автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: В. И. Засулич в Российском революционном движении
Полный текст автореферата диссертации по теме "В. И. Засулич в Российском революционном движении"
Академия. наук СССР Институт Естопга СССР Ленинградок ое отделение
На прев®: рукошшк
БОГДАНОВА Татьяна Аляксандровне
В. И .ЗАСУЗИ?
В РОССИЙСКОМ ?ЕВСЛЦИОТИОМ ДЗШЕЙИЙ
Onsiiîs.îi кость 07.00.02 - Изторгк СССР
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических каук
foc
Ленинград IS9I
Раоота выполнена в Ленинградском отделении Института истории СССР . АН СССР.
Научный руководитель - член-корреспондент АН СССР, дсктар исторических наук, профессор ь.В. Ананьич.
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук И. Н.Курбатова,
кандидат исторических наук З.Ю.Черняев.
Ведущая организация - ленинградский государственный университет.
Задата состоится -/г- 1991 г. в "/У" часов
на заседании Социализированного ¿св'зта 002.33.03 при ленинградском отделении Института истсгалд СССР АН СССР.
Адрес: 197П0, Ленинград, Еегроз аз опекая ул., д.7.
С диссертацией можно ознакомиться в биолиотеке Лешнградскогс отделения Института истории СССР АН СССР.
Автореферат разослан '/О" Зс^Я Гу91 г.
Ученый секретарь
Специализированного совета.__
.кандидат исторических нгуи Т.В. Андреева
- 3 -
I. Общая характеристика дисаертшии
Актуальнооть исс едовввия. История заселяется но только новыми именами. Известные казалось бы имена а привлечемэм новых фактов, изменением подходов звучат заново и раскрываются иными гранями. К ним относится и имя В.И.Заоулич, сколь известное, столь и малоизученное в сравнении о масштабами этой личности.
революционное движение в Росоии, в определенной мере, являлось замкнутой системой оо сложившимися организационными и иерархически-■ т структурами,собственными традициями, культурой. Существуя на протяжении десятилетий л условия*- подполья, эта оиотема влдала на формирование и развитие аациалыю-г.оихологического типа реиолниио--нера. Вое это ставит перед нами комплекс проблем и обращает к изучению духовных особенностей русского ашиализма, поиску закономерностей * переливании революционерами "духовных до ям". Отказ от идеологических догм побуди ет к исследованию и новому концептуально^ прочтению таких направлений, как "легальный маркаизм", "экономизм", большевизм, меньшевизм и, в целом, русокий марксизм и ошиал-демо-кратия.
Иоторкогрефля темы. Степень разработанности. В 'иоторию российского революционного движения Засулич втила как невольная родоначальница терроризма и одна из основательниц социал-демократа-.. Соответственно этому модно разделить и исследования о ней. Вместе с тем,изучение ее взглядов и деятельности шло по трем направлениям: публикация литературного и эпкстолярного наследия; исследования, относящиеся сугубо к заоуличч работы общего характера, посвященные различным периодам революционного движения.
Наиболее изученным явля етоя круг вопрооов, связанных о пску-шешем на петербургского градоначальника ф.ф.Тршова. Материалы самого процесса были изданы в годы первой русской революции и впоследствии неоднократно переиздавались, эта тема активно изучалась в 1920-е г. г. благодаря исследованиям и публикациям р.м.Кан-тор, П.Ф.Куделля, А.А.Цукнль й др. Следует выделить сборники материалов по делу Засулич, подготовленные М.Коваленским и П.Щеголе-вым. В центре внимания исследователей и мекдгариотов находились, главным образом, процесс, причины и последствия оправдания Засулич, по поводу чего существовали различные точки зрения, в 1960-е -80-е г.г. эти же вопросы поднимались в работах С.С.Волка, М.Выдри, В.1Т.п»и9в2, П.И.Негретова.
Одним из первых издателей наоледия заоулич стал Л.Г.Дейч, хранитель ее небольшого архива.. Он впервые опубликовал воспоминания Засулич, переиздал ряд статей и поставил вопроо о необходимости издания собрания оочинений. В 1923-28 г.г. под его редакцией вышло шесть сборников "Группа "Освобождение труда"", в которых увидела свет значительная часть материалов из архивов Г.В.Плеханова, В. И. Заоулич и самого Дейча, был опубликован большой маооив переписки Засулич.
Несколько ее работ /1832-1900/. вшадших в иностранной печати, было разыскано и опубликовано Б.И.Николаевским и В.И.Невоким. В Ленинских сборниках /ТТ.2--4, 1924-25/ появились материалы, относящиеся и периоду "Искры" и "Зари". В публикациях ЭЛ.Корольчук, Б.П.Козышна и др. содержалась переписка заоулич народничеоного периода, извлеченная из архивов Департамента полиции. Кроме того, в 1931 г. под редакцией и с примечаниями Б.П.Кооьшна вышел сборник ее воспоминаний.
Первая биографическая кжга о Засулич понвилаоь в 1926 г. Ее автором был известный меньшевик л.С.Фадорченко /н.Чаров/, знавший Засулич о 1903 г. Большая чаоть бале посвящена искушению на Трепо-ва, анализировался' такзд переход на паз шли мар<оизма, девалась краткая характеристике работ. Сложившейся в 1920-е - начале 1ьЗС1—х г.г. отношение последователей к Засулич /в рамках социал-демократии/ выразил П.Н.Лепешинокий, заметив, что Плеханов как лидер группы "Освобождение труда" заслонил "своей могучей ошшой остальных ее членов, обреченных в большинстве олучаев на роль статистов".
С оередины 1930-х г.г. в издании и изучении наоледия заоулич насылает продолжительный перерыв» Постановление о праздновании 100-летия со дня ровдения Г.В.Плеханова-/195б/ активизировало интерес и к Заоулич как соратнице Плеханова. Одной из первых исследовательниц литературно-публицистического наоледия Засулич: стала •• р.Л.Ковнатор, подготовившая оборник "Статьи о русской литературе" В.И.Засулич /М.» 19Р1/. Значительный вклад в изучение деятельности
и выглядев Заоулич принадлежит И.К.Курбатгтпой._в Т970-ЯП-е г.г. ею
были введены в ндучный оборот новые материалы из архива Засулич: статьи, воспоминания, письма, Часть переписки Заоулич увидела свет на страницах трехтомного издания "Зилоссфеко-лит ературное наследие Г.В.Плахансва" /м., 1973-1974/ и сборнике "Первая марксистская орга-
дазацин Рооош - группа "Оовобоедепие труда"" /М..1&84/. В последний, помимо переписки, вошли отрывки и варианты как известных, так и неизвестных работ Засулич. В 1983 г. в.» "Избранные произведения" В.И.Зеоулич.
В конце 1970-х - начале I9P0-* г.г. появляется серия статей о
Засулич, большей честью вызванных празднованием в 1983 г. 100-летия образования группы "Оавобоздение труда". В статьях М.Т.Иовчука, И. А.Кадышавой, И.Н.Курбатовой, Л.МЛйрковокой, Е.Р, Ольховой ого,
A.П. Толотякова, книге Е.В.Шубиной исоледовалиоь исторические, фи-лооофоко-социологичеокие взгляды Зг-зуляч, падание ее работ в эмигрантов ой и легальной печати.
' Анализ отдельных сторон мировоззрения и деятельности Засулич встречается во многих раоотах оощего характера, посвященных из учению народничества, деятельности группы "Оовооовдеше труда", периоду "Искры" и "Зари" и др. вопрооам. Срда них работы Я.Р.Волина, С.О.Волка, В.П.Гмнева, З.Я. Грооула, Г.С.^Й<ова, В.П.Красбвшш,
B.Я.Лаверычева, Н.Н.Новиковой, И.К.Паммна, Е.Г.Плимака,-Ю.З.Полевого, М.Г.Седова, Н.А.Троицкого, С.В.Тйтюкинб, р.В.Филиппова и др.
Можно сказать, что до 1960-х г.г. исследование жизни и деятельности з&оулич шло главным образом благодаря публикации ее ра-• бот и переписки, большое внимание уделчлооь изучению процеооа 1878 г. Социал-демократический период /1683-1903/ стал оаноаной темой в иоаледованиях I9fi0-60-x г. г. Общиш для работ о заоулич! этого периода являются следующие положения i становление ее ыаркоиот-ского мировоззрения несколько запаздывало и происходило под значительным влиянием Плеханова; наряду о Плехановым заоулич! признается основательницей российской ссциал-демократии, ее Фруды сыграла большую роль в распространении марксистских идей, борьбе с народни-честв ом, "езк оно газ км", " .л йгблъным март, сиз ыом" , т еррористич еоииш направлениями. В то же врзШ отмечалось, что ее работы не лишены определенной ограниченности» neîoropiix ошибочных положений, вызванных долгим отрывом от русской действительности, а таияе недостаточным усвоением марксистской теории /абстрактней характеристика руоского капитализма, неверная оценка движущих сил. буржуазно-демократической 'революции и1 др./. В числе ошибок и непоследовательная критика террора, недооценка опасности "аконошзма", неумение вскрыть классовые корни народничества, "легального марксизма" и т.д. Для большинства работ характерна жесткая увязка ее взглядов с политическим! оимпвти—
ями /поддержкой или критикой В.И.Ленина и большевиков/ и, кек следствие такого подхода, оценка "меньшевистского" периода кек оппортунистического, ренегатского.
Идейно-теоуетичоское наследие, деятельность Засулич, изучалиоь фрагментами, главном образом до 1903 г. Это существенно обедняет и искажает представление о ее мировоззрении, как и акцентирование внимания преимущественно на внешних побудительных причинах эволю-цик - влиянии Плеханова, Ленина и т.п. Вне поля зрения окаэшшоь оригинальность, специфика ее подходов к проблемам российского революционного движения, отличие ее позиции от других членов группы "Освобоедеже труда", л, в целом, личность зесулич, ее ыеато и роль
в революционной движении Роасии.
^то^никовея база исследования включает в оебя литературное нас.-едав Засулич, ее переписку, переписку "третьих лиц", воспоми-нашя и документы /личные и официальные/. Литературное неоладие Засулич насчитывает около 70 работ публицистического, литературоведческого, филооофско-сацнологического, исторического и мемуарного характера, в том числе.2 монографии, брошюры, рецензии, корреспонденции, некрологи, приветствия, обращения, речи. Подавляющая часть • опубликована при жизни Засулич в эмигрантской, легальной и иностранной печати. Первое двухтомна издание ее произведений вшло в. России в 1906-1907 г.г. в издательстве-О.Н.Рутенберг "Библиотека для всех". Практически все работы за лешод 1883-1903 г.г. переизданы в советское вреш, Статьи, напиоенные после июля 1903 г., немногочисленны, после 1917 г. не переиздавались, за исключением воспоминаний, которые охватывают детство, юность, годы народничества. В ходе работы над диссертацией составлен корпус писем засулич /около 500/, хронологический охват: март 1870 г. - март 1919 г. В силу сво-еооразия личности аасулич, небольшого количества работ, их тематической разбросанности, пиоьма занимают особое место при изучении ее взглядов и деятельности, составлении биохроники, опубликованные работы несут на себе печать определенной внутренней цензур!.. То, в чем она сомневалаоь, ч"""» представлялось слишком оубъективн.-л, крайне редао находило отражение в статьях, но ярко проявилось в письмах. Кроме того, отсутствие о июля 1904 г. по апрель 1913 г. выступлении Засулич в печати делает письма единственным источником, позволяющим исследовать ее взгляды в этот период.' Большая часть писем, относящаяся к периоду до июля 1903 г., опубликована. Остальная чьсть, за исключением нескольких писем, впервые вводится в нцучный оборот.
Лги написании длссергкаии использованы фонды л. Г. Дейта, В.И.За-сулпч, Г. В. Плеханова, р. & Плжачоаог, Н.С.Русанова, хравчщиеса в . дс?« Плеханова / сектср Отдела рукописей Государственной Публичной онблиокш» вк. К. аСплтыкозаЧЦся^ша/, материалы вз фонда Департамента долклии /ЦГЛОР/. Былг вршлечеаы также возпомананая, дубликат ляс ей, дсиу.м-зкгоз из яуш&хав: "Каторга и ссылка", "Бнлое", Толю шдувшего", "Пролетарская резолсдкя", "Красный архив","Под знакенеа марксизма" и др. периодических изданий и сборников.
Поль к задачи кослед^затиа.Ставилась цель на основе изучения политической деятельности, литературного и эпистолярного наследия • дать сши6.оно-есйхологгч©зклй портрет 3. к. Засулич;, а также опраде-дазь ее роль к кесто з роосайжок рвволшионноы движении. Судьба Засулич - это ксторет личное тк, пробившей долгую яезнь б революции и историй самой русской револкздк з ее противоречиях и трахоме. . личность в резолншя - одна из глазных тем, де/шяях в основе данной раоотк, овределкнвая подхода к оолее таогнки вопросам: что привело Засул::-? в резолишпо, ч?о окло дорого в почему так трагически закогтдсй путь одно!': щ сашк кзвевтнкх революционерок конца XIX' -начала ут в. Этой целя соответствуют- е задачи, реаеомзе в процессе работы вьа диссертацией: уточноее списка произведений Засулич, выявление а датировке Ееспуодино.сг.вяж работ, вариантов, набросков, аланов статей, которые Засулич предполагала написать; составление корпуса переписка, опраделеш е работ и писек, нуждающихся в рев иске, еыявло;иэ писем "третьих лш", содержащих инрормщию о Засулич, и т.п. '
Катчняя новизна и .трактичачкая_ значимость исследования, даосер-тация является пешвк исследованием деятельности и взглядов Засулич, охватизас'-шм весь период ее азна. это певволило определить основные этапы идэйис-политаческой эь олвдки, прежде всего - развитие взглядов на проолекы русской ретолкцди, ее движущие силы, выявить отличие позиции Засулич по ряду принципиальных вопросоз, как во вре~ й-я деятельности э раг.ках группы "Освоооеденае труда", так и в даль-згйв«, засудич являлось не только соратником Плеханова по группе "Оввэб опекав труда", одним из" редакторов "Искры" и "Зари", но играла бешаую самостоятельную роль в российском революционном движении, Ек-кчая и севдал-деашретив. Эта роль определялась: I/ спецификой личности Засулич; 2/ ее подходом к сооделизлу как духовному вравст-зенкс.\у двззешв пролетариата. Вследствие этого проблема соединения «гсзяалЕзиа и политики трвяе$.зртразелась ею в дроблелу соотношения
нравственности и политики з деятельности революционеров и задало направление идейной и политической эволюции, -предопределив разрьз с русской социал-демократической партией в 1917 г.
Исследователи ооычао выделяют в политической биографии Засулич три периода: .народнический /1867-1882/; марксистский или ссциал-де-мскратический /1883-шоль 1903/; меньшевистский или оппортунистический, характеризуемый отходом от идей революционного марксизма /июль 1903-1919/. На наш взгляд, можно говорить о .двух основных периодах: народническом /конец 1860-х г.г. - начало 1880-х ^.г./ и ссциал-де-мскратическом /1883-1919/, причем внутри ка-вдого существовал; определенные этапы, з основу этой условной периодизации легли этапы идейной эволюции засулкч. Внутри первого такой вехой являлась середина 1870-х г.г., к зтолу времени у Засулич сдо.-галась определенная система взглядов /"философия отчаяния"/. Отказавшись от ведения пропаганды, она обратилась к активный', действиям, перешла на нелегальное полайен\е. В ссшал-демакратичезкок таких этапов несколько: 1883-середина ie90-x i.r.; вторая, половина 1890-х г.г. - IS05 г.; IS05 -IS07 г.г.; 1907 - I9T4 г.г.; 1914 - октябрь ISI7 г.; ноябрь 1917 -май 1919 г. До середины IEDO-х г.г. - период усвоения марксистских идей, причем под значительным влаякш.' ярайдага нема®ой социал-демократии. Рубеком явились годы црй^запия в Англии /1894 - 1857/ и полемика с "экономистам!" /'1897 - ГЯ96/. Во второй половине 1890-х г.г. дакно говорить об определенной ревизии ® некоторых маркслсгских положений, усвоенных .ранее. Зндеяекие деятельности в рядах меньшевистской Фракиш, а тем более противопоставление ее •революционному сшмал-де.мскратическо?^ периоду, на яви взгляд, неправомерно. В июле 1203 г. засулич не изменила основных пунктов своего мировоззрения, продолжая стаять не позициях революционного марксизма. Политическая ориентация Засулич, сотрудничество с меньшевиками, о которыми до тактическим вопоосак она часто расходилась, объяснялось рядом причин, в значительном степени, нравственным выбором. Переломным этапом явилось возвращение в Россию и революция ISQ5 - 1907 г.г., с чем были связаны пересценка ряда социал-демократических догм и самого взгляда на pycu.Kyjü иашг.л-деца^раттио, ос-
роль в политической освобождении России. Война, крах П Интернационала поставили перед Засулич вопрос о будущности не только русской, но и международной социал-демократии и социализма. Наконец, события 25 октября 1917 г. псх>удили ее к польому разрыву с обеими Фракциями русской сшиал-демшратической парптс. В этом отходе не было измены
! 'ренегатства"/. -Заоулич ооталась последовательна в своем о лужении • идеям остальной демократии в том ключе, в каком она их усвоила.
Практическое использование результатов работы, материалы и выводы работы ЫО17Т быть использованы при подготовке лекционных курсов, разработки спецкуроов и спецсеминаров, для дальнейшего исследования проблем российского революционного движения.
Структура и объем работы. Диссертация /368 стр./ состоит из Введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и примеча-шй. В приложении дается библиография работ В. И.Заоулич. Тактовая честь -265 стр.
П. Ооновнод содержание и выводы диссерташи
Во Введении обоснована актуальность исследования, даны обзор историографии, характеристика иогочшковой йазы, оформутроввш цели и задачи исследовании
Первая глава - "Путь в революцию" - охватывает период о июля 1848 г. по январь I8B0 г. В ней освещаются детство, юность, обращение "в радикализм". Заоулич признавала, что не сочувствие к страданиям народа толкало ее на революционный путь. В 16 лет расставшись о верой в Бога, она обратилась к июлям об устроении своей "будущей жизни" на земле. Отгрпцение, испытывг.емоэ к полалог.гт гу-вернг.ятки, которое сулили слошвшиеся общественные условия, заставляло ее жадно ловить все, что говорило о возможности иного будущего, иной мизни. "И вот далекий призрак революции оравнял меня о мальчиком: я могла мечтать о "деле", о "подвигах", о "великой борьбе"... "в стане погибающих за великое дело люови" - вспоминала она позднее. Несмотря на ярко выраженную индивидуальность, оудьба Заоулич довольно типична дм женщин ее поколения: феминистские устремления приводили многих не путь революционной борьбы* По мнению Засулич, русские революционерки 1870-х г. г. - это "идеальные девы"; о которых писал В.Г.Белинский; но поставленные в новые исторические условия и воспитанные не на французских романах и мечтах о герое, а на стремлении самим творить овао жизнь» на йдеях Н. Г.Чернышевского, H.A. Добролюбова, Д.И.Писарева, За поолодним она признавала решающее влияние на молодежь» Много лет спустя, после первой русской революции, она будет вспоминать я о том, ка<ое значение в ее становлении сыграла личнооть Хриота, стремлеше служить ему, расставшись с верой в Бога: "/..*/ Взть времена, ёсть Целые века, когда ничто не может быть прекраснее, желаннее тернового венка". Он-то и влек
к этому "стану погибающих", вызывал к нему горячую любовь. И несомненно, что эта любовь быль сходна с том, которая являлась у меня к Христу, когда я в первый раз прочла Тйвнгелие. Я не изменила ему: он самый лучший, он и они /революционеры - Т.Б./ достаточны хороши, чтобы заслужить терн оный вент, и я найду их и постараюсь на что-нибудь пригодитъоя в их борьбе".
Первые шаги и революцию связаны с деятельностью крулков Москвы и Петербурга. Одной из причин ареста 30 апреля 1869 г. послужил адрес, данный С.Г.Нечаезу. Затем доследовали почти два года тюремного заклотедач и четро года ацшниотративной ооылии. Осенью 1875 г. ока переходит на ноле сильное положение, примыкает к кружу "южных бунтарей". Период револшионного романтизма завершился выстрелом 24 января 1878 г. в Трепова. 31 марта суд присяжных оправдал ее. Покушение и дальнейшее оправдание санкционировали развитие террориста четкого латав ления. дач сакой Засулич этот поступок явился своеобразным пределом в проявлении революционного экстрешэ- <. ма и насилия. Однако, вое сказанное к нализанное ею в последующие годы будет иметь тем большее вдаше и значимость, что автором являлась "та самая Засулич1".
Вторая глава "В эмиграции" - охватывает период с января I88Ü г. по сктябръ 1905 г, ¿ ней освещаютсл полемика с представителями различных направлений роосийокого революционного движения, деятельность во .главе Заграничного отдела Красного креста Народной воли /1882-1884/, которая расширяла политический кругозор заоулич, втягивала ее в орбиту западно-европейского сациалиатического движения, в первую очередь, немецкой социал-демократии, Поднимаются вопросы, связанные с обращением Засулич к Ké Марксу по поводу судьбы русской оощины и, в целом, поворот в сторону маркоизма. в 1680-е -90-е г.г. Засулич изучала теорию и практику западно-европейского социалистического движения, историю Западной 3£рош, немецкую и французскую философию ХУШ-НХ веков, В ее переводе вышло 13 работ .^.Маркса и Ф.Энгельса, что составляет почти половину от общего количества, изданного группой "Оовобовдеше труда". Кроме того'лз-под яе пяря вышел ряд статей, главным содержанием которых являлось обоснование задач, стоящих перед русской революционной шгеллиген-— цией, и развенчание представлений о самобытности исторического развития Роосии.
В коше 1880-х - Начале IF90-X г.г. в эмиграции происходит активизация деятельности различных групп, попытки создания совм-^тных
печатных органов. № из главных оравшихся проблем - двиу-щие аилы оусской оеволвиш, взеишотнацение либералов и реэолыи-онеров, "'общества" и рабочих. При решении этих вопросов позиция Заоулич отличалась от подходов Плеханова и лкоельрада.
Очень валиш в лизни Заоулич был лондонский период /18»4 -1897/. Под влиянием чтения ш тома Капитала и английских впечатлений у нее слолсилось "неодолимое убеждение" /до этого оыли сомнения/, что "само экономическое" идет не к худу для капитализма, а к постепенному его излечению от кризисов и анархии производства . Кроме того, она считала, что "капитал]»:,», лишь разрушает отарые /натурально-хозяйственные/ мыоли к чу з ел* а, а скледь'ваотся на юс месте самое рваное". Заоулич приводила р пример Англию, где несмотря на сгоревшие экономические условга, у английских^раоочпх но было "психологического стремления захватывать власть". В отличие от Плеханова и Акоеяьрода она полностью отказалась от теории "саморазлагающегося" капитализма, которую, по собственно^ приз наши, никогда не любила, и веры в как бы автоматическое шествие капитализма к социализму ломимо идеологии. Возможно, определенную роль, сыграло и общение с Ф. Энгельсом. Ее попытка поставить эти вопросы перед Плехановым и Амельродом успеха не имела.
Изучение позиции заоулич по отношении к "экономистам", кроме _ самодовлеющего интереса, позволяет увидеть новые аспекты многостороннего конфликта с "молодыми" и говорить о законности, по крайней мере части, выдвигает ими претензий к группе "Освобождение труда", в света изучения различных направлений "русского марксизма".
В коше 1П90-Х г.г. заоулич вомеатила несколько статей в легальный карчоистаких яурналех. Поездка а Россию в конце 1Р,99-го -начале 1900-го г. расширила ев контакт!! о петербургскими марксистами. По мнению Заоулит, к кошу 1890-х г»г. о нзронишкамй было покончено, марксистское направление в России представляло значительную силу, правда, в "своей интеллигентской форме". Однако, во время борьбы о народпикат русские марксисты перегну®! палку: Засулич. указывала на схематиз.м, прямолинейность, догматизм, стремление устроить из марксизма "аккуратнейший скелетик бев ткани, мускулов и даже кожи" и др. черта, которые она находила практически у воех 'действовавших в России марксистов, делая некоторое исключение для А.Н.Потреоова и П.Б.Струве.
Деятельное участие принимала Засулич1 и в разрешении ряда дис-
кусай й-»онфлинтов, возникших в редакции "Иокры" и "Зари", шедших по нарастающей линии напряженности идейных и личных столкновений, в частности, при обсуаденпи программы РСДРП, статьи Ленина "Аграрная программа русской социал-демократии" и др. Она являлаоь одним из наиболее последовательных оппонентов Ленина, во взглядах которого видела наиболее яркое и систематичное выражение "специфически русской версии марксизма". Заоулич. категорически возражала против ленинского лозунга национализации земли, отношения к мелкому производителю, как преимущественно реакционной силе и к классу, ооре-ченному на полное кочезновение при капитализме, по иному трактовала положение о диктатуре пролетариата. Ье выступления против Ленина и подцеркка по ¡яду вопросов Плеханова не означает, что она полностью и всегда была согласна с последним. Материалы позволяют ' говорить о том, что Засулич играла в редакции самостоятельную роль, оказывая влияние, в разной степени, на всех членов редакции,
Пооле раскола на П оъезде РСДРП Засулшь приняла самое активное участие в развернувшейся фракционной ¿орьбе, но в руководящий орган меньшевиков "Бюро меньшинства" не вошла. Особое внимание уделяется ее выступлению на П съезде Заграничной лиги русских социал-демжра-' тов, на котором обсуждался отчет Ленина о П оъезде партии, и статье "Организация, партия, движение' , опубликованной в июле 1904 г. в ".Искре" и направленной против книги -"Шаг вперед, два шага назад". Анализируя ленинский план построения пептии, Заоулич сравнивала позицию Ленина о точкой зрения дир игора Департамента или ведомства, для которого организовать рр..оту значило набрать Необходимый персонал и затем его прскоитролирюввть. В этом она видела тендещию бюрократа щии партии. Вэля а 1890-е - начале 1900-х г.г. она подчеркивала необходимость центра из Профессиональных: революционеров оо строго подчиненными ему местным! комитетами, то в рассматриваемый период признала "невозможность властного практического руководства одного центра, поставленного над таким громадным царством", замечая, что тут и гениев бы не хватило. Заоулич принимала участие в . .¡невской конференции меньше' шов, будучи одним из авторов реоо/ь-ции по аграрному вопрооу. в то же время считая себя-скорее формальным редактором ".Искры" и будут неооглаона о большинством редакции по ватейтм вопросам, в частности, плану земской кампании, предложенному Аксель-родом, он», постепенно отошла от редакционных дел. Ее отказ переехать вместе о редакцией в Вену Мартов раоценивьл как выход из редакг-фш.
Третья глава - "В Роооии"- охватывает период о ноября IS05 г. по май 1919 г. Наблюдая револкшш День за днем, Засулич приходила к выводу, что русокая социал-демократия, "какою она сложилась /а макет и всякая при политической революции/, не моасет не мешать политическому оовобаадению" и именно социал-демократия помешает этому прсцеооу в Роооии. "Нам удалось широко развить поихологию, приноровленную к борьбе во воем буржуазным отроем, в ней потонули упоминания об этапе буржуазнооти", - признавала она. Отойди "эа-грызание" всех либеральных и революционных /не социал-демскрати-ческих/ элементов /по мнению Заоулич-, оолазнь "застарелая и неизлечимая"/, бойкот Душ, "тревля" кадетов и. т.п. заоулич- считала подобную тактику проявлением социал-демократического доктринерства, оордаавлим рабочий класс и "общество" на взеимоизоляцию, что вело к поражению революции. Она признала, что история "насмеялась" над ее представлениями о размерах револкции и препятствиях, которые та встретит, а также то, что недооденивала взрывной революционной силы крестьянского вопроса.
В годы реакции Засулич отошла от активной партийной деятельности, но продолжала поддерживать контакты о рядом видных меньшевиков^ среди которых "овоиш" считала А.Н.Потргаова, Ю.О.Мартова, A.C.Мартынова, в меньшей степени, ф.И.Дана. Переписка этих лет позволяет ' реконструировать в некоторой степени ее взгляды относительно возможности и условий нового общественного подъема, задач русской оо-циал-демскратии в условиях реакции.
Отдельный параграф поовящеи полемике Заоулич о Плехановым по поводу "ликвидаторства". В 1913 г., прервав долгое молчание, она выступила о двумя статьями, в которых прйзнала полную солидарность с т.н. "ликвидаторами", По мнению заоулич, в борьбе о последними. Плехановым руководили далеко нз пршаяпиальные соображения. Кроме того, она отмечала его слабость в подходе к вопрооам организации и "внутрипартийной тактики. Относя Засулич к числу видных меньшевиков-г литераторов, Ленин выступил с критикой ее взглядов в печати. В этой связи отмечается сходство и различие позиций Ленина и заоулич. в. отношении к партии, революции, либералам.
Война внесла новое размежевание в среду социал-демократии, нарушив прежнее деление на большевиков и меньшевиков, расколов сами фракции. Засулич заняла место на "крайне правом" фланге меньшевиков-оборонцев, выступив в 191 б г. со статьями: "О войне" и "После вой-
ки". Она солидаризовалась с Плехановым не только в отношении к Германии и ее социал-демократии. Раооуздения Плеханова о необходимости дополнить iilap за Кантом, т. е. подчинить общественную борьбу нравственно^ талону, вызвала полемику в социал-демократическом лагере, Ьартов рааценивал заявление Плеханова как выражение глубочайшего кризиса, ведущего либо к коренной ревизии марксизма, либо к совершенному уходу от него. Материалы архива Засулич) говорят о том, что она встала на сторону Плеханова, который, по ее мнению, имонно"открыл", что борьба за прогресс и интересы демократии нуждается в обосновании нравственна законом, и он дан Кантом. Одним из препятствий на пути к социализму она считала разделение пролетариата на национальности; явлевде долговечное и не зависящее от сознания людей. Силой, которая могла бы объединить и гарантировать демократию от новых криэиоэв, додана была стать, по ее мнению, "работа над ваеобщим разоружением". Оставаясь на позициях революционного маркоизма, который был дт нее связан о "мировой революцией", Засулич видела, что мир становится иным, и для революционного социализма не остается места. В ней происходит переоценка многих идейных ценноотей. Негативно относясь о Бернитейну, она вынужденно соглашалась о его "констатированиями". С интересом наблюдая развитие событий на Западе, сшздея там больших перемен в сторону упрочения позиций демократии, она Мрачно смотрела на будущее России, не видя, откуда Может придти помощь»
25 октября 1917 г. Зааулич воспрыяла как контрреволюционный переворот, прервавший развитие политической /Февральской/ .ревокации. Ой означал для Нее побелу азиатского режима над "европейским путем политического Оовободцешй1' И воспринимался как катастрофа в развитии Россши ''Новые самодержцы", как она называла большевиков, представ®лись ей зеркальным отражением старого деспотизма. Шр перевернулся, но не Преобразился i революционный путь, пройденный Засулич1, оловно замкнулся й Круг. Она пришла к тому, с чего на-тала: необходимости борьбы и самопожертвования, заняв по отношению к новой власти совершенна беокошрошооную позицию. С Учредите,пь-ным собранием Засулич> овЯзывала, по-видимому, свои последние надежды и, когда часть мекьшевиНов цошле На кимнримис и большевик ¿ми ;— она напиаала оестре: "Если кому-то кажется, что я как бывший меньшевик хоть на волос солидарна с компанией Дана, Мартова и прочих, то это неправда. Я их проклинаю так же, как и более сильгых, чем они".
Умерла В.И.Засулич в ночь на 8 мая 1919 г. от воспаления лег-' них. 3 день похорон, состоявшихся 10 мая на Волновом кладбище, один из выступающих оказал, что в ее лице русские революционеры хоронят "последний элемент идеализма в социализме". Эти олова не были простым перефразированием названия известной статьи Заоулич. Они глубоко символичны, как и вся ее жизнь.
В заключении делаются следующие выводы:
I. Засулич" принадлежала к поколению, которое било как бы запрограммировано на социальную революцию всей предшествующей историей русского общественного развития. В русском обществе выработался тип револишонера-ашиалног-гз /=утсоиота/. Обращение Засулшч "в радикализм" питало несколько иоточшнов: христианские идеи и ценности, воспринятые и глубоко пережитые в детстве; феминистские наатроения, ярко проявившиеся в обществе в 1860-е г,г.; свободолюбивые и гумашетичеание идеи русской литературы и, в особенности, революционная демокретич-еская литература. Мечта о социальной революции, воспринимаемой однозначно кет благо, единственно достойный и желаемый способ освобождения /превращаясь в определенной мере в самоцель/ удовлетворяла духовные потребности Засулич. Вое это наложило отпечаток на восприятие ею социалистических идей и во многом определило ее двдьнейиуга эволюцию,
Я. Именно потребность охранения этой мечты способствовала ее обращению к учению Ийрков, говорящего с нцучлой обоонованноогью о неизбежности тордеогва социальной революции, к которой ведет весь "прогресс капиталистического производства" и указывающего силу, способную ее осуществить, дающего идейную основу в борьбе за будущее. Обращение к учению Маркса отвечало и о трем лени» Засулич» к ос-вобовдению всего человечеотне. Оно было мировым универсальным учением и давало иную духовную основу взамен утраченной.
3. Кроме удовлетворения Определенных духовных /идеальных/ потребностей, учение №ркса отвечало на вопрос - "ч/го возможно и что целесообразно" - .и создавало в глазах Засулич ряд практических преимуществ. В серодежё 1860-х. она видела их в возможности заимствовать готовые результаты долгого ц>тй» пройденного "для нас и за нас" передовыми странами западной Ейрспн в области промышленного, общественного и интеллектуального развития* В воздействии этого фактора Запада Засулич видела главные особенности развития России. С этого времени русская революция рассматривалась ею в тест ад взаимодействии с революцией на Западе и в расчеге на непосредствен-
ную ее близооть.
4. Используя слабость развития капитализма в России /т частности незрелость противоречий социальной и мелкобуржуазной демократии и др./ и учитывая фактор Запада, руоокая социал-демократия, по мнению Засулич), могла сыграть позитивную роль в более быотром и безболезненном продвижении Роооии по пути политического и социального прогресса. Однако объективно оообениооти Роооии вели к увеличению роли интеллигенции в социал-демократическом движении, к чеку сема Засулич относилась отрицательно, очитея влияние интеллигенции на пролетариат двойственным.
Особенности России осадили известные трудности о решением вопрооа о движущих силах русской революции. В начале 1900-х г.г. Засулич признавала, что ее' марксизм часто обвиняли в "немаркоизме", "некоем изломе", "переодетом либерализме" и т.п. Одним из таких "изломов" являлось ее отношение к "обществу", под которым она понимала идейную образованную чаать буржуазии, уже в большинстве ее работ 1890-х г.г. отсутствует акцент нв антагонизм между рабочими и буржуазией. Подчер<ивая необходимость и возможность /вследствие знакомства о учешем Мариоа/ сознательного участия руоского пролетариата в предстоящей революции, она все же уклонилась от признания руководящей роли пролетариата и болез оклонядаоь к шоли, что доотазить Роооии политическую свободу может только союз всех антиправительственных сил, в котором рабочие и "общество" должны действовать на паритетных началах. Но как этого реально достичь, оставалось для нее открытым вопросом.
6. Во второй половине 1890-х г.г. Засулич отказалась от акоио-мы, что "мыслящий пролетарийт" не может не быть осшал-демскратом, признав в нем лишь задатки, делающие его более восприимчивым к идеям научного социализма в оялу его экономического положения и яои-хического оклада. Она приходит к выводу» что современный капитализм уже не тот, каким был во времена Маркса я по сути отказывается от идеи неизбежности торжества..* Засулич пыталась спаоти идею.революционного социализма тем, что усиливала роль "психического", причем это "психическое" зависело от "экономического" "лишь в очень широких чертах". В качестве одной из движущих сил ибщесшшюго резздь-
тия она признала нравственный фактор.
7. Первая русская революция внесла еще более существенные коррективы во взгляды Засулич, признавшей; что неделание социал-демократии допустить на время переход власти в руки буржуазии заводит
- Г7 -
освободительное движение в тути;.. Она усомнилась и в самой возможности плодотзогпого збиыгтьа-авйя готовых результатов развития Зепаяа азизтской'Россаей.
8. В мировоззрении Засулич можно отметить две основные и взаимосвязанные тенденции: а/ослабление значения фактора Запада, в силу отдаления лерспсктиг-Ы социалистической революции на Запа-де.Засулич начинала все более вглядываться в саму Россию, ее внутренние силы я возможности. Россия все более воспринималась
ею сама ло свое. В начале 1900-х г.г. она высказывала предположение, что социал-демократическое движение в России "может развернуться шире и ярче, чем где бы то ни было, именно потому, что мы -последние прицельны бурлуезно-кгиат&ваот'ческого мира". дедентн сместились и теперь уже русская социал-демократия в известной мере выступала образном для немецкой, б/ вменение в сторону открытости политическом? сотрудничеству, see больший поворот к "обществу", к признанию необходимости "искреннего" союза с демократией в самом широком смысле этого слова, уход от ксщ-ронт анионного классового подлегая. Псолвдное, впрочем, никогда не являлось для нее особенно характерном, оперев, овло день» сшиал-демикратичес-ной догме.
9. В понимании соииплизг^ кгк духовного нравственного движения, в апеие вз анмоотношегия рабочих и "оопества" д некоторых других вопросах Засулич была йл:ле к т.к. "ревизионистам", "критикам", чем "ортодоксам". Однако реформизм был для нее органически непришлем не только и не столько по политическим соображениям. Он не отвечал ее духовным запросам, не давал ощущения "оощего дела", ''праздника", не мог Дать достаточно пиши ее психической, эмоциональной жизни. "РезодюиионаризьГ Засулич служил сдерживающим фактором ее дельнейаей эволхшш.
10. Ззть определенные закономерности в переживании "духовных драм" русскими ревандшонергга. Одна кз raí в том, что нравственные идеалы, к осуществлению которых стремлась и Засулич, нельзя утвердить через социальную резолюцию. Изменения государственного стрся и общественного устройзтве з целом, требующе внешней силы принуждений, доходящей до крайней ^орш насилия, радают новые трагические противоречия, в частности, в револщиенном социализме, который йсповеднввла Засулич, это - свободе личности, декларируемая как цель, и насилие над ллчн'лслю как средство ее достижения. Засу^
лич сникала это противоречие тем, что на место насилия ставила высочайшую сознательность, великод^Шг, самопоаертвоваЕЗ е, добровольное самоограничение личности, группы, партии, классе к по сути иск* па /часто неосознанно для себя/ ненасильственный путь, исключай акт непосредственного восстания. Но это не политическое, а этическое решение проблемы. Самопожертвование индивидуально, даатъ его от партии, класса - утопия.
Авторитет Засулич был значителен среда ооеих фракции русской ссциал-декскратии. В то же врачя внутренние ооднешя, высшие нравственные требования делали ее поз пиша с точке зрения сиюминутных практических интересов легкоуязвимой и труднореализуемо!:. Еезыотра •на всю авси приверженность гд&ос коллективизма, оорадапсь к массам, Засулич ориентировалась на высокоразвитую, нравственную лдчнесть. Л.И.Аксельроц откосила ее к таслу "нравственных гениеь", замечая:, что это явление гораздо более редкое в истории, ч-ек гений пкгел-лектуа^ный.
Апробации vijoTK. отдельные долошдо диооергдаи ошв изложены в докладах на Всесоюзной конференции во Львове /1987/', заседакш'. "депо манускриптов" в Государственной аублачное библиотек кг,;. к, Б. Салтыкоза-Щедрина /1587/, на Илехаг-э-ких чтениях /1985.1951/, на заседаниях Отдела истории СССР первая чшатвлазш Лешнграджого отделения Института исторзш СССР АН СССР-
Публикации по т&..е диссертации:
1. Аркушенко /Богданова/ Т. А. Заграничный отдел ^разного spscTfc "Народной води". //Проблемы асточгиноведческого изучения рукописных и старопечатных фондов. Сб. науч. тр. Л., ISP0- Зып.2. С.i.—25.
2. Переписка. Разд. 2-6. /Публ. и примеч.. Аркушеяко /Ьогдансзой/ Т. А //Первая марксистская организация России - группа "Оовссоедеше труда". К: Наука, 1Э84. C.I23-253, 359-395.
3. Аркушекко /Богданова/ Т. А. Легальные издания сочинений Г.В.Плеханова в период резолюции IS05-IS07 гг. //Книлсное дело в России во
. В-ТОЛО'Д полояине уту - начале XX в. Сб. науч. тр. Вып.З. Л. ,1983. С. 58-74. ' ~ ~~~----
4.Аркушенко /Богданова/ Т.А. Новые источники по истории рсаспГоког политической эмиграции начала IBPO-х гг. //Исс л сдавания паг.мтников письменной культуры в собраниях и архивах Отделе досштоеЗ и редких 'книг. Сб. науч. тр» JT. ,19Я8. С.II
5. Г.В.Плеханов и газета "Товарищ". /Из писем Кусковой Е.Д./. Средне л. публикация и примеч. Богдановой Т. А. // Книжное дело в России во второй половине XIX - начале XX века. Сб. науч. тр. Вып. 4. Л. ,1989. 0.147-172.
6. Богданова Т. А. Новые материалы к биографии В.В.Рсванова /из переписки В.В.Розанова и H.H.Глубоковского/. // Проблемы иогочнико-вацческого изучения иотории русской и советской литературы. Сб.нау^. тр. Л. ,1989. С. 25-53.
-7. Богданова Т. А. В.И.Заоулич? о развитии марксизма в Роосии. здесь же публикация отрывка Засулич "О марксизме в России"/. //Общественная мыоль. Исследования и публикации. Вш. 2." М. ,1990. С. 255-260. 8. Богданова Т. А. Ьволюция взглядов В.й.Засулич на руоскуш революции. // Плехановские чтения. 30.05. - 3I.Ü5.SI. ТезЦоы докладов. Л. ,1э91. С. 16-20.
'Подписано к печати 17.07.91. Формат 60x84/16. Бумага писчая. ^Печать офсетная. Усл.печ.л.1,1. Усл.кр.оттЛ,1. Уч.изд.л.1,0 Тигаж 100 экз. Заказ П92 Бесплатно
Государствг'нал Публичная библиотека им .М.Е.Салтыкова-Щедрина Редякциоикс-издательский отдел.ОПЛ91069,Ленинград,Садовая,