автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Утопия "чистого сознания" в искусстве авангарда

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Чистякова, Марина Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Тюмень
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Утопия "чистого сознания" в искусстве авангарда'

Текст диссертации на тему "Утопия "чистого сознания" в искусстве авангарда"

Министерство общего и профессионального образования ♦ Российской Федерации

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НА ПРАВАХ РУКОПИСИ

Чистякова Марина Георгиевна

Утопия «чистого сознания» в искусстве авангарда

Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

доктор '^философских наук, профессор М.Н.Щербинин

Тюмень 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................3

ГЛАВА 1. Феномен авангарда.............................11

1.1 Утопия авангарда как вектор изменения западноевропейского сознания...............................................11

1.2. Основные идеи авангарда...............................43

ГЛАВА 2. Анализ процедуры «очищения сознания» в искусстве авангарда...............................................67

2.1. «Чистое сознание» как философское понятие...............67

2.1. Этапы «очищения сознания» в авангарде.................. 91

2.3. «Нулевая онтология» как заключительный этап процедуры «очищения сознания»................................... 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................134

ЛИТЕРАТУРА......................................... 137

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. ХХ-й век - это время переосмысления человечеством своей роли и места в картине мироздания. Крушение рационалистической традиции, пошатнувшийся авторитет науки, распространение эсхатологических умонастроений, бесчисленные социальные катаклизмы, отсутствие сколько-нибудь определенной картины мира повлекли за собой интенсификацию интереса человека к самому себе, к пересмотру своих границ, возможностей, целей и смыслов бытия и как никогда прежде обострили вечный вопрос: что есть человек? Разнообразные утопические учения современности формируют идеал «нового человека» как космического существа, имеющего бесконечный креативный потенциал. Но тема преображения человека в «человекобога» не нова в истории культуры - она и прежде развивалась в многочисленных утопических антрополатрийных концепциях. Одной из них является искусство авангарда. Рассуждения о революционно-разрушительном пафосе авангарда по отношению ко всей предшествующей культуре, о его экс-периментальности и демонстративном отказе от принципа мимесиса стали буквально общим местом. Но вопрос, заданный Ж. Бодрийаром по поводу искусства авангарда: «Что таится за этим миром...? Иная форма сознания или окончательная лоботомия ?» (31. С.7), - по-прежнему остается открытым.

Авангард, стремящийся к созданию принципиально «иного» мира и «нового человека», вступает в программный конфликт с бытием. Любое сознание, не находящееся в соответствии с окружающим миром, ориентирующееся на факторы, не содержащиеся в бытии, является утопичным. С точки зрения К.Мангейма, для того, чтобы стать утопичным, сознание должно преобразовываться в действие, определенным образом меняющее порядок вещей - что и наблюдается в случае с интересующим

нас феноменом. Авангард по существу своему есть не что иное как фи-лософско-художественная утопия, связанная с попыткой изменения мира в самих его основаниях и - через это - с созданием нового пространства взаимоотношений людей друг с другом. Данная утопия является более радикальным типом утопического сознания - по отношению к другим видам утопий, организованным только на социальном уровне.

Искусство авангарда до настоящего времени исследовалось в основном в культурологическом и искусствоведческом контекстах, но, на наш взгляд, оно имеет важное философско-антропологическое содержание, связанное с тем, что авангард выступил как теоретическое обоснование и практическое воплощение утопии достижения «чистого сознания». Это искусство - наравне с философией - пытается постичь сущность человека, выявить возможности его трансформации в некое условное существо, «нового человека», посредством очищения сознания. Необходимость теоретического осмысления авангарда становится еще более очевидной, когда мы знакомимся со множеством односторонних подходов к нему. При всей своей разноликости авангард, несомненно, имеет единое основание и общие характерные черты. Поэтому искусствоведческие исследования, ограничивающиеся, как правило, стилистическим анализом того или иного «изма» заведомо не могут претендовать на полноту исследования этого феномена, в значительной степени выходящего за границы искусства. Эта задача, на наш взгляд, решается посредством анализа авангарда как утопии достижения «чистого сознания». В свете постмодернистской ситуации в культуре, с ее принципиально «загрязненным» сознанием, предельным релятивизмом, уничтожением иерархии ценностей, обращение к опыту авангарда актуально в смысле постижения сущности человека, его судьбы, его экзистенции.

Степень научной разработанности проблемы. В обширной современной литературе об авангарде заметна тенденция к бездоказательной апологии тех или иных проявлений авангардного творчества. Значительная часть теоретических исследований написана самими представителями этого искусства: соблюдая правила игры, они решительно отрицают все предшествующее искусство (в том числе и авангардное). Теоретическое реконструирование основных идей авангарда позволяет, несмотря на многообразие и противоречивость входящих в его состав течений искусства, выявить общее для них основание. Оно выражается самими представителями авангарда в понятии «чистое сознание». Необходимо отметить, что смысл этого понятия применительно к авангарду достаточно широк и включает в себя не только очищение сознания от догм, схем и стереотипов; в первую очередь, авангард заявляет самодостаточность и креативное могущество глубинных слоев сознания, освобожденных от причинных и функциональных связей между ними и предметным миром. Сознание, достигшее абсолютной чистоты, заново реконструирует мир, видоизменяя и совершенствуя его.

В обширной литературе, посвященной искусству ХХ-го века, нам не удалось обнаружить исследования, трактующие авангард в качестве утопии достижения «чистого сознания».В интересующем нас контексте упоминает авангард только В.С.Турчин, но сути проблемы автор не раскрывает, поскольку в сфере его внимания оказываются другие исследовательские задачи. Для характеристики авангарда в избранном аспекте в диссертационном исследовании использованы теоретические работы деятелей авангардного искусства, в которых они интерпретируют свое творчество: А.Бретона, С.Дали, МДюшана, В.Кандинского, А.Капроу, А.Крученых, К.Малевича, Ф.Т.Маринетти, Т.Тцара, В.Хлебникова и др.. Кроме того, для углубления в проблематику и раскрытия логики ста-

новления и развития авангарда как специфического направления общественной мысли большое значение имели искусствоведческие и фило-софско-эстетические труды западных и отечественных исследователей, анализирующие различные аспекты авангардного творчества - это работы С.Батраковой, Е.Барабанова, Е.Бобринской, Г.Бема, Х.Вайтемайер, Б.Гройса, ГХорячевой, Н.Гурьяновой, Ш.Дуглас, П.Зейле, Ю.Злотникова, Ф.Ингольда, И.Карасик, А.Ковалева, Х.Мартинсона, А.Накова, Л.Нусберга, Дм. Сарабьянова, М.Тростникова, В.Турчина, А.Шатских и др. . Большую эвристическую ценность имеют также суждения об авангарде, высказанные рядом философов ХХ-го. Такого рода идеи содержатся в трудах Н.А.Бердяева, Э.Ильенкова, П.А.Флоренского, Ж.Батая, Ж.Бодрийара, Я.Мукаржовского, Ж.П.Сартра, Х.Ортеги-и-Гассета, К.Г.Юнга и др..

Так как авангард рассматривается в диссертационном исследовании в качестве философско-художественной утопии, то нами использованы работы, анализирующие утопию и утопическое мышление. Особенности последнего достаточно глубоко рассматриваются в работах Э.Блоха, М.Ласки, К.Мангейма, Х.Маравалля, Л.Мэмфорда, АЛетруччани, Е.Шацкого и др. Вследствии же того, что авангард несет в себе понимание особого статуса искусства, способного активно влиять на мир вещей вплоть до создания «нового мира», для решения поставленных в исследовании задач использованы работы, обращенные к философским проблемам искусства, его взаимоотношений с другими формами общественного сознания. В частности, использованы труды Г.Гадамера, М.Итон, Т.Коэна, А.Мальро, Ж.Маритена, Г.Марселя, Ф.Ницше, Нова-лиса, Х.Ортеги-и-Гассета, Э. Сурио, Ф.В.Й. Шеллинга, А.Шопенгауэра, Т.Элиота.

Тема диссертации непосредственным образом связана с идеей «чистого сознания», поэтому автор обратился к работам, содержащим философское исследование человеческого сознания вообще и его исторических форм в частности. Различные аспекты проблемы сознания, его структуры, гносеологических возможностей, состояний и проч. анализируются в работах А.Бергсона, Н.Гартмана, Р.Гвардини, Э.Гуссерля, Р.Декарта, Г.Кюнга, П.Козловски, К.Поппера, Ж.П.Сартра, Р.Тарнаса, М.Хайдеггера, П.Фейерабенда, З.Фрейда, Э.Фромма, М.Мамардашвили, В.Молчанова, Н.Мотрошиловой, В.Налимова, А.Новикова, А.Пятигорского, Н.Умова, Л.Шестова и многих других.

Цель и задачи исследования. Целью работы является философское исследование авангарда как специфической утопии, в основе которой лежит стремление изменить человека и окружающий его мир путем достижения «чистого сознания». Специфика поставленной проблемы предполагает решение следующих задач.

• Выявление причин возникновения и основных идей авангарда.

• Осмысление своеобразия авангарда как утопии и установление его места в ряду основных утопий ХХ-го века.

• Попытка выявления онтологической интенции авангарда через обращение к понятию «чистое сознание».

• Определение понятия «чистое сознание», философское значение и смысловое ядро которого зависят от того содержания, которое мы вкладываем в понятие «сознание» с тех или иных философско-мировоззренческих подходов к рассматриваемой проблеме.

• Анализ процедуры «очищения сознания» в авангарде: рассмотрение соответствующих методов, этапов, результатов и их интерпретации в

рамках различных философско-мировоззренческих подходов к рассматриваемой проблеме.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Автор разделяет точку зрения многих исследователей интересующего нас феномена - философов, искусствоведов, самих представителей авангардного творчества - согласно которой авангард есть особое явление в искусстве и человеческой деятельности: это не только искусство, но и разновидность новой социальной практики. Несмотря на значительное многообразие различных течений авангардного искусства это явление имеет ярко выраженные особенности и собственную внутреннюю логику развития, определенную стремлением к созданию нового мира и нового человека посредством специфической творческой деятельности, растворяющей границы между искусством и миром природной материи, делающей человека средоточием энергетических сил природы, ее потенциала. Решение данной задачи предполагает трансформацию сознания -его «очищение» от логических схем и стереотипов, от культурного наследия прошлого, от ценностных ориентаций, от предметности и проч. Для нас было важным не «достраивать» авангард теми или иными концептуальными построениями, а рассмотреть процедуру «очищения сознания», пользуясь логикой движения мысли в авангарде и его словарем, вследствии чего в работе в качестве источников широко использовались теоретические труды представителей авангардного творчества. Цель и задачи исследования потребовали комплексного подхода к изучаемой теме, то есть необходимого сочетания общесоциологического, конкретно-исторического и историко-философских методов. Специфика объекта исследования предполагает использование феноменологического метода, так как искусство авангарда в интересующем нас контексте можно расценить как аналогию гуссерлианской феноменологической редукции, специфическую экспериментальную проверку гносеологических идей

ЭХуссерля. Собственно процедура «очищения сознания» и ее результат показались нам столь значительны, что для их интерпретации потребовалось включение нашего исследования в широкий философский контекст, в контекст постижения человеческого существования и назначения человека. Поэтому закономерно обращение автора к экзистенциальной философии и герменевтической философии М.Хайдеггера как феноменологии человеческого бытия.

Научная новизна диссертации. Научная новизна предпринятого исследования заключается в следующем:

1 .Впервые, на основании анализа теоретического творчества самих представителей авангардного искусства, а также искусствоведческой литературы в качестве основной черты интересующего нас феномена рассматривается идея «чистого сознания».

2. Впервые, на основании исследования теории и практики авангарда, автор попытался реконструировать авангардистскую процедуру «очищения сознания», имеющую свою логику и последовательность, вытекающие из задачи трансформации человека и его потенциальной способности отождествляться с «живой материей» космоса.

3. Впервые, предпринята попытка анализа авангарда как философ-ско-художественной антрополатрийной утопии. При этом сделано уточнение термина «антрополатрия», употребляющегося как в русской, так и в мировой философской литературе. Авангард, обнаруживая много общего с оккультными и космистскими идеями, представляет собой еще одну самостоятельную форму утопического антрополатрийного сознания - утопию достижения абсолютности через трансформированное искусство.

4. Впервые, результаты авангардистского творчества, в частности, «нулевую онтологию», автор попытался осмыслить в широком философском контексте, как экзистенциально значимый для человека опыт.

Положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1.Авангард есть попытка преодоления дуализма между объективной физической Вселенной и субъективным человеческим сознанием, между «человеком-Богом» и «человеком - животным» - противоречия, реально зафиксированного в философии Нового времени.

2. Раскрытие смысла утопии авангарда предполагает обращение к онтологической проблематике, так как самим фактом своего существования авангард обязан умонастроению деонтологизированного субъективизма, продуцирующего предельное своеволие человеческого «Я».

3.Главный объект трансформации в авангарде есть само сознание, что позволяет говорить о значении опыта авангардного искусства для осмысления феномена сознания. Опыт авангарда показал, что духовный мир человека - это едино-цельный феномен, из которого нельзя искусственно вычленить никакой естественной «окончательной субъективности».

4.Философско-культурологическая мысль являет многообразие форм и методов «очищения сознания», что предполагает сделать сознание более управляемым. Основные направления «очищения сознания» представлены либо непосредственной работой с разумом, либо - опорой на внерациональные факторы сознания, например, интуицию, озарение. Авангард использует обе эти формы. Он направлен на тотальное очищение сознания в процессе приготовления субъекта к роли «нового человека».

5.Процедура очищения сознания в авангарде в определенном fc смысле есть аналог гуссерлианского «эпохе» (заключения в скобки).

Она призвана обнаружить окончательную субъективность, ведущую свою скрытую деятельность. На первом этапе «очищения сознания» в скобки заключается предметность и мир явлен художнику как процесс как бесконечных и безграничных энергетических взаимодействий, метаморфоз, трансмутаций, где царит вечное становление и перетекание одних форм в другие. На втором этапе художник приходит к «нулевой онтологии», пустоте..

ф 6. Экзистенциальная значимость авангарда состоит в том, что его

опыт позволяет усомниться в линии пантеистической имманентности и ясно увидеть исключительную ценность индивидуально-личностного начала и принципиальную несводимость мира культуры к миру природы.

ГЛАВА 1 ФЕНОМЕН АВАНГАРДА

^ 1.1 Утопия искусства авангарда как вектор изменения западного

сознания.

Понятие авангард (фр. Avant - garde, букв. пер. «передовой отряд») изначально принадлежало сфере военно-политической и лишь в 1885 году Т.Дюре впервые перенес его в область художественной критики (209. С.З). Этот термин стали применять по отношению ко всему новому и нетрадиционному в искусстве. В начале века понятие «авангард» практически не употреблялось, а если и употреблялось, то имело чисто экспрессивную окраску и, по существу, было, скорее, эпитетом, нежели научным термином. В настоящее время этот термин используется примени-

* >

тельно к радикальному крылу в искусстве, характеризующемуся отказом от традиций внешнего подобия, являющегося специфическим «не-

искусством», основанном на свободном нигилистическом прорыве в неведомое, на трансцендировании в некие новые области сознания. Можно спорить об удачности и адекватности понятия «аванга�