автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Вакф в Дагестане
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Ибрагимова, Патимат Абдусаламовна
Введение
Глава I. Проблема вакфа в отечественной и зарубежной историографии. Источники, их количественная и качественная характеристика.
Глава II. Формы земельной собственности в Дагестане. Зарождение и формирование вакфа (УП-ХУП вв.).
§ 1. Первый этап исламизации Дагестана (VII - первая половина X вв.) и социально-экономическое развитие.
§ 2. Второй этап исламизации Дагестана (вторая половина XXV вв.) и социально-экономическое развитие.
§ 3. Формирование вакфа в Дагестане в ХУ1-ХУП вв.
Глава III. Вакф в Дагестане в нач.ХУТП-Х1Х вв. Судьба вакфа в XX веке.
§ 1. Дальнейший процесс развития и изменения вакфа. XVIII-XIX вв.
§ 2. Источники вакфной собственности. Место вакфа в системе земельных отношений, своеобразие, формы фиксации и реализации.
§ 3. Вакфные книжные коллекции.
§ 4. Вакфная собственность в XX веке. Заключение. Библиография.
Введение диссертации1999 год, автореферат по истории, Ибрагимова, Патимат Абдусаламовна
Одной из важных проблем истории Дагестана на всех этапах развития является вопрос о формах земельной собственности, так как именно они определяют тип в конечном счете общественно-экономических формаций, оказывая огромное (иногда решающее) влияние на ход историко-культурного развития общества.
Важное место в системе земельной собственности и земельных отношений в средневековом обществе Дагестана занимает вакфная собственность, которая неразрывно связана с исламизационным процессом и сыграла большую роль в укреплении позиций монотеистической религии.
Проблема формирования, развития и трансформации вакфной собственности представляет значительный научный и практический интерес. Тем не менее на фоне определенных (иногда значительных) успехов в исследовании других форм земельной собственности отсутствие специальных разработок по истории вакфной собственности наглядно ощущается при изучении исторического прошлого дагестанских народов. Между тем из года в год происходит обогащение исторической науки новыми источниками (нарративные тексты, документальный материал, вакфные записи, эпиграфические данные и т.д.), которые позволяют шире и глубже рассматривать вопрос вакфной собственности.
Малоизученность рассматриваемой темы, ее важность в исследовании истории феодализма в Дагестане, средневекового общества вообще, более того - в изучении процесса трансформации форм земельной собственности в настоящее время - все это определяет актуальность и научную значимость изучаемой в диссертации проблемы.
В данной диссертации рассматривается вопрос о вакфе в Дагестане и о факторах, определивших его форму, содержание и своеобразие. В диссертации исследуется история формирования, развития и трансформации вакфной собственности (вакф вообще). Особенно акцентируется внимание на период с ХУП-Х1Х вв. и нач. XX в., когда ислам и исламская культура в Дагестане достигли значительных успехов, оказывая влияние на все сферы жизни дагестанского общества - культуру, образование, политику, земельные отношения.
Рассматривается также судьба вакфа до конца 20-х гг. XX в Дагестане, когда произошли политические преобразования, которые коренным образом изменили экономику, социальную и идеологическую жизнь народов Дагестана.
Хронологические рамки исследования охватывают длительный исторический период, начавшийся с арабскими завоеваниями и процессом распространения ислама и в дальнейшем - утверждением его на территории Дагестана и завершившийся в 20-гг. XX века изъятием вакфов у мечетей и передачей их государству.
В отечественной историографии различным проблемам истории возникновения, формирования и развития форм земельной собственности, в частности, вакфной собственности, посвящено немало литературы, но работы по вак-фу в Дагестане незначительны, что, естественно, не показывает всей реальной картины. Несмотря на обширность письменных источников, тема до сих пор не стала предметом специального научного исследования. По ней не только не защищено ни одной диссертации, но и не опубликовано ни одной монографии, в которой с последовательно научных позиций раскрывался бы вопрос о вакфной собственности в Дагестане. Все это и определило выбор темы нашего исследования, которое является первым обобщающим трудом, посвященным проблеме формирования и развития вакфной собственности и вакфа вообще.
Научная новизна диссертации определяется тем, что это первое монографическое исследование, в котором сделана попытка дать цельную и всестороннюю картину формирования, развития и трансформации вакфной собственности. Впервые в исторической науке проблема вакфной собственности в Дагестане рассматривается на основе комплексного изучения и использования всей совокупности имеющихся рукописных и архивных материалов и литературы. На основе анализа конкретно-исторических материалов рассматриваются все основные аспекты социально-экономического развития форм земельной собственности в указанных хронологических рамках. Новизна работы и в том, что в ней впервые вводятся в научный оборот малоизвестные и новые письменные источники.
Целью диссертационной работы является попытка показать процесс зарождения вакфной собственности, связанный с распространением ислама, его формирования и развития на основе анализа всех имеющихся источников, публикаций и трудов отечественных и зарубежных авторов, где в той или иной мере затронуты вопросы изучаемой проблемы.
В рамках поставленной цели в работе определены следующие задачи: •проследить процесс распространения ислама и формирования вакфной собственности;
•показать динамику развития вакфной собственности на фоне других форм земельной собственности;
•сравнить вакфную собственность с другими формами земельной собственности в общественно-экономическом отношении;
•показать своеобразие дагестанского вакфа в системе земельных отношений;
•проследить процесс развития и трансформации вакфной собственности на современном этапе.
Решение указанных вопросов и проблем в целом имеет практическое и научно-познавательное значение. Результаты, выводы и материалы диссертации могут быть использованы при составлении обобщающих работ по истории Дагестана, а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров, при написа6 нии курсовых и дипломных работ по истории республики, а также составлении школьных учебников.
Методологической и теоретической основой диссертации служил принцип историзма, предполагающий изучение любого явления в конкретных исторических условиях и связях, выявление его исторической перспективы, рассмотрение его в единстве настоящего, прошлого и будущего; утвердившееся в отечественной историографии учение о социально-экономических отношениях, о решающей роли форм земельной собственности.
Основной метод исследования - объективно-исторический анализ и обобщение материалов, опубликованных работ досоветского и советского периодов, привлечение документальных первоисточников, еще не вовлеченных в должной мере в научно-аналитический оборот.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Вакф в Дагестане"
Заключение.
Мы рассмотрели одну из важных форм земельной собственности, сыгравшей значительную роль в экономической жизни средневекового Дагестана, проследили ее формирование и этапы развития на общем фоне экономического и идеологического развития региона.
Вакфная собственность была непосредственно связана с исламизацион-ным процессом, вернее была неотделима от него, потому и в данной работе некоторое внимание уделено тем военно-политическим событиям, которые стимулировали благоприятные условия или же задерживали ход "внедрения" новой монотеистической религии (арабские завоевания, политика сельджуков, Ширвана, монгольские завоевания, тактика Тимура).
Фактором, оказавшим влияние на ход социального развития, тормозившим процесс дальнейшего развития форм земельной собственности, в частности вакфной - явились вторжения иноземных войск, продолжавшихся в течение всего средневековья, которые были основной причиной, периодически нарушавшей естественный ход экономического и исторического развития и тормозившей нормальное развитие феодальных отношений.
Походы монголов первоначально отрицательно сказались на положении мусульманского духовенства и позиций ислама в Дагестане, но впоследствии это положение резко изменилось, монгольские государства (государства Хула-гуидов и Золотая Орда), приняв ислам при Газан-хане, поддерживали мусульманское духовенство. Ширваншахи также придавали большое значение строительству культовых сооружений. Разрушенные сооружения быстро восстанавливались, строились новые.
Суть процесса заключалась в том, что нестабильность внешнеполитической обстановки определяла и неустойчивость форм земельной собственности, перераспределение их в соответствии с политикой того или иного завоевателя.
Однако при всех изменениях форм земельной собственности в VII - нач. XIX вв. создавались самые благоприятные условия для упрочения позиций вакфа.
Повсеместное строительство мечетей и функционирование медресе явились отражением этого процесса и повлияли на рост вакфной собственности. В VIII в. была построена соборная мечеть в Дербенте, а также еще семь подобных культовых сооружений - Хазарскую, Палестинскую, Дамасскую, Хомсскую, Кайсарскую, Джазирскую и Мосульскую. В X в. были построены мечети в сел. Караюоре Докузпаринского района, Фитх Агульского района, Кочхюре Курах-ского района. В сел. Ахты (Ахтынский район), Рича (Агульский район) и Ку-мух (Лакский район)сохранились надписи о строительстве в этих селениях мечетей Абу Муслимом, но надписи эти выполнены в XIX в. при реставрационных работах. В сел. Цахур в конце XI в. было построено медресе. В XIII в. в Дербенте уже было несколько медресе. Ширваншахи придавали большое значение строительству культовых сооружений. Разрушенные монголами сооружения ширваншахи быстро восстанавливали, строили новые. В XV в. была восстановлена джума-мечеть в Дербенте, а также с нею связано строительство здания медресе (Фарруховское) при джума-мечети. В нач. XIV в. в сел. Ашты (Дахадаевский район) была построена шамхалом мечеть и др.
Как известно, в традиционных обществах мусульманского Востока частная собственность нередко выступала как ограниченная и незащищенная от произвола представителей центральной власти. Лишь доходы вакфов были освобождены от контроля государства, поскольку, согласно шариатской традиции, вакфное имущество рассматривалось как собственность, принадлежащая Аллаху.
Необходимо обратить внимание на то, что доходы с вакфа шли на содержание мечетей и духовенства, а также на нужды таких учреждений, как караван-сараи, школы, богадельни, колодцев, дорог, мостов, кладбищ, на благотворительные цели вообще.
Вакф в Дагестане функционировал в различных формах: земли, которые сдавались мечетями отдельным лицам для обработки за условную часть урожая; земли, которые обрабатывались сообща всеми жителями селения и тогда весь урожай поступал в пользу мечети; земли, которые находились в пользовании наследника с обязательством вносить в мечеть определенную завещателем долю урожая или определенное количество продукции животноводства.
Были и другие формы вакфа.
Проникновение арабской письменности в Дагестан имело огромное культурно-историческое значение. Дагестан был втянут в культурное развитие стран Ближнего Востока. Развитие книжной письменности и увеличение со временем количества экземпляров отдельных сочинений привели к появлению и росту собраний рукописей вакфных книжных собраний при мечетях, где их неприкосновенность и сохранность была более надежной.
В последующем, в связи с укреплением позиции ислама, расширением ареала его распространения, категория вакфных земель расширилась. В Дагестане отдача в пользу мечети определенной доли урожая с определенных земельных участков практиковалась повсеместно, о чем говорят как многочисленные предания, так и записи актов передачи, сохранившиеся как на полях арабских рукописей, так и в вакфных книгах. Как показано в диссертационной работе, своеобразие вакфа в Дагестане заключалось в том, что, как правило, в пользу мечети отдавались не только земельные участки, но чаще всего переводилась определенная доля урожая с земельных участков.
В годы имаматства феодальной собственности был нанесен сильный удар, были истреблены многочисленные ханские, бекские и чанкские фамилии, влиятельная узденская верхушка. Их земли были конфискованы, и они образовали государственную собственность (байтул-мал). Конфискованы были и вакфные земли, принадлежащие мечетям. Все крупные взносы и подарки, которые в прежние времена поступали в мечети и места поклонения на пользу мулл и дервишей, стали поступать в военную казну.
Мусульманское духовенство в Дагестане до революции представляло значительную реальную силу, которая имела большое влияние на местное население.
После изъятия вакфного имущества Советской властью у духовенства, мечетские земли стали государственной формой собственности.
На сегодняшний день идет процесс возрождения исламской культуры. После принятия ряда законов фактически открылся новый этап в Дагестане по отношению к духовенству, что повлияло также на открытие многих культовых сооружений.
Огромный интерес представляет сегодня судьба вакфа, которая подверглась коренным изменениям, то есть фактически перестала существовать как форма собственности.
Список научной литературыИбрагимова, Патимат Абдусаламовна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Проблема формирования, развития, своеобразия и трансформации вакфной собственности представляет научный интерес при исследовании исторического прошлого дагестанских народов.
2. Список использованной литературы1.
3. Ашурбейли Сара. Государство Ширваншахов (VI-XVI вв.). Баку: Элм, 1983.-344 с.
4. Артамонов М.И. История хазар. JL, 1962. - 532 с.
5. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX нач. XX в. -М.: Наука, 1978. - 304 с.
6. Али-Заде A.A. Социально-экономическая и политическая история Азербайджана XIII XIV вв. - Баку: Изд-во АН АзССР, 1956. - 421 с.
7. Аликберов А.К. О некоторых особенностях зарождения и становления книжной культуры Дагестана//Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991. - 189 с.
8. Акташи Мухаммед Аваби. Дербенд-наме /Пер. с тюркского и комментарии Г.М.-Р. Оразаева. Пер. с арабского А.Р. Шихсаидова. Предисловие и библиография Г.М.-Р. Оразаева, А.Р. Шихсаидова. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. - 160 с.
9. Атаев М.М. Авария в X-XV вв. Махачкала, 1995. - 249 с.
10. Айтберов Т.М. Древний Хунзах и хунзахцы.- Махачкала, 1990. 176 с.
11. Айтберов Т.М. Недавно найденные адаты аварцев XVII века. СЭ, М. 1978, №6. 111-116 с.
12. Агулы.(Сб. статей по истории, хозяйству и материальной культуре). -Махачкала, 1975. 186 с.
13. Агларов M.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII- нач. XIXв. -M., 1988.-237 с.
14. Алиев Б., Ахмедов Ш., Умаханов М.-С. Из истории средневекового Дагестана. Махачкала, 1970. - 235 с.
15. Алиев Б.Г. Каба-Дарго в XVIII-XIX вв.(Очерк социально-политической истории). Махачкала, 1972. - 222 с.
16. Алиев Б. Г. Условное землевладение в Дагестане в XV-XVII вв.// Из истории дореволюционного Дагестана. Махачкала, 1976.- 185 с.
17. Ахмедов Ш. Земельные отношения в Дагестане в V-XI вв.//Уч. записки. Махачкала, 1969. - 292 с.
18. Бакиханов А.-К.А. Гюлистан-Ирам. -Баку: Изд. общества обследования и изучения Азербайджана, 1926. -196 с.
19. Бакиханов А.-К.А. Гюлистан-и Ирам/Редакция, коммент., примеч. и указатели З.М. Буниятова.- Баку: Элм, 1991. 304 с.
20. Баладзори В.В. Книга завоевания стран/Пер. с араб. проф. П.К. Жузе //Материалы по истории Азербайджана. Вып. III. - Баку, 1927. - 42 с.
21. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд-во МГТУ, 1992.- 144 с.
22. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. - 1020 с.
23. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. - T. I. - 760 с.
24. Бартольд В.В. Персидская надпись на стене анийской мечети Мануче. М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1966. - T. IV. - 496 с.
25. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М.: Наука, 1965. - 279 с.
26. Бобровников В.О. Ислам в Дагестане. История и современ-ность//Наука и молодежь: Сб. ст. Махачкала, 1997. - С. 421.
27. Болыпаков О.Г. История Халифата. 1.Ислам в Аравии (570-633). М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1989. - 312 с.
28. Большой энциклопедический словарь. М., 1991. - 863 с.
29. Булатов Б.Б. Дагестан на рубеже XIX-XX вв.-Махачкала, 1996.- 285 с.
30. Буниятов 3. Азербайджан в VII-IX вв. Баку: Изд-во АН АзССР, 1965. - 384 с.
31. Бухарский вакф XIII в./Факсимиле. Издание текста, перевод с араб, и перс., введение и комментарий А.К. Арендса, А.Б. Халидова, О.Д. Чехович. -М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1979. 134 с.
32. Бушуев С.К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М.-Л., 1939. - 184 с.
33. Вагабов М.В. Начало распространения ислама в Дагестане: Сб ст.Ислам в Дагестане. 1994. - 117 с.
34. Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Ч. I. Махачкала, 1974. - 225 с.
35. Всемирная история. М., 1957. - Т. III. - 896 с.
36. Гаджи-Али. Сказание очевидца о Шамиле//ССКГ. Тифлис, 1873. -Вып. 7. 76 с.
37. Гаджиев М.Г., Давудов О.М. Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. Махачкала: ДНЦ РАН, 1996. - 462 с.
38. Гаджиев М.С. Из истории вакфа в Дербенте XVII в. (в печати).
39. Гаджиева С.Ш. Материальная культура кумыков XIX -XX вв. Махачкала, 1960. - 170 с.
40. Гаджиева С.Ш. Кумыки (Историко-этнографическое исследование). -М.: Изд-во АН СССР, 1961. 387 с.
41. Гаджиева С.Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967. - 300 с.
42. Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросыистории, теории, методологии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. - 312 с.
43. Гамзатов Г.Г., Саидов М.-С., Шихсаидов А.Р. Сокровищница памятников письменности//Ежегодник иберийско-кавказского языкознания. Тбилиси, 1982.-IX.-С. 203-223.
44. Гасанов М.Р. Некоторые вопросы социально-экономического развития Табасарана в XVIII- нач. XIX вв.//Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Махачкала, 1975. - 312 с.
45. Гасанов М.Р. Из истории Табасарана XVIII- нач. XIX вв. Махачкала: Дагкнигоиздат,1978. - 99 с.
46. Гасанов М.Р. Очерки истории Табасарана. Махачкала, 1994. - 255 с.
47. Гасанов М.Р. История Дагестана с древности до конца XVIII века. -Махачкала: Дагкнигоиздат,1997. 216 с.
48. Гасан-Эфенди Алкадари. Асари Дагестан. Махачкала: Юпитер, 1994. - 173 с.
49. Гафуров Б.Г. История таджикского .народа с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1952. - Т. 1. - 503 с.
50. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение/УТруды второй сессии ассоциации арабистов.- М.-Л.Д941. 265 с.
51. Гидатлинские адаты/ Сост. Х.М. Хашаев и М.С. Саидов. Махачкала, 1957. - 42 с.
52. Гусейнов М.М. История селения Бацада. Махачкала, 1993. - 115 с.
53. Дагестан в известиях русских и западно-европейских авторов XIII-XVIII вв. Махачкала: Дагкнигоиздат,1992. - 304 с.
54. Дагестанская АССР. Административно-территориальное деление по состоянию на 1 апреля 1959 года. Махачкала: Изд-во "Ведомости Верховного Совета Дагестанской АССР". - Махачкала, 1959. - 155 с.
55. Далгат Э.М. Арендная плата и цена земли в Дагестане в начале XX в.
56. Товаро-денежные отношения в дореволюционном Дагестане.М., 1991.-172 с.
57. Далгат Э.М. Крестьянское землевладение и землепользование в Дагестане на рубеже XIX и XX вв.//Проблемы истории Дагестана второй половины XIX- начала XX вв. Махачкала Кн. I, 1998.- 5- 49 с.
58. Даниялов Т.Д. Краткий курс истории Дагестана (период социализма и строительства коммунизма). Махачкала, 1966. - 302 с.
59. Даниялов Г-А.Д. Имам Шамиль. Махачкала, 1996. - 225 с.
60. Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. XIX века: Сб. документов. Махачкала, 1959. - 784 с.
61. Заикин М. Населенные места Дагестана, г. Темир-Хан-Шура Дагестанской области. Паровая типо-литография М.М. Мавраева, 1917. 116 с.
62. Заходер Б.Н. История восточного средневековья.-М.: МГУ, 1944.120 с.
63. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т.1. -М.: Наука, 1962. - 279 с.
64. Ибн Хаукаль. Из "Книги путей и царств"/Пер. с араб. H.A. Карауло-ва//СМОМПК. Тифлис, 1908. - Вып. 38.- Отдел I. - 130 с.
65. Ибн ал-Факих. Китаб ал-Булдан/Пер. H.A. Караулова/СМОМПК. -Тифлис, 1902. Вып. 31.- Отдел I. - 202 с.
66. Из истории права народов Дагестана (Материалы и документы)/Сост. A.C. Омаров. Махачкала, 1968. - 240 с.
67. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1991. 315 с.
68. История Азербайджана: В 3 т. Баку: Изд-во АН АзССР, 1960. - Т.2.953 с.
69. История Азербайджана. Баку: Элм, 1979. - 303 с.
70. История Азербайджана с древнейших времен. Баку: Изд-во АН АзССР, 1958. -T.I. - 423 с.
71. История Болгарии. М.: Изд-во АН СССР, 1954. -Т.1.- 575 с.
72. История Бухары. С древнейших времен до наших дней. Ташкент: ФАН, 1976. - 383 с.
73. История Дагестана. М.: Наука, 1967. - Т.1. - 431 с.
74. История Дагестана. М., 1968. - Т.Н. - 368 с.
75. История Дагестана (курс лекций). Махачкала: Дагучпедгиз,1992.304 с.
76. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Махачкала: Юпитер, 1997. - 400 с.
77. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958.
78. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. 1917 г.). - М.: Наука, 1988.-659 с.
79. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Наука, 1988. - 544 с.
80. История народов Восточной и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней. М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1986. -580 с.
81. История религий./ Под ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей.- М. 1992. -Т.1.-411 с.
82. История советского крестьянства Дагестана 1917-1980 гг.: В 2-х т. -Махачкала: Дагкнигоиздат,1986. Т. 1 (1917-июнь 1941 гг.). - 304 с.
83. История стран Азии и Африки в средние века. М.: Изд-во МГУ, 1968.-496 с.
84. История стран зарубежной Азии в средние века. М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1970. - 640 с.
85. История Туркменской ССР. С древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции. Ашхабад: Изд-во АН ТССР, 1955. -848 с.
86. Каяев Али. О библиотеках в Дагестане//Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991. - 189 с.
87. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.223 с.
88. Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX начало XX в.). - М.: Наука, 1989. - 203 с.
89. Книга законов султана Селима I./Публикация текста, перевод, терминологический комментарий и предисловие A.C. Тверитиновой. М.: Гл. редакция восточной литературы, 1969. - 158 с.
90. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе: В 2-х т. М., 1890. - 293,307 с.
91. Комаров A.B. Адаты и судопроизводство по ним//ССКГ. Тифлис, 1868. - Вып. 1. - 88 с.
92. Коран /Пер. с араб, и коммент. М.-Н. Османова. -М.: Ладомир. Науч-но-издат. Центр, 1999. 928 с.
93. Крачковский И.Ю. Арабская литература на Северном Кавказе//Избр. соч.-М.-Л, 1960.-Т. 6.-615 с.
94. Кровяков Н. Шамиль. Очерк из истории борьбы народов Кавказа за независимость. М., 1989. - 93 с.
95. Кудрявцев A.A. Древний Дербент. М.: Наука, 1982. - 173 с.
96. Кудрявцев А. А. Город, не подвластный векам. Махачкала., Даг. кн. изд-во, 1976. -144 с.
97. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана.- Махачкала: Полиграфический центр ДГУ, 1996. 110 с.
98. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках/Изд. текстов, пер., коммент., введ. и прил.- М.: Наука, 1980. Ч. III (Надписи Х-ХХ вв. Новые находки). - 168 с.
99. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. М., 1968. Ч II (Надписи XVIII-XX вв.)Издание текстов, пер., коммент., введ. и прилож. - 268 с.
100. Лавров Л.И. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. М. 1966. - Ч. I (Надписи Х- XVII вв.). -300 с.
101. Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы XIX XX вв. Историко-этнографическое исследование. - Махачкала, 1994. - 250 с.
102. Магомедов A.M. Алибек Тахо-Годи. Жизнь, мировоззрение, творческое наследие. Махачкала, 1993. - 514 с.
103. Магомедов А.Р Хозяйственная жизнь и социальный строй Нагорного Дагестана в XV-XVII вв. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1985.- 144 с.
104. Магомедов А.Р. Социально-экономический и политический строй горских обществ Дагестана XV-XVII веков: Автореф. дис. д-ра истор.наук. -Ростов-на-Дону, 1989. 37 с.
105. Магомедов Д.М. Социально-экономическое развитие союзов сельских общин Западного Дагестана в XVIII-нач. XIX в.//Развитие феодальных отношений в Дагестане. Махачкала, 1980. - 207 с.
106. Магомедов М.Г. История Дагестана с древнейших времен до конца XIX века. 4.1. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1997. - 296 с.
107. Магомедов М.Г. Хазары на Кавказе. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994.- 168 с.
108. Магомедов P.M. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII нач. XIX веков. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1957. - 408 с.
109. Магомедов P.M. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. М., 1960. - 11 с.
110. Магомедов P.M. История Дагестана. С древнейших времен до конца XIX в. Махачкала: Дагучпедгиз, 1968. - 340 с.
111. Магомедов P.M. Шамиль в отечественной истории. Махачкала, 1990. - 103 с.
112. Магомедов Р. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1991.- 134с.
113. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992. - 144 с.
114. Магомедов P.M., Магомедов А.Р. История Дагестана. Махачкала, 1994.-272 с.
115. Малый энциклопедический словарь. Т.1 (Вып. I). С.-Петербург: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1907. 1056 с.
116. Мансурова А.Г. Цудахария (социально-экономическая и политическая история в конце XVIII первой половине XIX вв.). - Махачкала, 1995. -192 с.
117. Маршаев Р., Бутаев Б. История лакцев. Махачкала, 1991. - 210 с.
118. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М.: Изд-во восточной литературы, 1963. - 229 с.
119. Материалы по истории Дагестана и Чечни I половина XIX века). T.III, 4.1. 1801-1839/Под ред. С. Бушуева и Р. Магомедова. Махачкала, 1940. -471 с.
120. Материалы по метрологии народов Дагестана//Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 1974. - Вып. 1.- 225 с.
121. Материальная культура аварцев. Махачкала, 1967. - 304 с.
122. Мейер М.С. Османская империя в XVIII веке. Черты структурного кризиса. М.: Наука, 1991.-261 с.
123. Мейер С.М. Роль вакфов в развитии городов Османской империи в XV-XVI вв.//Общество и государство на Балканах в средние века. Калинин, 1980. - 169 с.
124. Мец А. Мусульманский ренессанс. М.: Наука. Гл. редакция воеточной литературы, 1973. 472 с.
125. Миллер А.Ф. Краткая история Турции. М.:ОГИЗ. Гос. изд-во политической литературы, 1948. 304 с.
126. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., 1963.-265 с.
127. Муртузалиев С.И. История Болгарии XV-XVI столетий в российской историографии пер. пол. XIX в. Махачкала, 1996. - 132 с.
128. Мусаев Г.М.-С. Рутулы (XIX начало XX вв.). Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Юпитер, 1997. - 288 с.
129. Низам Шамиля (Материалы для истории Дагестана). //ССКГ. Вып. 3. - Тифлис, 1870. - 18 с.
130. Новичев А.Д. История Турции. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1963. - 314 с.
131. Новичев А.Д. История Турции. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1973. - 205 с.
132. Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика). М.: Наука, 1972.-339 с.
133. Новосельцев А.П. Генезис феодализма в странах Закавказья (Опыт сравнительно-исторического исследования). М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1980. - 286 с.
134. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М.: Наука, 1990. - 264 с.
135. Обзор Дагестанской области за 1899. Темир-Хан-Шура: Русская типография В.М. Сорокина, 1900. - 166 с.
136. Обзор Дагестанской области за 1909. Темир-Хан-Шура: типография Дагестан, 1910. -150 с.
137. Общественный строй союзов сельских обществ Дагестана в XVIII-нач. XIX в. Махачкала, 1981.
138. О движении горцев под руководством Шамиля. Материалы сессии дагестанского филиала АН СССР 4-7 октября 1956 г. Махачкала, 1957. - 251 с.
139. Омаров А. Воспоминания мутаалима//ССКГ.-Тифлис, 1868. -Вып. 1.-64 с.
140. Омарова М.М. Из истории осуществления свободы совести в Дагестане (1930-90 гг.): Сб. ст. Ислам в Дагестане, г Махачкала, 1994. 118 с.
141. Орешкова С.Ф. Османский феодализм: типологические наблюдения/Липы общественных отношений на Востоке в средние века. М.: Наука, 1982.- 267 с.
142. Османов A.M. Экономическая география Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. - 128 с.
143. Османов Г.Г. О социальном строе Дагестана в конце XVIII-начале XIX В.//УЗИИЯЛ.- Махачкала, 1959. Т.7.
144. Османов Г.Г. Социально-экономическое развитие дагестанского до-колхозного аула. -М.: Наука,1965. -367 с.
145. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1982. - 440 с.
146. Очерки истории Дагестана. Махачкала, 1957. - T.I. - 483 с.
147. Памятники обычного права Дагестана XVII-XIX вв. Архивные ма-териалы/Сост., предисл. и примеч. Х.-М. Хашаева. М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1965. - 278 с.
148. Петрушевский И.П. Джаро-белоканские вольные общества в первой трети XIX столетия. Внутренний строй и борьба с российским колониальным наступлением. Тифлис, 1934. - 160 с.
149. Петрушевский И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII-XIV веков. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - 453 с.
150. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках (Курс лекций). -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1966. 400 с.
151. Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI нач. XIX вв. - Л., 1949. - 383 с.
152. Путешествие Абу-Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153)/Публ. О.Г. Большакова и A.JI. Монгайта. М.: Гл. редакция восточной литературы, 1971. - 136 с.
153. Рамазанов А.Х. О земельно-правовых отношениях в Имамате Шами-ля//Народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20-50-х годах XIX в. Всесоюзная научная конференция 20-22 июня 1989. Тезисы докл. и сообщений. Махачкала, 1989. - 194 с.
154. Рамазанов А.Х. Реформаторская деятельность великого имама Шамиля. Махачкала, 1996. - 56 с.
155. Рамазанов Х.Х. Крестьянская реформа в Дагестане. T. II. Махачкала, 1957. - 287 с.
156. Рамазанов Х.Х. Колониальная политика царизма в Дагестане в I пол.
157. XIX в.//Материалы сессии Даг. филиала АН СССР 4-7 окт. 1956 г. Махачкала, 1957.-251 с.
158. Рамазанов Х.Х., Рамазанов А.Х. Шамиль. Исторический портрет. -Махачкала, 1990. 96 с.
159. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Материалы к истории народов Дагестана с древнейших времен до начала
160. XX века. Махачкала, 1964. - 279 с.
161. Революционные комитеты Дагестана и их деятельность по управлению Советской власти и организации социалистического строительства (март 1920 г. декабрь 1921 г.). - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960. - 502 с.
162. Рубрук Г. Путешествие в восточные страны. М.: Гос. изд-во геог. Литературы, 1957. - 270 с.
163. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1984. - 302 с.
164. Самурский (Эфендиев) Н. Дагестан. M.-JL: Госиздат, 1925. - 150 с.
165. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В.Г. Тузенгаузеном и обработанные A.A. Ромаскевичем и C.JI. Волиным. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1941. -308 с.
166. Смилянская И.М. Социально-экономическая структура стран Ближнего Востока на рубеже нового времени. М.: Наука. Гл. ред. восточной литературы, 1979. - 252 с.
167. Смирнов H.A. Мюридизм на Кавказе. М.: Изд-во АН СССР, 1963.243 с.
168. Советская историческая энциклопедия/Гл. ред. Е.М. Жуков. М.: Сов. энциклопедия, 1964. - Т.5. - 960 с.
169. Строева JI.B. Государство Исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М.: Наука. Гл. редакция восточной литературы, 1978. - 274 с.
170. Тагирова H.A. Из истории арабоязычной рукописной традиции в Дагестане в XIX в. (по материалам Рукописного фонда Института ИЯЛ)//Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. -Махачкала, 1988. 124 с.
171. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1964. - 559 с.
172. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. Репринтное издание. -С.-Петербург, 1850. 480 с.
173. Умаханов М.-С.К. Взаимоотношения феодальных владений и освободительная борьба народов Дагестана в XVII веке. Махачкала, 1973. - 251 с.
174. Умаханов М.-С.К. Политические взаимоотношения союзов сельских обществ Дагестана в XVII-XVIII вв.//Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII- нач.Х1Х вв. Махачкала, 1981. - 166 с.
175. Федоров-Гусейнов Г.С. История происхождения кумыков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996. - 177 с.
176. Феодальные отношения в Дагестане XIX начало XX в. Архивные материалы /Сост., предисл. и примеч. Х.-М. Хашаева. - М.: Гл. ред. восточной литературы, 1969. -396 с.
177. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. -М.: Наука. Гл. ред. восточной литературы, 1985. 312 с.
178. Халидов А.Б. Рукописная книга в арабской культуре//Рукописная книга в культуре народов Востока. Очерки. Кн. первая. М.: Наука. Гл. ред. восточной литературы, 1987. - 560 с.
179. Халилов A.M. Национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа под предводительством Шамиля. Махачкала, 1991. - 182 с.
180. Халилов Р. Мектебы и медресе г. Мешгеда//СМОМПК. Тифлис: Изд. управление Кавказского учебного округа, 1900. - Вып .27. - С. 102-119.
181. Хан-Магомедов С. О. Джума-мечеть в Дербенте. СА, М.: Изд-во Наука, 1970 №1.- 202-220 с.
182. Хашаев Х.-М. Общественно-экономический строй Дагестана в XIX веке. Махачкала, 1954. - 97 с.
183. Хашаев Х.-М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М.: Изд-во АН СССР, 1961.-263 с.
184. Хинц В. Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему (пер. с нем. Ю.Э. Брегеля). Давидович Е.А. Материалы по метрологии средневековой Средней Азии. М.: Наука. Гл. ред. восточной литературы, 1970. -147 с.
185. Хрестоматия по исламу/Пер. с араб., введение и примеч. М.: Наука. Восточная литература, 1994. - 238 с.
186. Хрестоматия по истории Халифата/Сост. и пер. Л.И. Надирадзе. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1968. 252 с. .
187. Шарафутдинова Р.Ш. Еще один "низам" Шамиля//Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник 1975.
188. M.: Наука. Гл. ред. восточной литературы, 1982. С. 168-171.
189. Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. - 300 с.
190. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). -Махачкала, 1969. 230 с.
191. Шихсаидов А.Р. Дагестан в X-XIV вв. Опыт социально-экономической характеристики. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. - 175 с.
192. Шихсаидов А.Р. Мулк в Дагестане X-XIV вв.//Формы феодальной земельной собственности и владения на Ближнем и Среднем Востоке. М.: Наука. Гл. ред. восточной литературы, 1979. - 227 с.
193. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X-XVII вв. как исторический источник. М.: Наука, 1984. - 463 с.
194. Шихсаидов А.Р. Освободительная борьба народов Дагестана против Халифата VII-VIII вв.//Освободительная борьба народов Дагестана в эпоху средневековья. Махачкала, 1986. - 121 с.
195. Шихсаидов А.Р. Закарийа ал-Казвини о Дагеста-не//Источниковедение истории досоветского Дагестана. Махачкала, 1987. -134 с.
196. Шихсаидов А.Р. Археографическая работа в Дагестане//Изучение истории и культуры Дагестана: археографический аспект. Махачкала, 1988. -124 с.
197. Шихсаидов А.Р. Изучение форм земельной собственности в Дагестане V-XV вв.//Развитие феодальных отношений у народов Северного Кавказа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988. - 312 с.
198. Шихсаидов А.Р. Книжные коллекции Дагестана (к вопросу о формировании и изучении)//Рукописная и печатная книга в Дагестане. Махачкала, 1991.- 189 с.
199. Шихсаидов А.Р. Ислам в Дагестане (в печати).
200. Шихсаидов А.Р. Махмуд из Хиналуга. События в Дагестане и Шир-ване XIV-XV веках. Махачкала, 1997. -208 с.
201. Эвлия Челеби. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Вып.2. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья/Пер. и коммент. М.: Наука, 1979. - 287 с.
202. Эвлия Челеби. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Вып. 3. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана /Пер. и коммент. -М.: Наука. Гл. ред. восточной литературы, 1983. 376 с.
203. Энгельс Ф. Франкский период//К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд. М.: Гос. изд-во полит, литературы, 1961. Т. 19. - 671 с.
204. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и госу-дарства//К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2- е изд. М.: Гос. изд-во полит, литературы, 1961. -Т.21. - 746 с.
205. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т.9. -С.-Петербург, 1891.-468 с.
206. Якубовский А.Ю. Феодализм на Востоке. Столица Золотой Орды -Сарай Берке. Исторический очерк к выставке в зале 31. Л.: Изд-во ГАИМК, 1932. - 50 с.
207. Якуби. История/Пер. с араб. проф. П.К. Жузе//Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1927. - 21 с.
208. Moutaftchieva Vera. Le vakif un aspekt de la structure socio-economique de L empire ottoman (XV-XVII es. ).- Sofia, 1981. - P. 316.
209. Zakarija Ben Muhammed Ben Mahmud el-Cazwini s Kosmographie. Erster Theil. Die Wunder der Schöpfung, hrsg. von F. Wustenfeld. Gottingen, 1849.
210. Zakarija Ben Muhammed Ben Mahmud el-Cazwini s Kosmographie. Zweiter Theil. Die Denkmaler der Lander hrsg. von F. Wustenfeld. Gottingen, 1848.1..
211. Амиров С.Д. Чтобы мечети были центром не только богоугодных дел, но и нравственного воспитания. Даг. правда. - 1996. - 19 дек.
212. Курбанов М. Возрождение религии и развитие государственно-религиозных отношений. Даг. правда, 1998. - № 71. - С. 2.
213. Красный Дагестан. 1927. - 10 марта.
214. Революция и горец. 1929. № 7-8. с. 36.
215. Бобровников В.О. Нагорный Дагестан: общинные земли священны? //Ваш выбор. 1993. - Февр. - С.20-23.
216. Шихсаидов А.Р. Мухаммед из Кудутля ученый из ученых//Сов. Дагестан. - 1990.-№ 6. - С. 27-32.1.I.
217. Алиев Б.Г. Крупное феодальное и мечетское землевладение в Дагестане в ХУ-ХУШ вв. //Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. - Оп. 1. - Д. 264. - 1974. -124 л.
218. Алиев Б.Г. Земельно-правовые отношения в Дагестане в XV- нач. XIX в.//Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. - Оп. 1. - Д. 507. - 1989. - 180 л.
219. Ахмедов Ш.М. История кушандаринского сельского общества //Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. - Оп. 1.-Д. 208. - 1970. - 137 л.
220. Вакуфная собственность селения Ницовкра Лакского района//Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН.-Ф.З.-Оп. 1.-Д. 281.- 1973.-73 л.
221. Вакуфные сборы селения Хинта Советского района. Сборник документов. Арабский текст с переводом на русский язык//Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. - Оп. 1. - Д. 282. -1974. - 121 л.
222. Воспоминания стариков о реакционно-националистическом движениигорцев под руководством Шамиля и о покорении им. Лакский район при Ша-миле//ЦГА РД. Ф.133. Оп. 2. - Д. 4. - 29 л.
223. Докладные записки, справки и переписки по борьбе с религиозными предрассудками и о работе учреждений культуры в республике//ЦГА РД. Ф.1. -Оп. 1. Д. 1076.- 1928.
224. Итоги изъятия вакуфного имущества по Буйнакскому округу//ЦГА РД. Ф. Р-37. Оп. 20. - Д. 91. -1927. - 1 л.
225. Канцелярия начальника Дагестанской области, г. Темир-Хан-ШураЩГА РД. Ф.126. Оп. 2. - Д. 7. -1860-63. - 87 л.
226. Канцелярия начальника Дагестанской области, г. Темир-Хан-Шура. Статистические сведения для составления отчета о состоянии Дагестанской области//ЦГА РД. Ф.126. Оп. 2. - Д. 79. -1871. - 66 л.
227. Комиссия по разбору сословно-поземельных прав туземного населения Дагестанской области г. Дербента. Записка о сословно-поземельном строе Северной и Южной Табасарании//ЦГА РД. Ф.150. Оп.1. - Д.1. - 1869. - 45 л.
228. Комиссия по разбору сословно-поземельных прав туземного населения Даг. области г. Дербента. Сведения о селениях Кюринского округа за 1873 год//ЦГА РД. Ф.150. Оп. 1. - Д. 19. - 52 л.
229. Комиссия по разбору сословио-поземельных прав туземного населения Дагестанской области. Г. Темир-Хан-Шура. Исторический очерк Кайта-га//ЦГА РД. Ф.150. Оп. 1.-Д. 8.-1875. - 14 л.
230. Комиссия по разбору сословно-поземельных прав туземного населения Дагестанской области. Г. Темир-Хан-Шура. Записка о сословном и поземельном строе в Кайтаге//ЦГА РД. Ф.90. Оп. 2. - Д. 24. -1889. - 118 л.
231. Копия циркуляра Департамента Духовных дел и переписка в Военным губернатором о выборах казий и мулл суннитского и шиитского магалов среди мусульманского населения г. Дербента//ЦГА РД. Ф.15. Оп. 2. - Д. 147. -1911-1913.-34 л.
232. Материалы по истории Дагестана XIX в. //Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. - Оп. 1. - Д. 327. - 1957. -619 л.
233. О происхождении жителей и об их правах в пользовании землей//Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. - Оп. 1.-Д. 169.-101 л.
234. Отрывки из "Путешествия Эвлия Челеби" //Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. - Оп. 1. - Д. 37. - 1950. - 103 л.
235. Отчет начальника Даргинского округа о состоянии округа за 1897 г. //ЦГАРД. Ф.2.-Оп. 1.-Д. 14.-1897.-72 л.
236. Памятники эпистолярного жанра и актовый материал (Арабские источники по земельным отношениям в Дагестане) //Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. - Оп. 1. - Д. 334. - 1976. - 49 л.
237. Переписка обкома ВКП(б) по вопросам сельского хозяйства, кредитов, кооперативной торговли и земельной реформе//ЦГА РД. Ф.1п. Оп. 1. - Д. 1052. -1928.
238. Перечень вакуфных земель в с. Аракани XIX в. //Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН.- Ф.З.- Оп. 1. Д.362. - 1975. - 51 л.
239. Перечень вакуфных земель Согратль (XIX в.) Гунибского рай-она//Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН.-Ф.З.-Оп. 1. Д. 361. - 115 л.
240. Перечень вакуфных земель с. Чох (Перевод с аварского языка) //Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН.-Ф.З.-Оп. 1.-Д. 361.- 1974.- 115 л.
241. Податный инспектор Аваро-Андийского участка Дагестанской области. Г. Темир-Хан-Шура//ЦГА РД. Ф.73. Оп. 1. - Д. 9. -1903. - 138 л.
242. Рукопись/оригиналы и копии исследования/проф. Юшкова С.В. по истории Дагестана//Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.1. - Оп. 1. - Д. 42. - 136 л.
243. Сборник документов "Оротинский вакф" //Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. - Оп. 1. - Д. 280. - 1975. - 308 л.
244. Шихсаидов А.Р. Зарождение и развитие феодальных отношений в Дагестане (X-XV вв.) //Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. - Оп. 1. - Д. 481. - 1987.
245. Шихсаидов А.Р. Материалы экспедиции в районы Дагестана в 1969 г. //Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.З. - Оп. 1. - Д. 486.
246. Цахурский вакф (предоставил А.Р. Шихсаидов).
247. Харахинский вакф (предоставил А.Р. Шихсаидов).
248. Тпигский Коран//Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. - Д.4. - 220 л. (размер 28,5x33,5).1. Xfâ^'^cJp 's?jS^^^pli+jfiiï*t^^Jíj'zJ^Jji1. Ш: fe,- Приложвнйе I1. ObCJj1. St*1.jLjUI f. i1. U^iif^i i-i,