автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
"Устный рассказ Андроникова" как феномен аудиовизуальной художественной публицистики

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Федорова, Виктория Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему '"Устный рассказ Андроникова" как феномен аудиовизуальной художественной публицистики'

Текст диссертации на тему ""Устный рассказ Андроникова" как феномен аудиовизуальной художественной публицистики"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ Кафедра телевидения и радиовещания

На правах рукописи

ФЁДОРОВА Виктория Викторовна

"УСТНЫЙ РАССКАЗ АНДРОНИКОВА" КАК ФЕНОМЕН АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ (становление, структура, специфика общения с аудиторией)

10.01.10. - журналистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: профессор

доктор филологических наук В. Н. Ружников

Москва 1999

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................................................................5-23

ГЛАВА 1.

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ И ИСТОКИ..........................................................................................24-61

1.1. Римские мимы и их русские преемники............................................................................25

1.2. Александр Яковлевич Закушняк....................................................................................................30

1.3. Владимир Николаевич Яхонтов......................................................................................................39

1.3.1. В. В. Маяковский..............................................................................................................................43

1.4. Федор Иванович Шаляпин......................................................................................................................46

1.5. Иван Федорович Горбунов......................................................................................................................48

1.6. Сергей Михайлович Волконский..................................................................51

1.7. Дмитрий Николаевич Журавлев....................................................................................................52

1.8. Мстислав Александрович Цявловский................................................................................57

1.9. Генеалогическое древо "устного рассказа Андроникова"..................60

ГЛАВА 2.

"УСТНЫЙ РАССКАЗ АНДРОНИКОВА" И ЕГО ЖАНРЫ............62-103

2.1. Характеристика и специфика "устного рассказа Андроникова" 66

2.2. Портретные очерки, "имитации Андроникова"....................................................71

2.3. Новый жанр Андроникова - "детектив без преступления"..................88

2.3.1. "ЗагадкаН. Ф. И."..............................................................................................................................90

2.3.2. "Рассказы литературоведа"................................................................................................97

2.4. Комментарии, эссе, репортажи Андроникова............................................................99

ГЛАВА 3.

АНДРОНИКОВ НА РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИИ И В СТУДИИ ГРАМЗАПИСИ (аналитический обзор).........................................104-158

3.1. Андроников и радиовещание......................................................................105

3.2. Андроников-звукоархивист.......................... ..............................................................117

3.3. Андроников и телевидение..............................................................................................................125

3.3.1. Социальные и творческие предпосылки возникновения

телевизионных "устных рассказов Андроникова"......................................141

3.4. Телефильмы Андроникова................................................................................................................142

3.4.1. "Загадка Н. Ф. И."......................................................................................................................142

3.4.2. "Ираклий Андроников рассказывает..."..................................................147

3.4.3. "Воспоминания о Большом зале"......................................................................152

3.4.4. "Слово Андроникова" и другие фильмы................................................153

ГЛАВА 4.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ АНДРОНИКОВА................................159-186

4.1. Лаборатория начинается с кабинета................................................................................159

4.2. "Как возникали эти рассказы?"........................................................162

4.3. "Нужен говорящий писатель ¡"(Размышления Андроникова

о "слове написанном и сказанном")................................................................................................180

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................:..........................187-191

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ................................................................................................192-247

Литература общей и смежной тематики........................................................................192

Источники и документы

Звуковые и печатные материалы......................... ......................................................198

Документы РГАЛИ....................................................................................................................................................200

Статьи и материалы об Андроникове и его творчестве......................200

Печатные работы И. Л. Андроникова

Книги................................................................................................................................................................................................210

Статьи в сборниках и книгах других авторов.................. ..............................213

Статьи в периодике...............................................................................................................................................216

Статьи в периодике, выходные данные которых выяснены

не полностью.................................................................................................................224

Творческие работы Андроникова Художественные звукозаписи

Грампластинки.......................................................................................225

Радиопередачи.........................................................................................228

Выступления в радиоальманахе "Литературные вечера".......................234

Документальные звукозаписи........................................................................................................235

Киновидеоматериалы

Телевизионные передачи................................................................................................................................237

Досъемки к телевизионным передачам....................................................................................240

Информационные телевизионные сюжеты........................................................................241

Телевизионные фильмы....................................................................................................................................242

Документальные фильмы с участием Андроникова............................................246

Концертные номера и программы, транслировавшиеся по

телевидению............................................................................................247

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................ 248-312

Приложение 1. Страницы жизни Андроникова........................................................248

Приложение 2. Основные документы о создании и производстве

телефильма "Ираклий Андроников рассказывает..."..........................................271

Приложение 3. Именной указатель......................................................................................280

Приложение 4. Фотографии и фотоиллюстрации.................................299

ВВЕДЕНИЕ

С Ираклием Луарсабовичем мы никогда не виделись. Он умер в тот год, когда я получила университетский диплом, и мысли об аспирантуре были лишь грандиозным и не осуществившимся пока проектом. Об Андроникове я знала ни больше, ни меньше других, не особенно приближенных к его творчеству людей. Безусловно, огромный талант, безусловно, удивительная личность. Кино, телевидение, прекрасные книги, плюс к этому - знание, согласно курсу радио- и телевизионной журналистики, нескольких его работ о "слове написанном и сказанном". Вот, пожалуй, и все, что связывалось тогда с его именем. Но сейчас, когда диссертация о творчестве Андроникова уже написана, мне кажется, что встречалась с Ираклием Луарсабовичем много-много раз и знаю его как хорошего друга.

Не всегда работа над диссертацией давалась мне легко и казалась безоблачной. Порой охватывали мысли, что ничего у меня не получится: и тема велика и необъятна, и материала не всегда достаточно, да и сам герой исследования слишком уж крупная фигура в нашем искусстве. Вот ведь как писал об Ираклии Луарсабовиче 3. С. Паперный: "Андроников -не обычный артист, не чтец, не простой рассказчик и не только исследователь... Андроников - понятие многохарактерное. Это целое объединение, если хотите - творческий союз, председателем которого является И. Л. Андроников. Это - поэтическая земля, которая по плотности населения превосходит Бельгию. И не так легко провести общую перепись "населения", охватываемую одним именем".1

Смогу ли я понять эту "поэтическую землю"? Сумею ли провести перепись ее "населения" и изложить свои мысли на бумаге? В дополнение к этим сомнениям тревожно пульсировали в голове строки одной из статей Ираклия Луарсабовича: "Пишущий о литературе, пишущий о прекрасном должен и сам быть мастером слова... А при этом сколько выходит вялых и многословных работ. Это же парадокс, что о величайших творениях поэзии некоторые все еще продолжают писать в стиле, "не отвечающем теме". Прежде всего это касается диссертаций. Но тут удивляться нечему. В вузах писать не учат, а школьное сочинение не предел литературного мастерства".

1 Паперный 3. С. Шестьдесят пятое шахматное поле//Самое трудное. - М.: Сов. писатель, 1963. -С. 400-401.

2 Андроников И. Л. Читатель и сто семьдесят пять миллионов//Собр. соч. в 3-х т. Т. 2. - М.: Худож. лит., 1981. - С. 364-365.

Вот уж сказано, что бритвой проведено! И как стыдно было бы написать "вялую работу" о таком мастере слова, как Андроников!

Сегодня Андроникова знают и помнят. К сожалению, уже не так, как 20 лет назад. Но в первую очередь этот упрек относится не к публике, которая любила и любит его до сих пор, а к тем средствам массовой коммуникации, которым Ираклий Луарсабович отдал большую часть своей жизни. При явном "засилии" радио и телевидения бесконечными и бездумными "развлечениями", низкопробными шутниками и безголосыми певцами, лучшие образцы нашей культуры преданы забвению, о них как будто и не хотят вспоминать. Не ханжества ради говорю эти слова, поверьте, я тоже люблю послушать незатейливые мотивы эстрадных песен, если есть время, могу посмотреть и "мыльную оперу". Но когда такой "репертуар" видишь и слышишь без конца и без начала, днями и месяцами напролет, когда среди этого круговорота так редко проявляются духовность и нравственная наполненность, хочется сказать бесконечной безвкусице: "Стоп!" Даже небольшой проведенный мной опрос доказал, что людям как свет, как воздух нужны сейчас такие программы, над которыми работал в свое время Андроников. Глубоко содержательные, насыщенные яркими красками и юмором, познавательные передачи Ираклия Луарсабовича помнят и ждут, как и много лет назад. Как выяснилось при опросе, показанный к 90-летию со дня рождения Ираклия Луарсабовича телефильм "Ираклий Андроников рассказывает..." смотрелся многими с большим интересом, чему позавидовали бы создатели многих самых модных сегодня боевиков.

Написание диссертации, посвященной творчеству Андроникова, сегодня актуально как никогда. В качестве одного из доказательств скажу о том, что на протяжении всей работы мне не встретился ни один человек, который бы не знал, кто такой Андроников. Мало того! Каждый припоминал какой-нибудь эпизод, делился своими впечатлениями. Например, когда я работала в журнале "Моя Москва", один из сотрудников редакции вспомнил о том, как ему посчастливилось побывать на даче Чуковского в Переделкине. Чуковский и Андроников организовали для местных детишек импровизированный праздник, читали им шутливые наскоро придуманные стихи, и Ираклий Луарсабович порадовал детвору веселым экспромтом: "Мысль пришла в башку Ираклия - не дурак ли я?"

Во время работы над диссертацией выяснялось, что многие люди, увлеченные творчеством Андроникова, годами собирали газетные вырезки о нем. А вот что вспомнилось знакомой женщине. Случайно оказавшись с Ираклием Луарсабовичем в одной больнице, она стала очевидцем такого "зрелища": стоило Андроникову выйти из палаты в

больничный коридор, как вокруг него тут же собирались пациенты и рассказы Андроникова для них длились часами.

Пожалуй, именно о таких "собраниях" вокруг знаменитого рассказчика В. Лакшин писал: "Андроников неутомим. Ему ничего не стоит в разгар рабочего дня дезорганизовать работу солидного учреждения. Достаточно ему переступить порог музея, издательства, библиотеки, редакции, архива, как вокруг него тотчас собирается человек пять-шесть, и вот уже слышны хохот, возгласы удивления, толпа растет, и если ты опоздал подойти сразу, то, только заглядывая через чужие плечи, сможешь увидеть, как в тесном кружке, опершись обеими руками на массивную палку, стоит небольшого роста, полный, с необыкновенно подвижным, живым лицом человек и с увлечением рассказывает что-то, четко, красиво, уверенно произнося слова и поджигая слушателей своим заразительным смехом".1

Эти примеры я привожу для того, чтобы еще раз подчеркнуть: Андроников - явление поистине общенародного масштаба. Если о нем помнят в народе до сих пор, если время - самый беспощадный рецензент -не стирает яркость воспоминаний о его творчестве, то не впору ли задуматься над тем, что творчество Андроникова такая же неотъемлемая часть нашей духовной культуры, как классика Пушкина и Лермонтова. Сам Ираклий Луарсабович, можно не сомневаться, воспротивился бы, услышав подобную оценку. Ведь Пушкин и Лермонтов - священные имена в его жизни, люди, гением которых он не уставал восхищаться. Но причисление Андроникова к классикам отечественной культуры - не результат диссертантского пыла и желания придать работе наибольшую значительность, заявить об ее актуальности. Это объективная реальность, которая подтверждалась в исследовании буквально на каждом шагу.

Прочитав одно из высказываний Ираклия Луарсабовича о Пушкине, невозможно не согласиться с тем, что все адресуемые классику слова, вполне соответствуют и образу самого Андроникова. "Пушкин - личный друг наш, - писал он. - Друг каждого... Пушкин - высшее воплощение гармонического человека, светлого характера, жизнелюбия, ясности, сочетания бурных страстей с глубочайшим и при этом очень спокойным умом, непосредственности и тонкого понимания высокого своего места и своей исторической роли. Доброты в сочетании с непримиримым отношением ко злу, творческой одаренности и титанического труда, благородства, открытости, дружелюбия..."

1 Лакшин В. Рассказывает Андроников//Лит. газ., 1963, 3 авг.

2 Андроников И. Л. Первое воскресенье июня//А теперь об этом/Рассказы. Портреты. Статьи. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Сов. писатель, 1985. - С. 479.

Еще один довод в пользу утверждения об Андроникове как классике художественной публицистики заключается, на мой взгляд, в том, что его искусство было, есть и всегда будет современным, а значит, и актуальным. Ведь пока существует бескрайний мир радио и телевидения, звучащее слово Андроникова, его потрясающее умение общаться с аудиторией всегда будут цениться на вес золота.

Если вы заглянете в энциклопедические справочники, то увидите, что почти все издания ограничивают познания об искусстве Ираклия Луарсабовича фразой "мастер устного рассказа". На мой взгляд, даже делая скидку на естественную краткость этих изданий, такое определение не дает исчерпывающе полной информации о широте и многогранности таланта Андроникова. Обидно, что в энциклопедиях ничего не говорится о таких важных в творчестве Ираклия Луарсабовича направлениях, как работа на радио и телевидении, звукоархивные исследования, создание телевизионных фильмов. А ведь именно "кино и телевидение сделали Андроникова таким же известным, как памятник Пушкину, стоящий на Пушкинской площади в Москве".1 Так во всяком случае считал писатель Борис Полевой, и с его мнением трудно не согласиться: электронные средства массовой информации, радио и телевидение связывают человека со всем миром. Недаром Владимир Маяковский перед выступлением у микрофона спросил у работников вещания: "А сколько за ним?" "Весь мир," - ответили ему.

Так получилось, что годы спустя этот мир оказался и во власти Андроникова. Звучащее, живое слово Ираклия Луарсабовича, его "устные рассказы" не только пришлись ко двору радио и телевидения, но и легли в основу особого вида художественного общения с самой массовой аудиторией. Именно "устному рассказу Андроникова", будь то его детско-юношеская "страсть изображать и рассказывать", его выступления на эстраде или передачи по радио и телевидению, "устному рассказу" как доминанте жизненного и творческого пути, как виду искусства, которым Ираклий Луарсабович владел в совершенстве, и посвящено настоящее исследование.

Появление термина "устный рассказ" в творчестве Андроникова относится к годам, когда Ираклий Луарсабович только начинал выступать публично. Оказывается, это словосочетание было введено в оборот самим Андрониковым. "Меня часто спрашивают, - писал он, - откуда пошло само название "устный рассказ". А мне просто надо было как-то

1 Полевой Б. Н. Единственный, неповторимый//Силуэть!/Новеллы. 2-е изд. - М.: Сов. писатель, 1978. С. 189.

обозначить жанр для афиши. И другого названия я впопыхах не придумал".1

"Устный рассказ Андроникова" - это искусство особое. Вобравшее в себя, с одной стороны, лучшие черты творчества предшественников, с другой стороны, насыщенное новыми и яркими красками неповторимого андрониковского таланта. Например, А. Я. Закушняк и В. Н. Яхонтов, выступая перед публикой, не прибегали к "имитации". И. Ф. Горбунов -

о ___ _

напротив, именно на этом строил свои репертуар, к тому же он, как и Андроников, был писателем и в "устных рассказах" использовал "свою литературу", а не то, что создавали другие.

Следует подчеркнуть, что феномен "устного рассказа Андроникова" состоит не только в том, что эта форма творчества стала видом художественно-публицистического общения с массовой аудиторией, но и в том, что благодаря Андроникову "устный рассказ" обрел большое количество жанровых разновидностей, а точнее, -жанров. Жанрами "устного рассказа Андроникова" стали "имитации Андроникова" -своеобразные портретные очерки, в которых Ираклий Луарс�