автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Утопия как форма освоения социальной реальности

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Кирветь, Чеслав Станиславович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Утопия как форма освоения социальной реальности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Утопия как форма освоения социальной реальности"



Ленвнградскя! ордена Ленина я ордена Трудового Красного

Зюшна Государственный университет

ет^а (УЬ- сг/е, ш»

ЧеаЕШ СяшЕолавовэт

ттста ш «ста освоения ссцшша

Сзйщгальтсть 09 .СЮ .01 - дазлаинтескв® я псторзчЕсгой хаторзалпзн

АБГСЕЕаШТ дассертают ш соискание уттеной степени доктора фщгасофсквх тук

1 правах. руюзшма ДО 130.3:165.4

еешностн

Ленинград. 393Э

Работа выполнена на кафедра шряояс токо-л еаансхк ой фы особен Гродненского государственного университета тени Я. Купады.

Офщвальша сшшнеетк:

Доктор фиософ:тх тук, профессор Багенвя С, С.

Доктор з&хософшк наук, вадуаий шумный сотрудшш

В. Г. Федотова

Доктор ^июоофзтг наук, профзосор Шгахов В. Д.

Ведущее учреадеяае - Лешзградсхая кафедра фиософщ АБ

СССР

Зааата диссертации состоится " " ________ В_года

з " " 'часов на засада таи Сдапудлазарованного Совета Д.063.57.01 по запита дассертагзй на согсканиа ученой степа ни доктора (^вдоссх^ских ваук при Лешнградокш ордена Ленина в ордена Трудового Красного Знаиевл государственнсы университете (по адресу: 199031,Лвяввград, В. 0., Ыендедаввская лдная, Я. 5» фагсософдаШ (факультет).

С дассертацзей дахш озокоштюя в тучкой байгаотега ешш 1. Ц. Горького ара Л7 (Ункзерсвтетскт шб., д. 7/9).

Автореферат разослан " • . 19_хеша.

Упоена секретарь СгаграгааврованЕОГо Совета, доцент

I. и, Ра2коа

IWrtíbr; H&t /

I. (ЩАЯ ШШШЛШ РАБОТЫ

e

■Актуальность тещ. В coEpeiannyD эпоху пройдет перспектив общественного развитая приобретает вое бандур актуальность. Вопросы гэ соотношения социальных та валов и действительности оказались в самом фокуса идейных разногласий? Этш объясняется резкое возрастание интереса к утопии как определенной форме осмшленая социального вдеала в моделирования аэ-лаешго общественного устройства.

Потребность специального анализа проблемы утопил диктуется как необходеюстю разработки ранее шло изученные вопросов данного направлены исследований, так л тем, что постоянно возникают новые явления, тенденции а процесса, которые вуздакгся в научном осмыслении с позадай ьархеизга-ленннизаа. Такпе явления как интенсивное распространив утопических форм сознания в некоторых социальных движениях современности, сарокота-штабное внедрение тек илз пша. утопий в глассовое сознанао,глубина и значимость последствий попыток реализации утопических програыы изменения общества и т. д., обусловливают постановку а рассмотрение целого ряда не анализировавшихся в презлом проблем.

Нашей общественной ышлю узе достаточно отчетливо зафиксирован iJekt значительного распространения и влияния та сода-альныэ процессы нереалистических з несоответствующих притерши тучности представлений о путях и средствах осуществления социалистического идеала, о перспективах развития советского общества. В ряде случаев го явление этих представлений бшхо довольно тесно связано с утопическим подходом к преобразованию действительности, базировались ва некоторых сущностных элементах утопизма. Это обстоятельство диктует необходимость пера-смотра и корректировки устоявшейся точки зрения на' социальный утопазц как явление, характерное исключительно дал антагонистических общественно-зконош^эскт: формаций, требует постанов- ' ки вопроса о црнроде а граяж&х проявления утоппзш в социалистическом обществе, его воздействии на теории и практику социалистического строительства. Такого рода теоретическая работа призвана способствовать преодолению различного poja ютший и деформаций, палутаиппх распространение в доперестроечный период как в теоретическом, так и в обыденной сознании вашего общества*;

Актуальной задачей также является исследование места а

рам социальной утопал в оэ теоретических ннтерпретацай в система духовного производства современного капиталистического общества. В шив время многие буржуазные адеадога сознательно обращается к социальной утопив. С не» они связывают надезды ш удовлетворение растущей потребности в новых н более эффективных <$орках контроля над ыассовны сознанием, в определении шз-ввток перспектив в программ дальнейшего развитая капиталистического обдества, в вкгсккзнеп привлекательных для широких слоев трудящегося населения социальных идеалов.

В качество обоснования перспектив разватая капиташзш утопия оказалась вз только приеилшой, ко в невзбезяой. Если еще б недалекой историческом прошлом С приблизительно до начала 60-х годов) в капиталистически; странах она подвергалась тре-тарованию как нечто чрезвычайно вредное в опасное для социальной. прок тага, то с начала 60-х годов утопизм становятся интеллектуальной кодй, приобретает кассовидгшй характер. Этот поворот, разумеется, нельзя объяснять только субъективные устремлениями бурзуазша идеологов. Соршрование и воспроизводство содаадвного утопизш. во второй половине XX явилось спвпа-фпческнм результатом кризисных процессов, протекагалх в буржуазном ойце. гвеЕном созпанпиа обусловлено самой объективной дейстштельносгьа позднэкалитадастического общества.

КашфоТЕКй облик и направление поисков "новых идей" в "новой веры™ в значительной мерз предопределены шучно-тахЕа-ческой реводюцаай, сопровсэданцэйся ускорением темпов общественного развития, усилением отчуждения, особенно духовного, возрастанием рода субъективного фактора в истории а т. д. Эти спацгфическаэ черты социальной диалектика второй полоеияы И века прядала поискам "глзненншс программ" и идеалов особенно острый, нередко драматдческаа характер.

В современных уелсваях наряду с широким распространением различных фзры утопизма растет и литература о нем. беноаен утопического сознавая становятся предметом пристального внимания ряда социальных наук. Разрабатывается история 2 фалосо-фяя утопии, рассматривайтея связи ыазду утопией а политикой, утопией а искусством, утопией, мафезд а религией, утопией 2 соцральньм проектированием. Предпринимаются догшткп создать своеобразную сосаологшв утопка, исследовать ее сопдальше функади и роль в газна общества а т. д. 1£агно утверждать, что

m Запале оформилось новое исследовательское тщавленао, по-свяденное изучению утопии, - утошология.

Все сказанное, позволяет сделать вывод о высокой степепа актуальности исследования с диалектико-цатериалистических позиций фенсаот утопии.

Степень разработанности проблемы. Советская паука шеет значительные достижения в области исследования' уто^ческях идей и систем. Однако ао слониквейся традиции в отечественной литературе анализировалось преимущественно идейное содеряаниэ утопизма и его генетическая связь с теорией научного коммунизма. В этом последнем случае преобладающим был чисто "классификационный" подход, основанный т выстраивании "ряда" утопий и ориентированный ш изучение идейного наследия создателей классических утопий. Такой подход способствовал выявлению позитивны достижений кюлитслей-утопЕсгов. Ов оказался весна удобным и для анализа утопических идей, как составной части интегрального процесса социального познания. Вместе с там он на позволял выявить соотнояеяие в рамках утопизма как целостного образования элементов рационального и эмоционального, познавательного и ценностного, идеологического и социально-психологического. Иррационально-эмоциональные мсмэнты оставались либо незамечевнши, либо сознательно элиминировались как случайные и нэ представляющие теоретического интереса. В силу этого не всегда достаточно глубоко осознавалось качественное отличив утопии от социально-научной теории в собственном смысле этого слова и допускалась известная "рационализация" утопизг-а, Нэ случайно до недавнего времени почти цолностьа выпадала из поля зрения исследователей не только соврешнннэ реакционные утопии, но и домарксистские разновидности реакционного утопизма.

Исследование утопизма преимущественно с точка зрения его идейного содержания привело к тому, что проблема места и роли утопизма в социальной динаника осталась недостаточно изучен-' ной. В значительной мере еде лита предстоит исследовать вопросы воздействия утопий ш социально-политическую деятельность а практику, диалектику взаимодействия утопизма о реальной историей.

Йце рано говорить о какой-либо устоявшейся и скорректированной в шлей философской и социологической литературе по-

задав по вопросам об определении понятая "утопия", об осноэ-шя тенденциях в годе развитая утопически систем а построений, о принципах переодизацви и классификации утопий и т. д. На фзне постоянно возрастающего интереса к проблеме утопического сознания задачи специального анализа данных вопросов приобретает особую остроту и актуальность.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в отечественной лэгерагуре наблюдается этчитальное усиление вшавная к проблема'социального утопизма. В ряде работ, опубликованных в последние годы (Э. Я. Баталов, И. Н. Немагов, 3. И. 4айнбург и др.) достигнуты существенные результаты в анализе феномена утопии как таковой. Заметка* этапом на пути углубления званий об утопизме (пшяпт. публикация ыоногра^аческих трудов, посвяденшос социальному утопизму отдельных стран и регионов (Э. Я. Баталов,/}!. А. Клибанов, А. П. Ушков, 1. С. Чикалинв и др.).

Обращаю? ш себя внимание обобщавшие работы по утопическому социализму, в которых содержатся ряд вахных и интересных соображений, касающихся проблем утопии и утопического сознания воо<Зцэ СЬЗ. А. Барг, П. Т. Белов, Н. И. Бочкарев, А. И. Володин, Б. А. ГутороБ, Н. Е. Застенкер, Г. С. Кучеренко, В. В. Цухачав, Г, А. Павлова, Е. Ы. Срошша, А. С. Ципко, А. Э. Ште-юш и др.). Значительное место проблема утопии занимает в работах, посвяданных сощальаагу предвиденгш и целеполаганив, критике буржуазной футурологии, политологии и культурологии О. А. Араб-Оглн, И. В. Бестухев-Лада, А. и. Гендин, П. С. Гу-ревич, В. Н. Давыдов, С. А. Заыошкин, Г. И. Иконникова, В. В. Лагадкий, В. Ы. Лейбан, Ы. Г. Макаров, Ы. К. Мамаргсятвалд, В. Н. Базаров, А. И. Новиков, В. П. Ожегов, С. И. Попов, Т. Ы. Румянцева, С. С. Сизов, Э. В. Соловьев, В. И. Супрун, Г. М. Тавразян, I. Г. Титаренко, В. Г. «едотова, Г. X. Шахшзаров, А. Г. Щелкна г др.). Плодотворные вдеи об утопическом сознании содергатся в работах, посвяденных анализу ми|а и-религии (О. I, Кессидв, Ю.'А. Левада а ,др.); культуры средневековья и Ренассанса С1. II. Езтетн, Ы. М. Бахтин и др.); искусства и эстетики модернизш (Т. А. Акиндина, Д. А. Бердвгива, В. Н. Ду-данкоа р др.). Затрагивается проблема утопии а в связи с литературоведческим анализом социальной сантасгика и утопического романа (А. ф. Бритиков, Ю. И. Кагаршцкай, а. А. Салит,

s

Т. А., Червшева а др.). Преда этом специального анализа стала проблема типологии социальных утопий (А. М. Ушков, М. М. Дей-неко) и критики современных буржуазных концепций утопии а утопического сознания (В. А. Тимофеев, В. А. Чалвкова, В. П. Шестаков и др.).

Есть все основания считать, что указанные* исследования вносят значительный вклад в понимание феномена утопического сознания. Вместе с тем изменение культурно-исторического л социального контекста, качественна сдвиги в характере утопического творчества, о^орменвв новейших модификаций буржуазной теорзь утопии циктуит необходимость дальнейшего систематического пополнения и углубления знаний об утопизме, его оценки с поазсций марксистско-ленинской фалософш.

Цель и задача лсслеяотатая.' Основная цель диссертации -осуществить обобщающее теоретическое исследокшзэ утопии как особой освоения социальной реальности, внявить сз место

и роль в идейной и социально-политической етзни общества. Р&-аллзашя данной цели потребовала реиеная следувиих задач:

Во-первкх, опрэдатать основные обьектлзяне ¿фитерда качественного различения утопии и социзльно-юучной теории. Показать значение утопии в интегральном процессе развития познания, а такге ее спецп|аку в рамках донаучного л впешучгого

сознэепя.

Во-вторых, исследовать закономерности фарарованзя и воспроизводства утопического сознания, раскрыть' его роль в соян-альной динамике.

В-третьих, охарактеризовать главные направления и особенное та социального утопизма капиталистического общества второй половины XX ьэка.

В-четвертнх, поставить вопрос о характере проявления утопического сознания в условия? социализма, о проникновении элементов утопизма в теорив и практику социалистического строительства в нашей стране.

?-8етодологпческс!^ и ддзпао-теоретп^еской основой решения лоставленнкх' в диссертации задач являются труды К. Маркса, 5. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова. Принципиально ваяяое значение имеют с^рмулированные в материалах ПШ съезда КПОС, ХД Всесоюзной конференции Каичунзстаческой парии Советского Goma, Пленумов Щ КПСС положения об усилении внимания к раз-

работка проблемы общественного сознания, а психологической перестройке в фэрыироюни» нового шшення.

Кроме этого, вагну» роль в направленности анализа и характере осмысления автором проблем утопии а утопического сознания с играла теорегако-методологические выводы в обобщения, содержащиеся в трудах ряда советских исследователей (Э. А. Араб-Оглы, 3. Я. Баталов, И. В. Бестуяев-Лада, А. И. Володин, А. М. Гензиш, И. Н. Неканов, 3. И. 4айнбург, В. П. Шестаков и др.), а такке в работах некоторых зарубеаных марксистов (А. 1. Мортон, Е. Шацкий и др.).

Научная нсвиз!а и результаты исследования. В диссертации сЗсснонана концепция утопии как относительно самостоятельной фгриы ссеовная социальной действительности. Доказано, что научное конщзаыие скисли ц значения утопий не моает бнгь достигнуто одним лшь рассмотрением их исходны* кос ¡¿.ток, структурных элементов, содержащихся в них заклвчений п. д. Это, в свое очередь, обусловило исследовательскую ориентации автора на развернут и! ^злософзко-социологическай анализ спецвфйческого отвозе ни,- утопического сознания к общественному бытии, закономерностей и характера его взаимосвязей с реальностью. Включение в сферу исследовательского интереса данных проблем позволили, как представляется, в ряде аспектов по-новому оценить и осмыслить природу, социально-политическую роль и функции утопического сознания.

Итога исследования ыогут быть резшированы в сдадуишх положениях, вышешых на защиту:

I. В основе любой иоди$2£ашш утопического подхода к социальной действительности лехит устойчивая совокупность приемов а методов мышения, в ходе развертывания и реализации которой вызревает конечный результат утопического творчества -утопический роьан, утопически-философский трактат, законода-тадыша проект и т. д. Распитие этих данных приемов а методов мышшная позволяет установить, что утопическому сознании свойственен в принципе чухдый для социальной науки сдаособ подага-йия инобытия: ориентация да умозрительное конструирование таких образов иного социального мира, который бшг бы лишен органически присущих всякому реальному ойаеству внутренних противоречий и конфликтов» представляй <5ы статичную» кдк правило, деталазврованную а однозначную картину общественной гззна. В

отол какая, сугпосття особенность утопического творчества. Другие его характеристики, в частности, специфика "воплощения" утопического идеала на шкале времени ("в прошлом", "настоящем" или "будущем") имеют подчиненное, второстепенное значение л относятся скорее к форме утопического произведения.

2. Утопия и тука являются различными типами сознания, кмепшш каждая свой специфический способ осшздеш-ч общест-ввнноЗ гпзни, человека и его практической деятельности. При шличви оЗюрьавиейся строго научной теории общественного развития место утопии ила даже ее элементов следует искать не в рамках социальной наука, а за ее пределами, Еслй оставить в стороне утопии как литературно-хуяояественное произведение, то в теоретической области в условиях современности социальный утопизм имеет место лишь там", где налицо непринятие наука об обяестЕЭ, непонимание или упрощение диалектики общественного развитая, отход от нее. В практически-политической сфере утоаизм мсзет получить известное распространение тогда, когда по каким-либо причинам утверждается субъективизм и волюнтаризм в подходе к преобразован® обяества. Допускать воз-мокность совладения тучного идеала обпесгзенкого развития с утопией, видеть в ней неразвитое, гипотетическое научное знание ит. д. - значит переносить критерии научности на утопию, вольно или невольно перегодить границу, отделяшяую утопическое от научного в отражении социального бытия, смешивать качественно различные тихш сознания.

3. Утопия - это особая форт практически-духовного освоения социального бнтия. Без учета "оценочного" и "заинтересованного" отношения я исторической реальности со стороны того или иного субъекта утопического подхода к действительности,

' нельзя правильно понять глубинные мотивы, своеобразие а сущность утопического творчества. С ценностной ориентацией утописта непосредственно связаны такие наиболее устойчивые и значимые черты и приемы утопического мшлепия как абссшзтпзацня. провозглашаемых принципов, установка на преобразование реальности посредством одноразового примепопзя к^ксЗ-лпйэ универсальной схемы, максимализм и метафизичность в подходе к изменена» обаества, стремление к стандартизации, регламентации и симметрии, нравственный ригоризм и нетерпимость к шитике я т.' д.

4. Б утопии синтетический результат отражения и ценностей падшдк действительности всегда достигается при накупай рода последнего. Поэтому южно иыать е виду на ценностной по-зшои какого социального класса (прогрессивного ш реакцаон-ного) формируются те ада иные утопические идеи. Как правило, только тогда, когда ценностная направленность субъекта утопического творчества совпадает с объективной тенденцией исторического процесса, утопая обладает способностьа к выполнению определенной сфнкцаз предпосшгачнсго звания и ориентацап б развитии социального познания. В этом случае ока спмулируе? появление новизнн, возникновение более реалистических взглядов а концепций, Уступает как плодотворный мысленный эксперимент, становится зиачимш элементом социального самопознания а культуры.

5. Утопия представляет собой неизбежную (для определенных асторичесия. сатуаидй), объективно обусловленную сорау ос-маслэния_ человеком окруяавдай и своей собственной социальной природу, тип реаквди субъекта на те ила инка реальные соцаадь-ные проблемы. В диссертационном ассладованпа устанавливается, что определенная соцвальао-исторнческая обстановка порездет не только конкретные форлы утопий, но в непосредственно влияет на степень аытеЕСивноста их развития и распространения. В данной связи подробно анализируются три тина исторических ситуаций, в болылей иди меньввй мере способствудаих расцвету или упадку утопического творчества: а) кризисные ситуапда в социально-политических организмах общества; б) эпоха заражения новых отношений и отпирание старых, т. е. пограничные эпохи; в) периоды относительной стабилизации обдественных отнаае-Е2й. При этом показано, что соцпальшя детерминированность утопического сознания находит свое шршяниа как .в системе ценностей, моделируемой той или иной конкретной утопией, так и в самой ее внутренней структуре и семантике.

6. В диссертации разработан актуальный и ранее не подвергавшийся систематическому анализу вопрос о взаимодействии утопизма с реальной историей. Обосновано полеяение о том, что утопия, в определенных исторических ситуациях может выступать как специфическая форма практического умонастроения и соцааль-ного поведения. Это позволило, во-первых, раскрыть содзрканиа прямых я. косвенных связей между утопическим сознанием и яизнио

общества, выявить механизм воздействия утопических идей га динамику историчоского процесса, и, во-вторых, та. основе обобщения новых фактов углубить суцествугаие представления о характере и особенностях освоения утопическш саз га пи си социальной реальности. Поставлен и рассмотрен вопрос о механизме проникновения утопий, созданных в с ¿[ере интеллектуального труда, в массовое сознание, о их влиянии на поведение людей, непосредственно участвущнх в том или ином социальном Движении."

7. В условиях современного капиталистического общества социальный утопизм претерпел значительную эволюцию» во многой модифицировался, приобрел новые фэрмы и назначение. Это преяде всего выразилось в следувдем: во-первых, в утрате совраменяш утопизмом "продуктивного воображения", способности продуцировать социальные идеалы, ориентированные на радикальное преобразование общества, и ставить перед человечеством задачи крупных исторических маситабов; во-вторпх, з смещении акцентов с осмысления перспектив достижения штерпальшго изобилия, с поисков человеческого блага (преимущественно во внешних по отношению к индивиду условиях) на анализ перспектив изменения внутреннего ¡ара человека, его психики и самочувствования, вклото-епз в картину-будущего проблемы индивидуальной самореализации, т. е. в психологизации утопии; в-треткзх, в ориентации современного утопизма на массовое потребление и усиление его пропагандистской направленности; в-четвертых, з изменении социальной роли и функциональной направленности современного утопического сознания. Последнее выразилось в том, что совршенный утопизм обварукивает тенденции к превращению в коЕфзрошстское сознание и преимущественно выполняет аункции "механизма психологической защиты".

8. Исследован вопрос о типологии утопического созканпя современного буржуазного общества. Еачигая с 6С& годов в развитых капиталистических странах иозго было наблюдать смену или сосуществование по крайней мере четырех разновидностей сохдаалышх утопий: сциенгастско-технократических, леворадикальных, неоконсервативных, социально-экологических. Особое место в этом ряду занимает ставший уае традиняоннш, своеобразный литературно-социологический канр антиутопия. Последняя, как наиболее крайнее выражение пессимистического подхода к будущему человеческого общества, в данный период значительно усилила свои позиции.Все

ю

это означает, что развитие позднабурауазшг общественных отно-иенай постоянно создает почву, на которой легко произрастает вллшорное» утопическое сознание. Выявлен также ряд новых зависимостей мезду утопическим и мвфо-релагаозшал сознанием в условиях современности.

9. Выдншуто нологение о тсы, что одной из причин деформаций вашего общества явилось проникновение элементов утопизма в теория и практику социалистического строительства, утогш-заияя марксистского социального идеала, его "рвзшучивание". Согласно гипотеза диссертанта нереалистический подход к осуществлению социалистического и коммунистического идеалов каиел свое выракенае в слацухшх основных формах: I) революционный рога этический утопизм периода революции и гражданской войны; 2) мвфоутопическое сознание во время господства культа личности Сталина; 3) программный утопизм 60-х годов; 4) офндальвая мифология периода застоя. Б цедш, правомерно утверждать, что элементы, утопизма (ыафоутогшзма), имеаззе место в теории и практике социалистического строительства в насей страна, одновременно представяквт собой одну из предпосылок и один из результатов адаанистратавно-ксмандного стиля руководства со всеми нрисуцша ему дефорлашшш экономической и политической системы, а такге идеологии и психологии. Осмысление путей их преодоления - ваянейгая задали теоретического исследования.

Научно-тактическое использование выводов якссертаггяп. Основные вдэа в выводы диссертации могут быть использованы в д&шьЕейией разработку и конкретизации даалектако-ттерая.тщств-ческой теории общественного сознания. Они будут способствовать создании Солее углубленных представлений о сущности и социальной рода утопизма, развитию рефлективного отнесения к различного рода утопическим проектам а моделям изменения социальной организации общества, преодолении элементов утопизма в теории а практике социалистического строительства.

Научно-теоретические выводы исследования будут полезны в преподавании соответствуших разделов диалектического и исторического материализма, истории общественной мысли, современной буржуазной, фыоса^ц и социология.

Уатергалы диссертасзж находят пр.канениа в работе фио-сзцских (методолмччесхвг) семинаров, при чтении лекций для пропагандистов и слушателей састеы« ркс истско-двна не ког о образования.

п

Апробадя,? таботн. Основные полевения работы, прпвдпш исследования проблемы и выводы бшш изложены в докладах и выступлениях автора m ряде всесоюзных, межреспубликанских," межзональных, республиканских и межвузовских конференциях а сзлвоза-уыах в Москве, Ленинграде, Минска, Гомеле, Гродао: научно-практическая конференция "Связь науки с производством - важный фактор повышения эффективности общественного производства", Гродно , IS82 г. ; мезвузовская научная конференция "Великий октябрь и революционная диалектика соцпзлвзка", Гомель, 1Э87 г.; республиканская тучночяетодическая конференция "Улутаеназ атеистического воспитания ыолодеза учебных заведений", Гродно, 1987 г. ; Всесовзгая конференция "Соцпохультуранэ утопи эпохи Цро-свеадения", Москва, 1983 г. ; научная мезиеспубликашкая конференция "Саыоорганизаг^з в природе и обществе", Легзнград, 3S88 г.; ыеквузовская научная конференция "Дпалектака содаалвгта л современная идеологически борьба", Гродно, IS88 г.; межзональная научно-практическая конференция "Проблемы пзтеграцпи научного знаиня о человеке", Шнек, 1289 г.; Бсосоезезя научно-практическая конференция "Диалектика. Перестройка. Человек", Минск, ISB9 г. и др., а также m фллооофских (методологических) ceiiEmpax Зоологического института АН СССР, Института эволюционной физиологии ' и биохимии АН СССР (Ленинград), Гродненского государственного увдверситета пи. Я. Кугшш (ЗЭ82-1989 гг.).-

Диссертация обсуждена ва кафедре шрксвбтско-яеншсЕОй философии Гродненского государственного университета ей. Я« Купали ( 3 шя 1989 г.), а также на кафедре далософша дяя иуыанв-тарных факультетов ЛГУ (25 шя ДЭ89 г.) .

Структтгта диссертанта подчинена целям л основам задача« исследования- Диссертация ссстстт лз введения, пяти глав, заключения и опаска литературы. Объем диссертация - 333 страницы машинописного текста. Список литературы включает - 426 ветошников ва русском и иностранных язшах.

П. 0СН0Ш0Б ССЩЕИАЕИЗ РАБОТЫ

Во введет^ обосновывается актуальность, кратко излагается основной замысел, дели и задача исследования, формулируются положения, отражающие его шучнув и практическую ценность.

Первая глава диссертации "Сущность и своеобразие социаль-

пой утопии" посвдаева теоретико-мзтодологичесшлу анализу феномена утопии. В ней дается общая характеристика основных подходов к исследования проблемы утопического сознания, рассматриваются познавательные, в частности, прогносгаческио возможности утопии, определяется содержание понятий "утопия", "утопизм", "утопическое сознание", выясняются критерии и признака отражаемый этими понятиям явлений. Центральное место в данной г.саво отводится обоснованию авторской концепции утопии как особой фэриы освоения социальной реальности.

Исходы»: пунктом анализа природы утопии явилось рассмотрение вопроса о ее соотношении с. соцгалзно-йоучнма знацаем^то обусловлено тем, что в вастоядее время применение термина "утопия" д.тл сбсз ¡»чокая тех иа ¿лкх адэй и воззрений возы одно лишь ретроспективно, т. е. с точка зрения ¿же с сруаронавсайся социальной науки. Без обращения к научной теории общественного развития, лргдстаыякзеЗ собо.", качественное преодоление утопии, невозможно, взглянуть ез утопическое созшгиа извне, с определенной дастанцш и, соответственно, дать ему объективную характеристику, исследогать ьсе его связи с реальнш движением исто-раз.

Утопическое созшша, в отличив от научного, не ст^гэт своей основной цздъв и задачей адекватное отрахение социальных явлений е процессов; оно ориентировано скорее на вычзрча-ванае иного мира (инобытия), на конструирование идеальной X фантастической) реальности, вшевихенпе таких образов и идеалов, которые, в зависимости от конкретной социальной ситуации и расстановка классовых сил гла воодушевляют дядей и расковывают сх активность, или, наоборот, уводят человека в мир шипзиЗ, т. е. выступают как попытка иллюзорно преодолеть, снять реальщге противоречил.

Установка утопического созвашя за трансценденцию реальности имеет, однако, схоа спеца^^аку. Специфика эта заключается предде всего в саксы способе продзч{ированля сознанием социального инобытия, в определенных его характеристиках. Подсод л проблеме с этой точки зрения позволил установить, что утопическому сознанию изначально присуща ориентация ва моделирование такого состояния социального инобытия, которое исключало сы характерные для всякого реального общества внутренние противоречия. Соответственно этсыу оказываются утопическими те

идеалы, проекты ют умствэшша копструкцпз, в которых залозет идея однозначного (посредством устранения одной из стороп противоречия) социального инобытия, будь то положительного ила отрицательного (антиутопия) характера. Именно установка па конструирование наряду с реальным обществом,строедие которого не упорядочено, запутано, законы которого противоречивы и разнородны, а-конфликты неразрешимы, воображаемого общества, в котором все долено быть упорядоченным, однородна и непротиворечивым, превращает любой проект социальной организации в утопический. В Еодтверчденаэ сказанного, достаточно сослаться па "Государство" Платова, оказавшего столь огромное влияние на последующую утопическую традиции.

Утопия, в отличие от научного предвидения, не мозет выдвинуть достоверно обоснованный прогноз (однозначность не реализуема на при каких условиях)!. Это, разумеется, не значит, что утопая лишена познавательной способности или предрешает вопрос об историческом значении утопии, пеззбе:шость и прогрессивность многих ¿ерм которой бесспорны. Вааяо лишь подчеркнуть, что утопия и наука по разному относятся к восприятии и понимашп социальной реальности и что один только теоретико-познавательный элемент не составляет "ядро" утопии. Без этой принципиальной установки различия между утопией и наукой могут быть сведены, как это часто и бывает, голым к количественным характеристикам, к степени адекватности отрагеяия ими социального бытия, к представлениям о том, что утопия в отличие от шукц "менее верно", недостаточно "полно", "более искаженно" а т. д. воспроизводит социальную реальность. Ясно, что только эти параметры различия утопии и науки недостаточны. Ведь суждения типа "неполно", "менее верно", и т. д. в силу исторической обусловленности и относительности всякого знания вообще, могут быть применены и к науке. Но неполнота, неточности, которые вполне естественны в процессе развития социально-научного знания, вовса не являются каким-то постоянно сопутствующим сегоентом утопии в сопл- . альной науке. Ошибки, неточности в социальной пауке и утопия -не одно и то ае. Утопия и наука - различнкэ типы созпапия,имо-ющие каждая свой специфический способ понимания социальной действительности, человека и его практической деятельности. Становление социальной науки, как свидетельствуют факты, автоматически не приводит к исчезновению утопии. Последняя, буду-

чн особой формой освоения социальной реальности, продолжает существовать а после возаэквовензя научиой теории ctíaeoTses-эзго развитая.

Б диссертации на основе сбойденая обширного теоретического материла обосновано conosesaa о том, что утопия представляет собой качественно отличную от социальной ваукз ^орму духовно-ценностного освоения реальности.

В утопии ценностный подход к действительности подчиняет eco другво ее признаки и свойства. Поэтому утопия неспособна удерзаться в рамках теоретико-поэшштельных норд и критериев. Ога всегда вклачавт в себя воловне, интуитивные, иррациональные 'и прочна мсызнты, которые обычно стараются эдаиина-ровать рада достижения объективной истины. Цанностноа восприятие действительности не исиет не быть эмоционально насшеннш. Эмоционально-психологическая сфера - непременная составная часть утошческзто сознания. В нем логическая, четко осознанная аргументация всегда в конечном атоге подавляется внелогическими. влияниями в внуиензяет. Это объясняется спецификой аодач, которка долхны репать позшштатьтя a ценностно-орн-вЕхацвоншя деятельность. Первая должна обеспечить гносеологическую адекватность сознания отрахашш объектам (здесь функционально ценно именно то,- что истинно); вторая - способствовать различена воздействия объектов по их отношения к двчностшга, групдовш, классовш потребностям и интересам (здесь встанность в завЕтересотнЕость, если на иметь ввиду научную идеологии, далако на всегда совпадает).

С активной ценностной позицией в змошовально-водавой направленности субъекта утопического сознание непосредственно связаны самые существенные черты а признака утопии. Это и отход от конкретной исторической почвы в область абстрактных понятий а принципов, и абсолют за ция утопическим сознанием тех ели иных сторон социальной реальности, вытеснение из его поля зрения нааалатеяьные элементов, aro расщепленность, и стремление возвыситься над историей, сверлить над ней насилие, и многое другое.

. В ¡саейте отмечается, что подход к социальной действительности, исходя аз отвлечениях понятий, односторонняя абсолютизация тех вла иных факторов, непонимание исторической закономерности ш необходимости находили свое наиболее адекватное вы-

в _

pasesaa з расскатрэзаш образа идеального (аетиздеального) общественного устройства a bed контекста "прсвиое-васто.фцее-будущеа", в игнорировании объективной последовательности событий в зх генетической связи п обусловленности, т. о. в ан-таисторизме.

* Антнисторазы - родовая черта утопического "созЕания. Его рассмотрение позволяет выявить ряд взаимосвязанных менду собой вазнейюах характеристик и особенностей утопического соэшшя, непосредственно выражающихся в следующем:

1. В непоняматш утопистом необходимости переходного периода от одного состояния общества к другому я в убеждении, что будущее состояние цельности бытия, свободного от противоречий, может быть достигнуто одноразовые применением какой-либо универсальной схемы. Отсвдэ' - максимализм утопии - черта наиболее выпукло обнаруживающая себя в период революционных перемен.

2. В статичности выдвигаемых утопией идеалов и моделей социального бытия, Дроектируелая система общественного устрой/ ства ассоциируется в глазах утописта с чем-то абсолютно.совершенным и законченным. Из чего, в свою очередь, необходимо вытекает мессианззи, представлешзо о "Мессии", прлзвашоа "осчастливить" и "облагодетельствовать" человечество. Понятно, что в подобного рода антиисторическую схему мышления легко могло вкрадываться убеждение в том, что цель оправдывает средства. Э-то преяде всего отражалось ш отношении к человеческой индивидуальности. На случайно стремления л молочной регламентации общественной яизни, начиная от свобода совести и кончая прической, выступала у большинства утопистов чуть ли не в гиде навязчивой идеи.

3. В то время гад развитие шучной мысли предполагает постоянную критическую самооценку, уманив творчески применить исходный теоретические поашл при стсдасновэниа о нозыгз фактами и уточнить эта посылки и т. д., утопия, ввиду статичности выдвигаемых ев планов общественного пере устройства, отдирается не только неспособностью реагировать на новые обстоятельства, но и нетерпимостью но всякого рода критике.

В диссертации акцентируется внимание на то обстоятельство, что определение утопии как особой формы духонво-денвосг-ного освоения реальности позволяет не только найти вадезшда 1фитерЕй ее качественного оиичия от социальной гаует, но я

способствует правильному понимании рола утопии в Евгегральном процесса социального познания, ее влияния ва развитие соцз-альпо-научной иксла, ее позшгательных функций.

Утопия является внетучнш способом отражения социальной реальности. К. Маркс, в. Энгельс и В. И. Ленин никогда не сводили ьсе способы познавая или освоения мира лниь к одному -Езучяа-теорагическолу. Помимо научно-теоретического способа освоения, познание социальной реальности могло определеннш образом осуществляться и в рамках образно-худ собственного творчества, и морального, п обыденного п т. д. сознания, т. е. способов, которые отличны от шуки и обладают свойственной ем качественной определенность». Хотя проблема истины, в строгом смысле этого слова, на является для данных способов освоения социальной данности центральной, они, тем не менее могут нести огромную познавательную информация.

■ Будучи, недостаточно продуктивной в сравнении с научно-теоретическими методами познания действительности, утопическое созваше, как ценностный способ освоения социальной реальности и ориентации человека в сопззальной среде, явилось силой необычайно мощной. Если в вопросах научного объяснения социальных процессов оно почти бессильно, то т уровне ценностной аргументацш оно выступает как активное регулирувцэе начало, йшчз социальный утопизм не занял бы столь важного места в общей культуре человечества в не шел бы такого сального духовного резонанса.

Каждая конкретшя утопая-.вагнейшай документ, евлдетель-стауташй о характере духовной атмосферы, поисках в чаянши людей данной эпохи. От иногда монет дать более глубокую характеристику своего времени, чем какой-либо юридический документ ада литературно-художественное произведение, помогает высватать, скрытые от обычного ("реалистического") взгляда некоторые стороны действительности. Парадоксальность утопического творчества заключается в тем, что оно не только оборачивается конструированием вещественных универсальных ехш, но и нередко может способствовать формированию качественно новой идеи. В ряде случаев оно позволяет прорваться сквозь устояэ-ыаеся представления в паря та шы мшления, обкарузить новые г неожиданные "повороты" мысли. При этом ваанув роль играет образная q»jKa выражения утопической мысли-. Утопия дахе тогда.

когда ош выступала в виде социального трактата или концопщга, неизменно тяготела к образно-худозоств&нному восприятию кара.

Открытое воображение, "раскованное" сознание позволяет утопическому творчеству осуществлять духовные эксперименты о болыпей свободой, чем в пауке, которая, ориентируясь на поз-ааниэ законов действительности, по необходимости ¿язет в ней единообразие, сходство, повторяемость. Если гаука seen» детерминирована природой объекта, то утопия, напротив, з своем представлении легко осуществляет, перестраивает в переделывает социальную реальность, допускает иную систему общественных связей и отношений. В значительной степени именно благодаря этому прогрессивная утопия способна подняться над свош вре-, менем, обогатить, обогнать ила предвосхитить перспективы научного поиска.

В диссертации показывается, что во взаимодействии различиях духовных способов освоения мара паука постепенно гачппаст играть вез более панкую роль. Еа современна зтацо она в значительной степанн оттесняет другие форш ооиоекля дсйотезтоль-ностн. Нем не ¡ленео утопия в дппашческад процессе вядоигмэ-нения, прогресса ига рогрссса различных форм освоения tapa токе сыграла исклзчнтельно активную роль.

В своем историческая развитии утопия интенсивно развапа-ет способы и методы, приблихавдиеся.к яогвяе а цетодологпа соца-ально-научного познания, тяготеет к сайту понятию социальной наука, .имитирует еа объективность а точность. Это, разумеется, на означает, что простое количественное накопление познавательных элементов ыоает привести утопии к постепенному еа превращению в науку. Как наука на теряет свои качественную определенность по причине того, что в ней возможны аеточностз, га-блузденпя, а т. д. в отрагенш социального юрз, так а утопия, сколь бы верно она но отражала та шгз иные стороны соцпальноЗ кизни, до тех пор, пока данное отражение базируется на на сознанных социальных закономерностях, а на ценностное отпогнлпд к социальному быгив, не теряет качественной определенности утопии как таковой. Для становления подгеннон туна об обществе необходим был коренной, революционный переворот з разгз-тиа социального познания.

В этой глава также рассматриваются вопросы о соотнсзснпа утопай жсслагал С научной и ненаучной) ,об особенностях соо—

приятия утопическим сознанием социально-ноторнческого времени, об утопии как ыксленном и реальном социальном' эксперименте.

В заключении главы делается следуодий вывод.

Утопия - это особая $ориа духовно-ценностного освоения социальной реальности, состоящая в создании методами абсолютизации и умозрительного конструирования, как правило, максимально детализированных образов (моделей, идеалов и т. д.) бесконфликтного, внутренне непротиворечивого а неподаеааиего изкененняи обдественного устройства, призванного обеспечить определенное желаемое (позитивная утопия) шш нажелаемое (негативная утопил) состояние человечества и человека. Утопия выдвигает такие проекты и. идеалы, которые не основывается ва достоверном звании объективных закономерностей, а вытекают в основном из ценностного отношения к социальной действительности, и поэтому в делом, т. -е. в том виде, в таком первошчаль-но задумываются, никогда не осуществимы. Однако в случае совпадения ценностной ориентации, ш основа которой они конструируются, о объективной тенденцией исторического-развития они могут содержать в себе крупицы истины верно отражать те или иные стороны, социальной хизш и, следовательно, быть осуществимыми в своих частностям в элементах и играть значительную роль в станоБяЬшш а развитии социальной науки. Утопия - до-шучтя и внетучная форш созЕакая. •.

Глата втотая "Социально-историческая основа утопического сознания и его роль в кизна общества" посвящена исследо-ханию закономерностей формирования и воспроизводства утопического сознания, а такае его роли в социальной динамике.

Утопическое .сознание возникает вз нужды в определенных реально отсутствугсшх, с точки зрения того ели иного социального субъекта, значениях. При этой оно либо противопоставляет тем ига иным сторонам неудовлетворяющей ситуации положительные значения, которые является результатом воображения, и стиыуларуот, активизирует деятельность аддей в направлении ах реализации, двбо, напротив, уводит от реальных противоречий ситуации в зияшвв, вытекешив вз субъективных желаний и стремлений, г. е. выступает в известной вере ушзрлтаяыши, 1давзоршм средством удовлетворения такой потребности, гия реального удовлетворения которой пока еде исторически отсут-

зэ

ствуют обстоятельства, не созрели условия или их лет вообдо. В данном случав утопическое сознание, выступая з качестве какого-либо стремления, хатлппя, идеала, создает эффект их иллюзорной реализации (или кереалнзацпз).

В диссертации на пироком исторахо-научном глатариала подробно анализируются различные типы социальных ситуаций в большей зли меньшей степени способствуют« интенсивности развития и распространения утопического созиания. Подчеркивается, что утопический подход к реальности получает наиболее парокоа распространение в моменты социальных потрясений я проблемных ситуаций в культуре, деторг.'лцшрованных реальными противоречиями общественного развития. Тогда утопические идеи проникают в центр идеологических поисков п дискуссий. Господствувзий порядок становится проблештнчным нэ только для особенно угнетенных груш, но также и для тех, кто еще недавно принимал его как единственно возможный а необходимый. В этот период особенно резко разграничиваются утопил прогрессивные, расшатывающие идеологию эксплуататорского класса, а реакционные, образы будущего^ в которых призваны стабилизировать и рационализировать существующее полсгзпиэ< Б ряде случаев, особенно в революционные и первые послереволюционные годы, шгоззорноэ, умозрительное приобщение к воображаемому и желаемому мару о помощью утопии моает создать даге стремление к моментальному изменению суиестгупцей действительности, к быстрейпей практической реализации цели и веста к представлению о цгновеа-пом наступлении- новой жизни. В ата,-по необходимости всегда краткие периоды истории, у людей (вак правило, Еепосродствзн-ных выразителей, происходящих в обществе перемен) нередко (формируется особое состояние сознания, особое настроение,еог-да им каяется, что все возможно, что всякие раздетая иеаду идеалом и действительностью легко преодолимы. В данных ситуациях утопическое создание обретает силу динамического волевого импульса, направленного на реализацию продуцируемых ш идеалов и моделей социального бытия. Не случайно утопия никогда, не осуществляюсь в целом (а своих притязаниях га достижения гармонического, внутренне непротиворечивого ооиества), нередко оказывалась способной к осуществлении своих идеалов и проектов с организационной стороны. Свидетельство тому - социально-утопические эксперименты, организация обпдщ, фаланстеров.

трудовых армий п т. д. -В таких ситуациях утопизм, приходя к результатам, каг. правило, прямо цротивополокнкы окидаемш, вача-стуз оказипажая, хотя бц ш какое-то время, способным к реализации с тезки зрения своих внелшостных характеристик - регламентации. установления определенного распорядка, образа еезеи е т. п.

Вообще, социальная яизнь была бы намного проще и понятнее, если бы способностью обратного воздействия на общественное бытие обладали лишь те воззрения, концепции и взгляды, за кото-рыла стоит истша. Исторический опыт свидетельствует, что вла-яшэ тех ила дшл: идей на казнь общества,как правило,не находится в прямом соответствии с их истинность® или, напротив, лодностыэ. Поэтому для понимания действительного значения этих идей совершенно недостаточно оценить их с чисто гносеологической точки зрения, функционально значимым, адекватныл (соответствующим сЕоему назначению) нередко оказывается неистинное сознание - социальные иллюзии, лс&нне идеи, полуистины, возникни© в ходе переработки и искажения результатов отражения в со-.отвототвпи с различными групповыми или классовыми интересами а потребностями. В определенных условиях- данные взгляды в идеи могут стать началом организуэдЕЛ - формировать настроение, интересы, заражать и вдохновлять людей на те ила иные социалъ-шэ действия. Это в полной мэре касается и утопического соз-шная.

ЁунццдоЕалызая роль' социального утопизма как вида опере-еащого отражения действительности выявляется в диссертации посредством рассмотрения вопроса о взаимодействии настоящего п будущего в развитая человеческого общества, путем ашлиза обратной-, связи иззду тем пли инка содержанием опережающего от-раноия утопии а р саль кил;: общественными процессами. Диалектика езяеноовязл ваотоязэго н будущего здесь такова, что ш-стоящео не голик» предопределено предали я обусловливает будущее, но п, в свсо очередь, испытывает влияние со стороны будущего.

Прогностическое еодеряавао утопии, с какой бы степенью точности (воркеа, поточности) оно не отражало социальные тенденция, всегда зак ели иначе воздействовало на реальный ход общественного развитая. Утопические идеи (как прогрессивные, так и реажгдаошшз), поскольку она касались будущего социального

субъекта (масса, группы я т. д.) и затрагивала его интересы, оказывали значительное влияние на поведение людей в настояаеа.

Особое внимание в диссертации удаляется раскрыта® механизма проникновения утопий, созданных в сфере интеллектуального труда в шссовое сознание. Показано, что овладев ¿эссоегм сознанием, утопизм, как всякое йное духовное образованна, становится материальной силой. Его история есть на только история иллюзий, мечтаний, сновидений, но п, в известном смысла, реальная история того или иного йзрода, страны. При атом акцентируется вняганЕв га то обстоятельство, что утопические стремления и ожидания нерадко занимала значительное место в структуре субъективного фактора а направляли, хотя бы на короткое время, социальную деятельность ыногзх тазяч лядей. Через действия г.!асс, через практику политических партий он:?'активно вторгалась в жизнь и воздействовала на поз. В этом сжзлэ угошэ мсл-но определить как особый тая практического умонастроения я социального действия. Переходя из области сообразовал а моральных представлений в область социальной практика, от станонзг-ся духовным стимулом ¡кассовых дейстшй людей.

Сказанное не означает, что яродударуекыэ утопический сознанием идеалы оказываются способными я буквальному осуяеот-вяешш. Утопия, даже имея за собой силу социального движения, став сознание!.! этого движения, является, тем не менее, неадекватна подходом к действительности. Результат реальных действий, инспирируемый ею,никогда не совпадает о выдвигаемой а изображаемой в ней цвлио. Значение утопии - в духовной орпен- • тации, которую ока вносит в современную ей общественную жизнь. И сила этой духовной ориентапза такова, что она способна наложить существенный отпечаток на только на идеологическую, но и ва общеетвенно-полптическуз аазяь общества.

Су^естзувт дха способа воздействия утопязш га. согшаль-но-политическуп практику - прямой а косвенный. Прямое воздействие утопии прослеживается тогда, когда сна непосредственно выступает в качества програшы действия тех яла иных клэссоа и социальных групп. Косвенное жэ тогда, когда ее включение в социальную динамику опосредуется програымаыа нэутошгчесяаго характера.

В диссертации. с цельа более конкретного раскрытая остальной роли утопии обрадавгея вниганзв па ее отршгьныа структур-

нкэ элементы. Кавдый пз них несет на себе определенную функциональную нагрузку.

Любая оформившаяся утопия слагается из различных: элементов. Во-пер она ымючаег в себя элемент социально-критический. Чтобы вшшинуть проект ели модель иного социального бытия, субъекту утопического творчества необходимо определить, какие стороны существующего общественного устройства должны быть устранены, от чего следует отказаться, что долено быть заменено и т. д. Без отрицания е без критики наличной социальной действательЕОс-ГЕ утопия невозможна. Критическая функция утопического с^ейния еосет всеобщий характер. Другое дело, что глувяш яригаш ыозсет быть различной.

Во-вторых, утопая неизбежно включает в себя элемент положительный, конструктивный. Это объясняется тем, что любая фор-ига утопического сознания противопоставляет реальному миру иной, вообраяашкй игр, с позиций которого она активно или шссиено отвергает валпчпо'е социальное бытие. Построение утопии невоз-ыогно не тшо без критики существующей действительности, но в без водвигошя Еолазитального социального идеала, возникающего в воображении и представлении утописта.

В-трозънх, утопия, как правило," в своей наиболее развитой форме монет содержать в себе указания (предложения) относительно путей и епосЬбов достшешя нового-общественного устройства.

Если взглязууь на эволэдшэ утопического сознания в целом,' то мозно обнарушть, что на первых ее стадиях положительный, конструктивный идеал выступал в крайне абстрактной и неразвитой форле. Утопия выдвигала тогда преимущественно отридательно сфэршфованный идеал общественного устройства. Однако этот отридательно выраженный идеал составил первичную базу, на которой постепенно стал формироваться позитивный идеал нового состояния общвствакшго бытия. В соответствии с этим утопическое сознание начинает вое в больней мере выполнять ориентирующую а ворматвв^ую (йушциы в жизни общества.

Степень прогрессивности утопии зависит от того, в какой мере она в состояния внушать кассам убекденве в цроблештич-ности сукествузгзх отношений, а также в необходимости выбора иезду ейш ж вашш-ю новшз обзественнши отношениями. В втш случае утопизм ыахет представлять собой, с одной стороны, симптом дфизиса существующей общественной организации и появ-

ленда контридеологии, а с другой - спиптом появления сгиш,способной выйти из данного кризиса. При этом утопия нередко становилась формой выражения идеологии угнетенных касс. Так, а частности, было э эпоху буржуазных революций (утопические представления диггеров, бабувистов а др.)» Здесь утопизм осуществляя функции критики, воодушевления, активизации а интеграции масс. Он противопоставляя неудоагетворяязей социальной ситуации полагительнке значения, которые являлись результатом воображения и стимулировали деятельность людей в направлении пх реализации.

' В виду того, что стре^аения н вопксщензп в яизнь утспичо-ского идеала не опирается на необходимую и достаточную материальную базу, не соответствует объективным заговскарпостяи развития общества, утопизм имеет тенденцию а превращению в ксифор-шстское созванио, к выполнении функций "гкзхашзка психологической защиты". Особенность утопического ссзеиепя в данном случае состоит в тси, что с aro поиощьз символически и идлвзорпэ разреваются противоречия, которые практически по раэрсшггз в данных условиях. Неудовлетворенные делания я стреилеиая исо-го лииь проецируются еа'замщахиай их иллюзорный объест (гипотетический идеал, образ и т. д. будущего общества). Hjrci со-перезивапия а идентификации утопизм переводит в сферу'аааетга и-воображения реально значимые потребности и интереса, создает вдяюзорный эффект целостности реально противоречивого а разорванного мира и, следовательно, выполняет функции кскпенсапип и-социального эсяейпизгла. Указанная-функциональная способность утопазка в определенные исторические периоды (особвниа в кризисных ситуациях) бывает необходима а нвизбезса, ибо дает психологическую устойчивость, иллюзорную видимость овгадезия ситуацией и преодоления острого конфликта, противоречия, котороэ осознает мыслитель ила какая-либо груши, класс и которсэ газет быть преодолено в настоящий период только в фантазии.

В заключения главы отмечается, что социальная роль утопического сознания сложна, двойственна а противоречии.

Треть* глащ - "Особенности утопического сознания современного буржуазного обцесгва". В ней дается целостная характеристика социального утопизма современного капиталистического общества, исследуются его основана черта в признаки»

В современных условиях утопический подход к социальной

& ■

деЯскшезьЕосгв вопясгаатся в сашсс разнообразных концепциях в орвантащях созшнзя. Он различается во социальной основе, идейному в эмоцЕОЕальЕшу настрою. Представители различных идейныг те иеий вкладывают в наго разное содержание и питаются решгг с его ло^оцье различные идейно-политические задачи в дола.

Утопизи папах дней отличается чрезвычайной неоднородностью своих грзвлц, с трудом в огоБоркама поддается строгому слроделеЕЕю. Он легко ыожет включаться в систему социально-гз учи ого знания в прогнозирования, заимствуя их логику аргу-ыангацвв в претеццуя ва эмпирическую проверку своих выкладок а заключений, ила, шцротзв, делать ставку на спонтанный прорыв, внтуаташое озаренао, иррационализм и мистику - быть откровенно апологетическим или социально-критическим, облачаться в тогу фавософзи истории, религии, архитектурного проекта, произведения искусства и г.-д. Все это, подчеркивается в диссертанта, требует сквозного, обобщавшего взгляда па место и роль совромэиного утопизма в структуре обяественного созт-■езя, исследования его на по формальным призткзм, а со его содорланиэ.

Содержательный подход к анализу современного утопического созганая предполагает его рассмотрение в шроком контекс-so духовной жззш поздвекашзталистического общеопа. Но избавляя 07 необходЕмостз в каждом конкретном случае внаелять его стапйику, дзхпцй годход тем не иеюе позволяет вскрыть утопическую прцроду i'ex духовшг образований, которые внезне', по OBOSM дормадшгл признакам, вряд ля могут быть квалифицирована как уголачесЕпе. Б стой связи в работе подробно рассматривается вопрос о соогшзенаа социальной утопав в современной <5урзуа?ю£ ¿ут/рслоган. Последняя, как спациЗяческая отрасль витая, хотя бпсхцо и резко отличается от утопав, в ряде аспектов, так в ез смогла вырваться за pasara утопического мышления«

Далсэ s диссертации показано, что внутренне присущая утопала прозлых эпок способность е тотальному неприятию господ-ствухэзго порццка всдеИ, хакспмадвзм в изображении будущего ¿ленилась с от свел влц социальным реформизмом и конформизмом, едз бегсгсш от дейстБЗтаЕЬЕОста. Прпсуцая большинству утопис-гов презлого вера в без^рзезчанй процесс, в возмогность ко-

репного преобразования социальных структур, торзество идеального общественного строя уступала исйто стрешгешз к различного рода кшпрданссам иежцу мечтой а действительностью, попытка лишь как-то сгладить противоречия наличного социального бцтнл, нэ выходя в создаваемых проектах за его гачествзшшэ Гранада.

Одна из причин указанной метаморфозы в эволюции утопического сознания - становление ¿оцегльной паука, формирование ' карксизиа. Дпалектико-штерЕатаетаческая теория обществзнного развитая нанесла тяжелый удар утопическому сознанию, явилась одним из важнейших факторов его внутренней перестройка и кризиса.

На трансформацию соврала иного утопизка.существенное зда-ягаэ оказали также в идоз, роадепныэ внутра немарксистской социальной теория. Здесь проздо всего исаяо указать на соцзоло-гпческие построения У. Взбора, способствунзиз рззрупеспэ верп буржуазных прогрессистов в безусловную благотворность рационализации социальной казна а .учение 3. Фрейда и его послэдогато-ла& о глубокой и нэпреодолгло:« противоречии иэзду цпвэлизаизеа а человеческий счастьем.

Концепции Ы. Вебера, 3. ФрэЗда а некоторых других ннолз-телей, пбдршагаие веру в изначальную благость человеческой натуры, в значительной степени определила облик современной утопии, изменив ее привычные представления о цела и смысла лизни, стимулирошли развитие антаутопаческого канра. Конкретно теория "иррациональной рациональности" М. Вебера а особенно психоанализ 3. Фрейда, оказала етияяза на развитие ваане&гаа в плане анализа идеологических функций я влияния на кассовое созтнае особенности современного утопизма - понхолоЕигассз утопии, возрастания ее интереса и субъективности, саиореада-зациа а саыочувствовашзз чоловзга.

Вггасга с тал в диссертации подчеркивается, что изыененаа проблематики современного утопизма относительно целей общественного развития, перенос акцента с штериадьгого га духовное нельзя объяснить только виутранау чшда факта рани, вдияниея со-пзал-дарванизш, фрейдизга, экзисгеншонализка и т. д. Здесь необходим прежде всего анализ опыта социальной истории, "низ-наго среза" действительно ста современного бурзуазшго общества.

В условиях относительного реяения проблема катериальной обеспеченности и тлвчля свободного от проазводояельшго тру-

гв

£3 вреизни центральная становятся вопросы о личвдй исторической саыостоягедьаосгг, о возкозшости реализации в развития своего акта'жого вадивадуальт-творчесвого начала, о той человечности, которой нет в обьедтшш-предозтЕОй организации сопешгьеого бнтдя. Речь, собственно, вдет о тек кассовых состояниях "отчзадовзя", ощущепяях "бзацразгностЕ", "одиночества" и т.е., которые вороздаиг потребность в особых идеологических форшх " во опознания* в адаптации Еютьгдов к "чуЕДой" социальной действительности. Тенденция к психологизации сов-рслоеной угодна как раз и вкрахазз собой определенную реакцшэ ез ту фэрху, в.когсг?з£ увазаснао реальные процессы развиваются в капиталистической общества, в на те последствия, которые от s a roa общества вкзнвивг.

С отыечзшши изиенешиазз в мотивах производства в потребления утопических образов связаш следующая важнейвая особенность дозднеаахшталвстачесЕОго утопического созшния - ориентация современного утмшзка сд шссовое потребление и усиле-vzo его лршагаэдистспой направленности.

Тооретпчесхаз построения в области фадссофии' я социологах:, соогветсгзухгщо шеешшз утопического, все чаща оказываются изначально орвентировазашз на шссовое потребление кап в содаальЕО-ссЕголютчзой®!, так и в идеологическом смысле. Оав. превращаемся вое более в "едэойсгею убездапия", а xasso в тшшгу esуиегик. При этом основное вш&аЕие обращается здесь еэ па научность в аргуиеЕТировашюать теории, а ва уиэше воздействовать на ашщш шсс, шнялззшровать их созва-se.

Расеуотрэншзэ в диссертации особенности современного уто-пачеокого созшеад нзносредственно связаны с изменением его сощальиой рода а ^ундаотльной направленности. Если утопизм проглото преобгадагаиа образом вшешш функции критики и социально! реконструкгш, а нередко дане выступал в качестве иде-сдогиа прогрессивен^ социальных двигений, то современный уто-пазл цреЕыуществзгш вшолеязт вллюзорно-кошешаторсЕяе функции,

р чвтвептоГ' гх-щз "Основала направления в развитии утопического сознания совреяенного капитализма" выявляется и анализируются Еапболее расцространешыз типы социального утопизма буржуазного ойцаетш второй половины XI века: сцлаптпстско- технократически! , леворадакагьный, неоконсервативный в социальна-

экологический. ЗштатсаьЕое шею также отводится рассаотроппз негативной утопии п антиутопии.

Предметом специального анализа в работе явился вопрос о характере взаимосвязи утопического а иафо-рагигиозюго сознания в условиях современности. В этой связи отмечается, что в современном буржуазном обществе одновременно действуют два взаииообуо-ловлввашшэ едва другую тенденции. Первая из них заключается в интенсивном процессе секуляризации раяегиозной жизни, вторая -в сакрализации некоторых "светских" учреждений п "светской" (философской, политической и т. п.) идеологии. Результат пересечения этих тенденций - "ренессанс" нетрадиционной или, как ее часто называют, неннстигуциовальдай религиозности, т. е. активный шзоцесс образования совокупности своеобразных форм "светской" религии, особых духовных суррогатов, которые всо более берут на себя осуществление социальные фуидций, ранее припадлепппх традиционному христианству. Одним из существзнных факторов а элементов указанного процесса и явилось утопическое сознание, стагаее во и ногте, отношениях функпзоцзльнш адегаатоа ролиупи. При этом связь утопического и религиозного сознания в услоиизс современности реализуется в строкой идеологическом контексте, так иди "иначе затрагивает все основано типп утоапаа соврсмеп-аого буржуазного общества.

В настоящее время утопия» стал существенна коанонентоа в системе духовного производства капиталистического общества. Он проявляет большую приспособляемся», оказался способный постоянно' воспроизводится и в определенном смысла даже усилии свою функциональную значимость. Несмотря ш обилие фора своего проявления, в цалса современный утопизм преобладал!» образе! играет отрицательную социальную роль. В руках господствувщего класса он является одним из средств иавяпуаашш кассовш сознанием, выступает как попытка стабилизации капиталистического строя.

В пятой гдапа "Характер проявления утопического созетизя в социалистической обществе" рассматривается утсизза как явление теории и практика социалистического строительства в шсзЗ стране, исследуются основные причины возникновения а развития элементов утопизма в социалистическом общественном сознавал.

В социалистическом обществе нереалистический подход и осуществлении социалистического и коныунистичесгого идеалов

озал свое вцраяение в формировании своего рода бюрократической утсшш тотального управления обществом на основа Еестко-го, в высшга огенэни централизованного, плана, проекта. Суть »иной утопка вытекает ез представления о хозмсияосги пссреса-отеоу адшшЕсгратавпо-коиаЕДпого стиля руководства достичь априорной "конезной дала", заранее сконструированного идеала общественного устройства. В философском отнеиеши попытка последовательно осуцествать всеохватывающую централизацию, подавить са всех уровнях каханазма общественной саморегуляции в полностью содчншть историческое разветие нзеткоку предписанию, в котором была <5н детально рогдакенгаротт казнь общества и человека, означает прявзргенцссгъ к концепция механистического дегершнвэма, вгнорарованке основных принципов и законов мате -реалистической диалектика. Такая попытка предполагает не только всевластие, но е абсолютную прозорливость, выходякую за пределы воякой критдки.

Утопезм в соцЕалгстичэсксы обществе является следствием БЗЕомлатантЕого злепательства в естественно-исторический. процесс, вытекает вэ попетая глобальных трансформаций общества, ооноЕашшх на поверхностном знании катодов научного анализа, а такпо на психологии в идеологии "забегания вперед", базнру-

с-хся ш. СТреШЖЭЕ изхзз, ВЭСЕЛЪСПЗОПНО воб^годот!злъствоштьи

Е "остастдвЕ!^* человечества. Ез практике максимализм утопического подхода к социальной реальности обернулся принижением е цодэвлзепг.'.", чсловзчесЕой вщквздуальноста, излишней регла-ыэзтацаей поведения, развитием элементов психологии казарменного комыуЕгзка. Отдельный еццпеид, ввиду того, что реаггиза-дзя цела (ццеала) рассматривалась как ключ к разрешению всех человеческих проблем, стал оцэезезться ка- не имеющее самостоятельного значения средство, зшетрушнт реализации цалн. В окономаке этому способствовала тенденция к уравнительности оплати Еа труд. В полипшй - представление о человеке как о ыа-лозшчдмом "випткко" обозхачэшгаго общественного механизма.

Нопооредствсаш после Октября а в период гражданской войну, получая Езвэстпое распространение революционный утопический романтизм, в основе которого леаала вера в скорую победу шровой ревегазгид и быстрый скачок в светлое коммунистическое будуцеа всего человечества. С конца 20-х - начала 30-х годов нереалистический подход к преооразованию общества приобретает

в значительной мэре ияув направленность. В это? пэраод rntíSD-дается переход по ряду позиций от ревашцаонпого утопического романтизма к авторитарному ми£Еу, к формировании некого адейно-психологичесвого к сад плакса, который в самом ойзем вида иожно определить как иифэугодическое созшше. Суть последнего вытекает из попыток соединить на быстрейшую реализацию идеала счастливой а радостной жизни с выдающейся личностью ("от-прм всех народов"), наделить эту личность чертами мифологического героя. В упрощенной персонифицированной форма представления о будущем счастье, идеи - обеганая выглядят болоз доступ-вша а легко осуществитага.

йоклгчательно важную роль в доутопазапда (дсяг^одогазадза) нашего общественного созпанпя, особенно массового, сыграл 32 съезд КПСС. Однако теоретика а практика, которые непосредственно была причастии я формированию стратегии а тактика дальнзйяв-го строительства социализма, явились в болшапствв своей сторонниками прежнего адаинистративнй-кошндЕОГо стиля руководства а поэтому не смогли (ила нэ захотела) действовать в соотватствал о обьектавно-назреватаа потребностям обаествопного развитая. В результате многие формулировка принятой, на Х2Ш съезде КПСС третьей Программы партии представляла собой продукт идеологии "забегания вперед", несли в себе значительный элемент утопической методолога? в подходе к проблемам общественного переустройства. Правда, данные теоретические формулировки уже далеко не в полной мере ж нэ везде превращались в практическое умонастроение масс. Они, скорее, представляла собой своего рода "программный утопизц", который на уровне массового сознания воспринимался, как правило, скептически а без особого энтузиазма.

В застойный период жазна нашего обдества элементы утопизма как на уровне обыденного, так и теоретического сознания постепенно теряют свою силу а влияние, И это вполне естественно» Зцопиопадышй заряд, волевое начало утопии, таепзиэ тенденций воплощаться в действительность, была в пришило яесовмэстшга с господством брежаетаиал.

Применительно к этому этапу в хизза тпгаго обзеетт можно говорлть лишь о засадни офзцаальной мифология. Но мифологии нэ а смысла живого, коллективного творчества (подлинного мифа), а мифологии в сагасде пропагандистского шблона и стереотипа, сако-обаана а обмана, ср еде твои ыанапуляшш мзссоеьм со—

зтниеи. Призерами никого рода идеологических образований могут служить шфя о построении развитого социалистического общества, о достижениях в становлении социальной однородности, воспитании нового человека и т.

Практика показала, что преждевременные попытки взорвать, разрушить сузествуакий порядок веде2 и, исходя из априорного идеала, навязать обществу новые формы бытия, оборачиваются в конечном счете трудно восполни ыаи потерями, деморализацией и дискредитаций искренних устремлений. Причем чем сильнее утопическая эйфория* стремление к скорейшему осуществлению идеала, тем вероятнее и тяаелее расплата - наступление полосы крушения идеалов, разочарованно и апатия. В этом неизбежная судьба всех попыток реализации утопических идей, особенно крупномасштабных. Крах каксшшшстскт: лозунгов породил у определенной части советских ладей "синдром смкслоутраты", неверие в смысл любого социально-значимого начинания, социальную пассивность и инертность. Он породил такие волучивиую распространение в после;дае десятилетия философию бегства от действительности, поиск самореализации в стороне от общественных дел и задач преобразования общества. Отсэда, в значительной"степени, и психология потребительства, вещизм, увлечение различными восточными культа-па и т. д. Одш.ошшзия.замэняется другой - утопией личностного са^оезуцсетзлегш: н бегства от действительности. — В хода той большой и созидательной работы, которая осуществляется сейчас в связи с перестройкой всех сфер жизнедеятельности нашего общества, необходимо учитывать и исторические уроки утопии. Перестройка уже ешеели не только тех, кто не желает пореуэа, но и тев:, кто является носителем авангардистских на строений, ьшслит по схеыа - "результаты-немедленно", кто стремится разрешать все проблемы сразу, одним махом, выдвигает цели и вадачз, не считаясь с реальными возможностями. Важно, поэтому, строго следовать марксвотско-лэишской методологии обязательного единства- объективного и субъективного, теории и практика, избегать прожектерства, отказаться от попыток необоснованны! глобальная язансфораицай (как в отношении социальной, так я дрирсдной средн), учиться мыслить и поступать строго реалистически.

Сказанное, разумеется, на сличает, что во всех случаях необходима иди возможна элиминация алшзнтоь утопизма аз социа-

ластического общественного сознания. Действительная проблема состоит но в тоа, чтобы полностью искличать утопическое вообрако-ние аз процесса осмысления путей а моделей общественного переустройства (разбуженное перестройкой общественное сознание вряд ДЛ Бозмоано и полезно ограничить яееткидп рамками абсолютного реализма и дрогаатазка), а в теп, чтобы всемерно развивать к нему рефлективное отношение, недопускать превращения угопичосквх пдей в генеральную линию партии, в программную установку социалистического з коммунистического строительства. Политическое руководство, стр^ш, lüSEaea своей целью рациональное управление обществом, должно владеть такой системой нетления, которая доказательно, саг за cares убеядаща бы трудядксся в яеобгодтосга как осуществляемого , так и прогнозируемого. Оно кз пра каких обстоятельствах не должно исходить из утошш, выяатть зедаеггоо га воз-ücseoo. Ибо реальное общество мокет быть лцщь з той иере социалистически, в какой оно воплотило в своз аазкь паучшй пдеал, т.е. теории научного коммунизма.

В конце шагдой главы диссертации фориуязрувтея. вывода',а в заюшчеша подводятся общие итога проделанной работы, ■ ЕзиечЗЕТ-ся перспективы дальнейших нсследоганий.

Основное содерзанзе диссертация отранено в следующих работах:

1. Утопическое созвашш: сущность, сопдально-полатические йунк-шш. - Цшик, В89. ЦД6 п. л.

2. Социальная утопая и ее роль в зпзна общества. Бпбдиографз-ческий указатель ЙЕИОН АЯ СССР, йлссофекзэ вауст. 1933.

& 12. Дел. I333I. 9 п. л.

3. Социальные функцги соврезенного коксерватапюго утопзега //

Философия и ваука. -1., 1375. 0,3 а. л.

4. Научно-технический прогресс и противоречия утопического сознания современного буржуазного общества // Диалектика вга-злодействпя природы а ойдества. Актуальные вопросы теория

а практика. - I., 375. 0,2 п. л.

5. О некоторых тенденциях в развагиз современного бурзуазпого утопизиа // Веста« ЛГУ. Сер. эковогака, йлосооия, право. 1276. Был. I, в 5. 0,5 я. л;

6. Критика утопических представления в современной бурзуазвэй идеологии о тучно-техначесксм прогрессе <,соавтор - с. с. Сизов) // Взста. ЛГУ. Сер. Эеоеоуекз, фзлософзя, право.

3978. Вып. I. 5. 0,5 п. л.

7. Пройдена взаЕзосвязв утопического в религиозного сознания

в условия! современности. Библиографический указатель ИБИО0 АН СССР. Шооофств тука. 1379, £ 2. Дед. 2397. I п. л.

8. Роль утопического сознания в общественном развитии. Библиографический указатель ШИШ АН СССР, Философские туки. 2979. £ 12. Дед. 381В. I п. л.

9. Утопия как споцп^аческая форма освоения реальности // Связь тука с практикой - гякннй фактор повшенвя эффективности общественного цроаэводсгва. Чаоть П. Тезисы научно—^практической конференции. - Гродно, ГрГУ, 1932. 0,25 п. л.

Ш. Религиозный аспект угсппческого созшния современного буржуазного общества // Актуальные проблемы научного атеизма в истории религии. - Гродно, ГрГУ. 1385. 0,7 п. л.

П. Критика содаального утопизма в некоторых буржуазных концепциях общаствэнЕОго развития (соавтор - В. Д.. Тимофеев) // Критика совроценннх буржуазных политологических в культуро-- логических еонцшцей общественного развития. Меа:вузовск::й " ой. Вып. 6. -1., 1986. 0,9 п. Д.

12. Современное угошзчесЕЯ-шфшогическое сознаше в нетрадиционная религиозность // Улуяонаа. атеистического воспитания колодези учсби-л заведений. Теэисв научно-кетодической конференции. -Хродпо, ГрГУ, 1237. 0,25 л. я.

13. Социальная утопгя в современная идеологическая борьба // Диалектика социальных процессов: ХХУД съезд КПСС о борьбе современных ада£. - Шшсп, 1358. 1,3 п. л;

14. Утопия как сзецдфзчоская Еятерпретацня социальной организации обаестаа У/ Самоорганизация в природе п обществе. Тезисы межреспубликанской научной конференщи«. - Л., Наука, 3938 . 0,2 п. ¿1.

15. Перестройка и преодоление элементов утодвзиа в теории в практике социалистического строительства // Тезисы республиканской мапЕузоьокой научной конференции. - Гродно, ГрГУ, 1988. 0,2 п. л.

16. Социальная диалектика и утопическое сознание // Философия и езучный воммушам. Мезввдшственннй сборник, Вып. 16. -Нинок, 3589. 0,5 д. л.

Г?. Утопиза как феномен теории в практики социалистического строительств Ц Диалектика,паростройка,человек. Тезисы Всесовз-еой Еаучш-практической конференции. - Манси, 2909 . 0,2 п. д.

26.06.89. .