автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
В. Кобекин

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Растворова, Наталья Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'В. Кобекин'

Текст диссертации на тему "В. Кобекин"

Российская Академия Музыки имени Гнесиных

На правах рукописи

Растворова Наталья Валерьевна В.Кобекин: творчество, стиль, метод.

Специальность 17.00,02 - Музыкальное искусство

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель кандидат искусствоведения

профессор Лейе Т.Е.

Москва 1999

Содержание

Вступление...........................................................................3

Глава I. Вводная

1. Фшюсофско-эстетическая основа творчества Кобекина,Л1

2, Интонационные истоки музыкального стиля композитора............21

Глава П, Оперное творчество

1. Общая характеристика оперного творчества Кобекина................29

2. Театрально-эстетическая концепция и проблема синтеза,............39

3. Особенности музыкальной драматургии опер...........................46

4. Вокальный стиль и оркестр оперных произведений,...................52

5. Опера "Н.Ф.БЛ.................................................................59

Глава Ш. Симфоническое творчество

1, Общая характеристика симфонического творчества Кобекина,,,,,, 75

2, Вопросы драматургии и формообразования,.............................82

3, Симфонический оркестр Кобекина.,..,....................................88

4, Симфония «Голгофа».,.......................................................97

Глава IY. Камерное творчество

1. Общая характеристика камерного творчества Кобекина............113

2, «Велс! Веле!»..................................................................129

Заключение........................................................................142

Литература.........................................................................154

Приложение

1. Нотные примеры...............

2. Список основных сочинений

...165 ...208

Вступление

Владимир Александрович Кобекин (1947г.р.) - крупнейший композитор Урала, но его известность давно перешагнула рамки уральского региона,1 Многие сочинения автора, включая клавир «Пророка», вышли под грифом центральных отечественных музыкальных издательств «Музыка» и «Советский композитор». Официальное признание заслуг композитора подкреплено неизменными симпатиями и любовью к его музыке в самых широких кругах слушателей. Своих преданных почитателей находят практически все кобекииские произведения, а не только изданные к настоящему моменту, Они звучат и у нас в стране и за рубежом. Отметим, в частности, успешное исполнение сочинений композитора на музыкальных фестивалях во Франции и Германии, где состоялись премьеры трёх его последних опер - «Н.Ф.Б.», «Молодой Давид» и «Моисей». Концертные программы, включающие произведения Кобекина рождают многочисленные отклики прессы,

Кобекин разносторонне одаренная личность. Он блестящий пианист - исполнитель собственных сочинений, либреттист большинства своих опер, В двух из них («Шут и король» и «Счастливый принц») автор предстал в качестве режиссёра-постановщика. Печатью литературного таланта отмечены кобекииские статьи, вышедшие в разные годы на страницах журнала. «Музыкальная академия» («Советская музыка»).

Статьи Кобекина отражают естественное для каждого крупного художника стремление к осмыслению собственного творчества, В них раскрываются эстетика музыкального театра композитора и

1 Кобекин - коренной уралец. Место рождения композитора - город Березники Пермской области, но его творческой родиной можно назвать Екатеринбург (Свердловск), С этим городом связаны и юношеские годы и пора зрелости - время превращения молодого талантливого композитора в крупного художника, Обнаружившаяся в детстве тяга к сочинению музыки, переросла в твёрдое решение стать врофесстнапшмм композитором за три неполных года его обучения на фортепианном отделении Уральской консерватории. Кобекин переводмся. в Ленинградскую консерваторию на кафедру композиции в класс С,Слонимского, По её окончании, (1971) живет в городе Екатеринбурге, большую часть времени отдавая творчеству. Кобекин - заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат престижных премий. Среди них: премия имени Шостаковича, Премил Союза композиторов СССР и Государственная премия, присужденная Кобекину в 1987 году за оперу «Пророк».

концепция новой мелодики, получившая звучное античное

определение «Мелопея», Аналогичное название («Мелопея, Основы

мелодики») носит предмет, который Кобекин ведёт в Уральской

консерватории и который поднимает насущную проблему

современности ~ возвращения музыкальному искусству его истинных

художественных достоинств. Таковые, по мнению композитора,

коренятся не в обилии авангардных технических приемов, а в

1

мелодической природе музыки.

Масштаб таланта композитора позволяет ему свободно обращаться к различным техническим средствам,- накошенным в арсенале музыки. XX века.2 Однако, важный для любого художника вопрос обретения собственного «я», изначально связан' для Кобекива с мелодико-модальной интонационной сферой, В её рамках хфоисходиш и эволюция музыкального языка композитора, В сочинениях, созданных с начала 90-х годов, откристаллизовалось некое итоговое качество музыкального стиля Кобекина. Авторское определение его весьма выразительно и показательно — «этап мелопеи». Оно свидетельствует о наделении монодийного начала статусом художественного приоритета.

Ишшационная сторона произведений этапа мелопеи отражает стремление автора возродить первичное значение мелодизма, подчинив ему сферу воздействия остальных компонентов музыкальной ткани. Таким образом открывается путь к выявлению

заложенного в монодии огромного духовно-энергетического потенциала (оставшегося невостребованным ввиду новых возможностей, пришедших с эпохой многоголосия).

Идея ограничения выразительных средств представляет сочинения автора последних лет в русле минимализма - направления, активно развивающегося в современном музыкальном искусстве. Разумеется речь идет о самобытном преломлении" данной тенденции в музыке

1 Мелодическое богатство отличает и сугубо современные по интонационному строю

произведения самого Кобекина. Мелодика композитора пластична и выразительна, в ней присутствует то неизъяснимо проникновенное, в чём заключена высокая лирическая суть мелодизма.

2 Это может быть продемонстрировано неортодоксальной додекафонией сочинений середины 80-х годов - таких как «Триптих для фагота соло» и прелюдия «Леший» из фортепианного цикла «Деревенская тетрадь».

композитора - полнозвучном мире, покоряющем широтой и богатством образов.

Минимализм Кобекина воспринимается как органичное явление в свете отмечаемой многими искусствоведами закономерности (см., в частности - 95, с. 11). Она заключается в общности основополагающих признаков в поздних стилях художников разных искусств и эпох. Главными признаками здесь выступают строгость, ясность, прозрачность и чистота линий, возникающие как результат осознанного технологического аскетизма.

Такой тип эволюции характеризует феномен моносшдя. Действительно, несмотря на несомненную стилевую новизну произведений автора последних лет, в них сохраняется изначальная сущность самобытной музыкальной интонации Кобекина.

Творчество Кобекина отмечено качеством, присущим большим композиторам. Оно проявляется в жанровой всеохватности (от миниатюры - до оперы и симфонии), художественной значимости каждого произведения, отточенности композиционной техники, интонационной свежести и своеобразии музыкального языка. В умении разговаривать с аудиторией на своём, далеком от стереотипов языке в полной мере проявились талант и мастерство композитора. В любом его сочинении сложность и изощрённость профессиональной лексики, преломляясь сквозь призму ярких запоминающихся образов, оборачивается непринужденностью живой музыкальной речи.

Кобекин - композитор, работающий необычайно плодотворно. Каталог его сочинений, куда требовательный к себе художник включает далеко не всё им созданное, поражает объемом; двенадцать опер, три симфоний, концерты, симфоническая фантазия, оркестровые вариации, камерные инструментальные произведения, вокальная музыка - сольная, ансамблевая и хоровая.

По признанию самого композитора основным направлением его творческой деятельности является музыкальный театр. В опере во всей полноте раскрывается театральная природа дарования Кобекина. В ней проявляется безупречная музыкально-сценическая логика, истинно театральная эмоциональная атмосфера и яркая выразительность персонажей.

Показательно, что все указанные в основном каталоге сочинений оперы увидели свет рампы, а пушкинский триптих «Пророк» явился выдающимся событием в культурной жизни страны. География постановок оперных спектаклей композитора весьма обширна: Москва. Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, где была дана путёвка в жизнь большинству сценических произведений Кобекина, немецкие города - Локкум, Ганновер, Людвигсбург.

Черты театральности (яркая зрелищность и динамичность развёртывания музыкально-сюжетных линий) присущи и произведениям автора других жанров. Таково кобекинское симфоническое творчество, несущее на себе печать концептуальной серьёзности, высокого философского обобщения. Фантазия композитора сообщает этим исконным свойствам жанра способность к сильнейшему эмоциональному воздействию на слушателя.

С присущей художнику XX века широтой мышления Кобекин воплощает вечные темы искусства - о смысле бытия и подлинных человеческих ценностях, Осуществляя связь времён, музыкальный мир композитора вбирает сюжеты разных эпох и традиций. В нём соединяются Восток и Запад, античность и библейские мотивы. Богато и многогранно представлена русская культура. Здесь и образы славянской мифологии (оживающие в сочинении «Веле! Веле!», в виолончельном концерте «Языческие песни) и один из излюбленных духовных символов Руси - символ путничества (элегии - на стихи Н.Рериха и А.Толстого из И.Дамаскина «Иду в неведомый мне путь», «Дамаскин-соната» для виолончели и фортепиано). Настоящая антология русской литературы разворачивается в сюжетах музыкального театра композитора - от Пушкина - до Кирсанова и Шукшина.

Как бы далеко не отстояли от нас первоисточники произведений

композитора, они по-настоящему волнуют. Прочно остаются в памяти. Ведь в них ощущается истинный смысл искусства, помогающий современному человеку сохранить целостность сознания и радость постижения настоящей красоты.

В названном качестве музыки Кобекина отражается цельность натуры автора - «Огипс1£е$1а11:» («самость»), как её определяет Юнг.

Сообщая чувство независимости от внешних обстоятельств, она освобождает личность от любых других форм самоутверждения, кроме сугубо творческого выражения. В этом отношении можно заметить сходство В.Кобекина и А.Караманова, вследствие своей самодостаточности, не испытывающих нужды в смене провинциального статуса.1 Однако, «оборотной стороной медали» является отсутствие информации о композиторе в том объёме, которого он заслуживает.

Предлагаемое исследование — первая относительно большая работа, целиком посвященная творчеству Кобекина и призванная заполнить образовавшийся пробел (с чем и связана её научная новизна). В наибольшей мере последний ощущается в сфере академического музыковедения. Круг научных публикаций по данному вопросу чрезвычайно узок. Три из них (Н.Вильнер, М.Нестьевой, Л.Горобца), где имя Кобекина возникает не эпизодически, следует выделить особо.

В первой (30) дана общая характеристика оперы «Пророк». Во второй (88) задан ориентир в изучении оперного творчества композитора, поскольку аналитические фрагменты по двум его операм (включающие важные наблюдения по поэтике произведений) поданы в рамках обзора современной ситуации в сфере отечественного музыкального театра. Третья (36) демонстрирует интерпретацию фортепианных миниатюр Кобекина в ракурсе «порождающего описания» (Трембовельский), соответствующем избранному в нашей работе подходу к сочинениям композитора.

Иная картина характеризует область музыкальной публицистики. Интересные и содержательные статьи по поводу практически каждой премьеры кобекинских сочинений (в различных периодических изданиях) свидетельствуют о неординарности явления, их обусловившего. Ощущаемые при непосредственном восприятии

'Указанному факту мы не придаём некорректного значения, а пытаемся охарактеризовать присущую любому человеку индивидуальность мироощущения. Следует также заметить, что Екатеринбург давно перестал быть культурной провинцией, В городе часто происходят музыкальные события всероссийского и международного масштаба (фестивали, конкурсы, конгрессы). Значительная их часть посвящена творчеству современных композиторов и обеспечивается наличием местных высоко профессиональных коллективов и солистов. Не возникает затруднений с исполнением своих сочинений и у Кобекина.

свежесть и самобытность музыки композитора констатируются в подавляющем большинстве публикаций.1

Сказанным обусловлены актуальность цели и основной проблемы' исследования. Цель диссертации заключается в осознании творческой личности Владимира Кобекина в ранге крупного современного художника. Основная проблема - в научном обосновании яркой индивидуальности музыкального стиля и метода композитора обеспечиваемом с позиций академического музыкознания. Предпринятая нами попытка раскрыть эту проблему в её «первом приближении» осуществляется на основе презентации творчества автора во всех жанровых проявлениях. Таким образом, феномен творчества композитора обозначает объект, а жанровая панорама его музыки -- предмет исследования.

Методологический подход, использованный в работе, предопределен её спецификой. Рассмотрение произведений автора с позиций теории интертекста диктует релевантная пара сознание современного композитора / сегодняшнее состояние музыковедческой мысли; «На современном этапе теория интертекста бесспорно является методологически основополагающей в анализе музыкального произведения. Видение общим планом, постижение предмета через его внешние связи раскрывает мир идей и образов сочинения, ведущие композиционные принципы, ориентирует на культурно-художественные парадигмы прошлого и настоящего» (50, с.39).

В музыкальных текстах Кобекина, с одной стороны, проявляется типичная обусловленность семантически насыщенной интонационной сферы философско-эстетическими воззрениями автора. Отметим, в частности, «подсказанный» самим композитором (56) ракурс рассмотрения ассоциативной связи поэтики его сочинений с конструктивными установками кинематографической «теории пафоса» С,Эйзенштейна (135). С другой стороны, интертекстуальный слой произведений Кобекина представляет их в пространстве художественного диалога, обнаруживая преемственность в творчестве

1 Особенно обширна пресса, посвященная «Пророку».

уральского композитора высоких духовных традиций национальной культуры.

Заявленному подходу соответствует интегративный характер гуманитарного научно-исследовательского корпуса работы, которая опирается на положения, высказанные в трудах виднейших ученых в области философии, эстетики, искусствознания. В соответствии с этим избрано и ключевое для изучения творчества любого композитора определение музыкального стиля, понимаемого как «интонируемое мироощущение» (Медушевский - 77, с.80).1 С помощью привлечения понятия «метод» в работе обеспечивается дополнительный фактор конкретизации; данное определение, используемое непосредственно но отношению к предмету исследования, призвано обозначить проявление в сочинениях Кобекина сущностных стилеобразующих параметров его

музыкального языка. Из круга музыковедческой литературы выделим, как сыгравшие важную роль в формировании аналитического аппарата исследования, работы Е. Назайкинского (85,85), В.Холоповой (122, 123,126,129) и Ю.Холопова (117).

Структура диссертации такова: вступление, четыре главы, заключение, библиография и приложение. Это согласуется с исходной

и и Т*ч и «

исследовательской установкой. В первой, вводной главе, раскрываются философско-эстетическая основа творчества Кобекина и интонационные истоки его музыкального языка (второе обусловлено первым). В последующих трёх главах рассматриваются основные жанровые сферы творчества Кобекина с соблюдением дедуктивного метода подачи материала в каждой из глав.

Через все главы проходят две сквозные идеи. Одна служит оформлению высказанного положения об интертекстуальном подходе к творчеству автора, представленному одновременно и в контексте современности и в ракурсе преемственности музыкальных традиций. Другая связана с феноменом моностиля композитора (обнаружение в

1 По сути оно корреспондирует с известным определением А.Лосева, в котором утверждается мысль о внехудожественной первооснове любого художественного стиля (70,с.226).

2 Мы оговариваем здесь принятую в работе точку зрения о не�