автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Вайяахи конца XVI - середины XIX в. (историко-этнографическое исследование)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Махмудова, Кемси Залимхановна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Вайяахи конца XVI - середины XIX в. (историко-этнографическое исследование)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Вайяахи конца XVI - середины XIX в. (историко-этнографическое исследование)"

:-:ссксвс^1й ордена левина, ордена октябрьской ревсшш и ордша трудового красного знамени государственный университет имени м.в. ломоносова

ЙСТОЖЧЕСНИЯ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи ОТ

¡ШУУДОВА Кемси Залимхановна

ЗАЙЯАХИ КОЩА 7Ж - СЕРЕДИНЫ XIX Б. (Исторнко-этнографическое исследозаняэ)

Специальность 07.00.Q7'- Этнографая

А в т о р а | з р а г

диссертации на соискание учэгоЭ степени кандидата истосмчесгах пауя

.Моема - 1593

РзОотз выполнена на кафедре истории культуры Чечеко-Кк ского государственного унигерситета Иы.Л.Н.Тологого.

Официальные оппоненты: здктор исторических наук Г.Б.Цуг.ая

кандидат исторических наук ri.ii.¿пореза

Ведущее учреждение: Дагестанский ноучный центр ¿'о с о икс; кой ЛЬ

Защита диосар-эции состоится "__"_ 199:

б_43001 кг заседании спешчлизированного совета л.С'З.ОС.

по археологии и ьткогра*'.:/ католического факультета иоскогсю

государственного университета им... .Ь.Ломоносова

(

йдрес: П9ь99,йосквэ ,Е-гЗч,ГС11,1Ш .Исторически дэкуль: аудитория й

С диссзртациеи можно ознакомиться в научной библиотеке ки.А.^.Гооьгого ..'.Г/ иа.Ы .В .Ломоносова.

дзторе^ерэт разослан "_11_1995 :

Учены/ секретарь Специализированною Совете, кандидат исторических наук,

доцент Л .Б.оаседателевэ

оаш ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность, темы. Историческая преемственность в разва-ии культуры, ватшойшая черта объективней закономерности обретенного развитая - актуальная проблема этнографической науки, радиционко-бшгавая культура - один из главных кошюнентов этьс-ов - многослойна, она состоит из сложных напластований,еозн^кпцс разные иетв£яч5СКйе периоды развития обаестаа. Как известно, сгорическая закономерность развития культуры заключается е орга- • ичвеком единстве унаелвдовании-о от проалых поколений опыта, на-апливавяегсся в виде трдадвдй и неизменно вознняащит новаотЯ, олее отвечаяяси новым условиям яизен народа. Новация в сеоо счэ-едь при усдскта деятельного существования постепенно становятся радзщлякз. Традиционные элементы, слознвглеся э далеком прспло«, ходе исторического процесса, лабо исчезает? соасом, лнбо голуча-т дальнеШзпз развитзе н распространение, нередко я траясфсрчзро-аяноЯ, лпбо вакантной форка. Налболзе устолчлвиэ традацгенякз ошюнвнты культуры, передаваема яз поколения в поколение, отрз-ают исторпз, соцзальныа и культурные ззаз^оотяопэшш народен и олее ^мелкие лахальннх этнических трупп, лп социальную п эггзче-кухз специфику. Поэтому материальная культура рассматривается зт-ографаьи как. одан нз ценнвйшх астордчесхях источников для пробег этническая истории народов, зх исгорзко-культурннх свеззЗ. огатоа культурное наследие аккумулирует в себе «удрость а та-ант народоз» глю го но новой жлзнвшшЯ опыт и пр-хтггчзехуз цзлзео-бразность. Изучение этого цепного наследия прюбрзтавт о^мЗоз аачекке в современную эпоху (эпоху наушо-тохвзчвегого щюгрве-а), когда исчезаят многие траднцгонЕно особзЕноста.

Актуальность работа заключается н в тоы, что зсслздоЕазяа о теые диссертации позволит на только прояснять 'хногаа вопезен.

ал'.чнисов, но а внести свой вклад в разработку йвкото-pi,x теоретич«скях г. практических проблем кавказоведения.

'.-.азрэвшая острая лотраоность специального этнографического ясследоваихя шйяахов конца Ш; - середины Ш в. диктуется пос-тся'.кк-,* pocvom :;сточнкковой базы, так к значительным отставать«! с*?епенл лзученноетя этнокультурной ситуации Чечено-Ингушетии, D-- л всего Сеиерного Кавказа, на фоне других рагионов, а также значительными практическими нвоЗходкаостями яня.

.Лель и задачи исследования. В представленной работе рас-оулгравлится проблемы этнического к историко-культурного развита? ваЯнахов конца ХУ11: - середины XIX ав. Основная задача радот - исследование особенностей к закономерностей разватия традацно ас-бытовой культур;-' с конца ХУи века до середннн XIX в» Формвро вi-jjj-.e тразшконно-битовых аспектов культуры вайнахов (чеченцев ингушей) азучаатся на фона этнической историк этох народов. Но этому характеристика формирования населения, динамика их атносо тава и этнической трансформации. основных направлений этнически процессов занимает ь работе существенное место. В этом ж9 план изучается соотношение общих и этноспадафических особенностей е отдельных сферах Ситовой культура. Исследуется преемственность культур-шх явлений, место к яначенае этнической традиции в раз* так Зитобой культура.

Автор проллучывает закономерности развитая отдельных ксмпс неятов культур;; в лсторако-сравнитвльном плана, расс!/лтр!вая изучош:' трод/.:т::оннс—5-поной культуры вайнахор к-чк чаоть o<to-i гроблеаи исто г.» л культуры вайнахов я кх йтжшЪ&х соспдей.

Не ставя с^сой зшодпС гнадоз всех Еоааюяшто!' тргдякпдау!' СУРОВОЙ культуки сосредоточь»а: глазной ыг-'иъл

\:г хозк?,стх-.л">!.,. гдовтгях к v.-run не* культуро, ва в

э

алию, которые,, удовлаггво'ряя «вша Ееобгодииые потребности че-овека, л яаюалахп вахнейшва «вето з свсФвшв культуре любо! '«•-твехой одтосл. В хешвретянх кветныг услових в форкнроваяи тех компонентов культуры натха отражение этшгчаашя спвцифака ЭТ0ЕЦ9В г ингуша. Предпринята характеристика я других кошго-вятов культурв - общественинх я сеиеЯявх отн опекав.

Цетодоло^ид . яссладоваяия законожерностеа развитая народной удьтуры вайвахоэ базируется яа принципах последовательного ясто-ззма я даалонтяхн обпесгввштх явлений, взаиЕОобуслпвлэяноста бцего и особенного, национального и шетернадионального.

Ыы опирались аа проблеыно-тооратнчеегшо труди советских эт-ографов и историков по вопросам теорал этноса и культуршх *ра-, дцкЗ В.В.Гронлея, труда по этнической культура а оюшчосяому аыосознашго С.А.Арутгаова, ВЛ.Коздова, Н.НЛабопсарова, а тагею онкретныо лсторано-эгнографттгосето исследования М.О.Косэота» ¡.К.Гардгнава, Л.И.Лаврова, А.И.Робакпдзо, Н. Г „Волковой и др.

Научная новизна работы опредоляотсп прездо всего тси.что в еЗ впэрвне в этпографлчоской науке предпринята попытка кошштс-ого изучения вайнахов (в нсторико-этпогра^'.ческоу аспекте) на ротяненки почти 100-летнего периода, и диссертации исследуются роблеш, связанный с этнпчэсяяш процэссаш, лрослазявается эео-щщя зтнонамического обозначения яасалэшш Чочено-йпгуЕетзя.ста-:овлек2о иерархичности ого самзсознания, В работа Чэтоко-Ингу-о-■ля вшрвко выделена в качество асторшсо-атногра^ческого регаонз, явлена историческая данакжа этнически: процессов па ее торря-орал, а также роль а фуаяшоялрованло этнообразупсах факторов. ;олео того, ввдежм зони компактного п контактною расселзнгя юЗяахов п поЕаЗнахскшс групп пассшзняя (грузпв.лапгтж;;ав.ссе-'нп а др.), а гакао казаков п русских переселенцев. В сляз-/ с

--•е:.' осг.ь.-г^тсь аспегл-к культурлдс взаимодействий. Особое место саггл-'.ает цссльзоьакке хозяйственно-экономического комплекса, ге-негеса и путей развития жилища и оде&цы, выявление основных факторов этого развитая, выявление их региональных особенностей :: кс-торакс-сраьнителоных параллелей, а также определение ролл эт }»-че •:!::•:/- :: локальных традкдаП в развитии тратецсоьно-бытовоЁ -'ультуси.

Решение зтюс проблем было сопряжено с критическая рассмотре иге*-, существующих в специальной литературе разногласий,. касающях< ся гсподьзованнах нарративных памятников и толкований содераа-ш~лся е них лсторкческях фактов в плане исторической этяографзк.

Естественно, что это в свою очередь потребовало., в качестве иеобюдоюй предпосылки для написания диссертации., перевода на русский язык исследований: иностранных авторов о ваВнахах, яла кв гредпринять критический анализ и сопоставления рте переведению; частей, что уже само по себе представляет серьезную исследовательскую работу.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы и Еивода ее могут бнть использованы в научной, учебной, краеведческой, культурно-просветительной работе по воспитанию -тадей е духе просвещенного патриотизма, гордости за все то луч-кее, прогрессивное, что было создано пропиши поколениями. Исследование дачной тек; поможет практическому использованию яаиболае ценных традиций прошлого вайнахов, а также популяризации многовековой гсторди добрососедских, взаимосвязей вайнахов с жавказсхг-ш и русским народами, развитию друкествэянкх тэвдввдаЯ г воззрензг народов.

д Зекоторке раздали .дасвертацяд ужз нааж щхзкгачаскоа нанаэ "ара разработке сазгщурсоз» дяя зсузагакого г^гдагкига«

культуре и этнографии Кавказа, и в частности Чечеко-Ингу^ет.с: : ■фи. составлены этнополиткческой карта Чачеио-Кнгусетла конца СШ - 'свреданы XIX в.

Апробация работы. Диссертация обсуздглась на кафедре этнографии Московского государственного университета им. М.В.лоуон:-:ова и была рекомендована ¡га соискание ученой степени каядоаагя юторических наук.

ОсяоЕНые теоретические положения и эмпирические результат?; ;роввденного исследования изложены автором диссертации в опубл::-юванньгх статьях, а также доложены на региональных, республика1.: -ких и вузовских конференциях в 1985 г., 1985 г., 1987 г., 990 г.

Всего по данной тема 11 публикаций общим объемом 6 п.л. см. список в конце реферата).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введение, етырех глав, заключения, библиографии, списка сокращений л пр*.~ ожения (альбом).

содегяаше диссертации

Во "Введении" обосновывается актуальность тонн, с^рку.и-эваны цель к задач?! работы, ео научная нога ока л практическая тачимость, определены мотодологлчеекзе основы всследозчкй-, гопонь изученности проблеш.

В глазе I ''^Тс'гочникл, .историография, нзкототаэ проблем! гкогрп^лчоского изучен: ицза йнахоэдо середины XIX а.'' я рог- о та г-1 обзор разяообразнкч нарративна источников, архлзкгх док^моя->в, а такзо историографических анализ основной-лятературч гер->Я половины XIX а.

Источиаковух) базу работы составляй?, во-пэргкх, варра?аа.зыз

источника кои» ОТ в- К концу Ш а.» ютда позшдаа России на Северной К****** ахат врочнма» Россвйское правительстао зачину-от всестороннее изучение ковше земель империя, с этой целы» на Кязхаэ оставляются нлучнне зхспедвдии, организованные Петербургской. Авадб«ве& Еаук» которые возглавляли преимущественно ученые -иностранца (СДЧвдва, И. А-Твльденитедт, И .Г .Георги, П.С.Паялас. Бнберетейя). Нссдвдовяяиями занладнваются основы научного кавказс ведения в России, равно, как а вайнаховедання. Помимо ученых- штанов Петербургский SS - более или ыоное подробные известия о народах Чечеяо-йнгутаатиа сставала иностранцыt состоявшее на военпоЁ слуяба а России (Я.Р®ЙЕеггс» ИЛЛЪрман. Штодер). путапествошш-ке (НЛкшан. ЭЛСравэз» ШМссовнелъ,. ЯvПотоцкий). Во-вторых, в работа привлечены как опубликованные» так и (большей частью) архивные цатерзаян в фондовые кодлеида, хранящиеся в архивах} ЦШ1А, ЦГДДА, ЦША Груз .ССР» АН СССР» Ш СОАССР. ЦГА WCC?» О? ГШ» Из них извлечены а систаыагдзврозаац по различным исторавд-этнографачосюш проблэкаа иаторзагы, предпринят ана-тлз асгоч'щ-» £02) j сод органах сведения по исторещ а этвографщ ва£кахоэ кеясщ Ш - сор. Ш в.

Первая солоЕдна ИХ в. ознаменовалась анходои в егоз p¿9ov исследовательского характера. Их отличало более основательные t. подробнее сподшшя по гоографая, истории, нудьтуре и быту хов. Но садам ерцветаэкнш было то, что л них вворвыв стала определяться направления как общеисторического исследования, так в болео конхретяао íreiai атнографачвекого изучения вайнахои, Б чата 'воетв, арадарашшашса попытка ваучнрго объяснения (а ж проо;ч} описания) обпэсгаэштго строя чеченцев а ангухзЗ, Друиш стаам пготяаегся о$ор?2Яэкве ветохшю-&«вэгра$гчвск2х проб««. Тал. ы~ дельта зювдосм «сследувкой тема касалась C.Ji.Spoi¡4.acsaí¿. lu^so bjóou, Н^Л^аво?, A.BJBopa», з адя» шеадедеш?

зервой половинн XIX в.

В советское время посальяый вклад в разработку отдельных проблем исслвдуемэй тема внесли работы Н.Ф.Яковлева» Б.ГЬшчке, И.П.Семенова. И.П.Щеблшсйна, Е.й.Крупнова, А.Я.Робаиадзе, Х.Д. Зшаеэа и др.

В последние десятилетия определенных успехов в этом направлении достигли В.И.Марковин, В.П.Кобычев, ФЛотоов, В.Б.Еикогра-цов, Н.Г.Волкова, С.Ц.Умаров, Ч.Б.Музухоев, И.Сандов, А.С.Сулей-чанов, И.Ю.Алироев, И.А.Дахкяльгов, У.Б.Далгат, С.-У.А.Хаслов, З.И.Хасбулатова..Их работы привлекаются в ссотЕетстзувдих .главах, где п дается нм краткая аннотация.

В целом йэ, несмотря на изучение пссладо я ата ля'.и отдельных аспектов этнография вайнахов конца ХУИ - сер. XIX в., эта пая-яая тома остается до настоящего времени еще не раскрытой кои-плоксно и остроактуальпой, что диктует необходимость полного сбора н анализа всех разнообразных накопленных зсточгахов.

Важным подспорьем в освещении избранной тены послузгал трупы учеши: северокавказского региона л Россия М.А.Агларова, В.Г. Гадаиева, В.К.Гарданова, В.М.Аталикова, Б.А.Калоеза, Г ¡1 Цдбн-рова, Е.Н.Студенецкой, Я.С.Сурковой, Л.Б.Заседатзлэвой.

Во второй главе "Этноштин и этническая нарта" - исслодуак1-ся особенности этнической истории восточной, западной, гпясй п северной терряторпй Чочено-Ингугатин.

В конце ОТ. - сер. XIX в. происходил сложи?, процесс очередного оформления этнической карты вайнахов. Этизческая ептуа-№я формировалась з этот период под влиянием как ествстзеянвх демографических, так и (л это в раЕ/агецей степени) под влияяагм военно-политическях событий, прозеходивдих в крае.

СбратлЕ!п:сь к нарративным источникам, архивным документам

s

мы обнаружили фиксированные этнонимы, топонимы, гидрониш, ряд этнографическое понятий и даже антропонимы, этимология которых вайнахскея. а география распространения свидетельствует, что вай нахв переживали этнотрансфорыапдонный процесс. Так, значительно расширилась этническая территория вайнахов в восточном направле наи (переселение карабулаков (орстхо£цев) ) из Акки и чеченцев и Ичкерия в район Мичика, Хачкалнковского хребта, нижнего и средне' го течения Аксая и. Ахташа и северном направлении (переселение кн гузей в Терскую долину и бассейн Ка^билеевки ; к реке Сунха в саГюн Назрани и далее к.Ачалухам, что имело место в 1771-1781 г а такзе е начале XIX в. ; поселение орстхойцев и чеченцев в средне:.-. течении р.Ассы к Ачк-Уартана ; переселенце чеченских тайп из Ичкерии с с Аргуна в Кадтеречье.

Но шесте с тем этническая территория вашахов уменгпавтея на гге к западе (в кивнем течении р.Армхи происходило пзреселе-кие осетиксшх фажлий, ассимилированные ашушагя в 1-й половине XIX в. ; район Ларса по р.Ккстпккв (Схкарохо) отошел к осетинам) Архотспое, Ардотсксе и Сатильское уиелья становятся иестои ~л-тельства хевсур, хотя факты ькграцни вакнахского населения в Ту-еэтив и З'еЕсурояш имеат .v.jcto и в исследуемий период.

Сакти свидетельствуют и о длительных периодах двуязнчъя отдельных групп этносов (например, чеченцы из Ку:шкской ревааш, ауховцы в прикаспийских территориях), что делано нечеткой этлйч"; cKjx границу взаиждейстЕуудих народов, а впоследствии поняло ее конунгу рагу.г.

Источника подтюредапт точку зрения ученых Н.Г,Волковой, Б. П .Гриценко, Л.В.Заоедателевой, что с конца ТУП 2. уиолзчпв*-отся переселззге русских, укргашл-эз, ар?>уа к грузин а зз!--^; 'плссксстшie пгод^лы. Хсгоргзьсгл поли читали;© гаачц«2Д -су^х- «

'ого процесса - разнообразии контакты (экокомзческце, культур-1е, этнические). Следствием этого процесса являюсь сложение ишэтнлчных я многоязычных селений на плоскости, в особенности зоне контактного пограяичья, а также установление в них типо-»ги чески однородной модели хозяйства, культуры, социальных отяо-1НИЙ.

Наряду с безусловным язьекоеым и этническим единством взносов (чеченцев, ингушей, орстхопцев), дезкнтэгрирухвд.м ^актеров'. :ступала с конца ХУш в. военно-колониальная и адмнкдс хративная литика русского царизма, равно как и замкнутость тор/ад долин. 'Следняя на протя^епии всего периода средневековья способствова-: Армированию локальных общностей. И в структуре самосознания .йпахов преобладал локально-топографхческпй компонент (по обци-, области проливания), закреплялись "областные" названия и са-названия. Но политнкокон^ессионадъноэ единение, особенно в рвой половине XIX в., параллельно усиливало этнокон^-ессисналь-е сближение. Кавказская Ео^ча дала импульс ноеып этнску.гьтургощ оцессам. Движущим фактором развития самосознания зтиолпнгвлстн-ской общности ваГшахов ярились процессы взаимного сблкзегая.

Таковы материалы источников. Подрс5-!£<} топографическая а ническая карта ваГжахон на рубет.е Х7Э-Х1Х вв. па оснозавкз лее ггарокого круга источников освежается в рдд.э специальЕ-да следований Н.Г.Волково;"!, А.С.СулеЗмановз.

В главе II "Основные занятия и материальная культура." псслз-ется развитие осяовша ксмпоиепт.-в традиционно-бктовсЗ культу: сельского хозяйства, пробелов, ремесел с торговли ; гоочла-и 1-а:лиц, а такяз проявление эпгпч-зсксЗ спэци'&кх в од-зде.

В совокупности источники кс-ща ГОТ - сер. XXX в. Д^ТГ точ-го обдуо картину состояния сельского х:зя1:тза Чечене

истин, не детадазируясо> на рдде вопросов, как, например, орудия производства, способы обработку земли, форш и методы содержания; скота а т.д.

Согласно известиям источников, ведущая роль в сельском хозяйстве ва£нахо$ принадлежала скотоводству. По словам Гольдок-гаедта, Далласа, а еае раньпе Гербера, а в последующем Буткоеа, Норденитакаа н др., главное богатство чеченцев и карабулаков состояло в скоте, особенно в овцах и лошадях; бит в короли разводились в мэньсай стешет. Базой скотоводства являлись луга. ле* са к пастбкзд, Практиковалось преимущественно яйла^ное скотоводство.

Земледелие у ваГшахов особенности у чеченцев) было раз» вкто равновелико. Выращивала просо» ячкояь, пизнацу. Рейнеггс ц Даллас добавляли к зтоиу списку дагс (кукурузу). В огородах разводил морковь, турнепс, капусту, лук, тыквы, дани, арбузы, еоно-шш s табак (Георга* Гюльденштеде, Цаллгс. Рейнеггс, Нордошааж]

Усовершенствование пахотного, орудия, в частности его то лепеха, изменение угла захвата 5а счет малого л большого полоса,, вагболео оптимально решажвде проблему глубины пехоты i; j'croí чавостп пахотного орудия - все эхо било укэ достояииех;. всей г.ткс-политическоП обдаости аайнахов в целом,

Езлзще - один из наиболее существенных а чрезвычайно слсг.-енх элементов культур. С одной стороны, в нем сохраняются древние традиции порой восходящие к рани:;» исторический эпохам, с другой, происходя? постоянные изменения, обновления. Гол заявлении генезвса отдельных ко:гпокелтов яплкча автор наряду с ст* иогрсфяоекаш привлекает археологлчеекке »атеркаш, J5oci.aa су» пдаственнш яодспорьеы явшпеь г исследования Кобнчзва В.П,. -вева Т.Н., Яукухоева Й.З,, Чгулсихи Д.13..

В исследуемый период вайнахи жили преимущественно неболь-я деревнями, насчитывающими по 20 дворов, Во многих деревнях : защиты от нападений были построены каменные башни - б1ов. ии предназначались не только для обороны, ко и для жилья -:ла. Возводились онн из необработанных кашей; войти в такую ню можно было только по лестнице, так как вход располагался ередино между основанием и верхом бадда. Вместо крыли отверс-! наверху перекрывалось доскаш, которые могло было поднимать »пускать. Б степах этих башен имелись несколько отверстий, на-шленных в разные стороны. Башни не имели фундамента. В цонтрз юй комнаты разводили огонь, который давал свет и тепло (1Пто— Георги). Чеченцы, по Рейаогсу, уже в конце ХУШ в. строили «а с плоской крышей, отитукатуронша только снарууд. Внутри ;о достаточно просторно, чтобы эдось могли разместиться яепщц-и детпа муячпны .тли отдельно. Техника строительства домов 1а турлучноЗ, саманной, глинобитной и каменной. Побелка домов ха обязательной.

Чеченские и ингушские селения на равнкно складывались полп-шнми, а порой п со смепанкш этническим составом. Креме того, 1 соседствовали с казачыая станицами. Ото сказывалось на ха-стеро гплзд, их вяезиюм виде, техшг о строительства, в5-;утрон-

4 убранстве.

Состояние развития кустарных промыслов, ром с ела и торговли :-дкн из слабо изученных вопросов в вайкахской этногр-^л:.

Особенно схрог-ш ассортиментом отличались азделпл из перств ;<огя: воЛтозд, -1ур:а. сукна, баашка, иапкв» хурдаоган; раавге-рода патасы к бозворсовыо козры догсимостно производись . лргла еодзпхяя» В конце 2УШ сер, XIX н. бурэчксо к всЗлоч-

5 грошеяа развивается з рамсе,*©,. Ру"-; -о зегтда

этого ремесленного производства (Белгатой, Чечен-аул, Старый-юрт). Из других домяших промыслов было развито гончарное прои водство. Керашка в целом была хорошего обжига, черного, серог темно-коргсневого, но чаще красного цвета и весьма богато укра венная линейным, точечным и иными видами орнаментации. Некото сосуды имела зооморфные ручки или покрывались поливою. Центрам этого производства становятся селения Ялхой-Мохк, Майртуп. Сер :кень-Юрт, Шали, Нашаха, Ялхарой, Цеца-Ахк, Ыужичи, Эгикал, Мец Лекги. Это находит подтверадение в малоизвестных источника): ко ца ХУШ (Паллас. Рейнехтс, Етедер).

Башни в горах Чечено-Ингушетии строились даже в XIX в., а наивысшего расцвета оборонительное строительное ремесло у вайн хов достигает в ХУП-ХУШ вв. В позднесрадневеховом чеченском и ингушском обществах существовала высококвалифицированная кате гория мастеров-зодчих, пользовавшаяся определенными привилегия и почетом, имевшая свои уставные требования. В среде ингушекч и значительной части чеченских зодчих с ХУЛ в. наметилась боле узкая специализация в строительном деле: появление ряда профе саональных потомственных групп мастеров по возведению конкретн го типа и вида построек (боевого, хилого, хозяйственного, погр бального и культового характера) и менае квали$ицировашшх ремесленников по добыче и обработке камня (камнерезчики, камнето Слава о еысоком мастерстве вайнахских строителей распространи! далеко за пределами их обитания.

Особого мастерства достигли вайнахи в изготовлении разнос разного наступательного орукия (.'.. . ). Наступательное о

кие вайнахов позднего средневековья было весьма разнообразит! метательное (луки и стрелы, арбалеты), судествовавиее до конца ХУ111 в. ; рубяце-реаущва (мечи, палаши, сабли и шаягкк). Из зт;1х

1зцов наиболее долго и широко использовались сабли, причем ме-[ палащи не выходят полностью из употребления. С ХУШ в. все >шую популярность у местных воинов приобретают высококачест-[ыа образцы шашек, в производстве которых вайнахские оружей-I не знали равных на Кавказе : колющие (однолезвийные боевые [ и двулезвийные кинкалы), употреблявшиеся в тесных рукопаш-схватках. Кинжалы с граненным острием получают позднее (осою в XIX в.) широкое производство й распространение.

У вайнахов имели распространение так называемые "бородовид-' и узколезвийные топоры ( редкие для Северного Кавказа), !льзуеш9 как в боевых, так и хозяйственных цолях. Прослеги-:ся, что бородовидные топоры, являясь изделиями местного гечного производства, испытали существенное влияние со сто-£ древнерусских фэрм (, ) ; ударное п огнестроль-

орузгдо и различные принадлежности к нсглу (пистолеты, ударно-шевые замки восточного типа, газыри,, пули, пулелепкк, поро-гацн) распространяются не позднее конца Х7 - нач.ХН в.

В рассиатриваеий нгки период, ваГаахскио орузейшжи сиро-¡атадалп и собственное производство огнестрельного орудия, >товленяе разнотипного пороха» добычу свинца для пуль и др.

Из защитного вооружения вайнаха следует выделить полезный .чатыи доспех - кольчуги и кольчатые панцири, имевшие --ид шта: с прямыми рукава*«!, квадратным разрезным воротом с зо-вжом и разреза».а на распирсином внизу подолэ.

ВаГшахские оружейники отличались своим мастерством дзготол-:я кольчатых доспехов: в ах производстве участвовали и дзвуо-слава о добротных изделиях которзэс отразилась в рада груздя: <хольглорно-зтногра'5и«еских созетоэ {Г.В.Дтлабэдзе, ¡та&ли).

Другой в&кнеЁший компонент культуры - проявление этническс специфиш в одежде. Особенно наглядно преемственность матер!ал ной культуры вайнахов прослеживается во женской одезде, ее укг шенияы. Для женской одбзды характерны были следующие основные элементы: длинные туникообразные нательные рубахи, длинные шта верхние платья-рубахи, разного покроя бешметы, овчинные шубы, различные головные уборы, кожаная и войлочная обувь, праздничн костюм вайнахских девушек ("г1абали", "чукьи"). Одевда дополня лась различными украшениями, вышивкой, аппликациями. Женская одежда отличалась своим разнообразием. Ей были характерны и ло кальные варианты (например, у чеченок головной убор "чухта", ингушек "кур-харе"), обусловленные хозяйственно-бнтовьгм укладо этнической спецификой, внешними связями, а также замкнутым быт женщины и ее особым положением в обществе, который слособствов сохранению древних традиций.

Именно в мунской одекде чеченцев и ингушей проявляется большая общность как на территории их расселения, так и с кост: ном других севэрокаэказских народов. В качестве общих элемента мужского костила в исследуемый период бытовали туникообразная рубаха без стоячего воротника (длинная, а затем укороченного т. па), штаны общекавказского типа с широким шагом, беамет, чер№ ка, различная обувь из сыромятины и сафьяна, головные уборы из войлока, шсрсти, ткани, комбинированные из этих материалов, а также башлык, бурка и тулуп. Новым является лишь свидетельство Далласа о том, что одеада черкесов украдена небольшими вышитым карманами на каждой стороне груди для помещения в них патронов (т.е. речь идет о газырях), и что шапки черкесских кпяззй имо! форму арбуса. Газыри у осетин упоминает Штедер, а у вайнахов -Рейнеггс. В кавказоведении считалось, что газыри ка черкеске га

лвдь в первой половине ПХ в. (Студенецкая Б.Н.)« Светя Итвдера, Далласа и Рв&юггса позволяют отнесли дату появле-я газырей ко второе половине ХУШ в.

д главе 1У "Обиестввкнне и сомейнне отноиения*- характеси-0тся наиболее слабоисследоваяные и актуальные проблемы обще-венннх отношений, семьи в обычаев.

В процессе исследования мы столкнулись с тем» что у вайна-в существовали общины (сельские), образовывавшие вольные обце-ва* н их объединения - сспзы вольных обществ^ (йдапяе ваяной

0 кно-политичзской силой на Северно« Кавказач Данный тап обидны,

1 наш взгляд, (в этом ш согласны с исследоаатодом М.А.Агларо-:м) решительно "разыеневывается с восточным типом^ где обдана мялась низовой ячейкой общества". Вайнахсхая но общна пред-■авляла собой тип общигш, которая-развивалась в самоуправляемое жроиолитическое образование, являэдаяся звеном, а но визесЗ рейкой общества. Такая община генерировала военные, правовые и >литическао функции, вхлотая сбщипиуп знать, а иногда и фоодаль-га сослоеия.

Социальные отношения в общине характеризовались сослозтн гонением, частной зомельной собственность!) чипсп обпипи е одно-зоменно совяадельчеством каадого члена общественной собс?т;гч'гос~-г. IX условиями членства в обществе, Обгнша перерастала в обществ?., рккимала подчас й феодальные форда, включая феодалов в число гос-эдствувдэго сословия внутри обт^нш а не допуская яздсбщптой Я.ЮТД и иадобвапяшг государственных структур, Именно згам, яа нга эгляд, с.юдуот объяснять столь распространенный у вайнотоэ (чеченов в особенности) институт "праглагиения4 князей, а такав грайкзэ "вощение публичной власти,

Дз8Я!5шет;.:атий.'?о-террагорйа!Г1-аоз де т".ч ь ом»-

ально-политическиэ и правовые принципы объединения '"вольных обществ" имело черти чаде черты конфедеративного устройства. 'Тс гулятором" отношений"выступал вайнахский институт Мехк-кхел (Сс Еет страна-

Обычаи и традиции семьи и семейных отношений вайнахов свидетельствуют о древности вайнахской культуры. Как следует из ис точнлков, по Зорме вайнахи этого периода знали лишь налу» сех. Но в то не время с большой осторожностью предполагаем, что в с^ дельных случаях функционировала бояьшесемейнал организация. Е какой-то маре это подтверждается и поле вы;®: материалы.

Б отношении вайнахов в источниках имеются свидетельства об обычаях гостеприимства, аталычества и кровной мести.

В "Заключении" подводятся основные итоги проведенного ис следования. Данная работа представлярт собой итог кропотливой работы автора по этноисторическоглу осшслению, переводу, кошен тированию нарративных, документальных и иных источников конца ХУО - сер. XIX в.

В диссертации г.разде всего предпринята попытка проследить, как отразилось е исторических памятниках исследуемого периода этап этнической консолидации вайнахов и ее значение в обдеисто рдческом кавказском контексте. Из исследования следует, что вайнахи конца ХУН! - сер. XIX е., осознавая себя этнической общностью, перепивали разложение общинно-тайповых отношений и в то •::е нрегл зарождение общенационального вайкахскот'о сознания. Су-•тч'твогг-ал;:« ка'.:дсго кг. этих уровней саглосозкагшл обсспочяьапосъ 'Ч'Ггл'воыноМ базе!':.

С-ткиж'скоз оа ¡осознание вайнахов стимул;:ровачось эначитель-ь.;;: национально-освободительного да:?.:ения. 3 отно-

гп'-Гпчоскпх сЕидегедьствах, относятся к кош™ ХГ... - сер. XIX 1

актически изобилуют проявления вайнахсного многовекового; един-ва в виде устойчивой лингвистической общности, общей матери-ькой культуры, обычаев, обрядов, одежде, пище, фольклоре.

Изученные нами малоисследованные источники свидетельствуют э ванной роли этнокультурного общения вайнахов с другим: наро-ici края. Культурные взаимодействия между народами отчетливо залеживаются в жилище, некоторых компонентах оде&ды, а такне в иьскохозяйстЕенной культуре и технике, этикете общения, т.е. гех сферах культуры, которые В" большей степени зависят от при-цной среда и социально-экономических условий развития общэст-

Итоги проведенного исследования указывают на актуальность .шлексного изучения этноисторических эпох к у населения других :оноз Северного Кавказа.

Список публикаций по. теме диссертации:

1. Новые источники го истории Чечеяо-Хнгузетип // Археология сраеведение - вузу и школе. Тезисы докладов и сообщений 2-й рз-шальной научно-практической конференции. Грозный, 1985. - 0,1 1.

2. К изучанп» иегиуарной литература первой половины XII века îenne и чеченцах // Л.П.Семенов, npoj.occop, кавказовед, ученыП гатернационалист (к 100-летию со дня рогденля. Тезисы докладов :ообщеяк21 республиканской научно-пропагандистской конференции. >зшГц 1287. - 0,1 и .л., в соавторстве с УмароюЗ Л Д.

3. Н.П.Гриценко и труда российских исследователей конца ХУ13 -едины XIX веков J) Профессор Я.П.Грицешсо - исследователь рус-^•ааЗиахслого исторического едансгаа и классовая -Логьбп дорзэо-

"Чсчопо-Гштуготяи (к 75-.?->Т5По со з::я ¡хха-« „

докладов в сообщений jfeспуб жканской научной конференции. Грозный, 1987. - 0,1 П-,Лч

4* Вопросы хозяйственно-экономического развитая Чечни и Iba иетии в трудах исследователей конца Ш1 - первой половины XIX в< ка // Археология а воорооыхозяйствешо-экояошческой истощи C« верного Кавказа. Грозный, I987-. Оу5 п*л в соавторстве с Сол-саевой З.Х,

5. История н культура невайнахских -групп населения на территории Чечено-Ингушетии // Программа спецкурса. Грозный, 1989, 0,6 п.л., в соавторстве с Ереминым М., Виноградовым В.Б.

6. Взаимоотношения России с народами Северного Кавказа и i / последствия // Программа спецкурса. Грозный, 1990. - I п.л.

. ,7. Чечено-Ингушетия-в русской исторической мысли первой половины XIX века: некоторые аспекты проблеш П 1588 год - разная веха на пути становления русско-вайнахского историко-госуда! - ственного единства.. Тезисы докладов республиканской научно-проп; гандастской конференции. Грозный, 1988. - 0,2 п^л.

8. Роль населения горной Ингушетии во взаимоотношениях с Г; зией и Россией (археолого-архитектуряый аспект) // Охрана приро, и исторических памятников Ингушетии в связи со строительством К

■ казской перевальной келозно£ -дорога и организацией Чечено-Кнгуш-• ского комплексного'запо-£едника. Грозный, 1989. - 0,1 п.л., в со' . авторстве с Великой Н.Н-,

9. А.Берне - исследователь Чечни и Ингушетии середины XIX // Чечено-Ингушетия в составе Россш в конце ХУП! - середине XIX Грозный, 1989. - ОД П.л.

10. Чечено-Ингушетия в российской науке (конец ХУШ - перво половине ИХ в. ) // Россия и Северный Кавказ (проблемы историко

. культурного единства). Межвузовский сборник научных трудов. Гро

-íii, J.990, - 1,5 и.л.

II. Рецензия на книгу В.М.Лталикова "Страм::-,»: »сторан" ь у риале "Вопросы исто рай". 1989. & Т.. - 0,5 п-Д— тз Виноградовым В.Б.