автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
В.Астафьев, В. Распутин: художественное осмысление нравственно-философских проблем современности

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Кузина, Анна Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'В.Астафьев, В. Распутин: художественное осмысление нравственно-философских проблем современности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "В.Астафьев, В. Распутин: художественное осмысление нравственно-философских проблем современности"

МОСКОВСКИ/; ОРДЕНА. ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ р р |^ПЕСКй Л УНИВЕРСИТЕТ

1 О И ЮН Ш&циализированный совет Д 113.11.02 На правах рукописи

Кузина Анна Николаевна

В.Астафьев, В.Распутин: художественное осмысление нравственно-философских проблем современности

Специальность 10.01.02 - литературы народов

Российской Федерации

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1994 г.

Работа выполнена на кафедре русской литературы XX века МПУ

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор

Еуравлева A.A.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук, профессор

Минакова A.M.,

кандидат филологических наук, доцент Власенко Н.С.

Ведущая организация - Московский педагогический государст-

венный университет.

Защита состоится 23 июня 1994 года в 15 часов на заседании специализированного совета Д 113.II.02 по литературоведению в Московском педагогическом университете по адресу: 107005, ¡Москва, ул.а.Энгельса, д.21-а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПУ по адресу: 107846, Москва, ул.Радио, д.Ю-а.

Автореферат разослан J / ^i^c&i^ J994 года.

Ученый секретарь специализированного совета

Телегин С.М.

Обращение современной русской литературы к нравственным проблемам, духовным исканиям человечества XX века вызвано стремлением подвести итоги накануне конца века, преодолеть ясно осознаваемый конфликт между гуманистическим и технократическим сознанием. Эпоха НТП ввела в жизнь человека огромное количество технических изобретений, открыла путь в космос, личность же человека оказалась отодвинутой на второй план. XX век стал веком катастроф, главная из которых происходила в душе человека -духовный, нравственный кризис.

Русские писатели традиционно находили истоки-нравственности в жизни русского крестьянства.

В 70-80-е годы развал русской деревни стал очевиден. Крестьянство было поставлено над пропастью исчезновения. Тема современной русской деревни вошла в литературу в 60- годы в очерках В.Овечкина, З.Дороша, Г.Троепольского. В начале 70-х годов появилась плеяда "деревенщиков": «.Абрамов, В.Личутин, В.Шукшин, З.Белов, В.Астафьев, В.Распутин, Ч.Айтматов, С.Залыгин. Писатели стремились запечатлеть уходящую деревню, ее кизнечные принципы и нравственные основы, видя в этом своеобразный урок времени: народ без истории, без традиций - население.

Очень скоро стало ясно: "деревенщики" - слишком узкоэ определение. ¡к проза была пронизана нравствонно-филосо.Хскпм;: п:;;-'л-ниями. "Деревенская" проза поставила проблему русского человека в XX веке; проблему бездуховности созремек: ого человека, решаемую ими в общечеловеческом плане. Писатели поднял;: личность человека как величайшую ценность.

Нравственный мир личности, рассматриваемый ¿".к, включает себя понятия об Истине, ДоЗре, Красоте. Человек, облада^ди,. н^-вственными качествами, ры&эвздае? над вопросами о бытии природы и космоса. Проблема созидания, творчества как процесс самопознания, "творения" жизни и добра возникает непременно, <зел;: речь идет о нравственной личности. Все эти категории рассматривается писателями, решающи: в своем творчестве нраьстзеано-'даосо'Т-ские проблем.

Представляет больной интерес исследование индивиду алы-гых творческих манер конкретных художников, работающих в этом направлении с целью витления типологических особенностей, приеу-

щих и литературному процессу в целом, и творческим индивидуальностям.

Наиболее интересные представители нравственно-философской прозы - В.Астафьев и В.Распутин.

Предмет реферируемого исследования - этико-философские проблемы. современности в прозе В.Астафьева и В.Распутина.

Научная новизна исследования заключена в новых подходах к осмыслению нравственно-философских проблем современности в творчестве В.Астафьева и В.Распутина.

Достоверность исследования обеспечена тем, что выводы, к которым пришел диссертант, получены в результате непосредственной аналитической работы над художественными текстами З.Астафьева и В.Распутина, широкого охвата критической литературы, а такие изучения фундаментальных теоретических трудов, касающихся затронутых в диссертации проблем.

В основе метода исследования лежит комплексный подход к творчеству данных писателей, сочетающий сопоставительный и типологический анализ. Методологической основой анализа послужили труды М.М.Бахтина, В.В.Виноградова, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева. Характеризуя современный литературный процесс, диссертант учитывал работы Л.Гинзбург, Г.Белой, М.Липовецкого, В.Кохина, В.Перцов-ского.

•В реферируемой диссертации ставится цель - исследовать своеобразие трактовки нравственно-философских проблем современности в творчестве В.Астафьева и В.Распугина в историко-литературном контексте 70-80-х годов, для достижения которой необходимо решить следующие задачи:

1) изучить своеобразие нравственно- философской проблематики в творчестве В.Астафьева и В.Распутина;

2) определить традицию, в рамках которой осмысляются писателями нравственно-философские проблемы современности;

3) выявить специфику средств художественной выразительности в творчестве В.Астафьева и В.Распутина.

Научно-практическая ценность работы заключается в том, что наблюдения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в лекциях и практических занятиях по русской литера-

ре XX века, в спецсеминарах по проблемам современной прозы и утих формах работы в вузе.

Апробирование работы; диссертация обсуждалась на аспирантс-м семинаре, заседаниях кафедры русской литературы XX века в У, на научно-практических конференциях МПУ, БГПИ, Российском зшерситете Дружбы народов.

Структура диссертации определена целью и задачами исследо-;ния. Она включает в себя введение, 2 главы, заключение и биб-юграфию. ■

Основная часть диссертации изложена на^" страницах машино-юного текста. Библиография включает 234 названия.

Содержание работы.

Во введении обосновывается тема диссертации, ее новизна, >актическая ценность, определяются цель и задачи, содержится ¡зор критической литературы, характеризуются нравственно-фило->фские проблемы современной прозы.

Первая глава - "Нравственный мир человека в прозе В.Астафье-I" - исследует комплекс проблем, позволяющих раскрыть нравствен-ге особенности личности.

В главе содержится анализ раннего творчества писателя, мане-I его письма, выделяются основные темы прозы Астафьева, отме-штся пришвинская традиция в исследовании им проблемы человек природа.

Проблема войны и любви раскрывается при анализе повести [астух и пастушка".

Автор ненавидит войну и рисует ее по-толстовски "в крови, заданиях, смерти".

Тема войны в повести - это тема Стихии', Хаоса, бесчеловечно-I, ломающего пасторальную гармонию Низни.

Для писателя война - всегда противоестественное состояние, [а изображается как реальное и символическое событие, сконцен-щровавшее ужас и противоестественность войны. Мир - это не шько состояние боз войны, но и гармония человеческих отношений. I попрание мира, за превращение человека в звереподобное суще-'во человечество ждет кара. Символ этого наказания - горящий

немецкий солдат. Ужас войны испепеляет душу Костяева. И.только любовь женщины возрождает душу Бориса к жизни. Образ Люси становится символом возрождения, жизни, символом Любви. Любовь -естественный принцип взаимоотношения людей. Она побуждает человека к Добру. Но война -это ад, это ненависть. Жить в мире ненависти человеку с любящей душой невозможно. Смерть Бориса -результат разрушения его души.

Каир произведения - пастораль, где любовь - центр мироздания, смысл и принцип существования человека и мироздания.

В главе исследуется проблема человек и природа ("Царь-рыба"). Повествование"в рассказах "Царь-рыба" пронизано идеей гармонической слитности человека, природы и вселенной. Проблема человека и природы осмысляется художником как "человек и мироздание", Условность повествования переводит произведение в общечеловече-кий план.

Сюжетообразующий принцип: движение мысли автора от личных наблюдений к философским обобщениям перекликается с произведениями Пришвина "Русские ночи", "Кащеева цепь".

В природе писатель выделяет самостоятельно существующие Лес (тайга), Реку, Белые горы. Тайга - это "мама", перед которой все мы - "ребятишки". Белые горы - символ идеала, духовных устремлений, Река - символ Вечности.

Природа приобщает человека к таинству жизни, к ее смыслу, к жизни Космоса (глава "Капля"). По отношению к природе герои Астафьева делятся на "хозяев" (Аким, Парамон Парамонович, Бригадир, Коля), "браконьеров" (Дамка, Комавдор, Игнатьич, Грохотало) , "туристов" (Гога Герцев).

В главах "Дамка", Рыбак Грохотало", "У золотой карги", "Царь-рыба" писателем рас1фывается сущность браконьерства как философии жизни, основанной на стремлении "урвать" от природы как можно больше, философии бездуховности.

Астафьев проблему человека решает в духе идей русской религиозной философии: человеческое в человеке заключено в его душе. Лишенный духовности - аморален, способен на все. Подчеркивая звериную натуру одного из браконьеров, писатель лишает его человеческого лица.

Истребление природы, породившей человека - результат безду-

овности.

Символическая картина поединка человека и царь-рыбы пред-тавляет взгляд автора: человек и природа связаны воедино. Ги-ель царь-рыбы влечет за собой гибель и ловца ее. Царь-рыба сим-олизирует жизненную мощь природы, бесконечное существование ее , одновременно, темные силы в душе человека.

В главе сравнивается изображение поселка Чуш с таким же не-риглядным, лишенным гармонии поселком Сосновка из повести .Распутина "Пожар".

Главам о браконьерах, противопоставлена глава "Уха на Бога-зде". В ней представлена, жизнь артели рыбаков, принципом ее су-[ествования был принцип обцинности: трудились, жили сообща, со-'бща растили детей, заботились друг о друге. Общинная жизнь учи-:а добру. По Астафьеву, община воплощает гармонию человеческих сношений, идиллическое мироустройство.

Писатель подчеркивает, что отказ от общинных принципов при-юдит к разрушению- человеческих отношений: с,распадом артели [ришел в ветхое состояние поселок, распалась семья Акима, погиб-са его мать.

Если идеал человеческих взаимоотношений для писателя - общи-га, то идеал отношений человека и природы изображен писателем в ¡цене ловли сига. Рассказчик пытается поймать крупную рыбу, но >на оказывалась, "хитрее и сильнее". Но вот рыбаку повезло: вы-ювил он "темноспинного красавца". В восторге рассказчик закри-гал хвастливо, что "...я хороший парень, а сиг - хороший людя! ...попался,...подарил мне такую радость!"1 Равная борьба и ра-цость от победы. Но и только радость: насладившись победой,рас-:казчик отпускает рыбу.

Такой же честный поединок человека и медведя рисует Астафьев з главе "Поминки".

Модель человеческого общества, модель мира создает писатель з главах "Бойе", "Сон о белых горах".

Тема детства, семьи включена писателем в проблему человек и цзирода. Семейная тема осмысливается им как часть национальной

[. В.Астафьев. Царь-рыба. М., 1980, с.269.

духовной традиции, ее основа. Рассказ о собаке-кормильце большой семьи составляет параллель с рассказом о Кольке, заменившим в четырнадцать лет отца (глава "Бойе").

В главе "Бойе" семейные эпизоды служат событийной завязкой сюжета - желанием повидать родственников мотивированы поездки автора-повествователя на родину. Семья его непроста, и в характере взаимоотношений с ней повествователя обнаруживается его нравственная позиция. Вынужденный еще подростком уйти из семьи, герой сохранил в себе родственные чувства, любовь к отцу, братьям и сестрам. Нерасторжимость связи героя с родом становится символом бесконечности жизни.

Ассоциативность авторской мысли вводит в главу рассказ о зимовке Коли и его напарников в тундре. Связь между людьми здесь проверяется общинным трудом и связанной с ним душевной общностью.

Столь же сложно складываются и отношения человека с природой Природа у Астафьева мудра, справедлива, но в ней заключена и грозная сипа, таящая опасность для человека. Астафьев подчеркивает суровость природы, она имеет сюжетное значение. Герои находятся по отношению к природе не в состоянии созерцания, как это свойственно героям В.Распутина, а активно взаимодействуют с ней. Все они испытываются суровостью природы, и решение конфликта в любой ситуации обусловлено уровнем нравственности героя.

Человек не может существовать вне природы, так же, как и природа нуждается в человеке.

Центр гармонично устроенного мироздания - человек, способный противостоять силам разрушения, зла. Человек - это та сила, что несет устойчивость во вселенной, и человек - хозяин упорядочивает свои отношения с природой.

Хозяином и хранителем природы Астафьев считает крестьянина, он - "якорь жизни", "тайга...без человека совсем сирота".2

Вместе с тем северная природа требует от человека-хозяина огромного мужества. Чем суровее природа, тем более духовно-цельный, стойкий характер формируется у человека.

2. В.Астафьев. "Царь-рыба". М.,1980, с.171.

3 основе модели мира В.Астафьева - гармония в природе и внутреннем мире человека.

Один из любимых героев писателя, 'Аким,стремится остаться один на один с тайгой. Именно в тайге, "среди белых гор", кажется ему, обретет он душевное успокоение, "житейскую пристань".

Белые горы - символ чистоты, духовных исканий героя - сулят с-му исполнение сашх заветных желаний.

В главе "Сон о Лаж горах" Астафьев сталкивает две философские системы - общинную Акима и нигилистическую Гоги Гердева.

Гога живет для себя, он хочет быть свободным от всего и всех - от государства, семья, людей. О высшем смысле жизни он не задумывается. Но быть свободным можно лишь познав Истину. Человек свободен тогда, когда ок постиг необходимость.

Гегель мерой свободы считал познанную предвиденную необходимость. Познать Истину (необходимость) Герцеву мешает гордыня.Его самоуверенность, пренебрежение законами тайги оказались смертельными.

Нигилизм Гердева привел к отрыву от "истинной" жизни, превратил его жизнь в игру.

Аким воплощает качества народного характера, сформировавшегося под влиянием общинного образа жизни, суровой природы. Он знает законы жизни в тайге, подчиняется им. В нем всегда жила готовность помочь человеку.

Общинная философия Акима возродила к жизни Элю, едва не погибшую в тайге, куда легкомысленно привел ее Герцев. Под влиянием Акима постигает она истинные ценности, приходит к пишз.ашш собственной сущности. Герои живут по естественным природным законам, и это помогает игл выжить в зимней тайге.

Они познают свое единство с миром природы, сшел своего существования - продолжать жизнь, работать, созидать, стремиться к идеалу, символом которого стали для них Белые горы.

Через сознание своей необходимости другому человеку, через любовь Аким приходит к необходимости самосовершенствования. рн оказался способен на высокое самоотверженное чувство.

Вечные вопросы волнуют героя: что значит смерть и бессмертие для человека. Проблегду смерти автор решает вместе с проблемой бессмертия. Вместе с верой в бессмертие потеряли себя лвди. Пы-

таясь отсрочить смерть, идут они на преступление. Низнь суетная, бессмысленная уподобляется художником "людской тайге", где легко затеряться и погибнуть. -

Сущность бытия, считает художник, заключена в слитности человека и вселенной, в вечном творении жизни, предназначение человека - творить добро, продолжать жизнь на земле. Ненщина воплощает собой "жажду жизни", мужчина - ее заступник и опора, и оба они тянут груз жизни.

Свои философские раздумья художник проверяет "Книгой Еккле^-зиаста", пафос которого - в поиске основ существования человека.

"Астафьев утверждает бессмертие человеческой души, драматизм земного бытия. 1

Художественное моделирование системы мироздания, литературные реминисценции с "Книгой Екклезиаста", с произведениями Приш--вша, Хэмингуэя, со сказкой "Конек-горбунок" Ершова, использование образов-символов: капля, тишина,"цветок, горы, река придают книге философское звучание. Соединение нескольких пластов повествования - публицистического, сшетно-событийного, притчевого способствует "укрупнению изображения".

В произведениях 80-х годов - повести "Печальный детектив", рассказе "Людочка" все большее внимание уделяется проблеме добра и зла. Писатель исследует причины, порождающие зло, формы борьбы с ним.

Среди причин, способствующих злу, герой "Печального детектива" милиционер Леонид Сошнин называет "согласие на страдание", жалость к преступника!,1, покорность, равнодушие. Два пути борьбы со злом видит Сошнин: путь силы и путь самосовершенствования, единения и помощи людям - путь добра.

Путь силы символизирует одноколейная железная дорога, заканчивающаяся тупиком.

Путь добра ведет героя к поискам Высших истин, к нравственному самосовершенствованию. На пути к высшей правде - созиданию - Семья, где и происходит соединение людей, где они помогают совершенствоваться друг другу, и Земля, которая сохраняет людям способность жить дальше, помнить о добре, о тех, кто жил до них.

Символ воединения Леонида с людьми - сон, в котором Сошнин преодолевает реку, уносящую его дочь. В мифологии мотив вступле-

ния в реку, переправа через нее означает обретение ново:: жизни.

В рассказе "Лвдочка" писатель всеобъемлющей силе зла противопоставляет силу еще большую - злую стихию, способную сокрушить все вокруг. Зто возможно в том случае, если в мире царят законы зла, законы добра - попраны.

Но сила, противостоящая злу, не может быть добром, добро -это созидающая, творческая сила. Как же страшно то общестзо, в котором нет места силам добра. Судьба человека в таком обществе трагична.

Героиня рассказа, девушка Людочка, чувствует себя никому, даже матери, ненужной. Она не видит смысла своей жизни. Даже веры в Бога - последней своей надежды - оказалась она недостойна. Затравленная людьми, одиночеством, бессмысленностью своего существования, она уходит из жизни.

Гармонию жизни, человеческих отношений запечатлела повесть "Последний поклон".

Гармонически устроенный мир - это деревня детства автора -Овсянка. Характер Вити Потылицына формируется нравственными законами села: взаимовыручкой, честностью, трудолюбием, красотой.

Мачьчик Витя - сирота, но он не чувствует своего сиротства -у него есть семья, где его любят, где желают только добра. Ребенок чувствует свою защищенность. Чувство заботы друг о друге, почитание родственников - главное з крестьянской семье.

Среди тех впечатлений детства, которые остались в душе ж явились определяющими з формировании характера, в духовной жизни, один из самых ярких - день рождения бабушки. Это был день, когда все родственники отдавали дань уважения главе рода (глава "Бабушкин праздник"). И, конечно, завели песню. Песня - величавая, сильная - объединяет эту большую семью, обнаруживая в душах людей тот общий лад (трудолюбивый, песенный), что достался им от бабушки и который перейдет в душу Вити.

Лучшие народные качества воплотил образ бабушки Катерины Петровны: радостное принятие жизни, верность традициям, жизнь по принципу справедливости, почитания родных, семьи. Зизнь ее одухотворена близостью к природе, к вечному празднику обновления жизни, верой в Высшую справедливость - в Бога.

"Трудолюбивая, песенная" - эти слова становятся характерно-

тикой жизни деревни. Художник рисует земледельчески-трудовую идиллию, во многом идеальный, гармоничны:! мир, где существование человека трудом соединено с природным круговоротом, где сходятся за разными занятиями поколения (бабушка, дедушка, внук), возвышенный смысл обретают обыденные трудовые процессы (рубка капусты в главе "Осенние грусти и радости"), еда (о нравственном уроке бабушки внуку напоминает повествователю чудесный пряник в главе "Конь с розовой гривой").

Человеческие связи - общественные, семейные - разрушились вместе с уничтожением крестьянского уклада жизни. И писатель точно указывает причину - коллективизация.

Мир современной Овсянки утратил гармонию. Символичен образ кладбища, появившегося на месте поляны (заключительные"главы "Последнего поклона"- "Вечерние раздумья", "Забубённая головушка") .

Характеризуя современную жизнь села, писатель использует мотив игры, театра, обозначая этим понятие..! неестественные, абсурдные явления.

Образ жизни современных жителей Овсянки порожден тюремной ' моралью: жить одним днем. Их существование лишено смысла (судьба отца), наполнено страшными и дикими эпизодами.

Причины бездуховности писатель видит в отрыве от земледелия, разделяя взгляды почвенников: Ф.Достоевского, Н.Страхова, А.Григорьева.

Разрушение Веры, Дома, общины, земледелия губительно. Пророчески звучат слова бабушки: "Как жить-то без Бога будете?" "Спагубите ведь землю, изведете все живое..."3.

Конец крестьянской жизни изображается символически: по весенней реке вниз по течению несется льдина с остатками разобранного крестьянского дома, с хозяином. Впереди - затор, гибель. Такое же значение несет образ крестьянского дома, разобранного на плот, на котором были высланы из деревни "кулаки", в повести А.Платонова "Котлован".

Таким образом, тема гибели крестьянского мира, появившаяся

3. Астайьов В. "Вечерние раздумья". Заключительная глава повести "Последний поклон"//Нозыа мир, 1992, .'3 3. С.13.

у Платонова, подхваченная нравственно-философской прозой, нашла свое своеобразное завершение в творчестве Астафьева.

Мир крестьянской идиллии разрушен. Воцарился абсурд. Людьми руководит чувство страха.

Миру абсурда противостоит детство. Это детство вечно живет в душе художника. Сохранение души человека - путь к обретению гармонии. Сохранить душу способна Вера в Бога, Высший идеал, а также "музыка и цветы" - Красота и Творчество.

Продолжая традицию Ф.Достоевского, Астафьев считает, что прекрасное способно пробудить в людях стремление к идеалу, к духовному, возродить душу.

Вера в чудо дает человеку надежду.

Начиная с обращения к детству, с воскрешения своей памяти о целостном бытии, Астафьев пришел к осознанию глобальных вопросов жизни. Панорама русской жизни XX века ("Последний поклон") переросла б осознавание России, в понимании ее "первоначального замысла", сущности русского характера.

В главе второй - "Человек и его нравственные искания в прозе В.Распутина" - характеризуются поиски героями путей добра, смысла своей жизни, путей спасения современного мира от бездуховности, нравственного кризиса.

Распутин исследует проблемы смерти и бессмертия, Красоты, Счастья, Памяти, личности и прогресса, смысла человеческой жизни, человека и мироздания.

3 постижении Распутиным внутреннего мира человека ощутимы уроки Ф.Достоевского.

Писатель продолжает традиции Толстого, Тургенева, Тютчева, Платонова, Пришвина. ,

На всех уровнях художественной системы писателя отразилось воздействие философии космистов.'Ему присущи черты символизма. В творчестве Распутина ощутима "ольклорная основа. Его отношение к народному творчеству определяется стремлением художника раскрыть нравственный потенциал народа.

В повести "Деньги для Марии" писатель размышляет над устойчивостью нравственных принцш^в человека деревни под напором изменившихся обстоятельств.

В повести проверяется идея ¡¡¿¡¿¿ходимости духовной солидар-

ности в человеческих взаимоотношениях. Система материально-общинных ценностей представлена в повести как точка отсчета, идеализированное, должное сосушествование людей.

Главный герой повести - не Мария, а ее муж Кузьма. Сн наделен чертами цельного народного характера и мировоззрения, глубоким умом, чутким сердцем, уверенностью в себе.

Это герой - "спаситель", типологически восходящий к героям-"странникам" Платонова, имеющим статус "спасителя".

Сюжет повести напоминает сюжет русской народной сказки: неожиданная беда, ряд испытаний героя. Сюжет "хождения за правдой" Распутин использовал по-новому, обосновывая идею духовной солидарности в человеческих взаимоотношениях.

Финал повести остается открытым: мы не знаем, даст .ли брат Кузьмы, давно порвавший с деревней, денег для спасения Марии, или же ее ждет "страдание". Но прозрение Кузьмы: "знает" предсказывает драматический ответ. Символика повести также создает трагическое предчувствие.

Разрушена взаимовыручка людей, это приводит к разрушению семьи. Распутин выстраивает цепочку образов-символов: Невеста (символ чистоты, детскости души) - Мать (душа семьи, гармонического устройства в мире) - Семья (гармония в государстве, в мире). Разрушение семьи - это разрушение гармонии в мире.

Людей все больше интересует материальное. Оно вытесняет чувство сострадания, бескорыстия, доброты, любви. И тогда человеческой душе уготован крестный путь. И пройти его суждено (первой) Марии.

Хранителями нравственных основ, традиций рода у Распутина выступают старухи, такие как Анна из "Последнего срока", Дарья из "Прощания с Матерой".

В повести "Последний срок" исследуется проблема смерти человека и смысла его жизни. Тема смерти разрабатывается писателем в соответствии с народными нравственными представлениями: ожидание смерти, подготовка к ней, загробная жизнь души.

Писатель рассматривает двоякое отношение к смерти - страх смерти, свойственной современному безрелигиозноцу сознанию и спокойное ожидание ее как следствие традиционного, религиозного мышления. Страх смерти - закономерный итог человечества, пребы-

вающего в атмосфере безрелигиознооти. "Смерть представлялась русскому крестьянину естественной, как и рождение, но торжественным и грозным (а для многих верующих и радостным) событием, избавляющим от телесных страданий..

Старуха Анна - нравственный идеал писателя. Она воплощает в себе опыт многих поколений. Героиню сопровождает мотив заранее известного ей срока смерти. Свой уход она представляет светлым, радостным. Это характеризует ее как святую.

Анна живет инстинктом рода. По Распутину, в этом смысл жизни человека.

Для создания образа души писатель использует мифопоэтический образ птицы. Христианское представление о смерти связано с образом души, с темой ее спасения. Смерть - это другая жизнь, жизнь души.

Смысл человеческой жизни открывается через осмысление смерти. Вопрос о смысле жизни писатель решает в традициях религиозных космистов: смысл жизни человека - продолжение Зизни на земле. Непрерывность жизни рода - в этом смысл человеческой жизни, это своеобразное бессмертие человечества: "...для того и приходит в мир человек, чтобы мир не скудел без людей..."5

Распутин увидел в своей героине духовно богатую личность. Существование Анны Распутин измеряет по высшей категории ценностей: красотой.

Восприятие мира как системы, организованной по законам красоты/было свойственно символистам.

В главе анализируется связь повести "Последний срок" и рассказа А.Платонова "Третий сын".

Проблемы счастья, родовой судьбы рассматриваются Распутиным в повести "Живи и помни".

Центральное событие повести "Живи и помни" - побег Андрея Гуськова с войны и его последствия изображаются писателем с точки зрения народной нравственности.

4. В.Белов. Собр.соч. в 3-х т. М.,1981-1983, т.З, с.132-133.

5. В.Распутин. Четыре повести. Л.,1982, с.526.

Теме родовой судьбы писатель придает большое значение. Уклонение от судьбы, поиск легкого пути ведет к потере себя. Изменив своей судьбе, Андрей вступил на путь зла.

В мифологическом аспекте сшета образ Андрея ориентирован на известный персонаж русского фольклора - волка-оборотня. Нафтена - жена оборотня, доведенная им до самоубийства.

Распутин показывает разные степени разрушения в Андрее человеческого. В нем растет жажда разрушения. Писатель проводит мысль о том, что в отрыве от мира людей собственно человеческие качества угасают. Его надежда искупить свою ьину - рождение ребенка. Смысл своей жизни он связывает с продолжением рода. Ребенок должен оправдать его грех - самовольное изменение судьбы.

Настена воплощает нравственный идеал жедлины.' йй свойственны доброта, преданность, самоотверженность, потребность к самопожертвованию.

Продолжение рода для нее - не только смысл жизни, но и счастье. Она принимает свою судьбу,' делит грех м^.ка. Распутин подчеркивает связь ее образа с образом Богородицы.

Но грех против судьбы - это гр^х и против матери-земли и Богородицы. Его не искупить. Настена разрывается между двух правд: правдой деревенской общины и своего личного счастья.

Символична картина гибели Настены: посреди реки, посреди двух берегов - двух правд.

Кончается повесть примирительной нотой: не отринула от себя Настену деревня, оставила в своем круге жалости и памяти.

В повести "Прощание с Матерой" писатель вновь обращается к " духовным основам русского крестьянства. Он создает в повести модель мира, основанную на началах гармонии.

В распутинском художественном мире вселенная делится на мир "ранешний" - праведный, и "чужой" - греховный. '

"Прежняя" жизнь представлена автором в картине сенокоса: радостный труд людей, чувствующих свою силу, слитность с природой, Это наполняет человека умиротворением. Он живет в соответствии с естественным природным циклом. И природа тоже демонстрирует свое "милостивое" отношение к людям. Единение людей и природы ощущается в каком-то ритме, который существовал всегда, но открылся только сейчас.

Проблему человек и природа Распутин осмысляет в русле идей философов-космистов. Он близок Н.Федорову, считавшему, что человек - не просто порождение природы: "зритель безмерного пространства" "должен сделаться их обитателем и правителем"

Природа, по Распутину, спрашивает с человека и ей "следует отвечать". С природой писатель связывает проблему познания.

Приближаясь к ритму жизни природы, человек познает смысл бытия - творчество.

Образ Дарьи воплощает представления писателя о "прежних" людях. Ей ведом высший смысл жизни человека, она крепко связана с родом, чувствует свою ответственность за будущее.

Ей противопоставлен внук Андрей. Он принадлежит "нынешней" жизни. Связь с родом он потерял, легко расстается он и с родиной - Матерой. Его жизнь подчинена механическому ритму современной цивилизации, в которой утрачена вера в Бога, утрачена духовность. Бога заменила машина, человек стал поклоняться материальным ценностям. Низнь ради самоудовлетворения - есть извращение человеческой сущности.

В.Распутин современное кризисное состояние духовности человечества связыват с утратой Веры. Человек предал забвению душу, наслаждение сытой, красивой, полной удовольствий жизнью стало единственной целью.

Технический прогресс невозможен без прогресса нравственного. Без души человек - зверь. Только вера способна заклясть зверя в человеке.

Концепция прогресса в повести осмысляется в русле идей философов-космистов : человек и окружающий его мир (природа) - части одного целого и когда человек, не изменяя себя, не встав на путь собственного одухотворения, самосовершенствования, преобразовывает природу, это приводит к кризису - и экологическому и нравственному.

Затопление Матеры ассоциируется с Апокалипсисом. Это кара, постигшая людей за безверие, за утрату человеческой сущности.

Образ Матеры вырастает в символ расставания с естественной

6. Н.Федоров. Сочинения. М., 1982, с.501.

природной жизнью, и с самой землей.

При всей реалистичности авторского замысла, в. повести есть элементы философской притчи, а драматическая коллизия расставания с Матерой таит в себе обобщенно-символический, общечеловеческий пласт значения.

Истоки духовности, по Распутину: Вера, связь с родом, с матерью-землей, с тем кусочком пространства мира, которое обживал и частью которого стал.

Рассказы Распутина 1982 года продолжают исследование нравственно-психологических проблем: осознание человеком своего места в природе, преодоление внутреннего разлада, постижение высших истин.

Ключевые понятия в концепции человека у Распутина: осознание своей человеческой сущности, своей природы, познание мира (Высших истин).

Высшая цель человека - воплощение в себе Высшего разума, что приведет к сознательному управлению природой ("активная эволюция" Н.Федорова).

Высший предел познания - это беседа (Бахтин), диалог с Богом. По Распутину, контакт осуществим на иррациональной основе, когда человеку удается как бы "отключить" свое "я". Такое состояние, когда огключаепся дневное сознание, и человек погружается в "бездействие глубокое", Тютчев назвал "всезрящий сон". Именно в таком состоянии находится мальчик Саня (рассказ "Век живи, век люби"), когда открываются ему Высшие истины, и он приобщается к жизни Космоса. В основе рассказа - миф об инициации.

По Распутину, человек тогда становится человеком, когда осознает свою жизнь по отношению к двум исходным точкам: рождению и смерти. С этим сильнейшим экзистенциальным открытием и связывает писатель рождение личности, человека.

Для мальчика день, проведенный в тайге, открывает иной мир, не похожий на повседневный, где все ярко и свежо, где открывает, ся "красота" и "полнота" мира. Он чувствует себя так, как будто впервые увидел все, что его окружает. Другой отсчет начнется для Сани. Он приобщился к жизни Космоса, Природы, почувствовал свое родство с ней, силу своего чувства, способного "вместить" (познать) всю полноту мира. Он близок к разгадке тайны.

Проза Распутина прикасается к Высшим истинам, поведать о которых монет не разум, а чувство, эмоция. Так проза совершает выход в поэзию.

Рассказ "Что передать вороне?" исследует конфликт между волевым решением и требованием души.

Писатель погружается в сокрытые уровни душевной и духовной реальности. Он вводит читателя в мир своей внутренней жизни. Читатель становится свидетелем экзистенциально-философского самоанализа писателя, узнает о мучающем его чувстве несовпадения с самим собой, об ощущении своей "случайности", внутренней "беспризорности" и "подменности". Человек не может составить адекватное представление о себе самом, как и о мире, хотя и стремится к этому. Процесс самосознания личности весьма затруднен, для этого нужно "выйти из себя".

В главе анализируется состояние героя, пытающегося проникнуть в тайну жизни природных стихий, приобщиться к Вечности, которую Распутин изображает незримой дорогой, по. которой несутся голоса.

Освещая процессы интуитивного, подсознательного постижения бытия, Распутин продолжает традиции литературы рубежа веков: Вл. Соловьева, Л.Андреева, И.Бунина, А.Ремизова.

В рассказе "Наташа" автор летает над байкалом, и ему в этом помогает девушка Наташа.

Образ Наташи связан с соловьевским мифом о "Душе мира" и вечной женственности. Он становится символом божественной мудрости: приобщаясь к жизни неба, человек приобщается к тайне Бытия. Это и символ чистоты, восхождения к духовным истинам.

Рассказы Распутина содержат черты реализма и символизма.

Проблема бездуховности в современном (лире, проблема "потерян-?-ных людей" - в центре повести "Пожар".

Люди, лишенные инстинкта земледельца, перестают быть созидателями, становятсячиждивенцами, "архаровцами". Чужой, "неправедный" мир - поселок Сосновка противопоставлен миру праведному -Матере. В чужом мире все "перевернулось с ног на голову". Главные ценности - материальные. В "неправедном мире" стерлись границы между добром и злом.

Иван Петрович борется с извращенными законами жизни. Он осуждает "архаровцев", но ему не хватает творческого начала, чтобы

найти пути для их спасения. Он не предвидит возможность спасения этих людей. Нет у него надежды, и душа его возроптала.

Две основные силы движут жизнью: память, активное воздействие прошлого в его высших ценностях, и творчество, поиски новых путей.

Ивану Петровичу не хватило творческого начала. Истинно нравственное творчество не довольствуется моральным судом, а ищет пути спасения для "грешников".

Иван Петрович чувствует "разорение" в себе и путь выбран один - уехать из поселка к сыну. На пороге этого решения и застает его пожар. На символическом уровне прочтения повести возникают реминисценции из "Апокалипсиса", из картины гибели "Вавилонской блудницы". Но огонь, пожар - это еще и очищающая стихия. Распутинские философские размышления находятся в русле идей русских космистов, воспринявших в "благой вести" Христа ее главную идею - идею преображения жизни, богочеловеческого дела спасения.

Космисты разрушают.представление об обреченности всех усилий человека в истории. Н.Федоровым утверждается идея богочеловеческого дела спасения, совместного действия сил человеческих и Божией благодати "в восстановлении мира в то благолепие нетления, каким он был до падения". Исход истории (катастрофический, судный или благодатный) зависит, по мысли Федорова, от человека: станет, ли он следовать воле Божией или последует путем зла.

Не призыв к одинокой отчаянной борьбе, а заповедь совокупного, творческого труда, труда преображения мира и себя самого - такой выход предлагает писатель дл;; своего -героя.

И пожар - это не катастрофа, не наказание за грехи, а предупреждение и очищение одновременно. Символ конца этого мира - мира неправды, и начала нового мира - мира правды и красоты.

После пожара чувствует Иван Петрович облегчение и пустоту, очистилась его душа.

Это герой-странник. Странничество - очень характерное русское явление. Странник ищет правды, ищет Царство Божьего. Есть не только физическое, но и духовное странничество. Странничество есть невозможность успокоиться ни на чем конечном, устремленность к бесконечному, и вечному.

Обязан и он, этот "з--^лу згвшийся человек, отчаявшийся найти свой дом", вновь обрести его как прирожденное ему поприще естест-

1енной, возделывающей и украшающей эту землю деятельности.

В "Пожаре" прослеживаются черты прозы поаднетолстовского ти-а: исходная установка на суд и самосуд, морализм, рационалисти-ность сюжета, характеров, символических образов и мотивов.

3 заключении делаются выводы по результата.! исследования.

Нравственно-философские проблемы осмысляются 3.Астафьевым и .Распутины!.! в русле идей русской религиозной философии.

Оба автора решают проблему "человек и природа" как "человек мироздание".

Создавая художественную картину мира, писатели видят его особой человека, способного противостоять силам зла.

Смысл и назначение жизни художники находят в продолжении ро-а человеческого, в творчестве.

К началу 80-х годов усиливается философское начало в творчес-ве писателей. В их поэтике преобладают образы-символы, мифологи-еские мотивы.

Значение прозы Астафьева и Распутина - в их обращении к вечны общечеловеческим ценностям, в провозглашении ценности лично-ти, в возвращении самобытности России.

Содержание диссертации отражено в следушщх публикациях: . Кузина А.Н. Нравственный мир человека в романах 'I.Айтматова // ИЛУ, И.,1993, 7 е., библ. 5 назв. Рукопись деп. з ¡ШПОН РАН 'Л 48245.

. Кузина А.Н. Своеобразие прозы З.Распутина 80-х годов./ДСТ1У, 1.1., 1993, 12 е., библ. 9 назв. Рукопись деп. в 1ШИ0Н РАН .4 48087.

. Кузина А.Н. Нравственный мир человека в прозе 80-х годов (Айтматов, Астафьев, Распутин).//Сборник научных трудов. Тез.докладов. Благовещенск, БГШ, 1991, с.74-75. . Кузина А.Н. Эволюция человека в творчестве "I.Айтматова.//Сборник научных трудов. Тез.докладов. Благовещенск,БГШ, 1992, с.38-39.

. Кузина А.Н. Концепция личности в прозе В.Астафьева.//Сборник научных трудов. Тез.докладов. Благовещенск, аИШ, 1993, с.59-60.

¿с .< г С\.