автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
В.Н. Добровольский как собиратель и исследователь русского обрядового фольклора

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Ефременков, Михаил Семенович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'В.Н. Добровольский как собиратель и исследователь русского обрядового фольклора'

Полный текст автореферата диссертации по теме "В.Н. Добровольский как собиратель и исследователь русского обрядового фольклора"

московски! гоудокяжпкЯ шперситвг ил. и.в.жуюпогтк

На правах рукописи -

КЭТ&ШВЮВ !йхапл Сегкзновпч

В.Н.ДЖРОВО/ЗДгтЛ КАК СОБИРАТЕЛЬ И !!ССЛДОВ,\ТЕЛ) РУССКОГО ОБР/17ОВОГО ФОЛЮГОРА

Специальность 10.01.09 - фольклористата

ч АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискаште ученой степени клгщ'Дзта фцлологичесгага наук

:,!осква - 1992

/

Работа выполнена на кафедре литература Смоленского государственного педагогического института имени Карла Маркса.

Шучны.1 руководитель - доктор филологических наук

профессор Я.?.Копелев

Официальные оппоненты - профессор, доктор филологически*

наук Б.П.Кирдав кандидат филологических наук , , Л.А.Астафьева

Ведущее учреждение - Московский государственный открытый

педагогический институт. ■"

Защита диссертации оостоится " 19

часов на заседании специализированного Совета

Д-053.05Л1 при Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова по адресу: 119889, Москва, Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет. -

С диссертацией мокно ознакомиться в библиотеке филологического факультета. . -

Автореферат разослан "Т " ^¿Д -^ибр'!19 § 1г.

' Ученый секретарь, специализированного Совета ' . А.М.Лесков

Конец ХГХ - начало XX веков - период крупных научных достижений в области русской фольклористики, примечательной особенностью которого явились два процесса, шедших параллельно и взаимно дополнявших друг друга, - прогрессирующее накопление фольклорных материалов и рост науки о фольклоре.

При всех своих оттенках, которые отличают мифологическую,антропологическую и историческую школы, все же можно найти определенные линии их соприкосновения, которые были приняты академической наукой о фольклоре, также включавшей в себя и основные направления мировой фольклористики - миграционное, психологическое и историко-географическое.

Вопросы изучения всего уклада народной жизни, народного мировоззрения и народной поэзии с особой остротой встают в рассматриваемый период в собирательской сфере и в сфере теоретической.

Встал вопрос о необходимости интенсивного собирания различных памятников народного творчества; о месте и роли фольклора в развитии национальной литературы и значении его в познании национальной истории и национального характера; о месте и роли русской народной поэзии среди других памятников мирового творчества.

В связи о проблемой исторического значения фольклорных памятников особую актуальность приобрел и вопрос: о методе их собирания и публикации.

Таковы главнейшие задачи, занимавшие русскую фольклористику .к периоду начала научного пути В.Н.Добровольского.

Имя Владимира Николаевича Добровольского (1856-1920 гг.) достаточно известночсреди ученых конца ХГХ - начала XX веков.

Ш был введен в научный оборот обширный фольклорный материал, собранный в период его активного бытования на территории западного региона России.

Много внимания уделял Добровольский календйрно-обрядовой и свадебной поэзии.

Вопросы изучения крестьянских обрядов и их фольклорного сопровождения привлекали внимание многих исследователей как дореволюционного периода (И.П.Сахаров, П.В.Киреевский, Ф.И.Буслаев, П.В.Шейн, Е.В.Аничков и др.), так и современных (В.Я.Пропп, В.К.Соколова, В.И.Чячеров, К.В.Чистов, А.В.ГУра, В.П.Аникин и др.).

Этсз, внимание обусловлено, конечно тем, что обряда и обрядовая поэзия на протяжении веков самым непосредственным образом были связаны с явлениями хозяйственной и семейной жизни народа.

,В научных трудах исследовались, главным образом, только круп-

нив работы В.Н. Добровольского - "Смоленский этнографический сборник"1 и "Смоленский областной словарь"2. Однако им опубликовано в различных дореволюционных периодических изданиях свыше пятидесяти статей по различным вопросам фольклористики, этнографии и лингвистики.

О деятельности Добровольского положительно отзывались:С.А.Бзп-геров, К.Г.Залеман, Д.К.Зеленин, Е.Ф.Карский, В.И.Ламанский.А.Н.Пы-гшн. Им интересовались и наш современные исследователи: М.К.Аза-довский, Н.М.Никольский, Б.И.Чичеров, С.Н.Аэбелев, А.Ф.Некрылова и Н.И.Савушкина.

О Добровольском написаны брошры В. В. Дмитриева, Е.Т.Добровольской и Ю.В.Пашкова, статьи В.М.Сидельникова, М.А.Кустаревой, Ю.С.Романова, И.Т. Трофимова и др., в которых сообщаются основные этапы жизненного и творческого пути В.Н.Добровольского, дается краткий анализ ряда его работ.

При всей том, наследие Добровольского остается мало исследованным, особенно в той его части, которая составляет тему настоящей работы. Нами выявлены новые материалы, позволяющие более полно осветить роль и место Добровольского в истории развития русской фольклористики, особенности его подхода к изучении отдельных жанров устно-поэтического творчества.

Актуальность теш исследования: различные аспекты изучения обрядового фольклора приобретают важное значение на современном этапе общественного развития, когда ставится вопрос о возрождении духовной культуры народа, важнейшей составной частью которой является обрядовая поэзия.

Цель и задачи работы: выяснить научные принципы собирательской и исследовательской деятельности В.Н.Добровольского, оценить вклад, внесенный им в науку» в частности, при изучении обрядовой поэзии.

Источниковедческую основу исследования составляют фольклорно-этнографические материала и труда Добровольского, а также неопубликованные источники, хранящиеся в рукописных фондах Санкт-Петербургского отделения АН РФ , Географического общества, Центральной •

1. Добровольский В. Н. Смоленский этнографический сборник. - ЧЛ. - Спб., 1891. - 716 е.; - Там ке, 1893. - 443 е.; - Ч.З. - Там же, 1894. - 137 0.; - 4.4. - М., 1903. - 720 с.

2. Добровольский В.Н. Смоленский областной словарь. - Смоленск, 1914- - 1022 с.

государственной научной библиотека, Института агиографии им. Н.НЛЛтслухо-Маклая, Центрального государственного архива литературы и искусства, Государственного архива Смоленской области, Смоленского областного музея-заповедника и литературного музея Смоленского педагогического института. Дополнительным источником сведений по тема стала собирательская работа диссертанта по местам экспедиции В.Н.Добровольского.

Опорным принципом в систематизации фолыслорно-этнографических материалов, подлежащих изучении, принят тематический принцип, с выделением обрядовых форм, которые, будучи предметом определенного времени, сохранили свое непреходящее значение.

Методологической основой диссертации являются научные труда современных исследователей, осмысливших фольклор в его историческом развитии, раскрывших художественный метод и специфику фольклора, выяснивших значение народного творчества для современной поэтической культуры.

Научная новизна: в работе впервые предпринята попытка всесторонне оценить результаты собирательской и исследовательской деятельности ученого в области календарной и свадебной поэзии.

Теоретическая значимость диссертанта: анализ творческого на-зледня В.Н.Добровольского дает возможность выяснить истоки возник-ювения и условия бытования ряда яанров обрядовой поэзии крестьян-згва центральной части России, определить роль собирателя и исследователя фольклора в истории изучения русского народного устно-юэтического творчества.

Практическая ценность исследования заключается в возможности эго использования в преподавании вузовского курса народного устио-зоэтического творчества, в спецкурсе по истории фольклористики, в гроведении фольклорной практики студентов, в дальнейших исследова-шяз по различным проблемам русской фольклористики.

Структура диссертации продиктована логикой раскрытия темы. 3абота состоит из введения, трех глав и заключения, в которых рассматриваются вопросы формирования научных взглядов В.Н.Добро-юльского, принципов и методики его собирательской деятельности, )го сунд&гай по конкретным аспектам календарно-обрядовой п евадеб-юй поэзии, Данная структура позволяет уяснить, что в научной деятельности Добровольского отразились обдае тенденции развития рус-:кой фольклористической науки конца XII - начала XX веков: устой-

чивое внимание к проблемам народного мировоззрения, исторический подход к изучению обычаев и связанных с ними обрядов. В. Н. Добровольским вписана важная и во многом новая страница в истории русской фольклористики; им собрано и опубликовано значительное количество произведений русского фольклора; материал этот, классифицированный по жанровым признакам, выясняет условия бытования кален-дарно-обрядовой и свадебной поэзии, еа региональные особенности ш ее значение в духовной жизни народа.

Прилагается список работ В.Н.Добровольского, литературы о нем и перечень библиографических изданий, использованных диссертантом. Основной материал изложен на 165 страницах машинописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, цель и задачи работы, ее научная новизна, практическая и теоретическая значимость,-определяется объект исследования, его методы и принципы систематизации материала, дается анализ существующей научной литературы и публикаций о жизни и деятельности В.Н.Добровольского.

В пепвой главе - "В.Н. Добровольский как собиратель и исследо- . ватель русского фояьклора'-выявляются истоки интереса фольклориста к устно-поэтическому творчеству народа,пути и методы формирования научного мировоззрения Добровольского, обращается внимание на важное значение его общения с профессорами Московского университета -Ф.И.Буслаевым, Е.Ф.Коршем, а также с академиками К.Г.Залеманом, В.И.Ламанским, А.А.Шахматовым, видающимся собирателем устно-поэтического творчества П.В.Шейном.

Влияние научного авторитета В.Ф.Миллэра сказалось во многих работах Добровольского, в том числе, в главном его труде - "Смоленском этнографическом сборнике", в частности, в теоретической разработке вопросов мифологии и связанных с ней суеверных представлений в сознании крестьянства.

Добровольский разделял взгляды Миллера, который, высоко ценя подвижническую деятельность собирателей и издателей памятников народной словесности, четко определил и основные задачи времени, встающие перед шш: "Народ, его бытовые условия, его мировоззрение, его нувды я потребности"-1'.

I. Миллер В.Ф. П.В.ВДн, собиратель памятников народного творчества. -М., 1884. - С.З.

Сфера научных интересов Добровольского постоянно расширяется. 5го внимание привлекают вопросы поэтики народного творчества, диа-иктных особенностей говоров, теоретическую базу для исследования юторых он получил в университете.

Период творческой активности Добровольского как собирателя -1882-1886 года. Наиболее полное отражение этот период нашел в 'лавной его работа - "Смоленском этнографическом сборника", полу-[ившем высокую оценку фольклористов-современников (Б.В.Богданов, ).И.Ламанскиа, А.Н.Пыгаш, Я.В.Щейн).

Первая часть сборника, за которую Добровольский был награжден Малой золотой медалью Географического общества Академии Наук, ¡клшает в себя заметки об особенностях смоленского говора,народ-мэ рассказы бытового я мифологического содержания, отражающие гаросозерцание крестьян, их этические и эстетические представле-шя, наблюдения в области народной педагогики. Здесь яе замечания ¡сследователя о характере поэзии заговоров крестьян, оценка ремес-а знахарей, которые порой "злоупотребляют своими сведениями,имея ■твратигэлъное намерение повредить людям или животным"1.

Наиболее содержательней раздел сборника - сказки лреимущест-¡знно волшебные и новеллистические» Среда бытовых сказок своей оциальной остротой выделяются сказки сатирические, в ряде-случа-в заключающие в себе антиклерикальную,направленность.

Вторая часть этнографического сборника включает в себя текс-ы песен народной свадьба и развернутые пояснения к ним.

Третья часть сборника - пословицы и поговорки, распределенные Добровольским по тематическому признаку (формы государственного стройства, религия, семья, брак, крестьянский быт, ^ельскохозяй-твешшй календарь! В особый раздел им выделены пословицы, отражаю-ие философское осмысление народом окружающей действительности и влений природы, космологические представления. Это распределение о некоторой степени условно, поскольку ряд произведений рассмат-пваемых жанров занимают "промежуточные" темы.

В четвертуй часть сборника вошла песенная поэзия - обрядовая необрядовая (свыше восьмисот лирических песен семейно-бытового икла). л

. Добровольский В.Ц. Смоленский этнографический сборник. - 4.1. •1С • 223»

Включены так&е исторические песни Сой йзане Грозном и походах Петра Великого, о Суворове и Костажо, о нашествии Наполеона и его бегстве из России, о событиях Крымской кампании).

В эту часть сборника вошли песни разбойничьи и молодецкие,чумацкие и солдатские, тюремные и балладные, в большом количестве духовные стихи.

Представленные здесь кэ произведения детского фольклора привлекли внимание Добровольского своеобразием этого жанра,отражением в нем различных этапов духовного развития детей, оригинальностью (форм и методов овладения ими родным языком.

Ко времени появления "Смоленского этнографического сборника" русская наука накопила значительный фактический материал, и в ней у&е сложились определенные точки зрения, оказавшие влияние и на дальнейшее изучение народной поэзии. Издавая свой сборник, Добровольский ставил своей целью включить в его состав по возможности все фольклорные жанры, бытовавшие в тог период на Смоленщине и связанные с Глубинными историческими процессами народной кизни.

Отмечая национальную самобытность собранных образцов устно-поэтического творчества, он, вместе с тем, много внимания уделял региональным особенностям произведений, богатству их выразительных средств, вариативности поэтических текстов.

1Ъды собирательской деятельности отмечены большой работой В.Н.Добровольского по освоению достижений русской и зарубежной фольклористики.

Значительное место в его научном наследии занимают исследования в направлении мифологической теории. Так, вопросам низшей мифологии посвящены его работы: первая часть уже названного этнографического сборника, статьи ("Данные дая народного календаря Смоленской губернии в связи с народными верованиями" (1898 г.), "Ветры-духи в сказаниях раскольников Смоленской губернии" (1902 гЛ "Нечистая сила в народных верованиях" (1908 г.) и да).

В ряде его работ ("Ветры-духи...", "Киселевские цыгане" (1897 г.), "О Дорогобужских мещанах и их шубрейском или кубрац-ком языке" (Тогда же) и др.) нашли отражение некоторые аспекты миграционной теории.

Ряд фольклористически исследований Добровольского отмечены наличием в них историко-сравнительного метода анализа устно-поэтических произведений ("Значение народного праздника "Свечи"(1901г.), "Песни Дмитровского уезда...", "Культ зернового хлеба в поверьях

крестьян рязанской губернии" (1906 г.) и др.)

Будучи сторонником эволюционной по своей сути культурно-исторической школы, Добровольский осмысливает фольклор не только как литературный и эстетический памятник, но и как один из существенных источников в познании исторических судеб народа.

Интенсивной собирательской и исследовательской работой ученого характеризуется и период 1887-1900 годов, отмеченный значительным количеством ого публикаций в области фольклористики, главная из которых - "Песни Дмитровского уезда".

По заданию Академии науи им проводится сбор п научная обработка лексических материалов, включающих и сравнительно мало изученные потайные языка, достаточно распространенные в этот период, в регионе его исследований (Смоленская, Калужская и Орловская губернии). Згл работы затем будут опубликованы им между 1894 и 1916 годами.

Данный период научной деятельности Добровольского характеризуется его устойчивым интересом к проблемам народного мировоззрения, к изучению народных обрядов и связанной с ними народной поэзии.

Постоянным был у него интерес и к диалектным говорам. "Язык служит отражением явлений кизил"* - отмечал Добровольский. В своих исследованиях он анализирует цроцесс изменяемости и шлифовки языка русского народа, выработки в нем естественности и ясности, хат ости и образности.

Оосбеннос^ьв полевых записей фольклориста было постоянное стремление к максимальной точности фиксации фонам различных диалектов, для чего им использовался прием повторной записи произведений устно-поэтического творчества у одного и того же информанта.

В записке об этнографических и фольклорных публикациях В.Н.Добровольского академик Д.К.Зеленин отмечал большое научное значение этих материалов, "записанных с соблюдением диалектологических тре-

О

Сований".

Так, в "Песнях Дмитровского уезда" Добровольский анализирует ряд языковых явлений в устно-поэтическом творчестве крестьян Орловской губернии в сравнении со Смоленской.Обстоятельно,с приведением

. I I ... о ..............

1. Добровольский В.Н. Письмо А.А.Шахматову. - Арх. Санкт-Петербургского отделения АН РФ ', ф.134, оп.З, й 469. - Л.32.

2. Зеленин Д.К. Записка о научно-этнографических трудах В.Н.Добровольского / ?4узей антропологии СССР. - 1928 г. - 24 октября. -Арх. литературного музея Смоленского пединститута, ф.20, оп.1, ед.хр.5. ~ Л.3.

большого количества примеров, рассмотрены происходившие в этот период процессы в области фонетики, морфологии и синтаксиса, лексики и семантики.

Наиболее значительной работой Добровольского этого периода стал его "Смоленский областной словарь", включающий в себя около шестнадцати тысяч образцов народного говора, многие из которых прокомментированы■им в словарных статьях. Особенностью этих статей явилось включение в их состав большого количества слов и образных выражений из фольклорных текстов, исторических сведений об обстановке бытования народной поэзии. Обширно представлены в словаре лексически окрашенные образцы народного говора и устно-поэтического творчества, связанные с производственными отдавшими и бытом русского крестьянства.

Использование материалов областного словаря В.Н.Добровольокого, как и ряда его других работ в области языкознания, в частности, при составлении словарей местных наречий и в исследованиях по фольклористике, - свидетельство признания их научной ценности.

Послереволюционные года отмечены большой подвижнической работой Добровольского по созданию этнографических бюро в уездных и Смоленском губернском краеведческих музеях, его активном участии в исследовательской деятельности культурно-исторической секции Общества изучения губернии при Смоленском университете.

В этот ке период он. избирается црофессором Смоленского и Витебского филиалов Московского археологического института,читает лекции в Белорусском народном университете, на красноармейских курсах, проявляя высокое педагогическое мастерство, глубокую эрудицию.

В 1920 году жизнь ученого трагически оборвалась.

Собирательская и исследовательская деятельность В.Н.Добровольского занимает важное место в истории русской фольклористики, позволяя создать более полное представление о фольклорных традициях крестьян центральной части западного региона России ког"а XIX -начала XX веков. .

Во второй главе анализируется ряд работ фольклориста, посвя-щещшх обрядам сельскохозяйственного календаря.

Глубокое знание особенностей их отправления и фольклорного сопровождения, научных исследований предшественников и современных ему русских фольклористов.. позволило Добровольскому дать вернув оценку рассматриваемых им явлений календарно-обрядовой поэзии.

Исследователь постоянно подчеркивал близость народа к природе, устойчивый и глубокий интерес к ней, обращал внимание на художественную значимость обрядовой поэзш.

11м полно и всесторонне описаны ритуалы, отражайте лзычоское поклонение солнцу и земле, обожествление животных, и в то ко время показывающие отсутствие фанатичной набояюсти у крестьян.

Обряда и обрядовая поэзия рассматриваются Добровольским в непосредственной связи с годовым циклом крестьянского сельскохозяйственного календаря. На первый план выделяется наблюдательность народа как следствие его трудовой практики: "Природа для простого человека - кивая и при том сельскохозяйственная справочная книга,сельскохозяйственный календарь; он по-своему читает ее, находит для себя полезных агрономических и метеорологических указателей в птщах, зверях, деревьях, насекомых"1.! 1а обрядовую поэзию народ смотрит с точки зрения ее практической целесообразности. Так, Добровольский отмечает: "Святочная поэзия тлеет двойственный характер. Она бросает взгляд на прошлый год, сводит с ним счеты; с другой стороны, она старается приподнять завесу над будущим и предугадать, каков будет урояай в будущем году, каков будет приплод скота и т.п. (...). Земледелец измеряет время от хлеба до хлеба; быть может, и года считались по собранным жатвам"2.

Святочным обрядам и песням Добровольским придавалось особое значение. Он их считал "как бы введением, как бы прологом для народной поэзии, и некоторые мотивы святочных песен и святочного культа еще отчетливей развиваются в лесяях весешшх"3.

Царское отражение в исследованиях Добровольского нашш обряды масленицы с ее играми, песнями, угощениями, театрализованными представлениями.

Изменение состояния природа, ее пробуждение после зимы, заботы крестьян ,о предстоящем весеннем севе, их чувство глубокого единения с природой, тонкого понимания ее .красоты в различные

1. Добровольский В.Н. Данные дая народного календаря Смоленской губернии в связи с народными верованиями // Живая старина. -1898. - Вып.3-4. - 0.357.

2. Добровольский В.Н. Культ зернового хлеба в поверьях крестьян Рязанской губернии. - СПб., 1907. - СЛ7.

3. Там же.

времена года, а особенно весной, представлены не только в текстах половых записей Добровольского, комментариях к ним, но и в ряде его поэтических экспромтов, один из которых посвящен жаворонку*.

С «елью более полного выявления характерных особенностей различных -анпов русского фольклора т проведен сравнительный анализ общего и отличительного в календарно-обрядовой поэзии русских и белорусов. По его заключению, "только у белорусов существует правильное распределение весенних песен, причем наблюдается два момента: от Ьлаговелелья до Христова дня, и от Христова дня до Духова и троицына дня"2.

Описывая театрализованные магические действа участников выгона скота в поле во время прздаованяя Егорьева дня, Добровольский опять *:а отмечает их связь с земледельческим трудом крестьян, ведущую роль в ах отправлении культа хлеба: "Стол накрывают чистой скатертью, кладут иа него целый круглый хлеб, ставят на отол ¡юл-кую солонку соли и молятся Богу .

В этот ~.е раздел четвертой части этнографического сборника, посвязенный весеянЕД календарным обрядам,та включена и "духовская неделя", во время празднования которой "в некоторых уездах поются многие пески, утратквша типический характер духовских веснянок"4.

В работах Добровольского обрадает на себя внимание обилие песен о льне, что было связано с особенностями региона. Подобное наблюдалось и в по наличных со Смоленщиной областях - Брянской, Калужской и Тверской, ряд уездов которых в период сбора материалов фольклористом частично были в составе Смоленской губернии, а такке в Московской н Псковской областях, в Белоруссии.

Устойчивые традиции бытования песен о льне подтверждаются и полевыми записями в ходе фольклорной практика студентов Смоленского педагогического института®.

1. Добровольский В.Н. Звукоподражания в народном языке и в народной поэзии // Зтнографич&екое обозрение., - 1894. -13.- С.83.

2. Добровольский В.Н. Различия в верованиях и обычаях белорусов . и велшсоруссов Смоленской губернии // Еивая старина. - 1903. Вып.4. - С.474.

3. Добровольский В.Н. "Егоры® день1* в Смоленской губернии // .Там ке. - ХЭШ. - Выи.2. - С. 150.

4. Добровольсгла В.Н. Смоленский этнографический сборник. - 4.4. - С.208.

5. - Дрх.литературного музея Смоленского педпнстктута,ф.19,оп.1-3.

Ритуалы первого и последнего снопа, начала обмолота зерновых : засыпки зерна в закрома, подъем эябп и посева озимых культур не вили отражения в работах Добровольского. Видимо, ко времени их алисей эти обряды стали выходить из нивого бытования.

Наивные песни в его записях помещены в от;квзог обряда.

Современные записи указывают лишь на единичные примори актиного бытования ряда вариантов календарно-обрядовой поэзии; знани-ельная гее чабть ее, хотя и сохранилась в памяти народа, но яз-за траты гшогах обрядов сельскохозяйственного годичного календаря :сполняется в редких случаях. Именно поэтому песни, как и послови-Ы, поговорки, рассказы и предания этого цикла, собранные и псесто-онне прокомментированные Добровольским, представляют значительную удожественную и научную ценность для современной фольклористики.

В третьей главе проводится анализ материалов В.Н.Добповольс-ого, связанных со свадебным обрядом.

Русская свадьба рассматривалась им как важнейшая составная асть духовной жизни народа: "Свадьба - праздник общий, семейный, ело важное, всех касающееся:, и больших и малых"1.

В основу его исследований свадебного обряда и свадебной поэ-ии легли собранные им материалы в Смоленской, 'Калужской и Орлов-кой губерниях.

Главной работой исследователя, непосредственно посвященной вадебному обряду, стала вторая часть его "Смоленского эгногра:плоского сборника". Некоторые из материалов,не вошедших в сборник, омещены в "Смоленском областном словаре". Собран обширный фольк-орный и этнографический материал, имеющий важное значение в изу-

ении свадьбы, остающейся пока еще недостаточно осмысленной, на

о

то указывают современные ученые .

Песенные тексты при их публикации Добровольский стремился аспределить в соответствии с этапами обряда. В фольклористике ого времени это явление в сущности было н<?вым; лишь немногие ис-ледователи, стремясь уяснить народную основу этой психологической рамы семейной жизни, пытались осмыслить каждую из частей обряда его единстве.

. Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. - 4.2.

- С.13-14.

. Крутлов Ю.Г. Русские свадебные песни. - М., 1970. - С.13.

Добровольская выделяет следующие этапы свадебного обряда: предсвадебный - сватовство, рукобитье, девичник, баня; свадьба -сбор свадебного поезда, приезд яениха за невестой, отъезд к венцу, возвращение молодых из-под венца и встреча их в доме жениха, свадебный пир; послесвадебцый - "отведены", называемые в отдельных регионах "перегостки" в до'.'э родителей молодой жены. В сущности -те этапы (с отдельными их уточнениями), которые стали в фольклористике об-депризнаикыми.

Осмотр дома serorxa, богомолье, мальчишечник и привоз приданого в исследованиях Добровольского не упоминаются.Возмокно.что в регионе, где производились им полевые записи,названные элементы обряда или не имели широкого распространения,пли не привлекли внимания исследователя из-за их невыразительного фольклорного сопровождения.

В свадебном обряде Добровольский, как и его предшественники, отмечает наличие многочисленных отголосков магических ритуалов и заклинаний. Отмочено в обряде наличие элементов двоеверия ("закидывание зайца" прп возврадвнш свадебного поезда из церкви*). ' функциональная значимость различных видов пвди в свадебном обряде, древность традиции изготовления печения с варьированием его внешнего обрамления в использованием в мапга приворожения, неоднозначные функции хлеба, как главного предмета угощения на различных этапах свадьбы, а гакяе фольклорное выражение этих действий - все это не просто мило внимания Добровольского.

"Свадьба славна песнями!"2 - этот, выраженный смоленской поговоркой тезис, определил главнейшее направление исследований Добровольским фольклорного сопровождения обряда. В диссертации проведен анализ песен различных этапов свадьбы, выявляется своеобразие их поэтических вариантов, отмечается уникальность ряда из них.

Судя по записям Добровольского, во времена более древние в свадьбах принимали участие и скоморохи, чьи песни - "Скоморошины", по признанию фольклористов, "как нанр почти не изучены"3. 15м же отмечено и стремление сельской молодеет на только к овладению игрой на музыкальном инструменте скоморохов, но и к самостоятельно----—--------------------------------I

1. Добровольский В.Н. Свадебный обряд а Калужской губернии // ли-вая старина. - 1902. - Вып.2, отд.2. - С.220.

2. Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник.-Ч.З.-С.7.

3. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература. - 1964. - Я- 4. - С.53.

му его изготовлению: "Невеста сделает двойчасгые гусли; аенкх будет нхрать на этих туолях, а невеста плясать под его игру"-*-.

Добровольский внимателен к составу и порядку исполнения песок, указывает на характер их воздействия. В частности, песен величальных: "Жизнь семейная выставляется привлекательной п таков заманчивою, что может понравиться и девушке, и холостому парню-жениху"-.

Обширен в записях Добровольского и состав корилышх песен, которых насчитывается свыше ста. В современных исследованиях посии этого рода, генетически связанные с веллчалышли, развивают "негативную телу" свадебного песнопения, в в них проступает "обрядовое требование представить брак как действие, совершаемое против воля невесты",и таким путем сохранять "расположение мифических сил, которые покровительствовали семье п берегли ее до этого времени"^.

Примечательны наблюдения Добровольского о сходстве составных частей свадебного обряда в разных губерниях России, порой отдаленных одна от другой значительными расстояниями (Вельского уезда Смоленской губернии и Дгягеровского - Орловской).

Полевые записи последних двух десятилетий в регионе исследований Добровольского дают наглядное представление о сохранности а па-шля народа не только многих вариантов песен из его собраний, но в ряде случаев и почти дословное совпадение основных текстов овадеб-ной лирики.

В заключения излагаются основные вывода, полученные в результате анализа фольклорно-этнографетеского я лингвистического иасло-дам В.Н.Добровольского:

- в научной деятельности Добровольского отразились обдае-тенденции развития русской фольклористической науки конца XIX -- начала XX веков: устойчивое внимание к проблемам народного кяровоззре-ния, исторический подход к изучении обычаев и связанных с ними; обрядов;

- истоки интереса Добровольского к удтно-поэтнческому творчеству народа, пути и метода формирования его научного мировоззрения восходят к глубинному знанию исследователем условий жизни и

1. Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник, - 4.2.

- С.254.

2. Доброваяьокий В.Н. Свадебный обряд в Калужской губернии...

- 0.220.

3. Аникин В.Н. Русский фольклор. - М., 1987. - С.237.

быта русского крестьянства; важную роль в научном формировании этого интереса имели общения Добровольского с крупнейшими исследователями в области фольклористики и эгнмрафии;

- в сфере научных интересов Добровольского постоянно находились вопросы быта к обычаев крестьян, в тесной связи с которыми он стромился осмыслить и явления фольклора, его поэтику, особенности местных говоров;

- полевым записям Добровольского присуще постоянное стремление к максимальной точности фиксация фонем различных диалектов, для чего кг,! использовался прием повторной записи у одного п того же информанта;

- близость к народу определила и подход Добровольского к истолкованию функциональной стороны обряда и обрядовой поэзии, определяемой практической целеустремленностью;

- говоря об обпих проблемах происхождения календарных обряда®. Добровольский на первой план ставят наблюдательность народа как следствие его трудовой практики; км полно и всесторонне описаны ритуалы, отражавшие сохранность ряда традиций языческого поклонения замле и солнцу, обояествлэгшя кшвотных, культа предков; в го же время он указывает на отсутствие фанатичной набояноств у крестьян, что подтверждается текстами произведений из его фольклорных собраний;

- занявший значительное место в работах Добровольского свадебный обряд рассматривался фольклористом.как важнейшая составная часть духовной етзни народа; Добровольский обогатил фольклористику и самим материалом свадебной обрядности, и конкретными истолкованиями о ее составных частях;

- научная деятельность Добровольского явилась ваакш звоном в непрерывной цепи накопления а публикации материалов но русскому народному творчеству рассматриваемого периода; его собрания произведений и исследования в области фольклористики органически вошли в историю науки о русском народном творчестве; они обогащают наши представления о фольклорных традициях крестьян центрального региона России}

- являясь одним из представителей культурно-исторической школы, Добровольский осмысливает фольклор и как литературный и эстетический памятник, и как один из существенных элементов в познании исторических судеб народа;

- в работах Добровольского нашли отражение процессы генета-

ческой связи эпох, культурно-исторической трансформации, действие закона преемственности;

- фольклорное, этнографическое ж лингвистическое наследие

B.Н.Доброволъ.кого остается действенной частью нашей современной культуры;"оценить это богатство народной поэтики, воспользоваться им в полной мере - актуальная задача сегодняшнего дня,

Ацробаття работы: материалы диссертации излагались на научных конференциях, посвященных фольклору Смоленгдпш (1987, 1988, I9d9,

1990, 1991 гг.), историко-культурным связям русской литературы (1989 г.),на научной конференции аспирантов и соискателей (1991г.) { -Смоленский пединститут); на всесоюзной научной конвенции -"Русский фольклор: Проблемы изучения я преподавания" ( - Тамбов, 1991); на международной научной конференции, посвяденной га/лги св. св. Кирилла и Мефодпя (- Смоленск, 1991).

Фрагменты второй главы диссертация, список работ В.Н.Добровольского п литературы о нем депонирована» в ИШОН АН СССР ( - И 43770 от 28.01.1991 г. - 104 е.).

По материалам диссертации опубликована статьи: "[Новые материалы о В.Н.Добровольском" // Край смоленской. - I99T. - Jf 3. -

C.33-35; "Из истории русской фольклористики: В.Н.Добровольский" // Русский фольклор: Проблемы изучения и преподавания. - ТЬмбов,

1991. - С.32-34; "Краевед и фольклорист В.Н.Добровольский" // Филологические науки. - М., I99T. - Л 3. - С.Г03~Г06$ "Из наследия В.Н.Добровольского" И Вдохновение. - Смоленск, 1991. - !? 4, с.10; - /5 6, С.&-7; - а 7, о.Н; - Я 9, с.ГО; - И 10, c.5i -1992.-JS 2, - С.З.