автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Барабаш, Наталья Сергеевна
Введение.
Глава I. Становление профессии ведущего в процессе выработки жанрово-темати ческой структуры массового вещания
§ 1 Ведущий радиогазеты и тематических радиоконцертов.
§2 Радиожурналист информационно-музыкальных программ на радио 1930-х-1970-х годов.
§3 Радиоведущий в период формирования информационно-музыкальных программ «Молодежного канала» радиостанции «Юность».
§4 Влияние опыта журналистов зарубежного радио на практику ведущих отечественных информационно-музыкальных станций.
Глава II. Особенности работы журналиста - ведущего информационно-музыкальных программ в условиях становления и развития радиорынка в России
§1 Ведущий информационно-музыкальной радиостанции на стартовой позиции негосударственного вещания.
§2 Разновидности образа ведущего на информационно-музыкальной радиостанции.
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Барабаш, Наталья Сергеевна
Актуальность диссертационной работы "Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы» обусловлена, в первую очередь, тем, что разнообразие информационно-музыкальных радиостанций и увеличение объемов вещания в эфире второй половины 1990-х годов XX века, предоставляет аудитории большой выбор программ и передач, отвечающих ее разнообразным запросам -как по тематике, так и по стилю вещания. В конце 1990-х годов в московском радиоэфире работали около сорока разнообразных радиостанций, каждая из которых имела свою определенную аудиторию и свои особенности.
Причем, с каждым годом, согласно социологическим исследованиям, прежде всего, ежедневным, еженедельным и ежемесячным рейтингам, становился все более очевидным тот факт, что коммерческие информационно-музыкальные радиостанции завоевывают все новые и новые массы слушателей. При этом, самые успешные из них планомерно вытесняют традиционные государственные радиостанции с верхних строчек таблиц популярности, даже, несмотря на то, что технические возможности государственных радиоканалов -мощность передатчиков, а, следовательно, диапазон вещания - были несравненно шире.
Информационно-музыкальные радиостанции можно разделить на "специализированные», основу вещания которых составляет популярная музыка и короткие выпуски новостей, и "многопрофильные", где большой объем вещания занимают многочисленные новостные, аналитические, общественно-политические и просветительские программы, а музыке отводится роль «сопровождения». С каждым годом таких станций становится все больше, при этом, для того, чтобы успешно конкурировать на московском радиорынке, и новым, и уже работающим радиостанциям приходится постоянно сужать рамки своего формата, ориентируясь на "свою", четко выверенную аудиторию.
Коммерческие "специализированные" и "многопрофильные" информационно-музыкальные радиостанции стали неотъемлемой частью повседневной жизни: музыкальные заставки, джинглы. отбивки, афоризмы популярных ведущих стали звучать гораздо чаще, и знакомы молодым и зрелым радиослушателям конца 1990-х годов лучше, чем традиционные позывные "Маяка" или "Радио России". Отсюда очевидно серьезное влияние коммерческих радиостанций на сознание массового слушателя.
Однако «визитная карточка» станции - это не только музыка, фирменные джинглы, рекламные ролики и оригинальная форма подача новостей, но и, конечно же, стиль работы журналистов в эфире. Слушателя, в первую очередь, привлекает, как правило, понравившийся голос и манера общения с аудиторией одного или нескольких радиоведущих. Ведущий - автор информационной, музыкальной, развлекательной и т. д. передачи, общающийся с аудиторией, чаще всего, в «прямом» эфире и высказывающийся от собственного лица или от лица того «образа», в котором он выступает. Именно журналисты -постоянные ведущие передач - создают и поддерживают стиль вещания станции, концентрируя эмоции и выражая тем самым отношение к тем или иным событиям, к музыке, которая звучит в эфире. Поэтому ответственность журналиста перед слушателями за слова и фразы, которые они произносят в эфир, и за эмоциональную наполненность этих слов весьма велика.
Ситуация на российском радиорынке на рубеже XXI века лет резко изменилась, и спрос аудитории на образованных, начитанных, интеллигентных ведущих-собеседников (а именно такие ведущие были популярны у радиослушателей в начале девяностых годов), к сожалению, упал. В эфире стало появляться все больше радиостанций, которые призваны просто создавать настроение.
Задача таких станций - развлекать своих слушателей; на волнах коммерческих информационно-музыкальных радиоканалов практически без остановки звучит только легкая танцевальная поп-музыка (исключение -реклама и новости), один-два раза в час прерываемая 30-50-секундным незатейливым конферансом ведущего.
В первые годы демонополизации эфира и появления принципиально новых форм вещания программные директора негосударственных информационно-музыкальных радиостанций предпочитали не переучивать ведущих государственных радиостанций, которым было гораздо труднее привыкнуть и приспособиться к новым правилам «игры», а набирать молодых людей, которые не имели профессионального образования и опыта работы в эфире. Новые коммерческие радиостанции, ориентированные большей частью на подростков, девушек и юношей, чтобы завоевать их доверие, должны были разговаривать с ними на «привычном» им языке, для этого для работы в эфире подбирались люди, соответствующие требованиям "нового времени".
В середине 1990-х годов многие радиожурналисты часто переходили с одной радиостанции на другую, при этом, иногда меняя область деятельности -из ведущего становясь музыкальным или программным директором, пресс-секретарем радиостанции или менеджером по связям с общественностью.
В связи с этим необходимо затронуть такой важный вопрос как подготовка квалифицированных кадров. Серьезные специалисты в области радиовещания не могут появиться сами собой - их нужно создавать. Нельзя забывать о том, что навыки работы с цифровой техникой и знание того, как подготовить и провести музыкальную или новостную передачу, которая бы соответствовала всем стандартам современного эфира, необходимы начинающим радиожурналистам ничуть не меньше, чем знание истории и теории радиовещания.
Уже в самом начале демонополизированного вещания приходилось принимать во внимание тот факт, что существовала определенная разница между теми навыками и методами работы у микрофона, которыми пользовался работник государственного канала и теми, которые требуются для успешной работы ведущего коммерческой информационно-музыкальной «специализированной» и «многопрофильной» станции.
В современных условиях радиожурналисты в значительной мере опирались на собственную интуицию, самостоятельно находя приемы и методы работы у микрофона, позволяющие сделать передачу интересной как слушателям, так и рекламодателям. Иногда руководство российских радиостанций отправляло своих ведущих на стажировку заграницу - поучиться мастерству у европейских или американских профессионалов радиоэфира, работающих на аналогичных по формату каналах. Так, одна из молодых московских коммерческих станций, работающая в формате "динамичная танцевальная музыка", отправила несколько своих специально отобранных ведущих учиться особой технике сведения пластинок, которой славятся ди-джеи, работающих на дискотеках острова Ибица. Такие стажировки были хорошей школой для российских журналистов, они помогали им научиться необходимым стилевым приемам, так как, несмотря ни на что, радиорынок во всем мире действует по единым законам. Поэтому, как показывает практика, грамотно созданная по западным стандартам радиостанция, на которой работают профессионалы, начиная с высшего руководства и эфирного персонала и заканчивая отделом маркетинга и продаж, успешно функционирует на российском радиорынке.
Возникла потребность в переменах в профессиональной подготовке нового поколения журналистов, чтобы они уже в процессе обучения, могли свободно адаптироваться к новым условиям современного радиорынка, четко зная, какие требования (психологические и технологические) предъявляют к журналистам на радиостанциях разных форматов.
Объектом исследования стали различные передачи, выходящие в эфир на «многопрофильных» и «специализированных» коммерческих информационно-музыкальных радиостанциях.
Предметом исследования являются закономерности творческого процесса журналистов, работающих в эфире радиостанций различных форматов. Диссертация содержит попытку классификации ведущих на основе избранных ими методов и принципов общения с аудиторией во время передачи.
Цель исследования - выявить и описать закономерности творческого процесса работы журналиста у микрофона в роли ведущего радиопередачи, влияние этих закономерностей на специфику, методы и приемы обработки информации; рассмотреть стилевое своеобразие общения журналистов с аудиторией в эфире современных информационно-музыкальных радиостанций.
В процессе исследования необходимо было решить следующие задачи:
Изучить особенности становления и эволюции профессии радиожурналиста - ведущего передачи в различных социально-исторических условиях и изменения технического оснащения.
Обозначить перемены социальных условий, потребовавших перехода от традиционного диктора к журналисту-комментатору.
Проанализировать специфические особенности формирования радиорынка на рубеже 1980-1990-х годов.
- Сформировать типологию информационно-музыкальных коммерческих радиостанций.
- Описать закономерности процесса эволюции требований аудитории к радиовещанию под воздействием принципиальных перемен в политической, социально-экономической и культурной жизни страны.
- Исследовать наиболее распространенные методы и способы программирования эфира.
- Сформировать и обозначить разновидности образов ведущих, получивших распространение в современном эфире.
Рассмотреть опыт наиболее популярных ведущих крупных коммерческих информационно-музыкальных радиостанций московского региона.
Охарактеризовать влияние опыта ряда ведущих зарубежных радиостанций, вещающих на русском языке, на выработку приемов и методов работы в эфире журналистов отечественных радиостанций.
Научная новизна диссертационной работы обусловлена, прежде всего, тем, что впервые в теории отечественной радиожурналистики на основе анализа практики различных радиостанций и опыта журналистов, обеспечивающих деятельность разнообразных жанрово-тематических направлений современного радиовещания, исследована специфика творческой практики радиожурналистов в различных производственных условиях, при выполнении разнообразных задач успешного общения радиоканала с аудиторией, журналиста у микрофона и различных групп его слушателей.
Принципиально новым для теории радиожурналистики является попытка вычленить своеобразие работы у микрофона радиоведущих различных типов; предложена классификация радиожурналистов на основе приемов и методов журналистского общения с различными группами слушателей; исследованы специфика, приемы и методы работы радиожурналистов на радиостанциях различных типов и форматов; выявлены приемы и методы журналистского общения, стимулирующие внимание аудитории к отдельным программам и к постоянной регулярной эфирной практике той или иной радиостанции в целом; намечены перспективы творческой практики и манеры общения радиожурналиста со слушателями в процессе развития (расширения аудитории, увеличения программ, расширения тематики вещания радиостанции по мере увеличения ее постоянной аудитории).
Необходимо заметить, что вопрос, касающийся формирования закономерностей творческого процесса, применительно к работе ведущих информационно-музыкальных станций, недостаточно изучен - практически нет отдельных монографий, посвященных принципам работы радиостанций и раскрывающих сущность профессии радиоведущего. То, что эта тема нуждается в серьезных исследованиях, говорит уже тот факт, что за период 1997-1999 гг. вышло довольно большое количество статей, посвященных проблемам московского и российского радиовещания в различных печатных изданиях. Кроме того, в этот же период, наряду с уже давно существующими англоязычными, появились несколько глобальных специализированных русскоязычных сайтов в сети Интернет, созданных профессионалами радиобизнеса (сотрудниками московских коммерческих информационномузыкальных радиостанций), где активно поднимались и обсуждались самые разнообразные проблемы и аспекты современного радиовещания.
Как уже было сказано, "лицо" радиостанции во многом определяет ведущий. Манера и принципы работы в эфире того или иного радиожурналиста зависят от формата радиостанции, на которой он работает, времени выхода программы в эфир, ее хронометража, степени квалификации, способностей, личного обаяния ведущего и многих других причин.
Только в самое последнее время появился цикл научных работ ученых и преподавателей факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, в которых впервые в комплексе рассматривались особенности формирования отечественного радиорынка, а, следовательно, обозначены социопсихологические, экономические и программные условия работы журналистов в студии современной коммерческой информационно-музыкальной радиостанции.
Однако и в этих работах основное внимание уделено указанным условиям и параметрам радиорынка. Сложность творческого процесса журналиста у микрофона, его психологические и технологические закономерности в этих работах четко и объемно обозначены. Детальный же анализ пока не осуществлен. В этом смысле, мы надеемся, что наша работа является прямым продолжением ряда исследований, осуществленных учеными МГУ и другими исследователями истории и практики отечественного радиовещания.
Аналитический обзор литературных источников диссертации справедливо должен начинаться с трудов ученых, заложивших основу для изучения истории, теории и практики отечественного радиовещания. Для нас были важны работы В.Н Ружникова, П.С. Гуревича, Д.И. Любосветова, Л.Д. Болотовой, В.В Гаспаряна, М.В. Зарвы, A.A. Шереля, И.Н. Тхагушева, В.В. Смирнова и других, которые явились основным источником для написания параграфов диссертации, посвященных анализу общей обстановки радиовещания в 1920-1930-е годы и особенностям работы ведущих у микрофона в частности.
Принципиальное значение имели работы, хотя и непосредственно не касающиеся радиовещания, но разрабатывающие важные проблемы истории и теории массовых коммуникаций и просветительства. Труды Я.Н. Засурского, В.М. Горохова, Р.П. Овсепяна, а также работы по теории и практике телевидения, принадлежащие перу А .Я Юровского, С.А. Муратова, P.A. Борецкого, Г.В. Кузнецова, Ю.А. Шерковина, Н. В. Рождественской и других исследователей, занимающихся вопросами истории и психологии журналистского творчества в процессе общения с аудиторией. Из зарубежных авторов, чьи идеи сыграли немаловажную роль в формировании концепции автора данной диссертации, назовем работы М. Маклюэна, С. Московичи, М. Кейта, А. Моля, М. Зденек, а также М. Макгивера (Ирландия), Д. К о вен и и Д. Холл (США), поднимающие проблемы современного коммерческого радиовещания США и Европы.
Книги, которые понадобились в работе над диссертацией, можно структурировать следующим образом:
- Книги по истории, теории и методике отечественного радиовещания -1920-1980-е годы. Здесь в первую очередь следует назвать сборник "История советской радиожурналистики. Документы. Тексты. Воспоминания" (ответственный составитель - д.и.н. Т. М. Горяева, научный руководитель авторского коллектива - профессор A.A. Шерель; руководитель редколлегии -профессор Я.Н. Засурский), а также книгу д.и.н. Т.М. Горяевой "Радио России: Политический контроль советского радиовещания в 1920-1930-х годах. Документированная история", в которых особую t ценность представляли документы, касающиеся появления и окончательного установления жесткой цензуры на радио двадцагых-тридцатых годов.
Необходимо отметить книгу Н. А. Толстовой "Внимание, включаю микрофон!", из которой было почерпнуто много фактического материала о радиовещании двадцатых-тридцатых годов, основных принципах работы дикторов в те годы, а также сборник "Диктор у микрофона", где нами были найдены интересные и важные высказывания выдающихся дикторов прошлого о своей профессии, приемах и методах работы у микрофона.
Известно, что вопрос о том, искусство должно быть понято народом или искусство должно быть понятно народу основатель советского государства пытался решить еще в переписке с К. Цеткин.
Во времена диктатуры Сталина этот вопрос был решен директивным порядком: все, что в большей или меньшей степени оказывалось малопонятным самой широкой массе, заранее объявлялось враждебным социалистической культуре и вслед за этим люди, мыслящие вразрез с курсом партии и правительства, например, творчество таких великих композиторов как С. Прокофьев, Д. Шостакович, было признано ненужным и непонятным советскому народу. Это было правило, которое определяло отношение к любому произведению культуры, в том числе и к радиопередачам. Причем, касалось это всех направлений радиовещания - информационного, образовательного, развлекательного и т.п.
Экскурс в историю радиовещания в диссертации необходим, прежде всего, для того, чтобы понять, как менялось радио на протяжении семидесяти с лишним лет, как менялся сам радиослушатель.
Десятилетиями к микрофону подходил не творец, а партийный пропагандист, при этом действовало железное правило: "Слово - не воробей, поймают - вылетишь". Руководство радиовещания определяло заданность слова и интонации, поэтому не могло быть и речи о самовыражении в той степени, в которой нуждался человек, общающийся с публикой через микрофон. Невозможно было импровизировать, отступить от заранее написанного и утвержденного текста - разве только возникали какие-нибудь непредвиденные обстоятельства, после которых даже самый опытный и талантливый диктор не знал, как отреагирует начальство на его находчивость в эфире.
Годы жесткой цензурной диктатуры на радио сменялись некоторым послаблением режима - особенно это характерно для военного времени из-за передаваемых в эфир писем с фронтов и на фронт, и некоторого времени в период хрущевской "оттепели". Но если говорить о ситуации на радио в целом до «перестройки» в середине 1980-х годов, то можно сказать, что дикторы всегда обязаны были помнить, что любое отклонение от написанного и утвержденного начальством текста было чревато негативными, катастрофическими для них последствиями.
Дикторы несли ответственность за каждое "вольно" сказанное слово. Им приходилось подавлять собственные чувства и эмоции, чтобы никто не догадался, что они на самом деле испытывают, читая тот или иной материал в эфир.
Безусловно, работа замечательных мастеров радиовещания - Н. А. Толстовой, Ю. Б. Левитана, О. С. Высоцкой и многих других - заслуживает восхищения. Однако сейчас мы имеем в виду не блестящие профессиональные данные этих дикторов, а отношение к материалу, так как никто (или почти никто) не в состоянии лучше передать свои эмоции, чем сам автор текста.
Для характеристики современного этапа были использованы публикации, посвященные истории, теории и методике современного радиовещания. Статьи и исследования, характеризующие современное состояние государственного и коммерческого вещания, как в нашей стране, так и за рубежом были исходным материалом для раздела "Формирование условий работы журналиста у микрофона на стартовой позиции независимого вещания ".
В этой связи необходимо отметить обзорные материалы Игоря Стадника "Радиостанции" в "Российском Музыкальном Ежегоднике - Итоги 95/96", "Радио" Рифата Юсупова ("Российском Музыкальном Ежегодник - Итоги 96/97) и Кирилла Мошкова "Радиовещание в России сегодня" для "Российского музыкального Ежегодника - Итоги 97/98", в которых представлена достаточно полная информация о положении дел в отечественном радиовещании в указанные годы, новых тенденциях в радиовещании, изменениях в структуре вещательных каналов, аудитории и рекламных акциях, открытии новых радиостанций, расширении, выдаче новых частот ФСТР и положении дел на государственном радио. В этих исследованиях также сопоставляются методы работы ведущих на коммерческом и государственном радио, особенности музыкальной политики, программирования различных FM-радиостанций, отражены проблемы, существующие на государственных радиостанциях и т.д.
Не менее значимыми в работе над этим разделом диссертации стали ежемесячные бюллетени "Независимые медиаизмерения", где, помимо рейтингов популярности печатных и электронных СМИ, исследований аудитории, эффективности рекламы, проводимых Национальным Институтом Социально-Психологических Исследований и агентством Russian Public Relation Group, публиковались аналитические обзоры, касающиеся ситуации на рынке СМИ. В частности, аналитический обзор И. Надуткина, А Холода и др. "FM радиостанции: исследование регионального рынка и целевых аудиторий", статья С. Брацыло "Особенности формирования программных концепций отечественного ТВ" и др., где поднимаются важные проблемы современного вещания, такие как взаимоотношения слушателя и СМИ, жанровые предпочтения радиослушателей, специфика работы радиовещательных каналов в современных условиях и т.д.
Необходимым фактическим материалом для написания диссертационной работы стали публикации Ю. Захаровой "FM в московском эфире" и О. Яички ной "Общедоступные средние волны" в газете "Неделя", о FM и СВ-радиостанциях, особенностях вещания, популярных ведущих и программах, соотношении музыки и текста в эфире, исследование Г. Смита "Station Reports" в американском издании "Music & Media" о деятельности двух российских радиостанций - радио "Максимум" и "Европа Плюс", публикация И. Колядного "Дядюшка Peel с Radio One" об особенностях работы популярного британского радиоведущего Джона Пила.
Необходимо упомянуть сборник «Отечественное радио в современных условиях», в особенности статью В. Сухаревой, посвященную анализу современного отечественного государственного и коммерческого радиовещания, а также исследование Т. Бочаровой, в котором автор рассматривает и анализирует закономерности и структурные особенности музыкального программирования на коммерческих информационно-музыкальных радиостанциях.
Также стоит отметить статьи и интервью, посвященные отечественному коммерческому радиовещанию конца девяностых годов и радиоведущим в рубрике "Радио" в журналах "Вечерняя Москва" и "Афиша", справочное издание А.К. Троицкого "Поп-лексикон. Стили популярной музыки", в котором давалось подробное объяснение терминов и понятий из мира рок- и поп-музыки, без которых нельзя серьезно говорить о современном радиовещании: музыкальные направления и стили - Easy Listening, Adult Oriented Rock, Adult Contemporary и др.1, взятые впоследствии за основу при программировании коммерческих музыкальных радиостанций, термины "хит", "сингл", "диск-жокей", "компакт-диск", "джингл", "промо", "таблица популярности" и т.д.
Весьма существенными в работе над диссертацией оказались материалы, посвященные проблемам коммерческих радиостанций в специализированном выпуске журнала Billboard : статьи Майка Макгивера (Ирландия), а также Даны Холл и Джанин Ковени (США) поднимали актуальные проблемы (грамотное программирование, использование новых технологий и т.д.) современного коммерческого и государственного вещания США и Европы.
Для разработки вопросов психологической основы журналистского творчества мы опирались на работы Л.С. Выготского, Н.В. Рождественской, A.B. Ковалева и В.Н. Мясшцева, касающиеся проблем творческой личности; работы М.Смирновой и М. Зденек, исследующие особенности психологии и поведения творческого человека. Для разработки гипотезы типологии современных ведущих мы опирались на идеи о возможности сознательного управления процессом творчества и нескольких типах (уровнях) творческого
1 Подробно об этих понятиях рассказывается во второй главе диссертации - «Особешшосга работы журналиста - ведущего информационно-музыкальных программ в условиях становления и развития радиорынка в Росии».
2 См.: ВШЬоак№9. 1998, верОЗ. процесса, высказанных в работе М. Гафнтулина "Уровни творчества или рождение новизны".
Материалом исследования стали прослушанные, проанализированные и сопоставленные "прямые" эфиры и отдельные программы нескольких десятков радиоведущих информационно-музыкальных радиостанций Москвы,
Важными для работы над диссертацией также оказались справочные и документальные материалы. В данном труде были использованы результаты (цифры и факты) маркетинговых исследований и социологических опросов независимых центров «Комкон-2» и Gallup Media: ежемесячные рейтинги московских радиостанций, музыка, которую предпочитали слушать в Москве, целевая аудитория московских станций FM, УКВ и СВ-диапазонов, а также музыкальные хит-парады радиостанций. Эти данные были необходимы для того, чтобы наглядно показать рост популярности коммерческих радиостанций в Москве и за ее пределами.
Стоит отметить, что во время работы над диссертацией, ситуация на радиорынке менялась несколько раз: некоторые радиостанции прекращали свое вещание по разным причинам, появлялись новые, некоторые коренным образом трансформировали формат и программную политику, отдельные ведущие переходили работать с одной радиостанции на другую. На многих популярных коммерческих информационно-музыкальных радиостанциях сменились программные директора, что, безусловно, влияло на положение той или иной радиостанции в таблицах популярности (даже если при этом программная политика радиостанции не претерпевала существенных изменений). Несмотря на то, что государственные станции на протяжении последних нескольких лет, бесспорно, лидировали из-за колоссального охвата территории, однако, согласно социологическим исследованиям, если еще пять лет назад не могло быть и речи о том, чтобы какая-либо даже крупная коммерческая станция сумела занять одну из высших строк таблицы популярности и конкурировать с радио "Маяк" или "Радио России", то уже в 1998-1999 гг. коммерческое информационно-музыкальное "Русское радио" уверенно "обогнало" по популярности радиостанцию "Маяк", заняв вторую строчку хит-парадов, а по некоторым данным иногда ему удавалось даже выйти в лидеры. Именно поэтому нам так важно было следить за динамикой роста популярности коммерческих радиостанций и изучать исследования различных социологических институтов и агентств.
В основу методологии исследования положен принцип историзма. Изучение проблемы начинается с анализа дикторской и журналистской работы в период становления радиовещания в 1920-е годы, когда государство еще не устанавливало монополии на эфир, и все функции организации радиостроительства и ведение массового вещания поручило АО "Радиопередача". Опыт, накопленный в 1920-е годы, заложил традиции той свободы у микрофона, которые получили новое развитие сначала в отдельных программах Всесоюзного радио (например, «прямые» зфиры на радиостанции "Юность" в 1980-е годы), а затем после отказа государства от монополии на эфир на рубеже 1980-1990-х годов. Методами исследования стали методы наблюдения, обобщения и комплексного сравнительного анализа. В работе над диссертацией учтен и личный опыт автора, полученный во время работы на различных информационно-музыкальных радиостанциях.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении закономерностей и формировании критериев работы радиожурналиста у микрофона, обеспечивающих ему прочный и постоянный контакт с аудиторией во время передачи.
Практическая значимость. Результаты исследования имеют практическое значение в работе радиожурналистов на различных государственных и коммерческих радиостанциях разных типов, форматов и направлений; наблюдения и выводы, полученные в процессе данного исследования, могут быть использованы при чтении курсов по основам радиожурналистики и методике работы радиожурналистов в университетах и вузах, занимающихся подготовкой журналистов, а также при чтении курсов, проведении семинаров и практических занятий в системе переподготовки кадров работников радиовещания. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и переподготовке не только практических работников радиовещания, но и в системе образования административных работников радио - менеджеров, программных директоров. Также они будут полезны социологам и психологам, занимающимся изучением эффективности современного радиовещания. На основе материалов диссертации может быть разработан учебный курс для различных средних и высших учебных заведений, занимающихся подготовкой работников радиовещания.
Структура работы. Общая композиция диссертационной работы в связи с таким подходом сложилась следующим образом.
Во введении раскрывается научная актуальность темы диссертации, цели и задачи исследования, характеристика использованных в работе источников, методология работы, а также практическая значимость диссертации.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ведущий информационно-музыкальной радиостанции - становление профессии, специфика и методы работы"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование позволяет изложить некоторые выводы о перспективах развития профессии ведущего радиопередач по мере развития различных видов и направлений отечественного радиовещания:
1) Ведущий заменил диктора, так как изменилось время, политическая ситуация, и, следовательно, изменились информационные возможности журналистики. Вместо информатора-диктора появился человек, на которого возлагались самые разные функции - информирование и толкование, выражение различных точек зрения. Это было изменение времени, связанное как с изменениями в стране, так и с изменением функций радиовещания. Оно становилось менее официальным, то есть более демократичным, более приближенным к аудитории, к ее социальному опыту, потребности в информации. Здесь лежит «водораздел» между профессией диктора и профессией ведущего.
Ведущие перенимали от дикторов умение выделить главную мысль, акцентирование внимания на том или ином слове, той или иной мысли -интонационно, памятуя, что часто интонация несет информацию гораздо большую, нежели само слово, его семантическое наполнение. Успех ведущего стал определяться не только и не столько грамотным произнесением слов, но и интонационным выражением отношения к семантической нагрузке слова, фразы, к смыслу того или иного факта.
Это была принципиально новая задача, находящаяся в прямом конфликте с теми установками, которые были основополагающими в работе дикторов в условиях «тоталитарного радио».
Менялось время, менялись требования к радиожурналистике, а, следовательно, менялись и профессиональные критерии работы журналиста. На наш взгляд, правильным будет заметить, что произошла не просто замена одной профессии другой, но и замена принципов общения канала информации и его аудитории. Ведущий - в отличие от диктора - это уже иная профессия, притом, что многие технологические параметры, свойства и требования к профессии ведущего имели много общего с творческими параметрами профессии диктора.
2) Жанрово-тематическое развитие современного радиовещания подразумевает постоянное расширение поля деятельности для журналистов -ведущих радиопрограмм, утверждающих в эфире самые разнообразные методы и стили работы у микрофона, и, соответственно, самые разнообразные методики.
Анализируя опыт работы радиожурналистов, рассматривая и обобщая навыки и приемы работы ведущих на радиостанциях различных типов и форматов, мы приходим к необходимости типологизации радиоведущих, иначе говоря, к попытке дифференцировать их опыт по различным уровням взаимоотношения, как с исходным материалом вещания, так и по принципам взаимоотношения с аудиторией.
Основанием для деления ведущих на несколько типов, на наш взгляд, может служить уровень личностного вмешательства радиожурналиста в толкование сообщаемой им информации. Это напрямую связано с тем, в какой степени журналист свободен в выражении своих чувств и эмоций, насколько комфортно он чувствует себя в рамках своей программы. Можно приблизительно разделить радиоведущих на три группы, то есть выстроить некую типологию радиожурналистов, основанную на их личных психологических качествах, особенностях поведения в эфире, степени воздействия на слушателей.
Первый тип радиоведущих можно условно назвать «ведущим-информатором». Он в полной мере выражает эмоциональный настрой радиостанции. Текст и эмоциональный посыл программы такого типа ведущего должны точно соответствовать формату радиоканала. Аудитория доверяет высказываниям такого радиоведущего ровно в той степени, в которой она доверяет каналу вещания, на котором работает журналист. В этом случае главное место занимает не сам ведущий, а та информация, которую он сообщает аудитории. Радиожурналист в полной мере должен донести до аудитории эмоциональный заряд своей радиостанции. Таким образом, степень личностного вмешательства этого типа ведущих в доносимую им до аудитории информацию, минимальна.
Второй тип ведущих можно условно назвать «ведущий-"собеседник". Степень личностного вмешательства такого журналиста в информацию довольно высока, так как он вправе делать собственные определенные выводы, комментарии по поводу события, о котором сообщает аудитории, находясь при этом в рамках того "образа", в котором он выступает. Основные свойства такого типа радиоведущих: самовыражение ко м м у н и катор а-" с о бесе д н и ка" в эфире происходит, в основном, за счет своеобразия текста и особых приемов общения (смены настроений, игры со слушателями, часто провоцирующих выходок и т. д.).
Эмоциональный настрой, который хочет создать у аудитории такой тип ведущих должен достаточно строго соответствовать эмоциональной окраске и музыкальному формату радиостанции. Ведущий-"собеседник" свободен в выражении своих эмоций в рамках созданного им "образа". Темы программ, способы подачи материала могут быть разными, но эмоциональный настрой остается в рамках стиля, эмоциональных особенностей вещания радиостанции. То есть в данном случае эмоциональная и словесная свобода самовыражения радиоведущего ограничена его "радиообразом", форматом программы и форматом радиостанции в целом.
Третий тип ведущих можно условно определить как «ведущий-наставник».
Основной критерий этого типа ведущих - самая высокая степень доверия к нему его аудитории и свободы самовыражения в эфире. Его личностное вмешательство в информацию, которой он делится со слушателями, максимально. Он "пропускает" ее сквозь призму собственной системы ценностей, мировоззрения, взглядов на жизнь, и на этом основании делает определенные выводы, дает оценку той или иной ситуации или событию, в связи с чем и доносит свою мысль или идею до аудитории.
Ведущий-"наставник" может быть разным в проявлении своих эмоциональных состояний, он даже может не вполне соответствовать стилю вещания, формату и эмоциональному настрою радиостанции, где ведет передачу. Он выступает как самостоятельная личность - за счет собственной жизненной позиции, эмоционального посыла (текст и тема радиопередачи большого значения не имеют: главное в данном случае - личность автора).
Однако, необходимо отметить, что «водораздел» между тремя типами ведущих не так резок, поэтому радиожурналист, обладающий необходимыми профессиональными качествами, а также солидным опытом работы в эфире, может быть как журналистом-«информатором» или «собеседником», так и радиоведущим-«наставником».
3) Можно предположить, что в ближайшем будущем будет активно развиваться цифровое радио в связи с появлением и применением цифровых рабочих станций для радиовещания. Новейшие компьютерные системы позволяют освободить время для создания новых передач, вместо довольно утомительной, но необходимой сортировки и использования в работе радиоведущими компакт- и мини-дисков, картриджей с джи иглами, предварительной записи на пленку или мини-диск выпусков новостей, репортажей корреспондентов и т.д.
Такие компьютерные системы позволяют работать без радиоведущего в эфире вообще, используя жесткий диск компьютера, где заранее записаны джинглы и заставки радиостанции, новости, прогнозы погоды и репортажи. При этом передача в звукозаписи будет имитировать так называемый «прямой эфир» и при отсутствии ведущего.
В качестве примера можно назвать вещающую из Киева украинскую радиостанцию «Радио Музыка», работающую в утренние часы в автоматическом режиме без ведущего, по заранее составленной программе. Наибольшее значение на подобных радиостанциях приобретают журналисты-«информаторы» - корреспонденты, которые будут выходить не в «прямом» эфире, а в записи.
На цифровых станциях, предназначенных для работы ведущих в «прямом» эфире, создание разнообразных разговорных программ, интервью, юмористических передач с приглашенными гостями значительно упрощено и улучшено с помощью современных цифровых технологий, позволяющих ведущему использовать в своей работе в эфире огромное количество спецэффектов и фрагментов фонограмм. Такие передачи будут особенно выигрышными и рейтинговыми, если их ведут профессиональные популярные радиоведущие - мастера работы в «прямом» эфире - по нашей классификации ведущие-«собеседники» и ведущие-«наставники».
Безусловно, новейшие технологии существенно облегчают и значительно усовершенствуют работу радиожурналиста, способствуя экономии времени при создании передачи в техническом смысле и оставляя больше времени непосредственно на творчество, помогая сделать программу более яркой и увлекательной для слушателей. При этом необходимо подчеркнуть, что журналист у микрофона - веду щи й -«и нформ атор». «собеседник» и «наставник» - остается главным. Мастерство радиоведущего, его умение работать с информацией, общаться со слушателями, завоевывать их внимание собственными методами и приемами остаются самыми важными факторами в работе журналиста, независимо от того, на какой по оснащению радиостанции он работает.
Можно предположить, что в целом в будущем (конечно, это будет зависеть от типа радиостанции и ее программной политики) количество передач в записи и программ, непосредственно идущих в эфир, будет равным.
И, конечно, повторим еще раз, наше функциональное деление журналистов, радиоведущих на различные типы условно и носит характер теоретического вывода, опирающегося на реальную практику, в которой все указанные нами типы существуют не изолированно, не сами по себе, а как элементы профессии, своеобразным способом перемешанные в творческой практике большинства работников эфира.
4) По нашему мнению, каждый из предложенных типов ведущих имеет свои перспективы, зависящие, разумеется, от разнообразия запросов различных сегментов аудитории.
Нам представляется, что с увеличением объема коммерческого радиовещания, несомненно, будут появляться все новые и новые радиоведущие всех предложенных нами типологических характеристик.
На наш взгляд, одним из наиболее перспективных кажется стиль и методы работы журналиста-«информатора». Аудитория радио нуждается в большом объеме информации по различным вопросам, поэтому спрос на профессиональных грамотных журнал истов-«информ агаров» будет расти. Но это не значит, что практическим выражением этой тенденции будет возврат от радиожурналиста к радиодиктору.
Конечно, здесь необходимо отметить тот факт, что любое событие так или иначе получает трактовку, опирающуюся на субъективность восприятия события того журналиста, который эту информацию сообщает. Субъективность восприятия события влияет на форму и стиль отражения этого события в речи журналиста: в подборе слов, эпитетов и т.д. Тем не менее, журналисты-информаторы» будут нужны аудитории для получения если не объективной, то, по крайней мере, информации без комментариев, отвечающей на основные вопросы: что случилось; где и когда произошло то или иное событие.
В конце 1990-х — начале 2000-х годов на радио появилось большое количество развлекательных передач - шоу, конкурсов, викторин, и веду щи й-«собеседник», призванный развлекать аудиторию, создавать определенное настроение, занял лидирующее место. Согласно социологическим исследованиям, проводимых Национальным Институтом Социально-Психологических Исследований (НИСПИ), развлекательные передачи занимали третье место по популярности после новостей и музыкальных программ.1
1 Данные за август 2000г.
Однако, как нам кажется, вес ведущего-«собеседника» в структуре эфирных программ будет увеличиваться, как выражение определенного доверия к каналу информации, но лидирующее положение займет, конечно, тот тип радиоведущего, которого мы условно назвали ведущий-«наставник>>.
Тому есть несколько причин. И наметившаяся в разных сегментах аудитории стремление получать информацию в наиболее привычной и потому личностно-авторитетной манере изложения, - назовем это для простоты привычкой. И желание придать общению с каналом информации и с радиожурналистом более доверительный характер, и, наконец, поиск такого «лица» в эфире, которое слушателю представляется не просто наиболее достоверным, но и более психологически соответствующим личностным критериям самого слушателя.
Иначе говоря, как и в обыденной жизни, человек у радиоприемника стремится к поиску «себе подобного» по взглядам, манере речи, излюбленной лексике и т.п. А это уже задача, которую по отношению к аудитории решает, прежде всего, жур н ал и ст-« н астав н и к».
Такова, как нам представляется, перспектива существования и дальнейшего развития работы ведущих эфира, разумеется, в каждом отдельном случае аккумулирующих опыт современной радиожурналистики в самых разных ее программах, передачах и направлениях.
Список научной литературыБарабаш, Наталья Сергеевна, диссертация по теме "Журналистика"
1. Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. - М., 1995.
2. Ко редкий P.A., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: За кадром и в кадре (Основы профессионального мастерства). -М., 1990. 152с.
3. Восприятие музыки: Сб. статей. -М.,1980.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987. - 344с.
5. Гафитулин М.С. Уровни творчества или рождение новизны. Минск, 1993. - 147с.
6. Горохов В.М. Слагаемые мастерства: Особенности журналистского творчества. -М., 1982. 160с.
7. Гаспарян В. Тележурналистика: вчера, сегодня, завтра (1990-95 гг.) М., 1995,- 57с.
8. Горяева Т.М. Радио России: Политический контроль советского радиовещания в 1920-1930-х годах. Документированная история. М.,2000. 170с.
9. Гуревич П.С., Ружников В.Н. Советское радиовещание. Страницы истории. М., 1976.
10. Кукаркин A.B. Буржуазная массовая культура: Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. М.,1985. - 399с.
11. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.
12. Любосветов Д.И. По законам эфира: О специфике творчества радиожурналиста. М., 1979. 157с.
13. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966. -352с.
14. Московичи С. Век толп. М., 1998. - 478с,
15. Музыря А. В эфире радиостанция «Юность». М., 1979. - 198с.
16. Муратов С. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. М., 1983.-159с,
17. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. 24.0всепян Р.П. История новейшей отечественной журналистикифевраль1917-начало 90-х годов)./ Под ред. Я.Н. Засурского. М., 1996. -208с.
18. Отечественное радио в современных условиях: Сб. статей./ Под ред. А. А. Шереля и В. В. Гаспаряна. М. 1998. 135с.
19. Радиожурналистика: Учебник/ Под ред. А.А.Шереля. М., 2000. - 480с.
20. Ружников В.Н. Так начиналось. Историко-теоретический очерк советского радиовещания. 1917-1928. М., 1987.
21. Саппак B.C. Телевидение и мы. Четыре беседы. М., 1963. - 183с.
22. Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. М.,2002. - 288с.
23. Смирнов В.В. Практическая журналистика. Информационные жанры радиовещания. Ростов-на-Дону, 1997.
24. Смирнов В.В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм. М. 2002. - 203с.
25. Смирнова М. Риск и творчество.- М., 1990. 60с.
26. Толстова H.A. Внимание: включаю микрофон! М., 1972. - 223с.
27. Троицкий А.К. Поп-лексикон. М., 1990. - 127с.
28. ЗЗ.Шерель A.A. Рампа у микрофона. Театр и радио: пути взаимного влияния. М., 1985. - 301с.
29. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. -М.; 1973. 218с.
30. Шергова Г.М. Эхо слова. М., 1986. - 238с,
31. Юровский А.Я. Об искусстве телевидения. М., 1965. - 71с.1. СТАТЬИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ-:
32. Альтшуллер Г.С., Шапиро P.E. О психологии изобретательского творчества.// Вопросы психологии. 1956, июнь. С.37-49.
33. Альтшуллер Г.С. О качествах творческой личности.// Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск, 1986. С, 178-181.41 .Альтшуллер Г.С. Структура талантливого мышления.// Творчество как точная наука. М., 1979. С.66-72.
34. Альтшулер И. Три белые ночи "Европы плюс". // Биржа. 1993, июнь. С. 15-23.
35. Андрукович П., Головинский Г. Звукозапись и молодой слушатель музыки. //Рождение звукового образа. М., 1985. С.90-110.
36. Ардов 3. Диапазон: Радио "РОКС"./ Ящик// Вечерняя Москва"№16. 1998.С.27.
37. Болотова Л. Д. Некоторые тенденции развития современного отечественного радиовещания.// Средства массовой информации в современном мире. СПб., 1999.
38. Брацыло С, Особенности формирования программных концепций отечественного ТВ.// Независимые медиаизмерения. М., август.2000. С, 7- 17.
39. Бубукин А. Рейтинг.// Огонек №22-23. 1992. С.7.
40. Виляудас Л. Импровизация и музыкальная эстетика: Музыка XX века.// Экзотика №2.1994. С.58-60.
41. Гайка К. DJ-допрос: Интервью с ди-джеем Фонарем (Радио "Максимум")// Не Спать!№ 1(24). 1996, 25 янв. С.22.
42. Гуницкий А. Всеволод Новгородцев: Я приветствую все положительное.// Румба. 1989. С.25-27.
43. До донов Б.И. Эмоциональные характеристики личности и художественная одаренность. // Художественное творчество. JL, 1983. С. 205-210.
44. Дранков Н.В. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта. //Художественное творчество,- Л., 1983. С. 123-139.
45. Дуков Е. Грампластинка в музыкальной жизни (социально-культурный аспект функционирования).// Рождение звукового образа. М., 1985. С. 622,
46. Ермолинская Л. Душевное радио слушает вся планета.// Музыкальный магазин. 1999, январь-февраль. С.6-10.
47. Жабицкая Л. Г. О критериях диагностики литературной одаренности.// Художественное творчество. Л., 1983. С, 139-151.
48. Захарова Ю. FM в московском диапазоне: Каталог FM- радиостанций, работающих в диапазоне 88-108МГц.// Неделя №33. 1996, сентябрь. С.6-7.
49. Исправникова А. Французское радио: процесс децентрализации. // В Диапазоне современности. М., 1985. С.255-274
50. Карелина В. Коммерциализация английского радио.// В диапазоне современности. -М., 1985. С. 238-255.
51. Карлов Б. Коротковолновый прорыв Севы Новгородцева.// PokFuzz №18. 1990, январь. С.24-26.
52. Клен Н. Ди-джей: Один на один с микрофоном. // Cosmopolitan. 1996, октябрь. С Л11-114
53. Ковальчук И. Борода.// Экзотика №2. 1994. С. 38-39
54. Колядный И. Альтернативная музыка в эфире. Дядюшка Peel е Radio One.//Экзотика №2. 1994. С, 36-37
55. Кузнецов Г.В. Амплуа семи гномов.// Журналист №7.1993. С.23-28.
56. Логутков А. Свободы сеятель эфирный.// Итоги. 1996, 20 октября. С. 1823.
57. Маклюэн М. Телевидение. Робкий гигант.// Телевидение вчера, сегодня, завтра. / Сост. А.Черняков. -М., 1987. Вып.7. С.156-180.
58. Мари М. Звук.// Информационный сборник. М., 1986. С. 129-132
59. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования. // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. С. 5-24
60. Морозов Д. Радиоактивные люди.// Карьера №72,1999. С. 25-36
61. Мошков К. Радиовещание в России сегодня.// Российский музыкальный ежегодник Итоги 97-98, 1998. С, 121-138.
62. Музыкальный хит-парад: Плей-листы московских радиостанций.// Video Audio Бизнес№4(6). 1997, февраль. С.56-58
63. Пономарев Я. А. Психология в системе комплексных исследований творчества. //Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. С, 24-32.
64. Рождественская Н. В. Проблемы и поиски изучения художественных способностей. //Художественное творчество Л., 1983. С. 105-122.
65. Рождественская Н.В. Творческая одаренность и свойства личности (Экспериментальное исследование актерской одаренности).// Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. С. 57-68.
66. Ротенберг B.C. Об общих предпосылках творчества.// Художественное творчество Л., 1983. С. 201-203.
67. Рунин Б.М. О психологии импровизации. // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980. С. 45-57.
68. Сева Новгородцев: Лучше сеять по-новому, чем сажать по-старому .//Огонек №15, 1998, апрель. С.24-27.
69. Селезнев А. Цифровые рабочие станции для радиовещания.// Журнал 625. 1994, июнь.
70. Селюцкий А.Б., Слугин Г. И. Откуда берутся гении. // Вдохновение по заказу. Петрозаводск, Карелия. 1977. С.28-39.
71. Симонов П.В. "Сверхзадача" художника в свете психологии и нейрофизиологии. //Психология процессов художественного творчества. -Л., 1980. С, 32-45.
72. Стадник И. Радиостанции. // Российский музыкальный ежегодник. -Итоги 95-96. 1996. С, 67-73.
73. Труснова Е. Театральный актер: телевизионное измерение.// Телевидение: вчера, сегодня, завтра. М.,1987. С.38-59
74. Стольников В. Сева Новгородцев: "Я состоялся по всем статьям".// Арена №26. 1991.
75. Тхагушев И. Ориентация на личностное восприятие. // В диапазоне современности. М.,1985. С.53-75.
76. Чебакова А. Презент к столу заказов или Чего изволите?/Ящик // Вечерняя Москва №12. 1998. С.4-8.
77. Шерель А.А. Пересечение параллельных прямых.// Журналист №2. 1996, февраль. С.25-26.
78. Юркина Р. Структура промоушн-отдела ТРК.// Broadcasting №7. 2001, ноябрь. С.38-40.
79. Юсупов Р. Радио. //Российский музыкальный ежегодник Итоги 96-97. М„ 1997. С. 135-141
80. Яичкина О. Общедоступные средние волны: каталог станций, работающих в диапазоне СВ. // Неделя №39. 1996, октябрь. С,6.
81. Яичкина О. Старые добрые УКВ: Каталог радиостанций, работающих в диапазоне УКВ.// Неделя №36.1996, октябрь. С.6-7.
82. Яхонтов В. Голос диктора. // Советская культура. 1941,14 авг. С. 4.
83. КНИГИ И СТАТЬИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ:
84. Coveney J., Hall D. Remixes: Too Much Of A Good Thing? PDs Confronted With Numerous Choices.// Billboard. 1998, Sept.13. P.97-100.
85. Harris J., Malins S. This Month's Stories. //Q Magazine. London, 1996, Sept. P.13-14
86. Heasman J. Despite Diana's Death, Xfrn/London Makes Debute.// Billboard. 1998, Sept.13. P.97.
87. Keith M. The Radio Station. Boston, 1997. - 324 p.
88. McGeever M. Radio Ireland Looking For Luck To Change: Station To Roll Out New Programming, Marketing Strategies. // Billboard. 1998, Sept.13. P. 100
89. Smith H. Station Reports. Music&Media. Volume 14, Issue 14.1997, April 5. P.21-23.
90. Sternberg R. General intellectual ability. // Human abilities by R. Sternberg, 1985. P.5-31.
91. В работе над диссертацией использованы материалы архивов радиостанций "Европа плюс", "Максимум", "Ракурс", представленные автору дирекциями указанных радиостанций, а также ряд распорядительных документов, обуславливающие параметры указанных станций.