автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Вещь в системе культуры (философско-социологический анализ)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Хан, Ян Гон
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ВЩЬ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ.II
§ I. Социальное качество вещи.II
§ 2. Вещный способ бытия культуры.
Глава П. ГУМАНИЗАЦИЯ ВЕЩНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИИ ПРИ
СОЩШШШЕ.
§ I. Культура присвоения вещи человеком. •
§ 2. Становление гармонии вещного и личностного в социалистической культуре.
Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Хан, Ян Гон
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях совершенствования развитого социализма первостепенное значение приобретает задача формирования всесторонне и гармонично развитой личности - строителя коммунизма. ХХУ1 съезд КПСС призвал советских обществоведов сосредоточить усилия на исследовании проблем всестороннего и гармоничного развития человека, Реализация этой задачи неразрывно связана с дальнейшей разработкой теоретических и практических вопросов куль -ауры.
Рост материальных и духовных возможностей для все более полного развития личности, особенно быстрыми темпами происходивший в последние два десятилетия, выявил неоднозначный характер взаимосвязи объективных и субъективных факторов становления нового человека.
Выступая на июньском (1983 г.) Пленуме ЦЕС КПСС, Ю.В.Андропов дал емкую характеристику социалистической цивилизованности, одной из важнейших сторон которой является культура личности в широком смысле слова, включая культуру быта, поведения и культуру разумного потребления*. В постановлении пленума "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" говорится, что новое качество жизни трудящихся масс при социализме включает в себя также высокую культуру труда и потребления, 2 поведения и быта . т
См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.13. 2 См.: Там же, с.73.
В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии указывалось на актуальность проблемы разумного пользования возможностями, представляемыми обществом для развития личности. Было отмечено, что в активном и целенаправленном формировании разумных потребностей иинтересов личности-партия видит одну из важных соци- — альных задач строительства коммунизма1.
Таким образом, исследование теоретических и практических -проблем культуры на этапе развитого социализма особенно актуально, ибо культурность как характеристика явления или процесса общества на этапе его зрелости является необходимым условием дальнейшего общественного прогресса.
Существуют различные подходы к пониманию культуры. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является подход, согласно которому культура связывается с формированием и развитием самого человека во всех сферах его жизнедеятельности (М.Т.Иовчук, В.К. Келле, М.Я.Ковальзон, Л.Н.Коган, В.М.Межуев, Т.И.Ойзерман, B.C. Семенов и др.). В свете этого подхода ключевым в понимании культуры является анализ условий и средств формирования личности, в том числе - исследование взаимоотношений в системе "вещь (продукт человеческой деятельности) - личность".
Изучение роли вещной стороны культуры, конкретных противо-» речий между вещным и личностным способами бытия культуры в условиях зрелого социализма приобретает все большую практическую значимость в свете мероприятий партии и правительства, направленных на ускорение научно-технического прогресса, существенное повышение качества выпускаемых промышленностью товаров и в целом - культуры производства и потребления. Все эти мероприятия
1 См.: Материалы ШТ съезда КПСС. М., 1981, с.63 в комплексе должны привести к дальнейшему совершенствованию социалистических общественных отношений, так как существует тесная взаимосвязь между социальным качеством функционирующих в данном обществе вещей и характером функционирования и развития о о всей социальной системы.
Степень разработанности проблемы. В последние годы значительно вырос интерес исследователей-марксистов к проблеме вещной стороны человеческой деятельности. При этом сложилось несколько основных направлений исследования этой проблемы:
- исследование социальных качеств вещи и причин ее фетишизации, анализ вещи как элемента социальной системы и как "неорганического тела" общественного человека (В.Г.Афанасьев, В.С.Барулин, Г.С.Батшцев, В.Врожик, О.Г.Дробницкий, Э.В.Ильенков, К.М. Кантор, В.И.Копалов, В.П.Кузьмин, К.Н.Любутин, К.Р.Мегрелидзе, Ю.К.Плетников, А.Я.Байбекас, В.П.Тугаринов, А.И.Уемов, С.А.Федоров и др.);
- изучение вещи в структуре условий образа жизни в целом и отдельных его сторон - труда, быта, потребления, свободного времени и т.п. (Е.А.Ануфриев, А.Н.Дутенко, Б.А.Грушин, Л.А.Гордон, Г.П.Орлов, С.И.Попов, И.Н.Сиземская, А.Тодоров, В.И.Толстых, И.И.Травин, А.С.Ципко и др.); - рассмотрение вещи в системе культуры в целом и в материальной культуре, в частности, (А.И.Арнольдов, Э.А.Баллер, Ю.Р. Вишневский, В.Е.Давидович, Ю.А.Жданов, Н.С.Злобин, М.Т.Иовчук, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Т.Ф. Суияиш и др.);
- анализ вещи с точки зрения дизайна и декоративно-прикладного искусства (Л.Н.Безмоздин, Н.В.Воронов, В.Л.Глазычев, А.В. Иконников, М.С.Каган, К.М.Кантор, Л.И.Новикова и др.);
- изучение вещи в связи с проблемой разумного (культурного) потребления (Б.Н.Воронцов, Ш.А.Гумеров, Л.Н.Жилина, Н.В. Иванчук, Д.А.Кикнадзе, Н.Н.Михайлов, В.П.Мотяшов и др.);
- исследование вещи как памятника культуры в целях сохранения и использования культурного наследия (Г.Г.Анисимов, Д.С. Лихачев, А.А.Максимов, Э.А.Щулепова и др.).
Вместе с тем, изучение места и роли вещи в системе культуры не стало еще в советской философской литературе предметом специального исследования. В работах по теории культуры проблемы ее вещной стороны затрагиваются чаще всего попутно и освещаются фрагментарно. Наблюдается оцределенное гипостазирование деятельностного элемента культуры и недооценка вещной его стороны. Не исследуются реальные противоречия между вещным и личностным способами бытия культуры на современном этапе. Между тем, без теоретического изучения и практического разрешения этих противоречии невозможно дальнейшее совершенствование культуры развитого социализма.
В настоящем исследовании делается попытка в какой-то мере восполнить эти пробелы, что и определило научную новизну работы.
Цель исследования - с позиций исторического материализма дать общесоциологический анализ вещи как феномена культуры.
В соответствии с этой целью автор ставит следующие задачи: а) рассмотреть социальное качество вещи как продукта человеческой деятельности; б) исследовать культурные функции вещи; показать место, занимаемое вещью в системе культуры, путем выделения и анализа исходного противоречия культуры; в) определить условия гуманизации вещных отношений, превращения присвоения вещи человеком из отчузденного в подлинно культурный процесс; г) выявить основные тенденции и факторы развития вещной стороны культуры на этапе развитого социализма; д) рассмотреть вопросы, связанные с сохранением вещных памятников культуры.
Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составляют труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, материалы съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС, положения и выводы, содержащиеся в произведениях и выступлениях Генерального Секретаря ЦК КПСС, Председателя президиума Верховного Совета СССР Ю.В.Андропова и других руководителей партии и Советского правительства. В трудах основоположников марксизма-ленинизма раскрывается природа культуры, осуществляется анализ кризисных явлений в буржуазной культуре, связанных с отчуждением личности человека труда. Для разработки темы исследования особое значение имеют выдвинутые классиками марксизма-ленинизма положения о со
О О I шальных качествах вещей-товаров, о подлинной сущности богатства, о конкретно-исторической специфике характера присвоения продуктов деятельности, об отчуждении вещных условий деятельности от человека, о культуре пользования массой вещей, произво
О TN димых современной промышленностью и т.д. В диссертации широко использовались труды советских ученых и обществоведов братских социалистических стран по проблемам, связанным с темой диссертации.
Научная новизна исследования.
I. В работе автор делает попытку уточнить понятие "социального качества" вещи.
2. Вещь анализируется как культурный феномен, исходя из положения, что культурный аспект является неотъемлемой частью социального качества вещи.
3. В работе выдвигается положение о том, что исходным противоречием культуры является противоречие между вещным и личностным способами бытия культуры. Такое понимание исходного отношения выводится из определения культуры как меры (степени) развития человека, его сущностных сил. Отношение человека и вещи рассматривается в двух аспектах: а) культуры производства, труда и б) культуры потребления, пользования вещами.
4. Делается попытка выделить возможные основания классификации мира вещей.
5. При рассмотрении механизма взаимоотношений между личностным и вещным способами бытия культуры анализируются два типа присвоения культурного содержания вещи человеком: а) отчужденный; б) подлинно культурный, который возможен лишь в условиях социалистических и коммунистических общественных отношений. При этом особое внимание обращено на исследование содержания понятия "отчуждение" в "Капитале" и подготовительных работах к вещ К.Маркса, где оно в значительной степени трансформировалось по сравнению с его ранними работами.
6. Исследуется сущность культуры присвоения вещи человеком, делается попытка определить понятие "культура потребления" .
7. Анализируются основные тенденции развития вещной среды на современном этапе. Вскрываются некоторые противоречия между личностным и вещным способами бытия культуры в условиях развитого социализма.
Практическая значимость исследования. Результаты, полученные в диссертации, имеют непосредственное значение для анализа проблем коммунистического воспитания трудящихся, идеологической и массово-политической работы. Содержание и выводы диссертации могут быть использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий в курсах исторического материализма и научного коммунизма, при чтении спецкурсов по проблемам социалистического и коммунистического строительства, теории культуры. Основные положения диссертации, ее выводы и рекомендации представляют интерес как для специалистов, занимащихся теоретическими проблемами культуры, так и для организаторов культурно-воспитательной работы: пропагандистов, воспитателей, музейных работников. Теоретическое и практическое значение материалов исследования заключается также в возможности их применения в деле охраны и использования памятников культуры.
Апробация работы. О результатах исследования было сообщено на ряде научных конференций, в том числе на зональной конференции "НТР: советский образ жизни и научно-технический прогресс" (Челябинск, 1980); на республиканской научной конференции "Диалектика общественного развития в условиях научно-технической революции" (Ленинград, 1981); на Всесоюзной школе молодых ученых и специалистов по актуальным проблемам идеологической борьбы (Ярославль, 1981); на научно-практическом семинаре "Проблемы планирования, прогнозирования, управления и изучения кульоуры как целого" (Пермь, 1981); на Вторых всесоюзных философских чтениях молодых ученых "ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии" (Пушкино, 1982); на
X Межзональном научном симпозиуме "Методология и теория деятельности" (Горький, 1982); на научно-практической конференции
ШТ съезд КПСС и актуальные проблемы формирования у молодежи классового подхода к явлениям общественной жизни" (Москва,1982); на конференции молодых ученых "Личность и общество в условиях развитого социализма (философско-социологические аспекты)" (Смоленск, 1982); на 1У Уральских социологических чтениях "ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы социальной политики партии" (Пермь, 1982).
По теме диссертации опубликовано 9 научных статей.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Вещь в системе культуры (философско-социологический анализ)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании была предпринята попытка философско-социологического анализа вещи в системе культуры. Адекватной теоретической основой для анализа этой проблемы является мате-. риалистическое понимание истории, открытое основоположниками научного коммунизма. В противоположность идеалистической философии философско-социологическая теория марксизма дает материалистическое объяснение социальным качествам вещей, создаваемых человеком и функционирующих в обществе. Это позволяет вскрыть механизм формирования и осуществления социальных (и культурных в том числе) качеств вещи.
В исследовании культурных параметров вещи, ее места и роли в системе культуры, что составляло основную задачу диссертации, получены следующие основные результаты.
Как показано в диссертации, социальное качество вещи есть качество создаваемое человеком в процессе трудовой деятельности , существующее и реализуемое лишь при включении вещи в социальную систему. Само социальное качество вещи имеет сложную структуру.
Культурный аспект является частью социального качества вещи, он оказывается "вплетенным" во все иные аспекты вещи. Кульс турныи аспект вещи связан характеристикой степени развитости оп-предмеченных в ней человеческих сущностных сил и с выполнением ею своего культурного предназначения. Посредством вещи осуществляются основные функции культуры: I) человекотворческая, 2) познавательная,^) трансляция социального опыта и коммуникативная, 4) аксиологическая.
- 134
Вещь (наряду с личностью) выступает способом (формой) бытия культуры. Культура как мера развития человека, его.сущностных сил, существует в двух формах: в вещи и в личности. Вещно-личностный срез культуры не тождествен структурированию культуры на материальный и духовный ее компоненты и содержит в себе в "снятом" виде все многообразие других градаций культуры (вычленение в ней материального и духовного, творческого и репродуктивного и т.д.).
Отношение вещи и личности, по нашему мнению, выступает исходным в культуре. Это исходное отношение раскрывает механизм становления, функционирования и развития сущностных сил челове-• ка, и поэтому оно выступает системообразующим фактором культуры как целостной системы. Анализ культуры как системы предполагает раскрытие системного характера и содержания меры человеческого развития в различных сферах жизнедеятельности людей: в производстве, потреблении, политике, быту, общении и т.д.
Противоречия сущности и существования социального субъекта определяют все многообразие взаимоотношений человека и вещи: от их гармонического единства до антагонизма. Эта же причина \/лежит в основе феноменов ршфикации общественных отношений, персонификации и фетишизации вещей, статусного и престижного потребления и др. В конечном счете, диалектика отношений мевду человеком и вещью детерминирована характером общественных отношений, обусловленным способом общественного производства.
Социологический анализ вещи как феномена культуры позволяет представить характер и степень развития социальных сил общественного человека в конкретно-историческую эпоху. Вещь выступает как памятник культуры, т.е. одредмеченная, аккумулированная культура, и как важнейший исторический источник.
- 135
Проведенный в работе анализ условий гуманизации вещно-лич-ностных отношений основан на исследовании культуры присвоения вещи человеком и становления гармонии вещного и личностного в социалистической культуре. Важнейшими условиями гуманизации отношений человека и вещи являются.преобразование всей общественной жизни на социалистических и коммунистических началах и повышение культурного уровня самого человека (прежде всего в сфере производства и потребления).
Становление гармонии вещного и личностного в культуре социализма представляет собой сложный и длительный процесс, происходящий путем преодоления различных противоречий-способа производства и всех сторон общественной жизни.
Проведенное исследование позволяет наметить некоторые перспективы дальнейшего изучения вещной стороны культуры. В качестве основных могут быть выделены следующие направления:
- дальнейшее изучение системного характера и содержания культуры с использованием всех достижений системного метода;
- изучение специфики опредмечивания и развития сущностных сил людей посредством сравнительного анализа различных культур;
- исследование проблемы овещнения общественных отношений при социализме с привлечением данных других общественных наук;
- дальнейшее рассмотрение противоречий культуры на этапе зрелого социализма.
Список научной литературыХан, Ян Гон, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т 1 с.219-
2. Критика Готской програмш, Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-
3. Каштал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I: Процесс производства капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.23,с.43-785.
4. Маркс К. Капитал. Критика политической эконошш. Том второй. Книга П: Процесс обращения капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.24,с.31-596.
5. Маркс К, Капитал. Критика политической эконоьлии. Том третий. Книга Ш: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Часть первая. Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд., т.25, ч.1,с.29-505.
6. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга Ш: Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Часть вторая. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25,ч.2,с.З-458.
7. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (1У том "Капитала"). Часть первая. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.26, Ч.1, с.3-426,
8. Маркс К. Теории прибавочной стоимости (1У том "Капитала"). с т ь вторая. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч.П, с.3-
9. Теории прибавочной стоимости (1Ут"Капитала") Часть третья. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.26, ч.Ш, с.3-570.
10. Экономическо-филосойские рукописи. 1844 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.
11. Маркс К, Эконогжческие рукописи 1857-1859 годов (первоначальный вариант "Капитала"). Часть первая. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.3-508.
12. Маркс К. Экономические рукописи I857-1859 годов (первоначальный вариант "Капитала"). Часть вторая. Маркс К,, Энгельс Ф, Соч. 2-е изд., т.46, ч.П, с.5-521. 15. ГЛаркс К. Экономическая рукопись I86I-I863 годов. Отдел I: Процесс производства капитала. Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.47, с.3-612.
13. Маркс К. Экономическая рукопись I86I-I863 годов. Отдел I: Процесс производства капитала (Окончание). Отдел П: Процесс обращения капитала. Отдел Ш: Капитал и прибыль. Отдель 17: Разное. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.48, с.3-548.
14. Маркс К. то Форма стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.49, с.138-
15. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.
16. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.231-517.
17. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.4, с.322-339.
18. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.5-338.
19. Энгельс Ф, Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.343-626.
20. Энгельс Ф. Письмо Джузеппе Канепа от 9 января 1894 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с.166-167.
21. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Поли. собр. соч., т.2, с.505-
22. Тезисы по навдональному вопросу. Полин, собр. соч., т.23, с.314-
23. Философские тетради. Конспекты и фрагменты. Поли. собр. соч., т.29, с.3-332.
24. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Речь на Ш Всероссийском съезде Российского комгдунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г. Поли. собр. соч., т.41, с.298-318. 2.:9, Ленин В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре, Поли. собр. соч., т.41, с.462, 3D ..Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт.Троцкого и Дтхарина. Поли. собр. соч., т.42, с.264-304.
25. Ленин В.И, D значении золота теперь и после полной победы социализма. -Поли. собр. соч., т.44, с,221-229,
26. Ленин В.И. Политический отчет Центрального Комитета РШ1(б) 27 марта 1922 г. Поли. собр. соч., т.45, с.69-116.
27. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше. Поли. собр. соч.,т.45, с.389-406. X X X
28. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. 256 с.
29. Материалы ХКУ1 съезда КПСС. М.: Пожтиздат, I98I. 223 с.
30. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии; Постановление Пленума ЦК КПСС. 15 июня 1983 года. Материалы Пленума Центрального. коштета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983, с.67-80.
31. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Докл. на совмест. торжеств. заседании ЦК Ш С С Верховного Совета СССР и Верховного Совета PCiCP в Крег/шевском Дворце съездов 21 дек. 1982 г. М.: Политиздат, 1982.30 о.
32. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983, 31 с.
33. Андропов Ю.В. Выступление на встрече с ветеранами партш в ЦК КПСС 15 августа 1983 г. Правда, 1983, 1§ августа, с.1-2.
34. Черненко К,у. Актуальные вопросы идеологической, массовополитической работы партии. Доклад. Материалы Пленутута Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М Политиздат, 1983, с.27-66. Л. J\. uL
35. Абульханов Р.Ф. Об общественной природе деятельности потребления. Вопросы философии,1968, В 10, с.56-65,
36. Абульханов Р.Ф. Принципы общественной организации производства: (Теория общественной фортш труда К.Маркса).М.: Изд-во М1У, 1982. 176 с,
37. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблетш общения. В кн.; ПpoблeIvIa общения в психологаи, М.: Наука, I98I, с,218-241.
38. Алтухов А. К вопросу о ленинской политике в области охраны памятников искусства и старины, Искусство, 1969, 5, с.3-8.
39. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни: (Методологические и методические вопросы). М.: Высш. школа, 1980. 183 с.
40. Аркин Д.Е, Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей художественной проглышленности. М.: Изогиз, 1932.170 с.
41. Культура и современность. Диалектика процесса Еультурной консолидации социалистических стран.М.: Мысль, 1973. 159 с.
42. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975. 123 с.
43. Артановскии G.H. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философско-методолошчесK t анализ современных зарубежных концепций. ii Л,: Просвещение, 1967. 268 с
44. Артановскии Н. Общественно-воспитательные функции памятников истории и культуры. В кн.: Роль духовной 1ультуры-. в развитии личности. Л.: Лёнингр. гос. ин-т культуры им.Н,К.Крупской, 1979,0.26-30.
45. Афанасьев В.Г. Великое открытие Карла Маркса. Методологическая роль учения о двойственном характере труда.М.: Мысль, 1980. 267 с.
46. Афанасьев В,Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. 368 с.
47. Багааурия Г.А. Категория "производительные силы" в теоретическом наследии Маркса и Энгельса. -Вопросы философии, I98I, 9, C.I03-II6.
48. Байбурин А.К. Сегяиотический статус вещей и мифология. В кн.: Материальная культура и глифология. Сборник з е я антропологии и этнографии,т.ХХХУП. Л.: Наука, I98I, с.215-226.
49. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. 294 с.
50. Барулин B.C. Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического штериализш. Барнаул: Алтайское кн. изд-во, 1970. 327 с.
51. Барулин B.C. Соотношешю материального и идеального в обществе. М Политиздат, 1
52. Соотношение материального и идеального в обществе: (Методоло-. гические аспекты проблетш). М.: Политиздат, 1977. 143 с. (актуальные лроблеглы исторического материализма).
53. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: М1У, 1982. 230 с.
54. Басин Е.Я., Краснов В.М. "Статусное" присвоение культуры как рехулятор социального общения при капитализме. Вопросы философии, 1969, 10, с.95-104.
55. Батенин С. Человек в его истории. Л.: ЛГУ, 1976. 294 с.
56. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принодп. В кн.: Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969,0.73-144.
57. Безмоздин Л.Н. Художественно-конструктивная деятельность человека. Ташкент: Фан, 1975. 243 с.
58. Безмоздин Л.Н. Культурно-социалогический анализ вещи. В кн.:" Вопросы социолопш искусства: Теорет. методол. проблемы. (Сб.статей). М Наука, 1979, с.104126.
59. Бекарев А.М. Целостность личности как философская пробле1»1а (методологический аспект исследования): Автореф. дис. канд.филос.наук.-Свердловск,1982.-18 с.
60. Елауберг И.В., Юдин Э.Г, Систеьднш подход в социальных исследованиях. Вопросы философии, 1967,] 9,с.100III.
61. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, I97I. 544 с.
62. Боголюбова Е.В. Еультура и общество: Вопросы исторьш и тео- рии. М.: МГУ, 1978.- 232 с.
63. Бонч-Бруевич В.Д. Отношение Владимира Ильича к пагштнизм старины. В кн.: Бонч-Бруевич В.Д. Воспоьшнания о Ленине. М Наука, 1965,
64. Брожик В. 75. :ева Л.П. 76. ;ева Л.П. с.375-
65. Эстетика, 3-е изд. М Политиздат,I98I.-399 с, Марксистская теория оценки: Пер. со словацкого.М.: Прогресс, 1982. 261 с. Человек: деятельность и общение, М Мысль, 1978. 216 с. Человек и общественный прогресс. -Вопросы философии, 1982, Ш 2, с.20-35.
66. Великий П.П. Духовная ЙИЗНЬ советского села. М Мысль, 1982. 207 с. (Социология и жизнь).
67. Веркор и Коронель. Квота или "Сторонники изобилия". Роман. Пер, с франц. М.: Прогресс, 1970. 224 с.
68. Вещи вокруг нас. Сб. статей. Пер, с чешек, М Знание, 1964, 272 с,
69. Виноградов Н., Малиновский Ю.М. Ленинская политика в деле охраны па1.1ятников искусства, -Искусство, 1970, J 9, 0,30-32.
70. Власова Е.В. Проблемы потребления ценностей кшьтурн (анализ "непроизводительного" потребления): Автореф. ,дис. канд.филос.наук.-Свердловск,1982.-19 с.
71. Воронов Н.В. HciccTBO рредалетного ьшра. Л.: Худошшк ТОФС?, 1975. 52 с.
72. Гайда А.В. Социальная природа ценности. В кн.: Ленинская теория отражения. Ценностные аспекты отражения. Свердловск: Уральск, ун-т., 1977, с.11-14.
73. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.2. шилософия природы. М Мысль, 1975. 695 с.
74. Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М.: Исвусство, 1970. 191 с.
75. Глезерман Г.Е. Роадение нового человека: Проблемы форгжрования личности при социал1зме. М Политиздат, 1982. 255 с.
76. Гордон Л.А., Клопов Э.В., Оников Л.А. Черты социалистического образа жизни: быт городских рабочих вчера, сегодня, завтра. М Знание, 1977. 159 с. 89. гумеров Ш.А. Культура и потребности (Регулятивные функции 10глыуры в отношении человеческих потребностей).В кн.: Научные исследования и человеческие потребности: Материалы московской встречи экспертов по проекту КЩСКО, М ВБШСИ, 1979, с.63-67.
77. Хуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М,: Искусство, 1972. 318 с.
78. Давидович В.Е., Белолипещий В.К.. 1льтура и ее место в жизни общества. Философские науки, 1974, 1 2 J 0.152-164.
79. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-наДрну, 1979. 263 с.
80. Донченко Е.А, Форлирование потребительской деятельности личности в развитом социалистическом обществе; Автореф. дис. канд. филос. наук."- Киев, 1979. 22 с.
81. Дробницкий О.Г. Ш р оживпшх предалетов. Проблема ценности и марксистская философия, М Политиздат, 1967.-351 с.
82. Дубинин Н.П. Философские и социологические аспекты генетики человека. Вопросы филооофии,1971, й I с.36-45.
83. Жилина Л.Н., Фролова Н.Т. Проблеглы потребления и воспитание личности. М.: Мысль, 1969. 175 с.
84. Загладина С М Капиталютическая торговля сегодня. М.: Мысль, I98I. 236 с.
85. Зенц Е.М. Политика В.И.Ленина в области охраны паьштников исвусства, 1969, 7, с. 7-9.
86. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.; Наука, 1980. 303 с.
87. Иванов Г.М., Коршунов A.M., Петров Ю.В. Методологические проблемы исторического познания: Мондгр.М.: Высш. школа, I98I. 296 с.
88. Иванчук Н.В. Социологические проблемы изучения потребностей. Курс лекций. Свердловск: Уральск, ун-т, 1975. 135 с.
89. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К.Маркса. М.: Изд-во АН СССР,I960. 285 с,
90. Ильенков Э.В, Становление личности. К итогам научного эксперимента. Кошунист, 1977, 1 2, с.68-79.
91. Ильенков Э.В. Что же такое личность? В кн.: С чего начинается личность. М.: Политиздат,1979. 238 с. Н О Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: Исторический опыт и современные проблемы. М.: Политиздат, 1979. 208 с. (Сощтализм: Опыт. Проблемы. Перспективы. Международная серия).
92. Каган М.С. О прхшладном искусстве: Некоторые вопросы теории.Л.: Художник РСФСР, I96I. 160 с.
93. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
94. Кантор К.М. Красота и польза. Социологические воггросы г.атериально-художественной культуры. М Искусство, 1967. 279 с.
95. Кейзеров Н.М, Патология потребительства: Критика бурнуазного образа жизни. М Политиздат, 1977, 135 с.
96. Келле B.S., Ковальзон М.Я. Важнейшие аспекты методологии совдально-философского исследования, Вопросы философш, 1980, 1Ь 7, с.116-129.
97. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: (Проблемы теории исторического процесса), М.: Политиздат, I98I. 288 с.
98. Кетхудов Р.Г. Об оценке как гносеологической категории. Вестник МХУ, Серия философия, 1965, В 4, с.67-74.
99. Кикнадзе Д.Л, Потребности, Поведение, Воспитание. М.: Мысль, 1968. 148 с.
100. Кипарисов В.Ф. Вещь исторический источник. В кн.: Из рютории докапиталистических формаций. М,-1,,; 1933, с.27-39.
101. Киреева Е.В. История косткма: Европейский костюм от антргчности до SX в. 2-е изд., испр. М,: Просвещение, 1976. 174 с.
102. Кленов Л.А. Материальная вульоура как общественное явление: \втореф. дис. канд. фило с. наук.-Свердловск, 1980. 16 с.
103. Коган Л.Н. Материал1<ная культура социализма. Изв.СевероКавказсвого научного центра высш школы. Сер. Общественные науки, 1978, 1 I, с.15-21.
104. Коган Л.Н. Личность и культура. В кн.: Сощализм и личность. М Мысль, 1979, с.130-151.
105. Коган Л.Н, Вещь в системе социальных ценностей и жизненной позиции человека. В кн.: Формирование активной жизненной позиции учащейся и рабочей молодешт. Челябинск: Челяб. пед.ин-т, 1980, с.102-115.
106. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание, I98I. 63 с.
107. Коллекция слукит людягл. (Сборник очерков). Л,: Лениздат, 1973. 231 с.
108. Колесницы В.И. Лекции по теории научного атеизма: В 3-х ч. Свердловск: Уральск, ун-т,1975,ч.1. 171 с.
109. Коммонер Б. Загшкающийся круг. Природа, человек, технология. Пер с англ. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. 279 с.131
110. Комцунизм и культура. Закономерности форг.шрования и развития новой вульауры. М.: Наука, 1966. 427 с.
111. Копалов В.И. Фетишистское сознание и его анализ: Автореф. дис. канд. филос.наук.-Свердловск,1971.-22 с.
112. Копалов В.И. Материализация общественного сознания и предметные формы его выражения. В кн.: Наука и развитие общественных отношений. Свердловск: Уральск, ун-т, 1980, с.65-68.
113. Крутова О.Н. Человек и история: (Проблема человехса в социальной философии марксизгла). М.: Политиздат, 1982, 208 с. (Актуальные проблеглы исторического материализма).
114. Куделин Е.Г. Диалектика производства и потребностей. М.: Политиздат, 1977. 175 с. (актуальные проблеглы ис т. материализтла).
115. Кузъьшн В.П. Принвдп системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд. М.: Политиздат, 1980.-312 с.
116. Культура жилого интерьера. М Исвусство, 1966. 172 с.
117. Культура. Творчество. Человек. Сборник статей, Сост,Баллер Э.А. и Злобин Н.С. М.: Мол. гвардия, 1970. 272 с.
118. Ламарова М. Люди и вещи. (Современная культура быта в Чехословакии). Прага: Артия, 1965. 102 с.
119. Ленинские идеи в изучении истории первобытного общества, рабовладения и феодализма. Сб. статей. М Наука, 1970. 235 с.
120. Лившиц М.А, Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. 2-е изд. М.: ]д. лит., 1979. 471 с. 142.Л[ЩС ю. Происхождение вещей. Из истории культуры человечества. Пер с немец. М Изд. иностр.лит., 1954. 488 с.
121. Лихачев Д.С. 1сские летописи и их культурно-историческое значение. M.-:Ш.: Изд-во АН СССР, 1947.- 499 с.
122. Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Л.: Наука, 1982. 343 с.
123. Тарту: Тартус. ун-т, 1970. 105 с.
124. Лотман Ю.М.Статьи по типологии культуры. Вып.2, Тарту: Тартус. ун-т, 1973. 95 с.
125. Луначарский А.В. Идеализм и материализм. Культура бурзуазная и пролетарская. Петроград, 1923. 78 с.
126. Луначарский А.В. Советская власть и пшштники старины. В кн*: Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве. Т.2. М Советский художник, 1967, с.52-57.
127. Любутин К.Н. Проблеьга субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М.: Высш. школа, I98I. 264 с.
128. Мазаев А.И, Мемориал как фактор патриотического и эстетического воспитания. В кн.: HciyccTBO и эстети ческое воспитание молодеш. М.: Наука, I98I, с.185-215.
129. Максимов А.А, Охрана пагштников истории и культуры. В кн.: Большая Советская энциклопедия. Изд. 3-е, т.19.М,: Советская энциклопедия, 1975. с,38-39.
130. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества, М.: Знание, 1972. 62 с.
131. Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1973. 145 с,
132. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ). М Мысль, 1983,284 с.
133. Марксистско-ленинская теория исторического процесса: Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. Отв.ред. ПлетниКОБ Ю.К. М.: Наука, I98I. 463 с.
134. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии МЕШшения. 2-е изд. Тбилиси: Мецниереба, 1973. 438 с.
135. Менсуев В.М. Культура и история: (Проблет.1а культуры в философско-исторической теории марксизма). М Политиздат, 1977. 199 с. (Актуальные проблеглы ист. материализма).
136. МещеряЕсов В.Т. Развитие представлений о гармонии в доичарксистской и марксистско-ленинской философии. Л.: Наука, I98I. 204 с.
137. Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности,М.: ПолЕ1ТИЗдат, 1982. 191 с.
138. Мода: за и против. Сборник статей. Общ. ред. и сост. В.И. Толстых. М Искусство, 1973. 288 с.
139. Мотяшов В.П. Потребляющий мир: за и против. Человек в океане вещей, глатериальное и духовное в штзни обще ства. М.: Молодая гвардия, 1976. 271 с. ции. М.: Политиздат, 1980, 263 с.
140. Народное хозяйство СССР. I922-I982: Юбилейный статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика,1982.- 623 с.
141. Нарский И.С, Отчуждение и труд: Поо страницам произведений К.Маркса. М Мысль, 1983. М Мысль, 1983. 144 с.
142. Новикова Л.И. йсщгсство и труд. М Высш. школа ,1974,-176 с.
143. Орлов Г.П. Свободное время и личность. Свердловск: СреднеУральск. кн. изд-во, 1983. 175 с.
144. Мчедлов М.П. Сощтализм становление нового типа щвилиза145. Основы марксистско-ленинской теории культуры. М.: Высш. жола, 1976. 303 с,
146. Павлов П., Цага В. Консыомеризм буржуазная концепция "потребительского коммунизма", Вопросы эконоглики, I98I, В 2, с.36-44,
147. Пагдятники истории сщтного времени. М Изд. Н,Н.Клочкова, 1909. 104 с.
148. Памятники истории старообрядчества ХУЛ в, Кн,1, Вып,1. Л,: Изд-во АН СССР, 1927, 959 с.
149. Памятники культуры: Новые открытия. ПисБгленность. Искусство." Археология. Ежегодник АН СССР, Науч.Совет по истории гжровой Бультуры. Ред1юл,: Д,С.Лихачев (пред,) и др, М Наука, 1975. 462 с М.: Наука, 1977. 471 с Л.: Наука, 1979. 510 с Л.: Наука, 1980. 487 с Л,: Наука, I98I.-568 с.
150. Пшлятники Отечества: Сборшж Всерос. Общества охраны паглятников истории и культуры. Кн.1. М.: Современник, 1972. 253 с Кн,2, М.: Современник, 1975, 300 с Кн.З М.: Современник, 1977,-278 с. Кн 4, М,: Современник, 1979, 365 с.
151. Паглятники первобытной культуры. Сб. Статей Редкол.: И.Т. Кругликова (отв.ред.) и др. М.: Наука,1979.III с,
152. Парнюк М.А, Вещь, свойство, отношение. В кн.: В,И,Ленин и методологичес1ше вопросы современной науки. Киев: Наукова;- думка, I97I, с,100-121,
153. Петров Л.В. Мода как общественное явленрю. Анализ в социально-коМЛуникативном аспекте. I Знание, 1974. 32 с.
154. Петров Л.В. Массовая котогникация и искусство. Спепкурс. Л.: Ленингр, гос. ин-т театра, музыки и KHHeiviaтографии, 1976. 159 с.
155. Печчеи А. Человеческ11е качества. Пер, с англ. М.: Прогресс, 1980. 302 с.
156. Плетников Ю.К. О природе социальной форглы движения. М.: Изд-во М1У, 1973. 247 с.
157. Плотников В.И. Генезис ценности. В кн.: Леншская теория отражения. Ценностные аспекты отражения. Свердловск: Уральск, ун-т, 1977, с.15-25. 183. ,Плужш-1ков В.И. Архитектурные патдятники в воспитании молоде-" жи. В кн.; Искусство и эстетическое воспитание молодежи. М Наука, I98I, с.216-236.
158. Проблема ценности в философии. Сборник статей. -М.-Л.: Наука, 1966. 261 с.
159. Раибекао А.Я. Вещь, свойство, отношение как философсште категории. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1977. 243 с,
160. Ракитский Б.В. Стратегия благосостояния. М. Молодая гвардия, 1983. 304 с. (Ун-т молодого марксиста).
161. Рунева Т.А. Диалектика художественного и религиозного освоения ьяйра, Дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1979. 185 с.
162. Рябушин А.В. Развитие шшой. среды. Проблемы, закономерности, тенденции. М Стройиздат, 1976. 381 с.
163. Савронский И.Л. Комгникативно-эстетические функции культу-" ры. М Наука, 1979. 231 с.
164. СагатоБСШШ В.Н. Систегдный подход к классификации ценносттей. В кн.: Научные исследования и человеческие потребности; Материалы московской встречи экспертов по проекту ICEECKO. М ВНИИСИ, 1979, с.30-45,
165. Саймон Г. Науки об искусственном. Пер. с англ. М,: Мир, 1972. 148 с.
166. Сегал Д, Мир вещей и семиотика. Декоративное искусство СССР, 1968, В 4, с.38-41.
167. Семенов B.C. Культура и развитие человека. Вопросы философии, 1982, В 4, с.15-29, 195. Сен-IvlapK Ф, Социализация природы. Пер. с франц. М.: Прог- ресс, 1977. 435 с.
168. Сиземская И.Н. Человек и труд: условия гармонш и развития (Социально-философсгаш анализ общественного производства). М Политиздат, I98I. 126 с.
169. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М Знание,1974.96 с.
170. Словарь современного русского литературного языуа, В 16-ти томх, Т.2. М Д Изд-во АН СССР,I95I.-1393 с.
171. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. 227 с.
172. Социалистический образ ЙСИЗНИ. Сборник статей ученых социал. стран. Пер с разных языков. Общ. ред. А.П.Д/тенко. М.; Прогресс, 1979. 211 с.
173. Субботин М, Культурная ценность вещ
174. Декоративное исвусство СССР, I97I, )1 3, с.35-36.
175. Сунягин Г.Ф. О спецж1)ике вультурологического подхода к исследованию общества. В кн.: Методологические проблегш науки и культуры. Культура и пути ее познания. Куйбышев: Куйбышевский ун-т, 1979, с.34-45.
176. Тараткевич М.В. Человек.Среда. Потребности. Диалектика формирования разуглных потребностей. -Минск: Беларусь, 1980. 271 с.
177. Тодоров А.С. Качество жизни: критический анализ бурлдгазных кощепций: Пер. с болг. М Прогресс, 1980. 223 с. (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма).
178. Травин И.И. Материально-вещная среда и социалистический образ Ш13НИ. Л.: Наука, 1979. 117 с.
179. Трубников Н.Н. О категориях "цель", "средство", "результат".М.: Высш. школа, 1967, 148 с.
180. Труды по знаковыл системам, т.
181. Редкол.: Ю.М,Лотг.©н (пред.) и др. Тарту: Тартус. гос.ун-т, I97I. 552 с. (Учен.зап. Тарт. гос.унив-та).
182. Редкол.: Ю.М.Лотман (пред.) и др. Тарту: Т1У, 1973. 572 с. (Учен. зап. Тарт. гос. ун-та).
183. Труды по знаковым систетдам. Т.
184. Редкол.: Ю.М.Лоилан (пред.) и др. Тарту: Т1У, 1975. 308 с. (Учен. зап. Тарт. гос. ун-та), 211. тугаринов В.П. Соотношение категорий диалектического тлатериализгла. Л,: Изд-во 11У, 1956. 122 с,
185. Тугаринов В.П. Соотношение категорий исторического тлатериаjM3Ma. Л.: Изд-во ЛГУ, 1958. 118 с.
186. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.
187. Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. М.: Акадешш наук СССР, 1963, 184 с.
188. Уледов А.К. К определению специфи1Ш культуры как социально- го явления. Философские науки, 1974, 1 2, с.2229. 2Гб. Федоров М.В, Общественные свойства вещей. Техническая эстетика, 1969, 1 10, с.5-8.
189. Федоров С,А. Вещи как ко?шонент социальной системы и объект управления. В кн.: Научное управление обществом. Вып.ГО. М Мысль, 1976, с.59-87.
190. Ципко А.С. Социализм: жизнь общества и человека (Полемические заметки). М.: Молодая гвардия, 1980. 287 с.
191. Человек и предалетшш мир: Тезисы докладов к межзональному научное сиьшозиутду. Горький: Гор)Ковский инженерно-строительный ин-т, 1980, 220 с.
192. Человеческие способности ьишин. Сборник статей. Пер. с англ.М.: Сов. радио, I97I. 199 с.
193. Шевченко В.Н. Философские предпосыл:ки коглплексного анализа предолетной среды. Философские науки, 1972, ]2 5, с.42-51.
194. Шептулин А.П. Категории диалектики как.отражение закономерностей развития. М Знание, 1980. 64 с.
195. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории Наука, 1973. 256 с.
196. Ярошевский Т. Личность и общество: (Проблеьлы личности в современной философии Игаркойзм, экзистенциализм,. структурализм, христианский персонализм). Пер. с польск. М Прогресс, 1973. 543 с. эстетической тлысли. М.: 226. -гспм Q J /leiaKhn i)f /-tuSl.. 228. M-l 229. 12. iteCMfmf. j>oM4f Sd/7/£ Jie/a dcaiice. /fe Anei