автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Жакупов, Калкаман Хасенович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Диссертация по философии на тему 'Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Жакупов, Калкаман Хасенович

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПРОЦЕССАМИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ДУХОВНЫХ

ЭЛЕМЕНТОВ БЫТА.19

§ I. Необходимость и особенности управления интернационализацией быта развитого социализма.19

§ 2. Субъективные факторы управления процессами интернационализации быта.40

ГЛАВА П. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ

БЫТА .66

§ I. Общие принципы управления интернационализацией быта.66

§ 2. Специфические принципы управления интернационализацией быта.96

§ 3. Влияние управления духовными элементами быта на возрастание процесса интернационализации общественной жизни.142

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Жакупов, Калкаман Хасенович

Коммунистическая партия Советского Союза одной из важных задач марксистско-ленинской теории считает разработку путей и форм совершенствования национальных отношений в условиях развитого социализма, "Ведь решение национального вопроса в том виде, - указывает товарищ К.У.Черненко, - в каком он достался нам от прошлого, отнюдь не означает, что национальный вопрос вообще снят с повестки дня. Продуманная, научно обоснованная национальная политика - неотъемлемая часть деятельности партии по совершенствованию развитого социализма"

ХХУ1 съезд КПСС впервые в истории послевоенных партийных съездов выделил национальные отношения как элемент социальных отношений в особый раздел. При этом было чётко и с полным для того основанием, подчёркнуто, что единство советских наций сегодня прочно, как никогда. Но "это не значит, конечно, что все вопросы в сфере национальных отношений уже решены. Динамика развития такого крупного многонационального государства, как наше, р рождает немало проблем, требующих чуткого внимания партии" .

Об этом со всей очевидностью свидетельствует внимание нашей партии к новым процессам и проблемам в сфере национальных отношений, стремление тщательно и всесторонне учитывать их в повседневной деятельности партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций, хозяйственных органов. Данное положение, в частности, нашло наглядное отражение в работе Всесоюзной научно-практической конференции, проведенной по решению ЦК КПСС в июле 1932 г. в г.Риге. Она была посвящена развитию

1. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня. - М.,Политиздат,1933, с.59.

2. Материалы ХШ съезда КПСС. - М.,Политиздат, 1931, с.56. национальных отношений в условиях зрелого социализма, вопросам и проблемам патриотического и интернационального воспитания. Глубоко и всесторонне рассмотрен исторический опыт реального социализма, показавшего единственно возможный путь справедливого и полного решения национального вопроса, который занимает важное место среди кардинальных проблем современной истории человечества.

Ш1 съезд КПСС, определив новые задачи зрелого социализма, уделил большое внимание исследованию проблем правильного развития наций и народностей, наиболее оптимального сочетания интересов каждой из них с общими интересами советского народа. При этом на съезде отмечалось, что все вопросы национальных отношений, возникающие в ходе коммунистического строительства, необходимо и впредь решать с позиций социалистического интернационализма, на основе неуклонного проведения в жизнь национальной политики. "Священный долг партии - воспитывать трудящихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордого чувства принадлежности к единой великой Советской Родине"1.

Большое методологическое значение имеет и напоминание о том, что на современном этапе "интенсивное экономическое и социальное развитие каждой из наших республик ускоряет процесс их р всестороннего сближения" .

Как известно, две тенденции в современных национальных процессах в нашей стране - расцвет и сближение наций - в разных сферах общественной жизни проявляются далеко не одинаково, но их взаимосвязь обнаруживается повсюду. Поэтому диалектика общего и особенного должна неизменно пронизывать анализ любой сфе

1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.Политиздат, 1931, с.57.

2. Там же. ры проявления расцвета и сближения в условиях развитого социализма. Иначе произойдет непременное искажение объективной реальности.

В условиях развитого социализма возрастает потребность еще более углубленного исследования вопросов совершенствования национальных отношений под руководством КПСС, Центральный комитет КПСС обращает внимание партии и народа на то, что нужно постоянно держать в поле зрения все процессы и тенденции развития национальных отношений, внимательно их изучать, своевременно делать нужные практические выводы, обеспечивать все необходимые условия для дальнейшего развития и сближения социалистических наций.

Составной частью совершенствования национальных отношений в условиях развитого социализма является закономерное возрастание интернационализации духовных элементов быта советских наций и народностей. Управление процессами интернационализации духовных элементов быта является практической задачей зрелого социализма и одной из предпосылок "реализации программных целей нашей партии в области формирования коммунистического сознания ладей"*.

Изучение проблемы управления национальными отношениями, а в них - процессами интернационализации духовных элементов быта-вызвано рядом причин. Во-первых, важно обобщить имеющийся опыт и научно его осмыслить, с тем чтобы использовать для дальнейшего развития этих отношений; во-вторых, в ходе коммунистического строительства возникают новые проблемы национальных отношений, в решении которых субъективный фактор будет играть все возрастающую роль; в-третьих, управление процессами интернационализа

I.Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т.13.М.,1931,с.353. ции духовшх элементов быта, его объем и пределы, возможности и эффективность остаются малоразработанными в науке. Именно в этих вопросах существует немало неясностей, которые так или иначе влияют на практику управления процессами интернационализации духовных элементов быта и на развитие национальных отношений. Следовательно, изучение проблемы управления процессами интернационализации духовных элементов быта в сфере национального развития и межнационального сближения на современном этапе и в перспективе имеет важное теоретическое и практическое значение.

Теоретическая и практическая необходимость управления процессами интернационализации духовных элементов быта диктуется также и тем, что национальные отношения, как и в целом практика созидания нового общества, не стоят на месте, а находятся в постоянном изменении и развитии. Эти процессы в условиях развитого социализма подвижны и совершенствуются не только в силу воздействия объективных закономерностей, но и на основе познания субъектом этих закономерностей в целях более полной их оптимизации, что обусловливает рост сознательного подхода в развитии национальных отношений. В речи на Июньском (IS33 г.) Пленуме ЦК КПСС тов. К.У.Черненко со всей определенностью указывал, что общественные науки должны стать эффективным помощником партии и всего народа в решении реальных, практических задач, которые ставит жизнь перед обществом.

Актуальность теш обусловлена и тем, что многие ее аспекты являются ареной острой идеологической борьбы. Буржуазные социологи всеми средствами пытаются очернить достижения и преимущества социального и национального развития народов СССР. Изучение важных сторон интернационализации духовных элементов быта в нашей стране на конкретном материале многонациональной Казахской ССР дает возможность противопоставить всякого рода буржуазным измышлениям и извращениям ленинскую социальную и национальную политику КПСС, реальную советскую действительность.

Все это делает актуальным исследование проблемы управления процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма.

Состояние изученности темы.

В последние годы проблемы управления социалистическим обществом привлекают внимание широкого круга авторов^.

Советскими учеными внесен значительный вклад в исследование теории нации и национальных отношений, коммунистического и

I. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. М.,1973; Его же: Общество, системность: познание и управление. М., Политиздат, 1931;

Болотников И.М.,Вавилов К.К,Ленинизм и научное управление социалистическим обществом. Лениздат, 1973; Журавлев Г.Т.Социальная информация и управление идеологическими процессами. М,,1980;

Керимова Т.В. Социальный прогресс и управление. М.,1930; Коммунизм и управление общественными процессами. В 5-и т. Под ред. проф.Белых А.К.- Л.: Изд-во Ленинградского университета. 1972-1932;

Ленинизм и управление социальными процессами при социализме.

М.,1973:

Омаров A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М.,1980:,

Попов Г.Х.Проблемы теории управления. М.,1970:,

Правдин Д.И.Проблемы управления экономическими и социальными процессами при социализме, М., 1979;

Суворов Л.Н.Научный коммунимз и управление социальными процессами, М., 1967;

Тихомиров Ю.А.Механизм управления в развитом социалистическом обществе. М.,1978;

Тупчиенко Л.С. Социалистический образ жизни как объект управления. М.,"Мысль", 1933:,

Фелифоров А.И. Социально-психологический аспект управления, Алма-Ата, 1974;

Черняк В.А.,Жукова А.И.,Талипов К.Методологические принципы правления идеологическим процессом, Алма-Ата, "Наука" Каз ССР, 932, и другие. интернационального воспитания^.

Значительная философская литература посвящена изучению проблемы быта. Следует выделить работы ряда авторов, в которых о рассматривается материальная сторона социалистического быта . Анализу роли традиций и обычаев в жизни общества посвяще

I. Агаев А.Г. Социалистическая национальная культура. М.,1974; Аношкин И.Ф. Интернационализм внутренней политики КПСС.М., 1975; Баграмов Э.А.Ленинская национальная политика; достижения и перспективы. М., 1977; Бромлей Ю.В. Этнические аспекты современных национальных процессов. Межнациональные связи и взаимодействие культуры народов СССР. Таллин, 1978; Бурмистрова Т.Ю. Теория социалистической нации. Л. .1970: Джаццильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата, 1971; Джунусов М.С. Вопросы теории интернационального воспитания. Ташкент, Узбекистан, 1930; Иордан М.В. Интернационализм против национализма. М., "Наука", 1930; Калтахчян С.Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М,4По-литиздат, 1933; Куличенко М.й» Расцвет и сближение наций в СССР, М., 1931; метелица Л.В.Расцвет и сближение социалистических наций, М., 1978; Рогачёв П.М. Свердлин МЛ.Патриотизм и общественный прогресс. М., 1974; Росенко М.Н. Сотрудничество и сближение наций в СССР в условиях развитого социалистического общества. Л.,1974; Серцова А.П. Социализм и развитие нации. М., 1973; Сарсенбаев Т.С. Проблемы интернационального воспитания личности. Алма-Ата.,"1973; Степанян Ц.А. Пролетарский интернационализм и современность. М.,1970; Сужиков М.М. Социально-экономические проблемы национальной консолидации. Алма-Ата. 1963; Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи. М., 1978; Холмогоров А.И. Интернациональные черты советских наций. М., 1970; Цамерян И.П. Нации и национальные отношения в развитом социалистическом обществе. М.,1979, и другие.

2. Аитов И.А. Быт и семья при социализме и коммунизме. В сб.: "Социализм и коммунизм". Изд-во Казанского университета, 1962; Битенова Нлл. Образ жизни и быт. - Алма-Ата, "Казахстан"-, 1932: Зуйкова E.Ivi. Быт при социализме. М., 1977; Кауанова Х.А. Образ жизни и быт рабочих семей. (На материалах Казахстана.), Алма-Ата, "Наука" Каз ССР, 1932: Сини-цын В.Г. Советский образ жизни. Л.,1969; Танкаев С.Д.Быт и нация. Алма-Ата, "Казахстан", 1977; Харчев А.Г. Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970; Хашимов А.Х. Формирование новых семейно-бытовых отношений у народов Средней Азии". Душанбе, 1972, и другие. ны монографии и диссертации советских ученых-'-.

Среди трудов, посвященных проблемам управления национальными отношениями, можно выделить несколько монографий. В коллективной работе "Научное руководство национальными отношениями в 2 развитом социалистическом обществе' авторы рассматривают методологические проблемы научного руководства национальными отношениями, а также экономические и нравственные основы их управления. Правовые основы управления межнациональными отношениями излагаются казахстанскими авторами в монографии "Советская наQ циональная государственность и сближение наций.

Коллективная монография казахстанских ученых Сужикова М.М., Сарсенбаева Т.С., Малинина Г.В. и др. "Развитие и сближение советских наций. Проблемы управления"^ посвящена доказательству того, что национальные отношения являются частью, подсистемой социальных отношений, в ней выделяются объект и субъект управления национальными отношениями, принципы этого управления.

Общим проблемам управления сферой быта посвящена кандидатская диссертация Мазур В.Н. "Специфика социального управления

1. Алиев А.К. Народные традиции и обычаи и их роль в Формировании нового человека. Махачкала, 1968; Ануфриева Р.А. Сущность социалистических традиций и их роль в регулировании внутри-коллективных отношений. Автореф.дисс.канд.филос.наук.гСиев, 1971; Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня, М., 1968; Дени-сюк Н.П. Традиции и формирование личности. Минск, Изд-во БГУ, 1979: Закович Н.М. Советская обрядность и духовная культура. М,,1930; Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт Филос.-социал, исследования,-М.,"Мысль",1932; Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974; Солнцев Н.В.Роль прогрессивных традиций в коммунистическом воспитании. Новосибирск, 1977; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Угринозич Г.М. Обряды за и против. М., 1975, и другие.

2. Научное руководство национальными отношениями в развитом социалистическом обществе. М., 1931.

3. Зиманов С.З., Рейтор И.К.Советская национальная государственность и сближение наций.- Алма-Ата. "Наука" Каз ССР,1933.

4. Развитие и сближение советских наций. Проблемы управления. Алма-Ата, 1973. сферой быта в условиях строительства коммунизма"*. Автор рассматривает проблему управления сферой быта в целом, без выделения материальных и духовных сторон, не затрагивает такого важного социального явления, как процесс интернационализации духовных элементов быта. Освещая специфику управления сферой быта, Ма-зур В.Н. обходит вниманием важный компонент управления - принципы управления.

Анализ имеющейся литературы показывает, что проблемы управления социалистическим обществом, интернационализацией общественной жизни, быта в основном исследуются в отдельности, вне связи друг с другом.

Управленческий аспект интернационализации духовных элементов быта пока еще не нашел должного отражения в научной литературе. На решение этих зацач нацеливают последние постановления партийных и советских органов. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (ноябрь 1977 г.) "0 мерах по дальнейшему укреплению культурного уровня обслуживания сельского населения", в постановлениях ЦК КПСС "0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (апрель 1979 г.), "0 мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий сельского населения" (май 1982 г.), в постановлении июньского (1933 г.) Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии", в постановлении коллегии Министерства культуры Казахской ССР (март 1931 г.) "0 работе культпросветучреждений Павлодарской области по внедрению новых советских обрядов массовых торжеств", в приказе Министерства культуры Казахской ССР "Об улучшении деятельности органов и учреждений культуры и искусства по внедрению в

I. Мазур В.Н. Специфика социального управления сферой быта в условиях строительства коммунизма, Киев, АВД,~1971, быт трудящихся новых советских обрядов и ритуалов" (июнь 1933 г.) говорится о необходимости партийного руководства, управления Советами по организации массового отдыха и культурного обслуживания населения, о дальнейшем улучшении работы по внедрению и пропаганде новых общесоветских и национальных обычаев и традиций.

Динамичное развитие экономической, социально-политической, духовной жизни в условиях развитого социализма обусловливает не только изменение вышеуказанных сфер, но и развитие и совершенствование быта с его духовными элементами. Наблюдается интенсивный рост интернационализации всех сфер общественной жизни, когда национальные факторы в жизни народов и в их взаимоотношениях в значительной мере перемещаются из политической и экономической сферы в социально-психологическую, духовную,

В отчетном докладе ЦК Компартии Казахстана ХУ съезду Коммунистической партии республики член Политбюро ЦК КПСС, Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана товарищ Д.А.Кунаев отмечал, что до сих пор живучи у нас некоторые" . вредные обряды и традиции, унижающие честь и достоинство человека, и с этими неприглядными явлениями надо кончать решительно и бесповоротно"^".

Анализ работ, посвященных проблеме управления процессами интернационализации духовных элементов быта, показывает: во-первых, недостаточность на сегодняшний день исследований по данной проблеме, слабое раскрытие факторов, от которых зависит полнота познания интернационализации духовных элементов быта. Недостаточный учет, порой игнорирование субъектом управления процесса интернационализации духовных элементов быта тормозит совершенствование национальных отношений в целом;

I. ХУ съезд Коммунистической партии Казахстана. Стенограф.отчет.

Алма-Ата, 1931, с.70. во-вторых, важность исследования проблемы управления интернационализацией духовных элементов быта приобретает особую значимость в свете разработки теории национальных отношений, актуальность которой обусловлена также практическими задачами оптимизации процесса интернационализации в малоподвижной сфере общества - в быту. В условиях совершенствования развитого социализма общественная практика ставит и такие вопросы, как совершенствование системы управления, систематически организующей целенаправленное и сознательное закрепление в идеологии и жизнедеятельности масс общесоветских, а также прогрессивных обычаев, традиций каждой нации и народностей, способствующих утверждению социалистического образа жизни в сфере быта; в-третьих, только социализм, порвав с установками и нравами частнособственнической психологии утверждает и совершенствует социальные, духовные и культурные ценности любой нациидостойные нашего времени и соответствующие природе каждого народа. И в этом плане трудно переоценить роль управления процессами интернационализации духовных элементов быта, которые способствуют углублению и укреплению социалистической цивилизованности.

На Июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Ю.В.Авдропов говорил: "У нас часто используется формула "повышение уровня жизни". Но ее порой трактуют упрощенно, имея в виду лишь рост доходов населения и производство предметов потребления. В действительности понятие уровня жизни гораздо шире и богаче. Тут и постоянный рост сознательности и культуры людей, включая культуру быта,поведения, и то, что я бы назвал культурой разумного потребления. Тут и полноценное с нравственно-эстетической точки зрения использование свободного времени. Словом, все то, что в совокупкости достойно именоваться социалистической цивилизованностью""'"; в-четвертых, совершенствование национальных отношений в условиях развитого социализма требует дальнейшей разработки вопросов управления конкретными социальными процессами, одним из которых является процесс интернационализации духовных элементов быта; в-пятых, современные буржуазные идеологи прилагают много сил, чтобы очернить советский опыт решения национального вопроса, имеющий международное значение. Стремясь ослабить позиции мелщународного социалистического содружества, они стараются внести раскол в социалистических странах, откровенно играют на национальных чувствах, фальсифицируют ленинскую теорию и практику решения национального вопроса, извращая национальную политику КПСС. В условиях обострения противоборства идеологий важное значение имеет раскрытие истинных путей совершенствования национальных отношений в стране, в том числе управления процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма.

Все это определяет особую актуальность всестороннего изучения диалектической взаимосвязи процессов интернационализации духовных элементов быта с совершенствованием национальных отношений в целом и роли управления процессом интернационализации в формировании и внедрении духовных элементов быта.

Изучение проблемы управления процессами интернационализации духовных элементов быта позволяет раскрыть новые черты и стороны этого закономерного явления социальной жизни социалистического общества.

Цели и задачи исследования.

В данной работе делается попытка раскрыть необходимость,

1. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня IS33 г.-М., Политиздат, 1933, с.13. содержание и особенности научного управления процессами интернационализации духовных элементов быта в условиях развитого социализма.

При исследовании общей цели ставятся и решаются следующие основные задачи:

- раскрыть сущность категории "духовные элементы быта";

- дать определение понятия "научное управление процессами интернационализации духовных элементов быта" и раскрыть его содержание ;

- выделить объект научного управления процессами интернационализации духовных элементов быта. Доказывается, что в данном случае объектом управления выступает сфера быта с его обычаями, традициями в процессе их интернационализации;

- выявить субъекты научного управления процессами интернационализации духовных элементов быта;

- проследить особенности проявления основных принципов научного управления социалистическим обществом в управлении процессами интернационализации духовных элементов быта;

- выделить специфические принципы управления процессами интернационализации духовных элементов быта;

- показать влияние научного управления процессами интернационализации духовных элементов быта на интернационализацию общественной жизни в целом, так как в ходе управленческой деятельности субъективный фактор способствует дальнейшему широкому творческому развитию и внедрению общесоветских и прогрессивных национальных духовных элементов быта в образ жизни советских людей.

Научная новизна исследования обусловлена прежде всего особенностями избранной проблемы. В данной работе впервые исследуются некоторые методологические и практические вопросы управления процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма.

Новым является обоснование необходимости и возможности научного управления процессами интернационализации духовных элементов быта в условиях развитого социализма, что обусловлено прежде всего самой природой социалистического общества, возможностями субъекта управления в правильном и активном регулировании, преемственностью в развитии духовных элементов:быта,необходимостью гармонического сочетания интернационального и национального в духовных элементах быта,

В диссертации раскрываются особенности и трудности управления сферой быта и его духовных элементов в процессе интернационализации, обусловленные объективным оставанием общественного сознания от общественного бытия. На производстве деятельность человека осуществляется в большом коллективе, а в быту он выступает большей частью представителем определенной нации в данной этнической среде, членом небольшой группы людей, объединяемых национальными, родственными, семейными связями, которые являются наиболее интимной разновидностью общественных связей, В этих связях доминируют национальные обычаи, традиции, склонности, привычки, укореняющиеся естественно, в характере духовной сферы быта той социальной группы, к которой принадлежит индивид. Это также накладывает отпечаток на особенности управления процессом интернационализации духовных элементов быта,

В диссертации доказывается, что общие принципы управления обществом (руководство КПСС, демократический централизм, научность, объективность, конкретность и др.) являются в известной степени общими принципами управления процессами интернационализации духовных элементов быта, специфически проявляющимися в процессе управления данными объектами.

Новым также являются выделение и показ действия специфических принципов управления процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма. К таким принципам относятся: проявление закономерности развития и сближения наций и народностей в духовных элементах быта, гармоническое сочетание интернационального и национального, систематическое искоренение пережитков прошлого и постепенное внедрение общественных обычаев и традиций, действие преемственности в сфере духовных элементов быта, учет проявления общесоветской и национальной психологии в духовных элементах быта.

Все вышеуказанные методологические и теоретические положения доказываются на фактическом материале, собранном диссертантом в процессе изучения интернационализации духовных элементов быта Казахской ССР и теоретического обобщения полученных данных.

В работе показано, что управление процессами интернационализации духовных элементов быта является важнейшей частью сознательного, целенаправленного воздействия на процессы интернационализации общественной жизни развитого социалистического общества.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Предложения и рекомендации, выдвинутые в диссертации, могут быть использованы Советами народных депутатов, управленческим аппаратом культуры, культпросветучреццениями для эффективной организации пропаганды новых традиций и обычаев, внедрения их в быт трудящихся.

Положения и выводы диссертации могут найти применение в практической работе партийных, советских, комсомольских и других общественных организаций, занимающихся проблемой интернационального и патриотического воспитания трудящихся, при составлении и реализации комплексных планов социально-экономического развития по программно-целевому методу управления, в пропаганде преимуществ социалистического образа жизни, ленинской национальной политики КПСС, при проведении идейно-воспитательной и массово-политической работы по месту жительства многонационального населения, в борьбе за ликвидацию негативных явлений в процессе интернационализации духовных элементов быта. Отдельные материалы диссертации могут быть использованы в системе партийной и комсомольской политучебы, в процессе преподавания научного коммунизма в высших учебных заведениях.

Идейно-теоретической и методологической основой исследования является диалектико-материалистическое понимание существа общественных процессов, партийный подход в решении проблем социальной жизни. В работе используются труды классиков марксизма-ленинизма, посвященные закономерностям социализма, решению национального вопроса и национальных отношений, коммунистического и интернационального воспитания. Программа КПСС, Конституция СССР, материалы съездов партии и Пленумов ЦК КПСС, выступления и публикации Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко и других руководителей Коммунистической партии, Советского государства, в которых раскрываются основные закономерности формирования коммунистических отношений и совершенствования сферы быта, определяются формы и методы воспитания нового человека.

В процессе написания диссертации использовались также труды советских ученых и зарубежных авторов, которые занимались исследованием социального управления, проблемами интернационального и национального в общественной жизни и сфере быта, данные различных наук - философии, социологии, истории, этнографии, социальной психологии, статистические материалы.

ШВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ДУХОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ БЫТА.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный теоретический анализ управления интернационализацией духовных элементов быта в условиях развитого социалистического общества показывает, что эта проблема сложна и многогранна.

Научное управление является могучим ускорителем объективного процесса интернационализации духовных элементов быта, которое непременно ведет к дальнейшему сближение народов СССР и укреплению их единства. Исследование этих закономерностей позволяет сформулировать следующие выеоды.

Интернационализация духовных элементов быта как объективный процесс в условиях развитого социалистического общества протекает не стихийно, самотеком, а сознательно направляется деятельностью субъективного фактора. Здесь мы еидим решающее влияние национальной политики КПСС, идеологии марксизма-ленинизма. Рожденные нашей советской действительностью,духоЕные элементы быта станоЕятся достоянием многонациональной семьи народов, служат духовному и идейному единству всех советских наций. В социалистическом обществе возникают благоприятные условия для сознательного формирования, внедрения и утверждения интернациональных и общесоветских духовных элементов быта. Объективные закономерности социализма, его природа создают возможности для сознательного руководства и управления развитием социальных процессов. В развитом социалистическом обществе, где неуклонно возрастает роль субъективного фактора, научное управление различными процессами общественной и духовной жизни - процесс закономерный.

Быт - Еажная сфера социальной жизни - испытывает на себе

Елияние как базисных общественных отношений (особенно материальная сторона быта), так и отношений надстроечного порядка(особенно духоЕная сторона быта). В этом заключается специфика такого феномена социальной жизни, как быт. Безусловно, такое деление быта носит услоеный характер, ибо е реальной жизни материальная и духоЕная стороны быта произЕодны от экономической жизни общестЕа. Высокий уроЕень экономики развитого социализма предполагает соответственное развитие самой сферы быта и оказывает прогрессирующее Елияние на процессы, происходящие е ней. Построение е нашей стране развитого социализма предстаЕляет собой качественно ноЕую ступень е разЕитии и интернационализации духовных элементов быта.

Становление духовных элементов быта и интернационализация их - сложный процесс. Для познания его и регулирования интернационализации духовных элементов быта требуется творческий подход, знание их природы, места е социалистическом обществе, национальных особенностей, сЕязанных с историческими условиями развития того или иного народа.

Анализ обычаеЕ и традиций быта на современном этапе показывает, что у наций и народностей, населяющих нашу страну, присутствуют различные как по структуре (локальные, региональные, общезначимые), так и по происхождению, характеру и значению духовные элементы быта. Характерным для процесса интернационализации обычаеЕ и традиций е условиях развитого социализма является всемерное развитие региональных и общезначимых духовных элементов быта. Интернационализация духовных элементов быта это такой процесс, когда позитивные обычаи и традиции каждого народа получают полное развитие, переходят е достояние других наций; в то же Еремя, еы-ражая интересы нации, становятся неотъемлемой частью духовных элементов национального быта.

Управление процессами интернационализации духовных элементов быта оказывает влияние на развитие и сближение наций и благоприятствует становлению и утверждению общесоветских обычаев и традиций, что ведет, во-первых, к ускоренному преодолению архаичных обычаев, традиций и пережитков, препятствующих сближению советских наций; во-вторых, обеспечивает необходимые условия для развития общих советских черт быта, обычаев, традиций, для дальнейшего укрепления взаимного доверия и дружбы между нациями и народностями.

Процесс интернационализации обычаев, традиций в быту выступает как объект социального управления через совершенствование национальных отношений, где решения по проблемам национальной политики нашей партии служат научной основой управления процессом интернационализации общества в целом и духовными элементами быта - в частности.

Вместе с тем, проблемы управления интернационализацией обычаев и традиций в быту нельзя полностью растворять в общих проблемах руководства национальными отношениями, игнорировать относительную самостоятельность процессов интернационализации духовных элементов быта, как специфического объекта социального управления.

Управление процессами интернационализации духовных элементов быта должно строиться с учетом следующих особенностей:

- более медленной изменяемости быта по сравнению с другими сферами общественной жизни;

- национально-специфического, личностно-индивидуального характера значительной части отношений в быту.

На производстве человек действует, как правило, в составе большого трудового коллектива, а в быту, в процессе удовлетворения материальных и духовных потребностей, он Еыступает большей частью представителем определенной нации, представителем определенной группы людей, объединенных национальными, родственными, брачными и семейными связями. В этих семьях часто доминируют обычаи и традиции, склонности и привычки, связанные с характером духовной стороны быта нации, к которой принадлежит индиеид. Следовательно, эти явления накладывают отпечаток на особенности управления процессами интернационализации духовных элементов быта.

Управленческий аспект интернационализации духовных элементов быта проявляется е формировании ценностных ориентаций личности е плане уважительного отношения к обычаям, традициям не только своей нации, но и других, а также гордости за общесоЕетские духовные элементы быта.

Управление процессами интернационализации духовных элементов быта Еыступает своеобразным средстЕом станоЕления и утверждения интернационального сознания в быту. Оно означает нахождение гармонического соотношения национального и интернационального в духовной сфере быта. Управление здесь рассматривается как создание реальных условий для максимального развития и сближения всех наций и народностей, национального и интернационального в процессе интернационализации обычаев и традиций. Отсутствие регулирования процессом интернационализации духоеных элементов быта Еле-чет за собой увеличение роли стихийности и препятствует росту и развитию интернационального сознания наций и народностей в быту.

Основная цель управления процессами интернационализации духовных элементов быта заключается в том, чтобы способствовать возникновению и утверждению прогрессивных национальных и общественных обычаеЕ и традиций в быту.

Управление процессами интернационализации духовных элементов быта способствует искоренению устаревших, вредных обычаев и традиций, укреплению и совершенствованию интернациональных связей всех наций и народностей в такой своеобразной и наиболее консервативной общественной сфере, как быт, формированию и утверждению единых общесоветских обычаеЕ и традиций, общности быта и духовного облика советских наций.

Управление процессами интернационализации духовных элементов быта осуществляется "не нажимом" и не "командованием" сверху, а воздействием на сознание людей через идеологический процесс, политику; сознательным целенаправленным воздействием субъекта на объект.

В управлении интернационализацией духовными элементами быта Коммунистическая партия, Советское государство, общественные организации выступают как коллективный субъект управления.

Объект и субъект социального управления органически связаны друг с другом, ибо главным компонентом в этом виде управления выступает человек. Объект определяет субъект управления, его структуру, функции и т.д. Субъекту присуща самостоятельность, хотя бы в том, что суоъект вырабатывает цели, ставит задачи и сознательно стремится выполнить их.

Каждый член общества в той или иной мере, в процессе интернационализации духовных элементов быта выступает в роли субъекта управления, участвуя в формировании и утверждении их, творчески усваивая, трансформируя, пропагандируя обычаи и традиции.

Управление социальными процессами при социализме осуществляется на основе принципов, содержание которых определяется требованием объективных законов развитого социализма.

По нашему мнению, под принципами управления процессами интернационализации духоеных элементов быта следует понимать определенные закономерности, регулирующие воздействие субъекта.

Осноеными общими принципами управления процессами интернационализации духовных элементов быта яеляются следующие: принцип руководящей роли Коммунистической партии, принцип демократического централизма, принцип научности, конкретности, принцип сочетания национального и интернационального.

Партия направляет и организует сознательное воздействие на общественные процессы, ЕОЕлекая массы трудящихся в дело построения ноеого общества.

Политическое рукоеодстео партии социальными процессами -Еысшее достижение нации в управлении общественными процессами. Коммунистическая партия ЕоздейстЕует на все сферы общественной жизни как субъект управления через политику, Енесение марксистско-ленинской идеологии е сознание масс, коммунистическое, интернациональное Еоспитание и т.д.

Осноеным содержанием принципа политического рукоЕодстЕа КПСС применительно к духоеным элементам быта является создание реальных услоеий для максимального разЕития Есех наций и народностей, гармонического сочетания национального и интернационального е процессе развития обычаеЕ и традиций в быту. Принцип политического руководства партии в управлении процессами интернационализации духовных элементов быта обуслоЕлен: научным познанием процессов становления, разЕития и утЕерждения национально прогрессивных и общесоЕетских обычаеЕ, традиций в быту: разЕити-ем и Езаимообогащением интернационального содержания духовных элементоЕ быта, необходимостью борьбы против архаических обычаеЕ и традиций ё быту; дальнейшим обострением идеологической борьбы на международной арене во всех сферах общественной жизни в современных условиях.

Следующим принципом управления интернационализацией духовных элементов быта является демократический централизм, который позволяет сочетать научное управление обществом в целом с управлением отдельными звеньями общественной системы, сферами общественной жизни.

Принцип демократического централизма в условиях развитого социалистического общества создает возможность полно и беспрепятственно развивать не только национальные обычаи и традиции, но и общесоветские духовные элементы быта.

Управление процессами интернационализации духовных элементов быта не имеет целью жестко детерминировать все поведение человека, запрограммировать его действия; наоборот, оно предполагает развитие творческой инициативы, подлинную реализацию сво-о боды, воли, выбора.

В единстве с общими принципами управления руководством КПСС и демократическим централизмом выступают и другие принципы -научность, объективность, конкретность и т.д.

Принципы управления обусловлены такими факторами, как познание процессов развития социалистических духовных элементов быта, возрастание роли народных масс в становлении и утверждении общесоветских обычаев, традиций, преодоление различия между уровнями развития духовных элементов национального быта, развитие и взаимообогащение интернационального содержания обычаев, традиций.

Основным критерием принципа научности управления процессами интернационализации духовных элементов быта является соот

ЕетстЕие управления практике и требованиям объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

Процесс интернационализации духовных элементов быта - явление объективное, присущее социалистическому строю, закономерная тенденция. Без познания объективных законов разЕития управляемого объекта неЕозможно осуществление Есех последующих этапоЕ управления, таких как постаноЕка цели, задачи, организация и т.д.

Яеляясь частью принципа научности, объективность применительно к управлению интернационализацией духовными элементами быта предполагает учет дЕух объективных тенденций в национальных отношениях - разЕития и сближения.

Принцип конкретности е управлении интернационализацией духовных элементоЕ быта требует учета специфичности этой сферы. Каждый из принципоЕ, Еыражая сеязи и закономерности, сЕойстЕенные в целом управлению, в то же Еремя применительно к исследуемой сфере наполняется ноеым содержанием, проявляется в особой форме.

Управление процессом интернационализации духоеных элемен-тое быта протекает также в соотЕетстЕии с определенными специфическими принципами. Специфические принципы непосредственно отражают и Еыражают особенности процесса интернационализации духовных элементов быта как объекта упраЕления.

Специфическими принципами упраЕления процессами интернационализации духоеных элементоЕ быта,по мнению диссертанта,яеляются: развитие и сближение духоеных элементоЕ быта разных наций, гармоническое сочетание интернационального и национального в духоеных элементах быта, систематическое искоренение пережиткоЕ прошлого и постепенное Енедрение общесоветских обычаев и традиций в быт, преемстЕенность, учет особенностей общесоЕетской и национальной психологии в сфере быта.

Общесоветская психология советских людей формируется социалистической действительностью, органически впитывает положительные особенности национальной психологии. Национальная специфика образа жизни в сфере быта, обычаев, традиций свидетельствует о множестве форм проявления основных черт общесоветской психологии.

Интернационализация духовных элементов быта - объективная основа дальнейшего углубления интернационалистического сознания советских людей,формирования норм поведения, традиций, обычаев. Одной из центральных задач формирования общесоЕетской психологии в сфере быта является утверждение интернационального сознания, всемерная поддержка прогрессивных национальных традиций и внедрение их в практику повседневной жизни.

Принцип учета особенностей общесоветской и национальной психологии в управлении процессами интернационализации духовных элементов быта объективно предполагает формирование общих черт психологии советского народа е сфере быта. ОбщесоЕетская психология Есе больше обогащается положительными национальными традициями, обычаями, которые органически еходят е нормы социалистического быта.

Рукоеодство принципом управления - систематического искоренения пережитков прошлого и постепенного Енедрения общесоЕетских традиций е процессе интернационализации духовных элементов быта - означает необходимость проведения постоянной работы по преодолению архаических пережитков и постепенного внедрения прогрессивных интернационалистических обычаев и традиций. При этом важно согласовать деятельность государственных и общесоветских организаций, постоянно проводить идейно-воспитательную работу с учетом сущестЕующих национальных, возрастных особенностей, разоблачать проявления национализма.

Руководящим и координирующим центром систематического искоренения пережитков прошлого и постепенного внедрения общесоветских обычаев и традиций в процессе их интернационализации яеля-ются республиканские комиссии по пропаганде и внедрению новых советских праздников и обрядов е социалистический быт.

Принцип преемственности, выступая общим принципом управления духовной сферой общества вообще, действует в особой форме при интернационализации духовных элементов быта.

Затрагивая пути преемственности, диссертант рассматривает различные его стороны: момент сохранения, заимстЕОЕание.

Каждое новое поколение в своей деятельности опирается на достижения предыдущих поколений, поэтому старое полностью не ликвидируется, положительное в старом должным образом сохраняется, на этой базе рождается ноЕое-Е этом суть действия принципа преемственности.

Процесс восприятия духовных элементов быта и их развитие крайне сложны и противоречивы. Это объясняется сложностями и противоречиями наследуемого прошлого. В обычаях и традициях прошлого наряду с ценным содержится и архаическое. Задача субъекта управления в процессе интернационализации духовных элементоЕ быта состоит в том, чтобы, руководствуясь принципом преемственности, отстаивать то, что отвечает природе социализма. Важно учитывать,, что процесс заимстЕОЕания духовных элементов быта одними народа-ми у других идет не путем механического перенесения, а перенимается через сЕое национальное, творчески перерабатывается.

Таким образом, система принципов научного управления представляет собой совокупность общих и специфических принципов, проявляющихся в управлении различными сферами общественной жизни, различными объектами. Деятельность органов управления, чтобы быть научной, должна базироваться на всей системе принципов, на глубоком знании всех правил управления. Без этого сегодня невозможно научно управлять социальными процессами.

Система принципов научного управления социалистическим обществом, а также отдельными его сферами не является статичной, неизменной. Они постоянно развиваются, совершенствуются.

Огромно влияние управления процессами интернационализации духовных элементов быта на процесс интернационализации общественной жизни в целом, который способствует более полной и эффективной реализации двух взаимосвязанных тенденций в совершенствовании национальных отношений е условиях развитого социализма. Это подтверждается фактическими материалами, относящимися к исследуемой проблеме, которые собраны на примере интернационализации духовных элементов быта Казахстана.

РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В процессе подготовки диссертации автор изучил деятельность республиканской комиссии по пропаганде и внедрению общесоветских обрядов, обычаеЕ, традиций при Совете Министров Казахской ССР, облисполкомов республики. Диссертант отмечает своевременность создания этих комиссий, которые проводят большую организаторскую работу по пропаганде и внедрению общесоветских духовных элементов быта.

По исследуемым вопросам были сделаны следующие практические рекомендации.

I.Республиканская комиссия по пропаганде и внедрению общесоветских обрядоЕ и праздников, обычаев и традиций - как субъект управления е процессе их интернационализации, должна учитывать национальные моменты не только коренной национальности республики, но и других. Например, в Казахстане (уйгур, дунган, татар, корейцев, немцеЕ и др.).

2. Основным направлением деятельности комиссии по пропаганде и внедрению обычаев и традиций, праздников и обрядоЕ как непосредственного субъекта управления интернационализацией духоЕ-ными элементами быта должно стать творческое развитие обычаев, традиций каждой нации, а также создание условий и систематическая помощь в формировании общесоветских духовных элементов быта.

3. Считаем целесообразным в многонациональных регионах при организации видов добрых услуг е соответствующих предприятиях Эзагсах, е отделах культуры и т.д.) иметь организаторов проведения семейно-бытовых праздников и торжестЕ, знающих и умело сочетающих общесоветские и национальные обычаи и традиции.

4. При управлении интернационализацией духовными элементами быта необходимо учесть, что обычаи и традиции сами носят регулирующий характер в непроизводственной сфере общества, поэтому их нужно больше пропагандировать.

5. В целях более эффективного управления интернационализацией духовных элементов быта шире привлекать представителей советских и общественных организаций, творческой интеллигенции, способных поднять идейный, культурный и эстетический уровень некоторых бытовых обычаев, традиций и обрядоЕ, всемерно популяризировать национальные элементы народной культуры при формировании общесоЕетских духовных элементов быта.

6. Субъекту управления интернационализацией духоеных элементов быта необходимо постоянно искать и совершенствовать разнообразные формы общественной работы по месту жительства населения, по пропаганде и внедрению общесоветских духоеных элементоЕ быта.

7. Не допускать шаблонизации и однообразия ноеых элементов быта, их ЕолеЕого, недостаточно научно обоснованного внедрения.

8. Практиковать объявление республиканских, областных, районных, городских и поселковых конкурсов на лучшую разработку сценариев праздников, ритуалов, обрядов.

9. Выносить предлагаемые сценарии, ритуалы, обряды на широкое обсуждение общественности на страницах периодических изданий, на радио и телевидении.

10. Активизировать деятельность е этой области творческих союзов республики, общества "Знание", научных работников.

11. С целью создания кадроЕ и резервов субъекта управления интернационализацией духовных элементов быта, считаем необходимым наладить в институтах культуры, пединститутах и средних учебных заведениях Минкультуры и Минпроса республики широкую подготовку специалистов, организаторов по пропаганде и внедрению общесоветских обычаев и традиций.

12. В целях стимулирования субъекта управления интернационализацией духовных элементов быта, предлагаем: особо отличившихся актиЕистоЕ и энтузиастов, внедряющих новые общесоЕетские обычаи, традиции быта в жизнь всемерно поддерживать и поощрять вплоть до представления их к присвоению звания "Заслуженного работника культуры республики".

 

Список научной литературыЖакупов, Калкаман Хасенович, диссертация по теме "Теория научного социализма и коммунизма"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма .

2. Маркс К. К критике политической экономики.Предисловие.Соч.,т.13, с.1-167.

3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Предисловие к первому изданию.Соч.,т.23, с.5-11.

4. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии.Том третий.гл.47.Гёнезис капиталистической земельной ренты.Соч.т.25, чл П, с.352-357.

5. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К. и Энгельс1. Ф. Соч., т.З, с.36-49.

6. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К. и Энгельс1. Ф. Соч.,т.З, с.70-78.

7. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.

8. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,т.4, с.419-459.

9. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.Отдел I: Философия.III подразделение.

10. Априоризм.Соч., т.20, с.33-40.

11. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.Отдел Ш: Социализм, гл.5.

12. Государство, семья, Боепитание. Соч., т.20, с.326-338.

13. Энгельс Ф. Диалектика природы. Введение. Соч.,т.20,с.345363.

14. Энгельс Ф. Людеиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии. Соч.,т.21, с.273-317. I.II.Энгельс Ф. Иозифу Блоху. Соч., т.37, с.393-397.

15. Ленин В.И. Что такое "Друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? ПСС, т.1, с.125-346.

16. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. ПСС,т.2, с.505-550.

17. Ленин В.И. Положение Бунда £ партии. ПСС, т.8,с.65-76.

18. Ленин В.И. Критические заметки по национальному Еопросу.1. ПСС, т.24, с.113-150.

19. Ленин В.И. Нужен ли обязательно государственный язык.ПСС,т.24, с.293-295.

20. Ленин В.И. Главный труд немецкого оппортунизма о войне.1. ПСС, т.26, с.277-281.

21. Ленин В.И. Итоги дискуссии о самоопределении.ПСС, т.30,с.17-58.

22. Ленин В.И. Задачи пролетариата о нашей революции. ПСС, т.31, с.149-186.

23. Ленин В.И. Украина. ПСС, т.32, с.341-342.

24. Ленин В.И. Государство и революция. ПСС, т.33, с.1-120.

25. Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской власти". ПСС, т.36, с.127-164.

26. Ленин В.И. Речь на митинге в Пресненском районе. 26 июля1918 г. ПСС, т.36, с.535-536.

27. Ленин В.И. I Конгресс коммунистического Интернационала.2.6 марта 1919 г. Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата 4 марта. ПСС, т.37, с.491-509.

28. Ленин В.И. 0 карикатуре на марксизм и об "эмпериалистическом экономизме".ПСС, т.37, с.77-130.

29. Ленин В.И. I Всероссийский съезд по внешкольному " \образованию 6-19 мая 1919 г. ПСС,т.38,с.327-372.

30. Ленин В.И. Проект программы РКП(б) пункт программы в области национальных отношений. ПСС, т.38, с.81-123.

31. Ленин В.И. Речь на заседании коммунистической фракции

32. ВЦСПС 15 марта 1920г. ПСС, т.40, с.221-224.

33. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме.ПСС,т.41, с.1-104.

34. Ленин В.И. О пролетарской культуре. ПСС, т.41, с.336-337.

35. Ленин В.И. Политический отчет Центрального Комитета РКП(б)27 марта 1922 г. ПСС, т.45, с.69-116.

36. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше. ПСС, т.45, с.389-406.

37. Ленин В.И. Шаумяну С.Г. 6 декабря 1913 г. ПСС,т.48,с.223-236.

38. Документы КПСС и Советского правительства

39. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат. 1980 г.,144с.

40. Материалы ХХП съезда КПСС. М.Политиздат, 1961 г. 464 с.

41. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.Политиздат, 1981 г.-223с.

42. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик.М., 1978 г. 46 с.

43. ХУ съезд Коммунистической партии Казахстана 4-8 февраля1981 г. Стеногр.отчет.-Алма-Ата: Казахстан,1981.с.16-96.

44. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября1977 г."О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания населения" КПСС е резолюциях и решениях., т.12.М.,1978 г., с.570-577.

45. Пленум ЦК КПСС июль 1978 года. "О дальнейшем развитии сельского хозяйства СССР". КПСС е резолюциях и решениях., т.12. М.,1978, с.180-195.

46. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года "О дальнейшемулучшении идеологической, политико-воспитательной работы". КПСС е резолюциях и решениях.,т.13, М.,1981, с.352-368.

47. Постановление коллегии Министерства Культуры Казахской ССРот 26 марта 1981 г. "О работе культурно-просветительных учреждений Павлодарской области по внедрению новых советских обрядов и массовых торжеств".

48. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических республик". -М., Политиздат, 1982, с.3-31.

49. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня1983 г.- М. Политиздат, 1983, 80 с.

50. Доклады, выступления и речи руководителей Коммунистической партии и Советского правительства.

51. Черненко К.У. Вопросы работы партийного и государственногоаппарата.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.Политиздат.1982. 448 с.

52. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. 2-е изд.,доп.-М.:1. Политиздат, 1984.- 670 с.

53. Черненко К.У. Речь на внеочередном Пленуме Центрального

54. Комитета КПСС, 13 февраля 1984 г.М.Политиздат,1984г., М.Политиздат, 1984.- 32 с.

55. Черненко К.У. Речь на апрельском Пленуме ЦК КПСС,10 апреля1984 г.-М.Политиздат, 1984.- 31 с.

56. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые Еопросы социалистического строительства в СССР. Статья,опубликованная в журнале "Коммунист" № 3 за 1983 год. Избранные речи и статьи.-2-е Изд.-М.Политиздат,1983.-с.231-249.

57. Калинин М.И. 0 коммунистическом воспитании.М.,1968, 75с. З.Ю.Кунаев Д.А. Избранные речи и статьи. М., Полит из дат, 1978,511 с.

58. II.Кунаев Д.А. Светлой дорогой Ленина:Докл.на торжественном заседании, посвященном 60-летию Казахской ССР и Компартии Казахстана 29 аЕгуста 1980г.-Алма-Ата: "Казахстан'.'1980-40с.

59. Кунаев Д.А. Ленинская национальная политика КПСС вдействии: Избранные речи и статьи,-М.:Политиздат.1981,-624с.

60. Кунаев Д.А. Советский Казахстан.-М.Политиздат, 1982.158с (В единой братской семье).

61. Луначарский Л.В. Собр.соч. в 8-ми т.М.,1967,т.7, 183с.

62. Пономарев Б.Н. Ленинская интернациональная политика КПССна этапе развитого социализма и её международное значение. Доклад на Всесоюзной научно-практической конференции 28 июня 1982,М.,Политиздат, 46с.

63. Общая и специальная литература.

64. Абдулатипов Р.Г.,Бурмистрова Т.Ю. Конституция СССР и национальные отношения на современном этапе. М.,"Мысль", 1978,- 133с.

65. Абдулатипов Р.Г.,Бурмистрова Т.Ю. Ленинская политика интернационализма в СССР: история и современность.М.: "Мысль", 1982,- 268с.

66. Агирбов И.А. Сочетание интернациональных и национальныхинтересов. Черкесск. 1974, 133с.

67. Айталиев А.А. Социализм и интернациональное воспитаниемасс.- Алма-Ата."Казахстан",1979, 164с.

68. Анищенко А.И. Структура общественного сознания.М.,"Высшаяшкола".-1973, 86 с.

69. Аношкин И.В. Интернационализм внутренней политики КПСС.

70. М.,"Политиздат", 1975, 191 с.

71. Арнольдов А.И. Социалистический образ жизни и культура.М.,1. Мысль", 1976,- 156с.

72. Арутюнян С.М. О психологических факторах национальных отношений в условиях социализма. В кн: Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР. Махачкала,1973.-331с.

73. Арутюнян Ю.В. Нация и ее психологический склад (социальнопсихологический аспект национальных отношений).Краснодар, 1966,-271с.

74. Атаманчук Г.В. Сущность советского государственного управления. Юрид.лит., 1980.-256с.

75. Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление,образование. М.Политиздат 1972, 431 с.

76. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом.(Опыт системного управления)М.,Политиздат.1973,- 392с.

77. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., Политиздат, 1975,- 408с.

78. Афанасьев В.Г. Человек и управление обществом. М.,Политиздат, 1978, 382 с.

79. Афанасьев В.Г. Системность и общество.М., 1980,- 368 с.

80. Афанасьев В.Г. Общество, системность, познание и управление. М., Политиздат, 1981, 432 с.

81. Баграмов Э.А. Ленинская национальная политика: достиженияи перспективы. М.,"Мысль, 1978.- 323 с.

82. Баграмов Э.А. Национальный вопрос в борьбе идей.~М.:Политиздат, 1982.- 336 с.

83. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. Изд.,перераб. идоп. М.: Сое.Россия, 1984, - 272 с.

84. Белинский В.Г. Полное собрание соч. в 13-ти томах.т.10.

85. Ред.Коллегия Н.Ф.Бельчиков, статья и рецензии. 1846-1848. Ред.А.Г.Дементьев.М.,Акад.наук СССР, 1956,- 474 с.

86. Белоусов Я.П. Праздники старые и новые.(Некоторые филос.'"" "" аспекты и проблемы празднования).Алма-Ата, "Казахстан", 1974, 200 с.

87. Белых А.К. Коммунизм и управление общественными процессами:

88. В 5-ти т. Л.:Изд-во Ленинградского университета, 19721982.

89. Битенова И.М. Общесоветские традиции. Алма-Ата,"Казахстан".1974. 76 с.

90. Болотников И.М.,Вавилов Ю.В. Ленинизм и научное управлениесоциалистическим обществом. Лениздат. 1973.- 256 с.

91. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.,Наука. 1973.- 283 с.

92. Бромлей Ю.В. Этнические аспекты современных национальныхпроцессов. кн: Международные связи и взаимодействия культуры народов СССР. Таллин, 1978. - 131 с.

93. Бороноев А.О. Нравственно-психологическое единство образажизни советского народа. Изд-во. Ленинград. 1978, -104с.

94. Бурмистрова Т.Ю. Теория социалистической нации.Л.Изд.Ленинград. ун-та. 1970, 89 с.

95. Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М., "Наука", 1968,200 с.

96. Глезерман Г.Е. Исторический материализм в развитии социалистического общества. Изд.2-е доп. М.Политиздат., 1973. 352 с.

97. Годунов А.А. Введение в.теорию управления (система промышленного производства). М., Экономика.1967,- 280 с.

98. Горячева А.И. Некоторые моменты социально-психологическойхарактеристики нации. М., 1975.- 80 с.

99. Джандильдин Н.Д. Коммунизм и развитие национальных отношений. М.,"Мысль". 1964, 203 с.

100. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алма

101. Ата, "Казахстан". 1971. 304 с.

102. Джандильдин Н.Д. Монолитное единство. Алма-Ата."Казахстан1.'1975. 160 с.

103. Джунусов М.С. Теория и практика национальных отношений.

104. Алма-Ата, "Казахстан". 1969. 67 с.

105. Джунусов М.С. Интернациональное и национальное в мировомкоммунистическом движении. Алма-Ата."Казахстан" .1971,104 с.

106. Джунусов М.С. Две тенденции социализма в национальных отношениях. Ташкент. Узбекистан. 1975. 232 с.

107. Джунусов М.С. Общественный прогресс и национальные отношения. Алма-Ата."Казахстан". 1976.- 188 с.

108. Джунусов М.С. Вопросы теории интернационального воспитания. Ташкент. 1980. 295 с.

109. Дейнеко О.А. Методические проблемы научного управленияпроизводством. М.,"Наука".1971. 294 с.

110. Денисюк И.П. Традиции и формирование личности. Минск.Изд.1. БГУ. 1979. 136 с.

111. Дробижева Л.М. Духовная, общность народов СССР.Историкосоциологический очерк межнациональных отношений."Мысль", 1981. 263 с.

112. Журавлев Г.Т. Социальная информация и управление идеологическими процессами. М., 1973, 159 с.

113. Закович Н.М. Советская обрядность и духовная культура.

114. Киев. Науково думка 1980, 221 с.

115. Зиманас О.Г. К вопросу об общественном сознании и егоструктуры. В кн: "Образование СССР торжество ленинской национальной политики".Пятигорск.1972, - 582 с.

116. Зиманас О.Г. Значение идеологии и национальной психологиив развитии социалистических наций. Социализм и нации. М., "Мысль". 1975, - 494 с.

117. Зуйкова Е.М. Быт при социализме. М., 1977, 240 с.

118. Иовчук М.Т. Особенности духовной жизни в развитом социалистическом обществе и её общесоветские интернациональные черты. В кн: Идеологические проблемы научно-технической революции. М., 1979. 324 с.

119. Иордан М.В. Интернационализм против национализма.М.,Наука.1971, 67 с.

120. Калтахчян С.Т. Ленинизм о сущности нации и путях образования интернациональной общности людей. М., МГУ, 1976,406 с.

121. Кампарис П.П., Закович Н.М. Советская гражданская обрядность. М., "Мысль". 1967, 256 с.

122. Каралетян Л.М. Научное управление и демократия. М.,Политиздат i, 1979. 152 с.

123. Керимова Т.В. Социальный прогресс и управление.(Актуальные проблемы исторического материализма). М.Политиздат, 1980. 174 с.

124. Козлов О.В., Кузнецов И.Н. Научные основы управления производством. М., 1970. 351 с.

125. Крывелев И.А., Коган Д.М. Традиционные и новые обряды вбыту народов СССР, Наука, М,, 1981. 184 с.

126. Кулажников М.Н. Право, традиции и обычаи е советском обществ е. Ростов/Дон. Изд-во Рост, ун-та. 1972. 175 с.

127. Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденцииих развития.М.,"Мысль", 1972, -564 с.

128. Куличенко М.И.(Отв.ред. и др.) Национальные отношения вразвитом социалистическом обществе. М.,"Мысль". 1977.335 с.

129. Куличенко М.И. Расцвет и сближение нации в СССР.(Проблемытеории и методологии). М.:"Мысль", 1981,- 444 с.

130. Куприн 0. Быт не частное дело. М., Госполитиздат, 1959,70 с.

131. Ленинизм и управление социальными процессами при социализме. Ред.коллегия: Ц.А.Степанян (отЕ.ред.) и др. М., "Мысль" 1973,- 438 с.

132. Левыкин И.Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии (на опыте изучения психологии колхозного крестьянства). М.,"Мысль",1975, 256 с.

133. Маланчук А. Исторический опыт КПСС по решению национального Еопроса и развития национальных отношений в СССР. М., 1972. 294 с.

134. Марков М. Теория социального управления. М.,Прогресс, 1978.- 447 с.

135. Матханова Э.М. Бытовые традиции в современных условиях.

136. Улан-^Уде. Бурят, кн. из д., 1965. 67 с.

137. Метелица Л.В. Расцвет и сближение социалистических наций.

138. М., Просвещение. 1978. 144 с.

139. Омаров A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М.:"Мысль". 1980. 269 с.

140. Осноеин B.C. Основы науки социального управления. Воронеж.

141. Изд-eo Воронеж, ун-та, 1971. 260 с.

142. Пан В.В.' Социалистическая интернационализация националь• ной жизни народоЕ Сибири. Томск,ТГУ. 1976.- 110 с.

143. Парыгин Б.Д. Осноеы социально-психологической теории.М.,1971. 348 с.

144. Ильинский и др. Политическая организация и управление обществом при социализме. М., Мысль. 1975, 159 с. Психологическая теория коллектива под ред.Петровского А.В. М., Педагогика 1978, - 239 с.

145. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в пятитомах. т.П, М., 1956, 724 с.

146. Попов Г.Х. Проблемы теории управления. М., Экономика 1970,- 207 с.

147. ПраЕдин Д.И. Проблемы управления экономическими и социальными процессами при социализме. М.,"Мысль". 1979,-197с.

148. РогачеЕ П.М., СЕердлин М.А. Патриотизм и общественныйпрогресс. М., Политиздат. 1974.- 280 с.

149. Росенко М.Н. Сотрудничество и сближение наций в СССР вусловиях развитого социалистического общества. Л.,1974.- 177 с.

150. Романенко М.В. Диалектика объективного и субъективного вусловиях развитого социализма. Мысль.М.: 1981. -280 с.

151. РуднеЕ В.А. Советские обычаи и обряды. Л.,Лениздат.1974.151 с.

152. Сарсенбаев Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь.Алма

153. Ата. Казахстан. 1974. 227 с.

154. Сарсенбаев Т.С. Проблемы интернационального воспитания личности. Алма-Ата."Наука". 1973. 239 с.

155. Серцова А.П. Социализм и развитие нации. Об опыте СССРс ЧССР. М., МГУ. 1973. 304 с.

156. Синицин В.Г. Советский образ жизни. М., Сов.Россия.1969.224 с.

157. Солнцев Н.В. Роль прогрессивных традиций в коммунистическом воспитании. Новосибирск. 1977. 125 с.

158. Социальная психология: История.Теория.Эмпер.исслед. подред. Е.С.Кузьмина и В.Е.Семенова. Л.:Изд.-во ЛГУ.1979.-288 с.

159. Социальная психология и философия. Сборник науч.трудов.вып. 2. Под ред. проф.Б.Д.Парыгина. Л., 1973. 243 с.

160. Стариков Л.Н. Роль интернационализации общественной жизнив развитии социалистической нации. В кн: Советский народ новая историческая общность людей. Волгоград. 1969. - 540 с.

161. Стернин А.О. К вопросу о понятии преемственности в марксистской философии. В кн: Методологические вопросы современной науки. Воронеж. 1979. 164 с.

162. Степанян Ц.А. Пролетарский интернационализм и современность. М.,Знание. 1970. 32 с.

163. Степанян Э.Х. Классовое и национальное сознание.М.,1976,43 с.

164. Струков Э.В. Социалистический образ жизни. Теоретическиеи идейно-воспитательные проблемы.М., 1977. 263 с.

165. Суворов Л.Н. Научный коммунизм и управление социальнымипроцессами. М., 1967. 41 с.

166. Сужиков М.М. Социально-экономические проблемы национальной консолидации.Алма-Ата.1968. 379 с.

167. СужикоЕ М.М., Сарсенбаев Т.О., Малинин Г.В. и другие.

168. Развитие и сближение советской нации. Проблемы управления. Алма-Ата, "Наука". 1978. 232 с.

169. СужикоЕ М.М.- отв. ред. Закономерности интернационализации общественности и жизни. Алма-Ата."Наука" 1981.208 с.

170. СуханоЕ И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений.

171. М., Политиздат. 1976. 176 с.

172. Танкаев С.Д. Быт и нация. Алма-Ата. Казахстан. 1977.-132 с.

173. Тихомиров Ю.А. Власть и управление в социалистическом обществе. М: Юридическая литература. 1968. 200 с.

174. СБОРНИКИ, УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ, ВЫПУСКИ,СТАТЬИ

175. Аитое И.А. Быт и семья при социализме и коммунизме. В сб:

176. Социализм и коммунизм" Изд-во Казанского университета. 1962. 167 с.

177. Андреев М.А. Некоторые аспекты сближения и влияния социалистических наций. Ученые записки кафедр общественных наук вузов * Ленинград. Проблемы научного коммунизма.вып.9. 1977, c.II4-II5.

178. Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР. "Советская этнография". 1972. № 3.

179. Горячева А.И. Некоторые моменты социально-психологическойхарактеристики наций. В кн: Записки Тартуского университета. 1969. вып.241.

180. Кодин В.И. Цель в научном управлении обществом, В сб.:Научное управление обществом.вып.2.М., 1968.

181. Козлов В.И.,ШелепоЕ Г.В. Национальный характер и проблемыего исследования. "Советская этнография".1972. № 2.

182. Крывлев И.А. Современные обряды и роль этнографической науки в их изучении, формировании и внедрении."Советская этнография". 1972. № 5.

183. Пиатровский Б.Б. Новая и новейшая история. 1976. № I.

184. Синицын В.Г. Быт и культура. Ученые записки Московскогогосударственного института культуры, вып.14, 1967.

185. Страхов Л.А. Понятие и структура "духовной сферы быта". Известие Воронежского Государственного педагогического института. 1976. т.189. 133 с.

186. Федосеев П.Н. Теоретические проблемы развития и сближениянаций: "Коммунист". 1980. № I.

187. Холмогоров А.И. Интернационализм как основа нравственныхнорм и психологических установок советского народа. В сб: Формирование социально-психологических механизмов социалистического образа жизни. Москва-Фрунзе.1980, 67 с.

188. Эпова Н.А. Несовместимость националистических пережитковв образе жизни советского народа. В сб.Формирование социально-психологических механизмов социалистического образа жизни. Москва-Фрунзе. 1980. 67 с.6. АВТОРЕФЕРАТЫ

189. Азовцева С.Г. Традиции как одна из категорий познания иразвития общественных явлений. Автореф. дисс.канд.филос.наук. М., 1978.

190. Ануфриев Р.А. Сущность социалистических традиций и их роль

191. Е регулировании внутриколлектиЕных отношений. АЕтореф. дисс. канд.филос.наук. Киев, 1971.

192. ДзобаеЕ Э.А. Соотношение национального и интернационального е развитии традиций и обычаев. Автореф.дисс. канд.филос. наук. Орджоникидзе. 1977.

193. Сенников М.Д. Быт рабочей молодежи и его совершенствованиев условиях развитого социализма. Автореф.дисс.канд. филос.наук. М., 1978.

194. Хомидов Б.Д. Диалектика формирования ноеого быта у труженников села и основные тенденции его развития. АЕтореф. дисс. канд. филос.наук. Ташкент. 1980.

195. Мазур В.И. Специфика социального управления сферой быта вусловиях строительства коммунизма.Автореф.дисс.канд. филос.наук. КиеЕ. 1971.

196. Мамлеев А.Ш. Сочетание общих государственных и национальных интересов в период строительства социализма и коммунизма. АЕтореф.дисс. канд. филос.наук.-М., 1967.7. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

197. Население СССР. По данным Всесоюзной переписи населения1979 г.- М.: Политиздат, 1980, с.21.

198. Народное хозяйство Казахстана 1982 г. Стат.ежегодник.

199. Алма-Ата. вып.:Казахстан, 1983. 272 с.8. ГАЗЕТЫ.81. "Правда" 16 марта 1984 года82. "Известия" 22 мая 1981 года83. "Литературная газета" 17 ноября 1976 года84. "Литературная газета" 30 августа 1972 года