автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: В. Кеппен
Текст диссертации на тему "В. Кеппен"
Московский ордена Дружбы народов государственный лингвистический университет
На правах рукописи
РОГАНОВА Ирина Сергеевна В.КЁППЕН: ПРОБЛЕМА АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ
Специальность 10.01.05 - Литературы народов Европы,
Америки и Австралии
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -кандидат филологических наук профессор Г.Н. ЗНАМЕНСКАЯ
И
0 / у
г
Москва 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Критика о Кёппене: в полемическом ракурсе ..................................8
1.1. Место и значение Вольфганга Кёппена в западногерманской литературе послевоенного времени..............................................................................8
1.2. Истолкование творчества Кёппена в русском (советском) литературоведении...................................................................................16
1.3. Кёппен в зарубежной литературной критике .........................................32
ГЛАВА 2. Творчество В.Кёппена.....................................................................45
2.1. Ранние романы («Несчастливая любовь», «Стена шатается»)...............45
У
2.2. Послевоенная трилогия («Голуби в траве», «Теплица»,
V
«Смерть в Риме»)......................................................................................69
2.3. Записки о путешествиях (« В Россию и дальше. Сентиментальное путешествие», «Поездка в Америку», «Путешествие во Францию») ..131
У
2.4. Публицистика: статьи, рецензии, эссе ..................................................145
2.5. Рассказы; повести «Юность», «Страх», «Утренняя заря»; «Дневник Якоба Литтнера, написанный в подземном бункере»..........................153
ГЛАВА 3. Позиция «синтеза» в творчестве Кёппена как способ разрешения проблемности понятия «творческий метод».............................169
3.1. Реалистические и модернистские тенденции в творчестве Кёппена ..169
3.2. Постмодернистская направленность произведений писателя. Проблема интертекстуальности..............................................................................177
ГЛАВА 4. Авторская позиция в произведениях Кёппена как центр
пересечения повествовательных уровней и аксиологических
интенций. Проблема константности авторской позиции .........190
4.2. Позиция как «нахождение» в тексте (пространственно-временная) ... 191
4.2. Ценностная позиция (позиция Кёппена - художника, гражданина, человека, «политическая» позиция) ......................................................198
4.3. Проблема константности авторской позиции.......................................203
Заключение ......................................................................................................209
Библиография ..................................................................................................217
ВВЕДЕНИЕ
15 марта 1996 г., не дожив лишь несколько месяцев до своего девяностолетия, от продолжительной тяжелой болезни умер Вольфганг Кёппен (1906-1996), один из ярчайших немецких писателей послевоенного времени. Он как никто умел чувствовать пульс эпохи, воспринимать ее климат. Его нельзя упрекнуть ни в недостатке фантазии, ни в незнании человеческой сущности. Он в совершенстве владел искусством рассказа. И чем больше временное расстояние с момента появления его произведений, тем отчетливее видна неповторимость его стиля и тонкость литературного освещения им событий.
К сожалению, в нашей стране этот писатель известен читающей аудитории лишь как автор трех романов послевоенного времени - «Голуби в траве» (1951), «Теплица» (1953) и «Смерть в Риме» (1954). Данная же диссертация посвящена исследованию всего творчества Кёппена, включая его ранние романы, публицистические статьи, эссе, повести, рассказы, записки о путешествиях и т.д. Наш анализ произведений Кёппена будет направлен на выявление авторской позиции, т.к. проблема авторской позиции - не только одна из самых спорных, но и одна из самых явных, возникающих при исследовании его творчества. Мы считаем, что проблема хрупкой и противоречиво-непостоянной авторской позиции является центральной проблемой творчества Вольфганга Кёппена, не рассмотрев которую невозможно понять и оценить творческое наследие писателя. Ею довольно мало занимались как зарубежные так и русские (советские) литературоведы, но, исследуя произведения писателя, они всегда задавались вопросом - имело ли место на протяжении творческого пути Кёппена изменение авторской позиции.
В нашем исследовании мы рассматриваем авторскую позицию: позицию «нахождения» в тексте, (т.н. пространственно-временную) применительно к конкретным произведениям; ценностную позицию Кёппена-художника,
гражданина, человека. Также мы исследуем проблему константности авторской позиции, которую возможно разрешить лишь в процессе дистанцирования от времени, в котором автор жил, фигуры автора и его произведений.
Во многом способствует разрешению данного вопроса и тесно связанная с ним проблема «творческого метода» писателя, которая также не получила конкретного и подробного освещения в литературоведении (писательская манера Кёппена была неоднородна).
Необходимо также отметить, что данные проблемы исследуются нами в полемике с отечественными и зарубежными авторами диссертаций, посвященных творчеству В. Кёппена.
Итак, цель настоящей диссертации - исследование проблемы авторской позиции в творчестве Вольфганга Кёппена.
В соответствии с общей целью ставятся следующие задачи:
- освещение проблемы авторской позиции и творческого метода Кёппена с учетом новых тенденций в литературоведении и временной дистанции от момента появления книг автора;
- анализ произведений В. Кёппена на качественно новом уровне, с учетом влияния модернистской эстетики; выявление зачатков постмодернистской направленности в его творчестве;
- исследование проблемы интертекстуальности в произведениях Кёппена.
Актуальность исследования заключается в обращении к неизученным вопросам авторской позиции в творчестве Кёппена и постмодернистской направленности его произведений, она обусловлена также созвучностью многих проблем, поставленных в его книгах, проблемам реальности конца ХХ-го века.
Научная новизна работы состоит в обобщениях, базирующихся на результатах анализа произведений Кёппена, и заключается в новом ракурсе рассмотрения проблемы авторской позиции, в освещении полной картины
писательской манеры Кёппена с учетом постмодернистской направленности его книг.
Научная новизна диссертации не в последнюю очередь определяется и тем, что в процессе работы столкнулись две, как до сего времени предполагалось, взаимоисключающие, противоположные концепции романа -неокантианская концепция М. Бахтина и постгегельянская концепция романа как эпоса нового времени, представленная теорией Д. Лукача, - они не только сталкиваются, но и сосуществуют в рамках данного исследования. Тем самым у нас впервые появляется возможность синтезировать эти две точки зрения. В диссертации мы попытались заострить данное противоречие до уровня, при котором наша историчность «поднимется» до герменевтической, сделать несколько шагов в этом направлении, дабы подтолкнуть противоречие к разрешению.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что рассмотрение проблемы авторской позиции и постмодернистской тенденции в творчестве Вольфганга Кёппена способствует расширению и углублению знания о специфике творчества этого писателя в целом, а также обогащению представления об авторской позиции и творческом методе художника вообще.
При анализе творчества писателя в качестве исходной концепции (методологической основы диссертации) представляется разумным опереться на классическую и современную теорию и историю литературы, обширный художественный материал, теорию литературных направлений, использование методов литературоведческого анализа, а также опыта литературоведческих работ (общетеоретических и о творчестве В. Кёппена) как русских, так и западных исследователей.
Объектом исследования в данном случае выступает все творчество В.Кёппена: ранние романы («Несчастливая любовь», «Стена шатается»), эссе, рассказы, статьи, рецензии; трилогия («Голуби в траве», «Теплица», «Смерть в Риме»); а также поздние произведения (записки о путешествиях, повесть «Юность» и т.д.).
Предметом исследования является проблема авторской позиции.
Материалом исследования являются литературно-критические статьи, научно-исследовательские труды и диссертации, посвященные творчеству В.Кёппена в русском и зарубежном литературоведении, а также записи интервью и бесед с писателем.
В работе применяются следующие методы литературоведческого анализа: культурно-исторический, сравнительный и биографический.
Практическая ценность диссертации заключается в возможности включения результатов исследования в курс истории немецкой литературы ХХ-го века и использования их в преподавании данного курса, для разработки спецкурсов, спецсеминаров по истории зарубежной литературы; а также в возможности включения результатов исследования в практику чтения лекций по теории литературы и применения их в научной работе аспирантов.
В соответствии с поставленными целью и задачами исследования диссертация состоит из введения, четырех глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения и библиографического списка.
Первая глава включает в себя вопрос места и значения фигуры Кёппена в западногерманской литературе послевоенного времени, а также обзор и анализ работ отечественных и зарубежных литературоведов о Вольфганге Кёппене и полемику с их авторами.
Вторая глава содержит анализ произведений Кёппена, направленный на исследование авторской позиции и выявление особенностей писательской манеры Кёппена вообще и зачатков постмодернистской направленности его книг в частности. В данной главе исследуются проблемы, содержащиеся в произведениях, их стилистические особенности, художественные средства, используемые автором. Так как архитектоническая форма произведения конституирует точку зрения, которая, в свою очередь, аксиологически (ценностно) организует материал, то мы в своем анализе уделяем внимание и композиции книг Кёппена. Так как на русском языке были опубликованы только послевоенная трилогия и, фрагментально, повесть «Юность», то мы
считаем необходимым представить в нашей работе ранние романы, записки о путешествиях, публицистику, рассказы, а также почти неизвестную книгу «Дневник Якоба Литтнера, написанный в подземном бункере» и некоторые другие произведения писателя, дать их анализ, тем более, что они (за исключением ранних романов) практически обойдены вниманием как русских так и западных критиков.
Выводы с их логическим обоснованием, представленные в третьей и четвертой главах, по сути, являются следствием анализа, сделанного в предыдущей, второй, главе. В третьей главе представлена позиция «синтеза» в творчестве Кёппена как способ разрешения проблемности понятия «творческий метод». В ней объединены реалистические и модернистские тенденции в произведениях писателя и их постмодернистская направленность (при этом одно из главных мест в данной части главы занимает феномен интертекстуальности в книгах автора).
Предметом исследования в четвертой главе являются три аспекта авторской позиции как таковой: позиция как «нахождение» в тексте (пространственно-временная), ценностная позиция и проблема константности авторской позиции.
В заключении нами подводятся итоги проделанной работы, обобщается анализ произведений писателя, уточняются выводы, к которым мы пришли в третьей и четвертой главах).
ГЛАВА 1
КРИТИКА О КЁППЕНЕ: В ПОЛЕМИЧЕСКОМ РАКУРСЕ
1.1. Место и значение Вольфганга Кёппена в западногерманской литературе послевоенного времени
Вольфганг Кёппен (1906-1996) приобрел известность в начале 50-х годов XX в., когда были опубликованы его романы «Голуби в траве» (1951), «Теплица» (1953) и «Смерть в Риме» (1954), составляющие своего рода трилогию, посвященную западной Германии послевоенного времени. Читатели с полным правом увидели в нем политически активного автора, с ярко выраженной политической позицией. «Каждая написанная мною строка, - сказал однажды Кёппен, - направлена против войны, против угнетения, бесчеловечности, бессердечия, убийства. Мои книги - это мои манифесты» [цит. по:85. С. 5].
Кёппен безжалостно обрушивается с критикой на Германию, пытается защитить ее от возвращения нацистов и предотвратить реставрацию старого режима.
Вспомним, что уже в июле 1951 года был принят закон о пенсионном обеспечении бывших фашистских чиновников, офицеров гитлеровского вермахта, которым разрешалось занимать ведущие посты в промышленности и армии. На съезде ХДС в том же году получил официальное подтверждение курс на ремилитаризацию страны [67.С.105].
Конечно, Кёппен не мог молчать. Но отрицание им политической тенденции в своем творчестве было столь категоричным, что не только натолкнулось на непонимание большинства современников, но и поставило под сомнение само понятие политики. Кёппен говорил по этому поводу: «Кто, если не писатель, должен взять на себя в нашем обществе роль Кассандры -неблагодарную, напрасную роль? Каждая книга содействует ПОЛИТИЧЕСКИМ (выделено нами - И.Р.) процессам. Даже если и не
непосредственно... Если бы я хотел действовать непосредственно, то попытался бы стать министром обороны Германии, получить власть...» [цит. по: 101. С. 254] А на прямой вопрос известного критика, ставшего своего рода кёппеноведом, Марселя Райх-Раницки, верит ли Кёппен вообще в возможность писателя оказывать влияние на политику, тот ответил, что верит, «но не в том смысле, что писатель сегодня садится за стол и пишет роман, к примеру, о загрязнении окружающей среды... - можно подумать, что сразу после появления этого дурацкого романа будет положен конец загрязнению среды. Но, ... к примеру, Великая буржуазная литература Франции, Англии и Германии внесла свой вклад в то, что буржуазия вступила в пору своего заката. Но это происходило постепенно, с течением лет, а не сразу после появления какой-то книги.» [цит. по: 40. С. 154-155].
Кеппен приписывал литературе возможность политического воздействия в плане общепросветительской функции, но не верил в непосредственное влияние. Он считал, что одна книга может изменить лишь точку зрения человека или в некоторой степени содействовать появлению всеобщего желания изменений [там же. С. 155]. Таким образом, романы Кёппена оказались политичными романами аполитичного.
Безусловно, политическая тематика играет большую роль в творчестве этого писателя. Однако не следует ограничивать круг проблем, представленных в его книгах, лишь этим ракурсом. В своих романах Кёппен опосредованно, через героев, стремится исследовать действительность и человека как такового. С новых позиций оценивается им повторяющийся ряд жизненных мотивов: отчуждение человека, его одиночество, бессмысленность путешествий и поисков и т. д. И именно через восприятие обычных, может быть, немного более эмоциональных людей - его героев - угадывается его мировосприятие. Кёппен-писатель не обходит стороной обычные
1 Перевод наш - И.Р. Последующие цитаты также будут даны в нашем переводе (кроме тех случаев, когда в библиографическом списке имеется указание на переводчика).
человеческие чувства: любовь, сострадание, боль, смерть, пытаясь в тысячный раз заставить читателя плакать, сострадать, вдумываться в смысл, казалось бы, банальных вещей, по-новому оценивать их. Естественно, как у каждого писателя, у Кёппена свое видение мира, он вносит сугубо индивидуальные краски в повествование. Общечеловеческие проблемы, исторические закономерности предстают в его произведениях сквозь призму мифа, аллегории, абсурда. Критическое неприятие мира, нигилизм порой переплетаются в его творчестве с гуманистической направленностью.
Кроме трилогии Кёппеном написаны еще два романа: «Несчастливая любовь» (1934) и «Стена шатается» (1935). Они относятся к раннему периоду его творчества и во многом предопределяют дальнейшее развитие стиля писателя. Кёппен известен и как автор записок о путешествиях («В Россию и дальше. Сентиментальное путешествие» (1958); «Поездка в Америку» (1959); «Путешествие во Францию» (1961), многочисленных рассказов, эссе, статей, повести «Юность» (1976) и книги «Дневник Якоба Литтнера, написанный в подземном бункере» (1992), которые также, помимо пяти романов, являются объектом нашего исследования.
Западногерманская литература, предвосхитившая рождение трилогии Кёппена, характеризуется послевоенными настроениями. Так, в творчестве известного писателя Вольфганга Борхерта (1921-1947) отразилась одна из главнейших тенденций литературной жизни того времени - тема обманутого поколения. Необходимо отметить, что Борхерт был представителем так называемой «литературы развалин» или «литературы руин», определявшей идеологию «штунде нуль», которая подразумевала, что после разгрома гитлеровского рейха развитие всех видов искусств, общественной и политич