автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Устные рассказы золотодобыдчиков Урала (тематико-сюжетные циклы, персонажи, особенности стиля)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Устные рассказы золотодобыдчиков Урала (тематико-сюжетные циклы, персонажи, особенности стиля)"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ШИНА, ОРДЕН! ОШБРЬСКСИ РЕВОЛЮЦИЙ И 0РДЙ1А ТРУДОВОГО КРАЯ!ОГО ЗНАМЕНИ ГОСШРЯВККН&Й УНИВЕРСИТЕТ км. М.В.ЛОМОНОСОВА.
На прагах рукописи
НАКОНЕЧНАЯ Ольга Ьонкдпвна
УОТШВ РАССКАЗи ЗОШОЛОБЫМШШВ УРАЛА (Тематико-свжвтиьэ циклы, ияроонаик, особенности отилп)
Специальность 10.01.09. - йогъклористик*
I
Автореферат
диссертаций на аоискпнкя уч£ной степени кандидата филологических наук
Ноовва - 1991
fаЗота выполнена на кафедре фольклора и древней литературы Уральского i'ooyдарственного университета имени А.М.Горького.
Научный руководитель - д.ф.н., проф. Кругляшова В.II. Официальные оппоненты - д.ф.н., проф. Лазарев А.И.,
к.ф.н. Поживдк U.C.
Ведушал организация - БАШКИРСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УШШРСИТЬТ ИМ. ^альтия ОКТЯБРЯ
г/ . „ "J_" 1991 г.
Зашита состоится rt-v) 1991 г. в_ часов на за-
седании специализированного совета по х^жсуядению ученой степени кандидата филологических наук з Московском ордена Ленина государственном университете имвви М.В.Ломоносова.
Адрес: 117314, Москва, Б-2Э4, Ленинские горы.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Mockoi ского государственного университета;.
uitiCb
Автореферат разослан хЛ-а* ^^ 1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета,
к.ф.н.
А.М.Песков.
Г В диссертации осуществлен анализ жанров несказочной прозы золотодобытчиков Урала в тесной взаимосвязи содержания и формы: изучен их тематико-сюяетнцй состав, функции, структура образов и персонажей, лексика, печеной стиль. Изучение фольклора отдельной ci>-•цизльно-профессиональноН групп« позволяет понять своеобразие рабочего творчества как искусства устнох'о слова, его идейно-эстетическую значимости Фольклор рассматрчлается каш как формь выраяеяия и воплощения эстетического в окружающей действительности: эстети-ческоа возникает в ироцассе движения жизни, воспринимается человеком и воссоздается в сяозесно-художеотве/шой форме, в рамках мировых традиций. Исследование с этих позиций устной прозн золотоискателе!! выявляет особенности их мировоззрения: эстетики, психоло-г:ш, нравственных устоев, 'едоалов и т.п.
Изучение способов и средств воплощения эстетического в произведениях устного творчества рабочих подводит к решению прсблемн идейно-худояествонного своеобразия рабочего фольклора.
Гычленение фолоклорикх материалов по принципу профессиональной общности создателей било предпринято в советской фольклористике а 30-40-=; годы, когда рабочий фольклор становится предметом пристального изучения. P.C.Липец, А.А.Мисюрев, А.Б.Ионоь обратил'! вникании на своеобразие профессионального фольклора горных рабочих, ркбаков-поморов, ямщикоз. Теоретический и практический вклад в изучение рабочего творчество внесли уральские фольклористы Я.Л. Баков л B.i.'.Ri--ршов, собирая, исследуя профессиональный фольклор рабочих разных отраслей прог.ппленного производства. В 50-8(*--е года фольклору горнорабочих посвятили своп работы Р.Р.Гельгардт, М.Г.Китпйппк, 2. П. Кругладюпа, Л.Н.Гриднева, В.Г.Ашемш и др.
Актуальность данного исследования обусловлена обр&иением к • нребдегде этико-эстетнческого и художественного своеобразия рабочего фольклора, репение-которой основано на комплексном изучении повеет-ровательних .танров устного творчества золотодобытчиков.
Цель диссертационной работы - исследовать тематику, сйлэткну. перссшачл, особенности стиля жанров посказочней проси золотодобытчиков Урала, лп.дри^ь их этико-эотетичсское и худояеотве.шое с-воеоб-
I[ьль определяет задачи структуру рабитп:
Работа состоит да вкпденчп, трг<х глчв, заключения, иикекч ис-кслыовяшюй лптеротуги.
I глава: "Тематика, сюжёткка. морфология устной проза золотодобытчиков" .
Задача главы - выявить зависимость тематико-сижетного содержания и структуры мотивов несказочной прозы золотодобытчиков от усло> вий их труда и быта, от особенностей восприятия и осмысления дейст вительности.
С х'лава: "Персонам и образы Фольклорных рассказов зологопска ■гелей".
Задача главы - раскрыть этико-зстетическую сущность образов устных рассказов горняков и старателей, их профессиональную специфику; определить свойства нравственного облика человека этой профессии в сравнении с качествами русского национального характера.
И глава: "Лексика и рпувые особенности устных рассказов зож тодобытчиков".
Задача главы - проанализировать лексику и речевые формы устной прозы рабочих дагкой профессии: выявить опорные лексика-сема!: тичоскиз группы слов, которая наиболее активно участвует в .создании образоз, развитии сюкетов; исследовать функциональные и семан тячеокио связи лексчки с реалиями действительности и вымышленным каром уоткых рассказов, их экспрзссивнс-речевую структуру.
Метод и материалы исследования.
Основным методом принят конкретно-исторический, исторкко-бнт бой анализ фольклорного материала.
Преллэтом исследования послужили устные рассказы золотодоби: чиков Урала, опубликованные в различных фольклорных сборниках, ¡ж териалы фольклорного ф-л^ П. Быкова в Государственном архиве Свердловской области (ГаСо^,. труда; по истории и этнографии урал ского региона, произведения уральских писателей как дополнктелън источник фольклорных кагерпвяоз и этнографических, сведений. Осно ной текстовой материал составляют записи устной прозы, хранядиес п фольклорном архиве Уральского государственного университета, с бранные студентами в годы в районах Судного Урала, а тг
ке личные записи автора.
Устные рассказы собраны з тех районах, гд? велась и ведете* д оба те золота ? платаны, где сфорюцювались династии работах. Лс вал работа осноьана не методике собирания рабочего фольклора, р; работакной хгфедрей федылорз и древний литераторы Уральского у> зарситатл (ззучлый руководитель профессор Ь.Л.Кпугллиор-з). Об* о
ривлечекных к анализ;/ текстов составляет более двухсот единиц, си-мен о четырнадцать основных еюнетов во множестве вариантов.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. .Теоретической и практической разработке подвергнут вопрос зоеооразия рабочего фольклора отдельной социально-профессиональной •рупии.
2. Путей комплексного исследования канров устной прозы на те-¡атико-сокетиом, образном, лексическом и речевом уровнях решается роблема специфики профессионального фольклора.
3. Шявляется залюылостъ этикс-эстетического содерхания уст-ых рассказов от особенностей труда и быта, этических и эсгетичео-:их представлении рабочих данной социально-профессионально!! группы.
Теоретическая значимость и практическая ценность исследования.
Результаты исследования могут бить полезны для раскрытия общих ■еоретичееких вопросов, связанных с понятием "рабочих фольклор": ¡го генезиса, функции, зтгасо-эстетического и художественного свое-|браз-эт; для типологической характеристики жанров несказочной про-1ы; для иллюстрации и решения вопросов лоогикп жанров народной [розы; для определения перспективы дальнейшего комплексного пзуче-1ия профессионального фольклора разных стран и народов.
Материал диссертации может быть использован для проведения :пецкурсов и спецсеминаров по вопросам рабочего фольклора, при подготовке студенческих курсовых и дипломных работ ка теш, связанные ;о спецификой ¡»аиров несказочной рабочей прозы.
Апробация работы.
Основные лсложения, выводы диссертации докладывались на кауч-1ых конференциях в Уральском, Пермском, Челябинском, Сыктывкарским гкивзреитетах в 1905-1089 гг. Содержание работы отрзненэ в двух де-юннревзнннх статьях и десяти публикациях тезисов.
Содерканио работы.
Во введении обосновывается актуальность теш, характеризуется ;редпот диссертационной работы, определяется цель и задачи исслгдо-млия, его основной метод. Кроме того, дается краткая история изу-юлня проблемы профессионального фольклора в русской фолъкюристи-го, у.'очня.'этел тер.шнопогпчеекпе границы жанров .посказочней прозы.
и первой гла^о осуществлена ва-фозэя и тсматлко-оакетна^ :слас-;кф:и;ащш п горфояоглческиП аначнз 1<ы.ил»нчшх сстатов фогыиорпой фозч •чо.';г,чС1,т,.ооит'-'1ткон. Оно вьегечпгаег наиболее воялно пошепты их
мзни: устные рассказы повествуют о том, где искать золото, какие приметы и предзнаменования указывают на его близость, как нужно правильно действовать, чтобы его добыть, кто может помочь, а кто навредить в работе, каковы условия труда и т.п. Очевидна информативная функция этих рассказов: они содержат необходимые для успешной работы сведения. Объединяет их тема профессионального труда золотодобытчиков и главный объект изображения - человек, занятый добычей золота, в его сложных, многообразных связях с окружающим миром. В анализируемой прозе выявлены основные циклы; каждый цикл объединяет несколько десятков устных рассказов на определенную тему, которая реализуется в сюжетах. Сюжеты варьируют благодаря изменении мотивов и их компонентов в структуре сюжета. Большинство сюжетов построено ка одном ведущем мотиве, содержание которого заключается в конкретном действии главного героя рассказа. Структуру этого основного мотива повествования составляют отдельные значимые составные части мотива - компоненты (элементы) мотива. Варьирование компонентов мотивов является глазным,условием варьирования советов. Результатом ичматико-сюжетной классификации и структурного анапига носнаэочной прозы золотодобытчиков Урала стала следующая таблица г
1 цик.л. Темп: "Открытие первого русского золота и качало разработок".
Схжет-1. Месторождение открыл Ерофей Марков. Сляет-2. Золото нашел каторкник.
Мотив-действие. Компоненты мотива: це<1Ь действия, место действия, результат действия, с цадд. Тс;.;и: "Прси,0^ побычи золота (платины), условия труда". Сияет. "Трудно было работать, тяяельче, чем * Гоос;:::". Мотив-действие, Компонент мотива: результат действия. 3 цикл. Тема: "Взаимоотношения "работных лпдей" с горной администрацией а внутри старательской артели". Отает-1. Рабочие расправляются с "вредным" штейгером. Начальство наказывает рабочих.
Сккет-2. Рабочие карают за вороЕстпо-своего товарища. Сюг.ст-З. Хорошему стьратеип, если он пепал о беда, воегла помогут.
■1 цадя. Тема: "Примети на золото. Обоядн стлрател'лк".
Сшат-1. Где золото (длатрла), там локазкгэется.
Вариант сюжета. Где золото (платина), там слышится. Мотив-дейстЕие. Компоненты мотива: кто показывается, что показывается (слышится), кону показывается, причина действия,
Сютет-2. Необходимо знать определенные правила ("ocot iе слово"),.чтобы добыть золото и избежать беды. Мотив-действие. Компонента мотива: условие дейсгвил, место действия.
Сюиет-3. Некоторые люди находят золото' (платину) благодаря особому умению (знанию).
Мотив-действие. Компоненты мотива: способ действия, результат действия.
Свжет-4. "Старатели благодарствуют земле". МоткЕ-действие. цикл. Тема: "Помощники и вредители в работе".
Сыжет-I. Сверхъестественные силы помогают найти золото. Сюжет-2. Сверхъестественные силы вредят человеку. Мотив-действис. Компоненты мотива: условие действия, причина действия.
цикл. Тема: "Богатая находка золота - "дикое счастье" старателей". Сюжет-!. "Денег получат кучу, не знают, куда деть и ни во что их на ценят".
МотпЕ-дейсткиа. Компоненты мотива; причина действия, результат действия.
Сюжет~2. Начальство-"награждает", за находку золота, ¡¿отиз-дейстпие.
Устные рассказы I цикла по своему жанру - предания; они сохра-гот п памяти народа шля первооткрывателя русского золота и давт ;енку этому событию и главному iepoio - Ерофею Маркову.
В основе обоих сюжетсв этого цикла - социальный конфликт, ;ложно;шь"й в I. сюжете нравственным противостоянием Е.Маркова "тай-sfl сило" и "начальству".
Предания оодержэт достоверные и правдоподобные сведения из легкого исторического прошлого, но в развитии сюжетов большую роль грает шмыссл, шокздш; реалистическую основу. йшысел, фантастика гинг.аш« сделать спяоты- о находке золота более убедительными и до-;obr[ültui: к0н".['0тияппук)т0я цель, место, ситуация нахождения золо-1, ог.мюшттси гезу.чьтп-ш и прслрдотмн? ее. Шмиоел оформляется в
отрудту ре повествования в виде компонентов мотивов и их вариантов. Устойчивым для этого цикла является мотив: "Золото Марков нашел случайно". В народном представлении первооткрыватель золота долке! быть честным, некорыстккм, трудолюбивым. В большинстве вариантов утверадается, что золото не принесло Маркову богатства и радости, а "отведал он и кутузки, к плеток". Этот мотив традиционен как да фольклорных рассказов золотодобытчиков, так и для фольклорной ест тики в целом. В образе главного героя воплощены свойства эстетиче кого идеала народа, которые вырабатывались в результате иостиквнк жизни не абстрактным рассказчиком, а конкретным трудовым коллекти вом. В прэдантах этого цикла намечается образ рабсчего-золотодобн чика, обладающего необходимыми с. народной точки зрения нравствепн ми качествам. Фантастические ленские персонажи цикла (Хозяйка Ме ной горы, жена Глафира) служат раскрытию нравственной еу-ч характ ра главного героя, выявлению этических и эстетических представлен рабочих-золотодобытчиков.
Фольклорные тексты второго цикла относятся к канру рассказы меморатов, в большинстве случаев они вычленены из биографий рассказчиков, которые сами участвовали в добыче золота. Скжеты этих рассказов фрагментарны к отрывочны, поэтому точнее их назвать сюжетной ситуацией. О.'ш*г.олтроена на мотиве-действии, который соде] яит описание процесса добычи золота, варьирует компонент мотива ■ результат действия. Образ рабочего-золотодобытчика получает в эг цикле дальнейшее развитие: подчеркивается значение профессиоиаль знаний и мастерства, необходимость овладения определенными знаки и умениями для того,' чтобы добыть золото, т.е. средство к сущест га:::™. тпаптпшонньгй фольклор воспевал, в основном, красоту крест янского труда, в рабочем фольклоре золитидис;и1ч:;::сп ."2! ««плим п дробное описание процесса, технологии труда. Эти устные рассказы являются исторической и профессиональной памятью рабочих данной профессии, имеют познавательное значение. Информативная функция читается с зтико-астетической функцией, которую формирует оценкг реализованная в екаете, данная рассказчике:«! процессу труда, его
ловили и результатам. У золота были нищими - таков лейтмотив вте цикла, реалистическое кзобракение отвечает задачам цикла. Уае I этом цикле выракено двойственное отношеккь рабочего к своему тр! с одной стороны, как к "необходимому злу", которое дает средств; существований, с другой - как к той сфере зшзни, где он в болыш
:тепэнк может проявить свою человеческую сущность, свой характер, ;вои творческие способности. Таким образом, труд в фольклорной про-ю золотодобытчиков становится важной эстетической и нравственной :атегорией: через труд оценивается человек.
Третий цикл устной прозы рассказывает о взаимоотношениях "ра-¡стных людей" .с горной администрацией и внутри старательской доте-¡и. В основном, это рассказы о дореволюционном прошлом, относятся : жлнру преданий. Прошлое оценивается с позиций современности. В юнове сюжетов - социально-нравственные конфликты, функция скжета-1 • показать социальную активность рабочих в борьбе против угнетения i произвола, свкетц-2 и 3 имеют ярко Еыраженную нравственную функцию, утверждают этику взаимоотношений в рабочем коллективе. Позиция ¡ассказчнка классово определенна. Добавляются новые черты к образу [де.пдьного рабочего в этой профессии, конкретизируются функции и ¡оль трудового коллектива, опредзлякщег-о отношения между работника-ш в процессе труда и в' быту.
В четвертый цикл выделены устные рассказы, а которых сообщают-:я приметы на золото: какими способами оно может сеЗя "оказывать", ■де и при каком условии его можно добыть и т.п. К этому ко циклу внесены многочисленные рассказы о необыкновенном умении некоторых ¡идей обнаруживать места залегания золота. Сюжеты построены следу-щим образом: человеку показывается кто-то или что-то (или слшшт-:я), опытный человек знает, как ему следует поступать, сн должен >бладать на обходимыми знаниями, даже особенными, необыкновенными ¡войствами, чтобы найти золото, совершить определенные обряды перед щчалом работы. Объединяет эти повествования в один цшел то, ^то в их действуют традиционные персонажи народной демонологии, характерные для жанра быличек, но главное действующее лицо - человек, юлотоиекатэль. Столкновение его с демоническими силами и результат ¡того столкновения лс?пт в основе сюжетов. В определении канров уст-юй прозы данного цикла решающую роль играет функциональность: на-шачение их - передать тайные профессиональные знания последующим тколекиям золотоискателей. Эта функция и обусловливает, в конечном
:чето, их содержание и структуру: возникновение таких компонентов ютива-действие, как "место", "условие", "способ", но по мере утра-'Ы суевер!шх представлений спи приобретают и другую функции - зтико-»стетическую. Перенесение акцента с инфорчативиой стороны на нравст-шнную привело к изменению и переосмыслении содержаниях, но в рамкрг
традиционной, устоявшейся формы. Фантастический вымысел, возникпс на основе языческих представлений, претерпевает исторические кзм» нения, сохраняя тем не менее типологические связи с древними ани-шстическими представлзниями и обрядами, к служит раскрытию этич< ксго и эстетического смысла устшх рассказов. Нанр их следует 061 значить как предания с элементами легенды-былачки.
Фольклорные рассказы пятого цикла повествует о том, кто пол: гает и вредит золотодобытчику. Основу сюжетов составляет конфлик золотоискателя с "тайной силой", которая конкретизируется в разл ных фантастических персонажах, выступающих в рога: хозяев подзема богатеть. Демонические силы руководствуются в своих действиях по отношению к рабочему неписаными законами народной нравственности которые представлены рассказчиком как основные законы данного пу фесвионального коллектива. Компонента мотива "условие" и "причин действия варьируют к определяют характер конфликта, лежащего в с нове обоих стаетов: столкновение человека с демонической силой 1 являет этпко-эстетические представления црофессиональной среды г лотодобытчиков. Отсюда вытекает и функция рассказов данного цик; показать, кому помогает "тайная сила", а кого наказывает. Еанро] признаки этих устных рассказов следующие: по своему генезису эп узко профессиональные рассказы с установкой на достоверность, К1 рые передаются из поколения л поколение наряду с другими профес нальншли знаниями. Несмотря на то, что вера в существование фан тических Хозяев подземных богатств почти утрачена современными нерабочими, рассказы о шп продолжают, бытовать з районах добычи дета, хотя к в разрозненном, фрагментарном виде. Ослабевает и у чивается их значении .нал практической информации, но
лпвэгтея и становится главным их этико-зстетический аспект, оо>; ловеческая'значимость которого расширяет сферу бытования профес кального фольклора. Вое ото позволяет отнести эти рассказы к т преданий с элементами склички, т.к. действующие в них демоничег персонажи - различные модификации горных духов - близки по сво? генезису и функциям древнейшим демоническим силам, олицетворяв! силы природы, - лешему, домовому, водяному и т.п. Своеобразие ] чих рассказов заключается в том, что встреча человека с таинст. яши существами не имеет самодовлеющего значения и служит раек его стремлений, характера, нравственных представлений. Сэнтясг: киз персонам: играют служебную, второстепенную роль, но в отру
рассказа встреча или столкновение с фантастическим существом -идейный и композиционный центр, ключевой момент в развитии характера золотодобытчика.
В шестой цикл прозы объединены рассказы о богатых неходках, "диком счастье" старателей. В центре внимании рассказчика -- чело-зек, его судьба после удачной находки. Основные аанрн цикла - предания, частично - рассказы-воспоминания п процессе фольклоризяцин. Этот цикл развивает традиционный мотив всох г -нров устного народного творчества - болысбе богатство не приносит человеку счастья. Основная функция цикла - этико-эстетическая.
Подводя итоги, можно сказать следующее: тсгы, оияеты, корфпик-тн, мотивы, образы устной прозы золотодобытчиков вырастает из производственно-бытового уклада кх жизни, обусловлены профеосисппльпоа спецификой, отражают социальную психологию их создателей; фантастические представления, идейно-эстетические и нравственные основы мировоззрения уходят своими корнями в дохристианский период истории, частично переосмысляются, приобретая профессиональную окрэсгсу.
Во второй х'лаве исследована морфология сюжетов устных рассказов: ведущее место з структуре каждого цикЛ:. занимает человек 'груд;, в его многообразных связях с окруяакщчм миром, си является глпгннм объектом изображения и оценки, стоит в центре народного миропонимания, Тема труда является сквозной темой всех циклов фолют'оошг;, рассказов горнорабочих, а рассказ о профессии - это прежде лег-го рассказ о человеке, о нравственных законах жизни.прсфессионз-.1Ь"ото коллектива. Еизнь познается в фольклорном произведении, так как и в авторском, средствами искусства слопагв рамк: ч онсч'.делек-ного жанра осмысливается с пемошьх» художественных образов, несунах концепции действительности. Изучение образно!» структур« ведет ч выяснении центрального смысла в идэйно-эотетичэскоп подспвтш <Т"<:н?-лорг-ого произведена.
Исследование горняцкого фольклора Р.Г.Голы^рдгсм. В.П.!>гу1'ли-шозой, Б.Г.А.чмзтгг/'ным показало, что в преданиях старат^л^ и ;,;>г-н ко? разных национальностей, разныг периодов времен:' ^летился о,.г,,~ деленнн? круг действующих п«ц, которые нахохагг-'-я м,,у.\у ссб> Я V у:-тойчяшх взаимосвязях, зчг.чптшт одинаковые фунчег'"• »л 'чп значения. Это нодтпррглпп? яоплэдовгч :*л сопрч.'мчш* ри'Ж.'.Л- ултрцт рос (-капов горнорабочих.
Повторяемо'-ть. устой'М^ОГЬ норсснгч'..» Г с-51
... и -
прозы золотодобытчиков, идейно-эстетической значимости всех ее элементов позволяет говорить о слопавшейся структуре, обусловленной профессиональной спецификой жанровой традиции. Роль каждого фольклорного образа в развитии сюжета определяет его содержание, которое необходимо исследовать как неразрывное, органическое единство чувственных и смысловых моментов, познавательного, иногда чисто утилитарного, и идеологического, эстетического аспектов. Б фольклорном образе прямо или: косвенно отражены явлб;шя реальности, он содержит конкретно-исторические сведения о времени к месте своего бытования, ибч.екмшнуи информацию об окружающем мире и его оценку. Структура и оодерйшыае образов обусловлены функцией сюгета, цикла; информат-ив-ган функция органично переплетается с этико-эстетической функцией. Об и; дуплет все персонами отношение к ним рассказчика и слушателей, роаденно^ функцией жанров: установка на достоверность предопределяет и отношение к действующим лицам как к реалиям прошлого.
Намечая главные тенденции в разработке персонажей фольклорной призы золотодобытчиков, можно сказать следующее:
1. Наличие или отсутствие вымысла в их содержании позволяет выделить 3 группы персонажей:
а) фантастические, вымышленные действующе лица, никогда не су-щ-зотиовавшпе в действительности;
б) персонам, ¡шеющие прототипов в реальной действительности, но наделенные необыкновенными, фантастачэскимк свойствами;
в) герои, которые существовали или могли существовать в далеком прошлом.
2. Все образы и персонажи тесно связаны с трудовой деятельностью их создателей, имеют яркий производственный колорит и четкий социальный Статус.
3. Фантастические образы и персонажи выступают в зависимости от ноъеданпя и нравственных устоев, от профессионального умения зо~ лош;скателя как: а)' помощники в работе, доброжелатели; б) вредители, олицотапракдебныз золотодобытчику силы. Индифферентных га> отисд'онл») 1С человеку, к его работе действующих лиц в преданиях
и рассказах--¡/вмлратах не -встречалось.
4. Преимущественно какой-то "один фольклорный образ играет оп-редолтздю роль в развитии сюжета, в формировании .мотивов, т.к. з его ссдаркшши заключается основной иде&ю-эстетический потенциал тг.и, котогий реализуется в каждом конкретном жанре на основе прочной '¿мировой традиции, в устойчивых структурных форглах.
- 12 -.
5. Образ создаатся в русле фольклорной эпической' традиции, для которой характерны предельное обобщение явлений действительности и фактическая достоверность, конкретность деталей; идеализация героя и тяготение к реалистической типизации; отсутствие глубокой психологической разработки характера и нравственная мотивировка поступков; наличие фантастических элементов в реалистическом содержании образа, отсутствие мистической окраски в обрисовке фантастических персонажей и образов,
6. Образ рабочего-золотодобытчика находи -¡я в центре внтгмачм рассказчика, исследуется и изобраяается в 3 аспектах: производственном, социальном и нравственном - и оценивается по закона.!.! коллективной морали и' народной зстети-и.
7. Фантастические образы, обобщенный образ золотодобытчика воплощают характерные черты эстетического идеала, сформировавшегося под влиянием профессии в результате философского п эстетического осмысления действительности. Эстетический идеал горнорабочих-золотодобытчиков - это человек опытный, знающий свою профессию, трудолюбивый, смелый, независимый, честный, некорыстный, умеющий помсчг, товарлпу, иронично, дзле презрительно относящийся к богатству, умещал шроко,' с выдумкой погулять.
.3. Образы содеряат познавательную и эстетическую информации, вбирают в себя рациональное и эмоциональнее постижение окрутаттаго .мира не одним человеком, а производственной общностью людей; непп-засимо'ог национальности и региональных границ своеобразно отрлр.чп: сходные для людей этой профессии впечатления действительности,
В третьей главе предпринят семанткко-функцйонплънйО анализ словарного фонда устных рассказов-горнорабочих. Оч обнелужл 4 основных темагачеоклх группы слов, характеризующих наиболее ваяли теиатико-сшетные линцк в устном творчпетве рэбсчях-золотопобытчи-коз. Каждая тематическая группа (далее ТГ) объединяет слова, обозначающие денотаты одного ранга, близкие по тематике, ят.ляищ^гя ключевыми в создании теиатико-спхетныг циклов: учитывалась частотность употребления лексемы и роль обозначаемого ею денотата ь рйо-крггии сюжетной коллизии.
Ендоленпые в лексике устных рассказов 4 тематически'; группы слов составляют- сснову их лексического множества, т.к. сбоенач.^вт наиболее важные для данной социальнгкпрофесспоналзной группы роа~ лик окрукоицеЛ действительнее та: субъект и объект трудэгоЛ дсято-и, -
поста» орудия труда и этапы трудового ^процесса, место и время действия - обусловлены идейно-тематическим содержанием этих рассказов, их. функциональной направленностью.
Функция лексики и речевых средств определяется полифункцио-н^льностью образов: лексика выполняет не только номинативную и коммуникативную функции, но и экспрессивно-оценочную, т.е., кроме прямой номинации, содерхшт, зачастую, оценку обозначаемого денотата, шражая л ¡и этом не узко субъективные симпатии и антипатии рассказчика, а той социально-профессиональной эбщности, к которой он принадлежит. Эмоционально-оценочная окрашенность лексики и речевых выражении нороздена объективной реальностью, отраженной з сознании и психике людей, и выявляет этико-эстетичесдае взгляды социально-профессиональной среды золотодобытчиков, выработанные в процессе труда. Иакную роль в создании тематико-сюкетного своеобразия устной прозы играет профессиональная лексика, которая в прямом своем значении наглядно демонстрирует зависимость языка от сферы деятельности его носителей. Но особенностью профессионализмов является то, что в них отрааестся не только изменения в технологии производства, процессе труда и т.п., но и те перемены, которые происходят в сознании и психике людей, в этике и эстетике их взаимоотношений. Профессионализмы, возникшие в языке для обозначения конкретных действий и предметов профессионального труда, зачастую ухе в процессе своего зароаделия наделялись другой, не менее важной для их создателей, функцией - эмоционально-оценочной. Эта полифункциональность производственной терминологии во многом обменяет к ее этимологам, и ее речевой узус.
Для раскрытия идейно-тематического и этико-остетическогс содержания'повествования рассказчиками используется устойчивая, ставшая жанровой стилевой традицией, система лексических и речевых средств, базирующаяся на местном диалекте, включающая такие традиционные фольклорные средства создания образов, как метафора, эпитет, метонимия и т.н., что свидетельствует о стремлении золотоиска те лей к неосознанно-художественному отражению реальности, .-.о, к оц ределешшй этико-эотетической оценке своего труда, нелегкого, но увлекательного. Этимология лексики обнаруживает глубинные связи фольклор* полотодобытчпков с дрэмшда анимистическими и мифологическими представлениями ладей, контакт» с различными атипчоскши и лр£>>зсско|шлькши группами треления разяпх регионов отрачн и дру-
их государств. Эти явления объясняются но только спецификой труда олотоискатепей, по и сходством психологической мотивации в процзс-е словотворчества, выработанных под влиянием одинаковых Условий руда и быта этпко-эстотических оценок окру.ячэдей лэйстпчтельности. гомологические изыскания в области лексики нередко позволяю? рнй-■л к истокам фольклорной образности и, в целом, фольклорного про-зведения, понять психологические мотивы речевого творчества, их вязи с явлениями окружавшего мира, с особенностями географической, географической, этнической, профессиональной средн. Особый производственный языковой узус, связывающий людей одной профессии. сп«>-эбствовэл созданию отличной от других социальПо-профьссиочадькей Зтностл, выходящей за этнические к региональные границы.
В аа.слюченш представлены итоги и выводы поспелочаинл.
Исследование тематико-екдазтного состава, системы персонажей u Зразов, лексики и стилевых особенностей наиров леехэзочной прозы слотодобытчиков Уряла раскрыло .своеобразие этого фольклорного ма-зраала как искусства устного слова, которое имеет слою солврдэ" ольно-поэтическую организации- Форма тарЕтешмги пол лощении лдей--D-эотетическсго содержания обусловлен слсяьыи комплексом ссцлазь-офитовых реалкй и этяко-рптз'ллэских лредстазлончй рабочих данной этдчолы!0«профс-(5Спо1;альноа групп:, рязаизуетоя в традиционных г.ая-оыис разновидностях несказочной прозы, отр&каат эвопющт штлчео-згт сознания конкретной боедн, обнаруживая явнуэ заялсичость от ункцкл каждого цикла рассказов.
Цель устных, рассказов золотодобытчиков - передать с-цгаятежз! э только профессиональный опыт, секреты мастерства, но и ирзлот-знно-остотичесюгй кодекс производственного коллектива.
Анализ устной прозы показач, что Бтико-эсгзгичеыяе пр?дстар-гиия, нормы и правила поведения золотоискателей ухоштг спг-нш копами /? дохристианский период истории, обнаруживая х'яуо'и.чпы'э связи эльклора с трудовой мэььм народа: они профессионально оорионтиро--зг'Ы, конкретизированы. Шязленэ стабильность йссрцлзгибпэтс п'пззй этического сознания рабочих с оггруяащуй действительности-!, ропленизд жя?<ровоЕ традицией. 1'ееть основных темотикс-оячт.чых ая-'Юз лпалд.'ируомой прозы рэсска^нпэзг о "наиболее ьажякх рг-к дачной ::офрссиональной группы событиях и я?::внлкх окру ¡>;<пил со игл?, сг.ое-?рэппо отраженных р. сознапяс лу.дей. О одной '.;тсг»они» устпиз ряс-тьзч золотодобытчиков га.глкта-г л^гскиком npairy;^^. зчачг^ти--
taix «велений, и с другой - раскрывают субъективно-творческий мир коллективного творца этих произведений, тот круг жизненных впечатлений, наблюдений, эмоций, который позволяет говорить об особенностях психологии золотодобытчика - главного объекта осмысления и оценки рассказчика.
"Практическая" функция рассказов как источников необходимой для рлбогы информации т-рпсугаа в большой или меньшей степени зсем циклам устной проси. го их основная функция в современности - эти-ко-эстотичоская, иосяатм'ольная. Этой цели подчинены все средства устного словесного искусства: рассказчик выбирает интересный для слуиател-зй материал, поучительный', с его точки зрения, оценивает его с позиций эстетического идеала, традиционного в его профессионально.'; среде, и старается при помощи языковых средств, мимики, se-ста л других npi'.tii.ioB иснхологического воздействия убедить слушателей в правильности своих клоипй и оценок. Соотношение информативного и этико-эететичоского аспыстов в разных циклах устной прозы не одинаково, и это находит своо отрзкииие в структуре сгаетов, системе персонажей и образов, языковом 'оформлении.
Своеобразна устной прозы золотодобытчиков проявляется е рамках профессиональных представленин, труд становится важной эстетической н нравственной категорией: через труд, через умение и желание трудиться осмысливается внутренняя и внешняя красота человека, оценивается его личность, обществеиная значимость. Эстетический идеал, ' фермпрущий оценку человека и окружающего мира, рсчдое- -я под влиянием тех зэаяейакх требовании, которые предъявляет h человеку графес сил; он определяет идейко-ооть тическую суть каадого цикла рассказов ¡1 ц HVJ/1UM фольклора «ОЛИТиДООЫ'ГЧИГГОВ.
Счовесно-худсжеетъенпая , выражащая эстетическое отношение рассказчика к действительности, обнару»иьагт глубокие связи фольклора золотодобытчиков с традиционным*! фольклорными формами и в то «з врет имеет ощути.лнй профессиональный колорит. Этимологические разыскания в области лексика п опшвмшг речи помогают осмыслить специфику фольклорной образности, психологические мотивы речевого творчестеа, евлзи с произволе iвенншл v социально-бытовым укладом, с древними мифологическими представлениями лвдей, контактч с различимы» отнпчоскжш и профессионалы»?..'? группами иясоленля других регионов. Профессиональная общность .чилстдибытчиков - это особый .".nKKDFi'й ксяяехтпе, имущий свои лехсслччсккР узу«;, который ш-
- JS -
пилняет на только номинативные функции, но к эмоционалыю-оценочпие. Выбор рассказчиками лексических и стилевых средств для воплощения содержания тяготеет к устойчивости, обусловлен идейш>-эот£тичеекой сутью фольклорного повествования, основан крк на региональном диалекте, так и на общефолыслорной традиционной лекснко-ст'пистячесл'ой основе.
Изучение фсльклора отдельной социально-профессиональней группы позволяет глубае понять своеобразие рабочего фольклора, ею значимость в художественном' фонде общенародного фольклора,
список опушковашшг работ
1. Наконечная О.Л. Некоторые сетдиально-профессионалъгае особенности фольклора золотодобытчиков (по материалам фольклорных лхс-иедиций УрГУ в 1S66-I984 гг. л г. Герцогский) // Областная пя-учно-прэктпческан конференция "Изучение народного тпсрчоствя па современном этапе". Тез. докл. - Пермь, 1205.
2. Наконечная О.Л. Жанры кесказочноц прозы в совр-зменном фолыслс;э уральских рабочих-золотодобытчиков (по материалам фомьклорннх экспедиций Уральского университета в I9S5, 1983-1985 гг. б г.Го-рззовский Свердловской обл.) /'/ Межруз." "снф. "Итоги фольквогис-го 1'ода в Уральском регионе". Тез.- докл. - Свердловск, I&H5, ■
2.. Наконечная О.Л. Жанр преданий з фольклоре золотодобытчиков Ург-ла // Меивуз. копф. "Содержание п форма б языке л лиг с-г а туре". Тез. докл. - Свердловск, 198?. >
4, Наконечная О.Л. Специфика огракеняч труде в фольклоре мът-.-'одь~ бытчиков (По материалам фольклорных экспедиций УрГУ в 7.9b«j-ISH4 гг. в г.Березовский) У/ Содержание и форма в языке и литература. - Свердловск, 1986. - С. 90-101. - Рук. деп. в ш;оН Alt СССР
JS 26466 от 27.С2.87.
5. Наконечная О.Л. Легенды и предания рабочих-золотодобытчиков // Фольклорное наследие и его роль в духовной культуре чнро.вд}
ла v Поволжья. - Сыктывкар, 1937.
(J. Наконечная 0. Я. Социальная к прУГессионалъкая нйпрмленяосгь г;--cs?304B0t прозы золстодоОиг4'iven Урала // Седкае '
чтения, ассгчдеяиын ЗэО-л&гвю Чст^япскп. Тез. докл. - Чз;:л-бмнск, 1987.
7. Наконечная О.Л. прэдгмчЕ з фояымпуо лолотодогитчглстг Урп-
!)а // Мегсуз. конф.. посещенная 7С-ле'пи; Великой Октябрьской социалистической революции. Тез. докл. - Свердловск, 1987.
Ь. Наконечная О.Л. К ьопросу о традиционности преданий (По матера а нам современных записей) /У Восьмые Вфыкойские чтения, лосвя тенте 1С0-лет:н; со дня рождения В.П.ЬНрькова, Теп. докл. - Че лябинск, 193!'.
Э. Нокснччнеи С.Л. Человек в народных уральских преданиях // Мек~ 1'УЗ. копф. "Содержание. и форма в языке, фольклоре и литературе Тез. /¡¿дв. - Спьрдлоьск, К8В.
[С'. Нйконочаая с.Л. 01 чко-оототаческая сущность уральских преданий аояит^добнгчи:«>р. /7 Моавуз. кинф. "Итоги фолъююрнию' т с
дг: р У{.я;17/.:ко1-/ ¡щи:)!;1", Те.'<. докл. - (!>;сьдлопг,к, 1989,