характеризуется рядом определенных признаков. К нам презде всего мокно отнести сме- -щенио в функздошровании культурной-традиции в сторону селек- -тишо-стабилизирувдих 'механизмов/ которое задается. спецификой и содераанйоа рассматриваемой культуры и призвано максимально препятствовать внутрикультурным трансформациям. Все это ирояв-, ляется в ориентированности на предписанность и нормативную регуляцию всех форм деятельности," в том;числе и творческой. Тем не менее, именно через, творческую составляздую культуры Средневековья происходит определенная компенсация иредагасанности., и регламентированности деятельности, способствующая дальней-■' шему развитию культуры. -'.-,.■'

Откликаясь на различные.содаокультурные изменения и возникающие новые потребности, происходит постепенная декосмо-логизация и определенная потеря универсального характера канона, что, в свою очередь, означает начало необратимого перехода к другому типу общества,' к новому'этапу-в развитии культуры, Этот переход есть результат смены основных ценностных установок,/, норм и.идеалов деятельности, транслируемых тради-. цией, а также форм и способов их воспроизводства. Это и ость ,:'■■ реальное воплощение культурной динамики, которое отражает , развитие; к взаимодействие основных культурных традиций. '

Основным фоном, на котором развились культурные процес-

сы, ознаменовавшие собой становление культуры нового; типа, с ярко выраженным транзитивным характером - культуры Ренессанса, явился целый ряд социальных, демографических, экономических предпосылок-,'.'которые1 создали новую., атмосферу,' ;',выдззинувшуюна . - первый план самоценность человеческой' ивдгввдуальностя. В рамках зарождающейся культуры происходит самообновление осново- , солагалцгас форм деятельности я общения. Наряду с этим отмечается становление принцийиально. новой социальной данности - гу-:'• манистической.интеллигенции. Ренессансная штеллигенция проду- "■■ • цировала не. только новые идеи/и ценности, новый образ кизни, . но и,вырабатывала принципиально нового субъекта* культуры. Все' это привело' к перестройке "картин^ мира- и с'истеш'.'основных отношений с этим миром., '-'-' ■'.''' -;" ' ■'•, .' ': ■;•'• "';-.'-.•■•' '■ .'' :'.'•;','.'; , • V ■

•■ Транзитивный-тип культуры (Возрохщонио) представляет со- •: бой принципиально новый вариант развития культуры, новый вариант функционирования традиции. Во встречном двияеняи различиях, а порой п противоположных¡тенденций'в культуре.Возровде- ' . пия, которые имели своими истоками гетерогенное .'культурное ■наследие, роздалась новая внутренне амбивалентная целостность, ■ требующая аглбшилентности'''^ун№оялруюада ней: флмуранг традиций. Все это.не только влекло 'за собой новыо варианты . соотношения двух сторон з функционировали! традиция, но меняло ее роль,, роль всего культурного наследи. Внутренняя проти- -. воречивость культуры', •проявлявдадед'гв';.содб^ Зсуль'^.

гурных феноменов (например, проблемаЧстаномейШ- и;:взаиглодёй- ■ ' ',.. ствчя национальных языков, связанная с ней проблема шогоязы- ." чия, проблема становления литературно-языкового сознашй эпо- ; .1-хи в целом, творчество многих художников, скульпторов, поэтов н-др.), .предопределяет,амбивалентность .культурной традиции, V,; '"•;/-'' ..; что и'было тем условием, в результате соблюдения, которого тра- , -;.'.". дация только и могла выполнять с вое ; предна значение В этой культуре , реализовывать, свои функция и способствовать'.'сохранению /".Г,..--,; преемственности и 'целрсгарр4и.'«ушо®.-кулиу!«*:'. '-."'.-'.'•-■;':'.''.•*■•.''':'

- Выдвикение-на первый план творчвской составлящей культуры Возрождения отнюдь не снимало значения я ролл стабилязпрую-. щих и адаптационных механизмов действий.культурной традиция:. Напротив, активное продущтрование-инноваций," плодотворность ■;','■■'•-': самой инновационной' деятельноети,как-результата, рзализации,':'. ■--.•' нормативно-эвристическое!функции традиции с необходимостью'./-требовало качественно, нового выполнения сеяектг^ло-ста.билизи-' .•'•''

ругацей функции, так как'в таких условиях/возникает-острая потребность 'в активной адаптации и актуализации--инноваций в культуре, что, в конечном счета, создавало новую культуру, новую модель ее функционирования,' которая, оставалась актуальной на всем протяжении дальнейшего развития западноевропейской ■ культуры и в динамичной'и 'противоречивой культуре всего XX века. Именно, в культуре Возрождения были обозначены первые .существенные шаги в направлении создания основоположений современ-. ной культуры^ был открыт принцип культурного экспериментирования,' конструирования.• В результате. Появились новые творческие возможности, благодаря чему Изменился и развился сам субъект , деятельности, субъект культуры. . Адаптащювдые БОзиокности 'человека зависят от.форм и спо-

собов функционирования культуркой традяцшт, поскольку аккуму-•.ляция'и актуализациявыработаЯных' и.накопленных/знаний и ценностей осуществляются в рэдаах традиция путем обобщения соодо-культурного опыта'.:. Именно- поэтому актуальной задачей сегодняш-, него дня является не проато стимуляция инновационной деятельности, но и максимальное использование накопленного опыта, особенно выработанного в сходные.культурные эпохи, что должно позволить у^едичдаь;продуктивность необходимого прогнозирования даже в тех областях кулыуры, которые поддаются предвидению с наименыаей степенью вероятности.

В гашовацяонно-ориеитированных обществах действует мноке-ство традиций, которые различаются кшс по аккумулированному в . них опыту, .так и по-форме его"внутренней организации. Но и в таких условиях традидая продолжает выполнять функцию сохранения, стабилизации общества и культуры, тем более что творче-. ство не кокет совершаться без связи с культурным наследием. ■ Динамичность культуры усложняет систему связей с зим насле--. даем. Традиция шает существовать и успешно выполнять свои осноачые фуакции в новых условиях только благодаря способности перестраиваться, тем самым давая материал для противобор- . ствуздих и постоянно перестраивающихся систем. В таких уело- : виях культурная традиция в некоторой степени утрачивает функ- -••:'■:•* цшо стереотийизации деятельности !! в основном выступает в ка. >честве механизма трансмиссии значимого опыта. '

- В заключении дается общая характеристика работы, формули- . руптся основные вывода. '-;: ,.' •.

Вироды: В представленном диссертационном исследовании .

- хо

осуществлен комплексный анализ культурной традиции, ее сущности и'специфики-как бифункциональной структуры в единстве ео содержательной и формальной сторон, как эффективного процесса сохранения, трансляции•и воспроизводства.социально-значимого опыта, необходимого для нормального развития, культуры.'

,Специфика и сущность традиции как уникального социокультурного феномена заключается в ее бифункциональном, характере, т.е. в постоянном развертывании ее. основных функций:, селектив-но-стабилизирунцей и нормативно-эврисптческой» динамичное соотношение которых в целом отражает общую направленность' культуры, стадгт развктхи самой традиции. Постоянное развертывание обеих сторон функционирования традиции создает необходимые . предпосылки для становлезгая культуры "конкретно-исторического типа и дальнейшего ее развития. ■ " - '

Изменение динамичного соотноаенкя в функционировании, традиции зависит от конкретного историко-культурного'контекста, в котором она действует, что является, подтверждением тезиса о том, что.традацгя представляет собой развивающуюся систему, благодаря чему и зозыозсно установление соответствия мезду программам и. ценностлыст установками деятельности, а'тагосе мек-ду различными состояниями и формами развития самой культуры. Тип культуры и определяет конкретные механизмы йункционирова-ния и развития традиция в культурной дгааминб. Так, именно' п . рамках культуры транзитивного типа, которая,в работе представ-., лена' исторкко-куям-урно'Л реконструкцией 'западноевропейского . Возрождения, традицт1Л '-¡¡'.гобретает амбивалентный характер. ■. Обоснование этой сяецгфгческой особенности фушсЦионкровашй ^ традиции в культуре транзитивного'типа'представляется.особен-■ но вшзаал" в рамках сравнительного анализа ренесс'ансной культуры и становаонкл постиндустриального общества, так как. без него яевсэмохю понимание.и интерпретация сложных процессов, происходящих в современной культуре. ., .'. -

Структура диссертации. Диссертационное исследование " ;. состоит из введения ^ двух'глаз (первая глава/-.три параграфа,.' вторая глава - три параграфа),' -заключения и списка литературы. •'• Объем текстовой части.диссертации 179 страниц тшкноппеноро:'•■ текста, список литературы 18 страниц.

.Основное.содержание,работы нашло, отракение в следующих ,:.■ ' /. публикациях: :

!1. Глебко Е.К..Взаимосвязь; традиций и новаций в репении \

• социальных проблем // Проблешос'ть как форма развития культуры. Тез. докл. кснф. - Целиноград, 1989. - С. 68-70. •

2. Глебко Е.К. Культурная традиция.и проблемы человека . ' в современном иира '// Проблема человека в современном мире. •. Тез.' докл.'.конф.'~ Ташкент, 1990. - С., 45^47. • у

• , "3. Глебко'Е.К. Проблема развития и .социальная практи-

-■ ка У/ Материалистическая диалектика , как логика и методология ■ социального творчества. Тез. докд. симп.' - Алма-Ата, 1990. - ; С. 62-64. . . . У у-'- * /■■■ '.-:У ■■.■'/•:'■'. 'V' ■.

4. .Глобно Е.К. Традиция и.культура //'Философия, и совре-М05ШКЙ- 1>1ир. — Шп. 18. — Минск, 1991. - С..18-23. ,

5.'Бу'даго Е.К..-Культурюе наследие и проблемы современ-.'. , ности // Философия социального действия и перспективы демократии. Тез. докл.'кокф. - Ызиск,. 1994. - С. 14-15.

и

т7

? 2 33 М Е '/ Г'-•'.;•-. ;"•."'/

. . ЕУЛ2ГА-"Алена КазЫрауна '.'.: ЭТЦВЕРСАЖНИ СТАТУС.Д ЙУНК1$Я ,ТРДЩЩЛ •' •"

Культура, традиция," навацшг, тфз&чнасць,:;дьийи! «а,: хаштоу-насць,.варыятыунасць, старэаткп, канон, творчасць,

Мэта дыссртацы! -—. драанал1закщь' ¿$ёначсй: яультурнай трады-цы! 1 раскрыць яо ун ¡версальнн статус, у Д!.?к:м!цы культуры як 1с-.тотны фактар «аатоунаена-сгнсавага -адЫноа'ва;'."вь»ш1иь. асноуныя формы щушадыдаавання'-традыцы! у культурах традьпдчИкага,. траня!-' .тнунага 1 1назацаЯкога •гкпау.-'^радацьцг у.рамках дысертацы! раз- ■ глядаецца у адэ1нс?ве яо' б1^»с"цнянальна^а хара«тару9.'фарглаль- • нага 1. змястоунага. бояоу* Канкрэтнн варн^'т' суаданос!н.'асноуных'' ба-коу-дзоганя трцдыцц! .-У гIсторыка-з^ультурн'им пра'цэсе падаецца дам 1нуючш 1 ■ нрагралаи2, ду*оунага разв!цця .у':"«атфэтнмс^ушах; культуры. Вэал]зация пастаулоиай мэтьз'.ираддследавяе- прааядасинз •' структурна-фушщнкнальнага' анал1зу .традгщ-Л. як 'фундменталькай канстяяты г I сторыка-культухдага- праадсу, .1. азкедяулснна.' рIстора- ■ «а-ф Iласофскай рэканструфдоГ асновлтвбрнйсс 'пра'грем' дшам!'к'1 У культуры 1 функцыдагшання традиций. Ёа 'уиоваг эаходазеуряпейска;-га Сярэдневякоуя, Ргнесанса I 'станауленнл псст^ндускрыяльиага,. грамадетва.. Ахьии^яулеин© дадченаЯ рокалструадв!'.даэвол!яа аб- ' •• грунтаваць амбивалентны стагус.-трг.дшды! у.культура;; трснз!тыу- '■. нега' тлу на а снова паргунальнага ,ензл1зу. сахсдешеуртхейакага-Раносснсу I птаиоуленнл б2з1сшдс .структур гюсу|ндус7рмяльнйгя гр'амадстра,, У в®1«у ¡^зедзепага. счял!ау паказгм-1 аекоуния ■ -формы узаелпдзеяння традыцнй 1- тощ^^ния аса(5л!васцГ функ-. цылнпш-гнй у г|огор1'лС«'-аул!»?уркьм лрзздсд,- вгяулшц.-згрыятуу- • лшсць унутракара омосту- што ро$|ць яв- ¿я |кальн£Л?.не- •.

хш2зд&м сацилчудьтуриай дамсгЦй!,'Атрыаання'зшздо уяуляхщца ,"'. • актуашия! у е1туацы1 крш1су' культуры, разрыву аеноуиих' са-.цыядьных сувягзй для вкарацоук! - перспоктнуних пдяхоу Далсйлага • разв1цгс1 на асново' творчага выкарыстпяш лабытага сацкя-культур-' нага вспыту.-.-' ..•■..• '■'-..' .•',"..'.',..'•. . •"

р е з ю м а Г

'. •; РУЖГО Елена Казимировна ] ' .

. . ■ • ЛШЕРСШШЙ СТАТУС И ФУНКЦИИ ТРАДИЦИИ ' В ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ".

Культура,-традиция, новация, преемственность, динамика, ценность, вариативность, стереотип, канон, творчество.

Цель диссертации состоит в том, чтобы проанализировать феномен культурной 'традиции и. раскрыть ее универсальный.статус в динамике культуры ;как существенный фактор ее ценностно-смыслового единства; выявить.основные'формы функционирования тра-. диции в культурах традиционного, .транзитивного'и инновационного типов. Традиция'в рамках диссертации рассматривается , как обладающая бифункциональным характером, в единстве формальной и содержательной сторон. Конкретный' вариант соотношения основных сторон'действия'традиции в историко-культурном процессе задается доминирующиш программами духовного развития в конкретных типах культура. Реализация поставленной дели предполагает проведение структурно-фушздионального анализа традиции гак.фундаментальной константы историко-культурного процесса и осуществление.историко-философской реконструкции основополагающих -программ данамики культуры и функционирования традиций в условиях западноевропейского Средневековья, Ренессанса и становления постиндустриального' общества..Осуществление данной реконструкции позволило выявить и обосновать амбивалентный статус традиции.в культурах транзитивного типа на основе сравнительного анализа западноевропейского Ренессанса.и становления базисных структур постиндустриального общества. В результате проведенного анализа показаны основные формы взаимодействия традиций и специфические особенности их функционирования в историко-культурном процессе, выявлена вариативность внутреннего содержания традиции, что делает ее' уникальным механизмом социокультурной динамики. Полученные результата. представляются актуальным.в.ситуации,кризисноети культуры, разрыва основных социальных' связей для выработки перспективных путей'дальнейшего развития на основе творческого использования накопленного социокультурного опыта.

T9

S U 31 U A ii V.

iiUIi'GO Klena Kaz-inirovna.

UMVKHiJAli STATUS AND rUJiCi'IO.iiS 0>* HUDIXIOM IH THE CUJflUHii KiU'MiICS

Culture, tradition, innovation, sue cession, dynamics, value, variability, ¡stereotype, canon, creative v:ork

ri'h3 principal objectives of the dissertation consist in analy3io o f. the php-nossenon of cultural tx'auition, in revealing of its universal a'.atuo in the culture dyns-sioa -i.o a significant factor determining the unity of its value end implication, ;i.id in showing of the wivin functional ¿orris of tradition in cultures of traditional, trunsitivo end innovati-vo types. Within the scope of the v.'orl:, tradition in treated na possessing a bioi'unc-tienal character in. tho unity of iorn and content. A specific •/orient of the relation batv;een -tho basic aspects of a tradition in the historical-cultural prosesn is determined by dooinating pro^rreiaes of spiritual development ir. tho particular cultural types. KeoJ-ization of these objectives presupposes csrrying out of structure and functional analysis -tor the tradition uo a fundament r.l constant of the hiatcrico-cultural procosa, and cor.-ducting of ii.istori-io-philosophycal reconstructions for tho bp.aic prcgriymes r.ssociivtcd vnith the culture dynaaica d'.u1. functioning of tradition Ln conditions of the Vioat-.^uropean iiiddle Age3,thc Renaissance "jiu dur-*jc3 fch-s Xoraation of poat-induatrial socicty. Owing to euch u reccn-' tr-uction, it v.aa possible to aubatwxtiato on ntsoivalent status oZ tradition .in culfcurs.i of u transitive type baaad on coiupara'lvc analysis of tho. Vic-st-iiurc-jjeun- liaxxai.ii-ssncc sr. a for." iSlon c£ tho basic structures of.post-industrial society. Xr. a rjuult. the-Bain Xoxwj of relation» ijottfsen. tra-diticno tind tho pcculiarition in theix iunetiuvi'j in tho historical and culturtl pror'C'33 were 'iirr.cn.ntratsd, 3itl variability of the essence of tradition, making it n unique jtechonisa of tho.-cooio-cultural dynerico, has been revsslsd*' iho resultsobtained nre actual in tho situation of cultural oriaio, breefcLn/j oX social links, and are important for ths v.oriiirLg-out of proiaising -•ways for further development on the ¿asia of croutivo usage of ths acquired socisil end cultural expexianen.