автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Вьетнамская эпиграфика как исторический источник по периоду позднего средневековья и нового времени
Полный текст автореферата диссертации по теме "Вьетнамская эпиграфика как исторический источник по периоду позднего средневековья и нового времени"
МреКОВСКШ'^ГОСУДЛРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 13 имени М.В.ЛОМОНОСОВЛ
На правах рукописи
ФЕДОРИН Андрей Львович
ВЬЕТНАМСКАЯ ЭПИГРАФИКА КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК ПО ПЕРИОДУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Специальность: 07.00.03 - Всеобщая история
А В Т О Р I; Ф Е I' Л Т диссертации на спискапис ученой степени кандидата исторических наук
11аучнын руководитель доцент Дсоиик Д.В.
Москва 1993
Работа выполнена на кафедре истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии Института Азии и Африки при МГУ.
Научный руководитель -
кандидат исторических паук, доцент Деопик Д.В.
Официальные оппоненты -
доктор исторических наук профессор Пак М.Н.
доктор исторических наук Рябинин А.Л.
Ведущее учреждение -
Московский государственный институт международных отношений
Защита состоится " "__ 1993 года в_часов на
заседании специализированного совета но историческим наукам Д.053.05.23 нри Институте стран Азии и Африки при МГУ имени М.В.Ломоносова но адресу: 103009, Москва, ул. Моховая, 8.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института стран Азии и Африки при МГУ.
Автореферат разослан "
)
Ученый секретарь
специализированного совета
1993 года.
Сафронова А.Л.
Московский государственный университет, 1993.
а
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
' Актуальность темы. История Вьетнама XV - XVIII вв. в отличие от более ранних периодов относительно подробно отражена в целом ряде письменных источников, многие из которых были созданы либо очевидцами событий, либо "по горячим следам". Помимо подробных официальных династийных летописей, посвященных описанию этого времени, существует ряд "частных" летописей, жизнеописаний, сборников государственных законодательных актов и отражающих обычное право общинных кодексов, семейных хроник, географий, а также обобщающих работ, не говоря уже о массе литературных произведений, часть из которых содержит важпьге исторические данные. Источники на бумаге дополняются большим количеством эпиграфических памятников, по числу и разнообразию которых Вьетнам превосходит любую другую страну Юго-Восточной Азии.
Несмотря на подробность и относительную надежность, абсолютное большинство перечисленных документов страдает одним и тем же недостатком - односторонностью в освещении событий. Они были написаны наиболее образованной и склонной к литературному творчеству частью вьетнамского общества того периода - гражданскими чиновниками или выходцами из близких к ним неокопфуциаиских кругов, которые, придерживались единых идеологических принципов и смотрели на историю с одних и тех же позиций. В результате в их произведениях в основном отражены те стороны жизни общества, которые представлялись им наиболее заслуживающими внимания, в то время , как другие факты и события, в том числе весьма важные, изложены весьма скупо или опущены. В первую очередь это касается информации об экономической ситуации в стране и положении находящихся в относительной оппозиции к гражданским чиновникам военных кругов, деятельности которых в большинстве имеющихся источников уделено внимания непропорционально мало по сравнению с их реальным весом в обществе и ролыо в историческом процессе. Указанное обстоятельство отразилось и на историографии (как зарубежной, так
и отечественной). Во многих работах, посвященных этому периоду, которые построены на традиционных методах извлечения информации из имеющихся источников, исследователи, по нашему мнению, вольно или невольно попадают под влияние политических и экономических концепций авторов этих источников, придерживаются их не всегда точной исторической периодизации и оценок тех или иных событий и политических деятелей средневековья и новой истории Вьетнама. В частности, явно преувеличивается роль гражданской администрации страны, значение принимаемых ею конкретных действий и мер, и, как следствие, не всегда точно прослеживаются причинно-следственные связи ряда исторических процессов и событий, в том числе имеющих ключевое значение. Кроме того, чисто умозрительный подход к анализу имеющихся источников допускает параллельное существование противоречивых, зачастую полярных теорий, касающихся сходных проблем, и пп одна из дискутирующих сторон не в. состоянии выдвинуть достаточно убедительные аргументы, чтобы опровергнуть другую. В этих условиях явно назрела необходимость пересмотра подхода к имеющейся информации и использования для ее обработки новейших статистических методов, позволяющих не только делать однозначные и математически проверяемые выводы, но и получать принципиально новые исторические данные, извлечь которые из имеющихся источников другими способами невозможно. Сильной стороной информации, получаемой с помощью статистических методов, является высокая степень ее объективности, поскольку зачастую подобный анализ позволяет выявить даже те данные, которые авторы исследуемых источников пытались скрыть или исказить, исходя из своих политических, религиозных или иных убеждений.
Как показывает практика аналогичных исследований по истории России и целого ряда других стран, наиболее результативной является обработка массовых, "серийных" (близких по структуре и формам) документов, охватывающих достаточно продолжительные промежутки времени. Идеальным в этом отношении является комплекс вьетнамских эпиграфических памятников: из более чем 11 тысяч созданных вьетами надписей, которые опубликованы или описаны в научной литерату-
ре, свыше 6 тысяч относятся к XV - XVIII вв., причем абсолютное большинство из них содержит четкие и легко вычленяемые общие формулы, отражающие дарения представителей различных категорий населения страны общинам или культовым объектам.
Основные задачи и цели исследования. Основными целями исследования были создание на основе персональной ЭВМ максимально подробной базы данных на все известные памятники вьетнамской эпиграфики, датированные периодом до 1802 года, проверка репрезентативности имеющийся выборки источников в отношении всех стел, созданных во Вьетнаме в указанное время, научная классификация и выделение устойчивых признаков надписей и, наконец, статистический анализ изменений значений этих признаков в зависимости от времени и места установки надписей в целях создания математически обоснованной исторической периодизации исследуемого периода и получения новых данных социально-экономического и исторического характера. Не менее важной задачей было использование имеющейся базы данных для комплексного изучения феномена вьетнамской эпиграфики как мощного и целостного процесса, позволившего ему без принципиальных изменений просуществовать вплоть до середины XX века, сравнение его с аналогичными процессами в соседних странах Юго-Восточной Азии, выявление из огромного числа вьетнамских стел групп памятников, подлежащих первоочередному более глубокому изучению уже на уровне полных текстов, то есть попытка создания программы дальнейшего исследования этого вида исторических источников.
Научная новизна работы. Первым вьетнамским историографом, подчеркивавшим самостоятельное значение стел и рассматривавшим их не только как литературные произведения, но и как ценный исторический источник, был видный политический деятель и ученый-энциклопедист XVIII века Ле Кун Дон (1726 -1784 гг.). Однако в дальнейшем это направление исторических исследований не получило своего развития, по-видимому, в связи с огромным количеством материала, собрату и обработать который один человек был просто не в состоянии.
В период французского владычества во Вьетнаме была проведена огромная работа по сбору эстампажей с существовавших тогда надписей, однако собственно эпиграфические исследования в основном сводились к переводу, комментированию и конкретному использованию информации, содержащейся в одной или нескольких стелах, посвященных сходным проблемам, например, экзаменационным стелам в Ханое, надгробным надписям в честь императоров династий Поздних Ле (1428-1788 гг.) и Нгуенов (1802-1945 гг.).
После обретения Вьетнамом независимости ситуация в эпиграфических исследованиях изменилась количественно, но не качественно. Публикаций, касающихся эпиграфических 1 проблем, стало значительно больше. В научный оборот было включено существенное количество новых, ранее не известных надписей. Однако объектами изучения оставались либо отдельные надписи, либо их небольшие и часто далеко не полные группы. К действительно комплексным обобщающим исследованиям этого вида памятников письменности можно отнести лишь кандидатскую диссертацию по вьетнамской эпиграфике, защищенную в 1990 году в институте Востоковедения АН СССР Чинь Кхак Манем, однако он рассматривал имеющийся материал в основном с точки зрения литературоведения.
Несмотря на большие достижения вьетнамских эпиграфистов, которых им удалось добиться особенно в последние годы, следует отметить, что комплексное изучение надписей на "вечном" материале во Вьетнаме пока находится па начальной стадии. Ни в одном из доступных автору данной работы исследований процесс создания эпиграфических памятников не рассматривается в целом с исторической точки зрения, с целью выявить его составные части и закономерности развития, определить, какие данные могут быть извлечены из эпиграфического материала и с помощью каких методов целесообразнее это сделать, насколько надежной окажется полученная в результате информация. Без решения этих проблем использование конкретных сведений, содержащихся в текстах стел, может привести к ошибкам и искажениям, поскольку, несмотря на свою бесспорную документальность, они,могут оказаться нено-казательными для'исследуемой эпохи в целом, являясь исклю-
чспмсм, единичным отголоском более ранних или предвестником более поздних процессов. Даже широкое и систематическое привлечение данных эпиграфических памятников, но без предварительной оценки надежности сведений стел и правомерности их использования методом выборочного цитирования в качестве доказательства тех или иных гипотез, оставляет сомнения в убедительности этих доказательств.
Практическая ценность работы. Системное изучение вьетнамской эпиграфики принесло ряд результатов исторического характера. К наиболее важным из них следует отнести получение детальной и научно обоснованной периодизации истории Вьетнама XV - XVIII вв. Сильной стороной этой периодизации является то, что она не претендует на "революцию" в наших представлениях об истории этого периода, но существенно дополняет, корректирует и конкретизирует уже сложившиеся за многие годы исторических исследований взгляды.
Удалось получить фактический материал для изучения и ряда конкретных исторических проблем. Так, анализ надписей дал основания для отнесения начала господства буддизма во Вьетнаме и превращения его в государственную религию на более раннее время (эпохи правления династий Динь и Ранних Ле, 970-1009 гг.) по сравнению с общепринятыми представлениями (династия Ли, 1010-1225 гг.). Итоги исследования эпиграфики также позволили прийти к заключению о том, что несмотря на политический антагонизм, тюа из правящего дома Чипей (1545-1788 гг.) во многом выступили продолжателями внутриполитической линии вытесненных ими из дельты Красной реки императоров династии Маков (1527-1592 гг.), сохранив практически неприкосновенным не только аппарат гражданских чиновников враждебной им династии, но и проводимую этим аппаратом политику. В надписях на "вечном" мате-, риале было обнаружено неожиданное подтверждение уже выдвигавшейся ранее гипотезы о фактическом уходе с политической арены правителя Вьетнама тюа Чинь Така (1606-1682 гг., официально правил с 1657 по 1682 г.) на восемь лет раньше, чем об этом говорят нарративные источники. Конкретные данные о состоянии экономики страны в разные периоды истории, полученные в результате комплексного анализа стел, ставят
под сомнение сложившееся представление о тюа Чинь Кане (1632-1709 гг., официально правил с 1682 по 1709 г.) как о пассивном и неумелым правителе, и, наоборот, существенно снижают авторитет активного реформатора тюа Чинь Кыонга (1686-1729 гг., правил с 1709 по 1729 г.), реальные последствия мероприятий которого объективно во многом оказались не на пользу его стране. Эта же информация заставляет по-новому взглянуть на гражданские войны 40-х - 50-х гг. XVIII века, переведя их из разряда крестьянских голодных бунтов в разряд ожесточенного межрегионального соперничества феодальных военных группировок. Изучение эпиграфического материала также поставило под сомнение принятый в пашей научной литературе тезис о быстрой феодализации вождей крестьянского восстания Тайшонов еще до их прихода па север страны. Данные стел свидетельствуют., что на последнем этапе правления этой династии в северном Вьетнаме (1797-1802 гг.) здесь происходили грандиозные целенаправленные структурные н иные изменения, являвшиеся но сути своей прямым отрицанием многого из того, что сложилось в обществе па протяжении последних трех веков, в частности, попытка возрождения общины в ее архаичном виде, небывалое усиление позиции гражданского чиновничества и буддийского духовенства.
Наконец, еще одним итогом данного исследования, не менее важным, чем предыдущие, стало создание автоматизированной базы данных на основе персональной ЭВМ, содержащей информацию о 6215 стелах, созданных во Вьетнаме до 1802 года включительно. Данное обстоятельство позволяет легко ориентироваться в подавляющей своими объемами эпиграфической информации, в течение нескольких минут получать исчерпывающие списки эпиграфических источников па любую интересующую тему, любого периода, любого типа и вида. В систему заложены возможности для расширения и совершенствования, что позволяет ей стать основой для комплексного изучения вьетнамской эпиграфики в будущем при обращении к полным текстам надписей.
Источники для написания работы. Эпиграфика еще с древних времен рассматривалась и воспринималась вьетнамцами в качестве неотъемлемой части литературы, а отдельные
!)
надписи - как законченные литературные нрппшеденпи. шгпч не уступающие написанным на бумаге. Данное обсюяге.п.сто способствовало сохранению многих эпиграфических текстов до наших дней в виде частей различных чисто литературных антологий, несмотря на гибель оригиналов надписей, созданных на "вечном" материале.
.Первый дошедший до нас специальный сборник эпиграфи-. ческих текстов появился в начале XIX века. Его автор Ле Као Лап г переписал все сохранившиеся к тому времени в Ханое "экзаменационные стелы" (надписи, посвященные конфуцианским дворцовым конкурсным испытаниям). Чуть позже были составлены сборники текстов стел других типов ("Би вам", "Би ваи кхай ты тан лук", "Зяо-ти ты лук", "Дой-шои ты би", "Ай-тяу би ки" и другие).
Следует подчеркнуть, что раннее копирование эпиграфических памятников в общедоступных сборниках, распространяемых по всей стране, касалось лишь достаточно узкого круга "парадных" стел, затрагивающих важные по понятиям того времени события в жизни страны или написанных выдающимися литераторами разных эпох. Большая часть надписей, прежде всего из числа обычной, "деревенской" эпиграфики, существовала только в оригинале на "вечном" материале или еще в одпой-двух копиях на бумаге или шелке, хранящихся в этих же деревнях. Таким образом этот весьма важный и надежный источник исторической информации длительное время оставался фактически не доступным для исследователей. В этой связи ученые, входившие во Французскую школу Дальнего Востока, в 1920-1945 гг. организовали работу но снятию эстампажей со стел, сохранившихся к тому времени во Вьетнаме. Большая часть собранных материалов уже после завоевания Вьетнамом независимости была обработана группой вьетнамских специалистов, составивших аннотации текстов 11062 надписей. В 1974 году указанные описания были сведены в многотомный "Каталог текстов стел", который хранится в виде рукописи в - библиотеке Института общественных наук в Ханое. К 1984 году указанный "Каталог" был дополнен и переработан, и на его базе создан новый многотомный труд, также пока не издан-
ный. Два упомянутых выше "Каталога" служат главными источниками для изучения эпиграфики Вьетнама.
Из других источников, появившихся в последние годы, следует выделить сборник "Избранные тексты стел Ханоя", вышедший в 1978 году. В нем приводятся наиболее интересные надписи, сохранившиеся в столице Вьетнама к концу 70-х гг. Поскольку в этой работе даны полные тексты, а не описания стел, ее научная ценность могла бы быть много выше, чем у "Каталогов", однако она существенно снижается (особенно в плане возможностей использования нетрадиционных методов исследования) в связи с тем, что в этот сборник 61,1:111 включены далеко не. все имевшиеся на гот момент надписи, а принципы их выборки оказались весьма неопределенными. Существенный интерес представила также дипломная работа выпускника филологического факультета университета города Хошимина Во Ван Тыонга "Стелы и тексты стел в городе Хошимине" , в которой собраны многие, но также далеко не все тексты древних и современных стел крупнейшего города южного Вьетнама. Данная работа особенно важна для решения вопроса о репрезентативности приводимого в "Каталогах" материала в отношении различных периодов и различных географических частей страны, а также для изучения тенденций развития эпиграфики после 1944 года. Большое значение для изучения эпиграфики имеют трехтомник "Стихи и проза эпохи Ли - Чан" и многотомное собрание избранных литературных произведений Вьетнама, в которых публикуются тексты практически всех известных нам надписей, датированных периодом до XV века.
В качестве важного источника для изучения вьетнамской эпиграфики можно также назвать многочисленные специализированные публикации, посвященные отдельным стелам или группам стел, которые регулярно появлялись и появляются в различных вьетнамских научных изданиях, особенно после выхода в свет ежегодника "Нгиен кыу Хан Ном" (1984 г.), ставшего потом (1986 г.) полугодовым журналом ("Тап ти Хан Ном"). Для некоторых других работ, не носящих специального эпиграфического характера, надписи на "вечном" материале являлись главным или одним из главных источников, поэтому
также приводятся в пих в подлиннике иди переводе, полностью или частично.
Богатая эпиграфическая информация содержится в наиболее падежной хронике истории Вьетнама - "Полных записях по истории Дайвьета" , в которой упоминается целый ряд стел, не сохранившихся до нашего времени, но существование которых в прошлом не вызывает особых сомнений.
Все доступные автору стелы, вновь найденные и опубликованные или хотя бы упомянутые в научных изданиях в период до 1992 года включительно, а также не сохранившиеся надписи, о которых нам известно из исторических источников, учтены в этой работе вместе с перечисленными в "Каталогах".
Теоретической и методологической основой работы послужили общие принципы статистического и математического изучения исторических источников, выработанные в последние десятилетия советской исторической школой, и наиболее полно и подробно отраженные в работах академика Ковальченко И.Д.
Методы исследования. В качестве основных в диссертации были использованы статистические методы исследования эпиграфики народов ЮВА, предложенные Д.В. Деопиком, и на практике продемонстрировавшие свою эффективность в конкретных работах как Д.В.Деопика, так и других исследователей, в частности, С.В.Куллапды, Г.Г. Бандиленко, А.А.Столярова и А.В.Харламова. Суть этой методики в самых общих чертах сводится к тому, что все имеющиеся в наличии надписи, в первую очередь экономического характера (акты дарения, посвящения, продажи, предоставления каких-либо прав и т.д.) рассматриваются как совокупность конкретных единичных действий ("простых операций"). В свою очередь простые операции также делятся на элементы, чаще всего на субъект, объект, предмет, предикат и обстоятельство. Например, чинов-иик(субъскт) дарит(предикат) пагодс(объект) деньги (предмет) в честь религиозного праздника (обстоятельство). Затем па основании изучения взаимораспределения простых операций и их составляющих во времени и пространстве при учете других факторов (временная сохранность надписей, место расположения, язык текстов, форма и материал, на котором они
исполнены, и т.д.) делаются конкретные заключения по социально-экономической, а иногда и политической истории страны, ее периодизации, особенностях развития отдельных географических частей и по ряду других вопросов. В процессе применения к надписям Вьетнама указанная методика была переработана и дополнена, что обусловлено отнюдь не ее несовершенством, а существенными отличиями вьетнамской эпиграфики от эпиграфики соседних народов, прежде всего более поздним массовым появлением стел, моноцентричностыо, мо-ноязычностыо и рядом других факторов, а также характером источников, которыми мы располагаем, в первую очередь - неодинаковой подробностью изложений содержания надписей, описываемых в "Каталогах".
Апробация работы. Отдельные разделы работы дважды (в 1988 и 1989 гг.) обсуждались на заседаниях вьетнамоведчес-кого семинара ИСАА при МГУ им.М.В.Ломоносова. Результаты исследования в той или иной степени учитывались при подготовке восьми публикаций. Одна из статей привлекла внимание историков СРВ, была полностью переведена на вьетнамский язык и помещена в периодическом издан и и по проблемам древних и средневековых письменных источников Вьетнама -"Таи ти Хан-Ном" (список публикаций приведен в конце автореферата).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, четырех приложений, списков таблиц, диаграмм, а также списка сокращении. В качестве иллюстративного материала в тексте и приложениях приведены восемь схем и диаграмм и 41 статистическая таблица.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы и формулируются основные задачи и цели исследования. Затем приводятся краткие данные об эпиграфических комплексах соседних этносов и ЮМА (Яны, Чамиы, Бирмы, Камбоджи), необходимые д .:1 и:\ I равнении с вьетнамскими надписями. Во введение также выпесепы разделы, касающиеся источниковедения' и пето- -
риографии вьетнамской эпиграфики и краткое изложение методики, которая была применена при написании работы. В конце этого раздела излагаются общие особеннбсти стел Вьетнама, которые можно выявить еще до проведения статистического анализа, а также затрагивается проблема датировки отдельных надписей.
Среди характерных черт вьетнамской эпиграфики выделяются "многостраничность" (использование для исполнения одной стелы нескольких, каменных поверхностей), абсолютное
1
господство одного языка - хап-вапа - в качестве языка вьетских надписей, высокая степень географической стабильности стел (чрезвычайно редкое позднее перемещение из районов первоначальной установки). В качестве наиболее интересной особенности вьетнамских надписей на "вечном" материале отмечена их поразительная близость к документам на бумаге, как по жанрам, форме (заголовок, частое указание автора, мелкие иероглифы), так и по способу существования (наличие копий в различных видах, многократное переписывание, объединение в рамках одной надписи самых различных сюжетов или позднее сведение в одну стелу более древних самостоятельных надписей).
Указание точной даты установки стелы или создания ее текста были практически обязательными атрибутами, отсутствие которых являлось исключением. Однако при более глубоком изучении можно выявить стелы, созданные явно позднее, чем это в них указывается. В пятом разделе введения рассматриваются два варианта появления подобных надписей - позднее копирование ранних текстов с внесением изменений, соответствующих эпохе копирования, и намеренное исправление даты стелы при снятии с нее эстампажа в XX веке. Делается вывод о том, что надписи первого вида должны учитываться при анализе эпиграфики ХУ-ХУШ веков, а второго вида безусловно исключаться.
Первая глава полностью посвящена вопросу выяснения хронологической и географической репрезентативности опубликованного эпиграфического материала как части всех надписей, созданных во Вьетнаме. В этих целях в зависимости от того, какие слои общества инициировали и финансировали создл-
Пне стел, они разделены на три тина - государственные, родовые и общинные. Кроме того, из общинных надписей выделены два подтипа стел, отражающих дарения с указанием имен дарителей, которые не сопровождались какими-либо обязательствами со стороны общины (допаторские) или сопровождались им1Г (условные). В качестве географических дистрибутивных единиц взяты провинции Вьетнама на начало XIX века, в качестве временных - равные 25-летпие отрезки времени.
Изучение территориального распределения эпиграфики позволило выделить четыре региона ее распространения в рамках страны, имеющих свою четкую специфику: равнинные провинции дельты Красной реки, где собственно говоря, и располагается абсолютное большинство известных нам памятников (88%), горные районы севера, северная часть центрального Вьетнама и оставшиеся районы южнее провинции Нгсап. Делается заключение о выраженной географической моноцептрнч-ности эпиграфической традиции во Вьетнаме, состоящей из мощного центра и разного рода периферии, а также о том, что стелы могут быть использованы только как источник по истории северной части страны, поскольку на юге они появились достаточно поздно и в незначительном количестве. )
Анализ синхронного распространения стел различных типов и подтипов показал, что при сборе эстамиажей максимальное внимание уделялось надписям, датированным годами до начала XIX века; с более поздних надписей эстампажи снимали далеко не везде, в частности, их практически проигнорировали в большинстве уездов главных стелопродуцирующих провинций - Хайзыоцг и Кипьбак. Делается вывод о том, что они- > сапные в "Каталогах" стелы в целом репрезентативны для всего эпиграфического комплекса Вьетнама по всему периоду, однако при изучении тенденций развития эпиграфики Х1Х-ХХ веков необходимо иметь в виду, что в имеющихся источниках учтена примерно половина стел, датированных после 1802 года, которые имелись в стране на момент снятия эстампажсй.
Во второй главе на основании диаграмм погодового распределения стел различных типов предлагается периодизация истории Вьетнама ХУ-ХУШ вв., дополняющая и уточняющая существующую. В частности, выделяется начальный этап фор-
мировапия княжества тюа Чинь в северном Вьетнаме (16031622 гг.), во многом определивший "лицо" этого государственного образования вплоть до конца XVIII века. Обосновывается тезис о постепенном переходе здесь от чисто военных к воен-иогражданским формам правления, для которого решающими были 1646-1656 гг. Отмечается неуклонный рост экономического благосостояния этой части страны во второй половине XVII века (1657-1694 гг.) завершившийся экономическим расцветом на рубеже XVII и XVIII вв. (1695-1710 гг.).
Анализ эпиграфической активности в северовьетпамском обществе в период правления известного реформатора тюа Чинь Кыотл (1709-1729) показал серьезные проблемы, возникшие здесь и связи с проводимыми реформами, которые, по всей вероятности, стали одной из главных причин политического криза 40-х гг. XVIII века. В то же время в целом сравнительно благополучное положение в экономике северного Вьетнама накануне этого кризиса (1731-1738) дало основания поставить под сомнение сам характер последовавших за этим войн, которые традиционно принято считать бунтами обнищавших крестьян, и отнести их скорее к региональному соперничеству воспно-феодальпых группировок.
Наконец, в эпиграфическом развитии Вьетнама па заключительном этапе правления здесь пришедшей на гребне крестьянских восстаний династии Тайшонов (1797-1802 гг.) выявлены вполне четкие тенденции, свидетельствующие о кардинальных переменах, проходивших в обществе в это время, об отрицании многого из наследства Чипсй, в частности, о непропорциональном усилении в это время позиций гражданских чиновников и буддийского духовенства и укреплении положения средних слоев во вьетнамской общине.
В третьей главе каждый из типов вьетнамской эпиграфики (общинная, родовая и государственная) разбивается па виды, прослеживается дистрибуция надписей отдельных видов во времени и в пространстве и па этой основе делаются конкретные выводы исторического характера. В частности, приводятся прямые и косвенные факты, свидетельствующие о том, что в начале правления династии Поздних Ле (1428-1788 гг.) государство пыталось ввести монополию на создание стел, что при-
вело к абсолютному преобладанию государственных надписей в XV пеке. Однако затем в связи с превращением императоров этой дипасгнн в чисто декоративные фигуры и переходом реальной власти в руки всесильных правнтелей-тюа памятники указанного'вида практически исчезли, чтобы'вновь станет распространенными при следующей династии (Нгуеи, 1802-1945 гг.).
Приводятся эпиграфические свидетельства тому, что' буддизм как государственная религия возобладал несколько раньше (при династиях Динь, 968-980 гг. и Ранних Ле, 980-1009 гг.), чем это было принято считать (при династии Ли, 10101225 гг.). Высказывается гипотеза о существовании государственных стел, поставленных от имени династий Мак (15271592 гг.) и Тайшоп (1788-1802 гг.), которые в дальнейшем были уничтожены их политическими противниками. Также делается попытка па основании анализа многочисленных публикаций установить точное количество так называемых "экзаменационных" стел, находившихся в столичном храме Литературы.
При рассмотрении родовой эпиграфики отмечается парадоксальная ситуация относительного увеличения количества вновь создаваемых стел этого типы в сложные периоды истории Вьетнама, во время войн, голодовок, восстании и т.д. Указанное обстоятельство объясняется безусловным усилением в эти периоды военно-феодально!! знати, активно обогащавшейся в ходе многочисленных военных столкновений, и параллельного ослабления общип, которые, равно как и подчиненные им культовые объекты, переставали быть привлекательными в плане условных дарений и сворачивали созидательную деятельность, инициировавшую создание допаторских стел.
При рассмотрении общинных надписей в этой главе основное внимание уделяется т.п. "надиисям-неоперациям", то есть эпиграфическим текстам или частям текстов, которые фиксировали не собственно дарения, а различные отвлеченные сведения, но тем или иным причинам волновавших общину и побуждавших ее сохранить и увековечить.их. В частности, речь идет об истории общин, правилах церемоний в общинных культовых сооружениях, биографиях поминаемых в них мифических или древних героев, воспроизведении государственных
указов, предоставляющих общинам те или иные привилегии, приговоры но выигранным судебным тяжбам, изложения традиционных юридических норм, наконец, обобщенные списки принадлежащих общинам или культовым сооружениям земель и почитаемых ими деятелей. Делается вывод, что с географической и временной точки зрения процесс создания этих памятников в своей эволюции практически полностью повторяет процесс создания общинной эпиграфики в целом. Здесь же выдвигается гипотеза о том, что большинство обобщенных списков лиц, почитаемых в различных культовых сооружениях, и принадлежащих этим сооружениям земель являются поздним сведением в одной надписи более ранних эпиграфических и иных документов, фиксировавших условные дарения' в традиционных фомулах. Это делалось в целях, с одной стороны, зафиксирован) и закрепить за общиной подаренную ей собственность, а с другой - искусственно отделить сведения о дарителе от сведений о подаренном и, главное, опустить информацию об условиях, на которых эта собственность дарилась.
При последующем рассмотрении оставшейся общинной эпиграфики процедура выделения ее отдельных элементов усложняется. В частности, за единицу принимается не отдельная надпись, а отдельная операция, которых в одной стеле может быть зафиксировано несколько. Так, единая надпись 1782 года, повествующая о ремонтах храма в 17(50, 1766 и 1780 гг., содержит информацию сразу о четырех дпахроппых операциях - трех ремонтах и одной установке стелы. Здесь же выделяются четыре основных вида этих операций - созидательные, (общественно-полезные действия без указания дарителей), доиа-торские (то'же самое, но с указанием дарителей и без указания условий), условные (то же самое, но с указанием условий) и продажа прав на общинный дом - единственный вид общинных операций, носящий ярко выраженный узкорегнопальпый характер (95% подобных операций упоминаются в надписях из провинции Шонтай).
Четвертая глава посвящена изучению соотношений элементов общинных операций, зафиксированных в эпиграфике, в частности, субъектов, объектов, предметов, целей и воздая-
мни за благодеяния, и отражения ими исторических процессов, происходивших во Вьетнаме в ХУ-ХУШ вв.
Лпализ распределения категории субъектов свидетельствует о непрерывном росте эпиграфической активности зажиточных слоев вьетнамской общины, не имеющих отношения к государственной службе, о переходе процесса создания эпиграфических памятников от чисто верхушечного к общераспространенному явлению, в котором принимают участие большинство категорий вьетнамского населения. Инициация этого процесса как массового феномена явно была осуществлена в начале XVII века правителями из рода Чинь. Отмечено необычное для стран востока преобладание женских дарений, обусловленное спецификой вьетнамского общества того времени, в частности, относительно высоким положением и определенной экономической самостоятельностью женщин, а также тем фактом, что большинство мужского населения могло рассчитывать на поминовения в рамках семейного культа предков и зачастую не прибегало к заключению соответствующих договоров с общинами.
Данные эпиграфики также позволяют подтвердить и проследить непропорционально быстрый рост влияния сословия дворцовых евнухов в конце XVII - первой трети XVIII вв. и резкое ослабление их позиций после дворцового переворота 1740 года и последовавшей за ним серии гражданских войн.
Рассмотрение временной дистрибуции объектов операций свидетельствует о том, что до прихода к власти в XVI веке династии Мак их номенклатура была предельно узкой и ограничивалась в основном собственно общиной и буддийскими храмами при явном преобладании последних. При Маках складывается новая, значительно более многообразная система объектов, которая пополнилась сначала храмами культа героев, а затем общинными домами и местными неоконфуцианскими храмами литературы. Окончательно эта система сформировалась в начале XVII века при Чинях, когда стали осуществлять дарения личным храмам еще живущих или недавно умерших деятелей, а также организационным (не географическим) подразделениям общины - зяпам. В это же время разрушается прежняя традиция прямого дарения культовьтм сооружениям: боль-
шая часть пожертвований адресуется собственно общинам с условием, что они должны быть истрачены на указанные сооружения. Это явление отражает процесс постепенного установления полного контроля со стороны общин над культовыми объектами всех религий и верований, включая буддизм, и утрату ими хозяйственной и иной самостоятельности. Имеющиеся материалы показывают постепенную сдачу позиций буддизмом во вьетнамском обществе на протяжении всего рассматриваемого периода за исключением уже упоминавшегося ранее последнего этапа (1797 -1802 гг.) правления династии Тайшон.
При рассмотрении предметов общинных операций наибольший интерес представил плавный, но неуклонный рост земельных пожертвований относительно денежных, который был обусловлен ростом частных землевладений вообще и увеличением количества условных операции, предусматривающих, как правило, дарение недвижимости как залога "вечного" поминовения.
Анализ целей операций позволяет проследить соотношение между строительством новых и реконструкцией старых культовых сооружений. Если на ранних этапах (XV - начало XVI вн.) темпы нового строительства были выше, то позже в годы ожесточенной борьбы Чиней сначала с Маками на севере, а потом с Нгуенами на юге это соотношение резко изменилось не в пользу нового строительства. С завершением этана активных войн ситуация стабилизировалась: после вспышки нового строительства в середине XVII века соотношение вновь сооруженных и отремонтированных старых зданий установилось на уровне примерно 1:2, что, по всей вероятности, отражало реальную ситуацию в данной области. Отмечается также устойчивое уменьшение строительства буддийских объектов, особенно по сравнению с объектами других категорий.
Наконец, изучение синхронного распространения воздаянии по итогам условных операций показывает, что и по этому признаку вьетнамская эпиграфика как массовое явление сформировалась в конце правления Маков - начале правления Чинен (вторая половина XVI - начало XVII вв,). Системы общинных и буддийских титулов как вознаграждений за пожертвования явно носили общий, взаимосвязанный характер, о чем сип
детсльетвуют случаи их одновременного присвоения по. итогам одной и топ же операции. На базе различных религий и верований в рамках общины сформировался единый комплекс, в котором мирно сосуществовали далекие друг от друга системы воззрений па окружающий мир.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования эпиграфических памятников и выделяются наиболее важные выводы, к которым удалось прийти.
В приложении к диссертации приводится .список эстампа-жей стел, являющихся либо копиями друг друга, либо частями одной и той же надписи; список стел, описаний которых нет в "Каталогах", но которые были учтены при количественном анализе вьетнамской эпиграфики, а также исходные статистические таблицы.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Никитин A.B., Фсдорин А.Л. О роли феодальных родов в истории Вьетнама (к постановке проблемы).- В кн.: Социальные группы традиционных обществ Востока: 4.1. М., 1985, с.115-124. - 0,5 а.л.
2. Фсдорин А.Л. Политическая история воеиио-фсодаль-ной группировки Нгуенов-Чиней из Тхапьхоа и се роль в истории Вьетнама в XVI веке.- В кн.: Социальные группы традиционных обществ Востока. 4.1. М., 1985, с. 125-145. - 1 а.л.
3. Фсдорин А.Л. Особенности развития гражданской и военной должностной системы во Вьетнаме в XVI веке.- В кн.: Социальные группы традиционных обществ Востока. 4.1. М., 1985, с.146-164. - 1 а.л.
4. Фсдорин А.Л. Особенности вьетнамской эпиграфики и некоторые проблемы се изучения как исторического источника. - В кн.: История и культура Восточной и Юго-Восточпой Азии. T.II. М., 1986, с.353-361. - 0,5 а.л.
5. Фсдорин А.Л. Методика и некоторые результаты статистического анализа данных эпиграфики Вьетнама при изучении социально-политической истории.- В кн.: Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986, с.52-79. -1,25 а.л.