автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
В. Маяковский и Игорь Северянин: историко-культурные реминисценции в контексте ранней поэзии

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Скляров, Олег Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'В. Маяковский и Игорь Северянин: историко-культурные реминисценции в контексте ранней поэзии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "В. Маяковский и Игорь Северянин: историко-культурные реминисценции в контексте ранней поэзии"

6 од

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

п (1-1 10 и Я

Диссертационный Совет Д 113.11.02.

На правах рукописи

СКЛЯРОВ Олег Николаевич

В.МАЯКОВСКИЙ И ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ РАННЕЙ ПОЭЗИИ

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1994

Работа выполнена в Московском педагогическом университете

Научный руководитель:

доктор фи то логических наук, профессор Л.Л.СМИРНОВА

Официальные опп он о н т ы:

доктор <1 и то логических наук В.А.РйДЬКШ кандидат филологических наук Л.Ф.АЛЕКСЕЕВА

Ведущее научное учреждение - Елецкий педагогический институт

Защита диссертации состоится ". £."1994 года в .'.^Г часов на заседании диссертационного совета Д.ПЗ. 11.02 по литературоведению в Московском педагогическом университете по адресу: Москва,ул.Энгельса,д.21-а. .

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПУ.Адрес университета: 107846,Москва,уд.Радио,Ю-а.

Автореферат разослан 1994 г.

кандидат <? чдологических каук

Ученый секретарь специализированного совета 1гшпти1тят [тгтлггпгчгояо.и-впг иат С.М.ТьЯЕГИН

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ

До недавней поры представчения о творчестве В.Маяковского я Игоря Северянина в паюм отрядят* предвзятость«) пульгарно-соидологического харяктеоа.Значение поэзии XX стопетия зачастую искусственно сводитесь к выражению пресчовутого соцреализма.Художествеи» жые адотяжения оставались в тени.Следствием такого подхода было необоснованно» возвеличение Маяковского и ототь же незаконное отлучение от искусства наследия Игоря Северянина.

В поачеднее время наметилась противопо южная крайность:под предлогом "демш|<иргизацим" истории происходит черезчур легковесное "развенчание" прежних авторитетов к поспешная канонизация хо~ 1 вых.Но кр»твои';м оценки снова оказывается отношение к рево.адсин, Точьк® теперь под знак просчавления попадают те,кто ае "не принял", а неприятие вызывают все так ичн иначе свячавшне свои искания с социально-политическим* тенденциями начдка века.Марковского мине безосновательно обвиняют чуть ли не в разрушении русской культуры.А между тем подчинный смысл его титерягурной деятельности опять,хотя ■ по.другой причине,остается за пределами внимания.В наследии Игоря Северянина,впопне вроде бы реабилитированного,тоже осмысчвно не-многоегэгофутуристичвсков равнодушие к общественным проблемам,субъективность жизневосприятия.Он внрвь,пусть под иным.положительным знаком,резко противопоставлен Маяковскому.

Раз тачия в мипоо;цуи1внии и поэтике двух современников очевиден. Но раскрыть причины и характер этих расхождений оказалось возможным лишь чвреэ проникновение в художественное сознание Маяковского ж. Игоря Севвряннка.Соавнятечькыйанатаз обнаружил не только факторы, обусловившие отчуждение поэтов,но и несомненную типотогичеокую близость многих ицейно-эстетическжх принципов и творческой практик«. Общность эту в значительной мере определило то обстоятельство,что Маяковский и Игорь Северянин бычя участниками единого духовио-куль-турного движения эпохи,имевшего ярко выраженный р о м а н т ж -ч • с к и й характер.

Хрияиснне,перетомные моменты истории,"когда сменяется один уклад жизни и складывается другой"Д.Р.Фохт/?как правило,открываю? "новые Возможности дчя своеобразного возрождения ж развития ромчя-тических трядт»й"/А.Гурввжч/г создают бчагопржятную почву для тивизации романтизма как оообого т в п а творчества.

Худо»шлкя яачачя XI века наследовали почт* вое основные жоха-ь , ния ж открытия романтиков и ровного столетия.Но прж этом - что го-

ра.чцо важнее - романтизм предстает в их созданиях как исторически разливающийся тип художественного мышления.Оформившиеся в новых общественных условиях,он чризван быт по-своему отразить колчжзи современности,тпорчески переосмыслять кчассическив парадигмы.В русской поэзии этого периода главенствующее место начинает занимать взгляд на искусство как на средство преображения действительности,постулируется жизивтворчвско« понимали художнического с тужекия.Иначе начинает рассматоиваться к проблема ч и ч я о с т *.Индивидуалистическое сознание устуцает . место поискам новых,качественно иных взаимоотношение героя-поэта и массы,кучьтуры и стихии.

Возникший на крутом историческом переноме,русский неоромантизм отразип назревшую потребность в переоценке всех ценностей. Грандиозная задача построения новой культуры предполагала осуществпение кардинальной "ревизии" всего накопченного предшественниками.Устремленность к небывалому соединялась с кечаниом цать вксший синтез' наследия пропитых эпох. Это диктовано необходимость обращения к мировой культуре,что вело К возрастание ассоциативной насыщенности искусства,к усилению рочи различных интвртекстуачмшх эчементов.Аначиз реминисцентного пласта в раннеК «шояке Маяковского и Игоря Северянина предстнвчяется по этому очннм из наибочеч плодотворных способов постижения их художественного сознанияЛознатечьно избраны поэты,обычно воспринимавшиеся как антиподы:это позвочяет установить как общие типологические чортн.так и вариатягюсть их выражения в творчестве.

Понятие "историко-кучьтурная реминисценция" берется нами в широком его значении,вкточающем в. себя все виды обращений к явче-ниям,имеющим статуо ичторито-кучьтурного факта,-от простых упоминаний до всевозможных перекличек /явных,скрытых,сознатечьных,интуитивных/ на слжетном, образном к стилистическом уровнях,Имеются в виду как собственно литературные реминисценции,так и философские, речнгнозныв,мифологические,исторические,а также из жквописи,музыки и .других видов искусства.

В наши задачи не входит доскональное рассмотрение всех интвртекстуачьных элементов и выявчение всего сМысчового потенциала каждоР реминисценции.Нас интересуют основные функции имеющихся у " Маяковского н И^оря Северянина обращений к историко-культурному материалу,* творческому опыту прещяественников.Именно по этой линии, к а наш взгляд,явственно проходичо идеР.но-эстетгческое сояри-

«основание двух позтов.

.'.-.' Диалог о духовным наследием прошлого отроился как з Форме полемики,так и в форме позитивного усвоения предшествующих цос-тижениЙ.При этом "чужое" не просто заимствовалось,но трансформировалось в соответствии с новым миропониманием.Присутствие историко-культурного фона неизмеримо расширяло текст,углубляло его содержание,сообщало необычайную емкость образам.

Для ведущих художников Сервбрянного века было характерно двойственное" отношение к классическому романтизму:они видели в нем « архаичное,требующее преодоления,ж блвзкое,актуальное.нуждающееся в дальнейшем развитие,

В раннем творчестве Игоря Северянина значите льнов место занимают традиционно-романтические мотивн:культ исключительной личности,антогонизм мечты и действительности,художника и толпы и др.Вместе с тем обнаруживается тенденция к преодолению некоторых исчерпавших себя установок.Это проявилюсь и в авторской иронии, неизменно сопровождавшей патетику,и в тяготении к игре о "поэтизмами", романтическими штатами,что нередко придавало текстам оттенок пародии.

Северянин,как и Маяковский,искал пути радикального обновления культуры.Ломая инерцию старых эстетических он ст ем, он. сознательно шел на смешение стилей,на"расширение поэтического лексикона за счет "нелитературных" языковых пластов.С Манкоасним Игоря Северянина роднит предельная экспрессивность творческой манеры,решите тьное отталкивание от всяческого "академизма",тяготение к непосредственно-чувственному миропостижению,жажда нового олова и нового вчгляда.Объактом беспощадных инвектив поэта выступал литературный "истеблишдент",пресловутые законодатели вкусов /"тусклые Ваши Сиятельства"/4} Вместе с тем отличительно! особенностью северянхнской поэзни является глубочайшее благоговение перед сокровищами культуры,перед именами и шедеврами внда-шкхся художников,что выражалось с помощью многочисленных реминис-цеций.

Исповедуя романтическую приверженность абсолютным идеалам, Игорь Северянин выступает,однако,преаде всего как м е ч т а т ель, Желанную гармонию он пытается обреотя в мире фантазий и грез,склонясь * неотмирному,"жреческому" пониманию назначения поэзии,Но авторская ирония помогала преодолеть самодовлеющую замкнутость к смксловую однозначность образного строя.

О почоиьо истощко-кудьтурной образности позт проясняя ОПОЙ <Тчиосо<1'!!м-эстетичозкие представчения, ^вою позиции по наиболее парным ддн него пообдечам,творчески переосмысливая опит предшественников в соответствии с новыми художествинкыми задачами.

Иаоюдие 'Лго ).ч уопорянчиа предстявдяег собой .-ложный сплав "старого" и "нового",эдемонтоп сугубо традиционных,даже архаических,с интуициями иного,нобквадого »отвгиче ;'<ого сознания,

В творчестве В.Маяковского проблема взаимоотношений с культурным наследием приобретает поистине драматическое звичанив.Иа первый пиан выходит борьба с деспотией авторитетов,"тяжелой медью памятников наступающих на горю нового освобождающегося искусства адова"4*.Ми пенью беспощадной критики автора "Облака в штанах" оказывается цаны^ спектр подвергшихся фетишизации представлений;ао-тетг«ских,этических,религиояных.Одутимую трансформацию претерпевают заветы классического ромаимзма.Позт кардинчдьио пересматри-вавт также традиционные оппозиции,как "искусство к жизнь","идеал ■ двйств*тедьиооть,\ "художник я толпа",намечает пути преодоления рокового разрыва,обрадовавшегося между этим* "полюсами" бытжя,утверждает возможность « необходимость иных взаимоотношений кунь-турной элиты в масс.

Но в самом обдике дичического героя ранней поэзии Маяковского проступают родовые ч*рты романтической личности:мессианизм и трчгичвское одиночество,восприятие мипа сквозь призму крайне обо-стронных субъективных пережигани",одержимость дерзкой мечтой,внутренняя противоречивость " т порче стад водя, со »ч чакшая "вторую ре-яи>яость",в котоооГ л'^одо'¡«втмтся чоисенсы эмпирической действи-тедьиости.Гдубинное погружение почта в псмпнтиче-'-чуо стихно приводило,однако,на п-акт'тк»? к открытиям,значит" дьно раздвигай^им рамк* тгади'пончпгп художественного адь-".иения.

В оснопячя» неоромзнтичвсчого переосмысления т/тътурного на-отедия члжадо - во-пчпвкх -стррмлрнии увидеть его через призму современности и - во-вторых - гетячио связать кутьтуркке накопления о жизныо,сппо^ц'-^вять их в пдач тт^зчтячеочого преобоаяения миря, на идеадьных основах.Раннчй Чячжов'мий рч-штодьно от-'.азнвяэтся от противопоставления "духовного" и "эе".чого".М ч я т а худо«иска провозглашается реаиной аолкдяяпгв^ ?ги, полэтпескач фантазия получает жязнчтвортеский статус.Ли"чгч*>Ыг.Р герой Лаччоьс-сого - творец нового типа,ун*ячроатьнгя точность, вмедаз.юя з сбя весь ксго-рическл? опыт и причастная сутьбчч всего чеючвчо тгвч, -то гтаията?

я провозвестник новой культур а -л тяг»,

лик мироздания.

Несмотря на бочьшуи художеетвенну» значимость кночедия конского,оно рассматривается в работа после гворччства Мгоря ио-верянина.Это оправдано,по-иапвкх,хроноюгйче ,во-вторых,о точки зрения тогики самого то чвдования: чосу.чвнш! двух поэтов соотносятся как два этапа одного пути п руаче русского неопоминтч« .<.'/... рубегя леков.

Предпринятое исо ючованйв нреадтяведе? ооЯою иоинтку око-е-матизацяи я гточогт иоторичо-ку чьтурних реминисценций з 1кши<«л ТРОП'!-!геве В.Шякоажого и Игоря Северянина о гонки зрения ром в раскрытия поэтического миропонимания аъторов^Цеяъ работы - проследит ь,кнк в нооизвачениях двух современников но-рапному „п-'ИОч-торимо прэтомились сходные устремчения и характерные д,вд .»«охи тенденции,

Материалом дая настоящей работы нос тукя 1и нрячпзн- т«р» издания ранних произведений В,Маяковского и Игоря Северянина,ях публицистические выступичиия в печати,архивные документы ЦГАЛИ и Музея В.Маяковского,письма поэтов :? воспоминания о них.Методологическую основу исследования составили теоретические труда о ро'матя-змв и неоромантизме,монографии об искусстве начала XX века.а такие статьи я книги,посвя'ценны® жизни и творчеству В.Маяковского и Игоря Северянина.Значитепъко^ внимание при этом бито удечено осмыслению этой эпохи художниками,фитософами и учеными Русского За-руб«жья:Н.Бводяввим,В.Ходаоевичом»Н.Оцупом,Г.Струвв к др.

Основные проб темы,затронутые в диссертация,сравнит?тьно мало изучена в отечественном литературоведении„Из относительно поздних работ,з той идя иной мере хаовя:~хся вопроса об асторико-ку-чь-.-ур-аых реуккхецэнцкях в ранкек творчеств® 3.Мгяковского,можно отмэ-

труд К.Г.Петросова "Поэзия Маяковского и проблемы романтиз-/ 5? ? Ч {, книга Н.Хардхиева л 3.Тренина "Поэтическая культура Макковског5/М. Д970/,В.АшТх)(!сова "Нам слово нужно дта жзэик" /Л,,1^64/,К.Медведевой "Проблема нового человека в творчество А. Блока и В.Маяковского"/Владявооток,1989/(Исследования И.Макаровой "Традиции русской ктассической литературы XIX века в творчестве Маяковского Маяковский а Достоевский /Л.,1979/,Е.Д.Золотаревой "Проблема поэтической традиции в творчестве Маяковского"Д(,,1987/.

Ее та учесть,что наолвдие Игоря Северянина до сих пор практически не изучалось,то зкачитечышй интерес представляет сборник

- и -

"О Ипш© :врерянкн«"/Череповеи,1987/,где собраны тезисы докладов научное конференции,посвященной ЮО-летии поэта.

Проб дамп творческих взаимоотношений В.Майковекого и Игоря Северянина удалено внимание в статьях К.Г.Патросова "Молодой Маяковский в литературной борьбе"/ "Русская литература XX в«ка"Сб. статей.- Калуга,1968/ и Н.Харджиепа "Маяковокий и Игорь Северянви" /"Й.цль1&ы ¡.¡тггатит**,VI -4, 1976/.Вое эти публикации представляют ценный материал по многим интересующим нас вопросам,но по своим жанровым особенностям они,естественно,но могли охватить всех аспектов данной проблематики.

Научнад новизна диосертацяи,таким образом,обусловлена как малоязученностью названной области,так к избранными в работ® принципами исследования.Впервые сделана попытка целостного рассмотрения творчества и от готических взглядов раннего Игоря Северянина.О это!! целью в научный обиход введены малоизвестные матера-алы его архива.Часть их составила особый раздел работы /14 стр./. Значительно восполнены представлении о творческих и 'личных связях М-.!{ковского и Игоря Северянина.Их отношения показаны в эволюции, с уточнением причин сб гниений и расхождений между постами.А главное , думает т, наК не но направление поиока, позволяющее выявить сферу тесного соприкосновения идейно-эстетических устремлений обоих,06-рацение к функциям историко-культурных реминисценций дало возможность углубиться в авторские концепции мнра,чаловэка,яскусства, преодолеть опасность упроченных,одпостороиних/узко-социологпчео-кнх и пр./ трактовок,отчет~иво увидеть об:щто для обоих современников устремленность к волроладенню к обновлению духовной культуры на основа прадиествупних достижений,а в свете этого - по-новому осмыслить особенности поэтике Маяковского я Игоря Северянина.Такой подход,представляется,имеет в определенную теоретическую ценность,Он позволяет значительно приблизиться к пониманию сущности русского неоромантизма к неповторимых вариантов его развития в начале XX века.

Адресация тэаботн» Результаты исследования докладывались на ■ научных кон-Теречшгчх в Астоаханском педагогическом институте в 1991,1392 гг.,на научной конференция преподавателей и аспирантов МПУ в апреле 19Э4 г.Работа обсуждена на кафедре русской классической литературы МНУ.

По теме диссертации опубликовано три работы,.две находятся в печати.

- ? -

ОСНОВНОЙ СОДЙРЖАШге РАБОТЫ

Во рвеленяи обосновывается выбор темы,ее актуальность,!«)-' учная новилна исследования.Формулируются проблематика,цель и основные задачи,намечаются обма принципы подхода к выдвинутым в диссертации вопросам.Обосновывается целесообразность взгляда на раннее творчество В.Маяковского й Игоря Северянина чяк на реализацию исторически развивающегося романтического типа ху'д о яв о т в 9 н ного м н ш л в н и я,дается характеристика основных тенденций п поэзии рубежа XIX. - XX. веков, обобщение сущностных черт русского неоромантизм а, его основных завоеваний и открытий,

л-лжла небывалых ценностей в творчестве виду них художников Серебрянного века соединялась со отрешение« "подвести черту", осуществить синтез всего достигнутого предшественниками.Вопэд-стгзпо этого значительно возрастала роль историко-культурных ¡Íi<!M¡í-нчсценгшй,их удельный вое в художественном воплощении авторской концепции мира,Отсюда вытекает то исключительно парное значение, которое мы придаем рассмотрению соответствующего пласта в текстах Маяковского я Игоря Северянина.

Введение вчлючаот в себя л необходимые разъяснения относительно трактовка нами понятия "историко-культурная реминисценция", оговариваются его границы,принцип употребления,

Аннотируэтся существующая на сегодня научная литература о Маяковском и Игоре Северянине,имеющая прямое или косвенное отношение к проблематике диссертации.

Пппвач глава - "Эстетические взгляды Маяковского и Игоря Северянина"- состоит из трех частей.Вначале расположен раздел "Эстетика и литературная позиция раннего Игоря Северянина",содержащий анализ- иде?но-худо?.езтвенных воззрений поэта,особенностей его поэтического evado п обстоятельств их ^ормировалул.Излагаются основные ядои,составившие суть теоретической програшн эгофутуризма, которая была результатом добросовестной попытки привести в систему отдельные творческие "находки" Северянина.Сам он по складу свое? одаренности но был мыслителем-теорятичоч я чэ спот стать идейным вогдем течения,практически утратившего с уходом лидера-свое значениэ. .

3 отличие от Маяковского,ранний Игорь Северянин почтя яэ оставил нам текстов литературно-теоретического характера и,за иск-

гоч«ниом непкочьких манифестов,как правило,ие кгзчазывапся непосредственно по вопросам искусства.Однако,представтеиве об г«ч<?оких илпядах пяш эгофутуристов мокко составить по нескользким "прогряимним" поэтическим произведениям и на основании наблюдений- над комплексом вачшейших мотивов,образующих ядро сево-рянинокой поэзии раннего периода» ; . .

В соответствии с принципом романтического жизнепонимания нравствонно-эстетическиЯ идеал у.Игоря Северянина воплощен в об-раив х у до * в в к а - он явчяется скреп чяющкм центром всей ■ образной онстеик.Основная проблематика:назначение Поэта,смысл искусства,ого отношение к действительности,судьба незаурядной яич- . ностк.Существенная особенность - ярко выраженный дуализм м е ч-т ы и р о а л ь- н о с т и,традт?вдонно-ромаитическоо"двоемирке". Возвышенные духовные запросы несовместимы дол .мрического героя о пошлость» повседневного существования,поэтому он уносится воображением в "грезоаое царство",б сказочную "Ммррэлию",где все невозможное становится возможным к где кизнь и поэзия сяив&отся йооди-но.Однако„поэт вцэтна сознает.сомнительность подобного способа достижения' идеапа.Поэтому искренний пафос неожиданно переходит в игру с романтическими штампам;", к пронзительному лиризму примешк-ваатся ирония,.

"...Я - чкгжк.ко я - к ироник"$-ш'!сая Игорь Северянки.Эти двч начата постоянно взаимодействуют в егс поэзии.В реэучьт&те во-зн-'казт смысчовая многоплановость,исключаю пая возможность однозначного прочтения многих текстов.Недостаточная разграниченность серьезного- к гротескового нередко давала повод д.чя обвинений Северянина в безвкусии.В де^ствиточьноотк пресловутое "смешение сткяей" таччо в себе новаторские потенции,явчялось преодолением эс?ет/.чоокс>1' ккорцми,интуицией нового художественного мышления.

Авторское "я" Северянина предстает во множестве ипостасей: "солнечный дикарь","беэзакоиец","эксцоссер","царственный паяц", ,,грез:>р"'„'"сотово'й",В его чирике угаваится "»течение в примитив"*) и лябованче- эстетической утонченностью,реформаторский пафос и 'со-знятечькая подражательность.

Особая тема - "демократические" мотивы в'творчестве.Северянина: "покоритель- литературы" - "ничто'хеных брат"^;он выносит на "площадь" свое изисканное "мороженное из сирени",«елая "утончиться вкусам' народами хотя поэту в петом не удается екйти за предела э-тетарного пончманчя художнического статуса,он во многом

предугадывает идеи,которые выступят на первый план в творчестве М&яковского. .

Во второй части главы - "Ранний Маяковский в культурном контексте эпохи.Концепция жизни и искусства" - дается характеристика основных тенденций в духовной жизни России рубежа веков и обзор явлений,подготовивших возникновение футуризма /глубочайший социальный кризис,всеобщее отцущение смены эпох,эсхатологические настроения .всплеск неоромантизма,мечты о новой культуре /.Подчеркивается противоречивость и разжоналравленность протекавших процессов.

Это было время бурных исканий во всех областях культуры,эпоха расцвета философии и нео-религиозного сознания.Так называемые "модернистские" течения выдвигали идею преображения мира силами нового искусства.Они чувствовали себя на гребне истории,видели свою миссию в том,чтобы исполнить многовековые чаяния многих поколений предшественников.• '

На смену столь популярной когда-то среди романтиков вдее автономности' искусства приходило жизнетворческое понимание задач поэзии.Неоромантическое мироощущение отразило в себе кризис индивидуалистического сознания.Во всей остроте вставала проблема новых взаимоотношений художника и массы.

По отношению к старой культуре футуристы осозновали себя "гуннами",призванными влить свежую кровь в хилы одряхлевшей цивилизации.Характерному для символистов и акмеистов пафосу зависимом« от "предков" "силачи-будетляне" противопоставляют пафос разрыва традиций.Антиэстетизм был лишь одной из составляющих ку-мироборческого направления,а в сущности - проявлением "нового эр'ения" .поиском свежих,неизведанных путей воздействия на читательское сознание.

Маяковский в своем творчестве выразил и разрешил многие антиномии Футуризма.Неприятие тех или иных явлений не было для поэта самодовлеющим началом,а воецело вытекало из его индивидуального и целостного ведения мира.Оно-то и придало внутреннее единство всему созданному молодым Маяковским.

В ранних статьях поэт охотно излагает свои взгляды,комментирует и теоретически обосновывает собственное творчество.В результате выстраивается цельная художественно-философская концепция, содержащая определенное понимание современности и задач искусства.

Поэт настаивает на исторической исчерпанности старых пред- ,

стаплечий о прекоюном.Из контекста видно,что неприятие вызывает не классика как таковая,а механическое перенесение в современность архаических способов художественного мышления,Марковский борется с "мумифицированием", авторитетов и окостенением ценностей .ратует эа адекватное выражение "цикла идей" своего времени?^

Поэт остро чувствовал метаморфозы в массовом сознании ввиду изменившихся хаоактера и динамики социальной жизни России.Он утверждает необходимость "перемены взгляда на взаимоотношение всех вещей,уже давно изменивших свой облик под влиянием огромной и действительно новой хизни города""?Сопремен!1Ь,й поэт обязан уметь "сыграть" "ноктюрн на флеЧте водосточных труб"1Ято есть извлечь поэзию из повседневной-городской действительности.чутуризм,по убеждению молодого Маяковского,г.дот в авангарде этого грациозного движения умов.Себя,наряду со своими соратниками,он оду дал апостолом и провозвестником небывалых ценностей,призванным "закечь проповедь новой красоты над заревом горящих кш;гохранилшц",г}искус-ство возносилось на романтический пьедестал,, ¡ртобретадо - вопреки футуристической неприязни к"метахизике" - почт»! религиозное каче-ство:оно - "пророк,диктующий миру светлые законы грядущей жизни оно выступает как "изменяющее жизнь по своему образу и подобию"*? Борясь с утилитаризмом в искусстве,маяковски/, в то же время,решительно выступает за "практическую" духовность,за сбликение поэзии с действительностью: "Нам слово нужно для жизни"15?

В третьем разделе - "Литературные взаимоотношения Маяковского и :'горя Северянина" - прослеживается истопил личных связей двух поэтов,рассматриваются коллизии чх творческой полемики,пункты несогласия и черты,роднящие их художественное миросозерцание. Указываются переклички и совпадения в творческой практике двух . соратников,а затем противников на литературной арене 1910-х годов, делается попытка анализа причин личной и литературной отчужденности Маяковского и Игоря Северянина.

Недолгий союз Северянина с группой кубо-футуристов привел к временному сближению с Маяковским,сменившемуся затем /после разрыва в январе 1914 г./ продолжительным противоборством.

Многое в творческом поведении поэтов -было обусловлено теми артистическими амплуа,которым они старались следовать в поэзии к в жизни и которые по своему содержанию были близки к социальном ролям."Ллощацно). горлан" и "изысканный грезэр","апа'ц" и "денди" - эта схема,весьма популярная среди критиков " кприкатур'.'стов то-

- и

го времени,в достаточной мере поверхностна,основана во многом иг! второстепенных,внешних признаках и не учитывает всей сложности поэтических и мировоззренческих позиций художников.Да и .сами Маяковский и Северянин иногда невольно,иногда сознательно.выделяли и абсолютировали друг в друге чачие-то отдельные,не всегда главные, черты.Ими Северянина зачастую употребляется у Маяковского как своего рода купе а,расхожий символ.При этом нередко объектом полемики выступает не.сам поэт,а то "злоупотребления",до которых доходили в своем творчестве его многочисленные подражатели и эпигоны,-явление, по лучившее наименование "северяниншина".

Меиду том тексты Маяковского и Северянина обнаруживают подчас определенную близость.Борясь со вселенской пошлостью и мещанством, лирический герой Маяковского иногда вынужден прибегать к своеобразному юродству и,подобно северянинскому мечтателю,надевать маску "паяца".При этом частично используется опыт Северянина-сатирика, заимствуются некоторые черты и приемы художественного изображения.Поэтика двух художников содеркит не только типологические аналогично и почтя буквальные совпадения.

С годами в сознании Игоря Северянина отступили на задний гитан былые разногласия и раздоры,утратили свою актуальность многие, зачастую мелкие и случайные,обстоятельства,служившие когда-то поводам для столкновений,и отчетливей обозначилось то главное,в чем они с Маяковским были едины.

Во второй главе работы - "Характер и назначение историко-культурных реминисценций в ранней поэзии Игоря Северянина" - рассматривается многообразие форм и способов привлечения элементов культурного наследия.Делается попытка установить основные принципы использования классических сюжетов к образов,определить художественные функции реминисценций,их значение в поэтическом самовыражении автора.

Основные виды обращений Игоря Северянина к историко-культурным 3актам ¡обыгрывание имен великих персонажей искусства и их создателей - выдающихся художников прошлого,а также на удостоившихся мировой славы,но особо почитаемых автором Д.Фофанов,М.Лох-вицкая,композитор Амбруаз Тома и др./.подражания,стилизации,вариации на мотивы классических сюжетов.К историко-культурным реминисценциям следует отнести' и столь частые у Северянина литературные кли'пе и расхожие поэтизмы,многочисленные эпиграфы из предшественников.

Действитетьность у Игоря Северянина постоянно "отсвечивает" культурными ассоциациями.В одних случаях эти уподобления выполняют "серьезные" лирические или даже патетические функции,в других - сяужат поэту дтя сатирических целей,как правило,при изображении обывательских претензий на "культурность".

Очень важную рочь в поэзии Северянина играют, эпиграфы.. В этом качестве отдельные фразы,строки и це/ше отрывки из особо любимых им авторов /кроме уже упоминавшихся,это А.К.Толстой.Г.Ибсен,М.Ме-терлинк,др./.Эпиграфы органично вписываются в образный контекст северянинской поэзии,образуют созвучие с основными ее идейно-ху-дожествонными тенденциями.Все шесте эпиграфы составляет своеобразный резонирующий фон,задают тематику и тональность текстов, многоо как бы "договаривает" за автора,помогают ему полнев выразить свою позицию по наиболее важным пройгемам.Наследие чаде других цитируемых К.Фофанова и М.Лохвицкой особенно дорого и близко бито Северянину,во-первых,потому,что себя он сознавал романтическим мечтателем сродни им,во-вторых,- в связи с его тяготением к эстетике п р и м и т и в а,к "классической баначъности" ,что было очень характерно дня его кумиров.Например,в Фофанове,по «нению Северянина, "упоителен шаблон"^Трогатеоьная детскость в обращении с трюизмами - качество,по-видимому,исвушчительно ценимое Северяниным в "предтечах эго-поэзяя"в?1сак и их склонность к жреческому истолкованию художнического статуса,неприязнь к обывательскому здравомыслию.

Характерная черта севррянинского творчества - обилие названий и подзаготовков, взятых из области живописи и особенно цузнки: "эскиз","акварель","хабанера","потонез"."ноктюрн%"соната" ■ т.д. Поэт не скрывая,что относится к свою« текстам почти как к музыкальным птюизведечиям.И историко-культурная ономастика,помимо смыслового Ьодержания,выполняет у него зачастую музыкальные функции. Слова:"Вер1лен","Прюдом","Бодлер',,"Уай.од",,,Е!опен'* - это для авто-, ра и сгустки заветного смысла,и,в то же время,своеобразные звукообразы. Все вместе они образуют прихотливый "узор",что-то вроде музыкального орнамента.

Культурные ассоциации создавали в образном пире Игоря Северянина особую атмосферу приобщенности к сокровищам мирового искусства, и,вместе с тем,служили дня выражения определечяога комплекса иней и представлен;тй,д'щ воплощения авторского лдеала.

Исходным импу тьсо'л для Северянина б и траярцгонао-романти-

веский паТюс превосходства поэзии над жизнью.Отсюда харачтер!тое противопоставление мечты и реадьности,утверждение элитарного статуса художника, куньт гения.

Игорь Северянин - прежде всего мечтател ь.Он вполне раздедяег неоромантическую устремленность к всеобщей гармонии,-лаж^ ду преображения всего сущего на идеальных основах.И порою искусство и жизнь в самом деле как буДто обнаруживают у него тенденцию тс слиянию.Но,ка« правило,это происходит исключительно в-, воображении поэта.Недаром в северянинском творчестве так много места за-, нимает мотив неприязни к "трезвым умам" и воспевание поэтического опьянения. . ". .. '

Самые заветные отрешения художника подучают, реализацию в,-мире его фантазии,в его "грезовом царстве".Таким образом творчее- -тво и греза оказываются синонимичными понятиями,поэзия фактически приравнивается к мечта.

1 Лгорь Северянин в . значите дьной мере находился под влиянием известного романтического тезиса о том,что подлинное искусство ре-адьнее самой реачьности и в конечном счете единственная истинная реадьность:"...кроме звезд и Миррэлии ничего в мире нет"я?

Очевидно,что поэт был учеником и продолжателем "целой плеяды . русских лириков XIX века.Однако,отнести Игоря Северянина/как это,- ' иногда дедается/ к типичным представителям тургёневско-феТЬвокой лчнии - значило бы не увидеть существенных черт,составляющих самую суть его своеобразияЛитературная традиция становится у Северянина объектом историко-культурной рефлексии.Поэт уже не ощущает себя вполне внутри какой-либо из прежних эстетических систем,но позволяет себе как бы взглянуть на них со стороны,как в на дости- , жения своих бдижайших предшественников н учителей.Цитаты из К.Фо-. Панова и М.Лохвицкой,попадая в новый контекст иной,отличной от первоисточника,художественной системы,получали уже несколько' иное значение.Известные мотивы и образы,соприкасаясь и взаимодействуя ■ с другими эдементами авторского мировядения.трансформировадись и меняли сво"' смысл,приобретали, новые функции. '

Порожденное воображением художника царство духовной утонченности, населенное избранными натурами и двбямыми героями мирового . искусства - предмет задушевных усТремденнй лирического героя раннего Се верянира.Вместе о тем трудно уловить грань-меаду этим возвышенным миром и обществом "маркизов" и "кокотессп,к которым невозможно относиться без ирония.Судя, по всему,интуитивно поэт был

Tía пути к преодолению романтического '"утопизма",.ценности которого мало-помалу. утрачивали свою безусловность.Именно ироническое «мало таило в себе потенции выхода-за пределы замкнутого круга исчерпавшей себя "мечтательности".В этом видится своеобразный "вектор" в сторону "практической" духовности Маяковского.

Лирическое "я".Игоря Северянина очень сложно и многолико.Авторская личность по-разному преломляется во множес1»е иронических, полу-иронических и,гротесковых "ролей",какими-то своими чертами и гранями присутствует и в демоническом "беззаконие",и в "паяце",и в "эстете",к в "дикаре",но не сводится до конца ни к одному из этих "имиджей"„Очень часТо поэт определяет своего лирического героя посредством историко-культурных уподоблений /сравнения с Наполеоном,Бодлером,др./.Свою творческую судьбу он соотносит с трагическим опытом великих предшественников.Образ "оскандаленного героя';' безусловно,восходит к из.любленному романтиками образу "поэта-пророка" и неизбежно вызывает ассоциации с "избиваемыми" библейскими пророками.Наивысшего развития этот мотив достигнет в творчестве Маяковского,который самоотречение современного поэта прямо отоеде-отвит с искупительным актом евангельского Спасителя.Образ "царственного паяца","рвдающёго" под "хохот" "пигмеев мира"'^ также имеет прямые аналогии в художественном мире Маяковского,где зачастую "на кресте из смеха распят замученный крик"1^ Северянин по-своему .отстаивал традиционно-романтическую мысльгудел гения - неизбежный конфликт с миром,трагедия нопонятости и отверженности .Лирический герой как бы ощущает в себе души всех когда-либо живших выдаоцих-ся личностей,"извечно странствующих с талантом"Ч:реди отвергающего их мира.Таким образом получает реализацию характерное и для Маяковского представление о поэте как о всечеловеке, вмещающем в себя весь мир и всю историа.Эта устремленность к универсализму является своеобразной антитезой индивидуалистическим и эгоцентрическим тенденциям в поэзии Северянина.

.Сознавая ущербность замкнутой в себе,"камерной" культуры,Северянин подчас пытается противопоставить ей "дикарство","примитив" /характерная для начала века оппозиция/,в отдельные моменты подходит даже вплотную к проблеме демократизации искусства /"на улицу,специи кухонь...","иду туда,где...говор хатп1и т.д./,но не приходит окончательно к идее слияния художника и массы,культуры и "безъязыкой улицы" - идее,ставшей краеугольным камнем эстетики " идеологии Маяковского»

•Значительное место в раннем творчестве Игоря Северянина за-нимпет проблема современности и ее взаимоотношений с духовным наследием прошлого.Поэт пристально всматривался- в лицо эпохи,пытался уювить ее своеобразие,понять ее запросы.Он остро чувствовал антиномизм культурной ситуации начала века,где причудливо тате- ' лись орфическое и демоническое, злободневное и вечное?самозабвение к рассудочность,архаика и модерн,"модернизованная Эллада"'й"обве,р-гаалая новизна"23/ Поэт стремился осмыслить свое место /а-, также наиболее ценимых им художников/, в историко-культурном контексте,"выяснить отношения" с предшественяикаш.Кумироборческйй пафос,которым столь явственно проикзэно все творчество молодого Маяковского, менее свойственен был Игорю Северянину.За исключением некоторые, из тагане резких выпадов в адрес классиков,в целом поэту свойственно изображение своих взаимоотношений с "предкам:!" в виде своеобразной эстафеты.В отношении к ним поэта отсутствуют нотки самоуничижения. В компании "великих" он ощущает себя равным среди равных,всякий раз указывая на преемственность от них как на некую священную родственность всего истинно прекрасного.Из контекста видно,что поэт сознавал свое творчество как своего рода надвременной диалог с . классиками и современниками.Идентифицируя себя я стихах с Бодле- . ром,Уайльдом,др.,Игорь Северянин утверждал свою особую духовную б лизость с этими титанами,посвященность в тайну их судьбы .причастность к их страданиям и поискам.Мотаю выделить в поэзии раннего Северянина круг сакральных для него имен /кроме упоминавшихся,это Масснч,Григ,шопен,нечот.др./.которые Функционируют как символы духовного аристократизма,звучат подчас своеобразным "паролем" с.иди "посвя'лечннх". .

Поэт самоопределялся как через сравнение с предшественниками, так и посредством идентификации с великими персонажами мировой культуры,с помощью религиозннх,мпфологических и мифопоэтических -«налог"*.Дм этого использовались образы Агасфера, Дембна,Зяратус-тоы /имч последнего не упоминается,но многими своими арх'етипичес-ww чортямя мчфообраз Ницше проступает в северянчнских текстах/. Иетугдчч такте библейские,в частности мессианские и даже'христоло-гич^окие алтозии.Пои этом поэт не просто заимствовал готовые-сим-т<лтн и ""Толпге'.'к.но п^реосчнстиваи их в соответствии с новыми художественными калачами,с особенностями своего мироощущения.Ис-торкког-кутьтурнпя символика органично вплетадась з образную ткань но-ля», wso'i3«eo«\K> пасиряя семантические границы текста,уг луб—

ляя содержание и одновременно трансформируясь,обноаяяя свое значение в необычном контексте.Так "чужое" становилось для поэта "своим", общее и вечное обретало художественную конкретность,

В главе третьей - "Роль историко-культурных реминисценций п "ранней поэзии В.Маяковского" - делается попытка проследить как в творческом диалоге с опытом предшественников раскрываются существеннейшие стороны авторского мировидения.как реминисценции,наряду с другими художественными средствами,участвуют в воплощении духовно-эстетического идеала поэта.Рассматриваются основные принципы освоения поэтом историко-культурного материала.

В текстах раннего Маяковского можно обнаружить явные и скрытые цитаты,перифразы,травестии,пародии,стилизации,сюжетно-темати-ческие переклички с художниками прошлого,ассоциации и аллюзии из ' области религии,мифологии»истории.живописи,«узыки.В роли культурных символов и мифологем зачастую выступали имена великих творцов, мыслителей,исторических деятелей /Гомер,Дант,Петрарка,Леонардо да Винчи .Галилей,Наполеон, др./,а также образы мирового искусства,ста-. вшие легевдарными/Цон Кихот,Травиата,Гретхен,Демон,Дон ,дуан,др./. В творчестве Маяковского с особенной силой и по-новому зазвучали многие идеи,темы и мотивы.выношенные отечественной классикой:рус-ского бунта,маленького человека,новых людей,смысла .любви,наполеонизма, демонизма, пророческого призвания поэта.Кардинальному пересмотру был подвергнут целый спектр проблем,выдвинутых русской и , мировой Фияософско-эстетической мыслью:искусство и жизнь,.личность и толпа,идеал и действительность,смысл страдания.Вследствие того, что подзия Маяковского вся пропитана токами культурной истории, многие слова.и понятия приобретали у него символическое,"кодовое" значение /напр.:"нищие","разбойники","блудницы","прокаженные", "каторжане","слезы","поцелуи","крест","костер","земля-небо","тело-плоть-мясо", "праздник-танец-пляс-игра" и мн.др./.Как и Игорь Северянин,Маяковский активно пользовался методом историко-культурных аналогий,идентифицировал своего лирического субъекта о героями Священной Истории,мифологии,мировой литературы.И также выражал о помощью реминисценций своп позицию по наиболее важным, оЬновополагающим вопросам.

ОДной из ключевых для молодого Маяковского была проблема взаимоотношений классического наследия и современности.Поэт начинаемо того,что утверждает неприменимость хрестоматийных формул к новым реалиям,требующим иного осмысления:"...нет у Гомеров и Овидиев людей как мы,от копоти в оспе"м?адохновленный идеей борьбы

за новое искусство,призваЯчое отать адекватным выражением соврет менного мироощущения,поэт декчарировая беспощадность ко всему устаревшему, застывшему,выдохшемуся в культура,к исчерпавшим'себя фетишам и догмам/Мировая культура для молодого, Маяковского - не музей я не пантеон священных имей,а живай эстафета духовных' иска-' ний „Поколение, долото само генерировать ценности,а не паразитировать на достижениях предшественников.Это убеждение поэта стало тем фактором,который обусловил предельную полемическую заостренность многих его историко-культурных "реплик".

С названной проблемой тес'Но связана другая ,-не менее валкнаЯ, ' на разрешение которой нацэлв"ны мйогпе реминисценций у Маяковского - взаимоотношение идеального' и э«йшричёскогд, эстетического и практического, "духовного" л "земного".Поэт делает Попытку устранять прочно утвердившиеся противорв'йм мегду этими 'началами и сферам бытия.Искусство не противоположно глзнп.око исходит из нее п обращено к ней;поэзгэт - по уход о? реальностей творческое ггрербрата-нпе ео;идеач обретается но в "мирах пгых" й не з царстве Грзз0-а достигается деятельным пересозидапигм иатячкой эгягаркчбййой Данности; "духовное" по-настояяецу зеосло й" плодоносно лпа& '& кот-' -ротном, "земном." .воялокзттз.подоцяо ценна лтгь "практическая* духовность - вот кчпчевые цдоя,которые поэт'кче'скя отстаивал молодой МаяковскнЛ.По этой линии' прэядо зозго стрзклгсв ого по'лег.пйа с прсд::остЕоннпка."л и совро'ленппка:.!з/в язвёстксЗ мера и с Игоре:,? Северяниным/.

По отношении к Маяковскому зачастую с' недспуотжой легхостьо произносятся тачпз, определения,как "культурофоб;:я", "сюраллггх"/ "богоборчество" я т.п.Б пастозз": глазз псстэдозозпз: делается попытка внести ясность по этш вопросам.Од:ш из осногошмгагйэот: выводов, стадуазгзх из снадяга творчества поэта,тгхэз:¿элодой !Дая--ковски<?" отрицал не каровое духовное .наслздиз как таяозоо,ко зсе-еозмо~ны"> догмэтпзй и куг.аротворчество.Культурной э'лйТа' сзоа'го' воекени, монополизированию}*, по кненро поэта, сферу цонйбоТ'зЙ' !Г творчески обессплетей.ои яротявопбставляоГ' с т я х и й гг б1 с лача-чо.вопчощэнноо в "безъязыкой" городской касс о. Ей Мйякойс8и$ отзо'^ длт х'чавнуя роль на исторической арепэ современности, йг'енно от'с»-' да характерный для футуристов мотивы "нео-варварства", "БудетдбйГе"' хоте та быть воддямл и выразитечямл социальных низов, "уличных ткщ"',-ассоциировавшихся с "новыми гунна'.ш", идущими .унячтогять все н'еяяэ--неспособноо в культуре и обновить облик шдэа.Однако,было бы прян-

ципиальной ошибкой принимать подобные мотивы в раннем творчестве Маяковского за проявление мировоззренческого нигилизма.Отдавший немалую дань футуристическому антиэстетизму,поэт боролся не против прекрасного, но против " крас иве н ьког о " г5/т. е. против устаревших и обывательских эстетических представлений,утверадая необходимость •осмысяения "новой красоты"1*? Отрицанию подвергались не духовность и мораль, не* христианские ценности,но псевдо-духовность,выражающаяся в подмене живой жизни отвлеченной мечтательностью,в бегстве от реальности и от насущных практических задач.Поэт отвергал ложный мистицизм,сентиментальщину и ханжество,боролся против плоских и инфантильных религиозных-представлений,тупой покорности и клерикальной казек'дины,выступал за нравственную свободу и ответственность личности.

Маяковский не разделял мистического учения Церкви,не принимал ее догматического строя.Однако - как свидетельствует его творчества - относился к Священному Писанию,особенно к Евангелию,как к величайшему средоточию мудрости и поэзии,Для выражения самих задушевных чувств и мыслей поэт часто и охотно прибегал к христолога-ческим мотивам и образам,интуитивно постигая и своеобразно развивая многие евангельские идеи,парадоксальным образом приближаясь к самому ядру христианской аксиологии.

Очень многие реминисценции,в частности библейские,служили Маяковскому для выражения его представлений о миссии и судьбе худое-ника в современную эпоху и во все времена.Традиционное противостояние Поэта и социума,характерное и для Северянина,получает у Маяковского новое освещение.Он решительно разграничивает враждебную ему буржуазно-обывательскую толпу и массу "каторжан города-лепро-зория"7с которой он солидаризируется.Причеы разделение это осуществляется не столько по социальному,сколько по духовному признаку. Город Маяковского населен как бы собратьями евангельских изгоев к страдальцев,сама логика урбанистической темы подводила поэта к библейским аналогиям.Образ Христа был особенно дорог ему как образ страдающего Бог а, до конца разделившего с людьми их ¡трагическую участь.

концепция судьбы поэта у раннего Маяковского в чем-то тало- ' гична христианской концепции Искупления,согласно которой великий и непостижимый Бог из любви к гибнущему человечеству отказывается от ч:воей неземной могущественности,дабы креотной смертью искупить человеческие грехи и указать путь к Небу.Стезя человека культуры

- -

в современную эпоху-может быть,по убеждению поэта,только одна:из эянтарного салона и калейного уединения - на площадь, в толпу,к "нищим" я "зачумленным",чтобы разделить с ними их муки, и отсюда, ■ из адских глубин повести за собою к высотам духа.Поэт-"жрец" должен сойти с пьедестала /ср.:"Я вижу:Христос из иконы бежал;.. отождествиться с массой,чтобы иметь моральное право быть ее вождем. ' .

С помощью библейской образности подчеркивалась необыкновенная значительность и эсхатологическая высота предназначения глашатая нового слова.

В поэме "Война и мир" лирический герой,как бы уподобляясь евангельскому Искупителю,борот на свою совесть вину за злодеянля' всех времен и народов„Таким образом утверэдаотся мысль,что под-" яинный художник - это всечоловок,вмещающий в дуну весь мир и сопричастный ?сему,что било,ость и будет.Из него "слепым Еием время орот"г|то есть его устамя глаголет вся историческая память человечества,

С помощью мотивов Голгофы,распятия 'и яростных мук высвечивалась трагическая суадость творческого подтзига.Поэт утверждал над-, проченное,вечное значоняе библойскад коллизий .непреходящую актуальность заключенного в них смысла.

Сокрушая "принудительные" ценности,молодой Маяковский: с новой, ноояядаиной'стороны выходил к тем зэ вечным категория!.? Истины,Любви,Добра,Красоты,к архетипическим пластам культуры.Декларируя зачастую решительный разрыв с предшественниками,на практике поэт плодотворно взаимодействовал с традицией,творчески переосмысливая классические парадигмы.Оказываясь в новом контексте,образы Демона, Дон Кихота,Мессии претерпевали определенную метаморфозу. "Голгофнип. оплеванный"г<^лишается мистико-харизматического ореола,обрастает чертами художника, "граненых строчек, босого алмаз ника"^лредводя-. тельствуюшего городским дном.Демон избавляется от элегической мв-дитативности,неземной загадочности,приобретает утрированно-прозаический облик.Маяковский,с одной стороны, как бы "заземляет",снижает, десакрализует вечные образы,приближая их к реальной жизни, придавая им конкретно-исторические черты.с другой стороны,возводит повседневность до уровня мистерии,будничное пресуществляет в непреходящее.Традиционно-романтическая антитеза "исключительное -обыденное" подвергается решительному переосмыслению,Повседневные деяния лиоического героя,который "лицом никого не новей" (превос-

ходят своей грандиозностью легендарные подвиги Наполеона/см,стихотворение "Я и Наполеон"/.Подвиг дарэстад быть прерогативой исключительных личностей,он стал императивом каадого.Ий-Хичвско©,сакральное и обыкновенное,будничное больше не полярно,но совмещено, слито в каждом миге реальной тэт.О помощь» историко-культурных реминисценций поэт сопрягал злободневное и вечное,общечеловеческое и индивидуальное,архетииическоэ й коякретное{Проецируя классические парадигмы на текущую действительность,наполнял ноиым смыслом,делал узнаваемым и одновременно специфически наповторя-мш ка»-;ое явление бытия.

В диссертации сделана также попытка прояснения вопроса о per волюционности молодого Маяковского.Мотив бунта, мятежа - один из ключевых романтических архетипов,выражающий извечное противодействие стихийного .иррационального начала мертвящим заксь-номерностям "организованного" существования,Анализ текстов раннего Маяковского выявляет неубедительность как узко-социологических, так и односторонне-эстетических трактовок его бунтарства.Поэт остро чувствовал страшную,темную сторону "русского бунта" и был одинаково далек в свое!': позиции как. от партийной заинтересованности, так к qt дстетской беспечности«Как и А»Блок,умевший слышать "дух муэнкк" 8 социальных катаклизмах„молодой Маяковский видел в революции универсальную парадигму всякого истинного обновления,воспринимал ее как мистериальное действо,ассоциировавшееся с Всемирным потопом,с Великим переселением народов,как эсхатологический момент наивысшего .напряжения мировой жизни,требующий от каждой личности максимального раскрытия ее духовного потенциала,как страшный и торжественный процесс рождения из огэд "нового неба" и "новой эемл{!,,Д1ысль о социальном перевороте j та вала« ь у автора "Облака в штанах1" с идеей духовного преображения мира.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования,оум-мируютоя сделанные обобщения и выводы,

В.Маяковский и Игорь Северянин бк.та активными участниками единого и еором антическа г о движения начала XX века.Оба в своем творчестве исходили из генетически унаследованных Завоеваний классического романтизма.Вместе с тем их поэзия оплодотворялась принципиально новыми,специфичными ди переживаемой эпохи веяниями и тенденциями.В художественных исканиях Северянина зарождаются и крепнут новаторокие интенции,многие из которых найдут наиболее полное свое воплощение в произведениях Маяковского, ¿'асх'одясь в некоторых взглядах и пристрастиях, контрастируя в от-

дельных особенностях поэтического темперамента'и стиля,оба поэта тли в русле одного духовно-культурного течения,вдохновлявшегося идеей создания нового искусства,которое смогло бы синтезировать все культурные накопления,отразить радикальные изменения в общечеловеческом сознанян,ооущвствить переоценку всех ценностей и стать двнжущэй силой в деле преображения мира на идеальных началах, • .

Основные положения диссертации отражены в следующих работах! I.Трагическое и ироническое в раннем творчестве В.Маяковского / Вопросы эстетики в контексте художественной литературы.Межвузовский сборник научных трудов.- М.,1992,- с.148-159. :

3.Герой и автор в стихотворении В.Маяковского "Лиличке" /. Материалы итоговой научной конференция.- Астрахани,1991.-'с.72. -

Я.Идейно-эстетический смысл образа "фата", в ранней лирике В» Маяковского / Материалы итоговой научной конференции,- Астрахань, 1992.- с.55.

4.Ранняя поэзия В.Маяковского.Позиция .лирического героя / Русская литература ХУШ. - XX вв.,ттЛ-2,- М./в печати/. .

5.Новозаветные реминисценции в раннем творчестве В.Маяковской го / в печати. . '

Примечания:

^Ппоблемы романтизма.- М.,1967,- С.83.

2/Х история рузского романтизма,- М.,1973.- С.524.

•^Северянин Игорь.Златолира.- М.,1914.- С.39. 4Д|ачковский В,В.Два Чехова // Новач жизнь, 1914,июнь. 5/Северяяин Игорь. ^сЬоНа. Яед&.-Ы. ,1915.- С.30. ^Северянин Игорь.Громокипящий кубок.- М. ,1913,- 0.125. 7/Там же, С.126. ''

8/Тям же, СТ.79. ' . •' :

9//МаякозскиЯ В.В.Не бабочки,а Александр Македонский // Йовь,1914, МП.

^ 'Маяковский В.3.Отношение сегодняшнего театра я кинематографа

к искусству // Хине-журнм.-М. Д913,'»17,-С.8.__•

П/МяяковскиГ; В.В.Простое как .мычание,- П., 1916,- С.7.

12А!чяко9Скяй В.В.Поэты на фугасах //Новь.-41. ,1914,№Э.

гз/маяковскн> 3.В.Бегом через верниссажи // Новь.- М.,1а14,Ж157.

14//;«аяковскиП Я.В.Отношение сегодняшнего театра и'кинематографа к

искусству // там же,С.9. • •

Г5А;чячовс*У[4 В.В.Бэз белых Атагов' //Новь.-М., 1914,.»122.

^Северянин Игорь^Златолира,- М.,1914.- С.46. ^'См.-.Академия эго-поэзии.Изд.газеты "Петербургский глашатай",-СПб.,1912.

^Северянин Игорь.Миррэлня.- БврлннгМосква, 1922.- С.35. ■^Северянин Игорь Громокипящий кубок»- М.»1913.- С.95, ^Маяковокай В.В.Простое как мычание.- П.,1916.- C.I9. ^Северянин Игорь.Златолира,- М,Д914.- С.10. ^Северянйн Игорь .Громокипящий кубок.-М.,1913,- Й79,126. ЗЗ/там же,С. 122.- . . '

^Маяковский В.В.Облако в штанах,- П.,1918.- С.6. ^Маяковский В.В.Без белых флагов // Новь,T9I4,#122. 26Алаяковокий В.В.Штатская шрапнель // Новь, 1914,»2. ^Маяковский В.В.Облако в штанах, С.7. 28/маяковокжй В.В.Проотое как мычание, С.14. 29'Маяковокий В.В.Вое сочиненное Владимиром Маяковоюш.~П.,1919.

С,159. ' ' ■

^Маяковский В.В.Облако в штанах, 0.8. 3%Маяковскяй В.ВЛростое как мычание, С.20.

32/Ы)

Маяковский В.В.Облако в штанах, С.8.